Выступление на педсовете учителя русского языка и литературы

учитель русского языка. и литературы. МОУ Кулешовская ООШ. Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Амурзет» Евгении Александровны Самариной.

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Васюк Татьяны Андреевны

Sale, useage, exchange, or lease of government property at competitive prices. Security report: 16 In Summary Doing business in Mexico is cost effective and easy. Mexico has a very stable and growing economy. Guadalajara has a large pool of talent with thousands of professionals graduating from the 16 local universities.

Source: 17 Thank You!

Особенно актуальным данная форма работы окажется для более младших школьников на уроках русской литературы. Зачастую временная ограниченность аудиторных занятий подталкивает учителей на создание факультативных и дополнительных занятий по развитию речи. На сегодняшний день существует немало авторских разработанных учебных спецкурсов по культуре речи, которые успешно апробируются в российских школах. Данный факт говорит о том, что современное общество признаёт грамотную речь главной чертой развитой личности. Таким образом, повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы является основной задачей преподавателя-русиста. В зависимости от возраста школьников и изучаемого материала преподаватель-словесник должен строить систему работы по повышению речевой культуры школьников. Это могут быть занятия в рамках учебного часа, факультативные занятия или же их совокупность. Литература: Лолуа В.

Формирование культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста: дисс…док. Милостивая О. Мысль: электронный периодический журнал. Мысль: электронный периодический журнал», 2016. Основные термины генерируются автоматически : речевая культура учащихся, русский язык, русская литература, повышение, работа, речевая культура школьников, урок, высокий уровень, огромный потенциал, речевая культура. Похожие статьи Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека. Существуют различные методические рекомендации по организации работы на уроке с целью...

Прием «Творческий эксперимент» ставится проблемный вопрос, дети предлагают пути решения. Прием «Оратор» убеждение в необходимости изучения темы через доказательства. Прием «Решение загадки, кроссворда», подводящий детей к теме урока и вызывающий интерес. Это оживляет детей и служит сигналом к началу умственной деятельности. Педагог должен добиться активности учеников в процессе слушания. Этого можно добиться, предлагая задания, которые необходимо выполнить по ходу чтения лекции педагогом. Слайд 18 На уроках русского языка целеполагание;.

Стандарт направлен на обеспечение, прежде всего, доступности получения качественного основного общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который обеспечивает: формирование готовности учащегося к саморазвитию и непрерывному развитию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся, способность обучающихся к саморазвитию. При подготовке к уроку мы должны соблюдать дидактические принципы построения урока: Принцип научности-основной дидактический принцип Он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, освоение современных методов познания, то есть активное использование ИКТ. Из принципа научности вытекает требования проблемно-деятельностной постановки учебного процесса. Принцип визуальности достигается при использовании средств ИКТ.

Выступление на педагогическом совете «Адаптация пятиклассников»

Выступление на педагогическом совете. Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. Материалы педагогического совета «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения» ЦЕЛЬ: провести. «Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы». Педагог: Ткаченко Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой (из опыта работы). Воспитание обучающихся осуществляется в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, что даёт возможность учителю русского языка и литературы широко использовать потенциал своих предметов.

Методическая копилка учителя русского языка и литературы Сучковой В.Л.

Виды тренингов на уроках русского языка и литературы. Упражнение «Диалог субличностей». Систематически на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. 1. Повышение профессиональной компетентности учителей русского языка и. литературы в области. Самоанализ педагогической деятельности. Я, Яковлева Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, в данной школе работаю в течение 13 лет, с 2008 года. учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьской ООШ, деревни Чуваши Кирово-Чепецкого района Кировской области.

Мастер-класс учителя русского языка и литературы

Выступление на педсовете. Педагогический состав. учитель русского языка. и литературы Крюкова Д.Д. Областью применения опыта являются педагогические ситуации в системе уроков русского языка и литературы, внеклассной работы по предмету и воспитательной работы с классом. Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Амурзет» Евгении Александровны Самариной. Блог Т.Н. Карпенко, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №41 г. Белгорода.

Выступление на педагогическом совете «Адаптация пятиклассников»

Подготовила: Соколова М.Е,учитель русского языка и литературы МКОУ Есиплевской СОШ. Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстом на уроках русского языка и литературы. КРИРО К. РМО учителей русского языка и литературы. РМО учителей русского языка и литературы. Педагогический опыт Сидаковой Эллы Владимировны, учителя родного (черкесского) языка и литературы.

Блог Т.Н. Карпенко, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №41 г. Белгорода

Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов психологов, дефектологов, логопедов и т. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. Умение совместно с психологом и другими специалистами осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение совместно с психологом и другими специалистами составить психолого-педагогическую характеристику портрет личности учащегося. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции по международным нормам и т.

Владение психолого-педагогическими технологиями в том числе инклюзивными , необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями аутисты, СДВГ и др. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе Педагог начальной школы должен 1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. Обеспечивать развитие умения учиться универсальных учебных действий до уровня, необходимого для обучения в основной школе. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога 5. Общие подходы Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. Был — стал. Или, в особо сложных случаях например, ребенок с синдром Дауна , о сохранении его психоэмоционального статуса. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада. Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Посещенные уроки учителей свидетельствуют, что на уроках ведется систематическая работа по отработке зоркости учащихся через словарные работы, морфологический разбор слов, исследовательские задания, корректурные упражнения, комментирование орфограмм. Несмотря на прилагаемые усилия, орфограмма «Безударная гласная в корне слова» по-прежнему остается одной из самых трудных, поэтому учителям русского языка необходимо продолжить работу по выработке орфографической зоркости учащихся. Широкий спектр наблюдений на уроках позволяет более глубоко оценить деятельность педагогов, выявить вопросы, требующие обсуждения на МО. По итогам проверки даны рекомендации учителям: продолжить развитие навыков анализа художественного текста; разнообразить формы и методы работы. В течение года осуществлялся контроль за ведением тетрадей по русскому языку. Это позволило выявить недочеты в проверке тетрадей. На контроль вынесен вопрос по проведению работ над ошибками учащихся. Уровень обученности учеников 5-9 классов изучается и анализируется систематически путем проведения контрольных, тестовых и срезовых работ входных, четвертных, по итогам полугодий, года , проведенных в рамках контроля за качеством преподавания предметов, классно-обобщающего контроля. Знания обучающихся подвергаются всестороннему анализу и сравнению по предметам, классам, с выходом на конкретного учителя. Контроль качества преподавания и ЗУН обучающихся осуществлялся по следующей схеме: 1. Данная система работы позволяет сделать вывод о том, что материал по всем предметам учебного плана усвоен обучающимися на допустимом и оптимальном уровнях. В течение учебного года заместителем директора по УВР осуществлялся контроль за объемом выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана. В 3 и 4 четвертях учебного года в рамках работы по преемственности осуществлялось взаимопосещение уроков учителями-предметниками и учителями начальных классов. Все контрольные работы были проведены в присутствии ассистентов. Преподавание русского языка и литературы в 6,8, 9 классах ведет учитель высшей категории , ее педагогический стаж составляет более 26 лет. Отличаясь высокой требовательностью к себе, не останавливаясь на достигнутом, учитель в постоянном поиске наиболее рациональных приемов, средств и методов обучения школьников. Она творчески использует в своей практике идеи проблемного и личностно-ориентированного обучения, межпредметные связи, современные медиаматериалы. Заботясь об интеллектуальном развитии детей , педагог не забывает о главном — воспитании доброты, отзывчивости, сострадания. Учитель охотно делится своими педагогическими находками с коллегами. Среди учителей, учащихся и родителей педагог пользуется непреклонным авторитетом. Преподавание русского языка и литературы в 7 классе ведет учитель , учитель первой категории. Стаж работы училет. За долгие годы у нее сложилась своя система работы, накоплен богатый дидактический материал. Уроки учителя отличаются содержательностью, хорошим темпом, логичной завершенностью, научно-теоретическим уровнем. Учитель поставила перед собой задачу — дать каждому ученику прочные и глубокие знания. Она уверена, что знания учащихся находятся в прямой зависимости от того, насколько учитель умеет активизировать мыслительную деятельность детей. Много сил отдано учителем оформлению классных кабинетов: в классе много творческих работ наших детей, красочных наглядных пособий, карточек, схем, альбомов, изготовленных руками учителя.

Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Если школьник не будет читать 110-120 слов в минуту по выходе из начальной школы, то трудности в переработке информации будут расти. Каждые три года поток информации возрастает в 8-10 раз. Одной из очень серьёзных школьных проблем на пути повышения качества обучения по русскому языку до сих пор остаётся формирование прочных навыков грамотного письма. Известно, что любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности, является результатом многократных действий, легче вырабатывается в эмоционально благоприятной обстановке и при постоянном самоконтроле и самоанализе умственных действий. В исследованиях ученых встречается такая цифра — для прочных знаний детям надо повторить материал 400-500 раз. Остальное — практика в самостоятельной жизни. Это должен знать каждый родитель и ученик, чтобы понять, что нельзя процесс формирования прочных ЗУН откладывать на потом, и лучшее время усвоения — это школьные годы, закладывающие фундамент будущего личного благополучия. Каковы же пути решения «орфографических» и «пунктуационных» проблем? В первую очередь, учитель в ходе опроса, при анализе его результатов, при подаче нового материала должен повышать мотивацию учения и обеспечивать атмосферу доброжелательности. Дифференцированные упражнения, упражнения, снабженные ключами для самоконтроля, перфокарты письмо с дырками , тренажёры, сигнальные карточки, работа по карточке с применением алгоритма или по образцу , игровые ситуации, посильные творческие задания — подобная работа учителя создаёт возможности преодоления низкой неуспеваемости. На своих уроках использую алгоритмы. При объяснении нового материала на доске и в тетрадях составляется алгоритм, который дети в течение 45 учебных минут проговаривают неоднократно. Зачастую орфографическое или пунктуационное правило задаю не по учебнику, а по алгоритму в тетради, то есть такие алгоритмы помогают слабоуспевающим ученикам зрительно запомнить новый материал. Одна из наиболее распространённых мер преодоления невысокой успеваемости — это организация дополнительных занятий во внеурочное время. Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» направлен на практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы, на оказание действенной индивидуальной помощи ученикам в работе, по мере возможности развивая их самостоятельность. Каждому учителю-предметнику и классным руководителям необходимо руководствоваться памяткой «Психотерапия неуспеваемости»: 1. Не более одного недостатка в минуту: избавляя человека от недостатков, знайте меру, иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам.

Если внутри учителя горит огонь Профессионализма, Мастерства, Любви к своей профессии, если он наполнен высоким служением своей миссии, то можно с уверенностью сказать, что этот огонь сможет рассеять искры познания и в душах тех, кто приходит к нему на уроки. Подробный отчёт о проведенной Неделе русского языка администрации был предоставлен, и мы надеемся, что в скором времени вся информация о мероприятиях будет опубликована на сайте школы. А сегодня на нашем педсовете мне хотелось бы рассказать и показать, какую огромную работу провели учителя русского языка и литературы для того, чтобы привлечь своих учеников к участию в предметной Неделе.

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ШМО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать дидактические принципы построения урока: Принцип научности-основной дидактический принцип Он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, освоение современных методов познания, то есть активное использование ИКТ. Из принципа научности вытекает требования проблемно-деятельностной постановки учебного процесса. Принцип визуальности достигается при использовании средств ИКТ. Принцип системности.

Как же все эти требования Стандарта осуществить на современном уроке русского языка?

Разработкой вопросов системно — деятельностного подхода к образованию занимались такие учёные, как: Б. Ананьев, Б. Ломов, Л. Занков, А. Лурия, Д. Б, Эльконин, В. Давыдов — в области школьной психологии и педагогики. Говоря о необходимости приоритетного формирования метапредметных результатов как совокупности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД , нельзя не вспомнить различные технологии интенсивного обучения по моделям В. Шаталова и Т.

Кроме того, следует отметить, что вопрос формирования метапредметных результатов при реализации ФГОС второго поколения освещены в изученных нами статьях — С. Климановой и М. Бойкина «Программа литературного чтения школьников», — М. Огородниковой «Актуальность предшкольной подготовки» , — С. Шагровой «Метапредметные результаты обучения. Мастер — класс». Цель данного выступления — теоретически изучить проблему формирования метапредметных результатов в ходе реализации ФГОС второго поколения и выявить возможности их формирования на уроках русского языка и литературы у учащихся 8 — 9 классов с помощью применения метода внутриязыкового сопоставительного анализа. Охарактеризовать приёмы и методы формирования метапредметных результатов Описать методологические аспекты формирования метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы Выявить возможность применения метода внутриязыкового сопоставительного анализа для формирования метапредметных результатов Обосновать необходимость работы с применения этого метода на уроках в 8 — 9 классах. Методологические основы формирования метапредметных результатов. Формирование метапредметных результатов как требование ФГОС второго поколения.

Метапредметные результаты — это освоенные учащимися универсальные учебные действия познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формировать метапредметные результаты можно двумя способами: — первый предложил учёный — педагог Громыко который считает целесообразным в связи с введением новых Стандартов образования водить специальные метапредметы и разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача; — второй — это собственно метапредметный подход к преподаванию отдельных предметов для достижения метапредметных резултатов, что и является собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии. Приём «Мини — исследование» или «Мини — проект» Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем: учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера. При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание: они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности. Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.

Этап рефлексии 1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….. Я думаю, что уроки русского языка проходят…… 3.

Больше всего на уроках русского языка я люблю…. Мне не очень нравится…… 5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Приём «Суперконтрольная» Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются заданиями и выполняют их.

По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой контрольной ученик получает три оценки — за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться.

Выставляется средняя оценка. Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах?

Практика показывает, что любой ученик, работая над проектом, спокоен, потому что знает точно, что никто не поставит плохую оценку за невыполненную работу. Учитель-консультант поможет через художественное осмысление текста принять окружающий мир и найти себя в нем, обрести уверенность и почувствовать себя творческой и преуспевающей личностью. Работа над проектом дает учителю возможность доказать ребятам, что чтение художественной литературы помогает им стать успешными во всем.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи , получают навыки работы в команде. Учащиеся сами планируют работу и несут персональную ответственность за нее. Кроме этого, они учатся находить необходимую информацию в библиотеке словари, справочники, учебные пособия, художественные тексты , пользоваться компьютерными программами и выходить в Интернет.

Проектная работа «Астрахань театральная» принесла неожиданные результаты. При постановке спектаклей слабоуспевающие учащиеся, а именно они мало читают, шили костюмы, делали декорации, учили наизусть большие роли и успешно выступали на сцене. Одни учащиеся увлеклись драматургией: сочиняли пьесы и ставили их на сцене, другие занялись поэзией, в результате чего был создан сборник стихов «Сочиняем сами».

Библиотечно-информационный центр и его читатели. С целью повышения читательского интереса у учащихся используются разнообразные формы урока: урок-семинар, урок-диспут, заседание «круглого стола», инсценирование, урок-концерт, встреча с писателем или поэтом, конкурсы чтецов и другие. Особую роль в воспитании читателя играет библиотечно- информационный центр.

В центре широко представлены электронные версии учебной литературы, активно используются возможности компьютерной техники: просмотр компакт-дисков, распечатка информации с дискет, использование ресурсов Интернет для выполнения запросов пользователей. Привить вкус к хорошей литературе, выйти за рамки школьной программы в изучении классики помогают литературно-музыкальные вечера, вечера-портреты, литературные гостиные. Задача подобных мероприятий - развитие мышления, воображения, речи учащихся.

Литературный педсовет: учителя русского языка и литературы о современных книгах и школьниках

Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Выступление на педсовете на темуАктуальность использования современных образовательных технологий преподавания русского языка и литературы Автор: Бакунина Татьяна Николаевна. Уроки русского языка и литературы в системе школьного образования занимают особое место. Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Амурзет» Евгении Александровны Самариной. Фонетика и фонология русского языка [103]. 2.4 МБ. Преподавание Русского языка и Литературы в условиях обновления содержания школьного

Методическая копилка

Принцип системности. Как же все эти требования Стандарта осуществить на современном уроке русского языка? Показать систему работы в 5 классе я решила на уроках по разным темам. Первый урок. Тема пока не записывается.

При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний использую такие приёмы, как ассоциации например, «Какие ассоциации связаны с именем М. В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся, повышается мотивация к познавательной деятельности. Цели и задачи урока формируются учащимися самостоятельно или совместно с учителем. Важный компонент структуры урока — составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме.

Например, модель понятия «Имя существительное». По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. И при изучении нового, и при закреплении активно использую алгоритмы. Алгоритм — ключ к применению правила. Основная часть урока — сотворчество всех участников или же самостоятельная поисковая или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем. Сделать познавательную деятельность творческой помогают такие формы учебных занятий, как урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина. Элемент творчества даже в самый обычный урок вносят деловые игры, театрализации, составление кластера, эвристические задачи, ролевые дискуссии. Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний. С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей.

По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок с ошибками , дружно, быстро медленно , кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки: «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ».

Эффективны и следующие приемы работы: 1. Поэтические пятиминутки. В начале каждого урока по одному — два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения. Опережающие домашние задания. Суть использования опережающих заданий на уроке литературы заключается в том, что наиболее подготовленные ребятам предлагается выполнить задание, содержание которого будет актуализировано на следующих уроках. Дискуссионная беседа между героями литературного произведения. Дискуссия разворачивается между двумя героями произведения, в роли которых выступают учащиеся.

Ребята образно представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию. Отстаивают точку зрения того героя, которого они представляют. Остальные учащиеся не просто пассивно слушают, а отвечают на поставленный перед началом дискуссии вопрос. Развитие речи учащихся — одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка.

Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного составляется список идей.

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей без комментариев , даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Приём «Толстый и тонкий вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Приём «Шесть шляп» Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует: умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа — позитивные суждения. Черная — отражает проблемы и трудности. Красная — эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая — творческие суждения, предложения. Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд.

Доклад «Повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

В-третьих, леность мысли, примитивность мышления, узость кругозора большинства учащихся в связи с низким уровнем начитанности. В-четвёртых, невнимательное чтение тестовых заданий, излишняя спешка при их выполнении. В-пятых, стремление получить готовый ответ в Интернете, чтобы избежать трудностей в процессе мышления. Я считаю, что решить проблему с подготовкой к ГИА можно только всем миром: в союзе с родителями. Кроме того, развивать коммуникативные умения нужно не только на уроках русского языка и литературы — необходимо всем учителям-предметникам включиться в работу по совершенствованию навыков работы учащихся с текстом — особенно учебным и справочным.

Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Специфика работы учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Процесс обучения должен быть увлекательным. Часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне. Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Сейчас в соответствии с изменениями в образовании упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно — диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: сомнение в полноте и прочности знаний, сомнение в собственных способностях, неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание, быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе. Чтобы исключить все вышеперечисленные факторы, вызывающие боязнь экзамена, а отсюда нежелание к нему готовиться и его сдавать, необходимо вести информационную работу. Организовывать информационную работу нужно как с детьми, так и с родителями. Информационная работа — важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ очень важна тесная связь с родителями. Необходимо информировать учащихся и их родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий всю необходимую информацию: представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, план работы по подготовке к экзамену, критерии оценивания, бланк заполнения. Создание методической базы. С согласия родителей приобретаются учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ, позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Собрана коллекция аудиотекстов ФИПИ. Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Первая часть экзамена — написание сжатого изложения по прослушанному тексту — требует от школьника мобилизации памяти, владения навыками информационной обработки текста выделить главное, отсекая второстепенное , умение сокращать текст разными способами, умение воспринимать авторский замысел, владения нормами орфографии и пунктуации. Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать при компрессии текста? Вот вопросы, которые обычно возникают при подготовке к выполнению части 1. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на уроках по развитию речи, но и литературы. Фактическиподготовка к написанию сжатого изложения начинается уже в начальной школе и продолжается в среднем и старшем звене. Очень важно соблюдать преемственность. Задания разнообразны: прочти текст, озаглавь его, выдели главную мысль, перескажи сжато, найди ключевые слова, фразы, раздели на абзацы, микротемы и так далее. В пятом классе я даю понятие способы сжатия: упрощение, исключение, обобщение. Учащиеся работают с повествовательными текстами, текстами повествования с элементами описания. Работа ведётся совместно с учителем, тексты находятся перед глазами учеников. В 6 классе ведётся работа с текстами разных стилей речи, даётся понятие авторский замысел. Сжимать текст необходимо так, чтобы соблюдать стиль, манеру письма автора.

Доклад на педагогическом совете. Итоги проведения республиканской секции руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы по теме: «Обновление содержания образования по русскому языку и литературе при переходе на ФГОС ОО». Выступление на районном МО учителей русского языка и литературы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий