Зал в котором 9 августа 1942 года состоялся концерт называется ленинградская

Грандиозная симфония прозвучала 9 августа 1942 года, в день, на который гитлеровцами была назначена полная расправа над городом. Концерт состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии, но музыка доносилась до каждого дома. 5 марта 1942 года, в Куйбышеве, состоялась премьера симфонии, ее исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Несколько позже Седьмая симфония прозвучала и в Москве. В городе появились воистину фантастические для блокадного времени афиши: «Управление по делам искусств исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года.

Новости и события Российского исторического общества

Танеева основан в… … Санкт-Петербург энциклопедия Филармония — Большой зал филармонии. Большой зал филармонии. Санкт Петербург. Филармония имени Д.

Wikimedia Commons 80 минут, пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. Говорова во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети.

Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Карл Элиасберг. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть». Главным «действующим лицом» концерта стал Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета — так назывался в годы войны нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии.

Именно на его долю выпала честь первым сыграть в Ленинграде Седьмую симфонию Шостаковича. Для исполнения симфонии требовался расширенный состав — к коллективу прикомандировали фронтовых музыкантов. В августе 1942 года оркестр исполнил симфонию 6 раз, четырежды — в Большом зале филармонии. В честь этого события по инициативе Юлии Кантор, д. Он имеет трёхчастную «композицию», которая включает конференцию, мемориальную выставку и — как ключевое событие — концерт Академического симфонического оркестра филармонии — бывшего Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета в Большом зале филармонии 9 августа 2022 г. При подготовке проекта были сделаны уникальные находки.

Сам Карл Элиасберг, шатающийся от слабости, ходил по госпиталям в поисках скрипачей, ударников ,духовиков. Ударника Жаудата Айдарова, например, он нашёл в мертвецкой!

Начались репетиции 7-ой "Ленинградской симфонии" Шостаковича. С особым нетерпением «свою» Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Ещё в августе 1941 года, 21 числа, когда было опубликовано воззвание Ленинградского горкома ВКП б , Горсовета и Военного Совета Ленинградского фронта «Враг у ворот», Шостакович выступил по городскому радио: «Час назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения, - говорил он. Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Дирижирует К. Иногда прямо тут же, под афишей, стоял лёгкий столик, на котором лежали пачки с отпечатанной в типографии программой концерта. За ним сидела тепло одетая бледная женщина — видно всё ещё не могла отогреться после суровой зимы.

Около неё останавливались люди, и она протягивала им программу концерта, отпечатанную очень просто, ненарядно, одной только чёрной краской. На первой страничке её - эпиграф: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович». А в самом низу мелко: «Ленинград, 1942». Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт. Наступило 9 августа. В Большом зале филармонии зажгли все люстры!

Естественно, сам зал был переполнен - жители блокадного города, бойцы ПВО, пехотинцы, матросы. У всех великое желание послушать симфонию, которую они так ждали! Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии. Выходит оркестр и дирижёр Карл Элиасберг, худой, бледный, но, как всегда, подтянутый, во фраке - последнюю картофелину он пожертвовал, чтобы накрахмалить воротничок.

Город был под надежной защитой: позиции противника тонули под шквалом артобстрелов, организованных в рамках секретной операции «Шквал». Зал был полон. Пришли пехотинцы, моряки, артиллеристы, горожане. Многие плакали. После завершения музыки зал разразился аплодисментами.

Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли. Из воспоминаний артистки оркестра К. Симфония из окружённого блокадой города передавалась по радио, музыка звучала из громкоговорителей. Её слышал весь мир и осадившие Ленинград фашистские войска. Великая сила искусства побеждала одну из самых сильных и страшных армий мира. Город, который немцы считали мёртвым, на весь мир заявлял, что не только жив, но и победит.

На головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен.

«Партитура памяти»: чтобы помнили

Там же 5 марта 1942 года состоялась и премьера произведения. Его исполнил оркестр Большого театра, труппа которого находилась в Куйбышеве в эвакуации. Но Шостакович мечтал о премьере «Ленинградской» симфонии в родном городе. Концерт состоялся 9 августа. Именно на этот день фашисты назначили банкет, уверенные, что Ленинград уже будет взят. Вместо этого в Большом зале Ленинградской филармонии были зажжены все хрустальные люстры, и звучала великая музыка. Ленинградская симфония Шостаковича. В блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года прозвучала Седьмая симфонии Дмитрия Шостаковича. С тех пор она получила название – Ленинградская симфония. Оборона и блокада Ленинграда: [цифровая коллекция]. Объявление приглашает жителей блокадного Ленинграда на необычный концерт: 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии будет исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Этот день – 9 августа 1942 года – остался в летописи Великой Отечественной, в первую очередь, как свидетельство о несокрушимом ленинградском характере. В этот день состоялась Ленинградская, блокадная премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

Считается, что замысел картины и первые наброски возникли у И. Серебряного в феврале 1942 года после возвращения с концерта в полупустом белоколонном зале Ленинградской филармонии, где исполнялась Шестая симфония П. И. Чайковского. Ленинградская симфония Шостаковича. В блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года прозвучала Седьмая симфонии Дмитрия Шостаковича. С тех пор она получила название – Ленинградская симфония. Сцену легендарного концерта, во время которого исполнялась Седьмая симфония, снимали там же, где он состоялся в 1942 году – в Большом зале филармонии.

Торжество жизни: как работала филармония во время блокады в Ленинграде

9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе. 9 августа 1942 года – в день, ранее объявленный немецким командованием датой вступления в Ленинград, – под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии состоялась ленинградская премьера «Ленинградской симфонии». В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года можно прочитать о важной детали подготовки к исполнению Седьмой симфонии в Ленинграде: «Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне в исполнении Лондонского симфонического оркестра. В июле 1942 года она прозвучала в Нью-Йорке, куда микрофотокопию партитуры переправили через Тегеран и Каир. 9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе.

"Ленинградская симфония". Музыка как оружие.

Зима 42-го — это самый страшный голод и самое большое количество смертей. Поэтому, по естественным причинам, ничего не происходило», — рассказала автор электронной летописи по истории филармонии Ирина Радионова. Зазвучит музыка в филармонии не сразу, вот тетрадь с записями о концертах. После вынужденного перерыва собрать оркестр было поручено дирижеру Карлу Элиасбергу. Самого маэстро в тот момент спасали от дистрофии, многие из музыкантов уже умерли от голода. Первые репетиции длились 15 минут, артисты не то что играть не могли, в руках инструменты с трудом держали. Но именно им выпало сыграть ту самую «Ленинградскую симфонию». Саму симфонию композитор начал писать еще в Ленинграде, но дописывал в эвакуации, в Куйбышеве.

Ее спецбортом доставили в город на Неве. Партитура Дмитрия Шостаковича повергла в ужас дирижера. Произведение написано для двойного состава медных инструментов и увеличенного — деревянных и духовых. Такого количества музыкантов просто не было. Их командировали с фронта. Премьеру несколько раз переносили, в итоге в Ленинграде Седьмая симфония прозвучала 9 августа 1942 года.

Над своей главной позволим себе столь субъективную оценку симфонией Дмитрий Шостакович работал в первые недели Блокады, а завершил её в Куйбышеве. На нотных страницах то и дело появлялась пометка — ВТ, воздушная тревога. Тема нашествия из Ленинградской симфонии стала одним из музыкальных символов нашей страны, её истории. Она звучит как реквием по жертвам Ленинградской блокады, как гимн тем, кто «Бился на Ладоге, дрался на Волхове, не отступил ни на шаг!

Лязгающая, «железная» музыка — образ беспощадной силы. Перевёрнутое болеро, в котором столько же простоты, сколько сложности. Ленинградские радиорепродукторы передавали монотонный стук метронома — он многое подсказывал композитору. Вполне вероятно, что идею «Нашествия» Шостакович нашёл ещё до войны: эпоха предоставляла достаточно материала для трагических предчувствий. Но симфония родилась в дни войны, и образ осаждённого Ленинграда придал ей вечный смысл. Уже в июне 1941-го Шостакович осознавал, что начинаются роковые дни, быть может, главной схватки в истории. Он несколько раз пытался добровольцем пойти на фронт. Казалось, что там он нужнее. Но 35-летний композитор уже оседлал мировую славу, власти знали об этом. И Ленинграду, и стране он был необходим как композитор.

По радио звучали не только новые произведения Шостаковича, но и его патриотические воззвания — сбивчивые, но заострённо искренние. В первые дни войны Шостакович пишет песню «Клятва наркому». Вместе с другими добровольцами он роет укрепления под Ленинградом, ночами дежурит на крышах, гасит зажигательные бомбы. На обложке журнала «Тайм» выйдет портрет композитора в каске пожарного… Этим героическим городским будням посвящена одна из песен Шостаковича на стихи Светлова — «Фонарик».

Говорили, что дирижер Элиасберг искал картошку, чтобы накрахмалить белый воротник и манжеты. У немцев на этот день был назначен торжественный вечер в гостинице «Астория», были даже напечатаны пригласительные билеты. Но в город фашистов не пустили. От пленных позже узнали: их удивил массированный артиллерийский удар, который сравнял с землей батареи, а потом симфония, которая зазвучала изо всех советских репродукторов. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «Действительно, включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку». Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Говорова, наши артиллеристы все это время вели непрерывный огонь по врагу. Операция называлась «Шквал». А когда окончилась музыка, Говоров прошел на сцену и поблагодарил дирижера. Благодарность он закончил словами: «Мы тоже исполняли симфонию, только артиллерийскую». Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к родине. Ирина Скрипачева, жительница блокадного Ленинграда, рассказывала: «Эта симфония очень сильно воздействовала на нас эмоционально. Ритм вызывал ощущение подъема, полета. В то же время, чувствовался пугающий ритм немецких орд. Это было незабываемо и потрясающе». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» Галина Лелюхина говорила: «Немцы уже объявляли, что Ленинград — город трупов, что по улицам ходят мертвецы… И вдруг такая мощная музыка, особенно в той части, где описано вторжение немцев. Это произвело очень сильное впечатление! Ведь тема симфонии понималась Шостаковичем много шире битвы с фашизмом. Прямая трансляция концерта шла по российским каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура». Шостакович был не единственным композитором, отразившим в музыке ужасы Второй мировой войны. Но Седьмая симфония Шостаковича выделяется и из этого ряда. Приведем мысли самого композитора, которыми он делился со слушателями: «Много сил и энергии я вложил в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Это выражение справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру.

Однако положение быстро меняется, и вот уже сапоги захватчиков грохочут у твоего дома. Беспощадный вал нашествия, в котором явно слышатся железные ритмы немецких бронетанковых дивизий, обрушивается на беззащитных людей, сокрушая и ломая их жизни. В середине первой части Ленинградской симфонии, после потрясающего столкновения гигантского вала вражеского нашествия с волной народного отпора, после беспощадного побоища наступает момент, болезненно точно воспроизводящий критическую ситуацию у стен Ленинграда в начале сентября 1941 года. Шостакович, находившийся в эпицентре смертельной схватки и еще не знавший, чем она закончится, увидел, тем не менее, надвигающийся на город панический хаос. Генерал-фельдмаршал фон Лееб торопил свои войска, и те, озверев от бессмысленного, на их взгляд, упрямства, казалось бы, давно разгромленных советских войск, рвались к хорошо видимому в бинокль городу, круша все на своем пути. В руинах, объятые огнем пожаров, лежали всемирно известные царские дворцы и парки Ораниенбаума, Петергофа, Царского села и Гатчины. Профессору Ленинградской консерватории Дмитрию Шостаковичу власти неоднократно предлагали эвакуироваться. Он мог уехать ещё в июле вместе с консерваторией, которую отправили в Ташкент, или с Союзом композиторов. Шостакович, однако, упорно отказывался уехать и, более того, пытался записаться добровольцем в народное ополчение. К счастью, у руководства штаба народного ополчения хватило ума отказать ему; в противном случае музыкальный гений ХХ века, в голове которого уже сложилась тема нашествия великой Седьмой симфонии, почти наверняка погиб бы в июле-августе 1941-го на Лужском рубеже под Ленинградом. Но никто уже не уехал через два дня из Ленинграда, ибо 28 августа 1941 года немецкие войска перерезали последнюю железную дорогу в районе станции Мга. Шостакович остался в блокадном Ленинграде ещё на месяц. В доме номер 29 по Большой Пушкарской он заканчивал первую часть Симфонии. И таскал туда партитуру, не мог от неё оторваться. Знаете, иногда можешь всё-таки оторваться от своей работы, а вот тогда я не мог. Не люблю такие слова про себя говорить, но это была самая вдохновенная моя работа». Август 1941, Ленинград Дмитрий Шостакович на крыше Ленинградской консерватории Фотография Дмитрия Шостаковича в пожарном шлеме на крыше Ленинградской консерватории в августе 1941 года стала исторической реликвией ХХ века, его, если хотите, реалистическим символом, вобравшим в себя и все божественное, и все дьявольское этого века. Самым тяжелым днем обороны города историки считают 15 сентября 1941 года. В этот день немецкие танки ворвались в Урицк на юго-западной окраине города и, проскочив его, оказались в заболоченной низине, где их встретил последний на пути к Кировскому заводу заслон из остатков войск 42-й армии и ополченцев Октябрьского района. Одновременно немцы прорвали оборону в районе Царского Села и вышли к Пулковским высотам на южной окраине города в 15 км от Эрмитажа. На высотах, с которых открывалась панорама великого города, горела всемирно известная Пулковская обсерватория с провалившимся куполом над Главным телескопом Академии наук СССР. Началось паническое бегство солдат из окопов на южной окраине города… В этот критический момент истории, 17 сентября 1941 года в осажденном городе, пребывавшем на грани катастрофы, произошли два глубоко символичных события. Я просмотрел хронику культурой жизни мира за 1941 год, третий год Второй мировой войны. В победоносной Германии, насаждавшей германский дух и немецкие порядки на большей части европейского континента, и в союзной Италии новых симфоний не было. В Америке, ещё не вступившей в войну, симфонии не сочинялись. Англии, уже третий год воевавшей с Гитлером, было не до симфоний. В залитой кровью Польше некому было писать симфонии. В оккупированной Франции, чьи военные неприятности, если не считать партизан-антифашистов и евреев, ограничивались некоторыми бытовыми неудобствами, никому в голову не приходило заняться сочинением симфонии. Симфония сочинялась лишь в окруженном фашистскими войсками Ленинграде. Симфония, ставшая духовным событием века, сочинялась в городе, который ежедневно бомбили и ежечасно обстреливали, в городе, на который надвигался голодный мор. Великая симфония сочинялась в городе, который стоял на пороге падения, разгрома и тотальной кровавой резни. Как это следует понимать? Нет ли в этом какой-то фатальной предопределенности, не стоит ли за этим недоступный человеческому разуму Божественный замысел? Не знаю… Дмитрий Шостакович Событие второе: вечером в квартире на Большой Пушкарской Дмитрий Шостакович сыграл своим друзьям и коллегам две первые части Симфонии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий