Январь 1918 декрет об отделении

«1. Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собой, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против неё гонения. Пункт 3 опубликованного 23 января по старому стилю декрета ленинского Совнаркома (СНК) "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" не устарел нисколько: "Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. 8 апреля 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам». Декрет был утверждён 22 апреля 1918 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. К общему списку декретов. Декрет об образовании Центральной контрольной коллегии, местных учетно-контрольных коллегий и контрольных комиссий. 18(31) января 1918 г. Но уже с января 1918 года в советских газетах началась антицерковная агитация, что называется, «артподготовка», предваряющая появление Декрета об отделении церкви от государства.

Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

Не думаю, чтобы среди большевистских главарей кто-то сильно расстроился из-за этого послания Московского Первосвятителя. Тем более, что в недрах новоявленного советского правительства, получившего дикое для русского слуха наименование «Совнарком», уже родилась идея своей, богоборческой «анафемы» — отделения Церкви от государства. Формально-декларационно — устанавливая светский характер власти и провозглашая «свободу совести и вероисповедания», в реальности же — лишая Русскую Церковь прав собственности и юридического лица. Именно этот антицерковный декрет был принят ровно 100 лет назад — вечером 2 февраля, а вступил в «законную» силу с 5 февраля 1918 года. От «секвестра» до кровопролития — один шаг Еще за несколько недель до издания большевиками Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви был опубликован его проект, из которого для людей верующих все было ясно. Новая власть, на тот момент еще не разогнавшая «Учредительное собрание» и жонглирующая словечками в духе «демократия» и «права человека», в отношении Церкви Христовой миндальничать не собиралась: «12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.

Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Для обсуждения важнейших вопросов по управлению округом учреждалось под председательством окружного комиссара окружное совещание, в состав которого входили военный руководитель, представители от всех губернских Советов, начальники окружных управлений и штаба округа. Волостные, уездные и губернские комиссариаты выполняли аналогичные функции в рамках своего административного подчинения. На основании декрета 1918 г. В настоящее время круг задач, выполняемых сотрудниками военкомата, значительно расширен. Теперь военный комиссариат, в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, наряду с организацией призыва в вооружённые силы и постановкой на учёт рядовых и офицеров запаса, а также техники, находящейся на территории района, выполняет целый ряд задач социального плана.

Итак, о декрете! Текст публикуем без изменений, в том числе не изменяя его орфографию и словообразование. Церковь отделяется от государства. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется. Действия государственных и иных публично - правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.

Идею большевики взяли из аграрной программы партии эсеров и крестьянских наказов за лето 1917 года. Декрет предполагал конфискацию земель помещиков, отмену частной собственности и запрет наемного труда. При этом разрешалось несколько видов землепользования: подворное, хуторское, общинное, артельное. В преимущественно аграрной России этот декрет вызвал большой интерес крестьянства и массовое дезертирство из армии с целью передела земли. На короткий период крестьянская масса потеряла интерес к политической жизни. Первое правительство Советской России, Совнарком, было сформировано II съездом Советов уже в ночь на 9 ноября 1917 года. Самой популярной партией в конце 1917 года в России были не большевики, а эсеры — это показали выборы в Учредительное собрание, — но вскоре оно было разогнано. В сентябре 1918 года в Уфе эсеровская Директория провозгласила Российское государство, его возглавил правый эсер Николай Авксентьев, а с 18 ноября — Александр Колчак.

Оценки декрета

  • Декрет об отделении
  • Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23.01.1918 г.
  • Декрет Совета Народных Комиссаров от № - Сейчас.ру
  • Декрет об армейских революционных комитетах

Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

Часть авторов предлагает говорить о декрете как принятом 20 января 1918 г. под названием «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» и опубликованном 23 января под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»14. 100 лет назад, 2 февраля 1918 года, был принят декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». 100 лет назад, 2 февраля 1918 года, был принят декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

2 февраля 1918 года

Когда церкви грозил хаос Вопрос о церквах в этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства. Председатель Совета Народных Комиссаров. В. Ульянов (ленин).
Decree on Separation of Church and State - Wikipedia До 1918 года Российская Империя жила по юлианскому календарю, в то время как весь западный мир жил по григорианскому. 24 января совнаркомом Российской республики был принят декрет о переходе страны на западноевропейское летосчисление.

Ф. Козлов. Декрет «О свободе совести…» или «Об отделении церкви…» (1918 г.)

То есть Ленин предоставил другим странам шикарные возможности для маневра. В итоге, Россия формально оказалась в числе стран победительниц в Первой мировой, а реально потеряла существенную территорию, то есть оказалась в числе проигравших Армейские революционные комитеты Во всех армиях создаются революционные комитеты. Эти комитеты несут ответственность за ситуацию на фронте. Главнокомандующие армиями обязаны подчиняться комитету. Советские историки преподносили это как попытку подчинить армию новому правительству.

Но представьте к какому хаосу это привело. Была действующая царская армия, которая ведет боевые сражения, и в которой система управления и субординации выстроена. Приходят Большевики и создают Армейские революционные комитеты, войти в которые могут только солдаты. Этим солдатам обязаны подчиняться генералы.

Эти солдаты утверждают или отвергают любые решения армейских штабов. Солдаты могут не отдавать воинское приветствие старшему по званию, имеют право не выполнять приказы. В общем армия разложилась. Вся земля народу Если первые декреты советской власти касались военной темы, то 28 октября начали решаться «гражданские» вопросы.

Главнейшая проблема любой аграрной страны - земля. Поэтому третий Декрет назывался «О земле». Его основные детали: Вся земля конфискуется в пользу государства. Также конфискуются поместья, усадьбы, церковные и монастырские земли.

Все имущество требуется переписать и передать в собственность революционному правительству. Порча любого имущества каралась расстрелом. Конфискации не подлежали земли простых крестьян и казаков. Все земельные вопросы решаются в соответствии с Крестьянским наказом о земле.

Суть этого документа: вся земля, природные богатства, хозяйства, скотоводческие и конные заводы, инвентарь и так далее - все передавалось в собственность государству либо общины что было тем же государством. КНЗ отменял понятие частной собственности на землю и запрещал наемный труд. Вся земля делилась в равных мерах между трудящимися на ней.

Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ…» Одним из первых ударил в набат митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин Казанский , святитель, четырьмя годами позднее оказавшийся на скамье подсудимых по первому массовому антицерковному процессу, а затем и в расстрельной яме: обритый наголо, в лохмотьях и… с мученическим венцом. А тогда, в январе 1918-го, владыка Вениамин выступил на страницах еще не закрытых «Церковных Ведомостей»: Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу… Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния…» Не прошло и нескольких дней, как возглавляемая им епархия узнала слово «секвестр»: 18 31 января 1918 года в святые стены Александро-Невской Лавры явились комиссары судя по всему, «в пыльных шлемах». Их цель была по-шариковски проста: отнять и поделить. Священнослужители воспротивились и были тут же арестованы, но православный народ, тогда еще не запуганный реками крови, в буквальном смысле ударил в набат.

Церковные колокола заставили большевиков временно отступить. Вот как описывает события тех дней газета «Русские Ведомости»: Сегодня к настоятелю Александро-Невской лавры, епископу Прокопию явились большевистские комиссары и предложили немедленно приступить к сдаче лаврского имущества. Епископ Прокопий категорически отклонил это требование, заявив, что он может сдать лаврское имущество только лицам, законно назначенным церковными властями, но не светскими властями. В ответ на это комиссары заявили, что они обойдутся и без участия епископа Прокопия…» К слову, владыка Прокопий, как и митрополит Вениамин, впоследствии станет священномучеником.

Я готов на все», — но в пропагандистских целях оказалось удобным придать огласке радикальный антицерковный проект, выдвинутый священником. Впоследствии, и очень скоро, уже в 1918 году, Галкин публично заявил об отречении от сана и занялся прибыльным тогда делом — пропагандой атеизма, правда, уже под псевдонимом Горев, а 1 января 1919 года он был принят в РКП б. Позднейшая участь этого любителя 30 сребреников особого интереса в настоящем контексте не представляет. Процесс против священномученика Вениамина Петроградского Прочитав письмо митрополита Вениамина Петроградского, Ленин потребовал ускорить подготовку декрета Как бы там ни было, 11 декабря Совнарком образовал комиссию для подготовки декрета об отделении Церкви, в которую вошли нарком юстиции П. Стучка; нарком просвещения А. Луначарский; член коллегии Наркомата юстиции П. Красиков, оставивший след в истории главным образом как обвинитель на процессе против священномученика Вениамина Петроградского и вместе с ним пострадавших мучеников и исповедников; профессор права Петроградского университета М. Рейснер — отец знаменитой революционерки Ларисы Рейснер — и Михаил Галкин. Газета «Дело народа» Реформа церковно-государственных отношений, включая и отделение Церкви от государства, судя по разным частным актам Временного правительства и публичным заявлениям временных министров, ожидалась и до прихода к власти большевиков: 20 июня 1917 года вышло постановление Временного правительства о передаче церковно-приходских школ и учительских семинарий в ведение Министерства народного просвещения; закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе; 5 августа Временное правительство упразднило обер-прокуратуру и учредило Министерство исповеданий.

Эти акты явным образом направлены были в сторону создания внеконфессионального государства, но завершила ломку многовекового союза Православной Церкви и Российского государства, начатую Временным правительством, уже советская власть. Опубликованный проект отделения с конфискацией храмов и всего церковного имущества, с лишением религиозных обществ самого права владеть собственностью произвел ошеломляющее впечатление на церковную среду своей радикальностью, хотя и ранее перспективы устроения взаимоотношений Церкви с государством виделись в пессимистическом ключе. Этот проект явился своего рода ответом большевистской верхушки на принятое накануне Поместным Собором «Определение о правовом положении Церкви в государстве» — ответ, обозначавший категорический отказ от компромиссов с Церковью. Церковная реакция на этот проект была выражена в письме, с которым тогда обратился в Совнарком митрополит Петроградский Вениамин. Со стороны священномученика Вениамина критика была направлена не против самого акта отделения, но главным образом против конфискации храмов и всего церковного имущества, иными словами — против планируемого ограбления Церкви. Прочитав это письмо, председатель Совнаркома В. Ленин наложил резолюцию с требованием ускорить подготовку окончательной редакции декрета. Официального ответа архипастырю на его обращение от Совнаркома не последовало. Власть действует, хотя декрета еще нет Не дожидаясь официального издания юридического акта об отделении, власти приступили к исполнению положений опубликованного проекта.

Начали они с закрытия церквей придворного ведомства — Большого собора Зимнего дворца, церкви Аничкова дворца, дворцового храма в Гатчине, собора Петра и Павла в Петергофе. Флаксерман подписал постановление об упразднении института придворного духовенства и конфискации помещений и имущества придворных храмов. По распоряжению Комиссариата просвещения 3 января 1918 года была конфискована синодальная типография. Протоиерей Петр Скипетров 13 января 1918 года власти потребовали от братии Александро-Невской Лавры оставить монастырь и освободить его помещения под лазарет. Лаврское начальство согласилось разместить в обители раненых, но отказалось выполнить распоряжение об оставлении монахами монастыря. Шесть дней спустя, 19 января, в Лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев с распоряжением о конфискации имущества, подписанным комиссаром А. Но раздавшийся набат и призывы спасать церкви привлекли множество народа, и красногвардейцы вынуждены были бежать из Лавры. Однако вскоре они вернулись и, грозя открыть огонь, попытались выгнать монахов из обители. Народ не расходился, а престарелый протоиерей Петр Скипетров, настоятель церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба, обратился к насильникам с мольбой остановиться и не осквернять святыни.

В ответ раздались выстрелы, и священник был смертельно ранен. Митрополит Вениамин обратился к народу с призывом к умиротворению и отслужил панихиду по погибшему защитнику святыни протоиерею Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе со святителем Вениамином, епископами Прокопием и Артемием отпевал священномученика Петра Скипетрова в храме, где он настоятельствовал. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это — народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности — над святою Церковью Православной».

К осени 1917 года Первая мировая война стала настолько непопулярной в обществе и солдатской массе, что военные массово покидали окопы и дезертировали или братались с противником. Первые декреты советской власти. Именно поэтому первый декрет советской власти касался мира. Его разработал Владимир Ленин, и его единогласно приняли на II съезде Советов уже 8 ноября 1917 года по новому стилю 26 октября по царскому календарю. Большевики предложили всем воевавших государствам начать переговоры и заключить демократический мир с отказом от аннексий и контрибуций — то есть возращения к довоенным границам.

Продолжение Первой мировой войны они рассматривали как преступление и в целом были правы: она давно превратилась в чудовищную мясорубку с использованием отравляющих газов и без четких представлений о ее окончании. Например, Западный фронт немцы удерживали до лета 1918 года. Документ напечатали в газетах и передали по радио.

Декрет 28 ноября 1917 г. — партию кадетов.

103 года назад, 23 января (5 февраля) 1918 года, был официально опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который затем в течение более 70 лет служил юридическим прикрытием для дискриминации. 23 января 1918 года вступил в силу «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет, лишавший церковь всего имущества и юридических прав, по сути, поставил ее вне закона. «1. Изданный Советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения.

Какие декреты первых лет советской власти действуют и сегодня

Рядом с этим декрет посягает и на пастырей Церкви. Объявляя, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от своих гражданских обязанностей, он тем самым обрекает их к несению воинской повинности, воспрещенной им 83 правилом свв. апостолов. Декрет о всеобщей воинской обязанности, декрет «Об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота», 29 января 1918 г. Большевистский Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви был принят 95 лет назад, 23 января 1918 года. Он стал основополагающим документом в религиозном вопросе для советской власти на весь период ее существования.

Первые Декреты советской власти.

В этот день, 105 лет назад, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля по нов. ст.) 1918 года Декрет о светском государстве опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства», после чего вступил в силу. 23 января 1918 г. — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 29 октября 1918 г. произошел Всероссийский съезд Союзов рабочей и крестьянской молодежи, который объявил о создании Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ), позже ВЛКСМ. Именно так 1 февраля 1918 года (по новому стилю) поступил кроткий старец (и вместе с тем мудрый архипастырь) Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон с большевиками, творившими в те зимние дни 1918 года кровавые расправы по всей стране. В ноябре 1917 г. Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов было ликвидировано деление общества. 23 января 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В ноябре 1917 г. Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов было ликвидировано деление общества. 23 января 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

23 января 1918 — вышел Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»

Кириченко, спустя 70 лет с момента появления декрета, задавшись целью исправить ошибку в датировке, не отметил как ошибку изменение его названия? Более того, почему-то М. Кириченко в своей статье ни словом не обмолвился об имевшей место публикации декрета с нужной ему датой в неоднократно нами уже упоминавшемся издании «Декреты Советской власти». Может, потому что там другое название?

Но это уже пресловутая политика двойных стандартов. Тогда, если мы принимаем вариант с сохранением существующего названия, логически верно и датировать его по первой публикации с таким названием. А она была осуществлена в «Газете Рабочего и Крестьянского правительства» 23 января 1918 г.

И во всех вышерассмотренных случаях систематизации и упоминания в статьях государственно-партийных деятелей декрет датировался 23 января 1918 г. Например, постановление Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918 г. Как декрет от 23 января 1918 г.

Точка зрения М. Кириченко так и осталась для юридического сообщества по крайней мере той его части, которая ответственна за разработку и принятие нормативно-правовых актов частным мнением. С учетом вышеизложенной аргументации считаем необходимым сохранить в качестве применяемого название декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и его датировку 23 января 1918 г.

Использование названия «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» обязывает датировать его только 20 января 1918 г. Именно так его и воспроизвели составители «Декретов Советской власти». Но тогда возникает коллизия одновременного наличия у одного и того же документа двух дат и двух названий.

На наш взгляд, научный приоритет должен быть отдан первой из обозначенных связок «название — дата». Сказать, что предлагаемый нами вариант — единственно верный, мы не смеем. Данная статья, повторимся, написана в дискуссионном порядке.

Представляется, что окончательный результат должен быть получен в ходе конструктивного диалога, обсуждения проблемы научным сообществом историков и юристов, поскольку поднятый вопрос является комплексным и касается всех обозначенных категорий специалистов. В целом понятно одно: вопрос датировки декретов первых лет Советской власти довольно сложный и в то же время важный. Нами рассмотрен один из декретов, но аналогичная проблема присутствует и при использовании других законодательных актов того периода.

Р-38, оп. Программа Российской социал-демократической рабочей партии: принята на II съезде партии в 1903 г. Бонч-Бруевич В.

Полное собрание сочинений далее — ПСС : 5-е изд. О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению: постановление Народного комиссариата по просвещению от 11 24 декабря 1917 г. ХХ-летие отделения церкви от государства.

На путях к духовной свободе. Религия и атеизм чувашского народа. Педагогические сочинения: в 10 т.

Обучение и воспитание в школе. Степанов Н. Очерк истории чувашской советской школы.

Константинов Н. История педагогики. Киреева Н.

Русская православная церковь и советское государство с октября 1917 по 1928 год на материалах Уфимской губернии — Башкирской АССР : автореф. Надькин, А. Солдаткин, Ю.

Сальников и др. Поспеловский Д. Русская православная церковь в ХХ веке.

История Русской Церкви. Сайт Конституции Российской Федерации. Басова Н.

Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг. За «новую веру»: государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи РСФСР 1918-1929 гг. Крапивин М.

Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности октябрь 1917 — конец 1930-х гг.

Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, 8 22 ноября. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, 11 24 ноября. Декрет о суде, 22 ноября 5 декабря. Декреты о признании независимости Финляндии 18 31 декабрь 1917 г. Декрет об отмене права частной собственности на городские недвижимости, 23 ноября 6 декабря.

Декрет о рабочем контроле, 27 ноября 1917 г. Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, 28 ноября 11 декабря. Декрет об учреждении ВСНХ - Высшего совета народного хозяйства, высшего органа регулирования экономики. Декрет о создании ВЧК Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем , 7 декабря 1917 г. Декрет о национализации банков, 14 27 декабря.

Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ…» Одним из первых ударил в набат митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин Казанский , святитель, четырьмя годами позднее оказавшийся на скамье подсудимых по первому массовому антицерковному процессу, а затем и в расстрельной яме: обритый наголо, в лохмотьях и… с мученическим венцом.

А тогда, в январе 1918-го, владыка Вениамин выступил на страницах еще не закрытых «Церковных Ведомостей»: Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу… Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния…» Не прошло и нескольких дней, как возглавляемая им епархия узнала слово «секвестр»: 18 31 января 1918 года в святые стены Александро-Невской Лавры явились комиссары судя по всему, «в пыльных шлемах». Их цель была по-шариковски проста: отнять и поделить. Священнослужители воспротивились и были тут же арестованы, но православный народ, тогда еще не запуганный реками крови, в буквальном смысле ударил в набат. Церковные колокола заставили большевиков временно отступить. Вот как описывает события тех дней газета «Русские Ведомости»: Сегодня к настоятелю Александро-Невской лавры, епископу Прокопию явились большевистские комиссары и предложили немедленно приступить к сдаче лаврского имущества. Епископ Прокопий категорически отклонил это требование, заявив, что он может сдать лаврское имущество только лицам, законно назначенным церковными властями, но не светскими властями. В ответ на это комиссары заявили, что они обойдутся и без участия епископа Прокопия…» К слову, владыка Прокопий, как и митрополит Вениамин, впоследствии станет священномучеником.

СНК состоял из народных комиссариатов, руководители которых заведовали определенными государственными отраслями. Наиболее известные народные комиссары — нарком просвещения А. Луначарский, нарком иностранных дел Л.

Троцкий, нарком по делам национальностей И. ВЦИК — орган законодательной власти с исполнительными функциями. Каменев, а меньше чем через месяц — Я.

Декабрь 1917 г. Дзержинский Предполагалось, что все декреты носят временный характер, то есть до созыва Учредительного собрания, которое должно будет законодательно закрепить эти принципы государственного устройства.

Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

В этом можно убедиться, обратившись к подлиннику проекта, подписанному ленинской рукой. Никаких официальных решений о переименовании декрета исследователями не обнаружено. Отсюда и пошла ошибочная датировка декрета»16. Конструктивно логика обоснования выдвинутого тезиса у М. Кириченко вроде бы выглядит безупречно. Действительно, проект, согласно штампу на архивном источнике, поступил в Управление делами Крестьянского и Рабочего правительства Республики Россия 19 января 1918 г. Но тогда сразу возникает вопрос: почему М.

Кириченко не обозначил как проблему уточнение названия декрета, а только задался целью внести соответствующие изменения в его датировку? По крайней мере, в своей публикации как об «ошибке» он заявляет именно о последнем факте. Разве смена названия является менее существенной проблемой? Тем более что автор прямо подчеркивает факт: «Никаких официальных решений о переименовании декрета исследователями не обнаружено». Между тем порядку утверждения и вступления в силу законодательных актов Советская власть уделяла самое пристальное внимание. Аналогичную норму содержал и декрет от 17 30 ноября 1917 г.

Важно также понимать, что вступление в силу нормативного правового акта всегда напрямую зависело от процедуры его официального выделено нами. И это — максима юридической практики. Причем следует различать обнародование охватывающее собой все известные формы «доведения до народа» официальной правовой информации и собственно опубликование обязательный элемент в порядке вступления в законную силу, легитимизирующий данный акт в глазах общественности 21. Круг именно официальных публикаторов законодательных и иных нормативно-правовых актов режима был четко очерчен и выше нами назван. Гораздо сложнее с вопросом датировать декрет 20 датой подписания или 23 датой официального опубликования января? Считаем необходимым обратить внимание еще на одно ключевое обстоятельство.

В современном российском законодательстве четко регламентирована дата принятия федерального закона. Согласно ст. При этом дата, которая впоследствии отражается во фразе «Федеральный закон от…», зависит от времени подписания документа Президентом Российской Федерации25. Фактически, ссылаясь в последующем на тот или иной федеральный закон, мы говорим не о дате его принятия, а о дате подписания. В юридической практике первых лет Советской власти декретированно был установлен порядок утверждения, опубликования и вступления в законную силу. При этом еще в 1939 г.

Его выводы сводятся к следующему. Все акты, включаемые в «Собрание узаконений», были уже ранее опубликованы в «Газете» или в «Известиях». Можно было бы поэтому предположить, что «Собрание узаконений» дает печатаемые им акты в строгом, как это обычно принято, порядке. А между тем текст, например, декрета об организации Красной армии в том виде, в каком он был утвержден Советом Народных Комиссаров, был воспроизведен в центральных правительственных и партийных органах, в том же виде вошел в законную силу и лишь впоследствии был перередактирован в Народном комиссариате юстиции при внесении декрета в «Собрание узаконений»: редакция «Собрания узаконений» изъяла его разъяснительную и оставила лишь собственно правовую часть. Мы можем насчитать немало случаев такой же переработки текстов других декретов, сравнивая текст «Собрания узаконений» с первопечатными газетными текстами. Редактированию подвергался и сам текст декрета, в котором иногда изменялись отдельные слова, а иногда и целые предложения и абзацы.

Как заключил в своих рассуждениях С. Валк, «необходимо, настоятельно необходимо поэтому иметь научное издание декретов, подобно тому как мы имеем научное издание ряда других первостепенных по важности наших исторических документов. Это научное издание дало бы нам на основе всех имеющихся источников текста критически установленный правильный текст декретов»26. В рассматриваемом нами примере текст декрета особым правкам не подвергался, зато по логической линии М. Кириченко кардинальным образом изменилось название. О причинах «творцы», естественно, сообщить не удосужились.

Это приводит нас к постановке в качестве первоочередного вопроса не о датировке декрета, а о точности его названия. На наш взгляд, датировка является производным от названия декрета. Обратим внимание, что в осуществлявшемся с 1957 г. Название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» не упоминается вообще. В предисловии присутствует знаковая фраза: «так как в тот период заголовки актов часто давались газетами произвольно, в настоящем издании газетные заголовки опущены и оставлены заголовки, которые имелись в подлинниках»27. Логически замыкая все вышесказанное, надо вернуть декрету и его первоначальное название?!

С другой стороны, насколько корректно отказываться от введенного в научный оборот и используемого уже несколькими поколениями историков и юристов названия, тем более что оно все-таки закреплено как название декрета одним из официальных публикаторов советских законодательных актов? Вообще «откуда есть пошло» название декрета в «Собрании узаконений»? Выскажем некоторые свои предположения. Как вспоминал священник М. Галкин, «тотчас же после Октябрьской революции, прочтя в газетах призыв тов. Троцкого к участию к работе с Советской властью, отправляюсь в Смольный, к тов.

Ленину и прошу его бросить меня на работу, где угодно и кем угодно, в любой канцелярии, брошенной разбежавшейся интеллигенцией.

Ленин также сообщил о декрете, не приводя его прежнего названия, а назвав декретом «О полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ»31. Возможно, предложенный Народным комиссариатом юстиции первоначальный вариант названия не совсем устраивал вождя и он уже после подписания документа «пробовал» подобрать другое, более звучное и понятное народу название? Меньше всего он тогда задумывался о возникающих для исторической и юридической наук проблемах. И, наконец, под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» декрет публикует «Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства» в номере от 23 января 1918 г. При этом важно помнить, что первые декреты должны были не только создать некую нормативно-правовую базу. Как констатирует Т. Ильина, в это время законодательные акты большевистского правительства отличались пропагандистской направленностью, лаконичностью и свободной формой изложения. Их основной целью было донести до населения информацию о победе социалистической революции, а также выполнить программные обещания, пусть даже в декларативной форме33.

Многие юридические аспекты в тот момент воспринимались как формальности, и на некоторые из них зачастую не обращалось должного внимания. Ведь, как отмечает И. Стерник, В. Ленин «внимательно следил за работой отдела, созданного для выполнения этого задания речь идет об издании «Собрания узаконений». Значит, ошибочно пройти какое-либо название не могло. И если название все-таки появилось в измененном варианте, значит, было санкционировано, пусть и не зафиксировано протокольно или иным образом. По крайней мере, личный архив В. Ленина, десятилетиями собиравшийся работниками бывшего Института марксизма-ленинизма и находящийся ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории, не содержит информации подобного рода. А собиралось ведь все и даже составлялись перечни необнаруженных ленинских документов и записей.

Конечно, юридически подобное объяснение можно посчитать ничтожным, но, с другой стороны, обратим внимание, что В. Ленин очень скрупулезно подходил к законотворчеству. Всего один факт: по подсчетам Э. Генкиной, вождь мирового пролетариата в ноябре-декабре 1917 г. В современных декрету церковных документах и публикациях он назывался «Об отделении Церкви от государства»36. В юридических словарях значение термина «кодификация» определяется внешне несколько вариативно, но содержательно однопланово: — один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием38; — наиболее сложная и совершенная форма систематизации нормативных правовых актов, предполагающая упорядочение правовых норм, которая сопровождается переработкой их содержания и отменой одних и принятием других норм права39; — упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта основ, кодекса, устава, положения и др. Современное понимание кодификации отлично от его понимания в римском праве, где это понятие охватывало собрание всех законов, окончательно регулирующих право или одну какую-нибудь его отрасль40. Видимо, поэтому в другом, более позднем издании практически того же текста вышеупомянутый П.

Отрасль советского права, регулировавшая отделение Церкви от государства, подверглась не кодификации, а простой систематизации. Так, в 1920 г. В увидевшем свет в 1923 г. Гидулянов представил декрет под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»43. Советских Социалистических Республик» декрет в основной части назывался в сокращенной формулировке «Об отделении церкви от государства»44, но в приложении дан в полном названии «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»45. Красикова напомним, одного из разработчиков проекта данного декрета. И у последнего ни при одной из публикаций декрета в систематизированных изданиях под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» не возникло сомнений в подлинности и верности такого названия. Более того, он, как и многие другие государственные и партийные деятели, пользовался им в своих статьях46. Не возникло подобного вопроса и у многих поколений советских юристов.

Так, подготовленный в 1977 г. Не по указанной ли причине М. Кириченко, спустя 70 лет с момента появления декрета, задавшись целью исправить ошибку в датировке, не отметил как ошибку изменение его названия? Более того, почему-то М. Кириченко в своей статье ни словом не обмолвился об имевшей место публикации декрета с нужной ему датой в неоднократно нами уже упоминавшемся издании «Декреты Советской власти». Может, потому что там другое название? Но это уже пресловутая политика двойных стандартов. Тогда, если мы принимаем вариант с сохранением существующего названия, логически верно и датировать его по первой публикации с таким названием. А она была осуществлена в «Газете Рабочего и Крестьянского правительства» 23 января 1918 г.

И во всех вышерассмотренных случаях систематизации и упоминания в статьях государственно-партийных деятелей декрет датировался 23 января 1918 г. Например, постановление Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918 г. Как декрет от 23 января 1918 г. Точка зрения М. Кириченко так и осталась для юридического сообщества по крайней мере той его части, которая ответственна за разработку и принятие нормативно-правовых актов частным мнением. С учетом вышеизложенной аргументации считаем необходимым сохранить в качестве применяемого название декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и его датировку 23 января 1918 г.

Отмена наемного труда; 8. Право пользования землею получают все граждане, желающие обрабатывать ее своим трудом; 9. Уравнительное землепользование, т. Создание общенародного земельного фонда из конфискованных земель. Эти положения были составной частью эсеровской аграрной программы. К лету 1918 г. Крестьяне освобождены лот ежегодных арендных платежей и выплаты задолженностей земельному банку. Весной 1918 г. В мае ВЦИК издает декреты об установлении продовольственной диктатуры: 1. Все излишки зерна сверх необходимого для засева полей и личного потребления сдавались государству по твердым ценам; 2. Наркомату продовольствия предоставлено право применять чрезвычайные меры; 3.

Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Примечание: Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан — устраняется. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется.

Строка навигации

  • Первые революционные преобразования большевиков - презентация онлайн
  • ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА - Древо
  • Принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
  • решение вопроса
  • 1918-08-24, Инструкция проведения Декрета об отделении церкви от государства

Мир без аннексии и контрибуции

  • Декрет 28 ноября 1917 г. — партию кадетов.
  • Архивные документы
  • Принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
  • Декрет о роспуске Учредительного собрания, 1918
  • Сообщение об ошибке
  • Января 1918 г. был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства

Декрет 28 ноября 1917 г. — партию кадетов.

100 лет назад, 2 февраля 1918 года, был принят декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Из препровожденных при отношении, от 19 марта 1919 г. за № 1175, ответов на анкету VIII отдел усмотрел бездеятельность Епифанского Исполкома в отношении проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Пункт 3 опубликованного 23 января по старому стилю декрета ленинского Совнаркома (СНК) "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" не устарел нисколько: "Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Вопрос о церквах в этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства. Председатель Совета Народных Комиссаров. В. Ульянов (ленин). (См, XXI Ленинский сборник, стр.109). 25 января 1918 года Поместный Собор Российской Православной Церкви отреагировал на акцию большевиков, огласив «Постановление по поводу декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства». В январе–апреле 1918 г. по России прокатилась волна сопротивления попыткам конфискации церковного имущества. Организовывались массовые крестные ходы и богослужения на площадях и в общественных местах в поддержку Церкви.

Декрет Совета Народных Комиссаров от 01.11.1918 № 847

Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах [5] и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

Предполагалось, что сведения о выполнении декрета в каждой губернии новыми органами будут представлены уже к 30 октября 1918 года. К данному сроку 8-й отдел в полной мере заинтересовался данным вопросом. Необходимость получения подобных данных связана еще и с тем, что начиная с января 1919 года должен был начать выходить специальный печатный орган 8-го отдела — журнал «Революция и Церковь». Для нового издания крайне срочно были необходимы сведения о фактической реализации декрета на местах. Во все регионы были разосланы анкеты с вопросами, которые в основном касались трех моментов. О монастырях и храмах, находящихся в данной местности, и об их имуществе, национализированном в пользу государства. О реальной работе отдела, который занимается реализацией декрета постановления местной власти по проведению декрета; отчеты о произошедших диспутах, митингах, лекциях; проекты дальнейших практических мероприятий. Об отношении населения к проводимым мероприятиям. Первые же отчеты с мест сразу выявили положение дел, которое было совершенно не такое, каким его хотелось видеть «ликвидационному» отделу. Во-первых, далеко не везде были созданы отделы по проведению декрета в регионах. Так, если в Рязани подобное ведомство основано в марте 1918 года, в Костроме в апреле 1918 года, то из Витебской губернии и гораздо позднее, без особых объяснений докладывали: «Отдела нет, по некоторым условиям данной местности». Во-вторых, комиссии носили совершенно различные названия: «по религиозным делам» в Калуге, «по церковному имуществу» в Ярославле и Нижнем Новгороде, «по вероисповедным делам» в Твери, «по церковным и религиозным обществам» в Рязани и т. В-третьих, на местах совершенно не понимали основной сути деятельности подобных органов, что и создавало определенный хаос. Помимо организационных моментов, трудностей военного времени возникали проблемы, вызываемые не только «особыми условиями переживаемого момента», но и спецификой той или иной местности. В ряде регионов проведение декрета действительно встречало своеобразные трудности. Так, в Новгороде члены «ликвидационной» комиссии пребывали в состоянии крайней подавленности, не зная, как начать проведение декрета, ибо их основной трудностью стало наличие в городе огромного количества церквей. Подобное обстоятельство само по себе создавало у населения психологическое состояние самонадеянности, что, в свою очередь, вызывало высокую степень противодействия антирелигиозной политике. Все же главной проблемой для антирелигиозников стали не эти естественные сложности первого периода борьбы с религией. Гораздо большую головную боль им причиняло откровенное нежелание местных властей вообще как-либо участвовать в данном процессе. Да, из ряда регионов быстро отрапортовали о выполнении декрета «в полном его смысле» и представили исчерпывающие информационные данные. К числу «передовых» в атеистическом плане в Центральной России относились Калужская и Костромская губернии. Однако в большинстве губерний реализация декрета шла очень и очень медленно. В первую очередь к таким относились Владимирская, Тульская, Смоленская губернии. Анализ отчетов показывает, что и во многих других губерниях к решению данного вопроса даже не приступали. Это видно по ответам не только из далекого Дагестана, где вопрос о проведении декрета был «еще не выяснен». Не лучше обстояло дело и в крупнейших городах страны. В отчете от 29 сентября 1918 года сотрудника «ликвидационного» отдела юрисконсультанта Липкина-Копейщикова, побывавшего с инспекционной поездкой в ряде мест Петроградской губернии, также содержались неприятные для антирелигиозников сведения: «тут с декретом знакомы только по его названию» и совершенно не осведомлены об издании инструкции, дополняющей данный документ. В бывшей столице России не было произведено точного учета существующих в городе монастырей и многочисленных подворий. Церковно-приходские школы в большинстве районов продолжают существование, преподавание Закона Божьего практикуется «едва ли не повсеместно». Причем самое интересное, что «не сделано не только никаких шагов, но и не преднамечено в ближайшем будущем каких-либо мероприятий, направленных к фактическому осуществлению как норм самого декрета, так и выработанной НКЮ к ней инструкции». Такую же ситуацию обрисовывает доклад другого инспектора, бывшего петроградского священника Михаила Галкина Горева , ставшего в июне 1918 года одним из экспертов 8-го отдела НКЮ.

Во-вторых, комиссии носили совершенно различные названия: «по религиозным делам» в Калуге, «по церковному имуществу» в Ярославле и Нижнем Новгороде, «по вероисповедным делам» в Твери, «по церковным и религиозным обществам» в Рязани и т. В-третьих, на местах совершенно не понимали основной сути деятельности подобных органов, что и создавало определенный хаос. Помимо организационных моментов, трудностей военного времени возникали проблемы, вызываемые не только «особыми условиями переживаемого момента», но и спецификой той или иной местности. В ряде регионов проведение декрета действительно встречало своеобразные трудности. Так, в Новгороде члены «ликвидационной» комиссии пребывали в состоянии крайней подавленности, не зная, как начать проведение декрета, ибо их основной трудностью стало наличие в городе огромного количества церквей. Подобное обстоятельство само по себе создавало у населения психологическое состояние самонадеянности, что, в свою очередь, вызывало высокую степень противодействия антирелигиозной политике. Все же главной проблемой для антирелигиозников стали не эти естественные сложности первого периода борьбы с религией. Гораздо большую головную боль им причиняло откровенное нежелание местных властей вообще как-либо участвовать в данном процессе. Да, из ряда регионов быстро отрапортовали о выполнении декрета «в полном его смысле» и представили исчерпывающие информационные данные. К числу «передовых» в атеистическом плане в Центральной России относились Калужская и Костромская губернии. Однако в большинстве губерний реализация декрета шла очень и очень медленно. В первую очередь к таким относились Владимирская, Тульская, Смоленская губернии. Анализ отчетов показывает, что и во многих других губерниях к решению данного вопроса даже не приступали. Это видно по ответам не только из далекого Дагестана, где вопрос о проведении декрета был «еще не выяснен». Не лучше обстояло дело и в крупнейших городах страны. В отчете от 29 сентября 1918 года сотрудника «ликвидационного» отдела юрисконсультанта Липкина-Копейщикова, побывавшего с инспекционной поездкой в ряде мест Петроградской губернии, также содержались неприятные для антирелигиозников сведения: «тут с декретом знакомы только по его названию» и совершенно не осведомлены об издании инструкции, дополняющей данный документ. В бывшей столице России не было произведено точного учета существующих в городе монастырей и многочисленных подворий. Церковно-приходские школы в большинстве районов продолжают существование, преподавание Закона Божьего практикуется «едва ли не повсеместно». Причем самое интересное, что «не сделано не только никаких шагов, но и не преднамечено в ближайшем будущем каких-либо мероприятий, направленных к фактическому осуществлению как норм самого декрета, так и выработанной НКЮ к ней инструкции». Такую же ситуацию обрисовывает доклад другого инспектора, бывшего петроградского священника Михаила Галкина Горева , ставшего в июне 1918 года одним из экспертов 8-го отдела НКЮ. Кстати, именно его проект Декрета об отделении Церкви от государства и был взят за основу окончательного документа. Галкин не нашел в большинстве петроградских совдепов никаких органов по проведению в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства. В основном подобными делами ведают культурно-просветительские, статистические или юридические отделы. Хотя органы «гражданской метрикации существуют повсеместно», но «их система крайне неудовлетворительна». Особенно парадоксальная ситуация в этом вопросе сложилась в Тульской губернии, которая даже среди отстающих являлась «особо отсталой». Проблема заключалась не только в том, что практически ни в одном уезде данного региона не национализирована церковная собственность и ни при Тульском губисполкоме, ни при горисполкоме вообще не имелось специального органа по проведению в жизнь данного декрета. Особо негативную реакцию 8-го отдела вызывали откровенные ответы из Тулы, где прямо говорилось о нежелании вообще предпринимать какие-либо шаги в этом направлении, считая, что «национализация вероисповедных имуществ… не представляется неотложной и настоятельной задачей текущего момента». Предполагалось отложить осуществление данного мероприятия до более благоприятных времен. Разгневанному руководству «ликвидационного» отдела ничего не оставалось делать, как, грозя всяческими карами, приказать приступить к проведению декрета. Основная причина таких «вольных вещей», по мнению пытавшихся разобраться в этом вопросе сотрудников 8-го отдела, состояла в том, что Тульская губерния находится под большим влиянием клерикалов. Благодаря подобным обстоятельствам сотрудники местной власти вынуждены в своих отчетах писать из некоторых регионов в 1921 году о том, что «Декрет об отделении Церкви от государства… полностью еще не проводился… ввиду всевозможных затруднений».

Идея Учредительного собрания была очень популярна среди всех партий и организаций после свержения монархии в феврале 1917 г. Большевики тоже никогда не выступали против его созыва. Выборы прошли в ноябре — в срок, назначенный ещё Временным правительством. Первое заседание Учредительного собрания в Таврическом дворце Петрограда 5 18 января 1918 г. Председателем был избран лидер правых эсеров, бывший министр земледелия Временного правительства В. Лидеры эсеров и меньшевиков полагали, что теперь им удастся оттеснить большевиков от власти и сформировать собственное правительство. Поэтому Учредительное собрание отклонило подготовленную Лениным Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа как основу будущей конституции страны и отказались утвердить принятые с октября 1917 г. Однако большевики и левые эсеры не собирались уступать. Они покинули заседание, которое продолжалось далеко за полночь. В 4 ч 40 мин утра его прервал начальник охраны матрос-анархист А. Железняков, произнёсший ставшие легендарными слова: «Караул устал». Возле Таврического дворца была выставлена охрана, не пустившая туда депутатов. Демонстрации в поддержку собрания были разогнаны с применением вооружённой силы. Ознакомьтесь с представленными на диаграмме статистическими данными в процентах. Как вы думаете, почему именно эсеры выиграли выборы в Учредительное собрание? Аргументируйте свою точку зрения. Большая часть жителей России восприняла это событие спокойно. Но многие депутаты Учредительного собрания, прежде всего правые эсеры, решили продолжить борьбу и присоединиться к тем, кто готовился бороться с новой властью с помощью оружия. Летом 1918 г. Здесь был образован Комитет членов Учредительного собрания Комуч — антибольшевистское правительство, которое объявило себя верховной властью и приступило к формированию Народной армии см. Почему большинство членов Учредительного собрания отказались утвердить декреты Совнаркома? Что побудило большевиков пойти на роспуск Учредительного собрания? Полномочия Учредительного собрания взял на себя III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся спустя три дня после роспуска Учредительного собрания. В состав ВЦИК, кроме большевиков и левых эсеров, вошло несколько представителей других партий. Большое значение придавалось созданию системы Советов на местах. Им были переданы управленческие функции земских учреждений, декларировалась их полная автономность «в вопросах местного характера». Однако подчёркивалось, что местные Советы сообразуют свою деятельность с общими декретами и постановлениями высших советских организаций, в состав которых они входят. Впоследствии в условиях Гражданской войны роль Советов во многом подменялась чрезвычайными органами: местными чрезвычайными комиссиями ЧК , комитетами бедноты комбедами , революционными комитетами ревкомами. Зачем большевикам понадобилось созывать III съезд Советов почти сразу после роспуска Учредительного собрания? Какие функции выполняли Советы? Новое государство нуждалось и в новой армии. Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования РККА приводил к сложностям в управлении войсками, что пагубным образом отражалось на её боеспособности и дисциплине. Кроме того, обеспечить быстрый рост численности армии на добровольной основе оказалось невозможно. Когда Германия нарушила перемирие и начала новое наступление на фронте, оказалось, что сдерживать его некому: самочинная демобилизация, начатая по решениям солдатских комитетов после Декрета о мире, привела к полному развалу армии. К тому же ширился размах антибольшевистских выступлений в регионах страны. Поэтому Совнаркому пришлось вернуться к всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. В течение лета-осени 1918 г. В 1920 г. Большое внимание уделялось формированию командных кадров. В 1917-1919 гг. В марте 1918 г. К 1 января 1919 г. Для контроля над ними в апреле 1918 г. В сентябре 1918 г. Во главе каждого фронта армии назначался Революционный военный совет Реввоенсовет, или РВС , состоявший из командующего и двух комиссаров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий