Выступление м лютера с 95 тезисами начало реформации в германии год

Это деяние Лютера вовсе не представилось церковным властям чем-нибудь необычайным; они весьма естественно предположили, что все это дело закончится перебранкой между двумя монахами: августинцем Лютером и доминиканцем Тецелем.

95 тезисов Мартина Лютера

15 интересных фактов о Мартине Лютере - Православный журнал «Фома» Картина Мартина Лютера от Лукаса Кранаха Реформации протестант христианский религиозный праздник, отмечаемый 31 октября вместе с канун Всех Святых (Хэллоуин) во время тридуума из Allhallowtide, в память о начале Реформации.
§ 23. Реформация и религиозные войны ЛЮТЕР — ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483-1546) — деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма.

95 тезисов Мартина Лютера

Краткая история: Реформация Хелен Л. Пэриш, 2018 Когда в октябре 1517 года Мартин Лютер прикрепил свои 95 тезисов к двери церкви Всех Святых в Виттенберге, он потряс основы западного христианства. Под сомнение были поставлены все догмы, традиции и приоритеты… Идеи Лютера о реформировании религиозных доктрин и практик и последовавшие протесты против продажи индульгенций раскололи Церковь. Но Реформация в итоге вышла за пределы богословской сферы, приведя к тому, что изменения коснулись отношений между духовной и светской властью, восприятия сверхъестественного, толкования прошлого, понимания роли женщин в обществе и Церкви, а также клерикального взгляда на брак и секс. Опираясь на обширнейший пласт современной историографии, автор этой книги помещает протестантскую Реформацию в культурный, социальный и политический контексты, исследуя ее воздействие на смену тенденций в искусстве и архитектуре, на трансформацию представлений о власти и понимания силы Священного Писания и теологической традиции.

Снабженная черно-белыми иллюстрациями, несколькими картами и временной шкалой, книга будет полезна студентам высших учебных заведений и их преподавателям, а также всем, кому интересна история Реформации и в целом развитие религиозных и общественно-политических движений в Европе раннего Нового времени. Оглавление 1. В одной лишь Божьей власти? Пятьсот лет 1.

Мартин Лютер и богословие Реформации По ряду причин богословские споры и противоречия, которые определяли и формировали Реформацию, в последние годы вышли из нашего внимания. Есть, разумеется, достойные исключения из этого правила, но акцент на культуре реформы, принятии религиозного изменения и долгосрочном воздействии Реформации на веру, который сделал недавние научные исследования такими увлекательными, также таил в себе опасность того, что богословие реформы становится все более периферийным. В последней четверти XX века небольшой, но важный сдвиг от истории Церкви к истории религии перенес внимание с догматов и апологетики интеллектуальной и богословской элиты к тому, что мы могли бы с некоторой натяжкой назвать «народной религией», или верой «простых людей» [35]. Эти «простые люди» не были безмолвными получателями новых мыслей, покорно принимавшими проповеди и споры, которые определяли и объясняли оправдание верой, Sola scriptura и любые другие руководящие догматы евангелистской церкви.

Наоборот, в эпоху раннего Нового времени не только приходские священники, но и миряне принимали активное участие в осмыслении и исправлении прежних религиозных воззрений. В более старых, традиционных, описаниях формулирование теологических принципов Реформации приписывается уму и работе «великих людей» зарождающихся протестантских церквей, но возникновение этих идей, казалось, значило меньше, чем их воздействие. Разумеется, описание эволюции веры никогда не бывает простым. Обсуждение теологии Реформации или, точнее, теологий за последние несколько десятилетий стало все больше связываться с верой и практикой поздней средневековой Церкви: ведь история Реформации началась не в 1517 г.

Растущий интерес к идеям, которые заложили фундамент для распада христианского единства в первой половине XVI века, выглядел вполне естественно на фоне растущего интереса к возникновению и последствиям Реформации. Изучение воздействия реформ на приходы или влияние религиозных убеждений на социальную и культурную сферы во многом способствовали тому, что внимание людей переключалось на конкурирующие теологии, вызвавшие эти перемены. Изучение Реформации как истории вероучения или истории общества нельзя считать взаимоисключающими подходами, наоборот, объединение этих направлений в значительной степени улучшило наше понимание и того и другого. Культурные и социальные перемены, привнесенные религиозными изменениями, происходили из обсуждений богословских вопросов, хотя интеллектуалы того времени зачастую резко отрицали влияние таких идей на национальные культуры, которые основывались скорее на предрассудках, чем на вере.

Не так давно редакторы одного из лучших недавних исследований Реформации напомнили нам, что богословие может вновь привлечь пристальное внимание науки, но теперь ее позиция зависит от контекста и больше не привязана к авторитету богословов прошлого. Споры по вопросам теологии Реформации скорее можно найти в исторических и литературных трудах, культурном и социальном анализе эпохи реформы. Богословские принципы не возникают в вакууме, а произрастают из более широкой среды, в которую они были посажены. Поэтому размышления о богословских вопросах требуют от ученого готовности рассматривать их в историческом контексте и отыскивать те факты, которые действовали на перемены в богословии как ускорители или помехи.

Спасение было скорее практической, нежели абстрактной заботой, поэтому судьба одной вечной души занимала самые широкие слои населения. Богословы Реформации сами были ее духовными пастырями и проповедниками, и сегодня мы можем узнать об их воззрениях и целях благодаря записям их проповедей, полемическим трактатам, письмам и наставлениям [37]. Начало Реформации? В течение трех дней с момента выпуска было продано около 34 000 статуэток Лютера в шляпе, с пером и немецкой Библией [38].

Представитель компании признал, что популярность оловянной статуэтки Лютера стала неожиданностью, и объяснил быстрые продажи, в частности в Германии, растущим интересом к истории и желанием родителей дать возможность своим детям вырасти с пониманием того, как «совершенно обычный человек, разделявший веру и убеждения большинства людей своего времени», остается интересен людям XXI века. Массовое производство и сбыт статуэток Лютера фирмы Playmobil отдают дань уважения традиционной легенде и образам истоков Реформации. Лютер в этой истории четко выразил недовольство католической церковью, прибив свои 95 тезисов к двери Замковой церкви в Виттенберге.

Но с православной точки зрения можно совершенно точно сказать, что он чего-то очень важного в христианстве не понимал, а именно — Лютер не понимал, что такое Церковь, и это непонимание лежит в основе всей протестантской экклезиологии. Неслучайно вместо одной Лютеранской церкви Реформация породила десятки и сотни новых расколов и сект, которые даже при самой щепетильной политкорректности очень трудно назвать «церквями».

Реформация и свобода Мартин Лютер Господь доверяет Своим ученикам право участия в спасении других людей Главное острие критики Лютера изначально было обращено против права священства отпускать грехи за деньги, но поскольку апологеты этой практики типа Иоганна Тецеля не находили ничего лучше, чем ничтоже сумняшеся оправдывать его уникальным даром священства отпускать любые грехи, то Лютер очень скоро решил, что и это право надо пересмотреть. И вот тут возникает самый парадоксальный момент: право Церкви управлять духовной жизнью своих членов возможно не потому, что человек в христианстве слишком несвободен, а наоборот — потому что он слишком свободен. Основой основ христианской экклезиологии является тот уникальный дар соучаствовать в спасении людей, который сам Иисус Христос дал своим апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе Мф. Этот дар апостолы получили в момент нисхождения на них Святого Духа в Пятидесятницу, и далее они по своему усмотрению передавали его своим ученикам через рукоположение в сан епископа, почему цепочка епископских рукоположений до конца времен называется апостольским преемством. В свою очередь, само это право «вязать и решить» возможно именно потому, что человеческая личность создана по образу Божию, неотъемлемым свойством которого является свобода — свобода мысли и действия.

Если бы человек не обладал определенной онтологической свободой, то и никаких прав у него бы не было, но Господь доверяет Своим ученикам самое ответственное из всех возможных прав — право участия в спасении других людей, в решении их посмертной участи. Лютер очень четко осознал эту логическую связь, но она ему не понравилась. Как большой поклонник Блаженного Августина, который в свое время очень ревностно отстаивал примат Божественной воли и Благодати над человеческой свободой, Лютер радикализирует позицию Августина до того, что человеческие дела якобы не имеют никакой силы для спасения, а спасается человек «только верой» лат. И не стоит думать, что самому Лютеру хоть сколько-нибудь дискомфортно сознавать свою несвободу: «Что касается меня, то признаюсь: если бы это и было возможно, я не хотел бы обладать свободной волей или иметь в своей власти нечто, при помощи чего я мог бы стремиться к спасению» «О рабстве воли», 1525. Таким образом, Лютер отрицает базовый принцип отношения Бога и человека, раскрытый в православном исихазме, — принцип синергии взаимодействия абсолютно свободной воли Творца и относительно свободной воли человека, сотворенного по Его образу.

А раз так, то и все содержание церковной жизни, все таинства и само священство оказываются бессмысленными, ведь Церковь как институт спасения возможна именно потому, что человек может участвовать в этом спасении, а священство может обеспечить путь к этому спасению через церковные таинства. В итоге Лютер доходит до того, что отвергает все Священное Предание Церкви именно как священное, то есть богодухновенное: для него отныне это просто собрание более-менее авторитетных христианских наставлений, не более того. В таком случае все Церковные Соборы — просто епископские конференции, а их каноны — просто условные правила. Что же тогда остается от всего христианства? Остается только само Откровение Божие, только само Евангелие, а поскольку его никак нельзя отсечь от всех книг Священного Писания, то это в целом вся Библия, которую Лютер старательно переводит на немецкий язык.

Так к принципу спасения только верой и благодатью добавляется принцип спасения «только Писанием» лат. В этой ситуации функция священника сводится, в первую очередь, к знанию и толкованию Писания, и это очень похоже на положение раввинов в иудаизме или муфтиев в исламе. Последовательная логика протестантизма должна привести к этому результату — идее «Церкви» как неиерархической общины верующих, руководствующихся только Писанием при помощи избираемых авторитетных наставников. Собственно, именно таким путем пошли наиболее радикальные протестанты, но сам Лютер не был последователен в своих выводах: ему еще очень хотелось сохранить мистическое представление о Церкви, о Крещении и Евхаристии, об особой роли священника и необходимости молитвы, более того, даже о добрых делах во имя Господа, и поэтому он основал самую умеренную версию протестантизма, названную по его имени лютеранством, а иначе — Евангелической церковью. Все же остальные протестантские организации вполне можно классифицировать по степени последовательного отказа от Священного Предания как проявления той самой человеческой свободы воли.

Если никакого Священного Предания нет, то каждый сам себе Вселенский Собор Однако протестантское отрицание свободы воли на практике привело к следующему парадоксу: если никакого Священного Предания нет и апостольское преемство невозможно, то каждый сам себе становится конечным авторитетом по всем богословским вопросам, каждый сам себе и отец Церкви, и весь Вселенский Собор. Этот вывод уже был предопределен в 37-м тезисе Лютера: «Всякий истинный христианин, живой или мертвый, причастен ко всем благам Христа и Церкви, вследствие дара Божия и без отпустительных грамот». Поэтому в то время как одни последователи Реформации схватились за Библию как единственный источник веры, стали буквально понимать все ее цитаты и породили знаменитый протестантский фундаментализм, другие наследники Лютера стали совершенно произвольно толковать любые библейские фрагменты и породили не менее знаменитый протестантский либерализм.

Именно Реформация стала духовным фундаментом быстрого развития модернизации европейских стран. Не случайно и сегодня большинство наиболее развитых стран мира - это страны, в которых победила Реформация. Без преувеличения можно сказать, что Реформация во многом определила мир, в котором мы сейчас живем!

В тезисе 81 он сетует на то, что учёным мужам нелегко приходится в деле защиты папы Римского от нападок по вине неправильно учащих епископов, священников и богословов. В целом, Лютер пытается отделить свою критику злоупотреблений от критики в адрес папы римского: «Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен» тезис 71, 72. Чистилище[ править править код ] Лютер критикует ложные, по его мнению, суждения о Чистилище. Само Чистилище он ещё безусловно признаёт за истину 16, 22, 25, 26, 29 и др. Лютер пишет, что страх, ужас и отчаяние умирающего представляют собой то же, что и муки загробного Чистилища 15 тезис. Лютер рассуждает о том, что испытывают души в Чистилище 17—19 тезисы. В тезисах 21—52 Лютер в целом выступает против индульгенций , хотя признаёт их за малое благо тезис 55 , сетует, что так мало людей «по правилам покупают индульгенции» тезис 31. Индульгенции действуют только в случае нарушения внутрицерковных правил тезис 34 , спасение связано не с ними.

Начало протестантской Реформации в Европе

Подготовьте интерактивную ленту времени с основными событиями периода Реформации и религиозных войн в Европе. Объясните свой выбор событий. Какое из них, на ваш взгляд, является переломным в религиозных войнах? Основные события периода Реформации и религиозных войн в Европе: 1517 г. Начало Реформации.

Но почему Ян Гус пошел на костер за те идеи, благодаря которым Мартин Лютер стал национальным героем Германии? Почему труды Лютера увенчались успехом, хотя все предыдущие попытки совершить то же самое не удались? В чем дело? Можно, конечно, указать на целый ряд политических, экономических и социальных факторов, они все сыграли свою роль, хотя их роль была похожа на роль того кесаря Августа, который объявил перепись и тем способствовал осуществлению пророчества о рождении Младенца Иисуса в Вифлееме. То есть внешние обстоятельства играют свою роль в истории, но они не являются конечной причиной исторических событий.

Так, например, главным противником Лютера, и самым серьезным, был император Карл V, потому что императору нужна целостность империи, нужна единая идеология религия , а действия и учение Лютера угрожали тому и другому: и целостности империи, и единому учению католической церкви. Но исторически получилось так, что император одновременно он занимал и испанский престол был непрерывно занят войнами Испании с Францией за Неаполитанское королевство, потом - с турками, на границах Европы, и ему было не до Лютера. Король Франции тоже не сочувствовал реформационному движению, но фактически помогал ему своими военными и политическими спорами с Испанией. Английский король Генрих VIII был категорически против Реформации, но он вскоре отделился от римской церкви и не поддерживал папство. Папа видел своего врага в императоре, с которым шла борьба за власть в Священной Римской империи, а не в Лютере. К тому же, на фоне этой борьбы между папой и императором складывалась третья сила - отдельные княжества тяготели к самостоятельности и независимости и от императора, и от папы и могли защитить Лютера от обоих. Можно указать и на то, что именно в это время начинает развиваться предпринимательство, поднимается класс торговцев: этому способствовали географические открытия - Латинской Америки, пути в Индию вокруг Африки, они дали мощный толчок колониальному предпринимательству. Для этого класса людей грабительская политика римской церкви выглядела сущей тиранией. Большую роль в успехе Реформации сыграли и интеллектуальные факторы: все прежние движения не имели успеха из-за неподготовленности почвы!

Страх и предрассудки владели народом. И Лютер не имел бы успеха, если бы люди продолжали верить, что разделение с римской церковью равносильно потере спасения! Однако к этому времени был уже широко распространен взгляд, что спасение может быть получено независимо от римской системы. В этом смысле труд предшественников Реформации не был тщетен. Когда папа проклянет Лютера, то "анафема" падет на головы и всех его последователей, однако это их не испугает, что говорит уже о совершенно иной точке зрения! Вспомним, как Прага вынуждена была изгнать Яна Гуса, когда папа наложил интердикт на все церковные обряды! Те или иные причины привели к тому, что миллионы людей хотели покинуть систему, претендующую быть единственным резервуаром спасения. Они были уверены в том, что спасение может быть получено иным путем. Народ был внутренне, религиозно подготовлен к разрыву с государственной церковью и восприятию Благой Вести о спасении через Иисуса Христа.

И вот в конце 1517 года монах по имени Мартин Лютер, возмущенный продажей индульгенций в соседнем немецком городе, приколотил к двери собора в Виттенберге свои 95 тезисов, выражая этим желание обсудить, в чем собственно состоит учение католической церкви о прощении грехов за деньги, то есть через продажу индульгенций. Это был центральный вопрос - о сущности спасения, как оно дано нам в Евангелии. Говоря библейским языком, "Бог открыл дверь" проповеди Евангелия. Здесь конец Средневековья и начало Новой истории. И Бог нашел Себе человека и всей его жизнью подготовил для свершения великого труда. Мартин Лютер стал героем за то, за что Ян Гус стал мучеником. Без Уиклифа, без Яна Гуса не было бы и Лютера! Он вошел в их труд. Он объединил в своей личности все факторы, способствующие реформе: - Реформа проходила на основе Библии.

Лютер был человеком Библии. Лютер выразил всю свою любовь к Германии. Это учение воспринял и Лютер, высоко ценивший мистиков школы Экхарта. Кроме того, Лютер был немецким крестьянином, а значит, принадлежал к тем, кто особенно тяготился римской тиранией. В своих многочисленных произведениях - трактатах и памфлетах - Лютер использовал народный язык. Его крестьянская натура имела способность идти настойчиво, идти шаг за шагом, следуя естественному развитию идей в меру их понимания, в меру собственного духовного роста - от протеста к диспуту, затем - к осуждению католичества, затем - к отделению от него. Его последователи понимали его: при всей необычайности его судьбы в ней не было ничего неожиданного, но все было естественно и понятно. На библейском языке это называется "полнотой времени". Пришло время для реформы.

Она была у всех на уме и на языке. Требовался вождь для успешного восстания против католической системы. Лютер стал им. Годы его жизни - 1483 - 1546. Он жил шестьдесят три года. Основные этапы его жизни следующие. Он родился в городке Эйслебене, в семье крестьянина, разбогатевшего предпринимательством на медных рудниках, в семье благочестивой, но с суровой дисциплиной, где детям давали трудовое воспитание, воспитывая в них привычку к тяжелой работе и сильную волю. Во всех портретах Лютера отражается эта его волевая натура, крестьянская практичность, даже некоторая заземленность всего облика. Но за этой простонародной внешностью таилась смятенная душа.

Страх перед Божьим судом, о чем настойчиво проповедовали в церкви, был так силен, что однажды, в ужасе перед сильной бурей с громом и молниями, он дал обет стать монахом, если останется жив.

Нокса излагают основные принципы кальвинизма и базируются на опыте женевской Церкви. Ламбетский дворец, Лондон. Портрет Томаса Кранмера, архиепископа Кентерберийского. Критика папства находила отклик среди различных слоёв английского общества, что было обусловлено глубокой местной традицией полемики со Святым Престолом. Кембриджский университет , в котором в 1520-х гг. Тиндейла , Т.

Кранмера , М. Ковердейла 1488—1568 , Х. Латимера , Н. Ридли 1500—1555 , стал одним из центров распространения лютеранства, в то время как в Оксфордском университете отношение к реформационным идеям было более критическим, как и при дворе. Король Генрих VIII 1509—1547 лично выступил с антилютеровским трактатом в защиту 7 таинств «Assertio septem sacramentorum», 1521. Отношение короля к Реформации изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшимся в связи с его бракоразводным процессом с Екатериной Арагонской. Генрих VIII, руководствуясь политическими, династическими и личными соображениями, при помощи Кранмера, назначенного архиепископом Кентерберийским 1533 , аннулировал брак с Екатериной и женился на Анне Болейн.

Ключевое событие Реформации в Англии — принятие парламентом «Акта о верховенстве» «Act of Supremacy», 1534 , согласно которому король становился главой Церкви и собственником её земельных владений. В результате проведения «королевской Реформации» Церковь стала одним из институтов государства. Утверждение англиканства и основные реформационные преобразования совершились при короле Эдуарде VI 1547—1553. Под руководством и при непосредственном участии Т. Кранмера изданы «Книга общих молитв» 1549, 2-я редакция, 1552 , «Книга проповедей» 1551 , новый вероисповедный документ «42 статьи» 1551—1552 , который впоследствии переработан и принят в виде «39 статей» 1571. В Англию были приглашены видные деятели Реформации М. Буцер, Я.

Лаский, П. Вермильи и др. В связи со смертью Эдуарда VI и приходом к власти Марии Тюдор 1553—1558 католическая Церковь вернула свои позиции и началось преследование протестантов в стране. Англиканская церковь была восстановлена при Елизавете I Тюдор. Умеренный и компромиссный характер англиканства стал причиной появления многочисленных течений, представители которых настаивали на продолжении Реформации, «очищении» Церкви от католических обрядов, упразднении иерархии пуритане , пресвитериане , конгрегационалисты , методисты , баптисты. Реформация в Скандинавских странах С 1520-х гг. Таусен в Дании, О.

Петри в Швеции, П. Сяркилахти 1490—1559 в Финляндии, И. Бугенхаген на землях Ливонской конфедерации. При широкой социальной поддержке скандинавские государи провели реформу церквей «сверху». В Швеции и входившей в её состав Финляндии на Вестеросском риксдаге 1527 г. Уппсала состоялся синод 1536 под руководством Л. Петри, лютеранство объявили официальным вероисповеданием шведов, что было подтверждено на заседании риксдага 1544.

В Дании и входивших в её состав Норвегии и Исландии по инициативе короля Кристиана III лютеранство признано государственной религией 1536 , Таусен стал одним из организаторов новой Церкви, приняв деятельное участие в подготовке реформационных актов «Церковный ордонанс», 1537; «Рибеские статьи», 1542. Датский гуманист и деятель Р. Педерсен 1480—1554 перевёл Библию на датский язык, О. Петри — на шведский язык, М. Агрикола — на финский язык. В Норвегии и Исландии Реформация воспринималась как орудие политики иноземных датских государей, лютеранское богослужение вводилось на языке страны-сюзерена, поэтому католическому духовенству удалось организовать антипротестантские восстания. Однако к середине 16 в.

После Ливонской войны 1558—1583 гг. Швеции и Дании отошла большая часть земель Ливонского ордена, где также утвердилось лютеранство. Реформация в Австрии и Венгрии В 1520—1530-х гг. С 1555 г. В Венгрии в 1-й половине 16 в. На землях, подконтрольных Османской империи , протестантизм распространялся беспрепятственно; на территориях Габсбургов католическая власть с помощью ордена иезуитов противостояла Реформации, однако после Венского мира 1606 г. После 1626 г.

Воспользовавшись этим, Фердинанд II Габсбург предписал протестантам-дворянам в течение трёхмесячного срока перейти в католичество или покинуть пределы империи. Таким образом, католическая Церковь восстановила свои позиции.

На первый взгляд, совершенно нечего: протестантизм сыграл ключевую роль в становлении современной цивилизации, и любой современный человек должен был бы быть в курсе своей «родословной». Не иметь никаких сведений о Лютере — то же самое, что ничего не знать о Колумбе, Копернике или Шекспире: мы не обязаны всем этим людям своим существованием, но само наше существование без них могло бы быть несколько иным, мы просто бы жили в другой культуре. Невнимательность к религиозному фактору объясняется вовсе не равнодушием к самой религии, как это может показаться на первый взгляд, а недооценкой той важнейшей сферы человеческой жизни, которую религия непосредственно касается — сферы мировоззрения. Любая религия — это в первую очередь мировоззрение, которое должно определять всю жизнь, и вызов протестантизма — это в первую очередь мировоззренческий вызов, всё остальное здесь вторично. Игнорирование мировоззренческой сути любой религии порождает ложные мифы даже о ее внешних и случайных свойствах, и эти мифы успешно поддерживаются всеми, кто готов, например, бесконечно говорить о вреде или пользе Реформации, но не прочесть всего один раз хотя бы те же «95 тезисов». Наиболее часто повторяемые мифы о протестантизме, — повторяемые не только поверхностными журналистами и малообразованными политиками, но и вроде бы серьезными гуманитариями, — это мифы о том, что Реформация выступала за ценность свободы против религиозного «деспотизма», отстаивала ценность разума против религиозного «мракобесия».

Если обратиться к доктринам Реформации, то ни о каком «прогрессе» там речи не идет Стоит заметить, что такое понимание протестантизма связано, прежде всего, с глубоко клишированным восприятием самой европейской истории как однолинейного «прогресса», где на смену «темному Средневековью» вдруг приходят «светлые» тенденции Нового времени Модерна , все без исключения «освободительные» и «рациональные» — Ренессанс, Гуманизм, Реформация и, наконец, само Просвещение. Реформация в этой схеме воспринимается не как самостоятельное явление, а просто как определенная стадия или аспект общего «прогрессивного» движения вперед, как будто Лютер и прочие отцы-основатели протестантизма были вполне солидарны с этим «прогрессом», и по своим взглядам они уж точно ближе к будущим французским революционерам, чем к испанским инквизиторам. Но если обратиться к реальным доктринам и текстам самих основоположников Реформации, то ни о каком «прогрессе» или «революции» там речи не идет. Обличительный пафос первых протестантов касался исключительно богословских вопросов, и сам раскол Римско-католической церкви в XVI веке был сугубо религиозным конфликтом, на который наслоились другие конфликты — социальные, политические, геополитические, экономические, — обеспечившие ему столь масштабную эскалацию, а самому Лютеру — фактическую победу. Лютер не понимал, что такое Церковь Изначальным поводом для возмущения относительно молодого монаха-августинца были злоупотребления католическими клириками своим положением и откровенная торговля церковными таинствами, особенно индульгенцией — отпущением грехов, которое при наличии должной платы подменяло собой таинство Исповеди. Столь порочная практика, явно противоречащая христианству, вовсе не была свойственна тысячелетней средневековой церковности: это как раз «дань времени» того самого Ренессанса, возрождающего античные, языческие страсти, заразившие даже Ватикан, придворным нравам которого наивный Мартин ужаснулся еще в 1511-м году, когда был там по делам своего ордена. Эксцессы торговли индульгенциями не знали границ: самый смешной случай произошел с их главным защитником, монахом-доминиканцем Иоганном Тецелем из Лейпцига, который за немедленную плату согласился отпустить будущий, еще не свершившийся грех одному хитроумному богатому аристократу. Когда Тецель вышел за пределы города, то этот аристократ выследил его и жестоко избил, объяснив, что именно этот грех он имел в виду… У любого честного христианина такая торговля спасением вызывала бы законное возмущение, но Лютер решил пойти дальше и пересмотреть те минимальные богословские основания, которые позволяют священникам оправдывать эту практику.

В итоге за несколько лет Лютер совершил стремительную эволюцию, а точнее революцию, от благонамеренного критика церковного неблагочестия до основателя новой крупнейшей конфессии, еретической как с точки зрения католицизма, так и, конечно, самого Православия, о котором Лютер, по всей видимости, почти ничего не знал. Впрочем, говорить о том, что Лютер чего-то очень важного не знал, довольно сложно, потому что для своего времени и места он был одним из самых образованных людей. Достаточно вспомнить, что именно он переведет на немецкий язык Библию, положив начало не только протестантскому богословию, но и немецкому литературному языку. Но с православной точки зрения можно совершенно точно сказать, что он чего-то очень важного в христианстве не понимал, а именно — Лютер не понимал, что такое Церковь, и это непонимание лежит в основе всей протестантской экклезиологии. Неслучайно вместо одной Лютеранской церкви Реформация породила десятки и сотни новых расколов и сект, которые даже при самой щепетильной политкорректности очень трудно назвать «церквями». Реформация и свобода Мартин Лютер Господь доверяет Своим ученикам право участия в спасении других людей Главное острие критики Лютера изначально было обращено против права священства отпускать грехи за деньги, но поскольку апологеты этой практики типа Иоганна Тецеля не находили ничего лучше, чем ничтоже сумняшеся оправдывать его уникальным даром священства отпускать любые грехи, то Лютер очень скоро решил, что и это право надо пересмотреть. И вот тут возникает самый парадоксальный момент: право Церкви управлять духовной жизнью своих членов возможно не потому, что человек в христианстве слишком несвободен, а наоборот — потому что он слишком свободен. Основой основ христианской экклезиологии является тот уникальный дар соучаствовать в спасении людей, который сам Иисус Христос дал своим апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе Мф.

Этот дар апостолы получили в момент нисхождения на них Святого Духа в Пятидесятницу, и далее они по своему усмотрению передавали его своим ученикам через рукоположение в сан епископа, почему цепочка епископских рукоположений до конца времен называется апостольским преемством. В свою очередь, само это право «вязать и решить» возможно именно потому, что человеческая личность создана по образу Божию, неотъемлемым свойством которого является свобода — свобода мысли и действия. Если бы человек не обладал определенной онтологической свободой, то и никаких прав у него бы не было, но Господь доверяет Своим ученикам самое ответственное из всех возможных прав — право участия в спасении других людей, в решении их посмертной участи.

95 тезисов Мартина Лютера: влияние и тревожные последствия

31 октября 1517 года. Эта дата традиционно считается началом Реформации – грандиозного раскола западного христианства, который имел судьбоносное значение не только для религиозной, но и для социально-политической истории Европы. В этом году исполняется 500 лет начала Реформации. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец Средним векам и привели к образованию новой конфессии. История, причины, итоги Реформации, Деятели Реформации, Реформация в Европе, Лютеранство, Кальвинизм, биографии Мартина Лютера и Жана Кальвина, Контрреформация. Начало Реформации в Германии относят к 1517 году, когда монах Мартин Лютер прибил 31 октября 1517 года к дверям виттенбергского храма 95 тезисов, в которых развил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и доказывал вред от продажи индульгенций.

Выступление м лютера с 95 тезисами начало реформации в германии кратко

Тридцатилетней войны - в 1640 году. Начало Реформации в Германии относят к 1517 году, когда монах Мартин Лютер прибил 31 октября 1517 года к дверям виттенбергского храма 95 тезисов, в которых развил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и доказывал вред от продажи индульгенций. 17 апреля 1521 года считается вероятной датой, когда Мартин Лютер, германский христианский богослов, инициатор Реформации, выступил с речью в Вормсе.

РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. М. ЛЮТЕР.

В 2003 году в память об исторической личности Эрик Тилль снял биографический фильм-драму под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти. ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. дата, которая сейчас считается началом Реформации и ежегодно отмечается как День Реформации. На этой странице приведён текст 95 тезисов Мартина Лютера — немецкого богослова, вождя Реформации, основателя течения протестантизма в средневековой Германии. В конце октября 1517 г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Это стало началом первого этапа Реформации (1517—1521).

Реформация в Германии

День Реформации - 31 октября. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024 Мартин Лютер родился в 1483 года в г. Айслебене. В 1505 г. он вступил в монастырь августинцев в г. Эрфурте. Лютер был верующим христианином и закаленным в диспутах теологом. Постепенно он начал сомневаться в учении церкви.
День Реформации в Германии | История и празднование Reformationstag В 1534 году парламент издал закон, объявивший короля главой церкви в Англии. Так началась Реформация, началась не по требованию народа «снизу», как в Германии, а «сверху» по воле короля.

Хронология европейской Реформации

Убеждения и выводы Лютера открывали перед верующими новые и невиданные до сих пор возможности и свободы. Однако католическая церковь не намеревалась просто так сдавать свои позиции, как показал ход истории после обнародования Лютером 95 тезисов, положивших начало Реформации в Германии. Произошло это 31 октября 1517 года, когда он, согласно легенде, вывесил их на дверях Замковой церкви в Виттенберге. К этому времени монах-августинец Мартин Лютер уже имел титул доктора теологии и преподавал в здешнем университете.

Двери церкви служили тогда в качестве своего рода университетской доски объявлений. Изобретение Гутенберга и портреты Кранаха Идеи Лютера начали очень быстро распространяться по Германии, вернее — тогдашней Священной римской империи. Решающую роль в этом сыграло одно важное изобретение.

В середине предыдущего XV столетия первый типограф Европы — немец Иоганн Гутенберг Johannes Gutenberg создал способ книгопечатания подвижными литерами. Этой новой технологией воспользовались сторонники Лютера. Она позволяла размножать и распространять тезисы и другие сочинения основоположника Реформации практически в любом количестве.

Люди могли не только читать тексты Лютера, но и знали, как выглядит человек, который их написал. Эта заслуга принадлежит знаменитому художнику — Лукасу Кранаху Старшему, владевшему в Виттенберге большой графической мастерской. Он создал многочисленные портреты Лютера, иллюстрировал протестантские памфлеты, а также позже участвовал в издании немецкого перевода Священного Писания — Библии Лютера.

Карл V — император, объявивший Лютера вне закона Слухи о новых идеях, распространившихся в немецких землях, вскоре дошли до Рима, где вызвали глубокую озабоченность папы и всей курии, заподозривших Лютера в ереси. В июне 1518 года было начато церковное расследование. Через несколько месяцев он был вызван на рейхстаг в Аугсбург, чтобы ответить на вопросы кардинала Фомы Каэтана.

Папский легат пытался побудить Лютера к молчанию, но тот наотрез отказался отрекаться от своих взглядов — как на допросах, так и во время диспутов. В 1519 году на трон Священной римской империи взошел Карл V 1500-1558 — представитель династии Габсбургов, ставший его новым могущественным противником. Фотогалерея: Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге Вормсский рейхстаг Это событие считается одним из ключевых в истории Реформации.

Его вызвали сюда, требуя публично отказаться от своих взглядов — еретических с точки зрения католической церкви. Основоположник Реформации От Лютера ожидали отречения от 95 тезисов, которые содержали, в частности, критику торговли индульгенциями и ставили под сомнение духовную власть папы. Лютер вывесил их на дверях Замковой церкви в Виттенберге в 1517 году, предлагая обсудить публично, а позже развил идеи в своих трудах.

Перед рейхстагом он заявил, что переубедить его могли бы только свидетельства из Евангелия и разумные аргументы. Памятник Лютеру В Вормсе Лютер не отказался от своих взглядов, что означало окончательный его разрыв с католической церковью и стало толчком для возникновения протестантского движения в немецких землях. Монумент Лютера Lutherdenkmal , установленный в этом городе в 1868 году, является самым большим в мире памятником Реформации наряду со 100-метровой Стеной Реформации в Женеве.

Отвечая императору Монумент установили недалеко от места, где около собора находилась резиденция вормсского епископа, в которой Мартин Лютер выступал перед рейхстагом. Там, где Лютер стоял, отвечая императору и представителям имперских сословий, позже положили на землю памятную плиту, — в парке, разбитом после разрушения резиденции в ходе войны за пфальцское наследство. Повестка дня Рейхстаг 1521 года открылся в конце января и продолжался четыре месяца.

Ввиду нараставшей турецкой угрозы основными пунктами повестки были создание имперского правительства и распределение обязанностей по выставлению воинских контингентов. Совещания обычно проходили в городской ратуше, однако слушания по делу Лютера перенесли в другое место, чтобы не давать ему широкую трибуну. Отлучение от церкви За несколько месяцев до вызова Лютера в Вормс папа римский Лев X отлучил его от церкви.

По действовавшим тогда правилам это сразу влекло за собой имперскую опалу, то есть Лютера объявили государственным преступником. Однако его идеи уже получили широкое распространение, и симпатизировавшие ему князья настояли, чтобы Лютер был выслушан на рейхстаге, прежде чем опала вступит в силу. Фридрих III Мудрый Учитывая рост популярности Лютера, император согласился заслушать его, дав возможность отречься от ереси.

Среди немецких князей, стремившихся ослабить влияние папы, ключевую роль сыграл саксонский курфюрст Фридрих III Мудрый, позже укрывший Лютера в замке Вартбург, где тот перевел на современный ему немецкий язык Новый Завет. В Вормсе этот курфюрст стоит по правую руку от Лютера. В сопровождении герольда По пути в Вормс верующие устраивали Лютеру восторженные встречи.

В Эрфурте, Готе и Айзенахе он выступил с проповедями. Специальная грамота Карла V гарантировала ему свободу и неприкосновенность на три недели. За ее соблюдение отвечал имперский герольд, сопровождавший Лютера из Виттенберга на рейхстаг.

Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера. Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации. Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений.

Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку. Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы. Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии - лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями: она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами; исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам [1] и иконам; лютеранское духовенство имело право заводить семью католическое духовенство не имело право иметь жену и детей. Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму.

Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков. Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства. Запоминаем даты! Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались.

Тем самым он положил начало Реформации Римско-католической церкви и появлению протестантизма. По сути, он оспорил господствующее мнение о том, что спасение от греха возможно через индульгенцию в виде денежной выплаты.

Однако факт вывешивания тезисов не доказан и является предметом споров. Историки, в частности, Томас Кауфман, считают, что гораздо весомее тех самых тезисов более позднее сочинение Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» An den christlichen Adel deutscher Nation, 1520. В нём монах обращается к немецкому дворянству как к тем, кто может направить заблудшее христианство. Лютер критикует идею разделения церкви на клириков и мирян: «Все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности.

Причины начала Реформации: борьба зарождавшегося капитализма и феодализма. ЛЮТЕР Мартин 1483-1546 , деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. В 20-х гг.

Погиб в войне между католическими и протестанскими кантонами. Главное сочинение «Наставление в христианской вере».

Новости, Справочник, Афиша, Объявления

Почти перед самой своей смертью в 1546 году доктор Лютер выпускает серию карикатур, в которых папа изображается то в виде толстой свиньи, то в виде осла, то с нечистотами в руках. Далее реформатор предлагает еще один радикальный шаг — отныне любой человек может спокойно толковать Библию, и его размышления над строками Нового или Ветхого Заветов будут иметь такую же ценность, как мнение папы или собора. Эта мера привела как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Лозунг Sola scriptura «только Писание» — лат. Идеи Лютера приводят к переводам Библии на национальные языки и фактически лежат в основе создания многих европейских языков.

Время латыни как языка науки, духовенства и общения начинает подходить к концу. Появляются богослужения и песнопения на национальных языках, и Слово Божие начинает звучать на языке простолюдинов. Стоит отметить, что переводы Священного Писания на национальные языки были и до Лютера, но его идеи резко оживили этот процесс. Отрицательной же стороной лозунга «Только Писание» можно считать постоянные споры между сторонниками различных течений в протестантизме, которые могли приводить к кровавым последствиям.

Впрочем, точно такие же столкновения были в христианстве и до Реформации. Однако главной идеей Лютера и Реформации было спасение верой и благодатью Христовой. Во многих своих текстах Лютер говорит о том, что Бог спасает человека не за его добрые дела или аскетизм, а исключительно за веру. Сама по себе эта идея встречалась у святых отцов, но доктор Мартин развивает ее в сторону радикализма.

Он утверждает, что добрые дела или монашеская жизнь лишь отдаляют человека от Христа, поскольку большинство священников и монахов являются притворщиками или ушли в обитель по нужде. С этого момента «виттенбергский папа» призывает священников и монахов жениться, разрешает второбрачие и даже существование нескольких жен.

Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильность в Германии на протяжении второй половины XVI века. В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа «cujus regio, ejus religio» лат.

Судьбоносное происшествие, которое вызвало многолетнюю бурю в Европе и спровоцировало раскол католиков, произошло 31 октября 1517 года. Священнослужитель Мартин Лютер, прошедший к этому времени обучение в университете, монашество, преподавание богословия и чтение проповедей, прибил на ворота Виттенбергской церкви листы с 95 тезисами, в которых критиковал Католическую церковь за ее непомерные аппетиты в деле распространения индульгенций. Единственное, что во власти духовенства — заступничество перед Богом, выраженное в молитве о заблудших душах.

Спасение, с точки зрения Лютера, это личное дело каждого человека, и заключается оно в истинной вере в Божье милосердие. Открытая конфронтация популярного в народе священника с Римом и самим папой вызвала большой общественный резонанс. Предшественники Лютера «95 тезисов» и последующие работы Лютера, в которых он разъяснял свою позицию относительно зарвавшегося католического духовенства во главе с папой, упали на благодатную почву. Разговоры о необходимости реформ церкви велись давно, гуманисты эпохи Возрождения поднимали и раньше вопросы о ценности подлинной христианской веры, основанной на заповедях Христа, а не на интерпретациях церкви, погрязшей в политических играх и пороках. Ян Гус — чешский реформатор, опередивший Реформацию на век Судьба Мартина Лютера похожа на историю чешского священника Яна Гуса, открыто выступавшего с критикой Римской церкви за 100 лет до старта Реформации. Народ должен знать первоисточник, а не его вольные пересказы из уст священников. В 1488 году, спустя 73 года после смерти Яна Гуса была издана первая Библия на чешском языке. Через сто лет Мартин Лютер станет первым и лучшим переводчиком Библии на немецкий.

Пока богослов мучился над переводом, ему пришлось попутно изобрести немецкий литературный язык, которого до этого просто не существовало. Какой громадный и тяжкий труд заставить говорить по-немецки еврейских пророков, которые так противятся этому и не хотят подражать варварскому языку немцев! Ян Гус Не мог Гус смолчать и по поводу индульгенций — это его и погубило. Часть дохода от продажи отпущения грехов получала и королевская казна, священник лишился покровительства власти и был сожжен на костре в 1415 году.

В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Как гласит история, в этот день в 1517 году немецкий реформатор Мартин Лютер Martin Luther прибил к дверям приходской церкви города Виттенберга Wittenberg свои знаменитые «95 тезисов», положив тем самым начало широкой дискуссии о действенности индульгенций, что в свою очередь стало началом Реформации в западном христианстве. Это событие привело к открытию Библии для широких масс, переосмыслению христианского вероучения и к появлению протестантизма, раскола церкви на евангелическую и католическую ветви.

РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. М. ЛЮТЕР.

Эта дата добилась признания в большинстве евангелических стран. Прежде всего, Реформация - это движение за преобразование Церкви, возвращение к учению Христа и нравственным нормам Нового Завета. И как следствие таких преобразований в результате Реформации появляются протестантские церкви - в настоящее время вторая по численности после католиков ветвь мирового христианства. Но ее влияние оказалось значительно шире изменений в церковной жизни.

Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или по крайней мере даёт повод к этому. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечёт на себя. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своём доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции. Должно учить христиан: покупка индульгенций — дело добровольное, а не принудительное. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, — при продаже отпущений — благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги. Должно учит христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счёл бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, — даже если необходимо продать храм св. Петра — отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции — ничтожнейшее благо — славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие — высшее благо — надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий. Сокровища Церкви, откуда папа раздаёт индульгенции — и не названы достаточно, и неизвестны христианам. Несомненно, что ценность их — и это очевидно — непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно — без содействия папы — даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку. Лаврентий — это бедняки Церкви», но он употребил это слово по обыкновению своего времени. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа — вот то сокровище. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определённых ему случаях достаточно власти папы. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие Благовестие о славе и благодати Бога. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми. Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

Лютера 31 октября 1517 г. Мартин Лютер размещает 95 тезисов против практики продажи индульгенций на дверях замковой церкви в Виттенберге 13 октября 1517. Stuttgart, 1830. Библиотека Конгресса, Вашингтон. Разъясняя суть тезисов, Лютер наметил основы своего учения: признание всеобщего священства, спасение только верой , приоритет Священного Писания. Лютера поддержали Ф. Меланхтон , представивший первое систематическое изложение реформационной доктрины [«Общие принципы теологии» «Loci communes rerum theologicarum» , 1521], Н. Амсдорф , Г. Спалатин 1484—1545 , И. Бугенхаген , Ю. Йонас 1493—1555 , К. Круцигер 1504—1548 и другие представители духовенства. Идеи Реформации оказались привлекательны для дворянства, заинтересованного в усилении светской власти и секуляризации церковных земель, для среднего и зажиточного бюргерства , которому были близки идеи «удешевления» Церкви, для крестьянства, получившего возможность высказать требования социального и имущественного характера. Портрет Филиппа Меланхтона. Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Галерея старых мастеров, Дрезден Германия. Радикальная часть бюргерства, плебс, беднейшее крестьянство придавали реформационным идеям не только религиозный, но и общественно-политический смысл. В программах Крестьянской войны 1524—1526 гг. Лютер сначала выказывал сочувствие восставшим и видел в них социальную опору реформационных преобразований, затем осудил крестьянские волнения и начал проводить церковные реформы в княжестве Саксония при поддержке князей Фридриха 1486—1525 , Иоганна 1525—1532 , Иоганна Фридриха 1532—1547 и городских властей. Император Карл V в 1526 г. Идея «всеобщего священства» и возможность проведения секуляризации церковных земель способствовали быстрому распространению Реформации за пределами Саксонии: в Померании , Вюртемберге , Бранденбурге , Мекленбурге , Восточной Пруссии , 51 из 65 имперских городов. Светские власти были заинтересованы в сплочении протестантов, и в 1529 г. Цвингли, которые в ходе диспута разошлись во взглядах на таинство Евхаристии. В 1530 г. Несмотря на распри между князьями и разногласия теологов, стремление императора восстановить в империи католицизм не увенчалось успехом. Аугсбургский религиозный мир признал фактическое вероисповедное разделение Германии по принципу «чья страна власть , того и вера» cuius regio, eius religio. Реформация Цвингли Реформационные настроения в немецкоязычной части Швейцарии нарастали с 1519 г. Начало Реформации в Цюрихе связано с деятельностью У. Цвингли, который в 1522—1523 гг. Ганс Аспер. Портрет Ульриха Цвингли. Винтертурский художественный музей, Винтертур Швейцария. В сочинении «Рассуждения об истинной и ложной религии» 1525 Цвингли утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не действуют на духовное начало в человеке, и требовал отмены почитания икон , культа святых. По распоряжению магистрата в 1524—1525 гг. Пасторы выбирались общиной. Городскому совету передана часть епископской юрисдикции: надзор за пасторами и отлучение от Церкви. Реформационные преобразования по образцу Цюриха прошли в Базеле [И. Эколампадий 1482—1531 ], Берне [Б. Галлер 1492—1538 ], Санкт-Галлене [И. Вадиан 1484—1551 ]. В 1528—1529 гг. После гибели Цвингли 1531 Реформацию в Цюрихе продолжил Г. Буллингер 1504—1575 , швейцарский теолог, автор одного из основополагающих документов протестантизма — Первого Гельветического исповедания 1536. Компромисс в отношении к толкованию таинства Евхаристии обеспечил сближение Цюриха и кальвинистской Женевы и заключение между ними в 1549 г. Цюрихского соглашения. Реформация в Страсбурге Имперский город Страсбург, благодаря своему географическому положению, развитию книгопечатания, экономическому процветанию, стал связующим звеном между германскими, швейцарскими и французскими протестантами, которые называли его Новым Иерусалимом, «Антиохией Реформации», «убежищем сосланных братьев». С 1521 г. Целл 1477—1548 проповедовал учение Лютера, с 1523 г. Теологическая концепция Буцера получила отражение в его сочинении «Исповедание четырёх городов» «Confessio Tetrapolitana» , оглашённом на сейме в Аугсбурге в 1530 г. В «Исповедании» Буцер стремился примирить взгляды Лютера и Цвингли, сформулировал протестантское представление о соборности.

Опираясь на обширнейший пласт современной историографии, автор этой книги помещает протестантскую Реформацию в культурный, социальный и политический контексты, исследуя ее воздействие на смену тенденций в искусстве и архитектуре, на трансформацию представлений о власти и понимания силы Священного Писания и теологической традиции. Снабженная черно-белыми иллюстрациями, несколькими картами и временной шкалой, книга будет полезна студентам высших учебных заведений и их преподавателям, а также всем, кому интересна история Реформации и в целом развитие религиозных и общественно-политических движений в Европе раннего Нового времени. Оглавление 1. В одной лишь Божьей власти? Пятьсот лет 1. Мартин Лютер и богословие Реформации По ряду причин богословские споры и противоречия, которые определяли и формировали Реформацию, в последние годы вышли из нашего внимания. Есть, разумеется, достойные исключения из этого правила, но акцент на культуре реформы, принятии религиозного изменения и долгосрочном воздействии Реформации на веру, который сделал недавние научные исследования такими увлекательными, также таил в себе опасность того, что богословие реформы становится все более периферийным. В последней четверти XX века небольшой, но важный сдвиг от истории Церкви к истории религии перенес внимание с догматов и апологетики интеллектуальной и богословской элиты к тому, что мы могли бы с некоторой натяжкой назвать «народной религией», или верой «простых людей» [35]. Эти «простые люди» не были безмолвными получателями новых мыслей, покорно принимавшими проповеди и споры, которые определяли и объясняли оправдание верой, Sola scriptura и любые другие руководящие догматы евангелистской церкви. Наоборот, в эпоху раннего Нового времени не только приходские священники, но и миряне принимали активное участие в осмыслении и исправлении прежних религиозных воззрений. В более старых, традиционных, описаниях формулирование теологических принципов Реформации приписывается уму и работе «великих людей» зарождающихся протестантских церквей, но возникновение этих идей, казалось, значило меньше, чем их воздействие. Разумеется, описание эволюции веры никогда не бывает простым. Обсуждение теологии Реформации или, точнее, теологий за последние несколько десятилетий стало все больше связываться с верой и практикой поздней средневековой Церкви: ведь история Реформации началась не в 1517 г. Растущий интерес к идеям, которые заложили фундамент для распада христианского единства в первой половине XVI века, выглядел вполне естественно на фоне растущего интереса к возникновению и последствиям Реформации. Изучение воздействия реформ на приходы или влияние религиозных убеждений на социальную и культурную сферы во многом способствовали тому, что внимание людей переключалось на конкурирующие теологии, вызвавшие эти перемены. Изучение Реформации как истории вероучения или истории общества нельзя считать взаимоисключающими подходами, наоборот, объединение этих направлений в значительной степени улучшило наше понимание и того и другого. Культурные и социальные перемены, привнесенные религиозными изменениями, происходили из обсуждений богословских вопросов, хотя интеллектуалы того времени зачастую резко отрицали влияние таких идей на национальные культуры, которые основывались скорее на предрассудках, чем на вере. Не так давно редакторы одного из лучших недавних исследований Реформации напомнили нам, что богословие может вновь привлечь пристальное внимание науки, но теперь ее позиция зависит от контекста и больше не привязана к авторитету богословов прошлого. Споры по вопросам теологии Реформации скорее можно найти в исторических и литературных трудах, культурном и социальном анализе эпохи реформы. Богословские принципы не возникают в вакууме, а произрастают из более широкой среды, в которую они были посажены. Поэтому размышления о богословских вопросах требуют от ученого готовности рассматривать их в историческом контексте и отыскивать те факты, которые действовали на перемены в богословии как ускорители или помехи. Спасение было скорее практической, нежели абстрактной заботой, поэтому судьба одной вечной души занимала самые широкие слои населения. Богословы Реформации сами были ее духовными пастырями и проповедниками, и сегодня мы можем узнать об их воззрениях и целях благодаря записям их проповедей, полемическим трактатам, письмам и наставлениям [37]. Начало Реформации? В течение трех дней с момента выпуска было продано около 34 000 статуэток Лютера в шляпе, с пером и немецкой Библией [38]. Представитель компании признал, что популярность оловянной статуэтки Лютера стала неожиданностью, и объяснил быстрые продажи, в частности в Германии, растущим интересом к истории и желанием родителей дать возможность своим детям вырасти с пониманием того, как «совершенно обычный человек, разделявший веру и убеждения большинства людей своего времени», остается интересен людям XXI века. Массовое производство и сбыт статуэток Лютера фирмы Playmobil отдают дань уважения традиционной легенде и образам истоков Реформации. Лютер в этой истории четко выразил недовольство католической церковью, прибив свои 95 тезисов к двери Замковой церкви в Виттенберге. Такое открытое выражение несогласия и даже открытое неповиновение вызвало отклики во всем христианском мире, по-новому представив отношения между человеком и Богом и расшатав основы институциональной церкви. Образ Лютера с молотком в руке возник как самостоятельный символ, ставший обязательным элементом изображения Реформации в изобразительном искусстве, печатном слове и на экране. В 1960-е гг. Эрвин Изерло заявил, что «Лютер не прибивал тезисы».

95 тезисов Мартина Лютера

Начало Реформации: «Удар молнии в бочку пороха» Реформацией принято называть движение за обновление католической церкви в XVI–XVII вв. ЛЮТЕР — ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483-1546) — деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. 1517. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии.

Задание №3168

«95 тезисов» и последующие работы Лютера, в которых он разъяснял свою позицию относительно зарвавшегося католического духовенства во главе с папой, упали на благодатную почву. Основные события периода Реформации и религиозных войн в Европе: 1517 г. — опубликованы «95 тезисов» Мартина Лютера в Германии. Начало Реформации. 1524-1525 гг. — крестьянская война в Германии против запрета лютеранства. 31 октября 1517 скромный 34-летний профессор богословия Мартин Лютер прибил к дверям замковой церкви в провинциальном Германском городе Виттенберге "95 тезисов против индульгенций". Актер в образе Мартина Лютера О чем 95 тезисов. В это время Мартин Лютер преподавал теологию в университете Виттенберга (который теперь носит его имя) и проповедовал в местной церкви.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий