Стих февраль пастернак анализ

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернака. Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя — это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи». Февраль необходимо описать, заявляет лирический герой, но это описание будет сопровождаться рыданиями — от невозможности выразить словами всю полноту чувства, вызываемого страшной февральской красотой.

Анализ стихотворения «февраль» (б. л. пастернак)

Стихотворение Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» создано в 1912 году и входит в сборник «Поверх барьеров». Это необычное творение состоит из шести строф, написанных катреном. Анализ стихотворения позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк. Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернака. Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя — это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи». В процессе исследовательской работы по литературе "Поэтика и анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» было написано в 1912 г. Оно быстро стало широко известным. В нем отразились основные черты поэтического таланта автора. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Анализ стихотворения «Февраль.

Февраль. Поливанов о стихотворении Пастернака.

Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Анализ стихотворения «Февраль. В апреле того же года был издан одноимённый сборник, где в числе прочих впервые были опубликованы ранние пастернаковские стихотворения, включая «Февраль. Достать чернил и плакать». Пастернак считал стихотворение «лучшим из раннего» своего творчества. В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души. «Февраль. Достать чернил и плакать!» – анализ стихотворения Б.Н. Пастернака. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Анализ стихотворения «Февраль.

Анализ стихотворения «Февраль, Достать чернил и плакать...» Пастернака.

Данный в глаголах настоящего времени рассказ поэта об усилиях творчества получает значение здесь и сейчас осуществляющегося действия поэта, так что микросюжет поэтического творчества онтологизируется, представая реальностью самой поэзии поэтому рассказываемое событие превращается в событие рассказывания : Я книгу закрываю; Беру перо, сижу; насильно вырываю У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет... Теряю все права Над рифмой, над моей прислужницею странной: Стих вяло тянется, холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор... Феномен становящейся в настоящем времени поэзии сближает фрагмент пушкинского стихотворения с финалом пастернаков-ского «Февраля»: «Стих вяло тянется» - «Слагаются стихи навзрыд». Смысловое и субъектное расхождение в общей ситуации поэтического творчества у Пушкина поэт отступает от своего замысла сочинить стихи, у Пастернака стихи сочиняются без участия «Я»-субъекта определяется сходством и одновременным различием зачинов обоих стихотворений.

Сходство конструкций в первой строке - стык номинатива с инфинитивом - нарушается тем, что Пушкин использует инфинитив для вопроса, а Пастернак своим инфинитивом как будто отвечает на вопрос «что делать? В результате «достать чернил и плакать» становится действием, которое «одинаково присваивается адресантом как желаемое и предписывается адресату как требуемое к исполнению». Лингвистический анализ позволяет увидеть, что «абсолютно анало- гично обстоит ситуация с остальными инфинитивными предложениями стихотворения Писать о феврале навзрыд, Достать пролетку,... Стихотворение балансирует между этими смыслами, объединяя в одном лексико-граммати-ческом пространстве поэтическую рефлексию о мире, авторефлексию о творчестве и предписание "другому"»5. Все сказанное А.

Черняковым дополняется той характеристикой инфинитивов «Февраля», которую дал Е. Фарино: смысл «эквивалентизирующей» синтаксической структуры «достать чернил и плакать» «является конструкцией оценки-экспликации случившегося», когда инфинитивное выражение оказывается определением февраля6. Эффект субъектно-объектной эквивалентности объясняется и общим «семантическим ореолом» инфинитивного письма: «оно трактует о некой виртуальной реальности, о мыслимом инобытии субъекта, колеблющегося между лирическим "я" и "Другим"... Теоретическим основанием литературоведческого подхода к «Февралю» может служить то определение «личностного ядра поэтики Пастернака», которое С. Бройтман видит в «субъектном и образном неосинкретизме, "соответствии" и рядоположении на одной плоскости разных начал», с тем уточнением, что речь идет не о «наивном и непосредственном синкретизме древнего искусства», а о «синкретизме художнически сознательном и авторефлек-сивном»8.

Предшествовало этому выводу наблюдение ученого об «исходной роли метаморфического, субстанциального типа образности у Пастернака»9. Еще одно важнейшее представление о пас-тернаковской поэтике связано у С. Бройтмана с его работой над стихами из книги поэта «Сестра моя - жизнь». Поиск «внутренней точки зрения на сестру-жизнь», пишет автор, сказывается у Пастернака уже в ранних опытах «в своеобразной обратной перспективе, при которой меняются местами действительный и страдательный, активный и пассивный залоги, а движение идет не от действительного и активного "я", а от активно страдательной - "ее"»10. В качестве примера автор цитирует раннюю прозу Пастернака, где героиней в страдательной функции оказывается душа.

Едва держались встречные пряди бульвара и пропускали душу. И вот ничто, ничто не задерживало в пути скиталицу, вышедшую для того, чтобы ее остановили. Предположение ученого о том, что его понимание поэтики «Сестры моей - жизни» «будет иметь более широкое значение, чем описание только одной книги»11, получает подтверждение в отношении ранней лирики. В разборе стихотворения «Про эти стихи» С. Бройтман приходит к выводу о том, что здесь действует сформулированный В.

Исследователь проверяет наблюдение В. Ведь здесь действительно все на равных правах входит в поэзию, а главное - ливень, чернила и слезы, а в другом случае стихи, стекло и солнце - буквально располагаются на одной плоскости»13. Автор еще раз говорит о равенстве различного в двух текстах, разбирая уже собственно «Про эти стихи»: у Пастернака «трехчленные цепочки обычно содержат данные в одной плоскости, но разные начала, именно - природу, человека и искусство, по образцу раннего стихотворения "Февраль. Достать чернил и плакать... Наш подход к анализу «Февраля» определяется той идеей Пастернака, которую автор формулирует в седьмой главе второй части «Охранной грамоты»: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своём рожденьи» [Т.

Эта мысль проясняет связь художественного самогенезиса с описанным Ф. Шлегелем генетическим методом: «В сообщении должно содержаться изложение не только результатов, но и способа возникновения, изложение, следовательно, должно быть генетическим. Истинный метод изложения в соответствии с этим - генетический, или исторический»15. Признав самогенезис «методом изложения» в данном стихотворении, мы оказываемся в поле действия имманентной поэтики, «описывающий научный аппарат» которой «"реконструирует" собственные механизмы произведения»16. Мы должны «реконструировать» механизм движения текста от начального «писать чернилами » «о феврале» «навзрыд» к финальному «слагаются стихи навзрыд».

Сразу отметим: в последней строке происходит превращение «написанного» текста в процесс «слагания стихов», отражающее ту антиномию в языке, которую П. Флоренский, вслед за В. Гумбольдтом, сформулировал как «антиномию вещности его и деятельности, груоп и еуеруеш»17. В духе другой антиномии - «природа и искусство» в лирике Гете манифестируемой, в частности, в стихотворениях «Вечерняя песнь художника» и «Природа и искусство» - звучит другой тезис «творческой эстетики» Пастернака: «Наставленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого сме-щенья.

Во второй строфе становится понятным, почему возникает стремление активно действовать, преодолевать большие расстояния. Третья композиционная часть раскрывает значимую потребность человека быть понятым и услышанным. В заключительной строфе мы видим, как происходит зарождение творчества: на свет появляются стихи, окутанные пережитым чувством упоения и радости, которыми поэт щедро делится с читателями.

Борис Пастернак. Биография, жизнь и творчество великого поэта, автора... Состояние природы Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать», анализ которого интересует многих, очень приятно читать. Строки создают незыблемое ощущение реальности всего происходящего. В окружающем мире происходят значительные изменения. Природа уже готовится к тому, что весна скоро вступит в свои права.

Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни. Состояние лирического героя Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак «Февраль. Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям.

Так что уже первое предложение заявляет конфликт: календарного времени - еще зимы и уже почти весны. Восклицательное предложение передаёт радость поэта от скорого приближения весны. Обратим внимание на синтаксическую особенность третьей строфы: вся она является придаточным предложением, однородным тому, которое есть во второй строфе. Нарастание чувства усиливает прием разрушения автором фразеологизма «плакать навзрыд», превращенного в словосочетание «писать навзрыд».

Так открывается внутренний и внешний планы стихотворения.

Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения — черный — относится как к миру человека чернила , так и окружающему миру весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши. Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез». Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода — в слякоти, ливне и лужах. Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм гривен — ливень, груши — обрушат. Внутренние рифмы в перекрестной рифмовке также подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы. Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть , непривычные метафоры ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит и оригинальное сравнение грачи, «как обугленные груши».

Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд». В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души. Рекомендуем посмотреть:.

Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!

Так и вдохновение, вернушееся к лирическому герою, заставляет его осознать, что "чем случайней, тем вернее". В творчестве не было бы смысла, если бы его можно было предсказать заранее, призвать музу самостоятельно, а не ждать, когда она посетит тебя. Композиционно стихотворение невозможно разделить на несколько частей, иначе это противоречило бы главной теме, неотделимости внутреннего мира героя от природы. Что касается средств выразительности, стоит обратить внимание на эпитеты, усиливающие эмоционально-экспрессивную окраску: "грохочущая слякоть", "чёрная весна", "обугленные груши", "сухая грусть". Черный цвет может символизировать чернила, что опять же намекает на творческий кризис лирического героя.

С другой стороны, он может означать обновление, возрождение природы вместе с поэтом. На это так же указывает метафора "слякоть горит" и сравнение "грачи, как обугленные груши". Кроме того, Б.

Как же смещается натура? Подробности выигрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значенья. Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна.

Любая на выбор годится в свидетельства состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность» [Т. Если «смещаемая действительность» «смещаемая фаза» представлена в разбираемом стихотворении «февралём», «чувство» «смещающая фаза» - «плачем навзрыд», то «записью смещенья» будет весь текст от первого до последнего слова, заданный начальным императивом «достать чернил», «писать о феврале». Вопрос о том, «как же смещается натура», оказывается теперь вопросом о причине «состоянья», характерного для «всей переместившейся действительности». Время этого «писания»-«перемещения» должно длиться ровно столько, сколько длится «сгорание» «слякоти» под колесами городских экипажей. К образу «горящей слякоти» в значениях «во время весны», «по-весеннему», «как весна» в силу действующего у Пастернака закона художественной модальности как современного эквивалента синкретизма его образов19 у поэта примыкает более поздний образ «горящего февраля». В третьем стихотворении из цикла «Весна» 1914 г. Обилие воды и черной краски - характерная примета весны у раннего Пастернака: «Была весенняя ночь.

И если бы рухнули и эти последние звезды, то город затопило бы черной жизнью. Цикл «Фаина» второй том лирики завершается стихотворениями 1908 г. В первом случае отрицательный номинатив «ничего» уступает роль деятеля синкретическому образу весны-женщины, совмещающему в себе способ и субъекта действия «ливня» и «слез». Во втором случае «плачущая горькими слезами весна» также получает значение синкретического субъекта женщины-весны. Как показывает С. Бройтман, традиция воплощения женственности в жизни природы и лирического героя прослеживается у Пастернака в его книге «Сестра моя - жизнь»20, в данном же стихотворении на первый план выступает поэтологический смысл весеннего дождя. Тынянов писал в 1924 г.

Это значит, что "ливень", "дождь" - высшая форма бытия, она родственна по своему статусу Логосу ср. Приводя отмеченные мотивом дождя тексты Пастернака «Косых картин, летящих ливмя... Фарино подчеркивает: «особый статус» субъекта «быть ливнем» в них означает для него являться одновременно и причиной поэзии, и ее результатом как «ритмическим и срифмованным текстом»23. В рамках эстетики раннего Пастернака трехчленная цепочка «февраль, чернила и слезы» то есть природа, искусство и человеческая жизнь по их общему признаку «текучего» состояния выражает принцип интеграции, о которой идет речь в его статье 1914 г. Элементы, которые подвергаются такой интеграции или, лучше, от неё только получают свою жизнь, глубоко в сравнении с нею несущественны» [Т. Каков смысл скрытого Я в окончательном варианте текста? Начальное «февраль» звучит одинаково как в именительном, так и в винительном падежах и может быть и субъектом, и прямым объектом действия.

Стык этого «февраля» с инфинитивным высказыванием расширяет сферу его значений. Так, можно предположить, что в первой строке просматривается конструкция accusativus cum infinitivo, которой «требуют именно повествовательные предложения, потому что винительное с неопределенным и есть повествование. Оно включает в себя двух лиц, одно говорящее, другое "говоримое", одно активное, другое пассивное. Это, второе лицо, пассивное, находящееся в функции объекта, не самостоятельно, но зависит от состояния глагольного субъекта»24. Свойственная синтаксису немецкого языка, данная конструкция создает субъектно-объект-ную иерархию в поэтическом тексте. Если мы допустим, что пас-тернаковское Я «видит» февраль достающим чернила и пишущим, то февраль-объект, о котором надо писать и плакать, станет февралем-субъектом, то есть пишущим и плачущим о самом себе. При этом и Я не утратит своего творческого статуса.

Лотман пишет о том, что «истинный мир» у молодого Пастернака «наделен чертами зримости и ощутимости. Допуская ситуацию, при которой скрытое Я видит, как февраль достает чернила, плачет и пишет о самом себе, мы обнаружим общую структуру субъектно-объектного тождества в первой и последней строфах. В самом деле, если «слагаются стихи» означает саморефлексию поэзии, то «февраль, пишущий о феврале», станет выражением саморефлексии природы. Весь текст в целом окажется «записью смещения» Природы в Искусство, «февраля» в «стихи». Дальнейшая детализация этого хронотопа «туда» происходит в третьей строфе: «Где, как обугленные груши... Здесь мы находим метафорический рассказ о создании стихотворного текста: «тысячи грачей» получают значение одновременно и писчих перьев похожих на заостренные клювы грачей , и чернильных капель в этом смысле оправданно сравнение «грачей» с «обугленными грушами», по форме и по цвету напоминающими свисающие с перьев капли чернил. Действия «сорвутся в лужи» и «обрушат сухую грусть на дно очей» совершаются не последовательно, друг за другом, а одновременно, обозначая субстанциальное единство мира: «очи» оказываются «лужами», а «дном очей» становится земля.

Объяснением слов о «сухой грусти на дне очей» мы обязаны Е.

Тема Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней — такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки. Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части.

Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы. Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну. Концовка произведения имеет ещё один мотив — это творчество.

Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение. Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами: … Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд. Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение. Оно передает внутреннее напряжение поэта и то, как приходит к нему вдохновение. Любой толчок извне, любая случайность рождает стихи. Герою остается только подобрать слова, чтобы облечь в них свои мысли. Помогает передавать эмоциональное состояние автора и то, что стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, сочетается с неточными рифмами груши—обрушат, гривен-ливень. Возможно вам будет интересно.

«И чем случайней, тем вернее». Поливанов К.М. о стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль»

Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих ч, з, щ, ш, ж , разные варианты сочетаний со звуком Р ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри , все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне. По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения. Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле?

Наблюдения: Благовест — это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю. Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с двойственностью отцовства: наличием отца земного — Иосифа и отца божественного. Двойственность в рождении поэзии близка двойственности в рождении Иисуса Христа.

Февраль — месяц очищения. В античности был связан с магией плодородия. К этому слову можно подобрать следующие контекстуальные синонимы: слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Очень многое связывается с весной и водой. Зодиакальным знаком февраля является Водолей, олицетворяющий универсальность и отношение к искусству.

Символ Водолея — вода. Две извилистые линии - знак Водолея — означают двух змей мудрости: интуицию и рацио. Уже в самом понятии февраль содержится идея двойственности, а также образ воды, которая, как и звон, является символом поэтического творчества. То есть, февраль и благовест создают единое подтекстовое символическое поле. Да и самого Б.

Пастернака можно считать человеком, воплотившимся из воды он родился 10 февраля по новому стилю под знаком Водолея. Таким образом, в стихотворении мир человека и мир природы взаимосвязаны. Подберите контекстуальные синонимы к слову февраль. Проследите, связана ли со словом черный двойственность. Проанализируйте лексический ряд слов, относящихся к слову навзрыд.

Наблюдения: Контекстуальные синонимы к слову февраль — слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины.

Написанное им в 1912 году, в период раннего его творчества, оно существовало в трёх вариантах 1912, 1928 и 1945 годов. В персональном сборнике Пастернака именно оно открывает раздел «Начальная пора». Что касается технической стороны, то стих состоит из четырёх четверостиший.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма перекрёстная. Достать чернил и плакать!

И вот ничто, ничто не задерживало в пути скиталицу, вышедшую для того, чтобы ее остановили. Предположение ученого о том, что его понимание поэтики «Сестры моей - жизни» «будет иметь более широкое значение, чем описание только одной книги»11, получает подтверждение в отношении ранней лирики. В разборе стихотворения «Про эти стихи» С. Бройтман приходит к выводу о том, что здесь действует сформулированный В. Исследователь проверяет наблюдение В. Ведь здесь действительно все на равных правах входит в поэзию, а главное - ливень, чернила и слезы, а в другом случае стихи, стекло и солнце - буквально располагаются на одной плоскости»13. Автор еще раз говорит о равенстве различного в двух текстах, разбирая уже собственно «Про эти стихи»: у Пастернака «трехчленные цепочки обычно содержат данные в одной плоскости, но разные начала, именно - природу, человека и искусство, по образцу раннего стихотворения "Февраль. Достать чернил и плакать...

Наш подход к анализу «Февраля» определяется той идеей Пастернака, которую автор формулирует в седьмой главе второй части «Охранной грамоты»: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своём рожденьи» [Т. Эта мысль проясняет связь художественного самогенезиса с описанным Ф. Шлегелем генетическим методом: «В сообщении должно содержаться изложение не только результатов, но и способа возникновения, изложение, следовательно, должно быть генетическим. Истинный метод изложения в соответствии с этим - генетический, или исторический»15. Признав самогенезис «методом изложения» в данном стихотворении, мы оказываемся в поле действия имманентной поэтики, «описывающий научный аппарат» которой «"реконструирует" собственные механизмы произведения»16. Мы должны «реконструировать» механизм движения текста от начального «писать чернилами » «о феврале» «навзрыд» к финальному «слагаются стихи навзрыд». Сразу отметим: в последней строке происходит превращение «написанного» текста в процесс «слагания стихов», отражающее ту антиномию в языке, которую П. Флоренский, вслед за В. Гумбольдтом, сформулировал как «антиномию вещности его и деятельности, груоп и еуеруеш»17. В духе другой антиномии - «природа и искусство» в лирике Гете манифестируемой, в частности, в стихотворениях «Вечерняя песнь художника» и «Природа и искусство» - звучит другой тезис «творческой эстетики» Пастернака: «Наставленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого сме-щенья.

Оно его списывает с натуры. Как же смещается натура? Подробности выигрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значенья. Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна. Любая на выбор годится в свидетельства состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность» [Т. Если «смещаемая действительность» «смещаемая фаза» представлена в разбираемом стихотворении «февралём», «чувство» «смещающая фаза» - «плачем навзрыд», то «записью смещенья» будет весь текст от первого до последнего слова, заданный начальным императивом «достать чернил», «писать о феврале». Вопрос о том, «как же смещается натура», оказывается теперь вопросом о причине «состоянья», характерного для «всей переместившейся действительности». Время этого «писания»-«перемещения» должно длиться ровно столько, сколько длится «сгорание» «слякоти» под колесами городских экипажей. К образу «горящей слякоти» в значениях «во время весны», «по-весеннему», «как весна» в силу действующего у Пастернака закона художественной модальности как современного эквивалента синкретизма его образов19 у поэта примыкает более поздний образ «горящего февраля».

В третьем стихотворении из цикла «Весна» 1914 г. Обилие воды и черной краски - характерная примета весны у раннего Пастернака: «Была весенняя ночь. И если бы рухнули и эти последние звезды, то город затопило бы черной жизнью. Цикл «Фаина» второй том лирики завершается стихотворениями 1908 г. В первом случае отрицательный номинатив «ничего» уступает роль деятеля синкретическому образу весны-женщины, совмещающему в себе способ и субъекта действия «ливня» и «слез». Во втором случае «плачущая горькими слезами весна» также получает значение синкретического субъекта женщины-весны. Как показывает С. Бройтман, традиция воплощения женственности в жизни природы и лирического героя прослеживается у Пастернака в его книге «Сестра моя - жизнь»20, в данном же стихотворении на первый план выступает поэтологический смысл весеннего дождя. Тынянов писал в 1924 г. Это значит, что "ливень", "дождь" - высшая форма бытия, она родственна по своему статусу Логосу ср.

Приводя отмеченные мотивом дождя тексты Пастернака «Косых картин, летящих ливмя... Фарино подчеркивает: «особый статус» субъекта «быть ливнем» в них означает для него являться одновременно и причиной поэзии, и ее результатом как «ритмическим и срифмованным текстом»23.

Гладков Ф. Родился 9 июня в селе Чернавка Саратовской губернии в крестьянской старообрядческой семье. Начальное образование получил в сельской школе, затем пришлось работать: был «мальчиком» в лавке,... Сочинение на тему Моя квартира описание Я с родителями живу в панельном доме. Наша квартира находится на 4 этаже.

В ней одна комната. У нас дома большие окна, благодаря этому в комнате светло. А когда солнце... Как добиться успеха? Мы часто задаем себе этот вопрос, но не всегда находим на него ответ. А вообще, что такое успех? Может это какая-то от нас не зависящая фортуна, которая имеет свойства появляться...

Как работать со стихотворной пародией При изучении лирики Афанасия Фета в 10-м классе мы часто обращаемся к пародии, так как именно этот жанр использовался представителями «некрасовского» направления для борьбы с поэтами «чистого искусства». Одним из... Достоевского «Подросток» , отец Аркадия Долгорукого, проживший «всю жизнь в странствии и недоумениях», истративший три наследства, отчего «то совсем впадал в... Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. Гоголя «Невский проспект» В статье кандидата филологических наук, популярного исследователя мифопоэтики сновидений в русской литературе Д. Нечаенко первая «петербургская повесть» Гоголя «Невский проспект» рассматривается с этой точки зрения. Показано, что уже в...

Художественное направление , характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы —... Семья капитана Миронова Другого общества в крепости не было, но я Другого и не желал. Капитанская дочка …разве муж и жена не един дух И едина плоть? Капитанская дочка... Сочинение на тему «Поэзия прозы» Поэзия прозы Не надо рамазывать манную кашу по чистому столу. Бабель В небольшом шедевре И:Бабеля «Конармия», написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое... Пушкина «Евгений Онегин».

Именно эти метафоры — «ясная улыбка природы» и... Анализ стихотворения «На Волге» Некрасова Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом-гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает как собственную. В стихотворении перемежаются временные пласты — он вспоминает свое счастливое... Толкиен Р. Один из создателей Оксфордского словаря английского языка. Автор сказки Хоббит , романа Властелин колец , мифологической эпопеи Сильмариллион... Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Пастернака Февраль.

Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать»,

Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни. Состояние лирического героя Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак «Февраль. Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным. Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма.

У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки. Анализ стиха «Февраль. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы.

Пастернак, как и многие другие поэты-эмигранты, был глубоко растроган происходящими событиями и испытывал болевую ностальгию по России. Она определяет ритм, звучание и интонацию произведения, помогает передать авторское настроение и эмоции. В стихах Б.

Пастернака встречаются различные особенности формы, которые передают и усиливают смысл произведения. Одной из таких особенностей является использование отдельных слов в первой строке каждого из трех куплетов. Это придает стихотворению определенный ритм и мелодичность, а также подчеркивает его разделение на отдельные части. Еще одной интересной особенностью является использование перекрестных ударений. Такой прием помогает создать эффект динамизма и напряженности в стихах, что отражает состояние автора и актуальную для того времени обстановку в обществе. Кроме того, в стихотворении «Февраль» много использовано повторов, которые передают усиление смысла и создают эффект экспрессии.

Они помогают подчеркнуть настроение автора и передать его эмоциональность. В целом, стихи Б. Пастернака характеризуются разнообразной формой, которая важна для передачи смысла произведения. Ритм, звучание и интонация определяют настроение и эмоции автора, а иногда даже содержание стихотворения. Тема любви и мотив потери в стихотворении «Февраль» от Б. Пастернака Строки поэмы «Февраль» от Б.

Пастернака наполнены мотивом любви и потери. Поэт выражает нежность и страсть, которые уходят, оставляя пустоту и грусть. Тема любви присутствует во всех частях стихотворения. Стихи описывают душевные переживания поэта в отношении любимой женщины. Пастернак использует образы природы и украшения, чтобы выразить свои чувства: «Кружит февральскую природу душу мне золотым колечком», «У костра багряной зари Как мать утешающая стоит вдали», «И роза лопнула стеклянной росой И пчела полетела умирать». Мотив потери — еще один важный элемент стихотворения.

Его можно увидеть в строках, где поэт говорит о том, что прошлое утеряно — «Вокруг тоска воздуха и снега», «Все прошло, пронеслось, как тень в полдень, И забыть его на пороге готов», «Но в сердце день томится не в силах И мучительно так вдруг заныло». Таким образом, тема любви и мотив потери тесно связаны друг с другом и образуют основу стихотворения «Февраль». Поэт описывает сложные чувства, которые переживает каждый человек, потерявший свою любовь. Интерпретация смысла первой строфы В первой строфе стихотворения «Февраль» от Б. Пастернака описывается зимняя пейзаж, который символизирует жестокость и безжалостность. Зимнее небо описывается как «жестоко багровое», что создает ассоциацию с кровью и смертью.

Небо «кровавых пятен» также символизирует насилие и разрушение. Описание пейзажа продолжается с описанием деревьев, которые «в белых печалах метели» склоняют головы к земле, олицетворяя утрату и скорбь.

Если не будет природы, не будет и стихов, которые бьют прямо в сердце. И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Стихотворения Б. Пастернака отличаются мелодичностью, образностью, чему способствует перекрестная рифма и двусложный размер стиха — ямб. Достать чернил и плакать!

Уже с первой строки мы можем прочувствовать отношение автора к природе: он влюблен и восхищен так, что хочет от этого плакать. Это душевное состояние передается при помощи восклицательного предложения. Подчеркнуть выражения, которые придают стихотворению наибольшую точность, выразительность, помогает инверсия: обрушат грусть, слагают стихи. Синтетический параллелизм усиливает значимость фразы «чрез благовест, чрез клик колес». Усилить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автору помогают изобразительно-выразительные средства языка — тропы.

В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность. Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах — его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры «чрез благовест, чрез клик колес». Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения. Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения — черный — относится как к миру человека чернила , так и окружающему миру весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши.

Борис Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения

По прошествии еще более длительного периода Пастернак вновь усовершенствовал «Февраль». Обновленный вариант вышел в 1945 году в сборнике «Избранное». Однако, в конце концов, автор все же решил оставить свое творение в первоначальном виде, каким создал его в 1912 году. Интересен факт того, что во время написания стихотворения отсчет дней велся еще по «старому» календарю, который отставал от календаря «нового стиля» на 13 дней. Поэтому первые дни нынешнего марта тогда были еще зимним февралем. Этот нюанс важен для более глубокого понимания произведения. В стихотворении упоминаются грачи, сидевшие как «обуглившиеся груши». Но ведь по нынешнему календарю они появляются только с середины марта, а, значит, по прошлому исчислению — с приходом весеннего времени. Из этого следует, что «ранние» птицы стали авторским допущением. Жанр, направление, размер В течение всей жизни Бориса Леонидовича вдохновляла природная красота.

Пейзажи в его произведениях описаны с трепетной любовью. Однако «Февраль» не соответствует пейзажной лирике, скорее — философской. Здесь через природные панорамы поэт отражает свои мысли, заполненные творческими исканиями, поиском вдохновения. В произведениях Пастернака из раннего творчества символизм гармонично сочетается с футуризмом. В нем множество объемных образов с символическим значением. Размер произведения — четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку с переплетением мужского и женского. Неточность рифм, создающих эффект «простой» речи, он использует крайне тонко. Композиция Структурно стихотворение включает четыре катрена.

Его композиция кольцевая, четырехчастная. Очередная строфа «цепляется» словом, значением, мыслью с предшествующей: В первой описывается приход заключительного зимнего месяца.

Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть , непривычные метафоры ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит и оригинальное сравнение грачи, «как обугленные груши». Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд». В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души.

Вариант 3 Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» — является одним из лучших в пейзажной лирике поэта, поскольку помимо традиционного для жанра описания природы здесь также четко прослеживается связь влияния природы на поэтическое вдохновение. Поэт как бы дает готовый рецепт того, как рождаются стихи. С первых же строчек сказывается то влияние, которое оказали на Б. Пастернака такие течения, как символизм и футуризм: первые два предложения короткие, емкие, безличные.

Стихотворение написано, как бы от рыданий взахлеб, на едином эмоциональном порыве. Но поэту этого мало, ему сквозь время и расстояния хочется перенестись туда, «где ливень еще шумней чернил и слез». Именно там будут слагаться стихи, когда поэт остановится в своем безудержном движении, а на «дно очей» обрушится «сухая грусть». Характерно, что в этом стихотворении много черного цвета — «черная весна», «обугленные груши», «проталины чернеют», да и грачи, как известно, тоже черного цвета. Но этот цвет, в отличие от его традиционной, грустной, траурной трактовки, у поэта является цветом зарождающейся весны: появляющихся от февральского ливня проталин, грачей, которые прилетают по весне из теплых краев.

Интересен звуковой ряд стихотворения. Олицетворением «слякоть грохочет» поэт уже задает высокие регистры, но, оказывается, ему хочется большего, чтобы было «шумней чернил и слез». Новое олицетворение «ветер криками изрыт» создает апофеоз звучания в душе поэта, которое вот-вот «навзрыд» выльется в готовые стихи. Не случайно это слово — «навзрыд»- дважды повторяется: в начале и в конце стихотворения, когда слезы от умиления природой переходят в слезы творчества. Последнее четверостишие — это уже описание не природы, а внутреннего мира лирического героя стихотворения.

И он не сам пишет стихи, а они сами «слагаются» в его душе. Так, Б.

Достать чернил и плакать…", анализ которого мы провели, можно рассматривать как особого рода "поэтическую программу" Пастернака, в стихотворениях которого именно предельная искренность стала определяющим началом отношения к себе и миру. Источник: Гладышев В. Краткий справочник по литературе.

Это была первая публикация двадцатитрехлетнего Пастернака, в конце того же 1913 года вышла его первая книга стихов "Близнец в тучах". Предварительное календарное пояснение. Соответственно вторая половина старого февраля приходилась на нынешнее начало весны. Попробуем пересказать прозой содержание стихотворения, при этом легко убедиться, что прозаический язык потребует гораздо больше слов для описания того, что поэт делает в стихотворной форме.

Основная тема — стимулы и обстоятельства поэтического творчества. В этом горении грохочущей слякоти поэт видит проявление весны, в ранних стихотворных набросках 1909—1912 годов у Пастернака появлялись сходные описания огненной природы ранней весны — "... Снега весною прожжены... Писать о феврале для поэта необходимо, именно пока город охвачен этим видимым поэту весенним состоянием. Февраль внушает поэту желание совершить, вероятно, загородную прогулку, достать пролетку, в которой его бы перевезли на расстояние, которое оплачивается шестью гривнами. С помощью ливня, видимо, предполагается возможность проверить степень соответствия пишущегося поэтом с тем эмоциональным состоянием, в которое февраль погружает поэта, город и весь окружающий мир сличить чернила с горем слез , иными словами за городом могут быть приведены в порядок мысли, эмоции и порожденные ими стихи их чернильное выражение. Затем снова возникает картина черного и шумного города, который изрыт весенними криками. И как в начале стихотворения было необходимо писать и плакать, пока город охвачен "февральским" состоянием, так здесь весеннее состояние города должно длится до тех доколе из чернил не возникнет засинеет песнь. Четвертая строфа, как возврат в город и "реальность" выделена еще и сменой грамматического времени — вместо будущего возвращается вновь настоящее.

Извините, ваш запрос отклонен.

Одним из наиболее ярких стихотворений раннего периода творчества Бориса Пастернака можно назвать произведение «Февраль. Достать чернил и плакать!», которое показывает, как рождается в груди поэта вдохновение на фоне перелома зимы и лета. Пoд нeй пpoтaлины чepнeют, И вeтep кpикaми изpыт, И чeм случaйнeй, тeм вepнee Слaгaются стиxи нaвзpыд. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Краткий анализ. История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его еще по крайней мере трижды, возвращаясь в поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий