Почему 5 главных романов достоевского принято называть великим пятикнижием

Все книги входящие в серию «Великое Пятикнижие Достоевского»: Идиот Ф. М. Достоевский «Идиот» (1868) — роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно изобразил положит. Люди делятся на тех, кто читает Достоевского, и кто не читает Достоевского. Или предпочитает погружаться, например, в произведения Толстого. В уходящем году мир перечитал романы Федора Михайловича, отметив его 200-летие. Пять главных романов Достоевского даже называют «Великим пятикнижием». Давайте разберёмся, почему оно действительно соответствует этому названию. Общая тематика пяти книг Достоевского. На первый взгляд тематика произведений Достоевского представляется своеобразной мозаикой самых разных идей, понятий и точек зрения. В этом году при поддержке фонда «Русский мир» 27 ноября в Русском центре в Тирасполе прошла республиканская научно-практическая конференция «Великое пятикнижие» (в него входят романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот».

Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма

романы, которые создал Достоевский в период творческого расцвета. "Золотой фонд" писателя. "Пятикнижие" - это вершина мастерства Достоевского, хотя, конечно, ключевые идеи он заложил еще в начале творческого пути. Пятикнижие Достоевского — это неофициальное название цикла из пяти великих романов русского писателя и философа Ф.М. Достоевского, написанных в период с 1866 по 1880 годы. У литературоведов есть на все свои термины и даже свой жаргон. Те, кто занимается творчеством нашего самого психологичного и драматичного классика Федора Михайловича Достоевского, придумали называть пять его главных книг "Великим пятикнижием". Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора. Пятикнижие Ф. М. Достоевского — это пять великих книг писателя. Исследователи включают в пятикнижие романы: «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Преступление и наказание». Каждая из этих книг была создана Достоевским во время депрессий и переживаний. Пять главных романов Достоевского – это «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1880). Их объединяет интерес к внутреннему миру героев, глубокий психологизм и поиск истинного пути.

Поэтика русской идеи в «великом пятикнижии» Ф. М. Достоевского

Пять известнейших романов Федора Михайловича Достоевского, относящихся к его творчеству зрелого периода, принято называть «великим пятикнижием». Год 1866. Закончен самый знаменитый из романов Достоевского «Преступление и наказание». Пять известнейших романов Федора Михайловича Достоевского, относящихся к его творчеству зрелого периода, принято называть «великим пятикнижием». Год 1866. Закончен самый знаменитый из романов Достоевского «Преступление и наказание». Можно выделать несколько уровней моделирования сюжета в романах Достоевского. Каждый роман «пятикнижия» проявляет в действии некую религиозную истину, которая и разворачивается в сюжет. А самыми масштабными стали романы, которые в литературной среде называют "великим пятикнижием Достоевского". Исследователи включают в пятикнижие романы: “Преступление и наказание”, “Бесы”, “Подросток”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”.

Главные романы Ф. М. Достоевского

В чем заключается смысл теории Раскольникова? В своей статье Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей. По мнению Раскольникова, люди делятся на два разряда — "низший разряд" "обыкновенные люди", "материал" и "людей, которые двигают мир" "собственно люди", "Наполеоны". Почему нужно читать преступление и наказание? Почему же стоит прочесть роман "Преступление и наказание"? Романы Достоевского наполнены жизненными переживаниями героев и очень подробно описаны. Это связано с тем, что для писателя, как вы уже поняли, самым главным является передать весь внутренний мир человека, его души понятным и красивым образом читателю. Кто читает Достоевского? Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя.

Всё то, что Вы говорили, я исполнил, всё разделено, размежевано и ясно. Чтению Евангелия придан другой колорит. Одним словом, позвольте мне вполне на Вас понадеяться: поберегите бедное произведение моё, добрейший Николай Алексеевич! Об осложнившихся отношениях с «Русским вестником» писатель с тревогой сообщает А. Я с ними с обоими объяснялся — стоят на своём! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал её в вдохновении настоящем, но, может быть, она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность. В этом я был прав, — ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое и, кроме того, видят следы нигилизма.

Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне, по крайней мере, 3? Но вот беда! Не видал Любимова потом и не знаю: удовольствуются ли они переделкою и не переделают ли сами? То же было и ещё с одной главой из этих 4 , где Любимов объявил мне, что много выпустил хотя я за это и не очень стою, потому что выпустили место неважное. Не знаю, что будет далее, — но эта, начинающая обнаруживаться с течением романа противоположность воззрений с редакцией начинает меня очень беспокоить» [28, 2; 166]. Наконец, 19 июля 1866 г.

Достоевский лично обращается к Каткову: «Что же касается до переделок и выпусков, сделанных Вами, то некоторые из них, как замечаю теперь, конечно, необходимы, но других выпусков в конце мне жалко. Впрочем, если нельзя, то нечего делать» [28, 2; 166—167]. Просьба писателя осталась без удовлетворения. Особое значение для понимания идейного содержания литературного произведения имеет оценка его самим автором. Достоевский писал о романе: «Надо заметить, что роман мой удался чрезвычайно и поднял мою репутацию как писателя. Вся моя будущность в том, чтоб кончить его хорошо» [28, 2; 156]; «Одним словом, мне бы хотелось кончить роман так, чтоб подновить впечатление, чтоб об нём говорили так же, как и вначале» [28, 2; 170] и т. Думается, это удалось вполне, потому что, работая над отдельным изданием романа 1867 , Достоевский, по наблюдению Л.

Внимание читателей и исследователей всегда привлекала социальная проблематика романа, особенно те её детали, которые представлены писателем в традициях «натуральной школы», а также «психологизм», под которым обычно понимается описание душевных переживаний героев. Известно, что сам Достоевский выступал против такой оценки. Картины внешней в т. На этом уровне личная судьба героя развертывается до соборной судьбы всего народа. Эту особенность романов Достоевского ещё в 1970 году тонко почувствовал В. Кирпотин: ««Преступление и наказание» нигде не перестаёт быть художественно-индивидуализированным рассказом о Раскольникове, о его внутренней жизни, о его идеях и замыслах, о его преступлении, о его наказании, о его судьбе. Но в рассказе само собой складывается общее, из рассказа сам собой выступает смысл, который в конце концов один только и важен был Достоевскому, потому что он горел всеми горестями мира и с неистово спешащей тревогой искал средств для его исцеления.

Даже тогда, когда они обсуждают и решают свои собственные дела, они обсуждают и решают те самые проблемы, над которыми бились русские люди в ту замечательную пору шестидесятых годов, значение которых перелилось и за национальные границы»[14]. Исследователь почувствовал проблематику русской идеи: «Старые идеалы были низвергнуты, новые себя не оправдали, а истинный идеал или ещё не народился, или ещё не был осознан ни отдельными людьми, ни целыми народами. Это ещё более расширяло и ещё более обобщало подтекст романа»[15]. При этом «никто, кроме Достоевского в его романах, не умел с таким художественным тактом указать на всемирно-исторические рамки своего повествования. Да, это только один роман, казалось, говорил он, но это страница, важная для выбора пути в будущее всем человеческим родом»[16]. Кирпотин отмечает и особый профетический пафос слова Достоевского, поставившего перед собой «задачу, как выполнить роль не только художника, но и пророка — указать путь в обетованную землю гармонии и счастья»[17]. Об этом же и с такою же уверенностью писал уже в 2010 г.

Кантор: «Путь религиозного переустройства мира, единения интеллигенции с народом на основе православия оказался утопией»[19], и потому «русский ветхозаветный пророк не был принят своим народом»[20]. Скажем, что теоретическая почвенническая программа Достоевского действительно оказалась слабее его вдохновенных художественных открытий. И хотя Кантор не прав в отождествлении Достоевского с ветхозаветными пророками, он всё же прав в том, что Достоевский действительно пророк, то есть человек, которому Бог поручил выразить свою волю о народе, к которому он принадлежит. К сожалению, наблюдения Кирпотина и других исследователей не двинулись в направлении осмысления связи русской идеи с поэтикой романа. Единственным таким упоминанием считаем указание С. Белова о символическом смысле имени главного героя, также не нашедшее своего дальнейшего развития. Однако не случайно В.

Розанов назвал этот роман «самым совершенным романом Достоевского». Он — наиболее точное пророчество Достоевского о судьбе России. Точнее — самое ближайшее, сбывшееся пророчество: Россия соблазнилась мечтой о «земном рае», согрешила, совершила множество страшных и бессмысленных преступлений, а затем нашла путь к возрождению. Раскольников отражает собой идеи всех других героев романа, что и создаёт так называемый «эффект двойничества», а точнее — идейной полифонии. В его образе сошлись несколько линий: духовная, психологическая, эстетическая, социальная. В последнее время интенсивно исследуется духовная линия падение и восставание человека[21] , но символический уровень уровень русской идеи остаётся нераскрытым. Между тем внутренний мир Раскольникова связан с другими героями множеством неразрывных прочных нитей духовного родства.

При этом не важно, сознаёт это человек или нет, но связь эта есть, и разрушить её может лишь смерть. Так, Раскольников инстинктивно узнаёт в Соне подобное себе существо: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём! Ты тоже переступила…» [6; 252]. Напомним, что через эту близость Раскольников оказался связан и с Лизаветой — духовной сестрой Сони, а через неё — и со своей главной жертвой. Особое внутреннее расположение к Раскольникову чувствуют Разумихин, Мармеладов, Катерина Ивановна, Свидригайлов, уличная проститутка Дуклида и другие персонажи романа. Идея Раскольникова раскрывается на индивидуальном и символическом уровнях. Индивидуальный включает в себя нравственные, психологические и эстетические переживания героя и его интеллектуальные размышления, но главным всегда остаётся духовное пространство, в котором происходит падение и восставание Раскольникова.

Символический уровень служит для выражения русской идеи Достоевского. Здесь индивидуальная судьба героя прообразует историческую судьбу всей России. Поэтому в романе не одна как утверждалось ранее , а две кульминационные сцены. На индивидуальном уровне это сцена чтения Евангелия Соней, с которой начинается преображение Раскольникова, а на символическом — это сцена у постели Раскольникова, где происходит столкновение славянофильской Разумихин и западнической Лужин точек зрения на судьбу России. Заметим, что одним из первых на историософский контекст этой сцены обратил внимание В. Кир потин[22], однако размышления исследователя остались в плоскости социально-истори ческой действительности, не получив символического обобщения. Бердяева, «в конструкции романов Достоевского есть очень большая централизованность.

Все и всё устремлено к одному центральному человеку, или этот центральный человек устремлён ко всем и всему. Человек этот — загадка и все разгадывают его тайну»[23]. Речь идёт о центральном герое, осуществляющем сюжетообразующую и композиционную функцию, тогда как главный герой обеспечивает идеологическое наполнение романа. В «Преступлении и наказании» эти функции совмещены в образе одного персонажа — Раскольникова. Система образов романа, состоящая из персонажей героев и картин, построена по принципу концентрических кругов, в центре которых находится главный герой. Первый круг образуют персонажи, оказавшие на его судьбу непосредственное воздействие: Соня и Порфирий Петрович. Второй круг составляют персонажи, деятельность которых связана с главным героем, порой обращена непосредственно на него, но он не зависит от неё: члены семейств Раскольниковых и Мармеладовых, а также Свидригайлов, Лужин и Лебезятников.

Третий круг состоит из персонажей, одни из которых присутствует в романе только на вербальном уровне, подобно «голосу за сценой», а другие имеют краткие словесные или визуальные портреты «полуголоса» — по Бахтину. Персонажи этого круга не связаны непосредственно с главным героем, а в своей совокупности образуют фон, на котором действуют он сам и персонажи первого и второго круга. Некоторые персонажи третьего круга несут на себе статичную негативную авторскую оценку, проявляющуюся, прежде всего, в нарочито комичных и пародийных чертах их внешности, а также в присвоении им неблаговидных социальных ролей содержательницы публичных домов Дарья Францевна и Луиза Ивановна, хозяйки квартир и «углов» Амалия Ивановна Липпевехзель и Гертруда Карловна Ресслих и пр. Четвёртый, самый большой круг, — круг Петербурга. Он образован городскими и пригородными пейзажами, описаниями цвета, света, запахов и звуков летнего города, его отдельных мест, домов, переулков, трактиров и т. В описаниях города Достоевский следует традиции Пушкина и Гоголя, в которой город является не декорацией для основного действия, а полноправным героем. Он исподволь, но непреодолимо и властно управляет жизнью своих жителей: «Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.

С двадцати шагов вы уже её опускаете, руки складываете назад. Вы смотрите и, очевидно, ни перед собою, ни по бокам уже ничего не видите. Наконец, начинаете шевелить губами и разговаривать сами с собой, причём иногда вы высвобождаете руку и декламируете, наконец, останавливаетесь среди дороги надолго» [6; 357]. Это наблюдения Свидригайлова за Раскольниковым, но так ходит и Соня — «спеша, ничего не замечая…» [6; 187] — и многие другие петербуржцы в сочинениях Достоевского и писателей «петровского периода» русской литературы. Город, где происходит действие романа, наполнен удушливой атмосферой безверия, нигилизма и разврата. Человек, не имеющий крепкого духовного иммунитета, рано или поздно заражается злом, растворённым в его атмосфере, постепенно перестаёт различать добро и зло и в конце концов гибнет. Это участь Раскольникова, Миколки и всего «отравленного поколения» России.

Поэтому, замечает С. Белов, «Петербург такой же виновник преступления Раскольникова», как и он сам. Более того, он — главный его виновник, так как «он заражает Раскольникова преступной идеей»[25]. В самом облике Петербурга «как по книге, прочтёте все наплывы всех идей и идеек, правильно или неправильно залетевших к нам из Европы и постепенно нас одолевавших и полонивших»[26]. Наконец, он представляет собой «административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всём» [6; 357]. В романе это выражается постоянной нехваткой воздуха для жизни новых живых сил, мечтами Разумихина о деятельности на «общую пользу», ожиданиями Порфирия Петровича реформ законодательства и надеждами Лужина на перестройку российской жизни по европейскому образцу. Идею образа Петербурга писатель выражает особым художественным средством — картиной в форме духовного пейзажа.

Раскольников смотрит на Петербург с Васильевского острова: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» [6; 90]. Как справедливо замечает С. Белов, «все, даже краткие, описания Северной столицы в «Преступлении и наказании» всегда имеют особый, часто неуловимый на первый взгляд смысл»[27]. О том, что это не простой пейзаж, а самостоятельный образ с глубоким символическим значением, говорит процесс работы над романом. Первая редакция: «Есть в нём в пейзаже. Совершенно необъяснимым холодом веет от него. Духом немоты и молчания, дух «немой и глухой» разлит во всей этой панораме.

Я не умею выразиться, но тут даже и не мертвенность, потому что мертво только то, что было живо…» [7; 39—40]. Вторая редакция: «Необъяснимым холодом веяло на меня от [этого вида] этой великолепной картины [духом немоты и какого-то отрицания]. Дух немой и глухой разлит в этой панораме» [7; 125]. Это означает, что настоящим господином Петербурга и «автором» идей, наполнивших его атмосферу, является сатана дьявол. Главным и одновременно — центральным героем романа является Родион Романович Раскольников. Наиболее яркая, бросающаяся в глаза черта его личности — раздвоенность, расколотость сознания и, как следствие, слов и поступков: «Уже в следующую минуту это становился не тот человек, что был в предыдущую» [6; 147]. Разумихин замечает: «Точно в нём два противоположные характера поочередно сменяются» [6; 165] и т.

Причину этого явления исследователи объясняли по-разному: Г. Щенников видел её в «личном несоответствии утверждённому Богом вселенскому ладу», порождающему «страшную раздвоенность человека, в душе которого уживаются идеалы Мадонны и Содома»[29]. Мы полагаем, что причина всего происшедшего с Раскольниковым кроется в особенностях его личности. Несмотря на то что в письме к Каткову Достоевский характеризует своего героя как «одного из нового поколения», уже первые подходы к созданию его образа показали намерение автора изобразить не «одного из многих», а исключительного, необыкновенного человека, способного с максимальной полнотой выразить идею автора. Поэтому Раскольников наделён многими достоинствами, бесспорность которых признают не только близкие мать, сестра, Разумихин , но и посторонние люди товарищи по университету, Соня, Порфирий Петрович и т. Необыкновенность Раскольникова связана с особо острой восприимчивостью им несовершенства мира и полубессознательным ощущением призванности к какому-то великому делу. На мессианские черты сознания героя обращали внимание многие исследователи.

В романе мессианизм личности главного героя особо ярко подчёркнут словами Порфирия Петровича: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль Бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить. А вы великое сердце имейте да поменьше бойтесь. Великого предстоящего исполнения-то курсив наш. Нет, тут уж стыдно трусить. Коли сделали такой шаг, так уж крепитесь» [6; 351]; «Станьте солнцем, вас все и увидят.

Солнцу прежде всего надо быть солнцем» [6; 352]. Объективный мессианизм личности Раскольникова отражается и в его сознании. Это проявляется в его реакции на упрёки окружающих в жестокости и бездушии, вызванные непониманием его поступков и слов: он не ссорится с ними, не обижается и даже не сердится на них, «точно времени у него на такие пустяки не хватает». Характерно, что эти сцены всегда заканчиваются не просто миром, а ещё большей уверенностью близких в исключительности Раскольникова [6; 172, 326, 338]. Она имеет эсхатологическую природу и связана с надеждой, что именно Раскольников каким-то лишь ему одному известным способом раз и навсегда прекратит несправедливость существующего порядка вещей и укажет путь к счастливой жизни, к Новому Иерусалиму. Наконец, Раскольников никогда не прибегает ко лжи, потому что чувствует, что это недостойно необыкновенного человека, призванного к великому подвигу. Объясняя мотив своего преступления Соне, он скажет: «Я лгать не хотел в этом даже себе!

Он действительно может жить, обходясь без лжи, тогда как «обыкновенные» люди без неё обойтись не в силах. Эту мысль впоследствии ярко выразит герой рассказа «Бобок» 1873 : «На земле жить и не лгать невозможно, ибо жизнь и ложь синонимы…» [21; 52]. Даже Разумихин оправдывает ложь благородными целями: «Враньё всегда простить можно; враньё дело милое, потому что к правде ведёт» [6; 105]. Ради этих же целей кривят душой мать и сестра Раскольникова, что вызывает у него неудержимый приступ гнева [6; 212]. И только Порфирий, «познав Раскольникова», во время их последнего разговора не прибегает к «психологии», а предлагает поговорить «прямо», понимая, что этим достигнет своих целей кратчайшим путём. Мессианизм личности Раскольникова ищет выражения в предметной деятельности. В поисках её герой приезжает в Петербург, однако цели, достойной масштабов его дарований и притязаний, Раскольников не находит.

А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне всё-таки не удалось бы успокоить её, а сестра… ну, с сестрой могло бы ещё и хуже случиться!.. А кроме матери и сестры, ещё девочка на бульваре, сломанный жизнью Мармеладов, Соня, больная Катерина Ивановна и её голодные дети и много других: «Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Раскольников чувствует в себе силы исправить этот мир, но не знает, как. Поэтому, указывает В. Кирпотин, он «мечтает не только о наполеоновской власти, но и о миссии искупителя, спасителя, о предначертании Мессии»[32].

Действительно, власть над «дрожащей тварью» и «всем муравейником» нужна Раскольникову лишь как средство осуществления своего предназначения, которое он видит в служении людям: «Я сам хотел добра людям…» [6; 400], «О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил!.. Герой ищет средства освобождения людей от страдания, горя и гибели, но не находит их: «А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать? Последние слова указывают на важнейшую черту личности главного героя, уже присвоившего себе право по своему усмотрению «располагать» чужими судьбами. Эта черта — гордость. По словам Ю. Давыдова, «она-то и была истинным источником «теоретического раздражения» сердца, то есть софистически-казуистического помрачения совести, и всех тех «идей» — страстей, что возникли в результате этого в сознании Раскольникова, включая и фоновую «идею» — переживание «утраты высшей правды»»[33]. Эта мысль соответствует замыслу Достоевского, в котором гордость должна была стать главной чертой личности героя: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу.

Его идея: взять во власть это общество»[34]. Эта запись, сделанная в момент идейного синтеза, следует через страницу после определения внутренней идеи романа «Православное воззрение…» и является продолжением предыдущей разработки основной идеи образа главного героя: первая редакция — «нестерпимая гордость» [7; 89]; вторая — «демонская, полная, бесконечная» [7; 132, 138, 139]; третья — «бесовская, непомерная» [7; 147, 155]. Соединение в одной личности «демонской» гордости и благородных побуждений и стало причиной той раздвоенности, расколотости, которая явилась наиболее заметной чертой образа Раскольникова. Подчеркнём, что в православной онтопоэтике Достоевского понятие «гордость» имеет однозначно отрицательное значение, о чём говорят эпитеты в приведённых выше примерах. Православие считает гордость гордыню главной страстью, ведущей человека к гибели и управляющей другими страстями. Именно она стала причиной падения великого и могучего ангела Денницы, возомнившего себя равным Богу, низвергнутого за это в ад Ис. После этого всеми его действиями руководила ненависть к Богу, но так как навредить Ему сатана не может, он стремится разрушить творение Бога и его лучшую часть — человека, ибо «он был человекоубийца от начала…» Ин.

Православная экзегетика считает этот сюжет символом падения любого человека, подчинившего свою волю и разум страсти гордыни[35]. Гордость выражается в неспособности человека признать существование где-либо чего-либо более великого, чем его собственное «я». В своём развитии она приводит к отрицанию Бога и утверждению на Его месте человека. Гордость связана и с невозможностью признать собственное несовершенство, зато она стремится к исправлению несовершенства других людей и окружающего мира. В этом она опирается не на голос совести, выражающий присутствие образа Божия в человеке, а на разум, обманывая его иллюзией всемогущества. Поэтому Раскольников, который «по примеру всей молодёжи» [6; 263] ценит разум превыше всего, даже сознавая неправду своей «теории», всё равно заставляет себя верить в неё. Конфликт между сердцем и разумом осложняется тем, что сердце никогда не лжёт, тогда как разум способен и обманывать, и обманываться.

Поэтому сколько бы ни совершенствовался и ни изощрялся разум, он не способен уничтожить совесть до конца. В результате между ними возникает борьба, внешним отражением которой и является «странное» поведение Раскольникова. Стремясь построить свою жизнь на «разумных началах», в реальной жизни он, как правило, подчиняется сердцу, являющемуся в гуманистической этике Достоевского основным способом познания жизни человеком: «Можно ошибиться в идее, но нельзя ошибиться сердцем…» [28, 1; 209]. Так и его герой все свои добрые поступки совершает по первому сердечному импульсу: помогает Мармеладовым и девочке на бульваре, спасает сестру от Лужина, защищает Соню и т. И уже только потом разум начинает инсинуировать: «Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…» [6; 174]; «Тут у них Соня есть, а мне самому надо» [6; 25]; «Оставьте! Чего вам? Пусть его позабавится он указал на франта.

Вам-то чего? Эти неоднократные переходы от сердечной к рассудочной жизни подчёркнуты Достоевским внезапными сменами душевных состояний Раскольникова от радостного прилива жизненных сил до мрачной угрюмости и подавленности и его внешне немотивированными, а порой и явно противоречивыми поступками. Долго переносить такое состояние человек не может, и Раскольников решает разом прекратить эту внутреннюю борьбу, приняв позицию одной из сторон. Впоследствии он так скажет об этом Соне: «Я… я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина! Уже из этих слов ясно, что он выбрал сторону горделивого разума, а не живой совести. Однако преступлению предшествовала искренняя попытка героя найти иной путь. Подчиняясь «нравственному чувству», он уходит из города, бросается на землю и обращается с мольбой к Богу: «Господи!

Это обращение к Богу является мобилизацией всех остатков жизни в душе, задавленной гордыней и верой во всемогущество разума. Но гордыня воспрепятствовала Раскольникову понять волю Бога, открытую во сне «о лошади», в котором был зримо показан как собственный путь Раскольникова защита всех униженных и оскорблённых , так и то, что итогом развития страсти гордыни обязательно станет бессмысленное, жестокое и кровавое преступление. Но Раскольников не понимает и не принимает откровения Божия, а лишь требует: «Покажи мне путь мой…». О причине этой духовной слепоты догадывается Соня: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал! Раскольников действительно отошёл от Бога, не видя проявлений Его воли в окружающем мире, полном торжества лужиных и неискуплённого страдания «вечных Сонечек». Поэтому он «решил осмелиться» стать богом и установить в мире справедливость, но использовал для этого те средства, которые предложил ему сатана[36]. С того момента, как Раскольников позволил мысли о допустимости «одного злодейства ради тысячи добрых дел» стать частью своей души, он попал под власть сатаны и «всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно» [6; 52].

Происходящее подействовало на него «почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с не естественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в неё втягивать» [6; 58]. Эта сила привела его на Сенную, куда «ему было совсем лишнее идти» [6; 50], и подвела к разговаривающей Лизавете. Она же дважды уводила дворника из дворницкой. Именно она оставила открытой дверь, через которую вошла Лизавета, а после увела от неё Коха и выгнала красильщиков из подъезда на улицу, а затем помогла уничтожить улики и спрятать похищенное. Раскольников догадывался, кто именно помог ему осуществить задуманное: «Не рассудок, так бес! Но только совершив преступление, он до конца понял происшедшее: «Это когда я в темноте-то лежал и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня?

Достоевский не снимает со своего героя ответственности за происшедшее. В духе православной антропологии он исключает из мотива преступления Раскольникова фатализм, сохранявшийся вплоть до последней редакции романа «Я — кирпич, который упал старухе на голову, я — леса, которые над ней обвалились» [7; 128].

Его "великое пятикнижие" - "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Подросток" и "Бесы" - хорошо известно каждому образованному человеку. Интересно, что в этот же день, только столетием позже 1922 родился выдающийся американский классик Курт Воннегут , считавший, что в "Братьях Карамазовых" можно найти "все, что нужно знать о жизни". Однако литературное наследие Федора Михайловича, конечно, отнюдь не исчерпывается "пятикнижием". Менее известные произведения выдающегося исследователя человеческих причуд являются неотъемлемой частью его творчества, и в них читатель может узнать много нового и неожиданного не только об авторе и окружавшем его мире, но и - как это и должно быть при чтении такой литературы - о самом себе. Сайт "РГ" решил вспомнить несколько важных произведений из библиографии Достоевского, которые современный читатель нередко незаслуженно обходит стороной монументальный сборник "Дневник писателя" предлагаем также оставить за скобками - он требует отдельного разговора. Но и оставшиеся три определенно входят в разряд необходимой для прочтения литературы. Первое в этом жанре произведение Достоевского, только становившегося тогда самостоятельным автором, было написано в эпистолярной форме.

Достоевскому приписывают фразу "все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Как бы то ни было, влияние Николая Васильевича на Федора Михайловича - особенно раннего - очевидно. И известная фигура "маленького человека" стала главной темой в первой крупной работе Достоевского. Эта вызывающая у читателя небывалую щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору в среде писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили "психологическую" направленность Достоевского противопоставляя ее "социальности" Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо.

В романе «Братья Карамазовы» число три является ключевым моментом, разделяя героев на три основные группы: Зосимова, Ивана и Дмитрия. Выводящиеся элементы пятикнижия служат для углубленного изучения и понимания философских и религиозных идей, выраженных в произведениях Достоевского.

Они помогают читателям вникнуть во внутренний мир героев и проникнуться смыслом их действий и поступков. Значение пятикнижия для современного читателя Пятикнижие Достоевского, включающее такие великие произведения, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Записки из мертвого дома» и «Братья Карамазовы», имеет огромное значение для современного читателя. Эти произведения заслуженно считаются одними из величайших шедевров мировой литературы и по сей день оказывают сильное влияние на читателей разных поколений. Философическая глубина и этическая проблематика. Пятикнижие Достоевского представляет собой глубокий анализ человеческой природы, моральных дилемм и нравственных проблем. Автор исследует темы моральных выборов, границы добра и зла, греха и искупления, нравственного истощения, душевных страданий и их преодоления. Читатель сможет найти в пятикнижии Достоевского ответы на многие главные вопросы, ставимые перед нами в жизни.

Темы социальной справедливости и общественных проблем. Романы Достоевского пронизаны социальной справедливостью и борьбой с неравенством в обществе. Автор затрагивает темы общественного преступления, нищеты, бедности, демонстрируя сложную картину социальных проблем и их влияние на жизнь отдельного человека, а также общество в целом. Читатель найдет мудрость и понимание в пятикнижии Достоевского в контексте современной социальной справедливости и общественной ответственности. Психологическая глубина и реалистическое изображение душевного мира. Персонажи в произведениях Достоевского широко раскрывают свои душевные миры, дали почти полное представление о сложности взаимодействия различных характеров, наполненных страстями и противоречиями. Читатель найдет в пятикнижии Достоевского аналогии и отражение собственных чувств и эмоций, а также станет осознавать глубокие психологические истины.

Силы и слабости человека в экстремальных условиях. Многие произведения Достоевского описывают переживания героев в условиях постоянных испытаний, включая тюремное заключение, болезни, социальное изоляцию и экстремальные ситуации. Автор исследует человеческую выдержку, силу духа и способность людей восстанавливаться после различных испытаний. Читатель найдет в пятикнижии Достоевского вдохновение и отражение своей собственной силы. История и величие пятикнижия Достоевского делают его актуальным и значимым для современного читателя. Эти произведения продолжают вдохновлять, оставлять глубокий след в сердцах читателей и помогать нам лучше понять мир и себя в нем. Анализ и интерпретация постоянно вопрошающего стиля пятикнижия Пятикнижие достоевского отличается своим особым стилем, в котором автор постоянно задает вопросы, вызывая размышления у читателя.

Этот стиль является одной из ключевых особенностей пятикнижия и помогает достоевскому исследовать глубинные темы человеческой природы и смысл жизни. Вопросы, задаваемые достоевским в своих произведениях, направлены на раскрытие внутреннего мира персонажей и их моральных убеждений. Они позволяют читателю вникнуть в основные проблемы, с которыми сталкиваются герои, и задуматься над собственными взглядами на эти вопросы. Например: Что такое истинная справедливость? Что значит быть свободным? Какие ценности действительно важны в жизни? Постоянное использование вопросов в пятикнижии создает атмосферу неразрешенности и напряженности, что помогает подчеркнуть конфликты и противоречия, с которыми сталкиваются герои.

Вопросы достоевского могут быть как риторическими, заданными без ожидания ответа, так и прямыми, вызывающими подробное размышление и анализ. Стремление понять смысл жизни и размышления над философскими вопросами также являются важными мотивами пятикнижия. Достоевский задает не только общие вопросы о справедливости и свободе, но и подробно исследует внутренний мир каждого персонажа, выявляя их душевные терзания и стремления.

11 ноября — 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского

Великое пятикнижие сосредоточено на нравственных и духовных проблемах, на поиске истины и смысла в жизни. Великое пятикнижие включает такие известные романы, как «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Записки из мертвого дома». Во всех этих произведениях Достоевского прослеживается тема моральной ответственности, милосердия, любви и прощения. Один из основных идей Великого пятикнижия — идея о любви Бога и человека.

Достоевский верил, что истинное спасение и смысл жизни можно найти только через веру в Бога и милосердие к другим людям. Он часто выражал эту идею через своих героев, которые, несмотря на свои грехи и ошибки, находили прощение и спасение благодаря вере и любви. Божественная любовь и прощение служили мощным двигателем действия и размышлений в романах Достоевского.

Достоевский также глубоко погружается в понятие «злобы» и «дьявола» в своих произведениях. Он исследует, как зло присутствует в мире через грехи и нравственные проблемы героев. Возникают вопросы о нравственной свободе человека и его способности противостоять злу.

Великое пятикнижие поднимает эти вопросы и помогает читателю размышлять над проблемами добра и зла, справедливости и богопротивного мира. Утверждение величия личности и значимости каждого человека В каждом из романов великого пятикнижия Достоевский создает сложные, многомерные персонажи, которые сталкиваются с различными жизненными ситуациями. Автор исследует их внутренний мир, их мотивы, страхи и стремления.

Через эти персонажи Достоевский пытается показать, что каждый человек несет в себе огромный потенциал и имеет право на осуществление своих мечтаний и желаний. Он подчеркивает, что независимо от статуса, образования или внешних достижений, каждый человек имеет право на собственное мнение, свободу выбора и признается ценным для общества. Путем анализа духовных и моральных конфликтов персонажей, Достоевский рассказывает о важности самопознания, борьбы с собственными слабостями и поиском истинного смысла жизни.

Различные сюжетные линии и темы, затронутые великим пятикнижием, создают множество параллель и перекрестных точек, где проступает главная идея произведений — каждый человек, его выборы и поступки являются важными и имеют влияние на окружающих. Титул «Великое пятикнижие» подчеркивает серьезность и глубину исследуемых проблем, а также значение, которое Достоевский придавал каждому человеку. Он утверждает, что каждый человек способен на великие деяния и имеет право на свое место в мире.

В повести Бедные люди рассказывается история главного героя, Макара Александровича, который помогает молодому парню сделать карьеру. Он буквально жертвует собственной жизнью, чтобы помочь кому-то другому раскрыть свой потенциал. В романе Идиот главный герой, князь Мышкин, считается идиотом из-за своей невинности и наивности.

Однако, через свои действия и отношения с другими персонажами, он показывает, что именно такая невинность и чистота души делают его героем и прекрасным человеком. В романе Преступление и наказание основной герой, Раскольников, совершает убийство и пытается оправдать его радикальными идеями о добре и зле. Однако, он понимает, что несмотря на внешнюю справедливость своего поступка, внутри его терзают сомнения и чувства вины.

В романе Братья Карамазовы рассказывается о взаимоотношениях трех братьев, каждый из которых имеет свою уникальную личность и жизненный путь. Через их истории и мысли об истинном смысле жизни, Достоевский снова подчеркивает величие и значимость каждого человека. В романе Бесы через историю главного героя, Нечаева, Достоевский исследует тему анархии и последствий, которые она может иметь для общества и каждого из его членов.

Таким образом, великое пятикнижие Достоевского является не только совокупностью пяти замечательных произведений, но и своеобразным путеводителем по идеалам величия личности и значимости каждого человека. Оно подчеркивает, что каждый человек имеет право на свободу, счастье и собственное место в мире, и призывает нас задуматься о нашем собственном вкладе в формирование общества и нашего места в нем. Разделение на пять книг, каждая со своим неповторимым смыслом Великое пятикнижие Достоевского получило свое имя не случайно.

Он показывает, что человек должен искать свою индивидуальность, но и не забывать о своей принадлежности к человечеству. Он показывает, что человек должен быть способен на сочувствие, солидарность и любовь к другим людям, но и не потерять свою самоценность и достоинство. Примером этого является главный герой романа Идиот князь Мышкин, который является образцом доброты и чистоты, но сталкивается с непониманием и враждебностью со стороны общества. Это лишь некоторые из главных тем и проблем пятикнижия Достоевского, которые делают его одним из самых глубоких и значимых произведений в истории мировой литературы. Шесть удивительных фактов о пяти главных романах Достоевского Федор Михайлович Достоевский — один из самых великих и влиятельных писателей в истории мировой литературы.

Его произведения изучаются, переводятся, экранизируются и цитируются по всему миру. Особое место в творчестве Достоевского занимают пять романов, которые называются «великим пятикнижием»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Эти романы были написаны в период с 1866 по 1880 годы и отражают глубокий психологический, философский и социальный анализ человеческой природы, судьбы и свободы. В этой статье мы расскажем вам шесть интересных фактов о пятикнижии Достоевского, которые, возможно, вы не знали. Достоевский узнал о случае, когда студент-медик Пьер Франсуа Лакеналь убил двух старух-процентщиц в Париже в 1835 году.

Он был захвачен и казнен на гильотине. Достоевский заинтересовался мотивами и состоянием убийцы и решил создать своего героя — Родиона Раскольникова, который также убивает старуху-процентщицу и ее сестру в Санкт-Петербурге. Роман стал одним из первых произведений психологического реализма, в котором автор пытается понять и объяснить причины и последствия преступления. Достоевский посетил Западную Европу в 1862-1863 годах, где он видел много новых вещей, но также испытал разочарование и отвращение от западной цивилизации. Он был поражен контрастом между красотой природы и искусства и уродством духовной жизни людей.

Он решил написать роман о человеке, который был бы «абсолютно красивым», то есть невинным, добрым, чистым и правдивым. Таким человеком стал князь Мышкин, главный герой «Идиота». Однако Достоевский показал, что такой человек не может приспособиться к жестокому и лицемерному обществу и становится жертвой интриг и насилия. Роман стал трагической парафразой на евангельскую историю о Христе. Достоевский был свидетелем роста радикальных идеологий и движений в России, которые призывали к свержению царского правительства и установлению социалистического строя.

Он был убежден, что такие идеи приводят к разрушению национальной идентичности, моральных ценностей и религиозной веры. Он решил написать роман, в котором он изобразил группу революционеров, которые планируют убийство влиятельного губернатора и поджог города. Он назвал свой роман «Бесы» по мотивам библейского эпизода, когда Иисус изгнал легион злых духов из человека и послал их в стадо свиней, которые бросились в море. Достоевский хотел показать, что революционеры подобны бесам, которые овладевают душами людей и ведут их к гибели. Достоевский страдал от игорной зависимости и часто терял большие суммы денег в казино.

Он был вынужден заключить невыгодный контракт с издателем Стеллиоским, по которому он обязался написать роман в течение нескольких месяцев, иначе он потерял бы права на все свои произведения. Достоевский работал под огромным давлением и написал роман «Подросток» за 26 дней. Роман рассказывает о жизни и мыслях 19-летнего Аркадия Долгорукого, незаконнорожденного сына богатого помещика, который пытается найти свое место в обществе и выяснить свое отношение к отцу, матери и любви. Роман не получил высокой оценки критики и читателей и считается одним из наименее удачных произведений Достоевского. Достоевский считал свой последний роман «Братья Карамазовы» своим главным произведением, в котором он собрал все свои идеи, опыт и мастерство.

Почему нужно читать преступление и наказание? Почему же стоит прочесть роман "Преступление и наказание"? Романы Достоевского наполнены жизненными переживаниями героев и очень подробно описаны. Это связано с тем, что для писателя, как вы уже поняли, самым главным является передать весь внутренний мир человека, его души понятным и красивым образом читателю. Кто читает Достоевского?

Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя. Поэтому выхода нет — давайте смотреть сериал. Как долго Достоевский работал над романом Игрок? Работа в форсмажорных условиях сблизила писателя и Анну.

Один лишь пересказ сюжета занял бы несколько часов, поэтому остановимся на основных линиях. Первым наиболее важным событием в путешествии князя по России оказывается знакомство с Настасьей Филипповной Барашковой, о которой он много слышал до этого. Настасья Филипповна, красивая женщина, прожившая некоторое время как содержанка старого миллионера Тоцкого, и потому имеющая в обществе репутацию «падшей». Женский магнетизм Настасьи Филипповны притягивает к ней купца-гуляку Парфёна Рогожина, очень страстно влюбленного и столь же ревнивого и озлобленного. Богатство Настасьи Филипповны создаёт в обществе молву о сватовстве Гани Иволгина, небедного чиновника среднего класса, но желающего разбогатеть ещё более. Всё более узнающий обо всех перипетиях вокруг Настасьи Филипповны князь Мышкин, бедный, но чистый сердцем, совершенно серьёзно предлагает ей выйти замуж за него. Хотя Настасья Филипповна признаёт в князе совершенно «особого» человека, она не торопится ответить ему согласием, много времени проводя со страстным купцом Парфёном Рогожиным. Удивительная открытость, честность, светлость князя притягивает к нему любых людей, с готовностью рассказывающих о всех своих самых «высоких» и «низких» проявлениях. Аглая Епанчина, молодая и чрезвычайно красивая девушка, дочь генерала Епанчина, заигрывает с князем. Поступки Аглаи в отношении князя говорят о её глубоком чувстве к его «духовной» личности и пренебрежении к чрезмерно упрощённой «социальной» личности. Поскольку жизнь Настасьи Филипповны проходит вне общественного внимания, то всё более реальной кажется женитьба на Аглае князя, к этому времени ставшему очень состоятельным. Последние и решающие события романа развиваются стремительно и по-античному «трагично». На вечере у Епанчиных князь «захлёбывался от прекрасного сердца». С ним случается припадок. Аглая выясняет с Настасьей Филипповной отношения, высказывая, что она самолюбива «до сумасшествия, чему доказательством служат и ваши письма ко мне». В этих письмах Настасья Филипповна умоляет Аглаю выйти замуж за князя. В результате всех коллизий начинается подготовка к свадьбе князя с Настасьей Филипповной, в последний момент покидающей его вместе с купцом Парфёном Рогожиным, который в своём доме в припадке ревности убивает её. Идеальный герой не смог искупить жизнь людей, которая продолжается со всеми бедами, страстями и греховными омрачениями. Вновь впадающий в болезненное состояние князь Мышкин отправляется обратно на лечение в Швейцарию. Небывалый размах героев заложен в творческом мире Достоевского! Князь Мышкин — один из немногих «ярко положительных» персонажей в универсуме писателя. Перейдём же к его антиподам, составляющим ядро следующего большого произведения Ф. Достоевского — романа «Бесы». Активно действующий в «Идиоте» князь Мышкин притягивал к себе людей, пытался разрешить их внутренние и внешние конфликты. Напротив центральная в идейном плане фигура «Бесов» Николай Всеволодович Ставрогин имеет множество антисоциальных черт. О нём ходит множество разговоров в обществе, но он редко появляется на публике. Едва появившись, он оказывается в центре скандала, унижая почтенного гражданина Гаганова, который имел привычку приговаривать: «Нет-с, меня не проведут за нос! На что однажды Николай Всеволодович «неожиданно, но крепко ухватил его за нос двумя пальцами и успел протянуть за собою по зале два-три шага». По ходу романа к деяниям Николая Ставрогина добавляется соблазнение и скорое расставание с Лизаветой Дроздовой.

В каком порядке читать Пятикнижие Достоевского?

  • Достоевский пятикнижие: значение, характеристика и актуальность
  • Что такое пятикнижие Достоевского?
  • В каком порядке читать Пятикнижие Достоевского?
  • Исторический контекст пятикнижия

Похожие презентации

  • Что такое пятикнижие Достоевского: основные темы и структура
  • В каком порядке читать Пятикнижие Достоевского?
  • Великое Пятикнижие Достоевского
  • ОБ ОДНОМ СВОЙСТВЕ ЭПИЛОГОВ ПЯТИ ВЕЛИКИХ РОМАНОВ ДОСТОЕВСКОГО
  • Создание и публикация пятикнижия
  • Просмотр изображения

Термин «пятикнижие» в Библии и его связь с Достоевским

  • В каком порядке читать Пятикнижие Достоевского?
  • Прочитаем классику вместе » Абинская межпоселенческая библиотека
  • Популярные услуги по литературе
  • Великое пятикнижие

Великое пятикнижие Достоевского: почему так называется

Основные идеи Пятикнижия Достоевского открывают читателям глубину мысли и философское видение автора. В этом произведении он поднимает важные вопросы о вере, морали и свободе. В этом году при поддержке фонда «Русский мир» 27 ноября в Русском центре в Тирасполе прошла республиканская научно-практическая конференция «Великое пятикнижие» (в него входят романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». Общая тематика пяти книг Достоевского. На первый взгляд тематика произведений Достоевского представляется своеобразной мозаикой самых разных идей, понятий и точек зрения. Отгадаете, какие произведения туда входят?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий