Отмена берегового права договором 911 года

Характер договоров 907 и 911 годов однозначно ориентирован на постоянное русское торговое представительство в Константинополе. Следовательно, сторона, заключающая эти договоры от имени Великого князя Киевского, есть сторона государственная. Подтверждая в несколько изменённом виде нормы договора 911, договор 944 обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Статья 8 договора 911 года отменила так называемое береговое пра-во, т.е. право на людей и имущество с разбитого корабля. Договаривающиеся стороны обязались взаимно помогать в спасении людей и имущества и доставлять судно до Визан-тии или Руси. Князь Игорь заключил договор Руси с Византией после своего сокрушительного поражения в результате похода 945 года. Этот договор практически копировал все пункты договора 911 года. публичного (регламентация отношений между государствами: военная поддержка, порядок выкупа пленных, порядок возвращения рабов, определены нормы международного морского права - отмена берегового.

Заключен мирный договор Руси с Византией

Из истории «берегового права». Береговые пираты В одно из воскресений у побережья американского полуострова Кейп-Код (Массачусетс). Статья 8 договора 911 года отменила так называемое береговое право, т.е. право на людей и имущество с разбитого корабля. Договаривающиеся стороны обязались взаимно помогать в спасении людей и имущества и доставлять судно до Византии или Руси. первый в своем роде. И неплохо бы запомнить, как наши разбойные предки хотели извести береговое право, а «цивилизованная» Европа его лилейно сохраняла еще несколько столетий.

Первый слайд презентации: Первые общерусские князья» 10 класс

  • Корабли на колесах
  • 2 сентября 911 года - Заключен Русско-византийский договор - Русский Исполин
  • Договор игоряс греками
  • День в истории: заключен первый русско-византийский мирный договор
  • Торговый договор князя игоря с византией кратко
  • Поход Вещего Олега на Царь град (Константинополь)

Походы на Византию

Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору. Незыблемость мира между Русью и Византией. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора.

Другие письменные договоры Руси. В этих договорах русское право представляется уже более развитым, чем в греко-русских договорах. В договоре Новгорода с немцами 1195 содержатся нормы, устанавливающих наказания за арест посла, купца «без вины», за оскорбление и незаконное задержание, за насилие над рабой в РП раб - не «объект преступления». В договоре Новгорода с немцами 1270 - порядок разрешения споров между новгородцами и немцами в гражданской и уголовной сферах. В договоре Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами 1220 - нормы о судебном поединке «поле» , о правилах перевозки товаров, множество уголовно-правовых норм об убийстве, увечьях, прелюбодеянии и гражданско-правовых положений займ, взыскание долга, судебные решения. Княжеское законодательство.

Грамоты крестоцеловальные и жалованные и церковные уставы светское законодательство. Княжеское законодательство как источник права появляется в Х веке. Особое значение имеют уставы Владимира, Ярослава и Всеволода, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда. По тяжким делам создавались совместные — светские и духовные — княжеско-церковные суды преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог, причинение телесных повреждений. Система церковных наказаний была заимствована из Византии.

И таковое написание дахом царства вашего на утвержение обоему пребывати таковому совещанию, на утвержение межи вами бывающего мира. Месяца сентебря 2, индикта 15, в лето созданиа мира 6420». Заключение договора Олега с греками: "А Олга водивше на роту, и мужи ею по рускому закону кляшася оружьемь своим, и Перуном, богом своим". Миниатюра Радзивиловской летописи, л. Мы от рода русского, Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид, которые посланы от Олега, великого князя русского, и от всех, которые живут под его рукой, светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам Льву, Александру и Константину, великим божьим самодержцам, царям греческим на закрепление и подтверждение бывшую много лет любовь между христианами и Русью, по желанию наших великих князей и по приказанию всех живущих под его рукою на Руси. Наша светлость более других намеревается закрепить и подтвердить в боге такую любовь, бывшую неоднократно между христианами и Русью, правильно рассудили, не только просто словами, а и писанным текстом и клятвою непоколебимою, клясться своим оружием, такую любовь закрепить и подтвердить по вере и по закону нашему. Поскольку мы собрались по божьей вере и по любви, суть глав таковые: по первому же слову умиротворимся с вами, греки, да любим друг друга от всей души и по доброй воле, и не дадим, поскольку это наше решение, быть никакому обману и провинности от живущих под рукою наших князей светлых; потщимся из всех сил сохранить и в дальнейшем навсегда с вами греки провозглашенную и написанную, подтвержденную клятвой любовь непревратную и непостыдную. Так же и вы, греки, да храните такую же любовь неискушаемую и неизменную к князьям нашим светлым русским и ко всем, которые живут под рукою нашего светлого князя.

А о главах, если случится злодейство, постановим таким образом: те коварства, которые будут доказаны фактами, считать их с достоверностью установленными; если схваченный начнет отпираться, да клянется та сторона по своей вере; если после клятвы по своей вере обнаружится все-таки злодеяние, да будет казнь за это. Об этом, если убьет русин христианина, или христианин русина, да умрет, где бы ни совершено убийство. Если же сотворивший убийство убежит, да если есть хозяйство, то часть его, которая будет установлена по закону, возьмет родственник убитого, а так же и жена убийцы имеет столько же по закону. Если же сотворивший убийство не имеет хозяйства и убежит, должно вестись следствие пока не найдется, и да умрет. Если кто ударит мечом или бьет батагом, либо другим предметом, за тот удар или битье да отдаст 5 литров серебра по закону русскому; если не имеет столько сотворивший, да отдаст сколько может и да снимет с себя те самые портки, в которых ходит, а об остатке клянется своею верою, что никто другой ему не поможет, да остается спорная часть не взыскуема с него. Об этом: если украдет что-либо русский у христианина, или с другой стороны, христианин у русского и схвачен будет в то мгновение вор потерпевшим, когда воровство сотворено, либо если вор приготовился совершить и убит будет, да не взыщется смерть его ни от христиан, ни от Руси; но более того, который окажется пострадавшим, да возьмет свое обратно. Если укравший отдасться в руки, да будет задержан тем же, у кого будет украдено, и связан будет, да отдаст то, что взял, и даже вернет втройне. Об этом, если кто от христиан или от Руси совершит с истязанием покушение на состояние другого, или насилием возьмет что-либо с сообщниками, да возвратит втройне. Об этом, если выброшена будет ладья ветром большим на землю чужую и обратятся на том месте к нам Руси, да если кто считает снабдить ладью с товаром своим и уйти снова на землю христианскую, да проводит ее русский сквозь всякое страшное место, пока не придет в бесстрашеное места; если же таковая ладья от бури или от удара о берег не может возвратиться, то мы, Русь, одолжим гребцов со своей ладьей и проводим с их товаром поздорову.

Если такое коварство случится с ладьей русской близ земли греческой, то пусть проводят ее в Русскую землю, или же мы, Русь, выволочим ладью на греческий берег и продадим товар ладьи. Чтобы когда придем в греческую землю с купечеством или с челобитием к царю вашему, греки пропустят с честью проданный товар с той ладьи русской. Если же случится кому-либо ю Руси, прибывших с ладьей быть убиту и что-либо взято с той ладьи, то виновные, сотворившие то, понесут наказание, как в вышесказанных главах об убийстве и краже. Об этих: если пленник удерживается от Руси или грек удерживается одной из сторон, или продан в одну из сторон, и если найдет или русин или гречанин их, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в свою страну и его выкупивший возьмет свою цену или обменяет по цене купленного челядина. Такой же, если в сражении будет взят в плен греками, так же возвратится в свою страну, и отдана будет за него цена по тем торговым расчетам, о которых было сказано выше. Если же потребуется на войну идти и русские захотят почтить царя вашего своим участием, тогда пусть сколько их придет и захотят остаться у царя вашего по своей воле, пусть будет так. Если кто из русских воинов попадется в плен, то царь Греческий должен оных выкупить и освободить, а если греки будут взяты в плен другими народами и их приведут в Русь или же Русские попадут в Грецию для продажи, то каждая из наших сторон должна их выкупить, взяв по 20 золотых за каждого и отпустить в свое Отечество Если же будет похищен русский челядин, либо убежит, или будет продан по нужде, и Русские заявят о нем и того поймают и возвратят на Русь. Но и греки, потерявшие своего челядина пусть заявляют и ищут обретаемое и возьмут его. Если же кто из местных судей воспротивится возврату челядина своему хозяину, то объявить его самого как нарушителя закона.

О работающих Русских у Греческого христианского царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имением, и своих родственников рядом не будет, то возвратится имение его детям в Русь. Если же умерший оставит завещание, то кому отписал он свое имение, да будет тот наследником его О захвате торговли Руси. О различных путешественниках в Греки, оказавшихся в долгу. Если такой не возвратится в Русь, да подаст Русь челобитную христианскому царству, и таковой 6удет задержан и возвращен будет в Русь, даже если он и не хочет. Таким же образом пусть делают и греки, где бы таковое ни приключилось. На утверждение вечное и незыблемое между вами, христианами и Русью, этот сотворенный мир изложен Ивановым написанием на двух хартиях, царя вашего и своею рукою скрепить, предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного бога вашего и дать нашим послам на утверждение. Мы же клянемся царю вашему именем князя нашего Пресветлого, который есть сущность от бога, как божественное совершенство, по закону и по Началу языка нашего, не преступите нам, ни иному от страны нашей от установленных глав мира и любви. И таковое написание на двух хартиях дать вашему царству на утверждение и извещение установленного мира.

Месяца сентября 2, неделя 15, в лето сотворения мира 6420». Это событие связано с множеством домыслов и сомнений со стороны историков, многие из которых не верят в его подлинность по ряду причин. В этой статье мы подробно расскажем про поход Олега на Царьград краткое содержание , и попытаемся разобраться, действительно ли это событие происходило так, как рисуют его древнерусские летописи. Кто такой князь Олег? Олег был князем Новгорода и великим начиная с 882 и по 912, который стал годом его смерти. После того как он получил властные полномочия над новгородской землей что случилось после смерти Рюрика в качестве регента несовершеннолетнего Игоря, им был захвачен древний Киев. Именно этому городу в тот период было суждено стать столицей и символом объединения двух основных центров для славян. Именно поэтому зачастую историки рассматривают как основателя Древнерусского государства. А последующий поход Олега на Царьград стал поводом для того, чтобы его стали называть «Вещим».

Почему Олега назвали Вещим? Как говорит нам «Повесть временных лет», поход Олега на Царьград состоялся в 907 году. В летописи речь идет о том, как осаждался и брался город, причем воспевается мужество и острый ум князя, который перехитрил византийцев. Согласно данному источнику, он отказался взять отравленную пищу у них, из-за чего его и прозвали «Вещим». Люди на Руси именно так и стали называть Олега, который одержал победу над греками. В свою очередь, имя его происходит из Скандинавии, а при переводе означает «святой». Поход на Царьград Как уже было указано выше, содержание похода и русско-византийской войны описано в ПВЛ Повести временных лет. Эти события завершились тем, что в 907 году был подписан мирный договор. В народе это приобрело известность благодаря таким словами: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда».

Но, тем не менее, этот поход не упоминается в греческих источниках, а также, в целом, о нем нигде не говорится, кроме как в русских сказаниях и летописях. Кроме того, уже в 911 г. Причем в подлинности заключения данного договора никто из историков не сомневается. Византия и русы Следует отметить, что после похода русов на Царьград в 860 году в византийских источниках ничего не указано о конфликтах с ними. Однако существует ряд косвенных доказательств подтверждающих обратное. Например, наставление императора Льва IV уже начала X столетия содержит информацию о том, что враждебными «северными скифами» используются небольшого размера корабли, плывущие на быстрой скорости. Поход Олега по «Повести временных лет» Как говорит сказание о походе Олега, Царьград брали не только с привлечением славян, но и финно-угорских племен, которые перечисляются в древнем русском памятнике письменности начала 12 столетия - «Повести временных лет». Если верить летописному своду, одни воины передвигались на лошадях по побережью, а другие - морем с помощью двух тысяч кораблей. Причем в каждое судно помещалось более тридцати человек.

Историки до сих пор колеблются в том, стоит ли верить "Повести временных лет" и являются ли данные о походе, указанные в летописи, подлинными. Легенды в описании похода Сказание о походе князя Олега на Царьград содержит большое количество легенд. Например, повествование указывает на то, что корабли двигались на колесах, на которые они были поставлены Олегом. Византийцы испугались направлявшихся к Константинополю русов и попросили мира. Однако они отнесли отравленные блюда, от которых князь отказался. Затем грекам ничего не оставалось, как дать свое согласие на то, что предлагал Олег. Как гласит легенда, им пришлось заплатить по 12 гривенников всем воинам, а также отдельную сумму князьям в Киеве, Переяславле, Чернигове, Ростове и других городах, кроме Новгорода. Но на этом победы князя не закончились. Кроме разовой выплаты, грекам Византии необходимо было выплачивать русам постоянную дань, а также согласиться на заключение договора речь идет о том самом договоре, подписанном в 907 году , который должен был регулировать условия пребывания, а также ведения торговли русскими купцами в греческих городах.

Стороны принесли взаимные клятвы. А Олегом, в свою очередь, был совершен тот самый знаменитый поступок, сделавший его легендарным, согласно сказаниям, в глазах простого народа. Им был повешен щит на врата столицы Византии Константинополя в качестве победоносного символа. Грекам было отдано приказание - пошить паруса для славянского воинства. Летописи говорят о том, что именно после того, как был завершен поход Олега на Царьград в 907 году, в народе князь стал известным как «Вещий». Однако если рассказы древнерусского летописца о набеге русов на Константинополь в 860 г. Причем несколько сюжетов совпадают с подобными из скандинавских саг. Договор 907 года Какими же были условия договора, и был ли он заключен? Если верить "Повести временных лет", то после победных действий князя Олега в Царьграде был подписан с греками достаточно выгодный для Руси документ.

Целью его основных положений принято считать возобновление мирного и добрососедского отношения между данными народами и государствами. Византийская власть взяла на себя обязательство выплачивать русам определенную сумму ежегодной дани причем размеры ее довольно солидны , а также оплатить единовременный платеж контрибуции - как в деньгах, так и в вещах, золоте, редких тканях и т. В договоре оговаривались указанные выше размеры выкупов для каждого воина и размера месячного содержания, которое греки должны были давать русским купцам. Сведения о походе Олега из других источников Согласно сведениям Новгородской Первой летописи ряд событий происходили иным образом. При этом походы на Константинополь были совершены под руководством а «Вещий» при этом - всего лишь воевода. Летопись так описывает легендарные походы Олега на Царьград. Год при этом указан как 920, а датировка следующего набега относит события к 922 году. Однако описание похода в 920 году в деталях похоже на описание Игорева похода 941 года, которое отражено в нескольких документах. В информации, которая содержится в византийских хрониках, написанных Псевдо-Симеоном в конце 10 столетия, приведены сведения о русах.

В одном из фрагментов часть историков видят детали, указывающие на предсказания мудрецов о будущей смерти Олега, а в личности Роса - самого князя. Среди научно-популярных изданий бытует мнение, высказанное В. Николаевым о походах росов на греков, совершенных около 904 года. Если верить его построениям о которых не было речи в хрониках Псевдо-Симеона , то росы потерпели поражение у Трикефала от византийского предводителя Иоанна Радина. И лишь некоторым удалось спастись от греческого оружия из-за озарения их князя. Кузьминым при исследовании текста летописи «Повести временных лет» о деяниях Олега высказывались предположения о том, что автором были использованы тексты болгарских или греческих источников о набегах под руководством князя. Летописцем приводились фразы греков: «Это не Олег, а святой Димитрий, который послан на нас Богом». Такие слова указывают, по мнению исследователя, на время событий в 904 году - византийцами не была оказана помощь фессалоникийцам. А покровителем ограбленного города считался Димитрий Солунский.

В итоге, большое количество жителей Фессалоники вырезали, и лишь некоторых из них смогли освободить от арабских пиратов. В этих неясных по контексту словах греков о Димитрии могли заключаться указания на месть от святого Царьграду, который косвенно был виновен в такой участи населения. Как историки интерпретируют сведения летописи? Как уже было сказано выше, информация о набеге содержится только в русских летописях, а в византийских писаниях на этот счет ничего не указывается. Однако если посмотреть на текстовую часть фрагментов документов, которая приведена в «Повести временных лет», то мы можем говорить о том, что все-таки сведения о походе 907 года не являются полностью вымышленными. Отсутствие данных в греческих источниках некоторыми исследователями объясняется неправильной датой, к которой относят войну в "Повести временных лет". Существует ряд попыток произвести ее связь с походом русов дромитов 904 года, тогда как греки бились с войском пиратов, которое возглавлял Лев Триполийский. Теория, которая более всего походит на правду, принадлежит авторству Бориса Рыбакова и Согласно их гипотезе, сведения о набеге в 907 года нужно относить к событиям в 860 году. Эта война заменялась сведениями о неудачных походах под руководством которое было навеяно преданиями о необычайном освобождении христианского населения от языческих племен.

Датировка похода Точно неизвестно о том, когда именно был совершен поход князя Олега на Царьград. Год, к которому относят эти события 907 , является условным и появился после того, как летописцами были произведены собственные расчеты. С самого начала легенды о правлении князя не имели точной даты, ввиду чего позднее сведения разделялись на этапы, которые относили к начальному и завершающему периоду его княжения. Кроме того, в "Повести временных лет" есть информация и об относительной датировке набега. В ней содержаться сведения о том, что предсказанное мудрецами смерть князя произошло в действительности через пять лет после того, как был совершен поход на Царьград. Если Олег умер не позднее 912 года об этом свидетельствуют данные о принесении жертв в работах Татищева, которые совершались во время появления Галлеи - легендарной кометы , то автор рассчитал все правильно.

Договор 971 года включал 4 статьи, был заключен Святославом. Этот договор был уже абсолютно в сторону греческой стороны так как русские потерпели поражение в этом походе. Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору. Незыблемость мира между Русью и Византией.

Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора. Другие письменные договоры Руси. В этих договорах русское право представляется уже более развитым, чем в греко-русских договорах. В договоре Новгорода с немцами 1195 содержатся нормы, устанавливающих наказания за арест посла, купца «без вины», за оскорбление и незаконное задержание, за насилие над рабой в РП раб - не «объект преступления». В договоре Новгорода с немцами 1270 - порядок разрешения споров между новгородцами и немцами в гражданской и уголовной сферах. В договоре Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами 1220 - нормы о судебном поединке «поле» , о правилах перевозки товаров, множество уголовно-правовых норм об убийстве, увечьях, прелюбодеянии и гражданско-правовых положений займ, взыскание долга, судебные решения.

Княжеское законодательство. Грамоты крестоцеловальные и жалованные и церковные уставы светское законодательство. Княжеское законодательство как источник права появляется в Х веке. Особое значение имеют уставы Владимира, Ярослава и Всеволода, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда. По тяжким делам создавались совместные — светские и духовные — княжеско-церковные суды преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог, причинение телесных повреждений.

В войске Святослава были венгры и правобережные печенеги, поэтому император восстановил левобережных печенегов напасть на Киев и этим заставил Святослава и его киевскую дружину вернуться в Приднепровье.

Кочевники обложили Киев, но стоило малой дружине русичей подойти к городу и представиться передовым отрядом войска князя, как хан печенегов дрогнул и снял осаду города. Киевляне, воспользовавшись этим, сумели послать к князю гонца, который без соблюдения дипломатического политеса передал своему повелителю и князю голос земли: он-де, князь, чужую землю ищет и блюдет ее, а от своей отрекся, а Киев вместе с его матерью и детьми чуть было не взяли печенеги. Неужели ему не жаль ни отчизны, ни состарившейся матери, ни детей своих? Поручив власть своим подросшим сыновьям, князь дал понять, что покидает Киев скорее всего навсегда и станет отныне княжить в Болгарии, сделав ее центром своего нового обширного государства. Одновременно греки предложили болгарским царевнам брак с сыновьями покойного императора Романа. Греческие послы пообещали болгарским вельможам помощь в изгнании Святослава. Но болгары - по крайней мере, часть из них - думали иначе.

Новый царь Борис заключил с Византией мир против Святослава. Но и у русского князя среди болгар было отныне много союзников - князя-воина им казалось терпеть проще, чем своего царя, дружившего с греками и от них научившегося, как угнетать подданных. Когда же в августе 969 года русские могучей силой высадились на Дунае, то их сторонников среди болгар стало намного больше. Святослав легко прошел к столице Бориса Преславе, нигде не встречая сопротивления, и так же легко взял ее, отданную царем, признавшим себя вассалом киевского князя. Понимая, что Византия не оставит его в покое, князь решил не ждать первого удара и, как только перевалы Родопских гор освободились от снега, ударил сам. Договор Игоря с греками В три года позже, 944. Кроме варягов и славян он нанял еще и воинственных печенегов.

В Византию пошли вести из Крыма и Болгарии: «Идет Русь без числа, — корабли покрыли море» Император Роман испугался и просил начать переговоры, обещал дать князю подарки. Византийские послы встретили Игоря на Дунае. Князь собрал на совет жену и сообщил о посольстве императора. Жена ответила: «Как император так говорит, то и мы больше не хотим; без борьбы иметь золото, серебро и дорогие ткани. А в бою, не знать, кто победит, или мы, или они. Не по земле ходим, а по глубине морской, а здесь смерть равная для всех ». Игорь прислонился к голосу жены, взял от греков золото и дорогие материи и согласился на мир.

Так повествует летопись, но новые историки подвергают сомнению этот рассказ, потому что нигде больше нет известий об этом походе. Мир с Византией ни был полезен для Киева. Игорь должен был отречься прав в Крым и к Днепровского устья, а также согласился ограничить торговлю в византийских землях. Мир составлен в Царьграде 944. В посольстве было более 20 послов, которые были представителями Игоря, его семьи и других князей. Договор содержал такие точки: 1. Оби стороны возобновили давний мир и дружба.

Послы и купцы могут приезжать в Грецию, килька хотят. Но послы должны показать печать золотую, купцы серебряную, а князь имеет прислать письмо, в котором написано, килька кораблей высылает, чтобы было, что приходят с миром. Кто приедет без грамоты, имеют задержать, вплоть дело выяснится; когда же не хочет подвергнуться и противится, могут его убить и греки за это не отвечают. Когда Русь приходит без товара, не имеет получать месячное месячного удержания. Князь имеет приказаты своим людям, чтобы ни делали ииикид в греческой стране. По быта купцов в Константинополе, обовязуе условие Олега с 911 г.. Но права Руси ограничено настолько, что не свободно купцам зимовать в Царьграде и нельзя вывозить дорогих тканей.

Когда убежит раб от Руси, во время быта в Греции, то побег его надо утвердить присягой, тогда греки платят за него две штуки тканей. Назначена таксу за выкуп пленников. По греческого юношу или «хорошую» девушку греки платили 10 золотников, мужчины среднего возраста 8 золотников, за старца или ребенка 5 зол. Но за выкуп русских пленников греки требовали по 10 золотников, всех без рижници. Русские князья отрекались прав в «Корсунской стороны», то есть Крыма. Русь не должна препятствовать Корсуняне в рыбалки при устье Днепра. Русы не свободно зимовать на устье Днепра, на Белобережье и острове св.

Элевтерию Березани. Не свободно забирать разбитых кораблей другого государства ни клади и людей из них. Русско-византийский договор 944 г. Договор подтверждал все ранее достигнутые положения и упорядочивал многосторонние связи между двумя странами. В частности, вводилась система предоставления торговцами и официальными представителями Киева своего рода "удостоверений личности" по прибытии вВизантию. В противном случае властям империи давалось право ареста прибывших лиц и извещение об этом киевского владыки. Правда, в этот договор, в отличие от предыдущих, не было включено право русов на беспошлинную торговлю в Византии.

Усилены были военные статьи договора. Вместо права русичей служить при дворе и в армии императора отныне речь шла о широкомасштабном военном сотрудничестве. Это положение большинство историков расценивают как факт заключения между двумя странами союзнических отношений. Здесь читайте кн. Сахарова В Повести временных лет приводится примерный текст этого договора: Договор игоряс греками "Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. И им поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом, и утвердить любовь между греками и русскими. Великий князь наш Игорь , и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит.

Первые общерусские князья презентация

Этим значение договора, как источника русского права, в значительной степени умаляется, зато выдвигается другая сторона договоров русских с греками, как первых по времени памятников, в которых выразилось влияние на Русь Византии. Заключение Святославом договора с Византией в июле 971 года произошло, как сообщает русская летопись, после того, как Святослав, убедившись в малочисленности своей дружины в развале антивизантийской коалиции и враждебности печенегов, направил своих послов к Цимисхию с просьбой о мире. Причем летописец убежден, что Святослав находился в это время в Переяславце, а Цимисхий в Доростоле. Лев Дьякон, знавший подробности событий под Доростолом, сообщает, что наутро после последней битвы Святослав направил своих людей с предложением мира из Доростола в греческий лагерь под городом, однако о самих переговорах - заключении мира и благожелательной реакции Цимисхия на русское предложение император «охотно принял предложение союза» византийский хронист пишет примерно то же, что и русский летописец. Как уже говорилось, русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства даровым кормом и даровой баней - знак того, что на эти торговые поездки Руси смотрели не как на частные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзного киевского двора. По свидетельству Льва Диакона, такое значение русских торговых экспедиций в Византию было прямо оговорено в трактате Цимисхия со Святославом, где император обязался принимать приходящих в Константинополь руссов в качестве союзников, «как искони повелось…» Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава 1054 г. Со второй половины ХI в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитой памятник права.

Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право , основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась. Она представляет собой выборку из Пространной Правды , приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности. Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений.

Она представляет собой свод развитого феодального права , в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. Роль и место договоров Руси и Византии в развитии древнерусского права. Первые международные соглашения - договоры Руси с Византией. Олег подтвердил свой мирный договор с Византией: этот договор открывается многозначительной фразой: Мы от рода русского … посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его - светлых и великих князей, и его великих бояр…. Византия обязывалась по-прежнему выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибуцию. По договорам Олега было постановлено, что послы приносили золотые печати от князя, а купцы - серебряные. Договоры устанавливали, что русские должны были входить в Царьград одними воротами, без оружия, партиями не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, предъявив княжескую грамоту с обозначением числа кораблей, имен купцов и послов, прибывших в Византию и чтобы из таких [грамот] узнали и мы, что приходят они с мирными намерениями. В договоре Игоря было прибавлено: входящее же Русь град, да не творят пакости.

Императорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту и переписывали имена прибывших княжеских послов и простых купцов; это была мера предосторожности, чтобы под видом агентов киевского князя в Царьград не прокра В нем регламентировались дипломатические отношения Руси с Византией, их торговые отношения , а также присутствовала ссылка на «Закон Русский». Договор состоял из 15 статей. В договор 911 года вошли нормы двух основных областей права - публичного регламентация отношений между государствами: военная поддержка, порядок выкупа пленных, порядок возвращения рабов, определены нормы международного морского права - отмена берегового права - права на имущество и людей с разбитого корабля и международного частного права, которые регламентировали отношения между частными лицами двух государств порядок наследования имущества, порядок осуществления торговли русскими купцами в Византии, виды наказания за преступления совершенные русичами на территории Византии суд по Русскому Закону , а также ответственность греков за преступления на Руси. В договоре 911 года стороны имеют равноправные отношения, в отличие от последующих договоров : 1. Делегации со стороны Руси - свидетельство о системе государственного устройства русского государства. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией. Порядок доказательства преступления присяга. За убийство зажиточному смерть была заменена конфискацией, для бедного - казнь социальное разделение.

Можно убить вора в момент преступления, но если он сдастся, должен вернуть похищенное в 3-м размере. Наказание за насильственное присвоение чужого - тройной размер. Помощь русских грекам во время несчастных случаев на море, и наоборот. Возможность возвращения из плена. Показана заинтересованность Византии в русских воинах. Плата за пленных греков - 20 золотых. Обязательство чиновников разыскивать беглую челядь, ее возврат гарантирован выгода для высших слоев. Существование наследования не только по обычаю, но и по завещанию.

Только заголовок: «о русских, совершающих торговые операции». Выдача уголовников, бежавших из Руси. Обязательства, вытекающие из договора. Анализируя в целом уголовно-правовые установления договора, необходимо отметить, прежде всего, что нет единого термина для обозначения преступления. Так, в разных статьях упоминаются такие слова для обозначения преступного как «проказа», «согрешенье», «злодеянье». Очевидно, это связано с не очень удачной попыткой составителей договоров скорректировать обозначения преступного, даваемого в двух разных законах - греческом и русском. Среди видов наказаний помимо денежных взысканий и смертной казни есть упоминание о кровной мести. Договор 941 года.

В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию.

Это, в частности, обычное для византийских актов упоминание соправителей наряду с правящим монархом: Льва, Александра и Константина в договоре 911 г. Таких упоминаний обычно не было ни в русских летописях, ни в кратких византийских хрониках, напротив, в формуляре византийских официальных документов это был обычный элемент. Определяющее влияние византийских норм сказалось в использовании греческих мер веса, денежных мер, также византийской системы летосчисления и датировки: указание года от Сотворения мира и индикта порядкового номера года в 15-летнем цикле налоговой отчетности. Цена раба в договоре как 911 г. Важно, что договор 911 г. Субъектами права выступали подданные русского князя и византийского императора, независимо от места их проживания, социального статуса и вероисповедания. При этом нормы, регулирующие преступления против личности, в них были основаны главным образом на «законе русском». Вероятно, имеется в виду свод юридических норм обычного права, действовавших на Руси к началу Х в. Договор был заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию и продолжил дальнейшую регламентацию русско-византийских отношений, предусмотренных договором 907 г.

Общеполитическая часть договора 911 г. Тексту договора предшествовала летописная запись, в которой указывалось, что князь Олег послал своих мужей «построити мира и положити ряд» между Русью и Византией. Статьи русско-византийского договора 911 г. В отличие от предыдущих договоров, где содержание доводилось до сведения как «императорское пожалование» русскому князю, теперь это был равноправный договор по всей форме между двумя равными участниками переговорного процесса. Основная часть статей договора носила двусторонний характер: хранить «мир и любовь» должны обе стороны, нести ответственность за преступление обязаны одинаково и руссы, и греки, и т. Договор был составлен в двух абсолютно одинаковых экземплярах на греческом и русском языках. Только в русском тексте к грекам шло обращение от имени русского великого князя, его князей и бояр, а в греческом - от лица византийских императоров и «всех греков». Стороны обменялись этими грамотами: русские получили греческий текст, а греки - русский. Но каждая сторона оставила себе копию со своего текста, который был отдан другой стороне. Впоследствии греческий оригинал и русская копия погибли; договор 911 г.

Перед отъездом на родину русские послы были приняты императором Львом VI, который преподнёс им дорогие подарки: золото, шёлковые ткани, драгоценные сосуды, а потом приставил к ним императорских «мужей» показать «церковную красоту и палаты златые, и в них сущее богатство злата много и паволоки и каменье драгое храмы и палаты…», а затем отпустил «во свою землю с честию великою». В Киеве посольство было в торжественной обстановке принято князем Олегом, которому доложили о ходе переговоров, о содержании нового договора и о том, «како сотвориша миръ, и урядъ положиша межю Грецкою землею и Рускою... Русь в Византийской дипломатии: Договоры Руси с греками X в. Вопросы медиевистики. Дипломатия Древней Руси. Критико-сравнительный анализ договоров Руси с Византией. Киев, 1910 ; Библиотека российская историческая, содержащая древние летописи и всякие записки, способствующие к объяснению истории и географии российской древних и средних времён. Его общеполитическая часть повторяла положения договоров 860 г. В отличие от предыдущих договоров, где его содержание доводилось до сведения как "императорское пожалование" русскому князю, теперь это был равноправный договор по всей форме между двумя равными участниками переговорного процесса. Первая статья говорила о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них.

Вторая - об ответственности за убийство. Третья - об ответственности за умышленные побои. Четвертая - об ответственности за воровство и о соответствующих за это наказаниях. Пятая - об ответственности за грабежи. Шестая - о порядке помощи купцам обеих стран во время их плавания с товарами. Седьмая - о порядке выкупа пленных. Восьмая - о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы русов в императорской армии. Девятая - о практике выкупа любых других пленников. Десятая - о порядке возвращения бежавшей или похищенной челяди. Одиннадцатая - о практике Наследования имущества умерших в Византии русов.

Двенадцатая - о порядке русской торговли в Византии. Тринадцатая - об ответственности за взятый долг и о наказании за неуплату долга. В Повести временных лет об этом договоре сказано: В год 6420 912. Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: "Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится на грабеж и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере. Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем на греческий берег мы, русские. И когда приходим мы, русские в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то мы, греки пропустим с честью проданные товары их ладьи.

Также, если и на войне взят будет он теми греками, - все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше. Если же будет набор в войско и эти русские захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет. Явившиеся из какой-либо страны пленные христиане на Русь и продаваемые русскими назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, - все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю. Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, - возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, - тем самым не будет признан правым. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих в Греции у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою, - скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420". Царь же Леон почтил русских послов дарами - золотом, и шелками, и драгоценными тканями - и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни - венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру.

Его общеполитическая часть повторяла положения договоров 860 г. В отличие от предыдущих договоров, где его содержание доводилось до сведения как "императорское пожалование" русскому князю, теперь это был равноправный договор по всей форме между двумя равными участниками переговорного процесса. Первая статья говорила о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них. Вторая - об ответственности за убийство. Третья - об ответственности за умышленные побои. Четвертая - об ответственности за воровство и о соответствующих за это наказаниях. Пятая - об ответственности за грабежи. Шестая - о порядке помощи купцам обеих стран во время их плавания с товарами. Седьмая - о порядке выкупа пленных.

Восьмая - о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы русов в императорской армии. Девятая - о практике выкупа любых других пленников. Десятая - о порядке возвращения бежавшей или похищенной челяди. Одиннадцатая - о практике Наследования имущества умерших в Византии русов. Двенадцатая - о порядке русской торговли в Византии. Тринадцатая - об ответственности за взятый долг и о наказании за неуплату долга.

Наша светлость, более всех желая милостью Бога подтвердить и укрепить дружбу, существовавшую между христианами и русскими, многократно действительно стремились не только на словах, но и в письменной форме и нерушимой присягою, клянясь своим оружием, подтвердить и укрепить эту дружбу, согласно нашей вере и обычаю. Таковы разделы милостью Бога мирного соглашения, как мы о нем условились. Прежде всего пусть заключим с вами, греками, мир, и станем дружить друг с другом всею душой и сердцем, и не допустим, согласно нашему взаимному стремлению, никакого беспорядка или обиды со стороны подручных нам светлых князей. Но постараемся, сколь возможно, сохранить с вами, греками, впредь безупречную дружбу, письменным договором выраженную и присягою подтвержденную. Также и вы, греки, впредь всегда соблюдайте такую же нерушимую и безупречную дружбу по отношению к нашим светлым князьям русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя. Что же касается преступлений, если случится злодеяние, договоримся так: пусть обвинение, содержащееся в публично представленных вещественных доказательствах, будет признано доказанным. О следующем. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которая полагается ему по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по обычаю. Если убийца окажется неимущим и при этом он бежал, то пусть окажется под судом до тех пор, пока не будет найден если же будет найден, то , пусть умрет. Если кто ударит мечом или побьет кого каким-либо орудием, то за тот удар или избиение пусть даст 5 литров серебра по обычаю русскому. Если же совершивший это окажется неимущим, то пусть даст сколько может, вплоть до того, что даже снимет с себя те самые одежды, в которых ходит, а что касается недостающего, то пусть присягнет, согласно своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть судебное преследование с целью взыскания с него штрафа на этом кончается. Если русский украдет что-либо у христианина или же христианин у русского и схвачен будет вор потерпевшим в то самое время, когда совершает кражу, при этом он окажет сопротивление и будет убит, то не взыщется его смерть ни христианами, ни Русью, но пусть даже потерпевший возьмет то свое имущество , которое у него пропадало. Если же вор отдастся без сопротивления в руки того, у кого совершил кражу, и будет им связан, то пусть возвратит то, на что осмелился посягнуть, в тройном размере.

944 год договор игоря с византией. Русско-византийский договор. Общие данные о договоре

Отравить киевского князя не удалось, не таким уж наивным он оказался. Посланники изумились, когда он опрокинул сосуды с вином, и оно вылилось на землю. За этот поступок в летописях Олега часто именуют вещим мудрым. Итоги похода Результатом переговоров стало заключение мира Олега с цесарями, соглашение на уплату дани. За каждую уключину Олег потребовал 12 гривен на каждого воина, а было их 80 тыс. Византия обязалась платить ежегодную дань. Полученное вознаграждение позволило оснастить корабли новыми шелковыми парусами. Для богатой империи это мало, что значило, для русичей составляло огромное богатство. Отдельно вытребована дань для русских городов: Киев,.

Но создавать и контролировать новое государство можно было только из Киева, потому что Новгород для этого непригоден в силу слишком большой удалённости от наиболее населенных территорий. Опять, как и на севере в Новгороде, так и на юге в Киеве, варяги опирались на тех, кто был заинтересован в торговле с Византией. В 907 году был предпринят общерусский поход на Константинополь. В отличие от неудачного набега, совершённого Аскольдом и Диром в 860 году, когда шторм разбил русские ладьи, поход Олега имел политико-экономическое значение. Это был военный поход и дипломатическое посольство одновременно.

Набег Аскольда и Дира в этом смысле был походом без посольства, и наоборот посольство 838 г было посольством не подтверждённым военной силой. Олег подошёл к Константинополю с 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Если кому-то покажется, что 80 тысяч войска это чрезмерно для средних веков, то советуем всё-таки здраво оценить силу противника - Византии, несокрушимо стоящей уже свыше 500 лет. Автору известны многочисленные исследования Дельбрюка и его последователей о возможных размерах средневековых войск на основе необходимого количества провианта, фуража, конского ремонта, пропускных способностей дорог и т. Единственным строго логичным выводом из этих работ является невозможность средневековой армии, хоть сколько-нибудь превышающей рыцарский отряд, вообще. А рыцарский отряд не способен решать государственные задачи по своей ударной силе.

Следовательно межгосударственных войн быть не может, а они нам известны. Противоречие может быть разрешено двумя путями. Фоменко и пр. Олег убедился, что вход в гавань Золотой Рог перегорожен цепями. Тогда Олег высадил войско на берег, а корабли приказал поставить на колёса и где толкая их, а где и под парусом двинулся к стенам города. Русские не стали штурмовать Константинополь, а начали демонстрировать приготовление к осаде.

Греки сочли за лучшее вступить в переговоры. Кроме громадной контрибуции Олег потребовал то, ради чего пришёл, - заключения договора, обеспечивавшего свободу торговли русским купцам. Греки согласились почти на все условия и договор был заключен. В конце церемонии подписания договора Олег прибил свой щит к городским воротам Царьграда. Вряд ли это был знак подчинения Византии Руси, скорее, это ритуальное действие означало, что Царьград теперь находится под защитой Руси. С этого времени славяно-русские войска участвуют в пограничных византийских войнах с арабами, на Сицилии и в других местах.

Олег получил прозвище Вещий, за что Нестор предъявил современникам Олега претензии в язычестве и невежестве, имея в виду, по-видимому, что быть вещим, то есть провидящим, - это прерогатива Бога или его посланцев. Прозвище в действительности произошло от перевода имени Хельг, на древнешведском или, точнее, на древнескадинавском, так как разделения в IX веке ещё не произошло языке обозначающего "священный", на славянский язык. Прямых упоминаний в византийских источниках о нападении на Константинополь в 907 году нет. Это дало основание усомнится в реальности событий, описанных в ПВЛ Особенные претензии высказываются к постановке судов на колёса, однако в арабском труде "Табаи аль-Хайа-ван", принадлежащем Марвази, написан около 1120 г. Кроме того, Константин Багрянородный упоминает об участии русских вспомогательных судов в критской экспедиции 910 года24-35, что вполне свидетельствует о выполнении русской стороной условия военной помощи Византии. Через четыре года после похода Олега Вещего, в 911 г.

В ПВЛ это сообщение стоит под 6420 годом, в маргиналиях указан 912 г.

Утром Игорь призвал к себе византийских послов и вместе с ними отправился на холм, где возвышалась статуя главного бога Руси - Перуна; к его ногам руссы сложили свое оружие, щиты, золото. Таков был не только русский обычай: многие языческие народы восточной Европы давали клятву на оружии и золоте. Русь и в этом смысле шла в русле международной традиции.

Здесь Игорь и его люди совершили обряд присяги. Видные же русские бояре и дружинники, являвшиеся христианами, отправились вместе с послами в церковь святого Ильи и там принесли клятву на кресте. Затем был торжественный прием византийского посольства великим русским князем: послы были богато одарены мехами, челядью, воском - традиционными статьями русского вывоза в Византию. Русский оригинал договора отправился с послами в империю, а копия с этого текста и греческий оригинал соглашения легли в великокняжеское хранилище.

Миновали бурные 40-е годы X в. На Руси после этого произошли большие перемены: погиб в древлянских лесах князь Игорь, власть перешла к его жене - княгине Ольге, поскольку наследник престола князь Святослав «бе бо детескъ», т. Произошли перемены и на византийском престоле: один за другим после государственных переворотов уходили в ссылку Роман I Лакапин и его сыновья, пока наконец в 945 г. Лица поменялись, но политика оставалась прежней; в отношениях между двумя государствами действовал договор 944 г.

Во исполнение союзнических обязательств русские воины участвовали во второй половине 40-х гг. Но новых дипломатических инициатив Русь долгое время не предпринимала, не отмечено ее посольств в империю, замолк ее голос на Востоке. И это вполне объяснимо: вторая половина 40-х гг. Поднялись древляне, выступившие против произвольного, неупорядоченного взимания дани русской верхушкой.

Игорь был убит, а древлянская земля отложилась от Киева. И хотя Ольга жестоко подавила восстание древлян и возложила на них «дань тяжьку», тем не менее вынуждена была провести первую в истории Руси реформу налогового обложения русских земель. По всей русской земле - по Днепру, у древлян, новгородских словен - она установила фиксированные оброки и дани. На все это ушли месяцы, если не годы.

И лишь под 955 г. Эти сведения находят подтверждение и в других источниках - сочинении ее современника, византийского императора Константина VII Багрянородного, принимавшего Ольгу в византийской столице, греческих и немецких хрониках. Константин VII , правда, приводит сведения, позволяющие говорить об иной дате ее посещения Византии - 957 г. К середине 50-х гг.

Русь исправно выполняла свои союзнические обязательства на востоке, западе, юго-востоке византийских границ; из политических неурядиц 40-х гг. Ее социально-экономическое и политическое развитие требовало новых внешнеполитических инициатив, установления новых внешних связей, расширения и укрепления торговых путей, возвышения международного престижа древнерусского государства. И за свою союзную помощь Русь вправе была требовать от Византии новых политических привилегий. Русь, в свою очередь, в это время нужна была Византии как противовес против Хазарии, как поставщик союзных войск в борьбе с арабами.

Все более остро вставала перед Русью проблема христианизации. Большинство ведущих стран Европы уже приняли крещение. Новая религия значительно укрепляла позиции растущего класса феодалов, возвышала международный престиж христианизированных государств. Русь уже неоднократно примеривала христианство к своему государственному опыту, но языческая оппозиция каждый раз отбрасывала его прочь.

И все-таки христианство пробивало себе дорогу. К крещению Руси стремилась и Византия, стараясь тем самым нейтрализовать опасного соседа, привязать его к своей политике, поскольку византийский патриарх считался главой всей христианской церкви в регионе. В этих условиях стороны нуждались в переговорах, наполнении договора 944 г. Поэтому путешествие русской великой княгини в Византию было своевременным и вполне оправданным политическим шагом.

Впервые в истории взаимоотношений двух стран высокая русская владетельная особа готовилась к визиту в Константинополь. Прибытие русской княгини Ольги в Царьград Летом 957 г. Состав посольства, не считая охраны, корабельщиков, слуг, перевалил за сотню. В свиту княгини входил ее ближайший родственник - Анепсий, как его называли греки, занимавший в посольстве второе место после Ольги, 8 ее приближенных - знатных бояр или родственников, 22 знатных русса, члены посольства, 44 торговых человека, люди Святослава, священник Григорий, 8 человек свиты послов, 2 переводчика, а также приближенные женщины княгини.

Столь пышного, столь представительного посольства Русь в Византию еще не засылала. Русская флотилия прибыла в константинопольскую гавань, а далее начались осложнения. Император впервые принял Ольгу лишь 9 сентября, т. Около двух месяцев руссы ожидали приема.

Позднее Ольга вспомнит об этом в Киеве, когда к ней придут послы из Византии, в гневе она скажет им: «... С , яко же азъ в Суду в константинопольской гавани. В чем же дело? Почему такое неуважение было оказано желанной гостье и союзнику?

Ответ заключается в порядке двух приемов русской княгини в императорском дворце - 9 сентября и 18 октября, которые подробно описал Константин VII в своем труде «О церемониях». Этот порядок вышел далеко за рамки обычного, не имел аналогий во время встреч с другими иностранными представителями и никак не соответствовал византийскому церемониалу, за который свято держалась византийская империя и особенно Константин VII , блюститель и хранитель вековых традиций. Обычно любой, кто приближался к трону византийских императоров, совершал проскинесис - падал ниц к императорским стопам, но ничего подобного не произошло с Ольгой: 9 сентября она без сопровождения подошла к трону, лишь легким наклоном головы приветствовала Константина VII и стоя беседовала с ним. Затем она была принята императрицей.

Прием киевской княгиней Ольгой византийских послов на Руси После небольшого перерыва состоялась встреча русской княгини с императорской семьей, на что никогда даже не претендовали иностранные послы и владетельные особы. Здесь Ольга имела главный разговор с императором по всем интересующим обе стороны вопросам. При этом русская княгиня сидела, что также было делом неслыханным. На парадном обеде Ольга оказалась за одним столом с членами императорской семьи.

Такого же рода привилегии были даны русской княгине и во время второго приема. Конечно, все эти отступления от традиций византийского дипломатического церемониала нельзя считать случайными. Руссы, видимо, настаивали на исключительно высоком уровне приема, а греки упорствовали, стараясь сохранить дистанцию между Русью и великой империей. Теперь становится понятным долгое ожидание Ольгой первого приема: шла напряженная дипломатическая борьба по вопросам церемониала, которые в отношениях между странами всегда имели принципиальный характер и показывали уровень престижа того или иного государства, его место среди других держав.

Русь требовала если не равноправия, то по крайней мере больших привилегий; империя упорствовала. Но Византии нужна была русская помощь, и грекам пришлось уступить. Как и следовало ожидать, вопрос о христианизации занял одно из центральных мест в переговорах Ольги с Константином VII. Русская летопись рассказывает, что Ольга решила принять крещение в Константинополе, а император эту мысль поддержал.

На это княгиня ответила ему: «... В этом собственно был весь смысл проблемы. Используя желание Византии христианизировать Русь, Ольга стремилась получить крещение непосредственно из рук императора и патриарха. Причем императору отводилась роль крестного отца.

Летопись отмечает: «И крести ю ее. В крещении русская княгиня приняла имя Елены в честь матери императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. Видимо, обо всем этом и шел разговор в кругу императорской семьи 9 сентября 957 г. Крещение русской княгини происходило в храме святой Софии, в главном христианском святилище империи.

В знак своего пребывания здесь Ольга преподнесла храму золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями. Все в этой церемонии имеет огромное политическое значение. Во-первых, сам факт крещения русской княгини. При наличии на Руси сильной языческой оппозиции, которую возглавлял молодой Святослав, опиравшийся на языческую дружину, вопрос о крещении всей страны был еще преждевременным, он мог вызвать недовольство и в русских верхах, и в народе.

Но был уже опыт западноевропейских стран, когда англосаксонский и франкский короли в свое время принимали крещение при участии представителей римского папы без обращения в христианство всех франков или англосаксов. Незадолго до появления Ольги в Византии личное крещение в Константинополе приняли венгерские вожди Булчу и Дью-ла, хотя вся Венгрия приняла христианство лишь на рубеже X - XI вв. Такой путь являлся более безболезненным, постепенным. Судя по договору Игоря с греками 944 г.

Теперь крещение русской княгини, конечно, сильно укрепляло позиции русских христиан, делало христианизацию всей страны лишь вопросом времени. Русь в этом случае использовала примеры других крупных раннефеодальных монархий Европы. Во-вторых, акт крещения Ольги высшими представителями светской и церковной власти империи чрезвычайно возвышал и ее личный престиж, и политический престиж Руси. В-третьих, политическому резонансу крещения способствовало и то, что Ольга взяла христианское имя Елены, широко известной деятельницы империи, а также получила титул «дочери» императора.

Но не только вопросы крещения обсуждались во время первой беседы у императора. Породниться с византийским императорским домом было почетно для любого государства, любой династии, но Византия тщательно охраняла эту свою привилегию, предоставляя ее либо очень известным и сильным европейским монархиям, скажем Франкской империи, позднее - Германскому королевству, либо шла на подобные браки под влиянием обстоятельств. Так, нуждаясь в VII в. В 20-х гг.

Впоследствии Константин VII в своих сочинениях оценил эти факты как позор империи. Несомненно, что Ольга с ее престижными претензиями могла поставить в Константинополе вопрос о династическом браке, тем более что император просил у нее, как сообщает летопись, «вой в помощь». На это указывает и присутствие в свите Ольги таинственного родственника, которым вполне мог быть молодой Святослав. Но если переговоры о браке Святослава с византийской принцессой и состоялись, то они кончились ничем: греки еще не считали Русь достойной династических связей.

Это также не могло не задеть русскую княгиню и ее сына, который, как известно, в дальнейшем стал одним из самых упорных и опасных противников Византии. Ольга и Константин VII , несмотря на определенные расхождения, подтвердили действия договора 944 г. Это видно из того, что спустя некоторое время византийское посольство явилось в Киев с просьбой прислать русских воинов в Византию. Русский отряд вновь пришел на помощь империи в ее борьбе с арабами.

При Ольге сфера дипломатических усилий Руси значительно расширяется. Так, впервые после 839 г. Сведения об этом имеются в немецкой хронике, принадлежащей перу некоего анонимного продолжателя хроники аббата Регинона. Под 959 г.

Просьба была удовлетворена, на Русь направлен монах Адальберт. Под 962 г. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты и сам он с большим трудом едва спасся». Так неудачно закончилась попытка немецких крестителей Руси.

Во всей этой истории неправдоподобной выглядит цель русского посольства, как она изложена немецким хронистом. Трудно предположить, что Ольга, имея на Руси серьезную языческую оппозицию во главе со своим сыном Святославом, сама недавно принявшая крещение по константинопольскому образцу, обратилась с просьбой о крещении всей Руси к гермайскому королю Оттону I , связанному тесно с папским Римом. Последующие события это подтвердили. Об этом же говорят и слова автора хроники, что руссы «притворно» обратились с этой просьбой, т.

Смысл событий заключается в другом. Русь того времени активно продолжала искать международные контакты. Со всеми окрестными странами ее уже связывали дипломатические отношения. Лишь Германское королевство, сильное европейское государство, до сих пор было вне сферы внимания русских политиков.

Давнишнее и неудачное посольство 839 г. В этих условиях русское правительство могло согласиться на допуск в русские земли немецких миссионеров. Адальберт, посчитавший себя действительно главой христианской церкви на Руси и попытавшийся внедрить новую религию среди народов, потерпел неудачу в своих намерениях. Против него возмутились киевляне, и он был с позором выгнан.

В зависимости от порядка уплаты страховой премии выделяют страховые договоры В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя правительства России С. Договор состоял из 15 статей. В договор 911 года вошли нормы двух основных областей права - публичного регламентация отношений между государствами: военная поддержка, порядок выкупа пленных, порядок возвращения рабов, определены нормы международного морского права - отмена берегового права - права на имущество и людей с разбитого корабля и международного частного права, которые регламентировали отношения между частными лицами двух государств порядок наследования имущества, порядок осуществления торговли русскими купцами в Византии, виды наказания за преступления совершенные русичами на территории Византии суд по Русскому Закону , а также ответственность греков за преступления на Руси. В договоре 911 года стороны имеют равноправные отношения, в отличие от последующих договоров : 1.

Делегации со стороны Руси - свидетельство о системе государственного устройства русского государства. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией. Порядок доказательства преступления присяга. За убийство зажиточному смерть была заменена конфискацией, для бедного - казнь социальное разделение.

Можно убить вора в момент преступления, но если он сдастся, должен вернуть похищенное в 3-м размере. Наказание за насильственное присвоение чужого - тройной размер. Помощь русских грекам во время несчастных случаев на море, и наоборот. Возможность возвращения из плена.

Показана заинтересованность Византии в русских воинах. Плата за пленных греков - 20 золотых. Обязательство чиновников разыскивать беглую челядь, ее возврат гарантирован выгода для высших слоев. Существование наследования не только по обычаю, но и по завещанию.

Только заголовок: «о русских, совершающих торговые операции». Выдача уголовников, бежавших из Руси. Обязательства, вытекающие из договора. Анализируя в целом уголовно-правовые установления договора, необходимо отметить, прежде всего, что нет единого термина для обозначения преступления.

Так, в разных статьях упоминаются такие слова для обозначения преступного как «проказа», «согрешенье», «злодеянье». Очевидно, это связано с не очень удачной попыткой составителей договоров скорректировать обозначения преступного, даваемого в двух разных законах - греческом и русском. Среди видов наказаний помимо денежных взысканий и смертной казни есть упоминание о кровной мести. Договор 941 года.

В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию. В 944 году состоялся еще один поход, хоть русские не реализовали свои цели, греки поспешили заключить договор, он был в пользу греческой стороны оказание военной поддержки в одностороннем порядке при крушении корабля только грекам, ущемление прав русских купцов в Византии. Состоял из 16 статей: 1. Провозглашение незыблемости мирных отношений; кара за нарушение мира; оглашена делегация Руси.

Право русских посылать корабли с купцами и послами, но вводится строгий контроль над приезжающими. По договору требовалась специальная грамота от Великого князя раньше можно предъявить только печати , в случае отсутствия грамоты русских можно было задержать если они оказывали сопротивление, они могли быть убиты. Подтверждения права на месячное содержание; меры, ограничивающие права русских: запрет на ношение оружия в столице, не более 50 человек, в сопровождении чиновника; срок пребывания в Византии - 6 месяцев; ограничение объема торговых операций. Повтор статьи 12 договора 911 года об ответственности Византии за пропажу челядина русского, но здесь уже нет ответственности чиновника и принудительной процедуры розыска челядина, которая была раньше.

Вознаграждение за возвращение беглого челядина греков, и похищенного им добра хозяина - 2 золотника 5. О покушении на грабеж, наказание - двойная стоимость награбленного. В отличие от статьи 6 договора 911 года, эта статья устанавливает, что в случае кражи потерпевший получает не ее тройную стоимость, а саму вещь и ее рыночную стоимость если она найдена или двойную цену если продана. Упоминание «Закона Русского » 7.

По сравнению со статьями 9 и 11 договора 911 года, эта статья снижает минимум в 2 раза цену пленника с 20 до 10 и ниже золотников. Для греков установлена пропорциональная шкала, а для русских - единая цена, причем высшая из выкупных цен. Еще одна льгота для греков: выкупная цена русского могла быть и выше, чем в статье 7. Отказ русских от претензий на Херсонес; помощь Византии привидения к покорности херсонесцев.

Статья направлена против преступлений по отношению к потерпевшим кораблекрушение грекам. Запрет русским вооруженным отрядам зимовать в устье Днепра предлог - защита интересов херсонесцев. Попытка Византии использовать русские военные отряды для защиты своих крымских владений. Запрет казнить греков без византийского суда отмена статьи 3 договора 911 года, допускавшей самосуда.

Порядок наказания преступника: запрет расправы с убийцей на месте преступления, можно лишь задержать. Это стремление Византии ликвидировать возможные случаи применения оружия русскими. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии. Клятва в ненарушении условий договора.

Договор 971 года. Договор 971 года включал 4 статьи, был заключен Святославом. Этот договор был уже абсолютно в сторону греческой стороны так как русские потерпели поражение в этом походе. Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору: 1.

Незыблемость мира между Русью и Византией. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских.

Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора. Другие письменные договоры Руси. В этих договорах русское право представляется уже более развитым, чем в греко-русских договорах.

В договоре Новгорода с немцами 1195 содержатся нормы, устанавливающих наказания за арест посла, купца «без вины», за оскорбление и незаконное задержание, за насилие над рабой в РП раб - не «объект преступления». В договоре Новгорода с немцами 1270 - порядок разрешения споров между новгородцами и немцами в гражданской и уголовной сферах. В договоре Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами 1220 - нормы о судебном поединке «поле» , о правилах перевозки товаров, множество уголовно-правовых норм об убийстве, увечьях, прелюбодеянии и гражданско-правовых положений займ, взыскание долга, судебные решения. Княжеское законодательство.

Грамоты крестоцеловальные и жалованные и церковные уставы светское законодательство.

Несколько таких договоров о союзе и взаимопомощи были заключены империей в VI в. В 575 г. Феофан, Михаил Сирийский и другие хронисты сообщают, что в Хазарию были посланы богатые подарки 17. Неоднократные попытки привлечь к борьбе против болгар и арабов империю франков предпринимала Византия в начале IX в. Так, по сообщению западных хроник, в 814 г. Михаил II продолжает настойчивые попытки вовлечь в союзные отношения Людовика Благочестивого, что ему и"удается. В 824 г. В 842 г. В 869 г.

Василий I предпринимает безуспешную попытку заключить союз с Людовиком II против арабов и укрепить его браком своего сына и дочери франкского императора. На исходе IX и в начале X в. Византия добивается определенных результатов, привлекая к союзным военным действиям против Болгарии угров, позднее печенегов. Во второй половине X в. Эти свидетельства, сохранившиеся в византийских, западных и восточных хрониках и описаниях, не исчерпывают всех попыток Византии как удавшихся, так и безуспешных привлечь к союзу с империей другие государства и народы. Вместе с тем, как справедливо заметил Д. О такого рода союзных действиях хазар против арабов, угров против болгар и т. В этой связи прямое свидетельство договора 944 г. Лихачев считал, что ее смысл не ясен. Во всяком случае он отвел как необоснованное мнение А.

Шахматова, поддержанное позднее А. Зиминым, о том, что речь здесь идет о действиях русских войск, которым должны помочь византийцы, против проявлявших сепаратистские тенденции херсонесцев. Левченко полагал, что речь в данном случае идет о защите русскими Херсонеса 22. Такой опыт уже был предпринят в отечественной историографии. Еще Н. Ламбин и Ф. Успенский, анализируя договор 944 г. Однако исследования этого вопроса не охватывали в совокупности всех связанных с данной проблемой статей. Некоторые из них только на первый взгляд кажутся не имеющими отношения к делу. Например, статья об обязанностях руссов в отношении греческого судна, потерпевшего кораблекрушение.

В договоре 944 г. Там говорится лишь о том, что, если руссы найдут греческое судно, выкинутое где-либо на берег, они не должны причинять ему вред. Здесь нет ни слова о прежней обязанности руссов сопроводить потерпевшее кораблекрушение судно в безопасное место и оказать ему всяческую помощь, точно так же исчезли и подобные обязанности греков в отношении русских судов. В этом можно усмотреть как след определенной неравноправности Руси, так и отражение признания греками еще раз - вслед за договором 911 г. Следующая статья это последнее предположение полностью подтверждает. Днепровское устье тем самым молчаливо признается в этой статье частично сферой влияния Руси, а права жителей Херсонеса, оказавшихся здесь, защищает лишь данная статья грамоты 944 г. Об этом же праве Руси на устье Днепра и примыкающие к нему районы - Белобережье и остров св. Следовательно, до осени руссы имели полное и безоговорочное право пребывать в этих местах. В данном случае стороны достигли компромисса. Русь сохраняла за собой влияние в этом регионе, но лишалась стратегически важного права оставлять здесь на зиму свои базы, отряды и т.

Итак, круг замыкается: статьи грамоты 944 г. По нашему мнению, в ней отражен компромиссный подход сторон к борьбе за данный район. Думается, что вопрос о том, против кого направлена данная статья, кто мог угрожать византийским владениям в Крыму и усилению русского влияния в Северном Причерноморье, может быть решен только однозначно: речь шла о Хазарии. На наш взгляд, вывод может быть более категоричным: данная статья непосредственно говорит о военном союзе Руси и Византии против Хазарского каганата и его союзников. Русь и Хазария были давнишними и исконными врагами. Шаг за шагом освобождались восточнославянские племена из-под ига хазар, каганат стоял заслоном на торговых путях в восточные страны. И чем более крепла Русь, тем ближе подходила она к необходимости устранить своего постоянного и опасного южного соседа. Но до тех пор, пока Византия поддерживала каганат, сделать это было трудно. Выше мы попытались показать, как постепенно Русь в Северном Причерноморье и в районах Северного Кавказа и Закавказья берет на себя те функции, которые выполняла по отношению к империи Хазария. Кроме того, необходимо учитывать и резкое обострение отношений Византии и каганата в 30-х годах X в.

Теперь договор 944 г. Обязательства Руси по предоставлению военной помощи Византии в борьбе с ее противниками нельзя рассматривать изолированно от обязательств империи по оказанию помощи Руси в районе Северного Причерноморья: это - звенья одной цепи. Таким образом, союзные отношения между Византией и Русью и обязательства союзников относительно военной помощи друг другу учитывали их конкретные внешнеполитические и военные интересы, отражали компромиссный и взаимовыгодный подход к спорным территориальным вопросам, попытки найти в спорных территориях основу для совместной их защиты от третьей стороны. А теперь вернемся к пессимистическому выводу Д. Миллера о том, что сведения в источниках о византино-иност-ранных договорах и другие документы не дают возможности проследить, как реализовывались союзные обязательства сторон. Мы не можем разделить этот пессимизм применительно к русско-византийским отношениям. Через год после заключения соглашения 944 г. В 949 г, 629 русских воинов на девяти судах участвовали в экспедиции византийской армии против критских арабов. В 954 г. В 960-961 гг.

В 964 г. Думается, что во всех этих случаях русские отряды выступали в качестве союзных войск, а не как наемники, так как, по верному замечанию В. Бейлис также убедительно показал, что известное сообщение ал-Мас"уди от 954-955 гг. В пользу этого мнения говорит и появление руссов в одном ряду с союзниками Византии того времени - болгарами и войсками вассальной Армении. И едва внутренние условия Руси созрели для открытого противоборства со старым соперником, удар был нанесен. Почему пришлось ждать для этого 20 лет? Промедление могло быть связано с рядом известных нам обстоятельств: гибелью Игоря в борьбе с древлянами, охлаждением русско-византийских отношений в 957-959 гг. Но едва трудности миновали и Святослав Игоревич сумел собрать достаточно военных сил для решительного наступления на хазар, участь каганата была решена. Заодно был нанесен удар по Волжской Булгарии и землям буртасов - союзников Хазарии. Византийская империя при этом не шевельнула пальцем в защиту своих прежних союзников.

Так в огромном регионе - от Северного Причерноморья и Поволжья до сирийской границы, от Каспийского побережья до Сицилии - в течение по меньшей мере двух десятков лет реализовывались условия русско-византийского военного союза 36. Ежегодная выплата Византией дани Руси наряду с союзными обязательствами империи, с одной стороны, и русские военные обязательства - с другой, являлись той опорой, на которой держался и успешно действовал в течение долгих лет этот военный союз. Эти же нормы подтверждены и в следующей статье, где говорится об имущественной ответственности убийцы, в случае если ему удастся бежать; но смерть все равно грозит ему в случае поимки. Практически в договоре 944 г. Как заметил еще Д. Самоквасов, из договора 944 г. В нашу задачу не входит анализ вопроса, сохранили или нет свое действие эти статьи. Собственно говоря, ответить на него практически невозможно. Судя по серьезным коррективам, внесенным авторами грамоты 944 г. Это можно объяснить тем, что статья о недействительности оправдательной присяги отражала уже архаическую судебную практику и в ней не было необходимости; жена убийцы теряла право на свое имущество в связи с возможным ужесточением борьбы против серьезных уголовных преступлений.

Ответственность беглых должников могла регламентироваться торговыми установлениями и принятой торговой практикой. По существу русско-византийский договор 944 г. История взаимоотношений Византии с другими соседними государствами во второй половине 1-го тысячелетия н. Мы не рискнули бы сказать, кому был выгоден этот договор, и считаем, что сама подобная постановка вопроса неправомерна. Он взаимовыгоден, точно так же как отдельные его статьи наполнены духом компромисса. Несомненно, что Русь подтвердила свой политический и торговый статус в Византии и хотя потеряла важное право беспошлинной торговли, но приобрела положение союзника империи, добилась официального признания империей своего влияния на Северных берегах Черного моря, и в частности в устье Днепра. В свою очередь Византия, пойдя на важные уступки относительно утверждения Руси в этом районе, заручилась ее поддержкой в деле охраны своих владений в Крыму и получила сильного союзника в борьбе с внешними врагами, и в первую очередь с арабами. Некоторые историки считали, что договор отразил лишь интересы Византии, что в документе слышен лишь ее голос, зафиксированы только обязательства Руси и отсутствуют обязательства империи. Но это не так. При анализе каждой статьи договора следует обращать внимание не на внешние ее признаки - кому что запрещалось и кому что позволялось, а на внутреннее содержание, рассматривать ее с точки зрения того, какой стороне была действительно выгодна ее реализация.

Так, мы попытались показать, что внешнее ужесточение порядка прихода в Византию русских послов и купцов предъявление императорским чиновникам в качестве удостоверений великокняжеских грамот вместо прежних печатей отвечало прежде всего интересам крепнущей государственной власти на Руси, поставившей под свой контроль систему отношений с империей. В этом же направлении ведет, как заметил В. Пашуто, и исчезновение из договора 944 г. Обоюдные права и обязанности связывают Русь и Византию относительно порядка пребывания русских посольских и торговых миссий в империи. Византия предоставляет слеб-ное и месячное, снаряжение на обратную дорогу, обеспечивает охрану русских людей. В свою очередь руссы обязуются соблюдать благопристойное поведение на территории империи, порядок прохода в Константинополь и торговли там, покинуть Византию с наступлением зимы. Взаимный характер носят обязательства и по другим статьям. Так, Русь обязана выдавать бежавших греческих рабов, но и Византия несет такие же обязательства в отношении бежавшей в империю русской челяди. Аще ли ключится украсти русину от грекъ что, или грьчину от руси... Аще ли обрящутся русь работающе у грекъ, аще суть пленьници...

В равной мере стороны отвечают за побои, нанесенные их подданными Другим людям. Но особенно ярко равные и взаимовыгодные обязательства как Руси, так и Византии отражены в статьях о военном союзе. Византия обязуется предоставить Руси военную помощь по первой просьбе русского князя для противоборства Руси с противниками в этом регионе. В свою очередь Русь дает обязательство оказать империи военную помощь против ее врагов по письменному обращению императора. Артамонов , ни политического преимущества, достигнутого исключительно одной Русью. Думается, что в данном случае правы те историки М. Грушевский, А. Лонги-нов, А. Боак, М. Левченко, В.

Пашуто, Д.

Первые уголовно-правовые нормы Древней Руси

Текст договора 911 года сохранился полностью в Лаврентьевской летописи. В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Из истории «берегового права». Береговые пираты В одно из воскресений у побережья американского полуострова Кейп-Код (Массачусетс).

Общая характеристика договоров Руси и Византии.

Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 945 гг. и в Русской Правде. В этот период основой для писаного права служили правовые обычаи. По иному предположению его рассматривают в качестве подготовительного договора к договору 911 года. Договор 911 года был заключён второго сентября после самого успешного похода дружины князя Олега на Византию. В подлинности договора 911 года сомнений ни у кого не возникает. Благодаря этому договору целых тридцать лет торговая фактория «Рюрик и сыновья» работала без перебоев — с 911 по 941 год. В 941 году князь Игорь опять пошел на Константинополь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий