Имя знаменитого композитора и органиста на чей концерт бах отправился в город любек пешком

Освобожднный от педантичной опки старшего брата, он неоднократно из Люнебурга отправлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у знаменитого органиста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая Кайзером, находилась в расцвете. katyacherepanov_zn (18 баллов) 26 Май, 18. Он отправился к известному датско-немецкому органисту Букстехуде.

Дитрих Букстехуде — Биография / История

Здесь на его художественное развитие оказало воздействие знакомство с творениями выдающихся итальянских мастеров, особенно Антонио Вивальди , чьи оркестровые концерты Бах перекладывал для клавишных инструментов: подобная работа помогла ему овладеть искусством выразительной мелодии, усовершенствовать гармоническое письмо, развить чувство формы. В Веймаре Бах достиг вершин мастерства как органист-виртуоз и композитор, а благодаря многочисленным поездкам по Германии его известность распространилась далеко за пределы герцогства Веймарского. Его репутации содействовал исход организованного в Дрездене соревнования с французским органистом Луи Маршаном. Современники рассказывают, что Маршан не рискнул выступить перед публикой, с нетерпением ожидавшей соревнования, и спешно покинул город, признав превосходство соперника. В 1717 Бах стал капельмейстером у герцога Анхальт-Кётенского, который предложил ему более почетные и выгодные условия. Прежний хозяин сначала не хотел его отпускать и даже посадил под арест за «слишком упорные просьбы об увольнении», но потом все-таки позволил Баху уехать из Веймара. Кётен, 1717—1723. В течение 6 лет, проведенных при кальвинистском кётенском дворе, Баха как истового лютеранина не обязывали писать церковную музыку: он должен был сочинять для придворного музицирования. Поэтому композитор сосредоточился на инструментальных жанрах: в кётенский период появились такие шедевры, как Хорошо темперированный клавир 1-й том , сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, а также шесть Бранденбургских концертов посвященных маркграфу Бранденбургскому. Кётенский князь, сам отличный музыкант, высоко ценил своего капельмейстера, и время, проведенное в этом городе, относится к числу счастливейших периодов в жизни Баха. Но в июне 1720, когда композитор сопровождал в поездке князя, скоропостижно скончалась Мария Барбара.

В декабре следующего года 36-летний вдовец женился на 21-летней Анне Магдалене Вилькен, певице, которая, подобно самому Баху, происходила из известной музыкальной династии. Анна Магдалена стала прекрасной помощницей мужу; ее рукой переписано множество его партитур. Она родила Баху 13 детей, из которых до зрелого возраста дожило шестеро всего у Иоганна Себастьяна в двух браках было 20 детей, десять из них умерли в младенчестве. В 1722 открылась выгодная вакансия кантора в знаменитой школе св. Фомы в Лейпциге. Бах, которому снова захотелось вернуться к церковным жанрам, подал соответствующее прошение. После конкурса, в котором участвовали еще два кандидата, он стал лейпцигским кантором. Это произошло в апреле 1723. Лейпциг, 1723—1750. Обязанности Баха как кантора были двух родов.

Он являлся «музик-директором», то есть отвечал за музыкальную часть служб во всех лейпцигских протестантских церквах, в том числе св. Фомы Томаскирхе и св. Николая , где исполнялись достаточно сложные произведения. В дополнение к этому он стал педагогом весьма почтенной школы при Томаскирхе основана в 1212 , где должен был обучать мальчиков основам музыкального искусства и готовить их к участию в церковных службах. Бах усердно исполнял обязанности «музик-директора»; что же касается преподавания, то оно скорее докучало композитору, глубоко погруженному в мир собственного творчества. Отношение Баха к служебным делам вызывало недовольство у отцов города; в свою очередь, композитор обвинял «странное и недостаточно преданное музыке начальство» в создании атмосферы преследований и зависти. Острый конфликт с директором школы усиливал напряженность, и после 1740 Бах начал пренебрегать своими официальными обязанностями — он стал писать больше инструментальной музыки, чем вокальной, попытался напечатать ряд сочинений. Триумфом последнего десятилетия жизни композитора стала поездка к прусскому королю Фридриху II в Берлин , которую Бах совершил в 1747: при дворе короля, страстного любителя музыки, служил один из сыновей Иоганна Себастьяна, Филипп Эмануэль. Лейпцигский кантор играл на превосходных королевских клавесинах и продемонстрировал восхищенным слушателям свое непревзойденное мастерство импровизатора: без всякой подготовки он сымпровизировал фугу на тему, заданную королем, а по возвращении в Лейпциг использовал ту же тему как основу для грандиозного полифонического цикла в строгом стиле и напечатал это произведение под названием Музыкальное приношение Musikalisches Opfer с посвящением Фридриху II Прусскому. Вскоре зрение Баха, на которое он жаловался уже давно, стало стремительно ухудшаться.

Почти ослепнув, он решился подвергнуться операции у одного известного в ту пору английского врача-окулиста. Две операции, проведенные шарлатаном, не принесли Баху облегчения, а лекарства, которые ему пришлось принимать, окончательно погубили его здоровье. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Его мощная творческая фантазия вызвала к жизни необычайное богатство форм: к примеру, в многочисленных баховских кантатах невозможно найти две фуги одинакового строения. Тем не менее есть структурный принцип, весьма характерный для Баха: это симметричная концентрическая форма. Продолжая многовековую традицию, Бах использует полифонию как основное выразительное средство, но при этом самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу — это было, несомненно, веянием новой эпохи. Вообще «горизонтальное» полифоническое и «вертикальное» гармоническое начала у Баха уравновешены и образуют великолепное единство. Большую часть вокально-инструментальной музыки Баха составляют духовные кантаты: он создал пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года. До нас дошло около двух сотен этих произведений. Ранние кантаты до 1712 написаны в стиле предшественников Баха, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде.

Тексты взяты из Библии или из лютеранских церковных гимнов — хоралов; композиция состоит из нескольких относительно кратких разделов, обычно контрастных по мелодике, тональности, темпу, исполнительскому составу. После 1712 Бах обращается к другой форме духовной кантаты, которую ввел в лютеранский обиход пастор Е. Ноймейстер: в ней используются не цитаты из Писания и протестантских гимнов, а парафразы библейских фрагментов или хоралов. В этом типе кантаты разделы более отчетливо отделяются один от другого, а между ними вводятся сольные речитативы с аккомпанементом органа и генерал-баса. Иногда подобные кантаты двухчастны: во время службы между частями произносилась проповедь. Сохранилось также несколько светских баховских кантат: они сочинялись по поводу дней рождения, именин, свадебных церемоний высокопоставленных лиц и по другим торжественным случаям. До нас дошли 6 баховских мотетов на немецкие тексты. Они пользовались особой известностью и в течение долгого периода после смерти композитора были единственными из его вокально-инструментальных композиций, которые еще исполнялись. Как и в кантате, в мотете используются библейские и хоральные тексты, но в нем нет арий и дуэтов; оркестровое сопровождение не обязательно если оно имеется, то просто дублирует хоровые партии. Магнификат и Рождественская оратория.

Среди крупных вокально-инструментальных сочинений Баха особое внимание привлекают два рождественских цикла. Магнификат для пятиголосного хора, солистов и оркестра был написан в 1723, вторая редакция — в 1730. Весь текст, кроме финальной Gloria, представляет собой Песнь Богоматери Величит душа моя Господа Лк 1:46—55 в латинском переводе Вульгата. Магнификат — одна из самых цельных баховских композиций: ее лаконичные части ясно группируются в три раздела, каждый из которых начинается арией и кончается ансамблем; обрамлением служат мощные хоровые части — Magnificat и Gloria. Несмотря на краткость частей, каждая имеет свой эмоциональный облик. Рождественская оратория Weihnachtsoratorium , появившаяся в 1734, состоит из 6 кантат, предназначенных для исполнения в рождественский сочельник, два дня Рождества, 1 января, следующее за ним воскресенье и праздник Богоявления. Тексты взяты из евангелий Лука, Матфей и протестантских гимнов. Рассказчик — Евангелист тенор — в речитативах излагает евангельское повествование, в то время как реплики действующих лиц рождественской истории отданы солистам или хоровым группам. Повествование прерывается лирическими эпизодами — ариями и хоралами, которые должны служить наставлением для паствы. Страсти по Луке, напечатанные в Полном собрании сочинений, по-видимому, принадлежат другому автору.

Баха приняли в школу из-за хорошего голоса В 14 лет Бах отправился в Северную Германию поступать в музыкальную школу, которая принимала детей бедняков при наличии у них хорошего голоса. Его приняли в школу, так как у него был хороший сопрано. Но голос скоро начал ломаться. Возможно, ему было бы намного сложнее закончить учебу, если бы не талант скрипача и органиста. Должность органиста в Арнштадте Бах потерял из-за конфликтов с чинами консистории Конечно, конфликты с чинами были, но прежде всего из-за тех вольностей, которые Бах позволял при исполнении церковной музыки, украшая ее по-своему, порой не соответствуя канонам церкви. Главной угрозой его репутации были ученики. Порой биографы закрывают на это глаза, спихивая все проблемы на отношения с чинами.

Но стоит отметить, что 4 августа 1705 года на рыночной площади произошла стычка Иоганна Себастьяна Баха с шестью учениками. Во главе группы стоял дирижер хора Гейерсбах, который, судя по всему, решил свести с Бахом счеты. Гейерсбах обозвал учителя "песьим отродьем" и потребовал, угрожая рапирой или, по некоторым источникам, палкой , чтобы Бах попросил у него прощения за то, что негативно выражался об его игре на фаготе. В ответ Бах достал шпагу и дал ему отпор. Дерущихся разняли, но уже на следующий день весь маленький город знал о происшествии. Более того, на следующий день в консистории Бах признался, что называл Гейерсбаха "свинячьим фаготистом". Учеников, конечно, наказали, но после этого чины консистории встали перед проблемой : как поступить с И.

Разрешение конфликта затянулось, но в конечном итоге, Бах с этой должности ушел. Чтобы послушать игру Дитриха Букстехуда Бах, будучи беден, пешком прошагал от Арнштадта до Любека около 300 км Об этом пишут многие учебники, но факт совершенно неподтвержденный. Бах отправился в Любек буквально через пару месяцев после стычки с учениками - в конце октября, так что консистория очень благожелательно отнеслась к его путешествию. Кроме того, у семейства Бахов были неплохие связи, так что можно было найти попутную повозку. Отметим также, что взятый им груз не был легок. Ведь кроме одежды полный парадный наряд ему пришлось взять ноты. За данные ему четыре неделю он физически не мог бы совершить пешее путешествие в такую даль с таким грузом, тем более в осеннюю распутицу.

Да и цену себе, как органисту, он уже начинал понимать. Бах был одним из первых, кто пригласил женщину для исполнения партии сопрано в мужском хоре В те времена в немецких церквях звучали только мужские голоса. Но Бах стал часто задумываться над тем, что для достижения чистоты и новизны звучания, часть голосов должна быть женской. В результате он во время работы в Арнштадте, заменил один мужской голос на женский во время репетиций хора. Мария Барбара была той женщиной, которая пела партию сопрано в хоре. Вскоре подобные эксперименты ему запретили. Уже тогда Бах понимал, что будущее немецких церковных хоров - в красоте и звучности женских голосов.

Бах не брал гонорары за частные уроки Иоганн Себастьян Бах не был расточительным человеком, он был достаточно расчетлив, чтобы содержать свою большую семью. Однако не был он и мелочным. Брать гонорары за частные уроки Бах не любил и обучал мальчиков и юношей бесплатно.

В последние годы на органе ему ассистировал его сын, Винсент Любек-младший 1684—1755 , и он же сменил отца на посту в Церкви Святого Николая. Орган Любека и сама церковь были уничтожены в «Великом пожаре» 1842 года, когда сгорела почти четверть города. Несмотря на известность и долгую жизнь Любека, очень небольшое количество его сочинений сохранилось до наших дней. Он известен сейчас в основном как автор органных произведений, которых нам известно лишь семь: Прелюдия и фуга до мажор Прелюдия и фуга до минор возможно, фрагмент Прелюдия и фуга ре минор Прелюдия и фуга ми мажор Прелюдия и фуга соль минор Хоральная фантазия Ich ruf zu dir Вариации на хорал Nun lasst uns Gott dem Herren фрагмент Ещё две пары "прелюдия и фуга", фа мажор и соль мажор, в настоящий момент приписываются сыну Любека, так как стилистически и технически значительно проще остальных произведений. Сочинения же, однозначно приписываемые Любеку-отцу, отличаются крайне высокой степенью мастерства и стилистической разнородностью В ближайшее время мероприятий с участием Любека нет Возможно, вас заинтересуют ближайшие мероприятия фонда «Бельканто» Концерт Проект «Неоклассика».

Орган, маримба, вибрафон» от Фонд Бельканто пройдет 21 февраля 2024 в 20:00 в Москве.

К этому присоединились переживания и соображения личного и семейного порядка; смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха; желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом университетском городе. Вот почему в 1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась вакансия органиста при церкви св. Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл на органе в присутствии многих знатоков органного искусства. Тем не менее прошение Баха было оставлено без внимания, а место предоставлено бесталантной и ничтожной личности вопрос решила крупная сумма денег, внесённая претендентом в церковную кассу. В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача из Вейсенфельса Анне Магдалене Викельн. Музыкально одарённая, обладавшая хорошим сильным голосом, наделённая мягким и благородным характером, Анна Магдалена сделалась верным другом и помощником великого музыканта.

Намерение вырваться из Кётена не оставляло Баха. Со смертью Иоганна Кунау освободилось место в церкви св. Фомы в Лейпциге. Бах, неоднократно выстепавший в этом городе, признанный выдающийся органист и импровизатор, решил предложить свою кандидатуру. Но и на сей раз для него это не оказалось лёгким и простым. Бах долго не мог решиться на унижающие достоинство и творческую свободу ограничения. Но выбора не было. Пересилив свои колебания, он принял требования лейпцигского магистрата.

В мае 1723 года Бах был утверждён кантором школы св. Фомы и переехал со своей семьёй в Лейпциг. Для предназначенной Баху роли он был слишком честен, простодушен и … гениален. Разногласия казались неизбежны, и они действительно не замедлили обнаружиться. Как кантор певческой школы при церкви св. Фомы Бах обязан был обслуживать силами школы главные церкви города, нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Но когда Бах приступил к своей должности, школа находилась в состоянии полного развала и упадка. В этом документе он с горечью и едва скрываемым возмущением описывает состояние музыкального дела, его материальные условия.

Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Обстановка в школе св. Фомы изменилась с появлением в 1730 году нового ректора, образованного филолога Гесснера — большого почитателя музыки Баха. Гесснер поддерживал лейпцигского кантора и старался отвести от него бесчисленные неприятности. Но этот сравнительно светлый период длился недолго. В 1734 году Гесснера сменил другой ректор, Эрнести,- невежественный педант, который не гнушался никакими средствами, чтобы оскорбить достоинство не в меру гордого кантора. В поисках способов оградить свою независимость, Бах решил добиваться звания придворного музыканта курфюрста саксонского. Надеясь на высочайшее покравительство, он послал в Дрезден с этой целью написанные две части си — минорной мессы.

Кроме мессы, Бах написал для Дрездена ряд кантат специально для королевских празднеств и торжественных дней. Больше трёх лет пришлось дожидаться королевской милости, и только в конце 1736 года желание Баха осуществилось; он получил звание придворного музыканта саксонского курфюрста. Однако, связанные с этим надежды не оправдались, и звание придворного музыканта не принесло с собой сколько — нибудь ощутимых результатов. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга — итальянская певица Фаустина Бордони. В 1729 году Бах, став во главе общества, с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи.

Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретальности. Должность Баха — кантора школы св. Фомы, обязывала к интенсивной работе и в области церковной музыки. Большая часть написанных сочинений относятся к первым пятнадцати годам пребывания в Лейпциге. Крупное вокально — инструментальное произведение, которым Бах дебютировал в Лейпциге в 1723 году, была величальная оратория для пятиголосного хора, солистов и оркестра. Пять годовых циклов духовных кантат без малого 300 произведений также написаны в Лейпциге.

Весь этот колоссальный труд достойно венчает месса си минор, завершённая в 1738 году. Своим чередом шла работа над инструментальной музыкой. Бах хотел подчеркнуть приоритет итальянцев в создании жанра концерта, выразить своё уважение к итальянскому инструментализму. Перечисленные произведения этого времени — самые ищвестные — занимают центральное положение в творчестве композитора. В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно — музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации. Понемногу рвались слабые нити, которые ранее связывали его с некоторыми музыкальными деятелями, представителями науки и искусства. Единственным оплотом, спасавшим его от одиночества, была собственная семья: верный и испыианный друг — жена Анна Магдалена, сыновья и несколько любимых учеников.

Для этой своеобразной капеллы Бах специально сочинял различные вокальные и инструментальные ансамбли. Сыновья Баха ещё при жизни отца сделались великими музыкантами и сумели занять почётное положение. Вильгельм Фридеман был органистом в Дрездене; Филипп Эмануэль занимал должность придворного музыканта Фридриха 11 в Берлине, а затем директора церковной музыки в Гамбурге; Иоганн Кристоф Фридрих находился в Бюккебурге на придворной службе в качестве камерного музыканта; Иоганн Кристиан — органист собора в Милане, потом капельмейстер придворной капеллы в Лондоне. Сыновья Иоганна Себастьяна, так же как и другие воспитанные им музыканты, из числа которых вышло немало серьёзных профессионалов, свидетельствуют о его таланте педагога. Много времени и внимания Бах уделял созданию педагогической литературы. С деятельностью педагога связано появление прелюдий для начинающих, инвенций и многих других клавирных пьес.

Иоганн Себастьян Бах. Великий органист

Лишившись в возрасте 10ти лет своего отца, Иоганна Амвросия Баха (1645 – 1695), Иоганн Себастьян был отдан на попечение своего старшего брата Иоганна Кристофа, органиста в городе Ордруфе (Тюрингия), который положил начало его музыкальным занятиям. послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. После окончания учебы Бах служит придворным музыкантом у одного из веймарских герцогов. Затем – церковным органистом в Мюльхаузене, органистом и устроителем концертов в Веймаре, капельмейстером в Кётене. После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия. Иоганн Себастьян Бах работал органистом. Назовите имя знаменитого компазитора и органиста, на чей концерт бах отправился в город любек пешком. 1 Ответ. Он отправился к известному датско-немецкому органисту Букстехуде. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени.

Чудо музыки Баха

Букстехуде работал органистом, сначала в Хельсингборге (1657—1658), затем в Эльсиноре (1660—1668), а затем, начиная с 1668 года, в церкви Святой Марии в Любеке. 1 апреля 1668 церковный совет Любека предложил Букстехуде место органиста в церкви св. Марии. выдающийся немецкий композитор, органист, представитель переходной эпохи от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. За свою жизнь написал более 1000 произведений. К тому же связи у Бахов были таковы, что на попутных деревенских и купеческих повозках со съестными припасами и товарами, отправляемыми из одного города в другой, молодому музыканту без труда можно было добраться из Арнштадта в Любек. Семейство Бахов поселилось в Эйзе-нахе всего за несколько лет до рождения Иоганна Себастьяна. Дед великого композитора был городским музыкантом в Эрфурте, потом — придворным музыкантом в Арнштадте, а в конце жизни — органистом в Веймаре.

С Бахом по Тюрингии. Арнштадт.

В конце 1705 года Бах выхлопотал у церковного начальства четырехнедельный отпуск, чтобы поучиться у крупнейшего немецкого органиста того времени Дитриха Букстехуде. Для этого он пешком проделал 350-километровый путь из Арнштадта в Любек. Наибольшие триумфы как органист-импровизатор Бах пережил в Дрездене в 1731 и 1736 годах, в Касселе — в 1732-м и уже в старости в Берлине при посещении Фридриха II в 1747 году. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. В этом городе Бах оставался на протяжении года, потом его душе снова захотелось перемен и он переезжает в Веймар. В 1708-м он стал придворным органистом и жил по соседству с дворцом герцога. Семейство Бахов поселилось в Эйзенахе всего за несколько лет до рождения Иоганна Себастьяна. Дед великого композитора был городским музыкантом в Эрфурте, — потом придворным музыкантом в Арнштадте, а в конце жизни — органистом в Веймаре. Он отправился к известному датско-немецкому органисту Букстехуде.

Иоганн Себастьян Бах - краткая биография

Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы. Следующим городом, на жизненном пути Баха был Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода "украшений".

Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату "Господь - мой царь", которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей. В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее.

У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, "Пассакалья c-moll", знаменитая "Токката и фуга d-moll", "Фантазия и фуга C-dur" и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице - капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.

В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден.

В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест. Согласно биографии Баха в 1717 году он покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Леопольд Ангальта Кётенского.

В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку вследствие реформ в церкви исполняли только псалмы. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил "Хорошо темперированный клавир". Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки.

Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.

В августе 1703 года Бах занял пост органиста церкви Св. Бонифация в Арнштадте.

Эта церковь сыграла ключевую роль в судьбе Иогана Себастьяна Баха, как органиста и композитора. Именно сюда в 1705 году, пройдя 380 км пешком, устремился 18 летний Иоган, чтобы услышать игру на органе своего кумира Дитриха Букстехуде. Три месяца он тайком от всех слушал игру знаменитого и поистине искусного органиста и даже мог бы стать его приемником, если бы женился на дочери великого мастера.

Но его страстью был орган и обогащённый новыми знаниями пешком вернулся в Арнштадт. Отсутствуя на работе больше года, Бах был уволен, но результаты его усердия и прилежания привлекли большое внимание, ибо он получал одно за другим приглашения на должность органиста. Через год он занял место придворного органиста в Веймере, а в 1714 году государь присвоил ему звание концертмейстера, что до XIX века означала должность главного дирижёра оркестра.

В 1721 г. Бах женился на Анне Магдалене Вильке, которая была моложе его на 16 лет. Это был на редкость гармоничный брак. Домашнее музицирование с подрастающими сыновьями и молодой женой, музыкально одаренной, занимало важное место в жизни композитора.

В год своей второй свадьбы, по заказу маркграфа Людвига Бранденбургского, Себастьян написал шесть концертов, которые в наше время стали одними из самых популярных его сочинений. Громадное творческое наследие Баха включает более 1000 произведений разных жанров. Условно его можно разделить на три части. Первая, вокально-драматическая, связана главным образом с Лейпцигом и насчитывает около 300 духовных и 30 светских кантат. Вторая — органная — так называемый «веймарский период», именно тогда была создана «Хоральная прелюдия» — вершина трехвекового пути развития органной музыки. Третья часть — инструментальная, связанная с Кётеном. Здесь были впервые созданы концертные произведения для клавира по образу скрипичных , концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сонаты для виолончели, произведения для флейты, виолы да гамба, лютни и др.

Летом 1723 г. Иоганн Себастьян переехал в Лейпциг, где ему была предложена должность кантора церковного хора при школе Св. Магистрат поставил целый ряд условий новому кантору, и среди них обязательство не выезжать из города без разрешения бургомистра и не занимать никакой должности при университете. Поражает необычайная творческая плодовитость Баха в этот период. В первые годы работы в Лейпциге он сочинял к каждому воскресенью новую кантату — новое высокохудожественное музыкальное произведение продолжительностью более четверти часа. Здесь же он создал ряд монументальных произведений ораториального характера: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Величальная оратория», «Высокая месса» и др. Но церковное начальство было недовольно музыкой Баха.

Ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, его музыка противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Себастьян принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это общество любителей музыки устраивало для городских жителей концерты светской, а не церковной музыки. Никто не мог сравниться с Бахом в знании гармонии. Возможно, поэтому он совершенно не терпел незавершенных аккордов… Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, это было самым верным средством вывести его из себя. Однажды Бах попал в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель.

Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервав игру, и, на свою беду, остановился как раз на диссонирующем аккорде. Ни с кем не здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на испуганного исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту… Разъяренный лев, атакующий гладиатора, и тот выглядел бы агнцем по сравнению с ним. Даже не присев, Себастьян довел проклятый аккорд до надлежащего каданса. А потом вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином… Однако основная работа Баха — руководителя школы певчих — приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на нужды школы, были ничтожны, учащиеся голодали и были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей, поскольку певчих нередко набирали, не считаясь с мнением кантора. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи, подаваемые Бахом городскому начальству, оставались без внимания. В 1730 г. Бах сообщал в одном из писем, «что служба сия не так ценна, как мне ее описали», и жаловался на «странное и мало преданное музыке начальство». Поиски нового места работы успеха не имели, да они уже и не отличались особой настойчивостью, поскольку новый переезд все увеличивающейся семьи представлялся делом нереальным. В школе менялись ректоры, и отношения Баха с начальством то улучшались, то снова становились напряженными. Надо отметить, что некоторые нарекания в адрес композитора были, видимо, справедливы. Порой он был весьма непоследователен, изменяя свои решения и без объяснений отказываясь выполнять ранее взятые на себя обязательства.

Единственной отрадой для Баха по-прежнему оставались творчество и семья. От первого брака у него было 7, а от второго — 13 детей, всего 11 сыновей и 9 дочерей, правда, лишь девять из них пережили отца. Все его дети обладали великолепными музыкальными данными. Подросшие сыновья — Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эмануэль, Иоганн Кристиан — оказались талантливыми музыкантами и еще при жизни Баха стали известными композиторами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий