Форма и композиция выступления

8. Этапы подготовки речи: 5. Композиция выступления. 9. Произнесение речи: Выразительность речи. Ораторская речь обращена к многочисленной аудитории, она готовится и продумывается заранее и предполагает специальное воздействие на слушателей. Публичная речь неоднородна по форме и содержит в себе черты тех стилей, к которым наиболее тяготеет. "Расположение обеспечивает возможность согласия и присоединения, делает высказывание членораздельным выражением мысли и произведением слова."18, 192 В результате такой работы получается композиция речи. Общее понятие о композиции. "Расположение обеспечивает возможность согласия и присоединения, делает высказывание членораздельным выражением мысли и произведением слова."18, 192 В результате такой работы получается композиция речи. Общее понятие о композиции.

Материалы лекций по курсу риторики (стр. 8 )

Слушатели любят, когда им уделяют внимание и задают вопросы. Способы выступлений Как только речь будет готова, нужно прочитать ее вслух и уделить внимание тембру и громкости голоса, интонации, темпу произношения слов. Некоторым проще выучить текст наизусть. Другим сложно запомнить длинную речь. Но выступать можно по-разному: воспроизводить по памяти; импровизировать.

Проще всего читать написанный текст. Но обычно так делают во время дипломатических встреч, экономических или политических собраний. А также читают на юбилеях и других торжественных встречах. Заучивать речь нежелательно, так как в любой момент ее можно забыть.

Хотя ораторы, обладающие отменной памятью, досконально изучают свои тексты. Импровизация уместна в ситуациях, когда нужно постоянно поддерживать общение с аудиторией. В этом случае выступающий получает моментальную живую реакцию от слушателей. Но идеальным вариантом считается запоминание текста с возможностью прочитать его с листка.

То есть оратор должен знать свою речь наизусть, но важные цифры и данные, цитаты он не заучивает. Запоминать информацию проще, если она визуализирована. Текст стоит дополнить графиками, таблицами, диаграммами, схемами. Некоторые части можно написать в виде песни или стихов — рифма тоже способствует быстрому запоминанию.

Но такой прием лучше использовать только в речи, написанной для неофициальных поводов. Стихи на дипломатической встрече будут неуместны. Рекомендации ораторам Идеальная публичная речь складывается из нескольких компонентов: умения четко формулировать мысли и выбирать стиль текста, знания правил и норм языка, представления о цели и назначении выступления.

Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других. Играть темпом речи Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов». Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться. Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так. Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции. Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим». Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей. Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм — на уровне шестиклассников, а Джеб Буш — восьмиклассников. И в данном случае простота изложение — это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер. Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом или почти на каждом. Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление. Поддерживать визуальный контакт Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот. В жестикуляции самым главным является «правило частоты» — любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто. Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель — соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии. Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста. Для удачной презентации хорошей речи недостаточно.

Планирование выступления В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы — простые и сложные. Первый обычно включает основные позиции, связанные с тематикой доклада. Трансформировать его во второй вид достаточно легко: нужно расширить изложение, добавив подпункты. Сложный план обязательно содержит 3 раздела: вступление; основной; заключение. Это основные требования, но они не исключают импровизацию. Не существует 2 одинаковых, схожих до мелочей докладов, даже на одинаковую тематику. Плавные переходы от одного раздела к другому, логика — приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор. Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства. Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением. Правила составления композиции Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений , призванных повысить восприятие материала слушателями. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему. Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе — обзор обстановки по всей стране. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям.

Исходя из вашей цели и интересов аудитории, нужно сформулировать тезисы, подобрать к ним убедительные аргументы и наглядные примеры, а потом выстроить материал в логической последовательности. Не забудьте придумать яркое, интригующее название встречи, такое, чтобы люди не только поняли, о чем пойдет речь, но и захотели прийти вас послушать. Устное выступление — особый жанр и у него есть строгие требования к структуре. Вступление Вступление должно быть ярким, эмоциональным, интригующим. Его цель — наладить контакт с аудиторией, разжечь интерес и обозначить проблематику доклада. Вступление состоит из приветствия и завязки. У оратора есть всего полторы минуты, чтобы публика составила о нем первое впечатление. Продумайте ваше приветствие досконально: несколько слов о себе и о своей компетентности, почему, собственно, вам можно доверять. Завязка должна ясно обозначить тему и заинтересовать публику. Здесь уместны неожиданный, интригующий вопрос, короткая история, притча. Старайтесь придумать неформальную, яркую завязку, ведь от нее зависит, будут ли вас слушать дальше. Совет: вступление — важнейшая часть, новичкам его лучше записать и выучить целиком. Основная часть В основной части раскрывается заявленная тема. Это не просто рассказ о своем опыте или изложение информации. Содержание выступления должно учитывать интересы слушателей и решать их проблему. Повествование складывается из логической последовательности тезисов, каждый из которых дополняет и раскрывает предыдущие. Все, что вы утверждаете, не должно быть голословным. Каждый тезис нуждается в убедительной аргументации. Доказательства должны быть правдивыми, подтвержденными авторитетными источниками и лаконичными. Для того, чтобы аудитория поверила в правомерность высказанного тезиса, достаточно 3-х аргументов.

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

  • Методика публичного выступления
  • Этапы подготовки и проведения публичного выступления
  • Методика публичного выступления
  • Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи
  • Композиция речи
  • Популярные статьи:

Как правильно подготовить публичное выступление: план и чек-лист

План выступления представляет собой результат решения задачи по разбивке, членению темы выступления на определенные части. Композиция выступления представляет собой способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Ораторская речь обращена к многочисленной аудитории, она готовится и продумывается заранее и предполагает специальное воздействие на слушателей. Публичная речь неоднородна по форме и содержит в себе черты тех стилей, к которым наиболее тяготеет.

Методика публичного выступления

Цель настоящих рекомендаций состоит в том, чтобы показать, чем должен владеть выступающий, чтобы быть хорошим оратором. В них содержится анализ психологических аспектов подготовки и проведения публичных выступлений, а также ряд практических рекомендаций, способствующих успеху в публичных выступлениях, дискуссиях, иных формах работы с аудиторией. Публичные выступления — это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Существует классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме. Виды публичных выступлений по цели Информирующий.

Главная задача подобной речи — донести до слушателей сведения. Такой формой монолога пользуются учителя, лекторы, инструкторы и многие другие люди, работа которых связана с обучением. Такая речь носит традиционный официальный характер. Протокольные тексты используют на политических митингах, юбилеях, вручении наград или в начале официальных мероприятий. Подачу информации в этом стиле мы слышим в юмористических передачах, на концертах, в момент рассказа историй собеседником.

Одна из популярных в наше время форм общения с публикой. Такая речь должна донести до слушателей позицию оратора и убедить в ее правильности. Виды устного публичного выступления в чистой форме редко можно встретить. Чаще всего речь комбинирована и носит убеждающе-информативный, протоколько-информативный или убеждающе-развлекательный характер. Это связано с тем, что любой монолог или диалог должен поддерживать интерес публики от начала до конца, что сложно сделать, придерживаясь единого стиля.

Виды публичных выступлений по форме преподнесения материала Доклад. Выступление в такой форме предполагает четко структурированную, заранее подготовленную речь по определенной теме. Речь содержит цель и поставленные задачи, которые широко раскрываются по мере предоставления информации. Среднее время озвучивания доклада колеблется от 10 минут до 3 часов. Цель сообщения — донести до слушателей определённую проблему, обеспечить ее краткое изложение со всех сторон.

Очень короткое освещение информации по заранее определенной теме, не более 5 минут. Выступление может быть подготовленным или импровизированным. Как правило, подача информации в таком формате предполагает монолог человека, глубоко разбирающегося в теме. Специалист всесторонне освещает определенный вопрос в зависимости от формата лекции. Оптимальное время лекции не превышает 90 минут.

При проведении беседы в выступлении активно участвует не только оратор, но и слушатели. Речь может содержать продолжительные монологи, но после них обязательно будут выделены минуты для изучения мнения аудитории. При таком формате общения присутствует не более 30 человек, а время беседы не ограничено нормами. Критерии проведения публичного выступления 1. Эрудированность, знание предметов смежных областей.

Убежденность выступающего. Умение видеть и чувствовать слушателей. Контакт с аудиторией. Умение так преподнести вопрос, чтобы он стал собственной проблемой слушателей. Умение аргументировать.

Стройность и последовательность. Умение применять наглядные и технические средства. Критерии эффективности публичного выступления: 1. Соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам. Степень и характер активности слушателей во время выступления.

Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей. Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если не озвучиваются новые взгляды, подходы к решению проблемы; нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным персонам, если вы знаете, что они придут. Способы подготовки к выступлению При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Составляя текст, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения.

К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность, помогает оратору справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Первый способ представления информации без специальных тренировок и без технических средств малоэффективен. Письменная речь, как правило, излагается в научном стиле, который на слух плохо воспринимается.

Кроме того, читающий не имеет постоянного контакта с аудиторией, так как его взгляд «привязан» к тексту, следовательно, не имеет обратной связи. Второй способ — запоминание - может производить впечатление искусственной речи и вызвать трудности у презентатора при ответах на вопросы, при установлении непосредственного контакта с аудиторией. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале, и т. Импровизации, как известно, могут производить блестящее впечатление на публику на неформальных встречах и праздничных мероприятиях. Презентационная импровизация, то есть выступление без подготовительной работы, может вызвать самые разнообразные трудности у выступающего.

Оратор из-за необработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время. Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Поэтому целесообразно подготовить некоторые фрагменты, заранее продумать аргументацию и контраргументацию, потенциальные ответы на вопросы, а затем уже смело приступить к импровизированной презентации.

Поэтому в диссертационном исследовании опытно-экспериментальная работа затрагивает именно этот возрастной этап - студенческий возраст. Оратор и аудитория При устном публичном выступлении наибольшую трудность доставляют проблемы, связанные с тем, как себя держать, как двигаться в аудитории, как отвечать на вопросы и реагировать на какие-либо неполадки. Организовать выступление — дело не оратора, а организатора, но оратор должен быть также заинтересован в правильной подготовке выступления. Советы:— нужно позаботиться и проследить, чтобы в аудитории был свежий воздух, если душно — проветрить, даже за счет выступления; — позаботиться о приятном фоне; самый благоприятный — темно-синий занавес из тяжелой ткани, т. Карнеги: перед началом собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед.

Но это трудновыполнимо, является насилием над аудиторией и может ее настроить против вас. Кроме того, в коллективе могут быть свои места, это займет время, следовательно, оратору лучше подойти к основной массе, если кто-то совсем в стороне, им можно предложить сменить место, т. Оратор идет на уступки, а не ждет их; — следите за освещенностью — свет должен быть направлен вам в лицо, оратор должен находится в самом освещенном месте зала, т. Трибуну, эстраду, возвышение использовать как можно меньше. Искусственно возвышаясь, оратор демонстрирует официальное превосходство, что противоречит правилу интимности общения. Сопер: «Если слушателей менее 75 человек, то оратор должен разговаривать с ними внизу, а не с эстрады». Расположение и движение в аудитории:— необходимо стоять;— в процессе выступления нужно обязательно двигаться;Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими, движение повышает доверие и симпатию аудитории к оратору. Взгляд: — если оратор смотрит на аудиторию, люди думают, что их мнения и оценка для него важны, поэтому слушают более активно и внимательно.

Если смотрит мало, считают, что плохо к ним относится даже не взглянул , пренебрегает. Смотрит много — рассматривают как вызов или демонстрацию хорошего отношения или интереса. Чтение оратором аудитории. Выступая, оратор должен постоянно считывать информацию о состоянии, настроении аудитории, ее отношении к оратору и информации и корректировать свое вступление. О внимании к оратору говорят: — взгляд на оратора; — положение тела: корпус наклонен в сторону оратора, сидят на краешке стула хотят быть ближе к оратору ; — наклон головы вбок выражает заинтересованность. О невнимании, неудовлетворенности говорят: — взгляд в сторону; — тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу — имитация внимания; — голова прямая, позвоночник выпрямлен; — голова выпрямляется, плечи опускаются и поднимаются, взгляд блуждает по сторонам — потеря мысли и внимания; — тело подается к выходу; — ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед — несогласие; — голова подпирается всей рукой; — пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, пальцами по чему-л. Голос оратора. Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью.

Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо — аудитория делает вывод о неуверенности, громко — об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос. Технические приемы борьбы с волнением: — повысьте эмоциональность речи; — повысьте громкость; — усильте энергичность; — дышите ртом и носом одновременно; — шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног; — возьмитесь за стул, трибуну, край стола; — зажмите в кулак монету; — возьмите мел, указку; — пишите что-л. Как вы понимаете выражение Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами становятся! Смысл его: поэтический талант дается природой, а ораторский можно развить и путем определенных и систематических упражнений. Известная формула «Поэтами рождаются, ораторами становятся» в сжатой форме выражает мысль о необходимости постоянного самосовершенствования. Оно и понятно: как же может учить других человек, не обладающий сам достаточной культурой, эрудицией, высокой партийной принципиальностью, то есть всем тем комплексом качеств, которыми он должен обладать как воспитатель масс. Нет сомнения, что ораторский дар в разной степени свойствен разным людям, но это означает лишь, что каждому желающему научиться хорошо говорить с трибуны понадобится разное время для овладения этим искусством.

Давно стал классическим пример с Демосфеном, который сам сделал себя прекраснейшим оратором, громадными усилиями превозмогая природные речевые недостатки. Многие менее известные примеры говорят о том, что почти каждый нормальный человек, умеющий мыслить, может научиться и хорошо говорить. Важно лишь осознать эту необходимость, знать свои особенности и возможности, уметь критически их оценивать и постоянно работать над собой. Иногда, пытаясь доказать, что обучать монологическому высказыванию невозможно и не нужно, так как это природный дар, приводят в пример так называемых «стихийных ораторов». Несомненно, как во всяком искусстве, в ораторском искусстве есть люди, талантливые от природы и развившие в себе этот дар. Но исключения только подтверждают правило, сформулированное Демокритом: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Ведь все самодеятельные ораторы у кого-нибудь учились. Обладая высоко развитыми специальными лингвистическими способностями, особенно такой способностью, как речевой слух[12], самобытные ораторы, постоянно развивая эти качества путем наблюдений и упражнений, часто достигали высочайшей степени совершенства.

Совершенствование лекторского мастерства — процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тренировки: чтобы научиться выступать, надо делать это. Та видимая легкость, с которой выступают в любой аудитории замечательные ораторы, есть результат их громадного повседневного труда. Так, когда А. Луначарского спросили, когда же он успел подготовиться к лекции, которую он прочел неожиданно, он ответил: «Я готовился к ней всю жизнь». Постоянно учась, совершенствуясь, лектор старается во многом подражать выдающимся мастерам, брать с них пример. Это, конечно, верный путь, однако следует помнить, что манеру, стиль ораторской речи нельзя слепо копировать, тем более если этот ораторский стиль противоречит вашим индивидуальным особенностям. Еще Квинтилиан считал, что каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента и не подражать ораторам, манера которых чужда его личности. В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам - манипуляции и агрессии.

Ассертивные умения согласно данной концепции, среди прочих, предусматривают умение вести себя конструктивно, не доставляя своим поведением неприятностей коллегам, умение тактично и вежливо настаивать на своем, умение принимать и предоставлять обратную связь, и, вместе с тем, умение действовать убедительно в контексте достижения поставленных целей. Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько — кем-то навязанными установками.

Мы сегодня собрались, чтобы чествовать уважаемого человека, всеми нами любимого, Ивана Сергеевича». Что в тосте? Обращение к гостям для привлечения их внимания. Кто-то еще копается в оливье, кто-то беседует с соседом, на спикере внимание людей пока не сильно сосредоточено. Далее он продолжает: «Иван Сергеевича многие из здесь присутствующих знают как примерного семьянина, верного товарища, который не раз выручал в трудную минуту. Мы знаем его как профессионального коллегу, который проявил себя в нашей компании как специалист экстра-класса».

Это продолжение сбора внимания, обобщение и объединение гостей через знакомство с именинником. Это вступительная часть. Далее: «Однако мало кому известен тот факт об И. Это интрига. Тостующий вдруг вводит в свою речь резкий поворот. Вступление закончилось. В этот момент гости откладывают вилку с котлетой, притихают и слушают, что же будет далее… «Однажды Иван Сергеевич отправился в далекую командировку. Это был сибирский город с типичным суровым климатом…» Начинается основная часть, где звучит история про И.

Важно, что эта история рассказывается не просто так, а для того, чтобы показать какую-то сторону личности именинника, показать какое-то из его качеств. Эта история может быть рассказана как с юмором, так и с драмой, но важно, что она является центральной частью, главной мыслью, вокруг которой строится тост. Это и есть основа речи, в которой спикер раскрывает ключевые моменты, развивает свою мысль, приводит аргументы и т. В конце истории тостующий говорит: «И именно благодаря обостренному чувству справедливости, которым наделен наш Иван Сергеевич, все закончилось благополучно».

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления. Составные элементы композиции После написания плана оратор приступает к оформлению отдельных частей своей речи. Поэтому начало и конец речи, т. Рассмотрим эти составные элементы композиции. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей, во многом зависит успех выступления.

Неудачное вступление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива , они обязаны быть на этом мероприятии. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к аудитории. В статье «Советы лекторам» А.

Знакомство с этими примерами и комментариями представляет интерес для всех, кто учится выступать публично. Надо говорить о Ломоносове, — пишет автор. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик... Затем приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения: В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания.

А откуда о ней узнать? Можно привести немало подобных примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов. Свое выступление перед английскими академиками ученый начал так: Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Обратившись к аудитории, он прочитал такие цитаты: Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Наш мир достиг критической стадии.

Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Например, писатель Ю.

Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка. А до первого вздоха — муки темноты, немоты. В начальных фразах ищу музыкальный строй вещи.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Композиция ораторского выступления (стр. 1 из 2)

1.2. Особенности ораторской речи. Глава 2. Этапы публичного выступления. Композиция выступления. 2.1. Вступление как элемент композиции. Композиция выступления трехчастная (вступление, основная часть, заключение), так как аудитория ждет такого построения устного публичного выступления и это облегчает его восприятие. Структура речи: Вступление состоит из зачина и завязки. Статья представляет собой обзор системы композиционных форм речи в литературе, а также особенности и примеры использования повествования в создании. Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Основные элементы публичной речи и ее особенности. Этапы подготовки и композиция текста, используемые приемы. Виды выступлений и рекомендации начинающим ораторам. План выступления представляет собой результат решения задачи по разбивке, членению темы выступления на определенные части. Композиция выступления представляет собой способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения.

Композиция публичного выступления

Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов.

Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы...

Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. Ну, кажется все собрались?

Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем.

Цели доказательства: 1 обосновать аргументировать точку зрения; 2 проиллюстрировать теоретические положения примерами; 3 убеждение и побуждение. Опровержение присутствует только в аргументирующей речи, целью его также является убеждение и побуждение. Заключение состоит из собственно заключения и абсолютного конца речи. Цели собственно заключения: 1 напоминание основного тезиса; 2 обобщение нужно сформулировать словами обобщающий вывод ; 3 призыв для того, чтобы мобилизовать слушателей на некоторую реакцию. Цели абсолютного конца: 1 усилить интерес к предмету; 2 закрепить впечатление о речи; 3 соблюсти этикет, протокол Какие будут вопросы? До свидания.

Сильные позиции устного публичного выступления — это вступление и заключение, следовательно, говорить там необходимо самое главное, поэтому эффективная рамочная конструкция построения устного публичного выступления Цель нашей лекции… Итак, мы установили, что... В разнородной или неподготовленной аудитории важную информацию лучше давать в перечислении Во-первых, во-вторых… ; в аудитории единомышленников — в конце выступления; в нейтральной, незаинтересованной, критически настроенной — в начале. Обязательное условие — структура логика публичного выступления должна обнаруживаться и быть понятной для слушателей. Для этого можно обозначить структурные части особыми словами Начну с... Однако, учитывая социальную природу человека, ассертивность как настойчивость будет проявляться в направлении достижения успеха, что соответствует ассертивному поведению человека. Для ассертивной личности характерны уверенность в себе как показатель ценностного отношения и к себе и другим, социальная смелость и инициативность в социальных контактах - есть выражение активности в направлении познания. Временная направленность ассертивной личности связана с деятельностью познания и вызвана ценностью познания. На психологическом уровне мы можем говорить о формировании мировоззренческой позиции, позволяющей личности поступать ненасильственно, а значит и ассертивно. Рассматривая личность студента в условиях учебного заведения, мы говорим о возможности формирования навыков ассертивного поведения, где основными направлениями психолого-педагогической работы являются: развитие личностной сферы особенно сильных ее сторон , повышения уровня доверия к себе, а следовательно и уверенности, и формирования альтруистических умений.

Процесс становления ассертивности личности — это самостоятельный и творческий процесс и к нему человек должен придти сам. Однако, человек может стать ассертивным, выработав у себя навыки ассертивного поведения. И в этом, студенческий возраст является наиболее благоприятным периодом для понимания и осознания человеком своего поведения и выбора жизненной позиции. Поэтому в диссертационном исследовании опытно-экспериментальная работа затрагивает именно этот возрастной этап - студенческий возраст. Оратор и аудитория При устном публичном выступлении наибольшую трудность доставляют проблемы, связанные с тем, как себя держать, как двигаться в аудитории, как отвечать на вопросы и реагировать на какие-либо неполадки. Организовать выступление — дело не оратора, а организатора, но оратор должен быть также заинтересован в правильной подготовке выступления. Советы:— нужно позаботиться и проследить, чтобы в аудитории был свежий воздух, если душно — проветрить, даже за счет выступления; — позаботиться о приятном фоне; самый благоприятный — темно-синий занавес из тяжелой ткани, т. Карнеги: перед началом собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед. Но это трудновыполнимо, является насилием над аудиторией и может ее настроить против вас.

Кроме того, в коллективе могут быть свои места, это займет время, следовательно, оратору лучше подойти к основной массе, если кто-то совсем в стороне, им можно предложить сменить место, т. Оратор идет на уступки, а не ждет их; — следите за освещенностью — свет должен быть направлен вам в лицо, оратор должен находится в самом освещенном месте зала, т. Трибуну, эстраду, возвышение использовать как можно меньше. Искусственно возвышаясь, оратор демонстрирует официальное превосходство, что противоречит правилу интимности общения. Сопер: «Если слушателей менее 75 человек, то оратор должен разговаривать с ними внизу, а не с эстрады». Расположение и движение в аудитории:— необходимо стоять;— в процессе выступления нужно обязательно двигаться;Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими, движение повышает доверие и симпатию аудитории к оратору. Взгляд: — если оратор смотрит на аудиторию, люди думают, что их мнения и оценка для него важны, поэтому слушают более активно и внимательно. Если смотрит мало, считают, что плохо к ним относится даже не взглянул , пренебрегает. Смотрит много — рассматривают как вызов или демонстрацию хорошего отношения или интереса.

Чтение оратором аудитории. Выступая, оратор должен постоянно считывать информацию о состоянии, настроении аудитории, ее отношении к оратору и информации и корректировать свое вступление. О внимании к оратору говорят: — взгляд на оратора; — положение тела: корпус наклонен в сторону оратора, сидят на краешке стула хотят быть ближе к оратору ; — наклон головы вбок выражает заинтересованность. О невнимании, неудовлетворенности говорят: — взгляд в сторону; — тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу — имитация внимания; — голова прямая, позвоночник выпрямлен; — голова выпрямляется, плечи опускаются и поднимаются, взгляд блуждает по сторонам — потеря мысли и внимания; — тело подается к выходу; — ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед — несогласие; — голова подпирается всей рукой; — пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, пальцами по чему-л. Голос оратора. Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью. Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо — аудитория делает вывод о неуверенности, громко — об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос. Технические приемы борьбы с волнением: — повысьте эмоциональность речи; — повысьте громкость; — усильте энергичность; — дышите ртом и носом одновременно; — шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног; — возьмитесь за стул, трибуну, край стола; — зажмите в кулак монету; — возьмите мел, указку; — пишите что-л.

Как вы понимаете выражение Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами становятся! Смысл его: поэтический талант дается природой, а ораторский можно развить и путем определенных и систематических упражнений. Известная формула «Поэтами рождаются, ораторами становятся» в сжатой форме выражает мысль о необходимости постоянного самосовершенствования. Оно и понятно: как же может учить других человек, не обладающий сам достаточной культурой, эрудицией, высокой партийной принципиальностью, то есть всем тем комплексом качеств, которыми он должен обладать как воспитатель масс. Нет сомнения, что ораторский дар в разной степени свойствен разным людям, но это означает лишь, что каждому желающему научиться хорошо говорить с трибуны понадобится разное время для овладения этим искусством.

Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем.

Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно.

Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует? Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать?

Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении — это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения.

При таком формате общения присутствует не более 30 человек, а время беседы не ограничено нормами. Критерии проведения публичного выступления 1. Эрудированность, знание предметов смежных областей. Убежденность выступающего. Умение видеть и чувствовать слушателей. Контакт с аудиторией. Умение так преподнести вопрос, чтобы он стал собственной проблемой слушателей. Умение аргументировать. Стройность и последовательность. Умение применять наглядные и технические средства. Критерии эффективности публичного выступления: 1. Соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам. Степень и характер активности слушателей во время выступления. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей. Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если не озвучиваются новые взгляды, подходы к решению проблемы; нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным персонам, если вы знаете, что они придут. Способы подготовки к выступлению При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Составляя текст, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность, помогает оратору справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Первый способ представления информации без специальных тренировок и без технических средств малоэффективен. Письменная речь, как правило, излагается в научном стиле, который на слух плохо воспринимается. Кроме того, читающий не имеет постоянного контакта с аудиторией, так как его взгляд «привязан» к тексту, следовательно, не имеет обратной связи. Второй способ — запоминание - может производить впечатление искусственной речи и вызвать трудности у презентатора при ответах на вопросы, при установлении непосредственного контакта с аудиторией. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале, и т. Импровизации, как известно, могут производить блестящее впечатление на публику на неформальных встречах и праздничных мероприятиях. Презентационная импровизация, то есть выступление без подготовительной работы, может вызвать самые разнообразные трудности у выступающего. Оратор из-за необработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время. Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Поэтому целесообразно подготовить некоторые фрагменты, заранее продумать аргументацию и контраргументацию, потенциальные ответы на вопросы, а затем уже смело приступить к импровизированной презентации. Самый эффективный способ для выступающего - превентивная подготовка материалов в детализированном, схематичном виде. Это могут быть краткие тезисы или проспект выступления, блок-структура будущей информации или карточки с ключевыми словами. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Особенности публичных выступлений Наличие «обратной связи» В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями. В зависимости от успешности донесения текста оратор видит положительный, негативный, заинтересованный, возмущенный или любой другой ответ от публики. Окраска реакции отражается в жестах, словах, взглядах, позах. Благодаря такому диалогу выступающий может изменить формат представления информации, внести коррективы в структуру речи. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст - это, по сути, книжная речь. Информация, украшенная литературными терминами и художественными примерами, всегда воспринимается с большим интересом. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. Благодаря наглядности и непосредственной связи оратора и аудитории, устная речь легче воспринимается и лучше усваивается. Наглядный материал «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это утверждение справедливо и для выступлений. Для облегчения усвоения слушателями излагаемого материала желательно использовать слайды, диаграммы, рисунки, схемы, графики. Наглядный материал является как бы «скелетом» выступления, помогая оратору не сбиваться с порядка изложения. Однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать Но слайды только иллюстрируют ваш рассказ. Интересная презентация — это, прежде всего, ваше интересное повествование, ваши жестикуляция и интонация. Никакие картинки и диаграммы не будут интересны, если вы монотонно бубните, уставившись в бумажку с подсказками. Использование различных средств общения Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Язык — главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации интонации, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков, жесты, мимика, тип выбираемой позы и др. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, - только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Второй этап подготовки выступления связан с компоновкой материала, выстраиванием текста выступления. Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio — составление, сочинение) речи. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой. Особенности публичного выступления Публичное выступление и его особенности. В главной части выступления необходимо строго соблюдать правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна доказательной, суждения и положения убедительными. Существует пять жанров публичных выступлений по форме: доклад — представляет собой развернутое сообщение, подготовленное заранее, имеет определенную структуру (цели, задачи и др.).

Обязательные части публичной речи и их функции

  • Композиция речи (ОКК).doc
  • С чего должна начинаться презентация
  • Публикации из раздела "Ораторское искусство"
  • 2.1. Структура и сущность публичных выступлений

Построение публичного выступления

Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего. Любая речь должна быть произнесена. Итак, повторим основные этапы подготовки выступления: 1. Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: "Что говорить?" 2. Составление окончательного плана с учетом композиции выступления. Существует пять жанров публичных выступлений по форме: доклад — представляет собой развернутое сообщение, подготовленное заранее, имеет определенную структуру (цели, задачи и др.). Композиция публичного выступления: определение, основные принципы. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». План – основа композиции. Назначение планов и их виды. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. План – это модель проектируемого выступления. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Публичная речь и её особенности презентация, доклад

Виды речи В большинстве случаев публичная речь должна быть прагматичной — продуманной, правильно выстроенной и краткой. Но она может изменяться в зависимости от целей выступления. В профессиональной среде и при деловом общении допускается использование нескольких видов речи: информационная; обращенная к чувствам; протокольная. Информационная речь необходима для обогащения знаний аудитории. Она должна пробудить внимание к описываемой проблеме. В нее не включают спорные моменты, а материал лучше сопроводить визуальными примерами — графиками, иллюстрациями. Часто такой вариант встречается в учебных заведениях. Студенты используют информационную речь, когда защищают рефераты, дипломные и курсовые работы. Во всех этих текстах есть одинаковые разделы: определение актуальности темы и предмета исследований, обзор литературы, практическое применение. Речь, обращенная к чувствам, может быть разного «жанра».

Это торжественные или ритуальные выступления. Они предназначаются для широкой аудитории или узкого дружественного круга. Здесь важно выбрать удачный момент для выступления, чтобы выразить свои чувства и задеть сердца окружающих. А говорить при этом нужно кратко и выразительно. Протокольный вариант встречается во всех сферах деятельности. К нему относятся презентации, благодарственные и приветственные выступления, открытия выставок, галерей или залов. Ее цель — создание подходящего настроения у аудитории, поэтому нужно дать четкую характеристику поводу, по которому слушатели были собраны. Используемые приемы Даже на интересном выступлении слушатели устают и отвлекаются. Периодически оратору нужно использовать определенные приемы, которые помогают взбодрить аудиторию.

Это могут быть уместные шутки, вынужденные паузы, игра с интонациями, неожиданные замечания.

Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д. Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей.

Гнеденко "Научно-технический процесс и математика". Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П.

Пороховщиков П. Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления. К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи.

Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления. Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать.

Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления. В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления. Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла.

Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат? Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи. Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию. Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления.

Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т. Эту "бумажку" слушатели всегда простят оратору. На листки того же формата выписывается необходимый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры. Все это аккуратно складывается в планшет для выступления. Развернутый план должен все время быть перед глазами, а вспомогательный материал - появляться в подходящий момент. Соответствующие пометки в развернутом плане напомнят выступающему, когда следует показать слайд или таблицу, привести цифру или прочитать цитату. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. Этими карточками можно воспользоваться во время выступления.

Не затруднит контакт с аудиторией и конспект из ключевых слов и фраз. Для того чтобы лучше запомнить материал и спокойно выступать без текста, Р. Хофф советует выписать основные положения в нужной последовательности, затем на другом листе каждое положение проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Хорошая идея для наделенных воображением людей! Лист с "маршрутом" речи с картинками может быть перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и не позволяя при этом сбиться с пути. Проговаривая текст, не забывайте делать паузы. Самые большие паузы отделяют вступление от основной части и основную часть от заключения. Должны быть паузы и между пунктами.

Интонационные паузы обычно получаются естественно, если оратор переживает то, о чем он говорит. А вот логическим паузам между смысловыми частями выступления нередко не придают значения, хотя они значительно облегчают слушателям восприятие материала. Завершает подготовку прогон материала, то есть воспроизведение выступления мысленно или вслух. Полезно будет составить по памяти конспект выступления. Не следует пренебрегать любым видом прогона, так как он позволяет обнаружить слабо усвоенные фрагменты. Ответственное выступление советуем прорепетировать - рассказать какому-нибудь слушателю-добровольцу. Это позволяет устранить недочеты до того, как их обнаружит аудитория, и снижает волнение перед выступлением. Тщательно следует отработать использование вспомогательного материала: проверьте, не забываете ли вы привести цифру или цитату в нужный момент, удобно ли вам пользоваться листками и карточками.

Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них и риторические вопросы служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа. Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: "Один на один", "Тема", "Герой дня", "Час пик" и др. Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи. Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах.

Составление плана выступления В плане выступления развертывается логическая структура речи. Известный русский судебный деятель и оратор Л. Кони в "Советах лекторам" писал: "Для у спеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья - из второй и т. Составление плана выступления - это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал.

На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной. По своей структуре планы бывают простые и сложные развернутые или тезисные , содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления - логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям.

Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил на 1—2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию. Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления» с. Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление — это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда — не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит — и к содержанию его речи. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной, не 15 должна выходить за пределы, а рамках которых она остается приятной для слушателей и оказывает положительное воздействие на восприятие информации. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать? Выраженная потребность донести мысль до людей. Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать «обращенностью оратора к аудитории» — без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна быть видна, должна ощущаться на протяжении всего выступления.

Установление контакта с аудиторией. Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт»? Юнина, Г. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1 корректировку речи по ее ходу, 2 управление поведением аудитории, 3 управление собственным поведением с. Контакт с аудиторией может установиться на сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов. Отметим лишь, что если оратор соблюдает предыдущие шесть требований к публичному выступлению, то контакт с аудиторией, как правило, устанавливается. Позиции оратора в ходе публичного выступления В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает. Таких коммуникативных позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

Позиция информатора. Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о воз- 16 можных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. Позиция комментатора. Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок. Позиция собеседника. Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы. Позиция советчика.

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты». Позиция эмоционального лидера. Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Есть и позиции, которых рекомендуется избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника оратор нравоучителен, категоричен ; позиция трибуна преувеличенный пафос , позиция просителя «потерпите, я скоро закончу». Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», достучаться до нее? Тому есть ряд причин, основные из которых следующие. Во-первых, аудитория инерционна. Будучи собрана вместе, аудитория уже имеет, как правило, определенное мнение, чем и определяется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору — «ну что он может нам рассказать? Таким образом, основная часть аудитории инерционна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору. Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б.

Композиция выступления

Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим». Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей.

Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм — на уровне шестиклассников, а Джеб Буш — восьмиклассников. И в данном случае простота изложение — это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер. Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом или почти на каждом. Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление. Поддерживать визуальный контакт Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот.

В жестикуляции самым главным является «правило частоты» — любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто. Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель — соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии. Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста.

Для удачной презентации хорошей речи недостаточно. Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения Как мимика и жесты помогут увлечь аудиторию Посмотреть Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание.

Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает — это ценнейшая информация для спикера. Приемы управления аудиторией Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики.

Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи — начать говорить медленнее или тише. Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях.

Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров. Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомендуем следующие этапы работы с литературой. Его итог - список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки.

Его итог - разметка материала в разных книгах. Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами. Его итог- выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки. Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т.

Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками. Свободное конспектирование - передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование - критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование - это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную. Владение разными формами работы с источниками необходимо. Ведь все, что говорит оратор, должно быть им "пропущено" через себя.

Иначе зачем брать слово? Как собирать материал. Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. Поэтому лучше использовать листы небольшого формата - карточки. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер.

Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным.. Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал.

Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы. Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух. Для неспециалистов цифру нужно сделать "зримой", то есть показать, что она означает.

Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины. В этом примере нельзя сравнивать убытки за месяц с квартальным доходом. Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т. Итак, нельзя выхватить из документа и привести "голую" цифру. Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлетворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям. Пример в выступлении.

Пример в выступлении должен быть ярким и лаконичным, без лишних деталей. Он может использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента. Так, иллюстрацией к утверждению о том, что все приходит с опытом, может быть описание первых шагов в маркетинге ведущего менеджера: его волнение перед первой встречей с клиентом, неудачная презентация услуги, извлеченный опыт и т. Утверждение "в религиозных обрядах есть много психологически оправданных действий" требует пояснения. Примером может служить исповедь, во время которой человек, рассказывая о том, что его тяготит, испытывает облегчение. Многочисленные примеры разных людей, испытывающих затруднение при выступлении перед аудиторией, а затем ставших хорошими ораторами, подтверждают мысль Д. Карнеги о том, что оратором при желании может стать каждый. Опытные ораторы приводят также шуточные и воображаемые примеры.

Например, преподаватель, обучающий будущих лекторов, в своей лекции о взаимоотношении оратора и аудитории сказал: "Вообразите себе состояние взрослых людей, которых принудительно кормят незнакомой и невкусной пищей. Эти люди будут не в лучшем положении, если их заставить слушать то, что им вовсе не нужно". К каждому выступлению можно подобрать множество примеров. Отбирая их для выступления, следует придерживаться следующих критериев: а насколько этот пример нужен; б типичен ли он; в уместен ли в данной аудитории; г какие чувства вызывает у слушателей. Не следует пояснять слушателям, для чего мы приводим тот или иной пример. Но он должен попадать в цель, чтобы они это понимали сами. Пример часто оказывается полезным для "разрядки" уставшей аудитории.

Выбрать роль — кто лектор для аудитории — кумир, хозяин или покровитель. Составить речь, подкрепить тезисы фактами и выдержками из научной литературы проверить грамотность.

Непосредственно в день выступления настроиться на речь, забыть о страхах, переживаниях, неуверенности в себе. Основная психологическая особенность выступления — самопрезентация. Выбрать роль лектор сможет только после детального изучения аудитории. Грамотное обозначение роли — основная часть вещания, неотъемлемая составляющая успеха перед аудиторией. Одно из требований к выступлению — анализировать реакцию слушателей. Оратор обязан отслеживать реакцию слушателей, при необходимости корректировать некоторые части текста, чтобы удерживать внимание. По окончании доклада необходимо проанализировать поведение аудитории, жесты, мимику, вопросы — в будущем это позволит избежать ошибок, улучшить навыки выступлений на открытых площадках, перед аудиторией, а это путь к успеху. Ораторское искусство — непростая работа, сложная система, чтобы успешно выступать, влиять на аудиторию, необходимо знать и применять технологии и особенности устной коммуникации на публичном выступлении. Следует тщательно готовиться к каждому мероприятию, репетировать перед зеркалом, текст составлять с учетом возрастных критериев аудитории.

Если спич связан с вашей будущей работой, необходимы для карьеры, имеет смысл заниматься с профессионалом.

Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. В одном из учебных пособий по риторике приводится такой пример.

Оратор выступал с информационным сообщение на тему «Зимние Олимпийские игры».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий