Анализ произведения шукшина экзамен

Анализ рассказов Шукшина В.М. «Рассказ-судьба» Шукшина «Одни» в нескольких страницах раскрывает судьбу, но не одного человека, а супружеской пары, семейных отношений. В рассказе Шукшина "Экзамен" речь идет об экзамене, к которому студент не готов. Так уж получилось, что это было послевоенное время. «Экзамен», анализ рассказа Шукшина. Жанровые особенности. Рассказ Шукшина «Экзамен» написан в форме диалога, через который раскрываются характеры обоих героев. В. Шукшин различал три типа рассказов: "Рассказ-судьба. Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Конспект урока "Проблема ценности знаний (на примере рассказа В.М. Шукшина «Экзамен»)" 1 класс

“Экзамен”, анализ рассказа Шукшина – Школьные сочинения (материал к уроку внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина «Экзамен»).
Шукшин Экзамен, кто главные герои, какая главная мысль? Анализ произведение Экзамен Анализ произведение Экзамен Шукшина Герои Шукшина довольно часто воплощают собой предельную честность.
Какое впечатление на вас произвел рассказ В. Шукшина "Экзамен"? Инсценировка рассказа «Экзамен». Анализ произведения.
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен" Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Анализ текста экзамен шукшин

Исследовать художественные приемы. Выйти на новую проблему. Учитель: Сегодняшнее занятие я бы хотела начать со строк: Популярные сегодня пересказы Англичанин Павля — краткое содержание рассказа Драгунского В шуточном рассказе «Англичанин Павля» семья Дениски утром собралась за столом. Маме немного взгрустнулось из-за того, что время пролетело слишком быстро, закончилось лето, и завтра начинаются школьные занятия Богомолье — краткое содержание рассказа Шмелёва Повесть Шмелева «Богомолье» рассказывает о том, как маленький мальчик Ваня отправляется в путь к Троице-Сергиевой Лавре из Замоскворечья. Мальчик идет в сопровождении взрослых: плотника Горкина Эликсиры Сатаны — краткое содержание романа Гофмана Роман Гофмана рассказывает насыщенную историю в которой реальность переплетается с деятельностью человеческого подсознания. Произведение представляет собой по жанру нечто наподобие готического романа Дом у дороги — краткое содержание поэмы Твардовского Произведение под названием «Дом у дороги» написано известнейшим русским писателем Твардовским. Эта поэма по праву признается критиками одним из лучших творений автора.

Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье. Сюжет и композиция Рассказ представляет собой диалог профессора и опоздавшего на экзамен студента. Действие рассказа занимает примерно столько же времени, сколько читатель его читает. Рассказ написан в 1960 г. Экспозиция рассказа отсутствует. Только по контексту и по названию можно догадаться об обстоятельствах диалога.

Сюжет рассказа прост. Студент-заочник плохо готов к экзамену, потому что у него «срочный заказ был». Строгий профессор упрекает студента в том, что он не читал «Слово о полку Игореве», а только предисловие. Когда профессор узнаёт, что юноша воевал и был в плену, он просит рассказать подробно о побеге из плена, но молодой человек немногословен. Затронув важную для себя тему, профессор суетится, потом смущается от этого. Напоследок он напутствует студента, склоняя его прочитать «Слово…», и даже дарит свой экземпляр книги, подписывая его: «Учись, студент».

Оказывается, профессор поставил студенту «плохо», несмотря на разговор по душам. Неожиданный конец рассказа сближает его с новеллой. Концовка у рассказа почти романная. Оба героя изменились внутренне в процессе общения, но каждый связан жизненными обстоятельствами и не изменит своей жизни. Заголовок — это и тема, и основная мысль рассказа. Выдержали ли герои трудный жизненный экзамен, осталась ли чистой их совесть, не изменили ли они себе?

Студент-заочник, пришедший на экзамен к профессору литературы, вытягивает билет с вопросом «Слово о полку Игореве». Вдумчивый, нервный профессор разглядывает экзаменуемого. Это молодой парень «с производства», по виду далеко не глупый и не бесхарактерный. Но, судя по всему, работа оставляет ему мало времени для учёбы. Рассказ парня о «Слове» сводится к нескольким общим фразам. Умного профессора раздражает то, что русский человек не удосужился прочитать величайшее национальное произведение.

Профессор размышляет об издержках заочного обучения, которое сам он хотел бы отменить вообще… Экзаменатор стыдит студента. Но вид у парня твёрдый и искренний. Профессор исподволь чувствует симпатию к нему. В душе у профессора борются противоречивые чувства. Он и злится на экзаменуемого и желает ему помочь. Человек неравнодушный, принимающий всё близко к сердцу, профессор колеблется между противоположными крайностями.

От студента это нужно скрыть. Василий Шукшин, автор рассказа «Экзамен» Чтобы не ставить «двойку», экзаменатор начинает задавать заочнику наводящие вопросы. Неожиданно выясняется, что парню это хорошо известно. Он воевал, попал на войне в окружение и сам был три месяца в плену у немцев. Потом бежал с этапа. Узнав об этом, профессор испытывает сильное впечатление.

Сам он не был на войне, но много размышлял о том, что переживает человек, оказавшийся в руках врагов. Парень подтверждает давнюю догадку профессора о том, что пленные почти не разговаривают друг с другом, а всё больше молчат. Профессор отчётливо вспоминает яркое ощущение, постоянно посещавшее его в Киеве. При взгляде на удивительную даль с высоты Подола, у него всегда возникало странное чувство, что он уже ходил там когда-то, много веков назад, во времена князя Игоря. И не знакомый близко с войной профессор вдруг постигал многое с нею связанное: например то, как ведут себя люди в плену… Окончательно взволновавшись, профессор достаёт из портфеля экземпляр «Слова о полку Игореве», надписывает его и дарит экзаменуемому.

Он родился в простой крестьянской семье в Сибири. Работал на заводе, директором школы в родном селе. Шукшина с детства привлекало кино, поэтому в 1961 году он поступил на режиссёрский факультет института кинематографии в Москве. Шукшин каждому делу отдавался самозабвенно, как единственному делу в жизни. Писатель имел удивитель но разносторонние способности.

Он был актёром, кинорежиссёром и сценаристом многих кинофильмов. В 1963 году Шукшин публикует свой первый сборник рассказов и сразу становится известным писателем. В прозе Василия Шукшина соединились красота, образность простой русской речи и острая динамика действия. Одним из ранних рассказов писателя является рассказ «Экзамен».

И профессор уже ведёт себя не как учитель, а как человек: он проявляет эмоции, кричит, стыдит, пытается понять "русского человека", высказывает предположения, которые ему самому кажутся нелепыми. В то же время, несмотря на то, что он нашёл со студентом общий язык, узнал о его трудной и нелёгкой жизни, профессор не отступает от педагогических принципов.

В душе профессора идёт постоянная работа мысли, он думает о судьбе русского народа, о прошлом России и о её будущем, его интересует "русский человек". И он не боится открыть свою душу, свои мысли и догадки совершенно постороннему человеку - своему студенту, которого только пять минут стыдил за непрочитанное произведение. Ему обидно, что забываются традиции, а великие произведения, отражающие прошлое русского народа, не читаются.

Какое впечатление на вас произвел рассказ В. Шукшина "Экзамен"?

Задание 4. Ознакомьтесь с биографией писателя. Ответьте на вопросы: 1. Чем интересна личность В. Какова основная мысль рассказа В. Шукшина «Экзамен»? Шукшин Рис. Шукшин асилий Макарович Шукшин 1929 — 1974 — один из самых известных современных писателей России. Он родился в простой крестьянской семье в Сибири.

В рассказе «Экзамен» Шукшин также поднимает проблему социальной дискриминации и несправедливости. Студенту, не имеющему возможности оплатить репетитора и получить дополнительные занятия, тяжелее сдать экзамен, чем его однокурснику из более благополучной семьи. Это свидетельствует о том, что в нашем обществе до сих пор сохраняется проблема социального неравенства и дискриминации. Также в рассказе отражены проблемы человеческой жизни, такие как бедность, отчаяние, отсутствие поддержки и определенного стимула. Герой рассказа находится в положении, когда ему не имеет смысла бороться, учиться, стараться. Рассказ «Экзамен» является важным произведением в истории русской литературы, отражающим общественно-важную проблему социального неравенства и дискриминации, которые до сих пор сохраняются в нашем обществе. Проблема бюрократии и коррупции в образовании в рассказе «Экзамен» Рассказ «Экзамен» Шукшина затрагивает важную проблему бюрократии и коррупции в системе образования. Автор показывает, что образовательная система коррумпирована и бесполезна — все учителя и студенты занимаются только тем, чтобы выжить в этой системе.

Шукшин критикует бюрократические процессы, связанные с преподаванием. Он показывает, что система оценок и экзаменов стала самой важной в образовании. Учителя не обучают своих студентов, а просто дают им зубрежки, которые помогут им пройти экзамены. Кроме того, Шукшин показывает, что система образования стала объектом коррупции. Учителя и руководители школ получают ленсоветы, чтобы их студенты могли получить высокие оценки.

Верно, что молчали. О чём же говорить? У врага надо молчать. Это самое мудрое. И профессор задумался о чём-то о своём. Вы когда-нибудь в Киеве бывали? Там есть такой район - Подол называется. Всякий раз, когда я стою и смотрю с высоты вдаль, мне кажется, что я уже там бывал когда-то давным-давно, во времена Игоря. Я в плену не был, даже не воевал никогда, но там, под Подолом, я каким-то образом постигал всё, что относится к войне. Я там додумался, что в плену молчат. Не на допросах, а между собой. Я многое там узнал и понял. Наша страна много воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, всё равно живёт теми же чувствами и заботами, какими живёт народ. Долго после этого молчали - отходили. И не раз... Я вам подарю книгу.

Шукшин мастерски передает смену чувств профессора, по мере того, как экзаменатор узнает новые обстоятельства жизни студента. Рассказ драматизирован, движения героев выдают их чувства. Неожиданный конец, в котором читатель узнает о том, что сын... Чудик — это определенный образ, который вызывал интерес Шукшина-писателя.... Краткое содержание рассказа Дойла «Человек на четвереньках» К Шерлоку Холмсу обращается за помощью молодой человек, мистер Беннет, который ассистент знаменитого профессора Пресбери и жених его единственной дочери.... Вернувшись домой с работы, он рассказывает жене Зое о том,... Краткое содержание рассказа Шукшина «Чудик» Василий Егорыч Князев — киномеханик, странноватый мужчина, работающий в селе. Жена называет его Чудиком. Чудик собирается на Урал, к брату,... Краткое содержание рассказа Шукшина «Микроскоп» Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской, решился. Придя домой, он рассказывает жене Зое, что потерял деньги — сто двадцать рублей, на... С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей... Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики» Семидесятитрехлетний дед Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любят ходить в кино, хотя на билеты уходит половина дедовой пенсии.... Краткое содержание рассказа Шукшина «Обида» Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: «Маша, пойдешь со мной? Краткое содержание рассказа Шукшина «Волки! Зять, Иван Дягтирев, ворчит, но все-же собирается, и они... Краткое содержание рассказа Шукшина «Охота жить» Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался... Краткое содержание рассказа Шукшина «Материнское сердце» Витька Борзенков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей он собирался жениться, позарез нужны были... Произведение вызвало восхищение критиков, Толстой отнес...

Конспект урока "Проблема ценности знаний (на примере рассказа В.М. Шукшина «Экзамен»)" 1 класс

Твір на тему: “Экзамен”, анализ рассказа Шукшина. это удивительная и атмосферная история о решительности, воле и духовной силе главного героя. Сегодня мы будем разбирать рассказ Василия Макаровича Шукшина «Экзамен».

Анализ рассказов Шукшина В.М.

При изучении рассказа «Экзамен» школьникам предлагается осмыслить проблему культурной ценности исторических и эстетических знаний. Как вы поняли смысл названия рассказа, приступая к чтению, и как изменилось ваше представление после прочтения всего произведения? Конспект урока по русской литературе по рассказу «Экзамен». Анализ рассказов Шукшина В.М. «Рассказ-судьба» Шукшина «Одни» в нескольких страницах раскрывает судьбу, но не одного человека, а супружеской пары, семейных отношений. «Верую!», анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности Рассказ написан в 1971 г. Исходя из рассуждений самого Шукшина, это произведение можно отнести и к «рассказам-анекдотам», и к «рассказам-характерам». В рассказе Шукшина "Экзамен" речь идет об экзамене, к которому студент не готов.

Шукшин Экзамен, кто главные герои, какая главная мысль?

При изучении рассказа «Экзамен» школьникам предлагается осмыслить проблему культурной ценности исторических и эстетических знаний. Одним из самых известных рассказов о школьном экзамене является произведение Василия Шукшина под названием «Экзамен». Анализ произведения «Экзамен» Шукшина. «Экзамен» – рассказ 1962 года. Рассказ Шукшина «Экзамен» написан в форме диалога, через который раскрываются характеры обоих героев. По классификации Шукшина это «рассказ-характер» с элементами «рассказа-исповеди», только исповедуется профессор, а студент к откровениям не склонен.

Конспект урока по русской литературе по рассказу «Экзамен»

Краткое содержание шукшин экзамен за 2 минуты пересказ сюжета Как вы поняли смысл названия рассказа, приступая к чтению, и как изменилось ваше представление после прочтения всего произведения? Возник ли эффект обманутых читательских ожиданий? Какие трансформации образа Тимофея можно обнаружить в рассказе?
Шукшин «Экзамен»: краткое содержание и проблематика рассказа Анализ произведение Экзамен Шукшина. Подсказки школьнику.
о чем думал профессор в рассказе В.М.Шукшин Экзамен В. Шукшин различал три типа рассказов: \"Рассказ-судьба.

Основная мысль рассказа Василия шукшина "экзамен"

Как вы думаете, почему же профессор поставил студенту двойку? Возможные ответы учеников: не прочитал текст, знание которого важно для каждого образованного человека; он понял, что студент хочет получить образование, не прикладывая усилий хотя и работает. Учитель: Что вы знаете из курса истории о походе князя Игоря? Подготовленный ученик по карте рассказывает об исторических событиях того времени.

Учитель: А что об этом знает наш герой рассказа, которому предстоит выдержать экзамен?

Этот рассказ написан в форме диалога между профессором — преподавателем вуза и студентка, который опоздал на экзамен, что делает его простым и для чтения и понятным для читателей. В нем профессор Григорьев — один из главных героев, буквально исповедуется, рассказывает все о своей жизни. Рассказ был написано еще в 1960-м году, и там описано прошлое, что вполне нетрадиционно для этого писателя, обычно он писал о новом времени.

В этом рассказе идет обычный разговор по душам между студентом, который ничего не учил, даже не прочел «Слово о полке Игореве» и профессоре, который пытается укорить студента. Профессор, спустя время узнал, что этот самый студент когда-то воевал, начинает расспрашивать его о этом, пытается вытянуть какие-то жизненные истории. Григорьев постоянно пытается посоветовать студенту научиться говорить, так как его речь немного обрывиста, непонятна, не связана.

Новые готовые школьные сочинения, доклады и сообщения Профессор Григорьев кажется безумным снобом, так как изначально судил по человеку из-за его оценок, считал, что он «деревенский», но когда узнал, что этот студент горожанин- его мнение конкретно изменилось, он сразу начал относиться к нему намного лучше, перестал презренно на него смотреть, стал рассказывать все о своей жизни. Студент в свою очередь очень пытается избегать вопросов профессора о том, как он воевал, о своем пленении и побеге.

Его ведь можно понять? Он отвечает ему односложно, старается избегать обсуждения этих моментов его жизни. В какой-то момент студент не может больше продолжать этот глупый диалог и останавливает профессора словами « Хватит же о этом». Профессор же не останавливается, все так же дополняет идеальные ответы на экзаменационные вопросы комментариями о войне и плене, слишком уж ему интересна вся эта подноготная.

Игорь безусловно знал, что половцы — враг очень сильный и многочисленный. Тем не менее, Игорь, решая отправиться в этот поход, был чересчур уверен, что победит и получит славу. Князь Игорь был готов сложить голову за родную землю, и это делает ему честь. С другой стороны, князь не подумал о том, что будет с его княжеством, если он терпит поражение. Принимая это решение, князь рисковал жизнями всех людей. Силы были неравны, и русичи потерпели поражение. Погиб брат Игоря Всеволод, а Игорь попал в плен И все это произошло из-за неосторожности князя Игоря и его чрезмерного желания славы. Если бы князь собрал больше сил, выступил бы в поход совместно с другими князьями, то они бы тогда победили Сила — в единстве. Надеяться на удачу в таком серьезном деле как военный поход — неразумно. Жаль, что для того, чтобы понять это, князю Игорю пришлось потерпеть поражение в битве, лишиться брата и побывать в плену. Его дипломная работа — короткометражка «Из Лебяжьего сообщают» — осталась незамеченной. Картина рассказывала об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма « Живет такой парень ». Съемки картины начались летом того же года на Алтае. Кинофильм получил в 1964 году высшую награду Венецианского международного кинофестиваля — «Золотого льва св. В 1972 году был снят фильм «Печки-лавочки», где Шукшин выступил вновь в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли. Весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском Шукшин начал работу над фильмом «Калина красная», которая стала последней режиссерской работой Шукшина. В фильме Василий Макарович блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. Ленту посмотрели почти 100 млн человек. Как отвечать на билеты Вытягивание экзаменационных билетов — лотерея. После того, как увидел заветные два или три вопроса, главное — определиться с логикой ответов. Даже для гуманитарных дисциплин лучше составить план, а уже по нему развивать мысль. Понимаешь, что «плаваешь»? Тогда записывай все, что знаешь, что приходит на ум по своей и смежным темам. Будет хоть что-то. А на этой основе все равно переходи к плану и его развитию в хоть сколько-нибудь стройный текст. Если с первых же минут на экзамене покажешь себя скромным ответственным студентом — считай полдела сделано: симпатии экзаменатора будут на твоей стороне. Вспомнишь для своего ответа хоть что-то и запишешь в виде связного текста — на тройку, наверняка, наскребешь. А то и на четверку. Ну а если объективно готов, остается только не нервничать. К следующей сессии уже сам сможешь раздавать советы первокурсникам. Проверь себя Задание 1. Выбери черты Ярославны, которые позволяют ее отнести к идеальному женскому образу: Близость к народу Верность и любовь к мужу Способность плакать Задание 2.

Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен"

Студент в свою очередь очень пытается избегать вопросов профессора о том, как он воевал, о своем пленении и побеге. Его ведь можно понять? Он отвечает ему односложно, старается избегать обсуждения этих моментов его жизни. В какой-то момент студент не может больше продолжать этот глупый диалог и останавливает профессора словами « Хватит же о этом».

Профессор же не останавливается, все так же дополняет идеальные ответы на экзаменационные вопросы комментариями о войне и плене, слишком уж ему интересна вся эта подноготная. Несмотря на все идеальные ответы студента, он не может освободиться, так как все же не прочитал лишь одно произведение.

Мир вокруг него торопится, а профессор все больше думает и рассуждает.

Постепенно в диалоге профессор проявляет свои негативные качества. Рассердившись, профессор сохраняет убийственное спокойствие, но его отношение к студенту меняется. Он начинает издеваться, злиться, досадовать, но при этом и жалеет парня.

Когда профессор узнает, что студент был в плену, его отношение снова меняется. Он начинает подробно расспрашивать о «психологическом моменте» пленения, пытаясь нащупать «человеческое» в студенте. Профессор — сноб.

Он совершенно уверен, что студент деревенский, на том лишь основании, что тот плохо учится. Узнав, что студент — горожанин, профессор принимает его почти как равного и изливает ему душу. Старик рассказывает свой секрет: когда он бывает в Киеве на Подоле, ему открываются тайны прошлого.

Он как будто был участником ратных подвигов, знает, что чувствуют люди в плену, как надо снимать часовых… Профессор в военном деле оказывается совсем неопытным. Он, всегда чувствующий свою причастность к «великой литературе», вдруг оказывается непричастным к войне. Поставив в зачетку «плохо», профессор восстановил первоначальный порядок вещей, подкрепив его надписью на книге о том, что надо учиться и это тоже нелегкое дело.

Студенту предстоит еще раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня. У студента-заочника нет имени. Если внешность профессора не важна в рассказе , то студент, которого герой видит глазами экзаменатора, описан подробно: «Рослый парняга с простым хорошим лицом… Глаза правдивые и неглупые», «строгое, крепкой чеканки лицо», пальцы толстые и грубые.

С первых слов мы узнаем, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо. Но студент не терпит грубого отношения к себе и вежливо, но решительно прерывает профессора: «Не надо так».

Студент настойчив, просит профессора спросить у него еще что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно. Профессору он представляется таким, каким мог быть автор «Слова о полку Игореве». Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо.

Молодой человек делает важное дело в современной жизни, как делали его герои и автор «Слова…», но текст он не читал и ошибку свою осознает. Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который все знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это.

Шукшин много и напряжённо работал, у него было больное сердце, но он не мог найти и минуты для отдыха.

Писатель рано ушёл из жизни, но его жизнь стала примером служения своему долгу, долгу писателя и гражданина. Задание 5. Действие рассказа, который вы будете читать, происходит в конце 40-х годов 20 века.

Герой рассказа воевал и во время войны попал в плен. Как вы думаете, о какой войне идёт речь? Задание 6.

Найдите в данных словосочетаниях сложные слова. От каких слов они образованы?

Он не оправдывает персонажей, но и не осуждает их. Он лишь внешне безучастно подмечает обстоятельства их конфронтации. Так, например, уже в экспозиции рассказа сообщается о нелепых подарках, привезенных гостями в деревню: «электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки». Замечено и то, как Константин Иванович «подкатил на такси», и то, как он с нарочитой «грустинкой» в голосе вспомнил детство, приглашая мужиков к столу. С другой стороны, мы узнаем о том, как Глеб «мстительно щурил глаза», как,будто «опытный кулачный боец», шел к дому Журавлевых «несколько впереди остальных, руки в карманах» , как он, «видно было — подбирался к прыжку». Лишь в финале автор сообщает нам о чувствах присутствовавших при словесном поединке мужиков: «Глеб... Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было.

Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще». Так рассказ и завершается: не нравоучением, но сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу, о встрече, обернувшейся разрывом. По форме рассказы Шукшина отличаются сценографичностью: как правило, это небольшая сценка, эпизод из жизни, — но такой, в котором обыденное сочетается с эксцентрическим и в котором открывается судьба человека. Постоянной сюжетной ситуацией оказывается ситуация встречи реальной или несостоявшейся. В развертываемом сюжете нет внешнего плана: рассказы часто тяготеют к форме фрагмента — без начала, без конца, с незавершенными конструкциями. Писатель неоднократно говорил о своей нелюбви к замкнутому сюжету. Композиция сюжета подчиняется логике беседы или устного рассказывания, а потому допускает неожиданные отклонения и «лишние» уточнения и подробности. Шукшин редко дает сколько-нибудь развернутые пейзажные описания и портретные характеристики героев. Так, например, описание внешности Глеба ограничивается двумя штрихами: «толстогубый, белобрысый мужик лет сорока».

О внешности его будущего противника Константина Ивановича вообще ничего не сообщается. Характеры в шукшинской прозе раскрываются прежде всего в диалогах. Авторский текст часто сведен к минимальным вкраплениям и напоминает театральные ремарки « Мужики засмеялись. И опять внимательно уставились на Глеба». Граница между «авторским словом» и «словом героя» в большинстве случаев размыта или полностью отсутствует.

«Экзамен», анализ рассказа Шукшина

Но я и молодым так же чувствовал. Повисла неловкая пауза. Два человека смотрели друг на друга и не понимали, что им, собственно, требуется сейчас выяснить. Я в плену не был, даже не воевал никогда, но там, над Подолом, я каким-то образом постигал все, что относится к войне. Я додумался, что в плену — молчат. Не на допросах — я мог об этом много читать, — а между собой. Я многое там узнал и понял. Я, например, много думал над вопросом: как бесшумно снимать часовых? Мне думается, их надо пугать. Студент удивленно посмотрел на профессора. Подползти незаметно и что-нибудь очень тихо спросить.

Например: «Сколько сейчас времени, скажите, пожалуйста? Студент засмеялся, опустив голову. Студент поторопился сказать: — Нет, почему… Мне кажется, я понимаю вас. Не хочет обидеть», — понял профессор. И скис. Но счел необходимым добавить еще: — Это вот почему: наша страна много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ. Я это не из книжек вычитал, сами понимаете.

Поставив в зачетку «плохо», профессор восстановил первоначальный порядок вещей, подкрепив его надписью на книге о том, что надо учиться и это тоже нелегкое дело. Студенту предстоит еще раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня. У студента-заочника нет имени. Если внешность профессора не важна в рассказе , то студент, которого герой видит глазами экзаменатора, описан подробно: «Рослый парняга с простым хорошим лицом… Глаза правдивые и неглупые», «строгое, крепкой чеканки лицо», пальцы толстые и грубые. С первых слов мы узнаем, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо. Но студент не терпит грубого отношения к себе и вежливо, но решительно прерывает профессора: «Не надо так». Студент настойчив, просит профессора спросить у него еще что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно.

Профессору он представляется таким, каким мог быть автор «Слова о полку Игореве». Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо. Молодой человек делает важное дело в современной жизни, как делали его герои и автор «Слова…», но текст он не читал и ошибку свою осознает. Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который все знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это. Стилистические особенности Характеры героев раскрываются через реплики в диалоге. Речь студента отрывиста, профессор советует ему учиться говорить. Профессор говорит правильно и красиво. Читателю открыты только мысли и чувства профессора.

Внутренний мир студента закрыт и от читателя, и от экзаменатора. Только в самом конце рассказа читатель узнает, что студент боится получить «хорошо» или «отлично», потому что ему стыдно. Шукшин мастерски передает смену чувств профессора, по мере того, как экзаменатор узнает новые обстоятельства жизни студента. Рассказ драматизирован, движения героев выдают их чувства. Неожиданный конец, в котором читатель узнает о том, что сын... Чудик — это определенный образ, который вызывал интерес Шукшина-писателя.... Краткое содержание рассказа Дойла «Человек на четвереньках» К Шерлоку Холмсу обращается за помощью молодой человек, мистер Беннет, который ассистент знаменитого профессора Пресбери и жених его единственной дочери.... Вернувшись домой с работы, он рассказывает жене Зое о том,...

Всякий раз, когда я стою и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда-то. Не В своей жизни даже, а давным-давно». Эта способность окунуться в даль эпох, умение представить себе, понять людей Далекого прошлого, проникнуться их бедами, надеждами — р!

Едкое и важное качество историка, литературоведа. Увлеченность Григорьева «Словом…» так велика, что он не Замечает, как порою невежлив и даже груб по отношению к студенту. Многозначительно небольшое авторское отступление: «Перед его глазами за длинную жизнь прошла не одна тысяча таких вот парней; он привык думать о них коротко — студент.

А Ведь ни один из этой многотысячной армии не походил на другого даже отдаленно. Все разные». Эти » разные», к Сожалению, мало интересовали профессора.

Важны лишь их знания. А ведь человек — это не только знания. Григорьев случайно Узнал о прошлом студента, но не полюбопытствовал, что его привело на литературный факультет, какой срочной работой он Был занят.

Отдавая должное одержимости педагога своим делом, его гражданским раздумьям, автор не приемлет его душевной Черствости, бестактности, категоричности его высказываний. Авторские отступления о Григорьеве критичны: «Профессор ходил около доски, фыркал и качал головой. Он даже как будто Помолодел от злости», «Профессор, когда сердился, упрямился и капризничал, как ребенок…».

В чем смысл Заглавия рассказа. Жизнь — это постоянный экзамен на порядочность, доброту, граждански отношение к своему Делу. На экзамене выявляются не только знания по предмету, но и культура поведения экзаменующегося и экзаменатора.

Другими словами, их интеллигентность. Шукшин, — какой он такой интеллигентный человек? А Образ его давно создал сам народ.

Только он называет его — хороший человек. Умный человек. Уважительный…» Студент экзамен на интеллигентность сдал.

Он вел себя достойно, с уважением к экзаменатору. Единственное, что он Позволил себе, это резко высказать свое отношение к бестактности педагога: «Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь». Шукшин, — это Ответственное слово.

Это так глубоко и серьезно, что стоило бы почаще думать об ответственности за это слово». Речи героев в произведении В. Шукшин придавал первое значение.

Какой человек? Как он думает? Чего хочет?

В конце концов, мы ведь так и составляем понятие О человеке — послушав его. Тут он не соврет не сумеет, даже если захочет». Речь Николая немногословна.

Она во многом обусловлена ситуацией. Студент несколько скован обстановкой, Неподготовленностью к экзамену. В речи Григорьева ощутима его профессия лектора и педагога.

Обратимся к тексту. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе.

И даже тот, кто не Принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ. Я это не Из книжек вычитал… Я это чувствую и верю этому». В этом монологе и доступность изложения, и обобщенность мысли, и Эмоциональность высказывания, которая достигается повторением отдельных слов, выражений: «много воюет, трудно воюет»; «народная война и народное горе»; «живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ «, к этим повторениям, Которые оттеняют мысль, профессор прибегает постоянно: «Меня меньше всего интересует ваш заказ.

Если хотите, меня Интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать вели! Чайшее национальное произведение. Очень интересует».

Однако долгие годы общения со студенческой аудиторией «обогатили» его язык лексикой и фразеологией молодежи: «черти полосатые», » колоссально» и др. Василии Макарович Шукшин — в искусстве явление уникальное. Талантливый актер и кинорежиссер, сценарист и самобытный, Одаренный писатель.

Всего лишь пятнадцать лет активной творческой жизни, а след в культуре заметный.

Рассказ был написано еще в 1960-м году, и там описано прошлое, что вполне нетрадиционно для этого писателя, обычно он писал о новом времени. В этом рассказе идет обычный разговор по душам между студентом, который ничего не учил, даже не прочел «Слово о полке Игореве» и профессоре, который пытается укорить студента. Профессор, спустя время узнал, что этот самый студент когда-то воевал, начинает расспрашивать его о этом, пытается вытянуть какие-то жизненные истории. Григорьев постоянно пытается посоветовать студенту научиться говорить, так как его речь немного обрывиста, непонятна, не связана. Студент же совершенно не хочет раскрываться в этом «душевном» разговоре, чем еще больше заинтересовывает преподавателя. Профессор Григорьев кажется безумным снобом, так как изначально судил по человеку из-за его оценок, считал, что он «деревенский», но когда узнал, что этот студент горожанин- его мнение конкретно изменилось, он сразу начал относиться к нему намного лучше, перестал презренно на него смотреть, стал рассказывать все о своей жизни.

Пьеса по рассказу В. Шукшина Экзамен

Данный материал – разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен". Другие сочинения по произведению Шукшина. Сюжет и герои одного из рассказов а («Алёша Бесконвойный»). Студент с опозданием явился на экзамен, извинился за опоздание, сославшись на срочный заказ, и взял билет. Рассказ в. Шукшина «экзамен». Задание 1. Подберите антонимы к следующим словам. Другие сочинения по произведению Шукшина. Сюжет и герои одного из рассказов а («Алёша Бесконвойный»).

Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (Экзамен)

Найди верный ответ на вопрос«Основная мысль рассказа Василия шукшина "экзамен" » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. В рассказе Шукшина "Экзамен" речь идет об экзамене, к которому студент не готов. Анализ рассказов Шукшина В. М В 1960-е гг., когда в литературной периодике появились первые произведения писателя, критика поспешила причислить его к группе писателей-«деревенщиков». В рассказе Василия Шукшина «Экзамен» главный герой, студент вечерней школы, подходит к своему последнему экзамену – по математике.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий