. великая моравия и ее значение для развития славянского региона.

раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. Великая Моравия Великая Моравия — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай.

Что значит великоморавская держава

Моравия, населённая славянским племенем моравов, в это время представляла собой лишь небольшую часть территории бывшего государства Великая Моравия, павшего в 906 году под натиском венгров. Великая Моравия имела огромное культурное значение для славянского народа. В этот период произошло формирование и развитие. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА — ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское — Богемское княжество) — государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии. Великая Моравия. Труд «Первые славянские монархии на Северо-Западе» профессора Федора Ивановича Успенского. Учебник для 6 класса. § 7.2. Великая Моравия и судьбы славянской культуры. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА — ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское — Богемское княжество) — государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

Это было вызвано не- которым всплеском активности антинорманистского учения,который произо- шел на рубеже 30-х годов. На смену ученым старой школы приходили ученые молодого поколения. Но вплоть до середины 30-х годов у основной массы историков сохранялось представление о том,что норманский вопрос уже давно решен в норманистском духе. Первыми с антинорманистическими идея- ми выступили археологи,направившие свою критику против положений кон- цепции шведского археолога Т. Арне,опубликовавшего свою работу "Швеция и Восток". Археологичские исследования русских археологов 30-х годов дали свои материалы,противоречащие концепции Арне. Важную роль при этом сыграл выработанный советскими археологами критерий решения воп- роса об этнической приенадлежности погребальных памятников. Было уста- новлено,что решающим моментом является не наличие в погребении тех или иных вещей,а весь погребальный комплекс в целом. Такой подход позволил В И Равдоникасу на основании произведенных в конец 20-х годов раскопок курганных могильников Юго-Восточнго Приладожья подвергнуть критике утаерждения Арне о существовании в этой местности номанских колоний и установить,что могильники принадлежали местному прибалтийско-финскому племени Равдоникас В. О возникновении феодализма в лесной полосе Восточной Европы по археологическим данным. Арциховский подверг критике утверждение норманистов о существовании норманнских колоний в Суздальской и Смо- ленской землях,показав,что и здесь большинство скандинавских вещей найдено в погребальных памятниках,в которых захоронение произведено не по скандинавскому,а по местному обычаю Арциховский А.

Археологичес- кие данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской зем- ле. Обосновывавшаяся Арне на археологическом материале теория нор- маннской колонизации русских земель получила,как ни странно,в последу- ющие десятилетия поддержку со стороны языковедов. Была сделана попытка при помощи анализа топонимики Новгородской земли подтвердить существо- вание в этих местах значительного числа норманнских колоний. Это новей- шее норманистское построение было подвергнуто критическому разбору Е. Рыдзевской,которой было высказано мнение о важности при изучении этой проблемы учитывать не только межнациональные,но и социальные от- ношения на Руси Рыдзевская Е. К варяжскому вопросу. Местные названия скандинавского происхождения в связи с вопросом о варягах на Ру- си. Однако эти критические выступления еще не меняли общей картины. Названный ученый,как,впрочем,и другие русские иисследователи,выступали против отдельных норманистских положений,а не против всей теории в целом. В середине 30-х годов учеными была впервые разработана "марксист- ская концепция" возникновения классового общества и государства в вос- точнославянских землях.

Было установлено,что возникновение Древнерусс- кого государства явилось результатом многовекового процесса социаль- но-экономического развития восточного славянства и следствием глубоких внутренних изменений,происшедших в восточнославянском обществе в IX-X вв. В рамках этой концепции не находилось место для варягов-создателей русской государственности. Как указывал Б. Греков,на современном уров- не науки нельзя уже говорить старыми наивными взглядами о том,что го- сударство могут создать отдельные люди в какой-то определенный год. Греков Б. О роли варягов в истории Руси. Энгельса совершенно точно отражает точку зрения марк- систского учения. Классики марксизма установили,что государство-"... Поэтому речь могла ид- ти лишь о какой-то степени участия норманнов в грандиозных сдви- гах,происходивших на Руси в IX-X вв. Положения классиков марксизма явились необходимой основой для разработки советской концепции происхождения Древнерусского государс- тва.

Примечательно,что даже сами ученые,разрабатывавшие ее,не сразу осознали,что эта концеп- ция подрывает основы,на которых базируется учение норманистов. После завершения коренных сдвигов в русской историрграфии первым с прямой критикой основных положений норманской теории выступил В. Он разобрал основные доводы норманистской школы и пока- зал,что эти доводы не основываются на серьезном анализе всей совокуп- ности источников,и поэтому совершенно не убедительны Пархоменко В. К вопросу о "норманском завоевании" и происхождении Руси. Уже к сороковым годам позиции русских ученых по норманнскому воп- росу сформулировал М. Артамонов:варяги рано проникли на Русь,но они стояли на той же стадии общественного и культурного развития,что и восточные славяне, и поэтому не могли принести на Русь ни более высо- кой культуры,ни государственности;они лишь влились в местный процесс образования государства. Да,марксистския наука признает,что в IX-X вв. Однако,основываясь на всей совокуп- ности письменных,археологических и фольклерных и некоторых других ис- точников,марксистская наука утверждает,что формирование классового об- щества,образование древнерусского государства,начало развития феодаль- ных отношений,формирование русской народности и ее материальной и ду- ховной культуры-результат глубоких и длительных процессов внутреннего развития восточнославянского общества,без значительного воздействия норманнов. Процесс возникновения государственности на Руси был также исследован в сороковых годах В. Мавродиным,в частности был рассмотрен вопрос об участии норманнов в формировании государства на Руси.

Хотя автор признавал зафиксированное многими источниками участие норманнов в этом процессе,но в то же время показал достаточно ограниченный ха- рактер этого участия. В книге признавалось норманнское происхождение княжеской династии,но вместе с тем указывалось,что династия "потому удержалась на Руси... Образование древнерусского государства. В то же время следует отметить,что в тексте монографии имелось несколько формулировок,которые преувеличи- вали роль норманнов в процессе образования Древнерусского государс- тва Там же:с. В послевоенные годы антинорманистское течение получило свое раз- витие. Прежде всего это-статьи Б. Грекова с критикой норманистских ра- бот Т. Арне и финского филолога В. Кипарского:"О роли варягов в истории Руси" и "Антинаучные измышления финского "профессора",последняя из ко- торых вышла в 1950 году. Еще более детальная критика норманской теории содержалась в рабо- тах С.

Юшкова Юшков С. Общественно-политический строй и право Киевс- кого государства. В то же время в нашей историографии в первое послевоенное десяти- летие имелись некоторые недостатки. Некоторые ученые,полемизируя с нор- манистами,вообще отрицали все,что связано с деятельностью норманнов на Руси в IX-XI вв. См напр. Коган С.

По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным. Церковь Моравии известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.

Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД. Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос. Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии. Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси. В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента. На самом деле всю жизнь Кирилла звали Константином. Он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл только за 50 дней до смерти, когда тяжело заболел и слёг. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Kириллица и глаголица Мефодий и Кирилл создали азбуку алфавит , но была ли это кириллица или глаголица — неизвестно. Дошедшие до нас старославянские тексты написаны двумя азбуками. Kириллица и глаголица появились приблизительно в одно время, с разницей не более 30—50 лет, и различаются исключительно начертанием. Современные исследователи склоняются к версии, что глаголицу создал Кирилл, а кириллицу — его ученик Климент Охридский. Этимология термина «глаголица» походит от старославянского «глаголить» — «говорить». Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании. Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу. Смерть Ростислава В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества второго по значению после Моравского. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер.

В 30-е годы IX века на землях западных славян возникло сильное государство Великая Моравия. На западе оно граничило с Восточно-Франкским королевством будущей Германией , короли которого неоднократно, но безуспешно пытались подчинить себе Моравию. Великоморавские князья хотели найти союзников в борьбе с немцами и обратились к Византии.

Что значит Великоморавская держава?

Великая Моравия Великая Моравия — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего Славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык[3]. Возникновение Великой Моравии После разгрома Карлом Великим аваров на Средний Дунай стали возвращаться бежавшие оттуда ранее славяне. Моравия, некогда Великая. Не бывало, чтобы история таким образом обошлась со столицей: сровняла ее с землей, повернувшись к ней спиной. К оценке исторического значения славянской письменности в Великой Моравии. Великоморавское государство при Моймире I и Ростиславе; б - территориальные при-ращения до 874 года; в - приращения при Святополке; г - ареал слензан, предположитель-но входивший в состав Великоморавской державы; д - регион сорбов.

Великая Моравия и Белые хорваты

Великая Моравия имела огромное культурное значение для славянского народа. В этот период произошло формирование и развитие. Особенность Словакии в том, что она долее Чехии и Моравии хранила верность греческому обряду, кириллице и всему строю архитектуры, языка и культуры, присущему славянам центра Европы эпохи великоморавских князей Ростислава и Святополка. Начало славянской письменности положила миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Великая Моравия была родиной славянской азбуки и литературы, которая легла в основу древнерусской письменной культуры. В то же время Великая Моравия была крупным культурным центром, колыбелью славянской образованности, распространившейся на Чехию, Малую Польшу, Болгарию, Киевскую Русь, Хорватию, Сербию. Великая Моравия стала первым крупным политическим объединением западных славян, обладавшим несомненными признаками раннефеодального государства.

Доклад: Великая Моравия

Великая моравия и Русь: история взаимосвязи и культурного обмена 26.05.2013: ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ — КОЛЫБЕЛЬ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ В нынешнем году отмечается 1150-летие славянской письменности.
Великоморавская держава: история 6 класс, кратко Великая Моравия Великая Моравия — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае.
Первые государственные образования славян 3. Великая Моравия: а) Политическая история Великой Моравии В VII–VIII вв. славянское население бассейна р. Морава входило в состав Аварского каганата.

Великоморавская держава: история 6 класс, кратко

Сначала Великая Моравия была тесно связана с империей Каролингов и в начале IX века даже приняла крещение по римскому обряду. Но франки хотели во всём подчинить Моравию. Князь Ростислав, стремясь сохранить самостоятельность, склонился к союзу с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в делах веры.

Тот направил в Моравию двух служителей церкви — братьев Константина более известного под своим монашеским именем Кирилл и Мефодия. Оба хорошо знали язык славян. Кирилл и Мефодий.

Миниатюра XV в.

В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.

После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию.

Сведений о дальнейшей судьбе Моймира I нет. Когда Людовик II возвращался из похода на ВМД , славяне Богемии под руководством тех же князей, которые крестились год назад, напали на войско короля и нанесли ему весомое поражение. Крещение князей не имело никакого значения и не привело к основанию христианской церкви в Богемии.

Князь Ростислав. Первые четыре года Ростислав проявлял лояльность, пока был занят укреплением своей власти, а также заключением союзов с Болгарским царством и Византийской империей. Однако следующие 20 лет Ростислав будет проводить самостоятельную политику. Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с королём ВФК и стремясь к максимально возможной независимости, изгнал из ВМД баварских священников и отправил послов в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей или священников для обучения собственных церковнослужителей в его государстве. Этим Ростислав хотел ослабить влияние ВФК. Однако Папа даже не принял послов. Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь Византийская империя.

Великоморавская держава при Ростиславе Мефодий и Кирилл. Обретение письменности Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД , но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку алфавит для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48. Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни.

Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась. Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков. Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным литературным и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке.

Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД. Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона.

В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос.

Великоморавская держава создала свою систему письменности, называемую глаголицей, которая служила основой для развития славянской письменности вплоть до появления кириллицы. Она была важным фактором в сохранилась культуры и истории славянских народов. На основе глаголицы были созданы первые славянские литературные произведения и хроники, в которых были записаны исторические события и обычаи Великоморавской державы. Великоморавская держава также стала центром торговли и ремесел, что способствовало экономическому развитию региона и международному обмену товарами. Великоморавская держава имела тесные контакты с другими государствами и культурами, такими как Франкский королевство и Византийская империя, что способствовало культурному обмену и распространению знаний.

Влияние Великоморавской державы простиралось далеко за пределы ее территории. Ее история и культура оказали значительное влияние на формирование славянской и европейской идентичности. Благодаря этому влиянию, Великоморавская держава заслуженно стала известной как великий и значимый деятель европейской истории. Это было первое государство, объединившее славянские и европейские народы под одной властью. Благодаря своему географическому положению на перекрестке важных торговых путей, Великоморавская держава стала центром экономического и культурного развития региона.

Кризис соседних отношений, вынудил Великую Моравию обратиться за помощью к Византии

Развитие христианства в Великоморавской державе способствовало созданию обширной литературы, включая богословские трактаты и переводы Библии на славянский язык. Это привело к распространению грамотности среди населения и к формированию славянской культуры на основе христианской веры. В конце 9 века Великоморавская держава столкнулась с политическими и религиозными конфликтами с Венгрией, Восточной Франкией и Византией, которые привели к её разделению и падению. Однако, наследие монархии Великоморавии привнесло важные культурные и религиозные изменения в Европу, включая славянскую письменность и христианство. Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава оказала значительное влияние на Европу в свое время, как политически, так и культурно. Политическое влияние Великоморавской державы простиралось на значительное количество земель в Средней Европе. Великоморавская держава являлась сильным политическим центром региона и играла важную роль в политической стабильности и развитии Европы. Культурное влияние Великоморавской державы было непрерывным и длительным. В это время развитие и распространение христианства на территории Европы было связано с активностью Великоморавской державы.

Она была первым государством в Средней Европе, которое приняло христианство и стало его значимым центром.

Прага, расположенная на пересечении важнейших торговых путей, ведущих в Польшу, Венгрию, Киевскую Русь, на Балканский полуостров, стала одним из богатейших городов Европы. Со времени основания епископства в Праге 973 союзником Пшемысловичей становится национальная церковь, которая помогает Болеславу II 973 — 999 завершить объединение всех чешских земель. Чешское государство развивалось в обстановке постоянной борьбы против немецкой агрессии. В 1041 г. Бжетислав I был вынужден присягнуть на верность Германской империи и признать себя ее ленником. С этого времени Чехия вошла в состав империи. Период феодальной раздробленности. С середины XI в. Феодальная раздробленность здесь была непродолжительной и неглубокой.

Экономические интересы и сравнительно небольшая территория страны позволяли пражскому князю быстро справляться с соперниками. Внешним фактором, способствовавшим укреплению единой феодальной монархии в Чехии, стали феодальные усобицы в Германской империи, благодаря которым было ослаблено вмешательство немецких феодалов во внутренние дела Чехии. Князю Владиславу II в 1158 г. С этого времени Чехия стала именоваться королевством. В XIII в. Чехия была уже одним из самых сильных государств Центральной Европы. Поэтому, когда в 1241 г. Укрепление государства при Пшемысле II. Избрание Люксембургов на чешский престол. Особенно укрепилась Чехия в период правления Пшемыс-ла II 1253 — 1278.

Немецкие князья опасались возраставшей силы Чешского государства, поэтому, когда Пшемысл II высказал притязания на корону императора, немецкие князья-выборщики курфюрсты предпочли ему Рудольфа Габсбургского, который вскоре отнял у Чехии австрийские и словенские земли. В конце XIII в. Образовалось Польско-Чешское государство. Но уже в 1305 г. Польша отделилась от Чехии. После прекращения династии Пшемысловичей в 1306 г. Вступая на престол, Ян выдал грамоту, в которой обязался хранить права и вольности чешских панов, не вводить никаких изменений без их согласия. Это привело к ограничению королевской власти. Карл I IV Великий. Особенного расцвета Чехия достигла при короле Карле I IV Люксембургском 1346 — 1378 , который являлся одновременно и императором Священной Римской империи.

Это было время роста городов и развития ремесла. В стране возросла добыча железа и драгоценных металлов, развивалось сукноделие, ткачество. Успешно развивалось сельское хозяйство. Прага стала одним из самых крупных городов Европы, население ее выросло до 40 тыс. Заботясь о просвещении народа и желая придать еще большее значение Праге, в 1348 г. Карл I основал Пражский университет. Он добился учреждения самостоятельного Пражского архиепископства, которое подчинялось непосредственно римской курии. Карл I много сделал для изменения архитектурного облика Праги, которая стала одним из красивейших городов Европы. В его правление сложилась просуществовавшая до XVII в.

В мире известно всего две ротонды с двумя абсидами. Одна из них — в Микульчицах, вторая — в Кракове под одной из вавельских часовен. Фундамент замка в Микульчицах На раскопках Микульчиц был найден и фундамент строения без абсиды. Наш проводник считает, что, если судить по его размерам, это княжеский дворец. Все предметы, извлеченные из этого раскопа, более чем на 100 лет старше найденных во время раскопок в пражском Старом городе. Баварские миссионеры к тому времени уже добрались до Праги. Там, вероятно, народ и аристократия проявляли меньшее сопротивление христианству другого, латинского образца. А столица первой христианской миссии — славянского образца — должна была быть сровнена с землей. Уже во времена Святополка. В течение веков земля прикрывала ее собою и зеленым плащом трав и кустов. Все забыли, что тут некогда находилось нечто исторически значимое для Центральной Европы, в том числе и для Польши. Но названия выжили: Костелиско, Клашториско. Они не давали покоя современным археологам, пришедшим сюда в середине XX века и начавшим раскопки. Так была открыта земля необычная, наполненная сокровищами. Следом пришли университетские ученые. За полвека они разгадали много загадок. Теперь это музейное и академическое сообщество прилагает усилия, чтобы раскопки в Микульчицах были внесены в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО. На раскопках Микульчиц, рядом с фундаментом абсиды главной церкви, в 1963 году, в год 1100-летия призыва славянских просветителей в Моравию, поставили памятник святым «Кириллу и Мефодию за староцерковнославянскую, старославянскую и староболгарскую азбуку и письменность благодарные славяне». Фундамент замка в Микульчицах На камне цитируются слова монаха по имени Храбр, о котором мы ничего не знаем. В моем переводе они звучали бы так: «Спрашиваешь славянских ученых, кто сотворил вам алфавит или кто перевел вам книги? Тут все знают и все отвечают. Константин, называемый Кириллом, и брат его Мефодий и письмо сотворили, и книги перевели». Рядом с памятником в 1990 году поставили крест — шестиугольный. Описываем широкую дугу. Переезжаем мост над Моравой. Мы в Словакии. Ближайший город — Галич. Далее Копчаны. По прямой от Копчан до раскопок Микульчиц полтора километра. Спрашиваем женщин о самой старой церкви. Все указывают на костел около городской площади. Едем на машине через бесконечные кукурузные поля, разделенные дорожкой. Появляется красное пятно. Направляемся к нему. Да, это крыша церквушки, которую мы ищем. Мы ее знаем по снимку, помещенному в интернете. Стоит в море кукурузы, как на поляне. Не огорожена.

Великоморавские князья хотели найти союзников в борьбе с немцами и обратились к Византии. Отсюда земли славян были посланы греческие проповедники — Кирилл и Мефодий, чтобы принести в Моравию христианство и крестить славян. Стремление Кирилла и Мефодия перевести богослужение в Великой Моравии на славянский язык вызвало недовольство немецких священников и самого Римского Папы.

Великоморавская держава

Но Адриан не мог удовлетворить желание Богориса; за отсутствием Марина [74] он послал в Болгарию иподиакона Сильвестра. Подобная медлительность и неуступчивость должна была наскучить наконец болгарскому князю. Притом и греки, без сомнения, употребляли все средства, чтобы возвратить Болгарию в свою церковь. Обращаясь от Царьграда к Риму, болгарский князь мог ожидать больших выгод и уступок для своей церкви; оттого-то так настоятельны и часты были его посольства в Рим. В это время отношения Западной и Восточной церквей были довольно натянутые. Низвержение Игнатия в декабре 857 г. Пока дело не выходило из круга толкования церковных правил, касающихся только поспешного и незаконного возведения в патриархи Фотия, обе стороны надеялись еще на взаимное примирение и прочный церковный союз; но когда вместе с этим оказалась разность в догматическом учении и практике церковной, личный спор представителей двух церквей перешел в вероисповедный 867 и послужил началом к разделению церквей. А когда греческая и римская церкви столкнулись на одном и том же поприще проповеди христианства у болгар и мораван, обе стороны вышли из спокойной, богословской борьбы и с целью унизить противную сторону обратили внимание на увеличение своих церковных областей.

Щедрые подарки, обещание политических выгод со стороны византийского правительства, нерешительность папы поколебали наконец намерение болгарского князя получить архиепископа из Рима. Тот же самый боярин Петр, который был посылаем в Рим во главе блистательного посольства, отправился в начале 870 г. Патриарх Царьградский назначил в Болгарию архиепископа и епископов, а Богорис изгнал из страны латинское духовенство. Потеряв Болгарию, папа мог еще надеяться вознаградить себя обширной провинцией, лежащей на север от Дуная, где также греческие проповедники бросили первые семена христианского учения. Прием, сделанный в Риме Констатину и Мефодию, был торжественным. В пышной процессии, сопровождаемый духовенством и гражданами столицы, вышел папа за город навстречу им. Все недоумения и по поводу проповеди в чужой епархии, и по поводу богослужения на славянском языке, и перевода Библии были устранены папой, и сделано все по желанию святых братьев.

Славянские книги не только были одобрены первосвященником, но сам он положил их на алтарь и отслужил над ними литургию. Епископам Формозу и Гаудерику приказано было посвятить Мефодия [75] и учеников его в священный сан; несколько дней сряду служили литургию на славянском языке в главных храмах римских, в служении принимали участие епископ Арсений и библиотекарь Анастасий [76]. Когда некоторые из римского духовенства снова стали было высказываться против славянского языка в богослужении, папа Адриан проклял их, защищая дело святых братьев. Константину Философу не суждено было продолжить свою благочестивую деятельность между славянами; неусыпно работая на пользу ближних, не давая себе отдыха даже и в папской столице, принужденный часто входить в жаркие состязания, он расстроил свое здоровье и почувствовал упадок сил. За 50 дней до смерти принял иноческое пострижение и имя Кирилл; смерть его последовала 17 февраля 869 г. Мефодий просил было позволить ему перевезти труп брата, согласно завещанию матери, в монастырь на Олимпе, где оба брата некоторое время жили вместе; но, уступая желанию римского духовенства — не выпускать Кирилла из Рима, Адриан не согласился на просьбу Мефодия. Кирилла похоронили в церкви Св.

Климента, мощи которого усопший обрел и принес в Рим. По смерти брата св. Мефодий оставался еще некоторое время в Риме. Припомним, что около этого времени 866—869 папу много занимали дела болгарские, что своей подозрительностью и нежеланием дать Михаилу болгарскому архиепископа, Адриан оттолкнул от себя болгар и заставил их обратиться к Царьграду. Нужно иметь это в виду, чтобы правильно оценить дальнейшее влияние папства как на судьбу славянских стран, лежащих к северу от Дуная, так и на деятельность св. Прямым и последовательным делом папы Адриана было бы, одобрив славянский язык в богослужении, перевод Священного Писания и проповедническую деятельность св. С полгода, может быть, по смерти брата Мефодий без всякой цели должен был оставаться в Риме.

Короткое пребывание св. Желая ввести в своей стране богослужение на родном языке, Коцел отправил в Рим в 869 г. Папа нашел удобным удовлетворить пожелание и отпустил Мефодия с напутственным письмом, уполномочивавшим его на проповедническую деятельность во всей Моравии и Паннонии [78]. В этом письме Мефодий называется мужем совершенным и правоверным, ему дается право продолжать дело св. Кирилла, т. Оговорка сделана только относительно чтения Евангелия: сначала должен быть читан на литургии латинский текст, а потом славянский перевод его. Коцел с честью принял проповедника, но не был доволен, что папа не дал ему высшего духовного сана.

Князю паннонскому, как и Михаилу Болгарскому, очевидно, желательно было иметь духовное лицо с авторитетом, облеченное и внешним достоинством, чтобы оно с успехом могло бороться с проповедниками из других стран. Поэтому он скоро послал Мефодия опять в Рим и достиг того, что Мефодий посвящен был в архиепископы Моравии и Паннонии в 870—871 гг. Учреждением славянской архиепископии, объединявшей под собой всех южных славян единством веры, церковного языка и власти, папа Адриан II сделал великое дело для славянского мира; но этим нарушал он церковные права немецкого духовенства и наносил жестокий удар политическим стремлениям восточной линии франкских королей. Несомненно, что уступчивость папы славянам вызвана была современным описываемому событию печальным для латинской церкви обращением болгар к Востоку. Папа римский Адриан II. Портрет из базилики Св. Петра за стенами в Риме Посвященный в архиепископы Моравии и Паннонии, Мефодий начал свою деятельность в области Коцела устроением церковного чина и введением славянского богослужения.

Ближайшим следствием этого было то, что архипресвитер Рихбальд, которому зальцбургский архиепископ Адальвин поручил управление церковными делами в этой области, в 871 г. Зальцбургский архиепископ не мог согласиться без борьбы на уступку обширной провинции, значительно сокращавшую его доходы; король немецкий, как светский глава баварской церкви, тоже не мог быть доволен самовольным вмешательством папы в церковные дела его области. А потому зимой 872 г. Мефодий говорил, что он проповедует в области св. Петра, а не зальцбургского епископа, что напрасно отцы из-за жадности и скупости ставят преграду доброму делу. Когда ему угрожали наказанием, он отвечал, что бесстрашно будет говорить истину пред царями и с любовью последует примеру Того, Который за проповедь истины кончил жизнь свою в мучениях. Мефодий был задержан в Баварии и сослан в заточение, где и оставался около двух с половиной лет.

Те же самые возражения, которые выставлены были против деятельности Мефодия на соборе, собраны были и подтверждены документами в записке, составленной вскоре по поручению зальцбургского архиепископа. Эта замечательная записка подробно говорит об основании Зальцбургской епископии и о деятельности зальцбургского духовенства в Паннонии и у хорутан. Сущность этой записки состоит не в возражениях против славянской литургии, но в том, что она не признает архиепископского достоинства Мефодия и этим как бы оправдывает поступок с ним собора баварского духовенства [79]. Неизвестно, предпринял ли какие меры папа Адриан к защите прав Мефодия, но преемник его Иоанн VIII заставил баварское духовенство подчиниться распоряжению своего предшественника и достиг того, что Мефодий, освобожденный из заточения, снова принял на себя управление церковными делами Паннонии и Моравии. Церковная и политическая независимость Моравии. Князь Святополк собирает западных славян в одну державу. В то время как Кирилл и Мефодий были в Риме, защищая перед папой свое дело, моравский князь Ростислав начал новую войну с немцами.

Завязав предварительно дружественные сношения со всеми недовольными немецким королем и предлагая им у себя приют и почести, Ростислав приготовлял себе союзников между соседними народами. Людовик Немецкий не сомневался в намерениях Ростислава: в 867 г. В следующем году действительно начались военные действия. Вместе с мораванами поднялись чехи, сербы-лужичане, бодричи и другие славянские народы, терпевшие иго немцев [81]. Из Моравии вышло два войска: одно под предводительством Ростислава, другое — племянника его Святополка. Чехи вторглись в Баварию, опустошили ее и забрали в плен много женщин, сербы напали на Тюрингию, жгли селения, убивали поселян. Людовик не мог собрать войско ранее августа 869 г.

Когда готово было королевское войско, составился такой план военных действий: Людовик-младший с тюрингами и саксами назначался против сербов и бодричей, Карломан с баварцами против Святополка, а сам король с франками и алеманнами хотел двинуться на Ростислава. Но болезнь заставила его изменить решение и поручить свою часть войска младшему сыну Карлу [83]. Карломан и Карл с двух сторон напали на Моравию и нигде не встретили сильного сопротивления, Карломану удалось подойти к столице моравских князей Велеграду. Но город был окружен стеной и охраняем княжеским войском; королевич не решился взять его и, опустошив окрестности, воротился назад, чтобы соединиться с младшим братом. Оба войска сошлись в южной части нынешнего Градиштского края и потянулись в Баварию. Отступление Карломана и Карла объясняется славянским обычаем обороны. Ростислав и Святополк не вступали в открытое сражение, отступали перед неприятелем в глубь страны; неприятель везде находил опустелые селения и недостаток продовольствия.

Это заставляло его отступать, но тогда-то и начиналась настоящая война: постоянные нападения с тыла, погоня за врагом до границы [84]. Несколько удачнее ведена была война с союзниками Ростислава. Людовик-младший принудил сербов обратиться в бегство, а чехов, служивших по найму в сербском войске, частью перебил, частью взял в плен. Король Людовик, узнав о неудачном походе на Моравию, спешил заключить с Ростиславом мир, как бы ни были невыгодны условия этого мира [85]. В этом же году начавшиеся смуты едва не низвели Моравию на самую крайнюю степень унижения. Как герцог Баварии и маркграф Восточной марки, Карломан не мог отказаться от притязаний на некоторые права над Моравией. За некоторое время перед тем искавший дружбы Ростислава и с помощью его достигший настоящего, почти независимого положения, он стал теперь сеять раздоры между моравскими князьями.

Святополк, племянник Ростислава, вошел в тайные сношения с Карломаном, поддался его убеждениям низвергнуть дядю и занять моравский великокняжеский престол. Узнав о замысле племянника, Ростислав отдал приказание задушить его. Но Святополк избег опасности, напал на Ростислава, взял его в плен и отправил к Карломану. В Регенсбурге, в присутствии короля, состоялся над Ростиславом суд, которым назначена была ему смертная казнь. Король смягчил приговор, осудив Ростислава на ослепление и заключение в монастырь. Резной костяной образок. Средневековая Моравия Если Святополк, выдавая немцам своего дядю, надеялся быть после него полновластным государем Моравии, то он весьма ошибся в своих ожиданиях.

Против него был и моравский народ, привыкший к правлению Ростислава и соединявший с его именем блестящее время побед, и самый союзник его по заговору Карломан, который, низвергнув Ростислава, имел в виду устранить от престола и его племянника. Мораване не признали Святополка своим князем и изменнически выдали его немцам. Карломан ворвался в беззащитную страну, без сопротивления овладел городами и крепостями ее, разграбил государственную казну и княжеские сокровища в Велеграде. Не желая восстановления княжеского достоинства в Моравии, он поручил управление ей графам Восточной марки Вильгельму и Энгильскальку [86]. Таким образом потеряна была только что приобретенная тяжелыми трудами независимость. Немцы хотели ввести в Моравии свои учреждения, маркграфы стали ездить по стране, собирать дань, судить народ своим судом; следом за ними пасовское духовенство должно было начать латинскую проповедь, собирать десятину и вырывать семена, брошенные недавно греческими проповедниками [87]. Но для мораван не пропало даром воспоминание о времени Ростислава.

Еще недавно немецкие королевичи искали у них защиты, пограничные графы сражались под предводительством их князя: они не могли снести теперь, чтобы маркграфы попирали их свободу, теперь, чтобы маркграфы попирали их свободу, оскорбляли народную гордость! Оставался из княжеского рода какой-то священник, по имени Славомир. Мораване заставили его принять на себя княжескую власть и позаботиться об очищении страны от чужеземцев. Общая опасность соединила весь народ и направила его силы к одной цели — освобождению от немецкого господства. Скоро стало ненадежным положение Вильгельма и Энгильскалька, с трудом держались они в защищенных городах, ожидая помощи из Баварии. А там производился в это время суд над Святополком. Не находя достаточно улик для обвинения его в измене и опасаясь, чтобы народное движение в Моравии не приняло опасных размеров, Карломан вздумал поручить Святополку усмирение мораван и наказание Славомира [88].

Горьким опытом пришлось изведать Святополку цену верности и союза с немцами; прикидываясь покорным слугой Карломана, он задумал жестоко отомстить ему за свою обиду. Во главе немецкого войска он проник до самой столицы Моравии Велеграда; расположился лагерем под стенами его, как будто с намерением осадить город. Между тем вошел в сношение с гражданами и войском, высказал им свое намерение изменить немцам, внушил доверие мораванам и назначил им время, когда сделать нападение. Немецкое войско не подозревало враждебных сношений и было совсем не готово к защите, когда мораване напали на него. Многие из немцев взяты были живыми в плен, многие перебиты; потеря их была велика и невознаградима. Мало было семейств в Баварии, Ракусах и Хорутании, которым бы не приходилось оплакивать своих близких. Радость Нориков о многих прежде одержанных победах обратилась в печаль и уныние [89].

Карломан, пораженный неожиданным оборотом дел и опечаленный гибелью своего войска, наскоро приказал собрать всех заложников моравских и выдать их Святополку, но взамен получил из Моравии только одного Ратбода. Святополк, навлекший на отечество много бедствий, взошел на престол несчастного Ростислава. Можно было ожидать, что поражение при Велеграде еще сильнее, чем прежде, возбудит ненависть между враждующими сторонами. Святополк решился крепко отстаивать то положение, которое приобрела Моравия при его предшественнике. Следуя примеру Ростислава, он вошел в переговоры с чехами и славянами по Лабе и Одре; породнился с чешским княжеским домом, женившись на чешской княжне [90]. В 872 г. В мае было послано тюринго-саксонское войско против славян полабских, но действия этого войска не имели никакого успеха; потерпев неудачу, саксы и тюринги в беспорядке бежали назад, славянские женщины останавливали всадников, срывали их с коней и секли прутьями.

Отряд, отправленный против чехов, одержал победу над пятью лехами и нанес поражение чешскому войску, стеснив его у Влтавы [91]. В Моравии против Святополка вел дело Карломан; после нескольких неудачных сражений, не надеясь наличными силами победить мораван, он просил у короля вспоможения. Стянув главное войско внутрь страны, Карломан, чтобы обезопасить себе отступление, оставил на Дунае флот с припасами; военный план Святополка рассчитан был на то, чтобы отрезать королевича от сообщения с Дунаем и сделать для него невозможным продолжительное пребывание в Моравии. С этой целью он отделил значительный отряд от своего войска и послал его против баварцев, стерегших на Дунае флот Карломана. План увенчался полным успехом, баварцы были разбиты, вся флотилия сделалась добычей мораван, неприятелю отрезано было отступление. Святополк погнал теперь Карломана к Дунаю и малой войной уничтожил большую часть его войска. В следующем году, перейдя из оборонительной войны в наступательную, он переправился через Дунай, овладел Восточной маркой и постоянными нападениями так стеснил Карломана, что только быстрая помощь немецкого короля могла спасти его.

Людовик Немецкий прибыл в Регенсбург и, не ожидая счастливого исхода войны, решился положить ей конец. Обе страны, опустошенные и изнуренные войной, одинаково нуждались в мире. В 874 г. Форхгеймским миром признана была самостоятельность Моравии в политическом отношении [92]. В это же время окончательно устроены были церковные дела Моравии и Паннонии. С 871 г. Моравия переживала весьма тяжелое время: земский князь содержался в плену, немецкие графы управляли страной, затем тянулась двухлетняя война.

Паннонский архиепископ Мефодий осужден был на заточение и два года содержался в темнице [93]. Но когда Святополк своими победами поставил Моравию на прежнюю политическую высоту, взволновал всех славян, пограничных с немцами, изгнал из Моравии латинское духовенство, тогда папа обратил внимание на незаконный поступок с паннонским архиепископом. В записке о правах зальцбургской церкви на Паннонию баварское духовенство ссылалось на давность времени и на распоряжение Карла Великого, подчинявшее Паннонию зальцбургскому архиепископу. При образовании независимого от Баварии паннонского архиепископата папа Адриан указал, а папа Иоанн развил и подтвердил неотъемлемые права св. Петра на Иллирию и Паннонию [94]. В грамоте, данной легату, так говорится о правах Рима: «Апостольский престол издавна привык совершать посвящения и определения не только в Италии и остальных областях Запада, но и в пределах всего Иллирика»; против семидесятилетней давности, на которую опиралось баварское духовенство, папа выставляет еще большую давность прав римского престола. Права святой римской церкви неотчуждаемы, их не уничтожает никакое время, никакое разделение государств; да и самые римские законы в церковных делах допускают давность не иначе как во сто лет».

Людовик не мог ссориться с папой из-за притязаний баварского духовенства и предоставил ему свободу в устроении Паннонии [95]. Таким образом восстание баварского духовенства, не нашедши поддержки в немецком короле, должно было остаться бесплодным. В ноябре 877 г. Титмар получил, как верный и послушный сын римской церкви, знаки архиепископского достоинства [96]. Церковь Св. Маргариты в д. Копчаны Словакия — единственный сохранившийся храм времен Великой Моравии Следствием настойчивых распоряжений папы Иоанна VIII было то, что архиепископ Мефодий получил снова свободу и вступил в управление своей паствой [97].

Весьма вероятно, что в форхгеймском договоре принимал участие папа, склонив Людовика Немецкого отказаться от вмешательства в политическую и церковную жизнь Моравии и Паннонии [98]. Заключив мир с королем, Святополк пригласил к себе Мефодия и поручил ему высшеее церковное управление Моравией, изгнав из нее латинское духовенство. Церковные права Мефодия простирались не только на Моравию, но и на Паннонию, в которой за два года перед тем деятельность его была прервана баварским духовенством [99]. При содействии Горазда и других славянских учеников Мефодий стал распространять христианство, строить церкви и умножать число священников. Ближайшему светскому начальнику Паннонии, Карломану, только дано было знать о восстановлении древней Паннонской епископии; он не мог по крайней мере открыто восставать против папского распоряжения. Когда политическое положение Моравии, приобретенное долголетними усилиями ее князей и тяжелыми пожертвованиями народа, достигло желаемой высоты по отношению к иноплеменным соседям, тогда моравский князь с большим успехом стал стремиться к распространению своей власти между соплеменными народами. Моравия является в это время носительницей таких признаков образованности — государство, церковное устройство, национальное духовенство, — каких не мог представить у себя ни один славянский народ.

И нужно признать, что христианство много способствовало Святополку в образовании его обширной монархии [100]. Еще в 871 г. Скоро затем князь чешский Борживой и жена его Людмила приняли христианство от архиепископа Мефодия, тогда Чехия открыта была для проповедников христианской веры и подчинилась в церковном отношении моравскому архиепископу. Но вместе с церковным влиянием Моравия делала успехи в Чехии и другого рода: если Святополк совсем не лишил Борживоя княжеской власти, то во многом ограничивал его и подчинил страну его своей власти [102]. Легенда рассказывает, что Святополк презрительно обращался с Борживоем, изгнал его из Чехии и сам управлял ею. К этому же времени нужно отнести крещение языческого князя в Висле и присоединение других областей за Карпатами, как намекает на то жизнеописатель Мефодия [103]. Распространение господства Святополка Моравского вело за собою проповедь христианства в подчиненных странах.

Но все славянские земли были еще ранее разделены по епархиям немецких епископов, так что моравский архиепископ как ранее в Паннонии, так теперь в Чехии и за границами ее должен был столкнуться с немецким духовенством. Хотя зальцбургское духовенство и было принуждено согласиться на уступку Паннонии, тем не менее пасовский и регенсбургский епископы могли ратовать против отторжения от них Чехии и Моравии и против незаконного, с их точки зрения, распространения Мораво-паннонского архиепископства к северу [104]. Весь успех дела свободной проповеди христианства греческого обряда в державе Святополка, несомненно, зависел от личного расположения князя к своему архиепископу; если бы Святополк видел в деятельности Мефодия осуществление своих целей, если бы на славянское богослужение смотрел как на необходимое средство к сохранению завоеванной самостоятельности, то он дорожил бы своим архиепископом и защитил бы его от всех нападений. Но Святополк в этом отношении был далеко ниже своего предшественника Ростислава. Ему удалось сделаться могущественным властелином, раздвинуть широко над соседями свое господство, быть страшным для врагов и дать государству довольно прочное устройство; но он мало заботился о средствах, которыми достигал цели, его не одушевляла великая идея борьбы за свободу народа, свою власть он ставил выше общего дела. Немецкое духовенство скоро снова нашло доступ в Моравию, успело проникнуть даже ко двору и войти в доверие князя. Вызнав слабые стороны Святополкова характера и потакая его страстям, оно возбудило в неосмотрительном князе недоверие к Мефодию.

Жизнеописатель Климента так рисует отношение Святополка к Мефодию: «Святополка, человека грубого и невежественного, обошедши коварством, сделали они немецкие священники всецело участником своего учения. Да и каким образом он, раб женских удовольствий, не внимал бы больше им, чем Мефодию, отмечавшему гибельное для души зло в каждом удовольствии? Ибо что изобрел Евномий для привлечения большего числа учеников, то придумал также и безумный народ франков, т. Святополк, развращенный ими, вовсе не обращал внимания на Мефодия, даже относился к нему враждебно. И чего уж ни говорил ему с ласкою, какими угрозами не устрашал князя Великий! При папском дворе также нашлись люди, сочувствовавшие стремлениям немецкого духовенства и убедившие Иоанна VIII запретить Мефодию богослужение на славянском языке [105]. Не обратив внимания на папское письмо, переданное ему легатом, епископом Павлом Анконским, Мефодий продолжал, по требованию совести, исполнять свое дело.

Но у него были постоянные соглядатаи, сносившиеся с римской курией; донося об ослушании Мефодия, они вместе с тем взводили на него обвинение, что он отступил от православия и распространяет заблуждения между мораванами. И Святополк, доверявший больше врагам Мефодия, послал наконец к папе пресвитера Иоанна для разрешения его недоумений о православии архиепископа Мефодия. В июне 879 г. В письме к Святополку папа убеждает князя твердо держаться учения римской церкви и отвергать, как ложное, всякое другое учение, кто бы ни проповедовал его, епископ или священник; удивляется, что Мефодий отступил от православия и успокоивает князя, что к пресечению зла уже приняты меры отозванием в Рим Мефодия. Нимало не медля, архиепископ Мефодий предпринял третье путешествие в Рим, его сопровождало доверенное лицо моравского князя; в конце 879 г.

Но им в отличие от галичан удалось отстоять название и язык. Единственное, чем им пришлось поступиться в ходе борьбы, так это вера. В большинстве своем русины — униаты. А насчет status quo надо сказать следующее. Если кому-то не хочется видеть в остготах древних русов, то можно обратиться к рассмотрению их предшественников. А были ими уже известные нам руги русы. Еще в 476 г. По некоторым сведениям, держава ругов именовалась Ругиландом. Лишь в 493 г. Стоит ли теперь сомневаться, что они были здесь не первыми и что земля эта — исконно русская? Но и при остготах и даже с включением этих земель в состав империи Каролингов русы никуда не исчезли. Как следует из вышеприведенных хроник, они обнаруживаются и в свите Карла Великого и в составе противостоящих ему сил. Я имею в виду русского графа Эрно, возглавлявшего оборону Павии от войск Карла Великого, а также русского великана Фьерабраса из перечня Кузьмина. Пусть вас не смущают «неславянские» имена этих русских: мы уже убедились в том, что русские не всегда были славянами. Русские — они и германцы тоже. Да и итальянцам они не чужие, если судить по тому, что в 774 г. Еще одним прибежищем русов явились нынешние венгерские земли, часть которых Паннония до прихода мадьяр также входила в Великоморавское государство. О подкарпатских русинах, ранее составлявших национальное меньшинство Венгрии и Австро-Венгрии, я уже упоминал. Можно добавить к сему и наличие в Закарпатье многочисленных русских топонимов. Симоном Кезой именуются «Русскими горами» Ruthenorum alpes. Но подкарпатскими русинами Венгерская Русь не исчерпывается. Создана она была при следующих обстоятельствах. После поражения, нанесенного венграм в 955 г. Это помогло им избавиться на западе от такого опасного противника, как немцы. Значение Австрии, как марки, несколько снизилось. Роль буферной зоны империи, которую исполняла ранее Австрийская марка, перешла к Венгрии и Польше. Теперь уже венгры с поляками начинают принимать на себя удары восточных кочевников, как раньше это делали немцы, отбиваясь от них самих. Основным врагом Польши были разорявшие ее границы воинственные пруссы — самые настоящие русы поруссы , и не только по названию, но и согласно, например, «Житию Адальберта», где Пруссия названа Рутенией, а сами пруссы — русами. Иногда, памятуя о том, что верховный жрец пруссов именовался Криве, племя это причисляют к кривичам, т. На эту же мысль о том, что пруссы — это русы наталкивает и сообщение Герборда и Эбона о рутенах и флавах на севере Польши. И хотя Пруссия — это, скорее, северо-восток Польши, связь этих племен с нею очевидна. Кстати, насчет флавов. Думаю, что под ними подразумеваются половцы, т. Очевидна и связь половцев с поляками falones — полонез. Приняв христианство в 966 г. В 1010 г. Он уничтожил святилища пруссов в их столице — Ромове. А в 1065 г. Что характерно во всем этом: Пруссия — окраина Польши, так же как Русская марка — окраина Венгрии. То есть речь идет о приведении к покорности окраин. Такой же окраиной, точнее — Украйной, стали для Польши и Киевские земли. Впрочем, пруссы еще долго сопротивлялись и конец их существованию положил лишь Тевтонский орден в XIII в. Венгры же развязали себе руки для борьбы с куманами кунами — своим языческим арианским дубликатом. И вот, что характерно. Теперь уже в Венгрии, как ранее в Австрии, была образована «Русская марка». И предпринял это, как нетрудно догадаться, тот же правитель, который привел Венгрию в «лоно апостольской церкви» — Стефан Иштван I Святой 997—1038. Руководство маркой было поручено наследнику трона принцу Эмериху Имре. В венгерских документах Имре Святой именуется «герцогом русов». По некоторым сведениям Русская марка занимала Потисскую низменность и может, таким образом, быть локализованной в Закарпатье, где мы и видим подкарпатских русинов. Есть и другие данные. Например, в грамоте Людовика Немецкого Русская марка упоминается на южном берегу Дуная. Впрочем, любая из областей Венгрии может быть так названа в силу наличия на ее территории многочисленных русских названий. В состав Русской марки можно включить и Трансильванию, где распространены такие названия как, например, Oroszi, Oroshegy, Oroszfalva, Russdorf, Rusz и др. То же можно сказать и о Валахии, где русины мирно соседствовали с местным населением. Иногда же сами валахи именуются русинами. Например, в венгерском тексте урбария Оравского панства за 1626 г. Вероятнее же всего, кроме Закарпатья Русская марка включала и Паннонию. Очень уж она подходит на эту роль. И прежде всего потому, что на ее землях было расположено Блатенское княжество, входившее в уже упомянутую Карантанию Рутению. В 839 г. Людовик Немецкий подарил это княжество Прибине, изгнанному из своей вотчины Нитры великоморавским князем Моймиром I. Столицей его стал Блатноград около оз. До 847 г. Нетрудно догадаться, что его обитателями были в основном словаки и словенцы — рутены русины. Прокомментировать данные сведения можно следующим образом. Австрийская «Русарамарха» Карантания и венгерская «Русская марка» Паннония и Закарпатье , выстроившись в одну линию, обозначили собой юго-восточные рубежи западно-римской империи. Отсюда недалеко до вывода о том, что профессиональная деятельность русов русинов связана с охраной границ. Кстати, Пруссия Порусье , восточная соседка Польши, после принятия той католичества также превратилась в восточную окраину империи. Однако правомерным можно считать и другой вывод. Связан он опять-таки с деятельностью имперского центра по искоренению русских названий. Ясно, что деятельность эта касалась в первую очередь топонимики внутренних областей империи. Поэтому и сохранились русские названия в неизменном виде лишь на ее окраинах, вне пределов досягаемости «цивилизаторов». Как бы то ни было, а из всего этого еще не следует вывод о том, что великоморавские земли являлись прародиной точнее — непосредственной прародиной Киевской Руси. Для того чтобы окончательно убедиться в этом, — к чему я, собственно, и веду, — следует обратить внимание на некоторые фрагменты русских летописей. Оказывается, чаще других в них всплывают моравские сюжеты. О Дунайской Руси, как прародине славян, говорят уже строки «Повести временных лет», известные из школьных учебников: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто, на каком месте сел».

Славян обложили данью и стали призывать в армию аваров. А с северо-запада на страну давили немцы, которые хотели расширить свои владения под предлогом «добрых» намерений — насадить католицизм. Купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага как часто именно купцы возглавляют сопротивление! Вспомните опыт Минина и Пожарского. Выбив врага, славяне поняли — без укрепленных городов и регулярной армии житья им не будет. Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну. В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей. Начали процветать ремесла, началась выплавка стали. Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия. Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с императором франков Людовиком I. Государство набрало силу и успешно отражало атаки окрестных королей. Когда в страну вторгся Людовик II Немецкий, славяне не только успешно отбили атаку, но и в ответ захватили у короля часть Баварии, расширив границы своей страны. Во второй половине IX века Великая Моравия принимает христианство. Это было необходимым условием интеграции в европейский мир. Через 100 лет аналогичный выбор ждет Киевскую Русь. Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени.

Может возникнуть вопрос: а какое отношение имеет все это к происхождению Руси? Ведь моравы были славянами, а не русами. Не от них же пришла к нам государственность, а от варягов, которые и названием «Русь» нас наделили. Никто роль варягов и не отрицает. Но и зацикливаться на этом не стоит. Ведь не факт, что моравы, — я имею в виду все население Великой Моравии, а не конкретное племя моравов, — были нерусскими. При желании данный этноним здесь легко обнаруживается. Взять хотя бы подкарпатских русин, иначе называемых угрорусами или карпаторусами. Это, конечно, далеко не вся Великая Моравия, но если остальное население этих краев, — имеется в виду, прежде всего, Чехия, первой попавшая под немецкое влияние, — не сохранило за собой таких названий, то это не говорит о том, что их не было. Просто это не предусматривал «пролатинский» сценарий их развития. Надо ли доказывать, что русские названия выглядели в нем вредным анахронизмом? Если и стоит тут что-то доказывать, так это то, что Моравская держава сыграла в истории Киевской Руси роль, не менее важную, чем варяги, поскольку «русскость» моравов сомнению не подлежит. Именно в этом контексте получает объяснение следующая фраза персидского анонима IX в. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут каган росов. Среди них есть группа из моровват». Впрочем, происхождение варягов также не мешало бы переосмыслить в связи с моравской версией. Даже беглого взгляда на историю западных славян достаточно, чтобы обнаружить в ней обилие русов. И обитают они здесь издавна. Взять хотя бы «Русарамарху» на территории Австрии из списка А. Этот топоним появился здесь не случайно. Сама Австрия старонемецкое название Ostarrichi, современное — Osterreich являлась маркой и была создана Карлом Великим в качестве форпоста западноевропейской цивилизации на территории остготов остроготов , откуда и ее название. Закрепление германцев на этом рубеже явилось одним из этапов их продвижения на Восток. Но не остготы предшествовали появлению здесь немцев. До немцев, точнее, франков, Австрию населяли славянские племена карантанцев словенцев. Карантания не входила целиком в Великоморавское государство. Зато она входила в державу Само и простиралась по некоторым сведениям до озера Балатон в Паннонии Blatno jezero, «болотистое озеро» по-словенски. Именно активное участие карантанцев в восстании Само против авар 622—626 гг. Около 745 г. Но до своего окончательного покорения франками в 820 г. Понятно, что захват немцами чужих территорий мог вызвать неоднозначную реакцию со стороны мировой общественности. Поэтому историкам пришлось слегка покривить душой и выдать предшественников словенцев, готов, за германцев, после чего у германских походов появилось моральное обоснование. Они-де просто должны были восстановить status quo, т. Но если насчет русского происхождения готов еще могут возникать некоторые сомнения, то Карантания, земли которой ныне составляют Словению и австрийские области — Штирию и Каринтию, самая что ни на есть русская земля. А вытекает это из следующего факта. Упоминания о Карантании имеются в «Повести временных лет» Нестора. Названа она там Хорутанью. Если учесть, что «х», стоящее в начале слова, в русском языке часто не произносится, то в этой «Хорутани» можно легко распознать уже знакомую нам «Рутению». Выглядит странным, но именно русские летописи сохранили первозданную форму австрийского топонима. Впрочем, это вполне объяснимо. Ведь на Руси никто не был заинтересован в искажении этого названия. А вот австрийцам оно было ни к чему. Их стараниями «Рутения» и превращена была сначала в «Карантанию», затем вообще — в «Каринтию». Так и исчезла из истории Австрийская Русь. Собственно, и Словения своим названием обязана тому же. Впрочем, если бы я не был уверен в том, что «словенцы» означает «принявшие слово», т. Очень уж она согласуется с данной ситуацией. Менять названия с целью искоренения упоминаний о русах — это у австрийцев национальная традиция такая. Я уже касался этого факта во вступлении, но сейчас хотел бы остановиться на нем подробнее. В начале XX в. Тогда стараниями руководства Австро-Венгрии русины Голиции и Буковины, входивших тогда в состав империи, были превращены в «украинцев». Удивительно, но факт: до этого многие из них даже не подозревали, что являются украинцами и в большинстве своем дружелюбно относились к русским России, считая их своими братьями! Тогда и было принято решение превратить Галицию в форпост борьбы с Россией, сделать проводником «западничества» на Левом берегу Днепра, т. Уже тогда были сделаны первые шаги по превращению днепровских русин в «украинцев». Польские власти беспокоило, что граждане их державы единоплеменны с их злейшим врагом — Московским царством. Так и до «зрады» недалеко. Вот и стали они культивировать в русинах неведомое доселе «украинсьтво», а для россиян изобретать «диких» финских предков, дабы рассорить народы, сделать их чужими. Но своего пика украинизация достигла в правление Франца-Иосифа в Австро-Венгрии. Тогда за причисление к русинам не только в концлагерь могли упечь, но даже расстрелять. Накануне войны русофильские настроения казались особо опасными правящему режиму. А началось все с попытки перевести правописание русин с кириллицы на латиницу в 1859 г. Затея эта успешно провалилась: народ был от нее не в восторге, и чуть было не поднял восстание. Тогда стали создавать и внедрять новую украинскую письменность. Единственным смыслом этого мероприятия было искажение слов так, чтобы они как можно больше отличались от русских. В духе этой идеи был и переход на фонетическое правописание. Слова при этом записывались так, как слышались, что также способствовало разрушению вековых языковых связей между славянами. Когда же разразилась война, действия властей приобрели характер откровенного геноцида. Достаточно сказать, что уже в первый день войны, 1 августа 1914 года, в тюрьмы было брошено 2000 русофилов. Причем, произошло это во Львове, где, казалось бы, таких и быть не должно. Для украинцев, не желающих считать себя украинцами, были построены лагеря смерти — Терезин и Талергоф, где самой излюбленной пыткой было подвешивание за ногу. Дошло до того, что даже слово «русский», написанное с двумя «с», считалось признаком преступления, карающегося расстрелом. С тех пор и расцвело здесь буйным пустоцветом «украинсьтво». Испытать австрийское давление довелось и русинам Закарпатья. Но им в отличие от галичан удалось отстоять название и язык. Единственное, чем им пришлось поступиться в ходе борьбы, так это вера. В большинстве своем русины — униаты. А насчет status quo надо сказать следующее.

Первыми славянскими просветителями в великоморавской державе стали

Западные славяне, сформировавшие свое государство на территории Центральной Европы, имели огромное преимущество над соседями. Вобрав в себя земли бывшего гос. Великая Моравия располагалась на территории современной Словакии. Переломным моментом в ее развитии стал приход Кирилла и Мефодия. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В 863 году по просьбе Ростислава в Великоморавскую державу прибыли из Византии славянские просветители Кирилл и Мефодий, добившиеся организации независимой от германского епископата славянской церкви (869 или 870).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий