Новости хованщина мусоргский опера

В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского.

Мусоргский - Хованщина

Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. опера (с субтитрами «национальная музыкальная драма») в пяти действиях Модеста Мусоргского. Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым. Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях.

«Хованщина» в Рязани

9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. О рукописи заключительного хора Стравинского к «Хованщине» Мусоргского Заключительного хора, скорее всего, не связан со Стравинским сколь-нибудь прослеживаемыми родственными узами. Хованщина. ШАКЛОВИТЫЙ Но ежели когданибудь, при встрече со мной, ты выдашь меня, ­ оборони тебя господь тогда, помни! М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году.

«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

Федор Шакловитый — настроенный патриотически. Кузька — бесшабашный и веселый молодой стрелец. Подьячий — корыстный и трусливый. Характеристика первого действия Опера «Хованщина». Краткое содержание I д. В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего.

Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается. Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены.

Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского.

Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники.

Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время». Действие второе Опера «Хованщина». Краткое содержание II д. Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи.

Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи.

А кроме Шакловитого, в опере нет действующих лиц, противопоставленных и противодействующих массе стрельцов. Если в «Борисе Годунове» народная драма развивается параллельно с трагедией преступного царя и обе драматургические линии переплетаются вплоть до кульминационных точек в последнем акте, то в «Хованщине» драма стрельцов, сломленных силой наступающего царя Петра, практически получила развязку в конце третьего действия. Главного же героя как центральной фигуры и яркой индивидуализированной личности, фокусирующей в себе все смысловые линии, в опере нет. Есть несколько центральных действующих лиц — это Хованский, Досифей, Марфа.

Но Хованский — спесивый воевода-крепостник — представлен как отрицательная фигура; любовная трагедия Марфы разворачивается в своей «плоскости» и с исторической проблемой гибели «старого» связана лишь косвенно; Досифей же, подобно Шакловитому сетующий на суровые трудные времена «Приспело время мрака и гибели душевной» , находит выход лишь в самоуничтожении. Поэтому драматургическое развитие в «Хованщине» направлено не по восходящей линии, а скорее по нисходящей.

В декабре 1988 года с приходом Валерия Гергиева к художественному руководству театром постановка эта была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года.

Небольсин 6:11 Оп. Раскольничий хор. Мусоргский 1:53 "Рассвет на Москве-реке" из оперы "Хованщина" — М. Мусоргский 4:57 "Рассвет на Москве-реке" из оперы "Хованщина" — М.

Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского

О рукописи заключительного хора Стравинского к «Хованщине» Мусоргского Заключительного хора, скорее всего, не связан со Стравинским сколь-нибудь прослеживаемыми родственными узами. Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. В опере Модеста Мусоргского «Хованщина» различают несколько уровней повествования.

Действующие лица

  • Мусоргский - Хованщина: краткое содержание, пересказ для читательского дневника - РуСтих Кратко
  • Мусоргский - Хованщина: краткое содержание, пересказ для читательского дневника - РуСтих Кратко
  • Опера Мусоргского «Хованщина»
  • 1886 - Хованщина
  • Модест Мусоргский. Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
  • М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина». - musicseasons

модест петрович мусоргский хованщина (найдено 80 песен)

Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе. Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам. Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку.

Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны. По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу. В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться.

Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны.

Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля. Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. Но так было не всегда. Когда 1883 году Римский-Корсаков, завершив оперу, впервые предложил её к постановке, дирекция императорских театров отклонила спектакль по идеологическим соображениям. Показателен и другой случай, описанный в мемуарах Марка Рейзена. В 1928 году ленинградский Кировский театр гастролировал в Свердловске Екатеринбурге , и Рейзен должен был исполнять партию старообрядца Досифея в нескольких спектаклях. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. В Петербурге, в Мариинском театре, ничего подобного пока не происходило. Надеемся, не произойдёт и завтра, 18 мая.

Первая постановка оперы была произведена в 1886 году в Санкт-Петербурге силами музыкально-драматического кружка любителей дирижер Э. Одна из самых известных первых постановок - это конечно же в Русской частной опере С. Мамонтова с Ф. Шаляпиным в главной роли Дирижёр Е. Эспозито История создания Когда именно у композитора созрело решение посвятить оперу одному из самых страшных, кровавых периодов истории родины? Есть основания полагать, что идея эта, пусть смутно, забрезжила еще в момент, когда, окончив первую редакцию " Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет. Работа же над "Хованщиной" растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников... На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда. Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил. И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого. Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой.

Глава раскольников Досифей в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Морозова полон искренней веры и мудрости, достоинства и сочувствия к людям, оказавшимся заложниками борьбы старого и нового, исторического, более того — духовного выбора Руси. Под стать Досифею — его духовная дочь Марфа. Екатерине Сергеевой удалось создать многоплановый и пластичный образ. Богатство тембра голоса позволило ей с легкостью перевоплощаться из влюбленной девушки в полную страстной веры религиозную фанатичку, идущую за своим духовником на самосожжение. Лауреат международных конкурсов баритон Роман Бурденко предложил слушателям яркую трактовку образа боярина Шакловитого, в чьи уста Мусоргский вкладывает важные для «Хованщины» слова: «Спит стрелецкое гнездо. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? С другой — приводит убийцу в дом Хованского. В этой роли есть большая радость духовного единения со своей родиной в сложные для нее исторические моменты». По словам Романа Бурденко, такая противоречивость вообще характерна для «баритоновых» персонажей. И все же главный герой «Хованщины» — народ. Опера потрясает масштабными массовыми сценами. И если в «Борисе Годунове» народ «безмолвствует», то здесь он говорит. В «Хованщине» много речитативно-декламационных эпизодов, напоминающих звучание речи. Такой эффект был осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Москва Мусоргского бурлит разноголосицей — то взволнованно радостной, то бесшабашной, то тоскливо жалующейся, то лирично задушевной: композитор ввел в партитуру оперы несколько подлинных фольклорных мотивов. Мы слышим песни «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка».

Модест Мусоргский - Опера "Хованщина" (1950)

Первая постановка: Петербург, 9 21 февраля 1886 года. Действующие лица: князь Иван Хованский бас , князь Андрей Хованский тенор , князь Василий Голицын тенор , боярин Шакловитый баритон , старец Досифей бас , Марфа меццо- сопрано , подьячий тенор , Эмма сопрано , Варсонофьев бас , Кузька баритон , первый, второй и третий стрельцы два баса и тенор , Стрешнев тенор , Сусанна сопрано , стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ, беглые московские люди, сторонники Хованских. Действие происходит в 1682 году. Действие первое Москва. Красная площадь на рассвете. Слышится утренний благовест. У каменного столба спит стрелец Кузька, вокруг него товарищи. Входит боярин Шакловитый и диктует подьячему анонимный донос, адресованный царям Ивану и Петру оба они — в малолетнем возрасте и находятся под опекой сестры, царевны Софьи : князь Иван Хованский, глава стрельцов, разжигает мятеж и задумал при помощи раскольников посадить на трон своего сына Андрея. Народ и стрельцы приветствуют Ивана Хованского «Белому лебедю путь просторен». Князь обращается к народу: его долг — защищать малолетних царей от мятежных бояр. На сцене появляется Эмма, девушка из немецкой слободы, преследуемая Андреем дуэт «Пустите, пустите, оставьте меня!

На помощь Эмме приходит Марфа, она упрекает князя за то, что он покинул ее, тот пытается ударить ее ножом, но она в свою очередь тоже заносит нож терцет «Так, так, княже! Но не такой смертью Должен он умереть, пророчествует Марфа. Андрей презрительно называет ее бесноватой. Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты. Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру с хором «Боже, отжени». Действие второе Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи.

Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета «Силы потайные». Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга дуэт «А мы без докладу, князь: вот как». Досифей прерывает их спор терцет «Князья, смири ваш гнев». В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко.

Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать». Действие третье Стрелецкая слобода в Замоскворечье.

Центральныt сцены у Мусоргского — массовые, хоровые.

Режиссёр Александр Титель в совей постановке отражает замысел композитора, подчёркивая узнаваемость персонажей и ситуаций вне зависимости от исторического времени. Массовка у Тителя — многоплановая, её герои — идентичны друг другу, но при этом не сливаются в общую серость. События оперы разворачиваются после смерти царя Фёдора Алексеевича, который не оставил прямого наследника.

Престол должен был перейти одному из его братьев — Петру, мать которого происходила из рода Нарышкиных, либо Ивану — родственнику Милославских. Борьба этих двух боярских кланов разворачивается на фоне стрелецкого бунта, возглавляемого воеводой стрельцов Иваном Хованским.

Через два года, по совету Владимира Васильевича Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника.

Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века.

Опера исполняется на русском языке, но для удобства зрителей в спинки кресел встроены специальные электронные табло, на которых появляется "бегущая строка" синхронного перевода на английский язык. Мусоргский начал писать "Хованщину" в 1872 году, но так и не закончил.

На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского. Танец "Пляски персидок" в четвертом действии поставлен знаменитым французским хореографом Бенжаменом Милльпье, который известен тем, что является постановщиком всех балетных номеров для кинохита "Черный лебедь" Даррена Аронофски. Для него это стало дебютом на сцене нью- йоркского театра.

Опера сошла со сцены после сезона 1998-1999 годов. В нынешнем сезоне "Хованщина" будет сыграна на сцене нью-йоркского театра шесть раз. Последний ее показ состоится 17 марта.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский. Легендарная "Хованщина" в исполнении артистов Мариинки на родине Модеста Мусоргского. В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”. Модест Мусоргский - слушать все песни альбома полностью в высоком качестве без регистрации. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий