Значение деятельности клоуна в развитии культура российского общества

Сам сюжет в клоун-мим-номере редко представляет самостоятельную ценность. Он должен быть основой, которая логично связывает комические трюки, гэги. Сюжетная линия должна вести от гэга к гэгу (желательно в развитии, по нарастающей). 21 августа 1997 года скончался советский и российский актер, артист цирка Юрий Владимирович Никулин Окруженный юмором с детства Юрий Никулин родился в 1921 году в городе Демидове Смоленской области.

Особенности внешности и костюмирования клоуна

  • Советские короли смеха
  • Советские короли смеха
  • Клоун кто это: что за профессия, чем занимается и плюсы с минусами
  • Роль и значимость клоуна в обществе
  • Советские клоуны. Самые известные клоуны ссср и россии
  • История возникновения и развития клоунады | Образовательная социальная сеть

Клоуны государственного значения

Воронежцы оценили "хулиганскую клоунаду" от экс-артиста Цирка дю Солей Краткий курс норвежского блэк-метала теперь входит в обязательную программу для дипломатов: Институт дипломатической службы Норвегии признал это музыкальное направление одной из важнейших вех в развитии культуры страны.
Человек-клоун: значение и роль в современном обществе Постепенно образ видоизменялся, приобретал новые черты, становился объёмным. Менялся и внешний облик клоуна из-за разнообразия гримов и костюмов. В современном цирке мы видим разные образы клоуном. От максимально выдержанных, до предельно фантасмагорических.

«По острым иглам яркого огня»: Каково быть клоуном?

И тому множество примеров, в том числе и не из европейской истории и литературы. В исламе шутом назывался Ходжа Насреддин - редкий хитрец и пройдоха. А в литературе шут, зачастую, выступает в роли провидца или человека, так или иначе заставляющего главного героя обратить внимание на то, что до этого казалось неважным. А в гетевском «Фаусте» в роли королевского шута выступает сам Мефистофель. Клоуны - близкие шутам персонажи, впервые появились в средневековой Европе, а само слово возникло в 15 веке и первоначально обозначало комический персонаж в английском театре. Клоуна изображали грубым, простоватым парнем, над которым вечно смеялись.

Благодаря Шекспиру этот образ вскоре вышел за рамки комедии. Достаточно вспомнить клоуна из «Короля Лира» в русском переводе - шут. Клоун и шут вновь стали хранителями тайной мудрости. В российской же традиции роль народных шутов исполняли юродивые. С точки зрения «обычного» человека, юродивый - это дурачок или безумец, однако зачастую юродство было своеобразной формой аскетизма.

Впервые клоун появился на сценах лондонских комедийно-фарсовых театров "Друри-Лейн", "Сэдлерс-Уэллс" в 1700. Это были Дж. Гримальди 1778-1837 , Дж. Рич 1682-1761. Позднее во Франции в театре "Фонамбюль" работал мим Ж. Дебюро 1796-1846. Дальнейшее развитие клоунады протекало в первых стационарных цирках, появившихся во второй половине 18 в.

Первые цирки давали конно-акробатические выступления, поэтому клоуном стал наездник, изображавший неумение справиться с лошадью. К концу 18 в.

Мусин, К. Лерри, Ю. Никулин и М.

Шуйдин связан взлет русской клоунады в конце 1950—1960-х. Их творческие находки стали этапом в истории жанра клоунады. На манеже обосновался клоун под лёгким гримом, почти в жизненном костюме либо в стилизованном рабочем комбинезоне. В 1950-е набирает силу среднее поколение клоунов, в том числе О. Попов вновь в русском цирке появилась маска Иванушки-дурачка.

С 1955 возродилась музыкально-эксцентрическая клоунада. Появляются клоунессы: Е. Амвросьева, Г. Богомолова, Е. В 1958 приехал М.

Кинозрители увидели фильм М. Карне«Дети райка» с Барро в роли Дебюро. Это время расцвета лирической клоунады, и Л. Енгибаров, представитель этого течения, развивал традиции беспредметной поэтической пантомимы и был также великолепным акробатом и жонглером. Возникали клоунские группы первая под руководством Л.

Танти работала еще в 1940-е. Появляются тематические спектакли: Лечение смехом О. Попова, Причуды клоуна Енгибарова, Город-мир Ю. С 1960-х распространилась также клоунада театральная, для которой характерны форма спектакля, импровизация, вовлечение в действие зрителя. Лидер этого направления — В.

Полунин и возглавлявшийся им театр «Лицедеи». Родился жанр уличных представлений, фестивалей. Глава II. Эстетика клоунады. Разбор ее принципов на примере номеров В.

Полунина «Пальто» и «Асисяй». Эстетика циркового искусства. Добраться до тончайшего понимания эстетки клоунады, я предлагаю в 3 небольших шага: эстетика искусства, эстетика циркового искусства и непосредственно клоунады. Начну с рассмотрения общих эстетических функций искусства. Через идейно-эстетическое воздействие на людей, искусство преобразует реальность.

Тем самым это является преобразующей функцией. Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией, и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. А французский социолог Э. Морен считает, что, воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное реальной жизнью, и компенсируют монотонность повседневности.

Искусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном. Искусство возвращает миру его первозданную прелесть, оттачивает наши чувства, учит по-человечески воспринимать жизнь. Оно становится призмой цивилизации между глазом человека и природой. Искусство формирует человеческую чувственность, видение мира. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей.

Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека: воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. На основе всемирно-истерической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой. Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими искусствами.

Углубимся в эстетику циркового искусства. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Цирк задает эстетике одну из самых сложных загадок: что это за искусство? В чем его специфика? Да и искусство ли это?

А может быть, лишь зрелище? Чтобы ответить на эти вопросы важно найти специфику содержания цирка для чего следует понять какова цель циркового представления. Первое, что бросается в глаза при попытке выявить специфику цирка, — это его «бесцельность», отсутствие сколько-нибудь прямого практического значения исполняемых номеров. Какой смысл учить льва прыгать через огненное кольцо? Кому нужна собачка, послушно лающая столько раз, сколько того требует цифра, нарисованная дрессировщиком на доске?

Ведь лев никогда не станет пожарным, а собака — математиком. Путь к пониманию природы цирка в принципе найден эстетикой при разработке теории прикладного искусства. Ведь еще раньше цирка родилась и существует поныне столь же «бесполезная» деятельность, как и обучение собачки делать сальто-мортале. Это изготовление украшений. И впрямь, какое практическое значение имеют бусы или браслет?

Казалось бы, работа ювелира бесполезна. Он гранит алмаз, заставляет его сверкать. Но бриллиант не просто сверкает, он выражает силу и власть человека над природой. Если даже самый твердый в мире минерал — алмаз — человек способен огранить, то он свободно владеет всем царством минералов, и нет такого камня, который не был бы покорен человеком. Искусство цирка — в известном смысле искусство ювелира.

Цирковой артист — ювелир не только потому, что от него требуется такое же мастерство, такая же точность и филигранность в работе, но и потому, что по самому своему смыслу и значению его работа схожа с работой человека, шлифующего алмаз. Дрессировщик подчиняет своей воле царя зверей и тем самым раскрывает безграничную власть человека над всем царством животных. Тот же принцип лежит и в работе акробата, который своим головокружительным полетом раскрывает свободное владение человека пространством, своим телом, чувством равновесия. Их было так много, и они так хорошо владели своим оружием, что, перейдя через многие горы и пустыни, завоевали дальние страны. Объяснить такую распространенность циркового искусства можно только его жизненной необходимостью.

Решить сверхзадачу — победить пространство, выказать власть над животным миром, над своим телом — еще недостаточно, чтобы возник цирковой номер. Спортсмен, демонстрирующий рекордные достижения, тоже решает сверхзадачу, но, даже если он будет это делать на арене, он не станет от этого артистом. Артист цирка решает сверхзадачу, добивается сверхъестественных результатов — находит в вещи ее сверхмеру и творит по закону эксцентричности и создает образ человека, решающего сверхзадачу. Благодаря этому возникает номер — художественное произведение циркового искусства, обладающее ритмической и композиционной организацией, продуманным чередованием трюков, реприз, украшенное артистическим общением партнеров.

А коверный становится не нужен, потому что смена номера происходит очень быстро. Сейчас клоуну очень важно найти свое место в представлении. Надо создавать небольшие, динамичные репризы, которые будут идти, перемежая другие номера, не снижая темпа спектакля. И обязательно надо уходить от плагиата большинство клоунов до сих пор работают на штампах , искать новую тематику, свежий взгляд». Раньше существовала отдельная профессия - автор клоунад. Одним из известных мастеров в этом жанре был отец Юрия Никулина Владимир Андреевич.

Сегодня таких нет. Репризы в основном придумывают сами артисты. А если и придумаешь что-то интересное, только и смотри, чтобы не украли». Воруют нередко. Хотя клоунскую репризу, как и литературное произведение, можно запатентовать, чтобы на полных юридических основаниях отстаивать свое авторство и наказать вора на приличную сумму денег. Почему цирковые артисты этого не делают? Да просто как-то не принято. У Никулина была такая маленькая, как говорят в цирке, «корючка». Он выходил на манеж с забинтованной рукой и на вопрос инспектора-манежа «что случилось? Зал взрывался от смеха, потому что в то время в очередях за посудой дело нередко доходило до драк.

Сейчас такая шутка не вызовет никакой реакции. Но, наверное, можно было бы найти что-то другое, благо смешного в жизни не меньше, чем раньше. Современные клоуны не используют сатиру, - говорит в прошлом клоун, народный артист России Геннадий Ротман, - все в основном сосредоточены на интермедиях, пантомиме. На мой взгляд, хороших клоунов нет еще и потому, что нет хорошей школы. Раньше были прекрасные педагоги, которые передавали свое мастерство, тот же Никулин и Шуйдин прошли потрясающую школу у Карандаша. А потом наступил момент, когда все лучшие уехали за границу кстати, сам Геннадий Ротман живет в Америке. В Цирке дю Солей, где всегда аншлаги, работает 80 процентов наших мастеров, они и воспитывают там своих учеников. А без школы ни одна профессия не может развиваться». С каждым годом все меньше становится желающих поступать на отделение клоунады. Румянцева Валентина Савина.

Иногда, примерно раз в четыре года, выпускается одна интересная клоунская пара. Но эти талантливые артисты, как правило, сразу находят контракты за рубежом, там и остаются. Или уходят в шоу-бизнес, трансформируясь под эстрадную эстетику». Конечно, денег там платят намного больше. Поработав пару лет за границей, можно купить себе хорошую квартиру в Москве и дом в Подмосковье. За тот же срок работы в России - в лучшем случае приличный автомобиль. Они такие разные... Раньше были очень популярны клоуны-буфф с набором падений, ударов, обливаний водой. Традиционно их было двое - Белый и Рыжий. Есть клоуны-трюкачи.

Они могут сделать акробатические трюки, пройтись по проволоке, жонглировать или балансировать на катушках. Но самый трудный жанр - клоуны-коверные. Они заполняют паузу между номерами, когда меняют реквизит, и готовы моментально сымпровизировать, чтобы сгладить неудачу предыдущего номера. Интересный случай произошел с коверными Никулиным и Шуйдиным во время гастролей в городе Калинине. Выступал жонглер с горящими факелами. Случайно один из них отлетел, и тут же загорелись занавеска и деревянная стена цирка. Никулин сорвал огнетушитель и с криком «это ты поджег цирк! Он поливал пламя из огнетушителя и обливал Шуйдина, который, прыгая рядом, исполнял какой-то дикий танец. В результате пожар затушили, а зрители громко смеялись, будучи в полной уверенности, что все так и задумано. Но сам страдал ипохондрией.

Ну и кто из нас клоун?

В 2005 году «Театр кошек Куклачева» получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы. Гастроли театра Юрия Куклачева проходят в самых разных уголках мира. Театр удостоен множества международных наград, в том числе получил золотой кубок и звание «самого оригинального театра в мире» во время гастролей в Париже. Куклачев — кавалер Ордена Дружбы 1995 , лауреат премии Ленинского комсомола 1976. Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: «Золотая корона» в Канаде 1976 за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, «Золотой Оскар» в Японии 1981 , приз «Серебряный клоун» в Монте-Карло, Кубок журналистов мира 1987 , звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки. Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников — «Уроки доброты». А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете после Олега Попова , удостоенным такой чести. Евгений Майхровский — Май фото: kp. Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года.

В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе «Беспокойные сердца». В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май. На манеж клоун Май выходит со своим фирменным восклицанием «Ой-ой-ой! Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах. В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли. В спектакле «Бумбараш» Пермский цирк, 1977 герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей. В 1984 году в Ленинградском цирке в детском музыкальном спектакле «Самый радостный день» по мотивам рассказа Антона Чехова «Каштанка» он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна. Евгений Майхровский — основатель семейного цирка «Май», в котором сегодня выступает вся его семья — жена Наталья Ивановна клоунесса по прозвищу Куку , сын Борис — сценический псевдоним Бобо, дочь Елена — Лулу, внучка Наташа — Нюся.

Вячеслав Полунин Вячеслав Полунин родился 12. Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм «Малыш» с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Полунин получил образование в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа. В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. Тогдашние «Лицедеи» во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин — это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура — важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Полунин является почетным жителем Лондона.

Западная пресса называет его «лучшим клоуном мира». Несмотря на «несерьезное» занятие клоун основательно подходит к своей работе. Даже самое сумасшедшее и авантюрное шоу в его исполнении на самом деле тщательно продумано и взвешено. Полунин много работает и совершенно не умеет отдыхать, правда, его жизнь — удовольствие, на сцене и вне ее. А самое главное — этот человек создает праздник. Кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства. В 13 лет Миша поступил в школу Общества поощрения художеств, но учился без интереса. Зато проявил талант в рисовании и с 1922 по 1926 год писал плакаты для городского театра, афиши для кинотеатров, а затем и цирка.

В очередных гастролях Михаил знакомится с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, повлиявшим на дальнейшую судьбу артиста — будущий Карандаш поступает в школу циркового искусства, в класс акробатов-эксцентриков. Так началась карьера звезды. С 1928 Карандаш начал появляться на публике в образе Чарли Чаплина, а с 1936 года работал в Московском цирке. Его выступления отличались сатирой и динамичностью, обязательным использованием тематики актуальных событий. Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти. Казимир Плучс Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности.

Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших. Рудольф Славский Родившийся 21 декабря 1912 года в Царицыне Сталинград - Волгоград артист цирка и эстрады, режиссер и литератор, по заверению историка цирка Ю. Дмитриева, стал основоположником сюжетных номеров в театральном искусстве. Началось всё с номера для цирка "Эквелибр на свободной проволоке" - лирико-комедийной сценки "Свидание у яхт-клуба". Рудольф, человек с праздничной профессией, был участником Великой Отечественной войны с самого ее начала, а в 1945 вернулся к артистической деятельности, занявшись, кроме прочего, режиссурой и постановкой детских представлений. В 1961-80 годах был режиссером-педагогом Всесоюзной творческой мастерской искусства эстрады Маслюкова, а с 1950 года начал писать. Славский - автор-составитель 2-го издания энциклопедии "Цирк" 1979 , один из учредителей Академии циркового искусства. Леонид Енгибаров Грустный шут, клоун-философ и поэт, Леонид Георгиевич обладал яркой индивидуальностью и создал собственный образ. Он окончил Государственное училище циркового искусства и выбрал не проторенную дорогу, а свою, совершенно особенную — смесь пантомимы и поэтической клоунады.

Многие зрители, привыкшие в цирке отдыхать, были разочарованы увиденным, большинство коллег советовали сменить флегматичное амплуа, клоун был непреклонен. Даже Юрий Никулин, изначально не воспринявший всерьез артиста «нового жанра», через три года признался: «…увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой. И все это он делал четко, мягко, необычно". Олег Попов «Солнечный клоун» родился в 1930 году и, как и большинство соратников, окончил Государственное училище циркового искусства, дебютировав на арене в качестве эквилибриста. В номерах Олега Константиновича смешивались разные, но неизменно позитивные жанры: клоунада, акробатика, жонглирование, эквилибристика, буффонада. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка "Сон на проволоке", "Луч" и др. Говорят, именно постоянные поиски забавного и трогательного в окружающей действительности создавали Олегу Константиновичу неповторимое «солнечное» амплуа. Леонид Куксо Человек-оркестр!

Советский, российский цирковой артист, клоун, драматург, режиссёр, поэт, заслуженный деятель искусств России, автор пяти музыкальных комедий, значительного количества песен, сборника лирических стихов! Маленького Лёню впервые привел в цирк папа, и мальчик был поражен выступлением клоунов. Эти воспоминания будущий артист пронесет через года. В 1937 году отца Леонида Георгиевича расстреляли, мать попала в лагеря, а сам Лёня в три смены делал ящики для мин и снарядов, - началась война. В 1946 году Куксо поступает в цирк к Карандашу, там же знакомится с Никулиным, впоследствии они выступают во множестве совместных номеров — песни под гитару, клоунада, акробатика, жонглирование! Куксо нашел свой собственный стиль и даже придумал «боевой клич» для выхода, а его выступления, как и сам артист, отличались подвижностью и эксцентричностью. Юрий Никулин Дебютировавший в кино в 36 лет артист и преданный ассистент именинника Карандаша был поклонником циркового искусства. Любимый комик нескольких поколений зрителей, Юрий Владимирович, родился в 1921 году в городе Демидов, позже семья перебралась в Москву. По окончании школы Никулин был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне, был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Забавно, что при попытках поступить в знаменитые театральные институты и училища, Никулин получал отказы с обоснованием «Отсутствие актерского таланта». Как же заблуждались в приемных комиссиях! Юрий поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, а в дальнейшем остался там работать. Никулин трудился с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году творческий тандем развалился из-за рабочего конфликта, а Никулин с Шуйдиным создали собственный клоунский дуэт. В 1981 году 60-летний Юрий Владимирович перешел на административную должность директора цирка, которому отдал 50 лет своей жизни. Михаил Румянцев окончил художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. Сначала он работал оформителем плакатов, рисовал афиши. В 25 лет Румянцев решает стать артистом. Он поступает на курсы сценического движения, после чего - в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий гл.

Румянцев несколько лет выходил на сцену в образе Чарли Чаплина. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм. С 1936 года перевелся в Московский цирк. Тогда клоун взял в «помощники» собаку - маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Выступления Карандаша отличались сатирой, отражавшими наболевшие моменты в обществе. Интересно, что перед тем как приехать в город на гастроли, артист заранее узнавал какое-нибудь популярное место и вставлял его название в сценку.

Клоуны в Советском Союзе занимали особое положение — они работали со смыслами, со словами, общались со зрителем на злободневные темы, но не были далеки от идеологии и партийных заданий. И при этом стали любимцами публики: веселили людей, дарили радость и смех, и от этого жизнь становилась немного счастливее. Новостной сайт E-News.

Клоуны, работая с детьми или в больницах, могут преодолеть языковые, культурные и социальные различия. Они создают атмосферу доверия и взаимопонимания, в результате чего их появление может вызывать улыбки и смех у тех, кто может быть в болезни или страдать от эмоциональных проблем. Они разбавляют серьезность и напряжение. Клоуны часто выступают на мероприятиях, которые могут быть очень напряженными или формальными. Их неожиданные шутки и необычное поведение позволяют разрядить атмосферу, снять напряжение и сделать событие более живым и интересным. Они напоминают нам о важности смеха и радости в нашей жизни. Клоуны, как символ комедии, напоминают нам о том, что смех и радость необходимы для нашего благополучия и психического здоровья. Они учат нас не принимать все слишком серьезно и находить радость даже в простых и незамысловатых вещах. В целом, клоуны имеют особое место в культуре и обществе благодаря своим уникальным навыкам и способности вызывать положительные эмоции. Их любовь и популярность неизменны и оставляют яркий след в сердцах и уме каждого человека, кто имел возможность насладиться их выступлениями. Клоунизм в истории и на современной сцене Однако клоуны, как искусство, переживали исторические спады и восходы. Они столкнулись с преследованием в Средневековье, когда церковь считала их аморальными и дьявольскими. В 18 веке клоуны возвращались на сцену в Франции и Великобритании, а в 19 веке они стали основой для цирковых представлений. На современной сцене клоунская традиция продолжается, и множество артистов и комиков со всего мира занимаются этим видом искусства. Клоуны представляют разнообразные формы истины, используя гротескную мимику, физическую комедию и простые действия, чтобы передать свои мысли и эмоции. Они могут выступать как в больших цирках и театрах, так и на улицах и в театральных залах. Клоунизм имеет огромное влияние на общество, потому что он переосмысливает нормы и стереотипы, вызывает смех и радость, а также подчеркивает человеческую натуру и соприкосновение с эмоциями. Клоуны могут быть символами надежды и сопротивления, или представлять собой отражение общественных проблем и конфликтов. Они помогают людям справиться с стрессом и напряжением, а также улучшить настроение и самочувствие. Влияние клоунизма на общество и человека Одним из положительных влияний клоунизма является его способность развлечь людей и вызвать улыбку на их лицах. Клоуны, благодаря своим ролевым качествам и юмору, могут стать источником радости и позитива для людей, особенно в трудных и неприятных ситуациях. Отсюда идет также положительное влияние на психологическое состояние людей, улучшение настроения и снятие стресса. Клоунизм также способен развивать креативность и воображение у детей и взрослых. Зрители наблюдают за мастерством клоунов, их неожиданными решениями и нестандартными подходами к решению проблем. В результате это может стимулировать их собственные мыслительные процессы и воображение, способствовать развитию креативности и оригинальности мышления. Однако, клоунизм может иметь и негативное влияние на общество и человека.

Но постепенно на манеже русского цирка также утвердились Белый и Рыжий клоуны. Национальное своеобразие смеховых форм в клоунских дуэтах складывалось под влиянием стихии народного юмора, который несли в себе два персонажа, перенесённых с подмостков балагана на цирковую арену, - глуповатый, самодовольный барин иногда генеральша или купчиха и слуга - плут и хитрец, постоянно затевавший комические перебранки. Клоунада русского цирка развивалась в основном не в сфере чистой развлекательности, а делая упор на сатирической традиции скоморохов и шутов. Критическая направленность наибольшую силу получила в творчестве А. Дурова, С. Альперова, дуэта Бим-Бом. Начиная с периода огосударствления цирков 1919 , клоуны получили директивную установку "стать публицистами", прибыть "на станцию идейной клоунады". В 1925 ЦУГЦ объявил конкурс на "революционное антре для клоунов", что способствовало приходу в цирк литераторов Е. Адуева, А. Арго, В. Лебедева-Кумача, Н. Эрдмана и др. В 1926 была создана опытная мастерская циркового искусства, в задачу которой входила "подготовка кадров... В 1920-30-х гг. Клоуны отказались от гротескового грима, рыжих париков и прочей буффонадной атрибутики. В этот период некоторые клоуны в поисках новых форм обратились к маскам популярных кинокомиков - Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона. В начале 1930-х гг. Артист П. Алексеев, прежде выступавший в маске Ч. Чаплина, создал реалистическую маску - комическую фигуру бухгалтера с портфелем под мышкой. Затем М. Румянцев выстроил оригинальный образ «Карандаша». С творчеством группы Румянцева Н. Антонов и В. Бартенев, Х. Мусин, К. Лерри, Ю. Никулин и М. Шуйдин связан взлет русской клоунады в конце 1950—1960-х. Их творческие находки стали этапом в истории жанра клоунады. На манеже обосновался клоун под лёгким гримом, почти в жизненном костюме либо в стилизованном рабочем комбинезоне. В 1950-е набирает силу среднее поколение клоунов, в том числе О. Попов вновь в русском цирке появилась маска Иванушки-дурачка. С 1955 возродилась музыкально-эксцентрическая клоунада. Появляются клоунессы: Е. Амвросьева, Г. Богомолова, Е. В 1958 приехал М. Кинозрители увидели фильм М. Карне«Дети райка» с Барро в роли Дебюро. Это время расцвета лирической клоунады, и Л. Енгибаров, представитель этого течения, развивал традиции беспредметной поэтической пантомимы и был также великолепным акробатом и жонглером. Возникали клоунские группы первая под руководством Л. Танти работала еще в 1940-е. Появляются тематические спектакли: Лечение смехом О. Попова, Причуды клоуна Енгибарова, Город-мир Ю. С 1960-х распространилась также клоунада театральная, для которой характерны форма спектакля, импровизация, вовлечение в действие зрителя. Лидер этого направления — В. Полунин и возглавлявшийся им театр «Лицедеи». Родился жанр уличных представлений, фестивалей. Глава II. Эстетика клоунады. Разбор ее принципов на примере номеров В. Полунина «Пальто» и «Асисяй». Эстетика циркового искусства. Добраться до тончайшего понимания эстетки клоунады, я предлагаю в 3 небольших шага: эстетика искусства, эстетика циркового искусства и непосредственно клоунады. Начну с рассмотрения общих эстетических функций искусства. Через идейно-эстетическое воздействие на людей, искусство преобразует реальность. Тем самым это является преобразующей функцией. Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией, и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. А французский социолог Э. Морен считает, что, воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное реальной жизнью, и компенсируют монотонность повседневности. Искусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном. Искусство возвращает миру его первозданную прелесть, оттачивает наши чувства, учит по-человечески воспринимать жизнь. Оно становится призмой цивилизации между глазом человека и природой. Искусство формирует человеческую чувственность, видение мира. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека: воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. На основе всемирно-истерической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой. Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими искусствами. Углубимся в эстетику циркового искусства. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Цирк задает эстетике одну из самых сложных загадок: что это за искусство? В чем его специфика?

За что любили советских клоунов?

Позже, возглавляя цирковые коллективы, Михаил Николаевич Румянцев всегда выстраивал программу в отличном темпе и строго следил за тем, чтобы каждый номер попадал в темп общего хода представления, а уж он, клоун Карандаш, не давал зрителю "остывать". 3. Шляпа и ботинки курьезного фасона и подчеркнуто большого размера появились впервые в XVIII–XIX веках у немецких клоунов, которых называли Пикельхеринг, что означает «маринованная сельдь». Эволюция роли клоуна в современном обществе. Современный клоун – это не просто персонаж цирка или карнавала, он стал настоящим актером и артистом, способным передать глубокие эмоции и вызвать искренний смех у своей аудитории. Со времен античности они играли важную роль в обществе, поднимая настроение и принося радость. Но каково истинное значение и роль клоунов в современном мире? С одной стороны, клоуны являются искусством развлечения. Клоуны были символами смеха, радости, страха, шутовства и сатиры в разные времена и в разных культурах. В этой статье рассматривается, что символизируют клоуны и различные значения, придаваемые им.

Советские клоуны. Самые известные клоуны ссср и россии

21 августа 1997 года скончался советский и российский актер, артист цирка Юрий Владимирович Никулин Окруженный юмором с детства Юрий Никулин родился в 1921 году в городе Демидове Смоленской области. 26 августа 1919 года день подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР – «день рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов покоривших зрителей не только в нашей стране. Ковёрный — цирковое название клоуна. Это цирковой клоун-комик, выступающий в перерыве между номерами. Обычно пока убирают или расстилают ковёр на арене. САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КЛОУНЫ В РОССИИ Педагоги: Невская А.В., Рачинская Н.Г. В цирке есть клоуны постановочные и те, которые придумывают сценарии для выступлений самостоятельно. Многие номера Юрия Никулина — одного из самых известных клоунов в России — придумали цирковые режиссёры. Игнат — тоже постановочный клоун.

Правила комментирования

  • Значение клоунов: несравненная мастерство и важность в искусстве
  • Явление злого клоуна
  • Значение клоуна
  • Какая жизнь, такие и клоуны
  • Значение символики клоуна, его грима и костюма

Юрий Никулин

  • «Я шут, я Арлекин, я просто смех»: Каково быть клоуном?
  • Человек в кепке
  • История происхождения и появления клоуна: откуда взялся этот яркий персонаж
  • Роль клоунов в культуре и истории
  • Значение слова «клоун» в 6 словарях
  • Человек в кепке

Самые известные клоуны СССР и России

Все Арлекины, Коломбины, Пульчинелла и Пьеро маски разыгрывали сценки из жизни, украшая их захватывающими приключениями и сюжетными линиями, без конца импровизируя и высмеивая людские пороки. Сценариев Дель Арте было несколько, намного меньше, чем самих спектаклей. Сцены то и дело переставляли местами, меняя имена масок, чтобы зритель не уловил повторений. Самое интересное, что все сюжетные линии Комедии Дель Арте легли в основу современной мелодрамы и комедийных сериалов. А итальянская школа импровизации продолжает жить в stand-up comedy и в репризах современной клоунады. Коломбина и клоун Дель Арте Полишинель Полишинель — имя явно французское. Родственник итальянского Пульчинелла. Это персонаж французского народного театра, веселый задира и насмешник. Во Франции он стал одним из любимых народом персонажей театра кукол.

Появился на сцене ярмарочного театра в конце XVI века, в одно и то же время со своими братьями: русским Петрушкой, английским Панчем и немецким Гансвурстом. Персонаж невероятно сумасбродный, не умеющий хранить тайны. Выражение «Секрет Полишинеля» не опровергает болтливость натуры этого рыночного клоуна. Шут Если вы думаете, что клоуны жили только в комедии, то это не так. В драмах и трагедиях Шекспира мы часто встречаемся с клоуном — Шутом. Самый знаменитый Шут из трагедии «Король Лир». Шутам у Шекспира отведена немаловажная роль. Они выступают в роли комментаторов и олицетворяют совесть главных героев.

Шуты появились в суровую эпоху Средневековья при дворах королей и герцогов, которые старались заполучить «в шуты» самого остроумного и способного актера. Шутам было позволено высмеивать и критиковать самых высокопоставленных особ.

В номерах Олега Константиновича смешивались разные, но неизменно позитивные жанры: клоунада, акробатика, жонглирование, эквилибристика, буффонада. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка "Сон на проволоке", "Луч" и др. Говорят, именно постоянные поиски забавного и трогательного в окружающей действительности создавали Олегу Константиновичу неповторимое «солнечное» амплуа. Советский, российский цирковой артист, клоун, драматург, режиссёр, поэт, заслуженный деятель искусств России, автор пяти музыкальных комедий, значительного количества песен, сборника лирических стихов!

Маленького Лёню впервые привел в цирк папа, и мальчик был поражен выступлением клоунов. Эти воспоминания будущий артист пронесет через года. В 1937 году отца Леонида Георгиевича расстреляли, мать попала в лагеря, а сам Лёня в три смены делал ящики для мин и снарядов, - началась война. В 1946 году Куксо поступает в цирк к Карандашу, там же знакомится с Никулиным, впоследствии они выступают во множестве совместных номеров — песни под гитару, клоунада, акробатика, жонглирование! Куксо нашел свой собственный стиль и даже придумал «боевой клич» для выхода, а его выступления, как и сам артист, отличались подвижностью и эксцентричностью. Любимый комик нескольких поколений зрителей, Юрий Владимирович, родился в 1921 году в городе Демидов, позже семья перебралась в Москву.

По окончании школы Никулин был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне, был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Они использовали мимику, жесты и акробатические трюки для развлечения зрителей. В XIX веке клоунская традиция распространилась по всей Европе, а затем и по всему миру. На протяжении веков клоуны создали множество популярных персонажей и стилей выступлений.

Сегодня клоунада продолжает развиваться и привлекать внимание публики. Клоуны выступают на различных мероприятиях и в различных жанрах, от цирковых представлений до комедийных сериалов и фильмов. История клоунады свидетельствует о важной роли клоунов в культуре и развлечении людей. Развитие клоунского искусства в разных эпохах Клоунада, как особая форма искусства, существует уже несколько тысячелетий.

Она прошла через множество изменений и развития в различных эпохах и культурах. В древности клоунские элементы можно было встретить в греческой и римской комедии. Клоуны в этих спектаклях были яркими персонажами, веселыми и шутливыми. Они использовали гримасы, акробатику и юмор, чтобы развлечь публику.

В Средние века клоуны играли важную роль в народных фестивалях и празднествах. Они воспринимались как развлекатели, которые освобождали людей от повседневных забот и позволяли им на время погрузиться в мир смеха и радости. Клоуны умели играть на инструментах, петь и танцевать, в то время как их комические выступления вызывали смех и аплодисменты. В новое время клоунада приобрела особую популярность в Европе.

Они выступали с юмористическими сценками и использовали разнообразные техники, чтобы создать смешные образы и доставить радость зрителям. С развитием современных цирков и театров в XIX веке клоунада стала более профессиональной. Клоуны использовали в своих выступлениях гримасы, акробатику, пантомиму и юмор, чтобы создать сильный эффект на публику.

Дружба с Высокинским многом сказалась на дальнейшем творчестве Альперова, он даже впоследствии взял себе псевдоним — Адольф-Макс. В 1883 году, выступая в цирке Труцци, Адольф-Макс писал в афише в день своего бенефиса: Привык я для представленья Ни сил, ни трудов не щадить, Лишь бы только зрителям почтенным Шуткой, смехом угодить. Развив и осовременив номера, которым когда-то обучил его Высокинский, Альперов включил в свои выступления новые интермедии.

Это были номера «с яблоком», «с пирожным» и номер. Номер «с яблоком», в котором выступал Альперов, состоял в следующем. Во время работы клоуна на арену бросают яблоко. Клоун замечает его и хочет поднять. Шпрехшталмейстер, в свою очередь, не дает ему этого сделать, начинается спор, кому брошено яблоко. Артисты решают разыграть его между собой.

Условия таковы: не уходя с арены, спрятать яблоко и так до трех раз. Яблоко будет принадлежать тому, кто большее число раз угадает, где оно спрятано. Клоун начинает игру и прячет яблоко подмышку. Приходит шпрехшталмейстер и велит клоуну поднять сначала одну руку, потом другую. Клоун поворачивается к нему спиной и поднимает ту же руку. Когда Шпрехшталмейстер требует, чтобы он поднял другую руку, клоун заявляет, что она у него больная.

Шпрехшталмейстер насильно поднимает эту руку, и яблоко падает. Наступает очередь шпрехшталмейстера прятать яблоко, и он прячет его сзади за шиворот. Появляется клоун и требует, чтобы Шпрехшталмейстер поднял одну руку, потом другую. Тот заявляет, что рука у него больная. Клоун смеется: «Знаю... Но и под другой рукой яблока нет.

Клоун обыскивает шпрехшталмейстера, видит на спине горб, хохочет и вытаскивает яблоко. Клоун торопливо ищет, куда бы спрятать яблоко. Не найдя места, он начинает торопливо и решительно его есть. Шпрехшталмейстер приходит и требует, чтобы клоун поднял руку. Тот сразу же с готовностью поднимает обе руки, потом одну ногу и другую. Шпрехшталмейстер понимает, что клоун съел яблоко и теперь смеется над ним.

Он сердится на клоуна и дает ему оплеуху. Клоун в отместку выплевывает в шпрехшталмейстера огрызки яблока. Это антре очень нравилось публике. Альперов исполнял его с удовольствием, но он всегда помнил совет Макса Высокинского стараться создавать собственные клоуно-акробатические номера. Таким номером у Альперова стало антре со свечами. На арену выносили три подсвечника.

Шпрехшталмейстер предлагал клоуну вставить в них три свечи и зажечь их. Кл подходил, вставлял свечи и спичкой зажигал их. Шпрехшталмейстер говорил, смеясь, что так зажечь может каждый дурак. А надо сделать в воздухе сальто-мортале, на лету вставить свечи и зажечь их особой спичкой. Если клоун исполнит это, то получит подарок. Клоун ставит подсвечники на два с половиной аршина один от другого, делает последовательно три сальто-мортале и одну за другой вставляет свечи.

Затем он берет большую свечу, проделывает три сальто, и во время каждого из них он зажигает очередную свечу. Работая в одном из цирков, Альперов встретил артиста Мухницкого, где он не без успеха пробовал себя в амплуа Рыжего. Мухннцкий хорошо говорил по-французски, знал немецкий и польский языки. Альперов и Мухницкийрешили работать вместе. Оба были молоды, оба искали новые средства обновления клоунады. Их дебют прошел в Риге в 1895 году.

В афише сначала писали: «Клоун Альперов со своим партнером Августом». Но Мухницкийравный по дарованию Альперову, обижался: публика не знает его имени, и избрал псевдоним Бернардо. И скоро пара Альперов—Бернардо стала известна всей цирковой России. Альперов выходил на арену в роскошном клоунском костюме из шелка и парчи. Он изображал человека со скверным характером, деспотичного, злого, но изображающего себя очень умным. Но часто за этими скрывалась простоватость, даже какая-то заставлявшая Альперова охотно принимать в проделках, увлекаясь которыми он часто попадал впросак.

Бернардо появлялся в черном фраке, черном трико, удлинявшем и без того его длинные и худые ноги, и полосатом жилете и галстуке, завязанном большим бантом.

Клоун кто это: что за профессия, чем занимается и плюсы с минусами

Попов по первой своей специальности — эксцентрик на проволоке. Впрочем, до клоунады отсюда — даже не полшага. Человек в кепке «Кепку я надел в 1953 году» — так Олег Попов описывал свое превращение в клоуна. Символизм здесь при некотором желании усмотреть можно — но, разумеется, клоуны в советском цирке были и в самые мрачные сталинские времена. Правда, об их среднем уровне сам Попов отзывался с мягким, но безусловным укором: «Раньше многие пили. Обратная сторона популярности. Было принято, что если кто-нибудь из зрителей лично знал клоуна, то обязательно тащил в цирк бутылку водки». Первый великий клоун нашего цирка, действительно крупный артист, изменивший само представление о роли и месте коверного на манеже. Карандаш взял Попова в свой Молодежный цирк, гастролировавший по городам Советского Союза, и тем решил его судьбу. В Саратов цирк приехал без ушедшего в отпуск Карандаша — и директор попросил Попова поработать коверным. Худрук Театра кошек Юрий Куклачев — об истоках любви к животным, смехе Брежнева и дойной козе Манюне И всё же роль эпохи, в которую Попов дебютировал на манеже, в жизни артиста недооценивать никак нельзя.

Да, клоуны были и при Сталине — но за границу, да еще в капиталистические страны, при Сталине цирки не ездили.

Более того, клоуны также могут нарушать социальные нормы и границы, например вторгаться в личное пространство или отпускать неуместные шутки, которые могут быть восприняты как угрожающие или оскорбительные. Более того, у некоторых людей может развиться страх перед клоунами из-за их ассоциации с фильмами ужасов и поп-культурой. Во многих ужастиках и фильмах изображаются злые или демонические клоуны, такие как Пеннивайз из «Оно» Стивена Кинга, что может усиливать негативные стереотипы и ассоциации в сознании людей. Средства массовой информации также могут подпитывать страх перед клоунами, сообщая о случаях жуткого или преступного поведения людей, одетых как клоуны, в общественных местах. Чтобы преодолеть клоунофобию, людям может помочь экспозиционная терапия, где они постепенно сталкиваются со своим страхом в контролируемой и безопасной среде. Они также могут работать с терапевтом, чтобы устранить любые основные эмоциональные или когнитивные факторы, которые могут способствовать их реакции страха.

Кроме того, может быть полезно изменить восприятие клоунов как дружелюбных и игривых артистов, а не как пугающих или тревожных персонажей. Факторы, способствующие клоунофобии Преувеличенный внешний вид и поведение Переориентируйтесь на положительные стороны клоунов и практикуйте методы релаксации Зловещая долина и страх перед неизвестным Постепенная экспозиционная терапия и когнитивно-поведенческие стратегии для преодоления тревоги Культурная обусловленность и влияние средств массовой информации Узнайте о реальности клоунов как исполнителей и ищите положительный опыт с ними Итак, клоунофобия — это сложный страх, который может быть вызван несколькими психологическими факторами. Понимая и устраняя эти факторы, люди с коулрофобией могут научиться преодолевать свой страх и ценить юмористические и развлекательные аспекты клоунов. Профессиональное обучение и образование клоунов Клоунада - квалифицированная и серьезная профессия, требующая обширной подготовки и образования. Клоунада — это не только гримирование, забавный костюм и смешение людей. Он включает в себя ряд навыков и методов, которые требуют надлежащего обучения и обучения у экспертов в этой области. В этой подтеме мы рассмотрим важность профессионального обучения и обучения клоунов.

Обучение физической и эмоциональной безопасности: клоуны выполняют физические трюки и участвуют в мероприятиях. Поэтому для них важно научиться сводить к минимуму связанные с этим риски и предотвращать любые несчастные случаи. На профессиональном обучении клоунов учащиеся изучают приемы, позволяющие избежать физических травм, и способы борьбы с эмоциональным стрессом, который может возникнуть во время выступления. Техника исполнения и импровизация: клоунада включает в себя множество импровизация и спонтанное взаимодействие с публикой. Студенты учатся выполнять различные упражнения и действия, которые одновременно забавны и интересны. Их учат, как общаться с публикой и как использовать язык тела для создания различных эмоций и реакций. Макияж и дизайн костюма: грим и костюм клоуна являются важными элементами.

На профессиональном обучении клоунов студенты узнают о методах нанесения макияжа, о том, как создавать свои костюмы и реквизит, а также о том, как создать уникальный и запоминающийся образ, который соответствует их индивидуальности и стилю. Клоунада — это разнообразная область, и есть много школ и программ клоунады, которые обеспечивают профессиональную подготовку и образование.

С 1936 года перевелся в Московский цирк. Тогда клоун взял в «помощники» собаку - маленького скотч-терьера по кличке Клякса.

Выступления Карандаша отличались сатирой, отражавшими наболевшие моменты в обществе. Интересно, что перед тем как приехать в город на гастроли, артист заранее узнавал какое-нибудь популярное место и вставлял его название в сценку. Зрителям это очень нравилось. А о «политических» шутках знаменитого клоуна ходили легенды.

Известна его сценка времен брежневского «застоя». Карандаш выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопченой колбасы, ананасами и прочим все это было, конечно, муляжами. Он несколько минут молчал, а затем произносил: «Я молчу, потому, что у меня все есть. А вы почему?!

Он проработал в цирке больше полувека - 55 лет. Олег Константинович Попов начинал учеником слесаря, позже пришел в кружок акробатики Дворца спорта «Крылья Советов». Он окончил Государственное училище циркового искусства по специальности эксцентрик на проволоке. Олег Попов известен под псевдонимом «Солнечный клоун».

Он создал образ неунывающего паренька с копной русых волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступлениях использовал эквилибристику, акробатику, жонглирование, пародирование цирковых номеров, но главное место в его выступлениях занимали антре, решённые средствами буффонады и эксцентрики. Мировую славу ему принесли первые гастроли советского цирка в странах Западной Европы. Артист переехал в Германию.

Леонид Георгиевич Енгибаров , клоун-мим. Он создал уникальный и запоминающийся образ грустного шута-философа и поэта. Во время его выступлений не столько смеялись, сколько думали и размышляли. Леонид Георгиевич окончил Государственное училище циркового искусства, отделение клоунады.

Артист шел другим путем, нежели его коллеги, развлекающие публику с помощью стандартного набора трюков и хохм. Енгибаров впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Выступления артиста вызывали противоречивые чувства и такие же мнения. Даже Никулин как-то сказал, что с первого взгляда клоун ему совсем не понравился.

Но потом был по-настоящему восхищен. И все это он делал четко, мягко, необычно», - говорил Никулин. Мировая известность пришла к клоуну после победы на Международном конкурсе клоунов в Праге. Енгибаров получил первую премию — кубок имени Э.

Позже он создал свойтеатр пантомимы. Юрий Владимирович Никулин участвовал в Великой Отечественной войне. После ее окончания он пытался поступить в театральный институт. Сейчас это кажется удивительным, но Никулина так и не приняли ни во ВГИК , ни в другие театральные институты.

Комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей. В конце концов, Никулин поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Он работал с известным клоуном Карандашом. Также он появлялся на сцене с Михаилом Шуйдиным.

Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Позже появился знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин. В 60 лет Никулин перестал выступать и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре. Карандаш - Михаил Румянцев Михаил Румянцев сценический псевдоним - Карандаш, 1901 — 1983 — выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России.

Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года. Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. Виртуозно разработанная маска за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады — лирико-романтических репризах. Солнечный клоун - Олег Попов Олег Попов — советский клоун и актер.

Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, — клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Заслуженный артист Латвийской ССР 1954. Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. Константин Берман Константин Берман 1914-2000. Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта..

Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом. Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров Леонид Енгибаров 1935 — 1972 — цирковой актер, клоун-мим. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек «Кошкин дом», с 1990. В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета.

Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России. За это время в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов покоривших зрителей не только в нашей стране но и во всем мире. Вспомним людей, посвятивших жизнь цирковому искусству. Михаил Румянцев сценический псевдоним - Карандаш, 1901 - 1983 - выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России.

Родился 10 декабря 1901 года в Петербурге. Приобщение Михаила к искусству началось в художественное школ, однако обучение интереса не вызвало. После курсов сценического движения в 1926 году он поступил в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков. Обыкновенный черный костюм, - но мешковатый; обычные ботинки, - но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, - но с остроконечной тульей.

Карандаш - обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности, обаяния и энергии. Юрий Никулин 1921 - 1997 - советский цирковой артист, киноактер. Родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской 1939 - 1940 и Великой Отечественной 1941 - 1945 , получив боевые награды.

Затем образовал творческий дуэт с другим помощником клоуна Карандаша Михаилом Шуйдиным. Дуэт Никулин-Шуйдин просуществовал довольно длительное время и пользовался большим зрительским успехом. Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок - легендарное "бревно".

Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. Однако за его плечами и немало серьезных картин - «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело». Талантливый клон проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером. За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: "Я работаю клоуном", "На крыльях времени", "Здравствуй, старый цирк", "Впервые в Москве", "Невский простор", "Бульвар нашего детства", "Сладкая..!

Олег Попов - советский клоун и актер. Родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области. Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность "эксцентрик на проволоке". Солнечного клоуна".

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, - клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности. Уточнение:Последние два года своей жизни он работал в России, вернувшись на родину. А вечером 02-11-2016 пришло печальное известие о смерти Олега Попова на гастролях в Ростове-на Дону. Константин Берман 1914-2000.

Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» 1966г. Леонид Енгибаров 1935 - 1972 - цирковой актер, клоун-мим. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна".

Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. На Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил первую премию - кубок имени Э. Помимо цирка, выступал с "Вечерами пантомимы" на эстраде, снимался в кино. Леонид Енгибаров 1935-1972.

Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем. Позднее - Государственный институт театрального искусства по специальности "театральный критик". С 1971 по 1990 год Куклачев был артистом "Союзгосцирка". Созданные артистом программы "Кошки и клоуны" и "Город и мир" покорили зрителей и в России и за рубежом.

Хождение по краю пропасти — никак иначе подобный номер не назовешь. Бешенная популярность Карандаша среди населения позволяла ему выступать со столь опасной сатирой. Возможно, смешные нотки он унаследовал от Чарли Чаплина, в образе которого появлялся на публике с 1928 по 1932 год. На манеже он проработал в цирке больше полувека — 55 лет — и навсегда остался в памяти населения. С роли помощника Карандаша начинал и знаменитый Юрий Никулин, который преимущественно прославился, как актер кино, лишний раз доказав, что советская клоунада привлекала в высшей степени талантливых людей.

Советская школа рождала и совсем нетипичные образы, такие как клоун-философ в исполнении Леонида Енгибаров. Леонид Георгиевич создал собственный персонаж — грустного шута и поэта, который выступал в жанре пантомимы, совмещенной с поэтической клоунадой. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Даже Юрий Никулин, изначально не воспринявший всерьез артиста «нового жанра», через три года признался: «Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».

Последним известным клоуном советской школы стал Олег Попов. Когда в 1963 году на фестивале в Варшаве прошло его выступление, вся публика была в восторге. Неунывающий паренёк с копной русых волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке, с сияющим лицом, он как бы открыл людям свое человеческое лицо и приблизился к зрителям, став одним из них. Его номер, в котором он охотится за лучиком света, стал его визитной карточкой, за что он и получил свое прозвище — «Солнечный клоун». С распадом Советского Союза, Попов переехал в Германию, где продожает давать представления, как и десятилетия назад собирая, полные залы.

Советская школа и тут сыграла свою роль — только настоящий мастер может, не меняя своего амплуа, достучаться до чопорного немецкого зрителя, привыкшего к совсем другой безликой клоунаде. Однако с распадом Советов была утрачена и уникальная советская школа клоунады, которая стала жертвой новых запросов публики. Никто не должен своими моралями отвлекать от зрелища!

История возникновения и происхождения клоунов и их влияние на современное искусство и культуру

Цирковые клоуны XIX-XX вв. многое восприняли от балаганных и карусельных дедов: приемы речевого комизма, иронию, сатирическое разоблачение господ, завуалированное шуткой, комедийное или сатирическое сгущение красок. Со временем, в значении слова «клоун» произошли изменения. В эпоху Ренессанса в средние веках, «клоуны» стали называть комиков, которые выступали на улицах и площадях, развлекая прохожих своими смешными выступлениями и акробатикой. Психологическая роль клоуна в обществе. Одной из основных психологических ролей клоунов является способность вызвать улыбку и смех у людей. Смех имеет огромное значение для нашего эмоционального состояния, так как он способен снизить уровень стресса и тревоги. Думаю, главная роль — выявление пороков общества через осмеяние клоунами друг друга в репризах, демонстрация каких-то нравственных понятий детям на доступном для них языке. Встреча с хорошим клоуном нередко меняет настроение, а может, и судьбу человека. Что такое клоун? Клоун — это артист, который специализируется на создании комических и забавных образов, цель которых заключается в создании положительных эмоций и развлечении зрителей. Какова роль клоунов в современном обществе?

Часть вторая. Клоуны по-советски

21 августа 1997 года скончался советский и российский актер, артист цирка Юрий Владимирович Никулин Окруженный юмором с детства Юрий Никулин родился в 1921 году в городе Демидове Смоленской области. Цирковому искусству пара служит уже 25 лет. Дуэт «Конфуз» был на гастролях во многих городах России, проехал много стран и даже пересек океан. Ирина, Александр, здравствуйте. Ответьте нам сходу, стоит ли сейчас становится клоуном? Постепенно образ видоизменялся, приобретал новые черты, становился объёмным. Менялся и внешний облик клоуна из-за разнообразия гримов и костюмов. В современном цирке мы видим разные образы клоуном. От максимально выдержанных, до предельно фантасмагорических.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий