Со 2 января цены на подавляющее

300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352 процента». произошли описанные события. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением. хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и. энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены.

Экономические реформы 1991 1992 года и последствия. Экономические реформы

Проблема с дефицитом продуктов питания и других товаров была преодолена, но введение свободного ценообразование дало старт гиперинфляции, что привело к значительному сокращению реальных доходов населения и даже к обнищанию некоторых слоев общества. Изменения во внешней торговле Либерализация цен была далеко не единственным нововведением того времени. Одновременно была проведена и либерализация внешней торговли. Дисбаланс цен на внутреннем и внешнем рынке привел к тому, что организации, занимающиеся внешней торговлей, стали получать сверхприбыли. Было выгодно не вкладывать деньги в производство, а заниматься перепродажей сырья. Это привело к росту коррупции и концентрации значительных капиталов в руках отдельных людей , которых позже принято было называть олигархами. Рост инфляции, разгул бандитизма и коррупции создавали ощущение, что шоковая терапия в России 1992 - это путь в пропасть. Правительство Гайдара Главной движущей силой реформ был молодой политик Егор Гайдар, который попеременно занимал должности заместителя председателя правительства по экономическим вопросам, министра финансов и первого заместителя председателя Правительства. С июня 1992 года, в связи с тем, что президент России не мог совмещать ещё и пост главы правительства, Егор Гайдар был назначен исполняющим обязанности данного должностного лица. Это было правительство, в задачи которого входило проведение важнейших для России экономических реформ.

Основные шаги правительства Взглянем на основные шаги, которое предприняло правительство России того времени для проведения реформ. Кроме либерализации цен и внешней торговли, сюда можно отнести переход от к государственному заказу , введение рыночных принципов экономических отношений , формирование налоговой службы, обеспечение конвертируемости рубля, гарантия свободной торговли , сокращение расходов бюджета, введение системы налогообложения и многое другое. Можно сказать, что в это время формировались главные отправные точки для развития современной экономики. Приватизация Одним из основных принципов метода шоковой терапии является проведение приватизации государственных предприятий. Хотя она массово развернулась только в 1993 году, уже после отставки но именно его кабинет заложил основы для проведения этого важного мероприятия и наметил основные шаги для достижения цели. Закон о приватизации был принят ещё летом 1991 года, но только с начала следующего года начала разрабатываться методика осуществления данного процесса. Первые случаи приватизации государственного имущества относятся к лету 1992 года. Наиболее широкие обороты она приобрела в В это время руководителем Госкомимущества был Анатолий Чубайс, поэтому именно с его именем связывают приватизацию, и в первую очередь её негативные последствия. Особенностью российской приватизации было то, что в ней могли принять участие все граждане страны, которым на руки были выдан особый вид ценных бумаг - приватизационные чеки, или ваучеры.

Предполагалось, что любой гражданин сможет выкупить часть предприятия, которое подлежало выведению из государственной собственности. Приватизация государственного имущества была неотъемлемой частью механизма, с помощью которого проводилась шоковая терапия в России 1992. Итог её получился довольно неоднозначным. С одной стороны, государству удалось избавиться от большинства убыточных предприятий, тем самым освободив бюджетные деньги для других целей, но вместе с этим за бесценок продали ряд организаций, которые при умелом руководстве могли приносить немалую прибыль. Большинство этих предприятий сконцентрировалось в руках небольшой группы олигархов. Отставка правительства Гайдара По мере проведения реформ инфляция не сбавляла своих оборотов, а реальный уровень жизни граждан неизменно падал. Это привело к тому, что правительство Гайдара все больше теряло популярность среди населения страны. Было много противников политики Гайдара и среди политической элиты. Это привело к тому, что в декабре 1992 года Съезд народных депутатов фактически выразил недоверие главе правительства.

Президент Б. Ельцин вынужден был отправить его в отставку со всех занимаемых постов, а председателем Совета министров был назначен Хотелось бы заметить следующее: хотя Е. Гайдар сумел воплотить в жизнь далеко не все свои замыслы, но общий курс на развитие рыночной экономики в государстве им был задан. Итоги применения шоковой терапии Довольно неоднозначные для страны итоги имело применение такого экономического механизма , как шоковая терапия в России 1992. Плюсы и минусы в краткосрочном периоде явно свидетельствовали о преобладании негативных последствий. Среди главных отрицательных явлений нужно выделить значительный рост инфляционных процессов , граничащих с гиперинфляцией, стремительное сокращение реальных доходов граждан и обнищание населения, увеличение разрыва между различными слоями общества, падение объема инвестиций, сокращение ВВП и промышленного производства. В то же время многие эксперты считают, что именно благодаря применению метода шоковой терапии России удалось избежать страшной и голода. Причины неудачи Относительная неудача применения шоковой терапии в России объясняется тем, что далеко не все элементы классической схемы были в точности соблюдены. Например, метод шоковой терапии подразумевает сокращение уровня инфляции, а в РФ, наоборот, она достигла невиданных прежде размеров.

Немалую роль в провале сыграло и то, что, вследствие отставки правительства Гайдара многие реформы так и не были завершены в кратчайшие сроки , как того требует стратегия шоковой терапии. Последствия Но полностью ли провалилась шоковая терапия в России 1992? Последствия в долгосрочной перспективе данных реформ все-таки имели целый ряд позитивных моментов. Был заложен фундамент рыночного механизма, который, хотя и не начал максимально эффективно функционировать, но позволил порвать со старыми командно-административными методами управления, давно изжившими себя. Кроме того, практически полностью было преодолено такое негативное явление, как дефицит товаров, а к началу 1998 года в значительной мере снизился уровень инфляции, что позволило провести деноминацию рубля. Многие эксперты считают, что именно своевременное проведение шоковой терапии, пусть даже не в классической её форме, позволило сохранить экономику страны и создало предпосылки для её роста в начале XXI века. В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара ».

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической. По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге « Российская экономика : истоки и панорама рыночных реформ », в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Если товарные запасы в розничной торговле на конец года в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней. Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг с костями , масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада. При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения : отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе. Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

К концу 1991 года возник тотальный дефицит, розничные цены на хлеб, молоко, мясо, другие основные потребительские товары были в 2-2,5 раза ниже себестоимости, субсидировались государством. Во-вторых, переход от плановой экономики к рыночной проводился впервые. Правда, незадолго до России он состоялся в других бывших странах социалистического лагеря - в Польше, Чехии, Венгрии, там тоже вначале был спад экономики и рост цен, но в гораздо более скромных масштабах. Однако искажения в экономике этих стран были менее глубокими, чем в России.

Все признают, что реформы были необходимы, но многие считают, что их надо было проводить не так резко, постепенно. Эта критика, на мой взгляд, лукавая, поскольку так часто говорят и те, кто был "у руля" до 1992 года и имели все возможности провести эти реформы менее болезненно, но не решились на них. Еще в 60-е годы проводилась Косыгинская реформа, которая могла бы помочь позднее перейти к рынку, но уже в 1970 году она была практически свернута. Реформы в России долго оттягивают, а когда проблем накопится под завязку, проводят жестко и болезненно Как показывает наша история последних трех столетий, почти всегда реформы в России долго оттягиваются, а потом, когда проблем накопилось еще больше, проводятся жестко и болезненно. Все, что мы откладываем на потом, все равно приходится делать, но за более высокую цену - думаю, это главный урок, который мы можем извлечь из опыта "шоковой терапии".

Хотя массово оно состоялось только в 1993 году, после отставки Егора Гайдара, именно его кабинет заложил основу для этого важного события и наметил основные шаги к достижению цели. Закон о приватизации был принят летом 1991 года, но методология реализации этого процесса начала разрабатываться только с начала следующего года. Первые дела по приватизации госимущества относятся к лету 1992 года. Наибольший оборот они приобрели в 1993-1995 годах. На тот момент Анатолий Чубайс возглавлял Госкомимущество, поэтому именно с его именем связана приватизация, и прежде всего ее негативные последствия.

Особенность российской приватизации заключалась в том, что в ней могли принять участие все граждане страны, получившие особый титул — чеки или приватизационные ваучеры. Предполагалось, что любой гражданин сможет взять на себя часть бизнеса, которая будет выведена из государственной собственности. Приватизация государственной собственности была неотъемлемой частью механизма проведения шоковой терапии в России 1992 г. Его результат оказался довольно неоднозначным. С одной стороны, государству удалось избавиться от большинства убыточных предприятий, высвободив тем самым бюджетные деньги для других целей, но в то же время ряд организаций был продан за бесценок, что при умелом руководстве могло принести существенный доход прибыль. Большая часть этой деятельности сосредоточена в руках небольшой группы олигархов. Отставка правительства Гайдара С проведением реформ инфляция не замедлилась, а истинный уровень жизни граждан неизменно снижался. Это привело к тому, что правительство Гайдара теряло все большую популярность среди населения страны. Среди политической элиты было много противников политики Гайдара. Это привело к тому, что в декабре 1992 года Съезд народных депутатов фактически выразил недоверие главе правительства.

Президент Борис Ельцин был вынужден уйти в отставку со всех постов, а Виктор Черномырдин был назначен председателем Совета министров. Хочу подчеркнуть следующее: хотя Э. Гайдар не реализовал все свои планы, он заложил общий курс на развитие рыночной экономики в государстве. Итоги применения шоковой терапии Результаты использования недорогого механизма, такого как шоковая терапия, в России 1992 г. Краткосрочные плюсы и минусы однозначно указывают на преобладание негативных последствий.

К концу 1991 года возник тотальный дефицит, розничные цены на хлеб, молоко, мясо, другие основные потребительские товары были в 2-2,5 раза ниже себестоимости, субсидировались государством. Во-вторых, переход от плановой экономики к рыночной проводился впервые. Правда, незадолго до России он состоялся в других бывших странах социалистического лагеря - в Польше, Чехии, Венгрии, там тоже вначале был спад экономики и рост цен, но в гораздо более скромных масштабах. Однако искажения в экономике этих стран были менее глубокими, чем в России. Все признают, что реформы были необходимы, но многие считают, что их надо было проводить не так резко, постепенно.

Эта критика, на мой взгляд, лукавая, поскольку так часто говорят и те, кто был "у руля" до 1992 года и имели все возможности провести эти реформы менее болезненно, но не решились на них. Еще в 60-е годы проводилась Косыгинская реформа, которая могла бы помочь позднее перейти к рынку, но уже в 1970 году она была практически свернута. Реформы в России долго оттягивают, а когда проблем накопится под завязку, проводят жестко и болезненно Как показывает наша история последних трех столетий, почти всегда реформы в России долго оттягиваются, а потом, когда проблем накопилось еще больше, проводятся жестко и болезненно. Все, что мы откладываем на потом, все равно приходится делать, но за более высокую цену - думаю, это главный урок, который мы можем извлечь из опыта "шоковой терапии".

Любые данные

  • Число рождения для мужчины
  • Вопрос № 26205
  • Накануне весеннего сева крестьяне узнали что по новому государственному декрету
  • Начало "шоковой терапии": 25 лет назад Борис Ельцин "отпустил цены" - ТАСС

Защита документов

В таких условиях 3 декабря 1991 появился президентский указ о либерализации цен. По нему с 2 января 1992 ценообразование в России становилось свободным, то есть складывающимся под влиянием спроса и предложения. Со второго января 1992 г. были освобождены цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые. 2 января 1992 года были отпущены оптовые и розничные цены (на регулируемые товары типа хлеба, молока, транспорта цены были повышены).

Кодексы РФ

  • Читайте также
  • Контрольная работа по истории России 9 класс | Контент-платформа [HOST]
  • Любые данные
  • Начало экономической реформы
  • Начало "шоковой терапии": 25 лет назад Борис Ельцин "отпустил цены"

В 1992 году он. Начало экономической реформы

б) свобода частного предпринимательства; в) установление государством цен на подавляющее большинство товаров и. Государство в административном порядке повысило цены на энергоносители: нефть подорожала в 5 раз, газ — в 4,7 раза, уголь — в 5,5 раза. Это решение также повлияло на огромный рост цен в течение 1992 года. 18 Прочтите отрывок из воспоминаний Е.Т. Гайдара и укажите год, когда произошли описанные события. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей). «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг.

21 августа 1992 что произошло. Начало экономической реформы

По словам Михаила Полторанина, бывшего соратника Бориса Ельцина, концепции «мягких» реформ предлагали многие российские экономисты , и они были реализуемы, но глава России принял более радикальную концепцию, полагая, что постепенные реформы грозят возвратом коммунистов, а удержать власть помогут только резкие меры. Народ выжил, несмотря ни на что Григорий Явлинский с августа 1991 г. Симоняна: «Обойтись без голода удалось не благодаря Гайдару, Чубайсу и Коху, а потому, что русский народ способен приспосабливаться». Петраков заявляет: «Именно при Гайдаре как раз и появились голодные люди».

Нам - ножки Буша, американцам - нефть и алмазы «Ножки Буша» - куриные окорочка стали символом «помощи» западных «партнёров». В 1992 году в Россию, как из «рога изобилия» хлынули тысячи тонн товаров сомнительного качества. Российская же пищевая промышленность была не способна конкурировать с подобным «импортом» по цене.

Академик РАН О. Богомолов пишет: «... Ответ - либо за счёт огромных заимствований на Западе, либо в результате проедания несметных природных и других богатств, доставшихся реформаторам в наследство от предшествующего режима.

И то, и другое имело место, и именно за счет этого удалось выжить». Вещевые рынки вместо спорта 2 января 1992 года были «отпущены» цены, а 29 января опубликован указ «О свободе торговли»: предприятиям и гражданам предоставлялось право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Началась эпоха вещевых рынков, которые покрыли всю страну.

Сейчас мало кто помнит, что еще лет 15 назад почти все стадионы страны, включая московские «Лужники» и «Динамо», были отданы под стихийную торговлю. Никаких «механизмов рыночной конкуренции » не возникло, контроль над всеми рыночными структурами захватили организованные преступные группировки. Приватизация Вскоре вышел указ о приватизации государственных предприятий, метко прозванной в народе «прихватизацией».

Российские предприятия остались без оборотных средств , что привело к острейшему кризису взаимных неплатежей. Стремительно росли долги по зарплатам, возникла угроза остановки жизнеобеспечивающих производств: водоснабжения, электроэнергетики, транспорта и т. Коррупция достигла апогея: чиновничьи откаты и взятки, воровство казённых сумм исчислялись миллиардами.

Сам Егор Гайдар писал: «Размах номенклатурного разворовывания в 1990-1991 гг. Это привело к деградации и распаду научных коллективов, из которых уходили молодые перспективные кадры». Шулунов считает это как минимум «крупнейшей ошибкой», а то и диверсией и предательством.

Фадеев: «По ВПК первый удар был нанесён в 1992 г. Анализируя итоги деструктивных реформ Гайдара, академик Р. Симонян сегодня приходит к выводу: правительство Гайдара «простимулировало создание коррумпированного государства».

А утверждение о том, что Гайдар «спас страну» - миф, создаваемым его друзьями. Условное наименование радикальной экономической реформы в России в 1992-1993 гг. В условиях экономического кризиса, углублявшегося в СССР в начале 90-х гг.

Для осуществления таких реформ президент Б. Ельцин и государственный секретарь Г. Бурбулис привлекли 6 ноября 1991 г.

Он и его коллеги разработали план «шоковой терапии» - быстрых и радикальных преобразований, которые сначала так резко меняют экономический порядок , что это вызывает болезненное ухудшение жизни людей «шок» , но затем быстро улучшают ситуацию «терапия», лечение. Реформа предполагала приватизацию, либерализацию цен и др. Рубль на территории России стал свободно обмениваться на иностранную валюту.

Однако валютные торги привели к быстрому обесцениванию рубля. Теперь в торговлю валютой было вовлечено все население России. В условиях быстрой инфляции именно доллар стал твердой валютой, в которой происходило накопление.

Рост спроса на валюту в свою очередь приводило к дальнейшему падению рубля. Стремительное падение рубля позволяло создавать капиталы «из ничего» благодаря контактам между предпринимателями и чиновничеством. Доллар рос гораздо быстрее.

Получив государственный кредит в рублях и превратив его в доллары, затем можно было вернуть ту же сумму в рублях, уже обесценившуюся за это время. Таким образом, бюрократия создавала огромные капиталы за государственный счет, обескровив бюджет. В условиях быстрой инфляции именно доллар стал твердой валютой, в которой стали накапливаться средства.

Началась гиперинфляция, чему способствовала и монополистическая структура промышленности в бывшем СССР. Предприятия монополисты, пользуясь отсутствием сильной конкуренции со стороны негосударственного сектора, стали «взвинчивать» цены. Подорожала промышленная продукция , техника в том числе сельскохозяйственная , энергоносители.

Так, 18 мая цены на энергоносители были увеличены в 5-6 раз. Это вызвало быстрое повышение цен на все товары. Особенно болезненно на положении населения сказался рост цен на продовольственные товары, за которые прежде платили считанные рубли и даже копейки.

Правительству срочно пришлось вводить в действие новые деньги, еще с советской символикой возможностей для замены всей денежной массы еще не было. Копейки исчезли из оборота — за них уже ничего нельзя было купить. Цены выросли за 1992 более чем в 25 раз, а за весь период реформ - более чем в десять тысяч раз.

Обесценились накопления людей, которые многим стоили многих лет тяжелого труда. Социальные выплаты не поспевали за ростом цен, и миллионы пожилых людей быстро оказались за гранью нищеты. Предприимчивые люди попытались развернуть свой бизнес.

Но это оказалось нелегко. Налоги поглощали более трети прибыли, но иногда превышали ее.

В этих документах были сформулированы принципы, идеология и технология приватизации, которые действовали до 1996 г. В феврале — марте 1992 г. К июню в частную собственность перешло почти 10 тыс. К весне 1992 г.

Либерализация цен привела к такому их росту, который значительно отличался от правительственных прогнозов. Первоначальный скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, но за март — май потребительские цены на товары и услуги выросли почти вдвое, и летом этот процесс не остановился. Вместо первоначально обещанного двух-, трехкратного повышения цен на многие основные товары они выросли в 10—12 раз к концу года — в 36. Неблагополучно складывалась ситуация и с денежными доходами граждан. Либерализация цен позволила снять «денежный навес» — накопленный к 1991 г. Это, однако, привело к тому, что в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения.

Большую их часть составляли относительно небольшие вклады далеко не самых богатых граждан. Отрицательный общественный резонанс вызывало равнодушие властей к этой острой проблеме. Ухудшилось положение пенсионеров, работников бюджетных организаций и структур. Усилилась дифференциация населения по уровню доходов. На старте реформ не удалось предотвратить кризис наличной денежной массы: темпы инфляции были столь значительны, что власти не успели и не успевали напечатать требуемое в обороте количество денег. В результате постоянно росла задолженность государства по выплате зарплат, пенсий и пособий на 1 апреля 1992 г.

Согласно опросам общественного мнения примерно половина населения страны стала жить гораздо хуже, более четверти — немного хуже, чем в декабре 1991 г. Определенные улучшения констатировал лишь каждый одиннадцатый из опрошенных. Не более оптимистично складывалась ситуация в сфере материального производства. В промышленности наблюдалось сокращение объемов выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабельных предприятий весной 1992 г. Резко увеличилась взаимная задолженность предприятий, усилился дефицит платежных средств.

Взаимная задолженность нарастала как снежный ком: к концу января она составляла 140, к концу февраля — 390, а к концу марта 780 млрд руб. Чисто «рыночное» решение этой проблемы требовало банкротства несостоятельных плательщиков, однако масштабность проблемы делала неизбежным государственное вмешательство. Нелегким было положение в аграрном секторе. Правительство делало ставку на форсированное развитие фермерства, активно лоббировало введение свободной купли-продажи земли. В СМИ развернулась кампания по дискредитации колхозно-совхозного строя. Новации должна была подтолкнуть и начавшаяся перерегистрация хозяйств, в ходе которой крестьянам предстояло как бы заново определиться, с каким производством — коллективным или индивидуальным — связать свое будущее.

В результате же проводимого курса проиграла деревня в целом: «неперспективным», часто дотационным, колхозам и совхозам были значительно урезаны масштабы финансовой поддержки, хотя они неизбежно на ближайшее будущее оставались главными поставщиками продовольствия и сырья для пищевой и легкой промышленности. В то же время фермерское движение получило преимущественно моральную поддержку: не были решены вопросы его финансового, материально-технического и правового обеспечения. Ставка на «фермерское» семейное хозяйство была связана с непониманием того, что в силу специфики климата в большинстве регионов страны, за исключением юга Европейской России, рабочий период в сельском хозяйстве был до предела коротким. Это вынуждало страну так или иначе поддерживать крупное производство, позволявшее концентрировать массу рабочей силы и техники в предельно короткие по времени, важнейшие по сути циклы аграрного производства. Для России такая организация труда веками была главной, хотя часто невыполнимой задачей. В частности, для ее реализации в российском крестьянстве тысячелетия существовала община.

Лукавые эксперты, видимо, не объясняли власть предержащим, что в условиях острого кризиса промышленности абсолютно нереально налаживание производства принципиально новых видов сельхозтехники и приобретение ее бывшими членами колхозов и совхозов. Кроме того, мировой опыт становления аграрного капитализма четко свидетельствовал о том, что только тогда, когда капитализм овладевал промышленностью и становился реальностью межотраслевой перелив капитала, появлялись и условия развития капитализма в сельском хозяйстве. Политика Гайдара, сделав все наоборот, ввергла аграрное производство и огромную часть населения в глубокий, длительный, а главное, немотивированный кризис, не говоря уже о других не менее важных последствиях. В центре внимания правительства находились почти исключительно стратегические и макроэкономические проблемы. Прежде всего предполагалось восстановление утраченного контроля над государственными финансами. Проводилась жесткая бюджетная политика, направленная на устранение дефицита госбюджета, который к концу 1991 г.

Эта политика включала резкое сокращение расходных статей, куда включались затраты на отрасли социальной сферы здравоохранение, образование, наука, культура, коммунальная сфера , закупки вооружений, централизованные инвестиции, бюджетные дотации и субсидии территориям и предприятиям. Резкое сокращение государственных расходов привело к тому, что уже в январе 1992 г. Жесткая бюджетная политика привела к снижению темпов инфляции. После всплеска в январе 1992 г. Объем же производства понижался высокими, но вполне допустимыми, по мнению правительства, темпами: по сравнению с декабрем 1991 г. ВВП сократился в январе 1992 г.

Однако формальное улучшение макроэкономических показателей оставляло без ответа насущные вопросы о том, как выживать основной массе населения при потере накоплений и резком уменьшении доходов и каким образом смогут функционировать в новых условиях промышленные и сельскохозяйственные предприятия, из которых около половины не могли обходиться без государственных бюджетных «вливаний». Теоретически было ясно, что в «будущем» все должно измениться и экономику страны ожидает динамичный рост. Но когда это произойдет и какие хозяйственные субъекты станут реальной опорой движения к новому общественно-экономическому порядку, сказать было нелегко. Преобразования первых месяцев 1992 г. Поэтому перед президентом и правительством весной 1992 г. После августа 1991 г.

Социальные группы, заинтересованные в этом, можно условно разделить на три части. В первую вошли те, кто составлял основу массового «протестного», антитоталитарного, антиноменклатурного демократического движения 1988—1991 гг. Это были преимущественно представители интеллигенции, инженерно-технические работники, управленцы, служащие, которые после провала «путча» надеялись быстро реализовать свои надежды. Во вторую входили те элитные и околоэлитные слои, которые в 1987—1991 гг. Сюда же примыкали организаторы торговли разного уровня и связанные с ними предприниматели, которые лучше других видели перспективы, открывавшиеся перед ними в случае появления свободного рынка и ликвидации «социалистических» ограничений. Третья группа включала руководителей промышленности, директоров предприятий и связанных с ними структур.

Их «рыночные перспективы» определялись расширяющимися возможностями распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами, которые формально оставались государственными. В то же время эта группа была неоднородной. Более заинтересованными в либерализации экономических отношений были управленцы сырьевых отраслей, продукция которых пользовалась гарантированным спросом. Особенно привлекательным для них был самостоятельный выход на внешние рынки, где газ, нефть и другие ресурсы продавалась по ценам, намного превышавшим внутренние, что существенно облегчало адаптацию к новым хозяйственным условиям и снимало зависимость от государственного бюджета. Иной была позиция руководителей отраслей перерабатывающей промышленности, многие предприятия которых могли существовать лишь при финансовой поддержке государства. Эта группа выступала за постепенное вхождение страны в рынок, за активное регулирование этого процесса правительством, рассчитывая на его помощь через бюджетные источники.

Следует отметить, что хотя первая и третья из названных групп в целом были ориентированы на рыночные преобразования, их позиции и интересы были потенциально конфликтны. Массовое протестное движение выступало за отстранение от власти партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры и стояло за радикально-демократический вариант проведения реформ. Директорский же корпус сам являлся во многом частью существовавшей системы, в которой политические и экономические связи были переплетены. Поэтому советские хозяйственные управленцы стояли за более плавную социальную трансформацию, позволившую бы им сохранить уже «завоеванные» преимущества. На этапе начала реформ эти различия были приглушены. Но позднее правительство и президент неизбежно должны были выбирать между двумя этими ориентациями.

Проблема широкой общественной поддержки начатых преобразований была существенно осложнена тем, что перед их началом в 1992 г. Никто не разъяснял, в чем эти реформы будут состоять, какова в них роль основных социальных групп и как может измениться положение каждой из них. В 1990—1991 гг. Отсюда — завышенные ожидания, надежды лишь на позитивные перемены, готовность в лучшем случае к умеренно-жертвенному курсу перемен, но никак ни к их радикальному варианту. Практически впервые публично о трудностях, которые предстоит испытать населению, президент сообщил лишь в конце октября 1991 г. Характеризуя разовый переход к рыночным ценам как «тяжелую, вынужденную, но необходимую меру», он вновь сообщил, что «хуже будет всем примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами.

И у тех и у других есть свои аргументы, однозначной оценки здесь быть не может. Во-первых, реформы не создали проблемы, а вскрыли уже существующие проблемы, как врач вскрывает болезненный нарыв. К концу 1991 года возник тотальный дефицит, розничные цены на хлеб, молоко, мясо, другие основные потребительские товары были в 2-2,5 раза ниже себестоимости, субсидировались государством.

Во-вторых, переход от плановой экономики к рыночной проводился впервые. Правда, незадолго до России он состоялся в других бывших странах социалистического лагеря - в Польше, Чехии, Венгрии, там тоже вначале был спад экономики и рост цен, но в гораздо более скромных масштабах. Однако искажения в экономике этих стран были менее глубокими, чем в России.

Все признают, что реформы были необходимы, но многие считают, что их надо было проводить не так резко, постепенно. Эта критика, на мой взгляд, лукавая, поскольку так часто говорят и те, кто был "у руля" до 1992 года и имели все возможности провести эти реформы менее болезненно, но не решились на них. Еще в 60-е годы проводилась Косыгинская реформа, которая могла бы помочь позднее перейти к рынку, но уже в 1970 году она была практически свернута.

Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события явления , связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.

§ 2. Первый год независимого развития. 1992

1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. 46. Перемещение от точки Б к точке В может быть вызвано: 1 изменением цены данного товара 2 сдвигом предложения данного товара 3 изменением цены на товар, связанный в потреблении с данным 4 изменением цены используемых в производстве ресурсов. 300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352 процента». К открытию торгов 26 января цена за тонну составила 125 700 рублей. В субботу 27 января цена на алюминий вернулась к значению 23 января и оставалась без изменений до 28 числа включительно. 2 января 1992 г. указом Президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и т. п.). Был издан указ о свободе торговли. 1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.

Число рождения для мужчины

  • Контрольная работа по истории 2021
  • Тест Политэкономия с ответам 41-80
  • Постановление Правительства РФ от N
  • Январь 1992 года. Как это было
  • ЧУДО ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ. Взрыв цен января года

Накануне весеннего сева крестьяне узнали что по новому государственному декрету

Со второго января 1992 г. были освобождены цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей. •в 1900-1904 годах произошли 670 крестьянских выступлений в различных районах страны, которые были подавлены; •в 1900-1904 годах правительство не предприняло реальных мер по облегчению положения рабочих, подавляя их выступления. Правительство Белоруссии в своем заявлении от 18 ноября 1991 года объявило о вынужденной либерализации цен с 1 января 1992 года. При этом фиксированными оставались цены на хлеб, мясомолочные продукты, детские товары, жилищно-коммунальные услуги, транспорт. •в 1900-1904 годах произошли 670 крестьянских выступлений в различных районах страны, которые были подавлены; •в 1900-1904 годах правительство не предприняло реальных мер по облегчению положения рабочих, подавляя их выступления.

21 августа 1992 что произошло. Начало экономической реформы

2 января 1770 года инженер-самоучка из Нижегородской губернии Иван Петрович Кулибин, приглашенный в столицу Екатериной II, сдал экзамен на право руководства механическими мастерскими Петербургской Академии наук. Разработать и ввести в действие новые оптовые цены на промышленную продукцию, тарифы на услуги транспорта и связи с 1 января 1990 года, а сметные цены и расценки в строительстве, закупочные цены в сельском хозяйстве с 1 января 1991 года. Сразу после Нового года, 2 января 1992 года, цены на 90% розничных и 80% оптовых товаров освободили от государственного регулирования. Под контролем оставался только ряд социально значимых потребительских товаров и услуг. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые -. предстоящем первоначальном повышении цен на 200 -300 процентов. Отсрочка была невозможна*: 2 января 1992 года правительство Егора Гайдара разморозило цены 2 января 1992 года в России стартовала серия самых известных экономических реформ в современной истории, которые в народе называют гайдаровскими. Первым решением.

В 1992 году произошли следующие события. Конституционный переворот двадцать лет назад

Возможны другое количество и или иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Заказать написание учебной работы.

Но позднее правительство и президент неизбежно должны были выбирать между двумя этими ориентациями. Проблема широкой общественной поддержки начатых преобразований была существенно осложнена тем, что перед их началом в 1992 г. Никто не разъяснял, в чем эти реформы будут состоять, какова в них роль основных социальных групп и как может измениться положение каждой из них. В 1990—1991 гг. Отсюда — завышенные ожидания, надежды лишь на позитивные перемены, готовность в лучшем случае к умеренно-жертвенному курсу перемен, но никак ни к их радикальному варианту. Практически впервые публично о трудностях, которые предстоит испытать населению, президент сообщил лишь в конце октября 1991 г. Характеризуя разовый переход к рыночным ценам как «тяжелую, вынужденную, но необходимую меру», он вновь сообщил, что «хуже будет всем примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами.

А к осени 1992 г. Далее россиян информировали, что «либерализация цен будет сопровождаться мерами по социальной защите населения», и лишь на этом фоне следовали достаточно осторожные предупреждения о том, что «защитить уровень жизни всех на первом этапе реформ мы не сможем», что «нам придется нелегко». Именно «поддержку и веру» а не осознанное участие президент считал необходимыми условиями успеха реформ. В новогоднем обращении Ельцин вновь говорил о трудном периоде в 6—8 месяцев и подтверждал, что к концу 1992 г. Не более многословным было и «правительство реформ». В то же время о понимании неизбежности нарастания конфликтного потенциала свидетельствовало подписание 15 ноября 1991 г. В комиссию должны были входить представители государства, предпринимателей и профсоюзов. Все это привело к тому, что к весне 1992 г. Вместе с президентом оно опиралось лишь на те силы, которые уже получили выигрыш от реформ и были кровно заинтересованы в их продолжении. Им противостояли съезд народных депутатов и Верховный Совет России, которые как представительные органы власти, отражавшие широкий спектр интересов избирателей, во все большей степени испытывали на себе давление тех, кто был недоволен реформами.

Помимо традиционных противников из лево-патриотического лагеря, в число оппонентов попали и те, кто ранее горячо выступал за рыночные преобразования или был объективно заинтересован в их успешном продвижении. В этом суть того «парадокса», на который указывают некоторые авторы: «демократический» Съезд народных депутатов, в целом одобривший правительственный курс в октябре 1991 г. Рубежным в плане изменения экономического курса и складывании новой конфигурации прореформистских сил стал VI съезд народных депутатов России, работавший в апреле 1992 г. На съезде деятельность правительства была подвергнута резкой критике. Депутаты приняли постановление, в котором содержалась малоприятная оценка работы кабинета «профессионалов»: «Признать ход экономической реформы неудовлетворительным в области социальной защиты граждан, инвестиционной, промышленной и аграрной политики, комплексности проводимых мероприятий». Президенту было предложено в месячный срок подготовить и представить Верховному Совету проект закона о правительстве и, что важно, новую кандидатуру его руководителя. Разразился кризис, когда «гайдаровцы» коллективно подали в отставку. Конфликт был разрешен при активном участии главы правительства — президента. Ему удалось убедить съезд предоставить кабинету возможность спокойно работать до декабря 1992 г. За согласие депутатов пришлось заплатить серией важных уступок, которые вносили существенные коррективы в экономическую политику и на многие годы определили лицо российских реформ.

В Российской Федерации компромисс между либералами-рыночниками и «старой» хозяйственной элитой начинает оформляться весной — летом 1992 г. Он нашел выражение в смягчении денежнокредитной политики и восстановлении льготного кредитования предприятий, а также в привлечении в правительство представителей директорского корпуса. Уже в мае 1992 г. Тогда же вице-премьерами были назначены В. Черномырдин, В. Шумейко, Г. Хижа, призванные представлять в правительстве интересы разных секторов отечественной индустрии. Однако не менее знаковым было назначение в июне 1992 г. Чубайса, к тому времени уже приобретшего репутацию одного из самых жестких либералов-рыночников. В итоге президент как глава кабинета намного расширил границы для столь необходимого в тех условиях политического и экономического маневрирования.

В своей программной работе «Государство и эволюция» 1995 Е. Гайдар признавался, что весной 1992 г. В долгосрочной перспективе экономически оптимальным может стать то, что сегодня является максимально социально приемлемым». На том этапе основные революционные изменения должны были произойти в сфере отношений собственности. Поэтому упор был сделан на «создание приватизационных коалиций», позволяющих инициировать массовый приватизационный процесс снизу, «интегрировать интересы тех социальных групп, которые способны его парализовать, если не увидят в нем своего места трудовые коллективы, руководители предприятий, региональные органы власти ». Складывание коалиции или союза «либеральных рыночников» и старой хозяйственно-управленческой элиты происходило постепенно в течение второй половины 1992 г. В июне 1992 г. В него вошли Демократическая партия России наиболее массовая в «Демроссии», лидер — Н. Травкин , Народная партия «Свободная Россия» лидер — вице-президент А. Руцкой и Союз промышленников и предпринимателей лидер — А.

Кроме того, «Гражданский союз» поддерживал тесные контакты с Федерацией независимых профсоюзов России, претендуя на выражение интересов самых широких и разнообразных социальных групп. Опасаясь открытого социального взрыва, неизбежного при последовательном проведении гайдаровской политики финансовой стабилизации, и испытывая давление стоящих за «Гражданским союзом» сил, Б. Ельцин внес существенные изменения в правительственный курс. В июне — августе 1992 г. А в сентябре — октябре 1992 г. Все эти меры в корне противоречили идеологии российских «монетаристов», но приближалось 1 декабря 1992 г. И хотя глава правительства к тому времени уже не раз допускал малопочтительные выражения в адрес парламента и съезда, полностью их игнорировать тогда Ельцин еще не мог. Более того, весь ноябрь 1992 г. Яковлева, вице-премьера и министра печати и информации М. Полторанина, Госсекретаря Российской Федерации Г.

Бурбулиса, чья должность была вообще ликвидирована. По поручению Ельцина Гайдар несколько раз встречался с лидерами «промышленников», в результате чего была согласована компромиссная экономическая программа, которая впоследствии и была представлена съезду. Оставляя пока в стороне политические перипетии, предшествовавшие и сопутствовавшие работе VII съезда народных депутатов России, отметим, что первоначально съезд признал неудовлетворительной работу правительства по реализации экономической реформы, констатировал, что формы и методы ее проведения не соответствуют интересам большинства граждан и привели к отрицательным социально-экономическим последствиям; отклонил кандидатуру Гайдара, предложенного Ельциным на пост премьера; не принял предложенные президентом поправки к Конституции, сохранявшие за ним право формировать правительство и издавать акты, имевшие, по сути, законодательный характер. В результате возникшего политического кризиса съезд пошел на уступки президенту, вновь оставив за ним почти все полученные годом ранее «временные» полномочия. Ельцин в свою очередь должен был учитывать мнение депутатов. С его стороны проявлением компромисса было то, что для мягкого рейтингового т. Наибольшую поддержку получил Ю. Скоков «за» — 637, «против» — 254, «воздержались» — 25 , далее следовал В. Черномырдин «за» — 621, «против» — 280, «воздержались» — 24 , и лишь затем — Е. Гайдар «за» — 400, «против» — 492, «воздержались» — 33.

Внешне казалось, что все говорило в пользу назначения премьерминистром Ю. В Скокова — директора оборонного предприятия, человека из ближнего окружения Б. Ельцина, преданность и высокие деловые качества котировались достаточно высоко. Однако президент отказал этому кандидату. Ельцина как политика не могло не смущать то, что Скоков пользовался авторитетом в среде старых хозяйственных и политических управленцев, но главное, имел тесные связи с группами интересов, которые оказались ущемленными в результате «рыночного штурма» 1992 г. Фигура В. Черномырдина выглядела более предпочтительно. Он также был прочно связан с прежней экономической элитой, но в то же время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Назначение премьером Черномырдина позволяло президенту снять еще один упрек оппозиции: она обвиняла «молодых реформаторов» в том, что они не знают реальной экономики, промышленности.

Действовавшие ранее перечни продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров услуг , цены на которые регулировались государством, применению больше не подлежат. Определять и утверждать подобные перечни и пересматривать их по мере необходимости с учетом дальнейшей либерализации цен поручено Правительству РФ. N 297 "О мерах по либерализации цен" Текст Указа опубликован в газете "Российская газета" от 25 декабря 1991 г.

N 297 "О мерах по либерализации цен" Текст Указа опубликован в газете "Российская газета" от 25 декабря 1991 г. N 1013 Из приложения 2 к настоящему Указу исключены основные виды детского питания, включая пищевые концентраты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий