Причины и последствия терроризма в городе беслане

"Политические требования террористов, захвативших школу в Беслане, были намеренно сформулированы таким образом, чтобы их нельзя было выполнить". Не стоит забывать фактор Южной Осетии и заявления Масхадова помочь Грузии решить проблему Южной Осетии. Фактически акция в Беслане грозила перерасти в потерю Россией всего Северного Кавказа. Трагедия Беслана – это заручись одним из самых крупных терактов в истории России. Она произошла 1 сентября 2004 года, когда группа террористов захватила школу номер 1 в городе Беслане, Северная Осетия – Алания.

Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати

Террористический акт в Беслане. Введение. Проблема терроризма – одна из самых острых проблем современного мира. Для решения этой проблемы многие страны объединяются в антитеррористические коалиции. это всего лишь мое предположение, на истину не претендую, как было в действительности мы никогда не узнаем, поскольку главного. 1 сентября 2004 года в городе Беслане (Северная Осетия) террористы захватили более 1000 заложников в школе № 1. А 3 сентября спецназ взял штурмом учебное заведение, в котором преступники трое суток издевались над детьми. Комиссия североосетинского парламента по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 года была создана 10 сентября прошлого года, за десять дней до формирования аналогичной комиссии из числа членов Федерального собрания. "Политические требования террористов, захвативших школу в Беслане, были намеренно сформулированы таким образом, чтобы их нельзя было выполнить". 1 сентября 2004 года террористами была захвачена средняя школа №1 в городе Беслан (Северная Осетия). Нападение на школу произошло утром, в ходе торжественной линейки в честь начала учебного года.

Сенсационные подробности трагедии в Беслане

Были сделаны достаточно серьезные выводы. И подтверждением тому является тот факт, что после упомянутых событий 2004 года такого страшного и масштабного теракта на территории страны больше не было. Основная задача, которая была поставлена, и сейчас она, я считаю, решена — это то, что в борьбе с терроризмом был перенесен акцент с работы по факту проведения терактов на их профилактику и пресечение в процессе подготовки. И работа эта стала вестись в районах нахождения террористов. Мы стремимся их нейтрализовать в тех местах, где они проводят подготовку, где они планируют эти теракты, не давая им времени на подготовку к реализации задуманного», — рассказал он. Со слов Филатова, террористов постоянно преследуют в зоне их дислокации, не дают им времени прийти в себя, продумать план действий и отдышаться. Это, прежде всего, освобождение из тюрем их подельников.

Это финансовые требования и понятно, что эти деньги пойдут на финансирование будущей террористической деятельности. И другие подобные вещи, которые с годами практически не меняются», — сообщил он. Филатов отметил, что террористы сменили тактику — на сегодняшний день захваты заложников стали совершаться гораздо реже. Приемы, используемые террористами, во многом определяется тем, на что делается упор при противодействии терроризму на тех или иных территориях. Террористы подстраиваются под местную специфику. Если на территории какого-то государства установлен жесткий контроль за взрывчатыми веществами, провезти или пронести которые крайне сложно, то террористы используют огнестрельное оружие.

Глава Союза «Офицеры группы Альфа» Алексей Филатов рассказал «Ридусу» о той операции и о том, как изменилась подготовка спецназа с тех пор. Почему не было команды «штурм»: особенности операции «Операцию в Беслане правильнее назвать операцией по спасению заложников, потому что команды спецназу «штурм», принятой при операциях по освобождению заложников, как таковой не было. И это одна из главных отличительных особенностей операции в Беслане», — сообщил он. Как отметил Филатов, операция началась после внезапных взрывов в здании школы и начала там стрельбы. И разные подразделения вошли в здание школы лишь спустя двадцать, тридцать, а некоторые даже через сорок минут после взрывов в школе и начала расстрела заложников, пытающихся покинуть местами горящее здание школы», — поделился эксперт. Алексей Филатов назвал и другие особенности проведения операции — это и огромное количество заложников, и большое число очень хорошо вооруженных и имеющих боевой опыт террористов, и постоянный контакт спецназа с местными жителями во время подготовки операции. Они очень переживали за судьбу захваченных детей и были готовы стрелять по спецназу в случае начала штурма», — уточнил он. Даже если нет уверенности в том, что они приведут к каким-то результатам. Прежде всего, это нужно для проведения разведки и принятия дальнейшего решения либо по штурму, либо по каким-либо другим мероприятиям. Это всегда выигрыш времени, который дает возможность принять правильное решение.

В ситуации в Беслане было понятно, что договориться с террористами будет практически невозможно, что было, прежде всего обусловлено тем, что в заложниках находились маленькие дети в нечеловеческих условиях. Поэтому время для переговоров было очень ограничено», — ответил Филатов. Как он считает, в планы террористов мирное решение ситуации не входило.

Отсутствие работы создает негативную атмосферу, вызывает безысходность и отчаяние среди молодых людей, которые не видят перспективы на будущее.

Они становятся легкой мишенью для радикалов и экстремистов, которые готовы предложить им альтернативные возможности, включая участие в террористических акциях. Неравномерное распределение доходов также является значительной проблемой для региона. Огромное количество людей живет в нищете и лишении, в то время как некоторые представители элиты региона купаются в роскоши и изобилии. Это создает социальное неравенство, вызывает недовольство и гнев среди населения, отчаяние и желание изменить сложившуюся ситуацию любыми способами.

Безработица и неравномерное распределение доходов являются плодородной почвой для нарастания межнациональных и религиозных конфликтов. Люди, лишенные надежды на достойную жизнь, с легкостью могут стать жертвами пропаганды и манипуляции экстремистов, искажающих реальность и предлагающих выход из сложившейся ситуации через радикальные действия. Для предотвращения эскалации конфликта и обеспечения национальной безопасности необходимо решать социально-экономические проблемы. Важно создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, чтобы предоставить людям возможности трудоустройства, улучшения жизненного уровня и перспективы на будущее.

Кроме того, необходимо бороться с коррупцией и улучшать систему социальной защиты населения, чтобы уменьшить неравенство и выровнять доходы в регионе. Безработица и неравномерное распределение доходов являются серьезными проблемами, которые требуют непосредственного внимания и решения. Их устранение поможет снизить напряженность в регионе и предотвратить возникновение новых конфликтов и террористических акций. Оцените статью.

В арсенале террористов были самодельные взрывные устройства осколочного поражения, мины, гранатометы, ручные гранаты и стрелковое оружие, в том числе оснащенное подствольными гранатометами. Стреляя из автоматов, террористы загнали детей в здание, нескольких взрослых убили. Начинаются переговоры с боевиками при посредничестве врача Л. Рошаля, президента Ингушетии Р. Аушева, советника президента РФ А. Главарь боевиков Р. Хучбаров передает записку, адресованную Путину якобы от имени Ш. Басаева, с требованиями вывода правительственных войск из Чечни и признания независимости Ичкерии.

В качестве возможного переговорщика террористы назвают А. Жизнь тысячи детей — убедительный "аргумент" террористов, которые надеются повторить вариант с Буденновском. Требования были заведомо невыполнимые. Разумеется, ни идти на поводу у террористов, ни допустить позора Буденновска было нельзя — это означало бы поощрять бандитов на новые подобные теракты. Но что можно было сделать? Этот вопрос и должны были решить силовики-профессионалы: как освободить заложников с минимальными потерями. К сожалению, решение получилось, мягко говоря, непрофессиональное. Заложники, способные самостоятельно передвигаться, начинают выбегать через образовавшийся проем в стене спортзала. Террористы открывают огонь по убегающим и по спасателям.

Начинается операция по обезвреживанию террористов. В школе возникает пожар и обрушивается крыша спортзала, погребая под собою всех, кто там был. В 16 часов 13 минут бой затихает. Спасатели и врачи входят в здание и эвакуируют уцелевших. В спортзале обнаружено большое количество тел погибших заложников. Газета "АиФ" отмечала: «Во владикавказском морге нам рассказали, что было немало трупов с перерезанным горлом, у женщин были отрезаны груди, уши, носы». Приведем и слова Л. Белкиной из газеты "Благовест": «Прихожанку Бесланского монастыря р. Фотину, когда она не сняла крест, положили на пол крестом и нанесли ей Христовы раны, прострелив руки и ноги, а затем живот.

Она выжила». Согласно материалам следствия, в результате теракта погибли 332 человека, из них — 186 детей. Боевиками был убит подполковник Дмитрий Разумовский. Спасая двоих спрятавшихся от бандитов детей, в бою с пулеметным расчетом боевиков был смертельно ранен майор Роман Катасонов.

Захват школы в Беслане. Три дня ада на Земле

Также было предположение, что террористы изначально планировали выбрать школу в более крупном городе, но организовать теракт там было сложнее. Известно, что боевики приехали со стороны селения Хурикау, расположенного в 30 километрах от ингушской границы. 3 сентября 2004 года в спортивном зале средней школы № 1 города Беслан (Северная Осетия) прогремели два взрыва. Они стали кровавой развязкой трёхдневной драмы: в День знаний террористы взяли в заложники участников праздничной линейки – учителей. И в то же время этот теракт стал концом для таких массовых акций, как Норд-Ост и Беслан. Потому что можно сколько угодно говорить про бесстрашных шахидов, но никто из них не хочет умирать подлецом, да ещё и ничего не добившись. 1 сентября 2004 года террористами была захвачена средняя школа №1 в городе Беслан (Северная Осетия). Нападение на школу произошло утром, в ходе торжественной линейки в честь начала учебного года.

Чёрный сентябрь: 18 лет трагедии в Беслане. Хроника событий

Первые три дня осени обрушили на жителей этого города адские муки, пережить которые, кажется невозможным. Теракт в общеобразовательной школе №1 города Беслана затмил все остальные новости мира. Почти три дня в стенах школы боевики удерживали 1300 заложников. 1 сентября 2004 года назад боевики захватили школу №1 в североосетинском городе Беслан. Санете Сабановой тогда было всего 9 лет. Ни во время событий, ни после них в городе не было никаких серьёзных беспорядков или столкновений на национальной или религиозной почве. По оценкам экспертов, ситуация в Беслане была беспрецедентной, не имевшей аналогов в мировой практике террора. Первое – это причины теракта в Беслане. Целый номер «Российской Федерации сегодня» был посвящен анализу того, что происходило в Беслане. Это комплекс статей и высказываний о теракте, его причинах и последствиях. Последствия захвата школы в Беслане оказались невообразимо трагическими. В результате акции погибло более 300 человек, в основном детей и их родителей. Большинство из них погибло от огнестрельных ранений и взрывов, а также из-за тяжелых условий заложничества.

Смена тактики

  • Трагедия в Беслане. Почасовая хронология событий — в репортаже журналиста The New York Times
  • Страшный День знаний. Что известно о трагедии в Беслане
  • Факторы, спровоцировавшие ужасные события
  • Беслан — теракт в школе 1–3 сентября 2004 года. История трагедии | 360°
  • Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати

Трагедия и тайна Беслана

Развивая тему Кавказа, следует сказать, что разнообразие этносов и культур, расположенных на небольшой территории, делает Кавказ уязвимым с точки зрения безопасности тех государственных образований, которые там расположены. Внешние силы при определенных условиях способны легко дестабилизировать ситуацию. Из этого проистекает фундаментальный вызов российской государственности: Кавказ наиболее уязвимая зона в системе безопасности России. Захват школы в Беслане был задуман как вызов России, проверкой на прочность государственных институтов власти и территориальной целостности. Одновременно в общество — причем под видом заботы об интересах русских и даже «русского национализма» - вбрасывается идея возможной «сдачи» Кавказа, отделения его от России, что будет означать превращение его в военно- политический плацдарм США и НАТО с особыми интересами Великобритании, лишение России возможности использования «нефтегазового щита», последнего, кроме ядерного оружия, средства защиты, которое у нас осталось. А далее идут разговоры уже и о «русском» сепаратизме — русский народ делят на «субэтносы» - «залесцы», «ингерманландцы», «сибиряки» и проч.

Какие выводы были сделаны после бесланской трагедии, что было сделано, а что осталось на бумаге? Вот, что говорил в интервью журналистам первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин, возглавлявший Комиссию Совета Федерации и Государственной Думы по расследованию причин теракта в Беслане. Никто не берет на себя управление сколько-нибудь рискованной ситуацией. Никто не делает решительных поступков, все пытаются прикрыться мнением начальства, дозвониться до Кремля, достучаться до президента. Хотя реакция на ситуацию в Беслане должна была быть мгновенной и адекватной.

И не нужно было по каждой мелочи дозваниваться до Центра. По ситуации нужно было принимать и самостоятельные решения. Это поразительно: насколько у нас с виду люди красивые, мужественные, решительные, а когда доходит до дел — мгновенно сдуваются. Мы получили 330 погибших мирных жителей, 10 убитых спецназовцев и двух сотрудников МЧС. Конечно, поведение «Вымпела» и «Альфы» — пример для всех.

Но были и другие примеры. Когда люди не пошли в огонь, хотя обязаны были это сделать.

Многие молодые люди, ощущая себя отчужденными и лишенными перспектив, становились объектами вербовки террористическими группировками, которые обещали им легкую добычу, славу и реализацию их политических и религиозных убеждений. Слабая экономическая ситуация региона и отсутствие работы для многих жителей также способствовали росту этих экстремистских настроений. Ограничения в деятельности предпринимательской среды и масштабная коррупция заставляли людей искать альтернативные способы выживания, включая преступность и терроризм. Читайте также: Низинный торф идеальная почва для растений Кроме того, сложившаяся власть в регионе, изолированность от остальной части страны и отсутствие развитых политических институтов только усиливали напряжение и недовольство среди населения. Политическая нестабильность и конфликты, как межэтнические, так и внутриэтнические, создавали благоприятную почву для развития террористических группировок, которые использовали подобные ситуации для своих целей. Необходимо отметить также вмешательство зарубежных сил, которые стремились использовать этот регион для реализации своих геополитических интересов. Конкуренция между различными государствами и группировками создавала атмосферу враждебности и подстрекательства к насилию. Недостатки в системе безопасности Во-первых, недостаточное обучение и подготовка сотрудников полиции и спецназа к таким крупным и сложным операциям сыграли роль в неэффективности их действий.

Многие из них не были готовы к такому масштабу насилия и не обладали необходимыми навыками и тактикой для борьбы с террористами. Во-вторых, отсутствие совместной работы различных служб безопасности создало путаницу и хаос. Отделы МВД, ФСБ и другие организации не смогли эффективно сотрудничать и координировать свои действия, что привело к потере времени и преимущества жертвам. Кроме того, необходимо отметить общую неподготовленность и незаинтересованность властей в регионе в вопросах безопасности. Отсутствие финансирования и несвоевременное оснащение силовых структур были заметными слабыми звеньями, которые использовали террористы. Были также выявлены недостатки в системе управления кризисными ситуациями. Отсутствие определенного алгоритма действий и ясной командной структуры усложнили принятие решений в экстремальных условиях, а также не позволили своевременно и эффективно реагировать на изменение ситуации. В целом, произошедшая трагедия является результатом сложившегося негативного комплекса недостатков в системе безопасности. Она показала необходимость серьезных изменений в работе правоохранительных органов и в системе подготовки сотрудников к борьбе с терроризмом, чтобы подобное не повторилось в будущем. Анализ произошедшего Важным фактором была недостаточная безопасность школы, где произошли ужасные события.

Отсутствие должного контроля и неэффективная охрана предоставили террористам возможность проникнуть внутрь школы и взять в заложники детей и взрослых. Также тревожным фактором является взаимодействие силовых структур. Координация действий между различными спецподразделениями была недостаточной, что затруднило оперативное реагирование на ситуацию и спасение заложников. Большую роль сыграли и неконтролируемый рост религиозного экстремизма, а также пропаганда и вербовка молодежи террористическими организациями. Отсутствие эффективной работы по предотвращению и пресечению таких действий привело к тому, что подростки стали смертниками, совершающими теракт.

Из спортзала шел жар и оранжевое сияние от пламени. Снаружи гремел бой. Заложники оказались практически на линии фронта, забытые всеми, но живые. Через зарешеченные окна выбраться было невозможно. Ирина нашла кусок бумаги, написала на нем красной губной помадой: «ДЕТИ» и выставила в оконном проеме — чтобы в них не стреляли. Казбек тоже подполз туда и закричал в разбитое окно: «Здесь дети! Не стреляйте! Выглянув в узкий проход между домами, он вдруг увидел районного прокурора, который, обернувшись, тоже заметил Казбека. Оба были поражены. Прокурор бросился к окну: «Что нам делать? Сил у Казбека было мало, но он сумел поднять с пола гриф от штанги и просунуть его между прутьями решетки. Мужчины с той стороны использовали его как рычаг и высадили раму. Путь к побегу был открыт. Ирина начала передавать детей — сначала самых маленьких, потом взрослые помогли выбраться сильно обожженной девочке-подростку. Когда все дети были снаружи, за ними последовали взрослые. Столовая Не прошло и пятнадцати минут с тех пор, как Ирина Налдикоева с сыном спрятались в актовом зале, а террористы уже нашли их и погнали вниз, в столовую, где им открылась страшная картина. Зал был набит заложниками — полуголыми, грязными, израненными осколками от взрывов и пулями, обожженными, обезвоженными. Ирина нашла свою племянницу Вику, та сидела под окном, ее длинные волосы слиплись от пота. В столовую с улицы влетали пули. Ирина сгребла своих детей и поползла с ними по залу. У большого холодильника она, тяжело дыша, остановилась. Один из террористов протянул ей ведро с водой и чашки, и она дала попить каждому ребенку. Они жадно глотали влагу. Наконец подошла очередь самой Ирины, она поднесла чашку ко рту, набрала воды и уже собиралась проглотить ее, но вода вместо этого вылилась на ее блузку. Ирина не поняла, что произошло, прикоснулась к подбородку и обнаружила сквозное осколочное ранение. Снизу на челюсти зияла дыра, из которой на грудь текла вода, смешанная с кровью. Ирина отставила чашку в сторону. Вокруг нее было не меньше шести убитых детей, и она понимала, что это место опасно. Таща за собой своих детей, она поползла в посудомоечную, запихнула их под раковины и сама легла рядом, заслонив их своим телом. Пули все свистели; некоторые из них рикошетили от оконных рам и прутьев решетки, изменяя траекторию. Одна из пуль попала в раковину над сыном Ирины. На полу без движения лежал террорист, открыв рот с золотыми зубами. Его голова была забинтована. В шкафах вдоль стен, среди кастрюль и сковородок, прятались маленькие дети. Террорист встал и, шатаясь, вернулся в бой. В окне с другой стороны от двери стояла Лора Каркузашвили, справа от нее — Аида Арчегова. Между ними то и дело просовывался Абдулла, стрелял и приседал снова. В углу через решетку вел огонь Ибрагим, его руки были окровавлены. Снаружи им отвечали градом пуль. Лора, раненная в грудь, упала и больше не двигалась. Аида продолжала стоять, крича и размахивая белой тряпкой. Рядом с ней в окне сидел мальчик. Она простояла в окне не меньше двадцати минут. Каким-то чудом пули миновали и ее, и ребенка. Она не знала его имени. За все время он произнес только одну фразу: «Тетя, я не хочу умирать». Много раз, улучив момент, она спускала мальчика на пол, но Абдулла неизменно приказывал посадить его обратно. Когда Абдулла в очередной раз отвернулся, Аида стащила мальчика с подоконника и посадила под стол. Она опять встала в окне, но вдруг почувствовала, как что-то сильно ударило ее в левую часть лица, от чего голова резко дернулась в сторону. Пуля снесла ей часть нижней челюсти. Она была тяжело ранена. Аида посмотрела на Абдуллу, прятавшегося за ней. Прогремел взрыв. Аида упала. Столовая была полна убитых, раненых, съежившихся от страха людей. Снаружи послышался громкий скрежет. Над школьным забором появилась башня танка Т-72. Его пушка выплюнула пламя, затем грохнуло. Весь фасад школы содрогнулся, с потолка посыпалась пыль. Снаряд попал в одно из школьных помещений. Спортзал Террористы оставили спортзал, вытесненные оттуда пламенем пожара, огнем снайперов, штурмующими солдатами. Зал, в котором они держали более 1100 человек, который увешали и уставили бомбами, больше им не принадлежал. Огонь пожирал потолок и крышу. Под пылающим потолком, на полу, лежали вповалку, в неестественных позах, убитые и тяжело раненные, полуодетые, некоторые почти голые. Жар иссушал воздух. Долгое время почти все оставались неподвижны, пока не пошевелилась Марина Канукова, учительница начальных классов, которая вместе с девочкой-третьеклассницей притворились мертвыми. Жар стал уже невыносимым, к тому же она услышала голос солдата, который призывал всех выживших спасаться отсюда ползком. Но на полу было слишком много трупов, чтобы ползти по нему, и поэтому Марина взяла девочку за руку, и обе, пригнувшись, стали перешагивать через мертвых. Над их головами ревело пламя. Наконец они добрались до тренажерного зала, где их встретили солдаты и местные мужчины, переправившие их через окно на улицу. Позади оставались убитые и раненые, на которых уже сыпались угли и целые куски горящей крыши. Воздух наполнился запахом горящего пластика и паленого мяса. Сопровождаемый бойцами спецназа, к западной стене спортзала подъехал БТР-80. Восьмиколесная бронемашина, ведя непрерывный огонь из 14,5-миллиметрового пулемета в орудийной башне, подкатила к двери, через которую два дня назад загоняли заложников. БТР протаранил стену. Солдаты и местные жители пробрались в раздевалку и освободили группу кричащих, обезумевших от страха заложников, тела которых были покрыты кровью и экскрементами. В здание школы проникало все больше бойцов. Наконец россияне полностью взяли под контроль спортзал, но случилось это слишком поздно. Перед ними на полу спортзала лежали груды горящих трупов. Столовая Выжившие заложники сгрудились в углу столовой рядом с посудомоечной — человек двадцать пять на очень небольшом пространстве. Но пули еще свистели. Наконец внешнюю стену сотряс удар. Заложники увидели, что с окна в левом углу слетела решетка. Внутрь пробрались трое спецназовцев. Это были ловкие и сильные ребята в шлемах и бронежилетах. Они стояли между ранеными и убитыми, а под ногами у них были осколки стекла, кровь, патронные гильзы. У одного из руки текла кровь. Дверь кладовой распахнулась. В ней стоял Ибрагим. Спецназовцы и террорист одновременно открыли огонь над головами заложников. Ибрагим исчез в кладовой и тут же появился опять с двумя ручными гранатами. Когда он бросал их, его уже прошивали пули. Время точно замедлилось. Лариса Кудзиева проследила за одной из гранат: гладкий овальный предмет из металла, размером с лимон, пролетел мимо нее и, отскакивая от кафельного пола, запрыгал к солдатам. Под Ларисой был сын, рядом — дочь. Женщина прижала к себе мальчика, стараясь загородить его ногой и рукой, второй рукой она заслонила лицо дочери. Ручная граната — это небольшое взрывное устройство в металлической оболочке. Время от приведения в действие запала до детонации заряда составляет несколько секунд. В момент взрыва металлическая оболочка разрушается и превращается в осколки, летящие со скоростью сотен метров в секунду. За ними следуют ударная и тепловая волны. Осколки могут убить человека, находящегося в радиусе пятнадцати метров. Столовая же имела не более шести метров в поперечнике. Граната взорвалась. После того как Ларису хлестнуло волной металла, ее точно обволокла тишина — то есть из внешнего мира никаких звуков до нее не доходило, зато в собственных ушах стоял сильный, точно хрустальный звон. Но она не умерла, во всяком случае, сразу — потому что медленно, как во сне, провела рукой по сыну, лежавшему под ней. Он был жив. Осколками ей снесло правую часть лица и раздробило правую руку. Лариса не хотела, чтобы мальчик увидел, во что она превратилась, поэтому отвернулась и закрыла лицо левой рукой. Под пальцами она ощутила кровоточащую плоть и обломки кости, которые были такими острыми, что об них можно было уколоться. Лариса потеряла сознание. К ней подползла дочь. У лежавшей рядом с Ларисой учительницы была оторвана нога. Один из бойцов спецназа погиб. Погибли дети, которых привела Мадина. Погибла одна из соседок Ларисы. Погибла еще одна учительница. На полу столовой было кровавое месиво. Лариса казалась мертвой, но Мадина нащупала у нее пульс. Значит, мама жива. В столовую проникли другие спецназовцы. Они велели тем, кто выжил, следовать за ними. Мадина взяла на руки младшего брата и передала его через окно какому-то мужчине. Он помог ей выбраться, и брат с сестрой побежали в сторону своего дома. Они были спасены. В посудомоечной Ирина Налдикоева почувствовала, как тряхнуло стену, но осталась на месте, заслоняя детей, прижимая их к полу, не понимая толком, что произошло. В этой небольшой комнате было две двери, и через несколько минут в проеме одной из них, невысоко над полом, появилась голова мужчины в шлеме. Это был спецназовец, он передвигался ползком, лицо его лоснилось от пота. Ирина поняла: российские солдаты в здании. Поняли это и дети, прятавшиеся среди кастрюль. Двери шкафов распахнулись, дети высыпали наружу и побежали мимо солдата, ища выход наружу. Ирина с Казбеком и Аланой пошла за ними — через дверь, мимо изуродованных тел, к окну. Она передала детей наружу, затем вылезла сама. Она была на воле, окруженная воздухом осени, под ногами была трава. Пошатываясь, Ирина пошла дальше и завернула за угол первого дома по улице Коминтерна. Она не понимала, куда делись ее дети. Она села на землю. Кто-то подошел к ней и увел ее. Одна из классных комнат Стрельба нарастала и затихала, а Кира Гулдаева с внуком Георгием все еще прятались в классе. К стене были прислонены шесть автоматов Калашникова, на полу разбросана камуфляжная форма, стены испачканы кровью. Казалось, что террористы приходили сюда отдохнуть во время боя. Кира притянула Георгия поближе к себе. На мальчике были одни трусы. Бабушка ощупала его тело и нашла на спине, ягодицах и стопе мелкие осколочные ранения. Из каждого каплями сочилась кровь. Ее собственные раны были серьезнее, по ним можно было восстановить историю этого страшного дня: два пулевых ранения, в том числе сквозное ранение руки, осколочное ранение плеча, ожоги. Она сидела на месте долго, боясь, что террористы могут вернуться, и гадая, когда придет помощь. На другом конце коридора стоял солдат. Они заметили друг друга. Он бросился к ней.

Поэтому террористы приказывали заложникам выламывать окна и заходить через них. Подобное решение было обусловлено еще и тщательной подготовкой к штурму школы. Разбив все окна в здании, боевики тем самым исключили возможность использования силовыми структурами усыпляющего газа. В самом начале захвата одного из боевиков убил сотрудник Правобережного РОВД, подоспевший на звуки выстрелов к зданию школы. Труп террориста пролежал во дворе школы все три дня. После того, как основную часть заложников загнали в спортзал, террористы приступили к баррикадированною здания. В частности, снаружи установили камеры наблюдения, а в самом спортивном зале была заложена взрывчатка, располагающаяся на баскетбольных щитах. Цепь замыкалась на двух педалях, на которых террористы дежурили по очереди. Если отпустить педали — последует взрыв. Заложникам сразу же приказали говорить только на русском языке, в противном случае их ждала смерть. Один из мужчин, находившийся среди заложников, постарался успокоить детей и сделал это на осетинском языке.

«Увидел в груди дыру»

  • Теракт в Беслане 1 сентября 2004 года
  • 15 лет назад произошел теракт в школе Беслана
  • Теракт в Беслане - кошмар, который не забудется никогда. | Записки грозненца | Дзен
  • Предновогодняя пресс-конференция президента РФ
  • Норд-Ост — Беслан
  • 2 террористический акт в школе г беслан последствия

Причины теракта в Беслане: анализ произошедшего и факторы, спровоцировавшие ужасные события

Но гнев был очень силен и не всегда направлен против Цалиевой. Молодежь тоже сердилась и провела несколько собственных собраний, где раздавались голоса, требовавшие взяться за оружие и отправиться в Ингушетию мстить. В Северной Осетии обладание оружием - это и традиция, и необходимость. Последняя война между Северной Осетией и Ингушетией кончилась всего 12 лет назад. С тех пор произошло несколько терактов, хотя и не в Беслане, как будто кому-то нужно было напоминать о беспокойном соседстве.

Технически на владение оружием надо иметь лицензию, но оружие есть у многих мужчин, а лицензии - у немногих. То, что во время осады у школы находились ополченцы, приводило в ярость профессионалов - милицию, армию, спецназ. Конечно, в Беслане я встречался с людьми, которые являются сторонниками мести, хотя и не говорят это открыто. Один из них, милиционер, нашедший в спортзале останки жены и ребенка, на мой вопрос, думает ли он об отмщении, ответил: "Без комментариев".

Гнев поглощает его целиком, как часто бывает, когда гнев оказывается заменой печали. Известны истории о мужчинах, которые поклялись отомстить на могилах своих жен и детей. Даже Ходов считал месть естественной, предпринимая при этом все возможное, чтобы предотвратить ее. Ничего хорошего из нападений на ингушей не получится, сказал он, только эскалация насилия, только новая война.

Возможно, некоторые милиционеры в гневе, но людей, сердитых на местную милицию, гораздо больше. Во время осады погиб только один милиционер, и многие считают милицию трусливой. Как и Цалиеву, винят многих учителей. Матери погибших детей говорили о поведении учителей и начали воссоздавать картину, которая им не понравилась.

Внимание сосредоточилось на тех, кто создал учительский комитет, первую группу взаимопомощи, которая появилась в городе после осады. Комитет возглавила заместитель директора школы Лена Касумова. Торопясь начать сбор пожертвований, считая, что ее и ее мужа Ахмеда в городе знают и доверяют им, они открыли банковский счет для пожертвований на имя Ахмеда. Они также позаботились об открытии счетов для уцелевших почти ни у кого в Беслане до осады не было банковского счета и публикации данных об этих счетах в СМИ и на сайтах, чтобы пожертвования могли поступать непосредственно тем, кто нуждался в помощи.

Впоследствии о Лене и ее коллегах по комитету писала пресса, и люди начали говорить, что они действовали в своих интересах, открывали счета на свои имена и, как мне иногда говорили, хотели прославиться. Ходову тоже жаловались на Касумову, которую он знает с детства. Он зашел к ней и попросил поработать в общественной комиссии, члены которой распределяли средства, поступающие в Беслан итоговая сумма достигла почти 20 млн фунтов. По словам Маирбека Туаева, председателя общественной комиссии, дочь которого погибла в школе, учителя отказались работать с ним.

Комиссия не одобрила подход учительского комитета к распределению денег поровну между всеми жертвами. В частности, отметил Туаев, нельзя было позволять отдельным семьям получать помощь напрямую. Это вызвало зависть соседей, которые могли не получить ничего. У Туаева в этом смысле есть свои проблемы: надо решить, что делать с 10 подаренными холодильниками.

Холодильники нужны 80 бедным семьям. Комиссия решила использовать при распределении средств многослойный механизм, и несколько недель промучилась над тем, кто сколько должен получить, в зависимости от тяжести потери или страданий. В конце концов было решено, что на каждые 100 рублей, выплаченных семье погибшего, должно приходиться 80 рублей за тяжелое ранение, 60 за ранение средней тяжести и 35 за пребывание в заложниках. Туаев сказал мне, что это предложение получило широкую поддержку.

Другие не были уверены в том, что простые заложники должны что-то получить. Хотя некоторые из простых заложников, конечно, перенесли психологическую травму. Кроме того, у многих заложников проявился синдром, называемый "вина уцелевших". Была еще Лариса Седакова, мать Аиды, история которой стала широко известна после публикации фотографии Аиды, пробирающейся в школу искать мать после окончания осады.

По словам Ларисы, ей часто кажется, что на нее собираются напасть, когда она выходит в город. Учительский комитет, состоящий, конечно, из выживших, подчеркнул, что в смысле поддержки ко всем будут относиться одинаково. На самом деле они получили около 30 тыс. Лена Касумова рассказала о неприятном инциденте с членами комиссии и представителями местной администрации, когда на нее кричали: "Кто дал вам право создать этот комитет?

После этого Лена хотела закрыть счет на имя Ахмеда, но другие сказали, что это означало бы признать свою неправоту, и они сохранили счет и продолжили работать по 12 часов в сутки, помогая советом и деньгами. Тем временем матери погибших детей которые намеревались создать собственный комитет, но не придумали названия все больше и больше сердились на некоторых учителей. Они обсуждали письмо с обвинениями в их адрес, которое они намеревались послать Александру Торшину, получившему от Путина поручение расследовать трагедию. Они ни в чем не винили 19 погибших учителей, которых считают героями, но винят многих из оставшихся 63, таких, как Лена Касумова - в особенности Касумову, - которые, как считают матери, заботились только о себе, покинули школу, как только смогли, бросив детей.

Касумову сфотографировали, когда она бежала со своим девятилетним сыном, впавшим в шоковое состояние после взрывов, возвестивших об окончании осады. Она кричала, а он не реагировал, она попыталась наклонить его, но Тимур оцепенел, и у нее не было иного выбора, кроме как взять его на руки и бежать через линию огня. Позже у Тимура началось психологическое бегство от реальности, он рассказывал врачам, что играл в школе в компьютерную игру, а не пережил реальную осаду. Дома он стал ходить в маске и с игрушечным пистолетом, изображая террориста.

Он просил мать купить ему еще один пистолет. Он не мог спать один. В конце концов их, как и многих, отправили на реабилитацию в Сочи, где им помогла индивидуальная и групповая психотерапия. И все-таки было трудно вернуться в Беслан, где жив ужас осады.

Касумова недавно узнала, что по поводу фотографии говорят, что она использовала сына, чтобы укрыться от пуль. Никто не сказал ей это в глаза, но она знает об этом тяжком обвинении. Эта ситуация похожа на историю об учительнице, которой пришлось бросить умирающего сына, чтобы спастись с младшим ребенком. По слухам, один из террористов увидел, что она бросает сына, и крикнул ей, что она свинья, недостойная быть матерью.

Сплетню, пошедшую по городу, выдают за факт. Правда заключается в том, что террорист обругал женщину, когда она пыталась поднять сына и бежать с обоими детьми. Террорист сказал, что он все равно умирает, и вынудил ее оставить его.

Результатом этого стало несвоевременное реагирование и неправильные тактические решения, которые ухудшили ситуацию и привели к большому количеству жертв. Также следует отметить, что информационный обмен между службами был недостаточен. Различные данные и сведения, которые могли бы помочь предотвратить теракт, не были достаточно обработаны и использованы. Было недостаточно единой базы данных, где собирал Неравномерное использование силовых методов Одной из причин трагических событий в Беслане стало неравномерное использование силовых методов правоохранительными органами.

В ходе спецоперации было заметно недостаточное согласование действий и неэффективная координация между различными службами и отрядами, что повлияло на итоги операции и ее результаты. Полиция, спецназ и другие силовые структуры были задействованы в освобождении заложников, но их действия не были четко отлажены и предусмотрены планом операции. Образовалась хаос и путаница, что способствовало дальнейшей эскалации конфликта и усугубило его последствия. Кроме того, наблюдалась неравномерность в использовании силовых методов и оружия. Возможности различных отрядов отличались, и это не учитывалось при разработке плана операции. Некоторые силовики были недостаточно подготовлены и отсутствовала необходимая координация действий с другими подразделениями. В результате такого неравномерного использования силовых методов, террористы имели преимущество и смогли усилить свое сопротивление.

Это привело к большому количеству жертв среди заложников, включая множество детей. Недостаточная координация и несогласованность действий спецслужб создали непреодолимые преграды в высвобождении заложников. Последствия неравномерного использования силовых методов: 1.

Многие жители города не могут там бывать, другие не могут не ходить туда и приходят, чтобы постоять в молчании, поплакать, оставить дань памяти или просто побродить по развалинам.

Кто-то приносит венки, кто-то - бутылки с водой, банки с газировкой, коробки с соком - для тех, кто умер, так и не получив воды, в которой им отказывали террористы. По прошествии времени школа стала также местной достопримечательностью: здесь побывали футболисты из Перми, американские сайентологи из Москвы, бесконечные вереницы съемочных групп и журналистов. Здесь нет ни ограждений, ни ворот, несмотря на аварийное состояние здания после взрыва, пожара, длительной перестрелки и орудийного обстрела из российских танков вечером третьего дня. На полу в кухне - окровавленные тюлевые занавески.

В ближайшем коридоре террористка-смертница, шахидка, взорвала себя, и следы ее останков, включая клок волос, видны на стенах и потолке. В соседнем классе были следы другой погибшей шахидки. Мне рассказали, как российские солдаты, направленные на уборку, нашли ее голову в углу комнаты, положили ее в мешок и плевали в него. Из этого класса вы прошли по боковому коридору мимо раздевалок в спортзал.

Запах смерти, которым пропитана школа, здесь сильнее всего. Большинство из примерно 330 погибших заложников убили здесь. В некоторых местах тела лежали грудами в метр высотой. Сгоревшие провода висели тут и там, террористы прикрепили их к стенам, готовясь взрывать спортзал.

Дождевая вода и обломки оставили на полу толстый слой грязи. Спустя недели, идя по этому залу, ступаешь на мертвых. Если хотя бы на мгновение остановиться, невозможно не представлять себе истории, которые слышал от выживших, воспоминания, от которых они не могут избавиться. Здесь, на полу, 60-летняя Аза Цахилова пользовалась своей туфлей как чашкой, давая внучке Лизе мочу, чтобы утолить жажду, непосредственно перед взрывом, унесшим жизни беременной дочери Азы, Анны, и ее зятя Юрия, оставившего Лизу сиротой.

В первый день осады Лиза пришла в школу в первый раз. Здесь восьмилетний Маирбек Варзиев умолял террориста пощадить его мать Анжелу, предлагая ему пятирублевую монету из своего кармана. Террорист сказал: "У меня хватает денег, мне твои не нужны". Мать Маирбека погибла, мальчика спас солдат.

Здесь же, в зале, Лариса Седакова успокаивала свою дочь Аиду и видела, как другая девочка, не старше 10 лет, подошла к террористу и что-то спросила. Может быть, она хотела воды или в туалет, Лариса не слышала. Террорист отшвырнул ребенка так, что девочка полетела через зал. Когда Лариса закрывает глаза, она видит эту летящую девочку.

Здесь заместитель директора школы Лена Касумова, мать девятилетнего Тимура, после первого взрыва увидела, что упала на кусок мяса, и думала, что это какая-то ее часть, но потом поняла, что это все, что осталось от женщины, сидевшей рядом с ней. Через несколько минут Касумова бежала из школы с Тимуром на руках, не зная, что ее фотографируют, сознавая только, что женщину, бежавшую за ней, застрелили, каким-то образом зная, что ей суждено выжить, понимая, что вопрос о том, кто погибнет и кто спасется, решает случай. Это типичные истории, вовсе не самые страшные например, после осады осталось 24 сироты. Так это было для 1,2 тыс.

Более четверти из них погибли, раненых никто не считал. Все уцелевшие и многие из тех, кто ждал на улице, страдают посттравматическим синдромом. Работающий с ними психолог рассказал мне, что многих из тех, кто находился в спортзале, преследует одно и то же воспоминание: они убегали босиком и не могут забыть ощущения тел под босыми ногами. Люди пребывают в состоянии шока.

И, конечно, ужасного горя. Беслан - маленькая традиционная община в южной российской республике, Северной Осетии. Здесь живет не более 40 тыс. В относительных величинах, можно сказать, что это страшнее взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке.

Нью-Йорк со временем, пожалуй, может переварить такую трагедию, в Беслане от нее никуда не уйдешь. Здесь практически однородное население с единой верой - православные христиане из разветвленных семей, - это удивительно удобное место, есть более бедные семьи, но хватает и владельцев "Мерседесов" и частных домов, обнесенных едва ли не крепостными стенами. Благосостояние нередко связывают с участием в водочной торговле. До сих пор жители Северной Осетии оставались лояльными российскому государству, и республика была стабильной по сравнению с соседними Чечней и Ингушетией.

Террористов возглавляли чеченцы, ведущие с Россией войну за независимость. Известно, что они прошли подготовку в Ингушетии и пришли оттуда, что печально, поскольку между осетинами и ингушами издавна существует вражда, и старые раны открылись. Вы можете подумать, что трагедия объединила жителей Беслана, переживающих общую боль, гнев, обращенный на общего врага - террористов и ингушей. Но в общине обнаружились глубокие противоречия.

Не будет преувеличением сказать, что во время моей ноябрьской поездки в Беслан город раздирали подозрения, слухи и обвинения. Все, с кем я встречался, хотели узнать, что же произошло. Кто дал террористам возможность захватить школу? Были ли взрывы на третий день, которые привели к пожару и хаосу, случайными или преднамеренными, а если так, то кто несет за них ответственность?

Почему так много погибших? Они непрерывно молят о правде, при этом цинизм по отношению к местным и федеральным политикам, от президента Северной Осетии Дзасохова вплоть до президента Путина, приобрел характер эпидемии. Первые надписи, появившиеся в школе, были безобидными: прощание с погибшими друзьями, благословения, благодарность спецназовцам, спасшим многих на последнем этапе. Но на смену им пришли мрачные лозунги и угрозы, порой в адрес политиков, чей курс и коррупция, по мнению многих, привели к трагедии.

Но все чаще они направлены против директора школы, Лидии Цалиевой. Эти надписи повсюду, почти в каждой комнате, включая учительскую, где террористы устроили штаб, и кабинет Цалиевой. Впервые я услышал обвинения в ее адрес в московской больнице по пути в Беслан, навестив женщину, потерявшую мужа, маленького ребенка и свекровь. Женщина ухаживала за дочерью, получившей пулевые и шрапнельные ранения.

По ее словам, у Цалиевой были дружеские отношения с террористами, она брала у них взятки, организовала празднование 1 сентября так, чтобы это было удобно террористам, и в то утро явно нервничала. Женщина заявила, что никто не знает, где Цалиева. Ходят слухи, что она покинула страну.

В 6 утра взорвался подъезд многоэтажного дома. Погибли 39 человек. По официальной версии, причиной стала утечка газа. Но в конце 2019 года телеграм-канал Baza опубликовал расследование причин трагедии.

По мнению журналистов, это был теракт. Последствия теракта не ограничиваются сотнями погибших и пострадавших. Беслан всё еще живет в тени трагедии, о которой, кажется, за пределами города вспоминают лишь раз в год. Анастасия Дзуццати в 2019 году приехала в Беслан, чтобы рассказать о людях: пострадавших и потерявших родных, покинувших город и остающихся в нем, отчаявшихся и верящих в будущее. Первые дни сентября в Беслане похожи на одну большую формальность: город заполняют официальные лица, журналисты и туристы. В остальное время бесланцы переживают горе сами. Они, как и многие выжившие заложники, хоть как-то пытаются сохранить целостность постепенно разрушающегося здания.

Террористы не давали заложникам ни еды, ни воды Друг Камболата, Хетаг Хутиев приехал в Беслан на каникулы. В заложники он попал совсем маленьким: ему вот-вот должно было исполниться восемь лет. Звуки выстрелов Хетаг принял за лопающиеся шарики, и, не успев испугаться, оказался внутри школы. Все вокруг плакали — а она не могла понять, что происходит. За день до этого девочка перенесла тяжелую операцию. Никто не хотел давать ей зеркало — боялись ее реакции. Анна потеряла левый глаз.

После теракта в глазу и левой височной доле мозга Анны остались осколки. Пострадавшую отправляли на лечение в Москву, а после — в Америку, но врачи ничего не могли сделать. Осколок, оставшийся в височной доле, трогать было слишком опасно. Так она и живет с ним уже 15 лет — и с коралловым протезом вместо глаза. Все детство Анне приходилось терпеть сплетни и разговоры о своей внешности. Соседки и знакомые обсуждали: как она выйдет замуж? Кто ее возьмет?

Мама и сестра Анны тоже оказались заложниками в школе. Когда начался штурм, мама Анны, Ирина, погибла после первых взрывов. Она не может спокойно говорить о том, как выходила из него в сентябре 2004-го — ей до сих пор кажется, что она идет по телам. В школе были трое ее детей. Боря и Вера, ученики восьмого и шестого класса, погибли. Надежда Гуриева Надежда была классной руководительницей выпускного класса, и никак не могла пропустить то первое сентября. Всё произошло очень быстро: осознание и страх пришли к ней только в стенах заминированного спортзала.

После теракта учительница вернулась к работе, как только смогла ходить. В ногах у нее были осколки, она получила закрытую черепно-мозговую травму и баротравму. Многие ее коллеги начали преподавать еще раньше, даже не дождавшись снятия швов — в Беслане не хватало тех, кто мог бы работать с пострадавшими детьми и дома, и в школе. Выжившая в теракте дочь Надежды Ира окончила университет в Москве. Там и осталась. А на Надежде дома лежала ответственность вернуть детей в школу. Она не смогла — и не захотела — покинуть Беслан.

Могилы детей Надежды Гуриевой на кладбище Беслана Утром первого сентября Анжела Цомартова помогала расставлять аппаратуру к праздничной линейке в школе-интернате на улице Коминтерна. Поднялся столб пыли, послышались хлопки. Анжела никогда не думала, что будет работать с детьми. Она закончила швейное училище, но после серьезной операции врачи запретили ей любые физические нагрузки. Женщина устроилась нянечкой в школу-интернат.

Трагедия в Беслане: малоизвестные факты о теракте 2004 года

это всего лишь мое предположение, на истину не претендую, как было в действительности мы никогда не узнаем, поскольку главного. Курсовая работа На тему: «Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати» План Введение I Глава. Причины, содержание и последствия теракта в Беслане II Глава. Анализ версий и оценок периодической печати теракта в Беслане 20. "Политические требования террористов, захвативших школу в Беслане, были намеренно сформулированы таким образом, чтобы их нельзя было выполнить". Издания Совета Федерации. Доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия – Алания 1–3 сентября 2004 года. Вот, что говорил в интервью журналистам первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин, возглавлявший Комиссию Совета Федерации и Государственной Думы по расследованию причин теракта в Беслане. Торжественная линейка в честь начала нового учебного года в школе №1 небольшого города Беслана в Северной Осетии внезапно прервалась автоматными выстрелами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий