Тональность скрипичного концерта хачатуряна

есть ли в нем «соревнование»? - слушание Концерта для скрипки с оркестром (I часть, экспозиция).(сл 7). Recent discussions Forums Live Chat. Три концерта Арама Хачатуряна – для фортепиано с оркестром, скрипки с оркестром и виолончели с оркестром – занимают видное место в отечественной концертной литературе. После мелодия меняется она стает спокойная. плавная, мелодическая, она успокаивает тот трепет сердца но не на долго, скоро мелодия снова меняется на прежнюю. Заканчивается этот концерт победной нотой.

Слушая Хачатуряна. Каденция скрипичного концерта

Выписать особенности концерта А.Хачатуряна;плиз помогите:)​ - Узнавалка.про Три концерта Арама Хачатуряна – для фортепиано с оркестром, скрипки с оркестром и виолончели с оркестром – занимают видное место в мировой концертной литературе.
Глава 476. Хачатурян. Скрипичный концерт (Валентин Великий) / Проза.ру произведение, в котором композитор с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении. История создания.
Концерт для скрипки с оркестром А И Хачатуряна Клавир, Хачатурян Арам Ильич, Скрипка, ноты для скрипки, Концерты. Нотная библиотека по учебной программе РФ, методическая литература. Педагогический репертуар детской музыкальной школы и муз. училища. Скачать ноты бесплатно.
Слушая Хачатуряна. Каденция скрипичного концерта (Татьяна Петрова-Рудакевич) / Стихи.ру музыкой Скрипичного и Фортепианного концертов Хачатуряна. (сл 6) Сейчас вы услышите фрагмент I части Скрипичного концерта.
Ответы : Какой жанр у концерта для скрипки с оркестром Хачатуряна? росо rit. a tempo. Скрипка. Tranquillo. poco a poco rit. e dim. tempo. marcato. Скрипка. cresc.

Презентация, доклад к уроку музыки А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром в 7 классе

Публичное исполнение музыкальных произведений; 2. Жанр крупного музыкального произведения виртуозного характера для солиста с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла; 3. Полифоническая вокальная или вокально-инструментальная музыка, опирающаяся на сопоставление двух и более партий. Концерт строится их трёх частей быстро — медленно — быстро.

Учитель: в чем проявляется соревнование и чья партия выходит на первый план? Уч - ся: Партия скрипки, она самостоятельна, звучит увереннее. Учитель: Какова по характеру музыка? Обратимся с вами к словарю.

Словарь Ражникова Уч - ся: Разная. И живая, простая, кружащая, лиричная. Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как ведут себя зрители и исполнители в зале.

Он впервые был исполнен 12 июля 1937 г. Воистину, это произведение стало значительным явлением в советской музыке. Критики писали о триумфальном шествии Концерта, который стал «подлинным праздником фортепианного творчества», одним из самых «репертуарных» произведений на концертных эстрадах мира. Фортепианный концерт Хачатуряна — произведение новаторское. Творчески претворив особенно близкие ему традиции концертного стиля Листа, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Хачатурян открыл новые горизонты в развитии этого жанра, в трактовке его формы, композиционного строения, характера тематизма. Мужественные и лиричные, задумчивые и шуточные, песенные и танцевальные, обаятельно нежные или огненно-темпераментные, они придают музыке жизненную образность, национальную характерность, неповторимые черты хачатуряновского стиля.

Концерт посвящен его первому исполнителю — Льву Оборину. Вот как вспоминает об этом сам пианист: «Наше творческое содружество началось с исполнения концерта. Автор посвятил это произведение мне, что я с признательностью рассматриваю как оценку первому моему исполнению этого Концерта. Фортепианный концерт — одно из лучших сочинений Хачатуряна. Он быстро обошел эстрады нашей страны и также быстро нашел признание за рубежом. Мне кажется, трудно было назвать крупного пианиста, репертуар которого не включал бы этого произведения. Его одинаково любят и исполнители старших поколений, и молодежь. Чем же увлекает меня эта музыка…? Да тем, пожалуй, что характерно и для всего творчества Хачатуряна: могучим темпераментом, самобытностью, яркой виртуозностью партий солирующего инструмента и оркестра.

Позволю себе сказать, что Фортепианный концерт Хачатуряна — одно из немногих современных произведений этого жанра, являющихся поистине концертом, а не просто пьесой для фортепиано с оркестром. Достаточно того, что все лучшие темы из сочинений композитора ассоциируются в основном со скрипкой или виолончелью.

Уч — ся: Две. Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что музыка Арама Хачатуряна носит ярко национальный характер.

Давайте сравним первую тему концерта с армянской народной песни. Учитель: Что в них общего? Уч — ся: Похож ритм, интонации. Учитель: Обратите внимание на гармонию.

Она тоже носит черты национального звучания. Это является стилистической особенностью музыки Хачатуряна - использование национальных черт. Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из Фортепианного концерта. Пожалуйста, послушайте внимательно и постарайтесь определить характер и настроение музыки.

Концерт для скрипки (хачатурян)

По пути композитора пошли многие музыканты Закавказья. Ими, так же как и предшественниками, создано немало ярких сочинений, тем не менее художественная высота творений Арама Хачатуряна остается и на сегодняшний день непревзойденной, классической.

He focuses the variation in the harmonic relations. Butt notes that "Bach seems to have associated" the ostinato scheme "particularly with violin concertos. Allegro assai, in A minor, 9 8 meter.

In the final movement Bach relies on bariolage figures to generate striking acoustic effects.

Все темы получают динамичное развитие, энергично варьируются, оплетаясь подголосками. Первая часть завершается развёрнутой кодой, в которой господствующее положение занимает стремительная тема главной партии. Вторая часть «Концерта» Andante sostenuto - это красивая задушевная «песня», чарующе звучащая на фоне удивительного горного пейзажа. Всё начинается со вступления, в котором фагот , а затем кларнет , подражая армянскому музыкальному инструменту дудуку , исполняют мотив, напоминающий наигрыш ашуга. Далее с проникновенной и нежной мелодией вступает солирующая скрипка. Изящное вальсовое оркестровое сопровождение выразительно подчёркивает её восточный характер. Поначалу музыка звучит негромко и сдержанно, но затем, постепенно воодушевляясь, напев становится более вдохновенным.

В среднем разделе части на первый план выходит импровизационный наигрыш, звучащий во вступлении. Он разнообразно варьируется, постоянно меняя характер своего звучания. Затем начинается реприза, в которой обворожительная песенная тема получает динамичное развитие. Третья часть. Финал Allegro vivace - это яркая картина весёлого народного праздника. Так же как и в первой части, музыка финала начинается с темпераментного вступления. Далее вступает жизнерадостная тема, которая в процессе развития наполняется всё большей энергией.

В нем три части. Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей в «Творческую тетрадь». Какие принципы развития - контраст, повтор, еариационностъ — использует композитор в каждой части Концерта? В каком соотношении находятся в Концерте солирующая скрипка и оркестр? Если представить себе героя этой непрограммной музыки, то какими чертами его наделил композитор?

«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна»

быстрые, стремительные, полные динамики, огня; средняя же - медленная, лирическая. это уникальный синтез восточной и европейской традиции в музыке. Многоплановость и широта композитора проявились в его симфониях, концертах, балетах, инструментальных произведениях. 7) При первых звуках поэтичного вальса к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» или «Танца с саблями» из балета «Гаянэ» слушатель сразу догадывается, что это музыка Хачатуряна, в которой чувствуется сочный колорит восточных мелодий. Хачатурян концерт для скрипки партитура. Тональность скрипичного концерта Хачатуряна d dur. Концерт для скрипки с оркестром. Первое бесплатное нотно-музыкальное собрание в Российском интернете. Арам Хачатурян с Концерт для скрипки ре минор это концерт для скрипки в трех частях, сочиненных в 1940 году.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна

В какой бы форме не являлась музыка Хачатуряна, в ней все же непременно обнаружится импровизационно-привольное звеньевое построение, то есть данные напев и ритм в вариантных сопоставлениях со множеством узоров на остинатном рисунке. «Концерт для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян написал в традиционной классической форме, включающей в себя три части: искрящееся сонатное аллегро. После мелодия меняется она стает спокойная. плавная, мелодическая, она успокаивает тот трепет сердца но не на долго, скоро мелодия снова меняется на прежнюю. Заканчивается этот концерт победной нотой. 3) Назовите одно из замечательных произведений, написанных в жанре инструментального концерта А.И. Хачатуряна. Скачать презентацию на тему Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром ряна Из можно ниже.

Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости, в 1940 году. это уникальный синтез восточной и европейской традиции в музыке. Многоплановость и широта композитора проявились в его симфониях, концертах, балетах, инструментальных произведениях. «Концерт для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян написал в традиционной классической форме, включающей в себя три части: искрящееся сонатное аллегро, лирическое анданте и праздничный финал. Получи верный ответ на вопрос«Назовите те особенности музыки концерта Хачатуряна, которые подтверждают замысел композитора (Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна) » по предмету Музыка, используя встроенную систему поиска. упоение земной красотой цветущей природы Интонации-песенно-танцевальные Форма концерта-классическая и.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Нотный архив Бориса Тараканова
  • Хачатуряновский скрипичный концерт
  • В 2023 году семеро граждан Турции получили в Армении статус беженца
  • Концерт для скрипки с оркестром ре минор
  • Хачатурян концерт для скрипки с оркестром история создания
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

«Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна»

Прошедшее с этой печальной даты время позволяет укрепиться в оценке созданного им. По пути композитора пошли многие музыканты Закавказья.

В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты. Воплотив в своем скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картины из жизни народа Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием монотематизма: во II части концерта и в особенности в финале проводятся темы I части. Однако варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению их образного значения: драматические и лирические образы I части превращаются теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски. Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта.

Балет «Спартак» «Спартак» - самое крупное и значительное произведение, написанное Хачатуряном после войны. Мысль о балете, посвященном Спартаку, возникла у композитора еще до войны. Поездка в Италию в 1951 году усилила увлеченность композитора этой темой. В балете «Спартак» выступили все наиболее привлекательные особенности прекрасного дарования Хачатуряна. Обратившись к далекому прошлому, композитор создал глубоко волнующее гуманистическое произведение, пронизанное любовью к жизни, гордостью за человека и его героическую борьбу за свободу.

Балет написан на либретто Н. Волкова автора сценариев балетов «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, «Золушка» С. Либретто предоставило богатейшие возможности для создания красочного балета, изобилующего яркими контрастами, отмеченного романтической приподнятостью и увлекательной зрелищностью. Два мира, две музыкальных сферы ярко представлены в остроконфликтной драматургии балета: воинственный, пышный Рим во главе с полководцем Крассом и его обольстительной любовницей - танцовщицей Эгиной, и угнетаемые рабы, гладиаторы, предводительствуемые Спартаком.

Образ Спартака раскрывается особенно полно в драматической четвертой картине — «Казарма гладиаторов». После смерти гладиатора Спартак страстным монологом призывает товарищей к восстанию. Музыкальная драматургия картины строится на теме угнетения рабов и теме Спартака - вождя рабов. Симфоническое развитие без перерыва вводит в пятую картину — «Аппиева дорога», где к бежавшим во главе со Спартаком гладиаторам примыкают рабы и пастухи, и восстание Спартака из восстания гладиаторов превращается во всенародное восстание рабов. Создавая образы античности, композитор был далек от архаизма, от этнографического подхода к теме.

Это было бы и невозможно, так как музыкальные памятники той эпохи не дошли до нас, да и вряд и могли бы взволновать современного слушателя. Весь балет пронизан ведущими музыкальными темами-характеристиками. Лейттемы балета, на которых строится эмоционально напряженное динамическое развитие симфонической ткани — героическая тема Спартака, тема его верной спутницы Фригии, тема угнетенных рабов, тема Рима, - запоминающиеся музыкальные образы, приобретающие все новые и новые музыкальные повороты, психологические оттенки, звуковые краски в зависимости от драматургической ситуации. Произведение в целом можно назвать героической трагедией. Отдельные его сцены и эпизоды вновь и вновь говорят о жизнелюбии художника, о его полнокровном, радостном мировосприятии, о его неиссякаемой вере в победу благородного, мужественного, свободолюбивого народа.

Музыка «Спартака» обладает одним драгоценным качеством, которое роднит ее с произведениями классиков. Она доступна знатокам и широким массам любителей музыки. Изобилуя гармоническими пряностями, сложными ритмами, многоголосным переплетением музыкальной ткани, оркестровыми эффектами, эта музыка с первого прослушивания увлекает и находит отклик у самой различной аудитории. Будучи достаточно сложной, она легко запоминается, благодаря своей характерности и мелодической определенности. Говоря о преемственности традиций в отношении «Спартака», прежде всего, важно отметить связь Хачатуряна с симфонизмом Чайковского.

С лирико-драматическим симфонизмом Чайковского его роднит повышенная эмоциональность, «общительность» его музыки. Художественная самостоятельность отдельных номеров балета при общем непрерывном развитии музыкального материала так же продолжает традиции симфонизма балетов Чайковского. Отдельные номера, имеющие самостоятельную художественную ценность, изобилуют в балете Хачатуряна. Они ярки и разнообразны. Это монолог Спартака в казарме гладиаторов, прекрасное лирическое адажио Фригии и Спартака в последней картине, танец греческой танцовщицы Эгины, сцена обольщения Эгиной Гармодия, адажио Эгины и Гармодия, танец гадитанских дев на пиру у Красса, танец нимф и этрусский танец в той же картине, танец египетской танцовщицы в картине «Рынок рабов» и сцены боев гладиаторов в цирке и, наконец, заключительный реквием, где в сцене оплакивания Спартака в скорбное звучание оркестра вливается хор, что создает новую окраску, новую эмоциональную выразительность.

Хор дважды используется в балете, но он несет совершенно различные драматургические функции. Во время боев гладиаторов в цирке возгласы хора передают возбужденную реакцию зрителей. В финале балета хор придает скорбной музыке особую теплоту и проникновенность.

Мелодия темы песенна, с длительным, напряженным развитием в отличие от главной партии, где развитие происходит путем многократных повторов коротких попевок. Разработка наступает минуя заключительную партию, резким сдвигом в ми-бемоль минор, далекий от основной тональности концерта. Открывает разработку тема главной партии, обостренная хроматическими октавными ходами в басу. Далее звучит тема вступления, получая широкое мелодическое развитие. Третий раздел разработки — виртуозная каденция скрипки. В музыке сохраняются и развиваются основные тематические элементы концерта. Сначала звучит тема побочной партии, затем характерный ритм и интонации главной партии.

В репризе тематический материал экспозиции проходит в привычной последовательности. Кода же утверждает активный, волевой образ главной партии. II часть Andante sostenuto, ля минор представляет собой центральный лирический образ концерта. Она ярко контрастна по отношению к крайним частям. Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический инструмент. Это «песня без слов» в восточном стиле, в ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь к своему народу, к природе Кавказа. Анданте написано в неполной сложной трехчастной форме, первая часть которой — А — сама по себе трехчастна — с контрастной серединой и динамической сокращенной репризой. Несколько сумрачное оркестровое вступление вводит в мир размышлений. Мелодия скрипки первая тема предваряется аккомпонирующей фигурой оркестра, сохраняющейся и дальше, как это бывает в песне. Постепенно песенная мелодия ширится, усиливается звучность, достигая кульминации.

Реприза первой темы динамизированна: она звучит теперь в высоком регистре; оркестровое сопровождение активизируется. Перед репризой у скрипки звучит нисходящий ход на звуках разложенного септаккорда, заимствованный из вступления к I части концерта. Реприза усложнена в отношении гармонии и фактуры и сокращена по сравнению с первой частью этой сложной трехчастной формы. Мелодия скрипки первая тема — песня сопровождается орнаментальными фигурами в оркестре, заимствованные из каденции I части. Тема эта достигает большого лирического подъема и мощно, взволнованно, беспокойно звучит в tutti оркестра. Лишь к концу наступает относительное усполкоение. Финал концерта Allegro vivace написан в сложной трехчастной форме. Крайнгие части которой сочетают простую трехчастность с чертами рондо благодаря многократному возвращению основной темы. Это яркая картина народного праздника. Все полно движения , устремленности, энергии, огня, радостного воодушевления.

Музыка носит танцевальный характер; ритм танца сохраняется даже тогда, когда льется песня. Расширяется диапазон звучания, движение становится более стремительным, как будто в танец вовлекается все больший круг людей. В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты. Воплотив в своем скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картины из жизни народа Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием монотематизма: во II части концерта и в особенности в финале проводятся темы I части. Однако варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению их образного значения: драматические и лирические образы I части превращаются теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски. Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта. Балет «Спартак» «Спартак» - самое крупное и значительное произведение, написанное Хачатуряном после войны. Мысль о балете, посвященном Спартаку, возникла у композитора еще до войны. Поездка в Италию в 1951 году усилила увлеченность композитора этой темой. В балете «Спартак» выступили все наиболее привлекательные особенности прекрасного дарования Хачатуряна.

Урок 05. Концерт для скрипки с оркестром А. Концерт Хачатуряна для скрипки с оркестром, написанный в 1940 году, принадлежит к выдающимся и наиболее популярным произведениям музыки.

Популярный, жизнеутверждающий и яркий.

Нотный архив Бориса Тараканова

Какую мелодию использует композитор для передачи настроения? Уч — ся: Мелодию - плавную, лиричную, свободно распетую. Учитель: Мелодия звучит и у фортепиано и у оркестра. Услышали ли вы здесь «соревнование»? Если «да», то кто вышел «победителем»? Уч — ся: Нет, здесь солист и оркестр объединились. Учитель: Да. Партия фортепиано здесь выступает первой среди равных. Итак, назовите мне особенность концертов Хачатуряна Уч — ся: Трехчастность, принцип «соревнования» Учитель: Какие национальные черты внес композитор в жанр инструментального концерта? Уч — ся: Своеобразные мелодии, основанные на народных восточных интонациях, на национальных ритмах и гармонии.

Все темы получают динамичное развитие, энергично варьируются, оплетаясь подголосками. Первая часть завершается развёрнутой кодой, в которой господствующее положение занимает стремительная тема главной партии. Вторая часть «Концерта» Andante sostenuto - это красивая задушевная «песня», чарующе звучащая на фоне удивительного горного пейзажа. Всё начинается со вступления, в котором фагот , а затем кларнет , подражая армянскому музыкальному инструменту дудуку , исполняют мотив, напоминающий наигрыш ашуга. Далее с проникновенной и нежной мелодией вступает солирующая скрипка. Изящное вальсовое оркестровое сопровождение выразительно подчёркивает её восточный характер. Поначалу музыка звучит негромко и сдержанно, но затем, постепенно воодушевляясь, напев становится более вдохновенным. В среднем разделе части на первый план выходит импровизационный наигрыш, звучащий во вступлении. Он разнообразно варьируется, постоянно меняя характер своего звучания. Затем начинается реприза, в которой обворожительная песенная тема получает динамичное развитие. Третья часть.

Динамическая реприза мощно и ликующе звучит у всего оркестра. III часть Allegro vivace, Ре мажор — яркая картина народного праздника. Финал написан в форме, близкой к рондо-сонате благодаря многократному возвращению основной темы. Музыка пронизана танцевальными ритмами. Здесь звучат не только новые темы, но и мелодии предыдущих частей. Оркестр подражает звучанию народных инструментов. В энергичном вступлении диссонирующие аккорды подчёркнуты синкопированным ритмом. Задорная и радостная тема главной партии выступает в роли рефрена и контрастирует с нежной и грустной темой побочной партии. В разработке в увеличении проходит лирическая тема ПП из I части, что придаёт ей более широкую распевность. В расширенной репризе после проведения основных тем главная партия даётся одновременно с лирической побочной партией — голоса скрипки и виолончели сливаются в выразительном дуэте. В коде в стремительном движении проносятся темы I части, что создаёт тематическую арку и объединяет произведение в единое целое.

Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров. В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске». Первая симфония сразу была признана выдающимся произведением. В ней уже тогда проявилась такая черта творчества Хачатуряна, как импровизационность. Здесь же это означало лёгкость и вместе с тем чёткость мелодии. Вслед за Первой симфонией появляется Концерт для фортепиано с оркестром. В нём также соединяются яркие национальные ритмы с чёткостью, свойственной классическим концертам Чайковского. По заказу театра им. Вахтангова Хачатурян создаёт знаменитый «Вальс» к драме М. Наиболее крупным произведением стал Концерт для скрипки с оркестром, посвящённый Давиду Ойстраху, с которым композитора связывала не только дружба, но и длительное творческое сотрудничество. В годы войны Хачатурян пишет свой второй балет — «Гаянэ», в котором рассказывает о борьбе советских людей с врагами. С 1950 года он преподавал в Московской консерватории и впервые начал выступать как дирижёр. Любопытно, что исполнял он только произведения собственного сочинения, считая, что композитор не может воплотить музыку, сочинённую другим. Появлению этого балета на сцене Большого театра предшествовала долгая история. Премьера «Спартака» состоялась в 1956 году в Ленинграде. Несмотря на то, что балет был восторженно принят публикой и критикой, композитор счёл необходимым доработать его музыку, и на сцене Большого театра была поставлена практически новая версия балета. В нём музыкальными средствами рассказана история восстания древнеримских рабов и воссоздана история любви Спартака и Фригии. Новизна балета в том, что Хачатурян строит его драматургию на соединении динамичных массовых сцен и своеобразных танцевальных монологов героев. Это отражено и в характере музыки. В последние годы жизни композитор работал над монументальным сочинением совершенно нового типа. Однако Хачатурян так и не успел закончить работу над этим новаторским сочинением. Значение его творчества заключается в создании им практически новой музыки, музыки ХХ века, отличающейся особым динамизмом, драматичностью конфликта, мелодической выразительностью, специальной тональностью сольных партий. Вот почему произведения Хачатуряна входят в программу произведений, обязательных для исполнения участниками Московского международного конкурса имени П. Концерт для скрипки с оркестром Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости. Его музыка передаёт характерное для композитора страстное упоение земной красотой, поющей, животворящей, лучезарной. Это произведение принадлежит к числу популярнейших творений советской музыки. Эта популярность во многом связана с достоинствами сочинения. С особой силой здесь проявился дар композитора создавать музыку, опирающуюся на народное творчество. В концерте не использованы подлинные народные мелодии, но весь он является выражением армянской народной песенности. Композитор, следуя традициям, варьирует мелодии, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой. И да будет радость! Произведение это очень сложно для исполнения и требует от скрипача огромного мастерства. Но это не просто виртуозность ради виртуозности. Она является средством выражения содержания музыки, её жизнерадостности, праздничности. Концерт посвящён известному скрипачу Давиду Ойстраху, который и был первым исполнителем этого сочинения. В концерте три части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении. Первая часть открывается энергичным и напористым оркестровым вступлением, которое сразу же вводит нас в сферу активного действия. Чёткий, упругий ритм и танцевальный характер отличают главную партию сонатного аллегро. Эта тема, исполняемая солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья. В разработке, состоящей из трёх разделов, подвергаются развитию все три темы. Результатом этого развития становится сближение этих тем, когда плавная мелодия побочной партии наполняется энергичными ритмами, а танцевальная главная партия становится более лиричной. Как и положено, разработка завершается блестящей виртуозной каденцией скрипки. В репризе все темы первой части Allegro con fermezzo варьируются, обрастают подголосками, движение становится все более динамичным. Такая реприза называется динамической. Завершает первую часть кода, утверждающая волевой мужественный образ первой части. Это своеобразная «песня без слов», которая «поётся» на фоне прекрасного кавказского пейзажа. Вы никогда не были на Кавказе? Потому и музыка, его рисующая, звучит как гимн солнцу, красоте, природе. Всё в нём полно движения, огня, энергии. Это как бы общий танец, из которого время от времени выделяются солисты. Движение танца постепенно становится всё более стремительным, как будто в танцевальный круг вливается всё больше людей. Оркестр подражает народным инструментам. Большое значение в драматургии концерта играет кода финала. В ней в стремительном вихревом движении проносятся темы первой части, что объединяет произведение в единое целое. Для творчества Хачатуряна характерны оптимизм, жизнеутверждение. Вот и здесь драматические и лирические образы первой части превращаются в образы народного праздника, веселья, буйной пляски. Вопросы и задания: 1. Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей в «Творческую тетрадь». В каком соотношении находятся в Концерте солирующая скрипка и оркестр? Если представить себе героя этой непрограммной музыки, то какими чертами его наделил композитор? Какие черты музыки Концерта Хачатуряна созвучны вашим мыслям и чувствам, восприятию современных слушателей? Внешним фоном жизни Франца Шуберта, который был современником Бетховена, была весёлая, «танцующая» Вена. Интерес к судьбам человечества, гармония разума и действительности отодвигались на задний план. Творческие планы Шуберта, потребность в духовном общении находили сочувствие и поддержку лишь в небольшом кругу друзей, людей, преданных искусству. В музыке Шуберта впервые раскрылись черты характера, эмоционального строя человека нового тогда XIX в. Своё отношение к жизни, окружающему миру художник выражает через лирику чувств и переживаний реального, обычного человека. А для этого нужны иные формы и иные средства выражения, передающие непосредственность высказывания. Живое чувство ритма музыки, непрерывно длящуюся мелодию можно сравнить с речью человека, ощущением его дыхания. Мы всегда слышим, спокоен он или взволнован, радуется или печалится, как меняется его состояние. Вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу воздействия. Шуберт был одним из основоположников немецкой романтической музыки. Жизнь Шуберта была короткой и полной разочарований. Но он оставил после себя музыкальное наследие, беспрецедентное по выразительности и богатству мелодий. Семья была многодетной — четырнадцать детей, из которых выжили только пятеро. Его отец Франц Теодор Шуберт, был школьным учителем, и в юности будущий композитор пробовал свои силы в педагогике. Но вскоре стало ясно, в чём его истинное призвание. Шуберт пел в хоре Венской императорской капеллы, где его педагогом был капельмейстер Антонио Сальери, в прошлом соперник Моцарта. Годы юности были полны обещаний и надежд. Коренастый и некрасивый, Шуберт всё же не испытывал недостатка в друзьях и почитателях — людях, которые распахивали двери своих домов, оказывали протекцию в музыкальных кругах и исполняли его музыку. Затем начались знаменитые «Шубертиады» в венских салонах или при поездках за город, на которых впервые прозвучали многие сочинения композитора. Это помогало его имени приобретать известность в венском обществе, в том числе и в артистических кругах. Однако во всём остальном Шуберта преследовали неудачи. Он упорно работал над несколькими операми и другими сценическими произведениями, в частности над музыкой к «Розамунде», но мало какие получили широкое признание. Его здоровье быстро ухудшалось. В состоянии глубочайшего отчаяния он писал о себе как о «проклятом, несчастнейшем в мире создании». Повороты судьбы Через общих знакомых в венском обществе Шуберт был представлен баритону Иоганну Михаэлю Фоглю. Благодаря прекрасному голосу и импозантной внешности тот уже был звездой Венской Оперы, и на него не сразу произвёл впечатление неопытный и неуклюжий молодой композитор. Но вскоре распознал гений юноши и стал его самым пылким сторонником. Фогль способствовал постановке нескольких опер Шуберта и в некоторых из них пел. Ещё большее значение имела его поддержка Шуберта как первопроходца и первого мастера немецкой художественной песни. Фогль пел многие песни композитора из «Шубертиад», а также брал друга на гастроли. Гастрольная поездка 1819 годы была для композитора особенно счастливой. Они с Фоглем поселились в сельской местности вместе со своим другом Альбертом Штадлером. В это время Шуберт сочинил прелестный фортепианный квинтет, в который включил мелодию своей песни «Форель», вероятно, часто и с удовольствием исполнявшуюся Фоглем.

Сообщение концерт для скрипки с оркестром а хачатуряна

Произведение характеризовалось «волнующим ритмическим драйвом и жизненной силой, а также склонностью к опьяняющей, ароматной, томной мелодии, во многом основанной на интонациях его родной армянской народной музыки». Получив в 1941 году Сталинскую премию , он с тех пор стал одним из знаменитых произведений Хачатуряна, несмотря на резкую критику. Структура Концерт для скрипки ре минор 1940 Часть первая: Allegro con fermezza около 14 минут Вторая часть: Andante sostenuto около 12 минут Третья часть: Allegro vivace около 9 минут Часть в форме сонаты, Allegro con fermezza открывается мелодией, которая была описана как «энергичная» и «шумная танцевальная тема». Andante sostenuto описывают как «восторженное медленное движение, уносящее в задумчивый зимний пейзаж».

Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей в «Творческую тетрадь». Какие принципы развития - контраст, повтор, еариационностъ — использует композитор в каждой части Концерта? В каком соотношении находятся в Концерте солирующая скрипка и оркестр?

Если представить себе героя этой непрограммной музыки, то какими чертами его наделил композитор? Какие черты музыки Концерта Хачатуряна созвучны вашим мыслям и чувствам, восприятию современных слушателей?

Именно ему посвятил Хачатурян свой концерт Слайд 8 Жизненный путь Хачатуряна закончился 1 мая 1978 года. Прошедшее с этой печальной даты время позволяет укрепиться в оценке созданного им. По пути композитора пошли многие музыканты Закавказья.

Ими, так же как и предшественниками, создано немало ярких сочинений, тем не менее художественная высота творений Арама Хачатуряна остается и на сегодняшний день непревзойденной, классической. Слайд 10 Памятник великому армянскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну расположен напротив здания Большого концертного зала армянской филармонии.

Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический инструмент. Это «песня без слов» в восточном стиле, в ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь к своему народу, к природе Кавказа. Анданте написано в неполной сложной трехчастной форме, первая часть которой — А — сама по себе трехчастна — с контрастной серединой и динамической сокращенной репризой. Несколько сумрачное оркестровое вступление вводит в мир размышлений. Мелодия скрипки первая тема предваряется аккомпонирующей фигурой оркестра, сохраняющейся и дальше, как это бывает в песне. Постепенно песенная мелодия ширится, усиливается звучность, достигая кульминации. Реприза первой темы динамизированна: она звучит теперь в высоком регистре; оркестровое сопровождение активизируется.

Перед репризой у скрипки звучит нисходящий ход на звуках разложенного септаккорда, заимствованный из вступления к I части концерта. Реприза усложнена в отношении гармонии и фактуры и сокращена по сравнению с первой частью этой сложной трехчастной формы. Мелодия скрипки первая тема — песня сопровождается орнаментальными фигурами в оркестре, заимствованные из каденции I части. Тема эта достигает большого лирического подъема и мощно, взволнованно, беспокойно звучит в tutti оркестра. Лишь к концу наступает относительное усполкоение. Финал концерта Allegro vivace написан в сложной трехчастной форме. Крайнгие части которой сочетают простую трехчастность с чертами рондо благодаря многократному возвращению основной темы. Это яркая картина народного праздника. Все полно движения , устремленности, энергии, огня, радостного воодушевления.

Музыка носит танцевальный характер; ритм танца сохраняется даже тогда, когда льется песня. Расширяется диапазон звучания, движение становится более стремительным, как будто в танец вовлекается все больший круг людей. В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты. Воплотив в своем скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картины из жизни народа Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием монотематизма: во II части концерта и в особенности в финале проводятся темы I части. Однако варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению их образного значения: драматические и лирические образы I части превращаются теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски. Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта. Балет «Спартак» «Спартак» - самое крупное и значительное произведение, написанное Хачатуряном после войны. Мысль о балете, посвященном Спартаку, возникла у композитора еще до войны. Поездка в Италию в 1951 году усилила увлеченность композитора этой темой.

В балете «Спартак» выступили все наиболее привлекательные особенности прекрасного дарования Хачатуряна. Обратившись к далекому прошлому, композитор создал глубоко волнующее гуманистическое произведение, пронизанное любовью к жизни, гордостью за человека и его героическую борьбу за свободу. Балет написан на либретто Н. Волкова автора сценариев балетов «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, «Золушка» С. Либретто предоставило богатейшие возможности для создания красочного балета, изобилующего яркими контрастами, отмеченного романтической приподнятостью и увлекательной зрелищностью. Два мира, две музыкальных сферы ярко представлены в остроконфликтной драматургии балета: воинственный, пышный Рим во главе с полководцем Крассом и его обольстительной любовницей - танцовщицей Эгиной, и угнетаемые рабы, гладиаторы, предводительствуемые Спартаком. Образ Спартака раскрывается особенно полно в драматической четвертой картине — «Казарма гладиаторов». После смерти гладиатора Спартак страстным монологом призывает товарищей к восстанию.

Музыкальная драматургия картины строится на теме угнетения рабов и теме Спартака - вождя рабов. Симфоническое развитие без перерыва вводит в пятую картину — «Аппиева дорога», где к бежавшим во главе со Спартаком гладиаторам примыкают рабы и пастухи, и восстание Спартака из восстания гладиаторов превращается во всенародное восстание рабов. Создавая образы античности, композитор был далек от архаизма, от этнографического подхода к теме.

Презентация, доклад к уроку музыки А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром в 7 классе

Концерт для скрипки с оркестром При первых звуках поэтичного вальса к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» или «Танца с саблями» из балета «Гаянэ» слушатель сразу догадывается, что это музыка Хачатуряна, в которой чувствуется сочный колорит восточных. И голос птиц внезапно замолчал, Чтоб уступить пространство двум влюбленным, Чтоб диалог начала всех начал Звук скрипки передал нам, изумленным. Армения в нем дышит, и курИт Туманом звуков, красотой объята. И горы отдыхают. После мелодия меняется она стает спокойная. плавная, мелодическая, она успокаивает тот трепет сердца но не на долго, скоро мелодия снова меняется на прежнюю. Заканчивается этот концерт победной нотой. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения / Арам Хачатурян.

А. И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

«Концерт для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян написал в традиционной классической форме, включающей в себя три части: искрящееся сонатное аллегро. Творческое становление композитора Хачатуряна: кратко. Когда был написан Концерт для скрипки и оркестра? Кому посвящен Хачатуряновский скрипичный концерт? 2 Какие части концерта имеют сходства? 3 Какие принципы развития – контраст, повтор, вариационность – использует композитор в каждой части Концерта? Концерт для скрипки ре минор является скрипичный концерт композитора армянского происхождения Арама Хачатуряна (1903-1978). для скрипки и фортепиано (1926) – через «Песню-поэму» для скрипки и фортепиано, созданную в 1929 г. под впечатлением творчества армянских ашугов, знаменитый Скрипичный концерт (1940) – к последним произведениям автора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий