Для основной части выступления характерно

В главной части ораторского выступления излагает основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. 7. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления. 8. Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз – это обеспечит целостность выступления. 9. Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы. Обычно, заключение является процессом резюмирования всего того, что Вы сообщили в основной части. При правильном подведении итогов Вашего выступления, большая часть аудитории запомнит заключение Вашего выступления. Готовясь к выступлению, не забывайте о пропорции: 20-60-20. Речь идет о времени в процентах, которое вы должны выделить для вступления (20%), основной части (60%) и заключения (20%).

Задачи стоящие перед выступающим способы изложения материала типичные ошибки

Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления Для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной т помнить, что интересные, захватывающие речи — это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи».
Публичная речь | Контент-платформа 4. Структура публичного выступления. Основная часть речи Методы изложения материала основной части Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Оратор начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.
Онлайн-тесты на : Риторика - все вопросы (5/10) Само же выступление оратора непосредственно перед слушателями состоит из трех частей: вступительной, доказательной и заключительной. Вступление включает в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи.
Образовательный портал ТГУ С древнейших времен в зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей: 1. Информационные (повествовательные, описательные, объяснительные). 2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию).

Устная или письменная

  • Логика речи
  • Актуальность и принципы построения успешного публичного выступления
  • Похожие статьи
  • 31. Главная часть выступления

Публичное выступление: особенности, секреты, ошибки

В этой части речи объясняются мотивы, побудившие оратора к выступлению, фокусируется внимание на содержании предстоящего рассуждения, оратор пытается расположить к себе аудиторию. В структуре речи заключение имеет (как и все прочие части) свое особое значение: "Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. Выступление, как правило, состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Успех выступления в значительной степени зависит от его первых фраз. На первую и третью части планируйте примерно по 10-15% времени, на основную – 70-80%. Если собираетесь после выступления ответить на вопросы аудитории – добавьте к третьей части еще 5-10% (острая тема, возможно, потребует больше). 3.2. основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

Особенности публичного выступления

Структура публичного выступления - YouTube В самом общем виде главная цель агитационной речи состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения, поэтому задача агитатора состоит в том, чтобы. – найти то, что изначально объединяет агитатора и агитируемого; – развить и укрепить общее между ними.
Основная часть выступления Речь оратора – это вид деловой коммуникации, убеждающее, воздействующее обращение к публике. От монолога Гамлета, который произносит актер на сцене, публичное выступление отличается двусторонним общением и наличием цели.
Структура публичного выступления Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Принято выделять следующие типы речи: информирующая, аргументирующая, эпидейктическая. Информирующая речь заставляет оратора решить главную задачу о том, как обеспечить информативность сообщения.
Урок 2. План выступления это разделение ее на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. В любой речи выделяют три главных части: вступление, основная часть и заключение. Рассмотрим их функции.
Структура и функции основной части выступления В структуре речи заключение имеет (как и все прочие части) свое особое значение: "Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи.

Основные требования к началу и заключению речи

Важным элементом публичного выступления является «сценарий» и его проведение. Вы, оратор — основное действующее лицо и исполнитель главной роли на сцене. Если вы не подготовились достаточно, то не знаете, как говорить, чтобы аудитория вас внимательно слушала. Вы забываете, что хотели сказать, а заданный слушателем вопрос, ставит вас в тупик и выбивает из колеи, вам не удается собраться, раскрепощенно вести себя. При этом вы тратите колоссальную энергию и не можете получить ее от аудитории. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления — это контакт со слушателями, то есть общность психологического состояния оратора и аудитории. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит и наполовину тому, кто слушает» [2, с. Публичное выступление — это своего рода «энергообмен» с аудиторией.

Часто у оратора — это знание теории, но неумение применять ее в действии. К тому же, немаловажным является внешний вид, тембр, голос, артикуляция, сила голоса, жесты, мимика, взгляд, темп речи, паузы - словом, все то, что мы называем невербальным общением, имеющее не маловажное значение в деловом имидже оратора. Часто выступающий не может многое контролировать, не знает с чего начать выступление, теряется при виде огромной аудитории слушателей. Однако есть техники, которые помогут собраться, мобилизоваться. Аудитория требуют от оратора высокого мастерства и выступающий должен удовлетворить их потребности. Основная задача слушателей заключается в том, чтобы воспринять, осмыслить позицию оратора, а затем принять её или отвергнуть. Речь оратора не является самоцелью, а является результатом успешного выступления. Важно, чтобы все это реализовывалось в момент контакта со зрительской аудиторией.

Это сложно сделать, если вас терзает волнение, вы охвачены страхом, поэтому текст выступления должен быть качественно отработан, доведен до автоматизма, чтобы не тратить энергию на вспоминание, структурирование и т. Для психики - это стресс. Особенно когда необходимо быстро, в кратчайшие сроки создать текст, а для неопытного лектора - это определенные трудности, так как любое выступление — процесс творческий, к которому надо готовиться и подходить постепенно. Главное — грамотно построить процесс выступления, чтобы общее впечатление было на высоком уровне. Необходимо найти время и место для подготовки. Опытные ораторы советуют уединиться для творческого поиска и отработки «речевого сценария», готовясь к предстоящей встрече со слушателями. Многих начинающих ораторов волнуют вопросы составления плана работы над текстом, как сделать речь запоминающейся и как ее достойно представить аудитории [3, с. Надо помнить, что оратор и создатель, и исполнитель речи.

Можно составить прекрасный текст, но неудачно с ним выступить. Научиться выступать с речью — это мастерство и настоящее искусство. А раз это искусство, то здесь все важно: средства речевой выразительности, манера держаться перед публикой и, конечно же, хороший дружеский и теплый контакт с аудиторией. Ведь требовательная аудитория заметит вашу неуверенность, недостаточное владение темой, методикой выступления и т. Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение, а средство достижения деловых целей. В настоящее время обязательными условиями делового общения, а также публичной речи являются грамотность и логичность, эмоциональность и лаконичность. Повседневная подготовка включает, прежде всего, самообразование в самом широком смысле слова, то есть постоянное приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, чтение литературы: научной, публицистической, художественной и пр. Известно, что ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека.

Человеку, часто выступающему публично, следует брать на заметку, записывать примеры, цитаты, афоризмы, цифры, которые могут понадобиться в выступлениях. Менделеев часто повторял, что «найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад…». Любому выступающему необходимо много работать над собой, тщательно готовиться к выступлениям, как это делали выдающиеся ораторы. Особенно это касается молодых, начинающих свою карьеру в ораторском искусстве. Ведь ораторами не рождаются, ораторами становятся. Необходимо отрабатывать технику речи, речевое дыхание, дикцию, умело использовать паузы и т. Все это наилучшим образом поможет донести до слушателя содержание выступления [5, с. Ораторское искусство требует творческого подхода.

Здесь стоит отметить, что публичная речь сродни сценической речи. Поэтому оратору необходимо учиться актерскому мастерству: умению себя держать перед публикой, следить за нормами произношения и словоупотребления, акцентологией, интонацией, паузами, вниманием слушателей, жестами, мимикой и пр.

Прежде всего, к таким источникам можно отнести различного рода монографии в области научного и научно-популярного исследования рассматриваемой нами темы.

Настоящая научная работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников и литературы. Основным отличительным признаком, придающим данному виду речевой коммуникации особую значимость, выступает публичность, под которой подразумевается открытость, официальность и явность такого вида выступления. Стоит отметить, что, не смотря на то, что публичные выступления, как правило, дифференцированы по своей направленности, они всегда имеют одну общую цель - развитие и совершенствование имеющихся ораторских навыков путем апробации на практике различных риторических приемов.

При этом такая апробация не всегда происходит осознанно. Чаще всего оратор старается сделать выступление на публике как можно более комфортным для себя, что, во всяком случае, не исключает подготовки к публичному выступлению и его структурирования. Итак, прежде всего, рассмотрим общее понятие публичного выступления.

В толковом словаре С. Ожегова содержится следующее определение рассматриваемого термина: «публичное выступление - это выступление, осуществляемое в присутствии публики, открытое». При этом такое выступление подразумевает установление двухстороннего контакта и без такового теряет свою сущность и смысл.

Основными признаками публичного выступления как особого вида речевой коммуникации помимо свойства публичности являются: а оперативность; б возможность использования различных способностей слушателей; в принципиально творческий характер устного выступления; г непосредственное живое общение оратора и аудитории; д эмоциональное воздействие выступающего на слушателей. Каждый из указанных выше признаков придает рассматриваемому нами виду выступления специфичность, и выражает его сущность. В этом отношении следует сказать, что общее понимание термина публичного выступления непосредственно связано с его основными задачами, к которым, в частности, относятся: развитие познавательной деятельности людей; стимулирование положительных или критических установок слушателей по определенным вопросам; формирование познавательных и иных интересов; формирование творческого стиля работы и жизни; стимулирование общественной и профессиональной активности; ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и так далее в зависимости от содержания конкретного выступления.

Помимо ряда общих задач публичное выступление всегда преследует какие-либо цели, и, в зависимости от этого, дифференцируется на различные виды. В зависимости от общих речевых целей публичного выступления, выделяют три его вида:. Информирующая речь.

Целью такой речи является информирование аудитории о какой-либо проблеме или событии, а также их обсуждение с целью поиска истины. Также целью такого выступления может быть выражение оратором понимания и оценки какого-либо факта. Аргументирующая убеждающая речь.

Основной целью данного вида речи является непосредственно убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, имеющая своей целью побудить слушателей к действию. Эмоциональная речь. Основными целями данного публичного выступления, как правило, выступают создание определенной психологической атмосферы, выплеск собственных эмоций оратора, а также непосредственно само публичное общение, приносящее удовольствие как оратору, так и его аудитории.

Все представленные выше виды публичного выступления обладают определенными специфичными чертами относительно их структуры и порядка построения, что необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи. В заключение настоящего пункта хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных признаков, задач и целей является необходимым для оратора при подготовке к публичному выступлению в части его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно расположить специальные риторические средства в элементах ее структуры, соответствующих целям и особенностям конкретного публичного выступления. Введем определение данного понятия.

Муштук в «Основах общей риторики» представляет следующую трактовку рассматриваемого термина: структурирование публичного выступления - это разделение его на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. Данное определение представляется нам наиболее удачным. Исходя из него, можно вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления».

Итак, структура публичного выступления представляет собой взаимосвязанную систему элементов публичной речи, расположенных в определенной последовательности, соответствующей выполняемым каждой структурной единицей выступления целям. Надо сказать, что структурирование и подготовка речи является одним из важнейших процессов в ораторском искусстве. Так, С.

Халин отмечает, что осуществление рассматриваемого процесса позволяет оратору провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное начало, которое, в свою очередь, «облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления». Рассмотрим существующие в теории представления о структуре публичного выступления. Как правило, большинство ученых сходятся в понимании публичного выступления как триединой структуры, основными элементами которой выступают вступление, основная часть выступления и заключение.

Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и резюмирующий этапы как часть публичной речи. Выступление, таким образом, является единым процессом, и его публичная часть выступает всего лишь одним из этапов. Мы считаем данную позицию нелогичной, так как само теоретическое понимание термина «публичного выступления», рассмотренное нами в первом пункте настоящей курсовой работы, позволяет сделать вывод о том, что оно начинается только с момента вербального воздействия оратора на конкретную аудиторию и заканчивается, соответственно, прекращением такого контакта.

Подготовка публичной речи, сбор материалов, резюмирование и оценка результатов выступления при этом не должны включаться в общую структуру рассматриваемого нами понятия. Итак, прежде чем кратко охарактеризовать элементы структуры публичного выступления, отметим, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Подобное трехчастное деление существует достаточно длительное время.

Зародилась она еще во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Яркими представителями классической ораторской школы и последователями трехчастной структуры публичного выступления являлись такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Какие же основные композиционно-логические части выделяются в структуре публичного выступления?

Прежде всего, это вступление, или введение, которое выступает своеобразным подготовительным этапом к основной части выступления. В рамках данного этапа особую важность представляют психологические приемы и, прежде всего, способы захвата внимания аудитории. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным и, в связи с этим, как правило, также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и собственной позиции по данному вопросу, рассуждение аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Заключение, или выводы. В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов.

В отношении структурных частей публичного выступления стоит также отметить, что их объем и соотношение друг между другом различно. При этом, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждое конкретное выступление, в силу не только собственных специфических черт, но и преследования какой-либо цели, всегда будет обладать определенными структурными особенностями. Однако, все же некоторые исследователи выделяют общее «идеальное» соотношение элементов структуры публичного выступления.

Так, П. Указанное процентное соотношение, на наш взгляд, является достаточно условным, но все же может использоваться на практике, особенно начинающими ораторами. В заключение данного пункта стоит сказать, что структурирование публичного выступления и выделение в его составе определенных элементов является важнейшим процессом в ораторском искусстве.

При этом наиболее распространенным является трехчастная структура речи, основными элементами которой являются введение, основная часть и заключение, процентное соотношение которых неоднозначно и различается в зависимости от цели и специфики каждого конкретного выступления. Задача этой части - привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, найдя, по выражению адвоката А. Кони, «зацепляющие крючки».

Древняя культура кaзaxoв: мировоззрение и мировосприятие в условиях географии обитание человека. Этнокультурные процессы на территории Казахстана. Нравы, обычаи, традиции и мораль казахов. Средневековая культура казахов: преемственность и понимание тюркских традиций в культуре казахов.

Система казахских этнических ценностей. Религия казахов. Казахский эпос. Феномен казахских акынов.

Народные ремесла и народные знания казахов. Казахское просвещение: Абай, Алтынсарин, Валиханов. Аль-Фараби и судьба его духовного наследия. Культура Казахстана в пространстве субкультур.

Культурное влияние России и его противоречия. Советская культура в Казахстане: достижения и потери. Проблема возрождения и развития национальной культуры. Программа «Казахстан-2030».

Особенности эволюции культуры Нового времени. Просвещение, его мыслители, идеи и ценности. Кризис сознания и изменения в европейской культуре XIX века: И. Кант, В.

Гегель, С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Авангард стилевое своеобразие и основные течения, 67.

Модернизм в культуре XX в. Формирование постиндустриальной культуры и её последствия для судьбы общества. Массовая культура: истоки, смысл и стратегия. География массовой культуры.

Молодежная субкультура и паракультура а системе культуры. Культура и контркультура. Культура и антикультура. Постмодернизм как явление современной культуры, 73.

Человек в культуре XX века Отчуждение как культурологическая проблема современного общества. Мистика и мифилогизм как явление современной культуры. Культура и женщина. Семья, любовь и счастье как культурная повседневность.

Женское и мужское начала в культуре. Культура и культы. Культ детей и культ стариков проблемы герантологии 78. Задачи и смысл современного образования.

Роль учителя в культуре Востока, 81, Деятельность как способ развития культуры. Субъекты культуры. Творчество как способ инкультурации. Свобода и гуманизм как будущее культуры.

Мегатенденции будущего. Синергетическая модель культуры. Культура как открытая система. Культура и религия.

Отличие и единство религиозного, научного и художественного взглядов на мир. Профессиональная этика и культурный этикет. Экзаменационные вопросы по дисциплине КУльтурология 1. Предмет культурологии.

Понятие культуры и ее функции. Структура культуры. Виды культуры. Материальная культура.

Духовная культура и ее компоненты. Человек как основной объект изучения культурологии. Культура и демократия, взаимосвязь и обусловленность их развития. Продуктивное и репродуктивное потребление культурных ценностей.

Тенденция изменения культурных потребностей в постсоветском пространстве. Дикость, варварство, цивилизация. Миф как способ ориентации первобытного человека в мире. Тотем, табу и талион в первобытной культуре.

Древние религиозные верования анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Цивилизация Шумер. Доарийская культура Древней Индии Хараппа, Мохенджодаро. Истоки и самосознание китайской культуры.

Конфуцианство и воспитание совершенномудрого человека. Материальная и духовная культура Древнего Ирана. Основные этапы античной культуры. Мифология древней Греции.

Особенности средневековой культуры на Западе. Подъем арабо-иранской культуры.

Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести: владение нормами русского литературного языка; умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом; умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью; умение правильно и доступно строить высказывания. Жанры публичной речи Различные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров. Первый из них — это общественно политические речи.

Примерами могут служить выступление кандидата в депутаты; доклад на партийном собрании и тому подобное. Выступление на научную тему: лекция в институте; выступление на научной конференции и т. Торжественные речи — это речи, которые произносят на различных праздниках, юбилеях. Сюда можно отнести поздравительные высказывания, тосты и вообще все речи, связанные с какими-то особенными датами и посвящённые им. Жанр определяется в соответствии с коммуникативной целью. Если цель докладчика — сообщить научную информацию, то он выбирает один из научных жанров. Если он хочет убедить в чём-то аудиторию, то ему стоит выбрать общественно-политическую речь.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

Наиболее значимой является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения. Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. Для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной т помнить, что интересные, захватывающие речи — это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи». В заключении подводится итог выступления, озвучиваются основные выводы. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания основной части выступления и коммуникативной цели выступления. Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада. Любое выступление начинается с формулировки темы.

Структура публичного выступления

Речь оратора – это вид деловой коммуникации, убеждающее, воздействующее обращение к публике. От монолога Гамлета, который произносит актер на сцене, публичное выступление отличается двусторонним общением и наличием цели. В основной части выступления полностью раскрывается тема, которой оно посвящено. Излагается концепция выступления и подается основной объем информации. Вторая часть публичного выступления – заключение. 3.1. основная часть выступления. Суть методического мастерства, выступающего во многом, заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей.

Публичная речь - важная составляющая ораторского мастерства

Оратор взаимодействует с публикой, прислушивается к ней, отвечает на вопросы. Перед подготовкой своей первой речи обдумайте главные особенности публичного выступления: Устная речь. Восприятие информации на слух отличается от чтения печатного текста или просмотра видео. Это нужно учитывать при подготовке: огромное значение приобретает ваше умение владеть голосом. Устная речь диктует свои требования и к самому тексту: не стоит писать на карточках то, что вы не можете легко и быстро произнести. Обратная связь. Мгновенная обратная связь с публикой — то, за что ораторы любят выступать и одновременно не любят. Вы общаетесь, сразу видите реакцию зала, подзаряжаетесь от аудитории.

Благодаря этой особенности вы можете на ходу корректировать аргументы и стиль изложения. Но в то же время психологически это сложно, особенно для новичков. Мелочей не существует. Все имеет значение: ваша одежда, поза, мимика, жесты. Важно, как вы поднимаетесь на сцену, как здороваетесь. Это полноценное общение, и люди будут считывать не только вербальную, но и невербальную информацию. Обдумывать особенности публичных выступлений полезно, чтобы быть психологически готовым к встрече с аудиторией.

Конечно, спокойствие и уверенность в себе нарабатываются только с опытом, но так вы получите общее впечатление, с чем придется иметь дело. Понимание особенностей этого вида коммуникации облегчит вам подготовку, поможет избежать ошибок на подготовительном этапе. Виды публичных выступлений Академический. К этой категории принадлежат лекции, семинары, доклады, обзоры и другие форматы образовательной, научной коммуникации. Как правило, академические публичные выступления рассчитаны на искушенную аудиторию, поэтому речь насыщена терминологией, специальной лексикой. Но могут быть исключения: лекция в университете перед первокурсниками — тоже разновидность академической речи, и задача оратора — сделать предмет понятным для слушателей. К этой категории принадлежат не только политические речи и заявления, но все форматы коммуникации, связанные с политикой, экономикой, бизнесом и социальной сферой.

Поэтому, если вы планируете выступить перед партнерами, чтобы убедить их вложить средства в новый проект, выстраивать свое публичное выступление следует по законам политической коммуникации. Камень преткновения многих людей: свадебные тосты, поздравления и поминальные речи. Мало кто по-настоящему любит произносить монологи перед собранием родственников или друзей, но социальные публичные выступления играют важную роль. Они выражают и укрепляют общественные связи. Этот вид коммуникации отличается высокой степенью ответственности, потому что от него зависит чья-то судьба. К судебному красноречию принадлежат речи прокуроров и адвокатов, их общественные заявления и дискуссии. Стиль коммуникации сухой, лаконичный, насыщенный фактами.

Это проповеди, совместные молитвы, наставления и другие форматы религиозного красноречия. Характер речи варьируется в зависимости от религии, традиций и целей. Основные требования к публичному выступлению диктует его вид: то, что недопустимо в судебной речи, будет встречено овациями в социальном или религиозном заявлении. Изучайте необходимое вам направление ораторского мастерства. Основные требования к публичным выступлениям Несмотря на различия в стилистике и аргументации, все разновидности публичных выступлений имеют нечто общее. Во-первых, структуру. Проповедь, агитация или лекция начинаются с короткого и емкого зачина, который вводит слушателей в тему.

Добавьте в презентацию острых перчиков, маринованных огурцов и кетчупа в виде юмора, по-голливудски увлекательных историй и интересных комментариев. Эти фундаментальные принципы применимы к любому виду публичных выступлений, будь то небольшая импровизация, бизнес-презентация или внушительный доклад. Мы придерживаемся этих правил, выступая на наших курсах ораторского мастерства.

Симферополь, Lidia0305 mail. В результате исследования проблем в ораторском искусстве обобщается и анализируется материал, раскрывающий сущность культуры речи, речевой коммуникации и публичных выступлений. Цель исследования: овладение практическими навыками коммуникации, ораторского искусства, публичного выступления, ориентированные на потребности сегодняшнего дня. Научная новизна статьи заключается в раскрытии речевого поведения личности — носителя языка, совершенствовании мастерства публичного выступления, в повышении уровня речевой культуры и ораторского искусства.

Ключевые слова: ораторское искусство, публичная речь, проблемы, оратор, слушатели, коммуникация, речевая культура, личность. It shows the results of analysis done in the field of public speech phenomena, revealing the essence of the culture of speech, speech communication and public speaking. The purpose of the research is the mastering the practical skills of modern communication, oratory and public speaking. Keywords: oratory, public speech, problems, speaker, listeners, communication, speech culture, personality. Правильная ссылка на статью Черникова Л. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1 повысить состояние речевой культуры личности и общества, уровень речевого поведения в различных видах и формах коммуникации, развить коммуникативную грамотность; 2 активизировать освоение теоретического материала на практическом уровне, что обеспечит совершенствование коммуникативно-речевых умений; 3 найти пути решения проблем по совершенствованию культуры публичного выступления. Теоретической базой исследования послужили осмысление целевой установки публичного выступления, способы общения с аудиторией, технологии выступления. Практическая значимость исследования заключается во внедрении форм и методов публичного выступления, системы активизации мыслительной деятельности, формировании речевых умений на высоком практическом уровне, выработке структуры публичного выступления, принципа речевого поведения, направленная на диалогизацию речевого общения.

В современной жизни огромное значение уделяется ораторскому искусству, умению выступать перед аудиторией, решая массу всевозможных задач, начиная от обычного речевого общения и заканчивая совещаниями, конференциями. Значительная роль отводится публичным выступлениям. В юридической практике работникам юридического труда в силу своей профессии приходится много выступать перед слушателями. К сожалению, не многие могут овладеть данным искусством в совершенстве. В настоящее время к публичному выступлению, как одной из форм делового общения, предъявляются особые повышенные требования, при которых речь должна быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой. Оратор — это дирижер, а аудитория - зрители, а зритель, как известно, достаточно критически относится к выступлениям, речи современного оратора, замечая все изъяны и речевые погрешности. Поэтому практика подсказывает, что необходима определенная подготовка, высокий профессионализм, знание вопроса, определение целей в достижении успеха. Обычно такая речь существует в устной форме и направлена на аудиторию с целью информирования и оказания на нее желаемого воздействия.

Данная речь монологическая, рассчитана на пассивное восприятие, не требующая ответной словесной реакции. Здесь главная роль отводится оратору, от которого зависит успех выступления. Оратор — это режиссер, дирижер и исполнитель в одном лице. Зрительская аудитория ждет от оратора качественной подготовки, глубокого знания вопроса, высокого мастерства и профессионализма, а также определения целей в достижении результата. Чтобы стать оратором-профессионалом необходимо приложить огромные усилия на пути к речевой победе. Речь состоит из трех связующих элементов: самого оратора, предмета речи и аудитории, к которой выступающий будет обращен [1, с. Для начинающего оратора выступление перед огромной аудиторией большое эмоциональное испытание, к которому он не всегда готов. К основным сложностям в действиях оратора относятся: 1 недостаточная подготовка к выступлению; 2 незнание техник или неумение воплотить их на практике; Важно отметить, что многие не могут лаконично, по существу вопроса выступить на деловом совещании, встрече, аудиенции и на других важных мероприятиях, где грамотное веское слово могло бы сыграть положительную роль в исходе дела и поднять авторитет руководителя, управляющего, начальника, менеджера в глазах собеседника.

Языковые ошибки и неправильное речевое поведение негативно влияет на слушателей. Важным элементом публичного выступления является «сценарий» и его проведение. Вы, оратор — основное действующее лицо и исполнитель главной роли на сцене. Если вы не подготовились достаточно, то не знаете, как говорить, чтобы аудитория вас внимательно слушала. Вы забываете, что хотели сказать, а заданный слушателем вопрос, ставит вас в тупик и выбивает из колеи, вам не удается собраться, раскрепощенно вести себя. При этом вы тратите колоссальную энергию и не можете получить ее от аудитории. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления — это контакт со слушателями, то есть общность психологического состояния оратора и аудитории. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию.

Как гласит пословица: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит и наполовину тому, кто слушает» [2, с. Публичное выступление — это своего рода «энергообмен» с аудиторией. Часто у оратора — это знание теории, но неумение применять ее в действии. К тому же, немаловажным является внешний вид, тембр, голос, артикуляция, сила голоса, жесты, мимика, взгляд, темп речи, паузы - словом, все то, что мы называем невербальным общением, имеющее не маловажное значение в деловом имидже оратора. Часто выступающий не может многое контролировать, не знает с чего начать выступление, теряется при виде огромной аудитории слушателей. Однако есть техники, которые помогут собраться, мобилизоваться. Аудитория требуют от оратора высокого мастерства и выступающий должен удовлетворить их потребности.

В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала.

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод изложение материала от общего к частному : оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера. Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу.

Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период. Использование различных методов изложения материала, доказательность и убедительность речи позволяют сделать структуру главной части речи оригинальной, нестандартной. Заключение завершение — важная композиционная часть любого публичного выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление, неудачное завершение речи порой губит её. В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края»: лучше запоминается то, что даётся в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется завершать речь повтором основной мысли, суммируя наиболее важные положения.

В заключительной части подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. При завершении речи особенно важны последние фразы концовка , которые призваны усилить эффект выступления. Завершение речи должно мобилизовать аудиторию, воодушевлять, призывать к активной деятельности.

Тема 2. Составление плана речи

Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо объяснить — дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях. Объяснение сложных слов через простые называется популяризацией. Например: Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое — либо дело, предприятие».

Инвестиция — это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Таким образом. Инвестиция — это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело.

Сегодня предлагаю поговорить о проблемах инвестиций в российскую экономику. В тексте выступления необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления. Следует избегать многословия.

Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления. Необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении: 1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей. Цифры лучше округлять.

Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции. Например: В 1940 году на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920году. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нм хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года. Надо точно указывать источник приводимых статистических данных. Конкретность лексики.

Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные и наиболее известные и понятные всем слова прием конкретизации. Вместо того, чтобы сказать Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы, лучше конкретизировать Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров. Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей.

Ей присущи многие черты устной речи: ориентированность на слушателя; использование невербальных средств общения то есть не словесных: мимики, жестов, интонации.

Но в тоже время публичная речь имеет и ряд особенностей письменной речи: она далеко не всегда спонтанна — напротив, в большинстве случаев публичная речь заранее подготовлена; она не содержит просторечных выражений и не основывается на разговорном стиле — напротив, публичной речи свойственно использование книжных лексических и синтаксических средств и полной палитры стилистических приемов. Качество публичной речи На результативность, качество публичной речи влияют многие факторы. Например, психологические: заинтересованность говорящего в предмете речи; желание аудитории слушать выступление; доступность и занимательность тематики и т. Отсюда следует правило выбирать тему, которая интересна и докладчику, и аудитории.

Другая большая группа факторов связана с умением докладчика находить и подбирать информацию. И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести: владение нормами русского литературного языка; умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом; умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью; умение правильно и доступно строить высказывания.

Жанры публичной речи Различные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров. Первый из них — это общественно политические речи.

Аудитория следует за призывом к действию. То же самое может быть и у вас, когда вы: привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи вступление ; рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами основная часть ; резюмировали сказанное и побудили к действию заключение. Базовая структура состоит из 4-х пунктов: Удивите аудиторию. Поделитесь любопытным фактом или расскажите короткую историю. Приведите статистические данные, представленные в презентации в виде наглядных схем и графиков. Зрители должны слушать вас, а не отвлекаться на смартфоны. Задача первого этапа — любой ценой привлечь внимание слушателей, иначе остальная часть лекции может пройти впустую. Взволнуйте зрителей. Обозначьте основные проблемы, связанные с темой вашего доклада. Приведите конкретные примеры, которые вызовут у слушателей чувства конфликта, волнения и даже страха. Предложите эффективное решение проблем, обозначенных в предыдущем пункте. Объясните его простоту и элегантность, назовите цену. Призыв зрителей к действию call-to-action — главный пункт, в котором вы подводите итоги публичного выступления. Как повысить эффективность публичного выступления Преимущества грамотной речи Речь спикера занимает ключевое положение в выступлении, и никакие вспомогательные элементы не могут этого изменить. Правильно структурированная речь имеет следующие преимущества: Аудитория запомнит вас как хорошего оратора. Слова приобретут больший вес и значимость. Логичная, последовательная и аргументированная структура речи вызывает доверие. Зрителям не будет скучно даже при затянувшемся выступлении.

Основное содержание вступления - введение в тему. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: "Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый - когда его отзывает правительство пославшей страны; второй - когда его высылает страна пребывания; третий - когда его убивают. За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу". Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности см. Второй принцип композиции - усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1 ступенчатый - материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2 концентрический - рассмотрение данного явления со всех сторон; 3 спиральный - переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4 хронологический - рассмотрение процесса или явления в становлении; 5 логический - системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6 дедуктивный - переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7 индуктивный - переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8 сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9 анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: "Мне могут возразить... Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т. Один из показателей удачного построения выступления - сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д. Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика". Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П. Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления. К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления. Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать. Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления. В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления. Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат? Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи. Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию. Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т.

Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса

Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов. При этом каждая конкретная основная часть может различаться по стилю и порядку расположения в зависимости от той общей модели внутреннего построения, которой придерживался оратор. Надо сказать, что в таком построении особая роль принадлежит плану и композиции выступления См. Реализация того и другого предполагает наличие материала, знание аудитории, а также осознание ясной цели выступления. План выступления представляет собой результат решения задачи по разбивке, членению темы выступления на определенные части. Композиция выступления представляет собой способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения. Основная часть в свою очередь также имеет две основные части: изложение материала и рассуждение оратора.

В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения.

Несмотря на то, что структура публичных вступлений является достаточно традиционным и неизменным теоретическим образованием, актуальность ее изучения не снижается. И сегодня различные исследователи в области ораторского искусства публикуют монографические работы, посвященные рассмотрению процентного соотношения различных структурных элементов речи между собой, определению содержания и правил структуры этих элементов, а также различных стратегий развития структурных элементов в зависимости от цели выступления, индивидуальных особенностей оратора и его аудитории и т. Довольно большие споры в современной риторике возникают в области исследования структурных элементов основной части публичного выступления.

Некоторые исследователи, в частности П. Сопер, настаивают на возможности разработки общей внутренней структуры любой публичной речи. Другие например, О. Муштук настаивают на необходимости разработки отдельных правил построения для различных типов публичных выступлений, таких как аргументированная, информативная и эмоциональная речь. В науке до сих пор ведутся споры об определении особенностей различных приемов и стилей, используемых во всех структурных частях публичной речи. Возникает вопрос о причинах выбора той или иной модели введения, основной части, резюме.

Вводятся основные теоретические понятия, такие как экспедиция, хрия, клауза и другие. Понятие, задачи и функции публичного выступления Как мы уже отмечали во введении к данной научной работе, публичное выступление — это один из важнейших видов массовой коммуникации, высшее проявление искусства слова. Основной отличительной чертой, придающей этому виду речевого общения особое значение, является публичность, то есть открытость, формальность и эксплицитность данного вида речи. Стоит отметить, что, несмотря на то, что публичные выступления обычно отличаются своей направленностью, они всегда имеют общую цель — развитие и совершенствование имеющихся ораторских навыков путем проверки на практике различных риторических приемов. В то же время, это согласие не всегда происходит осознанно. Чаще всего оратор старается сделать свое публичное выступление как можно более приятным, что в любом случае не исключает подготовку к публичному выступлению и его структурирование.

Поэтому давайте сначала рассмотрим общую концепцию публичного выступления. В то же время такая речь предполагает установление взаимного контакта и без него теряет свою суть и смысл. Основные черты публичного выступления как особого вида речевого общения помимо свойства публичности : Эффективность; Умение использовать различные навыки аудитории; Принципиально творческий характер устного выступления; Непосредственное живое общение между оратором и аудиторией; Эмоциональное воздействие оратора на аудиторию. Каждая из перечисленных особенностей придает рассматриваемой речи свою специфику и выражает ее суть. В этой связи следует сказать, что общее понимание термина «публичное выступление» напрямую связано с его основными целями, к которым, в частности, относится видение: Развитие познавательной деятельности человека; Стимулирование позитивного или критического отношения аудитории к определенным темам; Формирование познавательных и других интересов; Формирование творческого подхода к работе и образу жизни; Стимулирование социальной и профессиональной активности; Ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также с текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и т. Помимо ряда общих целей, публичные выступления всегда преследуют какие-то цели и в соответствии с этим делятся на различные виды.

В зависимости от общей цели публичной речи существует три ее типа: Информативная речь. Цель такой речи — проинформировать аудиторию о проблеме или событии, а также обсудить его, чтобы найти истину. Кроме того, целью такой речи может быть выражение понимания и оценки оратором какого-либо вопроса; Аргументированная убеждающая речь. Основной целью данного типа речи является прямое убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, направленная на побуждение аудитории к действию; Эмоциональная речь. Основная цель этого вида публичного выступления — создание психологической атмосферы, излияние собственных эмоций оратора, а также само публичное общение, доставляющее удовольствие как оратору, так и его аудитории. Все представленные выше типы публичной речи имеют определенные особенности в плане их структуры и порядка построения, которые необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи.

В заключение данного раздела хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных особенностей, задач и целей необходимо оратору при подготовке к публичному выступлению с точки зрения его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно разместить специальные риторические приемы в тех элементах ее структуры, которые соответствуют целям и особенностям конкретного публичного выступления. Структура публичного выступления: концепция и основные фазы Переходя от общего к частному, следует отметить, что в контексте выбранной темы наибольший интерес представляет такой важный компонент публичного выступления, как его структурирование. Давайте введем определение этого понятия. Муштук в «Основах общей риторики» выдвигает следующее толкование рассматриваемого термина: Конспект публичного выступления — это его деление на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении цели выступления.

И, наконец, если его цель всего лишь создать праздничную, торжественную обстановку, докладчик выбирает жанр торжественной речи. Принципы построения публичной речи Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение. Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. И, если вводная часть построена занимательно, с привлечением доказательств актуальности темы, то слушатели с большим интересом относятся к дальнейшему выступлению. В этой части высказывания докладчик должен стремиться заинтриговать слушателей, внушить им доверие к тому, о чём он будет рассказывать. В этой же части обычно высказывается тезис, который в дальнейшем будет доказывается.

В основной части содержится изложение аргументов и собственно доказательство или разбор какого-либо вопроса. В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис. Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели. Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи. Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным. Вывод может как подтверждать тезис, так и предлагать отчасти новую информацию, к которой докладчик пришёл в процессе своего сообщения.

Требования к публичному выступлению

  • ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  • Ошибки ораторов
  • Структура публичного выступления — Студопедия.Нет
  • Содержание
  • Требования к публичному выступлению
  • Публичная речь - важная составляющая ораторского мастерства

Особенности публичного выступления

Структура публичного выступления В убеждающей речи должно быть вступление, где вы представляетесь, называете свои основные достижения, озвучиваете тему вашего спича и даете краткое резюме предстоящего выступления. Уместно, но не обязательно обозначить регламент презентации.
Глава XII  ПЛАН АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь Содержание: Основная часть («середина», «тело») речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора могут не выдержать).
Структура и функции основной части выступления Существует много способов изложения основной части речи. Может, ты сначала захочешь показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них. Также материал может быть преподнесен в хронологическом порядке.

Особенности публичного выступления

– во-вторых, косвенным: интригующим, неожидан-ным, ставящим аудиторию в тупик постановкой про-блемного вопроса, запутывающим, юмористическим (что поможет оратору получить расположение публи-ки) и т. д. б) Основная часть, раскрывающая тему выступления. 4. Структура публичного выступления. Основная часть речи Методы изложения материала основной части Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Оратор начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Существует много способов изложения основной части речи. Может, ты сначала захочешь показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них. Также материал может быть преподнесен в хронологическом порядке. Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. – во-вторых, косвенным: интригующим, неожидан-ным, ставящим аудиторию в тупик постановкой про-блемного вопроса, запутывающим, юмористическим (что поможет оратору получить расположение публи-ки) и т. д. б) Основная часть, раскрывающая тему выступления. советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева.

Задачи стоящие перед выступающим способы изложения материала типичные ошибки

Основной этап работы над публичным выступлением Для начала набросайте тезисы: информацию, которая обязательно должна быть в вашем публичном выступлении. Затем составьте план и распределите тезисы по пунктам плана. Заново просмотрите информацию, если это нужно. Не спешите, на подготовку хорошей речи нужно около 8 дней, поэтому не старайтесь сделать все за сутки. Конечно, бывает, что время поджимает, и 8 дней в запасе нет, но таких ситуаций следует избегать. Придерживаясь плана, напишите текст публичного выступления. Не редактируйте его сразу, отложите на время и займитесь другими делами. На следующий день возвращайтесь к речи и прочитайте ее вслух, желательно — перед кем-нибудь из близких. Безжалостно редактируйте все, что вам сложно прочесть на одном дыхании и то, что плохо воспринимается на слух.

Проверьте все изложенные факты. В идеале перечитайте речь спустя некоторое время и отредактируйте ее еще раз. Прочитайте текст несколько раз, но не пытайтесь заучить свое публичное выступление наизусть. У вас в руках будет «шпаргалка», куда вы сможете подсматривать. Заученное наизусть звучит неестественно, лишает вас возможности живого диалога с публикой. Секреты публичных выступлений известных спикеров Учитесь у лучших, слушайте речи выдающихся людей, читайте их публицистику и делайте пометки, что можно взять на вооружение. Например, Наполеон перед началом каждого публичного выступления выдерживал долгую паузу. Хороший прием, чтобы заставить аудиторию ждать ваших слов с нетерпением, но работает не всегда.

Джордж Вашингтон был внимательным к своему внешнему виду, и особенно тогда, когда выходил к публике. Ваша внешность действительно имеет не последнее значение, берите пример с Вашингтона. Дейл Карнеги любил начинать публичные выступления с истории — беспроигрышный способ заинтересовать слушателей. Найдите знаменитостей, которые вам нравятся, и проанализируйте их стиль. У каждого есть свои небольшие хитрости. Они не универсальные, но могут пригодиться. Если вы не профессиональный актер, окончивший школу художественного чтения, не читайте свое публичное выступление. В 99 случаях из 100 это звучит скучно и монотонно, складывается впечатление, что вы сами не знаете, о чем хотите говорить.

Заглядывайте в записи, сверяйтесь с ними, но не бубните написанный текст как школьник. Это касается интонации и общего стиля изложения. Разбавляйте публичное выступление юмором, паузами, выделяйте главное при помощи интонаций. Это проблема не только самоуверенных, но и неуверенных в себе людей, старающихся спрятать свой страх публичного выступления за маской снисходительности. Всегда держитесь с аудиторией на равных! Неподвижность или, наоборот, слишком много суетливых движений. Держитесь естественно, не зажимайтесь и не проявляйте нервозность жестами. Извинения и оправдания.

Новичкам дискомфортно, многие постоянно извиняются за себя, свою дикцию, неопытность и сотни других вещей. Не оправдывайтесь: вы не обязаны этого делать, даже если шепелявите и потеряли пару страниц из подготовленного публичного выступления. Неумение импровизировать.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире. Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности. Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа. Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи». Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др.

Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры. За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета. Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом.

При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи способы аргументации будут рассмотрены в следующей лекции Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей вопросом, расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов. Слайд 19 Приемы аргументирующей речи 1.

Рассматривая язык риторических и литературных произведений, мы берём отдельные виды текстов риторики или судебного красноречия и художественные тексты в жанре рассказа.

Их сближает повествовательность, сюжетность. И то, и другое в разных видах произведений представлено в разной степени. Повествовательные конструкции распространены в текстах рассказов: «Бабка задумчиво и горестно смотрела в тёмное окно. Шурка перечитывал то, что записал за Егором». Шукшин В. Они же едва представлены в риторических произведениях, только в отдельных частях, связанных с передачей фактов, восстановлением событий. Такой повествовательный фрагмент здесь необходим, он имеет функцию воздействия на слушателя. Эта часть композиционно оправдана. Создаваясь средствами языка художественной литературы, она приближает риторическое произведение к литературному тексту.

В качестве примера мы возьмём фрагмент судебной речи, А. Кони: «Я подошёл к оригинальным страшным часам… Подошёл и Книрим…Крикнул Овсянников… Книрим подозвал…, отпер…Овсянников не вытерпел,… отошёл»… В этом фрагменте налицо простейший вид повествования: перечисление событий, последовательное изложение действий героя. Литературные произведения имеют широкое представление повествовательности. Это не только передача действий, но и воссоздание событий в монологических и диалогических фрагментах, сливающихся в отдельные картины жизни. В качестве примера мы взяли рассказы В. Шукшина «Сельские жители», «Классный водитель», «Гринька Милюгин» и др. При этом отмечается сходства риторики и художественной литературы в незначительном приближении текстов красноречия к художественным произведениям. Оно развивает главное свойство судебной речи: эмоциональность, убедительность. Назначение повествовательности в рассказе, повести заключено в необходимости создать образный мир произведения, эмоционально насыщенный и правдивый.

Таким образом, повествовательность — существенный признак риторики и литературы. Связанное с ней понятие сюжетности также представлено и в красноречии, и в художественном произведении, так как в повествовательном фрагменте и в рассказе есть воссоздание фактов, событий. Если в художественном произведении сюжет развит полностью, композиционно организован, то в речи мы наблюдаем сюжетный фрагмент в отдельной композиционной части. Его роль заключена в наглядном и убедительном осмыслении фактов. Он же придаёт речи краткость и выразительность, сближая её с художественным текстом. Эти свойства двух видов произведений: риторических и художественных подтверждены средствами языка. Именно их особенность подтверждает специфику повествовательности и сюжетности разных текстов. Она состоит в том, что рассказ имеет индивидуально-авторские употребления слов: «Задумчиво и горестно смотрела». Два вида произведений принципиально отличаются друг от друга целью создания, что определяет композицию того и другого.

Характер её также отличен. Речь имеет логический принцип, построения, рассказ, напротив, огранизован согласно замыслу по художественному принципу. Вместе с тем тексты этих произведений содержат средства языка специфичные, необходимые для реализации замысла, своеобразного, в том и другом случае. Мы можем увидеть в риторическом произведении типичные обороты. Например, «…ознаменовал себя служебными действиями,… характер которых имел результатом предание его суду». Кони А. Тут же можно отметить стилистические приёмы, отличающие и художественную, и ораторскую речь. Например, «Но ведь из них складываются очертания, а из очертаний буквы, а из букв слоги, а из слогов возникает слово и это слово: поджог»! Обращаясь к рассказу, мы отмечаем, что такие виды организации средств языка единичны в нём, мало представлены, а если встречаются, то только в лирических отступлениях, концовках, описаниях.

Например, «С круглыми изжелта-серыми смелыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с крутой, ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый… Шукшин В. Рассматривая средства языка, мы видим и своеобразие метафор, эпитетов того и другого текста. Это не мешает нам признать общность метафор, эпитетов, но только в том отношении, что в эти произведения они вносят выразительность, образность. Однако последние могут иметь специфичность из-за разницы цели создания текста. Она заключена в том, что художественное произведение имеет авторские образные средства: «…русой хмелиной завивался чуб…; колодезную глубину тёмных загадочных глаз…» «Шофёр Пашка Холманский, сухой, жилистый, лёгкий на ногу». Использование разговорных и просторечных слов, оборотов типично только рассказу: «одной левой делаю, языки проглотили, ухом не повёл, перевёл дух» Шукшин В. Если мы видим в рассказе типичный риторический приём, то его функция отличается. Здесь он подчинён целому художественному замыслу и обращён не к слушателю, а к диалогу автора и читателя в произведении, к создающемуся в этом соразмышлении новому мироощущению, воздействующему на чувства и мысли. Образные средства языка в риторике употребляются в рамках избранного типа речи и служат оживлению речи.

Например, «старик с жёстким взором серых проницательных глаз», «…был поражён нашествием чинов судебного ведомства», «часам в длинном деревянном футляре, вроде узкого шкапа». Два вида текста, таким образом, сближаются друг с другом по признакам повествовательности, сюжетности и выразительности. Исследователи ораторской речи отмечают, что она имеет «…чёткую композиционную структуру, выраженную яркими эмоциональными языковыми средствами». Кохтев Н. Мы видим особенности ораторской речи в её сходстве с речью художественной. Взаимопроникновение этих двух текстов позволяет говорить о единстве выразительных средств языка. В речевой практике важно правильно использовать языковые ресурсы, сообразуя их с жанром и стилем целого текста. Бороздин Г. Психология делового общения.

Ломоносов М. Публицистическое мастерство И. Михальская А. Основы риторики. Ножин Е. Мастерство устного выступления. Русский язык и культура речи. Формановская Н.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий