Заглавие на дне впервые появилось на афишах художественного театра горький долго искал своему

Интересно, что в процессе работы Горький не раз менял заглавие пьесы. В рукописи произведение называлось «Без солнца», «Ночлежка», «Дно, «На дне жизни». Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах накануне премьерного спектакля в Москве. Писать «На дне» й начал в конце 1901 г., в Крыму. В воспоминаниях о м й рассказывает, что он читал в Крыму написанные части пьесы му. Весной 1902 г. й прочёл два первых акта пьесы вичу-Данченко. 1952 год — фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького (режиссёры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский; Мосфильм). В завершающем варианте заголовка «На дне», впервые появившемся на афишах Художественного театра, сохранилось указание на беспросветный колорит картины. так и хочется далее поставить многоточие. Серьезно за пьесу «На Дне» Максим Горький взялся в конце 1901 года, пока находился в Крыму. История написания «На дне» очень любопытна тем, что вариантов названия было множество, в рукописях до нашего времени сохранились такие вариации: «Без солнца», «Дно».

Анализ «На дне» Горький

В чём смысл названия пьесы Максима Горького "На дне"? История создания. Впервые пьеса Горького «На дне» была напечатана отдельной книгой, под заглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене, без указания года, и под заглавием «На дне», издательством товарищества «Знание», СПб.
Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы — «На дне жизни»? 1952 год — фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького (режиссёры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский; Мосфильм).
«На дне» -история создания, интересные факты | VK Пьеса Максима Горького "На дне" была написана в 1902 году. Автор очень долго обдумывал название пьесы, среди которого были "На дне жизни", "Дно", "Ночлежка". Но как мы видим Горький остановился именно на заглавии "На дне" и ведь не просто так.
История создания пьесы Горького На дне, сюжет и постановки произведения • Это выявление обобщенного, символического, притчевого характера драмы подчеркивает даже эволюция ее заглавия. В рукописях она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Последнее заглавие даже стояло на обложке первого издания (Берлин, 1902).

почему пьеса горького называется на дне

Попов актёр , Тарханов , Шишков, Грибов Лука. До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее, прошли постановки в 1903 году: Вятский городской театр ; киевские театры Соловцова реж. В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры, среди них: екатеринодарский и харьковский театры 1910, режиссёр Синельников , Общедоступный театр, Петроград 1912, режиссёр Гайдебуров. Постановки в советское время[ править править код ] Театр Союза драматических актёров, Петроград 1917 Московский Военный театр 1918 Народный театр драмы в Петрозаводске 1918 Московский Дмитровский театр 1919 14 октября 1919 года, к 50-летию М. Горького — театр Госдрамы, впоследствии ленинградский театр драмы им. Пушкина реж.

Карпов , художник Бобышов , на спектакле присутствовал Горький, вступительное слово произнёс М. Харьковский театр русской драмы 1936, режиссёр Синельников Московский драматический театр 1939.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне. Год написания — конец 1901 — начало 1902 года. История создания — пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь.

Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб. Тема — трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни. Композиция — линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке.

Речь идет о жизни, а ему идти некомфортно!

Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить. Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы нет.

Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.

Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе.

Станиславскому о задуманной пьесе. Вот что об этом писал Станиславский: "В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берег воротничок от фрачной рубашки — единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу. Станиславский, "Моя жизнь в искусстве", 1941 г. МХТ 1902 В середине октября 1901 г. Горький писал К.

Пятницкому о задуманной им новой пьесе: "... Босяки, Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки.

Изображается место действия пьесы на дне. Своеобразие сюжета — жизнь деклассированных людей

Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы — «На дне жизни»? “Дно” как основной мотив пьесы А. М. Горького “На дне” Максим Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра.
Почему пьеса на дне имела большой успех. «НА ДНЕ» История создания Горький менял название пьесы "На дне" четыре раза. Каждый последующий заголовок всё больше и больше отражал суть произведения. Первоначально пьесы называлась «Без солнца», что означало, что речь идет о людях, чья жизнь проходит без света, без смысла, без надежды.
Презентация, доклад на тему История создания пьесы Горького На Дне “Дно” как основной мотив пьесы А. М. Горького “На дне” Максим Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра.
Сценическая история пьесы на дне. История создания пьесы на дне горького 8. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни».

Анализ пьесы «На дне»

Писать «На дне» й начал в конце 1901 г., в Крыму. В воспоминаниях о м й рассказывает, что он читал в Крыму написанные части пьесы му. Весной 1902 г. й прочёл два первых акта пьесы вичу-Данченко. Горький в пьесе "На дне" ставит перед зрителями и читателями пугающую картину социальной деградации и нравственного разложения общества. Название является ключом к пониманию центральной идеи пьесы и помогает разгадать ее символическое значение. Горький в пьесе "На дне" ставит перед зрителями и читателями пугающую картину социальной деградации и нравственного разложения общества. Название является ключом к пониманию центральной идеи пьесы и помогает разгадать ее символическое значение. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным.

Анализ пьесы «На дне»

Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать «С ними что робеть, то хуже».

И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине. В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы из плена. В этом главное отличие этих двух людей.

Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй — увалень, лентяй и трус.

Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни — постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет. Проблема безнравственности поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство — все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума. Смысл пьесы Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения.

Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями. Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

Авторская позиция Горького выражается в монологе Сатина, который разлетелся на афоризмы. Писатель хочет показать, как надо относиться к людям, чтобы воззвать к их достоинству и силе. Бесконечное сожаление без конкретных практических шагов только навредит бедняку, ведь он так и будет жалеть себя, а не работать, дабы выйти из порочного круга нищеты. Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины. Вывод Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад.

Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится. На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит — к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих. Критика Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы. Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

Сохрани у себя на стенке! Горького «На дне»». Автор: обучающейся группы СА-17 Гурин Н. Руководитель: Груничева К. Горького «На дне» Премьера в театре Россия на рубеже веков Герои пьесы Философская проблематика пьесы Главная проблема пьесы Заключение Содержание 3 слайд Описание слайда: Пьеса «На дне» впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. Она поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому «во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения... Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. На премьере автора вызывали более 15 раз. Горький, наконец, вышел на вызовы один, - отмечал корреспондент газеты «Русское слово». После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения.

Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы "На дне". Наверху надпись Горького: "Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха". В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств - болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим. Это «аристократ» в среде ночлежников - у него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения.

Я грамотный... Надо так жить... Назови ты... Несладко живу... В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем - распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин - своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. Кто закон терял - пропал!.. Не обижай человека - вот закон!

Человек без имени, в обращении к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство. Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В окружающей ее жизни Настя не видит ничего светлого. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. И я помру… и ты… Чего жалеть? Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". Ход урока I.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне". Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою". Литературный настрой, поэтическая пятиминутка. Переход к теме урока.

Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне". В 1900 г. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу". В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится! Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни. В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже! Целовали меня, обнимали...

Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться. Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него. А работа над пьесой была сложной и напряженной. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников.

Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" он еще не остановился на том или другом заглавии... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости". Работа аналитического характера по пьесе М. Что происходит "на дне"? Может быть, и души? Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. Композиция пьесы предусматривает следующие части: Экспозиция - вступительная часть факультативная часть , которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где? Завязка - событие, с которого начинается действие. Развитие действия.

Кульминация - наивысшая точка в развитии действия. Спад действия. Развязка - событие, которым заканчивается действие. Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы: Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете. Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? Каковы их взгляды на жизнь?

Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

Среди постояльцев «дна»: Сатин картёжник и шулер, бывший телеграфист , Актёр спившийся театральный актёр, забывший даже своё имя , Барон дворянин, промотавший всё состояние — совершенно опустившиеся и надломленные люди.

Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки и ссоры, главным же объектом издевательств становится девушка Настя, пытающаяся найти утешение в любовных романах и сочиняющая сама с собой сцены романтической любви. Слесарь Клещ — человек в ночлежке ещё «новый», а потому часто устраивает истерики. Он ждёт смерти своей больной жены Анны, которую винит в своём падении на «дно». Периодически в ночлежку является её хозяин Костылёв чтобы напомнить жильцам о долге и купить краденое у вора Васьки Пепла. Часто посещает ночлежку и его семейство: Василиса, супруга Костылёва, Наташа, сестра её, и полицейский Медведев, их дядя. Наташа является в ночлежку к Ваське Пеплу, в которого влюблена; к Ваське в ночлежку часто заходит Василиса как к любовнику, надеясь в нём найти спасение от мужа-тирана.

Медведев же приходит к своему другу Бубнову. Пепел намного больше любит Наташу, из-за чего Василиса постоянно ревнует её к Ваське и избивает. Он жалеет босяков и успокаивает своей «ложью»: Актёру он говорит о клинике, в которой даром лечат алкоголиков; Ваське, которого Василиса прямо упрашивает убить мужа, велит идти с Наташей в Сибирь и искать счастье; умирающей Анне говорит перед самой смертью, что её ждёт успокоение; заступается за Настю.

Это своего рода заклинания и магические действия со словами. Волевой натиск этих афоризмов столь велик, что они сразу вбиваются в сознание, и нам и в голову не приходит задать, например, вопрос: а почему «человек - это звучит гордо», а не на самом деле - «горд»? В звучании ведь не живет истина!.. Однако, кажется, критик чуть-чуть недоговаривает. Давайте подумаем, почему на самом деле Сатин восторгается не только смыслом слова «человек», но и звучанием более десяти раз оно звучит в его монологе, причем дважды - вразбивку по слогам: «чело-век» и «че-ло-век» и даже зрительным образом, в который оно вмещается недаром босяк «очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека».

Безусловно, Горький придавал этому слову именно этот смысл - в этом легко убедиться, прочитав его поэму «Человек» она написана чуть позже «На дне» с характерным рефреном, обращенным к человеку: «Вперед и - выше! Вариант 5 Действующие лица Задание 1 П. Традиционно их принято считать враждебными; это не совсем верно. Собственно, "правда" и "ложь" Сатина и Луки почти совпадают. Оба считают, что "уважать надо человека" акцент на последнем слове - не его "маску", но расходятся в том, как следует сообщить людям свою "правду". Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область». Горький страстно верил в то, что со временем «чувство уважения человека к человеку претворится в религию, ибо религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий в бесконечной, грандиозной борьбе за свободу духа и за власть над силами природы! Действительно ли разногласия между Лукой и Сатиным почти формальны?

Сравните реплики Луки и Сатина, прозвучавшие в самом начале пьесы «Мне все равно, я и жуликов уважаю. Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают» и «Нет на свете людей лучше воров! Как они характеризуют тех, кто их произносит, и есть ли между ними разница? Басинский пришел к следующему выводу: «Грандиозный миф о Человеке, который предлагает Сатин очертив изображение Человека в пустоте, что очень важно , рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не понимает; все заняты только собой; и мир на пороге катастрофы. Таким образом, Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от лжи Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, но в будущем - в перспективе свободного человечества, когда люди сольются воедино и преобразуют жизнь на разумных началах. Действительно ли босяк создает миф о Человеке и лжет?

Краткий анализ

  • Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького 👍 | Школьные сочинения
  • Другие персонажи
  • Почему горький назвал пьесу на дне. 
  • Презентация, доклад на тему История создания пьесы Горького На Дне
  • Анализ 2 действия на дне горький. Анализ пьесы "на дне". Сюжет известной пьесы

Максим Горький 3 страница

«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. Именно так, примитивно, восприняла «На дне» царская цензура. Она долго не пропускала драму за ее резко критическую направленность. Пьеса Максима Горького "На дне" была написана в 1902 году. Автор очень долго обдумывал название пьесы, среди которого были "На дне жизни", "Дно", "Ночлежка". Но как мы видим Горький остановился именно на заглавии "На дне" и ведь не просто так.

Пьеса Максима Горького «На дне»

Именно так, примитивно, восприняла «На дне» царская цензура. Она долго не пропускала драму за ее резко критическую направленность. Именно к таким работам относится пьеса «На дне». История написания драмы. Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Писать «На дне» й начал в конце 1901 г., в Крыму. В воспоминаниях о м й рассказывает, что он читал в Крыму написанные части пьесы му. Весной 1902 г. й прочёл два первых акта пьесы вичу-Данченко. Пьеса Максима Горького "На дне" была написана в 1902 году. Автор очень долго обдумывал название пьесы, среди которого были "На дне жизни", "Дно", "Ночлежка". Но как мы видим Горький остановился именно на заглавии "На дне" и ведь не просто так.

История создания пьесы Горького На дне, сюжет и постановки произведения

совершили что-то удивительное". Премьера "На дне" в МХТ состоялась в собственном здании театра в Москве спустя четыре с половиной месяца после ее создания. В печати пьеса появилась на полтора месяца позже. Изначально Максим Горький назвал пьесу «Без солнца», среди вариантов были и «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но остановился он на самом подходящем и многозначительном названии – «На дне». М. Горький долго искал для драмы подходящее название. Известны следующие варианты заглавия пьесы: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Дно», «На дне жизни». Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра. Именно так, примитивно, восприняла «На дне» царская цензура. Она долго не пропускала драму за ее резко критическую направленность. Афиша первой постановки пьесы Горького «На дне». Спектакль имел невероятный успех, которого сам автор не ожидал. Впоследствии постановка пьесы будет разрешена только в МХТ. «На дне», сцена из третьего действия. Изначально Максим Горький назвал пьесу «Без солнца», среди вариантов были и «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но остановился он на самом подходящем и многозначительном названии – «На дне».

Горький М. «На дне»

Автор отмечает Актёра, который в прошлом был актёром, но из-за постоянного пьянства его выгнали из театра, но из конца пьесы мы узнаём, что он кончает жизнь самоубийством. Обитатели никого не слушают в диалоге, а лишь пытаются оправдать себя, каждый персонаж видит жизнь в ночлежке под разным углом. Писатель показывает, что их всех объединяет ненависть к миру обывателей, пренебрежение к чужой и даже своей жизни. В заключении хочется сказать, что Максим Горький подобрал самое подходящее название для пьесы о нищих людях. В драме автор доказал, что каждый имеет право на жизнь, право выбора и свободу независимо от того, где он находится. Босяков можно называть "бывшими людьми", которые не способны действовать, подняться со "дна".

Клещ с презрением отзывается об окружающих, он верит, что вырвется отсюда. Пепел возражает: окружающие не хуже Клеща, а «честь и совесть им ни к чему.

Их вместо сапог не оденешь. Честь да совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». Входит продрогший Бубнов и на вопрос Пепла о чести и совести говорит, что ему совесть не нужна: «Я — не богатый». Пепел соглашается с ним, а вот Клещ против. Бубнов интересуется: не хочет ли Клещ занять совесть? Пепел советует Клещу поговорить насчет совести с Сатиным и Бароном: они умные, хотя и пьяницы. Бубнов уверен: «Кто пьян да умен — два угодья в нем».

Пепел вспоминает, как Сатин говорил, что удобно иметь соседа совестливого, а самому быть совестливым «не выгодно». Наташа приводит странника Луку. Тот вежливо здоровается с присутствующими. Наташа представляет нового постояльца, предлагая ему пройти на кухню. Лука уверяет: старикам — где тепло, там и родина. Наташа говорит Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно. Пепел возражает, что умирать не страшно, а если Наташа его убьет, так ему еще и радостно будет умереть от чистой руки.

Наташа не хочет его слушать. Пепел восхищается Наташей. Удивляется, почему она его отвергает, все равно ведь здесь пропадёт. Клещ и Бубнов говорят, что, если Василиса прознает про такое отношение Пепла к Наташе, обоим не поздоровится. На кухне Лука тянет заунывную песню. Пепел удивляется, почему на людей вдруг тоска нападает? Он кричит Луке, чтобы тот не выл.

Васька любил слушать красивое пение, а этот вой навевает тоску. Лука удивлен. Он-то думал, что хорошо поёт. Лука рассказывает, что на кухне сидит Настя и плачет над книгой. Барон уверяет, что по дурости. Пепел предлагает Барону за полбутылки выпивки лаять собакой, встав на четвереньки. Барон удивлен, какая радость от этого Ваське.

Ведь сейчас они ровня. Лука впервые видит барона. Графов видел, князей, а барона — впервые, «да и то испорченного». Лука говорит, что у ночлежников хорошее житье. Но Барон вспоминает, как он, бывало, еще в постели кофе пил со сливками. Лука замечает: люди со временем умнее становятся. Кто такой?

Тот отвечает: странник. Он говорит, что все в мире странники, да и «земля наша в небе странница». Барон идет с Васькой в трактир и, прощаясь с Лукой, называет его шельмой. Входит Алеша с гармонью. Начинает кричать и юродствовать, что не хуже других, так почему Медякин не разрешает ему ходить по улице. Появляется Василиса и тоже ругается на Алешу, гонит его с глаз долой. Приказывает Бубнову гнать Алешу, если тот появится.

Бубнов отказывается, но Василиса зло напоминает, что раз он из милости живет, то пусть подчиняется хозяевам. Интересуясь Лукой, Василиса называет его проходимцем, раз у него нет документов. Хозяйка ищет Пепла и, не находя его, срывается на Бубнова за грязь: «Чтобы соринки не было! Узнав, что сестра была здесь, Василиса еще больше сердится, кричит на ночлежников. Бубнов удивлен, сколько в этой женщине злобы. Настя отвечает, что с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет. Бубнов поясняет: к любовнику пришла «хозяйка», не застала его на месте, поэтому и сердится.

Лука соглашается убрать подвал. Бубнов узнал от Насти причину злобы Василисы: Алешка сболтнул, что Василиса надоела Пеплу, вот она и гонит парня. Настя вздыхает, что лишняя тут. Бубнов отвечает, что она везде лишняя… да и все люди на земле — лишние… Входит Медведев и интересуется Лукой, почему его не знает? Лука отвечает, что не вся земля в его участок входит, осталось и кроме. Медведев спрашивает о Пепле и Василисе, но Бубнов отнекивается, что ничего не знает. Возвращается Квашня.

Жалуется, что Медведев зовет ее замуж. Бубнов одобряет этот союз. Но Квашня объясняет: женщине лучше в прорубь, чем замуж. Лука приводит Анну. Квашня, указывая на больную, говорит, что ее довел до смерти муВ сенях слышен шум. Костылев зовет Абрама Медведева: защитить Наташу, которую избивает сестра. Лука спрашивает Анну, что не поделили сестры.

Та отвечает, что они обе сытые, здоровые. Анна говорит Луке, что он добрый и мягкий. Тот объясняет: «мяли, оттого и мягок». Действие второе Та же обстановка. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит у постели Анны. Сцена слабо освещена двумя лампадами.

Одна горит у картежников, другая — около Бубнова. Татарин и Кривой Зоб поют, Бубнов тоже поет. Анна рассказывает Луке о своей тяжелой жизни, в которой ничего не помнит, кроме побоев. Лука утешает ее. Татарин кричит на Сатина, плутующего в карточной игре. Анна вспоминает, как всю жизнь голодала, боялась объесть семью, съесть лишний кусок; неужели и на том свете ее ждет мука? В подвале слышатся крики картежников, Бубнова, а потом он поет песню: Как хотите, стерегите… Я и так не убегу… Мне и хочется на волю, — эх!

Цепь порвать я не могу… Кривой Зоб подпевает. Татарин кричит, что Барон прячет карту в рукав, плутует. Сатин успокаивает Татарина, говоря, что тому известно: они жулики, почему согласился с ними играть? Барон успокаивает, что тот проиграл гривенник, а кричит на трешку. Кривой Зоб объясняет Татарину, что если ночлежники начнут честно жить, то в три дня умрут от голода! Сатин ругает Барона: образованный человек, а в карты плутовать не научился. Абрам Иваныч проиграл Бубнову.

Сатин подсчитывает выигрыш — пятьдесят три копейки. Актер просит три копейки, а потом сам удивляется, зачем они ему нужны? Сатин зовет Луку в кабак, но тот отказывается. Актер хочет прочесть стихи, но с ужасом осознает, что все забыл, пропил свою память. Лука успокаивает Актера, что от пьянства лечат, только он забыл, в каком городе лечебница. Лука убеждает Актера, что он вылечится, возьмет себя в руки, снова станет хорошо жить. Анна зовет Луку поговорить с ней.

Клещ стоит перед женой, потом уходит. Лука жалеет Клеща — ему плохо, Анна отвечает, что ей не до мужа. От него она и зачахла. Лука утешает Анну, что она умрет и ей полегчает. Лука говорит, что призовет ее Господь и скажет, что жила она трудно, пусть теперь отдохнет. Анна спрашивает, а что если она выздоровеет? Лука интересуется: для чего, на муку новую?

Но Анне хочется пожить еще, она даже согласна помучиться, если потом ее ждет покой. Входит Пепел и кричит. Медведев его пытается успокоить. Лука просит помолчать: Анна умирает. Пепел соглашается с Лукой: «Тебе, дед, изволь, — уважу! Ты, брат, молодец. Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно!

Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете! Полицейский отговаривается: «то семейное, а не его, Пепла, дело». Васька уверяет, что если он захочет, то Наташа уйдет с ним. Медведев возмущен, что вор смеет строить планы о его племяннице. Он угрожает вывести Пепла на чистую воду. Вначале Васька в запальчивости говорит: попробуй. Но потом угрожает, что если его поведут к следователю, он молчать не будет.

Расскажет, что на воровство его толкали Костылев с Василисой, они же краденое сбывают. Медведев уверен: никто вору не поверит. Но Пепел уверенно говорит, что в правду поверят. Пепел и Медведеву угрожает, что его самого запутает. Полицейский уходит, чтобы не нарываться на неприятности. Пепел самодовольно замечает: Медведев побежал жаловаться Василисе. Бубнов советует Ваське поостеречься.

Но Пепла, ярославского, голыми руками не возьмешь. Лука советует Пеплу идти в Сибирь, Васька отшучивается, что подождет, когда его повезут за казенный счет. Лука уговаривает, что такие, как Пепел, в Сибири нужны: «Там таких — надобно». Пепел отвечает, что его путь был предопределен: «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне то же заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…» Лука хвалит Сибирь, называет ее «золотой стороной». Ваське интересно, почему Лука все врет. Старик отвечает: «И чего тебе правда больно нужна… подумай-ка!

Она, правда-то, может, обух для тебя…» Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог? Старик отвечает: «Коли веришь — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть». Бубнов идет в трактир, а Лука, хлопнув дверью, будто уйдя, осторожно забирается на печь. Василиса идет в комнату Пепла и зовет туда Василия. Он отказывается; ему все надоело и она тоже. Пепел смотрит на Василису и признается, что, несмотря на ее красоту, у него никогда не лежало к ней сердце. Василиса обижается, что Пепел ее так внезапно разлюбил.

Вор объясняет, что не вдруг, души у нее нет, как звери, они с мужем. Василиса признается Пеплу, что любила в нем надежду, что вытащит он ее отсюда. Она предлагает Пеплу сестру, если он освободит ее от мужа: «Сними с меня петлю эту». Пепел усмехается: здорово она все придумала: мужа — в гроб, любовника — на каторгу, а сама… Василиса просит его помочь через своих друзей, если сам Пепел не хочет. Платой же ему будет Наталья. Василиса из ревности избивает сестру, а потом сама плачет из жалости. Тихо вошедший Костылев застает их и кричит на жену: «Нищая… свинья…» Пепел гонит Костылева, но тот — хозяин и сам решает, где ему быть.

Пепел сильно встряхивает за шиворот Костылева, но на печи шумит Лука, и Васька выпускает хозяина. Пепел понял, что Лука все слышал, а тот и не отрицает. Специально начал шуметь, чтобы Пепел не придушил Костылева. Старик советует Ваське держаться подальше от Василисы, взять Наташу, да идти с ней подальше отсюда. Пепел не может решить, как ему быть. Лука говорит, что Пепел еще молодой, успеет «бабой обзавестись, пусть лучше идет отсюда один, пока его тут не погубили». Старик замечает, что Анна умерла.

Пепел не любит покойников. Лука отвечает, что любить надо живых. Они идут в трактир сообщить Клещу о смерти жены. Актер вспомнил стихотворение Поля Беранже, которое утром хотел рассказать Луке: Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Если б завтра земли нашей путь Осветить наше солнце забыло, Завтра целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь… Наташа, слушавшая Актера, смеется над ним, а тот спрашивает, куда делся Лука? Как только станет тепло, Актер собирается ехать искать город, в котором лечат от пьянства. Он признается, что его сценический псевдоним Сверчков-Заволжский, но здесь этого никто не знает и знать не хочет, очень обидно потерять имя.

Без имени — нет человека». Наташа видит умершую Анну и говорит об этом Актеру и Бубнову. Бубнов замечает: кашлять по ночам некому будет. Он предостерегает Наташу: Пепел «ей сломит голову», Наташе все равно от кого погибать. Вошедшие разглядывают Анну, а Наташа удивляется, что никто об Анне не жалеет. Лука объясняет, что живых надо жалеть. Все советуют Клещу заявить о смерти жены в полицию.

Тот горюет: у него лишь сорок копеек, на что хоронить Анну? Кривой Зоб обещает, что соберет по ночлежке по пятаку — гривеннику. Наташа боится идти через темные сени и просит Луку проводить ее. Старик советует ей живых бояться. Актер кричит Луке, чтобы тот назвал город, где лечат от пьянства. Сатин убежден, что все мираж. Нет такого города.

Татарин останавливает их, чтобы не кричали при мертвой. Но Сатин говорит, что мертвым все равно.

История создания пьесы «На дне» примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: «Без солнца», «В ночлежном доме», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно». Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием «На дне». Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы.

Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе. Долгое время бытовало упрощенное толкование горьковской пьесы как пьесы социально-критической. Разумеется, драме не отказывали в философском содержании, но разговор о нем часто ограничивался ритуальным указанием на спор с «утешительством» Луки да цитированием финального монолога Сатина. Наиболее распространенной в школе темой сочинения по этой пьесе была тема «Обличение капиталистической действительности в драме М. Горького «На дне» формулировки могли быть не столь прямолинейными, но общий их смысл сводился именно к горьковскому социальному критицизму. Инерция подобной интерпретации до сих пор проявляется в письменных работах поступающих в вуз. Конечно, пьеса Горького не лишена социальности. На первый взгляд, и заголовок драмы если его понимать как «На дне жизни» , и выбор места действия, и система персонажей с ее широчайшим социальным «представительством» бывший дворянин, бывший интеллигент, бывшие рабочие и крестьяне - все это свидетельствует о значимости для автора социальной проблематики.

Исковерканные судьбы персонажей - прямое свидетельство социального неблагополучия современного Горькому общества. Наконец, можно при желании выявить в пьесе и социально значимую оппозицию «хозяев» и «рабов», противопоставив Костылевых ночлежникам. Однако задумаемся: играют ли определяющую роль в судьбе персонажей различия социального плана? Так ли непроходима граница между хозяйкой ночлежки и ее временным любовником - ночлежником Пеплом или между «представителем власти» Медведевым и рыночной стряпухой Квашней, к которой он сватается? Случайно ли одной из обитательниц этой самой ночлежки оказывается сестра хозяйки Василисы? Не напоминает ли происходящее в ночлежке «нормальную» для России XX века ситуацию жизни в коммунальной квартире или в общежитии «для лимитчиков»? В конце концов, попытаемся смоделировать какую-нибудь другую не слишком надуманную драматургическую ситуацию, в которой можно было бы свести вместе бывших чиновника в казенной палате и дачного сторожа, телеграфиста и скорняка, слесаря и артиста. Это мог бы быть вокзал, рынок, дешевый трактир или провинциальная больница - одним словом, какое-нибудь место, где не по своей воле встречаются люди разных профессий и приблизительно одинаковых судеб.

Но ведь все названные варианты «сборного пункта» драматургически менее удобны, чем ночлежка - пусть временный и не очень обустроенный, но все же дом для разномастной группы горьковских персонажей. Принципиально важно, что большинство персонажей пьесы - « бывшие люди ». Когда-то каждый из них был включен в свою систему социальных отношений, выполнял свою социальную роль. Теперь, в ночлежке, социальные различия между ними стерлись, теперь они - просто люди. Горькому интересна не столько социальная определенность, сколько важнейшие, общие для большинства особенности человеческого сознания. Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, каковы пути к обретению человеческого достоинства - вот вопросы, на которые он ищет ответ в своей пьесе. Пьесе, содержание которой определяется прежде всего философско-этической проблематикой. Уникальность драмы - в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов.

Разговор ведется на языке бытового общения, а порой - на языке мелочных склок, кухонной брани, пьяных стычек. Именно в прозаическом, нарочито приземленном контексте впервые произносится в пьесе слово, которое станет ее лейтмотивом и важнейшей смысловой категорией. Это слово «правда», звучащее уже на первой странице пьесы, - в обращенной Клещу реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды! Правда и ложь - одна из двух важнейших смысловых оппозиций пьесы. Другая такая оппозиция, определяющая проблематику «На дне», формируется понятийной парой «правда» и «вера». Именно разным пониманием «правды» и разным отношением к «вере» и «мечте» определяются позиции обитателей ночлежки. Место каждого из них в системе персонажей зависит не столько от его социальной биографии , сколько от особенностей его мышления.

При всем разнообразии персональных судеб большинство действующих лиц пьесы лишены чего-то самого важного для них. Актер - возможности творить на сцене и даже собственного имени его сценический псевдоним - Сверчков-Заволжский ; слесарь Клещ - постоянной работы; молодая женщина Настя - любви. Однако они все еще робко надеются на возможность обрести утраченное или желаемое, все еще верят, что их жизнь может чудесным образом преобразиться. Пассивная мечтательность и робкая вера в «спасение» объединяет в одну группу Актера, Анну, Наташу, Настю. Близки этой группе и два других персонажа - Васька Пепел и Клещ. Эта вера, какой бы иллюзорной она ни казалась окружающим, - главное, что поддерживает их в жизни, их последняя зацепка. Она-то и есть их «правда»: правда индивидуальной мечты каждого из них, правда надежды на справедливость. Реальное положение «верующих» - в вопиющем контрасте с их надеждами, с их персональными «миражами».

Факты свидетельствуют о беспочвенности их веры. Такой диагноз ставит самый умный из ночлежников - скептик Бубнов, которого поддерживают еще двое образованных «неверующих» - Барон и Сатин. Они с удовольствием разоблачают иллюзии страждущих спасения, всякий раз напоминают им о неприглядной «правде» ночлежной жизни.

Василиса, подслушав их объяснение, мстит сестре — ошпаривает кипятком ноги такой мотив встречается в повести «В овраге» А. Чехова — жестокая Аксинья подобным образом избавляется от маленького ребенка, являющегося наследником состояния, на которое рассчитывала женщина. В возникшем конфликте Пепел убивает Костылева. Парню грозит тюрьма, а Василиса, оставшаяся теперь единственной хозяйкой ночлежки, добивается своего. Адрианов, известный критик, считает, что истинным героем пьесы Горького должен быть именно Васька Пепел. Статья: Жанр М. Горького: социальная или философская драма Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов Найти решение задачи Пьеса «На дне» имеет жанровый подзаголовок «Картины», и это не случайно.

Писатель не делает основой драмы изложенную фабулу. Горький децентрализует события, наполняет произведение драматическими судьбами других героев.

История создания пьесы максима горького на дне. Урок литературы на тему "М.Горький

Движение драмы сопряжено с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. Именно здесь заключен главный гуманный, нравственный смысл пьесы, хотя она и венчается трагическим аккордом. Драматургия Горького настолько богата и разнообразна, что нелегко выделить в ней одну, ведущую тему. И все же она существует: это тема Человека и Истории, иначе говоря, исторического человека, живущего в обществе, мучительно и трудно осознающем необходимость революционных преобразований, а потом и совершающем их. Горький предпочитал сложные, неуемные характеры, наделенные острым чувством жизни. Персонажами его пьес были представители русской буржуазии, купцы, землевладельцы, заводчики и фабриканты «Мещане», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и «другие», «Васса Железнова», «Зыковы», «Последние», «Враги», «Фальшивая монета», «Старик», «Яков Богомолов» , интеллигенция «Дачники», «Дети Солнца», «Варвары», «Чудаки» , «бывшие», «вчерашние» люди самого разного происхождения.

По сути, все российское общество являлось многоликим героем горьковских пьес. Но особое место среди действующих лиц занимал пролетарий, рабочий человек, в ком Горький видел силу, способную сокрушить старый мир. Это паровозный машинист Нил «Мещане» , которому принадлежат слова «Прав — не дают, права — берут» и «Хозяин тот, кто трудится», профессиональный революционер-большевик Синцов «Враги» , большевик Рябинин «Достигаев и другие». Жаром общественных противоречий напоен сам воздух горьковских пьес. Герой в них вступает в прямой конфликт со средой, окружающей егоНоваторские искания Горького наряду с драматургией А.

Чехова во многом определили эстетику Московского Художественного театра, на сцене которого с 1902 г. Критик-марксист В. Воровский писал о Горьком и его героях: «Он протянул руку жизнеспособным элементам вчерашнего дня — тем самым беглецам чеховского общества — и показал им перспективы занимавшегося завтрашнего дня». Но не только Чехову близок Горький-драматург: остротой, открытостью социальных характеристик он, безусловно, развивает традиции А. Островского, эпичностью же охвата событий, Масштабностью раздираемых противоречиями героев приближается к У.

Да и сам принцип построения ряда горьковских пьес, где одно событие сменяет другое. Социальное начало горьковских пьес выражено настолько ярко и мощно, что в иных театрах их и ставят, не различая других оттенков, но успех приходит лишь тогда, когда на сцене раскрывается весь Горький: Горький-аналитик, Горький-обличитель, Горький-лирик, Горький-поэт. Билет 45 1. Народные сказки. Основные виды сказок.

Их идейно-художественное своеобразие. Собирание и изучение сказок. Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Народные сказки делятся на три группы: - сказки о животных - самый древний вид сказки.

В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Композиция сказки: 1. Основная часть. Герои сказок: Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Актер тоже любит «горькую», из-за чего и потерял работу в театре. Васька Пепел пошел по стопам отца и пристрастился к воровству. Ночлежников объединяет негативное отношение ко всему миру, они с презрением относятся не только к чужой, но даже собственной жизни. Все они равнодушно вспоминают прошлое и не видят для себя перспектив в настоящем и будущем. Горький пытается показать, что на «дне» человек должен оставаться человеком, но одновременно изображает слабость обездоленных. Ночлежники озлобленные, слабовольные и больные люди, которые «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Таким образом, можно констатировать, что драму о босяках Горький назвал удачно, придав заголовку многозначительность. Разносторонние образы персонажей перекликаются с философскими размышлениями о назначении человека, о правде и свободе.

Мы предполагаем, что Костылин - человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней. Дальнейшие события это подтверждают. В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать «С ними что робеть, то хуже». И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине. В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное и не сидит сложа руки.

Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен. Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого. Барон и Бубнов — третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй — Бубнов — тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов — равнодушный циник. Для него понятны только факты, они — «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова — жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины. Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его «Не обижай человека! Каков конфликт драмы? Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью — Настю, на профессию — Актера, на былой комфорт — Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство — Пепла, беспробудный запой — Бубнова, проституцию — Настю. Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим? Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов. Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе? В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они — заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…» В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе? Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.

Почему горький назвал пьесу на дне. 

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского.
В чем смысл названия пьесы на дне сочинение егэ Обоснуйте свое мнение о том, является ли название пьесы Горького традиционным. Также отметьте, что заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра, и Горький долго искал подходящее название для своей пьесы.
Пьеса Горького «На дне». Особенности жанра и конфликта Писать «На дне» й начал в конце 1901 г., в Крыму. В воспоминаниях о м й рассказывает, что он читал в Крыму написанные части пьесы му. Весной 1902 г. й прочёл два первых акта пьесы вичу-Данченко.
Анализ пьесы М. Горького «На дне» | Литерагуру 1 й Пьеса «На дне» 11 класс. 2 История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра.

Особенности жанра и конфликта

  • Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького
  • Сценическая история пьесы на дне. История создания пьесы на дне горького
  • В чём смысл названия пьесы Максима Горького "На дне"?
  • Действие первое
  • Почему пьеса горького называется на дне

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий