Когда выносят вертеп в храме

И выставляемые в храме композиции на рождественскую тему, и кукольный театр с рождественскими пьесами получили название вертеп – ведь главной их декорацией было изображения места, где родился Иисус. Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Вот уже второй год, творчеством прихожан, на территории Храма Рождества Христова устанавливается инсталляция Рождественского вертепа. Слово «вертеп» имеет старославянское происхождение, и означает – пещера. Одним из символов Рождества Христова является вертеп. В вертепе мы видим младенца Христа, Деву Марию, праведного Иосифа, волхвов и пастухов. И выставляемые в храме композиции на рождественскую тему, и кукольный театр с рождественскими пьесами получили название вертеп – ведь главной их декорацией было изображения места, где родился Иисус.

6 января — Навечерие Рождества Христова, или сочельник

Антон Мариа Маральяно – один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени. Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara. вертеп — 1. ВЕРТЕП, а; м. = Притон. Вертепный, ая, ое. 2. ВЕРТЕП, а; м. В старину: кукольный театр в виде двухъярусного ящика с марионетками для уличных представлений на библейские и комические сюжеты. Что же являл из себя рождественский вертеп в те времена? Сценой для представления служил большой короб, иногда до двух метров высотой, разделенный горизонтально на две или три части. Маленькие вертепы появились позже. Конечно, во времена гонений, например, в Городживе вторая часть вертепа была неактуальной. Вертеп играли, потому что — Рождество. Вместо службы: в храм пойти нельзя, он закрыт, вот мы играем вертеп и так помним Рождество.

Традиции Рождества — Рождественский вертеп 2023

Образы Малыша Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях часто переносят зрителя из старой Иудеи в реалии современных городов. К слову, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и на данный момент располагаются бессчетные вертепные мастерские. В Рф, естественно же, имели пространство и презепе. Но наиболее популярны были вертепы театральные — недлинные кукольные представления с рождественским сюжетом.

Вертепами также назывались древесные двух- либо трех- этажные переносные ящики-домики, где, фактически, и разыгрывался спектакль. Публике демонстрировали сцены из Священного Писания — рождественскую мистерию. При этом рождественскую драму демонстрировали не только лишь в светских домах, да и в домах священников.

А к концу 18 века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, в протяжении практически целого столетия хранивших традиции выполнения спектаклей. Расцвет вертепов пришелся на 19 век, когда они стали популярны не только лишь в центральной Рф, да и в Сибири. Прямо до конца столетия вертеп странствовал по городкам и селам, вкупе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление.

Вертеп стал состоять из 2-ух частей: рождественской мистерии и развеселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались наиболее значимы, чем действия «горнего яруса». Вертепщики же стали носить расчудесный ящик по ярмаркам не только лишь на Святки, но прогуливались с ним прямо до Масленицы.

Понятно, что некие артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая раскрывалась… 15 июля! Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вослед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и обычная Елка,оказались под серьезным запретом.

Скоро были утрачены тексты вертепных спектаклей и позабыты секреты вождения кукол. Лишь в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением обычного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому.

Предлагаем несколько вариантов рождественских вертепов, изготовленных из дерева: сборные модели из нескольких фигурок на общей подставке; сборные модели из нескольких отдельно стоящих фигурок; подвески; готовые вертепы с подсветкой. Вертепы на подставке Рождественский свувенир из дерева с полноцветной печатью состоит из нескольких деталей. Фигурки устанавливаются на общую подставку, создавая эффект живой объемной композиции. Сборка такого вертепа всей семьей в предпраздничный рождественский вечер принесет радость и предвкушение праздника и взрослым, и детям. Вертепы из отдельно стоящих фигурок Рождественские украшения - фигурки для вертепа изготовлены из фанеры. Каждая фигурка устанавливается на свою подставку.

Собранные вместе рождественские игрушки можно поместить под наряженную елку или смастерить из еловых ветвей пещерку для них. Вы можете выбрать вариант с полноцветной печатью или вариант под раскраску.

По традиции, в центре ставится вертеп из еловых веток с иконой Рождества внутри. Но, наверное, в этот день весь храм можно назвать рождественским вертепом, в который люди приходят увидеть и прославить Младенца-Христа. Как же Церковь прославляет родившегося Спасителя? Конечно, богослужением.

Для большей ясности поясню, что любой церковный праздник — будь то Рождество Христово или память кого-то из святых — всегда начинается накануне вечером. Поэтому вечером 6 января во многих храмах совершается всенощное бдение. В древности это богослужение в полном смысле слова совершалось всю ночь — от захода солнца и до появления первых солнечных лучей ранним утром. В современной практике бдение служится накануне вечером. Всенощное бдение под Рождество особенное. Чтобы не перегружать читателя специальными терминами, просто скажем: рождественское всенощное бдение начинается с длительного чтения псалмов — древних гимнов, входящих в состав Библии.

Чтение совершается при выключенных светильниках, храм освещается только свечами и лампадами. Но несколько раз чтение прерывается торжественным пением, царские врата центральные двери главной части храма открываются, а полумрак храма озаряется светом. Сначала идет пение фрагментов древнего пророчества Исаии: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! Святого пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом, потому что он больше и яснее других пророков возвещал о грядущем Спасителе. Слова с нами Бог — выражение духовной радости, радости осознания присутствия Бога среди людей. Следующий момент — торжественное исполнение хором главного праздничного песнопения, то есть тропаря: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока.

Господи, слава Тебе! Этими словами Церковь прославляет Рождество Христа, через которое весь мир был озарен светом знания разума, разумения истинного Бога и Спасителя. Христос именуется Солнцем Правды — как солнце освещает все своими лучами, так и Христос призывает каждого человека просветиться светом Божественной истины. Затем снова продолжится чтение. В этом в очередной раз можно увидеть евангельскую символику: размеренная тишина ночи нарушается явлением славословящих Бога ангельских воинств, возвестивших пастухам Рождение Спасителя.

У вертепа можно помолиться и ощутить атмосферу Рождества, даже не заходя в храм. В период пандемии эта возможность для верующих особенно важна. И каждый желающий в эти дни может сходить с семьей, чтобы почувствовать, что Рождество - это семейный праздник. И Рождественские дни продолжаются до 19 числа». Рождественские празднования начинаются 6 января в Рождественский сочельник. Во всех храмах проходят особые богослужения, которые восхваляют пришествие в мир Спасителя. Рождественскую звезду встречают ночью, а утро в церкви начинается с праздничной Литургии. В центре храма ставят икону Рождества, где изображено важнейшее для православного мира событие. Как надо было верить человеку, что люди услышат благую весть Христову.

Рождественский вертеп Храма Рождества Христова

При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, украшали цветами и хвойными ветками, внутри ставили икону Рождества Христова. Вертеп В. Часто представление устраивают на различных ярмарках. На протяжении веков во многих христианских странах сохраняется традиция изображения Евангельских событий посредством кукольного театра вертепа, изображающего Святое Семейство в Вифлееме в ночь рождения в мир Спасителя. Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». И выставляемые в храме композиции на рождественскую тему, и кукольный театр с рождественскими пьесами получили название вертеп – ведь главной их декорацией было изображения места, где родился Иисус.

Что такое вертеп? Вертеп - пещера, где родился Иисус Христос

Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.) Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Вертеп выносят в храме обычно во время рождественского богослужения, которое начинается вечером 6 января и продолжается до утра 7 января. Вертеп устанавливают на специальном подиуме или столе перед иконостасом, чтобы все могли его видеть. Конечно, во времена гонений, например, в Городживе вторая часть вертепа была неактуальной. Вертеп играли, потому что — Рождество. Вместо службы: в храм пойти нельзя, он закрыт, вот мы играем вертеп и так помним Рождество. 2. ВЕРТЕП, -а; м. В старину: кукольный театр в виде двухъярусного ящика с марионетками для уличных представлений на библейские и комические сюжеты. Ходить с вертепом по ярмаркам. Вертепный, -ая, -ое. Слово «вертеп» в церковнославянском языке имеет значение "пещера". Во многих христианских странах на Рождество существует традиция делать Рождественскую пещеру, и в ней изображать события Рождества Господа Иисуса Христа. ВЕРТЕП (первоначальное значение слова – пещера, потаенное место), славянский народный кукольный рождественский театр (преимущественно украинский и русский).

Рождественский вертеп: история и интересные традиции

В ней нет легкомысленных пьесок-финтифлюшек — сплошь одни трагедии в стиле хоррор-движ. В общем, всё, как любит инфантильно порхающая по жизни молодежь. Камон — бежим слэмиться! Что в переводе означает: хватай своё бренное тело в охапку и трусцой в театр. Тем более и у спектакля вполне соответствующее название - «Бег»… 17-18 марта чт. Тут всё гораздо тяжелее. Гражданская война.

Разруха и опустошение — как в стране, так и в душах людей. И грустный для всех выбор — кто-то переходит на сторону красных, кто-то спасается в эмиграции, а кто-то пускает себе пулю в лоб. Булгаковский «Бег» - притча, рассказывающая простым и нескучным языком о глубоких философских вещах. Очень полезна для молодежи — даже если не поймут чего-то, зато загорятся захватывающей авантюрной историей. Что уже неплохо! Спектакль невероятный.

Спасибо за эмоции! Это было бесподобно!

Во время этого богослужения прочитываются восемь особых рождественских паремий — отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества.

У обычая вкушать пищу после первой звезды есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества. Тропарь предпразднства, глас 4: Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение.

Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры — ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже — они уже не связаны с Рождеством. Рукотворный вертеп Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах. Вертеп в России В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны.

Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо. Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей подобные явления встречаются в Европе и сейчас — так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских. К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране — всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором. Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века.

Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д.

Изопольского, якобы видевшего в с. Ставище ныне Киевская обл. В XVII в.

Памвы Берынды «На Рождество … вирши для утехи православным христианом…». Львов, 1616. Существование обычая носить В. Щурат В.

Сохранившиеся В. Романов и П. Шейн отметили 3-ярусное строение нек-рых белорус. Марковского, более древним.

На самом высоком уровне, обозначавшем пространство Едема, размещались иконы на этом этаже могла разыгрываться сцена изгнания Адама и Евы , на среднем и нижнем уровнях разворачивалось основное действие. Многоярусная сцена В. Нередко отмечают также сходство между строением В.

Рождественский вертеп

Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики. Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество , но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля. Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция.

Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы. Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля.

Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей. Вертепное представление Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол. Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание: Мир горний — верхний этаж — пещера, в которой родился Христос. Мир дольний — нижний этаж — дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад — дырка — туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя. Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ. Современные вертепы сложнее не стали.

Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол. Куклы Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления. Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью.

Как сообщили в пресс-службе Свято-Симеоновского кафедрального собора, на Руси была традиция — под Рождество ставить в домах вертеп. И сегодня эта традиция вполне воспринята православными приходами: вертепы из снега, льда, подручных материалов сооружают у храмов под Рождество. Красочный Рождественский вертеп сооружен у стен Свято-Симеоновского кафедрального собора, благодаря совместным усилиям работников собора, воспитанников детской Воскресной школы при поддержке родителей и педагогов. Это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней — хлев, там — три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф Обручник», - рассказали в соборе. Накануне Рождества Христова установили живописный вертеп возле храма Богоявления Господня в Челябинске, который находится на территории Учебного центра автобронетанковой службы бывшего автомобильного училища и приписан к Свято-Троицкому храму. Военнослужащие подготовили изящную нишу, куда поместили фигуры Святого семейства, пастухов и волхвов. Заведующая клубом Анастасия своими руками сшила обитателей яслей и украсила вертеп Вифлеемской звездой, еловыми ветвями и соломой, сообщили в храме.

Как сообщили в пресс-службе Свято-Симеоновского кафедрального собора, на Руси была традиция — под Рождество ставить в домах вертеп. И сегодня эта традиция вполне воспринята православными приходами: вертепы из снега, льда, подручных материалов сооружают у храмов под Рождество. Красочный Рождественский вертеп сооружен у стен Свято-Симеоновского кафедрального собора, благодаря совместным усилиям работников собора, воспитанников детской Воскресной школы при поддержке родителей и педагогов. Это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней — хлев, там — три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф Обручник», - рассказали в соборе. Накануне Рождества Христова установили живописный вертеп возле храма Богоявления Господня в Челябинске, который находится на территории Учебного центра автобронетанковой службы бывшего автомобильного училища и приписан к Свято-Троицкому храму. Военнослужащие подготовили изящную нишу, куда поместили фигуры Святого семейства, пастухов и волхвов. Заведующая клубом Анастасия своими руками сшила обитателей яслей и украсила вертеп Вифлеемской звездой, еловыми ветвями и соломой, сообщили в храме.

Но в православных храмах чаще используется праздничная икона Рождества, а другие участники сцены представлены объемными фигурками. На территории Казанского Кремля у Благовещенского собора, построенного в 1562 году, установили вертеп из еловых веток. Я подходила к собору днем и вечером, смогла увидеть вертеп в вечернем освещении. Один — у собора Воскресения Христова, возведенного в 1759 году.

Рождественский вертеп - что это такое и зачем он в доме?

Когда в США снимают елку? Когда ставят роды, а когда снимают? El Рождение se готовится к 8 декабря, центральные фигуры - Мария и Иосиф в сопровождении пастухов, Вифлеемская звезда, овца, мул и бык. Что делается, когда Младенца Христа укладывают в постель?

Его куклу, а также куклы воинов актеры выводили на сцену и произносили за них реплики. Героями вертепного действия часто становились барин, мужик, священник, франт, цыган, солдат, еврей-шинкарь и другие, посредством которых можно было воспроизвести сценки из народной жизни. Фигурки кукол прикреплялись к деревянному стержню, благодаря которому их можно было передвигать по сцене. В некоторых вертепах был еще ярус, на самом верху, куда выходил ангел и возвещал зрителям о Рождестве.

В иных устраивали преисподню, в самом низу короба. Туда в конце спектакля отправлялся жестокий царь Ирод. Что представляло собой рождественское представление? Само представление разделялось на две части. В первой рассказывали евангельскую историю рождения Христа, а во второй разыгрывали написанные самими актерами сценки. Следуя православной народной традиции, которая запрещает вносить актерскую игру в вертепное представление, тексты либо пели, либо произносили без всякой интонации. Как правило, в начале представления ангел возвещал присутствующим благую весть о Рождении в Вифлееме Спасителя мира, которому идут поклониться волхвы.

После этого действие переносилось в нижний ярус, и появлялась фигурка царя Ирода, приказывающего воинам убить всех младенцев до года. Те уходят, а когда возвращаются, то ведут с собой Рахиль, умоляющую Ирода пощадить ее ребенка, но он неумолим — и младенца убивают. После того, как фигурка Рахиль уходит со сцены, Ирод остается один и начинает размышлять о смерти, которая появляется в виде зловещего скелета. Жестокий мучитель вдруг превращается в жалкого трепещущего труса. Он просит смерть пощадить его, но та неумолима и вскоре Ирод отправляется туда, где ему и надлежит быть — в преисподню.

Краткое описание Во время рождественских праздников, вертеп устанавливают в церквах, домах и на публичных площадях.

Это особый уголок, где каждый может преклониться перед яслями и помолиться. Часто вертеп украшают орнаментами, светильниками и растениями, чтобы создать праздничную атмосферу. Вертеп представляет собой не только визуальный артефакт, но и средство воспитания идей веры. Каждая фигурка в вертепе имеет свое символическое значение и помогает передать значение рождественской истории. Сцены, изображенные в вертепе, могут варьироваться, от простых представлений рождественской ночи до сложных композиций с несколькими сюжетами. Вертеп рождественский играет важную роль в традиционных рождественских празднованиях.

Он помогает передать и сохранить значимость истории рождения Иисуса Христа и напоминает верующим о ценности семьи, мира и милосердия. Традиции Одной из ключевых традиций вертепа является выбор идолов, которые отображают святых и символы рождественской истории. Эти идолы, также известные как фигурки или звезды, изготавливаются вручную и размещаются в специальном сооружении, называемом вертепом. Одним из самых популярных персонажей вертепа является Дева Мария, Иисус Христос и святые. Эти фигурки помещаются в передней части вертепа и являются центральным фокусом празднования. Кроме того, вертеп может включать другие персонажи, такие как ангелы, пастухи и три мудреца, которые приносят дары Иисусу.

Вертепы часто украшаются цветами, зеленью и светильниками, чтобы создать праздничную атмосферу. Они также могут быть украшены драпировками и другими декоративными элементами. Вертепы могут быть разного размера и формы, от небольших домашних вертепов до огромных построек, используемых для публичных представлений.

Краткое описание Во время рождественских праздников, вертеп устанавливают в церквах, домах и на публичных площадях. Это особый уголок, где каждый может преклониться перед яслями и помолиться. Часто вертеп украшают орнаментами, светильниками и растениями, чтобы создать праздничную атмосферу. Вертеп представляет собой не только визуальный артефакт, но и средство воспитания идей веры.

Каждая фигурка в вертепе имеет свое символическое значение и помогает передать значение рождественской истории. Сцены, изображенные в вертепе, могут варьироваться, от простых представлений рождественской ночи до сложных композиций с несколькими сюжетами. Вертеп рождественский играет важную роль в традиционных рождественских празднованиях. Он помогает передать и сохранить значимость истории рождения Иисуса Христа и напоминает верующим о ценности семьи, мира и милосердия. Традиции Одной из ключевых традиций вертепа является выбор идолов, которые отображают святых и символы рождественской истории. Эти идолы, также известные как фигурки или звезды, изготавливаются вручную и размещаются в специальном сооружении, называемом вертепом. Одним из самых популярных персонажей вертепа является Дева Мария, Иисус Христос и святые.

Эти фигурки помещаются в передней части вертепа и являются центральным фокусом празднования. Кроме того, вертеп может включать другие персонажи, такие как ангелы, пастухи и три мудреца, которые приносят дары Иисусу. Вертепы часто украшаются цветами, зеленью и светильниками, чтобы создать праздничную атмосферу. Они также могут быть украшены драпировками и другими декоративными элементами. Вертепы могут быть разного размера и формы, от небольших домашних вертепов до огромных построек, используемых для публичных представлений.

Практическое занятие Рождественский вертеп: что это такое, значение и как это делать

Фактически вертеп — это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных. Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой. Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда — из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно. Вертепное действо В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде.

Увидев мозаику с изображением персидских волхвов, персы не принесли храму никакого вреда Одна из главных достопримечательностей базилики — величественный центральный неф, украшенный сорока четырьмя колоннами. Колонны высечены из местного розового песчаника, но камень так хорошо отполирован, что многие считают их мраморными. В прошлом году были отреставрированы древние мозаики храма.

В нижнем ряду изображается родословие Христа: на южной стене согласно Евангелию от Матфея и на северной — согласно Луке. В верхнем ярусе вдоль южной стены располагаются композиции Семи Вселенских соборов. Полностью сохранилось лишь изображение Второго Вселенского Собора, на нем в окончательном виде принят «Символ веры» — тот самый, который мы читаем за каждой литургией. Из колонны вылетел рой пчел и прогнал нечестивца, который въехал в храм на коне... Многие паломники подходят к пятой колонне в правом ряду, прославленной «чудом о пчелах». Предание повествует, что во время мамлюкских беев один из воинов въехал в храм на своем скакуне. И тогда из колонны вылетел невесть откуда взявшийся рой пчел и преследовал наглеца, пока не выгнал его из храма.

В простенках между арками и окнами были нарисованы пять ангелов в длинных одеждах. На боковых стенах верхнего яруса висел подобранный занавес. Потолок поддерживался четырьмя тонкими колоннами, они тоже были оклеены золоченой бумагой. Верхний ярус отделялся от нижнего промежутком, затянутым бумагой. Этот промежуток был ярко расписан: по розовому фону белой краской нарисованы гирлянды с цветами и листьями. Вертеп был нарядным. Нижняя сцена изображала дворец царя Ирода. И у нее было название "земля". Здесь разыгрывалась земная, человеческая история. Декорации дворца царя Ирода повторяли декорации верхнего яруса, но были проще и беднее. В глубине центральной арки тут стоял трон Ирода. Он представлял собой обыкновенное маленькое креслице, оклеенное блестящей бумагой. Слева от зрителей, у боковой стенки стояло еще одно кресло, а справа помещалась большая, вырезанная из дерева голова с огромными зубами. Эта голова прикрывала отверстие, ведущее в ад. Ад - это такое место, куда в конце представления черти злые утащат злого царя Ирода. Это и будет ему наказанием. На самой вершине Вертепа, над обеими его ярусами, размещалась кровля, или крыша. Она повторяла кровлю церковную с высоко поднятым центральным куполом, от которого шли два скатных покрытия если купола и не было, то принцип шатрового верха сохранялся. Куклы Вертепа вырезаны из дерева и одеты в одежды из разных тканей. Все куклы укреплены при помощи проволок на деревянные ручки. Ручки словно продолжают тело куклы, ее ноги. Куклы первой, Божественной части вертепного действа - это два ангела, волхвы, два пастуха. Румяный и благообразный на вид юноша - это Ангел. В одной руке он держит горящую свечку. За плечами Ангела прикреплены большие, вырезанные из дерева и оклеенные золотой бумагой крылья. Одежда на нем длинная, прямая, из материи голубого цвета. Низ длинной рубахи обшит золотой полосой. Из той же ткани сделан пояс. Полоски золоченой бумаги идут от пояса через плечи Ангела. На груди у него образуется андреевский крест X , точь-в-точь такой же, как у настоящего дьякона. Ноги Ангела обуты в высокие черные сапоги. Всего в представлении участвуют два Ангела.

Над яслями склонились бык и осел, рядом — спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Постепенно вертепы стали переносными, их стали разносить по домам прихожан, показ сопровождался песнями и рассказами о евангельских событиях и просьбой о подаянии. Так родилась еще одна форма вертепа — театральное представление, ставшая наиболее популярной в средние века. Первоначально распространению вертепов на Руси способствовали иерархи Церкви, преподаватели и учащиеся братских школ, перенимая методику католиков-униатов, активно использовавших рождественские представления для проповеди среди простого люда. Церковь справедливо рассудила, что самый прямой и доступный путь к сердцу малообразованных граждан, не знавших языков — иллюстрация библейских сюжетов. Однако со временем спектакли стали включать в себя светские элементы, после чего отношение к вертепу изменилось. Он постепенно вытесняется из церковной сферы, становится народным и распространяется по всей России от западных рубежей до Сибири. Преобладающими в таких представлениях стали уже небиблейские персонажи: Дьячок, Солдат, Жид, Дед и Баба и другие.

Вертеп и рождественское вертепное представление

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место – величайшая христианская святыня – существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Слово «вертеп» в церковнославянском языке имеет значение «пещера». Во многих христианских странах на Рождество существует. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Вертепы представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий