19 февраля 1861 года александр 2 подписал манифест

Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года. 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё ряд документов, направленных на его практическую реализацию.

История в лицах

19 февраля 1861 года Александр II, император-освободитель, преодолевая невероятное сопротивление своих же подданных и даже части крестьянства, понимая, что впереди тупик, железной волей самодержца подписал Манифест об отмене крепостного права. 3 марта (19 февраля по ст. стилю) 1861 года Александр II подписал в Петербурге Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». По окончании работы Главного комитета подписан манифест, в котором в земельном вопросе было принято нечто среднее между этими тремя вариантами. Содержание преобразований. Официально Александр II отменил крепостное право в 1861 году. Как говорилось выше, все изменилось, когда пришел к власти царь Александр II, пересмотревший закон о крепостном праве и 19 февраля 1861 года подписал Манифест.

Оглавление:

Попытки смягчить крепостное право предпринял в начале XIX века Александр I. В 1803 году он подписал «Указ о вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам добровольно отпускать крестьян на свободу с землей. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в Российской империи и ряд «Положений», объясняющих условия освобождения помещичьих крестьян. 160 лет назад, 3 марта 1861 года, император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Согласно документу, крестьянам присваивались гражданские права.

Манифест 1861

Ещё через три года, после обсуждения закона в комитетах и в парламенте, манифест был передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. Подписывайтесь на то, что Вам интересно!

В октябре 1857 г.

Назимов рис. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян. Назимов — виленский губернатор, друг Александра II Источник Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права.

В течение 1858 г. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной. Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги.

Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект.

Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я. Ростовцев рис. Ростовцев — руководитель Редакционных комиссий Источник Проведение реформы Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г рис.

В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права.

К началу октября 1860 года редакционные комиссии завершили свою деятельность и проект поступил на обсуждение в Главный комитет по крестьянскому делу, где подвергся дополнениям и изменениям. Подписание манифеста об освобождении крестьян было назначено на 19 февраля 1861 года - 6-й годовщине восшествия на престол Александра II, когда император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которые включали в себя 17 законодательных актов. В то же день был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и призванный осуществить высшее наблюдение за проведением в жизнь «Положений» 19 февраля.

По манифесту крестьяне получали личную свободу. Отныне бывший крепостной крестьянин получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, ему были предоставлены некоторые гражданские права: возможность переходить в другие сословия, заключать от своего имени имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Если крепостное право было отменено сразу, то урегулирование экономических отношений между крестьянином и помещиком растянулось на несколько десятилетий. Конкретные экономические условия освобождения крестьян были зафиксированы в «Уставных грамотах», которые заключались между помещиком и крестьянином при участии мировых посредников.

Однако по закону крестьяне еще в течение двух лет обязаны были отбывать фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьянина называлось временнообязанный. Фактически это положение растянулось на двадцать лет, и лишь законом 1881 года последние временнообязанные крестьяне были переведены на выкуп. Важное место уделялось наделению крестьянина землей.

Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика. Эту задачу государство взяло на себя.

В основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а размер повинностей. Нетрудно определить, что таким образом крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше не только ее реальной рыночной стоимости, но и суммы повинностей, которые он нес в пользу помещика. Именно поэтому «временнообязанное состояние» просуществовало более 20 лет. При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий.

Вся территория Российской империи была разделена на три части: нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной частях устанавливались две нормы наделов: высшая и низшая, а в степной одна — «указная» норма. Закон предусматривал уменьшение крестьянского надела в пользу помещика, если его дореформенные размеры превышали «высшую» или «указную» норму, и прирезку, если надел не достигал «высшей» нормы. На практике это привело к тому, что отрезание земли стало правилом, а прирезки исключением.

Тяжесть «отрезков» для крестьян состояла не только в их размерах. В эту категорию часто попадали лучшие земли, без которых нормальное ведение хозяйства становилось невозможным. Таким образом, «отрезки» превратились в эффективное средство экономического закабаления крестьян со стороны помещика.

Их мнение наиболее полно выразил в своем проекте предводитель тверского дворянства А. Помещики черноземных областей, мнение которых было выражено в проекте полтавского помещика М. Позена, предлагали дать за выкуп крестьянам лишь небольшие наделы, ставя целью поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика — заставить их арендовать землю на невыгодных условиях или работать батраками. К началу октября 1860 года редакционные комиссии завершили свою деятельность и проект поступил на обсуждение в Главный комитет по крестьянскому делу, где подвергся дополнениям и изменениям. Подписание манифеста об освобождении крестьян было назначено на 19 февраля 1861 года - 6-й годовщине восшествия на престол Александра II, когда император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которые включали в себя 17 законодательных актов. В то же день был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и призванный осуществить высшее наблюдение за проведением в жизнь «Положений» 19 февраля. По манифесту крестьяне получали личную свободу.

Отныне бывший крепостной крестьянин получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, ему были предоставлены некоторые гражданские права: возможность переходить в другие сословия, заключать от своего имени имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Если крепостное право было отменено сразу, то урегулирование экономических отношений между крестьянином и помещиком растянулось на несколько десятилетий. Конкретные экономические условия освобождения крестьян были зафиксированы в «Уставных грамотах», которые заключались между помещиком и крестьянином при участии мировых посредников. Однако по закону крестьяне еще в течение двух лет обязаны были отбывать фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьянина называлось временнообязанный. Фактически это положение растянулось на двадцать лет, и лишь законом 1881 года последние временнообязанные крестьяне были переведены на выкуп. Важное место уделялось наделению крестьянина землей. Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика.

Эту задачу государство взяло на себя. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а размер повинностей. Нетрудно определить, что таким образом крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше не только ее реальной рыночной стоимости, но и суммы повинностей, которые он нес в пользу помещика. Именно поэтому «временнообязанное состояние» просуществовало более 20 лет. При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Вся территория Российской империи была разделена на три части: нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной частях устанавливались две нормы наделов: высшая и низшая, а в степной одна — «указная» норма. Закон предусматривал уменьшение крестьянского надела в пользу помещика, если его дореформенные размеры превышали «высшую» или «указную» норму, и прирезку, если надел не достигал «высшей» нормы. На практике это привело к тому, что отрезание земли стало правилом, а прирезки исключением.

Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

18 февраля 1855 года на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права. Манифест был подписан императором Александром II, сыном Николая I. Александр II, вступивший на престол в 1855 году, приступил к реализации реформы уже через два года. В 1857 году для подготовки документа был учреждён Секретный комитет. Равно 160 лет назад, 3 марта (19 февраля по ) 1861 года, российский император Александр II подписал манифест, отменяющий так называемое крепостное право, подарив крестьянам долгожданную, вожделенную свободу и право распоряжения собственным. Крепостное право — это система зависимости крестьян от помещиков, закрепленная комплексом правовых норм и которая была отменена лишь в 1861 году Александром II. 19 февраля (3 марта) 1861 г. император Александр II в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». 23 августа 2019 Эля Смит ответила: Крепостное право было отменено 19 февраля 1861 г. манифестом Александра Второго «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских.

Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право

Тем временем Александр II поручил руководству Министерства внутренних дел разработать примерную программу отмены крепостного права во всероссийском масштабе. В результате С. Ланской и А. Милютиным при участии К. Кавелина план освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии ныне город Полтавского района Полтавской области, Украина , в котором обосновывалась необходимость проведения реформы одновременно по всей России с предоставлением бывшим крепостным надельной земли в собственность.

В конце декабря император выступил против реализации плана Милютина во всероссийском масштабе. Орловым , а с 25 сентября 7 октября 1860 г. К августу его членами была разработана программа постепенного решения крестьянского вопроса, в которой были предусмотрены 3 этапа: «приуготовительный» смягчение крепостного права, сбор материалов для подготовки освобождения крепостных в будущем , «переходный» постепенное наделение крестьян личными правами при оставлении их «крепкими земле» , «окончательный» «когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях своих к помещикам как люди совершенно свободные» Конец крепостничества. Этот план был 18 30 августа одобрен Александром II.

После этого император отправился за границу в Киссинген ныне Бад-Киссинген, Германия , по пути встретившись в Вильно с В. Назимовым, сообщившим государю о готовности местного дворянства выступить с инициативой обсуждения условий освобождения принадлежавших им крестьян. В Киссингене император встретился с известным прусским экономистом А. Горчакову записку, в которой предрекал начало социальной революции в стране в случае отказа власти от отмены крепостного права.

Там же Александр II беседовал о способах разрешения крестьянского вопроса с великой княгиней Еленой Павловной и графом П. Киселёвым, с 1856 г. В результате император решил приступить к скорейшей разработке реформы. В октябре 1857 г.

Ланской представил Александру II полученное от Назимова ходатайство инвентарных комитетов Виленской, Гродненской и Ковенской губерний об отмене крепостного права при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. Под давлением императора Секретный комитет постановил поручить министру внутренних дел разработать текст рескрипта Назимову. В результате 20 ноября 2 декабря Александр II подписал подготовленный под руководством А. Лёвшина Высочайший рескрипт на имя генерал-губернатора Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, в котором излагалась первая определённая правительственная программа реформы — личное освобождение крестьян, предоставление им «усадебной оседлости» в собственность «посредством выкупа» и полевой земли за исполнение повинностей, сохранение вотчинной полиции в руках дворян.

Разрабатывать конкретные проекты реформы должны были губернские комитеты по крестьянскому делу , формировавшиеся из состава местных дворянских корпораций Конец крепостничества. Более предметное изложение данных условий содержалось в отношении министра внутренних дел С. Ланского Назимову от 21 ноября 3 декабря , в котором был также сформулирован принцип постепенности предстоявшего преобразования: губернским комитетам предлагалось назначить для «переходного состояния» срок «не свыше 12-ти лет»; в течение этого времени крестьянам не дозволялось покидать имение «без разрешения помещика»; «для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами», планировалось образовать «особые в каждом уезде присутствия» должны были, в частности, контролировать сдачу «нерадивых и порочных крестьян» в рекруты. В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» Конец крепостничества.

Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord Брюссель , специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5 17 декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П. После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву. К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу 1858—1859 и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны.

В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков-дворян: консервативное большинство [князь И. Гагарин, Д. Шидловский, граф П. Шувалов из рода Шуваловых и другие; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть и либеральное меньшинство А.

Кошелёв , А. Унковский , князь В. Черкасский , А. Шрётер, П.

Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность]. В начале 1858 г. Лёвшина не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права к Н. Милютину — убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй.

Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. Ростовцева и стоявшего за ним полтавского помещика М.

Да, манифест формально наделил крестьян землей, но фактически же земля осталась во владении помещика. Крестьянин получал лишь право выкупить тот земельный участок, который назначен ему помещиком.

Но при этом сами помещики наделялись правом самостоятельно определять разрешить или не разрешить продажу земли. Выкуп земли Не менее странно определялась и сумма, по которой крестьяне должны были выкупить земельные участки. Эта сумма высчитывалась исходя из оброка, который получал помещик. Например, богатейший вельможа тех лет Шувалов П.

Значит крестьяне, для того, чтобы выкупить землю, должны были заплатить помещику столько денег, сколько нужно для того, чтобы помещик положил их в банк и ежегодно процентами получал бы те самые 23 тысячи рублей. В результате, в среднем одна ревизорская душа должна была заплатить за десятину 166,66 рублей. Поскольку семьи были большими, то в среднем по стране одна семья за выкуп земельного участка должна была заплатить 500 рублей. Это была неподъемная сумма.

На «помощь» крестьянам пришло государство. Остальную часть платили крестьяне.

Регионы В некоторых отдалённых местах — в течение марта того же года [1]. Содержание В Манифесте декларировалось, что крестьяне в течение еще двух лет до 19 февраля 1863 г. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые « добавочные сборы » натурой — яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью, грибами и пр. Обычно вся тяжесть этих поборов ложилась на женщин, поэтому их отмену крестьяне метко окрестили «бабьей волей». Кроме того, помещикам запрещалось 25 переводить крестьян в дворовые.

В барщинных имениях размеры барщины сокращались со 135—140 дней с тягла в год до 70, несколько сокращалась подводная повинность, оброчных крестьян запрещалось переводить на барщину.

Манифест об отмене крепостного права был подписан императором 19 февраля 3 марта 1861 года. А 5 17 марта, в последний день масленицы, в Прощеное воскресенье, по всем российским церквям во время обедни манифест Александра II об отмене крепостного права был обнародован. Несмотря на знаковость этого события, день прошел спокойно, и новость не произвела особого впечатления в народе, едва осознавшего ее эпохальное значение.

Вечером в Большом театре публика после спектакля под возгласы «Ура!

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.

Общество 19 февраля 2016 12:28 1861 год - отмена крепостного права. Этим документом фактически было упразднено крепостное право, по сути, рабство, существовавшее в России на протяжении нескольких столетий. Социальный лифт О значимости реформы свидетельствует хотя бы такой факт: она создала социальный лифт, позволявший бывшим крепостным подняться высоко вверх по общественной лестнице, приносить огромную пользу своему Отечеству. Вот конкретный пример.

Во Владимирской губернии среди освобожденных крестьян была и семья Григория Столетова. Правда, глава семейства, будучи крепостным, все же имел право заниматься торговой деятельностью. Старший сын Василий обучился строительному делу, превратился в крупного подрядчика.

Немалую часть своих доходов он вложил в обучение младших братьев - Александра и Николая. В итоге Александр стал крупным учёным-физиком, профессором Московского университета, который одним из первых исследовал фотоэффект. Через некоторое время эти работы нашли широкое практическое применение.

Николай избрал военную карьеру, дослужился до звания генерал-лейтенанта, участвовал во многих кампаниях. Он был одним из руководителей обороны Шипки, фактически создал болгарскую армию. В Болгарии Столетова при жизни избрали почётным гражданином знаменитого города Габрово.

После реформы 1861 года в России начинают развиваться капиталистические отношения, и некоторые из бывших крепостных, наделённые энергией и предприимчивостью, занялись предпринимательством. Скажем, из крестьян Калужской губернии вышли банкиры и владельцы целой сети текстильных фабрик Рябушинские. Рабство существовало по …традиции Попытки отменить крепостное право предпринимались в России на протяжении полутора веков.

Об этом задумывался еще Петр Великий. Но император быстро осознал: проводить такую реформу в ситуации, когда у бояр и дворян и так отобраны многие права и привилегии, опасно. Поскольку это может спровоцировать мощное противостояние.

Кстати, основатель Северной столицы пытался также выяснить, когда и каким законом было учреждено само крепостное право?

Уже во время подготовки основной реформы в Редакционных комиссиях и комиссиях Министерства внутренних дел, которыми руководил Н. Милютин, разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях местных органов самоуправления, полиции, суда, принципов комплектования армии. Острая необходимость новых реформ вызвалась не только пороками старой системы, но и стремлением успокоить общественное возбуждение, так как положение царизма после отмены крепостного права продолжало оставаться критическим.

Практически все сословия находились в оппозиции правительству. Диапазон недовольства был очень широк. Наиболее сложными были отношения с дворянством, которое желало компенсировать не столько экономические, сколько политические потери: потери прав вотчинной власти над крестьянами. Дворянство открыто требовало усиления его роли в политической жизни страны и недвусмысленно заявляло о своем желании ограничить самодержавие путем создания общероссийского представительного органа, подобного земским соборам XVI—XVII веков.

Это было требование реакционной части дворянства, стремившегося именно так отомстить царизму. Представители либерального дворянства считали идеалом российского государственного устройства конституционную монархию. Наиболее влиятельным представителем дворянского либерализма был предводитель дворянства Тверской губернии, сделавший много для подготовки крестьянской реформы 1861 года — А. Он выступал за созыв представительства от всего народа без различия сословий.

Перед правительством стояла острейшая проблема «урегулирования» общественных отношений всеми доступными средствами, используя как карательный механизм, так и точно рассчитанные политические уступки. Такими уступками стали государственные реформы 60—70 годов XIX века. Земская реформа. Уже в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления.

Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически. В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялись к организации земств как органов местного самоуправления.

Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа. Игнорировать такую позицию дворянства царизм не мог. Председателем комиссии был Н. Милютин, но работала она параллельно с Редакционными комиссиями.

Ее состав принципиально отличался от состава Редакционных комиссий: в ней были представлены крупные чиновники МИДа, юстиции, государственных имуществ — П. Арцимович, К. Грот, С. Зарудный, В.

Активным деятелем комиссии был А. Таким образом, разработка новой концепции местного управления была доверена только правительственным чиновникам, хотя и прогрессивно настроенным. К марту 1863 года был разработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», который после обсуждения его в Государственном совете 1 января 1864 года был утвержден Александром II и получил силу закона. По этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов — губернских и уездных земских собраний и исполнительных — губернских и уездных земских управ, избиравшихся на три года.

Все избиратели делились на три курии: 1 уездные землевладельцы; 2 городские избиратели; 3 выборные от сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия. Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс.

Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией и дворянами — владельцами городской недвижимости. Третья курия — крестьяне — не имела имущественного ценза. Но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Реформа обеспечила в земствах преобладание дворян. В этом убеждает социальный состав земских учреждений за первое трехлетие их существования. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы — министр внутренних дел.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В их ведение отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен и приютов; «попечение» о местной торговле и промышленности, содержание местных тюрем, домов для умалишенных. Государство контролировало и эту хозяйственно-административную деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел.

Но отсутствие государственных субсидий на земские нужды тормозило решение местных вопросов. И все же земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. К концу 1880 года в селе было открыто 12 тыс. Медицинские учреждения в селе создавались земствами.

Велика их роль и в статистическом изучении состояния народного хозяйства, особенно крестьянского. Но, введя новые сельские учреждения, бывшие всесословными, правительство почти сразу начало ограничивать их деятельность. В 1866 году губернаторам было предоставлено право отказывать в утверждении любого избранного земством должностного лица. В 1867 году запретили земствам разных губерний сноситься друг с другом и сообщать свои решения.

Земства ставились в еще большую зависимость от власти губернатора, ограничивалась гласность и публичность заседаний. В 1870 году по типу земской реформы была проведена городская реформа. Судебная реформа. После отмены крепостного права остро встал вопрос о соблюдении гражданских прав населения, гарантировавшихся судебной системой.

К апрелю 1862 года было завершено составление общего плана преобразований суда, разработанного большой группой юристов. План был опубликован под названием «Основные положения преобразования судебной части в России». Реформа соответствовала мировой практике. В отличие от земской реформы изменение судопроизводства не вызвало больших разногласий.

Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой. Согласно судебным уставам, вводились коронный и мировой суды. Первый имел две инстанции: окружной суд и судебную палату.

Присяжные заседатели, участвовавшие в судебном процессе, устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определял судья. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы в Сенате, который являлся высшей кассационной инстанцией. Для рассмотрения мелких проступков и небольших гражданских дел в уездах и городах учреждался мирской суд с упрощенным судопроизводством.

Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, но и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы. Были существенные отступления от принципов буржуазного суда. Сохранились духовный суд консистория по делам духовенства и военные суды для военнослужащих.

Но еще «Положение 19 февраля 1861 года» вводило в деревне сословный крестьянский волостной суд, который судил крестьян по мелким крестьянским и уголовным делам на основе обычного крестьянского права, а не государственных законов. Новый суд начал действовать только с 1866 года, но не повсеместно. Уже в конце 1866 года был изъят из ведения суда присяжных ряд важных дел, в частности дела о печати. Реформа в области образования.

Отсталость России особенно ощущалась в области просвещения народа. Правительство стремилось хоть в какой-то степени решить проблему грамотности в стране и подготовить часть молодежи для общественной службы и для поступления в высшие и специальные учебные заведения. Одновременно царизм рассчитывал «нравственными мерами», опираясь на «христианские чувства» юношей, добиться укрепления основ государственности. Это был поворот от политики сдерживания народного образования к его развитию как массового идеологического средства воздействия на народ.

Началом школьной реформы послужил составленный в 1860 году «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения». В окончательной редакции законы о начальной и средней школах были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 года.

Затем из местных помещиков правительство образовало губернские крестьянские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права. В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов фактически работала одна под руководством генерала Я. Подготовленный летом 1859 г.

Подписанные императором 19 февраля 3 марта 1861 г.

Приведем несколько интересных фактов крестьянской реформы 1861 года «Медаль в память отмены крепостного права» В память освобождения крестьян от крепостной зависимости была отчеканена медаль, на которой изображены три действующих лица. Двое — помещик и крестьянин — пожимают друг другу руки. Между ними стоит третий в шлеме и латах, с лицом Александра II, символизирующий государство. Составлен он был так замысловато, что И. Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем».

Свобода или обман? 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

Поэтому указ обязал помещиков «по их желанию» освободить крестьян и наделить их землей не в собственность, а в пользование. Крестьяне обязаны были нести за землю оброк или барщину. Но большого применения указ 1842 года не имел: до реформы 1861 года было освобождено из 10 млн крестьян 27173 человека. Более удачной была так называемая инвентарная реформа, проведенная в 1847 году, когда при описи помещичьих имений четко определялись размеры земельных наделов крестьян и выполняемых ими повинностей. Это был большой шаг на пути ограничения эксплуатации крепостных крестьян. Но реформа затрагивала только Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии, то есть незначительную часть крестьянства юго-западных губерний империи.

Кроме того, инвентарные правила не отменяли крепостного права, а только регламентировали его. Единственной крупной мерой государственного значения была реформа государственных крестьян, проведеннаяв конце 30-х годов XIX века. Государственные крестьяне находились в тяжелом положении, хотя юридически являлись свободным сословием. Чтобы реформировать эту часть крестьянства, в 1837 году было создано Министерство государственных имуществ, возглавляемое П. Планировалось изменение управления государственными крестьянами, упорядочение податей и повинностей, земельное устройство, улучшение быта и т.

Ряд намеченных мероприятий был решен: из малоземельных губерний было переселено в многоземельные около 160 685 крестьян, в надел малоземельным селениям было отведено 2 107 742 десятин земли. Но это не ликвидировало крестьянского малоземелья и растущей недоимочности деревни. Реформа Киселева сохранила неприкосновенными феодальные отношения и еще больше усилила систему внеэкономического принуждения. Законодательная деятельность правительства в крестьянском вопросе, проведенная в эпоху Николая I, сыграла позитивную роль в подготовке реформы 1861 года, так как позволила российской бюрократии приобрести опыт и осознать неизбежность освобождения крестьян. В феврале 1855 года на престол вступил Александр II.

Смена царствования прошла мирно. Но новый правитель понимал, что военно-полицейская система, существовавшая до него в течение 30 лет, изжила себя. Однако он медлил с реформами, медлил поневоле, так как вокруг него было мало людей, сочувствующих этим реформам. Первая заявка правительства на предстоящие реформы, хотя очень размытая и неопределенная, прозвучала в манифесте 19 марта 1856 года, огласившем бесславные для России условия Парижского мира. Грамотные русские люди обрадовались манифесту, ибо в нем содержался намек на внутренние реформы.

Но это обеспокоило крепостников. И тогда московский генерал-губернатор А. Закревский попросил Александра II принять предводителей московских дворян и успокоить их. В этот период взоры общества обращались к царю, с ним связывали надежды на преобразование. Александр II хорошо помнил письмо А.

Герцена, которое он прочитал еще в марте 1855 года: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спинах наших братий… Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить». Итак, царь открыто заговорил о крепостном праве.

Но он хотел, чтобы предложения по этому вопросу шли не от него, а от самих дворян. В конце 1856 года он писал своей тетке, великой княгине Елене Павловне: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени они полагают возможным улучшить участь своих крестьян». Вернувшись в Петербург, царь поручил министру внутренних дел С. Ланскому собрать дела о помещичьих крестьянах за разные годы, а товарищу министра А. Левшину — подготовить записку для царя об истории крепостного права в России со времен Петра I.

Левшину же поручалось прозондировать мнение губернских предводителей дворянства во время их приезда в Москву летом 1856 года для участия в коронации. Левшин провел эти переговоры, но они были неутешительны. Он доложил царю: предложений от дворян ждать нечего. Помещики не откликались на призыв Александра II. Даже во время коронации их представители явно избегали прямых ответов.

Наконец, виленский генерал-губернатор В. Назимов получил приказ «так настроить дворян, чтобы они сами обратились к правительству с заявлением желания улучшить положение своих крестьян». Назимов сумел склонить местных дворян выступить с предложением об отмене крепостного права. Но польские и литовские помещики «просили» освободить крестьян без земли, а министерский проект предполагал освобождение с наделом. Видя сопротивление дворян и своего Секретного комитета, созданного 3 января 1857 года, царь вынужден был вмешаться.

В сентябре 1857 года он ввел в комитет своего брата Константина Николаевича, известного своими настроениями против крепостного права. Назимову рескрипт, в котором были сформулированы направления деятельности дворянских комитетов трех губерний Ковенской, Виленской и Гродненской : земля остается помещикам, а их дома — крестьянам. Земли помещика крестьяне могут получить за оброк или барщину. Аналогичный рескрипт был направлен и петербургскому губернатору. В ход был введен фактор гласности, а с ним — фактор общественного мнения.

Впервые в России открыто началось обсуждение проблемы отмены крепостного права. К концу 1858 года во всех губерниях открылись дворянские комитеты. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу. В основу его деятельности легли указания Александра II: «1 чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен; 2 чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его определены и 3 чтобы сильная власть ни на минуту не колебалась, отчего ни на минуту же и общественный порядок не нарушался». Но совместить такие требования было чрезвычайно трудно.

Тогда Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с наделением крестьян землей, создает при Главном комитете Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В Редакционные комиссии вошли 17 представителей министерств и ведомств и 21 эксперт из местных помещиков или специалистов по крестьянскому вопросу, приглашенных от имени царя. В абсолютном большинстве это были люди высокообразованные, многие из них являлись видными и даже выдающимися государственными и общественными деятелями: Ю. Самарин, В. Черкасский, П.

Семенов-Тян-Шанский, Н. Бунге, М. Рейтерн, А. Особую роль в Редакционных комиссиях сыграли такие лидеры либеральных реформ, как братья Дмитрий и Николай Милютины. Председателем комиссий царь утвердил Якова Ивановича Ростовцева, генерал-адъютанта, начальника военно-учебных заведений, которому Александр II полностью доверял.

Ростовцев — фигура сложная, неоднозначная, но Д. Милютин, хорошо его знавший, писал о нем: «При всех его недостатках и слабых сторонах, все-таки это был человек выдающийся из общего уровня большинства наших государственных людей». Но в феврале 1860 года Ростовцев скончался. Лидером Редакционных комиссий, по общему признанию, стал Николай Александрович Милютин, хотя официально председателем комиссий был назначен крепостник В. Но маховик работы Редакционных комиссий был запущен Ростовцевым.

Членов комиссий отличала высокая личная ответственность и научная обоснованность их трудов. Герцена, чтобы знать, «невзирая на личности», что о них пишут, и использовать разумную критику в интересах дела. Проекты губернских комитетов с мест, представленные в Редакционные комиссии, можно разделить на три группы. Первую группу представлял московский губернский комитет. Она выступала против всякого освобождения, предлагая только меры по улучшению положения крестьян.

Вторая группа — проект петербургского комитета. Допускалось освобождение, но без выкупа земли. Третья группа настаивала на освобождении крестьян с землей. Ее представлял предводитель Тверской губернии А. За основу комиссии взяли третий вариант.

С марта до октября 1860 года продолжалась доработка основного проекта в Редакционных комиссиях. Состоялось 40! Сторонники проекта Редакционных комиссий оказались в меньшинстве. Но Константину удалось расколоть противников проекта путем некоторых уступок в пользу помещиков.

Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я. Ростовцев рис.

Ростовцев — руководитель Редакционных комиссий Источник Проведение реформы Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г рис. В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте. Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону.

Наступило 5 марта 1861 г. После совершения литургии в Успенском соборе Кремля Манифест был объявлен народу. В тот же день — в других городах Российской империи. Свое отношение к происшедшему сам Филарет выразил в возвышенной приветственной речи царю 18 мая 1861 г. Приветствуем тебя в седьмое лето твоего царствования.

У древнего народа Божия седьмое лето было летом законного отпущения из рабства Исх. У нас не было рабства, в полном значении сего слова: была, однако, крепкая наследственная зависимость части народа от частных владельцев. С наступлением твоего седьмого лета ты изрек отпущение. Обыкновеннее сильные земли любят искать удовольствия и славы в том, чтобы покорить, и наложить иго. Твое желание и утешение — облегчить твоему народу древние бремена, и возвысить меру свободы, огражденной законом.

Герцен в Лондоне зазвонил в свой «Колокол»: «О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской!.. Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их — и совершенно прав; но веришь еще в царя и архиерея...

Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет. Школьный праздник в память 19 февраля. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Отмена крепостного права. Из коллекции Игоря Словягина Братск Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

Ноты песни в честь 19 февраля 1861 года. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей выкупная операция , приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Жетоны и медали в честь 50-летия освобождения крестьян, 1911 год. В правящих кругах осознавалась необходи- мость радикальных преобразований в стране. Александр II, тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным сто- ронником отмены крепостного права. Обратите внимание Я убеж- дён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. При этом туда вошли откровенные сторонники со- хранения крепостного права. Тогда император попытался придать его обсуждению гласный характер. Размещено на реф.

Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Нача- лось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Различных записок и проектов оказалось очень много. При этом выяснилось, что, во-первых, интересы помещиков разных регионов не совпадают. И второе различие состояло в отсут- ствии единства среди помещиков внутри комитетов. Часть из них бы- ла настроена крайне консервативно и настаивала на максимальном сохранении существующих порядков. Другие же занимали либераль- ные позиции и предлагали решительные преобразования буржуазного направления. И по сравнению с губернскими комитетами комиссии пошли на значительно большие уступки кре- стьянам, но в целом они защищали интересы помещиков. Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян.

Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Важно Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу. Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы- куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы черноземная, нечерноземная и степ- ная. В 27 губерниях землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же.

Таким об- разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел меньше того, которым он владел, будучи крепостным. Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть- ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Волость включала несколько сельских обществ от 300 до 2000 душ мужского пола. Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на кото- рых возлагались вопросы проведения реформы. Мировые посредники назначались из числа местных потомственных дворян. Выкупная операция. При таком принципе выкупалась не зем- ля, а выкупалась личность крестьянина. Крестьяне не могли выплатить сразу такую сумму: она равня- лась 11 годовым налогам с крестьянского двора, а помещик был заин- тересован получить всю сумму сразу. По этой причине государство выступи- ло посредником между помещиками и бывшими крепостными.

Эта сумма выплачивалась помещикам сразу при заключение выкупной сделки. Период этого состояния твёрдо установлен не был и растянулся на 20 лет. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли. Личное освобождение крестьян способствовало более быстрому росту рынка свободной рабочей силы. Это дало мощный импульс развитию промышленного производства. Обратите внимание Вместе с тем реформа не разрешила задачи окончательной лик- видации феодально-крепостнических порядков. В стране сохранилось помещичье землевладение как экономическая основа политического господства помещиков. Крестьяне не получили землю в собственность. Её надлежало выкупить, а условия выкупа для основной массы крестьян были очень тяжёлыми.

Процесс данный растянулся на 49 лет. Землевладение крестьян было урезано. Недостаток крайне важно й земли крестьяне вынуждены были восполнять кабальной арендой.

Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

23 августа 2019 Эля Смит ответила: Крепостное право было отменено 19 февраля 1861 г. манифестом Александра Второго «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских. 19 февраля 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества, что вызвало волну исследований событий данного периода отечественной истории. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Рис. 5. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости (Источник). Вышеперечисленные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости не были оптимальными. 3 марта 1861 года российский император Александр II своим высочайшим Манифестом отменил крепостное право в России. Отмена крепостного права стала первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий