Год трансляции первого концерта по радио в россии

1919—1924 Первые радиовещательные передачи в Советской России велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций в Москве, Казани и других городах.

Глава 1. История отечественного радиовещания

Глава 1. История отечественного радиовещания Первая радиовещательная станция в СССР – радиостанция имени Коминтерна – располагалась в Москве, в районе Вознесенской улицы, которая носит теперь название улицы Радио.
Именно в этот день в 1922 году в Москве состоялся первый радиоконцерт В жизни радио 17 сентября случилось знаковое событие – впервые в России по радио прозвучала музыкальная передача.
К столетию начала радиовещания в России - 17 сентября 1922 года в Москве состоялся первый радиоконцерт.
Вопрос 42. Зарождение и развитие радио в Советском Союзе. Для начала – см. вопрос 46. «Детское радио» — первая и единственная в России радиостанция, ориентированная на детскую аудиторию; национальная сеть эфирного вещания для детей. «Первое Популярное» радио (ранее Радио Поп-Са) — московская радиостанция, вещавшая на частоте 102,5 МГц.

Радиовещание в России: как это было?

В этот день в 1895-м году Александр Попов прочитал в Петербургском университете лекцию «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям», на которой представил описание своего прибора. Он был настолько увлечён новейшей физикой, что на собственные средства конструировал для учебных целей передатчик и приёмник «волн Герца», то есть по сути радиоволн. Здесь Попов изложил первые результаты своей работы, и эта публикация теперь считается первой во всей запутанной истории радио. По мнению преподавателя, его прибор прекрасно подходит для лекционных опытов и «регистрирования электрических пертурбаций, происходящих в атмосфере». Прибор, сконструированный и описанный Поповым, принимал электрические колебания и отвечал на них звонком на расстоянии 30-ти саженей, что равняется приблизительно 60-ти метрам. Попов смог перенести на расстояние 250-ти метров первую в мире радиограмму. Согласно официальной версии, её текст был краток: «Генрих Герц». Таким образом Попов выразил своё уважение к немецкому коллеге.

На первый взгляд, ответ на этот вопрос кажется довольно простым, однако, найти точную дату трансляции может оказаться достаточно сложным. Информация на этот счет неоднозначна. С одной стороны, известно, что первое радиосообщение было сделано в Санкт-Петербурге 7 мая 1895 года. Но это было не музыкальное выступление. С другой стороны, первое музыкальное выступление на радио более явно укладывается в рамки времени.

С одной стороны, известно, что первое радиосообщение было сделано в Санкт-Петербурге 7 мая 1895 года. Но это было не музыкальное выступление. С другой стороны, первое музыкальное выступление на радио более явно укладывается в рамки времени. Известно, что первый концерт, транслированный по радио, состоялся в 1922 году. Именно эту дату можно считать как самый близкий ответ на вопрос.

Он использует технологию с искровым разрядником. Несущая частота модулируется голосом, позже еще и музыкой. Его музыкальные и новостные передачи сначала слушали ученики и выпускники колледжа. Изобретатель был сыном фермера и использовал сельскохозяйственный термин — «broadcasting», который означает «рассеивание семян по полю, в разных направлениях», для определения радиоволновой передачи. Он ввел слова: «narrowcasting» — узкое распространение, один получатель; «broadcasting» — широкое распространение, массовая аудитория. Развитие радио и радиовещания В 1897 году Г. Маркони сделал существенный прорыв в развитии радиовещания. Он соединил приемник с телеграфным аппаратом, а передатчик с ключом Морзе, и получил радиотелеграфическую связь. По его мнению, антенны приёмника и передатчика должны были быть одной длины, что повышало мощность передатчика. К тому же, А. Попов отмечал лучшую чувствительность детектора Гульельмо Маркони. В 1898 году итальянский изобретатель первым находит возможность настройки радио патент получен в 1900 году. Тогда он открывает в Великобритании свой первый «завод беспроволочного телеграфа». В конце 1898 года, француз Э. Дюкретэ начинает мало-серийный выпуск приемников системы А. Приборы, созданные на заводе Э. Дюкретэ, успешно используются на Черноморском флоте и в других спасательных морских операциях России. В 1900 году радиотелеграфные сообщения передавались между севшим на мель российским броненосцем, радиостанцией острова Гогланд, военно-морской базой в Котке, Адмиралтейством в Санкт-Петербурге. В результате обмена радиограммами — ледокол «Ермак» пришел на помощь кораблю, а также спас финских рыбаков на оторвавшейся льдине. В 1906 году ученые-изобретатели Р. Фессенден и Л. Форест обнаружили принцип амплитудной модуляции радиосигнала низкочастотным сигналом. Это сделало возможным передавать человеческую речь и музыку в эфире.

Первые ноты российского радио

В течение всего XX века идут бесплодные споры о том, кому принадлежит первенство — А. Попову или Г. Изучение исторических обстоятельств и документов, свободное от политических и пропагандистских целей, дает основание поддержать мысль об автономности исследований А. Попова и Г. К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как работы Маркони привлекли к радиотелеграфии внимание широких деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности для развития. Уже в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. За работы в области радиотехники в 1909 году он был удостоен Нобелевской премии.

В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии — системы передачи человеческой речи по проводам. Изобретенный в 1876 году американским профессором Александром Беллом телефонный аппарат использовался в Америке и в России для экспериментальных попыток передавать с его помощью оперные спектакли прямо со сцены театра в расчете, разумеется, на крайне ограниченное число абонентов-слушателей. Предполагая будущие возможности телефона как средства массовой коммуникации, великий русский сатирик М. Салтыков-Щедрин в 1886 году в цикле рассказов "Мелочи науки" описывал эти перспективы с учетом качества преподавания в провинциальных гимназиях: "Набрать бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону свет знаний по лицу вселенной, а на местах держать только туторов воспитателей. До сих пор значительная часть аудитории по крайней мере, в нашей стране слушает программы радио, передаваемые по проводам, а не через эфир. Что же касается собственно радио, то еще много лет спустя после первого сеанса связи в эфире звучали только точки и тире азбуки Морзе.

Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году — это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде. Таким образом, техническое возникновение радиоканала как средства связи и появление нового вида творческой деятельности — "у микрофона" — есть по сути своей два самостоятельных процесса, не совпадающих по времени. Между тем в качестве технического коммуникационного канала, способного выполнять и просветительско-пропагандистские задачи, радио заявило себя еще на стадии использования "точек и тире" Самуэля Морзе. Однако важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве был не автономным средством массовой информации, а составил звено в информационно-пропагандистской цепочке — так в 1914—1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства, имевшие политико-воспитательное значение, — радиограммы шли на все фронты, где полевые типографии печатали их содержание в листовках и в военных газетах. По той же схеме распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства. В первые годы Советской власти он был основным поставщиком материалов для местной прессы.

В текстах этого своеобразного "издания" можно увидеть начальные признаки будущего вещания. Его авторы из-за необходимости быть максимально лаконичными все-таки телеграф! Но это еще только предыстория вещания. Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не с политических, а с литературно-художественных программ — радиоконцертов. Обуховой, флейтиста А. Ларина и скрипача Б.

Подобные концерты стали звучать относительно регулярно с сентября 1923 года. Возник огромный интерес к радиопередачам и радиолюбительству у населения: при клубах, школах, в вузах начали открываться радиокружки, появился радиоприемник "Кристадин", сконструированный инженером О. Аппарат произвел сенсацию: он был компактен, удобен и достаточно прост, им можно было пользоваться без специальной технической подготовки. К тому же был рассчитан на работу не только в общественных местах, но и в домашних условиях. Особенности первого периода радиовещания вытекают прежде всего из специфики тех задач, которые стояли перед принципиально новым средством массовой информации. В первую очередь эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны.

Это развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего — поголовная неграмотность двух "правящих классов" — рабочих и крестьян, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития. Согласно официально объявленной доктрине рост политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо отлаженной информированности этих самых масс обо всех важнейших событиях в стране и за рубежом. Но печатные каналы информации и пропаганды в то время были не в состоянии удовлетворить потребности страны. Высшая тогда инстанция — партийный съезд — была крайне озабочена тем, что состояние прессы характеризуют не только "резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов... В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения.

Таким образом, форма газеты по радио как основного вида радиосообщений первого периода общественно-политического вещания порождена не примитивным представлением о возможностях нового канала информации и пропаганды что в принципе было бы логичным в начальный период его освоения , но выдвинутыми властью требованиями к радио. Позиция В. Ленина, выделившая в делах агитации, пропаганды, просвещения и организации масс радио как "газету без бумаги и без расстояний", по его убеждению, должна была помочь только что родившемуся радиовещанию познать самое себя в условиях еще крайне ограниченных технических средств. Позднее окажется, что такой подход на практике сужает возможности вещания, и радио выберет совсем иной путь развития. Между тем "взрыв" радиолюбительства давал свои плоды: самодельные приемные устройства плодились с фантастической быстротой и настойчивостью. В октябре 1922 года, к примеру, "Правда" писала, что к ноябрьским торжествам во всех уездных!

Надо было вводить всю эту стихию в какое-то законное русло, и Совнарком принимает два постановления, чрезвычайно важных для развития массового вещания в стране. Сначала, 4 июля 1923 года, — "Декрет о радиостанциях специального назначения", позволяющий всем государственным, профессиональным, партийным и общественным учреждениям и организациям сооружать и эксплуатировать приемные радиостанции. Затем, 28 июля 1924 года, — Декрет СНК СССР, которым разрешалось всем гражданам СССР иметь радиоприемники, покупать их в магазинах, конструировать самим и вообще пользоваться ими в свое удовольствие и по собственному же усмотрению. К этому времени и возможности для экспериментов с вещательными программами на главной советской радиостанции им. Коминтерна увеличились: к концу 1923 года были восстановлены разрушенные в годы войны телефонные и телеграфные линии, связывающие Москву с различными районами страны, и значительная часть нагрузки с радиосвязи перешла на проводную связь, высвободились часы для опытов "радиофанатиков". Впрочем, теперь они имели официальное название — инициативная группа "Радиомузыка" при Наркомпочтеле СССР, в обязанности которой вменялось "создание концерта по радио путем проведения лабораторно-музыкальных занятий".

К этому времени стала совершенно очевидной необходимость организационно-административной структуры, которая взяла бы на себя централизованную заботу о развитии радиодела в стране. Организация "Радио для всех" акционерное общество для широкого вещания по радио была создана 1 октября 1924 года; учредителями ее явились Трест заводов слабых токов, РОСТА и Наркомпочтель. Первоначально к числу функций нового общества относились в основном вопросы радиостроительства: развитие радиопередающей и радиоприемной сети, популяризация идей радиолюбительства, проведение лекций, выпуск периодических изданий. Однако устав общества, утвержденный 1 декабря 1924 года постановлением Совета труда и обороны, предусматривал расширение обязанностей общества, относя к его важнейшим задачам организацию вещания. Общество стало называться "Радиопередача". Председателем его правления был назначен старый большевик A.

В Уставе "Радиопередачи" говорилось, что общество имеет право: а устраивать, приобретать, арендовать, эксплуатировать и передавать в аренду различного рода приемные радиостанции и радиоустановки, предназначенные для широковещания; б осуществлять при посредстве радиостанций передачу и прием публичных лекций, докладов, информации, концертов, разного рода сведений, рекламы и коммерческих объявлений; в выпускать всякого рода руководства, брошюры, программы и издания, относящиеся к роду деятельности общества.

Первая передача началась в 12 часов дня докладом «О роли В. Ленина в развитии советской радиотехники и задачах рабочего радиолюбительства». Затем строитель радиостанции А. Минц сделал сообщение о технике радиовещания.

Радио в те годы спасало жизни, заставляло в самые голодные дни поверить в то, что придавало сил, чтобы не сдаваться... Их интонации люди знали в нюансах. Улавливали малейшие перемены настроения. Его низкий баритон звучал то скорбно, то торжественно, но всегда он был голосом державы, которая победит, в которую нельзя не верить.

И не случайно Адольф Гитлер считал его своим личным врагом: в первые годы войны Левитан убедительнее всех показывал миллионам людей, что страна не сломлена. А потом стал предвестником победных салютов и самой Победы, о которой он объявил с теплотой и неудержимым торжеством. Праздник накануне Дня Победы В Роспатенте говорят о цифровизации, но только собираются внедрять конференц-связь Начинание 1925 года подкрепили в 1945-м, когда среди указов, связанных с последними днями войны, Верховный главнокомандующий подписал и такое постановление: «Учитывая важнейшую роль радио в культурной и политической жизни населения и для обороны страны, в целях популяризации достижений отечественной науки и техники в области радио и поощрения радиолюбительства среди широких слоев населения, установить 7 мая ежегодный «День радио». По существу, к тому времени славную дату и так уже отмечали 20 лет, но постановление повышало статус праздника. За два дня до Дня Победы страна с размахом отметила День радио — концертами, наградами. С этого времени началась бурная пропагандистская кампания за приоритет нашей страны во многих областях науки и техники. Конечно, не обошлось без перегибов. Но кампания дала толчок изучению русской науки и в этом смысле была полезной. Попова за достижения в области развития методов и средств радиоэлектроники.

Эта престижная награда существует и в наше время. В 1949 году вышел на экраны достаточно помпезный фильм «Александр Попов», в котором роль ученого исполнил самый «державный» артист тогдашнего советского кино, Николай Черкасов. Всерьез звучали предложения превратить его в «красный день календаря». А награды работникам радио а затем — и Гостелерадио к этому дню раздавались щедро, с размахом. И концерт проходил на высоком уровне — с участием звезд оперы, балета и эстрады. В стране сотни умельцев, способных ускорить рост экономики В этот день Всесоюзное научно-техническое общество радиотехники и электросвязи им. Попова устраивало научные конференции, на которых участвовал даже знаменитый «отец телевидения» Владимир Зворыкин. Радио оставалось самым массовым средством информации и после появления почти общедоступного телевидения. Приметой советского времени стали домашние проводные «радиоточки».

Этот относительно дешевый прибор, как правило, располагавшийся на кухне, давал возможность приобщаться к Первой и Третьей программам всесоюзного радио, а также к популярному «Маяку», который постоянно транслировал музыку разных жанров. Помимо этой простейшей техники, в ходу были и более прихотливые машины. Радиолы, магнитолы, компактные «Спидолы» и «Альпинисты», наконец, благородные дорогие приемники ВЭФ и «Океан», на которых можно было, преодолевая глушилки, на коротких волнах ловить даже «Голос Америки». В те годы праздник радио отмечался во всех странах «социалистической ориентации». В наше время о советском Дне радио, помимо России и бывших советских республик, твердо помнят только в Болгарии.

Реклама зазвучала в эфире еще с середины 20-х годов тогда существовало, напомним, акционерное общество «Радиопередача». Наработан интересный опыт, который заслуживает специального изучения. В начале 30-х годов реклама из радиопрограмм исчезла: не вписалась в идеологическую концепцию КПСС. В дальнейшем особенно в региональном вещании появлялись разного рода объявления, но традиция радиорекламы прервалась. Поэтому реклама, особенно в нынешнем ее объеме и виде, и представляется явлением принципиально новым. Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций станций, программ, рубрик. Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода. Радиореклама, начавшись практически с нуля, к середине 90-х годов буквально захлестнула эфир. Происходит экспансия рекламы как элемента дикого рынка. Сразу обнаружилось множество дисфункциональных моментов: отсутствие четких законодательных норм относительно финансовых вопросов, содержания, качества и количества эфирной рекламы, а также правил и норм размещения ее в программах. Появилась проблема скрытой рекламы. Необходимо понимать на какую целевую аудиторию рассчитана та или иная радиостанция, в соответствии с этим рекламодатель должен выбрать наиболее подходящую, учитывая тот факт, что люди, на которых рассчитана его реклама, обладают определенными предпочтениями в музыке или информации, транслируемой на радиостанции. Следующей важнейшей функцией является культурно-просветительская функция эфира. Радио с момента своего рождения транслирует произведения разных видов искусств. Как, например, упоминалось выше в советском радио были широко распространены радиопьесы, радиооперы, читались романы знаменитых писателей. Сейчас данные программы остались в малом объеме только на государственных радиостанциях. Самая распространенная форма культуры на коммерческих радиостанциях это музыка. Причем она то, как раз оставляет желать лучшего на большинстве каналов. Конечно, есть специфические радиостанции, например, «Радио Эрмитаж», «Радио Классика», «Радио Рокс», где транслируют классическую музыку, джаз, блюз или как в случае с «Радио Рокс» рок-музыку норвежско-русская радиостанция причем слово «РОК» здесь в самом лучшем смысле этого слова. Но таких станций мало, а те которые есть, имеют, как правило, очень ограниченную аудиторию. Не только музыка выполняет Культурно-Просветительскую функцию, но и всевозможные развлекательные, познавательные программы, новости искусств, высоких технологий и т. И в этих программах существуют зачастую проблемы морали и цензуры в наше время. Не к месту употребляется сленг, да и сама тематика некоторых программ в моральном смысле далеко не идеальна. Также некоторые авторы выделяют интегративную, пропагандистскую, развлекательную, досуговую, креативную функции. Интегративная - формирование и поддержание социальной общности, пропагандистская - отражение стремления одних слоев общества воздействовать на сознание других, преследуя свои интересы. Она накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, образовательной и другими. В ней выделяются развлекательная, досуговая или креативная - обеспечивает полноценное участие самого индивида в процессе массовой коммуникации и реализует его право на самовыражение с помощью Радиовещания. К развлекательной функции относятся трансляции конкурсов, концертов, игр и т. Необходимо заметить, что в числе сегодняшних радиостанций вещающих по России большое количество каналов имеют далеко не отечественные корни, например, «Европа плюс» французко-русский проект , радио «Максимум» русско-американская станция и т. Это дает основания утверждать, что имеет место смешивание западной культуры с нашей. При неумелой подаче культуры других стран некомпетентными ведущими через эфир понижается культура страны и каждого человека в отдельности. Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики. Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе аудитории. К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто не выполняется или даже не ставится и не осознается на практике.

Первые ноты российского радио

Наверное, всем уфимцам знаком сад Аксакова на ул. В 19 веке здесь находился прекрасный парк с каруселями, буфетом и знаменитым летним театром, который долгие годы был центром культурной жизни города. И вот невиданное до сих пор зрелище случилось в этот день 1899 года. По всей Уфе были расклеены афиши. Всемирно известная труппа настоящих китайцев выступала с большим фантастическим представлением.

Впервые китайских жонглеров, эквилибристов, гимнастов, комиков, и фокусников могли лицезреть уфимцы собственными глазами.

Ознакомившись с результатами экспериментов, Ленин написал Бонч-Бруевичу письмо: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и «без расстояний», которую вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю вам оказывать этой и подобным работам». Такая лестная оценка служила для изобретателя лучшей бронью от карательных структур и прочих «неожиданностей» лихого времени, чем взвод пулеметчиков.

Чуть позже Ленин подписал постановление Совета рабоче-крестьянской обороны «О строительстве центральной радиотелефонной станции». Нижегородской радиолаборатории поручалось «изготовить в самом срочном порядке: центральную радиотелефонную станцию с радиусом действия 2 000 верст». Эту задачу Бонч-Бруевич сначала считал неразрешимой из-за невозможности заказать необходимое оборудование за рубежом. Но выплавки и проката этих металлов в России не было, а сейчас страна в блокаде и добыть эти металлы из-за границы безнадежно», — сетовал он. Ночью город погружался в непроглядную тьму, не было не только молибдена или тантала, не хватало хлеба и топлива.

В пальто и в шапке сидел Бонч-Бруевич в лаборатории, снова и снова возвращаясь к мысли о задаче, поставленной Владимиром Ильичом. Ведь только подумать: сам Ленин, при своей исключительной нагрузке, постоянной занятости неотложными вопросами, нашел время написать ему, Бонч-Бруевичу! Сам Ленин говорил о радиотелефоне! Сам Ленин думает об этом! Это значит — задача стоит в одном ряду с теми, которые обдумывает Ленин.

Попов сразу оценил практическое значение открытий Герца и начал развивать его идеи, думая о том, как их можно использовать. Попов на заседании физического отделения Русского физико-химического общества демонстрировал сконструированный им радиоприемник. Этот день в нашей стране ежегодно отмечается как день рождения радио. О том же когда началось первое массовое радиовещание в России, мнения расходятся [33].

Одни считают, что это произошло 12 октября 1924 года в этот момент начались ежедневные передачи московской радиостанции имени А. Попова , другие утверждают, что этой датой нужно считать май 1921 года, когда на двух площадях Казани были установлены рупоры для массового обращения к аудитории. Я бы не хотел оспаривать то или иное мнение. Эти разногласия лишь показывают насколько непонятно было в то время будущее радиовещания.

Между тем политическая ситуация в стране резко менялась, и с приходам Сталина на место главы государства, радио начинает видеть свои цели. Сталин очень быстро понял, что радио мощное оружие, которое может влиять на настроения народа. Радио стало хорошим приспособлением, которое подкрепляло патриотические чувства. Поэтому за радио был поставлен жесткий контроль.

В структуре Наркомата было образованно специальное радиоуправление, которое в 1931 году стало называться Всесоюзный Комитет по Радиовещанию ВКР. И в 1933 году был образован самостоятельный орган управления - Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию ВРК. Все программы, выходившие в эфир, строго проверялись. Аудиоматериалы транслировались только предварительно записавшись кроме музыки.

Подумать о том, чтобы сделать прямой эфир никто не мог. Несмотря на жесткую цензуру, преувеличение достижений и умалчивание неудач, радио, тем не менее, нельзя назвать только политической машиной. Радио несло просветительскую функцию. Давались в эфир оперные представления, всевозможные радиоконцерты с участием знаменитых в то время певцов.

Шли программы для детей, научно-популярные программы. То есть единственное радио, которое, к тому же было под контролем правительства было способно нести какой-то позитив в массы. О роли радио во время отечественной войны вообще говорить не приходится. Радио сыграло огромную роль в победе СССР.

Создавались радиостанции для партизан, функцией которых в первую очередь было поднятие боевого духа. Люди, жившие в относительно спокойных местах во время войны, получали каждый день сообщения о той или иной победе над немцами. Радио способно регулировать настроение людей. Становление коммерческого радио в России происходило в конце 80-х, начале 90-х - это года перерождения российского радиовещания.

Можно сказать полное изменение структуры эфира, целей эфира [33]. И самое главное и неслыханное ранее это то, что радио может служить средством получения огромных прибылей. Политика перестройки дала новые силы для людей, которые верят в свои возможности, которые хорошо анализируют прошлое и строят планы на будущее и наконец, которые способны принимать нестандартные, оригинальные решения в неизвестной и новой обстановке. Именно такие люди стали творить в радиоиндустрии, начиная с 85-х.

Уже существовавшие долгое время радиостанции начали расширять свою территорию охвата и менять концепцию заполнения эфирного времени. К концу 80-х существовало по сути только 2 радиостанции вещавшие на всю страну «Радио России» и «Маяк». Как вдруг в августе 1990 года в эфире появляется радиостанция «Эхо Москвы» обладающая отличными информативными качествами. Сетка эфира этой радиостанции заполняли и заполняют профессиональные, лаконичные информационные заметки, интервью в прямом эфире с видными политическими деятелями того времени и музыкальные вставки.

Почти сразу за «Эхо Москвы», а именно 30 апреля 1991 года начинает вещание в УКВ-FM диапазоне первая в стране независимая коммерческая российско-французкая радиостанция «Европа Плюс». Открывал вещание из помещения Лентелерадиокомитета мэр Ленинграда Анатолий Собчак, первый почетный президент радиостанции. А на учредительных документах "Европы Плюс" стоит подпись Владимира Путина, возглавлявшего в то время комитет по внешним связям городской мэрии и во многом помогавшего становлению радио. Ее первая студия располагалась в святая святых - в Эрмитаже.

Паустовский, актёры Д. Орлов, В. Качалов, И. Москвин, М. Бабанова и др. Новые произведения Д.

Шостаковича, Ю. Шапорина, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и др. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».

В 1933 Совнарком утвердил «Положение о Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР»; в составе комитета учреждались управления радиофикации, центрального вещания, местного вещания. В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль 1936 положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. Видное место в программах Р. Важную роль в улучшении Р.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тыс. Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая 7 мая 1895 А. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации.

В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание общий объём передач 45 ч в сут. Началась сплошная радиофикация колхозов. В 1956 создана Главная редакция вещания для молодёжи основная рубрика — радиогазета «Говорит комсомолия». С 1 октября 1960 Всесоюзное Р. В 1961 объём вещания возрос до 78 ч в сут. В 1962 введено новое Положение о передачах Всесоюзного радио, в котором предусматривалось конкретное и точное определение содержания и жанра планируемых передач, организация сезонных осенне-зимней и весенне-летней сеток вещания.

В 1962 прозвучала первая программа радиостанции «Юность». Появились первые молодежные программы в республиканских и краевых радиокомитетах — «Молодые романтики Приморья», «Белорусская молодёжная», украинская «Молодая гвардия», «Клуб молодых репортёров Эстонии» и др. В 1963 начала функционировать 5-я программа — для советских граждан, находящихся за рубежом, и зарубежных слушателей. В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк». В 50—60-е гг. Детское вещание наряду с популярными передачами «Радиотеатра для детей», «Пионерской зорьки», «Клуба знаменитых капитанов», «Угадай-ки» и др.

Год 1917-й», «50 пламенных лет», ежемесячный «Ленинский альманах»; 100-летию со дня рождения В. Ленина — «Годы великой жизни. Страницы биографии В. Ленина», «Воспоминания о Ленине», «Подвиг партии и народа», «Ленинские уроки молодёжи», «Литературная Лениниана» и др. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» 1962 повсеместно совершенствуются технические условия приёма программ, расширяется обмен программами между Москвой, республиками и областями, организована подготовка кадров по радиовещанию и телевидению в 1974 в 19 вузах и научно-исследовательских институтах , к участию в создании вещательных программ стала широко привлекаться общественность. Литературно-драматическое вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы.

Инсценируются известные романы и повести, в радиотеатре выступают ведущие советские актёры. Появились новые виды вещания: одноактный спектакль, инсценированный спектакль. Систематически готовятся музыкально-образовательные передачи, концерты-лекции, концерты по заявкам слушателей, музыкальные обозрения, концерты художественной самодеятельности, музыкальные радиоспектакли, радионовеллы, проводятся недели, декады, месячники музыки народов зарубежных стран. В создании передач участвуют музыкальные коллективы Всесоюзного радио: оркестры — Большой симфонический, эстрадно-симфонический, русских народных инструментов, Большой хор, хор русской народной песни, ансамбль советской песни и др. Почта Всесоюзного радио 1974 — 511 тыс. Развивая традиции радиоуниверситетов 20-х гг.

Передачи внутрисоюзного Р. Проблемами организации Р. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе, располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание ведётся через 35 тыс. Насчитывается свыше 60 млн.

Год трансляции первого концерта по радио

В 118 году произошёл масштаб картинками, и свободные действия приостановились, однако объекты не имели жанра, и в 115 году война возобновилась актинового. 17 сентября 1922 года Михаилом Александровичем Бонч-Бруевичем был организован первый в Европе радиовещательный концерт из Москвы. B 1960 гoдy был ввeдён дyбль Пepвoй пpoгpaммы Bcecoюзнoгo Paдиo для Дaльнeгo Bocтoкa, в 1964 гoдy ввeдён втopoй дyбль Пepвoй пpoгpaммы Bcecoюзнoгo Paдиo. Обычно, вспоминая дату 17 сентября 1922 года, говорят, что в этот день в СССР состоялся первый рад.

Слушайте, говорит Москва!

В первые годы Советской власти он был основным поставщиком материалов для местной прессы. В этот день по радио впервые прозвучали слова: «Слушайте! "Радио РОКС" получило первые FM-частоты для трансляции в Ленинграде (102,0 МГц), Москве (103,0 МГц), Риге (102,7 МГц) и Киеве (104,0 МГц). Эфирную и продакшн-студии "Радио РОКС" в первое время арендовало у радиостанции Radio Oslo.

Первый концерт

  • Когда радио «заговорило»
  • Попов или Маркони?
  • Primary links
  • 17 сентября в 1934 году в Москве состоялся первый радиоконцерт
  • История изобретения радио

Вопрос 2. Возникновение радиовещания. Советское радио 1920-1950 г.г.

Становление радиопрограмм (1921–1927) — КиберПедия 27 февраля 1919 года в 10 ч. 02 мин. и в 11 ч. 08 мин. по среднеевропейскому времени по радио вместо сигналов азбуки Морзе был передан человеческий голос.
Радио-1 — Википедия. Что такое Радио-1 Основные этапы возникновения радио в России 6 1.2.
Основные этапы развитие радио в россии. Назовите год трансляции первого концерта по радио в россии, статуя Тимура в Шахрисабзе, Узбекистан. Сигнал вопросам о том, что соглашение должно начаться по роману, передан 20 июня.

В Москве состоялся первый радиоконцерт

Концерт по 1 каналу вчера. Кремль концерт лето 2021. Концерт по каналу Россия вчера вечером. Музыка первого. Выпускной 2020 концерт муз ТВ. Зиверт выпускной 2020. Музыка первого выпускной 2020. Концерт от первого лица. Концерт 1 б. Большой концерт от 1 лица. Артик и Асти на сцене.

Артик Асти на сцене на сцене. Муз ТВ концерт. Концерт муз ТВ 2021. Елена Север золотой граммофон 2017. Ведущие концертов женщины. Север певица на сцене. Золотой граммофон 2022. Сцена концерт. СПБ концерт стрелка Васильевского. Концерт на стрелке Васильевского.

Ленинградская симфония на берегу Невы 9 августа 2022. Лужники концерт. Иван фестиваль джаза 2022. Звезды русского радио 2022 в Лужниках. Концерт звезды дорожного радио 2022. Последний концерт Битлз 1966. The Beatles концерт. Группа the Beatles концерт. Битлз концерт на стадионе. Radio Tapok логотип Цусима.

Radio Tapok логотип группы. Радио тапок Нашествие. Радио тапок Цусима. Концерт Sabaton в Москве 2020. Радио тапок the Attack of the Dead men. Сабатон концерт в Москве 2020. Radio Tapok Sabaton Москва. Егор Крид на радио Энерджи. Радио Energy студия. Студия радио Энерджи в Москве.

Студия радио Энерджи фото. Radio Tapok концерт. Radio Tapok - 2022 - наследие. Radio Tapok концерт в Рязани. Ради тапок концерт. Дима билан золотой граммофон 2019. Сергей Лазарев золотой граммофон 2021. Дима билан золотой граммофон 2021. Премия муз-ТВ 2021 Панайотов. Радио тапок 2021.

Радио тапок концерты 2021. Радио тапок Adrenaline Stadium. Выступление Путина прервалось. Выступление Путина трансляция. Путин в Лужниках. Прервалась трансляция Путина. Звезды русского радио Лужники 25. Фестиваль звезды русского радио 25 июня 2022. Афиша фестиваля. Волгоград Арена концерт.

Агентство рассылает своим подписчикам информацию за деньги. Новости подтверждаются агентством. С сентября началось вещание через рупоры. Владимир Про — первый диктор 23 февраля 1923 — первый концерт в советском эфире.

Абонентский громкоговоритель серии «Рекорд-4». В технической документации он значился как абонентский громкоговоритель, однако народная молва переименовала его на свой лад: «радио», «тарелка». В условиях более чем скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца.

К тому же, простенький прибор был главным источником информации. Постановлением СНК СССР все имевшиеся в частном пользовании вещательные радиоприемники граждане обязаны были сдать в ближайшие почтовые отделения перед Победой 1945 года их честно вернули. Постановление это касалось всех репродукторов, кроме «тарелок». Они всю войну оставались висеть на стенах в квартирах, домах, избах, на уличных столбах. Граждане слушают выступление В. Молотова по радио 22 июня 1941 г. В июле 1941 года был создан новый специальный орган — Совинформбюро для централизации всей информации, поступавшей с фронта и тыла.

Во время войны проводное радиовещание стало практически единственным источником информации для широких масс. Сводки Совинформбюро, передачи «Письма с фронта и на фронт», «Слушай, фронт! Именно радио дало путевку в жизнь таким песням, как «Священная война», «На позицию девушка», «В лесу прифронтовом», «Шумел сурово Брянский лес. У микрофона — Юрий Левитан. Голос эпохи. В сентябре 1941 г. Отсюда до марта 1943 г.

Сообщение Совинформбюро подготовленное И. Регулярные выпуски «От Советского информбюро» были основной частью радиовещания во время войны. Объявления по радио воздушной тревоги — сколько тысяч жизней спасли они во время войны. В блокадном Ленинграде объявления о воздушной тревоге и артиллерийском обстреле прозвучали 3740 раз. Прежде всего, по радио узнавали ленинградцы что делается на фронтах, а страна — что делается в городе Ленина. Ольга Берггольц писала: «Ленинград стал говорить со страной голосами своих защитников — рабочих, бойцов, партийных работников, матросов, поэтов, композиторов, ученых. Москва принимала нас и транслировала по всему Советскому Союзу, и народ наш знал: вот и сегодня Ленинград не сдался.

Дерется…» Радиоточки в Ленинграде их было более 400 тыс. В перерывах между радиопередачами из них звучали сигналы метронома. Один блокадник на вопрос «что тогда было самое страшное? Самое страшное — если вдруг переставал стучать метроном». В блокадном Ленинграде. С 5 августа 1943 года на радио стали передаваться приказы Верховного Главнокомандующего о победах советских войск. После приказов звучали победные салюты.

В годы войны родилась беспрецедентная форма документальной радиопередачи. На радио шел непрерывный поток писем с фронта и тыла. Радиослушатели сообщали о себе, просили узнать о судьбе родных и близких, сообщить им 9 мая 1945 года по радио от имени партии правительства выступил И. Сталин с обращением к народу в связи с победой над гитлеровской Германией. В тот же день в 22 часа все радиостанции Советского Союза транслировали торжественный салют в Москве в честь воинов героической Красной Армии и Военно-Морского Флота, одержавших победу над немецко-фашистскими захватчиками; а 24 июня 1945 года с Красной площади — репортаж о Параде Победы над гитлеровской Германией. Корреспондент на войне Голос с неба С самого начала Великой Отечественной войны кадровый состав радио был забронирован от призыва на фронт. Но это не означало гарантии безопасности.

Так, Владимир Борисович Герцик, который среди советских дикторов был популярен не меньше, чем Ю. Левитан, очень много летал на маленьких самолетах.

Радиовещание в России: как это было? Развлечения Кто бы мог подумать, что радио можно будет слушать через интернет Сразу же хочется отметить, что 7 мая Россия отмечает День радио. Это произойдет уже очень скоро. Если отступить к истории, то можно дойти до 1895 года, тогда проходило заседание Физико-химического общества. На нем российский физик Александр Попов представил присутствующим беспроводную удаленную регистрацию электромагнитных колебаний от удара молнии на собственноручно собранный приёмник. Радиосистема вполне годилась для передачи информационных сигналов.

Первый радиоконцерт в Москве

В их подготовке принимали участие писатели, которые читали по радио свои новые произведения. Кроме того, радио давало в эфир передачи, посвященные творчеству того или иного писателя, а также обзоры журналов, выходивших в нашей стране. Большую помощь вещанию оказали В. Маяковский, A. Горький, А.

Серафимович, М. Кольцов, В. Луговской, А. Афиногенов, В.

Гусев и многие другие. Писатели К. Финн и А. Гайдар являлись штатными сотрудниками редакций радио.

В 1931—1932 годах одним из руководителей художественного вещания был поэт Арсений Тарковский. В этот период проводились опыты по созданию драматических произведений для радио. В журналах 30-х годов одной из первых советских радиопьес, раскрывших новые возможности радиодраматургии, называют инсценировку Виктора Вармужа "Завод". Это произведение было написано по мотивам романа французского писателя К.

Лемонье "Костоломка" Московский радиотеатр, 1930, режиссер Н. Спектакль рассказывал об изнурительном труде на фабрике, о массовом протесте рабочих против невыносимых условий труда и жизни. Автор написал несколько контрастных сцен, имеющих различную эмоциональную окрашенность: эпизоды безысходного горя, отчаяния, картину похоронной процессии, панораму забастовки. Все эти эпизоды давались в музыкальном оформлении композитор В.

Радиоспектакль показал, что музыка может быть не только иллюстрацией, она способна также играть драматургическую роль. В общем объеме художественных программ музыкальное вещание занимало три четверти всего эфирного времени. Постепенно на радио складываются свои художественные коллективы, в частности хоровой коллектив Центрального радио под руководством AB. Свешникова 1928 , Большой симфонический оркестр 1930.

Формы музыкального просвещения остались прежними: в эфир шли цикловые, комплексные, этнографические передачи, развлекательные концерты; однако значительно расширились его тематика и диапазон, более глубокими стали сами задачи эстетической пропаганды. В его работе приняли участие видные музыкальные деятели: H. Гарбузов, М. Ипполитов-Иванов, В.

Огромное значение для художественного просвещения населения имели программы, подготовленыне в 1935—1937 годах в связи со 100-летием со дня смерти A. Этот юбилей дал возможность реализовать у микрофона глубочайший художественный потенциал литературной, музыкальной и театральной России в единстве с эстетическими достижениями национальных культур народов, объединенных под флагом СССР. В юбилейных пушкинских программах продемонстрировали свое искусство ведущие художественные коллективы страны, знаменитые актеры и режиссеры. В студиях Всесоюзного радио работали Вс.

Мейерхольд и А. Таиров, мастера Московского Художественного театра и звезды вахтанговской труппы — А. Дикий, С. Михоэлс, АД.

Попов и др. Пушкинский юбилей способствовал развитию жанра "постановочного чтения", сочетающего в себе характерные особенности театра и эстрады. Этот жанр позволял интерпретировать прозу, максимально сохраняя авторские размышления, и в то же время давал возможность актерам глубоко исследовать характеры персонажей, перевоплощаться в соответствии с требованиями психологической драмы. Звездами радио, работавшими в области литературного чтения, стали В.

Качалов, И. Ильинский, Д. Журавлев, В. Яхонтов, Д.

Орлов, О. Абдулов, М. Бабанова, А. Начало 30-х годов — интереснейший старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информационно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьников — "Пионерская зорька" под названием "Утренняя зорька" выходила с 1 октября 1934 года ; просветительские программы, которые, как правило, в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию по разным наукам; и радиотеатр, в основе которого были инсценировки отечественной и мировой классики, а также пьесы современных авторов, написанные специально для радио.

В качестве режиссеров детского радиотеатра в это время дебютировали выдающиеся мастера радиоискусства О. Абдулов и P. Выявление специфики радиовещания, особенностей звучащей журналистики, эстетической природы радиоискусства происходило в острой полемике, в борьбе представлений и идей. Любое совещание или конференция показывали, что существуют разные а иногда и полярные взгляды на специфику вещания.

Так, состоявшаяся в 1930 году конференция работников радиовещания выявила две основные точки зрения на задачи советского радио в связи с теми или иными представлениями о специфике радиожурналистики. Дискуссия разделила работников радиовещания на два лагеря. Одни С. Бугославский, Р.

Бершадский, О. Литовский и др. Оно должно быть звуковым курьером, проводником искусства в массы. Поскольку радио — прежде всего техническое средство, его назначение — в доставке на дом произведений литературы, музыки, театра.

Стало быть, важно отказаться от поисков оригинальных выразительных средств радиовещания. Сторонников таких взглядов называли "телефонистами" и "телефоновещателями". Другие Я. Зайцев, И.

Залесский, Н. Жегулев и др. Радио, по их мнению, не должно пропагандировать художественные произведения. Они добивались создания оригинальных радиоспектаклей, радиоопер, призывали к поискам новых специфических выразительных средств.

Приверженцев таких взглядов называли сторонниками "радиоискусства". Как показала практика вещания, обе эти позиции были настолько полемически заострены, что в конце концов оказались неприемлемыми в качестве программы развития вещания. Сторонники "радиоискусства", отстаивая идею о специфичности радио, огрубляли этот тезис, суживая сферу художественного творчества на радио. Практика их деятельности привела к несомненным удачам, но в то же время издержки экспериментаторства, трюкачество заставили критиков и теоретиков того времени слово "радиоискусство" брать в кавычки.

В обсуждении специфики радиодраматургии как самостоятельной сферы художественного творчества интересные мысли высказали советские писатели, в те годы сотрудничавшие на радио, — П. Антокольский, А. Иванов и др. Так, П.

Антокольский писал об использовании документализма в игровой драматургии: «Совершенно ясно, что мы должны говорить не о приспособлении существующего материала к условиям радио, а о новом искусстве. Чем раньше это будет принято, тем больше ошибок мы избежим. Кино только тогда нашло свой путь, когда оно перестало идти на поводу у театра и копировать его. Поэтому специфику "радиопьесы" следует искать не в ее сходстве с чем-либо бывшим до сих пор, а исключительно в несходстве».

Однако все бесспорные достижения мастеров отечественной радиожурналистики несли на себе отпечаток рабской зависимости от необходимости держать массового слушателя в состоянии восторга от его принадлежности к "самому передовому строю" и страха перед могуществом этого строя, а точнее, перед могуществом его карательных органов. В середине 30-х годов Н. Хрущев, руководитель Московского горкома и обкома Коммунистической партии, предупреждал радиожурналистов: "Микрофон — это большая сила. Сила и власть.

Это средство влияет на людей очень активно. И пользоваться им надо активно, но с умом... Академик Н. Вавилов писал: "Иногда дела у человека складываются так, что радио оказывается источником знаний и впечатлений, которые, если правдивы, — возвышают, делают лучше, богаче...

А если оно лжет, то может и покалечить нравственно". Ему вторил писатель и публицист Илья Эренбург: "Радио может быть всемогущим. А может — и очень часто — бессмысленно-бездарным из-за трусости и некомпетентности людей, готовящих передачи". К сожалению, рассказывая о реальной жизни страны, радио в этот период истории часто говорило неправду или, по крайней Мере, умалчивало о том, что происходило в действительности.

Для радиожурналистики не существовало ни гигантских концентрационных лагерей, которые и составляли основную экономическую структуру государства, ни умирающих от голода миллионов крестьян, ни лжи партийных и государственных чиновников, ежедневно и ежечасно выдававших желаемое за действительное, провалы экономической жизни — за достижения. Стремление радио приукрасить жизнь, даже если для этого надо было идти на чудовищную ложь, это стремление было неудержимым и порой, как это ни странно, приводило к нужным пропагандистским результатам. Приведем только два примера. На разных участках Днепростроя — на плотине, в машинном зале, у входа в здание ГЭС, на площади, где проходили митинги, — было установлено 16 микрофонов и 11 усилителей.

Во время передачи 25 раз производились переключения с одного микрофона на другой. Выступали самые разные люди: и малограмотные крестьяне, выполнявшие неквалифицированную работу, и иностранные инженеры, и московские писатели. Представлены были все социальные слои, собравшиеся на этой действительно великой стройке: ударники и прогульщики, "белые воротнички" и чернорабочие... Возникало впечатление подлинного всенародного энтузиазма.

Говорили о бессонных ночах, о трудностях и проблемах, об ударничестве и саботаже — словом, на первый взгляд о подлинной, реальной жизни гигантского строительства. А на самом деле все это было далеко от действительного положения вещей. Сценарий и все без исключения тексты были сочинены и завизированы еще в Москве, потом несколько дней проводились репетиции. Все участники передачи, в том числе и начальник строительства, подходили к микрофонам с проверенными цензурой текстами, и ни один из журналистов-комментаторов не позволил себе в течение ста минут эфира ни единой импровизации.

Так имитация достоверности, хорошо отрепетированный "документальный спектакль" был выдан за репортаж — самый достоверный жанр радиовещания. Один из современных исследователей вспоминает: «Поводом к организации этой передачи явилась кампания лжи и клеветы, поднятая зарубежной печатью о положении трудящихся в нашей стране, "о принудительном труде", об "ужасах рабского труда" на лесозаготовках в СССР. Передача велась из нескольких пунктов, отделенных друг от друга сотнями километров. Микрофоны, установленные на делянках, позволяли лесорубам вести разговор прямо с рабочих мест.

В радиомитинге приняли участие кроме лесорубов возчики, кухарки, иностранные рабочие, находившиеся на лесозаготовках. Микрофоны донесли до миллионов слушателей настроение участников митинга. На радио пришло много откликов, свидетельствующих о большой убедительности и эмоциональной силе этой формы вещания». Идиллическая картина!

Вот только автор почему-то не указал, из каких именно населенных пунктов Северного края шел этот жизнеутверждающий репортаж. А шел он, организованный по тому же "днепрогэсовскому рецепту", — из концлагеря под Воркутой, как раз оттуда, откуда пришло в солженицынский "Архипелаг Гулаг" определение: "... Характеризуя 30-е годы в истории отечественного радио, исследователи чаще всего отмечают развитие опыта внестудийных программ в передачах с Уралмаша, со строительства Сталинградского тракторного завода, Магнитогорского комбината и многих других мест не менее успешного социалистического строительства, включая Беломоро-Балтийский канал. Но всюду этот прием "театральной" организации действительности был стержнем эфирного материала.

Потому, разумеется, на Соловках арестанты представали давно раскаявшимися, переселенцы в Сальской степи читай: чудом выжившие раскулаченные мужики из-под Орла и Курска радовались целинным просторам, и ни словом не упоминалось о том, как они с малыми детьми зимовали в 40-градусный мороз в шалашах; ну а в Комсомольске-на-Амуре вообще никаких зэков не наблюдалось... И еще правомерно вспомнить об одном излюбленном приеме отечественной радиопропаганды 30-х годов. Но героев любили, им доверяли и потому их старательно "делали" всеми пропагандистскими средствами, включая радио, чтобы потом возложить уже на их плечи трудную миссию обмана и оболванивания рядового гражданина. Героям поручали выступления порой по самым неожиданным поводам.

Одно из последних выступлений знаменитого летчика В. Чкалова у микрофона Всесоюзного радио было посвящено... Мейерхольда и его театра текст этого радиодоноса был напечатан в "Известиях". Почему на Чкалова возложили обязанности театрального критика?

Наверное, никто и никогда не даст на это ответа, но принцип был соблюден: всенародный герой высказался на важную для партии тему, раз уж партия решила осудить и расстрелять именно театрального режиссера. Героев разыскивали и героев делали, и радио принимало в этом самое активное участие. В то время оно старалось чаще выходить за пределы студии. Репортеры, стремясь превзойти друг Друга, опускались в шахту, взбирались на Эльбрус, вели передачи с борта советского дирижабля, совершавшего двухсуточный полет Москва—Архангельск—Москва.

Это были, действительно, превосходные передачи, и вполне естественно, что каждый раз в центре рассказа оказывались герои-летчики, герои-забойщики, герои-скалолазы. Страна охотно готовилась к появлению Стаханова. Однако случались и казусы. Так, "Последние известия" решили провести репортаж "со дна моря".

В Стрелецкой бухте под Севастополем поднимали суда, затонувшие во время Первой мировой войны. Все рассчитали и подготовили. Один микрофон надо было установить на борту баркаса, а два — поместить в скафандры водолаза и журналиста. Весь Союз должен был услышать, как водолаз работает на дне моря и как он поет популярную в то время песню "Нас побить, побить хотели...

Но передачу отменили властью Севастопольского горкома партии: несмотря на то что водолаз был хороший и пел замечательно, в его анкете оказалось то ли "белое", то ли "черное пятно". Нашли другого. Опять все отрепетировали. Передача не состоялась — на этот раз Радиокомитет обнаружил "пятна" в биографии журналиста.

Наконец, кандидатов утвердили во всех инстанциях: журналиста назначили из местной газеты, водолаза — из числа орденоносцев. Опустили их под воду, включили микрофоны... Но на радио, как в цирке: номер должен быть исполнен. И репортаж из-под воды все-таки провели, правда, из какого-то подмосковного пруда.

Зато водолаз был настоящим героем, отличившимся на эпроновских работах чуть ли не в Ледовитом океане. А как совместились эти два водоема в одной передаче — неизвестно, эфирная папка не сохранилась, текст передачи восстановить невозможно. Но сохранился протокол обсуждения этого происшествия в кабинете у П. Керженцева, назначенного руководителем Радиокомитета.

Обсудив и осудив "безобразную работу по подготовке столь ответственных передач", Платон Михайлович завершил разговор: "Конечно, нам не надо придумывать героев, их сколько угодно. Нам надо только правильно их выбирать, но при всех обстоятельствах, если уж мы обещали народу, то человека надо выдать, даже если придется подчинить этому какие-нибудь реальные обстоятельства; слушателей огорчать и разочаровывать нельзя". Вот так и возводилась в эфире стена, отделяющая подлинную жизнь от скорректированной стремлением получше выполнить партийные директивы и желанием не огорчать слушателя... Постепенно пропагандистская задача полностью потеснила у микрофона какую-либо сдержанность в подборе и оценке событий.

Не случайно именно у микрофона И. Сталин счел возможным на двенадцатый день войны с гитлеровской Германией в выступлении 3 июля 1941 года заявить своему народу, что «лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты". Тем не менее именно великая война потребовала от радиожурналистики возвращения к реальности. Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 С начала Великой Отечественной войны возникла необходимость эвакуации многих радиовещательных станций из западных районов страны в восточные.

Срочно были демонтированы и переброшены на новые места мощные основные радиостанции Москвы и ряда других городов, находившихся в зоне военных действий. В особо сложных условиях приходилось эвакуировать ленинградские радиостанции. Демонтаж одной из них радисты провели под артиллерийским обстрелом. Эвакуация радиостанций из Москвы потребовала полного перевода Центрального вещания на короткие волны.

Центральное вещание перешло от трех программ к одной. Радиопередачи звучали в основном в живом исполнении, удельный вес звукозаписи был незначительным. К 1943 году объем работы радиостанций не только достиг довоенного уровня, но и превысил его. Чтобы обеспечить качество слышимости передач советского Центрального радиовещания на территориях, оккупированных фашистами, в 1942 году было начато проектирование и строительство новой радиовещательной станции огромной мощности — в 1200 кВт.

Производство основного оборудования для нее велось в блокадном Ленинграде в труднейших условиях, к месту строительства в Куйбышев Самара его отправляли через линию фронта. В 1943 году, спустя 15 месяцев после выбора строительной площадки, новая сверхмощная радиостанция, выполненная по последнему слову техники, была пущена в действие. Ее голос уверенно зазвучал на большой территории, в том числе и во всех районах, оккупированных врагом. В годы войны огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и в прифронтовой полосе.

Они позволяли миллионам советских людей принимать радиопередачи, оперативно получать информацию о положении на фронте. Проводное радиовещание выполняло также крайне важную функцию быстрого оповещения населения о налетах вражеской авиации, о приближающейся военной опасности. Огромное значение имела радиофикация казарм, лазаретов, общежитии и бомбоубежищ. Первый военный выпуск "Последних известий" вышел в эфир через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на нашу страну.

В нем звучали лозунги: "Ответим на удар врага сокрушительным ударом! Сталин, призвавший советский народ мобилизовать все силы для разгрома фашистских захватчиков. В самые напряженные для страны дни с обращением к народу у микрофона "Последних известий" выступали партийные и общественные деятели. За период 1941—1945 годов только в выпусках "Последних известий" Центрального вещания было передано до 7 тыс.

Основу программ информационного и общественно-политического вещания в годы войны составляли материалы Совин-формбюро. Всего за этот период радио передало 2373 таких материала, в том числе около 2 тыс. Эти сводки и сообщения многократно повторялись. Совершенно по-иному, чем в мирное время, строилась вещательная сетка: место многих традиционных довоенных рубрик заняли фронтовые передачи, сводки и сообщения.

Радиокомитет находился на военном положении. Враг находился в 25—40 км от Москвы, фашистские самолеты ежедневно по нескольку раз совершали налеты на столицу, и проведение парада в таких условиях являлось важнейшим политическим актом. Один из организаторов репортажа, Н. Потапов, вспоминал, что подготовка к параду была срочно проведена в ночь на 7 ноября.

Предполагалось, что репортаж будет записан на диски и в эфир пойдет в записи. Потапов, — нам сообщили, что репортаж дается в эфир. Это сообщение заставило участников передачи — В. Синявского, А.

Фетисова, В. Гончарова и других — и встревожиться, и обрадоваться. Значит, Москва была в безопасности... Позже радио неоднократно повторяло его в записи.

Участники парада прямо с Красной площади уходили на передовую. В разгар битвы под Москвой непосредственно на полях сражений Всесоюзным радиокомитетом совместно с Политическим управлением Западного фронта были организованы передачи "Говорит Западный фронт! Потапов, ответственным секретарем и дежурным редактором — М. В состав редакции входили также А.

Фетисов погиб во время войны , B. Синявский, Г. Красавцев и Л. В эти передачи включались репортажи, записи боев, беседы с жителями освобожденных районов и партизанами.

В них постоянно звучало горячее, воодушевляющее слово, столь необходимое в то время. Для вещательных программ военных лет характерна их абсолютная централизация и легко объяснимый обстоятельствами высокий уровень цензуры. Уже в первые дни войны всем гражданам СССР за исключением лиц, получивших специальные разрешения запрещалось использовать дома любые радиоприемники, кроме репродукторов проводного вещания. Чтобы реально выполнить этот запрет, граждане должны были сдать имеющиеся у них радиоприемники на государственное хранение.

Гигантские склады радиоаппаратуры организовывались по всей территории СССР к началу войны на руках у населения было более 1,3 млн. Не сдавшие домашнюю радиотехнику подлежали наказанию по законам военного времени — немедленному аресту. Цель этой акции — лишить рядового гражданина возможности получать какую-либо информацию помимо той, которую сообщало Всесоюзное радио. Естественно, что такие условия распространения информации позволяли монопольному вещателю — Радиокомитету самому находившемуся под бдительным надзором цензуры и карательных органов — корректировать сообщения о том или ином событии по своему усмотрению, а комментарию об этом событии придавать любую меру тенденциозности.

Вопрос о степени достоверности информации, как правило, не возникал — все события рассматривались прежде всего с точки зрения их соответствия или несоответствия генеральной пропагандистской задаче. Она же формулировалась лозунгами: "Наше дело правое!

Ленин у прямого провода», 1933 год.

Холст, масло. Проектом разработки устройств для массового вещания голосом заразился глава правительства Владимир Ленин, который грезил «газетой без бумаги» и мечтал обратиться с воззванием к жителям Парижа. Он исходил из Нижегородской радиолаборатории.

Известны слова, которые услышали в радиусе 500 км — в том числе в Москве , куда и велась передача: «Алло! Говорит Нижегородская радиолаборатория. Раз, два, три.

Как слышно? Комиссия на приемной станции отметила «прекрасное воспроизведение речи, качество которой было лучше, чем передача по проводам». Это была техническая проба радиотелефонного передатчика.

Услышавшие живой голос не по телефону, а по радио жители столицы и других городов оказались в состоянии глубокого шока и одновременно восхищения. В адрес лаборатории полетели многочисленные телеграммы: «Слышали человеческий голос по радио. В любом случае, несмотря на тотальную разруху из-за революций и Гражданской войны, советский опыт беспроводной передачи голоса был первым в Европе.

В Англии , Франции и Германии живая речь зазвучит лишь в 1922-1923 годах.

Чайковского, А. Бородина, Н. В 17 часов исполнением «Интернационала» через Радиостанцию имени Коминтерна началась трансляция праздничного концерта с участием артистов московских театров. Передачу принимали в Иркутске, Ташкенте, в дальнем Заполярье. Вскоре с началом постоянного радиовещания в СССР эта радиостанция будет передавать программы Всесоюзного радио. АО «Радиопередача» 1924—1928 1 октября 1924 года было образовано акционерное общество «Радио для всех» акционерное общество для широковещания по радио , учредителями которого стали Трест заводов слабых токов, РОСТА и Наркомпочтель. Первоначально в число задач общества входили в основном вопросы радиостроительства: развитие радиопередающей и радиоприёмной сети, популяризация идей радиолюбительства, проведение лекций, выпуск периодических изданий.

Однако устав общества, утверждённый 1 декабря 1924 года постановлением Совета труда и обороны, предусматривал расширение обязанностей общества, относя к его важнейшим задачам организацию вещания. За неделю до этого, 23 ноября общество начало вести регулярные радиопередачи. В этот день состоялась первая широковещательная передача Московского радио для гражданского населения страны. Регулярное радиовещание было начато Радиостанцией имени Коминтерна, находящейся в Москве на Вознесенской ныне Улица Радио передатчиком мощностью 22 кВт. Регулярное радиовещание состояло, практически полностью, из радиоверсий ряда газет. В первой радиогазете выступают народный комиссар иностранных дел Г. Чичерин, народный комиссар просвещения А. Луначарский, писатель Валентин Катаев и др.

Председателем правления общества назначен старый большевик A. Этот зал на протяжении 70 лет станет основной концертной площадкой Всесоюзного радио, откуда будут вестись прямые трансляции концертов, праздничных музыкально-литературных вечеров, площадкой для публичных выступлений музыкальных коллективов Всесоюзного радио. В марте 1925 года радио начало вести тематические литературно-музыкальные передачи «Культурное наследие — детям», первые программы цикла были посвящены творчеству Пушкина, Крылова, Бетховена и теме «Природа в музыке». Крупской и А. В ноябре того же года Радиокомиссией был заслушан отчет общества «Радиопередача». В принятом по результатам отчёта постановлении говорилось: 7 ноября 1925 года проведён первый прямой репортаж по радио о праздничном параде с Красной площади. При этом, репортаж вёлся не только для СССР, но и для зарубежной аудитории на английском, немецком и французском языках.

Говорит Москва! В концерте также приняли участие артисты Большого академического театра Антонина Нежданова, Ксения Держинская, Василий Качалов и другие известные исполнители. Трансляция велась из Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна на Шаболовке. Для ускорения начала регулярного вещания требовался мощный стимул, причем на государственном уровне. Таким стимулом стало постановление СНК СССР от 28 июля 1924 года «О частных приемных радиостанциях», согласно которому частным пользователям разрешалось иметь приемные радиоустройства, а радиолюбителям — конструировать радиоприемники.

Практическая работа №1

Начало вещания «Радио Москва». 17 сентября 1922 года в Москве состоялся первый радиоконцерт. В этот день впервые прозвучали слова: «Слушайте! Когда отмечают В Москве состоялся первый радиоконцерт в России в следующем 2025 году. В этот день по радио впервые прозвучали слова: «Слушайте! Основные этапы возникновения радио в России 6 1.2.

Появления музыкальных радиопередач.

В октябре 1962 года начинает вещание радио «Юность», в эфире можно было услышать популярные песни советской эстрады, радиостанция вещает до сих пор, сейчас она известна как «Юность FM». это года перерождения российского радиовещания. 17 сентября 1922 года Михаилом Александровичем Бонч-Бруевичем был организован первый в Европе радиовещательный концерт из Москвы. Когда отмечают В Москве состоялся первый радиоконцерт в России в следующем 2025 году. «Центральной радио-телефонной станцией разослана следующая радиограмма. Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий