Доклад демография 2024 как обеспечить устойчивый естественный прирост населения российской федерации

Для решения сложнейших задач, с которыми Россия столкнется в ближайшие десятилетия, нам нужен устойчивый, а главное, интенсивный естественный прирост населения. Дети капитала. Естественный прирост населения России в XXI веке был достигнут только в 2013–2015 годах, так говорится в докладе Общественной палаты «Демография-2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации». В данном сценарии к 2024 году наблюдается нулевой естественный прирост, который не является устойчивым, и в дальнейшем особенности демографической структуры приводят к росту естественной убыли. Демографические изменения в мире в 2019-2024 годах. В рамках мероприятия будут обсуждены ключевые аспекты доклада Общественной палаты Российской Федерации "Демография 2024: как обеспечить устойчивый прирост численности населения". Как улучшить демографическую ситуацию в регионах? Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации».

Нацпроект «Демография»: ключевые задачи, ориентиры и методы

Однако, как выяснили авторы доклада, в паспортах национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение» не обозначен их вклад в достижение демографических целей национального развития — обеспечение устойчивого и естественного прироста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. И, вероятнее всего, такая работа потребует дополнительных экономических расчётов и социологических исследований». Требует отдельного рассмотрения, по мнению Общественной палаты РФ, и структура финансирования по двум первым федеральным проектам национального проекта «Демография». Как правило, они принадлежат к социальным категориям со скромными доходами, но их бюджет существенно увеличивается с увеличением количества детей. Очевидно, что при нынешнем состоянии региональных бюджетов только обеспеченные регионы могут позволить самостоятельное финансирование дополнительного комплекса мер поддержки многодетных семей».

Вторая - ввести квоты для бюджетного высшего и среднеспециального образования для второго-третьего ребенка, но при условии выбора перечня специальностей, на которые есть дефицит в производственных отраслях.

Третья - по модели единого пособия для нуждающихся ввести независимо от доходов семьи годовую материальную премию, или освобождение от налогов, или иной налоговый вычет как форму поддержки работающих родителей. Две меры как пилотные проекты уже работают. В Приморском крае в апреле 2023 года начался эксперимент по превращению в миллионеров родителей, родивших третьего ребенка. А в Сахалинской области с 2016 года расширяется практика по разным вариантам льготного налогообложения многодетных семей.

Их мало. И с этим ничего не сделаешь. Сегодня суммарный коэффициент рождаемости СКР 1,58 детей на женщину", - подчеркнул он, напомнив, что для воспроизводства нужно 2,15. Он считает, что России нужен новый федеральный проект "Многодетная страна". Речь зашла и об абортах, что в докладе тоже не затронуто.

МЭР: естественный прирост населения начнется только в 2024 году 07 октября 2019 14:322 520 просмотров 0 комментариев Чтение: 1 мин. Выделить главное Шрифт с засечками Поделиться Минэкономразвития спрогнозировал естественный прирост населения в России только к 2024 году, передает ТАСС. Подобный прогноз содержится в документе социально-экономического развития страны на 2020—2022 годы.

Население России: преодолеть демографические проблемы и обеспечить устойчивый рост

Срок действия регионального материнского капитала продлен до 2020 года, установ- лено право пользования средствами регионального материнского капитала, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка, в виде ежемесячных или ежеквартальных выплат по выбору семьи. С мая текущего года для семей с детьми в возрасте от рождения до трех лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, студенческих семей и семей с детьми-инвалидами на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Сахалинской области города Южно-Сахалинск, Корсаков, Оха, Поронайск, Анива, Томари, с. Кировское Тымовский район , Макаров, пгт Смирных открыты пункты проката по временному предоставлению предметов первой необходимости и детского инвентаря. Перечень предметов проката достаточно разнообраз- ный: летние и зимние коляски, санки, кроватки, стульчики для кормления, ходунки и пр. Всего закуплено более 300 единиц детского инвентаря на сумму почти 2972,9 тыс.

С августа 2017 года введены дополнительные механизмы экономического стимулирования рождения первых, вторых и последующих детей. Это: 1 Единовременная социальная выплата на приобретение жилья многодетным семьям, имеющим четырех и более детей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий; 2 Единовременная выплата на приобретение транспортного средства многодетным семьям, имеющим пять и более детей, в размере до 1 млн руб. Кроме этого принят Закон Сахалинской области, устанавливающий в регионе областной материнский семей- ный капитал при рождении в период с 1 января 2018 года первого ребенка женщиной в возрасте от 19 до 25 лет включительно, его размер — 150 000 руб. Социологическое исследование проблем демографии, проведенное АНО «Институт научно-обществен- ной экспертизы» в Сахалинской области в 2016 году, показало высокую востребованность мер поддержки се- мей с детьми, прежде всего многодетных семей.

Но при этом была также выявлена возможность оптимизации и востребованность других мер, которые менее дорогие, но не менее ценные для семьи в решении о рождении ребенка.

Именно поэтому депопуляция России вызывает закономерную тревогу и глубокую озабоченность первых лиц государства. Так, Президент России В. Путин в самом начале своего Послания [3] Федеральному собранию 1 марта 2018 г. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв… У демографической проблемы есть и экономическое измерение, чисто экономическое измерение. В 2017 г. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьезным ограничением для экономического роста.

Трудовых ресурсов просто нет. Необходимо ответить на эти вызовы и в пред- стоящее десятилетие обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России… Нам важен и ценен каждый человек…». Реальным воплощением этой озабоченности стал указ Президента РФ от 07. Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года: а обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; б повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году — до 80 лет ; 2. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере демографического развития исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: а достижение следующих целей и целевых показателей: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7…». Очевидно, что выход из такого кризиса будет определяться успехом мер по повышению рождаемости, снижению смертности и содействию росту миграционного сальдо. Нужно пытаться воздействовать на все эти факторы. Но какое из трех направлений должно стать приоритетным?

Большинство российских исследователей разделяет, как нам представляется, следующий тезис: «Российская экономика нуждается в иностранных рабочих и специалистах, система образования — в иностранных студентах, а инновационное развитие требует высококвалифицированных специалистов и профессионалов из-за рубежа1». С этим тезисом невозможно спорить. Однако средний портрет въезжающего в Россию из-за рубежа вне туристических целей, составленный профильными НКО [5] по состоянию на 2015 г. В исследованиях демографических тенденций в России известного демографа А. Вишневского особо подчеркиваются проблемы ста- рения населения, уменьшения численности трудоспособного населения и, соответственно, сокращения предложения рабочей силы. Его выводы подчеркивают, что миграция является одним из факторов, который может снять остро- ту проблемы нехватки рабочей силы2. Такую же позицию в течение многих лет отстаивает в своих работах Ж. Зайончковская, которая является самой яркой сторонницей необходимости привлечения иммигрантов для устойчивого раз- вития российской экономики3.

В 2016 г. Рыбаковского и О. Таюновой, в которой авторы, анализируя выполнение Концепции демографической политики России, пишут, что «именно миграция как наиболее управляемая и оперативно меняющаяся компонента в предстоящем десятилетии способна решить проблему устойчивости демографического и, следовательно, социально-экономического развития страны»4. И это только по количеству постановки на учет в миграционной службе. Подавляющее большинство таких мигрантов трудовые, оформляющие свое пребывание в РФ на короткие сроки, часто непрерывно раз за разом. С учетом объема нелегальных мигрантов, численность которых даже официальные лица оценивают с удивительным по размаху диапазоном от 2,6 до 8—10 млн человек [8] , определить фактическую численность мигрантов невозможно. В отношении намерений длительного или постоянного проживания по сальдо при пересечении границы статистика Росстата [9] свидетельствует о превалировании годовой внешней иммиграции над внешней эмиграцией в соотношении около 1,6 по 2017 г. Но это сальдо имеет заметную тенденцию к снижению.

Однако в последнее время появляются данные о значительном недоучете эмиграции вплоть до кратных отличий , которые не оспаривает и Росстат, объясняя это переездом граждан РФ за рубеж на постоянное место жительства без соответствующего снятия с регистрационного учета [10]. Однако следует понимать, что для сохранения конкурентоспособности страны только нулевого баланса внешней иммиграции и эмиграции недостаточно. Крайне необходима хотя бы сопоставимая структура этих двух потоков по уровню человеческого капитала. По возрастному составу демонстрируется преобладание более молодых иммигрантов от 18 до 29 лет со значительно большей долей мужчин, что можно считать позитивным фактором, уравновешивающим гендерный дисбаланс коренного населения5. Наряду с этим есть данные о возможном соотношении мигрантов к коренному населению России до 1:2 у мужчин в возрасте от 18 до 34 лет в крупных городах [11]. В связи со значительным приростом миграционных потоков в мире Всемирная организация здравоохранения ВОЗ постоянно обращает внимание мировой общественности и правительств государств на связанные с этим проблемы национальных систем охраны здоровья. По данным исследований ВОЗ6, проведенных в европейском регионе, основную часть мигрантов составляют трудовые мигранты. Они подвержены постоянному многофакторному риску в отношении состояния здоровья.

Такую ситуацию создают недостатки или неэффективность государственных стратегий систем охраны здоровья, трудности общения из-за языкового барьера с дополнительной дискриминацией в отношении доступности медицинской помощи. Плохие условия труда, низкий доход, профессиональные риски, сложные бытовые условия, неполноценное питание, часто неофициальные трудовые отношения способствуют возникновению или обострению имеющихся заболеваний. По уровню здоровья мигрантов в России объективных данных недостаточно. Все исследователи отмечают сложность дифференциации правового статуса, недостатки статистического и миграционного учета. Разделение мигрантов на трудовых и иных в плане оценки здоровья достаточно условно. Возможно, группа, выбравшая РФ местом постоянного пребывания, имеет несколько лучшее здоровье по сравнению с основной массой трудовых мигрантов, но в итоге формируется именно из нее. Кузнецова и соавт. Полностью подтверждены основные выводы ВОЗ.

Дополнительно приведены сведения о значительно более высокой распространенности среди них заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции и туберкулеза. Это напрямую связано с полной незаинтересованностью работодателей в сохранении здоровья у этой категории временных работников. Ситуацию усугубляет несовершенство правовых норм, которые освобождают или резко сокращают объем медицинских осмотров у лиц с пребыванием в РФ до 90 дней и занятых по патенту. Можно выделить данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья8, который выявил у мигрантов по сравнению с коренным населением более частые жалобы на плохое здоровье, более высокую распространенность артериальной гипертензии, наличия двух хронических заболеваний и более, избыточного веса и курения. Показательна также диссертационная работа Н. Нечаевой, в которой оценивалось состояние здоровья детей раннего возраста из семей мигрантов9. По уровню образованию и квалификации мигранты РФ, безусловно, проигрывают. Так, из 15 млн прибывших, по официальной статистике МВД, патент или разрешение на работу оформляют лишь 1,7 млн человек, из них квалифицированных и высококвалифицированных работников — около 40 тыс.

Понятно, что реальное соотношение с учетом 13,3 млн человек, не объявивших целью своего пребывания в РФ трудовую деятельность, еще более печальное. Однако уже упоминавшийся социологический бюллетень Аналитического центра при Правительстве РФ5 значительно более оптимистичен в оценках, приводя данные 2016 г. Такое различие может быть обусловлено особенностями групп мигрантов с краткосрочным пребыванием и оформивших статус постоянного пребывания в РФ, а также спецификой статистического учета въезжающих мигрантов, которые отмечают в специальной графе миграционной карты факт профессионального образования безо всякой документальной проверки не только его уровня, но и наличия вообще. Суммируя вышесказанное, можно отметить: 1. Существующий миграционный учет несовершенен. Он не дает возможность достоверно оценить итоговое сальдо внешней миграции, а тем более дать развернутую характеристику состава мигрантов для расчета величины человеческого капитала. Впрочем, подобная ситуация типична и для других стран, особенно для тех, в законодательстве которых не содержится обязанность уведомления о переезде на постоянное место жительства в другую страну. Иммиграция и эмиграция РФ неравноценны в отношении суммарных и тем более удельных величин человеческого капитала.

Даже при положительном сальдо миграции в существующих условиях наша страна, оперативно замещая нехватку трудовых ресурсов в сферах, не требующих высокой квалификации, теряет свои конкурентоспособные преимущества, зависящие от уровня человеческого капитала. Национальная система охраны здоровья не в полной степени готова к вызовам текущего внешнего входящего миграционного потока. Основные причины такого положения вещей — несовершенный миграционный учет, бытовые условия пребывания, специфика трудовой деятельности, социокультурные особенности основной массы мигрантов, а также дефекты организации и управления медицинской помощью. В отношении роста положительного баланса внешней миграции как дополнительного фактора, препятствующего депопуляции в 2018 г. Главной ее целью является «... Однако справедливо отмечается, что «... Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем... Таким образом, именно факторы естественного прироста населения увеличение рождаемости и снижение смертности призваны справиться с нарастающими негативными тенденциями в численности населения России.

Естественный прирост населения Поставленные Президентом РФ цели в отношении естественного прироста должны быть реализованы посредством ряда программных документов — национальных проектов. К рассматриваемой нами проблеме депопуляции напрямую относятся 2 из них: «Здравоохранение» и «Демография». На выполнение мероприятий этих проектов предусмотрены значительные средства, суммарно более 5 трлн рублей. Достаточно ли выделенных средств для решения поставленных задач? Многие эксперты говорят, что недостаточно. Такое же мнение у Счетной палаты РФ [13] и у Национального исследовательского университета Высшая школа экономики [14].

Прогноз-доклад предлагает укрепление фундамента семьи - ее материальных основ. Дальше надо думать над ценностями семьи. Как рекомендуют авторы прогноза, пилотные проекты по укреплению семьи в Приморье и на Сахалине надо делать федеральными.

По опросам ВЦИОМ, все регионы готовы включиться как в проект по отцовскому капиталу, так и в сахалинский проект. Теперь слово за федеральным правительством, парламентом и 2024 годом, объявленным Годом семьи.

Для сравнения, во Франции рост СКР с 1,6 до 2,07 был достигнут с 1994 по 2010 год, то есть в три раза медленнее. Темпы роста суммарного коэффициента рождаемости в Сахалинской области в 2011—2016 годах были самыми высокимив мире в нынешнем веке. В 2017 году СКР в Сахалинской области снизился до 2,03, по предварительным оценкам, в 2018 году сохранился на том же уровне. Но СКР по-прежнему остается высоким для региона, который еще несколько лет назад относил- ся к регионам с неблагоприятной демографической ситуацией и невысоким уровнем рождаемости. Причем план мероприятий демографического развития Сахалинской области утвержден распоряжением правительства Саха-линской области от 26. Исследования, проведенные АНО «Институт научно-общественной экспертизы» в 2016 году в Сахалин- ской области, показывают, что масштабный комплекс мер поддержки рождения третьего ребенка в сочетании с поддержкой многодетной семьи на всех этапах жизненного цикла может обеспечить выход регионов на уровень воспроизводства населения. Но комплекс мер поддержки рождения третьего ребенка и многодетных семей будет иметь больший эффект, если не ограничится демографически неблагополучными регионами, а будет реализован в масштабах страны и дополнен мерами поддержки на региональном уровне. Меры поддержки семей с детьми, которые реализуются в Сахалинской области с 2011 года Среди них следует выделить социаль-ный пакет мер, предоставляемых различ-ным категориям семей без учета их дохо-дов 1 Ежемесячная денежная вы-плата беременным женщинам и детям до трех лет на обеспече-ние их полноценным питанием размер ежегодно индексирует-ся и в 2017 году составляет 2178рублей, в курильских районах в два раза больше — 4356 рублей.

Кроме этого, многодетные семьи освобождены от уплаты налога на имущество, земельного налога в отношении участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство. А малоимущие многодетные семьи — от уплаты транспортного налога.

Прогноз-доклад о том, как добиться роста рождаемости, передан в правительство

Подробный анализ демографических изменений в 2024 году включает статистику рождаемости и смертности, изменения миграционных потоков в свете мировых событий и влияние экономической ситуации на демографию. «Для сохранения демографического статуса-кво рождаемость должна составлять 13–14 человек на 1 тысячу населения, а для увеличения народонаселения страны этот показатель должен составлять около 17 человек на 1 тысячу населения. Вопросы регулирования демографии, обеспечения прироста населения, стимулирования роста рождаемости, снижения смертности, увеличения, поддержки семей с детьми и престарелых, создания условий повышения качества жизни граждан являются неотъемлемыми. В Российской Федерации с 2016 года наблюдается устойчивое снижение среднегодовой численности населения, связанное с его естественной убылью, при этом стабильный миграционный прирост не покрывает полностью ежегодно увеличивающееся превышение. Поэтому-то пусть и символический естественный прирост населения, всего лишь в 1 тыс. человек, но он должен быть достигнут, по оценке властей, аккурат в 2024 году. Сегодня, анализируя данные, можно предположить, сколько будет составлять численность населения в России в 2024 году. Площадь Российской Федерации в 2023 году охватывает 17 098 246 км².

Почему мигранты добьют нашу демографию

В условиях значительной естественной убыли миграция является важным источником восполнения трудовых ресурсов страны. Речь идет о качественном миграционном приросте за счет привлечения иностранных специалистов, готовых интегрироваться в общество. Основной причиной убыли населения в России в 1993, 1995-2008 и 2018-2021 годах являлась естественная убыль населения, происходившая в России с 1992 года и только в 2013-2016 годах сменилась незначительным естественным приростом. Нынешние объемы финансирования национального проекта «Демография» из федеральных источников в размере 0,47% ВВП принципиально не могут обеспечить прорыв в демографической политике страны.

Без прорывов: почему нацпроект «Демография» не обеспечит роста населения

Россия в цифрах 1990-2021 гг. Демография. Соотношение рождаемости и смертности в России даёт возможность отследить естественный прирост населения. Составляет его три показателя – рождаемость, смертность, продолжительность жизни. Одно выходит из другого. Заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член МРО "Деловая Россия" Ирина Киркора приняла участие в пресс-конференции на тему «Демография 2030. Как обеспечить устойчивый рост населения». Проведена оценка динамики численности населения в период с 2020 по 2023гг, представлен анализ рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Рассмотрены причины снижения рождаемости, роста смертности. Доклад общественной палаты РФ. Демография 2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост численности населения российской федерации.

Отцовский капитал и другие меры поддержки многодетных семей: предложения ОП РФ

Получается, что демографический прогноз, игнорируя все обстоятельства, подстраивается под политическую кампанию. Ну это же не серьезно! Хотя и понятно: вымирающая Россия как итог — это очень некрасиво получается. Поэтому-то пусть и символический естественный прирост населения, всего лишь в 1 тыс. Что, по мнению правительства, должно свидетельствовать о достижении национальной цели развития: «Обеспечении устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации». Впрочем, если даже этот показатель — 1 тыс. Но тут, похоже, уже не до таких нюансов. Главное, чтобы населения хоть как-то приросло, пусть даже символически... Нельзя сказать, что власти ничего не делают для исправления нынешней негативной демографической ситуации. Меры-то есть, но почему-то они не приносят эффекта. Объективности ради учтем, что некоторые из заявленных мер являются новыми, они еще и заработать по-настоящему не успели.

Ответ на вопрос, почему в должной степени не работают правительственные меры, направленные на преодоление демографического кризиса, дают результаты социологических опросов, призванных выяснить причины того, почему люди принимают решение не заводить детей. Получается, что почти половина опрошенных считает, что растить ребенка дорого, а им не хочется плодить нищету. Есть, безусловно, и другие факторы, мешающие людям заводить детей, но нам важны те, которые связаны с материальным достатком и наличием жилья. Потому что, по сути, это главные проблемы, на решение которых направлены правительственные меры, призванные переломить нынешнюю негативную демографическую тенденцию. Начнем с ипотеки, с мер по улучшению жилищных условий. Получается, что власти явно переоценивают критичность жилищного вопроса для тех, кто решает, заводить или не заводить детей.

В общей сложности в нацпроект "Демография" входят такие проекты, как "Финансовая поддержка семей при рождении детей", "Спорт — норма жизни", "Старшее поколение", "Укрепление общественного здоровья" и "Содействие занятости женщин". На ближайшие шесть лет на нацпроект выделено 3,1 трлн рублей.

Но тогда почему власти утверждают, что в 2024 году всё переменится, и вновь в стране будет зафиксирован естественный прирост населения? Не догадываетесь? Это совсем просто, скажут многие: в 2024 году в России пройдут президентские выборы. Получается, что демографический прогноз, игнорируя все обстоятельства, подстраивается под политическую кампанию. Ну это же не серьезно! Хотя и понятно: вымирающая Россия как итог — это очень некрасиво получается. Поэтому-то пусть и символический естественный прирост населения, всего лишь в 1 тыс. Что, по мнению правительства, должно свидетельствовать о достижении национальной цели развития: «Обеспечении устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации». Впрочем, если даже этот показатель — 1 тыс. Но тут, похоже, уже не до таких нюансов. Главное, чтобы населения хоть как-то приросло, пусть даже символически... Нельзя сказать, что власти ничего не делают для исправления нынешней негативной демографической ситуации. Меры-то есть, но почему-то они не приносят эффекта. Объективности ради учтем, что некоторые из заявленных мер являются новыми, они еще и заработать по-настоящему не успели. Ответ на вопрос, почему в должной степени не работают правительственные меры, направленные на преодоление демографического кризиса, дают результаты социологических опросов, призванных выяснить причины того, почему люди принимают решение не заводить детей. Получается, что почти половина опрошенных считает, что растить ребенка дорого, а им не хочется плодить нищету. Есть, безусловно, и другие факторы, мешающие людям заводить детей, но нам важны те, которые связаны с материальным достатком и наличием жилья.

Поэтому хочу сказать вам последние данные. У нас за предыдущие несколько лет число женщин с 20 до 29 лет уменьшилось на 4,5 млн человек. Это объективные факторы», — сказал Путин. В России было два крупных спада уровня рождаемости: уровень 1,1 рождений на женщину был в военные 1943-1944 годы и в 1999 году. Нацпроект «Демография», реализация которого началась в 2019 году, одной из целей имеет увеличение рождаемости — число детей, рожденных одной женщиной, к 2024 году должно вырасти с 1,62 до 1,7. На финансовую поддержку семей в нацпроекте «Демография» предусмотрена самая большая статья — почти 2,7 трлн руб. Согласно нацпроекту, одна из мер поддержки — это ежемесячные выплаты при рождении первого и второго ребенка. Выплаты полагаются малообеспеченным семьям, в которых среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума. Эти пособия выплачиваются до достижения ребенком трех лет. Расширены и возможности по использованию материнского капитала — эта программа действует с 2007 года, и на данный момент ее действие запланировано до 2021 года, однако высока вероятность, что программа будет продлена до 2024 года.

References

  • Станет ли Россия многодетной страной?
  • Ключевые слова
  • Демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы их решения.
  • Население России
  • Наши проекты
  • Резолюция конференции «Демографическая ситуация в России: риски и перспективы»

Национальный проект «Демография»

Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации». Авторы доклада пришли к неутешительному выводу, что Россия продолжает погружаться на дно «демографической ямы». — демографический статус России и вероятные прогнозы: как преодолеть демографическую яму в регионах; — сколько инвестиций нужно для естественного прироста населения страны; — поддержка многодетных семей — драйвер демографической политики. говорится в докладе Общественной палаты. Положительный миграционный прирост населения, наблюдаемый за рассмотренный период, начиная с 1992 г. сочетался с отрицательными значениями естественного прироста населения вплоть до 2013 г.

Национальный проект «Демография» как инструмент развития человеческого капитала в России

Поэтому хочу сказать вам последние данные. У нас за предыдущие несколько лет число женщин с 20 до 29 лет уменьшилось на 4,5 млн человек. Это объективные факторы», — сказал Путин. В России было два крупных спада уровня рождаемости: уровень 1,1 рождений на женщину был в военные 1943-1944 годы и в 1999 году. Нацпроект «Демография», реализация которого началась в 2019 году, одной из целей имеет увеличение рождаемости — число детей, рожденных одной женщиной, к 2024 году должно вырасти с 1,62 до 1,7. На финансовую поддержку семей в нацпроекте «Демография» предусмотрена самая большая статья — почти 2,7 трлн руб. Согласно нацпроекту, одна из мер поддержки — это ежемесячные выплаты при рождении первого и второго ребенка.

Выплаты полагаются малообеспеченным семьям, в которых среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума. Эти пособия выплачиваются до достижения ребенком трех лет. Расширены и возможности по использованию материнского капитала — эта программа действует с 2007 года, и на данный момент ее действие запланировано до 2021 года, однако высока вероятность, что программа будет продлена до 2024 года.

Об этом говорится в докладе "Демография-2024". Вывод: для обеспечения устойчивого естественного прироста в период до 2024 года необходимо ориентироваться на СКР суммарный коэффициент рождаемости 1,95—2,05 к 2024 году, — говорится в докладе.

В 2017-ом, несмотря на продолжающееся снижение смертности и рост ожидаемой продолжительности жизни, число умерших превысило число новорожденных на 136 тыс. Для этого и был разработан специальный национальный проект «Демография». Исключительную важность заложенных в него задач президент РФ Владимир Путин подчеркнул в своем послании Федеральному собранию от 20 февраля 2019: «Теперь о наших задачах более конкретно.

И прежде всего, о ключевой из них — о сбережении народа, а значит, о всемерной поддержке семей. Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей.

Это вопрос нашего будущего. Общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации». Непосредственно в паспорте национального проекта «Демография» выделены следующие целевые показатели: Увеличить продолжительность здоровой жизни россиян до 67 лет.

Снизить показатель смертности пенсионеров с 38,1 на тысячу человек в 2017 году до 36,1 на тысячу к 2024 году. Повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,62 на одну женщину в 2017 году до 1,7 к 2024 году. Задачи нацпроекта «Демография»: Разработка и внедрение программ финансирования семей при рождении детей.

Создание дополнительных мест в детских садах в регионах РФ. Реализация программ поддержки и повышения уровня жизни пенсионеров. Разработка программ долговременного ухода за инвалидами и гражданами пенсионного возраста.

Организация программ обучения и дополнительного образования для граждан предпенсионного возраста. Мотивирование россиян к здоровому образу жизни путем проведения кампании в СМИ, а также с помощью вовлечения россиян в мероприятия по укреплению здоровья. Создание доступных условий для занятия физической культурой для граждан любых возрастов, в том числе обеспечение регионов спортивными объектами.

Конкретно господдержка будет выражаться в следующих мерах: Ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка.

Сейчас принято решение, что с 2020 года индексация материнского капитала будет производиться вне зависимости от ситуации. Скорее всего, будет продлен срок действия материнского капитала, сейчас программа действует до 2021 года. И это тоже нужно сделать как можно быстрее, семейные стратегии учитывают государственные решения. Но последние несколько лет особенно показательны, потому что с 2014 года реальные доходы населения падали и индексация материнского капитала не производилось. То есть фактически действенность этой меры — напомню, одной из самых результативных — снизилась. Кроме того, срок действия программы постоянно продлевается. Конечно, с одной стороны, это стимулирует семьи к рождению второго ребенка, но для эффективного управления без тайминговых сдвигов в рождаемости политика должна быть последовательной и долгосрочной, постепенно включать в сферу своего действия более широкие слои населения.

Только в таком случае семья самостоятельно и спокойно сможет планировать, когда должен появиться в семье ребенок. Хотя по статистике в некоторых развитых странах, например во Франции, половина беременностей незапланированные. Резкий провал числа рождений вторых детей в 2017 году, по оценкам экспертов, был связан именно с решением о продлении программы материнского капитала в 2016 году до 2021 года. Сейчас необходимо не откладывая принимать решение о продлении программы на более дальний срок, мое мнение — до 2028 года, на весь период президентской инициативы «Десятилетие детства». Наконец, и это главное, объем средств, которые в целом предоставляются семье в рамках нацпроекта «Демография», других нацпроектов и госпрограмм недостаточен. Недостаточен для того, чтобы семьи могли реализовать желаемую потребность в детях, которая, по данным исследований Росстата, в последние годы снизилась до 2,2 ребенка, но все еще остается выше уровня простого воспроизводства населения — 2,15. Наши же расходы на семейную политику не превышают сегодня одного процента ВВП. Если же мы возьмем международный стандарт, то увидим совершенно другие цифры.

А, скажем, во Франции, где реализуется политика поддержки рождаемости, это пять-шесть процентов ВВП. Другая проблема — структура инвестиций в семейную политику. Девяносто процентов средств нацпроекта «Демография» предусмотрено на поддержку первого и второго ребенка, в то время как примерно десять процентов — на поддержку третьего ребенка. Эти средства не позволяют обеспечить структуру расходов, которая стимулировала бы рождаемость. Социальная ловушка демографического роста Выходит, что материнский капитал не индексировали просто потому, что экономили на семейной политике? Была высокая инфляция, и государство понимало, что обеспечить индексацию, сопоставимую с инфляцией, которая наблюдалась в 2015 году, было, по-видимому, невозможно. Но все равно нужно было это делать. Правда, в то время, помню, мы радовались, что хотя бы сохраняется сама мера материнского капитала, потому что ходили разговоры, что и ее хотят как-то переформатировать.

Если бы это произошло, то стержень российской семейной политики был бы просто нивелирован, а вместе с этим «ушли» бы и другие меры — региональный материнский семейный капитал, другие более точечные меры демографической политики, и мы получили бы еще большее падение рождаемости. Однако я хотел бы обратить внимание еще вот на что. К сожалению, у нас даже на уровне ключевых экспертов существует определенная путаница: социальную политику очень часто смешивают с демографической. В чем разница? Это особенно ярко заметно в отношении к многодетным семьям. С точки зрения социальной политики многодетность — это дополнительные риски бедности, это рост социальных расходов на их поддержку, ухудшение жилищных условий, в общем — это масса всевозможных проблем, требующих постоянного участия государства. И с точки зрения социальной защиты чем меньше многодетных семей, тем лучше. С точки зрения же демографической политики многодетная семья — это важнейшая социальная категория, это индикатор эффективности демографической политики.

Без достаточного количества многодетных семей мы не сможем обеспечить ни устойчивый показатель рождаемости, ни выход на естественный прирост населения в будущем и вообще никогда не приблизимся к уровню воспроизводства населения. Но, повторюсь, с точки зрения социальной политики рост числа таких семей объективно невыгоден. Я сторонник того, чтобы демографические меры не имели порога доходов. Этот конфликт особенно ярко прослеживается в единовременных денежных выплатах на третьего ребенка до достижения им трех лет. Дело в том, что семьи, которые могут получать эту выплату в размере прожиточного минимума, должны иметь среднедушевые доходы не ниже, чем среднедушевые доходы по региону. Когда было введено такое ограничение, значительная часть семей оказалась отрезана от этой меры поддержки. Это семьи с высокими доходами, которые во многом формируют бюджетный потенциал и фактически финансируют эти выплаты, в итоге они ничего не получают. Это не только несправедливо, но и снижает демографический эффект меры.

Меры демографической политики должны быть универсальными и должны распространяться на все семьи независимо от их доходов. Если мы завтра сделаем так, что материнский капитал будет выплачиваться исходя из доходов семьи, то эта меры из демографической превратится в меру социальной поддержки и тут же утратит свою значимость. Поэтому я считаю, что очень важно удерживать эту границу, прежде всего в сознании бюрократов, между социальной и демографической политикой и ни в коем случае ее не стирать. Сначала мы должны стимулировать рождаемость, а уже затем включать меры социальной поддержки, нивелируя социальные риски, которые возникают при рождении детей. С другой стороны, выходит, что при том важном различии, которое есть между подходами в демографической политике и социальной, они при этом все-таки неразрывно связаны. Увеличивая рождаемость, мы пропорционально этому росту должны увеличить и расходы на социальную политику. Да, я этот эффект называю «социальной ловушкой демографического роста». Действительно, стимулируя рождаемость и инвестируя в снижение смертности, мы должны заранее запланировать увеличение расходов на социальную политику.

Детей больше, пожилых людей тоже, а это значит, что мы должны закладывать еще больше средств на тех, кто пока или уже не способен трудиться. То есть мы должны расстаться с мыслью, что в обозримом будущем наши социальные расходы будут сокращаться.

Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года

Действительно, по данным ВЦИОМ, 65 процентов российских семей хотели бы стать многодетными, но в действительности только 26 процентов планируют иметь больше троих детей. Анализ текущей демографической ситуации В докладе отмечается, что на протяжении 2000-х годов в России устойчиво снижалась смертность и росла рождаемость. К 2014—2015 годам рождаемость достигла максимального значения в абсолютных показателях — 1,94 миллиона детей, а в 2019 году, когда темпы снижения смертности были одними из самых высоких в мире, ожидаемая продолжительность жизни ОПЖ обновила исторический максимум — 73,4 года. Однако после 2016 года началось снижение рождаемости как в абсолютных числах, так и по числу рождений на одну женщину детородного возраста суммарный коэффициент рождаемости — СКР. К 2022 году число рождений снизилось до 1,3 миллиона детей, а СКР — до 1,42 ребенка на женщину.

В докладе говорится, что рождаемость продолжает снижаться в 2023 году как в целом по России, так и в большинстве регионов. Так, в январе — августе 2023 года в России родилось 850 187 детей, что меньше на 22 166 детей, или на 2,5 процента, чем в аналогичном периоде 2022 года. По итогам года прогнозируется снижение как числа рождений, так и СКР. Второй пакет — региональный маткапитал и земельные участки — дал еще больший результат.

Благодаря ему страна получила более 2,5 младенца на женщину как дополнительное рождение», —обратил внимание Сергей Рыбальченко. В докладе отмечается, что средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России также начала расти с 2005 года, и устойчивый рост продолжался вплоть до 2020 года. В 2019 году ожидаемая продолжительность жизни достигла исторического максимума — 73,4 года. Затем, в период пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году, продолжительность жизни сократилась на 1,8 года, а в 2021 году — на 1,4 года, опустившись до 70,1 года.

В 2022 году показатель ОПЖ снова вырос до 72,76 года. В 2023 году ожидаемая продолжительность жизни продолжала расти, что позволило к середине года вернуться на уровень 2019-го — 73,4 года. В докладе отражено влияние на демографическую ситуацию миграции.

Получается, что на национальный проект «Демография» дополнительно выделяются достаточно скромные деньги, так, на ежемесячные выплаты пособий на первого ребенка и на третьего ребенка в семьях с низкими доходами уйдет около 120 млрд руб. Ожидать от таких вложений серьезного роста суммарного коэффициента рождаемости и стабильного прироста населения не приходится». Остается надеяться на дополнительную поддержку семей из региональных бюджетов». Стимулировать нужно вторые и третьи рождения». С этим мнением согласен Владимир Архангельский.

Кроме того, семьи уже получают пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а вот от 1,5 до 3 лет размер выплат значительно меньше, особенно на первого и второго ребенка, отмечает он. Затраты на строительство яслей, предусмотренные в проекте, тоже будут не слишком эффективны, считает ученый. В нынешней демографической ситуации мы скоро столкнемся не с дефицитом, а с избытком мест в яслях. Зато те дети, которые родились в период всплеска рождаемости, совсем скоро станут школьниками, и об этом нужно подумать заранее: и о зданиях, и о педагогах, и об учебниках. А также о продленке, которая во многих школах является платной. Значительные средства планируется вложить в развитие технологии ЭКО. В 2019 году планируется провести 70 тысяч таких операций, а в 2024 году — уже 120 тысяч, говорит эксперт. Все традиционные российские конфессии относятся к этой технологии негативно, так как она абортивная по своему характеру, напоминает он.

Акцизы на табак сделают демографическую программу самоокупаемой По мнению Алексея Ульянова, многие меры, предлагаемые в национальном проекте «Демография», напоминают попытки вытереть пол под текущей крышей, вместо того чтобы заделать дыру. Но уровень смертности среди мужчин трудоспособного населения — это полнейший провал. Если новорожденный русский мальчик имеет гораздо больше шансов выжить, чем новорожденный эфиоп, то двадцатилетний русский юноша имеет меньше шансов дожить до пенсионного возраста, чем двадцатилетний эфиоп». Причина этого провала — алкоголь и табак. По оценкам Всемирной организации здравоохранения ВОЗ , ежегодно 300 тысяч смертей в России так или иначе связаны с курением. Для этого их нужно увеличить примерно в три раза, — говорит Алексей Ульянов. Их можно будет тратить на демографическую политику, и получится самоокупаемая программа».

Документ был внесен правительством в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета. Читайте также:Можно ли гордиться продолжительностью жизни россиян По данным Минэкономразвития, демографические показатели сильно влияют на социально-экономическое развитие России. В последнее время есть устойчивая тенденция старения и ухудшение возрастной структуры населения. Минэкономразвития также считает демографическими вызовами снижение численности женщин в возрасте 20—34 лет и сохранение высокого уровня смертности в экономически активных возрастах.

С учётом структуры расходов на поддержку семей с детьми объём финансирования федерального проекта должен составить не менее 400—450 млрд рублей в год. Эксперты также отметили отсутствие в демографическом проекте федерального проекта в сфере миграционной политики, которая оказывает существенное влияние на демографическую устойчивость регионов и поселений Дальнего Востока и Крайнего Севера. А в связи с включением в демографический проект показателя ожидаемой продолжительности здоровой жизни эксперты считают целесообразным добавить в него меры по совершенствованию государственной политики по снижению уровня инвалидизации населения. По мнению экспертов, ряд важных показателей и результатов национального проекта может быть достигнут не только за счёт финансовых мер поддержки семей с детьми и старшего поколения, но и за счёт популяризации семейных ценностей, общественного благополучия, сплочения поколений. Для этого Экспертный совет предлагает разработать в рамках национального проекта по демографии федеральный проект «Десятилетие детства: партнёрство в интересах семей и детей». В него нужно включить комплекс мер, направленных на поддержку межсекторного партнёрства в сфере поддержки семей с детьми, работников с семейными обязанностями, укрепление института семьи и популяризацию духовно-нравственных традиций семейных отношений. Без ориентации на восстановление естественного прироста населения невозможно обеспечить устойчивое развитие и геополитическую стабильность страны в перспективе, подчёркивает руководитель рабочей группы «Социальная политика и повышение качества социальных услуг» Экспертного совета при правительстве Сергей Рыбальченко. Выйти на устойчивый прирост населения, по его словам, возможно только при увеличении показателей рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо радикальное сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте. В 2017 году, по данным Росстата, почти четверть всех умерших составили граждане в трудоспособном возрасте. Практически каждая пятая смерть приходится на мужчин "в полном расцвете сил". По уровню смертности мужского населения в трудоспособном возрасте мы находимся рядом с воюющей Сирией. Основные причины сверхсмертности — так называемые неинфекционные заболевания, в частности сердечно-сосудистые, онкологические, заболевания органов пищеварения и дыхания, диабет, а также внешние причины. В связи с этим популяризация здорового образа жизни и изменение поведенческих факторов являются ключевыми направлениями в снижении смертности и увеличении ожидаемой продолжительности жизни», — говорит Сергей Рыбальченко. Экспертный совет при правительстве представил свои предложения по доработке подготовленного Минтрудом проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», входящего в национальный проект «Демография». Эксперты согласны с выбором подтверждённой мировым опытом концепции снижения вредного потребления алкоголя, потребления табака, а также создания условий для повышения уровня рационального питания в качестве основных направлений приоритетного проекта по укреплению общественного здоровья.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий