Чичерин аксаков кропоткин мартов

По мнению И.С. Аксакова, «общество» представляет собой «мыслящий класс», в котором «совершается сознательная, умственная деятельность», также это наиболее просвещенная, образованная часть народа, прошедшая процесс самоопределения – «народ самосознающий». В трудах Кропоткина изложен прямой путь к гуманистическому, справедливому общественному устройству, по которому могло идти общество без всяких «переходных периодов» и «отмирания государства через его расцвет». Установите соответствие между фамилиями участников общественного движения XIX в. и их принадлежностью к течениям общественной мысли: А) н Б) в В) кин Г) (аум).

Деятели России и их вклад в развитие отечественной культуры

Разбирая анархический элемент славянофильской идеологии, основной акцент будет сделан на сочинениях К. Аксакова, поэтому многие утверждения, сделанные в этой статье, могут быть ложными применимо ко всему славянофильству в целом. Чичерин Борис Николаевич (1828 – 1904). Шершеневич Габриэль Феликсович (1863-1912). Каткова, Кавелина, Чичерина можно отнести к западническому крылу либерализма. Иную позицию занимали славянофилы И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, В. А. Черкасский. Они стремились сочетать либеральные ценности с национальными традициями. Разбирая анархический элемент славянофильской идеологии, основной акцент будет сделан на сочинениях К. Аксакова, поэтому многие утверждения, сделанные в этой статье, могут быть ложными применимо ко всему славянофильству в целом. Западники – П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин. Участники революционных и просветительских кружков. х выше Московского Генерал-губернатора Долгорукова, Аксакова, Чичерина и Лорис-Меликова, в заговоре так или иначе были вовлечены генералы Тотлебен, Шлеер, Орловский, Радецкий, Святополк-Мирский, Милютин и Войеков.

Кропоткин Петр Алексеевич

Б н чичерин к с аксаков п а кропоткин, мультсериал создан под руководством Лорен Фауст, которая принесла в обновленный воздух большую технологию и лекарственный настрой, сделав его венгерским для сельской идеологии. После революции, с 1917 по 193 3 г., «Записки революционе­ ра» издавзлись девять раз, не считая выпусков с сокращениями и публикаций отдельных отрывков. В академическое издание 193 3 г. вошел текст рукописей Кропоткина на русском языке. Россия в эпоху Великих реформ - Учебник по истории России XIX — начало XX века - 9 класс - Вишняков Я. В. - 2021 - Школьная история. В отличие от либералов-западников, к которым относились Грановский, Боткин, Корш, позже – Кавелин, Чичерин и мно-гие другие, Герцен и его круг не были поклонниками того пути развития, по которому шла буржуазная Европа. хайским, Махно). Он происходил из старинного княжеского рода.

Русский анархизм: Михаил Бакунин, Пётр Кропоткин

Представления о необходимых для страны реформах: корректировка реформ с целью недопущения ущемления прав и привилегий дворянства. Методы достижения целей: защита верховной власти от влияния либеральных чиновников. Представители: Кавелин, Чичерин, Аксаков, Унковский. Взгляды на будущее государственное устройство: конституционная монархия и народное представительство.

В таком случае мы оставались на попечении Ульяны.

Наскоро пообедав, мы отправлялись в парадный зал, куда скоро являлась и молодежь из горничных. Затевались всевозможные игры: в жмурки, в коршуна и т. Затем мастер на все руки Тихон являлся со скрипкой. Начиналась пляска: не скучные, мерные танцы под управлением танцмейстера француза "на резиновых ножках" танцы, конечно, входили в программу нашего воспитания , а живой танец - не урок.

Пар двадцать кружилось в разные стороны, но это было лишь вступлением к еще более оживленному казачку. Тихон тогда вручал скрипку одному из стариков и начинал вывертывать ногами такие мудреные фигуры, что в дверях показывались повара и даже кучера, желавшие поглядеть на любезный их сердцу танец. В девять часов за нашими посылалась большая карета. Тихон, вооружившись щеткой, ползал по паркету, чтобы восстановить опять его девственный блеск.

В доме воцарялся образцовый порядок. И если бы нас с братом на другой день подвергли самому строгому опросу, мы не обмолвились бы ни словом о развлечениях предыдущего вечера. Мы ни за что не выдали бы никого из слуг точно так же, как никто из них не выдал бы нас. Раз, в воскресенье, мы с братом играли одни в большой зале и набежали на подставку, поддерживавшую дорогую лампу.

Лампа разбилась вдребезги. Немедленно же дворовые собрали совет. Никто не упрекал нас. Решено было, что на другой день рано утром Тихон на свой страх и ответственность выберется потихоньку, побежит на Кузнецкий мост и там купит такую же лампу.

Она стоила пятнадцать рублей - для дворовых громадная сумма. Но лампу купили, а нас никто никогда не попрекнул даже словом. Когда я думаю теперь о прошлом и в моей памяти восстают все эти сцены, я припоминаю также, что во время игр мы никогда не слыхали грубых слов; не видали мы также в танцах ничего такого, чем теперь угощают даже детей в театре. В людской, промеж себя, дворовые, конечно, употребляли неприличные выражения.

Но мы были дети, ее дети, и это охраняло нас от всего худого. В те времена детей не заваливали такой массой игрушек, как теперь. Собственно говоря, их у нас почти вовсе не имелось, и мы вынуждены были прибегать к нашей собственной изобретательности. С другой стороны, мы с братом рано приобрели вкус к театру.

Впечатление, произведенное масленичными балаганами, с их представлениями сражений и разбойников, продолжалось недолго: мы сами предостаточно играли в казаков и разбойников. Но в Москву прибыла балетная звезда первой величины Фанни Эльслер, и мы увидали ее. Когда отец покупал билет в театр, то брал всегда лучшую ложу, не жалея денег; но зато он хотел, чтобы за эти деньги наслаждалась вся семья. Взяли и меня, несмотря на то, что я был тогда очень мал.

Фанни Эльслер произвела на меня такое глубокое впечатление грациозностью, воздушностью и изяществом всякого движения, что с тех пор танцы, относящиеся скорее к области гимнастических упражнений, чем искусства, никогда меня не интересовали. Нечего и говорить, что "Гитану, испанскую цыганку", балет, в котором Эльслер участвовала, мы решили поставить дома, то есть содержание балета, а не танцы. У нас была готовая сцена: дверь из спальни в классную закрывалась занавесью. Несколько стульев полукругом и кресло для мосье Пулэна составили зрительный зал и царскую ложу.

Публику мы легко собрали: тут были Ульяна, русский учитель и две-три горничные. Мы решили во что бы то ни стало поставить две сцены: ту, в которой цыгане привозят в табор маленькую Гитану в тачке, и ту, где Гитана в первый раз появляется на сцене, спускается с пригорка и переходит по мосту через ручей, в котором отражается ее образ. Зрители тогда стали бешено аплодировать, и мы решили, что рукоплескания были вызваны отражением в ручье. Для роли Гитаны мы выбрали одну из самых маленьких девочек в девичьей.

Ее оборванное пестрядинное платье не составляло препятствия. Перевернутый стул вполне заменил тачку. Но ручей! Из двух кресел и гладильной доски портного Андрея мы соорудили мост, а из куска синей китайки - ручей.

Для получения отражения мы пустили в ход маленькое круглое зеркало, перед которым брился Пулэн; но, сколько мы ни старались, отражения во весь рост не получалось. После многих неудачных попыток мы должны были отказаться от опытов с зеркалом. Но мы упросили Ульяну, чтобы она поступила так, как будто бы видела отражение в ручье, и аплодировала бы громко. Таким образом, в конце концов мы сами начали верить, что, быть может, что-нибудь и видно в самом деле.

Расиновская "Федра" - или по крайней мере последний акт трагедии сходила тоже очень не дурно, а именно Саша прекрасно декламировал звучные стихи: "A peine nous sortions des portes de Trezene". А я сидел совершенно неподвижно во все время трагического монолога, возвещавшего мне о смерти сына, до тех пор, покуда, согласно книжке, я должен был подать реплику: "Oh, dieux! Но что бы мы ни играли, все наши представления неизменно заканчивались адом. Мы тушили все свечи, кроме одной, которую ставили за прозрачный экран, намазанный суриком, что должно было изображать пламя.

Мы с братом затем прятались и принимались отчаянно выть, как осужденные грешники. Ульяна не любила поминать черта к ночи и пугалась; но я задаю себе вопрос, не содействовало ли это слишком конкретное представление ада - при помощи сальной свечки и листа бумаги - тому, что мы с братом уже в раннем возрасте освободились от страха геенны огненной. Наше представление было слишком реально, чтобы не пробудить скептицизма. Вероятно, я был еще очень мал, когда увидел знаменитых московских актеров Щепкина, Садовского и Шумского в "Ревизоре" и в "Свадьбе Кречинского".

Тем не менее я живо помню не только все выдающиеся сцены в обеих комедиях, но даже интонацию наших великих актеров реалистической школы: их игра так сильно запечатлелась во мне, что, когда я впоследствии видел те же пьесы в Петербурге в исполнении актеров французской декламаторской школы, я не мог выносить их. Я сравнивал этих актеров с Щепкиным и Садовским, установившими мой вкус в драматическом искусстве. Это наводит меня, кстати, на мысль, что родители, желающие воспитать в детях художественный вкус, должны их брать изредка в театр смотреть хороших актеров в хороших пьесах, а не так называемые детские пантомимы. Бал в честь Николая I.

Я не знаю в точности по какому случаю, но полагаю, что по поводу двадцатипятилетия со дня вступления на престол Николая I в Москве подготовлялся грандиозный бал. Двор должен был прибыть в старую столицу, и московское дворянство решило ознаменовать событие костюмированным балом, в котором детям предстояло принять видное участие. Решено было, что приветствовать императора должны все различные народности, входящие в состав империи. Как у нас, так и у соседей шли большие приготовления.

Для нашей мачехи был приготовлен замечательный русский костюм. Так как отец был военным, то, разумеется, он должен был явиться в мундире; но те из наших родственников, которые не служили, не менее дам были заняты приготовлением русских, греческих, кавказских, монгольских и других костюмов. Когда московское дворянство дает бал государю, бал должен отличаться необыкновенной пышностью. Нас с братом считали слишком молодыми, чтобы принять участие в торжестве.

Но в конце концов я попал-таки на бал. Наша мать была очень дружна с Назимовой, женой генерала, который был впоследствии виленским генерал-губернатором. Назимовой, очень красивой женщине, предстояло явиться в сопровождении восьмилетнего сына, в великолепном костюме персидской царицы. Соответственно и сын должен был быть в очень богатом костюме, перехваченном поясом, украшенным драгоценными каменьями.

Но мальчик заболел как раз перед балом, и Назимова решила, что один из сыновей ее лучшего друга лучше всего заменит больного. Нас с Сашей позвали к Назимовой, чтобы примерить костюм. Он оказался короток для Александра, который был выше меня ростом; но мне костюм пришелся как раз впору. Решено было, что изображать персидского царевича буду я.

Громадный зал московского дворянского собрания был наполнен гостями. Каждому из детей вручили жезл с гербом одной из шестидесяти губерний Российской империи. На моем жезле значился орел, парящий над голубым морем, что, как я узнал впоследствии, изображало герб Астраханской губернии. Нас выстроили в конце громадного зала; затем мы попарно направились к возвышению, на котором находились император и его семья.

Когда мы подходили, то расходились направо и налево и выстроились таким образом в один ряд перед возвышением. Тогда по данному нам приказанию мы склонили все жезлы с гербами перед Николаем... Апофеоз самодержавия вышел очень эффектным. Николай был в восторге.

Все провинции преклонялись перед верховным правителем. Затем мы, дети, стали медленно уходить в глубь залы. Но тут произошло некоторое замешательство; засуетились камергеры в расшитых золотом мундирах, и меня вывели из рядов. Мой дядя князь Гагарин, одетый тунгусом я не мог наглядеться на его кафтан из тонкой замши, на его лук и на колчан, наполненный стрелами , поднял меня на руки и поставил на платформу перед царем.

Не знаю, потому ли, что я был самый маленький в процессии, или потому, что мое круглое лицо с кудрями казалось особенно потешным под высокой смушковой шапкой, но Николай пожелал видеть меня на платформе. Мне потом сказали, что Николай, любивший всегда казарменные остроты, взял меня за руку, подвел к Марии Александровне жене наследника , которая тогда ждала третьего ребенка, и по-солдатски сказал ей: "Вот каких молодцов мне нужно! Во всяком случае я очень хорошо помню, как Николай спросил: хочу ли я конфет? На что я ответил, что хотел бы иметь крендельков, которые нам подавали к чаю в торжественных случаях.

Николай подозвал лакея и высыпал полный поднос крендельков в мою высокую шапку. В конце концов фельдфебелеобразный брат Николая Михаил, имевший репутацию остряка, ухитрился-таки заставить меня заплакать. На моих глазах показались слезы, которые я напрасно старался удержать. Дамы, впрочем, заступились за меня.

Добрая Мария Александровна взяла меня под свое покровительство. Она усадила меня рядом с собою на высокий с золоченой спинкой бархатный стул. Мне говорили впоследствии, что я скоро заснул, положив голову ей на колени, а она не вставала с места во все время бала. Помню я также, что родные, когда мы дожидались кареты, гладили меня по голове, целовали и говорили: "Петя, ты назначен пажем!

Не знаю, много ли их досталось Саше, но помню, что он крепко обнял меня, когда ему сказали, что я беспокоился о шапке. Быть записанным в кандидаты в Пажеский корпус считалось тогда большой милостью. Николай редко ее оказывал московскому дворянству. Отец мой был в восторге и мечтал уже о той блестящей карьере, которую сделает при дворе сын; а мачеха, когда она потом рассказывала про это событие, никогда не забывала прибавить: "А все это потому, что я его благословила перед балом!

Через год решилась также судьба Александра. В Петербурге праздновался юбилей Измайловского полка, в котором отец служил в молодости. Раз ночью, когда в доме все спали глубоким сном, у ворот остановилась, гремя колокольчиками, тройка. Выскочил из кибитки фельдъегерь и громко крикнул: "Отпирайте!

Приказ от государя императора!.. То было ужасное время. Оказалось, однако, что Николай просто пожелал иметь имена всех сыновей офицеров, когда-либо служивших в Измайловском полку, чтобы распределить мальчиков по военно-учебным заведениям, если это еще не было сделано. С этой целью и послали из Петербурга в Москву курьера, который днем и ночью стучался в дома всех бывших офицеров Измайловского полка.

Дрожащей рукой отец записал, что его старший сын Николай уже учится в Первомосковском кадетском корпусе, что младший сын Петр - кандидат в Пажеский корпус и что остался лишь средний сын Александр, который еще не поступил в военно-учебное заведение. Через несколько недель пришла бумага, извещавшая отца о "монаршей милости". Александра повелевалось определить в орловский кадетский корпус. Отцу стоило немало хлопот и денег, чтобы добиться позволения определить Александра в московский кадетский корпус.

Новая "милость" была оказана только ввиду того, что старший сын уже учится в этом корпусе. Таким образом, по воле Николая I нам обоим предстояло получить военное воспитание, хотя через несколько лет мы возненавидели военную службу по причине ее нелепости. Но Николай бдительно следил за тем, чтобы все сыновья дворян, кроме хворых, избирали военную карьеру. Таким образом, к великому утешению отца, мы все трое должны были стать офицерами.

Нравы старого барства. Мой отец считался богатым человеком. У него было более 400 душ в трех различных губерниях [4] и еще большие земли, и он жил соответственно своему положению. Это значило, что его дом был открыт для гостей и что отец держал многочисленную дворню.

В семье нас было восемь человек, иногда десять или двенадцать, между тем пятьдесят человек прислуги в Москве и около шести десяти в деревне не считалось слишком большим штатом. Тогда казалось непонятным, как можно обойтись без четырех кучеров, смотревших за двенадцатью лошадьми, без трех поваров для господ и кухарок для "людей", без двенадцати лакеев, прислуживавших за столом во время обеда за каждым обедающим стоял лакей с тарелкой , и без бесчисленных горничных в девичьей. В то время заветным желанием каждого помещика было, чтобы все необходимое в хозяйстве изготовлялось собственными крепостными людьми. Все это вот для чего.

Если кто-нибудь из гостей заметит: - Как хорошо настроен ваш рояль. Ваш настройщик, вероятно, Шиммель? То помещик гордо отвечал: - У меня собственный настройщик. Я позволил ему сегодня показать свое искусство.

Заветным желанием каждого богатого и знатного помещика было иметь мебель, сбрую, вышивки - словом, все от собственных мастеров. Когда детям дворовых исполнялось десять лет, их отдавали на выучку в модные мастерские. Пять или семь лет они подметали лавку, получали бесчисленные колотушки и состояли главным образом на побегушках Я должен сказать, что не многие выучивались в совершенстве ремеслу. Портные и сапожники могли шить платье и сапоги только на прислугу; когда же нужно было действительно хорошее пирожное, его заказывали у Трамбле, а наш кондитер в это время играл на барабане в крепостном оркестре.

Этот оркестр был другим пунктом тщеславия моего отца. Не то чтобы он сам был большой любитель музыки, но так требовалось для большей важности, а потому почти каждый дворовый помимо своего ремесла состоял еще басом, тромбоном и кларнетом в оркестре. Настройщик Макар, он же помощник дворецкого, играл также на флейте. Портной Андрей играл на валторне.

Обязанностью же кондитера было вначале бить в барабан, но он так усердствовал, что оглушал всех. Тогда ему купили чудовищную трубу в надежде, что, может быть, легкими он не будет в состоянии производить такой шум, как руками. Но когда и эта надежда не оправдалась, его сдали в солдаты. Что же касается рябого Тихона, то помимо бесчисленных обязанностей в доме в роли ламповщика, полотера или выездного лакея он еще не без пользы помогал в оркестре, сегодня на тромбоне, завтра на контрабасе, а не то и как вторая скрипка.

Две первые скрипки составляли единственное исключение из правила. Они были только скрипками. Отец купил их за большие деньги, с семьями, у сестер он никогда не покупал крепостных у посторонних и не продавал людей чужим. И вот по вечерам, когда отец не уезжал в клуб или когда у нас бывали гости, отец приказывал дворецкому "собрать музыку".

На наш оркестр был большой спрос, когда соседи, в особенности в деревне, устраивали вечера с танцами. Каждый раз, конечно, в подобных случаях нужно было спросить разрешение отца. Ничто не доставляло отцу такого удовольствия, как когда к нему обращались с просьбой по поводу оркестра или чего-либо другого: например, определить мальчика на казенный счет в школу или освободить кого-нибудь от наказания, наложенного судом. Хотя отец способен был на взрывы бешенства, но по натуре, без сомнения, он был довольно мягкий человек.

И когда к нему обращались за протекцией, он писал десятки писем во все стороны ко всем высокопоставленным лицам, которые могли быть полезны его протеже. В таких случаях его и без того немалая переписка увеличивалась еще полудюжиной специальных писем, написанных в крайне характер ном, полуофициальном полушутливом тоне. Каждое письмо, конечно, запечатывалось гербовой печатью отца. Большой квадратный конверт шумел тогда, как детская погремушка, по причине песка, которым густо посыпалось письмо: промокательной бумаги в то время еще не знали.

Чем труднее была просьба, тем большую энергию проявлял отец, покуда не добивался просимого для протеже, которого во многих случаях никогда даже в глаза не видал. Отец мой любил, чтобы у него были гости. Обедали мы в четыре часа, а в семь вся семья собиралась вокруг самовара. В это время мог приходить всякий принадлежавший к нашему кругу.

В особенности не было недостатка в гостях, когда Лена возвратилась из института. Если в окнах, выходивших на улицу, был свет, знакомые знали, что наши дома и что гостям будут рады. Гости собирались почти каждый вечер. В зале раскрывались ломберные столы.

Молодежь же и дамы оставались в гостиной или же собирались возле рояля. После ухода дам картежная игра продолжалась до рассвета, и значительные суммы переходили тогда из рук в руки. Отец мой постоянно проигрывал. Опасной для него, однако, являлась игра не дома, а в английском клубе, где ставки были выше.

В особенности опасно было, когда отца звали на партию "с очень почтенными господами" в один из наиболее уважаемых домов в Старой Конюшенной, где большая игра шла всю ночь. В подобных случаях отец проигрывал очень много. Нередко устраивались танцевальные вечера, не говоря уже о двух обязательных балах каждую зиму. В подобных случаях отец не смотрел на издержки, а устраивал все как можно лучше.

В то же время в будничной нашей жизни проявлялась такая скаредность, что, если бы я стал рассказывать подробности, их сочли бы за преувеличение. Об одном претенденте на французский престол, который прославился великолепными охотничьими партиями, говорят, что в его доме даже сальные огарки были на счету. Такая же мелочная экономия во всем практиковалась и в нашем доме, и скупость доходила до того, что мы, дети, когда выросли, возненавидели бережливость и расчет. Впрочем, в Старой Конюшенной такая манера жить заставляла лишь всех относиться еще с большим уважением к отцу.

В наших тихих и чистеньких уличках именно такая жизнь уважалась в особенности. Один из наших соседей, генерал Дурново, вел дом на широкую ногу, а между тем ежедневно между барином и поваром происходили самые комические сцены. После утреннего чая старый генерал, посасывая трубку, сам заказывал обед. Ты соорудишь суп, знаешь, с какой-нибудь первинкой: с зеленым горошком, фасолью...

Ну, твои жареные цыплята и индейки нам надоели до смерти. Ты приготовь нам что-нибудь новое. Когда все шесть блюд бывали обсуждены, старый генерал спрашивал: - Ну а сколько тебе на расходы? Я думаю, три рубля хватит.

Вот тебе три рубля Я знаю, что их за глаза достаточно. Четыре целковых за спаржу да два с полтиной за зелень. Так и быть, прибавлю еще три четвертака, а ты экономничай. Торг таким образом продолжался около получаса.

Наконец сходились на семи рублях с четвертаком с условием, чтоб обед на другой день стоил бы не больше полутора рублей. Генерал, счастливый тем, что устроил все так выгодно, приказывал закладывать сани и отправиться в модные лавки, откуда возвращался сияющий и привозил жене флакон тонких духов, за который заплатил бешеную цену во французском магазине, а единственен своей дочери он сообщал, что пришлют от мадам такой-то для примерки "очень простенькую", но очень дорогую бархатную мантилью. Вся наша бесчисленная родня со стороны отца жила точно таким же образом. Если порой проявлялись какие-нибудь новые стремления, они обыкновенно принимали религиозную форму.

Так, например, к великому смущению "всей Москвы" один князь Гагарин поступил в орден иезуитов, другой молодой князь пошел в монастырь, а несколько старых дам стали отчаянными святошами. Бывали и исключения. Один из наших ближних родственников, назову его Мирским, провел молодость в Петербурге, где служил в гвардии. Иметь крепостного портного или мебельщика его не занимало.

Дом его был великолепно убран, а платье он носил от лучшего петербургского портного. Он не любил карт и играл лишь с дамами; зато его слабостью была еда, на которую он тратил невероятные деньги. В особенности развертывался он во время поста и пасхи. Постом он погружался всецело в изобретение тонких рыбных блюд.

С этой целью он перерывал лавки в обеих столицах, а из вотчин командировались специальные гонцы к устьям Волги, чтобы доставить оттуда на почтовых железных дорог тогда еще не было громадного осетра или какой-нибудь необыкновенный балык. Когда же наступала пасха, его изобретательности не было конца. Пасха - наиболее чтимый и наиболее веселый праздник в России, праздник весны. Тают громадные сугробы, лежащие всю зиму, и бурные ручьи бегут по улицам.

Весна приходит не как тать, крадучись, незаметно, но открыто. Каждый день замечается перемена как в снежных сугробах, так и в наливающихся почках. Ночные морозы лишь слегка замедляют оттепель. В мое время страстная неделя встречалась в Москве необыкновенно торжественно.

Толпы народа ходили в церкви, особенно в четверг, послушать те трогательные места Евангелия, в которых говорится о страданиях Христа. На страстной не ели даже рыбы, а наиболее благочестивые вовсе не касались еды в страстную пятницу. Тем более разителен был переход к пасхе. В субботу все отправлялись ко всенощной.

Начало ее, как известно, очень печально. Но в полночь возвещается о воскресении Христовом. Все церкви разом освещаются. С сотен колоколен раздается радостный трезвон колоколов.

Начинается всеобщее веселье... Церкви, залитые светом, пестреют нарядными туалетами дам.

Б Петрашевцы. Кружок сложился в 1845 году, до 1847 не имел определенной направленности. В кружке изучали утопические идеи Фурье и Сен-Симона. Начиная с 1847 года можно говорить об оформлении петрашевцев. В деятельности кружка в разной степени участвовали Достоевский, Глинка, Салтыков-Щедрин.

По сословному составу в кружок входили мелкопоместные или беспоместные дворяне и разночинцы. Члены кружка встречались по пятницам и обсуждали проекты развития России. Рассуждали о притеснениях цензуры, о безобразии крепостного права, о продажности чиновничеств. В 1849 году члены кружка были арестованы. Это было известное дело об инсценировке казни, когда осужденные о последнем не знали, что их помилуют. Все по делу «петрашевев» было осуждено 123 человека. Чернышевский Н.

Чернышевский сын священника. Отстаивал революционно-демократические идеи, увлекался идеями утопического социализма. Он активно включился в развернувшуюся дискуссию по поводу готовящейся крестьянской реформы. Вскоре политические идеи Чернышевского вывели его в число идейных вдохновителей зарождавшегося русского социализма и народничества. В 1861-1862 гг. Написанная им знаменитая прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», а также связи с Герценом привели к аресту Николая Гавриловича в июне 1862 г. Он был помещен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где находился около двух лет.

Несмотря на тюремные условия, Чернышевский не прерывал работы, написав более 200 авторских листов различных сочинений, в том числе и свой самый выдающийся литературный труд — роман «Что делать? Из-за невнимательности цензуры, увидевшей в произведении лишь любовную линию, в 1863 г. Его роман «Что делать? Общественно-политическая мысль после отмены крепостного права. Особенностью революционного движения во второй половине 19 века стало вовлечение именно большого числа разночинной интеллигенции. Именно разночинцы стали движущей силой революционного движения. Разночинцы - люди кот не относились ни к одному из сословий.

Это свободные люди потомки врачей чиновников солдат личных крестьян. Которые получили образование и работали в сфере интеллектуального труда, например , репетиторство , Белинский , Чернышевский. Они назывались разночинной интеллигенцией. Земля и воля 1861-1864. После того как русские революционеры увидели, что крестьянская реформа 1861 г. Именно Герцена и его идеи крестьянского русского социализма считают корнями народничества. Герцен разочаровавшись в западе, где была очень сил на буржуазия и не могло случится социалистической революции, предложил идти в народ.

Крестьянская община имела на их взгляд зачатки социалистической ячейки и для того чтобы она себя проявила, необходимо дать крестьянам землю и волю. После отмены крепостного права не все крестьяне смогли адаптироваться к новой свободе. Свобода как бритва : кто то ей побрился, а кто то перерезал горло. После отмены КП упала жизнь народных масс, усилился алкоголизм. Причём влияние было как на барина так и на мужика. Многие дворяне также остались на распутье. Реформа ударила «Одним концом по барину, другим по мужику».

Так в конце 1861 года сложилась первая революционная народническая организация «Земля и воля». Главная цель общества с начала и до конца заключалась в том, чтобы дать крестьянам через посредство революции то, чего не дала им реформа,- полную волю и всю землю. Но строго оформленной программы "Земля и воля" не имела. После ряда арестов Чернышевского, Писарева , организация была обезглавлена и к 1864 году самоликвидировалась. Им на смену пришел кружок, возглавляемый Ишутиным - ишутинцы. Один из членов кружка Каракозов решил, что именно цареубийство всколыхнет Россию, притихшую после расправы с крестьянскими и студенческими волнениями. На вопрос царя: "Почему ты стрелял в меня?

Русская политическая эмиграция. Л Лавров и М. Бакунин М. Бакунин - потомственный дворянин, входил в кружок Станкевича. В 40 годах он решил продолжить своё философское образование за границей , но отец ему не даёт денег и тогда он просит их у Герцена. В Германии он охладел к идеям Шеллинга и увлёкся гегельянством , став «левым» гегельянцем или младогегельянцем. Их отличие от правых в отрицании роли религии.

Там он знакомится с революционером Геренгом и они уезжают в Цюрих. Там он устанавливает связи с коммунистами из Швейцарии и Германии. Власти просят вернуться Бакунина в Россию, но он отказывается, за что его лишают дворянского достоинства. За распространение революционных идей в Париже ,Праге и тд, он был приговорён к смертной казни и выдан российским властям. Его сослали в Сибирь. Откуда он бежал в 1861 году и уехал в Лондон к Герцену. Позже ездил по Европе.

Вступил в первый интернационал, организованный Марксом в 1868 году. Будучи социалистом, Бакунин, однако , не разделял всех взглядов Маркса.

Западники Западники — направление русской общественной мысли середины XIX в. Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Главные представители — В. Боткин, Т.

Грановский, К. Кавелин, Б. Чичерин и др. Жандармерия Жандармерия — полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и в армии. В России в 1827-1917 гг. Имамат Имамат — общее название мусульманского теократического государства.

Также государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. XIX в. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Народники Народники — представители идейного течение в среде радикальной интеллигенции во второй половине XIX в. Родоначальники: А. Чернышевский; идеологи: М.

Бакунин бунтарское течение , П. Лавров пропагандистское течение , П. Ткачёв заговорщическое течение. Нигилизм Нигилизм — в 1860-х гг.

Записки революционера

Прокопий Устюжский? Архиепископ Новгородский и Псковский. Предполагаемы автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. Феодор Стародубский? Анна Кашинская?

Княгиня, жена великого князя Тверского Михаила Ярославича. После гибели мужа в Орде подвизалась в обителях Твери и Кашина. Василий Калика в миру Григорий 1330-1352 — архиепископ Новгородский с 1331 , автор Послания о рае к тверскому владыке Феодору. Инициатор оборонительного и церковного строительства в Новгороде.

Андрей Смоленский? Переяславский чудотворец. Иван Данилович I Калита ок. При нём возведены в Москве дубовый кремль, белокаменные Успенский и Архангельские соборы.

Перевёл резиденцию митрополита из Владимира в Москву. Погребён в Архангельском соборе Кремля. При нём стали употреблять бумагу, на которой, в частности, были подписаны договор с его братьями и духовная грамота. Ко времени правления Симеона относится начало Троицкой лавры, основанной Сергием Радонежским.

Глубоко верующий князь скончался, приняв схиму. При нём митрополит Алексий, пребывая в Орде, излечил супругу хана Джанибека царицу Тайдулу, которая впоследствии упросила хана Бердибека своего сына о милости русской православной церкви, которая пред тем была обложена данью. При Иване II митрополитом Алексием на территории Московского Кремля был заложен Чудов монастырь, ставший известным как центр просвещения на Руси снесён в 1929 196. Сергий и Герман Валаамские?

Димитрий Иванович Донской 1350-1389 — благоверный великий князь Московский 1363-1389. Важнейшим событием было обращение жителей Пермского края в христианство, осуществлённое Стефаном Великопермским. Появилось огнестрельное оружие. Победитель хана Мамая на Куликовом поле 1380.

Его супруга Евдокия построила в Москве Вознесенский монастырь для тех, кто погиб на Куликовом поле и в других битвах. В память о погибших на Куликовом поле русских воинов на Руси стали праздновать Дмитровскую родительскую субботу, ныне поминают всех, убитых на поле брани. Никон Радонежский 1350-1426 — преподобный. Игумен радонежский, чудотворец.

По происхождению грек. Управлял митрополичьей кафедрой в Москве в течение 25 лет, способствовал установлению самодержавия. Моисей Новгородский? При нём построено несколько церквей и монастырей.

Авраамий Галичский Чухломской? Основатель обителей в Костромской земле. Основатель Чудова и Спасо-Андроникова монастырей в Москве. В Спасо-Андрониковом монастыре располагается Музей древнерусского искусства им.

Сильвестр Обнорский? Ученик и постриженик Сергия Радонежского. Основатель Воскресенской пустыни в Обнорском лесу неподалеку от г. Любима в Ярославской земле.

Дионисий Суздальский? Архиепископ в Суздале. Совершил путешествие в Константинополь. Лазарь Мурманский 1286-1391 — преподобный.

Основатель Успенского монастыря на острове Мурмане на Онежском озере. Просветитель лопарей. Мефодий Пешношский? Основатель Николо-Пешношского монастыря близ г.

Дмитрова на реке Пешноше. В советское время в монастыре располагался санаторий для душевно больных. Ныне монастырь восстановлен и ведёт активную миссионерскую и хозяйственную деятельность. Павел Обнорский и Комельский 1317-1429 — преподобный, ученик Сергия Радонежского.

Основатель монастыря в Комельском лесу при реке Грязовице и Обнорской обители в нынешней Вологодской области. Скончался, когда ему было 112 лет. Сергий Радонежский в миру Варфоломей ок. Ввёл общежитийный устав в русских монастырях.

Поддерживал Дмитрия Донского, призывал к единению Руси. Савва Сторожевский Звенигородский 1327-1407 — преподобный. Феодора Нижегородская в миру Анастасия или Васса 1333-1378 — основательница женского Зачатьевского монастыря в Нижнем Новгороде. Пахомий Нерехтский?

Основатель обители на полуострове Сыпанов на реке Гриденке, около посада Нерехта в Костромской земле. Монастырь упразднён в 1764 г. Место, где был монастырь, носит название Пахомиевой пустыни или Сыпановского монастыря. Афанасий Высоцкий Младший?

Игумен Высоцкого монастыря в Серпухове. Феодор Ростовский? Архиепископ Ростовский. Афанасий Высоцкий Старший?

Основатель и игумен Высоцкого монастыря в Серпухове. Василий I Дмитриевич 1371-1425 — великий князь Московский 1389-1425. В его правление утвердился обычай именоваться по родам вместо прозвищ. Древние славянские имена стали выходить из обихода.

Летоисчисление началось с сентября месяца, а не с марта, как было традиционно на Руси. Дионисий Ростовский? Ростовский архиепископ. Ферапонт Белозерский?

Основатель монастыря в 12 верстах от Кириллова монастыря. Обитель Ферапонта была посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. Храм расписан иконописцем Дионисием. Его фрески в оригинале сохранились до наших дней.

В советское время в монастыре располагался музей как филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Савватий Соловецкий? Основатель вместе с Зосимой и Германом монастыря на Соловецких островах. Образ его запечатлён на иконах.

В честь Зосимы и Савватия названы храмы, в т. Варнава Ветлужский? На месте его пустынничества в Ветлужском лесу на реке Ветлуге основан Свято-Троицкий Варнавин монастырь. Ныне там город Варнавино Нижегородской области.

Арсений Коневецкий Коневский? Основатель монастыря на острове Коневец Ладожского озера. Иоанн Суздальский? Епископ в Суздале.

Противник церковной иерархии и монашества. Выступал против церковных поборов. Казнён в Новгороде. Михей Радонежский?

Ученик Сергия Радонежского. Дмитрий Прилуцкий? В советское время в монастыре располагался склад медикаментов, затем музей. На территории монастыря покоится прах поэта К.

Батюшкова, на могиле которого установлен памятник. В настоящее время монастырь вновь действующий. Николай Кочанов? Новгородский чудотворец.

Роман Киржачский? Основатель Киржачской обители во Владимирской земле. Ныне на территории бывшего монастыря располагается Музей древнерусского искусства им. Иаков Ростовский?

Епископ Ростовский. Основатель Спасо-Яковлевского монастыря 1389. Кириак Каргопольский? Евфимий Суздальский 1316-1404 — преподобный, архимандрит.

Основатель общежительного монастыря во имя Преображения Господня, известного под мнем Спасо-Евфимиевского. Киприан ок. Автор посланий Сергию Радонежскому, жития митрополита Петра. Инициатор создания Троицкой летописи.

Иулиания Вяземская Новоторжская? Благоверная княгиня. Стефан Махрищский? Евфросиния в миру Евдокия?

Основательница Вознесенского женского монастыря в Кремле у Спасских ворот. В основанном ею монастыре было три храма. В Вознесенском храме погребены русские княгини, царицы и царевны. В 1929 г.

На их месте построено административное здание. Примирял враждующих князей. Основал монастырь в урочище Жёлтикове на берегу реки Тмаки близ Твери. Сергий Нуромский Обнорский, Вологодский?

Основатель Нуромской обители в Вологодской земле. Феофил и Иаков Омучские? Основатели обители на р. Омучи в Псковской земле.

Кирилл Белозерский 1337-1427 — религиозный деятель, основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Автор посланий, поучений и богословских сочинений. На месте монастыря в Белозерске ныне Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Феофан Грек ок.

В Новгороде. Автор икон «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Андрей Рублёв ок. Автор иконы «Троица».

Участвовал в создании росписей и икон во многих соборах Благовещенского в Московском Кремле, Успенского во Владимире, Троицкого в Троице-Сергиевой лавре, Спасского в Андронниковом монастыре в Москве и др. На территории бывшего Андронникова монастыря ныне располагается музей древнерусского искусства им. Автор «Слов» и посланий, обличающих еретиков и отстаивающих неприкосновенность церковного имущества. Даниил Чёрный ок.

Писал иконы для иконостасов этих соборов. Юрий Дмитриевич 1374-1434 — князь Звенигородский. Сын Дмитрия Донского. Троицкого — в Троице-Сергиевом монастыре.

Александр Куштский? Основатель обители на реке Куште при впадении в Кубенское озеро на Вологодской земле. Григорий Пельшемский? Основатель обители на р.

Пельшме в Вологодской земле. Его мощи почивают в Богородицком Григорьевом Пельшемском монастыре. Паисий Галичский? Настоятель Галичского Успенско-Николаевского монастыря.

Савва Вишерский? Основатель Вознесенского Савво-Вишерского монастыря близ Новгорода. Евфросин во св. Елеазар Псковский 1381-1481 — преподобный.

Основатель Спасо-Елеазарова монастыря на берегу реки Толвы в Псковской земле. Акиндин XIV — монах Богородицкой лавры. Автор послания великому князю Михаилу Ярославичу «Написание о поставляющих мзды ради», направленного против митрополита Петра. Симон Радонежский XIV — преподобный.

Ученик Сергия Радонежского, архимандрит. На его пожертвования был построен храм Живоначальной Троицы и устроены кельи. Есиф XIV — игумен предположительно Юрьева монастыря , епископ. Автор послания к пастве «Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моей».

Иаков Железноборовский? Основатель монастыря в местечке Железный Борок. Борис Александрович? По его приказу была составлена летопись, излагавшая всемирную историю до 1453 г.

Впервые ставший независимым от патриарха Константинопольского. Автор посланий и грамот. Досифей Верхнеостровский? Основатель монастыря на острове Верхнем Псковского озера.

Досифей канонизирован РПЦ. Митрополит Московский. Иоанн Устюжский? Савва Тверской?

Саввино близ Твери. Пафнутий Боровский 1394-1471 — преподобный, основатель и игумен Рождественского Боровского Пафнутьева монастыря. Религиозный деятель. Никитин Афанасий?

Автор путевых записок «Хождение за три моря» с описанием путешествия в Персию и Индию с посещением на обратном пути Сомали и Турции. В Твери на берегу Волги сооружён памятник А. Иларион Псковоезерский, Гдовский? Основатель монастыря в честь Покрова Пресвятой неподалеку от Гдова.

Богородицы Канонизирован РПЦ. Зосима Соловецкий? Зосиму рукоположили в священный сан и назначили игуменом в 1452 г. Погребён в приготовленной им самим могиле.

Мощи святого были перенесены в придел храма, посвящённый во имя преподобных Зосимы и Савватия. Нектарий Бежецкий? Основатель Троице-Сергиевой обители в Тверской земле близ Бежецка. Построил много церквей.

Антоний Краснохолмский? Вассиан Ростовский 1481 — святитель, архиепископ в Ростове. Савватий Тверской XV — преподобный. Основатель монастыря близ Твери ныне с.

Его учениками были Иосиф Волоколамский и Корнилий Комельский. Основатель Брылеевской пустыни в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы неподалеку от Железноборовского монастыря. Георгий Шенкурский XV — блаженный, Христа ради юродивый. Изображён на святой иконе.

Игнатий XV — преподробный. Игумен Спасо-Елеазаровской обители. Подвизался в Глушицкой обители Вологодской земли. Тарасий Глушицкий XV — преподобный.

Феодор и Павел Ростовские XV — преподобные. Основатели Борисоглебского монастыря в Ростовской земле. Максим Московский? Московский чудотворец.

Дионисий Глушицкий? Инок Спасо-Каменного монастыря в вологодской земле. Основатель обители на Глушице, а также Соловецкой недалеко от Глушицкой и неподалеку общежительный женский монастырь. Иоасаф Каменский Спасо-Кубенский?

Вологодский чудотворец. Филипп Рабангский? Основатель Спасо-Преображенской обители на берегу рабангской Сухоны в Вологодской земле. Иона Новгородский?

Герман Соловецкий? Основатель вместе с Зосимой и Савватием Соловецкого монастыря. Макарий Глушицкий? Игумен Глушицкого монастыря.

Косма Яхромский? Тихон Медынский Калужский? Основатель монастыря в глухом месте близ Медыни неподалеку от Калуги. Ефрем Перекомский 1412-1492 — преподобный.

Основатель Перекомского Николаевского монастыря около озера Ильмень, от которого была прокопана протока. Василий II Васильевич Тёмный 1415-1462 — великий князь Московский 1425-1433, 1433-1434, 1434-1446, 1447-1462. Впервые возведение на великокняжеский престол произошло не во Владимире, а в Москве. После покорения Новгорода новгородцы обязались отменить вечевые грамоты и пользоваться в делах государственных только печатью великого князя Московского.

В 1239 году была предпринята попытка объединения двух христианских церквей, католической и православной на Восьмом Вселенском соборе, на котором присутствовала делегация русского духовенства во главе с митрополитом Исидором. Принятая на соборе уния об объединении была отвергнута Василием II, митрополитом вместо Исидора назначен рязанский епископ Иона. Русская митрополия стала независимой от константинопольского патриарха митрополит южной Руси по-прежнему ставился Константинополем. В 1453 году Византия пала под натиском османских турок.

В Белом море на острове Савватий и Зосима основали Соловецкий монастырь 1429. Александр Ошевенский 1427-1479 — основатель Александро-Ошевенского монастыря в Каргополье на реке Чурьеге. Основанный им монастырь восстанавливается. Тихон Луховский в миру Тимофей?

Основатель обители на треке Лухе в Костромской земле. Паисий Угличский в миру Павел Гавренев? Основатель монастыря на левом берегу Волги близ Углича. Кассиан Угличский?

Нил Сорский в миру Майков Николай ок. Сора близ Кирилло-Белозерского монастыря. Идеолог нестяжательства, противник иосифлян. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования.

Вассиан Босой в миру Козьма 1439-1532 — церковный деятель, ученик Пафнутия Боровского, сторонник иосифлян. Крёстный отец будущего царя Ивана IV.

Мыслитель полагает, что не борьба, а взаимопомощь является основной движущей силой истории [9]. Данное положение связывает этику П. Кропоткина с его историко-социальной концепцией, а также практической деятельностью политика, революционера. Поставив в основание этический вопрос солидарности людей [7], он противопоставляет общинности природной, естественной, предполагающей равенство людей, искусственную организацию иерархического типа, где главное место занимает государство. Под государством П. Кропоткин понимает «общество взаимного страхования, заключенного между земледельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом» [8]. Армия, суд и церковь заинтересованы в укреплении государственных основ и порабощении масс, исходно строящих жизнь на общежитийной основе [6]. При анализе истории различных государств и народов П.

Кропоткин предлагает свою периодизацию мировой истории. Он предполагает наличие длительного первобытного безгосударственного периода, который заканчивается возникновением оного[16]. Расцветом торжества государственного начала становится Римская империя с ее огромной территорией, прекрасной армией, разветвленной администрацией и образцовыми законами. В Риме, по мнению П. Кропоткина, воплотился дух государственности, ставший впоследствии символом порабощения свободного общинного начала иерархической системой власти. Но как противоестественная система принуждения государственная иерархия не может существовать долго, поэтому внутренние сопротивление общества и внешние угрозы приводят Римскую империю к гибели, следствием чего становится зарождение периода свободного общинного существования с ограниченным государственным присутствием. Весь период раннего и зрелого феодализма до ХV века П. Кропоткин склонен рассматривать как период слабого государственного начала с яркими элементами самоуправления и сохранения родового быта и формата самоуправляемых городов. В умении городов строить сложную торгово-ремесленную социально-экономическую жизнь на основе народного управления ученый видит положительную тенденцию, которая впоследствии разовьется в индустриальную революционную эпоху, ярким примером чего станет Парижская коммуна. Для мыслителя важно, что город — это сообщество свободных людей, которые сами выбирают власть и умеют управлять усложняющимся со временем торгово-ремесленным укладом.

Тенденция доказывает, по мнению Кропоткина, возможность устройства на безгосударственных началах и индустриальной жизни. Причину падения городов и их подчинения феодальным правителям П. Кропоткин видит в неправильной политике самих городов, которые отказались вступить в союз с другими народными объединениями, сельскими общинами, поставили жесткие запреты на проникновения в город селян, а во многих случаях стали подчинять и эксплуатировать сельские окрестности. Все это привело к возникновению неравенства внутри городов, отчуждению города от села, объединению феодалов под властью одного сильного правителя и подчинению городской вольной среды власти государства.

И далее — ключевая фраза, которую Чичерин с полным правом мог бы адресовать и Аксакову: «В практическом отношении Черкасский считал более удобным и полезным проводить либеральные идеи под патриотическим знаменем, в чем, может быть, и не ошибался. Как известно, в речи по поводу коронации Александра III московский городской голова Чичерин позволил себе слова о том, что «только в Москве можно обрести те крепкие основы, то верное понимание смысла народной истории, то чутье истинных потребностей народной жизни, которые предохраняют от легкомысленных увлечений и от слепого следования за мимолетными авторитетами».

Здесь либерал-западник Чичерин наметил верную тенденцию к «опочвовлению либерализма», за что, кстати, ультразападнический, петербургский лагерь развернул чуть ли не травлю Чичерина. А вот славянофил И. Аксаков всемерено поддержал тогда московского городского голову. Итак, мировоззренческое схождение западника Чичерина и славянофила Аксакова оказалось вполне реальным. Но еще важнее то, что возможность в России позитивного синтеза европеизма и самобытности на основе простой констатации: Россия — это Европа, а европеизм — важнейший элемент русской почвы доказана в России и практически. Скажу даже больше: в тех исторических результатах, которые можно отнести к заслугам российского либерализма, мы непременно находим итог совместного труда либералов обеих мастей - как западников, так и самобытников.

Блестящий результат был несомненно достигнут в александровских реформах. Здесь усилия западников - вел. Константина Николаевича, Александра Головнина, братьев Милютиных, интеллектуалов-просветителей Чичерина и Кавелина не забудем здесь и великих русских женщин-европеисток — великую княгиню Елену Павловны и баронессу Раден — эти западнические усилия благотворно сошлись с действенным либеральным славянофильством кн. Черкасского, Юрия Самарина, с гражданской активностью Ивана Аксакова. Зримым позитивным результатом западническо-почвеннического либерального синтеза стало и российское земское движение, провинциальный, действенный либерализм, в котором такие очевидные западники как Петрункевич и Родичев, кн. Долгоруковы, кн.

Шаховской умели находить общий язык с земцами-славянофилами типа Дмитрия Шипова или Николая Хомякова. Русское гражданское западничество и русское свободолюбивое почвенничество великолепно сошлись в «либеральном консерватизме» Петра Струве, в «русской северной вольности» литератора Михаила Осоргина, в «христианском либерализме» Федора Степуна, Георгия Федотова и Владимира Вейдле. Закономерно, например, что главным кумиром юного Петра Струве был ни кто иной, как Иван Аксаков.

Представители: Кавелин, Чичерин, Аксаков, Унковский. Взгляды на будущее государственное устройство: конституционная монархия и народное представительство. Представления о необходимых для страны реформах: реформы государственного управления, введение независимого суда и местного самоуправления, создание условий для развития гражданского общества. Методы достижения целей: принцип постепенности преобразований.

Другие вопросы:

  • Общественно - политическая мысль 19 века. | ЕГЭ | Skills | Дзен
  • Таблицa на схожие темы
  • Профессия — революционер
  • Революционные кружки и западники
  • Общественно-политическая деятельность братьев Чичериных в Тамбове и Тамбовской губернии
  • Анархо-коммунизм Кропоткина — все самое интересное на ПостНауке

Где служить России?

  • Мятежный князь. Перед Кропоткиным преклонялись цари и коммунисты
  • Таблицa на схожие темы
  • Глава девятая
  • ЕГЭ. История России. Общественное движение в России в XIX-XX вв. Исторические личности.

Радикализм в России во второй половине XIX в.

  • Кропоткин Петр Алексеевич (1842 – 1921)
  • Термины и понятия 19 век - Cultvibe
  • Кропоткин Петр Алексеевич
  • Деятели России и их вклад в развитие отечественной культуры – ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ
  • «Колокол» Александра Герцена
  • Консервативное направление общественной мысли

Основные направления общественно-политической мысли XIX века

7. Цель его — общее благо. Кратко резюмируя, профессор Чичерин останавливается на формуле: «Государство представляет организацию народной жизни, сохраняющейся и обновляющейся в непрерывной смене поколений». Ампир Ампир – стиль в архитектуре и искусстве (в основном декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Как и классицизм, ампир вобрал в себя наследие античного мира: архаической Греции и имперского Рима. Анархисты Анархисты. Пётр Кропоткин Записки революционера 1899 Без вычитки, без курсива, без букв французского алфавита. В трудах Кропоткина изложен прямой путь к гуманистическому, справедливому общественному устройству, по которому могло идти общество без всяких «переходных периодов» и «отмирания государства через его расцвет».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий