Выступления старообрядцев

В 1668-1676 году произошло восстание старообрядцев на Соловках. Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам.

Презентация на тему "урок "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам"" 8 класс

Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. Эти старообрядцы стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников. Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками. 1676 годов, а также захват. В России 16 – 18 веков произошло немало народных восстаний. Исто́рия старообря́дчества — история совокупности религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих начатую в 1653 году патриархом Никоном и царём.

Библиотека

  • Презентация по истории России на тему Социальные и национальные движения (8 класс) доклад, проект
  • В чем отличие выступлений старообрядцев
  • Библиотека
  • решение вопроса
  • 2024 - Год семьи в России

Презентация, доклад по истории России на тему Социальные и национальные движения (8 класс)

Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России - Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу , летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке. Сюда стали отовсюду приходить тысячи обездоленных. Почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву, где он обещал «всех князей и бояр и все шляхетство дворянство российское побить». Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина. Восставшие с ходу захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком. Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других.

В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком т. Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек. В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован. Однако восстание продолжалось.

Лишь через год, в ноябре 1671 года , царским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разницами были огромны. В одном Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна еще не знала. Выступление старообрядцев Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-своему приверженность традициям своей веры.

Соляной бунт 1648 г. Повод: финансовая реформа главы правительства Б. Морозова, увеличение косвенного налога на соль в 1646 г. В 1647 году налог был от отменён, но возросли прямые налоги. Движущие силы: посадские люди, дворяне, стрельцы. Итоги: налог отменён. Однако принятое «Соборное уложение» в 1649 году окончательно юридически оформило крепостное право сыск беглых стал бессрочным , ликвидировало «белые» слободы не платившие государственные налоги , а их обитатели «положены в тягло», то есть были принуждены, как и остальной посадский мир, платить налоги. Восстания в Пскове и Новгороде 1650. Повод: резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. Власть на время перешла к местному самоуправлению. Движущие силы: посадские люди, стрельцы. Итоги: проведение в 1650 г. Земского собора, обещаны уступки восставшим, однако ничего не было выполнено, восстание подавлено. Восстановление власти воевод. Медный бунт 1662. Повод: выпуск медных денег одинаковой величины и стоимости с серебряными. Это вызвано резкой нехваткой средств, так как шла война с Польшей 1654-1667. Медных денег было выпущено слишком много, они обесценились. Движущие силы: городские низы, крестьяне.

Основная статья: Восстание старообрядцев 1681 года Согласно описанию профессора А. Панченко , 6 января 1681 года царь Фёдор III отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи , считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа» [7]. Никита Пустосвят. Спор о вере «прения о вере». Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским , который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья , при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом , обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников. Основная статья: «Двенадцать статей» царевны Софьи Царевна Софья Алексеевна Софья Алексеевна , по просьбе духовенства издала в 1685 году «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход борьбы против старого обряда шли самые различные средства на протяжении всего после реформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов, такие как клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты и широко распространены такие подлоги как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Ветка[ править править код ] Ещё начиная с 1660-х годов на землях Стародубского полка старообрядцами были основаны многочисленные слободы. В середине 1660-х годов, с началом репрессий против старообрядцев, московский священник Козма, переселяется в Стародубье, где к нему начинают прибывать и другие беженцы из центральных районов Московского государства. Вскоре ими было основано местечко Понуровка на реке Ревне. С увеличением старообрядческого населения были основаны и другие поселения, среди них — слободы Зыбкая , Злынка , Климово , Клинцы , Лужки и другие, некоторые из которых со временем стали городами.

С 1682 года начинаются стрелецкие бунты, в которых зачинщиками также выступают старообрядцы. Некоторые восстания приводили к захвату церквей и монастырей.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 8 класс презентация, доклад

Медный бунт Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены. Восстание Степана Разина Самое крупное народное выступление века; восстание казаков и крестьян.

Соборное уложение 1649 года вело к тому, что многие люди отселились на окраины страны, прежде всего на Дон. Причиной восстания послужило нищенское существование, которое там вели казаки и крестьяне. В итоге в 1666 году 700 донских казаков под управлением Василия Уса направились в Москву с просьбой принять их на царскую службу. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. Вскоре восставшие отошли обратно на Дон , где присоединились к отрядам, которыми руководил атаман Степан Разин. Первый этап их выступления называют «походом за зипунами», это был поход «за добычей». Отряд блокировал главные торговые пути и грабил суда; восставшие захватили Яицкий городок, одержали победу над персидским флотом. Получив хорошую добычу, Разин летом 1669 года вернулся на Дон и поселился с войсками в Кагальницком городке, куда стали стягиваться обездоленные и бедные. Почувствовав уверенность, Разин пошёл на Москву, желая перебить всю знать. Начался второй этап выступления Разина.

На сторону восставших перешло население многих поволжских городов: Самары, Пензы, Саратова и других; каждый из присоединившихся объявлялся казаком. В отряде было уже 200000 человек. Тем временем была организована экспедиция против Разина возглавил её Ю. Богатые казаки, опасаясь за себя, выдали атамана. Степан был четвертован, но восстание продолжалось. Лишь в ноябре 1671 года , через год, царские войска полностью подавили выступление. Всего было убито и замучено до 100000 восставших; таких расправ страна ещё не знала. Первый этап выступления отрядов Разина 1667-1669 обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших «за добычей».

Скорее всего, причиной стало то, что бывшие красные партизаны были наиболее пассионарными людьми, в том числе это были и жители тогдашнего Приморья. Именно они острее других почувствовали себя обманутыми. Ведь они воевали за советскую власть, трудились с малых лет, и тут вдруг какой-то городской бездельник а именно так они воспринимали коллективизаторов называет их эксплуататорами чужого труда и указывает, как им работать на земле. Вдобавок у них еще со времен Первой мировой и Гражданской имелся военный опыт, а это, разумеется, повышало их ценность как бойцов и командиров. Да и вообще социальный состав участников Улунгинского восстания говорит о том, что непримиримых врагов советской власти среди них практически не было. Более того, некоторые его руководители, вроде уже упоминавшегося выше Антона Кулагина, ранее занимали ответственные должности в низовых советских учреждениях. Почему приморские старообрядцы накануне восстания 1932 года так резко негативно отнеслись к открытию советских школ в их селах и не желали отдавать туда своих детей? Основным мотивом неприятия советских школ было то, что дети староверов получали доступ к «соблазну», и родителям казалось, что взрослые утрачивали контроль над ними.

На архиерейском соборе Русской православной церкви октябрь 2004 «старообрядческому вопросу» был посвящён доклад «Исконная ветвь русского Православия» митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла ныне патриарх Московский. Старообрядческие согласия Как религиозное явление старообрядчество не представляет собой внутреннего единства, что обусловлено проблемами, стоявшими перед старообрядцами, и путями их осмысления. Магистральным является разделение старообрядчества на поповцев и беспоповцев — по признанию или непризнанию священства. Вероучение беспоповцев определяет идея об уже совершившемся воцарении антихриста в основном трактуется как совокупность различных ересей , проникших в Русскую церковь и вызванном этим прекращении благодати священства и церковной иерархии, что допускает возможность совершения «нужнопотребных» таинств крещения , покаяния и причащения при определённых условиях мирянами. В основе разделения беспоповцев на согласия поморское , федосеевское , филипповское и др. Часть старообрядцев, не переживая глубоких эсхатологических ожиданий, принимала священников беглых попов из господствующей Церкви. Поповское направление изначально было полностью беглопоповским, но с учреждением в 1846 г. Белокриницкой иерархии «беглопоповскими» стали называться общины, продолжавшие принимать переходивших из официальной Церкви священников. С переходом в старообрядчество в 1923 г. Наиболее многочисленным объединением в старообрядчестве является Русская православная старообрядческая церковь. Основные центры старообрядчества стали складываться во 2-й половине 17 в. В конце 18 в. После указа 1905 г.

Но по каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Священники дониконовского поставления очень скоро умерли. Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский признающий необходимость священников при богослужении и обрядах и беспоповский отрицающий возможность существования "истинного" духовенства. Наиболее крайняя часть старообрядцев решила, что после реформ Никона благодать полностью исчезла из Церкви и следует смиренно ожидать гибели мира и Страшного Суда. Эти отвергнувшие священство старообрядцы получили название беспоповцев. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами.

Причины Выступления старообрядцев?

От Австрии он потребовал выдачи царевича, но получил отказ. Однако венский двор разрешил представителям Петра вступить с ним в переговоры. В Неаполь выехал многоопытный дипломат П. Толстой 1645—1729 , который от имени царя в случае возвращения обещал Алексею прощение. Однако на границе Алексей был арестован и вскоре предстал перед следствием. Толстой Слайд 64 На его первом допросе в Москве присутствовал Петр.

Алексей выдал часть своих сторонников, отрекся от претензий на трон и принес присягу царевичу Петру Петровичу. В Москве и Петербурге начались аресты. Вырисовывался масштабный антигосударственный заговор. Алексея поместили в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни.

Царь этот приговор не опротестовал и тем самым нарушил клятву, данную сыну перед его возвращением на Родину. Однако казнь не состоялась: царевич скончался в камере. По слухам, накануне казни по приказу Петра он был задушен. Это случилось 26 июля 1718 г. Царь был безутешен.

Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Когда в монастырь прибыли новые богослужебные книги, монахи отказались их использовав, продолжив проводить ритуалы по старым книгам. Впоследствии они неоднократно писали челобитные царю Алексею Михайловичу с просьбой сохранить старые церковные чины, но они остались без ответа. Это стало главной причиной Соловецкого восстания. Отказ от проведения реформы в Соловецком монастыре. Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ.

Однако, когда отец Иосиф прибыл на место, монахи отказались признать его настоятелем, после чего вообще изгнали его.

История 1 июня, 08:49 7 класс. Чем отличались выступления старообрядцев от крестьянских и городских выступлений?

Они появились в России после реформы патриарха Никона.

Аввакум Петров. Ход бунта, его результаты и последствия Пока царь и его свита были на водоосвящении, староверы предприняли следующие действия: устроили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля; измазали дёгтем царские ризы и гробницы; поставили сальные свечи; распространяли «воровские письма» с карикатурами на царя и патриарха. Этим делом занимался Герасим Шапочник. Одна из тех карикатур сохранилась и на ней изображены следующие лица: три патриарха: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Никон; митрополиты Павел Сарский и Подонский и Иларион Рязанский. Под ними староверы написали: «Окаянный, льстец, баболюб, сребролюбец, христопродавец». После смерти царя Фёдора встал вопрос о престолонаследии, так как на трон претендовали дети от разных жён предыдущего царя Алексея Михайловича: Иоанн и Пётр.

В мае 1682 года в Москве произошёл Стрелецкий бунт, и определённую роль в нём сыграли староверы, которые даже смогли добиться диспута со сторонниками патриарха Иоакима в Грановитой палате Кремля. Диспут привёл к обвинению друг друга в ереси, к ругани и чуть не закончился дракой, но староверы ушли из Кремля и на Красной площади объявили народу о своей победе.

Народные движения

Башкирское восстание. Выступление старообрядцев. Выступление старообрядцев причины 1716. Выступление Старо Боярцев. Ужесточение преследования старообрядцев. Как известно, в эпоху Алексея Михайловича их преследовали очень активно, но по итогам Соловецкого восстания царь понял, что очаги.

Народные выступления 17 века

Выступление старообрядцев таблица 1716. Выступления старообрядцев при Петре. Причины выступления старообрядцев. Выступление старообрядцев при Петре 1. Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были. Восстание было подавлено. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. Тогда же произошло последнее крупное выступление старообрядцев в столице — стрелецкий бунт, после которого старообрядчество уходит на границы государства. 17 век вошёл в историю России как «бунташный». Это не случайно. В течение всего столетия произошло несколько серьёзных выступлений народа. Через шесть лет после того возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий