Удмурт литература юбиляръёс

Республиканская литературная интернет-викторина «Классики удмуртской литературы – Кузебай Герд и Ашальчи Оки». Диссертация по теме Удмурт литература: Семилеткаослы но педучилищеослы юртэт = Удмуртская литература. Заказать диссертацию Узнать стоимость Скачать пример. 00 $a Удмуртская литература: $b учебник для 10-11 классов: на удмуртском языке $y rus. 245. 2.1. Личностными результатами выпускника средней школы, формируемыми на базовом уровне при изучении предмета «Родная (удмуртская) литература», являются.

В Удмуртии назвали обладателей ежегодной литературной премии

Удмуртская литература — это литература, написанная на удмуртском языке или связанная с удмуртской культурой и историей. Герд написал для детей много стихов, сказок, рассказов на родном удмуртском языке. Кузебай Герда считают основоположником детской удмуртской литературы. Удмуртская литература — это богатое и разнообразное наследие, которое отражает историю, культуру и дух народа Удмуртии. 7 июля исполняется 95 лет со дня рождения классика удмуртской литературы, лауреата Госпремии УАССР, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Г. Д.

Результаты поиска для: история удмуртской литературы

Награда была учреждена семь лет назад с целью стимулирования творческой деятельности в сфере литературы. Размер премии составляет 50 тыс. рублей. В Республиканской детской библиотеке РТ совместно с КУК Удмуртской Республики «Республиканская библиотека для детей и юношества» были подготовлены книжные выставки. В этот день в 1915 году вышла первая газета на удмуртском языке: «Войнаысь ивор» («Вести с войны»). Были потом и «Удморт», и «Виль Синь», и «Гудыри», и «Советской Удмуртия». Удмурт литература юбиляръёс.

Газета «Удмурт дунне» презентует три книги удмуртских авторов

Подробнее: Марийское книжное издательство Коми литература — совокупность письменных произведений на коми языке, который является государственным языком Республики Коми. Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР по данным 1987 года , хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы такие как армянская, которая старше русской , но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших... Распространён среди марийцев — главным образом, в Республике Марий Эл и Башкортостане. Старое название — «черемисский язык». Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты — единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками. Включает в себя самостоятельные литературные традиции балкарцев и карачаевцев. Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой.

Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом, особенно в его поздних авторских разновидностях, становление романа в стихах как жанра происходило на фоне уже развитого романного жанра в прозе — при этом в жанровой системе поэзии новейшего времени роман в стихах соотносился со сформировавшимся ранее жанром поэмы так, как в жанровой... Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой. Кабардино-черкесская литература — комплекс литературных произведений, написанных на кабардино-черкесском языке. Включает в себя самостоятельные литературные традиции кабардинцев и черкессов. Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы, вообще поэзия литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству. Новокрестьянские поэты — условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. Начало их творческого пути приходится на 1900—1910-е годы. Чувашское книжное издательство — республиканское государственное унитарное предприятие, выпускающее художественную, детскую, учебно-педагогическую, общественно-политическую и др. Обеспечивает учебно-методической литературой образовательные учреждения Чувашской Республики и чувашской диаспоры, комплектует книжные фонды библиотек, занимается торговлей книжной продукцией и промышленными товарами.

Имеет собственную сеть магазинов «Книжные новинки... Временем зарождения принято считать вторую половину X века. Является одной из важнейших составляющих культуры России. Число носителей — 36 822 перепись 2002. Занимает западные регионы распространения марийских языков.

Участниками викторины стали 1506 человек из 30 муниципальных образований Удмуртской Республики, Республики Татарстан и Самарской области: Награждение победителей состоится 2 апреля 2023 года на республиканском празднике Недели детской и юношеской книги «Праздник читательских удовольствий».

В годы Отечественной войны удмуртские писатели обращались к опыту родного фольклора и русской литературы. В середине 50-х в литературе усиливается психологизм.

К созданию поэтических произведений для детей обратились Герман Ходырев, Владимир Романов. Значительно увеличилось количество переводов произведений удмуртских писателей на другие языки. Характерной особенностью современной удмуртской прозы является сосуществование в ней достаточно автономных по своим социокультурным характеристикам различных литературных практик. Особое значение в связи с этим приобретает проблема переходных форм в национальной литературе, относящихся к явлениям промежуточной эстетической природы.

Его настоящее имя - Аркадий Клабуков. Свой псевдоним он придумал еще в 1926 году, когда вышла его первая книга "Тараканы". Под ним он печатался до конца 50-х годов. Благодаря Багаю можно познакомиться со стихами удмуртских писателей.

Он писал преимущественно для детей, его произведения выдержали множество переизданий, а некоторые стали хрестоматийными. Среди его самых известных произведений - сборники рассказов "Твой маленький друг" и "На крыше", повести "Пестрый" и "Дуб Можая", поэма "Гусята и Макси". В 1984 году писатель умер в возрасте 80 лет. Михаил Петров Удмуртский писатель Михаил Петров появился на свет в 1905 году. Его творчество было посвящено Красной армии, коллективизации и жизни в простой советской деревне. Как и многие удмуртские писатели и поэты, уделял повышенное внимание поэтическому и устному творчеству своего народа. Петров рос в бедной удмуртской семье, с детства столкнулся с произволом царской власти по отношению к удмуртам, нищетой и горем. Когда победила советская власть, активно включился в преобразование сел, поддерживал социализм.

Позже закончил партшколу, вступил в партию. Его самый известный роман называется "Старый Мултан". Его ключевой темой становится идея дружбы между рабочими самых разных национальностей. Среди советских критиков бытовало мнение, что Петрову удалось выразить социально-экономические отношения, существовавшие в те годы, трагизм расслоения крестьянства, трагизм их положения, отсутствие моральных ценностей у представителей царских властей. Петров умер в 1955 году в возрасте 50 лет. Филипп Александров Со стихами удмуртских писателей на удмуртском языке можно познакомиться в наследии Филиппа Александрова. Он родился в 1907 году. Окончил педагогический техникум, а затем и педагогический университет.

Занимался ликвидацией безграмотности, преподавал в начальных классах. В годы Великой Отечественной войны пропал без вести. Считается, что погиб в феврале 1943 года. Писать начал в 1926 году. Известны сборники его стихотворений "Будон" и "Будись геройес", что в дословном переводе с удмуртского означает "Рост" и "Растущие герои" соответственно. В них он выражал радость, которую испытывают дети, добиваясь первых в своей жизни успехов в труде. Некоторые его стихи в будущем стали популярными песнями. Биографию удмуртского писателя Филиппа Кедрова стоит начать с того, что он родился в 1909 году в бедной семье крестьян.

Его родители рано умерли. Сам он поступил в педагогический техникум, участвовал в литературном кружке. В 30-х его призвали в Красную армию, он служил на Украине, а демобилизовавшись, начал работать учителем. В 1936 году его приняли в союз советских писателей. На Великой Отечественной войне был контужен, попал в окружение, но сумел выбраться и сражался вместе с партизанами. Был награжден орденом Красной Звезды. Свои первые стихи опубликовал еще в 1927 году. Поначалу его произведения предназначались только детям.

В 30-е годы творчество Кедрова было проникнуто духом времени, поэт воспевал строительство новой жизни, сравнивая ее со старым миром. Пьесу "Красное знамя" посвятил распространению фашизма на территории Германии. В годы войны его творчество приобрело новую силу. Самым известным произведением считается повесть "Катя", посвященная классовому расслоению в дореволюционном селе в Удмуртии. В ней он создает образ удмуртки, которая выступает против угнетателей народа. Повесть легла в основу первой удмуртской оперы, получившей название "Наталь". Кедров погиб на войне. В 1944 году он попал под минометный огонь, но сумел добраться вместе с отрядом до траншей неприятеля, нанеся противникам значительный урон.

В решающей схватке погиб на поле боя. Удмуртский поэт и писатель Степан Широбоков родился в 1912 году. Как и многие его коллеги, рос в бедной крестьянской семье. Работал в школе, высшее образование получил на естественно-географическом факультете в ижевском институте. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне. Профессионально литературой занялся только в 1955 году. Широбоков - автор поэм, песен, прозаических произведений. Стихи про войну удмуртского писателя особенно проникновенны, так как он остро чувствовал, о чем писал.

В 1945 году вышел его знаменитый сборник "На поле боя", а через год - поэма "Два брата". Всего поэт выпустил десять поэтических сборников, самыми популярными из них стали "Пусть поют соловьи", "Говорит Чепца", "Давние мечты", "Проводы", "Золотая осень", "Не смогла забыть". В конце 50-х годов начал пробовать себя в драматургии. Создал более 10 пьес и комедий для театра. С успехом шел спектакль "У волка своя тропа", поставленный по мотивам его одноименного произведения. Умер в 1983 году. Писатель Игнатий Гаврилов родился в 1912 году. Его самым известным творением стала пьеса "Шумит река Вала", которая была посвящена процессу коллективизации в удмуртской деревне.

Специализировался на драматургии, в начале 30-х годов был даже художественным руководителем только что основанного Удмуртского национального театра, а в 1948 году стал его директором. В 1973 году умер после продолжительной болезни. Писатель Ульфат Батретдинов появился на свет в 1957 году. С детства писал рассказы и статьи для газет. Со временем его произведения стали публиковаться в журналах "Мурзилка", "Миша", "Луч". Некоторые его рассказы переводились на русский, татарский и другие языки. Около десяти произведений Бадретдинова включены в учебники по удмуртской литературе. Сейчас писателю 61 год.

Детская литература ведет начало с античных времен, как и литература для взрослых. На протяжении веков мировая художественная словесность интенсивно пополнялась всеми жанрами искусства слова для детей — от повести, пьесы и романа. Развитие детской литературы для молодых начинающихся культур так же важно, как и развитие литературы для взрослых. Она проходит те же этапы формирования: «детство», «отрочество», «юность» и «зрелость». Однако у каждой из них есть своя специфика развития, зависящая от истории народа, его менталитета, его фольклора и зрелости духовной культуры. Вот какое определение дает Краткая литературная энциклопедия 1964 : «Детская литература — в прямом смысле художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей». В 20 веке настольными книгами для детского чтения стали произведения М. Горького, С.

Маршака, А. Барто, С.

В Ижевске к 100-летию республики вышел сборник удмуртских поэтов и ученых

В библиотеке проходят Дни удмуртской культуры и литературы. В рамках этого мероприятия, предлагаем Вашему внимвнию виртуальную книжную выставку "Удмуртская литература". Первая книга его трудов вышла на уд-муртском языке в 2012 году под названием «Удмурт литератураысь дас дано ним» («Десять выдающихся имен удмуртской литературы»). Его цель – популяризация национальной и краеведческой литературы Удмуртии, привлечение к чтению её широких слоёв населения. Он был посвящен истории удмуртской литературы с древних веков до современности. Были представлены яркие имена удмуртских писателей, их творчество. Предметы печатной продукции. Газета. «Литературная Удмуртия». Издание Союза писателей Удмуртской Республики. Приложение к газете «Удмурт дунне» («Удмуртский мир») №№. 00 $a Удмуртская литература: $b учебник для 10-11 классов: на удмуртском языке $y rus. 245.

Ӟечбур, Удмурт дунне!

Удмуртская историческая проза. Тынад эшед - поэзия. Поэзиен тодматскон; ма сярысь верало кылбуръёс. Игнатий Гаврилов: улэмез но творчествоез. Альбом для школ. Удмурт литература: 9-10 классъёслы. Удмурт литература. Туннэ по чуказе: удмурт литература сярысь статьяос.

Ашальчи Оки: улэмез но творчествоез. Федорова, А. Ермолаев и др. Заметки непостороннего об удмуртской литературе: статьи, рецензии об удмуртской литературе. Жингыртись возь вылъёсыш. Несколько слов о творчестве Г. На удм.

В родных краях. Поэзия и проза Игнатия Гаврилова. Коллективная монография. Слово перед книгой. Ашальчи Оки. Тяжкое иго. Петр Блинов.

Жить хочется. Та улонлы - Этой жизни. Чагыресь палемъёс. Йырдэ курэн кары, даур. Мытозям мон улонэз кырзай. Оскиз калык, оскиз страна! Игнатий Гавриловлэн зарни крезез.

В собр. Люкам сочинениос. Куинь томен. Дасяз но азъкыл гожтйз. Ваче син. Дасяз но валэктонъёс гожтйз А. Составитель книги: Ф.

Тихие строки. Кырзамтэ кырзан. Ермаковым, П. Поздеевым и др. Пинал нылмурт туж яратэ - Узнала девушка любовь. Стихи на удм. Флор Васильев.

Составление, Предисловие, Указатель, Комментарий. Казак вор-горон. Чертывесь - ожерелье. Составитель и автор вступит. Эту книгу Петер Домокош положил в основу издания в Венгрии на удм. Кедров Ю. Ванъзэ-а верай...

Всё ли сказал. Васильев Ф. Стихотворения Переводы с удм. Составитель, автор Предисловия и Указателя. А где-то плачет птица - Кытын ке но бордэ тылобурдо: Стихи на удм. Составление и вступит. Кириллов В.

Ива неплакучая моя. Перевод с удм. Фонд России, 2004. Автор вступит. Пинал мылкыд - юмал иолпыд. Пинал мылкыд - юмал иолпыд: повесть. Два «первых» романа П.

Коновалова Е. Шимес но секыт вакытэ будйз-кыдаз: к 100-летию со дня рождения удмуртского писателя М. Посвящения поэту С. Прощай, старый дом. Первая удмуртская повесть. Рассказы о советских воинах. Об односоставных предложениях.

Из далекого прошлого о Кедра Митрее. Кылъёс ас интыязы овол ке... Если слова не на месте. Литературае куриське выль даур В литературу просится новое вре-мя. Вордскем шаермес, адямиез яратыса. Ровесник Октября К 50-летию со дня рождения П. Молодость в шестьдесят лет К 60-летию А.

Сюресэд мед удалтоз! О стихотворении А. Каков ты, человек?

Корепанов Кедра и К. Чайников Кузебай Герд. Образована 4 ноября 1920 как Вотская с 1932 Удмуртская автономная область; 28 декабря 1934 преобразована в автономную республику.

Расположена в… … Большая советская энциклопедия Удмуртская письменность — Удмуртская письменность письменность, используемая для записи слов удмуртского языка. Расположена в Предуралье, в междуречье Камы и Вятки. На территории Удмуртии найдены художественные памятники 1 го тысячелетия до н.

Отражаются литературные, общественно-политические процессы происходящие в республике. Ежегодно один номер журнала полностью посвящен одной тематике. Специальные номера издаются в виде сборников популярных или авторских песен, пьес для самодеятельных коллективов. Издается с 1986 года. Публикует произведения удмуртских писателей, переводы писателей народов мира.

Национальные газеты и журналы прошли вместе с удмуртским народом военное лихолетье, вдохновляли на ударный труд в годы восстановления мирной жизни, берегли и развивали удмуртский язык и культуру. Удмуртская пресса дала путёвку в жизнь, помогла найти своего читателя классикам удмуртской литературы. Да и среди авторов и художников-иллюстраторов изданных в юбилейном 2020 году антологий современной удмуртской прозы, поэзии и детской литературы большинство — журналисты, сотрудники национальных газет и журналов. Современная удмуртская пресса — целый мир, удмуртский мир, искренне приветствующий и любящий своих читателей, мир, в котором есть свои звёзды и родники, цветут сказочные цветы на древних городищах, и есть кому поделиться добрым советом, и самое главное — здесь живёт родной язык!

Удмуртские поэты. Детская литература удмуртии

Расположена в Предуралье, в междуречье Камы и Вятки. На территории Удмуртии найдены художественные памятники 1 го тысячелетия до н. XIX в. В 1899 Г. Верещагин публикует первое оригинальное произв. Чагыр, чагыр, дадыке...

Удмурты — первый и единственный народ, который смог включить в федеральный перечень учебники по удмуртскому языку и литературе, отметил он. Теперь в федеральный перечень входят 13 учебников для начальной школы и 19 учебников для среднего и старшего звена. А они, как раз, наполняются произведениями удмуртских детских писателей и поэтов. В республике до конца года выйдет в свет ещё 8 хрестоматий серии «Зарни бугор» «Золотой бугор» для национальных детских садов. Книги рассчитаны на юных читателей с 3 до 7 лет. Антология современной удмуртской детской литературы издана при финансовой поддержке Правительства Удмуртии.

Однако моя идея споткнулась о национальный менталитет: знающие язык удмурты восприняли её в штыки - полилась критика, что я нарочно разрушаю их культуру. Им не нужна такая её популяризация. Они же не знают мой путь к открытию языка, и каждый раз я стараюсь это объяснять. У меня стихотворение зависит от слова - неважно, русского или удмуртского. Если слово меня «зацепило», я придумываю первую рифму и уже знаю, что стихотворение получится. Моё первое «смешанное» стихотворение началось со слова шайвылын. Я ещё не знал его значение, но оно мне понравилось по звучанию. Удивительно, но незнакомое слово и мои мысли совпали: шайвылын удм. Удмуртский блогер Роман Романов, разместивший его в своём блоге, сказал, что смысл его поразительно точен. А я-то шёл от звукописи. Те стихи, которые не вошли в мой сборник «Айшет будущего», размещены у меня на странице вКонтакте. Любой желающий посылает мне свои стихи, и я, подобрав к ним иллюстрацию, уже размещаю на странице. Выкладываю все: если человек считает это стихотворением, которое можно показать народу, то моя оценка не нужна. Плюс Интернета в том, что по «лайкам» и комментариям человек может понять уровень своих стихов. Авторов в группе уже больше 40: молодежь и люди старшего поколения. Какова, на ваш взгляд, удмуртская культура сегодня? Надо все-таки разграничить народную и современную национальную культуру. У нас есть некое смешение в восприятии: когда говорят «удмуртская культура», мы сразу представляем себе бабушек в псевдонародных, каких-то советских костюмах, да и любое национальное мероприятие часто сводится к фольклору. Между тем активная удмуртская молодежь создала много актуальных современных продуктов: в музыке, в моде, в кино. Последнее имя у нас хорошо известно: есть Дарали-лавка в арт-пространстве «Сахар» по ул. Горького , где Дарали Лели продаёт украшения, одежду. Я этому очень рад, это все мне интересно. Когда мы с ТРК «Моя Удмуртия» сняли клип «Super удмурты» и выложили в интернет, его посмотрели многие люди, даже не относящиеся к удмуртской культуре. Было много положительных комментариев от чувашей и татар: «Молодцы удмурты! А мы думали, у вас культура совсем зачахла! Скажем, молодежный журнал на удмуртском языке «Инвожо» выходит тиражом в 1 тыс. Только до узкого круга лиц и в библиотеки. Похожая ситуация и с газетами: на удмуртском языке они востребованы лишь в деревне, где люди знают язык. Телевидение - на только национальное, но и региональное - имеет очень малый эфир. Мне, например, его не хватает. Давно говорят, что вещание должны перевести на круглосуточное, как в Татарстане, но этого до сих пор нет. На самом деле влияние телевидения трудно переоценить. Мне кажется, в моей жизни это сыграло большую роль. Я с этим не согласен. Цивилизационная стадия развития удмуртов говорит, что это очень молодой народ: совсем недавно в годы советской власти появилась полноценная национальная литература, периодика на удмуртском языке. Удмурты и коми-пермяки образовались из общепермского фундамента, а это случилось не так давно по сравнению и русским и другими народами. На самом деле в истории удмуртов, как и любого другого малочисленного народа, какие есть в Сибири и на Урале, сыграла свою трагическую роль постоянная угроза завоевания, колонизации - с запада и с юга. Чтобы сохранить себя, свою культуру, в том числе и от христианизации, маленькому народу нужно было бежать, скрываться в леса. До сих пор удмурты - народ очень закрытый, и этот менталитет за 10-20 лет, даже за полвека не изменишь. Модные продукты для развития культуры Идет глобализация, век поп-культуры, и нужно ли напрягаться, сохраняя национальную культуру малых народов? Или пусть она остается как хобби отдельно взятых творческих людей? В России в целом демографическая ситуация печальна, а для малых народов - тем более. Удмуртов было 650 тыс. Это сокращение идет быстрыми темпами, а молодые люди еще и отказываются от своей национальности, их внуки-дети тем более не признают себя удмуртами. Но инстинкт самосохранения народа всё равно существует. Сделать культуру малого народа привлекательной для всего региона непросто: для этого нужно знать ее язык. Я это понял по себе. Но сейчас многое можно сделать с помощью интернета. Мы имеем возможность создавать культурные продукты и продвигать их в соцсетях и на «Youtube». Удмуртская культура - не что-то застоявшееся, можно и нужно делать и нечто крутое и модное для её развития. Когда я начинал этим заниматься, только-только появились удмуртские дискотеки, ремиксы на удмуртские песни. За последние 5 лет мы многого добились. Если ты сделал на родном языке что-то интересное, шикарное, люди в любом случае оценят. Так, Павел Поздеев предложил акцию «Удмурт зэмос веме» для развития удмуртской анимации. Веме - по-удмуртски помощь, обряд, когда дом одному поднимали всей улицей. Это очень эффективный механизм: люди скидываются, и на эти деньги снимается удмуртский мультфильм. Вышло уже две серии, очень интересные. Конечно, в таких проектах нужна поддержка государства. Но люди устали ждать, у них накипело - им проще помочь друг другу. Вы видите пути продвижения удмуртской культуры как информационные и проектные. Но есть и политические методы: заставить всех учить язык, например. После школы я купил Конституцию Удмуртской Республики, прочитал ее и был в шоке от своих открытий. Оказывается, есть закон о государственных языках, принятый в 90-х годах. Он никак не исполняется. Это не особенность Удмуртии - в целом в стране у нас такое воспитание, что мы не считаем важным выполнять законы, например, курим на улице, когда это запретили. У нас в крови есть русское «авось»: может, обойдём закон и обойдётся? Нельзя законодательно «включить» у людей потребность в чужой культуре - к ней только можно пробудить интерес, увлечь ею. Откуда же такое мнение? Я не считаю, что стану великим удмуртским поэтом. Такой цели и нет. Я занимаюсь удмуртской культурой, и мне, как ее деятелю и потребителю, вполне бы хватило круглосуточного национального телеканала, работы для него. Не обязательно он полностью должен идти на удмуртском языке, но там были бы программы по изучению этого языка, и т. Такой канал - моя мечта. Он стал бы огромным подспорьем для удмуртской культуры. Пишет и исполняет стихи и песни. Владимир Емельянович Владыкин Тематика поэзии Владимира Владыкина разнообразна: Родина, народ, его прошлое и настоящее, мир, война, человек. Романова Галина Васильевна 1950 С 1968 г. Начав корректором в редакции газеты «Советской Удмуртия», выросла до литературного сотрудника и заместителя редактора журнала «Инвожо».

Сам поэт свидетельствует, если сколько-нибудь верить его показаниям на следствии ибо мы знаем, как они обычно добывались , что именно с середины 1920 года начинаются его несогласия с политикой партии. Герд с женой, дочерью и няней. Фото gulagmuseum. Он был потрясен тем, что на Первой конференции коммунистов-удмуртов 27 голосами против 25 было провалено предложение создать автономную государственность. Вопрос для Герда заключался, вероятно, еще и в том, почему только коммунисты должны были решать за весь народ. Декрет об организации Удмуртской автономной области Герд встретил вопросом: «а почему не республика?! Тогда еще не было лозунга о том, что пусть каждый съест столько автономии, сколько он сможет, и тема о национально-государственном устройстве становилась все более и более запретной, не подлежащей обсуждению, и даже сами разговоры о ней, более того, даже мысли о ней могли быть сочтены как покушение на целостность Союза. Участники этнографической экспедиции. Деревня Малиновка, Вавожский ёрос район Вотской автономной области. Фото 1926. Кузебай Герд 1-й справа во 2-м ряду Вскоре Герд из деревни почти насильно будет мобилизован на работу в Ижевск. Потом поедет учиться в Москву. Но медленные темпы решения национальных вопросов его будут постоянно беспокоить. В 1925 году он подал заявление о вступлении в партию «чтобы понять их идеи, переварить себя» , но ячейка облоно в партию Герда не приняла. Тогда поэт решил открыто высказаться на съезде учителей. Но его выступление было воспринято как антисоветское и антипартийное. Впоследствии каждое лыко будет вставлено в строку: на основе всего того, что сказал Герд о своей неудовлетворенности, о своих сомнениях, на основе его неосторожных обмолвок и слов, брошенных в пылу и раздражении, — на всем этом путем подтасовок, преувеличений, предположений будет сконструировано «дело СОФИН». Кому это было выгодно? Чьим интересам отвечал такой поворот дела? Интересам уже укоренившейся правящей партийно-бюрократической элиты, которая за фигурой Герда увидела претензии национальной интеллигенции на большую самостоятельность, на широкие права самоуправления и решила раз и навсегда искоренить их? Фото nmur. Следуя дальше, можно говорить и о том, что национальные идеи Герда в какой-то мере тоже были преждевременными, трудноосуществимыми, что пришло время, и автономная область была преобразована в республику, и договор подписан с федеральным центром и т.

Удмурт литература : Семилеткаослы но педучилищеослы юртэт = Удмуртская литература

Игнатий Гаврилов В 1950-1980 годы важное место в творчестве удмуртских писателей стали занимать взаимоотношения между людьми, появились приключенческие и детективные повести. Поучительная проблематика выходит на первый план в романах Петра Чернова и Григория Данилова. Началась ориентация на освоение крупномасштабных жанров — романов -дилогий, романов -трилогий «Голуби с пути не сбиваются» С. Самсонова, «Поклонись земле» Г. Перевощикова, «В родных краях» И. Ярким представителем «деревенской прозы» явился Г. Развивалась философская и психологическая лирика, которая стала делиться на большое количество жанров — пейзажная песня, философская элегия, лирическая миниатюра, стихотворный цикл, стихи-размышления и т. Взаимоотношения человека с окружающим миром с новых философско-нравственных позиций раскрывает в своей поэзии Ф.

Постепенно происходило возрождение твердых стихотворных форм — терцина, триолета, сонета, ронделя. С 1985 года удмуртская литература начала активно искать ёмкий художественный образ, способный передать неоднозначную авторскую мысль. Сочетание демократического облика героя с внутренней сложностью, раскрываемого в национальной характерности, новизна его социального содержания придали ему неповторимые, самобытные черты. Символами творческих открытий современной удмуртской прозы стали образы Кондрата из повести О. Четкарева «Чагыр но дыдык» «Сиз да голубь», 1989 , Аверьяна из повести В. Сложился круг профессиональных удмуртских писателей, которые в 1990-е годы некоторые чуть раньше прошли этап своего окончательного утверждения в национальной литературе и культуре. Это Никвлад Самсонов, Н.

Никифоров, П. Куликов, О. Четкарев, В. Сергеев Вячеслав Ар-Серги , П. Захаров, С. Матвеев, В. Котков, У.

Бадретдинов, Г. Грязев, Л. Нянькина, Л. Малых, Р. Игнатьев и др. Геннадий Красильников С. Матвеев П.

Захаров Достойна особого внимания ветвь нынешней удмуртской литературы - произведения мемуарно-биографического характера, пользующиеся повышенным спросом в интеллигентной читательской среде. Восстановить разорванное историческое сознание, понять недавнюю и современную эпоху и себя в ней пытаются М. Иванов «Эшмед» «Повесть о моем роде из Эшмеда» , К. Куликов «Улонын мар но уг луы» «Все может случиться в жизни» , Т. Владыкина «Улон со» «Это жизнь». О многотрудных женских судьбах повествуют А. Конюхова в повести «Шудтэм шуд» «Несчастливое счастье» и Г.

Тема завещания Н. Смольникова К. Герда Одним из ведущих мотивов в произведениях многих писателей и поэтов является мотив завещания. В результате анализа поэтических текстов «Завещание» Н. Герда выявляется их взаимосвязь в восприятии смерти лирическими героями и их обращении к потомкам. При сопоставительном анализе данных стихотворений также очень важно учитывать время создания произведений и его отражение в лирике поэтов. Поэтому наша исследовательская работа по данной теме строилась по следующему плану: 1 Восприятие смерти лирическими героями.

Лирический герой К. Отсюда, видимо, и выбор поэтом такого жанра поэзии, как элегия, его философские грустные раздумья о смерти, скорбь.

На территории Удмуртии найдены художественные памятники 1 го тысячелетия до н. XIX в. В 1899 Г.

Верещагин публикует первое оригинальное произв. Чагыр, чагыр, дадыке... В 1904 09 в Казани выходил ежегодный календарь на … Уральская историческая энциклопедия Удмуртская музыка — В течение длительного историч.

Это только некоторые из известных удмуртских писателей и их произведений. Удмуртская литература богата талантливыми авторами, которые продолжают писать и вносить свой вклад в развитие удмуртской культуры и литературы.

Развитие удмуртской литературы в современности Удмуртская литература продолжает развиваться и процветать в современности. Современные удмуртские писатели и поэты активно создают новые произведения, отражающие современные реалии и проблемы удмуртского народа. Одним из ярких представителей современной удмуртской литературы является писатель и поэт Александр Кузьмин. Он известен своими стихотворениями и прозой, которые отражают темы национальной идентичности, истории и культуры удмуртского народа. Его произведения часто затрагивают актуальные социальные и политические вопросы, вызывая дискуссии и размышления.

Современная удмуртская литература также активно развивается в жанре прозы. Многие современные удмуртские писатели создают романы, рассказы и повести, которые рассказывают о жизни и судьбе удмуртского народа. Они освещают различные аспекты удмуртской культуры, истории и традиций, а также затрагивают универсальные темы, такие как любовь, семья, дружба и самоопределение. Современные удмуртские писатели и поэты активно участвуют в литературных конкурсах и фестивалях, представляют свои произведения на различных мероприятиях и встречах с читателями. Они также активно используют современные технологии, такие как интернет и социальные сети, для распространения своих произведений и общения с читателями.

Развитие удмуртской литературы в современности важно не только для удмуртского народа, но и для всего литературного сообщества. Удмуртская литература вносит свой вклад в многообразие мировой литературы, обогащая ее новыми голосами, темами и перспективами. Значение удмуртской литературы для удмуртского народа Удмуртская литература имеет огромное значение для удмуртского народа. Она является не только источником культурного наследия и идентичности, но и средством сохранения и развития удмуртского языка и культуры. Удмуртская литература помогает удмуртскому народу сохранить свою историю, традиции и ценности.

В произведениях удмуртских писателей отражаются особенности удмуртской культуры, обычаи, верования и мировоззрение. Они позволяют удмуртам узнать и понять свою историю и корни, а также прочувствовать связь с предками.

В антологию включены сорок рассказов удмуртских писателей, созданные в последние десятилетия минувшего века и по настоящее время. Автором-составителем антологии является руководитель семинара переводчиков в Литинституте Вера Григорьевна Пантелеева, а общую редакцию осуществил ректор Литинститута Алексей Николаевич Варламов. Книга выпущена в серии «Библиотека Дома национальных литератур».

Распространением новых и ранее вышедших изданий Литературного института имени А. Заказать необходимую книгу можно по электронной почте: vn16 bk. Книги издательства Литературного института имени А. Вера Пантелеева К читателям Удмуртская литература сточки зрения исторической поэтики — явление Нового времени: первые художественные произведения опубликованы в сборниках этнографических трудов и зарождающейся национальной печати на рубеже XIX-XX веков. Дальнейшее развитие литературы происходило под влиянием сложившихся исторических и социокультурных условий: все удмуртские писатели XX века — выходцы из деревни с многовековыми крестьянскими корнями.

Общность происхождения подводит к общности их художественных и эстетических установок, в основе которых лежат такие принципы, как гражданственность, трудовая нравственность, любовь к земле, ориентация на фольклорную поэтику. На всем протяжении XX века удмуртскоязычной городской литературной среды не существовало, дискурс национальной прозы развивался исключительно в контексте деревенской идентичности или почвенного направления, для которого приверженность к поведенческому стереотипу и природному коду являлась доминантной. В антологию «Современный удмуртский рассказ» включены сорок произведений двадцати писателей в хронологической последовательности их творческих биографий: с 1970-х годов по настоящее время. Такая структура позволяет проследить общую динамику художественного сознания не только представленных авторов, но и всей прозы. Условно книга состоит из трёх частей — рассказов писателей трёх поколений: советской, ранней постсоветской поры и современности.

История удмуртской литературы (стр. 2 )

Первая книга его трудов вышла на уд-муртском языке в 2012 году под названием «Удмурт литератураысь дас дано ним» («Десять выдающихся имен удмуртской литературы»). Работал литературным сотрудником газеты «Советской Удмуртия» (ныне «Удмурт дунне»), заведующим идеологическим отделом Удмуртского обкома комсомола, заместителем. 22 января в конференц-зале Агентства печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики состоялось награждение победителей конкурса «Лучшее литературное. Удмуртские писатели не так хорошо известный в нашей стране, как российские. Но и среди них есть выдающиеся личности, на творчество которых стоит обратить самое пристальное внимание. «Ими гордится Удмуртия» (выдающиеся поэты Удмуртии). Удмуртские писатели не так хорошо известны в нашей стране, как российские.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий