Социализация прекращается с выходом человека на пенсию

Он напомнил, что с выходом на пенсию у многих появляется время пожить именно для себя, но на пути к счастью встает неуверенность в себе и страх перед общением с незнакомцами. «Работа с любыми страхами строится на постепенном привыкании к ситуации. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Тема 11. Проблемы личности и социализация

21. Стадии процесса социализации. Стадия первичной социализации — продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Пожилой человек в обществе ощущает себя лишним, невостребованным. Страх остаться наедине с собой движет пожилыми людьми, оттягивая срок выхода на пенсию. Социализация в старости действует так же, как профориентация в молодости. Влияние социальной среды на социализацию пожилых людей. Роль семьи в социализации пожилых людей. Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствие выхода человека на пенсию.

Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация

Первичная или базовая социализация Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения , основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок. Вторичная социализация Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома. Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников.

Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий , то есть в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах. Позитивная социализация Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.

Негативная социализация Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи. Предвосхищающая или опережающая социализация Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться.

Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней. Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал [ Stouffer S.

Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях. Формальная социализация Происходит в организованной среде, то есть официально признанных учреждениях и организациях например, в школе или трудовом коллективе через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам , обязанностям.

Неформальная социализация Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей. Гендерная социализация Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана [ Blum R.

Культурная социализация Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе дискриминации и способах справляться с ними [ Aldoney D.

Репрессивная социализация Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения. Партисипативная социализация Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс. Теории социализации В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности.

Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми.

Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке. Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность.

Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.

По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [ Rousseau N.

По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал.

Одна из них, появившаяся на свет на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими последствиями.

К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе и по уходу за младшей сестрой. Маргинальная промежуточная, псевдоустойчивая социализация - социализация подростка. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса , ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности.

Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни. Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.

Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковую религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах.

Совершенно по особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности , то есть стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т. Человек может внешне демонстрировать свою социализированность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированности личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентичность групповая и общечеловеческая.

Главным критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности. Основная цель социализации личности заключается в удовлетворении «потребности в самореализации» А. Маслоу и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.

В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я». Однако, если опираться на мнение Э. Фромма , то актуализация «Я», раскрытие потенциалов личности, ее возможностей возможны только при настоящей демократии.

В тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях возможны такие формы социализации , как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм. Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.

Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других. Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э.

Фромм, разрушение мира для человека - последняя, отчаянная попытка в их противоборстве. Конформизм от лат conformis - подобный в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота, подмену истинной личности псевдоличностью отсутствие собственных позиций, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» «массовый» человек «человек организации» , «извне автоматически ориентированная личность».

Автором данной концепции является Г. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира сугубо потребительская ориентация, унификация «Я» приведение «Я» к единой системе, единообразие. Понятие асоциализации, десоциализации и ресоциализации личности.

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи. Если сущность процесса социализации в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей и ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые приводят к дестабилизации общества. Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания бродяжничество , ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Очень близким является понятие «десоциализация », которое означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние стихийное или целенаправленное отрицательной микросреды - дворовая компания сверстников, преступной группы и т.

В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает иную грань этого процесса. Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации.

Связаны эти два понятия следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может привести и часто приводит к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов. Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды детство, отрочество, юность , что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте.

Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации , когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли. Каков же социально-психологический механизм асоциализации десоциализации личности?

На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослым, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения.

Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции похвала, одобрение, поддержка и т. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к труду и т. Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может происходить целенаправленно.

Ведь родители и лидеры преступных групп могут научать подростков а в случае десациализации - и взрослых преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию , то есть процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно в случае десоциализации или впервые в случае асоциализации или отставания в социализации позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» означает разрушение усвоенных личностью негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Проблема ресоциализации выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае они составляют основное содержание социальной работы.

Но между ними есть и различия - прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации , то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности военные, вернувшиеся из зоны боевых действий, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др.

Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции аутотренинге и пр. Без снятия эмоциональной напряженности реабилитации невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей , благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни. Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет.

В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность. В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.

Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации. Существуют различные подходы к определению понятия социализации, каждый из которых отражает ту или иную теорию социализации личности.

Разработкой теории социализации личности в зарубежной социологии и психологии занимались Г. Тард, Т. Парсонс и др.

В частности Г. Парсонс в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель - ученик» провозгласил моделью социального поведения. Парсона процесс социализации объясняется несколько иначе.

Гидденс в своей недавно изданной книге «Социология» определяет социализацию как «социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям; в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла» См.

Анализируя вышеуказанные теории, социальный психолог А. Сухов делает вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая формула бихевиоризма и теория Л. Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция Сухов А.

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Укажите стадию социализации которая включает обучение в школе период юности и молодости Обновлено: 22. Излагаются фундаментальные проблемы общение, социальная психология групп, социальная психология личности. Стадии процесса социализации Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности.

Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны. Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития.

С выходом на пенсию завершается активный период социализации, изменяется трудовой статус, содержание работы, мотивации и отношение к жизни, круг общения и самооценка. Пожилой человек превращается из производителя в потребителя, но перед ним раскрываются новые социальные возможности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению социализации на различных возрастных этапах является самостоятельным предметом социальной педагогики.

Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике лат. Ювеногогика представляет отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания детей, подростков, юношества молодых людей. Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте — это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации подростка школьного возраста являются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессиональная ориентация. Особенности социализации человека на этапе его профессионального обучения начального, среднего, вузовского : адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой и утверждение в перспективе профессиональной деятельности. Также данная отрасль изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового и сексуального развития молодых людей. Андрогогика изучает педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности: — необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека; — проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и переподготовки взрослого человека; — адаптацию взрослого человека в новых условиях в системе обучения, в трудовом коллективе, в профессиональной деятельности ; — рост профессионального мастерства; — общекультурное и духовно-нравственное развитие взрослого человека; — самоутверждение человека; — реализация семейной функции формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи ; — подготовка к послетрудовой деятельности. Геронтогогика анализирует особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: — адаптации к новым условиям пенсионера; — реализации потенциала человека в обществе; — сочетания семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым в достойной жизни; — социальная поддержка человека на завершающем этапе жизни; — использование опыта и знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи. Темы для семинарских занятий 2.

Этапы и факторы социализации личности.

Необходимо отметить, что социализация пожилых людей весьма сильно отличается от социализации людей в других возрастных периодах. Это происходит потому, что социальные роли пожилого человека имеют высокую степень неопределенности. В связи с этим проблема социализации пожилых людей, в основе своей дискуссионная, приобретает особую актуальность. На завершающем этапе социализации в связи с возрастом и выходом на пенсию, а также нередко в связи с ослаблением физических и психологических. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствие выхода человека на пенсию.

Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире

Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы). В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Агенты социализации – это люди, которые на данном жизненном этапе отвечают за обучение индивида. Институты социализации – различные учреждения, которые оказывают влияние на направление социального развития человека. Также большой морально-психологический ущерб наносит пожилым людям утрата ими тех социальных связей, которые раньше играли значительную роль в их жизни. Мнение пожилых людей о проблемах, связанных с выходом на пенсию.

Последние рефераты

  • Что такое первичная социализация и вторичная социализация
  • Й уровень: социально-политическая жизнь общества.
  • МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — Студопедия.Нет
  • Первичная социализация и вторичная — что это такое

Стадии социализации

Пожилые нуждаются в особом уходе, специальном питании. Где, как ни в семье, человек преклонных лет может быть полезен и от этого счастлив! Именно здесь фронт его забот, работы, советов, демонстрации своего опыта и мудрости. Поладит ли старшее поколение и младшее, зависит от каждого, они вместе формируют психологический климат в семье. Только страдать от недоброжелательной домашней атмосферы будут, скорее всего, пожилые люди. Они сдержанней в проявлении эмоций, с высоты прожитых лет смотрят на ситуацию спокойнее, часто прощая своим родным грубые слова и непонимание. Самочувствие пожилого человека будет лучше, если семья найдет баланс взаимопонимания и терпения, распределит значимые обязанности в семье между бабушками, дедами, внуками и детьми. Для пожилого человека с годами возрастает роль семьи, где его ценят и уважают.

Впрочем, как и его зависимость от нее по мере старения. Привыкшие трудиться, оказавшись на пенсии, пожилые люди испытывают дискомфорт. Поэтому их активность в семейных делах объяснима и адекватна. Их взрослые дети совершают ошибку, когда не доверяют им простые домашние дела, искренне считая, что родителям пора и отдохнуть. Либо, напротив, сваливают на пожилого человека массу дел и проблем, считая, что он свободен. Найти золотую середину, чаще интересоваться мнением самих старших членов семьи, дать возможность полноценно участвовать в ведении домашнего хозяйства и в воспитании внуков — все это решит проблему адаптации пожилых в обществе в период старения. Наш мир цикличен, все повторяется.

Внуки видят, с какой заботой и терпением их родители относятся к родным старикам, сами бывают вовлечены в интересный процесс передачи жизненного опыта. Родители, воспитавшие таких детей, не останутся без помощи своих выросших птенцов, когда придет время их старости и болезней. Человеческое общество с давних времен знакомо с законом жизни: уважай старость. И дело даже не в том, что молодым уже не будешь, а старости не избежать, и высокомерие к пожилым людям вернется бумерангом. В современном обществе встречается сегодня такое странное потребительское отношение к старикам. Что было потеряно в семье, почему порвалась та нить единения родных душ? Почему мы, старшее и младшее поколения, упрямо не хотим уступить, понять, выслушать друг друга, почему наряду с проблемой одиночества в пожилом возрасте в обществе добавляется пропасть в человеческих отношениях родных людей?

Читайте материал по теме: Досуг пожилых людей Пожилые люди в современном обществе и их интересы Многие пожилые люди очень болезненно переживают выход на пенсию, они не хотят смириться с вынужденным бездельем. Фразы «заслуженный отдых», «отдыхайте, вы это заслужили» означают для них «уходите прочь, без вас обойдемся». Поэтому выход на пенсию стоит воспринимать как возможность заняться чем-то интересным, на что всегда не хватало времени: внуками, цветочными клумбами, творчеством — от вязания до пения в хоре. Социальная активность пожилых людей для общества неоценима. Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации. В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно. Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями.

Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество. Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике. Да, именно в экономике, здесь без аналитического мышления не обойтись. А это свойственно нашим старикам. Новостной портал «Компьюлента» высказал интересную мысль: неизбежное старение мозга человека не приводит к исчезновению каких-то его функций, а перераспределяет нагрузку между его отделами. Что-то слабеет, а что-то улучшается, в частности, аналитические способности. Вот еще одно из доказательств силы мудрости пожилых.

Заявление неголословно: озвучены результаты исследования Техасского университета, подробно все изложено в журнале «Psychological Science». Из жителей штата Мичиган сформировали три группы по возрасту: 25-40 лет, 41—59 и люди старше 60 лет. Всем участникам, а их было 247 человек, предлагалось высказать свое мнение о социальных проблемах общества государственного значения. Каково же было изумление экспериментаторов, когда пожилые люди лучше других справились с поставленной задачей. Это объяснимо: пожилые люди в обществе наблюдательны, им понятны устремления и мысли молодых и людей в возрасте. Именно поэтому они понимают, что все в нашем обществе имеют разные ценности, и пытаются найти компромисс в различных конфликтах социальных групп. Анализируя данные проблемы, пожилые люди пытались найти приемлемое решение не для своей возрастной группы, а для всего общества.

Американские ученые доказали, что отличная способность пожилых к социальным взаимодействиям не зависит от интеллекта, образования или социального статуса. Пожилые люди при решении вышеозначенных проблем опередили участников среднего возраста с соответствующим экономическим образованием. Участие пожилых людей в жизни общества: выдающиеся примеры Интернет, газеты и журналы с восхищением рассказывают о людях преклонных лет, нашедших себя в творчестве, спорте, искусстве и ведущих интересный и здоровый образ жизни Игорь Гольдман, 78 лет. Тяжелоатлет, ученый. Старость для Гольдмана — это отсутствие физической и интеллектуальной работы, конец планов и свершений. С этим он не согласен, поэтому и в 78 лет легко поднимает 130 килограммов на штанге. Не зря же он активно участвует в международных соревнованиях по пауэрлифтингу, имеет звание чемпиона России, ставит мировые рекорды.

Свое образование, а он биолог, применил для разработки индивидуальной системы тренировок. Используя природу и механику движений человеческого организма, Гольдман поставил цель: тренировки должны улучшать результат и защищать тело от травм. Тяжелоатлет с успехом занимается наукой, является директором трансгенбанка Института биологии гена РАН, с коллективом молодых сотрудников работает над созданием трансгенных животных, а это новое слово в современной науке. Лет десять назад увлекся публицистикой, его статьи можно найти в журнале «Юность». Интересна своими открытиями, воспоминаниями очевидцев его книга «Сталин должен был умереть». Общество ждет от него новых произведений, уже подготовленных к печати. Егор Мишустин, 88 год.

Супер-дед, так называют Егора Мишустина те, кто с ним знаком.

Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная — под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т. Мне кажется более аргументированным второй подход, в основе которого лежит содержательный критерий.

Будем придерживаться именно его. Выбранная точка зрения тем более убедительна, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч.

Кули 186—1929 , один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» знакомые люди и «вторичная группа» незнакомые люди, представители формальных институтов. Первичные группы — это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения семья, соседская община. Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа — семья, группа ровесников. Вторичная группа — армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная — во вторичных группах.

Первичные социальные группы — это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы — это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов.

Также данная отрасль изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового и сексуального развития молодых людей.

Андрогогика изучает педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности: — необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека; — проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и переподготовки взрослого человека; — адаптацию взрослого человека в новых условиях в системе обучения, в трудовом коллективе, в профессиональной деятельности ; — рост профессионального мастерства; — общекультурное и духовно-нравственное развитие взрослого человека; — самоутверждение человека; — реализация семейной функции формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи ; — подготовка к послетрудовой деятельности. Геронтогогика анализирует особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: — адаптации к новым условиям пенсионера; — реализации потенциала человека в обществе; — сочетания семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым в достойной жизни; — социальная поддержка человека на завершающем этапе жизни; — использование опыта и знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи. Темы для семинарских занятий 2.

Социализация человека на различных возрастных этапах и их учет в социально-педагогической работе специалиста. Социализация, десоциализация и ресоциализация в обеспечении исправления человека в центре воспитания. Темы для докладов и рефератов 1.

Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятельности человека. Проблема социализации человека на различных этапах его возрастного развития. Вопросы для самоконтроля 2.

Дайте характеристику социализации как процессу, результату и проявлению. Каково влияние наследственных и врожденных особенностей человека на его социализацию?

Либо, напротив, сваливают на пожилого человека массу дел и проблем, считая, что он свободен. Найти золотую середину, чаще интересоваться мнением самих старших членов семьи, дать возможность полноценно участвовать в ведении домашнего хозяйства и в воспитании внуков — все это решит проблему адаптации пожилых в обществе в период старения. Наш мир цикличен, все повторяется. Внуки видят, с какой заботой и терпением их родители относятся к родным старикам, сами бывают вовлечены в интересный процесс передачи жизненного опыта. Родители, воспитавшие таких детей, не останутся без помощи своих выросших птенцов, когда придет время их старости и болезней.

Человеческое общество с давних времен знакомо с законом жизни: уважай старость. И дело даже не в том, что молодым уже не будешь, а старости не избежать, и высокомерие к пожилым людям вернется бумерангом. В современном обществе встречается сегодня такое странное потребительское отношение к старикам. Что было потеряно в семье, почему порвалась та нить единения родных душ? Почему мы, старшее и младшее поколения, упрямо не хотим уступить, понять, выслушать друг друга, почему наряду с проблемой одиночества в пожилом возрасте в обществе добавляется пропасть в человеческих отношениях родных людей? Читайте материал по теме: Досуг пожилых людей Пожилые люди в современном обществе и их интересы Многие пожилые люди очень болезненно переживают выход на пенсию, они не хотят смириться с вынужденным бездельем. Фразы «заслуженный отдых», «отдыхайте, вы это заслужили» означают для них «уходите прочь, без вас обойдемся».

Поэтому выход на пенсию стоит воспринимать как возможность заняться чем-то интересным, на что всегда не хватало времени: внуками, цветочными клумбами, творчеством — от вязания до пения в хоре. Социальная активность пожилых людей для общества неоценима. Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации. В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно. Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями. Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество. Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике.

Да, именно в экономике, здесь без аналитического мышления не обойтись. А это свойственно нашим старикам. Новостной портал «Компьюлента» высказал интересную мысль: неизбежное старение мозга человека не приводит к исчезновению каких-то его функций, а перераспределяет нагрузку между его отделами. Что-то слабеет, а что-то улучшается, в частности, аналитические способности. Вот еще одно из доказательств силы мудрости пожилых. Заявление неголословно: озвучены результаты исследования Техасского университета, подробно все изложено в журнале «Psychological Science». Из жителей штата Мичиган сформировали три группы по возрасту: 25-40 лет, 41—59 и люди старше 60 лет.

Всем участникам, а их было 247 человек, предлагалось высказать свое мнение о социальных проблемах общества государственного значения. Каково же было изумление экспериментаторов, когда пожилые люди лучше других справились с поставленной задачей. Это объяснимо: пожилые люди в обществе наблюдательны, им понятны устремления и мысли молодых и людей в возрасте. Именно поэтому они понимают, что все в нашем обществе имеют разные ценности, и пытаются найти компромисс в различных конфликтах социальных групп. Анализируя данные проблемы, пожилые люди пытались найти приемлемое решение не для своей возрастной группы, а для всего общества. Американские ученые доказали, что отличная способность пожилых к социальным взаимодействиям не зависит от интеллекта, образования или социального статуса. Пожилые люди при решении вышеозначенных проблем опередили участников среднего возраста с соответствующим экономическим образованием.

Участие пожилых людей в жизни общества: выдающиеся примеры Интернет, газеты и журналы с восхищением рассказывают о людях преклонных лет, нашедших себя в творчестве, спорте, искусстве и ведущих интересный и здоровый образ жизни Игорь Гольдман, 78 лет. Тяжелоатлет, ученый. Старость для Гольдмана — это отсутствие физической и интеллектуальной работы, конец планов и свершений. С этим он не согласен, поэтому и в 78 лет легко поднимает 130 килограммов на штанге. Не зря же он активно участвует в международных соревнованиях по пауэрлифтингу, имеет звание чемпиона России, ставит мировые рекорды. Свое образование, а он биолог, применил для разработки индивидуальной системы тренировок. Используя природу и механику движений человеческого организма, Гольдман поставил цель: тренировки должны улучшать результат и защищать тело от травм.

Тяжелоатлет с успехом занимается наукой, является директором трансгенбанка Института биологии гена РАН, с коллективом молодых сотрудников работает над созданием трансгенных животных, а это новое слово в современной науке. Лет десять назад увлекся публицистикой, его статьи можно найти в журнале «Юность». Интересна своими открытиями, воспоминаниями очевидцев его книга «Сталин должен был умереть». Общество ждет от него новых произведений, уже подготовленных к печати. Егор Мишустин, 88 год. Супер-дед, так называют Егора Мишустина те, кто с ним знаком. Живет по принципу «Движение — жизнь!

Нельзя опускать руки! Его имя записано в Книге рекордов России, Егор Мишустин может за 2 минуты поднять восьмикилограммовую гирю шестьдесят раз! В 50 лет решил получить высшее образование и узнал, что на спортивное отделение его не примут из-за проблем с сердцем. Но всю жизнь он занимался спортом, был учителем физкультуры, побеждал в велогонках. Сейчас Мастер спорта международного класса проживает в г. Джон Лоу, 92 года, артист балета. Мнение уроженца Уитчфорда Великобритания Джона Лоу таково: надо найти то, что полностью изменит вашу жизнь.

Джону повезло, он нашел балет, вернее, себя в балете. Джон Лоу — ветеран Второй мировой войны, был узником японских военных лагерей. Всю жизнь проработал учителем искусств. А сейчас…танцует балет!

Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире

Группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением. В первой главе диссертации также отмечаются характерологические особенности и изменения, свойственные пожилому возрасту. К таким особенностям можно отнести: 1. Интеллектуальные особенности - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными могут оказаться самые разные обстоятельства и те, которые сравнительно легко преодолевались в молодые годы переезд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близких , а тем более прежде не встречавшиеся смерть супруга; ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения. Эмоциональные особенности - неконтролируемое усиление аффективных реакций сильное нервное возбуждение , со склонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слезливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о прошлых временах, и не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять не чашку жаль, а то, что вместе с ней уходит что-то памятное. Моральные особенности - отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, доходящая до грубости, критика этих норм и манер.

Мы считаем, что изучение стратегий посттрудовой адаптации пожилых людей в современных условиях, результаты процесса адаптации и типологизация пожилых людей по степени адаптированности и уровню самооценки представляют значительный исследовательский интерес. На способ приспособления человека к старости значительное влияние оказывают особенности личности старого человека и его поведения, жизненный опыт, «настрой» и установки по отношению к старости, степень выраженности потребности в социальных контактах, предпочтительный стиль жизни и любимые занятия. Государство и общество обязано сделать процесс посттрудовой адаптации пожилого человека наиболее безболезненным. В диссертации даются примеры социальной работы с пожилыми людьми в наиболее развитых европейских странах и в США. В этих государствах существует множество социальных программ, созданных для пожилых людей и с их участием, что нельзя сказать о России. Все основные формы соцзащиты и соцпомощи в России характеризуют себя как пассивные, так как они построены в. Активная, же форма соцзащиты , предполагает в основном социально — трудовую реабилитацию, предпенсионную подготовку и активную поддержку пенсионеров по выходу на пенсию, а также развитие системы взаимопомощи пожилых людей. Пассивные формы социальной защиты, как показывает жизнь, ведут к снижению социальной активности пожилых людей.

Вторая глава исследования - «Социальная депривация и отчуждение пожилых людей» описывает изменения структуры социокультурного пространства пожилого пенсионера. Даются наиболее известные концепции социокультурного пространства. Также приводятся основные факторы социальной депривации пожилых людей. Подходы в понимании социокультурного пространства в теоретическом плане не рассматриваются нами как кардинально различные в работе дается анализ работ П. Бурдье, П-Штомпки, посвященный данной тематике. Но в свете наших исследовательских практико-теоретических задач подход П. Бурдье представляется наиболее предпочтительным вследствие «незакрытости» его социокультурного пространства. Понятие социокультурного пространства в нашем исследовании выступает как совокупность различных социальных статусов человека.

В одних определениях единицей социального пространства является индивид, а в других - статусная позиция - место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. И это место будет не статичное, а скорее будет выступать как череда повторяющихся практик, имеющих в своем бесконечном движении относительно устойчивые формы. Из этого может вытекать позиция как индивидуальная, так и групповая. У понятий статус и статусная позиция существует множество определений. Но наиболее подходящим определением в нашей работе послужит следующее: понятие статуса используется в качестве синонима чести или престижа, когда социальный статус обозначает позицию человека относительно общественно признаваемой шкалы статусов или иерархии социального достоинства. Социальный статус подразумевает целый диапазон функций как санкционирующего, так и ограничивающего характера. Типизация обществом субъекта в качестве исполнителя функции конструирует стереотип допустимых вариантов его поведения10. Очень часто он привязывается к календарному возрасту, так как законодательные и общественные инициативы ориентированы на среднеожидаемый вариант11.

Здесь следует отметить, что в современных обществах пожилым людям можно навязать статус с большей легкостью, чем другим возрастным группам. Во второй главе автором также описываются некоторые из типологий статусно-ролевого поведения пожилого человека. Роли пожилых людей классифицируются в зависимости от рода деятельности, заполняющей свободное время пожилого человека И. Кон , в зависимости от приоритетных интересов А. Качкин и в зависимости от стратегии поведения в семье Д. Трактат по социологии знания. Введение в социальную геронтологию. Существует целый ряд внешних и внутренних факторов, отрицательно сказывающихся на экономическом и социальном самочувствии пожилого человека.

К ним можно отнести нисходящую мобильность, материальное неблагополучие, одиночество, психологический дискомфорт, проблемы здоровья в старости. Все эти факторы являются следствием проявления социальной депривации. Под деривацией мы понимаем неравенство доступа людей к социальным благам. С этой точки зрения пожилой человек находится в состоянии депривации по следующим направлениям: - Экономическая депривация старики - одна из самых бедных категорий граждан - Культурная и образовательная депривация ограничение возможности получения дополнительного образования и организации культурного досуга для стариков - Социальная депривация пренебрежение к старости и отчуждение пожилых людей из социума. В условиях социальной депривации и отчуждения происходит ломка социальных норм и связей. В целом все это порождает социокультурную депривацию пожилых людей и разрыв ценностной связи поколений как социокультурного исторического процесса. Третья глава «Проблемы посттрудовой социализации пожилых людей» строится на результатах исследования, проведенного автором в феврале 2003 года. Методом стандартизированного интервью нами было опрошено 250 пожилых людей и были выявлены наиболее важные проблемы, волнующие пожилое население Дзержинска респондентам предлагалось назвать одну, самую значимую проблему.

Это позволило выявить основные проблемы пожилых людей и их рейтинг. Исследование показало, что в целом наибольшее значение для людей пожилого возраста имеют проблемы, связанные с их положением в социуме. Проблемы беспомощности,. Все они схожи и могут вытекать одна из другой. Проблема одиночества проанализирована в работе более детально. Часто процесс выпадения из социума может привести к серьезным последствиям. Оставшись в одиночестве, человек, выходя на улицу, видит вокруг себя людей, которые и представляют собой то общество, в котором индивид существовал многие годы. И теперь человек, видя людей вокруг себя, понимает, что он находится вне этого общества, что он не нужен ему.

Очень тяжело понимать, что ты остался один. Многие просто не в силах принять это, что приводит к серьезньм психическим расстройствам и даже к самоубийству. Об это можно с уверенностью заявлять еще и по той причине, что большинство самоубийств происходят от одиночества, а выпадение из общества - прямой путь к одиночеству. Часто пожилые люди просто даже не представляли или не представляют, что одиночество станет существенной стороной их жизни. Будучи не подготовленные к этому переживанию, они сначала теряются и затем безмерно страдают от его болезненных ударов. Одиночество становится еще более мучительным, превращаясь в хроническое переживание. Второй по значимости стала проблема старческой беспомощности это тоже проблема посттрудовой адаптации , которая сосредоточивает в себе многие проблемы. Сюда можно отнести и преступность против пожилых, и нехватку средств к существованию, и все те проблемы, которые люди не могут самостоятельно решить после наступления старости.

Образуется еще и информационная лакуна между молодым поколением и пожилыми людьми, между профессионально активной частью социума и людьми, прекратившими трудовую деятельность. И с каждым годом этот разрыв растет. Автором было проведено пилотажное исследование роли СМИ в жизни пожилых людей методом интервью. Исследование показало, что, в среднем, пожилые люди смотрят телевизор от двух часов в сутки и более. Но они вынуждены смотреть сериалы, потому, что это единственное, что в полной мере воспринимается пожилым человеком, и другого ничего нет, В то же время телевидение может решить множество проблем адаптации пожилого человека, но на данный момент оно само формирует лакуну между людьми работающими и пожилыми. Современное Российское телевидение — это телевидение от молодых и для молодых. Пожилым уделяется очень мало внимания. Пожилые смотрят не только сериалы, но и новости что говорит об их заинтересованности к жизни , однако о жизни пожилых людей информации практически нет, они вообще исключены из поля зрения телевидения.

Государство, во многих случаях, не предпринимает никаких мер по улучшению положения пожилых людей и решению их проблем, тем самым усиливая социальную депривацию стариков. Помимо государства, проблемы рассоциализации остаются незамеченными и обществом. Большая часть социальных потребностей пожилых людей воспринимается обществом как неактуальная. Мы считаем усиливающим депривационным фактором то, что пожилое население относится к своему будущему и будущему страны довольно пессимистично. Большая часть пожилых людей идеализирует прошлое, критикуя нововведения. Четвертая глава «Деформация социокультурного пространства пожилых людей и стратегии их посттрудовой адаптации» построена на результатах исследования проведенного автором октябре-ноябре 2005 года. Исследование было выборочным: из списков работающих и неработающих пенсионеров г. Дзержинска, предоставленных управлением социальной защиты населения г.

Анализ данных демонстрирует крайне бедственное положение представителей старших возрастов при характерных для них достаточно невысоких запросах и ожиданиях, что свидетельствует о затянувшейся или неудавшейся ресоциализации этих. Представлены данные пожилых респондентов практически всех возрастных отрезков: от 55 лет до 78 - у работающих пенсионеров и от 55 до 84 - у неработающих. Основными источниками существования пожилых людей сейчас являются: пенсии по старости, личные подсобные хозяйства и работа. Определенная доля пожилых получает пенсии по инвалидности и по потере кормильца и другие виды государственного обеспечения. В большинстве случаев единственным источником доходов для неработающих пенсионеров является пенсия по старости, но есть и другие источники доходов см. Заметим, что большинство неработающих пенсионеров относят свой материальный достаток к среднему, то есть к удовлетворительному. Эта «среднесть» может объясняться двояко. Во-первых, с возрастом, снижаются материальные запросы, это, своего рода, принятие своей материальной депривации, покорность «старческой судьбе».

Во-вторых, как было сказано выше см. В таблице 3 приведены данные по всей совокупности параметров, характеризующих в целом изменение их социального пространства. Состояние жилища 13 59 34 42 45 13 Графически эти изменения показаны на рисунке 1. Тремя графиками на этом рисунке показаны максимальная оценка для сравнения всех социальных параметров, средняя оценка по категории «что было до выхода на пенсию», и средняя оценка всех перечисленных параметров в настоящее время. Таблица 3 Средние значения переменных по девятибалльной шкале. Остальные цифры означали промежуточные оценки 2,3,4 - оценка ниже среднего; 6,7,8 -оценка выше среднего. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что с выходом на пенсию произошло «сужение» всех полей социокультурного пространства: происходит материальная, социальная депривация даже со стороны семьи и, как крайний случай, дезадаптация, «сужение» социального пространства в целом. На рис.

Но рисунок этот построен на средних значениях девятибалльной шкалы, поэтому закономерно возникает вопрос о том, есть ли различия в приспособлении, в адаптации неработающих пенсионеров, как влияют эти различия и с чем они связаны? Методом факторного анализа был получен фактор, который мы назвали фактором базовой адаптации к жизни на пенсии. Термин «базовая» означает тот факт, что сюда вошли основные параметры жизненной ситуации пенсионеров: материальная обеспеченность, в том числе питание, одежда, возможность пользоваться медицинскими услугами; досуг, настроение сегодня и оценка прошлого. В таблице 4 приведено содержание этого фактора с соответствующими факторными весами. Таблица 5 Статистические параметры типологических групп в пространстве фактора базовой адаптации к жизни на пенсии. Однако попробуем проследить уровень и характер различий выделенных типологических групп. По каким параметрам различаются эти группы? Прежде всего, посмотрим, как представители различных групп воспринимают свою нынешнюю жизнь.

Данные о своем мироощущении респондентами различных групп представлены в таблице 6. Доля группы с той или иной степенью адаптации также указана в таблице 6. Наибольшую численность имеет группа с низким уровнем адаптации, это говорит о том, что способности противостоять социальной депривации и нисходящей социальной мобильности у пожилых людей очень низки, поэтому необходимо внедрение комплексных программ по увеличению адаптационных возможностей пожилого населения, как неработающего, так и занятого. Группы адаптации Высокая Средняя Невысокая Низк ая андегра унд... У человека возникает необходимость приспосабливаться к изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности. В связи с трансформацией нашего общества на пожилых людей легла особенно высокая адаптивная нагрузка. Процесс адаптации пожилого населения усложнился, появился ряд обстоятельств, вызывающих ухудшение его положения и требующих от него дополнительных усилий по адаптации к изменению всей общественной среды, включая политические, социально-экономические и культурные основы жизнедеятельности общества, фундаментальные механизмы социального регулирования. В настоящее время большинство организаций никак не заботятся о своих простых рабочих, вышедших на пенсию, величина которой, зачастую, не превышает полутора тысячи рублей.

Для многих людей переход на пенсию сопровождается стрессами, тоской и апатией, а пенсионный возраст ассоциируется со старостью и болезнями, поэтому и воспринимается как настоящая катастрофа и вызывает психологический кризис, особенно у тех, кто на работе был занят активной творческой деятельностью. Теперь она сменяется бездействием и пустотой. Если родители-пенсионеры воспитали взрослых детей людьми порядочными, трудолюбивыми, которые уже смогли достичь определенных профессиональных результатов, они могут не только быть спокойны за сына или дочь, но и черпать жизненные силы и энергию, переживая радость их успехов и достижений. Заключение диссертации содержит обобщение результатов научного исследования, выводы, сделанные при написании основной части работы, и определяет возможные направления дальнейшего изучения проблемы. Выражаются они практически во всех сферах жизни, начиная от семьи, и заканчивая доступом к социальным благам. На фоне этих изменения происходят депривационные процессы и процессы нисходящей социальной мобильности, к которым пожилому человеку приходится адаптироваться. Соответственно, негативные факторы, связанные с посттрудовой социализацией легче переносятся людьми, степень адаптации которых значительно выше. А таких негативных факторов достаточно.

К ним можно отнести и депривацию, и отсутствие внимания со стороны государства и, естественно, конфликт поколений. Наряду с депривационными процессами происходит и явная утрата прежних социальных позиций - забвение заслуг и отрыв от коллектива, что, в свою очередь приводит к изменению социального поля и уменьшению культурного капитала пожилого человека. А это есть явная деформация социального пространства. Уровень посттрудовой социализации - это логическое продолжение допенсионного положения человека. Чем неблагополучнее социум, тем незащищеннее старость. И в этом заключается одна из основных опасностей снижения уровня жизни россиян, стагнации социально-экономической жизни старости. Наибольшее значение для людей пожилого возраста, как показывают исследования, имеют проблемы, связанные с их положением в социуме. Проблемы беспомощности, одиночества, конфликта поколений - это все проблемы неудовлетворительной посттрудовой адаптации.

Приоритетность данных проблем отмечает почти половина опрошенных респондентов Государство, во многих случаях, не предпринимает эффективных мер по улучшению положения пожилых людей и решению их проблем, усиливая тем самым социальную депривацию стариков. Помимо государства, проблемы пожилых людей остаются незамеченными и обществом. Центрами активной работы с пожилыми пенсионерами должны стать территориальные органы самоуправления. Это должно быть отражено в соответствующих документах ТОСов. Основная задача таких общественных организаций заключается в приобщении пожилых людей к активной жизни и развитии системы взаимопомощи пожилым. Необходимо законодательно утвердить функцию помощи в поиске работы людям с ограниченной трудоспособностью по возрасту. Необходимо с помощью предложенной методики определения уровня посттрудовой адаптации выявлять группы с невысоким уровнем посттрудовой адаптации и социализации и проводить адресную работу с пожилыми представителями этих групп, направленную на повышение их социально-общественной активности. Парадокс сегодняшнего отношения к пожилым людям заключается в том, что их считают достаточно старыми, чтобы прекратить активную трудовую и социальную деятельность, но в то же время достаточно молодым, чтобы все свои проблемы решать самостоятельно, без помощи общества.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Щербаков И. Межпоколенческий разрыв в Российском обществе. Новгород: НКИ, 2006. Заказ 4361 Тираж Экз. Новгород-292, пр. Глава 1. Пожилые люди как особая социальная группа.

В сою очередь эта стадия разделяется на две более или менее самостоятельных периода: а ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии.

С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества и проблема социализации этой группы крайне актуальны. Стадии социализации В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию...

Если мы посмотрим на детскую игру с точки зрения действия данного механизма, то увидим воспроизведение многих социальных отношений,... Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на то, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос.

Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще относительно нова, чем проблема социализации трудовой стадии.

Родители, их мнение и образ жизни обычно уходят на второй план, а освободившееся место занимают друзья. Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности. И, конечно же, не стоит забывать про «эффект маятника». В знак протеста, который является неразрывным спутником переходного возраста, ребенок захочет чего-то противоположного, чем то, что есть у него в семье, а это способно привести к плачевным последствиям Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и контролировать ребенка Мезофакторы социализации Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку этнос ; по месту и типу поселения регион, село, город, поселок ; по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации радио, телевидение, кино, компьютеры и др. Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. Виды социализации Поскольку социализация это процесс , сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов: Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций. Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе. Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях. Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей. Этапы социализации Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации. Следует выделять первичную и вторичную социализацию Следует выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека.

Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники. Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых. Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения. Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос Зрелость.

Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни. Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их. Младенчество — на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним. Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т. Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.

Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе. Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения. На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой. Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью. Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я».

В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее. Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой — детство, юность; трудовой — зрелость; послетрудовой — старость. Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества. Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество. На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности. Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению. Социализация личности. Социализация личности — это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий. Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации : дотрудовой, трудовой и послетрудовой пенсионный. Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации от рождения до формирования личности и период вторичной социализации развитие личности на стадии ее социальной зрелости. Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека детство, юность, зрелость, старость. В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни.

Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность "через силу" - постоянная подпитка внешними действиями. Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда с переносом этого отношения на весь мир. Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и презирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают факты старения, но они не завидуют молодым. Они не бунтуют против собственной старости, а лишь безропотно принимают все, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.

Стадии социализации

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже (она предложена мною) является общепризнанной. В связи с этим проблема социализации пожилых людей, в основе своей дискуссионная, приобретает особую актуальность. На завершающем этапе социализации в связи с возрастом и выходом на пенсию, а также нередко в связи с ослаблением физических и психологических. Рождаясь, человек незамедлительно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некую среду, образованную сначала родителями, медперсоналом клиники, родственниками и близкими друзьями семьи. Первичная социализация – это процесс формирования личности, который происходит с момента рождения до достижения зрелости. В ходе него идет усвоение принятых в обществе норм. Благодаря этому, человек может существовать рядом с другими людьми. Когда заканчивается социализация человека? ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒. 1. С окончанием учебы. 2. Со вступлением в брак. 3. С того момента, как человек начинает сам себя обеспечивать. 4. С выходом на пенсию.

Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация

Раскройте суть понятия «социализация личности». Аргументируйте утверждение: « социализация прекращается с выходом человека на пенсию.». Он напомнил, что с выходом на пенсию у многих появляется время пожить именно для себя, но на пути к счастью встает неуверенность в себе и страх перед общением с незнакомцами. «Работа с любыми страхами строится на постепенном привыкании к ситуации. 2. Социализация человека на различных возрастных этапах и их учет в социально-педагогической работе специалиста. 3. Социализация, десоциализация и ресоциализация в обеспечении исправления человека в центре воспитания. Темы для докладов и рефератов. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Примером социологического подхода является точка зрения вой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий