Службы в сочельник 6 января

о пришествии в мир Спасителя, в храмах совершается торжественная служба, называемая Царскими часами. Канун праздника Рождества Христова – 6 января (24 декабря по стар. ст.) – называется Навечерием праздника. Дорогие братья и сестры, ЗАПИСКИ о здравии и упокоении, сорокоуст и Псалтирь в наш монастырь можно подать здесь: * В Издательстве Сретенского монастыря вышли новые книги: Протоиерей Михаил Чельцов. Часы навечерия Рождества Христова, изобразительны, вечерня с Литургией свт. Василия Великого. ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ НАВЕЧЕРНИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Час первыйИерей: Благословен Бог наш, всегда, ныне и. В 9 Традиционная вечерняя Рождественская служба начинается во всех православных храмах вечером в Сочельник 6 января. В полночь проходит всенощная. А сама Рождественская литургия правится уже с утра 7 января.

Ночь перед Рождеством: православные готовятся к Сочельнику

6 января православные в России отмечают навечерие Рождества Христова, или по-простому сочельник. Приметы на 6 января: традиции и обряды. Утром в Сочельник наши предки наводили порядок в домах и готовили 12 блюд к праздничному столу, в том числе постную кашу с медом, которую называли сочиво. Отсюда и пошло название праздника – Сочельник. 6 января православные христиане отмечают Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Это последний день Рождественского поста и канун Рождества Христова. Дорогие братья и сестры, ЗАПИСКИ о здравии и упокоении, сорокоуст и Псалтирь в наш монастырь можно подать здесь: * В Издательстве Сретенского монастыря вышли новые книги: Протоиерей Михаил Чельцов. Гадания в Рождественский сочельник вечером 6 января. Когда Рождественский сочельник в 2024 году. Как известно, Сочельники всегда празднуются во время зимних событий – первый перед самым Рождеством, второй перед Богоявлением или Крещением.

История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки

С наступлением 7 января на стол разрешалось ставить мясные блюда. В сочельник тесно переплетаются языческие и православные традиции. В этот день люди посещают торжественные церковные службы и устраивают шумные святочные забавы. Наступил православный Сочельник, и во всех храмах Екатеринбурга в ночь с 6 на 7 января пройдут Рождественские богослужения. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений проводит службы с раннего утра 6 января. В православном мире 6 января проходит Сочельник – день перед Рождеством Христовым. Православные христиане отмечают Рождественский Сочельник 6 января, у католиков это событие наступает 24 декабря. Принято считать, что название события произошло от слова «сочиво». Это постное блюдо, подаваемое на стол в вечер перед Рождеством.

6 и 7 января — что можно делать, а что нельзя в Сочельник и на Рождество

Внутри вертепа воспроизводится сцена Рождества. Святки и колядки Святки — славянский праздник, который традиционно отмечался 12 дней от Рождества Христова 7 января до Крещения Господня 19 января. Праздник включал в себя память о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и о крещении Христа в Иордане. Согласно традициям, первый день Святок нужно провести дома или у родных. Во второй день, который считался днем младенцев, все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением. Святки насыщены магическими обрядами, гаданиями, разными прогностическими приметами и правилами поведения. Так, в течение 12 дней запрещалось работать по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Также люди старались не ссориться на Святки, так как верили, что даже мелкое разногласие может перерасти в серьезную вражду.

Важное место у славян занимали колядки. С наступлением вечера на улицу выходили ряженые, пели песни, водили хороводы и желали всем добра в новом году. Гадания Гадать на Святки начинали с вечера 6 января и продолжали до Крещения. Чаще всего гадали на любовь. Девушки считали это время подходящим, чтобы узнать имя суженого.

Помимо этого, на городских площадях в сочельник принято разыгрывать сценки из Евангелия. Предположительно, это связано с тем, что католическая месса служится на латыни и народу был непонятен смысл праздника, поэтому на праздничные богослужения нередко устраивались представления [17].

Богослужение в евангелическо-лютеранской церкви Также как и у католиков, в евангелическо-лютеранской церкви Навечерие Рождества носит название Вигилия и празднуется вечером 24 декабря. В храме в этот день преобладает белое убранство, в столу белого цвета облачаются и пасторы. У клироса украшается рождественская ёлка и устанавливается вертеп с фигурами сцены рождения Иисуса Христа. В торжественной обстановке месса начинается словами: Слава в вышних Богу! Великая благочестия тайна, аллилуия! Бог явился во плоти, аллилуия! В отличие от воскресных месс, в сочельник не совершают евхаристию , анафоры , не проводят исповеди.

Богослужение сводится к пению гимнов, хвалебных молитв Laudamus , библейским чтениям и проповеди. Вместо Апостольского Символа веры читают Никейский Символ. Во время службы читаются сцены Ветхого Завета из книг пророков Исаии и Михея вместо апостольских посланий. В конце мессы пастор выносит импровизированные ясли с куклой, изображающей младенца Иисуса [18]. Традиции славян Славяне использовали для названия Рождественского сочельника такие названия: Свят-вечер, Сочевник, Коляда , навечерье Рождества Христова. Считается, что у славян в древности существовала традиция Свят-вечера, посвященного рождению Кола Сварога. В преддверии Рождества было принято надевать новую одежду, просить прощения у людей, которых обидели, делать уборку, а затем приступать к приготовлению праздничных блюд.

По обычаю хозяйки ставили на стол 12 постных блюд, олицетворяющие 12 апостолов; как правило, это были овощные салаты, запечённая рыба, грибы, соленья, борщ с пампушками, вареники. Главным из них являлось сочиво, приготовленное из цельных зёрен риса или пшеницы, с добавлением мака, мёда, грецких орехов, кураги, чернослива, изюма. Традиционными напитками считаются узвар, который готовили из сухофруктов с мёдом, и кисель. Трапеза начиналась после появления первой звезды на небе, после чего следовало в первую очередь отведать сочиво, а затем приступать к остальным блюдам. В канун Рождества у славянских народов было принято гадать и колядовать. И гадания и колядки имеют языческие корни, поэтому в христианских традициях они не допустимы. Коляда» «коледа» на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями.

В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться». Аполлон Коринфский, Народная Русь Изображение коляды на рождественской открытке Традиционный праздничный стол у поляков Праздничный ужин у болгар Традиции в разных культурах В каждой стране Рождественский сочельник имеет свое название и традиции.

За вечерней отправляется литургия исключение составляют дни, когда сочельник приходится на субботу и воскресный день: тогда вечерня совершается по окончании литургии, а царские часы переносятся на пятницу.

После окончания литургии духовенство выходит к аналою, расположенному в центре храма, на котором находится икона праздника. Хор начинает петь тропарь рождества Иисуса Христа. Этим заканчивается утреннее богослужение. Следующая служба начинает отправляться уже ночью, возвещая людям радость о Боговоплощении Спасителя. Видео по теме.

Если сочельник приходится на будние дни, то есть с понедельника по пятницу, богослужение начинается в 8 часов утра с Великих Царских Часов и чтения Евангелия. Во время службы священники на амвоне читают входные молитвы и облачаются, после чего следуют изобразительны — особая короткая служба, «изображающая» Литургию; в просторечье она называется «обедница». После совершается вечерня с литургией святого Василия Великого. На вечерне происходит чтение паремий праздника 8 на Рождество и 13 на Крещение с пением праздничных тропарей. Затем священнослужитель обращается с возгласом : «Яко свят еси…» — и служится литургия Василия Великого [14].

Если служба приходится на субботу или воскресенье, которые считаются непостными днями, то царские часы читаются в пятницу и литургия в этот день не проводится. В сам сочельник, то есть в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста , но не на вечернее, а в привычное время. Около 13 часов дня начинается праздничная вечерня с чтением паремий, Апостола, Евангелия, но без литургии. В сам праздник Рождества проводится литургия Василия Великого [14]. С древности священнослужители в этот день соблюдали строгий пост: в непостные дни полагаются две трапезы: первая — после литургии, на ней позволено вкушать «по уломку хлеба и от вина мало»; вторая — после вечерни, на ней разрешается вкушать сочиво или кутью с мёдом. Чтобы воздать должное воскресному дню в Книге Правил Феофил, патриарх Александрийский, разрешает в воскресенье постного дня съедать пару фиников. В постные дни положена одна трапеза после литургии, на которой допускается только «варение со елеем» [15]. Богослужение в католической церкви 24 декабря у католиков называется «Вигилия» от латинского vigilia — бдение. Также, как и в православной церкви, в этот день предписан строгий пост. Утром служится месса по чину Адвента , с особым проприем , который передаёт торжественность момента.

Входное песнопение — интроит мессы рождественского сочельника начинается словами, подчёркивающими значение наступающего праздника [16] : Вот уже пришла полнота времени, когда послал Бог Сына Своего на землю Месса Навечерия Рождества Ad Missam in Vigilia обычно начинается в полночь, но пасторы на своё усмотрение могут начать её несколькими часами раньше. На ней, как и в православных традициях, совершается обряд переодевания. Песнопения на мессе отличаются большой торжественностью. Преображается и сама церковь — фиолетовые облачения адвента сменяются белыми, на клиросе устанавливается рождественская ёлка. В ходе мессы священник кладёт в рождественский вертеп , изображающий ветхозаветную сцену, фигурку Младенца Христа. После торжественной мессы в церкви проходит праздничный ужин. Помимо этого, на городских площадях в сочельник принято разыгрывать сценки из Евангелия. Предположительно, это связано с тем, что католическая месса служится на латыни и народу был непонятен смысл праздника, поэтому на праздничные богослужения нередко устраивались представления [17]. Богослужение в евангелическо-лютеранской церкви Также как и у католиков, в евангелическо-лютеранской церкви Навечерие Рождества носит название Вигилия и празднуется вечером 24 декабря. В храме в этот день преобладает белое убранство, в столу белого цвета облачаются и пасторы.

У клироса украшается рождественская ёлка и устанавливается вертеп с фигурами сцены рождения Иисуса Христа. В торжественной обстановке месса начинается словами: Слава в вышних Богу! Великая благочестия тайна, аллилуия!

История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки

В конце Литургии поется тропарь и кондак праздника Рождества Христова и в центр храма выносится свеча, символизирующая рождественскую звезду. И, наконец, с 6 на 7 января совершается богослужение самого праздника Рождества. По традиции рождественская служба совершается в ночное время, она достаточно продолжительная и соединяет несколько отдельных последований: Всенощного бдения, которое состоит в свою очередь из Великого повечерия, литии и Утрени, и главной завершающей части — Литургии. Шестопсалмие символизирует ночь Рождества, когда Христа встретили ночью в холодном вертепе пастухи, а сама «тьма» образует тьму греховную, в которой пребывало человечество. В песнопениях наиболее торжественной части утрени — полиелее — всем народом прославляется родившийся в Вифлееме Христос. На полиелее поётся величание Христу, и прихожан помазывают святым маслом.

Священнослужители советуют посетить те службы, на которые прихожанам хватит сил, особенно это касается всенощной. Кстати, во время нее не совершается крестный ход, что особенно актуально: самарцев ожидает лютый холод. Для тех, кто решится выстоять длительную службу, есть хорошие новости: домой можно будет отправиться на автобусах , которые будут подаваться к храмам. Не все могут воздерживаться от пищи целый день, но самарский священник рассказал , как сделать преддверие Рождества Христова действительно полезным для души. А расписание торжественных богослужений уже известно, все подробности в нашем материале.

После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете. Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. Иногда водили с собой коня или быка. А девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал. Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородиться. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение. В воскресенье, 7 января, православные отмечают Рождество Христово. Праздник изначально считается церковным, но давно стал просто народным, ведь языческие традиции в этот день тесно переплетаются с установленными церковью правилами. Многие, кто не знаком с предписаниями, задаются вопросом — нужно ли идти в церковь на рождество и когда именно идти. Об этом и расскажем в нашем материале. Сразу отвечаем на первый вопрос — в церковь на Рождество сходить нужно обязательно. В первую очередь это церковный праздник, почитающий дату Рождения Сына Божьего, а значит веселья и народные гулянья стоит отложить на потом и начать праздник с молитвы и прощения всех грехов. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями, или святками. Когда идти в церковь на Рождество В Рождество Христово, как и на Пасху в церквях и храмах проходит служба всю ночь — с вечера 6 января и до утра 7 января. Присутствовать на службе верующим людям нужно обязательно — некоторые стоят на протяжении всего времени, а некоторые приходят после полуночи, встретив дома с близкими за постным ужином первую звезду, которая согласно библейской легенде и рассказала о рождении Христа, приведя к нему Волхвов с дарами. Вечер накануне Рождества называется Сочельником и его необходимо провести либо в церкви либо дома — за молитвой, в кругу родных людей. В праздник Рождества совершаются две литургии. Участие в них и считается основным элементом празднования Рождества Христова. Причастие Святых Таин — главная радость и главное событие для тех, кто готовится к празднику сорокадневным Рождественским постом. Очень важно причаститься и 6 января, в день Рождественского сочельника, и быть на службе, если есть такая возможность, с самой Великой вечерни, чтобы услышать замечательные стихиры — высший образец церковной поэзии. Если вы все же не пошли по уважительным причинам в церкви — помолиться можно и дома. Обязательно зажгите свечи, которые символизируют тепло, которым окутывает вера и благословение небес всех людей на земле. Что нести с собой в церковь В Рождество Христово в церкви не проводится освещение продуктов или воды, а потому ничего особо брать с собой не нужно. Важно иметь при себе чисты мысли, светлое предпраздничное настроение и понимание важности праздника в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. Многие берут с собой в церковь подношения — раздача милостыни считается основной традицией Сочельника и Рождества, ведь в праздник необходимо проявить все существующие христианские добродетели. Накануне Рождества верующие не едят целый день — последний день Филипового поста, который длился долгих 40 дней, считается самым строгим. Ужинать можно только после восхода первой звезды на небе, но все блюда должны быть постными. Главным угощением в Рождество считается сочиво — зерна пшеницы или других злаковых, к которым добавляются всевозможные сладости изюм, сухофрукты, мед, сироп из фруктов, орехи, мак и прочее. Окончание поста начинается утром 7 января — после окончания церковный песнопений. Здесь уже запреты все снимаются и верующие разговляются мясом, сладостями, молочными продуктами и всем тем, что было запрещено. Если вы держали пост, начинать питаться нормально стоит аккуратно — не переедайте в Рождество, так как это может быть вредно для вашего здоровья. К слову, с едой в праздник связана интересная важная примета — в Сочельник стоит попробовать всех блюд понемногу, но нельзя наедаться и съедать приготовленное полностью, так как этом может принести в ваш дом пустоту и голод на весь последующий год. Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия а бывает, что и великое повечерие, и утреня служится именно в ночное время. Как не испугаться трудностей настоящего "всенощного бдения" и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе - об этом для журнала "Начало" рассказал в интервью наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона Черепанов. За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале. Почему люди так долго молятся? Еще апостол Павел писал: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите". В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога Деян. Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан. Христианская община апостольских времен жила готовностью к мученичеству за Христа, ожиданием Его скорого второго пришествия. Апостолы жили в соответствии с этим ожиданием и вели себя соответственно — пламенели верою. И эта пламенная вера, любовь ко Христу выражалась в очень длительных молитвах. Фактически, молились целыми ночами. Ведь мы знаем, что ранние христианские общины подвергались гонениям от тогдашней языческой власти и вынуждены были молиться по ночам, чтобы днем заниматься своими обычными делами, не привлекая к себе внимания. В память об этом Церковь всегда сохраняла традицию длительных, в том числе ночных богослужений. Кстати, когда-то службы в монастырских и приходских храмах совершались по одному и тому же чину — разницы между приходским и монастырским типиконом фактически не существовало разве что в монастырское богослужение вставлялись еще специальные дополнительные поучения, которые сейчас практически везде в монастырях опускаются. За атеистический ХХ век традиции долгих служб в странах на постсоветском пространстве были практически утеряны. И видя пример Афона, мы недоумеваем: зачем служить так долго ту службу, которая может быть совершена в три раза быстрее? Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой "плод устен". Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы "плод устен", прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем. И вот эти длительные богослужения, особенно на праздники, как раз и посвящены тому, чтобы хоть чем-то послужить нашему Господу. Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу — это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему. Но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении. Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен… - А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях? С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном. Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня. В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально. В этом году, слава Богу, было полегче. Что особенно впечатлило в этот раз - физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу — причем, как монахи, так и миряне-паломники. И это - основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем. Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, — очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли. Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, - к сожалению, меньшинство. А основная масса - это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий. А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом — гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что… если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость - прославлять Бога! В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Краткая история - Православие. Ru Рождество: почему мы празднуем его не как все люди? Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным? Рецепты для рождественского стола - Православие. Ru Девять праздничных рецептов рождественского стола - Православие. Ru Святки: Как провести Святки? История колядования и язычество ли это? По возможности посетите все уставные праздничные богослужения Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия — это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени. Рождественская служба в Ионинском монастыре Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков — древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение. Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками — стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае. В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью — в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость.

А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах. Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не "оккупировать" сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться. Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится. Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами. Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы "петь Богу разумно", чтобы почувствовать всю красоту псалмопения. Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу — это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены. Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой. Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства. Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем. Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва. Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром. В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра — таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много — обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа — с 16. И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9. Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение! Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения.

Рождественский сочельник 6 января 2024 перед – нельзя есть до первой звезды

  • Рождественский сочельник и Рождество Христово
  • Традиции сочельника: как провести канун Рождества — Улус Медиа
  • Традиции сочельника: как провести канун Рождества — Улус Медиа
  • Праздничные литургии пройдут в рождественскую ночь в храмах Русской православной церкви

Богослужение Рождественского сочельника

Сочельник Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы. Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке Мф. Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову. Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются.

Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника. Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру. Больные люди, конечно, должны соблюдать рождественский пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей.

Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь — это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?! Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время — 5 вечера и утром.

В последний и самый строгий день Филиппова или Рождественского поста на Руси ели постную кашу из риса или пшена. В нее разрешалось добавлять изюм, мед, орехи, кусочки овощей или ломтики фруктов. Отмечать навечерие Рождества рекомендовано по особым традициям, но по сей день на праздничном столе неизменно должно присутствовать сочиво. Приготовить его несложно.

Нужно взять стакан пшеничных зерен, 100 грамм мака, 100 грамм грецких орехов, две столовые ложки меда. Сначала зерна толкли в ступке, чтобы очистить их от шелухи, потом промывали, а после варили из них рассыпчатую кашу на воде. Мак надо растереть в кашицу, смешать с медом, добавить к пшенице. А в самом конце добавить орехи.

Также можно положить в блюдо фрукты. Согласно еще одной версии, название сочельника происходит от слова «сочень». Так называли постную тонкую лепешку из пресного теста или картофеля. Иногда сверху на нее клали картофель, творог или ягоды.

Этот обычай родился в память о святом Данииле и трех отроках, которые, гласит Евангелие, «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы». Да и то, есть это самое скромное блюдо, сочиво, полагалось лишь после восхода первой звезды, уже вечером 6 января. С полуночи до этого момента следовало соблюдать строгий пост и много молиться. Христианам и в наше время не рекомендуется ничего есть до Рождественской службы как правило, она начинается в 22 или 23 часа вечера и идёт ночью. Народный календарь советует в сочельник посетить храм Что ещё можно и нужно делать кроме поста и молитвы? Посетить храм, покаяться в своих грехах если есть возможность, посетить исповедь , простить своих обидчиков и постараться вычеркнуть из своей жизни зло и негатив, который они могли причинить вам.

Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь — это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?! Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время — 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром? Посетить ночную службу или утреннюю — это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью — конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху — особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено. Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника. И здесь два вопроса нам задают. Первый - можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество? Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол — это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой.. Те правила, которые отцы — пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках — аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным. Апостол Павел заповедовал нам "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа" 1Фес 5:16-18. Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет. Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!! Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейтво. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из — за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает. Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить. Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества! Так когда же идти в церковь? Получается, что до вечернего богослужения в Сочельник 6 января рекомендуется поститься - сидеть на хлебе и воде. Если по каким-то причинам этого не получается, что в честь праздника хотя бы откажитесь от мяса и всего молочного, от алкоголя, конечно. Вечером 6 января отправляться на службу в храм. А уже после этой вечерней службы можно дома садить за стол Сочельника, на который накрывают 12 блюд, но обязательно еще постных. Рождественский пост заканчивается только с наступлением праздника, то есть, 7 января! Источник: Яндекс Источник: Яндекс Также можно идти в церковь и утром 7 января. При этом, обратите внимание, что основные таинства - причастие и исповедь, рекомендуется провести накануне. В заключении хочется сказать, что расписание служб на праздники можно сегодня посмотреть даже в интернете - все городские храмы имеют сайты и обновляют их. В деревнях, конечно, смотреть расписание нужно идти по-старинке к самой церкви. Встречаем Рождество правильно: 10 советов Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия — это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени. Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков — древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение. Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками — стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае. В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью — в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью — вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами. Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться. Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой.

Содержание

  • Рождественский сочельник 6 января 2024 перед – нельзя есть до первой звезды
  • Царские часы в Сочельник Рождества Христова – ПРАВОСЛАВИЕ
  • НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК). ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАЗДНИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.
  • Рождественский сочельник – что это, история и традиции навечерия Рождества Христова

Таинственный сочельник: что нужно делать в этот день

6 января православные в России отмечают навечерие Рождества Христова, или по-простому сочельник. Скачать службу на 6 января 2024 года: Рождественский Сочельник в следующих форматах: (Последование включает: Вседневную вечерню, Утреню, 1, 3 и 6 часы, Божественную Литургию, 9 час, Великую вечерню с чтением Паремий Праздника). Как правильно провести рождественский сочельник? 6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. 6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной. Вообще воцерковленные люди ходят в церковь и в Сочельник, то есть 6 января, и в само Рождество. Службы в церкви идут оба эти дня. В Сочельник служба обычно начинается в 17.00.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий