Раздел речи посполитой 23 января год

"Четырёхлетний сейм", принявший на себя исполнительную власть, увеличил армию до 100 тысяч человек, ожили надежды восстановить Речь Посполитую в границах до 1772 года. Между тем, Пруссия и Россия 23 января 1793 года подписали совместную конвенцию о втором разделе Речи Посполитой, которая была утверждена на Гродненском сейме, искусственно созванном представителями Тарговицкой конфедерации. 240 лет назад, в сентябре 1772 года, происходили основные мероприятия по осуществлению т.н. Первого раздела Речи Посполитой, в результате которого крупные куски территории этого обширного государственного образования, простиравшегося от Познани на западе до Витебска. Карта Речи Посполитой в 1764 году. Карта Речи Посполитой в 1764 году. До середины XVIII века Речь Посполитая была крупным и могущественным игроком на международной арене. Падзелы Рэчы Паспалітай, лит. Padalijimas) — раздел территории польско-литовского государства (Речи Посполитой) между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской монархией в конце XVIII века (1772—1795).

РАЗДЕ́ЛЫ РЕ́ЧИ ПОСПОЛИ́ТОЙ

Русско-польская война 1609—1618 годов, известная также как Польско-литовская интервенция — вооружённый конфликт между Россией и Речью Посполитой, в ходе которого польско-литовские войска на два года (с 1610 по 1612) оккупировали Московский Кремль. союза польских магнатов, возглавляемого Браницким, Потоцким и Жевуским. Разделы Речи Посполитой (1772-1795) — раздел территорий Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и империей Габсбургов (Австрией) в конце XVIII столетия. Третий раздел Речи Посполитой. Осуществлён в 1795 г. Россией, Пруссией и Австрией в результате подавления восстания 1794 г. Пруссия оккупировала 3 июня 1794 г. Краков с воеводством, на что претендовала Австрия.

Презентация, доклад по истории России на тему Три раздела Речи Посполитой (8 класс)

Разделы Польши–это три раздела Речи Посполитой, которые произошли в конце xviii века и положили конец существованию государства, в результате чего суверенные Польша и Литва были ликвидированы на 123 года. Первый раздел Речи Посполитой Дата: 19 февраля 1772 года Причины первого раздела: В дополнение к выше озвученным – Австрия и Пруссия опасались успехов России в русско-турецкой войне, начавшейся в 1768, и предложили разделить Польское Королевство в обмен. Друтью), а между реками получилась перемычка километров в сто. Разделы Речи Посполитой (кратко). В течение 18 века Речь Посполитая, образованная в 1569 году при объединении Литвы и Польши, стала утрачивать свою независимость. Внутри страны усилилась нестабильность.

Речь Посполитая

В начале девяностых годов появился новый повод для междоусобиц — принятие под влиянием идей Великой Французской революции новой конституции Польши. Недовольные ограничением своих прав польские дворяне образовали так называемую Тарговицкую конфедерацию, которая обратилась за помощью к России. В последующей за тем войне польские войска потерпели поражение, польский король Станислав Август Понятовский присоединился к конфедерации. Россия получила белорусские земли до линии Динабург — Пинск — Збруч, восточную часть Полесья, области Подолье и Волынь. Нежелающим принимать присягу давалось три месяца на продажу своей недвижимой собственности.

К тому же, несмотря на то, что обеими сторонами были предприняты строжайшие меры для сохранения союзной декларации в тайне по настоянию Франца II она была составлена в форме обмена собственноручными письмами , по самому существу достигнутой договоренности рано или поздно нужно было информировать Берлин, и реакция его оставалась непредсказуемой. Но если в Петербурге действительно оценивали возможность войны с Пруссией как реальную, то как совместить с этим огромную работу, проделанную российской дипломатией, для того чтобы консолидировать антифранцузскую коалицию, не дать Пруссии выйти из ее рядов? Мотивацию действий Екатерины в определенной мере проясняют, на наш взгляд, зафиксированные в декларации русско-австрийские договоренности на случай «новой общей войны двух Императорских дворов против Оттоманской Порты». Исходя из них, Франц II подтверждал в соответствии с «содержанием собственноручной переписки» Иосифа II и Екатерины II свою готовность содействовать тому, чтобы «вполне исполнен был план, предусматривающий, насколько позволят обстоятельства, чтобы, в частности, Молдавия, Валахия и Бессарабия навсегда были бы отделены от Турецкой империи и возведены в независимые государства, а также на вечные времена предоставлены были Князю или Княгине Российской Императорской фамилии и их потомству обоего пола» 179. Принципиально важно, что в этом контексте в декларации делается ссылка на обмен письмами между Иосифом II и Екатериной II от 10 сентября и 13 ноября 1782 года, в которых был изложен так называемый Греческий проект. Со своей стороны, Екатерина «обязывалась содействовать всеми средствами к тому, чтобы земли, упомянутые в вышеприведенном письме Его императорского Величества от 13 ноября 1782 года, навсегда были бы отделены от Турецкой империи и присоединены к Австрийской монархии» 180. В этой связи уместно вспомнить, что еще немецкий историк Зибель связывал упорный отказ Екатерины в 1792 - 1796 годах направить русскую армию на Рейн с ее планами относительно Турции. На наш взгляд, содержание секретной [379] союзной декларации между Россией и Австрией от 23 декабря 1794 года дает веские основания для подобного вывода. Характерно, что и после достижения договоренностей с Австрией 181 Екатерина продолжала уклоняться от направления русских войск для участия в военных действиях против Франции, начатых германскими государствами, мотивируя это тем, что пока не решен польский вопрос и Пруссия не присоединилась к русско-австрийским актам от 23 декабря 1794 года, она должна была поддерживать готовность как на случай возможной войны с Пруссией, так и волнений в новоприсоединенных польских областях. В заключенном в феврале 1795 года союзном договоре с Англией Россия брала на себя обязательство оказать военную помощь коалиции только после нормализации русско-прусских отношений. В то же время в Петербурге продолжали выплачивать Вене ежегодные субсидии в размере 400 тысяч рублей в силу конвенции 1792 года. Подписание Пруссией в апреле 1795 года Базельского мирного договора с Францией серьезно изменило расстановку сил в Европе. Как свидетельствует депеша Остермана Разумовскому от 23 апреля 1795 года, в этот период в Петербурге серьезно опасались того, чтобы Пруссия не выступила, как в 1790 - 1791 годах, организатором антирусской коалиции в составе Пруссии, Швеции, Турции и Франции. Подобная позиция, однако, не могла, по понятным соображениям, удовлетворить ни Вену, ни Лондон. Австрийская и английская дипломатия постоянно доказывала необходимость участия России в военных действиях на стороне коалиции, подчеркивая, что судьба Европы находится в руках российской Императрицы 183. Подобное давление заметно усилилось, после того как Австрия заключила союзный трактат с Англией в мае 1795 года. В целом, анализ политики Екатерины II во французском вопросе в период формирования второй коалиции подводит к выводу о том, что, искренне желая восстановления монархии во Франции, она вместе с тем четко видела несовпадение геостратегических интересов России и западноевропейских стран в условиях фактически начавшегося передела сфер влияния на континенте. Ярко иллюстрирует это, в частности, позиция, занятая российской Императрицей после смерти Людовика XVI. Она немедленно признала графа Прованского, старшего брата покойного короля, и посоветовала Вене и Лондону поступить аналогичным образом. В депеше Разумовскому от 12 июля 1795 года Безбородко доказывал огромное политическое значение провозглашения графа Прованского королем Франции 184. Комментируя высказывания Тугута, А. Разумовский ясно видел их практическую подоплеку: в Вене опасались того, что, признав права графа Прованского на французский престол, союзники вместе с тем как бы обяжутся уступить ему все земли, которые они могли бы завоевать во Франции 185. Однако официального согласия Вены на это все же не последовало. И, тем не менее, вряд ли можно отрицать, что политика Екатерины в европейских делах позволяла ей фактически направлять формирование и действия второй антифранцузской коалиции, оставаясь арбитром в разногласиях, возникавших между ее участниками. Мнение Екатерины обычно имело решающее значение не только для Вены, но и для Лондона. Подобная тактика могла быть избрана только самой Екатериной. До конца марта Кобенцель по просьбе Остермана не направлял в Вену подписанные в Петербурге тексты трех русско-австрийских документов, ссылаясь на то, что императрица ожидала отчета от Алопеуса относительно новых демаршей, которые ему было поручено произвести в Берлине с тем, чтобы побудить Пруссию, реально контролировавшую после подавления восстания Т. Костюшко значительную часть Речи Посполитой, принять участие в разделе и продолжить военные действия против Франции. В Петербурге явно надеялись на позитивные подвижки в позиции Пруссии. В частности, в письме Алопеусу от 29 декабря 1794 года Остерман одобрил «полное молчание», которым тот обошел поступившее в Берлин известие о вводе прусских войск в Варшаву. Оценив это, по всей видимости, как признак вызревавшей готовности Берлина тихо, без потери лица, согласиться с предложенной Россией и Австрией схемой раздела, вице-канцлер рекомендовал Алопеусу вести себя так же и впредь, если не поступит других указаний 187. Первые сигналы тревоги из Петербурга прозвучали в начале февраля 1795 года, когда начали поступать сообщения о тайных прусско-французских переговорах в Швейцарии. Вместе с тем и на этом этапе в Петербурге, видимо, сохранялись иллюзии возможности остановить процесс выхода Пруссии из первой коалиции. Расчет при этом, как и прежде, делался на прямые контакты российского посланника с Фридрихом Вильгельмом II, поскольку, как говорилось в ответной депеше Остермана, «его министерство не всегда полностью доводит до его сведения информацию, поступающую из Петербурга». Напомнив Алопеусу, что ему известна «природа обязательств прусского короля в отношении держав - участниц коалиции и самой Императрицы в силу конвенции 12 23 января 1793 года», Остерман писал: «То, как действовала прусская армия, и, наконец, начатые королем переговоры о мире слишком открыто нарушили эти обязательства, чтобы не возбудить самое живое и самое заслуженное возмущение подобным поведением. Только в силу присущей ей деликатности императрица не потребовала от него исполнения договоров, заключенных с ней во всей силе, на что имела полное право» 189. В связи с этим в личной беседе с королем Алопеусу поручалось подчеркнуть, что «Ее Императорское Величество придает самое большое значение строгому соблюдению вышеуказанной конвенции, особенно в том, что касается активного и эффективного сотрудничества Пруссии в нынешней войне». Далее, называя вещи своими именами, Остерман заявил, что «в сепаратном мире с французскими цареубийцами» Россия увидит «явное нарушение самых священных обязательств» Пруссии 190. Особенно характерна для настроений, преобладавших в Петербурге зимой 1795 года, концовка депеши от 8 февраля, в которой вице-канцлер, как бы сетуя Алопеусу на коварство Пруссии, писал: «Конвенция была подписана в январе, договор в Гродно - в октябре, а в первой половине ноября берлинский двор заявил, что не может [382] продолжать войну без субсидий... Кто поверит, что, заключая бессрочное и столь важное обязательство, Пруссия не могла правильно рассчитать свои средства в течение года? Решение о созыве новой конференции в тройственном формате Остерман объяснил на ее открытии тем, что ответ, поступивший из Вены относительно вопроса о Кракове и Сандомире, был абсолютно негативен. Выступивший затем Кобенцель вновь заявил, что без двух этих воеводств «любое другое приобретение в Польше не имеет никакой цены в глазах австрийского императора» 192. На это Тауенцин изложил уже хорошо известную участникам конференции позицию Пруссии в вопросе о Кракове и Сандомире, подчеркнув, что менять ее он не может, так как у него «связаны руки» инструкциями короля. Смысл дальнейших дискуссий, временами, правда, превращавшихся в открытые препирательства между прусским и австрийским дипломатами, сводился уже, скорее, к поиску стратегического баланса между Австрией, Россией и Пруссией в условиях полностью уничтоженной Польши, чем к обсуждению «взаимных выгод и преимуществ». При этом российские представители, высказывавшиеся в унисон с Кобенцелем, напоминали Тауенцину, что во время второго раздела было условлено компенсировать Австрию, если она не добьется «вознаграждения в другом месте» 193. Единственным новым аргументом, прозвучавшим на конференции 21 февраля, явилась высказанная Остерманом готовность России выступить гарантом окончательного раздела Польши при его практическом осуществлении 194. В целом, однако, февральская встреча в тройственном формате была, скорее, контрпродуктивна, поскольку, не сообщив прусскому посланнику в ходе официальной встречи об актах, подписанных 23 декабря 1794 года, российские дипломаты и Кобенцель, по существу, подготовили почву для дальнейшего осложнения своих отношений с Пруссией. Видимо, понимая это, Екатерина дала Остерману указания детально проинформировать Алопеуса о ходе конференции 21 февраля. Интересно, что в письме посланнику в Берлине от 27 февраля вице-канцлер назвал в качестве причины созыва конференции в тройственном формате то обстоятельство, что «берлинский двор уклонился от обсуждения вопросов, поставленных в депеше от 13 декабря 1794 года» 195. С учетом этого было решено свести еще раз австрийского и прусского дипломатов в Петербурге, причем, как отмечал Остерман, «наша роль на этой конференции по необходимости должна была заключаться, скорее, в примирении, чем в участии в [383] качестве одной из заинтересованных сторон, поскольку все, что касается интересов нашего двора, было урегулировано ранее и согласовано с полномочными двух других дворов» 196. Важно и то, что при изложении хода конференции 21 февраля Остерман подчеркивал, что «австрийский посол требовал признания равенства прав своего двора в отношении итогов предыдущего раздела» 197. Причем характеризуя далее ход переговоров, Остерман туманно отмечал, что, поскольку «объект дискуссии не давал возможности использовать принцип компенсации, было решено опираться на принципы права и естественной справедливости» 198. Подобное развитие событий побудило Петербург выступить с инициативой ускорения передачи в Берлин официального сообщения о состоявшихся в декабре русско-австрийских договоренностях по третьему разделу. Текст сообщения, которое должен был сделать Алопеус в Берлине, был направлен Остерманом Разумовскому при депеше от 23 апреля 1795 года. В ней вице-канцлер не преминул еще раз констатировать «непобедимое упрямство берлинского двора». Российскому послу в Вене поручалось согласовать подготовленный в Петербурге текст с австрийским кабинетом и просить немедленно снабдить соответствующими инструкциями посла в Берлине князя Реусса 199. Было условлено, что Берлин будет проинформирован об их содержании сначала через австрийского посла князя Реусса, а затем, после того как будет ясна реакция Пруссии, в Петербурге дадут соответствующие инструкции Алопеусу 200. Планы эти, однако, были нарушены подписанием Базельского мира. Однако императрица, «признавая несовместными с обязательствами своими скрывать таковое до общих интересов касающееся дело от союзника своего», приказала немедленно информировать австрийского посла, причем Кобенцелю был показан и сам текст договора, и полученные из Берлина и от Тауенцина ноты 201. В адресованном Алопеусу сопроводительном письме Остермана от 23 апреля 1795 года излагались мотивы, которыми руководствовалась императрица при подписании русско-австрийских документов от 23 декабря 3 января. Интересно, что при этом Пруссии напоминалось, что ее участие в подавлении восстания Костюшко не могло быть использовано в качестве предлога для обоснования своих прав на Краков и Сандомир, поскольку было продиктовано не только стремлением нормализовать обстановку, возбужденную [384] революционным сеймом 1788 года, но и стремлением обеспечить собственный «прямой и ближайший интерес» 202. Однако вследствие того, что прусский король не смог понять «всей очевидности изложенных ему аргументов», а также принимая во внимание «зыбкую ситуацию в Польше, которая каждый день чревата опасностью нового взрыва едва погашенного бунта», Екатерина приняла решение подписать русско-австрийскую декларацию, которая недавно была ратифицирована обоими дворами. Прусский двор приглашался принять участие в окончательном разделе Польши 203. Заключение Базельского мира, произведшее в Вене сенсацию не меньшую, чем в Петербурге, побудило, однако, Вену действовать в вопросе об информировании Берлина с особой осторожностью. Тугут долго медлил с принятием этого решения, полагая, и не без основания, что сообщение о предоставлении Австрии Кракова с окрестностями могло спровоцировать Берлин на немедленное выступление против Австрии. В этих условиях австрийское правительство сочло необходимым подтянуть войска к польским границам в Богемии, одновременно удерживая свой воинский контингент на Волыни, введенный в ходе подавления восстания Т. Костюшко несмотря на неоднократные просьбы Разумовского отвести его за Буг 204. В беседах с Разумовским Тугут доказывал необходимость проинформировать Пруссию о состоявшемся разделе Польши без ее участия только после того, как между Россией и Австрией будет согласован план совместных военных действий против Берлина, если тот решится начать войну. Разумовский пытался разубедить Тугута и показать ему беспочвенность его опасений, уверяя, что Фридрих Вильгельм II «не похож на своего великого дядю Фридриха II» и вряд ли проявит в создавшейся ситуации решимость действовать столь же бескомпромиссно. Однако, учитывая настоятельные просьбы канцлера, Разумовский запросил новых инструкций из Петербурга, отложив до их прибытия отправление Алопеусу адресованной ему депеши от 23 апреля 205. Императрица не без некоторых колебаний «взвесив все мотивы венского двора» поддержала своего посла в Вене, предписав ему, однако, продолжать убеждать австрийское правительство в необходимости скорейшего подключения Пруссии к разделу путем «полюбовного» решения вопроса о Кракове и Сандомире. Одновременно она поручила Разумовскому проинформировать Вену о том, что с российской стороны принимаются необходимые меры для того, чтобы парализовать возможные наступательные действия Пруссии в Польше 206. Однако нарастание антипрусских настроений в Вене делало австрийцев все менее восприимчивыми к аргументам, излагавшимся с российской стороны. Остерман в ответ на просьбу оказать соответствующее воздействие на Берлин сказал, что от этого «нельзя теперь ожидать пользы, доколе польские дела окончательно урегулированы не будут, которых, как он, граф Кобенцель, чаятельно сам согласится, главною причиною являются короля прусского недоброжелательные подвиги» 207. Через неделю, 3 июня, Кобенцель официально проинформировал российского вице-канцлера о комплексе мер, предпринимавшихся Тугутом с целью нейтрализации негативных для Австрии последствий Базельского мира через дипломатические представительства Австрии в Германской империи и ведущих европейских столицах. В этой связи Тугут просил Остермана «обождать объявлением двору берлинскому о заключенной между обеими империями конвенции по делам польским» 208. В результате в июне- начале июля 1795 года в Петербурге были заняты урегулированием до предела накалившихся отношений между Австрией и Пруссией 209. Характерно, однако, что действия русской дипломатии в Берлине в этот период не носили активного характера. В связи с заключением Базельского мира в Петербурге ограничились выражением недовольства прусскому министру Гаугвицу тем, что Пруссия заключила «сепаратный мир с французами, без того чтобы предупредить своих союзников и согласовать с ними такие действия» 210. В середине июня Фридрих Вильгельм II и Екатерина II обменялись личными письмами, причем императрица, призывая короля к окончательному урегулированию польских дел, заметила, что конкретные решения на этот счет «уже были и будут еще предложены с ее стороны». В связи с тем, что Тауенцин понял эти слова как намек на возможность пересмотра российской позиции по вопросу о судьбе Кракова и Сандомира, Остерман был вынужден ориентировать Алопеуса в депеше от 19 июня 1795 года о том, что слова Императрицы следует интерпретировать только как еще один призыв к Пруссии занять единственно верную позицию 211. Только во второй половине июля, спустя шесть с половиной месяцев после подписания русско-австрийских актов о разделе, Тугут заявил, наконец, о готовности проинформировать Берлин о состоявшемся соглашении. Алопеус серьезно опасался войны.

Они требовали аннулировать Конституцию 3 мая 1791 г. Вторая группировка, к которой принадлежал король Станислав Август, хотела при сотрудничестве с Россией сохранить централизованное государство и продолжить хотя бы часть начатых реформ. Заседания сейма, на котором присутствовало такое множество конфедератов, проходили очень бурно, Я. Сиверсу пришлось прибегнуть даже к помощи армии, а другим угрожали конфискацией земель. Сейм одобрил разделы Речи Посполитой. Наконец, было остановлено большинство реформ Четырёхлетнего сейма 1788—1792 , уменьшена роль сейма. Сеймы должны были собираться всего один раз в четыре года, политических прав лишилось мещанство, был подтверждён и акт Люблинской унии.

На это с российской стороны было сказано, что его предложение будет передано Кобенцелю, хотя оно и не вполне соответствует уже подписанной австро-русской декларации 217. Таким образом переговоры тянулись весь сентябрь и первую половину октября 1795 года. Практические развязки накопившихся проблем удалось найти только потому, что и австрийские, и прусские представители видели в посредничестве российской Императрицы гарантию максимально возможного обеспечения своих интересов. Посредничество это оказалось достаточно эффективным, в том числе благодаря заявленному российскими дипломатами при начале трехсторонних переговоров принципу, в соответствии с которым при демаркации новых взаимных границ считалось необходимым принимать во внимание особенности местности 218. Кроме того, в результате возобновившихся летом 1795 года в Базеле секретных переговоров прусского государственного министра Гарденберга с французским дипломатом Бартелеми, в ходе которых прусский представитель обсуждал возможность примирения с Францией от имени целой группы государств - членов Германской империи 219 , ситуация в стане антифранцузской коалиции настолько осложнилась, что в Петербурге начали задумываться о продуктивности продолжения тесной увязки польского и французского вопросов. Разумовский, настроенный резко антипрусски, сообщал о растущем беспокойстве в Вене «двусмысленностью» русской политики, одновременно убеждая Остермана в том, что реально наметившаяся угроза развала Германской империи не оставляет России другого выбора, кроме как немедленно направить свои войска за Рейн 220. Тем не менее, в депеше Разумовскому от 31 августа 1795 года Остерман, явно дистанцируясь от последних двух пунктов инструкции Тугута Кобенцелю от 8 августа, поручил своему послу в Австрии добиваться того, чтобы «венский двор не смешивал двух совершенно разнородных вопросов: польского и французского». В первом из них была дана положительная оценка готовности Австрии уступить Пруссии область между реками Буг и Висла. В письме прусскому королю наряду с развернутыми аргументами в пользу уступки Краковского воеводства Австрии указывалось на нецелесообразность спешить с разграничением между австрийскими и прусскими владениями в Польше. С учетом трудностей, возникших после первого раздела, Екатерина предложила, чтобы окончательная демаркационная линия была проведена пограничными комиссарами, которые могли бы учесть при этом рельеф местности. Некоторый свет на то, каким образом был найден этот компромисс, проливает депеша Остермана Алопеусу от 3 сентября 1795 года, в которой сообщается о направлении ему пакета под печатью графа Гаугвица в связи со степенью секретности, которой требует его содержание. Поскольку далее в депеше речь идет об идее Гаугвица «еще более упрочить союз» между Россией и Пруссией, то несколько неясная фраза Остермана о том, что «императрица аплодирует и отдает должное мудрым и просвещенным принципам, которые разделяет этот министр» 224 , приобретает вполне определенный смысл. Сложные эволюции российской политики в отношении Берлина и Вены вернулись к исходной точке времен первого раздела - «гармонизации» взаимодействия с двумя немецкими государствами. Несмотря на это, лишь узнав о подписании русско-австро-английской конвенции о формировании второй антифранцузской коалиции от 17 28 сентября 1795 года 225 , Тауенцин объявил, наконец, о согласии Пруссии на уступку Краковского воеводства Австрии. При этом он выдвинул два условия: вступление австро-прусской конвенции о третьем разделе в силу только после дополнительного утверждения ее Веной, а также четкого заявления Австрии о согласии уступить Пруссии западную часть Краковского воеводства. В одной из них договаривающимися сторонами являлись Пруссия и Австрия, в другой - Пруссия и Россия 226. В соответствии с Петербургскими конвенциями Австрия отказалась в пользу Пруссии от территории, примыкающей с востока к Варшаве. В свою очередь, Пруссия обязалась вывести свои войска из оккупированных Краковского и Сандомирского воеводств. В вопросе демаркации границ Краковского воеводства обе стороны согласились создать смешанную комиссию во главе с русским комиссаром и принять мнение России в качестве окончательного. Сообщая об этом Разумовскому депешей от 16 октября, Остерман особо отметил, что «граф Кобенцель в столь серьезной ситуации увенчал своим талантом и усердием все, что за 15 лет своей службы сделал для укрепления отношений между Веной и Петербургом» 227. Информируя об окончании польских дел Алопеуса, вице-канцлер особенно выделил то обстоятельство, что «свидетельством нашего расположения является скорость, с которой Ее Императорское Величество велела нашим войскам оставить территории, занимаемые Пруссией» 228. К этой депеше Остермана Алопеусу от 15 октября 1795 г. Упоминание имени С. Колычева, сменившего в 1794 году В. Нессельроде на посту посланника в Берлине, где он вместе с М. Алопеусом вел переговоры по третьему разделу, представляется неслучайным. Колычев, проработавший до этого пять лет в Париже с И. Барятинским, а с 1783 года, будучи полномочным министром в Гааге, участвовавший в попытке примирения Голландских штатов и Иосифа II, был хорошо осведомлен в непростых перипетиях формирования второй коалиции. Его вызов в Петербург вполне можно увязать с вызревавшей у Екатерины решимостью непосредственно вмешаться во французские дела. Впрочем, еще будучи великой княгиней, Екатерина имела возможность убедиться в его тесной связи с польским. До 1758 года [390] и Курляндия, считавшаяся ленным владением Речи Посполитой, и Варшава ходатайствовали перед Петербургом за возвращение из ссылки Эрнста Иоганна Бирона, сосланного в 1741 году Елизаветой Петровной сначала в Пелым, а затем в Ярославль, но формально считавшегося курляндским герцогом. Однако, опасаясь опального фаворита Анны Иоанновны, Елизавета Петровна объявила, что «для важных государственных причин герцога Бирона и его фамилию никогда из России выпустить неможно» 230. В 1758 году Россия признала торжественным актом курляндским герцогом Карла Саксонского, сына правившего саксонского курфюрста и польского короля Августа II 231 Екатерина, сразу же оценившая действия Елизаветы Петровны как серьезную политическую ошибку, писала в 1758 году: «Во всяком деле можно избрать только две стороны - быть справедливым или несправедливым. Обыкновенно корысть склоняет к несправедливости. В курляндском деле справедливость требует возвратить детям Бирона то, что принадлежит им по божеским и по естественным законам; если же хотели действовать корыстно, следовало что было бы несправедливо, сознаюсь оставить Курляндию по-прежнему без герцога и, освободив ее от власти Польши, присоединить к России. Поверят ли, что нашли третий способ, сделав совершенно бескорыстную несправедливость? Отдали Курляндию принцу Карлу Саксонскому! Этим только усилили короля Польского, который стремится уничтожить свободу Польской Республики. Неужели деспотический сосед выгоднее для России, чем счастливая польская анархия, которой мы распоряжаемся? Если же быть несправедливым, то, по крайней мере, ради собственной выгоды; в курляндском же деле, чем более я о нем думаю, тем менее нахожу здравого смысла» 232. Под «корыстью» Екатерина понимала аннулирование долгов курляндского дворянства, к которому прибегли в Петербурге, чтобы смягчить неприязненное отношение в Курляндии к представителю саксонской династии Веттинов. Однако все четыре года 1758- 1762 гг. Принц Карл, как католик, не имел права по основным законам Курляндии быть герцогом. Это не нравилось многим не только в Митаве, но и в Польше, сейм которой выступил против его избрания. Литовский канцлер князь Чарторыйский отказался скрепить своей печатью диплом принца Карла на герцогское достоинство. Любопытно, что этот религиозный мотив был использован Петром III сразу же после своего восшествия на престол в декабре 1761 года; он направил русскому резиденту в Митаве И. Симолину указания довести до сведения курляндского правительства, что «мы никогда допустить не можем, чтобы принц католической веры владел герцогским титулом в противность фундаментальных земских [391] уставов» 233. Вернув Бирона из ссылки Петр III не только, однако, не восстановил его права на Курляндию, но и предложил уступить их в пользу его дяди Георга-Людвига Голштинского, которого он к тому же собирался поставить под совместную защиту России и Пруссии. Екатерина, уже через неделю после своего вступления на престол приказавшая «не разменивать» ратификации русско-прусского союзного трактата, заключенного Петром III в июне 1762 года 234 , одновременно направила И. Симолину указания дезавуировать прусско-голштинского кандидата и «под рукой фаворизировать» партию Э. Бирона 235. Таким образом он был формально восстановлен в своих правах на Курляндское герцогство. В тот же день Бирон подписал особый акт, утверждавший свободный проход российских войск через территорию Курляндии, право российских купцов на беспошлинную торговлю через курляндские порты Митава и Либава, то есть превращавший герцогство, по существу, в протекторат России 236. В отправленной в эти дни Кейзерлингу депеше Екатерина писала: «Мои намерения весьма далеки от того, чтобы захватить Курляндию, и я вовсе не склонна к завоеваниям. У меня довольно народов, которые я обязана сделать счастливыми, этот маленький уголок земли не прибавит ничего к их счастью, которое я поставила себе целью» 237. Тем не менее при оценке действий Екатерины по водворению Бирона в Митаве возникает невольная, но, как представляется, оправданная аналогия с Польшей: по первоначальным замыслам Императрицы оба этих государства должны были, находясь под безраздельным влиянием России, играть роль буфера между нею и двумя германскими государствами - Австрией и Пруссией. Тем не менее, борьба за водворение 73-летнего Э. Бирона на герцогском престоле потребовала нескольких месяцев упорнейшей дипломатической борьбы в Варшаве, Митаве и Риге. Только 16 апреля 1763 года низложенный герцог Карл вернулся в Варшаву. Наиболее веским аргументом, побудившим его к этому, явилось присутствие более чем 40 тысяч российских войск в непосредственной близости от границ Курляндии. Это раздвоение курляндского дворянства, продолжавшееся все шесть лет управления Бироном Курляндией, привело к тому, что 25 ноября 1769 года он был вынужден отказаться от власти в пользу своего старшего сына Петра второй сын Бирона герцог Карл еще при жизни отца отрекся от своих прав на курляндское наследство. Петр был непопулярен в Курляндии, как и его отец. Это подпитывало [392] подспудную, а временами и открытую борьбу вокруг герцогского престола, в которой участвовали Саксония, шляхетские кланы и, разумеется, Пруссия, после смерти Фридриха II начавшая открыто говорить о своих видах на Курляндию. Особенно усилились эти интриги после того, как в 1790 году у герцога Петра умер единственный сын. Весной 1776 года у Екатерины мелькнула было мысль сделать Г. Потемкина курляндским герцогом. Однако она так и осталась нереализованной 238. Новый этап в развитии курляндского вопроса наступил в 1791 году, когда герцогство сначала медленно, а затем все активнее начало втягиваться в водоворот политических событий, развернувшихся в Польше после принятия конституции 3 мая. Осенью 1791 года представители курляндского дворянства обратились к лидерам Четырехлетнего сейма с предложением изменить государственное устройство Курляндии, ликвидировав феодально-ленную зависимость местных землевладельцев от герцога. В начале 1793 года, при активном содействии российской дипломатии, произошло, однако, примирение герцога Петра с курляндским дворянством. Приняв сторону дворянства, Екатерина получила в свои руки еще один рычаг воздействия на ситуацию в герцогстве. Проводником русского влияния в Курляндии стал депутат сейма фон дер Ховен, присутствовавший на подписании Екатериной акта о гарантии курляндской конституции 29 марта 1794 года. Восстание Костюшко затронуло Курляндию самым непосредственным образом. Митава и Либава были заняты инсургентами. Несмотря на это, за месяц до освобождения Курляндии русскими войсками под командованием генерал-поручика Голицына ван дер Ховен распространил по всей стране воззвание, в котором призвал «уничтожить ленную зависимость Курляндии от Речи Посполитой и отдаться под покровительство России, причем просить русскую императрицу о сохранении особых прав и привилегий герцогской фамилии, рыцарства и земства» 239. Петр, понявший, в каком направлении развиваются события, поддержал было эту петицию, но было поздно. После взятия Праги Суворовым ван дер Ховен издал новое обращение к российской Императрице, в котором уже говорилось о готовности Курляндии «подчиниться вполне ее воле» без всяких предварительных условий 240. Между тем в ходе начавшихся в августе в Петербурге тройственных переговоров по последнему разделу Польши судьба Курляндии была решена. Несмотря на удивление, высказанное Тауенцином, когда он впервые услышал о намерении России присоединить к себе Курляндию, уже 8 декабря он говорил об этом событии как о неизбежном. Остерманом пытался отстаивать [393] свои герцогские права. Одновременно П. Зубов и А. Морков, действовавшие через голову Остермана, внушали Ховену мысль о необходимости добровольного и безусловного присоединения Курляндии к России как единственного средства нейтрализации территориальных претензий Пруссии.

153,в чем вы видите причины участия россии в разделах речи посполитой, каковы их итоги?

Официальное название страны — Королевство Польское и Великое Княжество Литовское со столицей Краковом. С 1596 столица Речи Посполитой — Варшава, хотя официально она стала ей только в 1791. Гарантировав Австрии «все, что в конвенции 12 (23) января 1793 года касается интересов Его Римского Императорского Величества», русские дипломаты уклонились от увязки этих обязательств с участием Пруссии в третьем разделе. Пруссия не выступила на стороне Речи Посполитой, а 23 января 1793 года и вовсе заключила с Россией договор о втором разделе Речи Посполитой, который был утвержден на последнем вальном сейме в Гродно.

Три раздела Речи Посполитой

Первый раздел Речи Посполитой. Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ | Аргументы и Факты Разделы Речи Посполитой – это осуществлённые тремя европейскими государствами (Россией, Австрией, Пруссией) захват и присоединение польских земель, прошедшие в три этапа: в 1772, 1793 и 1795 годах.
Разделы Польши Первый раздел произошёл в 1772 году, второй — 23 января 1793 года, третий — 24 октября 1795 года.
Польша - уроки разделов Разделы Речи Посполитой Еще один хитрый термин — «раздел Речи Посполитой», словно речь идет о разделе праздничного пирога за рождественским столом, словно охотники делят шкуру убитого медведя, который уже не имеет никаких прав даже на собственную шкуру.
Уроки разделов Речи Посполитой К России отошла восточная часть Беларуси по Западной Двине и Верхнему Днепру (города Гомель, Могилёв, Витебск и Полоцк), а также часть современной Литвы. 23 января 1793 года Пруссия и Россия осуществили второй раздел Речи Посполитой.
Первый раздел Речи Посполитой. Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ | Аргументы и Факты Разделы Речи Посполитой Разделы Речи ПосполитойРечь Посполитая – государство, образованное в 16 веке в результате союза Великого Княжества Литовского и Польши. Это было одно из самых больших и влиятельных государств своего времени.

Три раздела Речи Посполитой при Екатерине Великой: крах великого государства

Прямым результатом этой политики стал второй раздел Польши, соглашение о котором было подписано в Санкт-Петербурге 12 23 января 1793 г. Австрия в нем не участвовала. По нему к Пруссии отходили западные и центральные польские земли, а также города Гданьск и Торунь. Новый раздел державы обосновывали угрозой распространения в Польше духа французских якобинцев, и поэтому императрица всероссийская и король прусский «не нашли для своей безопасности иного средства, как заключить Речь Посполитую в более тесные границы, устроив для нее существование и пропорцию, приличные государству среднего размера». Еще до оглашения Санкт-Петербургской конвенции Пруссия ввела свои войска в предназначенные ей польские земли. В марте генерал Раумер блокировал Гданьск и потребовал сдачи всех польских укреплений в устье Вислы. Жители Гданьска, в большинстве своем немцы, предпочли добровольно сдаться на милость прусского короля, и лишь небольшая группа горожан-поляков предприняла попытку оказать сопротивление. Ликвидация этого единственного оставшегося после первого раздела польского бастиона в устье Вислы устранила последнее препятствие на пути бесперебойной кратчайшей связи Восточной Пруссии с центральными провинциями государства.

В остальном очередной раздел никак не изменил ее положения». Событие и в наше время попадает в разряд исключительных. Во-первых, это, конечно, поистине катастрофические последствия в самой Португалии. А во-вторых, - масштаб распространения колебаний. В 1992 г.

А во-вторых, - масштаб распространения колебаний. В 1992 г. Лайель и И. Гёте знали о 60 тыс.

Ныне лишь в Лиссабоне число жертв в 1755 г. Аямонте и окрестностях погибло от цунами около 2 тыс. Жертвы в сельских местностях Португалии и Африки неизвестны. Что касается распространения сотрясений, то они, как и сильнейший афтершок, значимо чувствовались в радиусе около 600 км. Вот как описывает, например, проявление землетрясения в Венеции известный в то время авантюрист и ловелас Казанова. Находясь в тюрьме на площади Св. Марка, он стоял на чердаке, внезапно стал терять равновесие и увидел, как огромная балка повернулась, затем стала скачками двигаться обратно. При последующих колебаниях 4-5 минут с спустя стражники в испуге разбежались. В Аахене, на западе Германии, висевший на стене образ Богородицы вдруг стал раскачиваться подобно маятнику.

Преодоление последствий Чернобыльской аварии. Реформирование общ. Его политика получило название "перестройка".

Одним из реальных достижений перестройки стала гласность. В 1990г состоялись выборы на альтернативной основе народных депутатов в Верховный и местные советы народных депутатов БССР. Большинство мест получили сторонники Коммунистической партии Беларуси.

Вместе с тем появилась парламентская оппозиция. Складывалась многопартийность. В 1990 был принят закон СССР "об общественных объединениях".

Компартии Беларуси утрачивала монополию на власть. Стремление её сохранить привело к августовскому путчу 1991 в Москве. В экономике наблюдался застой.

Царское правительство не желало отказываться от планов политического подчинения последней. В этой связи проект Фридриха 2 был отклонен. Пруссия, тем не менее, продолжала настаивать на предложении, оказывая совместно с Австрией сильное давление на царское правительство. В частности, создавались разного рода помехи мирному урегулированию русско-турецкого конфликта. Кроме этого, существовала опасность присоединения Австрии к туркам.

Таким образом, Пруссия, выступавшая в качестве союзника России, оказалась весьма ненадежной. Во время военных действий с турками вскрылись различные противоречия, существовавшие между царизмом и "русской" партией, сформированной в польском правительстве. Все это в итоге и определило участие России в разделах Речи Посполитой. Практические переговоры В ходе обсуждения Австрия и Пруссия, еще до подписания каких-либо соглашений, приняли активное участие в разделах Речи Посполитой. В частности, в 1770-м войска Пруссии вступили в Польшу и Поморье.

Официально было заявлено о том, что таким образом было предотвращено проникновение эпидемии из страны. В 1769-м поддерживавшая конфедератов Австрия заняла Спиж - закарпатские польские владения. Затем ею был установлен "санитарный кордон" по северному склону Карпат. Таким образом, Австрия заняла практически весь Сандецкий повет. В 1770-м австрийцы называли этот район "возвращенный край".

Соглашение В Вене, в 1772 году, 19-го февраля была подписана конвенция, которой был ознаменован первый раздел Речи Посполитой. Незадолго до этого - 6 февраля - было заключено соглашение в Санкт-Петербурге. Его сторонами выступали Россия и Пруссия. Уже в начале августа того же года австрийские, прусские и русские войска в одно время вошли в Польшу. Там они заняли те области, которые были ими определены по соглашению.

Манифест о разделе был обнародован 5 августа 1772 года. Тем не менее, конфедератские силы, исполнительный орган которых вынужден был покинуть Австрию после ее присоединения к соглашению, не сложили оружие. Все крепости, где находились воинские части, держались достаточно долго. Например, известна продолжавшаяся до 1773 года оборона Тынца, защита Ченстоховы под командованием Казимежа Пулаского. Англия и Франция, на которых надеялись конфедераты, сохраняли нейтральную позицию.

Свое мнение они выразили уже после того, как произошел раздел. Документ был ратифицирован в 1722 году, 22 сентября. Согласно Конвенции, России отходила часть Прибалтики Задвинское герцогство и Ливония , находившиеся до этого во власти Речи Посполитой. Также царское правительство получило часть областей современной Белоруссии до Днепра Друти и Двины, в том числе, районы Мстиславля, Полоцка и Витебска. В целом Россия получила порядка 92 тысяч кв.

Она также получила некоторые территории в Великой Польше. В целом Пруссии отошло около 36 тысяч кв. Австрия получила Освенцим и Затор, некоторые территории Малой Польши, в число которых входили южные части Сандомирского и Краковского воеводств, районы Бельского воеводства и Галиция без Кракова. К ней отошли прибыльные шахты в Величке и Бохне. Австрия, в общем, получила порядка 83 000 кв.

Нововведения Фридрих 2 был вдохновлен тем, как прошел раздел Речи Посполитой. Век заканчивался для него удачными приобретениями. Он пригласил большое количество католических учителей в школы, среди которых были и иезуиты. Вместе с этим, Фридрих 2 распорядился о том, чтобы все прусские кронпринцы выучили польский язык. Следует отметить, что Екатерина и канцлер Австрии Кауниц также были довольны своими территориальными приобретениями.

После того как стороны соглашения заняли районы, полагавшиеся им по соглашению, они потребовали от короля ратификации этих действий. Под давлением России, Австрии и Пруссии Понятовскому необходимо было созвать сейм, чтобы утвердить акт раздела и "кардинальные права", в составе которых было iberum veto и избирательность престола. В числе нововведений был установлен "постоянный совет", председателем в котором был король. В его составе было 18 шляхтичей выбираемых сеймом и столько же сенаторов. Весь совет разделялся на пять департаментов и представлял собой исполнительный орган страны.

Он получил право сдавать королевские земли в аренду. Для назначения на должности советом предоставлялись три кандидата, из которых королем должен был выбираться один. Продолжавший свою деятельность до 1775 года, сейм провел финансовые и административные реформы, сформировал Комиссию по Национальному образованию, сократил и реорганизовал армию, уменьшив количество солдат до 30-ти тысяч человек, а также утвердил жалование чиновникам и косвенные налоги. Введением непомерных таможенных пошлин она ускоряла падение Польши. Конфликты После подписания первого соглашения в Польше были проведены важнейшие реформы.

Особенно преобразования коснулись сферы просвещения. Функционировавшая в 1773-1794 гг. Благодаря деятельности Постоянного совета значительно улучшилось управление в военной, земледельческой, промышленной и финансовой отраслях. Это, в свою очередь, весьма благотворно повлияло на развитие экономики Польши. Вместе с этимсформировалась "патриотическая партия".

Их объединение было обусловлено желанием разорвать отношения с Россией. Противостояла "патриотам" "гетманская" и "королевская" партии. Они были, напротив, настроены на союзничество с Россией. В это же время царское правительство вступило в войну с Османской империей. Воспользовавшись моментом, Пруссия инициировала сейм для разрыва отношений с Россией.

Следует сказать, что к 1790 году Польша находилась в крайне удручающем состоянии. В этой связи она была вынуждена заключить гибельный союз со своим врагом - Пруссией. Польско-прусский договор Условия этого соглашения были такими, что произошедшие впоследствии еще два раздела Речи Посполитой стали неизбежны. В Конституции от 1791 года были значительно расширены полномочия буржуазии, изменен принцип разделения власти, а также упразднены главные положения, принятые при Репнине. В итоге Польша снова приобрела право осуществлять внутреннее реформирование, не спрашивая согласия у России.

Принявший исполнительную власть на себя "четырехлетний сейм" увеличил численность армии до ста тысяч, расформировал Постоянный совет, изменил "кардинальные права". Так, был принят ряд постановлений. Например, по одному из них безземельная шляхта исключалась из процесса обсуждения и принятия решений. Постановление "о мещанах" уравнивало права крупной буржуазии и шляхты. Второй раздел Речи Посполитой Утверждение новой Конституции повлекло активное вмешательство царского правительства.

Россия опасалась, что Речь Посполитая будет восстановлена в границах на 1772 год. Заручившись поддержкой Австрии, она выступила против польских "патриотов", поддерживавших Конституцию. В военных действиях принимала участие и русская армия под командованием Каховского. Литовские войска сейма были разгромлены. Польская армия под предводительством Зайончка, Костюшки и Понятовского после поражения под Дубенкой, Зеленцами и Полоном, отошла к Бугу.

После предательства союзников, сторонники Конституции были вынуждены покинуть Польшу. В июле 1792 король вступил в Тарговицкую конфедерацию. Спустя некоторое время произошел новый раздел Речи Посполитой. Она была утверждена на Гродненском сейме, созванном тарговичанами. Второй раздел Речи Посполитой прошел таким образом, что Пруссия получила районы, в которых проживали этнические поляки.

Россия получила порядка 250 000 кв. Царскому правительству отошли белорусские земли до Динабурга, Пинска и Збруча, восточная часть Полесья, районы Волынь и Подолье. Третий раздел Речи Посполитой В 1794-м было подавлено восстание Костюшко. Оно было направлено против разделения страны. Это поражение стало поводом для окончательной ликвидации государства и пересмотра границ, которые определяли предыдущие разделы Речи Посполитой.

Австрийское, русское и прусское правительства определили новые границы. Так, третий раздел Речи Посполитой предполагал, что царская власть получит белорусские литовские и украинские области к востоку от линии Немиров-Гродно и Буга, где проживало около 1. Их общая площадь составила 120 тысяч кв.

Декларация России и Австрии о разделе Речи Посполитой

В этих условиях был создан «четырехлетний сейм» 1788—1792. Приверженцы реформ заставили сейм принять новую конституцию, которая отменяла выборность короля, ликвидировала остатки государственности ВКЛ и объявила о создании унитарного государства. Несмотря на шляхетскую ограниченность, конституция 3 мая 1791 года носила прогрессивный характер. Ее принятие вызвало недовольство отдельных групп правящего класса. Чтобы ликвидировать конституцию, они создали Торговицкую конфедерацию. Тарговицкая конфедерация и последующие политические события привели ко второму 1793 разделу РП. Договор о нем был подписан между Пруссией и Россией в январе 1793 года.

Принятие майской Конституции повлекло за собой вмешательство со стороны соседней России, которая опасалась восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. Пророссийская «гетманская» партия создала Тарговицкую конфедерацию , заручилась поддержкой Австрии и выступила против польской «патриотической» партии, поддерживавшей Конституцию.

В военных действиях против «патриотической» партии, контролировавшей сейм, участвовали и русские войска под командованием Каховского. Литовская армия сейма была разгромлена, а польская, под командой Иосифа Понятовского, Костюшки и Зайончка, потерпев поражения под Полоном, Зеленцами и Дубенкой, отошла к Бугу. Будучи преданы своими прусскими союзниками, сторонники Конституции покинули страну, а в июле 1792 король присоединился к Тарговицкой конфедерации. Согласно этому соглашению Россия получила литовские земли до линии Динабург - Пинск - Збруч , восточную часть Полесья, области Подолье и Волынь , а всего около 250 000 квадратных километров территории и до 4 млн жителей [1]. Под власть Пруссии перешли территории, населённые этническими поляками: Данциг Гданьск , Торн , Великая Польша , Куявия и Мазовия , за исключением Мазовецкого воеводства. Манифест «О присоединении Польских областей к России» Ее Императорского Величества Всемилостивейшей Государыни моей от армии Генерал-аншеф, Сенатор, Тульский, Калужский и новоприсоединенных областей от Речи Посполитой Польской к Империи Российской Генерал-Губернатор, начальствующий над всеми войсками там находящимися и расположенными в 3 Малороссийских Губерниях, отправляющий должность Генерал-губернатора сих Губерний, воинский Инспектор и Кавалер орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св.

Литовский князь Ягайло, приняв католическое вероисповедание и женившись на польской королеве Ядвиге, стал польским королём. При этом оба государства сохраняли суверенитет. В XVI веке существование Великого княжества Литовского оказалось под угрозой из-за внутренних раздоров и конфликтов с соседями, в частности с Русским царством, стремившимся восстановить единство восточнославянских земель. По словам историков, это привело к цивилизационному подчинению Литвы католической Польше и попыткам навязать католицизм православному населению западнорусских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского. В 1596 году была заключена Брестская уния, подразумевавшая создание на базе православных приходов Речи Посполитой особой Греко-католической церкви, подчинявшейся Папе Римскому. Как подчёркивают эксперты, восточнославянское православное население польские элиты жестоко угнетали. Сформировавшееся в этих условиях политическое мышление повышало агрессивность польских элит и подталкивало их к новой экспансии на восток», — рассказал в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Герман Артамонов. Православный святой Афанасий Брестский благословляет своих убийц Как писал историк Дмитрий Яворницкий, польские паны могли позволить себе безнаказанно убивать, пытать и грабить зависимых от них представителей православного населения. Управляющие и арендаторы поместий заставляли крестьян работать на хозяев по шесть дней в неделю.

Защищать интересы православного населения Речи Посполитой пытались запорожские казаки, неоднократно поднимавшие антипольские восстания. Самое масштабное из них началось в 1648 году. Его возглавил лично пострадавший от произвола польской шляхты казацкий сотник Богдан Хмельницкий. Несмотря на ряд успехов, повстанцы понимали, что армию Речи Посполитой они полностью разгромить не смогут, и неоднократно обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять подконтрольные Войску Запорожскому земли под свою руку. Россия всё ещё восстанавливалась после Смутного времени, и русский государь опасался вступать в новую масштабную войну. Однако вскоре российские власти убедились, что конфликт удастся разрешить лишь военным путём. В 1653 году Земский собор решил оказать помощь страдающим от польских притеснений православным жителям Речи Посполитой и удовлетворить просьбу казаков о принятии их в российское подданство. В 1654 году на Переяславской раде Войско Запорожское присягнуло российскому царю. Русско-польская война продолжалась с 1654 по 1667 год.

Поляки потерпели поражение, но и российские войска были обескровлены продолжительными боевыми действиями, поэтому по итогам конфликта стороны пришли к компромиссу. Левобережье Днепра и Киев отошли под власть русского царя, а Правобережье осталось в составе Речи Посполитой. Современная Польша Квасьневского поляки выбрали из-за того, что устали за десятилетия шоковой терапии и политической нестабильности. Президентская каденция нового главы государства не была простой, о чем говорят постоянные смены правительства. Тем не менее была принята новая конституция, проведена реформа в органах исполнительной, законодательной и судебной власти, началась стабилизация экономики, появились рабочие места, улучшилось положение работников на предприятиях, снова заработали шахты и рынок, расшился список товаров, которые Польша экспортировала за границу. Квасьневского в 2000 году снова выбрали президентом, и это позволило продолжить курс реформ, начатый в предыдущие годы. Глава государства, как и его правительство, ориентировался на страны Запада. Европейский вектор четко прослеживался во внутренней и внешней политике Польши. В 1999 году республика стала членом Североатлантического альянса, а спустя пять лет ее приняли в ЕС.

В 2010-х гг. Польша налаживала тесные связи со странами региона: Венгрией, Словакией и Чехией, создав Вышеградскую четверку. Отдельными направлениями, которые являются стратегически важными для страны, стали Украина и Россия. Польша на сегодня превратилась в одного из ключевых игроков ЕС, определяя векторы внешней политики Союза по отношению к странам Восточной и Юго-Восточной Европы. Страна участвует в различных региональных организациях и объединениях, создает систему защиты собственных границ. Процессы глобализации изменили рынок труда и экономическую конъюнктуру, в результате чего поляки стали массово уезжать на заработки в Германию, Британию, Ирландию, страны Скандинавии. Меняется и этническая структура населения, что связано с массовыми притоками трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии и России. Польша вынуждена принимать и беженцев из арабских стран, которые убегают в ЕС от войн в своих государствах. Договор о разделе [ править ] Гродненский договор между Пруссией и Польшей издание на французском языке , позднее названный Вторым договором о разделе 23 января 1793 года Пруссия подписала договор с Россией, согласно которому реформы в Польше будут отменены, и обе страны получат широкие участки территории Содружества.

Русские и прусские военные взяли под свой контроль территории, на которые они претендовали, при этом российские войска уже присутствовали, а прусские войска встречали лишь ограниченное сопротивление. В 1793 г. Гродненский сейм прославился не только как последний сейм Содружества, но и потому, что его депутаты были подкуплены и принуждены русскими Россия и Пруссия требовали юридических санкций со стороны Польши за свои требования. Имперская Россия аннексировала 250 000 квадратных километров 97 000 квадратных миль , а Пруссия — 58 000 квадратных километров 22 000 квадратных миль. Русская перегородка править Россия получила в Киевском воеводство , Брацлавское воеводство , Подолье воеводство и Минское воеводство и части Вильнюсского воеводства , Новогрудки воеводства , Берестейском воеводства и Волынское воеводство. Это было принято Сеймом Гродно 22 июля. Россия реорганизовала свои недавно приобретенные территории в Минское наместничество и Изяславское наместничество которое в 1795 году было разделено на Подольское и Волынское наместничества. Прусский раздел править Пруссия получила города Гданьска Данциг и Торунь Торн и Гнезно воеводство , Познань воеводства , Серадзкое воеводство , Калиш воеводство , Плоцк воеводство , Брест Куявский воеводство , Иновроцлав воеводство , Добжины земли и части Кракова воеводства , Рава воеводство и Мазовецкое воеводство. Это было принято Гродненским Сеймом 23 сентября или 25 сентября.

Пруссия организовала свои недавно приобретенные территории в Южную Пруссию. Содружество потеряло около 5 миллионов человек; только около 4 миллионов человек осталось на польско-литовских землях. От Речи Посполитой осталось небольшое буферное государство с марионеточным королем и русскими гарнизонами, которые следили за сокращением польской армии. Причины разделов Речи Посполитой Речь Посполитая — это государство, которое образовалось в 1569 году путем объединения Литвы и Польши.

Для Германии и Франции такие претензии неприемлемы в принципе. Слишком сильно в последнее время расходятся интересы Вашингтона и его европейских союзников.

Титул главного друга США, за который не без успеха борется Польша, уже сегодня воспринимается Берлином открыто, а Парижем по умолчанию, как маркер враждебности. Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния также воспринимают польские амбиции без восторга. Им не нужны в придачу к старшим западноевропейским братьям, ещё и старшие восточноевропейские. Литва, Украина и Белоруссия также относятся к польским амбициям с настороженностью, ведь они были частью первой Речи Посполитой. И всего сто лет минуло с тех пор, как Пилсудский пытался военной силой интегрировать их в состав второй Речи Посполитой. Более того, Польша активно вмешивается во внутренние дела этих государств, что уже привело к торжеству на Украине при польской поддержке неонацизма в форме бандеровщины, с каковым Польша теперь активно борется.

Лукашенко неоднократно заявлял, что рассматривает территорию Польши, как плацдарм для развёртывания политической, а в перспективе и военной агрессии против Белоруссии. В конечном итоге посредник всегда жертвует интересами покровительствуемой страны ради своих собственных. Варшава, со своей великодержавной политикой третьей Речи Посполитой уверенно погружается в политическую изоляцию. Польша буквально ежедневно производит всё новые и новые объёмы враждебности в отношении окружающих государств, бездумно ориентируясь исключительно на американскую поддержку. Именно такая политика, в своё время сгубила первую Речь Посполитую. В те далёкие времена США поначалу не существовало, а к концу бренного пути первой Речи Посполитой Америка была слаба и никак не влияла на ситуацию в Европе и в мире.

Её пределом в те времена были «индейские войны» и крысятничество на конфликтах европейских государств между собой, позволявшее понемногу без войн прирастать территориями в Новом свете. Но политика Польши по отношению к соседям была примерно такой же, как и сейчас. Польша опасалась российско-прусского и российско-австрийского сближения, поэтому постоянно пыталась, опираясь на поддержку Великобритании и Франции, вредить объективно существующим интересам граничащих с ней государств. Не помогало даже то, что со времён Петра Великого польского короля невозможно было назначить считалось, что избрать без согласия России. Магнаты и католическая церковь отказывались признавать равенство прав католического и православного населения Речи Посполитой, а антироссийские партии всегда могли рассчитывать на поддержку большинства польской знати. С другой стороны, протягивая руку Англии и Франции, в расчёте на политическую и военную помощь, поляки дестабилизировали тыл Австрии и Пруссии, попеременно конфликтовавших с Лондоном и Парижем.

Первая Речь Посполитая оказалась государством достаточно слабым, чтобы оказаться неспособной отстоять свою независимость и территориальную целостность, но, в то же время, достаточно вздорным, чтобы пробудить у всех своих соседей жгучее желание от такого соседства избавиться.

Три раздела Речи Посполитой при Екатерине Великой: крах великого государства

Не менее важной причиной разделов Речи Посполитой является стремительное усиление её соседей. Так, Пруссия претендовала на северную часть Речи Посполитой, в первую очередь крупный порт Балтийского моря — Гданьск. РАЗДЕЛЫ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ, прус.-рус.-австр. политич. акции поэтапного разделения территории польско-литов. государства между тремя странами. Оформлены конвенциями, подписанными в С.-Петербурге. Разделы Речи Посполитой. 23 января (12 января ) состоялся второй раздел Польши между Россией и Пруссией. Карта второго раздела Польши 1793 год. «Неожиданный переход от острой конфронтации двух держав к «хорошему согласию» был предопределен событиями в Речи Посполитой, где 3.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий