Рахманинов 2 концерт история создания

произведение раннего периода, был создан еще во время обучения в. История создания Второго фортепианного концерта Сергея Васильевича Рахманинова уже стала легендарной и обросла мифами. Всё началось с провала. Тринадцатое сочинение композитора стало для него по-настоящему несчастливым. Второй концерт Рахманинова — это произведение, которое обязательно следует услышать и почувствовать. Он позволяет пережить широкий спектр эмоций и вовлечься в удивительный мир музыки Рахманинова.

Второй концерт Рахманинова

Есть интересная новость? Звоните: 473 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web moe-online. Online», «МОЁ! Белгород», «МОЁ!

Рахманинов столкнулся с творческим кризисом, сомнениями, идеями, которые терялись и находились снова, а иногда возвращались в очень измененном виде. Он буквально боролся с каждой нотой, стремился достичь идеальной гармонии и уникальности произведения.

Композитор очень сильно переживал за результат своего творчества, постоянные исправления и доработки ставили его в тупик. Окончательное завершение второго концерта пришло только в 1901 году, после многих месяцев музыкального труда и самокритики. Музыкальное исполнение также вызывало определенные сложности — концерт представлял собой огромную техническую сложность для пианиста и оркестра, требовал от исполнителей высочайшего мастерства и виртуозности. Второй концерт Рахманинова был впервые исполнен публично 9 ноября 1901 года в Москве. Несмотря на внутренние трудности, работа над произведением была успешно завершена, и концерт получил признание как у слушателей, так и у музыкальной критики.

На тот момент, Рахманинов проходил через самый тяжелый период своей жизни — он ощущал разочарование от провала своей оперы, а также боролся с депрессией. Все это сказалось на стиле и содержании концерта, который стал отражением его эмоционального состояния. Однако, несмотря на все трудности, Рахманинов смог завершить письменную работу над Вторым концертом в 1900 году. Музыка наполнена глубокой эмоциональностью и виртуозностью, характерными для стиля композитора.

Концерт был воспринят с огромным успехом и получил множество положительных отзывов. С тех пор, Второй концерт Рахманинова стал одним из самых исполняемых и любимых произведений в мировой классической музыке. Его грандиозное звучание и эмоциональная сила притягивают слушателей со всего мира и помогают сохранить его статус великого произведения музыкальной классики. Оцените статью.

Написание второго концерта для Рахманинова было долгим и сложным процессом. После неудачи с первым концертом, автор испытывал серьезные трудности и был на грани нервного истощения. Однако, благодаря поддержке знаменитого нейропатолога Николая Далинского, Рахманинов смог преодолеть свое состояние и вновь погрузиться в творческую работу. Второй концерт Рахманинова был посвящен Далинскому, который оказал немалое влияние на творческий путь композитора. В эти годы карьера Рахманинова стала стремительно развиваться, и он нашел музыкальный язык, уникально выражавший его индивидуальность и глубину. Второй концерт стал воплощением новых идей и чувств композитора, особое внимание было уделено красоте звучания и эмоциональной напряженности музыки. Второй концерт для фортепиано и оркестра Рахманинова был встречен публикой с восторгом. С первого же исполнения в Санкт-Петербурге, произошедшего 9 ноября 1901 года, он завоевал сердца слушателей.

Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью

Впервые полностью концерт был исполнен автором 27 октября 1901 года в Москве в симфоническом собрании Филармонического общества под управлением Александра Зилоти. Тема роста человеческой личности, преодоления всех внешних и внутренних препятствий, мешающих ее полному раскрытию и самоутверждению, выражена во Втором фортепианном концерте Рахманинова с особой лирической непосредственностью, теплотой и поэтической озаренностью чувства. Основным мотивом является воспевание красоты и радости жизни, воплощенное во множестве выразительных оттенков и градаций от тихого созерцания до восторженного, ликующего пафоса. Широкий разлив воодушевленно-лирической песенной мелодики сочетается в концерте с неумолимо строгой ритмической дисциплиной, являющейся выражением сдерживающего и организующего волевого начала. Характерные, индивидуально своеобразные черты мелодики, гармонии, инструментовки Второго концерта становятся определяющими для большого периода рахманиновского творчества. Рисунок мелодии становится у Рахманинова гораздо более свободным, ясным и пластически законченным, приобретает широту и гибкость. Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики.

Гармонические средства, которыми пользуется Рахманинов, в общем не выходят за пределы норм позднеромантического стиля: основой его гармонии остается развитая мажоро-минорная тональная система с широким применением альтераций, внутритональных отклонений и т. Но характер использования этих средств у него своеобразен, что позволяет говорить об индивидуальной манере его гармонического письма. Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой. Широкое использование септаккордов и нонаккордов преимущественно с малой септимой в основании , часто обильно уснащенных задержаниями, хотя и не колеблет ясно слышимой тональной основы, но повышает удельный вес неустойчивых элементов. Любимые Рахманиновым цепочки аккордов доминантового звучания отдаляют наступление конечного устоя и временами придают гармонии колорит зыбкой текучести. Наряду с этим целые большие построения охватываются иногда тоническим органным пунктом, и функциональная основа их остается по существу неизменной, расцвечиваясь лишь короткими, эпизодическими отклонениями.

Таким образом достигается разнообразие оттенков, тонкая выразительная и красочная нюансировка при выдержанности основного тона. Тяжелые аккорды подобны раскатам колокола.

Мне более понятно движение по спирали, или, как говорят философы, идея «вечного возвращения». На малых промежутках времени ощущение цикличности не столь очевидно: поживем — увидим. Восточная практика ученичества и преемственности, по большому счету, новым временем отброшена: переосмысление традиции происходит через ее отрицание. Суфии говорят: неверие учителя есть вера ученика 1. И наоборот. Забудем о внутренней предрасположенности души: многие вещи делаются из чувства противоречия.

Впрочем, чем сильнее что-то отшвырнешь, тем с большей вероятностью потом этим заинтересуешься. Восстание против отцов — не только подростковый комплекс, издержки «трудного возраста»: в 68-м молодежь берет штурмом библиотеки и оперные театры, утверждая новый массовый стиль, выдвигая своих писателей и мудрецов; битники собирают огромные аудитории, хиппизм становится образом жизни. Для нас таким революционным прорывом стали метареализм и концептуализм конца 80-х — начала 90-х. Причем речь не только о группе литераторов группы всегда существуют , но и о языке поколения. Быть соразмерным своему времени, ощущать плечо собрата, — очаровательное чувство. Проблема в том, что единение коллективизма в один прекрасный момент начинает казаться стадностью, подражательностью, общим местом. Ну, это если у тебя лично что-то есть за душой. Если ты что-то представляешь собой как личность.

Начинаются сомнения, ломки, поиски. Ты понимаешь, что время или определенный метод мышления навязывает тебе некие контексты, когда определять свое место в литературе ты хочешь сам. Желаешь сам эти контексты устанавливать: в силу собственного уникального опыта и чувства. Надоело рифмовать — начинаешь писать верлибром; почувствовав однобокость этого письма, возвращаешься к ритму и метру или объединяешь то и другое. Будучи пролетарием, тянешься к интеллигенции; став интеллигентом, тянешься к народу. Живя в Азии, превозносишь Европу; хлебнув западного опыта, с интересом смотришь на родной простор. Цепь отталкиваний практически бесконечна. Пресыщение — главный психологический и мировоззренческий источник познания.

Пусть это и не есть та самая работа души, которая порождает поэзию, но это фон, на котором работа души вполне может состояться. Все вокруг читают рэп? Удиви подругу песней Исаковского. Увлекаются Буковски? Прочитай вслух псалом Давида. Люди катаются по европейским поэтическим фестивалям? Езжай на Байкал собирать казачий фольклор… Не позволяй никому себя учить и лечить. Я бы хотел, чтобы на страницах «Русского Гулливера» эта дидактическая интенция отсутствовала.

Наше дело — предлагать, не более того. Праздник непослушания. Поэзия в действии. Лучше быть несчастным Сократом, чем счастливой свиньей, — хорошо сказано. Однако насколько запрограммировано это несчастье, вернее — насколько можно использовать его для счастливой полноты жизни? Я часто слышу от друзей, что цельность человека невозможна, что расщепление сознания — черта не только эпохи, но и самой природы. В нас должно жить множество взаимоисключающих душ вместо одной: состояние такого болезненного спора и есть творчество. Я отвечаю, что это — потакание своей болезни не будем определять ее в медицинских терминах , демонстрация ущербности, отсутствие позитивного посыла.

Но, похоже, многих именно это и устраивает, хотя шизофреничность, по-моему, серьезно отличается от «священного безумия», которым и является лучшая литература. Различие между «утверждением жизни» и ее отрицанием стерто. В нас настолько силен инстинкт декаданса? В мире не может быть твердого «да» и твердого «нет»? Нет смыслов и смысла? Я далек от душеспасительных разговоров. То, что мы в течение прошлого века исполняли, по существу, «песнь бессилия» 2 , вовсе не значит, что это единственно возможная песня. Для молодого человека она, на мой взгляд, неестественна.

Молодость героична, воинственна, ее вряд ли должны прельщать испорченность и извращение. Ты демонстрировал свою утонченность, обаятельно культивировал слабость или эпатировал публику, чтобы возвыситься в кругу друзей или понравиться девушкам? Что делать, если общение с друзьями себя исчерпало, множественность дам сменилась постоянной любовью или полным разочарованием в противоположном поле? Дело может закончиться трагически. Этот номер «Гвидеона» — молодежный, посвящен поэзии и прозе авторов, не достигших тридцати пяти лет. Ждать авторам до «рокового срока» осталось недолго. Переход из условной молодости в условную зрелость обычно переживается трепетно, романтика рефрена «буду умирать молодым» по-прежнему в ходу. Что тут скажешь?

Алкогольными самоубийствами и «кризисом среднего возраста» пускай занимаются психотерапевты. Другое дело, что нынешний безопасный уклад литературной жизни позволяет «поэту» после опубликования нескольких книг и получения пары премий удовлетворить тщеславие, уйти в окололитературный бизнес, «не жалеть, не звать, не плакать», в общем — не писать. Главное — оставаться на слуху. Это отдельная, специальная профессия, о которой Владимир Семенович, сочиняя свою песню, не подозревал. Времена меняются. Эволюция на пути к сверхчеловеку парадоксальна. Но ведь не каждого устраивает столь бесславное существование. Ты пришел в этот мир, чтобы его изменить, да?

Для этого тебе нужны силы, духовные опоры. Если хочешь — сверхценности. Не буду говорить здесь о «трансцендентном измерении бытия», хотя дело именно в нем. В конце концов, можно подобрать другие, более житейские формулировки. Например, «сила заблуждения». Без идей, пусть даже ложных, ничего серьезного не достигнуть. Если «священным» стал для себя ты сам, со своими привязанностями, сексуальными приоритетами, любимыми напитками и книгами, шанса выйти из болезненного круга почти нет. Нас спасает нечто внешнее, объективное, равнодушное.

Есть интересная новость? Звоните: 473 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web moe-online.

Online», «МОЁ! Белгород», «МОЁ!

В тематизме Первого концерта прослеживается его генетическая связь с традиционным складом оперно-романсовых интонаций XIX века, которые составляют, по теории В В Астафьева, интонационный строй эпохи К ним Рахманинов испытывал особое пристрастие в юные годы. Новая редакция Первого концерта появилась в году Но желание изменить это произведение, переработать его у Рахманинова возникло намного раньше.

Сравнивая две редакции концерта, можно выявить самую главную задачу редактирования те разделы, которые были написаны заново, поспособствовали большей стройности и последовательности в процессе разработки основного тематического материала и насыщению этого процесса сквозным интонационным развитием. Главная основа всех выразительных средств - гармония и лад - показывает важнейшие стороны авторского стиля Поэтому из всех преобразований выделяется особо переработка системы ладо-гармонических отношений Новая редакция первого концерта - это интересный пример сочетания с одной стороны вполне традиционных черт языка и с другой стороны - новых достижений в данной области Стоит отмстить, что в самых общих чертах база Первого концерта сохранилась, так как замысел сочинения не поменялся Композитор стремился, опираясь на систему гармонических средств, заданную мелодико-. Уделим внимание тем преобразованиям, которые затронули структуру аккорда Основное отличие второго варианта - это более частое применение септаккордов разных ступеней, нонаккордов, увеличенных трезвучий и особой группы аккордов, структура которых сильно усложнена из-за альтерации или нарушения терцовости Говоря о нетерцовых гармониях, следует отметить, что они во второй редакции редки, хотя их появление характерно для данного периода творчества Рахманинова. Система ладовых отношений в новой редакции подверглась наибольшим усложнениям Причину этого можно увидеть в самой сущности лада как системы устоев и неустоев в поздней редакции функциональные связи между аккордами получили особые свойства Они стали более разветвленными, вовлекаемыми в процесс большего усложнения, иногда неожиданными и многообразными в переплетении гармонических и негармонических монодий-ных ладовых признаков, в результате ведущими к расслоению музыкальной ткани на несколько самостоятельных ладовых пластов В подобных усложненных ладовых отношениях большинство созвучий, особенно те, которые в классической гармонии обладали имманентно присущими им яркими функциональными признаками к примеру, Д7-аккорд , оказываются в новых условиях, которые кардинально меняют и их функциональную значимость, и логику самой структуры.

Факт смены гармоний - это прямое отражение процесса эволюции музыкального языка композитора Но перед нами и стремление Рахманинова использовать более сильное средство для непредсказуемости разрешения неустоя в тонику, что заставило композитора использовать аналогичный по акустическому звучанию и наиболее определенно направляющему слух аккорд, энгармонически равный Д7-аккорду, в абсолютно новых ладовых условиях. Все выше сказанное - только внешняя сторона явления, следствие, вытекающее из причин, которые лежат более глубоко Их основа - это усиливающаяся мелодизация вертикали Данный процесс функцию ладового управления берет на себя не аккорд, а тон мелодии обусловливает принципы ладо-гармонического мышления композитора во второй половине х годов, и это находит отражение в поздней редакции Первого концерта. Следует сказать об изменениях в тональном плане концерта Они относятся, в основном, к тем разделам сочинения, которые были созданы заново, и частично к переделанным эпизодам связующего или разработочного характера Несмотря на многообразие модуляционного плана, мы можем отметить во второй редакции новые свойства чаще употреблялись мелодико-гармонические модуляции, модуляции сопоставлений, отклонений в тональности второй и третьей степени родства на сравнительно близкой дистанции друг от друга, а в самих модуляционных переходах применялись эллиптические последования Все перечисленное способствовало более интенсивному развитию материала, не прекращающемуся поиску новых, свежих тональных красок. Обратимся к проблеме фактурных переработок Она является одной из важнейших и напрямую связана с корректурой Первого концерта Так как эта проблема тесно соприкасается с вопросами ладо-гармонического языка, то рассмотрим ее и в свете эволюции стиля композитора.

Черты нового в области самой фортепианной фактуры трансформировали и сам тип соотношения партий фортепиано и оркестра Поздняя редакция Первого концерта отличается существенным увеличением роли оркестра в изложении и развитии музыкального материала Данное явление - прямое следствие симфонизации концерта как жанра об этом мы уже говорили выше Изменение роли оркестра оказало влияние и на решение фактуры партии фортепиано, которая стала качественно иной. Рахманинов предоставил оркестру большую самостоятельность и во многих случаях передал ему роль гармонической основы Это привело к тому, что фактура фортепианной партии освободилась от прежней излишней перегруженности Тонкость нюансировки, детальнейшая переработка текста придает фактурным линиям те четкие графические очертания, которые так характерны для данного периода. Подводя ито1и, хочется отметить, что созданная композитором в году новая редакция Первого концерта для фортепиано с оркестром обобщила главные творческие достижения автора, обнаружившиеся к данному времени в результате общей эволюции его музыкального языка Соединяя в себе признаки сложившихся в начальный период творчества средств выразительности мело-дико-интонационный строй, мажорно-минорный гармонический лад, гомофон-ность, четкость классических структур и др с наиболее значительными чертами нового в приемах формообразования воздействие монодийных форм на. Вершинами творчества Рахманинова признаны Второй и Третий концерты Именно эти произведения выдвигают его в ряды классиков фортепианного творчества В них композитор доводит до наивысшего подъема линию русской лирической концертности В этих концертах находится квинтэссенция того, что изобретено Рахманиновым излюбленные образы, материал, манера изложения и развития.

Рахманинов начал работать над Вторым фортепианным концертом летом года, а завершил в Это произведение открыло новый период в творчестве композитора Современники отмечали его цельность, поэтическую свежесть чувств, красоту и богатство тем, соединенные уже со зрелым, законченным мастерством, уравновешенностью и ясностью формы. В Третьем фортепианном концерте Рахманинов обращается к большим, вечным темам родины, народа, человеческой жизни и смерти Только со временем он получил настоящую оценку и был причислен, вместе со своим предшественником, к величайшим шедеврам русской фортепианной музыки Исследователи Ю Келдыш видят причину этого в том, что, возможно, лирика Рахманинова в Третьем концерте не столь экспансивна и непосредственна, отличается большей сдержанностью и суровой самоуглубленностью Это различие выступает наружу особенно ярко в связи с очевидными чертами сходства общей композиции обоих произведений например, до известной степени родственна интонационно-образная природа начальных тем. Проследим эволюцию стиля композитора от Второго концерта к Третьему, рассматривая, прежде всего, лирическую мелодику концертов. В творчестве Рахманинова наблюдается глубокое взаимопроникновение и сочетание элементов динамики и статики в цельные, единые построения, вследствие чего статика лирической мелодии наполняется жизнью Мазель дает также классификацию мелодий типа волны Но эта классификация вырастает на основе деления мелодий на статические и динамические.

Но особенно последовательно и ярко использование подобного типа тема-тизма мы видим в Третьем концерте В нем в абсолютно оформившемся виде возникают логика и закономерность строения мелодии, весь ее эмоционально-образный строй Например, мотив, появляющийся в начале вступления первой части, создан на простейшей секундовой попевке Композитор использует в экспозиции темы один из своих любимых ритмов - ямбо-хорей. Данная попевка имеет место и в первой теме Второго фортепианного концерта, а также во второй части Четвертого концерта и других произведениях Следовательно, постоянная в своей основе секундовая попевка, оказываясь в различных интонационных контекстах, применяется Рахманиновым очень многозначно. Для Рахманинова не являлись редкостью целостные и органично развитые мелодии, которые формировались, основываясь на простейшей попевке Они достаточно часто использовались как главные темы сонатной формы, а особенно в трех последних концертах для фортепиано Именно темы такого типа, хотя они и обладают лирической окраской, формируют особую контрастность по отношению к побочным темам сонатной экспозиции. По законам формирования мелодии на тему Третьего концерта похожа тема главной партии первой части Второго концерта Их объединяют секундовая попевка, находящаяся в основании обеих мелодий, поступенность интервалики, общность принципов дальнейшего развития.

Одно из основных свойств мелодики Рахманинова - секвентность Для композитора характерно взаимопроникновение вариантности и секвентности. Рахманинов, как ни один другой композитор до него, смог симфонизиро-вать принципы русского народно-песенного свободно-вариантного развертывания, благодаря тому, что он сочетал большую роль вариантности с одной стороны, а с другой - воспринятую от Чайковского симфоническую напряженность лирической мелодики. Исследователи творчества Рахманинова Астафьев, Брянцева, Алексеев обращают внимание на то, что Второй концерт - произведение особой яркости и классической цельности До этого не наблюдалось еще в его творчестве настолько самостоятельно развитого пейзажно-звукописного фона. Появившийся уже через девять лет Третий концерт г открывает новые границы творчества Рахманинова Это особое сочинение, поскольку его можно назвать концертом-симфонией Он выделяется усилением драматизации и симфонизации концертного цикла Несомненно, это произведение открывает новую веху в истории концертной литературы Впервые композитор в этом жанре создает большое драматическое полотно Благодаря этому, рождается новая разновидность жанра, приблизившая еще больше концерт к симфонии И по значительности содержания, масштабности и интенсивности образного развития его можно поставить наравне со многими выдающимися симфоническими циклами Но достижением Рахманинова является то, что он все возможности для подобного развития сконцентрировал всего лишь в исходной теме-песне, которая выступает как симфонически насыщенная мысль.

И Яссер и другие исследователи обращают внимание на се родство со знаменным распевом Использование композитором этого пласта церковной музыки характерно для всего творчества Рахманинова. Новаторство формы первой части Третьего концерта не раз обсуждалось музыковедами По разному трактовалось сокращение репризы и сведение ее, в основном, к проведению павной партии Одна из причин - широкое использование материала побочной партии в разработке, а также использование принципа развития, который сосредоточивает внимание на песенных чертах мелоса произведения Особенно хочется обратить внимание на то, что сокращение репризы и затушевывание в ней светлого образа побочной партии акцентирует внимание на драматическом характере первой части Во многом благодаря такому композиционному приему создается впечатление трагедийного конфликта. Можно выявить еще одну закономерность в организации мелодики композитора Так, например, темы, которые в начале носят лирический характер, по мере развития проявляют потенциальные возможности к раскрытию активных, волевых, контрастных первоначальному эмоциональному настрою компонентов. Третий концерт, сохраняя все достоинства Второго, обладает и рядом преимуществ В нем проявилась общая эволюция образов и средств музыкального языка При сравнении его со Вторым концертом, становится ясным, что он монументальнее по масштабам композиции, значительнее и глубже по образам, ярче по контрастным сопоставлениям, эмоциональности, богаче и совершенней по авторскому пианизму.

Можно сопоставить Третий концерт и с симфониями В концерте драматизация и симфонизация настолько ярко ощутимые, настолько определяющие для образов и их развития, что он по праву может быть назван концертом-симфонией. Исследователи отмечали и неоднократно различно толковали факт трехкратного проведения главной темы концерта в первой части Она открывает экспозицию, проводится в начале разработки и заключает первую часть Здесь она стоит будто на рубеже образного контраста и развития основных разделов сонатной формы, вводя в них, заключая и непосредственно участвуя в процессе столкновения и развертывания образов Необходимо отметить, что тема эта все три раза проходит в главной тональности, с тем же типом сопровождения, в присущем ей неизменном сурово-напевном облике. Итак, Третий концерт представляет собой образец целиком сформировавшегося, зрелого стиля композитора Он связан со Вторым концертом принципами трактовки жанра, характером тематизма и эмоциональным тонусом, то есть находится в общей струе, объединяющей произведения первого десятилетия XX века. Третья глава.

Поздний период творчества С Рахманинова характеризуется в русском музыковедении как обособленный Во-первых, это связано с тем, что композитор в это время жил за границей Во-вторых, почти девять лет, после отъезда из России, Рахманинов ничего не сочинял Композитор не отрицал того, что потеря родины обернулась для него источником тяжелейших страданий вплоть до конца его дней. В русском советском музыковедении долгое время почти не освещались заграничный период творчества композитора и его биография того времени Русский слушатель получил возможность познакомиться с произведениями Рахманинова только в е годы. В его доэмиграционных произведениях понятия национального и общечеловеческого не противопоставлялись В зарубежных сочинениях наблюдается концентрация на идее сопоставления темы родины со своей судьбой. Обусловливающим концепцию последних сочинений Рахманинова, в итоге, становится сложное взаимопроникновение национально-народного начала, указы-.

Вы точно человек?

Рахманинов 2 концерт история создания — Школа — онлайн Второй концерт Рахманинова — это произведение, которое обязательно следует услышать и почувствовать. Он позволяет пережить широкий спектр эмоций и вовлечься в удивительный мир музыки Рахманинова.
Второй концерт Рахманинова одно из лучших произведений в истории мировой музыкт - Сергей Рахманинов написал в 1900 году. Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла.

Рахманинов 2 концерт история создания

Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине. Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице. «История одного шедевра» — цикл субботних дневных симфонических концертов для детей от 12 лет. Музыкальный педагог, критик и телеведущий Артем Варгафтик рассказывает о Втором фортепианном концерте Сергея Рахманинова. одно из лучших произведений в истории мировой музыкт - Сергей Рахманинов написал в 1900 году. Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) - Piano Concerto No. 2 (Rachmaninoff)

18, это концерт для фортепиано с оркестром, сочиненный Сергеем Рахманиновым в период с осени 1900 года по апре. История создания. Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. Подобная судьба постигла второй фортепианный концерт Рахманинова. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти.

История и значение произведения

  • С Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2: история, видео, содержание, факты
  • Рахманинов. Фортепианный концерт No. 2, до минор (Piano Concerto No. 2 (c-moll), Op. 18)
  • Анализ музыкального произведения Рахманинова
  • Вы точно человек?

Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"

Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. сказал Рахманинов во Втором концерте для фортепиано. Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы Второй мировой войны он перечислял сборы от концертов в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР — на эти деньги в России построили военный самолет. Второй фортепианный концерт — один из главных хитов Рахманинова, идеально отражающий его стиль. В этой части слушаем его и другие концерты. С кочующим багрянцем» (Майя Румянцева). Эти слова поэтессы Майи Румянцевой обращены к творческому великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Во втором фортепианном концерте Рахманинов воспевает Россию. Учитель: Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов создавал свой Концерт №2 для фортепиано с оркестром на заре XX столетия, когда широкие круги русского общества были охвачены настроением радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового.

С. рахманинов концерт для фортепиано с оркестром № 2: история, видео, содержание, факты

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова она выражена с что создание романса «Судьба», в основу которого взят «мотив судьбы» из Пятой. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине. Историю создания Концерта для фортепиано с. это концерт русского композитора Сергея Рахманинова, написанный в 1900 и 1901 годах, несколько раньше, чем сочинение его Сонаты для виолончели и фортепиано.

История создания 2-го концерта Рахманинова

* * * Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения — Шести музыкальных моментов ор. Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром состоит из трех частей: быстрого, медленного и быстрого движения. Произведение начинается с яркой, бурной вступительной части, которая незамедлительно завлекает слушателя своей энергетикой и напором. 2 концерт рахманинова история создания Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти. Второй концерт инова. Лучшие и наиболее самобытные черты рахманиновского творчества полнее всего проявились в музыке для фортепиано. Рахманинов писал фортепианные пьесы различных жанров.

С. рахманинов концерт для фортепиано с оркестром № 2: история, видео, содержание, факты

Композитор экспериментировал с новыми гармоническими и ритмическими идеями, добавляя свою индивидуальность и оригинальность в музыкальное произведение. Таким образом, творческий процесс Рахманинова при написании второго концерта был в значительной степени определен влиянием других композиторов и стилистическими тенденциями своего времени. Рахманинова считается одним из самых сложных и технически требовательных произведений для пианиста. Он представляет собой технически и эмоционально сложное испытание. Исполнение второго концерта Рахманинова требует высочайшего мастерства и виртуозности.

Особенно трудными считаются быстрые пассажи, каскады аккордов, длинные октавные прыжки и сложные перекрестные движения рук. Также исполнителю необходимо уметь передать передовую эмоциональную нагрузку произведения, умело работать со звуковой палитрой и динамикой. Ошибиться в технике исполнения одного только аккорда может привести к серьезному нарушению общего впечатления от произведения. Из-за сложности исполнения, профессиональные пианисты выступают с данным концертом далеко не каждый.

В основном его исполняют признанные мастера, способные безупречно передать эмоциональное и техническое содержание произведения. Признание и популярность После премьеры второго концерта для фортепиано и оркестра Сергей Рахманинов получил огромное признание и популярность. Концерт был встречен сразу же с восторгом критиков и публики и стал одним из самых значимых произведений в репертуаре Рахманинова. Второй концерт Рахманинова не только понравился слушателям своей красотой и гармоничностью, но и поразил оригинальностью и техническим мастерством композитора.

Музыкальные темы, богатые и изящные партии фортепиано и эмоциональная глубина произведения вызвали яркие эмоции у слушателей. Второй концерт стал частым гостем на концертных площадках и считается одним из самых популярных концертов для фортепиано и оркестра в истории музыки.

Система ладовых отношений в новой редакции подверглась наибольшим усложнениям Причину этого можно увидеть в самой сущности лада как системы устоев и неустоев в поздней редакции функциональные связи между аккордами получили особые свойства Они стали более разветвленными, вовлекаемыми в процесс большего усложнения, иногда неожиданными и многообразными в переплетении гармонических и негармонических монодий-ных ладовых признаков, в результате ведущими к расслоению музыкальной ткани на несколько самостоятельных ладовых пластов В подобных усложненных ладовых отношениях большинство созвучий, особенно те, которые в классической гармонии обладали имманентно присущими им яркими функциональными признаками к примеру, Д7-аккорд , оказываются в новых условиях, которые кардинально меняют и их функциональную значимость, и логику самой структуры.

Факт смены гармоний - это прямое отражение процесса эволюции музыкального языка композитора Но перед нами и стремление Рахманинова использовать более сильное средство для непредсказуемости разрешения неустоя в тонику, что заставило композитора использовать аналогичный по акустическому звучанию и наиболее определенно направляющему слух аккорд, энгармонически равный Д7-аккорду, в абсолютно новых ладовых условиях. Все выше сказанное - только внешняя сторона явления, следствие, вытекающее из причин, которые лежат более глубоко Их основа - это усиливающаяся мелодизация вертикали Данный процесс функцию ладового управления берет на себя не аккорд, а тон мелодии обусловливает принципы ладо-гармонического мышления композитора во второй половине х годов, и это находит отражение в поздней редакции Первого концерта. Следует сказать об изменениях в тональном плане концерта Они относятся, в основном, к тем разделам сочинения, которые были созданы заново, и частично к переделанным эпизодам связующего или разработочного характера Несмотря на многообразие модуляционного плана, мы можем отметить во второй редакции новые свойства чаще употреблялись мелодико-гармонические модуляции, модуляции сопоставлений, отклонений в тональности второй и третьей степени родства на сравнительно близкой дистанции друг от друга, а в самих модуляционных переходах применялись эллиптические последования Все перечисленное способствовало более интенсивному развитию материала, не прекращающемуся поиску новых, свежих тональных красок.

Обратимся к проблеме фактурных переработок Она является одной из важнейших и напрямую связана с корректурой Первого концерта Так как эта проблема тесно соприкасается с вопросами ладо-гармонического языка, то рассмотрим ее и в свете эволюции стиля композитора. Черты нового в области самой фортепианной фактуры трансформировали и сам тип соотношения партий фортепиано и оркестра Поздняя редакция Первого концерта отличается существенным увеличением роли оркестра в изложении и развитии музыкального материала Данное явление - прямое следствие симфонизации концерта как жанра об этом мы уже говорили выше Изменение роли оркестра оказало влияние и на решение фактуры партии фортепиано, которая стала качественно иной. Рахманинов предоставил оркестру большую самостоятельность и во многих случаях передал ему роль гармонической основы Это привело к тому, что фактура фортепианной партии освободилась от прежней излишней перегруженности Тонкость нюансировки, детальнейшая переработка текста придает фактурным линиям те четкие графические очертания, которые так характерны для данного периода.

Подводя ито1и, хочется отметить, что созданная композитором в году новая редакция Первого концерта для фортепиано с оркестром обобщила главные творческие достижения автора, обнаружившиеся к данному времени в результате общей эволюции его музыкального языка Соединяя в себе признаки сложившихся в начальный период творчества средств выразительности мело-дико-интонационный строй, мажорно-минорный гармонический лад, гомофон-ность, четкость классических структур и др с наиболее значительными чертами нового в приемах формообразования воздействие монодийных форм на. Вершинами творчества Рахманинова признаны Второй и Третий концерты Именно эти произведения выдвигают его в ряды классиков фортепианного творчества В них композитор доводит до наивысшего подъема линию русской лирической концертности В этих концертах находится квинтэссенция того, что изобретено Рахманиновым излюбленные образы, материал, манера изложения и развития. Рахманинов начал работать над Вторым фортепианным концертом летом года, а завершил в Это произведение открыло новый период в творчестве композитора Современники отмечали его цельность, поэтическую свежесть чувств, красоту и богатство тем, соединенные уже со зрелым, законченным мастерством, уравновешенностью и ясностью формы.

В Третьем фортепианном концерте Рахманинов обращается к большим, вечным темам родины, народа, человеческой жизни и смерти Только со временем он получил настоящую оценку и был причислен, вместе со своим предшественником, к величайшим шедеврам русской фортепианной музыки Исследователи Ю Келдыш видят причину этого в том, что, возможно, лирика Рахманинова в Третьем концерте не столь экспансивна и непосредственна, отличается большей сдержанностью и суровой самоуглубленностью Это различие выступает наружу особенно ярко в связи с очевидными чертами сходства общей композиции обоих произведений например, до известной степени родственна интонационно-образная природа начальных тем. Проследим эволюцию стиля композитора от Второго концерта к Третьему, рассматривая, прежде всего, лирическую мелодику концертов. В творчестве Рахманинова наблюдается глубокое взаимопроникновение и сочетание элементов динамики и статики в цельные, единые построения, вследствие чего статика лирической мелодии наполняется жизнью Мазель дает также классификацию мелодий типа волны Но эта классификация вырастает на основе деления мелодий на статические и динамические.

Но особенно последовательно и ярко использование подобного типа тема-тизма мы видим в Третьем концерте В нем в абсолютно оформившемся виде возникают логика и закономерность строения мелодии, весь ее эмоционально-образный строй Например, мотив, появляющийся в начале вступления первой части, создан на простейшей секундовой попевке Композитор использует в экспозиции темы один из своих любимых ритмов - ямбо-хорей. Данная попевка имеет место и в первой теме Второго фортепианного концерта, а также во второй части Четвертого концерта и других произведениях Следовательно, постоянная в своей основе секундовая попевка, оказываясь в различных интонационных контекстах, применяется Рахманиновым очень многозначно. Для Рахманинова не являлись редкостью целостные и органично развитые мелодии, которые формировались, основываясь на простейшей попевке Они достаточно часто использовались как главные темы сонатной формы, а особенно в трех последних концертах для фортепиано Именно темы такого типа, хотя они и обладают лирической окраской, формируют особую контрастность по отношению к побочным темам сонатной экспозиции.

По законам формирования мелодии на тему Третьего концерта похожа тема главной партии первой части Второго концерта Их объединяют секундовая попевка, находящаяся в основании обеих мелодий, поступенность интервалики, общность принципов дальнейшего развития. Одно из основных свойств мелодики Рахманинова - секвентность Для композитора характерно взаимопроникновение вариантности и секвентности. Рахманинов, как ни один другой композитор до него, смог симфонизиро-вать принципы русского народно-песенного свободно-вариантного развертывания, благодаря тому, что он сочетал большую роль вариантности с одной стороны, а с другой - воспринятую от Чайковского симфоническую напряженность лирической мелодики.

Исследователи творчества Рахманинова Астафьев, Брянцева, Алексеев обращают внимание на то, что Второй концерт - произведение особой яркости и классической цельности До этого не наблюдалось еще в его творчестве настолько самостоятельно развитого пейзажно-звукописного фона. Появившийся уже через девять лет Третий концерт г открывает новые границы творчества Рахманинова Это особое сочинение, поскольку его можно назвать концертом-симфонией Он выделяется усилением драматизации и симфонизации концертного цикла Несомненно, это произведение открывает новую веху в истории концертной литературы Впервые композитор в этом жанре создает большое драматическое полотно Благодаря этому, рождается новая разновидность жанра, приблизившая еще больше концерт к симфонии И по значительности содержания, масштабности и интенсивности образного развития его можно поставить наравне со многими выдающимися симфоническими циклами Но достижением Рахманинова является то, что он все возможности для подобного развития сконцентрировал всего лишь в исходной теме-песне, которая выступает как симфонически насыщенная мысль. И Яссер и другие исследователи обращают внимание на се родство со знаменным распевом Использование композитором этого пласта церковной музыки характерно для всего творчества Рахманинова.

Новаторство формы первой части Третьего концерта не раз обсуждалось музыковедами По разному трактовалось сокращение репризы и сведение ее, в основном, к проведению павной партии Одна из причин - широкое использование материала побочной партии в разработке, а также использование принципа развития, который сосредоточивает внимание на песенных чертах мелоса произведения Особенно хочется обратить внимание на то, что сокращение репризы и затушевывание в ней светлого образа побочной партии акцентирует внимание на драматическом характере первой части Во многом благодаря такому композиционному приему создается впечатление трагедийного конфликта. Можно выявить еще одну закономерность в организации мелодики композитора Так, например, темы, которые в начале носят лирический характер, по мере развития проявляют потенциальные возможности к раскрытию активных, волевых, контрастных первоначальному эмоциональному настрою компонентов. Третий концерт, сохраняя все достоинства Второго, обладает и рядом преимуществ В нем проявилась общая эволюция образов и средств музыкального языка При сравнении его со Вторым концертом, становится ясным, что он монументальнее по масштабам композиции, значительнее и глубже по образам, ярче по контрастным сопоставлениям, эмоциональности, богаче и совершенней по авторскому пианизму.

Можно сопоставить Третий концерт и с симфониями В концерте драматизация и симфонизация настолько ярко ощутимые, настолько определяющие для образов и их развития, что он по праву может быть назван концертом-симфонией. Исследователи отмечали и неоднократно различно толковали факт трехкратного проведения главной темы концерта в первой части Она открывает экспозицию, проводится в начале разработки и заключает первую часть Здесь она стоит будто на рубеже образного контраста и развития основных разделов сонатной формы, вводя в них, заключая и непосредственно участвуя в процессе столкновения и развертывания образов Необходимо отметить, что тема эта все три раза проходит в главной тональности, с тем же типом сопровождения, в присущем ей неизменном сурово-напевном облике. Итак, Третий концерт представляет собой образец целиком сформировавшегося, зрелого стиля композитора Он связан со Вторым концертом принципами трактовки жанра, характером тематизма и эмоциональным тонусом, то есть находится в общей струе, объединяющей произведения первого десятилетия XX века.

Третья глава. Поздний период творчества С Рахманинова характеризуется в русском музыковедении как обособленный Во-первых, это связано с тем, что композитор в это время жил за границей Во-вторых, почти девять лет, после отъезда из России, Рахманинов ничего не сочинял Композитор не отрицал того, что потеря родины обернулась для него источником тяжелейших страданий вплоть до конца его дней. В русском советском музыковедении долгое время почти не освещались заграничный период творчества композитора и его биография того времени Русский слушатель получил возможность познакомиться с произведениями Рахманинова только в е годы.

В его доэмиграционных произведениях понятия национального и общечеловеческого не противопоставлялись В зарубежных сочинениях наблюдается концентрация на идее сопоставления темы родины со своей судьбой. Обусловливающим концепцию последних сочинений Рахманинова, в итоге, становится сложное взаимопроникновение национально-народного начала, указы-. В последних творениях композитора наблюдается оригинальная черта мелодического тематизма, которая содержится в удерживании в нем установленных мелодико-ритмических образований, равно свойственных как лирико-эпическому, так и драматико-трагедийному контекстам музыки Рахманинова Это выражается в том, что деталь мелодии обособляется и принимает на себя все большее образно-смысловое значение, в итоге, приобретая функцию темы8.

Этот концерт исследователи называют одним из самых противоречивых и неисследованных произведений композитора Четвертый концерт e-mol 1 ор 40 являет собой промежуточное звено между сочинениями зрелого и позднего периодов В нем можно найти немало страниц, которые вызывают в памяти музыку Рахманинова первых десятилетий XX в и более раннего времени Но вместе с тем в нем ярко выступают новые стилистические черты, развившиеся в творчестве композитора только в е годы. Но Рахманинов в октябре-ноябре все еще продолжал вносить коррективы в новое сочинение, и в результате, в сущности, появился второй вариант концерта. Представляет интерес вторая часть — до-мажорное Largo Средняя часть по силе художественных образов, ясности замысла, цельности стиля считается лучшей из трех частей Четвертого концерта Она, подобно многим страницам рахманиновской музыки, может вызвать в воображении слушателя картины некоего оригинального шествия, медленного марша, что в свое время отмечал Н Метнер кстати, ему посвящен этот концерт В ее основе лежит двутактная тема, состоящая из одногактной тематической ячейки и ее варьированного повторения Данная тема производит впечатление новой, но при ближайшем рассмотрении оказывается близкой к главной теме первой части и легко выводится из свойственных ее заключительному разделу нисходящих интонаций используется также триольный ритм побочной партии.

Можно отметить и ее явную связь с темой медленной части Третьего концерта Из произведений Рахманинова Largo наследует более всего медленным частям Третьего концерта и Второй сонаты.

В 2010 году allegro scherzando сопровождало образы фильма « За гранью» с Сесиль де Франс. Богатый владелец и коллекционер запускает произведение, чтобы сопровождать его трапезу. Концерт — конкурсная пьеса, выбранная в фильме Au bout des finger, вышедшем в 2018 году. Анализ Я : модерато Концерт начинается с восьми тактов, где только фортепиано играет медленную серию аккордов например, колокольчиков , которая переходит в поко а поко крещендо от начального пианиссимо к фортиссимо в девятом такте. Это уникальное вступление сразу устанавливает для слушателя глубинный дух русского национализма, характерный для позднего романтизма Рахманинова. Восемь первых тактов на фортепиано Аккорды, наконец, разразились потоком восьмых нот на фортепиано, на котором появляется основная тема, сыгранная скрипками , альтами и кларнетами.

Первые такты темы первой части скрипки Это одна из необычных характеристик первой части этого концерта: солист не играет центральной роли после его вступительных аккордов, он только аккомпанирует мелодии, которую несет оркестр, до своего первого соло. Также примечательно то, что эстетика концерта принимает противоположное направление от любой классической эстетики; фактически, это уже не классическое движение выставки, развития, повторного показа, а последовательность эскизов, тем, которые повторяются несколько раз в течение движения. Эта новаторская эстетика присутствует во всех трех механизмах. III : аллегро скерцандо В финале Рахманинов снова подчеркивает тональность ми мажор медленной части с помощью тщательно продуманного и модулирующего вступления, которое медленно возвращает музыку к тональности до минор для энергичной и простой первой идеи; он состоит из чередования полутонов и ритмической ячейки, состоящей из четверти и двух восьмых нот. Вторая тема си-бемоль — самая известная из написанных Рахманиновым. Он носит мечтательный и ностальгический характер, но не обладает эмоциональной глубиной великой темы медленного движения.

С историей создания этого гениального музыкального сочинения связано немало любопытных фактов. К примеру, знаете ли вы… - что свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Н.

Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис. Его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора — неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова, из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшей депрессии. Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию.

Концерт Рахманинова: место и дата исполнения

Не менее своеобразен и другой тип, в котором наиболее выразительный оборот находится в самом начале, а затем мелодия словно застывает на одном уровне или медленно, уступчатым, колышущимся движением опускается к исходной точке. Асафьев, образно характеризуя напевную лирическую мелодику Рахманинова, писал, что она «всегда стелется, как тропа в полях». Дополняя эту характеристику другими эпитетами и сравнениями, он говорит о рахманиновских «мелодиях-далях», вспоминает слова И. Репина: «озеро в весеннем разливе, русское половодье». В этих, быть может, несколько произвольно выбранных как и всякие, впрочем, образно-поэтические сравнения аналогиях важен один общий момент: невольно возникающие при слушании музыки Рахманинова пейзажные ассоциации, причем это образы именно русской природы, с ее широкими просторами и некоторой однотонностью ландшафта. Важно Характерным складом рахманиновской мелодики в большой мере определяются и другие стороны музыкального языка композитора, в частности — его гармония. Гармонические средства, которыми пользуется Рахманинов, в общем не выходят за пределы норм позднеромантического стиля: основой его гармонии остается развитая мажоро-минорная тональная система с широким применением альтераций, внутритональных отклонений и т. Но характер использования этих средств у него своеобразен, что позволяет говорить если не о совершенно оригинальной «гармонии Рахманинова» подобно, например, гармонии Скрябина , то об особой, индивидуальной манере его гармонического письма. В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит в его мелодике. Гармония становится у Рахманинова более плавной, спокойной и, если можно так выразиться, певучей. Он отказывается от преднамеренных колористических эффектов и специфических по выразительности оборотов, которые играют подчас значительную роль в ранних его произведениях.

Так, во Втором фортепианном концерте мы почти не встретим так называемый «мнимый» септаккорд, в котором современники усматривали едва ли не самый типичный признак гармонии молодого Рахманинова. Лишь изредка он мелькает в фигурациях, а в открытом виде применяется только один раз, в заключительном построении медленной части такт 8 от конца , причем в мажорном варианте, придающем ему скорее томно-мечтательный, чем элегически-скорбный характер. Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и тонкость оттенков выразительности совмещаются с постоянством основного характера. Это проявляется, в частности, в ярко выраженной склонности композитора к длительному пребыванию в одной тональности. Совет Модуляции осуществляются им обычно очень мягко и постепенно, он как бы неторопливо наслаивает широкие гармонические пласты один на другой, избегая неожиданного сопоставления далеких тональностей. Характерна тенденция к взаимопроникновению мажора и минора, особенно «оминоривание» мажора, достигаемое как посредством понижающих альтераций например, столь излюбленный композитором гармонический мажор , так и путем внутритональных отклонений. При этом в качестве носителя активного, мужественно-волевого начала чаще выступает минор, в лирических же эпизодах Рахманинов предпочитает «смягченный» мажор, окрашенный отдельными элементами минорности. Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой.

Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Строение Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части вторая и третья исполняются без перерыва : Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко — тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления. Moderato — Первая часть открывается вступлением у солирующего фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике. Затем звучит главная тема, маршеобразная по характеру, но смягчённая фортепианными фигурациями и изложением у струнных и кларнетов. Побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом.

Второй концерт Рахманинова является воплощением жизненной философии композитора и отражает его внутренний мир. В нем прослеживается самобытность и индивидуальность Рахманинова, его любовь к родной земле и проникновенная меланхолия. Это произведение вдохновляет и трогает сердца слушателей по всему миру. Значение второго концерта Рахманинова в мировой музыкальной культуре Концерт отличается своей грандиозностью и эмоциональной глубиной. Рахманинов был виртуозным пианистом самого высокого уровня, и его виртуозность прекрасно проявилась во втором концерте. Музыка пронизана сильными эмоциями, мощными аккордами и красочными мелодиями.

Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов.

Концерт Рахманинова: суть и особенности произведения

Главная партия зарождается из слияния звонов, стремительно летящих скерцозных мотивов, плясовых и маршевых ритмов. Её сменяет лирический дифирамб — тема побочной партии. Она звучит трижды, раз за разом все ярче, и к финалу, подобно Первому концерту Чайковского , трансформируется из нежного напева в могучий ликующий гимн, проходящий в мощном оркестровом tutti под громовые колокольные раскаты солирующего фортепиано и растворяющийся в стремительной коде [2].

Эта премьера являлась значимым событием для Рахманинова, так как после неудачи предыдущего концерта, он испытывал сомнения в своих способностях и боялся, что произведение не будет понято или оценено публикой. Однако, его опасения оказались напрасными — Второй концерт был великолепно принят и получил бурные овации.

Партию фортепиано композитор исполнял настолько мощно и эмоционально, что слушатели были поражены его виртуозностью и талантом. Первое исполнение и реакция публики Публика ожидала с нетерпением выступления молодого композитора и пианиста. Впервые они услышали музыку, написанную Рахманиновым. Реакция на премьеру была просто потрясающей — публика в восторге! Критика также положительно отозвалась об этом произведении.

Многие слушатели оказались впечатлены мощным и эмоциональным звучанием музыки, произведенным вторым концертом Рахманинова. Они были поражены глубиной и выразительностью его музыкального языка. Рахманинов вышел на сцену и сыграл Второй концерт на фортепиано сам. Его техника исполнения и высокий профессионализм впечатлили слушателей. Фортепиано и оркестр сложно продолжали друг друга, создавая мощные и яркие звуковые картины.

Премьера его Второго концерта позволила Рахманинову приобрести популярность и принесла ему признание в качестве композитора и пианиста. Это произведение стало одним из наиболее известных и любимых в его репертуаре. Популярность и признание второго концерта Рахманинова Второй концерт для фортепиано с оркестром в фа-диез миноре, написанный Сергеем Рахманиновым, стал одним из его самых популярных и востребованных произведений.

Структура этого движения полностью круговая: после краткого вступления, исполняемого струнами, фортепиано начинает каденцию, которая повышается с шагом квинт G-D-G-D-G , и заканчивается на ля-бемоль; перед кодой фортепиано снова играет ту же каденцию, которая на этот раз заканчивается естественной, чтобы показать переход от минора к мажору, чтобы подчеркнуть окончательное разрешение кризиса. Исполнение в фильмах «Весна на Заречной улице»: концерт в исполнении Льва Оборина звучит по радио, его слушает главная героиня, Татьяна Сергеевна Левченко.

Исполнение резко контрастирует с мещанским бытом хозяев, у которых она снимает комнату. Фильм Павла Лунгина «Ветка сирени». Концерт звучит в фильме «Частная жизнь». Концерт звучит в фильме «Титаник». Начало концерта неоднократно звучит в фильме «Зуд седьмого года» в главной роли — Мэрилин Монро.

Концерт звучит в фильме «Поэма о крыльях», где больной Рахманинов, навещаемый Игорем Сикорским, слушает свой концерт по радио из далёкой России. Концерт упоминается в фильме Владимира Меньшова «Ширли-Мырли». Героиня Инны Чуриковой рассказывает, что именно его играл отец трёх главных героев Иван Израилевич Шниперсон, когда был раздавлен роялем. Фрагмент первой части концерта звучит в комедийном фильме «Бинго-Бонго» с Адриано Челентано в главной роли. Английский фильм «Короткая встреча» англ.

При известной лапидарности фактуры мы находим в этой пьесе и типично рахманиновские «колокольные» звучания, и его насыщенную, необычайно густую и сочную кантилену, напоминающую звучание живого человеческого голоса средняя часть — Agitato. Вторая серия фортепианных пьес, обозначенная ор. К лучшим из пьес этой серии надо отнести поэтичную Баркаролу с ее мягкой меланхолической задумчивостью. В отличие от упоенно страстных итальянских баркарол в ней слышится какая-то неясная задушевная грусть, и в этом отношении она близка к русским баркаролам Чайковского, Рубинштейна С Баркаролой из «Времен года» Чайковского эту рахманиновскую пьесу сближает даже одинаковая тональность соль минор. Интересно отметить, что в той же тональности написаны еще две баркаролы, относящиеся к тем же годам в Фантазии для двух фортепиано ор. Тема ее основана на типично рахманиновском приеме мелодического развертывания с постепенным расширением диапазона начиная с интервала секунды и неизменным возвращением к основному опорному звуку. Благодаря тому, что такой опорой в данном случае служит доминантовая ступень, мелодия приобретает «парящий» характер, словно повисая в неподвижном воздухе.

Обращает на себя внимание также независимость мелодического голоса от ритмически остинатного аккомпанемента, вызывающего иллюзию спокойного колыхания водной поверхности. В моментах яркого динамического нарастания упорно акцентируемый жесткий ритм приобретает почти угрожающий характер Наряду с двумя пьесами из ор. Новая редакция, не коснувшаяся основного материала, отличается от первоначального изложения более развитой фактурой и некоторыми гармоническими деталями. Новым шагом в развитии фортепианного творчества Рахманинова явились Шесть музыкальных моментов ор. В них композитор полностью освобождается от поверхностной салонной чувствительности, черты которой присущи некоторым из более ранних его фортепианных пьес. Выражение чувства становится более сосредоточенным и углубленным, средства пианистического изложения тоньше и богаче. Небывалой еще у него раньше степени выразительной концентрации достигает Рахманинов в сурово-мрачной по колориту третьей пьесе из этого цикла, си минор.

В ее скорбно никнущих мелодических фразах, похожих на вздохи, и тяжелых, круто обрывающихся подъемах чувствуются глубокая меланхолия и скованный порыв. Контрастом к ней звучит светлая мечтательная пятая пьеса, ре-бемоль мажор, типа ноктюрна или баркаролы, пленяющая пластической ясностью линий и поэтичностью настроения. Но особенно характерны для этого цикла пьесы подвижного характера с непрерывным вихреобразным пассажным движением, проникнутые действенным волевым началом и рвущейся наружу раскрепощенной энергией. Завершает цикл торжествующая до-мажорная пьеса с такими же уверенными ямбическими интонациями восклицательного типа на фоне непрерывно бурлящего движения волнообразных фигураций. В основном композитор не выходит в этих сочинениях из круга уже определившихся образов и настроений его раннего творчества. В Фантазии преобладают образы лирически-пейзажного характера. Первая часть ее, Баркарола, по общему тону музыки близка написанной в те же годы Баркароле из ор.

Выражение лирического чувства сливается с пейзажным фоном и в следующей части «И ночь, и любовь... Большей строгостью выражения отличаются две последние части сюиты. Третья часть, «Слёзы», написанная под впечатлением известного стихотворения Тютчева, «Слёзы людские, о слёзы людские! Эпиграфом к третьей части служит это тютчевское стихотворение. По-иному, торжественно и радостно звучат колокола в последней части, «Светлый праздник», по своему образному строю, а отчасти и по характеру музыки напоминающей «Воскресную увертюру» Римского-Корсакова. Вместе с тем Рахманинов прибегает к приемам аналогичным тем, которые использованы Мусоргским в колокольном звоне из «Бориса Годунова»: равномерное чередование двух септаккордов с двумя общими и двумя хроматически изменяющимися ступенями септаккорды двойной доминанты II ступени , посредством чего достигается впечатление разносящихся в воздухе звуковых биений. В середине проходит мелодия пасхального песнопения «Христос воскресе» в полнозвучном аккордовом изложении, напоминая пение многоголосого хора и дополняя картину широкого народного торжества.

Впервые в творчестве Рахманинова появляется такой яркий величавый эпический образ. В отличие от Фантазии, носящей черты концертности, серия четырехручных фортепианных пьес, рассчитанных на домашнее музицирование, проста и непритязательна по изложению. Большая часть этих пьес написана в распространенных традиционных, бытовых жанрах: Баркарола, Вальс, Романс. Выделяется последняя, шестая пьеса, «Слава», на тему народной песни того же названия. Композитор проявляет изобретательность и свежесть выдумки в разработке мелодии, проводя ее в разных регистрах и в различной гармонизации с широким применением побочных ступеней и преобладанием плагальных оборотов. После трудного пятилетия мучительных сомнений, разочарований и размышлений о своем пути композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальной физиономией и выработанной манерой письма. Как замечает Кашкин в отзыве на первое авторское исполнение концерта в полном виде Вторая и третья части концерта были завершены раньше первой и исполнены 2 декабря 1900 года.

Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром. Черты поэмности проявляются в тяготении к единству цикла и непрерывности развития, достигаемых с помощью развернутой системы интонационно-тематических связей и модулирующих «скрепок» между отдельными частями. Элемент соревнования солиста с оркестром, являющийся одним из основных определяющих признаков классического концерта, по существу, отсутствует и уступает место их тесному взаимодействию. Современников даже смущало почти полное отсутствие самостоятельных «концертирующих» эпизодов, в которых исполнителю сольной партии предоставляется возможность свободной демонстрации своих виртуозных возможностей. Кашкин в нерешительности останавливался перед вопросом, относится ли это к достоинствам или недостаткам произведения.

Монологичность концерта определяется по преимуществу лирическим строем его музыки, что не исключает ни сурового драматизма, ни строгой величавой эпичности. Рахманиновский лиризм проявляется здесь во всем своем богатстве и многогранности оттенков от тихого созерцательного покоя или элегической грусти до мужественного протестующего пафоса и восторженного радостного самоутверждения. Изумительна мелодическая красота и выразительность основных тем концерта, широко разрабатываемых композитором и предстающих в различном освещении, в разных метроритмических вариантах и сменах темброво-регистровой окраски. К числу замечательных образцов рахманиновского мелодического дара принадлежит тема главной партии первой части, о которой много уже было сказано и написано. Метнер называет ее «одной из наиболее ярких тем России»: «с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия». В этой теме, появляющейся в оркестре после нескольких «колокольных» аккордов субдоминантовой функции у фортепиано, Рахманинов создает на основе свободного претворения некоторых особенностей русской народно-песенной мелодики образ большой обобщающей силы. Возникая из секундовой интонации, она постепенно расширяет свой диапазон и приобретает все большую широту дыхания.

Вначале сурово и сумрачно звучащая тема приобретает в ходе развития более мягкую лирическую окраску и продолжается у фортепиано, которое выполняло до этого сопровождающую роль, окутывая мелодию гулкими полнозвучными пассажами. Так подготавливается переход к побочной партии, тему которой излагает фортепиано при почти полном молчании оркестра. Эта светлая мечтательная тема принадлежит к характернейшим образцам одного из описанных выше типов рахманиновской лирической мелодики: за коротким воодушевленным взлетом мелодии на октаву по ступеням тонического секстаккорда следует длительное секвенционное нисхождение с преобладанием поступенных ходов. Излагаемая в виде законченного периода тема далее словно истаивает и растворяется в высоком регистре. В отличие от неторопливо развертывающейся экспозиции с плавным «перетеканием» одного раздела в другой разработка развивается динамично и целеустремленно. При непрерывном ускорении темпа она по числу тактов почти вдвое короче. В ходе развития все яснее выступает на первый план активное ритмическое начало и путем преобразования краткого мотива, соединяющего вступительное аккордовое построение с главной партией, формируется энергично ритмованная фигура маршевого типа, в сопровождении которой вступает сильно динамизированная тема главной партии в репризе.

Вслед за кратким проведением ее основного шестнадцатитактового построения, представляющем собой главную кульминацию всей первой части, напряжение спадает, на протяжении почти всего дальнейшего развития репризы и коды идет процесс неуклонного постепенного затухания динамической энергии. Контуры побочной партии лишь слегка обрисованы в тихом, затаенном звучании валторны соло и в ритмическом увеличении, придающем ей спокойный, убаюкивающий характер. Только в небольшом кратком построении коды движение вновь оживляется, и вся часть завершается тремя энергичными словно обрубленными аккордами. Медленную среднюю часть концерта В. Цуккерман справедливо назвал «жемчужиной русской лирики». Это пленяющее красотой и поэтичностью музыки Adagio при довольно большой своей протяженности целиком основано на одной теме. Излагаемая солирующим кларнетом на фоне ровно струящихся фигураций у фортепиано При повторном изложении роли меняются и мелодический голос звучит у фортепиано в октаву.

Но за кажущейся внешней неподвижностью ощущается трепетная внутренняя жизнь. Безмятежный созерцательный покой нарушается отклонением в параллельный минор во втором трехтакте и особенно подчеркнуто экспрессивным взлетом мелодии на малую септиму перед заключением. В среднем разделе этой части тема подвергается интенсивной разработке с непрерывным нарастанием темпа и силы звучания, приводящим к яркой кульминации на доминанте фа-диез минора, после него довольно развернутое построение типа каденции с «рассыпающимися» пассажами фортепиано подготавливает вступление репризы, изложенной сокращенно с однократным проведением темы. В финале концерта контраст мужественно волевого, действенного начала и мягкого лиризма обостряется при явном преобладании первого. Четко и энергично ритмованная тема главной партии сохраняет связь с некоторыми тематическими элементами первой части Такова, в частности, секундовая «раскачка» мелодического голоса. В лирически напевной теме побочной партии также есть обороты, сходные с аналогичной по своему месту темой первой части, но черты маршевой ритмики придают ей более подвижный и активный характер. В заключительном построении коды эта тема звучит победоносно-ликующе в сочных унисонах струнных, сопровождаемых мощными полнозвучными аккордами фортепиано.

Этот прием превращения лирического образа в героический, встречающийся у Танеева в до-минорной симфонии, а затем неоднократно у Скрябина, использован Рахманиновым для светлого утверждающего завершения своего удивительного по вдохновенному пафосу музыки и стройной законченности, соразмерности всех элементов произведения. Среди сочинений, находящихся в непосредственной близости ко Второму концерту, наиболее крупным является Вторая сюита для двух фортепиано. Создававшаяся в одно время с концертом 1900—1901 , она в отдельных своих моментах перекликается с ним по характеру музыки, хотя задача, стоявшая в данном случае перед композитором, была иная. В соответствии с традицией сюита представляет собой последовательный, тонально замкнутый ряд пьес жанрово-характеристического типа: Интродукция в характере торжественного шествия, Вальс, Романс и Тарантелла. Но жанровая основа очень сильно переосмыслена в этих пьесах, сохраняющих только отдаленную связь со своими бытовыми прообразами. Легкий воздушный вальс с его стремительно кружащимся движением содержит что-то от фантастического скерцо, а мелькающая то тут, то там «рахманиновская гармония» придает музыке томно-меланхолический оттенок.

Музыка России

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Урок музыки в 6-м классе "С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром"
  • История и значение произведения
  • Первый концерт Рахманинова
  • Второй концерт Рахманинова: ключевые особенности великого шедевра

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий