Пушкин а.с и музыка

И сейчас музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, звучат со сцен больших и малых театров, концертных залов. «Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях.

Первый слайд презентации: Пушкин и музыка

  • Слайды и текст этой презентации
  • Пушкин и композиторы
  • Пушкин в музыке: краткое содержание, описание и аннотация
  • А.С.Пушкин и Музыка

Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

Преследуя эти цели, Абай весьма творчески своеобразно — то точно, то вольно, то следуя оригиналу, то позволяя себе некоторые отклонения, оправданные восприятием степняка, — перевел, переложил, воспроизводил, воссоздал семь отрывков из «Евгения Онегина», из которых такие, как «Письмо Татьяны Онегину» «Амал жок, — кайттым бiлдiрмей... Абай в своем творчестве ориентировался на русскую культуру — культуру Пушкина, Лермонтова, Крылова, Льва Толстого и Салтыкова-Щедрина: "они, русские, видят мир", "знание их откроет глаза на мир" - говорил он. В произведениях классиков русской литературы перед его взором действительно открылись новый мир, духовность и соборность русской нации, её неповторимая великая культура. Об этом, в частности, о романе в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» своим землякам Абай рассказывал часами, а то и днями, ночами напролет... Именно в те годы, надо полагать, он проявил интерес к роману, этому всеобъемлющему жанру, способному изображать жизнь сверху донизу, во всех её проявлениях, создавать образы людей, несущие отпечаток целой эпохи, и задавался вопросом, что может подсказать опыт других стран, проникновение в их литературный мир. А Мухтар Ауэзов все в той же эпопее "Путь Абая" расскажет читателям увлекательную историю перевода "Письма Татьяны" на казахский язык. В этом эпизоде как, впрочем, и во всем романе раскрылся редкий, недюжинный талант Ауэзова - непринужденно, живо, естественно рассказать о важном событии в жизни великого казахского поэта. Он не приводит выдержки из архивных статей, не нагружает читателя цифрами и различными документальными данными, а просто и ненавязчиво, без излишней аффектации и романтизации Абая и событий его жизни позволяет читателю на равных с собой заглянуть в удивительный мир поэта: "С глубоким вздохом Абай вновь склонился над письмом Татьяны. Не слова — дыхание, трепетное биение сердца… Нежная глубина! У любви язык таков: Дрогнет бровь, чуть вспыхнут глаза — Вопрос иль ответ готов.

Помню, так и я говорил, И мне понятен он был — Тот язык, но память сдала. Теперь я его забыл.. Покоренный волнением Татьяны, он снова вчитывался в пушкинские строки. Один — лик сияющей юности, Тогжан; второй, полный душевной тоски, — Салтанат. Еще вчера, переводя письмо Татьяны, он вспоминал их. Обе, подобно самой Татьяне, подавили разумом голос сердца, обе не смогли поднять голов, опутанных уздою неволи. И все время, пока Абай переводил грустные излияния Татьяны, в его сердце приглушенно звучали и их прощальные слова.

Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно... Так, под впечатлением услышанной в Бессарабии цыганской песни поэт создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне». С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне: Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Собирая материалы по истории Пугачевского восстания, поэт внимательно изучает песни того времени. Приезжая в Москву, он часто бывает в доме братьев Киреевских, один из которых — Петр Васильевич—был известным собирателем русской песни. Во время долгих переездов по России Пушкин знакомится с ямщицкими песнями. Пой — и часы дорожной скуки На дороге в тьме ночной; Сладки мне родные звуки Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой.

Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно... Так, под впечатлением услышанной в Бессарабии цыганской песни поэт создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне». С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне: Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Собирая материалы по истории Пугачевского восстания, поэт внимательно изучает песни того времени. Приезжая в Москву, он часто бывает в доме братьев Киреевских, один из которых — Петр Васильевич—был известным собирателем русской песни. Во время долгих переездов по России Пушкин знакомится с ямщицкими песнями. Пой — и часы дорожной скуки На дороге в тьме ночной; Сладки мне родные звуки Пой, ямщик!

Пушкина не стало. Великолепным воплощением единства двух величайших гениев русской культуры являются романсы Глинки на стихи Пушкина. Всего их 10, но только 2 романса «Не пой, красавица, при мне» и «Я здесь, Инезилья» были написаны при жизни Пушкина. Остальные романсы были написаны после смерти великого поэта. Наибольшую любовь и у певцов и у слушателей справедливо завоевали романсы «В крови горит огонь желанья» 1839г. Таланты двух корифеев русской культуры Пушкина и Глинки объединены в романсах. И сейчас мы услышим романс «Я помню чудное мгновенье». Интересно, что Пушкин посвятил стихи А. Керн — матери, а Глинка написал музыку для Е. Керн — дочери. Одновременно с этим романсом Глинки было написано и стихотворение «Евгений Онегин». Иными словами, память о Пушкине глубоко жила в душе композитора.

Разделы сайта

Пушкина; найти и проанализировать тексты и музыку романсов, написанных на стихи Пушкина; изучить истории создания опер по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке; исследовать характер музыки к кинофильмам по произведениям А. Пушкина; найти истоки музыкальности творений Пушкина. Пушкин в музыке 2. Среди них такие известные имена, как Михаил Иванович Глинка 1804-1857 — великий русский композитор. Мы с полным правом говорим о Пушкине как выразителе своего времени и создателе основ современного русского языка. С таким же правом мы можем говорить и о Глинке как создателе русской классической музыки. Подобно Пушкину, он вобрал в себя все лучшее, что было до него в русской музыкальной культуре.

И на этой прочной основе — народной и профессиональной — создал новую музыку. Творчество Глинки явилось для русской музыки вершиной ее расцвета и вместе с тем — основой, почвой, на которой развивалось творчество русских композиторов XIX века и композиторов нашего времени. Александр Сергеевич Даргомыжский 1813-1869 — младший современник и преемник Глинки, с творчеством которого в русскую музыку вошли новые художественные образы, идеи. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного ему общества. И в том — его историческая заслуга. Опера Даргомыжского «Русалка», впервые прозвучавшая в мае 1856 года, открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых опер Глинки.

Модест Петрович Мусоргский 1839-1881 — великий русский композитор. Огромную самобытность Мусоргского определила одаренность в сочетании с широтой интересов и той подлинной народностью, которая стала основной чертой его творческой натуры. Он явился наиболее убежденным, наиболее последовательным выразителем нового демократического направления в музыке. Ибо стремился приобщить музыку к окружающей действительности, подчинить ее насущным интересам общества, сделать ее необходимой народу. Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 — выдающийся русский композитор, педагог, дирижер. Занимался музыкой под руководством М.

Балакирева, примкнул к творческому содружеству Могучей кучке. Римским-Корсаковым создано 15 опер.

Илька задумалась. Да, Цвибуш немножко прав! До сих пор монеты бросали ей большею частью одни пьяные.

Не будь пьяных, ей и её отцу пришлось бы голодать чаще, много чаще. Антон Чехов Мир — это музыка, к которой надо найти слова! Борис Пастернак Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.

Но именно этой тайной и манит поэзия, в этом и есть её чудо. Какими предстают перед нами пушкинские стихи?

Лёгкими, изящными, непринуждёнными… Мы видим результаты трудов поэта и даже не подозреваем о той огромной черновой работе, которую ему приходилось проделывать, чтобы добиться этой лёгкости. Поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов глубокой реалистичностью чувств, музыкальностью стиха. Из лучших его стихов родились замечательные романсы. Пушкин часто влюблялся, часто без взаимности , но и эти мучительные переживания претворялись в чудесные стихи. Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» В полифонии пушкинского творчества звучат «мелодии» чуть ли не всех литературных жанров.

И нет ни одного крупного композитора, который обошёлся бы без стихов, прозы или драматургии Пушкина. Каждый по — своему выбирал то, что ему было ближе всего: трагедию, социальную драму или сказку. И то сказать было из чего выбрать!

Пушкин в музыке……………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………………. Не секрет, что в наше время люди стали меньше читать хорошей литературы слушать хорошей музыки, их заменило «краткое изложение» классического текста и «клубная музыка». Объект исследования: Произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику. Роль А.

Пушкина в русской музыке. Цель: Задачи: 1. Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика. Познакомиться с произведениями А.

Пушкина, положенными на музыку. Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А. Гипотеза: Возможно, рассматривая музыкальные иллюстрации, я узнаю, почему произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали. Музыкальная среда А.

Пушкина Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…» Пушкин — единственный из русских поэтов, который писал стихи на определенную мелодию. Поэт часто обращается в своём творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике» и многие другие. Не одна только народная музыка завоёвывает симпатии поэта.

Пушкину хорошо известно всё современное ему музыкальное искусство — будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка. Пушкин любил русские песни, он не только их записывал, но и старался в некоторых своих стихах подражать народному творчеству, черпая из песен образы своих героев или сюжеты произведений. На основе народной поэзии появились некоторые поэмы балладного склада поэта. Кроме того, народность произведений Пушкина звучит и в его повестях и романах, пьесах и поэмах.

Многие стихи Александра Сергеевича перешли в число народных песен. К ним относится «Зимний вечер», ставший достаточно популярной в народе песней. Музыкальные впечатления детства Пушкина — русская народная песня. Именно о ней надо говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука.

Известно, что няня Пушкина Арина Родионовна не только хорошо знала множество сказок, поговорок, пословиц, былин, но и пела много русских песен. Надо сказать, что в Лицее детям прививали еще и музыкальный вкус. Это считалось хорошим тоном. Кроме Михаила Яковлева музыку писал и Николай Корсаков, по воспоминаниям, один из самых одаренных воспитанников Лицея.

Однако он скоропостижно скончался в Италии в возрасте 20 лет. Он в то время и жил в Царском Селе и именно в его доме собирались на музыкальные вечера юноши послушать виртуозную фортепианную игру своего мастера. Барон Фергюсон был популяризатором именно фортепианного исполнения произведений, много и специально писал для этого инструмента. И фортепьяно, и его музыкальные фантазии были в большой моде, как впрочем, в то время и всякие иностранные музыканты, коих поддерживали более, и судьба, и карьера которых всегда складывалась успешнее, чем у наших соотечественников.

При всех его заслугах, однако, память наша сегодня связывает Вильгельма Петровича Фергюсона со знаменитым первым выпуском Лицея. Именно он написал «Прощальную песню» на слова Антона Дельвига. Заметим, личное участие Пушкина в музыкальных предприятиях упоминается не так часто. А «Прощальная песня» стала лицейским гимном, которую всегда исполняли во время своих традиционных встреч его знаменитые выпускники Исполняется этот гимн и в нашем лицее.

Ещё в юношеские годы его стихи Пушкина были переложены на музыку лицейскими композиторами.

Пушкин, Содружество Поэзии и Музыки

Свиридову сотрудничество, приступая к работе над кинолентой «Метель» по повести А. В этой ироничной истории в судьбы главных героев вмешивается сама природа, и из-за сильной метели всё меняется коренным образом. Девушка случайно выходит замуж совсем за другого, а в итоге оказывается ещё более счастливой! Георгий Свиридов с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму. Она была написана в 1964 году и очень полюбилась публике. Свиридов "Тройка" После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем сам сюжет. В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

Режиссером и автором видеоинсталляций неизменно выступает Екатерина Василёва. Национальный филармонический оркестр России в нынешнем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности и посвящает юбилейный сезон русской классике.

Ставшая его частью программа «Пушкин в музыке» приурочена ко Дню славянской письменности и культуры, который неизменно отмечается 24 мая. За дирижерским пультом выступит лауреат международных конкурсов, заместитель художественного руководителя НФОР Арсентий Ткаченко. Особым украшением программы станут стихи Пушкина в художественном прочтении Владимира Спивакова. Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением.

С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение «Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки. Большое число стихотворений поэта в 20-е годы пелось как городская песня: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Буря мглою», «Девицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы». Гениальная опера «Руслан и Людмила» М. Глинки 1842 открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина. Среди имен композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта: социальную, бытовую, историческую, политическую, философскую, лирическую. Советские композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, также создали целый ряд значительных сочинений. Истинный патриотизм Пушкина, глубокая народность его творений, яркая национальная окраска, сочность и богатство русского языка — вот те черты его поэзии, которые особенно созвучны советскому человеку. Именно этим можно объяснить, что советские композиторы неустанно вносят свой вклад в музыкальную пушкиниану, претворяя лирические, драматические, эпические и сказочные образы его произведений в музыку. Только за послеоктябрьский период написано 600 романсов и хоров, до двадцати балетов, более десяти опер, музыка к спектаклям и кинофильмам. Эти цифры с годами растут, и мы можем смело сказать, что уже сейчас почти каждое лирическое произведение Пушкина воплощено в музыке. Среди советских композиторов можно назвать такие известные имена, как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Асафьев. Интерес к сочинениям Пушкина проявляет не только советский народ, но и народы всего мира. Все больше появляется музыкальных произведений на его сюжеты зарубежных композиторов, которые по-своему их понимают и воплощают в звуках. Среди них следует отметить романсы Б. Бриттена Англия , В.

Это самая популярная опера Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской оперы, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете оперы всё для этого есть: в ауле непокорных горцев захвачен русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему: приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, так как всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику. Немного о композиторе Ц. Кюи И. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г. В 1880 г. Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету.

Е Соколова: Пушкин в музыке

Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». Александр Сергеевич Пушкин был не только выдающимся поэтом и прозаиком, но и любителем музыки. Он увлекался как классическими произведениями, так и народными мелодиями, которые в те времена были очень популярны. музыкальный руководитель МКДОУ детский сад №1 “Сказка” р.п. Коченево Новосибирская область. Музыкально-литературная гостиная для детей и родителей подготовительной группы «Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке русских композиторов». 9 февраля в Заводоуковской детской школе искусств на отделении музыкального искусства состоялся классный час «А. С. Пушкин и музыка», посвященный Дню памяти поэта. На торжественном вечере в честь признания заслуг Пушкина и уроженцев Тамбовского края звучала и музыка Верстовского, в том числе Кантата на всерадостнейший мир России с Турцией на слова А. И. Писарева.

Пушкин Романсы

И сейчас музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, звучат со сцен больших и малых театров, концертных залов. мелодия!» A.С. Пушкин. Но основная причина малого использования композиторами пушкинских текстов — это, несомненно, огромная трудность музыкального воссоздания стихов Пушкина, их «всеобъемлющей мудрости», простоты и ясности, в соединении с «музыкой слова». Образы пушкинской поэзии и прозы в музыке. Цели исследования: совершить путешествие в увлекательный мир музыкальных произведений, созданных на основе литературного мира Образы пушкинской поэзии и прозы в музыке. Цели исследования: совершить путешествие в увлекательный мир музыкальных произведений, созданных на основе литературного мира ь истории создания музыкальных произведений по мотивам стихотворений а и средства воплощения пушкинских стихотворений в музыке.

«А.С. Пушкин и музыка»

  • «Пушкин русской музыки». 5 великих произведений Михаила Глинки
  • Пушкин и музыка презентация
  • Пушкин в поэзии. Поэзия А. С. Пушкина в музыке.
  • Персональный сайт - Пушкин и музыка
  • Стихи Александра Пушкина про музыку

1. Вступление

  • Пушкин и музыка презентация, доклад
  • «Пушкин в музыке» | Национальный филармонический оркестр России (НФОР)
  • Оставить отзыв о презентации
  • Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
  • Е.Соколова - Пушкин и музыка - вступительная статья
  • Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Пушкин в музыке [Е. А. Соколов] (fb2) читать онлайн

Задачи; 3 из 7 Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.

В этой ироничной истории в судьбы главных героев вмешивается сама природа, и из-за сильной метели всё меняется коренным образом. Девушка случайно выходит замуж совсем за другого, а в итоге оказывается ещё более счастливой! Георгий Свиридов с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму.

Она была написана в 1964 году и очень полюбилась публике. Свиридов "Тройка" После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем сам сюжет. В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

Она появилась в 1974 году и состоит из девяти пьес.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович Считай, что музыка— небольшая судьба, которая стучится в дверь. Будь что будет Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Аристотель Музыка вокруг нас, надо только уметь её слышать… Август Раш Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем. Эдвард Григ 3 минуты на осмысление Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением, как предрассветная посредница стоит она между духом и материей, родственная обоим, она отлична от них: это дух, нуждающийся в размеренном времени, это материя, но материя, которая обходится без пространства. Генрих Гейне 7 минут на осмысление — Потому, что пьяный добрей и умней трезвого.

Говор у неё был особый, певучий. Слабо мерцает огарок свечи, Маленький мальчик в звенящей ночи Слушает нянины сказки. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет… Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных. Я ждал тебя; в вечерней тишине Являлась ты весёлою старушкой И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой. Ты детскую качала колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. Ведущий читает текст. Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях. Сказки были одним из любимых жанров Пушкина. Ведь именно в сказках рассказываются богатейшие краски русского языка. В них отразился весь мир добра, где царствуют дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.

Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

Среди других сведений о семье Ушаковых мы узнаем, что Пушкин охотно беседовал со старухой Ушаковой и часто просил ее диктовать ему известные ей русские народные песни и повторять их напевы. В домике в Коломне мы встречаемся с высказыванием Пушкина о русской песне: Песнь русская. Известная примета» Начав за здравие, за упокой Сведем как раз. Печалию согрета Гармония и наших муз, и дев, Но нравится их жалобный напев. Неизменный живой и деятельный интерес к народной песне можно проследить у Пушкина и в дальнейшем творчестве. Общеизвестны его занятия по изучению песен о Степане Разине, которые представляют собой самостоятельные работы поэта о характере народных песен. Представляет значительный интерес сообщение А. Верстовского В. Одоевскому о том, как он «часто наигрывал Пушкину песню, относящуюся ко времени Петра I,… она, - добавляет Верстовский, - приводила его в восторг». Отрывки из народных песен находим в «Капитанской дочке» и «Дубровском» в «истории пугачевского бунта» в виде эпиграфов и цитат.

Ограничивая отношение Пушкина к искусству звуков одной лишь общеизвестной «музыкальностью» его стиха, мы сумели оценить в должной мере его разнообразные связи с этим искусством, в том числе его вдумчивую работу над народной песней. До настоящего времени оставалось как бы незыблемым то положение, что народного поэта интересовали в ней только словесные тексты и их смысловое содержание; разумеется, его внимание как писателя, а не музыканта, останавливалось на поэтических достоинствах, но это не должно было исключать его непосредственного отношения и к музыкальной стороне песни. Мы уже имели возможность наблюдать его чуткость к музыкально-песенному началу народного творчества: просьбы повторить «напев», слушать давно знакомые ему песни, потому что ему нравился «их жалобный напев», музыкальная выражение «разгулья удалого» или «сердечной тоски». Обращая внимание друзей и восхищаясь «звучностью народного стиха», в одних случаях поэт мог разделять особо интересовавшее его содержание песен от музыкальной формы, в других — прислушаться преимущественно напеву, в третьих — воспринимать и текст, и пение одновременно, как талантливые музыкальный слушатель, например, в научно-этнографической литературе текст песни «девицы-красавицы» считается сочиненным самим поэтом, но вполне народным по духу, очевидно, навеянным складом песен, услышанных Пушкиным в народном быту.

В оперном театре был оркестр из 25 человек. Труппа была итальянской. В репертуаре сезона 1823-1824гг.

В Одессе Пушкин посещает салон графа М. Во дворце графа Воронцова музыка пользовалась вниманием, что подтверждается письмом неизвестного лица к Верстовскому. По отзыву современника, граф имел склонность исключительно к комической опере. В 1823 году Пушкин пишет стихи: "Кн. Ее выдающееся музыкальное дарование было воспето в стихах И. Стихотворение Пушкина представляет собой восторженное воспоминание о некогда спетом ею произведении на его слова: Давно об ней воспоминанье Ее минутное внимание Отрадой долго было мне... Страница со стихами Пушкина вклеена в альбом княгини М.

Во время ссылки музыка начинает играть все большую роль в жизни поэта. Михайловское 1824-1826 31 июля 1824 года Пушкин выезжает из Одессы. И, слава Богу, от вельмож. Уехал в тень лесов Тригорских. В первые месяцы пребывания в новой ссылке Пушкин пишет Вяземскому: "Я один одинешенек в Михайловском. Живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни". И далее Пушкин писал, что часто видит "добрую старую соседку П.

Ее дочери... Действительно, Пушкин часто посещал старый дворянский дом Осиповой. Около зала там была большая гостиная. Летом 1825 года в Тригорское приехала А. Вот её слова: "Я пела Пушкину стихи Козлова "Ночь весенняя дышала"... Пушкин слушал большим удовольствием". В Михайловском у поэта зародился серьезный интерес к народной песне.

Пушкин не только слушает пение представителей народа, но и записывает тексты песен. Что же интересовало Пушкина в народной песне? Внимание Пушкина как писателя привлекали словесные тексты, их смысловое содержание, поэтические достоинства. Но не только. Пушкина интересовала и музыкальная сторона песни. Обращая внимание друзей и восхищаясь "звучностью народного стиха" свидетельство Вяземского , Пушкин в одних случаях мог интересоваться содержанием песни о Разине на Дону, Пугачеве в Оренбурге ; в других прислушиваться преимущественно к напеву; в-третьих, воспринимать и текст, и одновременно пение. Записи Пушкиным народных песен говорят о чуткости ко всем ее элементам, насколько это было ему доступно как не музыканту.

В библиотеке Пушкина имелся нотный сборник Прача, материалом которого он широко пользовался. В этой связи можно вспомнить любовную песню из этого сборника, в которой содержится строка "Ах ты девка, девка красная", ставшая эпиграфом к пятой главе "Капитанской дочки". Вернемся в Михайловское. В 1826 году в Тригорское приехал поэт Языков. Он был ревностным собирателем народной песни. Языков отметил углубленное изучение Пушкиным народных песен. Пушкин посещал Святогорский монастырь.

Есть рассказ о том, как Пушкин участвовал с нищими в пении стихов о Лазаре, Алексее - человеке божьем и др. Тростию с бубенчиком Пушкин давал им такт. Пушкина увлек распев древнерусского стиха. Тогда же он записал народные песни, вошедшие позднее в сборник Киреевского. Сначала Пушкин хотел издавать записанные им песни сам. К сожалению, отвлеченный другими делами, Пушкин не успел выполнить своего замысла, и все материалы из разных рук стали понемногу стекаться в Москву к Петру Киреевскому. Пушкин обещал написать к сборнику Киреевского свое предисловие Садовников , но и это не успел сделать и передал часть своих записей Киреевскому.

Киреевский указал в предисловии к сборнику русских народных песен: "Пушкин доставил мне 50 номеров песен, которые он с большой точностью записал сам со слов народа, хотя и не обозначил точно, где именно. Вероятно, записал их у себя, в деревне, в Псковской губернии". Дальнейшие исследования продемонстрировали, что переданные Киреевскому Пушкиным песни действительно собраны в Псковской и частично в Оренбургской губерниях, а также в Болдине. Пушкин и позднее доставлял Киреевскому свои новые песни. Сохранился конспект вышеупомянутой неосуществленной вступительной статьи. Поэт уделяет здесь основное внимание песне исторической, перечисляя темы: Иван Грозный, Стенька Разин, Меншиков, Суворов. Известны песни Пушкина о Степане Разине, образ которого заинтересовал поэта на Дону.

Каждая песня содержит черты определенного жанра народной песни. В эпизоде святочного гадания Татьяны в "Евгении Онегине" видна осведомленность Пушкина о гадальных, подблюдных песнях. Пушкин с интересом слушал исполнителей из народа. Хорошо известен факт знакомства Пушкина с Иваном Рупиным. Во время своей поездки в Оренбургский край для собирания материалов по истории восстания Пугачева он находит в Бердах старуху, которая рассказывает и поет песни о Пугачеве. Москва 1826-1827 В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года за Пушкиным приехал фельдъегерь и увез его в Псков, а затем в Москву, где поэт получил прощение нового императора и разрешение проживать в столице. Пребывание в Москве отмечено встречами поэта с литературными деятелями, интересующимися искусством в целом.

Некоторые среди них были и музыкантами. При постоянном, жадном чтении текущей литературы, в т. Пушкин, несомненно, должен был знакомиться и с обзором в этих журналах музыкальных явлений, европейских и русских. Не могли пройти мимо него и сообщения о смерти Сальери и статья о "Реквиеме" Моцарта, с упоминанием легенды о его написании. В Москве Пушкин получает возможность детально знакомиться с музыкальной литературой, с музыкальной жизнью Москвы. Современники отмечали в Пушкине глубину музыкального восприятия, полноту и живость музыкальных впечатлений поэта. Сохранились свидетельства о посещении Пушкиным Благородного собрания ныне Колонный зал Дома союзов и Большого театра из воспоминаний Елизаветы Ушаковой, Майкова.

Во время посещений театра Пушкин не мог не встречаться с Верстовским, игравшим в то время видную административную роль в конторе Московских театров. В Москве Верстовский чаще всего посещал дома кн. Волконской и кн. Знаменитый салон Волконской в богатейшем доме князей Белосельских был культурным центром московской аристократии. Там стены пели, там мысли, чувства, разговор, движение, - все было пение... Слышавшим княгиню Зинаиду Волконскую нельзя было забыть впечатления, которое производила она своим полным и звучным контральто". Тот же Вяземский пишет: "Помнится и слышится еще, как она в присутствии Пушкина и в первый день знакомства с ним пропела элегию его положенную на музыку Геништою "Погасло дневное светило"...

Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого художественного кокетства. По обыкновению краска вспыхивала на лице его". Элегия Геништы "Погасло дневное светило" написана до сентября 1826 года с русским и французским текстами под нотами. Еще ранее Геништа написал Черкесскую песню. Слова ее содержатся во второй части повести Пушкина "Кавказский пленник". Впервые романс напечатан в Москве в 1823 году, а отдельным изданием вышел в 1828 году. Гениште принадлежит также замечательный романс "Черная шаль".

Стихотворение Пушкина "Черная шаль" является стихотворной обработкой румынской народной песни, которую он записал от молодой румынки Мариулы, прислуживавшей в "Зеленом трактире" в Кишиневе. Песнь эта была распространена в Бессарабии и распевалась вплоть до XX века. По словам записавшего ее в 1906 году А. Яцимирского, характер народной мелодии песни был "монотонный, грустный, красивый и простой". В салоне Волконской Пушкин встретился и с виолончелистом Матвеем Виельгорским с его братом - композитором Михаилом Виельгорским Пушкин познакомился у Веневитинова. Михаил Виельгорский организовал у себя в Москве "музыкальные утра". Одоевский в журнале "Московский телеграф" писал: "Нигде мы не слышим такой музыки, как в доме Михаила Виельгорского".

Здесь Пушкин познакомился с талантливым музыкантом, композитором и певцом Д. Заметная веха в музыкальном развитии Пушкина - общение с семьей Ушаковых. Елизавета Ушакова оставила "Записки". В них читаем: "Отец, Николай Васильевич Ушаков был страстный охотник до музыки... Тогда в Москве была италианская труппа.. В одном источнике находим: "Пушкин езжал к Ушаковым часто, иногда во время дня заезжал раза три". В доме Ушаковых Пушкин знакомится с сочинением Моцарта "пели эпизоды из "Реквиема".

Тогда Пушкин работал над трагедией "Моцарт и Сальери". В те годы в Москве пробуждался интерес к творчеству Моцарта, который отражен в статье журнала "Московский телеграф". Он предпочитал ее произведениям Россини. В статье из "Московского телеграфа" читаем: "Россини пишет для удовольствия ума, Моцарт к сему удовольствию присоединяет наслаждение сердечное. Вот как, кажется, можно разрешить все споры о Моцарте и Россини: выходя из театра после оперы Россини несколько напеваешь его счастливые темы, как после французского водевиля; после музыки Моцарта делается то же, но, сверх того, остается в душе глубокое, неизгладимое впечатление"... Михаил Виельгорский, согласно запискам Бутурлина, был помешан на Моцарте. На своих "музыкальных утрах", позднее на концертах в Петербурге Виельгорский усиленно пропогандировал сочинения Моцарта, и Пушкин разделял это увлечение.

Мария Волконская писала: "Зная мою страсть к музыке, Зинаида Волконская пригласила всех итальянских певцов, которые тогда были в Москве". На этом вечере присутствовал и Пушкин. Не прожив в Москве и года, Пушкин уезжает в Петербург. Последующие приезды поэта в Москву были частыми и непродолжительными. Петербург 1827-1829 3 мая 1827 года Пушкин получает разрешение на выезд в Петербург. Жизнь поэта в столице была насыщена самыми разнообразными музыкальными впечатлениями. Ценное свидетельство оставила А.

Смирнова: "После нового года балы, вечера и концерты участились... Пушкин всегда их посещал". Посещал Пушкин и концерты Михаила Ю. Виельгорского, переехавшего к тому времени в Петербург. Дом Виельгорского был широко известен как место постоянных литературных и музыкальных вечеров. Концерты проходили 2 раза в неделю, часто звучал симфонический оркестр. Последний обладал прекрасным инструментом Страдивари.

Виельгорский занимал официальную должность при дворе. Он пользовался всеобщей любовью, был остроумным собеседником и гостеприимным хозяином, обладал хорошей памятью, владел многими древними и новыми языками. Виельгорский любил вести серьезные разговоры и дискуссии на темы музыкальные, медицинские, философские, религиозные, исторические, литературные. С его мнением считались. Он умел высказывать, по словам Глинки, "дельные замечания".

Некоторые из них он потом включил в свои произведения. Например, в драме «Русалка» хор исполняет подлинную свадебную песню «Сватушка».

В 1869 году, работая над оперой «Борис Годунов», Модест Мусоргский разыскивал эту песню и нашел текст о взятии Иваном Грозным Казани, который в переработанном виде и включил в оперу. Однако советский литературовед Григорий Винокур установил, что Пушкин имел в виду другую песню, рассказывающую о монахе. Автор: Екатерина Гудкова.

Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика.

Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно... Так, под впечатлением услышанной в Бессарабии цыганской песни поэт создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне». С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне: Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.

Собирая материалы по истории Пугачевского восстания, поэт внимательно изучает песни того времени. Приезжая в Москву, он часто бывает в доме братьев Киреевских, один из которых — Петр Васильевич—был известным собирателем русской песни. Во время долгих переездов по России Пушкин знакомится с ямщицкими песнями. Пой — и часы дорожной скуки На дороге в тьме ночной; Сладки мне родные звуки Пой, ямщик!

А. С. Пушкин в музыке

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Пушкин и музыка" по музыке. Презентация состоит из 20 слайдов. Для учеников 3-6 класса. Слушайте плейлист «Поэзия Пушкина в музыке» от этого куратора (Мелодия) в Apple Music. мелодия!» A.С. Пушкин. Интересно свидетельство В. А. Нащокиной, весьма показательно характеризующее обостренность музыкального восприятия Пушкина, когда ему трудно было отвлечься от назойливо звучащей музыки.

Музыкальные предпочтения Александра Пушкина: Моцарт и русский фольклор

А. С. Пушкин в музыке. Ставшая его частью программа «Пушкин в музыке» приурочена ко Дню славянской письменности и культуры, который неизменно отмечается 24 мая. Знал Пушкин и профессиональное музыкальное искусство, встречался с композиторами. А. С. Пушкин: "Покамест я один-одинешенек слушаю старые сказки да песни".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий