Под предлогом помощи голодающим в феврале 1922 года началась

Пик голода пришелся на осень 1921 г. – весну 1922 г., хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 г. до начала лета 1923 г. Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году — действия советской власти по реквизиции церковных ценностей в 1922 году под предлогом борьбы[1] с массовым голодом в Поволжье и других регионах. При таких обстоятельствах в начале 1922 года власть обрела наконец давно жданный ею повод для открытой борьбы с церковью. Это было в самый разгар голода: началась агитация за использование церковного имущества для оказания помощи голодающим1).

Поволжский голод: его особенности и последствия.

С жадностью набрасываются люди на серые, безвкусные, не дающие силы крошки. Я видел, как хлеб, выдаваемый из столовых, чистый хлеб, запах которого так больно сжимает желудок и заставляет дрожать руки, как этот хлеб родители весь отдают своим детям. Не беда - пожили. А им надо здоровье: им жить еще много. Да и маленькие они, ревут ведь! Перемаемся, что уж! И за них спасибо", - говорит измученная голодом, бледная, со страшной улыбкой на лице "счастливая" мать, прислушиваясь к дружному почавкиванию детей. Они едят маленькими кусочками, откусывают по крошечке, чтобы продлить наслаждение "настоящей едой".

Глазенки их с жадностью перебегают со своего куска на кусок брата, сестры». Но если летом и осенью на всем этом можно было продержаться, то зимой ад на земле становился еще жарче - приходилось забить всю скотину, которая не могла питаться подножным кормом. Многие голодавшие в эти дни объедались парным мясом и умирали в страшных муках. После того как домашний скот был забит, в ход пошли опилки, глина, древесная кора, вываренная коровья кожа - большинство из этих «продуктов» всего лишь давали ощущение заполненности желудка и позволяли хотя бы на какое-то время забыть о голоде. Потом голод возвращался. Счастьем было поймать кошку, собаку или хотя бы суслика. Съедены все собаки, кошки, собирают падаль и с аппетитом съедают.

Целыми толпами крестьяне приводят детей в волостной исполком и оставляют там, говоря: "Кормите! Максим Горький, собиравшийся в Европу с целью сбора помощи, в одном из писем поражался масштабам бедствия: «Я - в августе - еду за границу для агитации в пользу умирающих от голода. Их до 25 миллионов. Около шести [миллионов] снялись с места, бросили деревни и куда-то едут. Вы представляете, что это такое? Вокруг Оренбурга, Челябинска и других городов - табора голодных. Башкиры сжигают себя и свои семьи.

Всюду разводят холеру и дизентерию. Молотая кора сосны ценится 30 тысяч рублей за пуд. Жнут несозревший хлеб, мелют его вместе с колосом и соломой и это мелево едят. Вываривают старую кожу, пьют бульон, делают студень из копыт. В Симбирске хлеб 7500 рублей за фунт, мясо 2000 рублей. Весь скот режут, ибо кормовых трав нет - все сгорело. Дети - дети мрут тысячами.

В Алатыре мордва побросала детей в реку Суру». Семья голодающих в одной из деревень. Фото: topwar. Пересказывая истории из советских газет, Анатолий Мариенгоф пишет: «В селе Липовки Царицынского уезда один крестьянин, не будучи в силах выдержать мук голода, решил зарубить топором своего семилетнего сына. Завел в сарай и ударил. Но после убийства сам тут же повесился над трупом убитого ребенка. Когда пришли, видят: висит с высунутым языком, а рядом на чурбане, где обычно колют дрова, труп зарубленного мальчика».

Голод повлек за собой эпидемии - в первую очередь холеры и тифа. Они довершили начатое: в некоторых районах от болезней погибло гораздо больше народа, чем от самого голода. Рука помощи Советское государство не могло самостоятельно справиться с ситуацией, грозившей гибелью миллионам людей. Вот почему в июле 1921 года правительство обратилось к иностранным державам и общественным организациям. Однако с помощью не торопились. Огромная заслуга в ее организации принадлежала знаменитому норвежскому полярному исследователю Фритьофу Нансену, пропагандировавшему необходимость оказания помощи Советской России на заседаниях Лиги Наций и в газетах. Наконец, к осени началась масштабная помощь голодающим.

Эта благотворительная организация была создана в 1919 году для оказания помощи населению европейских государств, пострадавших в ходе Первой мировой войны. Несмотря на неправительственный характер организации, она пользовалась поддержкой Конгресса, а возглавлял ее министр торговли Герберт Гувер. Договор советского правительства с АРА об оказании продовольственной помощи миллиону голодающих был подписан в Риге 20 августа 1921 года. Переговоры проходили непросто: советская сторона опасалась, что АРА постарается оказать давление на правительство. Однако этого не произошло. Организация внесла огромный вклад в спасение голодающих: продовольствием, которое организация пересылала России, кормились чуть менее 7 миллионов человек. АРА и содействующие ей благотворительные организации, а также частные жертвователи потратили на спасение голодающих около 42 млн долларов.

Кроме поставок продовольствия, американские организации оказали медицинскую помощь истощенным и заразившимся инфекционными болезнями более чем на 10 млн долларов. Дети в Столовой АРА. Фото: yarreg. Немалый вклад внесли и другие организации в том числе и религиозные : например, американские квакеры кормили 265 тыс. Если бы не помощь иностранных государств и международных организаций, жертв голода могло бы оказаться значительно больше. После катастрофы Голод прекратился благодаря действиям советского правительства по снабжению подвергшихся бедствию районов, помощи международных организаций, а главное - урожаю 1922 года, который оказался вполне удачным. Правда, в самых проблемных регионах спасать голодающих приходилось до лета 1923 года, когда наконец продовольственная ситуация нормализовалась и там.

Среди социальных последствий этого бедствия - резко возросшее количество беспризорных, заполнивших крупные города. Голод также привел к некоторым изменениям политики большевиков - например, под предлогом борьбы с этим социальным бедствием они усилили атаку на церковь. Патриарх Тихон согласился пожертвовать в пользу нуждающихся драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Однако когда 23 февраля 1922 вышел новый декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», где говорилось об изъятии и богослужебных предметов, патриарх воспротивился и запретил изъятие их из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, пригрозив мирянам отлучением от церкви, а священникам - извержением из сана. Это позволило большевикам провести серию судебных процессов над духовенством, фактически уничтожив независимость церкви. Всего было изъято церковных ценностей на 2,5 млрд золотых рублей, лишь небольшая часть которых была действительно потрачена на закупку продовольствия для голодающих. Голод начала 1920-х годов - пример того, что преступная и непродуманная политика государства по своим последствиям может оказаться сопоставимой с войной: ведь количество жертв Гражданской войны лишь на 3 млн превысило число погибших от голода.

И то, вероятно, лишь потому, что на призыв правительства о помощи откликнулись международные организации. Далее в рубрике Локализация порой оказывается не переносом передовых производств и технологий из-за рубежа в Россию, а банальной уловкой, помогающей избежать санкций и остаться на нашем рынке Читайте в рубрике «История» Один из самых результативных летчиков Второй Мировой войны Николай Дмитриевич Гулаев родился 26 февраля 1918 года Голод в Поволжье был обусловлен несколькими факторами. Учитывая тот факт, что наша губерния в основе своей была аграрной с абсолютным преобладанием сельского населения над городским, становится очевидным, как сильно осложнилась ситуация в сельском хозяйстве. В Самарской губернии, как и во всем Среднем и Нижнем Поволжье дело было чрезвычайно осложнено засухой 1920 г. В некоторых уездах губернии за все лето вообще не выпало осадков. Резко сократившиеся, почти в два раза, к 1920 г. Значительная часть хлеба, которая могла помочь губернии пережить последствия засухи и неурожая, была вывезена в соответствии с продразверсткой.

Без продовольствия остались как зажиточные, так и беднейшие крестьяне. Руководство страны в это время было озабочено поиском путей дальнейшего экономического развития. В декабре 1920 г. После X съезда партии, оказалось, что партийные руководители Самарской губернии примкнули, к так называемой «рабочей оппозиции», то есть не поддерживали необходимости переустройства советской экономики на принципах НЭПа. Итогом было то, что летом 1921 г. В Самару была прислана новая группа ответственных работников. Председателем губисполкома был избран Антонов-Овсеенко.

Голод в 1921 г. Самой тяжелой ситуация оказалась в Самарском Заволжье. Государство попыталось решить проблему посредством семенных ссуд, однако посевные площади небыли засеяны полностью. В южной части губернии — нашествие саранчи, уничтожившей остатки урожая. Если урожай 1920 г. Хлеб закончился очень быстро, ни о каком посевном фонде речи быть не могло. Начался забой скота, сначала рабочего, потом молочного.

Население стало покидать родные места. Из за засухи в лесных районах губернии вспыхнули и бушевали многочисленные пожары, горели населенные пункты. Появились и обычные спутники голода — эпидемии, в частности в Самарской губернии вспыхнула эпидемия холеры. К концу лета 1921 г. Всеми возможными путями десятки тысяч крестьян пытались перебраться в урожайные губернии. С июля по ноябрь 1921 г. Ежедневно на железнодорожной станции Самара подбирали около 200 умиравших детей.

На 1 января 1922 г. Число голодавших в нашей губернии было в два раза выше, чем в соседних Саратовской и Симбирской. В Самарской губернии очень часты стали случаи каннибальства, причем не только трупоедства, но и людоедства. Советское правительство в июне-июле 1921 г. С губерний Среднего и Нижнего Поволжья был снят налог с посевных площадей. Созданы центральная и местная комиссии помощи голодающим. Председателем центральной комиссии был назначен Калинин, председателем местной — Антонов-Овсеенко.

То есть это было не только Поволжье? Конечно, нет. То, что голодало лишь Поволжье, — устоявшийся стереотип. Не будем забывать, что послереволюционный голод в России начался с крупных городов. Например, жители Петрограда голодали уже зимой 1917-1918 годов, а через год ситуация только ухудшилась. Это привело к массовому бегству людей из бывшей имперской столицы и росту смертности среди оставшихся горожан. О масштабах бедствия красноречиво говорит такой факт: к 1920 году вымерла в буквальном смысле половина членов Академии наук , а население Петрограда сократилось почти вдвое.

Поэтому главной целью военного коммунизма было давление на деревню, чтобы крестьяне поделились хлебом с городом. И вот тогда голодать пришлось уже крестьянам. Хлеб для Ленина В августе 1921 года Максим Горький в письме Владимиру Короленко, с которым они вместе создали Всероссийский комитет помощи голодающим ВК Помгол , отмечал, что «голод у нас не стихийный, а искусственный». Что было главной причиной катастрофического голода 1921-1922 годов? Аномальная засуха, Гражданская война и разруха или продовольственная политика большевиков с их продразверсткой и продотрядами? Голод 1921-1922 годов возник в результате причудливого переплетения сразу нескольких факторов, негативно взаимодополняющих друг друга. Прежде всего — страна пережила две войны подряд: Первую мировую и Гражданскую.

Колоссальное хозяйственное перенапряжение привело к падению аграрного производства. Ведь признаки продовольственного кризиса в России ощущались уже в 1916-1917 годах. Именно тогда власти ввели продразверстку? Да, это не изобретение большевиков, они лишь довели все до крайности. Закон о хлебной монополии приняли в декабре 1916 года, а в апреле 1917-го на его базе Временное правительство ввело продразверстку, то есть принудительное изъятие у крестьян части хлебных запасов. Первые продотряды в деревню направились при Временном правительстве, но большевики сделали эту практику массовой. И крестьяне, естественно, оказали сопротивление.

Разумеется, задаром отдавать с таким трудом выращенный хлеб они не хотели. Помимо прямого вооруженного сопротивления, крестьяне часто прибегали к пассивным формам протеста. Прятали хлеб? Не только. Крестьяне стали сеять ровно столько зерна, сколько было необходимо их семьям для физического выживания. Они не желали тратить свои силы для производства излишков хлеба, подлежащих сдаче государству. И когда в большинстве хлебных регионов России случилось несколько сезонов засухи подряд, люди попросту остались без запасов.

То есть без продразверстки могло бы не быть такого чудовищного бедствия? В той ситуации без насильственной реквизиции продовольствия не обошлось бы ни одно правительство: ни царское, ни Временное, ни большевистское. Иного способа решить проблему снабжения крупных городов не было. Другое дело, что не следовало бы доводить это до таких крайностей и жестокостей, к которым повсеместно прибегали большевики. Раздача еды голодающим детям в Петрограде Раздача еды голодающим детям в Петрограде Голод начался в феврале 1921 года. В марте 1921 года на X съезде партии Ленин признал, что «в голод невозможно взять излишки у крестьян, потому что их просто нет», и что «если не решить проблему голода в среде крестьян, то это может привести к гибели государства». Почему большевистское правительство обратилось за иностранной помощью лишь в июле 1921 года, если в феврале и марте уже все было понятно?

Потому что в феврале и марте еще были надежды на новый урожай. После серии крестьянских вооруженных выступлений по всей стране наиболее известно Тамбовское восстание и особенно после Кронштадтского восстания большевики заменили продразверстку на продналог. Поэтому весной 1921 года власти надеялись, что послабления крестьянам позволят успешно провести посевную. Однако летом стало ясно, что все основные сельскохозяйственные регионы России ожидает неурожай. Атака на патриарха Как православная церковь пыталась помочь голодающим людям? Известно, что в июле 1921 года патриарх Тихон обратился к римскому папе Бенедикту XV с просьбой о помощи голодающей России. Православная церковь подвергалась гонениям со стороны новой власти.

Церковь действительно приступила к сбору средств для помощи голодающим, но ресурсов у нее было мало, поэтому патриарх Тихон и обратился с воззванием к Ватикану и другим христианским церквям Запада. Зачем в это же время большевики организовали масштабную операцию по изъятию церковных ценностей? Новая власть воспользовалась голодом для атаки на православную церковь и лично патриарха Тихона. Под предлогом сбора средств для голодающих было конфисковано множество церковных ценностей. Однако большевики использовали их совсем на другие цели: на помощь международному рабочему движению, на повседневные нужды советского государства. Я лично видела документ, из которого следует, что часть средств от реализации изъятого церковного золота и серебра пошла на закупку в Финляндии кожаного обмундирования для комсостава Красной армии и ГПУ. Понятно, почему большевики атаковали православную церковь — она была идеологическим противником.

Но зачем они дискредитировали и разогнали ВК Помгол? Чем им мешали Горький с Короленко? Советская Россия в 1921 году была изгоем на международной арене, власть большевиков никто в мире не признавал. А Горький, Короленко и другие представители старой интеллигенции, организовавшие ВК Помгол, были известными и авторитетными на Западе. К тому же у Короленко имелся опыт сбора средств для пострадавших от голода 1891 года. Большевики использовали их репутацию, чтобы добиться помощи. Когда же эта цель была достигнута, ВК Помгол властям был уже не нужен.

Когда пошли спецотряды изымать насильно церковное имущество, то это вызвало волну массовых протестов. Во многих городах народ выступил в защиту храмов, забастовали рабочие заводов и железной дороги, а в городу Шуя волнения были особенно активными и 15 марта вылились в кровопролитные столкновения с новой властью. Большевики открыли огонь по верующим: по статистике тех лет было 6 убитых, 8 раненых и одного красноармейца избили, он залез на колокольню, а его оттуда скинули его ложно объявили, как убитого. Инициатива в насильственном изъятии церковных ценностей для того, чтобы создать накалённую обстановку, исходила от Л. Троцкого, которого Совнарком ещё 12 ноября 1921 года назначил председателем особой «Комиссии по учёту и сосредоточению ценностей» заместитель — Г.

Но, вот, что любопытно: было бы понятно, когда речь касалась только о бедствии страны, тут уже мобилизуются все силы для того, чтобы накормить голодающий народ и не распыляться на политику, а здесь наоборот после событий в Шуе у Троцкого возник план, нет, не борьбы против голода, а войны против Церкви, который он изложил на Политбюро: «В центре и в губерниях создать секретные руководящие комиссии по изъятию ценностей. В состав комиссии привлекаются комиссар дивизии, бригады или начальник политотдела. Наряду с этими секретными подготовительными комиссиями имеются официальные комиссии или столы при комитетах помощи голодающим для формальной приёмки ценностей, переговоров с группами верующих и пр.

События в Шуе и реакция на них большевистского руководства Основная статья: Шуйское дело Памятник священнослужителям и мирянам, убитым при сопротивлении изъятию церковных богослужебных ценностей. Шуя, площадь перед собором Воскресения Христова В Викитеке есть полный текст Секретного письма Ленина членам Политбюро по поводу изъятия церковных ценностей во всероссийском масштабе от 19 марта 1922 года В марте в ряде мест произошли волнения, связанные с изъятием ценностей. Особенно большой общественный отклик вызвали события в Шуе , где 15 марта 1922 года толпа взволнованных верующих оказала сопротивление изъятию ценностей.

По толпе был открыт пулемётный огонь. В результате столкновения были убиты четверо, ранены десятеро. На следующий день в связи этим событием Политбюро ЦК РКП б , в отсутствие Ленина, приняло решение приостановить изъятие, на места была разослана телеграмма: «…Политбюро пришло к заключению, что дело организации изъятия церковных ценностей ещё не подготовлено и требует отсрочки…» [1]. Но 19 марта Ленин направил секретное письмо членам Политбюро, в котором изложил свой план расправы с церковью, воспользовавшись голодом и событиями в Шуе. Письмо квалифицировало события в Шуе как лишь одно из проявлений общего плана сопротивления декрету Советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства» и безусловно требовало воспользоваться ситуацией и «с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления, … дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий … Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Ленин настаивал на окончательной и скорой расправе с Русской православной церковью немедленно: «Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Он понимал, что с началом Генуэзской международной конференции , на которую большевики возлагали большие надежды, желая получить дипломатическое признание, которого РСФСР тогда ещё не имела, и экономическую и финансовую помощь от стран Запада «после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть даже чересчур опасны. Кроме того, Ленин полагал, что изъятие церковных ценностей под видом борьбы с голодом заставит замолчать даже представителей русской белой эмиграции , которые в иных условиях несомненно протестовали бы против изъятия. Причём, по планам Ленина, изъятые ценности и не должны были направляться на закупку продовольствия для голодающих — на средства, вырученные от этой операции, необходимо «создать фонд… Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей а может быть, и несколько миллиардов мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь». Телеграммы о приостановке изъятия Ленин предлагал не отменять, чтобы «усыпить бдительность» неприятеля.

Самих же участников событий в Шуе наказать в ходе судебного процесса, который должен «закончится не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров», для чего послать в Шую «энергичного и толкового» представителя, дав ему «устные» инструкции. На основе разосланного накануне членам Политбюро проекта мероприятий по изъятию, разработанных Троцким , Политбюро 22 марта приняло его план к исполнению. Он включал арест Синода , показательный процесс по Шуйскому делу, а также указывал — «Приступить к изъятию во всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей» [5]. Кампания по дискредитации Патриарха Тихона Хотя в своём секретном письме от 19 марта 1922 г. Ленин и написал о Патриархе Тихоне «самого Патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать…» чтобы путём усиленного наблюдения за ним выявить все его связи, но уже в том же месяце начались допросы Патриарха.

Он вызывался в ГПУ , где ему дали под расписку прочесть официальное уведомление о том, что правительство «требует от гражданина Беллавина как от ответственного руководителя всей иерархии определённого и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчинённая ему иерархия». Уже в начале мая 1922 г.

Как Троцкий и Ленин голодающим помогали

Изъятие церковных ценностей в России в году — Энциклопедия В Приамурской области, недавно образованной в составе ДВР из части территории Приморской, Амурской и Сахалинской областей, 15 сентября 1921 г. был создан комитет помощи голодающим под руководством Думкина и казначея Н.И. Бутинского.
Изъятие церковных ценностей в России в году — Энциклопедия В столице была создана Центральная комиссия помощи голодающим. Для координации помощи на местах были созданы губернские комиссии. В архивах прослеживается мнение местных властей, что до конца 1921 года помощь из центра была неорганизованной.
Изъятие церковных ценностей в России в году — Энциклопедия Изъя́тие церко́вных це́нностей в Росси́и в 1922 году́ — действия органов государственной власти РСФСР по конфискации церковных ценностей в первой половине 1922 года под предлогом.

Голод 1921 года: катастрофа или казнь

В феврале этого года исполняется ровно сто лет с начала кампании по опустошению православных храмов большевиками под лозунгом помощи голодающим. Первый советский голодомор, как я называю голод 1921-1922 годов, был официально признан советской властью, охотно принявшей иностранную помощь и допустившей в страну много зарубежных организаций. Одно из последних ~ изъятие большевистской властью церковных ценностей в 1922 году, когда под предлогом помощи голодающим регионам страны совершалось святотатство, разорялись церкви, проходили показательные суды над духовенством. В тех местах, где голодающим было трудно добираться до продовольственных магазинов АРА, выдавали сразу месячную норму, то есть 30 фунтов кукурузы. Организовать широкую помощь голодающему взрослому населению удалось лишь к апрелю 1922 года.

Голодомор в России в 1921-1923гг.

Голодомор 1921 года в Вятской губернии: организаторы и цели Врач помогает голодающим. Она также приводит заявление ответственного секретаря Деткомиссии ВЦИК, сделанное весной 1922 года: «Смертность детского населения достигла ужасающих размеров.
Как квакеры спасали Россию В январе умерло 8 тыс. человек, в феврале голодало 302 тыс., умерло – 14 413, в марте – 379 тыс., умерло – 19 902. В течение всей весны 1922 г. количество голодающих неуклонно продолжало расти.
Голодающие поволжья. Миссия фритьофа нансена по спасению голодающих поволжья Пик голода пришёлся на осень 1921 — весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года.
23 февраля года издан Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей - Анатолий Красноперов — КОНТ Голод в России 1921-1922 годов, также известный как голод в Поволжье, был жестоким голодом в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, который начался ранней весной 1921 года и продолжался до 1922 года.
Поволжский голод: его особенности и последствия. Ранее патриарх учредил собственную комиссию по сбору помощи для голодающих, но быстро выяснилось, что власть не особо заинтересована в такой помощи, это лишь как предлог для решения политических проблем. Собранные ценности в основном продавались за границу.

Голодомор 1921 года в Вятской губернии: организаторы и цели

В августе 1921 года Максим Горький в письме Владимиру Короленко, с которым они вместе создали Всероссийский комитет помощи голодающим (ВК Помгол), отмечал, что «голод у нас не стихийный, а искусственный». начале 1922 года количество гуманитарной помощи удвоилось. В этом большая заслуга Фритьофа Нансена, знаменитого ученого и полярного исследователя, который организовал активную кампанию. В 1921–1922 гг. в одном только Феодосийском уезде, по официальной статистике, голодало 49 тыс. человек[xxii]. В течение всей весны 1922 г. количество голодающих неуклонно продолжало расти. Президент МОСХ в 1906—1922. В 1922 году выслан за границу за участие в Комитете. В 1948 вернулся в СССР. Но тогда государство и общество соревновались между собой в оказании помощи голодающим. Юный помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов жил в начале девяностых годов в Самаре, центре наиболее пострадавшей в 1891 году от голода губернии.

Голодающие поволжья. Миссия фритьофа нансена по спасению голодающих поволжья

В Париже мне посчастливилось найти дневниковую тетрадь отца Сергия Булгакова «Из памяти сердца», в которой он воспоминает, как его готовили к депортации. В первую очередь на него давили морально. Людей, заключенных в соседних камерах, нередко уводили куда-то насовсем. Отец Сергий понимал, что этого человека, скорее всего, расстреляли, а значит, и его в один прекрасный день могут точно также увести и пустить пулю в затылок. На допросах следователь постоянно угрожал: «Мы вышлем вас в Китай, и вы пойдете туда по этапу». Эта была самая настоящая пытка: Булгаков же знал, что если его действительно отправят в Китай, семью свою он, скорее всего, больше не увидит. А о чем спрашивали на допросах и что отвечали арестованные?

Среди философов только Иван Ильин на вопрос: «Скажите, гр-н Ильин, ваши взгляды на структуру советской власти и на систему пролетарского государства» ответил категорично: «Считаю советскую власть исторически неизбежным оформлением великого общественно-духовного недуга, назревавшего в России в течение нескольких сот лет». В остальных случаях ответы были куда более мягкими. И как звучал приговор? Первоначально речь шла о высылке на три года, однако перед самой депортацией высылаемым объясняли, что «на три года» означает «навсегда», и заставляли подписать соответствующую бумагу. В ней говорилось, что если они попытаются вернуться в Советскую Россию, то будут расстреляны. Об этом пишет в своих воспоминаниях Бердяев.

Некоторых высылаемых поздравляли: дескать, уезжаете отсюда в цивилизованную Европу. Но для них самих это была огромная жизненная трагедия. Как в Древней Греции, где существовало особое наказание — остракизм, которое предполагало высылку людей из Афин на отдаленные острова, например на Родос. Это считалось самым ужасным наказанием, тяжелее даже смертной казни, ведь смертная казнь отнимает жизнь, а остракизм — честь. Такое же гнетущее ощущение бесчестья было у многих пассажиров «философских пароходов». Пароход «Пруссия», второй из двух философских пароходов А почему высылали именно в Германию?

Начнем с того, что корабли туда ходили регулярно. Кроме того, Германия к тому времени уже признала легитимность РСФСР и между странами были налажены дипломатические отношения. Однако когда Советы обратилась к министерству иностранных дел Германии с просьбой выдать визы высылаемым, немцы ответили примерно следующее: «Извините, но мы не Сибирь. Наша страна не может быть местом, куда советская власть будет высылать своих граждан». Поэтому официально на этот запрос последовал отказ. Но среди высылаемых было много известных и уважаемых людей, и немцы предложили им самим запросить у германского посольства визы.

Федор Степун, философ, один из пассажиров «философских пароходов» «Высылаемым разрешалось взять одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок; золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены, даже нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей, разрешалось взять небольшое количество валюты, по двадцать долларов на человека, но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже смертная казнь». Кстати, высылка интеллигенции из Советской России во многом была рассчитана на международный резонанс. Это было своего рода сигналом мировому сообществу: посмотрите, как мы гуманно обращаемся с нашими идейными противниками! Мы их не на гильотины ведем, а просто высылаем в другую страну, чтобы они могли продолжать жить и работать. Была ли возможность получить какую-то компенсацию за оставленное имущество?

Большинство его членов обвинили во всех смертных грехах и арестовали, а Горькому пришлось эмигрировать. Кажется, на Западе поначалу скептически отнеслись к идее оказания помощи враждебной большевистской России. Перелом в западном общественном мнении наступил благодаря не только Горькому и патриарху Тихону, но и знаменитому норвежскому ученому Фритьофу Нансену.

Да, Нансен неоднократно публично выступал за помощь голодающей России, чем у многих вызвал недовольство. Нансеновский комитет активно работал в нашей стране, и благодаря ему было спасено немало наших соотечественников. Какие еще зарубежные организации работали во время голода в России?

Она первой откликнулась на призыв о помощи для России? Это была полуправительственная организация, где преобладали военные или резервисты. Сначала она оказывала гуманитарную помощь населению европейских стран, пострадавших от Первой мировой войны, а в 1921 году практически полностью переориентировалась на Советскую Россию.

Первоначально АРА собиралась кормить в России только голодающих детей. Кстати, это вызывало недоумение и раздражение у многих крестьян. Они искренне не понимали, зачем давать еду бесполезным малолеткам, если с голода пухнут взрослые мужики, которым нужно пахать в поле.

Нередки были случаи, когда обезумевшие родители отбирали еду или продуктовые карточки у собственных детей. Американцам приходилось лично отслеживать, чтобы помощь доставалась прежде всего детям. Но когда представители АРА прибыли в голодающие районы и на месте оценили реальные масштабы бедствия, они поняли, что кормить нужно все население поголовно.

АРА работала в России по соглашению с советским правительством? Его отец — Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом. Большевики вынуждены были согласиться на условия американцев, хотя Ленин поначалу требовал «наказать Гувера, публично дать ему пощечины».

В результате АРА получила право беспошлинно ввозить в Россию свои грузы и самостоятельно распределять их в голодающих регионах. Почему американцы не хотели распределять свою помощь через советские учреждения? У них был опыт помощи голодающим России в 1891-1892 годах.

У нас сейчас мало кто об этом помнит, но США и тогда активно поставляли продовольствие в нашу страну. По вине российских чиновников значительная часть американского зерна либо сгнила в портах, либо была разворована. Трудно предположить, чтобы американцы доверяли большевикам больше, чем царским чиновникам.

Поэтому АРА сформировала в России собственный аппарат, разделив все голодающие регионы страны на дистрикты округа. Центральный офис находился в Москве. Фактически это была параллельная администрация помощи, действующая независимо от советских органов власти.

Как складывались между ними отношения?

Достаточно сказать, что мы до сих пор не знаем точного числа его жертв. По приблизительным оценкам, голод 1921-1922 годов и сопутствующие ему болезни погубили более пяти миллионов человек. Более точных данных нет, поскольку в послереволюционной России статистический учет по понятным причинам велся неаккуратно. Чем советский послереволюционный голод отличался от дореволюционного? К сожалению, для России голод был типичным явлением. Например, в XIX веке в зависимости от природно-климатических условий голодали с периодичностью в пять-семь лет. Из-за неурожая в 1840 году и особенно в 1891-1892 годах наблюдалась массовая смертность от голода, широко распространились алиментарная дистрофия, голодная проституция, матери бросали детей, были случаи убийства врачей. Картина Ивана Айвазовского «Раздача продовольствия», 1892 год Но голод 1921-1922 годов был беспрецедентным по своему масштабу.

Он охватил огромную территорию от Урала до Черного моря, где проживало свыше 30 миллионов человек. То есть это было не только Поволжье? Конечно, нет. То, что голодало лишь Поволжье, — устоявшийся стереотип. Не будем забывать, что послереволюционный голод в России начался с крупных городов. Например, жители Петрограда голодали уже зимой 1917-1918 годов, а через год ситуация только ухудшилась. Это привело к массовому бегству людей из бывшей имперской столицы и росту смертности среди оставшихся горожан. О масштабах бедствия красноречиво говорит такой факт: к 1920 году вымерла в буквальном смысле половина членов Академии наук , а население Петрограда сократилось почти вдвое. Поэтому главной целью военного коммунизма было давление на деревню, чтобы крестьяне поделились хлебом с городом.

И вот тогда голодать пришлось уже крестьянам. Хлеб для Ленина В августе 1921 года Максим Горький в письме Владимиру Короленко, с которым они вместе создали Всероссийский комитет помощи голодающим ВК Помгол , отмечал, что «голод у нас не стихийный, а искусственный». Что было главной причиной катастрофического голода 1921-1922 годов? Аномальная засуха, Гражданская война и разруха или продовольственная политика большевиков с их продразверсткой и продотрядами? Голод 1921-1922 годов возник в результате причудливого переплетения сразу нескольких факторов, негативно взаимодополняющих друг друга. Прежде всего — страна пережила две войны подряд: Первую мировую и Гражданскую. Колоссальное хозяйственное перенапряжение привело к падению аграрного производства. Ведь признаки продовольственного кризиса в России ощущались уже в 1916-1917 годах. Именно тогда власти ввели продразверстку?

Закон о хлебной монополии приняли в декабре 1916 года, а в апреле 1917-го на его базе Временное правительство ввело продразверстку, то есть принудительное изъятие у крестьян части хлебных запасов. Первые продотряды в деревню направились при Временном правительстве, но большевики сделали эту практику массовой.

Конечно, нет. То, что голодало лишь Поволжье, — устоявшийся стереотип. Не будем забывать, что послереволюционный голод в России начался с крупных городов.

Например, жители Петрограда голодали уже зимой 1917-1918 годов, а через год ситуация только ухудшилась. Это привело к массовому бегству людей из бывшей имперской столицы и росту смертности среди оставшихся горожан. О масштабах бедствия красноречиво говорит такой факт: к 1920 году вымерла в буквальном смысле половина членов Академии наук , а население Петрограда сократилось почти вдвое. Поэтому главной целью военного коммунизма было давление на деревню, чтобы крестьяне поделились хлебом с городом. И вот тогда голодать пришлось уже крестьянам.

Хлеб для Ленина В августе 1921 года Максим Горький в письме Владимиру Короленко, с которым они вместе создали Всероссийский комитет помощи голодающим ВК Помгол , отмечал, что «голод у нас не стихийный, а искусственный». Что было главной причиной катастрофического голода 1921-1922 годов? Аномальная засуха, Гражданская война и разруха или продовольственная политика большевиков с их продразверсткой и продотрядами? Голод 1921-1922 годов возник в результате причудливого переплетения сразу нескольких факторов, негативно взаимодополняющих друг друга. Прежде всего — страна пережила две войны подряд: Первую мировую и Гражданскую.

Колоссальное хозяйственное перенапряжение привело к падению аграрного производства. Ведь признаки продовольственного кризиса в России ощущались уже в 1916-1917 годах. Именно тогда власти ввели продразверстку? Закон о хлебной монополии приняли в декабре 1916 года, а в апреле 1917-го на его базе Временное правительство ввело продразверстку, то есть принудительное изъятие у крестьян части хлебных запасов. Первые продотряды в деревню направились при Временном правительстве, но большевики сделали эту практику массовой.

И крестьяне, естественно, оказали сопротивление. Разумеется, задаром отдавать с таким трудом выращенный хлеб они не хотели. Помимо прямого вооруженного сопротивления, крестьяне часто прибегали к пассивным формам протеста. Прятали хлеб? Не только.

Крестьяне стали сеять ровно столько зерна, сколько было необходимо их семьям для физического выживания. Они не желали тратить свои силы для производства излишков хлеба, подлежащих сдаче государству. И когда в большинстве хлебных регионов России случилось несколько сезонов засухи подряд, люди попросту остались без запасов. То есть без продразверстки могло бы не быть такого чудовищного бедствия? В той ситуации без насильственной реквизиции продовольствия не обошлось бы ни одно правительство: ни царское, ни Временное, ни большевистское.

Голодомор в России в 1921-1923гг.

Первый советский голодомор, как я называю голод 1921-1922 годов, был официально признан советской властью, охотно принявшей иностранную помощь и допустившей в страну много зарубежных организаций. 21 июля ВЦИК утвердил статус общественного Всероссийского комитета помощи голодающим (Помгола). Его председателем был назначен председатель Моссовета в (почетным председателем избран писатель нко). Первоначально АРА оказывала поддержку голодающим детям в возрасте до 14 лет — только в первый месяц работы в Петрограде было открыто 120 столовых для детей, — а с декабря 1921 года помощь оказывалась и взрослому населению.

Поволжский голод: его особенности и последствия.

Изъятие церковных ценностей в Казахстане в 1922 году Пик голода пришелся на осень 1921 г. – весну 1922 г., хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 г. до начала лета 1923 г.
Американская помощь голодающим в России Врач помогает голодающим. Она также приводит заявление ответственного секретаря Деткомиссии ВЦИК, сделанное весной 1922 года: «Смертность детского населения достигла ужасающих размеров.

Сто лет голоду в России: как Нансен спасал голодающее Поволжье

Процесс депортации был запущен после событий 1921 года, когда был создан «Помгол» (общественный Всероссийский комитет помощи голодающим. — Прим. ред), который должен был оказать поддержку голодающим в Поволжье. В августе 1921 года Максим Горький в письме Владимиру Короленко, с которым они вместе создали Всероссийский комитет помощи голодающим (ВК Помгол), отмечал, что «голод у нас не стихийный, а искусственный». К моменту сбора урожая 1921 года голодающее население составляло около 90%.». К лету 1921 в области насчитывалось 760 тыс. голодающих, к февралю 1922 – ок. Благодаря значительно лучшему урожаю 1922 года массовый голод прекратился, хотя в наиболее пострадавших ранее регионах помощь голодающим оказывалась до середины 1923 года. Голод 1921-23 годов также вызвал массовый рост беспризорности. Известно, что с большевистской стороны помощью голодающим, «Помголом», организацией, которая заведовала распределением помощи голодающим, командовала родная сестра Троцкого и жена Каменева – Ольга Каменева.

Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году

Налог должен быть уплачен повсеместно не позднее 31-го Мая 1922 года. При неуплате налога до 31-го июля 1922 года налог в тройном размере взыскивается принудительным порядком. Подробные правила исчисления и взимания налога устанавливаются Народным Комиссариатом Финансов и опубликовываются им во всеобщее сведение не позже 15 февраля 1922 года. Все поступающие по каждой губернии или области суммы общегражданского налога зачисляются полностью на счет Центральной Комиссии Помощи Голодающим, впредь до покрытия по этому счету по каждой губернии и области сполна сумм, указанных в прилагаемой к настоящему декрету ведомости; дальнейшие поступления по каждой губернии или области зачислять в государственные доходы по смете Народного Комиссариата Здравоохранения для оказания, по распределениям Народного Комиссариата Здравоохранения, пособий Губернским Исполнительным Комитетам на местные расходы Губернских Отделов Здравоохранения по охране народного здравия и по борьбе с эпидемическими болезнями населения.

Иногда их допрашивали. Были случаи, когда просто давали подписать протоколы, после чего официально объявляли, что гражданин такой-то подлежит административной высылке из страны на три года — пожизненно депортировать по тогдашнему законодательству было нельзя. Но бывали случаи, когда арестованных подолгу держали в тюрьме и обходились с ними крайне жестоко.

В Париже мне посчастливилось найти дневниковую тетрадь отца Сергия Булгакова «Из памяти сердца», в которой он воспоминает, как его готовили к депортации. В первую очередь на него давили морально. Людей, заключенных в соседних камерах, нередко уводили куда-то насовсем. Отец Сергий понимал, что этого человека, скорее всего, расстреляли, а значит, и его в один прекрасный день могут точно также увести и пустить пулю в затылок. На допросах следователь постоянно угрожал: «Мы вышлем вас в Китай, и вы пойдете туда по этапу». Эта была самая настоящая пытка: Булгаков же знал, что если его действительно отправят в Китай, семью свою он, скорее всего, больше не увидит.

А о чем спрашивали на допросах и что отвечали арестованные? Среди философов только Иван Ильин на вопрос: «Скажите, гр-н Ильин, ваши взгляды на структуру советской власти и на систему пролетарского государства» ответил категорично: «Считаю советскую власть исторически неизбежным оформлением великого общественно-духовного недуга, назревавшего в России в течение нескольких сот лет». В остальных случаях ответы были куда более мягкими. И как звучал приговор? Первоначально речь шла о высылке на три года, однако перед самой депортацией высылаемым объясняли, что «на три года» означает «навсегда», и заставляли подписать соответствующую бумагу. В ней говорилось, что если они попытаются вернуться в Советскую Россию, то будут расстреляны.

Об этом пишет в своих воспоминаниях Бердяев. Некоторых высылаемых поздравляли: дескать, уезжаете отсюда в цивилизованную Европу. Но для них самих это была огромная жизненная трагедия. Как в Древней Греции, где существовало особое наказание — остракизм, которое предполагало высылку людей из Афин на отдаленные острова, например на Родос. Это считалось самым ужасным наказанием, тяжелее даже смертной казни, ведь смертная казнь отнимает жизнь, а остракизм — честь. Такое же гнетущее ощущение бесчестья было у многих пассажиров «философских пароходов».

Пароход «Пруссия», второй из двух философских пароходов А почему высылали именно в Германию? Начнем с того, что корабли туда ходили регулярно. Кроме того, Германия к тому времени уже признала легитимность РСФСР и между странами были налажены дипломатические отношения. Однако когда Советы обратилась к министерству иностранных дел Германии с просьбой выдать визы высылаемым, немцы ответили примерно следующее: «Извините, но мы не Сибирь. Наша страна не может быть местом, куда советская власть будет высылать своих граждан». Поэтому официально на этот запрос последовал отказ.

Но среди высылаемых было много известных и уважаемых людей, и немцы предложили им самим запросить у германского посольства визы. Федор Степун, философ, один из пассажиров «философских пароходов» «Высылаемым разрешалось взять одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок; золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены, даже нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей, разрешалось взять небольшое количество валюты, по двадцать долларов на человека, но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже смертная казнь». Кстати, высылка интеллигенции из Советской России во многом была рассчитана на международный резонанс.

Причем последний вариант теоретически казался оптимальным. На практике все оказалось гораздо сложнее. Во-первых, измученных детей необходимо было лечить, подготовив специальные лечебницы и персонал. Во-вторых, согласившиеся их принимать в семьи жители воспринимали эвакуированных подростков чаще всего как дополнительные рабочие руки со всеми вытекающими последствиями.

В результате определение детей в детские дома было признано более приемлемым вариантом, однако на организацию таковых необходимо было время и средства. В-третьих, при устройстве детей из районов с преимущественно тюркско-татарским населением следовало учитывать языковые и культурные особенности. Работа с искалеченными страданиями и потерей близких детьми требовала от исполнителей ежедневной заботы и внимания, особых компетенций и способностей. Естественно, найти в регионе подготовленных педагогов и психологов, знающих языки народов Поволжья, было нереально. В этом сложном деле большую помощь оказали национальные диаспоры и объединения, такие как мусульманские общества Благовещенска, Харбина, Читинский тюркско-татарский комитет Помгола под председательством А. Муратаева и др. Они старались определить прибывших детей в татарские семьи, обеспечить бесплатное питание, лечение и обучение в национальных школах. Однако, взаимодействуя с ЦДВК и опираясь на его организационные и транспортные возможности, общества по-прежнему стремились оказывать помощь только «своим».

Несмотря на все сложности, дальневосточные комитеты внесли свой вклад в сохранение будущего страны. В Самаре работали Детский коллектор и детские дома Харбинского общественного комитета и Центрального Дальневосточного комитета помощи голодающим, обеспечивавших их содержание. Первый детский поезд с 364 детьми прибыл в Читу 7 февраля 1922 г. Всего в 1922 г. Первыми принимать детей стали Забайкальская и Амурская губернии. К лету следующего года в Амурской губернии в семьи распределили до 600 детей. Приморский комитет помощи в свою очередь решился принять 300 детей. Однако по политическим причинам их доставка затормозилась в Хабаровске.

Осенью 1922 г. Лукс, вместе с товарищем председателя А. Ворониным, секретарями Г. Вдовиным и Г. Рабиновичем, отправился в командировку, продлившуюся до января 1923 г. Они проинспектировали деятельность уполномоченных и отрядов Дальпомгола на местах по маршруту Чита — Челябинск — Уфа — Самара. После окончания проверки Лукс поехал с отчетом в Москву, где результаты проделанной ЦДВК работы в целом получили одобрение. Имеющееся в литературе утверждение о прекращении деятельности комитетов с крахом белого движения на Дальнем Востоке не соответствует действительности [63], так как изначально эти общественные организации старались быть вне политики.

Возродившаяся в радикально настроенных массах идея организации «классовой помощи пролетариату» и реорганизации комитетов Помгола была отклонена в декабре 1922 г. Правящая партия лишь взяла деятельность комитетов под свой контроль, сохранив их общественный характер. Масленников и Н. Матвеев, представитель Дальревкома [64]. Кроме того, голод оставался частью российской действительности, с которой приходилось считаться и новой власти в Приморье. По данным ЦДВК, на 1 января 1923 г. В соответствии с политическими и административно-территориальными преобразованиями обновился статус и состав местных комитетов помощи. С ярким обращением к населению о всемерной поддержке дела помощи выступил популярный местный политический деятель, заместитель председателя революционной власти К.

Организационная работа была проведена членами бывшего областного комитета помощи. В состав обновленного комитета вошли: член губревкома Н. Николаев председатель , заместители А. Анцелевич Союз торговых, промышленных и правительственных служащих , П. Шошин торгово-промышленная палата, глава Владивостокского городского Помгола , члены М. Стерельни Биржевой комитет , А. Давыдов Дорбюро , С. Цурюпа казначей.

В «боевом» плане на первом же заседании, в присутствии представителей 27 организаций, была озвучена задача продолжения дела помощи голодающим. В начале марта 1923 г. Бельский, и 12 марта из Владивостока ушел первый «Красный продмаршрут». Речи на торжественных проводах состава на Владивостокском железнодорожном вокзале свидетельствовали о решимости власти «добить ужасные последствия голода» [66]. Восстановление движения по Уссурийской железной дороге дало возможность отправить из столицы Приморья 2 вагона, еще 3 присоединили в Никольске-Уссурийском и Спасске, но основная часть заранее закупленного зерна и лошадей пополнила состав в Забайкалье. Конечным пунктом следования поезда с гуманитарной помощью стал Челябинск. Туда же 10 мая 1923 г. Приморские помголовцы активно занимались распространением агитационных материалов и собственной издательской деятельностью.

Кроме журналов «Горе пахаря», «Тайфун», плакатов и почтовых карточек открыток были изданы детские книжки-сказки местных писателей К. Гаврилова и Б. Комитетом была закуплена и бесплатно распространялась среди населения брошюра О. Каменевой «Как пролетариат всех стран помогает Советской России». При Приморском комитете активно работали передвижная киногруппа, лекторская группа, специальная комиссия по сбору помощи среди иностранцев под руководством профессора ГДУ А. Традиционно проводились массовые мероприятия по сбору средств и подарков, в том числе с привлечением детей и молодежи. Почтовая открытка «Помни, что на тебя ложится ответственность за каждого погибшего от голода». В декабре 1922 г.

Морским комиссариатом и политотделом Красного флота Помголу были переданы ценности церкви Сибирского флотского экипажа в количестве 71 предмета из серебра стоимостью в 1412 руб. Однако абсолютное большинство дальневосточных храмов не отличалось богатством, в результате чего в местных комитетах скопилось много книг и утвари, «не подходящей под понятие ценности», но необходимой для церковных служб. Поэтому предлагалось ее выкупить или действующей «живой» церкви, или коллекционерам в Маньчжурии. Была ли эта инициатива реализована, по сохранившимся документам выяснить не удалось [69, 70]. Еще один способ получения средств был предложен Москвой. Поскольку немалый интерес у коллекционеров разных стран вызывали потерявшие номинальную ценность почтовые марки и денежные знаки прежних правительств, особая комиссия во главе с уполномоченным Особой секции ВЦИК по филателии и бонам П. Станковым начала работу по их сбору и отправке в столицу [71]. Вырученные средства от «марочных пожертвований» планировалось потратить на помощь голодающим, но трудно сказать, каким образом и в каком размере они были использованы по назначению.

Весной 1923 г. К этому времени ярко проявились негативные стороны процесса перемещения — детей стали массово возвращать из приемных семей, привычка бывших беспризорников к свободе привела к непослушанию и бегству из приемников. Прибывшие в Приморье с. Шкотово подростки откровенно заявляли, что «лучше бы попрыгали в Амур» по дороге, чем попали в крестьянские семьи [72]. Перед работниками комитетов и педагогами-воспитателями стояла нелегкая задача — отогревать искалеченные детские души, исправлять, обучать и приучать детей к труду. В профессиональной рабочей среде, например, в железнодорожных депо Амурской губернии, родилась инициатива коллективной опеки над подростками. В Приморье примерами «трудовой школы» для эвакуированных детей стали детский дом при спичечной фабрике «Красный Восток» на 30 человек и приют на крупнейшем предприятии Владивостока «Дальзавод» — на 8 человек [73]. Находившиеся в них подростки получали образование, воспитание и профессиональные навыки, а также содержание, получая заработную плату за ежедневные 4 часа легкого труда на предприятии.

Правда, количество таких воспитанников в тех условиях не могло быть большим. С течением времени комитетам Помгола работать становилось все сложнее. Власть отказалась от массового кормления голодающих и взяла курс на ликвидацию последствий голода. В апреле 1923 г. Главный упор был сделан на подъем сельскохозяйственного производства в пострадавших районах. Выступая на заседании Всероссийского совещания, М. Калинин отметил, что Последгол намерен распространять свою деятельность на всю территорию республики, оказывая помощь всем нуждающимся социальным группам: инвалидам, детям, безработным. Первостепенное значение имело «отсутствие стихийного бедствия», в стране наблюдался «обычный недостаток хлебных ресурсов» [74, 75].

Таким образом, определение «голодающие» выводилось из лексикона власти, а все ранее установленные натуральные и денежные налоги и сборы в пользу пострадавших постепенно отменялись. Однако ЦДВК Помгола продолжал работу по оказанию помощи голодающим, но уже преимущественно за счет собственных возможностей. Теряя прежние источники материальной поддержки, местные комитеты переходили на хозрасчет. Они должны были изыскивать «коммерческие способы» получения средств, в том числе открывая собственные предприятия [76, 77]. Поскольку советизация восточных окраин совпала с введением в стране новой экономической политики, стабильным источником доходов стала индустрия развлечений: кино, казино, лото и прочие массовые мероприятия, привлекавшие «неорганизованных» имущих обывателей. Просчитав реальную выгоду, К. В Советской России эти огромные средства могли бы временно способствовать делу восстановления народного хозяйства. Он подчеркивал, что «если можно быть, когда нужно, жестоким, и это принимается как неизбежное зло, то здесь требуется, в сущности, только ясный расчет».

Однако ВЦИК по этическим соображениям категорически отверг это предложение и настаивал на немедленном закрытии предприятий «по эксплуатации человеческих слабостей» [78]. Андриановым Наркомпрод , Карклиным Наркомфин , В. Бахаревым Наркомзем и А. Партийные чиновники, принявшие решение об использовании местных ресурсов, прекрасно понимали, что в регионе «запасов, в сущности говоря, серьезных нет». По причинам международного характера исчезла возможность закупки хлеба в Маньчжурии, были затруднены любые контакты с КВЖД. Управляющий дорогой инженер Остроумов в январе 1923 г. Аналогичная судьба ожидала и других участников помголовского движения в Харбине. Амурская область смогла собрать только 35 тыс.

Публичное подведение итогов деятельности Помгола прошло летом 1923 г. Позже ее экспонаты диаграммы, плакаты, журналы и т. Однако для К. Лукса и его сподвижников делом чести было продолжать помогать тем, кто нуждался. К этому времени голод стал повседневной реальностью для Забайкалья, Прибайкалья и Бурят-Монгольской автономной области.

А Изъятие церковных ценностей — один из видов борьбы советской власти с Русской православной церковью на материалах Уральского региона. Васильева О. Красные конкистадоры. Золото церкви: исторические очерки и современность. Иваново, 1995; Кривова Н. Власть и Церковь в 1922-1925 г. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 г. К вопросу об изъятии церковных ценностей в Тюменской губернии в 1922 г. Изъятие церковных ценностей в Оренбургской губернии в 1922 г. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. К вопросу об изъятии церковных ценностей в Ярославской губернии в 1922 г. Кампания по изъятию религиозных ценностей в 20-е гг. Змерзлый Б. Изъятие церковных ценностей. Некоторые аспекты проблемы. Мавлютова З. К вопросу об изъятии церковных ценностей в тюменской губернии в 1922 г. Постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Жанбосинова Кампания по изъятию религиозных ценностей в 20-е гг. Титаев Е. Из истории православного Семипалатинска в 20-х — 30-х годах ХХ века. Три века истории. Новосибирск, с. Растимешина Т.

Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы

Дочь чиновника. В 1892 участвовала в народническом кружке в Саратове. В 1897 вместе со своим мужем С. Прокоповичем вступила в «Союз русских социал… … Большая советская энциклопедия Осоргин, Михаил Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.

Поначалу она успеха не имела — неграмотные крестьяне считали прививки «клеймом дьявола». Ситуация изменилась, когда сотрудники АРА стали выдавать еду только после отметки о вакцинации. В итоге американскими вакцинами удалось привить свыше десяти миллионов граждан нашей страны. Кстати, эту сторону американской помощи не оспаривали даже советские власти. В отчетах Наркомздрава прямо говорилось, что именно массовая вакцинация американскими медикаментами остановила эпидемию тифа в России. Благотворительность по-американски Как вообще русские крестьяне относились к американской помощи? На первых порах они смотрели на представителей АРА как на чужаков, вторгшихся в замкнутый деревенский мир. Ведь крестьяне практически ничего не слышали о США и американцах. Они знали про французов, которых победили сто лет назад, или про турок, с которыми когда-то «деды воевали». В начале 1920-х годов американцы вообще не вписывались в картину мира большинства населения России.

Образ США в голове среднего советского человека стал формироваться позже. Официальная пропаганда создавала его через каналы воздействия на массовое сознание с помощью распространения грамотности, массовой печати, радио, а потом и телевидения. Крестьяне села Васильевка Самарской губернии и сотрудник АРА Джордж Мак-Клинток А во время голода 1921-1922 года настороженность к чужакам постепенно сменилась доверием. В Гуверовском архиве в США я нашла свидетельства того, что американцев с их гуманитарной помощью в голодающих деревнях нередко встречали колокольным звоном, молебнами и крестными ходами. Были даже случаи, когда благодарные крестьяне просили сотрудников АРА прислать им портреты Гувера, чтобы поставить их у себя дома в красный угол рядом с иконами. Иногда говорят, что американцы в России руководствовались не столько гуманитарными, сколько меркантильными соображениями. Дескать, им надо было сбыть залежалую продукцию своих фермеров и разгрузить склады в Европе, оставшиеся после Первой мировой войны. Это чистая правда — американцы прежде всего деловые люди. АРА выстраивалась как огромная коммерческая организация с отлаженной логистикой, насколько это было возможно в отчаянных российских условиях начала 1920-х годов. Ее деятельность не была благотворительностью ради благотворительности.

Американцы стремились спасти людей от голода, чтобы те смогли снова работать, но на свое постоянное иждивение они никого брать не собирались. Сотрудников АРА обвиняли в том, что под прикрытием помощи голодающим они занимались шпионажем против Советской России. Не зря, мол, АРА почти целиком состояла из кадровых военных. Нет ничего удивительного в том, что там было много военных. Россия образца 1921 года была для американцев небезопасным местом. Поэтому, например, в русскую миссию АРА не отправляли женщин и евреев в отношении последних боялись погромов. Что касается разведывательной деятельности, то американцы ее действительно вели. А что вы хотите от организации, работающей в дипломатически непризнанном государстве, открыто демонстрирующем враждебность остальному миру? Сотрудники АРА собирали самые разнообразные сведения о нашей стране: о пропускной способности железных дорог это было важно для их работы , о возможностях мукомольной промышленности, о перспективах торговли США с Советской Россией выводы были для нас неутешительны. Американцы отслеживали настроения населения, внутриполитическую жизнь и содержание прессы, санитарно-эпидемиологическую ситуацию и многое другое.

Обо всем этом они отправляли аналитические отчеты в США. А подрывную работу против советской власти они вели? Но наши доблестные чекисты так ни на чем американцев не поймали. Американский плакат для населения России о помощи со стороны АРА, 1921 год Другое дело, что американцы охотно нанимали в свой аппарат советских граждан из числа «бывших»: дворян, интеллигентов, священников. Те зачастую связывали с США свои надежды на возвращение старых порядков. Поэтому с их стороны действительно иногда были случаи антисоветской агитации. Они могли сказать человеку, пришедшему к ним за помощью: раз ты за большевиков, то пусть Помгол тебя и кормит. Но это были отдельные эксцессы исполнителей. Лубянка на американском пайке Еще американцев из АРА упрекали в повальном пьянстве. Ведь в США в то время был сухой закон, а в голодающей России они якобы отрывались по полной.

Эта проблема действительно существовала. Но от таких сотрудников старались побыстрее избавиться, поскольку московскому офису АРА не нужны были лишние скандалы. Поначалу там оказалось немало случайных людей: алкоголиков, кокаинистов или бабников. В Москве даже был громкий скандал с педофилом из АРА, пытавшимся совратить русского мальчика. После недолгого разбирательства извращенца быстро уволили и отослали обратно, чтобы не дать повода советским властям использовать этот случай для дискредитации деятельности организации. Сильно пьющий управляющий был в саратовском представительстве АРА — когда он опустился почти до животного состояния, его немедленно отправили назад в США. Может, для многих американцев алкоголь был способом психологической реабилитации после ужасов катастрофического голода? Не исключено. Было немало случаев, когда после увиденного в России сотрудники АРА переживали нервные срывы. Только из Уфы за 22 месяца работы отправили домой с признаками нервного расстройства трех помощников окружного управляющего.

На 9 февраля 1922 года ее вклад в борьбу с голодом составил составил сумму в 42 миллиона долларов. Против 12,5 потраченных советским правительством. Большевики тоже не бездействовали.

Она была наделена чрезвычайными полномочиями в области снабжения и распределения продовольствия. Подобные комиссии создавались и на местах. Производилась активная закупка хлеба зарубежом.

Особое внимание было уделено организации помощи крестьянам в озимом севе 1921 года и яровом 1922 года. Для этих целей было закуплено около 55 млн. Голод стал поводом для советской власти нанести нокаутировавший удар по церкви.

Президиум ВЦИК 2 января 1922 г. В конце февраля оно было подтверждено соответствующим декретом. Цель декларировалась благая - средства от сбыта церковных ценностей должны были пойти на закупки продовольствия, медикаментов и прочих необходимых товаров.

В итоге, в течении 1922 года было изъято церковного имущества на 4,5 миллиона золотых рублей. Огромная сумма. Естественно, не вся она была потрачена на борьбу с голодом и его последствиями.

Основная же часть этих миллионов была «потрачена» на разжигание пожара мировой революции.. А кое-что было просто банально разворовано на местах в процессе изъятия, транспортировки и хранения. Последствия голода От голода и его последствий погибло около 5 миллионов человек.

В Самарской области в 4 раза увеличилась смертность. От голода более всего пострадали дети. Были нередки случаи когда родители избавлялись от лишних ртов.

Не единичны были даже случаи каннибализма. Те же дети которые выживали, как правило, становились сиротами, пополняя многотысячную армию беспризорников. Голодные годы, к сожалению, повторятся совсем скоро в 1932-1933 гг.

Однако для Самарской области он будет более «щадящим». На сей раз больше всего пострадает Украина и юг России. Воспоминания очевидцев и след в художественной литературе Голод 1921-1922 годов описывается в повести нашего земляка А.

Неверова — «Ташкент- город хлебный». Простыми, доходчивыми словами он рассказывает о свалившемся на народ несчастьи: Дед умер, бабка умерла, потом - отец. Остался Мишка только с матерью да с двоими братишками.

Младшему - четыре года, среднему - восемь. Самому Мишке - двенадцать… Мать с голодухи прихварывает. Нынче плачет, завтра плачет, а голод нисколько не жалеет.

То мужика на кладбище несут, то сразу двоих. Умер дядя Михайла, умерла тетка Марина. В каждом дому к покойнику готовятся.

Были лошади с коровами, и их поели, начали собак с кошками ловить. Не правда ли, похож этот отрывок повести на дневник Тани Савичевой? Критика отнеслась к этому произведению весьма прохладно, однако в печать она была допущена.

Но в середине 1930-х годов она попала в «запретительный» список. Опала с произведения Неверова была снята во времена хрущевской оттепели. В 1968 году по его мотивам был снят одноименный фильм, над сценарием которого работали Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский.

Но суровая реальность тех лет, была куда более мрачной, нежели может ее передать литературное произведение. В богатых степных уездах Самарской губернии, изобиловавших хлебом и мясом, творятся кошмары, наблюдается небывалое явление повального людоедства. Доведенные голодом до отчаяния и безумства, съевши все, что доступно глазу и зубу, люди решаются есть человеческий труп и тайком пожирают собственных умерших детей.

В селе Любимовке один из граждан вырыл из могилы мертвеца-девочку лет 14, перерубил труп на несколько частей, сложил части тела в чугуны… Когда это «преступление» обнаружилось, то оказалось, что голова девочки «разрублена надвое и опалена». Сварить же труп людоеду, очевидно, не удалось Вот как описывает ситуацию губернский инструктор Александр Зворыкин в своем докладе от 15 февраля 1922 года: Населением Ставропольского уезда съедено все, что только можно есть: кора деревьев, солома с крыш, тряпье, какое скапливалось годами, все суррогаты до катуна включительно. Собирают лошадиный кал и в свежем виде перерабатывают его в пищу.

Трупоедство развито невероятно. Съедаются не только умершие родственники, но и воруются трупы из амбаров, куда свозятся все покойники в ожидании групповых похорон. Хоронят в каждой деревне один раз в 10-14 дней, человек по 60-80.

За последнее время смертность дошла до 10-12 человек в день. Регистрация смертей при этом не ведется… Съесть человека у многих уже не считается большим преступлением — мол, это уже не человек, а только его тело, которое все равно сожрут в земле черви. Раньше, мол, не ели и падаль, потому что это считалось грехом, а теперь подъели все.

Говорят об этом с каким-то тупым равнодушием и спокойствием, и порой кажется, что разговор идет о какой-нибудь дунайской селедке, которая и побольше, и помясистей, и ценой подешевле. Сохранились фотографии, сделанные в районах, страдавших от голода. Костлявая рука голода 1921 года О страшном голоде, охватившем Поволжье в 1921-1922 годах, мы кое-что знаем еще из школьного учебника истории рис.

В советское время официальной причиной этой всенародной трагедии была объявлена двухлетняя засуха 1920-1921 года, напрочь уничтожившая хлебные посевы на огромных территориях. При этом партийная пропаганда обычно замалчивала тот факт, что в царское время в Поволжье тоже не раз бывали такие же продолжительные засухи, но тогда они почему-то не вызывали столь масштабного голода среди крестьян, да еще с такими жуткими последствиями, как массовое людоедство рис. Забытая повесть Александра Неверова «Дед умер, бабка умерла, потом — отец.

Младшему — четыре года, среднему — восемь. Самому Мишке — двенадцать… Умер дядя Михайла, умерла тетка Марина. Были лошади с коровами, и их поели, начали собак с кошками ловить».

Так начинается ныне почти забытая повесть самарского писателя Александра Сергеевича Неверова Скобелева «Ташкент — город хлебный» рис. В ней излагается бесхитростная и трагическая история обыкновенного мальчишки Мишки Додонова из села Лопатина Бузулукского уезда Самарской губернии. В начале осени страшного и голодного 1921 года он, оставшись в семье старшим, вместе со своим товарищем, таким же, как и он, сельским мальчишкой Сережкой Карпухиным поехал за хлебом в Ташкент рис.

В пути Сережка погиб, а Мишка доехал-таки до Ташкента, заработал там денег на хлеб и уже глубокой осенью привез шесть пудов пшеницы в свое село Лопатино. Братья к тому времени уже умерли от голода, зато живой оказалась Мишкина мать… Впервые повесть «Ташкент — город хлебный» увидела свет в 1922 году, и в последующее десятилетие неоднократно переиздавалась. Однако в середине 30-х годов наряду с «Разгромом» Александра Фадеева, «Москвой кабацкой» Сергея Есенина, «Собачьим сердцем» Михаила Булгакова и другими жемчужинами советской литературы она попала в список произведений, нежелательных для массовой публикации.

Снова ее стали печатать только в 70-е годы. Историки уже давно сошлись во мнении, что истоки поволжской голодной трагедии 1921-1922 годов в первую очередь следует искать в социальных катаклизмах предыдущих десятилетий. Мы знаем, что голод в Поволжье начался отнюдь не зимой, а как минимум на полгода раньше — почти сразу после того, как в 1921 году майская жара и палящее солнце уничтожили хлебные посевы на огромных площадях.

Однако видеть корни поволжской социальной катастрофы в одной лишь двухлетней засухе — значит пойти на поводу официальных советских историков и сказать лишь полуправду о подлинных причинах трагедии тех лет. Вспомним, что предшествовало двум российским революциям 1917 года — Февральской и Октябрьской. Как известно, в августе 1914 года Россия оказалась втянутой в Первую мировую войну , которая затем почти сразу же переросла в войну гражданскую рис.

В общей сложности непрерывные военные действия на огромных пространствах России продолжались свыше семи лет, в результате чего, по разным оценкам, погибло от 15 до 25 миллионов человек рис. Конечно же, основная часть погибших в этих войнах пришлась на мужскую половину населения страны. А поскольку в те годы свыше 80 процентов российских мужчин составляли крестьяне, то советское правительство, развязывая в 1918 году красный террор, не могло не знать, что к тому моменту выращивать хлеб в стране стало практически некому.

Наиболее работоспособная часть крестьянства либо пребывала на фронтах, либо уже лежала в сырой земле. Неудивительно, что в 1918 и 1919 годах, несмотря на довольно благоприятную для земледелия погоду, установившуюся в Европейской части России, производство хлебного зерна в стране по сравнению с 1913 годом упало в 5-6 раз в некоторых регионах — даже в 8-10 раз. По этой причине, как мы знаем из классической советской литературы и кинофильмов, резко сократился завоз продовольствия в крупные города, после чего ленинское правительство ввело продразверстку, когда хлеб у крестьян по всей стране изымали в принудительном порядке рис.

Впрочем, даже в этом случае до критической обстановки в стране дело могло бы и не дойти, если бы правительство Ленина рис. Сейчас эксперты сходятся во мнении, что политика эта практически никак не учитывала сложившуюся в то время историческую ситуацию в стране и была направлена вовсе не на интересы российского народа , а лишь исключительно на удовлетворение великодержавных амбиций большевистской партии. Но тут ситуацию еще более усугубили на редкость неблагоприятные погодные условия.

Впервые после нескольких «средних» сезонов весна и начало лета 1920 года оказались засушливыми рис. В результате пшеницы и ржи в деревнях вырастили еще меньше, чем это было даже во время не слишком урожайных 1918 и 1919 годов. Однако «сверху» от руководителей городских и районных парторганизаций требовали срочного выполнения плана по продразверстке, и потому осенью 1920 года продотряды снова выгребли у сельского мужика весь хлеб до зернышка.

В итоге в ряде поволжских регионов в деревнях не осталась даже семенного зерна — неприкосновенного крестьянского запаса, употреблять которое в пищу русский мужик-хлебопашец испокон веков считал кощунством рис. Правда, к весне 1921 года большинству хозяйств все же выдали из государственных запасов небольшое количество пшеницы для посева, но крестьянам пришлось бросать ее в безводную землю: как мы знаем, зима в тот год оказалась почти без снега, а апрель и май — совершенно без дождей. Лишь позже выяснилось, что из 38 миллионов десятин земли, засеянных в европейских губерниях России весной 1921 года, посевы полностью сгорели на 14 миллионах десятин.

При этом серьезнее всего положение было именно в Самарской губернии, где вместо обычных 70 миллионов пудов хлеба к осени того года было собрано всего 2,7 миллиона пудов. В связи с этим специалистам уже в мае-июне 1921 года стало ясно, что на Среднее Поволжье надвигается невиданное по масштабам бедствие. Впрочем, той весной вряд ли кто себе еще представлял, в какие ужасы воплотятся последствия голода уже через несколько месяцев.

Об этом сообщают сухие строчки протоколов, составленных обычными районными милиционерами, сотрудниками губернской ГПУ и Всероссийского комитета помощи голодающим Помгол. Неподготовленный человек нашего времени вряд ли сможет без содрогания читать эти беспристрастные документы. Съедаются не только умирающие свои близкие, но и воруются трупы из амбаров, куда свозятся все покойники в ожидании групповых похорон.

Говорят об этом с каким-то тупым равнодушием и спокойствием, и порой кажется, что разговор идет о какой-нибудь дунайской селедке, которая и побольше, и помясистей, и ценой подешевле» рис. Когда и эти запасы иссякли, Жигановы зарезали и Пышкину». До этого он три недели питался собаками и кошками.

У матери было 7 пудов картошки, приготовленной на семена, но она ему ничего не давала. Тогда Малинина удушил ее на печи и утащил в погреб, чтобы потом съесть». Нами установлено, что Минина ела в сыром виде кожу с головы умершего сына, а ее дети тоже глодали череп умершего.

При этом в ходе следствия Минина выдала оставшуюся часть трупа, у которого уже были съедены одна нога, рука и голова. Постановили: отобрать остатки трупа у Мининой и поставить в известность Борское общество взаимопомощи о страшных последствиях голода» рис. В селе Ивантеевка гражданка Авдотья Дружинина, 25 лет от роду, неграмотная, беспартийная, одинокая, занималась хлебопашеством, показала, что не ела несколько дней и не выходила из избы, поскольку ноги ее больше не слушались.

В начале января, точное число не помнит, Авдотья взяла нож и зарезала свою дочь Таисию 1,5 лет. Затем стала варить ее внутренности — сначала печенку, потом сердце. После этого Дружинина зазвала к 28-летней Васене Вилковой соседскую девочку Александру Кубрину, предложив перед этим отрубить ей голову, на что Вилкова согласилась.

Кубрину стали кормить супом из мяса дочери Дружининой. Когда Кубрина ела суп, Дружинина подошла к ней сзади и ударила топором по голове. Девочка попыталась убежать, но Вилкова ее догнала.

Дружинина держала Кубрину, а Вилкова рубила ее топором по голове, и Кубрина кричала. Потом они вдвоем отрубили ей голову, взяли легкое, печенку, кишки, грудь и руки, которые варили и ели. Остались одна голова, ноги и весь зад, которые спрятала Вилкова Васена.

Когда к Дружининой пришла 14-летняя Агафья Веревочкина, Дружинина побоялась признаться ей в убийстве и сказала, что поймала собаку и сейчас ее ест. Когда они вместе съели все сваренное мясо, Дружинина попросила Веревочкину посильнее раздуть огонь в печи, но когда та отвернулась, Дружинина взяла топор и ударила Веревочкину по голове, чтобы ее тоже убить и съесть. Однако удар получился слабый, и Веревочкина вырвалась и убежала».

В январе 1922 года младшая Пелагея семи лет была сильно больна, и когда в семье не стало никаких продуктов, большие девочки подтолкнули мать к мысли зарезать меньшую больную девочку. Акулина зарезала Пелагею сонную. Но варить ее не успели, потому что на следующий день утром Акулина в угрызениях совести пошла к соседям и все им рассказала, а те заявили в сельский совет.

При составлении протокола Чугунова заявила, что считает себя умственно здоровой, но объяснить случившееся не может ничем, кроме голода». Выписка из доклада губинспектора по Ставропольскому уезду Пшеничникова К. Ежедневно в каждом селе умирает от 5 до 15 человек.

Население деревни Тимофеевки за это время уменьшилось с 517 до 181 человека, деревни Никольское — с 968 до 388 человек. Чудовищно сократилось количество скота. В селе Васильевка Федоровской волости осталось всего 25 лошадей, из них 10 висят на веревках.

В селе Узюково было 573 лошади, а сейчас осталось 18.

К смертной казни были приговорены священники В. Орлов, В. Пылаев и Н.

Остальные 15 подсудимых были приговорены к различным срокам заключения. Донской областной ревтрибунал с 22 по 30 августа 1922 г. Трибунал вынес расстрельный приговор Арсению, но по объявленной к годовщине Октябрьской революции амнистии заменил высшую меру наказания лишением свободы на десять лет. В ходе судебного процесса над группой духовенства, проходившего в Царицыне с 9 июня 1922 г.

Однако он не был расстрелян, а умер в тюрьме. Из них к расстрелу были приговорены Залесский, Пивоваров, Мясоедов и Демидов, а к различным срокам заключения было приговорено ещё 10 проходивших по делу верующих. Революционный трибунал Чувашской автономной области в мае 1922 г. Соловьёва и группы верующих.

Благочинный А. Соловьёв и активный участник сопротивления изъятию Н. Галахов были приговорены к расстрелу. Второй судебный процесс над духовенством Москвы и Московской губернии, так называемый «процесс второй группы церковников», проходил с 27 ноября по 31 декабря 1922 г.

Трибунал рассмотрел дела 105 обвиняемых. Среди обвиняемых были священники, профессора, учителя, студенты, рабочие, крестьяне и т. Наиболее активным участникам сопротивления изъятию ценностей был вынесен смертный приговор. Однако в связи с амнистией, объявленной к годовщине революции, расстрел был заменён тюремным заключением.

Судебные процессы над духовенством прошли в 1922—1923 гг. В литературе указывается, что было рассмотрено 250 судебных дел в связи в сопротивлением изъятию церковных ценностей. В 1923 г. К концу 1924 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий