Определение темы и цели выступления

Конкретная цель речи — это общая цель речи плюс ее тезис, тема или предмет».(21,246).

Что на самом деле означает ЦЕЛЬ публичного выступления

Цель публичного выступления в этом варианте — развлечь публику, поднять настроение, разрядить обстановку. Это тосты, анекдоты, случаи из жизни. Отход от прямой темы выступления к смежным. Цели выступления в этом случае сводятся к тому, чтобы заставить публику принять мысль, мнение оратора. Примером такого публичного выступления может служить дискуссия, предвыборные дебаты, презентация и рекламная речь. В большинстве случаев докладчику приходится объединять цели выступления. Для достижения результата используйте комплексный подход: развлекайте и убеждайте; информируйте, развлекая; совмещайте этикетное выступление с информированием и т.

При постановке цели не обходите вниманием некоторые нюансы, которые помогут вам лучше понять аудиторию, ее потребности и интересы. Анализируйте возраст аудитории, уровень образования слушателей, убеждения людей. Чтобы достичь цели, старайтесь: направить максиму усилий и стремлений на достижение результата; оценивайте условия и состояния, которые приведут вас к ожидаемым действиям.

Для успешной подготовки выступления желательно использовать не один, а несколько источников. После подбора литературы оратор начинает работать с ней. Здесь рекомендуют следующие этапы: чтение-отбор; чтение-ознакомление; чтение-изучение. Чтение-отбор ставит своей целью подготовка списка литературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг учебник, учебное пособие, справочник и т. Следует прочитать вступление и заключение, в котором как правило, содержится резюме.

Так, вы можете почувствовать сильное разочарование, если, запланировав показать слайды, вдруг увидите, что вам некуда воткнуть вилку проекционного аппарата! Обстановка — место выступления. Определение цели речи Когда вы выбрали тему, проанализировали аудиторию и обстановку произнесения речи, вы продолжаете подготовку к выступлению и определяете общую цель, которой вы собираетесь достичь, и затем определяете конкретную цель речи.

Общая цель — цель речи развлечь, проинформировать, убедить. Рубрика: Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь Анализ ситуации и обстановки В рабочей тетради под пунктом 12. Ответьте на вопросы о ситуации и обстановке вашей первой речи.

Вы используете эти данные для более эффективного выступления перед данной аудиторией. Она может состоять в том, чтобы развлечь, информировать и убедить в чем-либо аудиторию. Поскольку речь — это сложное действие, которое может по-разному повлиять на аудиторию, то такое разделение показывает, что в любой публичной речи преобладает какая-то одна цель.

Рассмотрим следующие примеры. Напротив, речь политического кандидата должна убедить слушателей голосовать за него, хотя в ней присутствует и материал развлекательного или информационного характера. Хотя некоторые публичные ораторы произносят речи только для того, чтобы развлечь публику, в этом учебнике мы сосредоточим наше внимание на информационных и убеждающих речах — такие речи многие произносят в повседневной жизни.

Конкретная цель Конкретная цель — это утверждение, определяющее, чего докладчик хочет добиться от аудитории. В первом примере цель состоит в информировании: выступающий хочет, чтобы аудитория поняла критерии оценки алмазов. Во втором примере цель — убеждение: докладчик хочет, чтобы слушатели внесли денежные пожертвования.

На рис. Теперь давайте рассмотрим процедуру достижения цели конкретной речи и разложим эту процедуру на несколько ступеней. Конкретная цель — утверждение, определяющее, чего докладчик хочет добиться от аудитории.

Сначала запишите примерную цель речи — фразу, выражающую желаемую реакцию слушателей. Тем самым Джулия утверждает, что ее цель — заставить слушателей что-то понять. Таким образом Джулия определяет, что речь носит информационный характер.

Он начинает программу с юмористической речи, в которой иногда затрагиваются политические темы. Формулировка конкретной цели обязательно должна начинаться с желаемой реакции аудитории. Просмотрите свой первый вариант цели и напишите полное предложение, характеризующее реакцию аудитории.

Эта фраза полностью определяет цель ее речи. Джулию волнует неграмотность в целом? Или неграмотность в конкретных ситуациях?

В действительности, Джулия хочет уделить внимание тому, как безграмотность вредит людям, которые пытаются хорошо выполнять свою работу. Теперь ее цель ограничивается не только количеством понятий, но и ситуацией. Цель обязательно должна выражать только одну идею.

Такой план включает две различные идеи: можно использовать только одну из них, а не две сразу. Использование обеих этих идей делает неясной тему выступления. Джулия должна решить для себя, хочет ли она поговорить о разных аспектах проблемы?

Может быть, она хочет рассказать, какой большой вред причиняет неграмотность? Исправьте инфинитив или фразу в форме инфинитива так, чтобы она стала указывать конкретную желаемую реакцию аудитории. Сформулируйте, по крайней мере, три разных варианта цели речи.

Чем отчетливее ваша конкретная цель, тем более целенаправленной и эффективной будет ваша речь. Даже если Джулии нравится ее первая формулировка, она должна написать, по крайней мере, еще одну версию. Вторая версия может оказаться более отчетливой.

Джулии этот новый смысл может понравиться больше. Взаимосвязь между предметом, темами, целями и тезисом речи Если конкретная цель — это формулировка желаемой реакции аудитории на вашу речь, то тезис — это высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели. Например, для речи об оценке алмазов Сэнди написала: Конкретная цель: я бы хотела, чтобы аудитория поняла основные критерии оценки алмазов.

Тезис: алмазы оцениваются по величине, цвету, прозрачности и огранке. Поскольку Сэнди работала в ювелирном магазине, она уже владела информацией о критериях; она могла написать тезис, в котором говорилось бы о критериях размера, цвета, прозрачности и огранки. Мы рассказали в этой главе о формулировке тезиса, чтобы дать вам представление о взаимоотношениях между предметом, темой, общей целью, конкретной целью и тезисом рис.

Если вы хорошо понимаете конкретную цель, то можете сформулировать тезис. Конкретизировав цель речи, вы еще до начала работы видите, в каком направлении надо двигаться. Формулировка тезиса обсуждается в главе 14.

Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь Формулировка целей речи В рабочей тетради под пунктом 12. Тезис — высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели. Вы начинаете с выбора области, в которой что-то знаете и к которой проявляете интерес.

Известный русский ученый Д. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности... Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть». Что же представляет собой язык? Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий. Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно.

Как выступать публично

Лектор имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? Оратор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал.

Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения. Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы: 1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня? Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями? Смогу ли я уложиться в отведенное время? Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам? Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

К ним относятся: - официальные документы; - научная, научно-популярная литература; - справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов, антонимов, омонимов и др. Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению. Поиск материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее. Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами алфавитным, систематическим, предметным , библиографическими изданиями, справочной литературой.

Большую помощь в поиске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время. Очень важно научиться правильно работать с книгой.

Осенний павлинОсень очень красивое время года. И даже из бросового материала который остался после того как точили карандаши и из листьев под ногами может получиться великолепный осенний павлин. Cочинение Выбор профессии Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут начать работать, заняться бизнесом или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Почти в каждом русском городе есть один или несколько институтов. В Москве и Санкт-Петербурге их десятки. Если вы хотите получить рабочую профессию, то можете поступить в профессиональное училище.

Говорят, что в мире существует более […]... Темы и периоды творчества Пушкин А. Пушкина считают первооткрывателем новых путей развития русской литературы. Именно ему удалось совершить переакцентировку в диалоге культур Европы и России. Из ведомого голоса благодаря Пушкину русская литература сделалась ведущей. Этот переворот подготовил специальный талант этого писателя и поэта. Во-первых, возникла универсальность художественного мышления. Достоевский […]... Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни […]... Основные критерии правильной речи Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить.

В наше время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. На ум мне пришли такие слова И. Но мы сами же безжалостно портим […]... Босова Л. Урок 24. Поиск информации. Планируемые образовательные результаты: Предметные — формирование представления о поиске информации как информационной задаче; Метапредметные — развитие навыков поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации; Л Ичностные — развивать способность анализа и критической оценки получаемой информации; ответственного отношение […]... Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Привычный с детства мир служб, […]... Звуки речи Звуки речи — минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками.

Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук — кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц, звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков составляются […]... Части речи Части речи — это лексико-грамматические разряды слов, отличающиеся друг от друга рядом категориальных признаков. При выделении частей речи и объединении отдельных слов в один разряд обычно принимают во внимание несколько критериев: 1 семантический — учитывается некое общее и даже обобщенное значение, присущее всем словам данной части речи, как правило, отвлеченное от конкретных лексических значений конкретных […]... Роль устаревших и книжных слов в речи публицистической и художественной Устаревшие слова — единицы языка, которые вышли из активного употребления. Существует два вида устаревших слов. Историзмами называются слова, которые перестали использоваться в речи по причине того, что называемые ими предметы и понятия уже не являются частью их жизни например, наименования одежды — армяк, зипун и т. Архаизмы называют предметы и явления, которые есть в […]...

Информативная насыщенность речи Эта книжка томов премногих тяжелей А. Всякая речь имеет определенное содержание, так как нет слов, лишенных значения. Однако информативная насыщенность речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Многословие или речевая избыточность может проявиться в […]... Интимных вопросов, с моей точки зрения, касаться следует только в узком семейном кругу. Рассказывать шутки надо очень осмотрительно, чтобы не обидеть кого-то из присутствующих. Надо деликатно возражать собеседнику. Поиск смысла жизни героями произведений Чехова Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса.

Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не […]... Поиск романтического идеала в русской литературе XX века XX век — век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и правят миром. Очень часто деньги идут на разработку новых, более мощных военных технологий.

И тогда будут явно видны лишние слова и обороты, мешающие легкому течению речи. Нужно убирать лишние слова, упрощать фразы, сокращать абзацы, переписывать предложения, но добиться того, чтобы ушли все нагромождения мысли и слов, а текст стал ясным и читался легко. Что происходит? Выполняя это упражнение, мы выработаем навык переработки литературного текста в разговорную речь. И еще придет понимание композиции — газетные тексты имеют хорошую композицию и, работая с ними, можно усвоить композиционные приемы через внутреннее ощущение текста. Особенно это поможет тем, кто только начинает осваивать ораторское мастерство. Теперь о стилях… Публичное выступление относится к устной речи, а она — живое общение оратора и аудитории, и предполагает конкретного собеседника и дает возможность воздействовать на него. И в устной речи допустимо отступление от строгих норм письменной речи. Это дает возможность сделать выступление более ярким и эмоциональным, значит, более действенным. Письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, а устная более подходит для выражения эмоций, переживания и настроения… Поэтому для устной речи характерно смешение и взаимопроникновение различных стилей речи. И хорошей считается такая речь, в которой активно используются элементы публицистического, художественного и разговорного стилей. Это дает речи эмоциональность и убедительность, а оратору — широкие возможности для выражения своих мыслей. Ему важно только понимать, чем грамотная разговорная речь отличается от малограмотной, и руководствоваться чувством меры при смешивании стилей. Трудности при написании текста 1 Незнание, как начать текст Это типично, с этим сталкиваются многие выступающие и даже самые опытные из них. Причины две: первая — не хватает энергии мысли для начала; вторая — наоборот, мыслей — избыток, они нагромождаются одна на другую, создают хаос, скрывая начало выступления. Это не проблема! В первом случае пишем текст блоками, выбираем из плана выступления любой пункт, который созрел, и пишем его. Затем еще пункт и так до конца выписываем по абзацу текст и соединяем их, расположив по плану. Что произойдет? Мозг начнет концентрироваться на теме, и в один из моментов просто притянет ту мысль, которая нужна для начала. Вообще не напрягаемся, не мучаемся в поисках начала, просто пишем, и оно придет. Во втором случае не копаемся в хаосе в поисках начала, а просто убираем нагромождения лишних мыслей. Для этого нужно начать писать хоть что-нибудь по теме. Все, что приходит в голову — даже обрывки мыслей, пишем, и пишем, и пишем. Иногда исписывается три листа, до того момента, когда происходит включение и появляется первая фраза. Когда она появится, не останавливаемся, а пишем текст до конца. Потом с первых исписанных листов выбираем ценные мысли и фразы, которые можно поместить в свой текст, а сами листы отправляем в корзину. Причины две. Первая — еще не созрели нужные мысли. Вторая — возникло нагромождение мыслей. В первом случае мысли не ищем, просто оставляем для них на листе свободное место, а сами продолжаем писать дальше, то что пишется. Новые мысли появятся потом, и когда они появятся, записываем их в свободные места. Во втором случае применяем прием из примера приведенного выше. Или решаем проблему устно — для этого с кем-либо обсуждаем, как можно продолжить тему. Любой проговор мыслей вслух, освобождает внутреннее пространство и в него приходят новые мысли. И еще появляется ясность! Итог: При работе над текстом не останавливаемся перед препятствием, а просто технологично преодолеваем его. Кстати, со временем каждый оратор может выработать свои приемы выхода из стопорящих ситуаций. Таблица 2 Признаки, характеризующие качественную и эффективную публичную речь Теперь, разобравшись в теории, пишем текст в нашем примере. Напоминаем, что речь у нас «убеждающая», с элементами информационной и агитационной и ее задача — призвать к действию. Естественно, что в начале нам необходимо приветствовать собравшихся. Каковы правила здесь? Если перед выступлением нас представили официально, назвав имя и статус, то достаточно просто поздороваться. Если нас не представили, то, поздоровавшись здравствуйте; добрый день; добрый вечер; я вас приветствую , необходимо назвать свое полное имя и официальный статус. Как обращаться к аудитории? В зависимости от ситуации: дамы и господа; коллеги; друзья; товарищи; милые дамы; судари и сударыни; леди и джентльмены; уважаемые женщины; дорогие мужчины; уважаемые коллеги, участники… Применительно к нашему примеру в начале мы говорим: «Уважаемые коллеги», поскольку это обращение сразу же приблизит выступающего к аудитории и расположит к нему, ведь коллеги — это группа лиц, объединенная одним делом. Затем применяем обращение «друзья» — оно еще более сблизит нас с аудиторией, расположит и побудит слушателей принять и поддержать нашу идею и создаст необходимое нам позитивное поле. Далее обращаемся непосредственно к депутатам, от которых зависит решение — «Уважаемые депутаты». Далее — «Господа депутаты! Заметим, что это не манипулирование сознанием, а прием, способ достижения поставленной благой цели. Текст будем скручивать в спираль, так как это дает право применять специальные повторы. Поскольку тема для аудитории новая, нам необходима экспрессивная, напористая речь, своеобразное «вбивание» мыслей слушателю. Каждую новую мысль проводим жестко и динамично, как будто забиваем гвоздь.

Не пытайтесь воспроизводить все слово в слово — рассказывайте своими словами конечно, это не касается специфических моментов, например, терминов. Хорошим помощником при выступлении может стать презентация, на слайдах которой можно отобразить ключевые слова и фразы. Если же вы используете «шпаргалку» — не смотрите в текст постоянно — обращайтесь к ней, чтобы убедиться, что вы «двигаетесь» в верном направлении и поднимайте глаза на аудиторию. Ставим голос Монотонная и невнятная речь никого не впечатлит и большая часть слушателей или уснет, или просто покинет зал. Значение имеет все — тембр, чистота произношения, громкость и интонация. Еще раз прослушайте свою речь в записи: понять свои ошибки помогут книги, семинары или небольшие видеоролики. Ориентируйтесь на лучших: посмотрите выступления самых известных ораторов современности — как они держатся, как ставят голос и дикцию. Практика и снова практика! Не упускайте моментов, когда можно показать свое искусство спикера — перед друзьями или родными, на утренней планерке перед коллегами, да и просто перед зеркалом в ванной. Презентации быть? Зачастую перед оратором возникает вопрос: «А нужно ли делать презентацию? Делать презентацию нужно, если она будет уникальной, оформленной специально под вашу речь и послужит качественным дополнением к выступлению. Презентация может стать тем дедлайном, которого не хватает выступлению. Подготовка слайдов позволит вам лучше сосредоточиться на докладе и не откладывать все на последний момент Последовательная смена слайдов позволит вам держать нужный темп речи Красочная и интересная презентация запомнится аудитории лучше, чем простой монолог. К тому же заинтересованный зритель может сделать фото вас на фоне презентации, что послужит хорошей рекламой. Чтобы презентация запомнилась аудитории, следуйте этим правилам: Начните со сценария: продумайте, как будет выглядеть слайд — на нем не должно быть много текста и обилия иллюстраций лучше тоже избегать. Используйте свою Mind Map для шаблонов слайдов: «набросайте» контент, пока не задумываясь о стиле презентации в целом. Качество лучше количества: для удобного восприятия на слайде не должно быть больше 30 слов, а читаться он должен за 10-15 секунд.

Как подготовиться и выступить публично

Психология публичного выступления Правильно подобранная идея станет отличной основой для построения плана выступления и выбора подходящих материалов, которые помогут донести до слушателей цели и идеи оратора.
Как правильно подготовить публичное выступление: план и чек-лист это общая цель речи плюс ее тезис, тема или предмет».
Построение и виды публичной речи, ее особенности Подготовка речи начинается с определения ее темы.
Докоммуникативный этап. #1: Определите тему и цель выступления. Определение цели мероприятия экономит много времени и усилий, чтобы придумать идеи для выступления. Хотя это основной шаг и кажется очевидным, все же есть спикеры, которые готовят отрывочную речь.
Определение темы и цели выступления Следовательно, сформулировать цель своего выступления – это значит ясно и четко представить себе конечный результат речевого воздействия. Определение темы публичного выступления Процесс подготовки к выступлению включает и определение темы речи.

Тема 6. Определение цели и темы речи, создание модели речевого имиджа

Для практического обучения ораторскому искусству наиболее важна классификация публичных выступлений по цели, которую иногда называют классификацией жанров публичного выступления. Шаг 2. Определите цель выступления. Следовательно, сформулировать цель своего выступления – это значит ясно и четко представить себе конечный результат речевого воздействия. Определение темы публичного выступления Процесс подготовки к выступлению включает и определение темы речи. На этом этапе нужно чётко связать цель выступления, тему доклада и аудиторию.

Цели и задачи публичного выступления

А также на нее влияют цель выступления и состав аудитории. Правильно подобранная идея станет отличной основой для построения плана выступления и выбора подходящих материалов, которые помогут донести до слушателей цели и идеи оратора. тему выступления и сформулировать её цель. Также до выступления нужно проанализировать.

Как выступать публично

Психология публичного выступления 1. Определение значения темы и постановка цели выступления.
Цель публичного выступления или как подготовиться к презентации Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления.
Подготовка публичной речи. Предмет и тема речи.
Ораторские приемы и средства привлечения внимания слушателей - Студенческий научный форум Этапы подготовки доклада: 1. Определение цели доклада.
Как выступать публично Старайтесь сформулировать цель публичного выступления в одном предложении и стремитесь при этом ответить на вопросы.

Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех (стр. 1 из 2)

Для практического обучения ораторскому искусству наиболее важна классификация публичных выступлений по цели, которую иногда называют классификацией жанров публичного выступления. От любой речи в памяти у аудитории остается лишь два основных момента – это начало выступления и его конец. Определение темы и цели выступления состав аудитории. Следовательно, сформулировать цель своего выступления – это значит ясно и четко представить себе конечный результат речевого воздействия. Определение темы публичного выступления Процесс подготовки к выступлению включает и определение темы речи.

Подготовка устного публичного выступления

Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом. Формулируя тему, необходимо четко определить для себя цель предстоящего выступления. Определение цели выступления есть определение задачи, которую оратор помогает решить аудитории: он не только информирует слушателей о тех или иных событиях, фактах. Публичная речь: структура выступления. Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала.

Тема 6. Определение цели и темы речи, создание модели речевого имиджа

Первая из них—выбор темы и определение целевой установки. Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Цель выступления. Мы с вами продолжаем наши скучные беседы о теоретическом обосновании ораторского мастерства. определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обстановки. Определите цель выступления. Первым шагом является определение цели вашего выступления.

Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи

Три этих вида целевых установок частично перекрывают друг друга например, для того, чтобы убедить в чем-то, нужно сначала воодушевить слушателей своей речью; для того чтобы призвать к действию, необходимо воодушевить и убедить. Возможно и сочетание разных целей в одном выступлении. Например, развлекательная речь может содержать какую-то информацию, интересную для слушателей, а также элементы воздействия. Любой вид речи может содержать шутки, метафоры, сравнения, которые, прежде всего, характерны для развлекательной речи. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. Например, перегруженность серьезного доклада остротами, юмором, личными примерами, может снизить эффект выступления, конкретная цель не будет достигнута. Об этом очень хорошо сказал Д. Писарев: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство... Для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего".

Определение формы речи По своей форме речь бывает монологической лекция - системное изложение знаний с широкой аргументацией 45-90 минут ; доклад - выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т. Монолог может перерасти в диалог, когда, скажем, публика начинает задавать вопросы, вести спор с оратором. Есть специальные ораторские приемы для диалогизации монологической формы речи: вопросно-ответный ход оратор, угадывая возможные вопросы слушателей, сам их формулирует и отвечает на них и риторические вопросы служат для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, не требуют ответа. Сейчас очень популярны диалогические формы речевого общения вспомните популярные телевизионные передачи и ток-шоу: "Один на один", "Тема", "Герой дня", "Час пик" и др. Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки Оратору нужно намного больше материала, чем он впоследствии употребит, поэтому материал должен собираться на перспективу, а не только для конкретной речи.

Но автомобиль не пользовался спросом.

Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом. Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада». Известный русский ученый Д. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека.

Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности... Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».

Проще всего сделать презентацию и весь цифровой материал поместить туда, по ходу повествования ссылаться на нее, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес. Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления — одним словом, посмотреть на себя со стороны. Подготовка по существу вопросов: - формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции - подготовка речи и аргументации выводов - подбор необходимых документов и материалов - Учитывать возрастной и половой факторы.

Коммуникативная фаза Коммуникативный этап во время выступления выступления предполагает также развитие у оратора способности распределять внимание, быстро переключаться с излагаемого материала на аудиторию и обратно. Важно научиться представлять ход мыслей слушателей и степень восприятия ими материала. Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Чего не следует допускать в своей публичной речи? Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает ее громоздкой.

Кроме того, необходимо помнить, что кто- то из слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них иной смысл, не совпадающий с вашим. Неверная интерпретация понятий может привести к недоразумению — неправильному истолкованию ваших слов в целом. Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл. Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным.

Отработайте позу и жесты — они влияют на впечатление о вас. Не прячьтесь за кафедру или стол, выберите естественную открытую позу. Большая ошибка — вперить взгляд в экран с презентацией и полностью игнорировать зал. Заранее продумайте, как вовлечь уставшую публику: провести опрос, затеять дискуссию. Лирические отступления Лирическое отступление — это как бы невзначай вспомнившаяся история, случай из практики или анекдот. Такой прием оживляет речь и взбадривает заскучавших слушателей. Человек, который тщательно готовится к публичному выступлению обязательно делает несколько подобных «домашних заготовок». Зрителям кажется, что это экспромт, но на деле лирические отступления надо готовить заранее, чтобы они были уместными, краткими и не уводили оратора от темы. Эмоциональность Выступление без эмоций не вызовет отклика у аудитории, но и слишком эмоциональная речь больше напоминает истерику или юмористический номер. Ищите баланс. Яркие образы, доля юмора, вопросы к залу, продуманная драматургия повествования — все это работает на правильный эмоциональный окрас речи. Работа над волнением Природа страха публичных выступлений социальная — мы боимся провала, неодобрения других людей. С точки зрения биохимии, страх — это выброс адреналина, поэтому справиться с волнением помогают упражнения, снижающие его уровень: легкая физическая разминка, махи руками, дыхательная гимнастика. О других способах работы над волнением читайте в нашей статье: Страх публичных выступлений: как побороть фобию. Тайминг Хороший тон — начинать и заканчивать выступление вовремя. Это уважение ко всем участникам. Спикеров, которые умеют заканчивать доклад чуть раньше, публика готова носить на руках. Старайтесь следовать правилу: уходите прежде, чем аудитория от вас устанет. Чем короче речь, тем труднее ее готовить. Придется резать по живому: отжимать воду, наполнять смыслом каждое слово, отбирать только то, что действительно отражает суть, биться над формулировками.

Учебное пособие для студента

В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код. Русский язык как и любой другой язык представляет собой систему. Система от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение - объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система: элементы находятся в связи друг с другом; элементы образуют единство, одно целое. Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц: морфема приставка, корень, суффикс, окончание ; слово;.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1 инвенция — изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств; 2 диспозиция — расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение; 3 элокуция — языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4 мемориа — запоминание будущей речи; 5 акцио — произнесение речи. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей.

Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление. Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения.

Но идеальным вариантом считается запоминание текста с возможностью прочитать его с листка. То есть оратор должен знать свою речь наизусть, но важные цифры и данные, цитаты он не заучивает. Запоминать информацию проще, если она визуализирована. Текст стоит дополнить графиками, таблицами, диаграммами, схемами. Некоторые части можно написать в виде песни или стихов — рифма тоже способствует быстрому запоминанию. Но такой прием лучше использовать только в речи, написанной для неофициальных поводов. Стихи на дипломатической встрече будут неуместны. Рекомендации ораторам Идеальная публичная речь складывается из нескольких компонентов: умения четко формулировать мысли и выбирать стиль текста, знания правил и норм языка, представления о цели и назначении выступления. Но иногда ораторам приходится доносить до аудитории информацию, не имея достаточно времени на подготовку. Унять волнение и набросать подходящую речь помогут некоторые советы. Выступать можно только с тем докладом, где хотя бы в общих чертах изложена суть проблемы. Заострять внимание на мелких деталях необязательно. Не стоит начинать речь сразу — нужно осмотреть слушателей и поздороваться с ними. Читать необходимо так, словно разговор идет с одним собеседником. Оратор должен говорить достаточно громко и ясно, использовать весь свой словарный запас, но не спешить. Рекомендуется делать паузы, сопровождать речь жестами. Полезно изменять тембр и тон голоса, это повысит уровень восприимчивости у аудитории. Начинать и заканчивать выступление нужно оригинально, ведь именно эти моменты запоминаются больше всего. Желательно разработать свой, уникальный стиль речи. Для успешного выступления перед публикой необходимо тщательно подготовиться.

Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и для детального изучения. Чтение-ознакомление — это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план на данном этапе уточняется, конкретизируется. Чтение-изучение — это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках.

Как подготовиться к выступлению перед большой аудиторией

Психологи считают, что четко сформулированная цель «запускает» возможности человека для выполнения любого дела. Для создания хорошей речи нужно научиться определять общую и конкретную цель. Что хотел сделать автор: информировать адресата: убедить его? При этом надо учитывать, что в одной речи могут совмещаться несколько задач, но все же нужно определить ведущую, определяющую цель. Чтобы определить конкретную цель, следует выделить: а основной тезис речи что в ней утверждается, если речь убеждающая; к чему конкретно призывает говорящий, если речь агитирующая ; б тему речи, если речь информирующая о чем в ней сообщается ; в предмет речи, если речь эпидейктическая хвала или хула, торжественная речь -- то, чему она посвящается: любовь, дружба, зависть и т.

Какой смысл предлагать им приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят? Зачем, например, убеждать студентов заняться искусством речи, если они приступили к этим занятиям? Должна быть по крайней мере вероятность, что хоть некоторых слушателей можно убедить.

При таком положении необходимо проявить большую осторожность: многoe зависит от существа предмета и от поставленной вами цели. Именно блага и побуждают их к действию. Как и в речи, имеющей целью только убедить, вы уже добились успеха, если вам удалось воздействовать на двух-трех участников собрания. На распродажах одна покупка из двадцати-тридцати возможных окажется удачей. Таким образом, сегодня вы подготовите почву, завтра бросите семена, и, наконец, наступит день, когда вы снимете Урожай. Президент Франклин Д. Но нельзя совершенно избегать антагонизма: некоторые враги помогут вам приобрести друзей.

Кто-то из опоздавших подсел к старому вермонтскому фермеру и спросил: «О чем он толкует? Этот оратор, в сущности, следовал обычной практике большинства своих коллег по публичным выступлениям. Нежелание прямо и ясно изложить основную мысль — частое явление у ораторов. Конкретный замысел можно назвать центральной идеей, или основным тематическим утверждением, или изложением темы. Жертвуйте в фонд общины для речи с целью призвать к действию. Цель информационной речи может быть выражена в таких тезисах: Выдувание стекла — трудная, но интересная работа. Впрочем, часто указания на ваше намерение будет достаточно для обозначения цели информационной речи.

Например: Я вам объясню процесс стекловыдувания. Конкретное тематическое утверждение не должно быть общеизвестной истиной. Более вдумчивые и менее импульсивные члены всякой группы часто требуют, чтобы некоторые горячо оспариваемые или наспех обсуждаемые предложения снимались с повестки для дальнейшего изучения. Речь такого направления не столь возбуждает, как речь, построенная «а якобы бесспорном факте или зовущая прямо к действию. Но скромность и честность только со временем приобретают признание. Да и сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью. Представьте, вами избрана тема «Здоровая пища».

Это тема многосторонняя. Если вы не разберетесь в специфике подхода к теме, ваша речь будет нескладной. Если вы признаете, что поставленная задача широка, можно сузить ее примерно таким путем. Расскажите только о каком-нибудь одном периоде деятельности писателя, а не о всей его творческой жизни. Охватывает ли оно все, что я собираюсь сказать? С подработкой: Представляет ли харакири безрассудный и отвратительный акт? Американец сказал бы: да.

Давайте посмотрим, почему этот грубый акт для японца — единственный достойный способ лишить себя жизни. По возможности, в самой формулировке конкретной цели отметьте характер интересов аудитории, которые вы хотели бы затронуть. Например: Создать ощущение конфликта: Один вопрос лежит в основе всех политических событий дня — имущие или неимущие должны править миром? Возбудить практический интерес: Обращаясь к врачу сегодня, ты сохраняешь свою жизнь завтра. Пять долларов на опылитель спасут урожай на пятьдесят долларов. Обратиться к злободневным интересам: Ныне наша страна вступает в эру владычества доллара. Примеры целесообразных названий: Семь дверей в царство души и как их открыть.

Немного длинно, но весьма образно и метко. Одиннадцатая заповедь. Не вздумайте ненавидеть ваших покупателей. Вулкан—наш дерут. Механизация покончит с безработицей. Счастливый воин... Кроткие не унаследуют.

Чересчур кратко, ничего не говорит. Кто же боится Большого Злого Волка? Разумный семейный бюджет.

Это сможет расшевелить аудиторию. Самая тяжелая аудитория — равнодушная аудитория. Поэтому следует подобрать тему, которая действительно волнует многих слушателей. Она должна быть социально значимой, горячей, актуальной, но не сложной. Ведь начинающие ораторы часто не могут изложить необходимый материал действительно доступно. Определив тему, требуется продумать название выступления. Оно должно быть интригующим, ярким, четким, ясным, кратким.

Например, «Легальная смерть в Москве — десятки тысяч убийств ежедневно» или «Когда нечестные политики окажутся за решеткой? Далее — определить цель выступления, после чего — сформулировать главные задачи. То есть важно привлечь слушателей к определенной проблеме, проинформировать их, призвать к действию, удерживая внимание публики в процессе выступления. Особенности общения с аудиторией Следующим этапом требуется подумать над логическим, композиционным оформлением своей речи, поработать над произношением, стилем выступления, определить стиль изложения. Он может быть телеграфным, публицистическим, художественным, либо вовсе академико-научным. Композиция выступления должна базироваться на тезисном плане, либо ходе рассуждений. Поэтому важно определить четкую последовательность всех тезисов и главную, кульминационную изюминку. Немаловажно определить, каков будет средний возраст аудитории, личные и профессиональные интересы слушателей, их социальный статус. Предварительный анализ даст возможность сформулировать тему, подготовить выступление так, чтобы оно вызвало интерес и резонанс. Многие ораторы новички ощущают дискомфорт, не зная места выступления.

Они психологически опасаются новой обстановки.

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются: знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории; умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией; безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию. Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями — значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности. Постоянный контакт с аудиторией ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его.

Понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели. Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория, и её реакция будет неблагоприятной, пассивной. О контакте с аудиторией следует помнить ещё при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта.

К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят довольно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст — это те слова и предложения речи выступающего, в которых говорится о том, как она построена, о чем и в какой последовательности выступающий собирается говорить, то есть метатекст — это текст о тексте. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; в заключении хотелось бы сказать о том, что… Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта, очень важно внести в выступление элементы диалога.

Диалог — основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. Монолог — это искусственное речевое построение. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Поскольку ораторское выступление — это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога. Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи.

При этом, прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5 — 7 слов. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространённые и малораспространённые, односоставные, неполные, не осложнённые. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные, прежде всего на передачу и сохранение информации, а не воздействие.

Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на - ние, - тие, а также подобных им. Любое отглагольное существительное — это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла и требует развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте «Живая беседа». Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает своё авторское Я: своё отношение к предмету речи, к собеседнику. В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Для таких языковых средств - как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы лишь, даже, вот, же , несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение.

Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны знай себе, взял да и.

BEsmart рассказывает, как цель выступления не даст облажаться перед залом

Определение темы и цели выступления это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в.
Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки Этапы подготовки доклада: 1. Определение цели доклада.
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ(6) ДЕЙСТВИЯ со стороны аудитории.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий