Может ли быть передовой педагогический опыт обобщен в форме публичного выступления

Структура материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала. Материал о передовом опыте включает следующие структурные элементы. ть опыт педагогов на методических объединениях и выдвинуть на следующий год кандидатуры согласно положению по разным номинациям на конкурс педагогического мастерства. 2 Представить опыт работы учителей по данной теме на школе молодого педагога. Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения. Следует отметить, что педагогический опыт может быть обобщен и описан как в целом (системой), так и отдельными компонентами. Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения. Следует отметить, что педагогический опыт может быть обобщен и описан как в целом (системой), так и отдельными компонентами.

Обобщение передового педагогического опыта работы

Критерии отбора передового педагогического опыта. К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Если есть затруднения, педагог его разрешает, создаёт опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нём можно и нужно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают и распространяют. Скачать бесплатно презентацию на тему "ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ, ОПИСАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Прокопчик Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебно-методической." в (PowerPoint). Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения. Следует отметить, что педагогический опыт может быть обобщен и описан как в целом (системой), так и отдельными компонентами. В данной статье подробно расписана технология публичного выступления, дана таблица характеристики методической системы.

КГКП «КОСТАНАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ БЫТСЕРВИСА»

Вначале он оказывается обязанным ему своим возникновением, ибо, как известно, новое приходит на смену старому, преодолевает его, чтобы занять место того, что перестало удовлетворять. Впоследствии после общественного признания передового педагогического опыта происходит его столкновение с опытом отрицательным, устаревшим. Таким образом, отражение социально-педагогической действительности будет более глубоким и разносторонним, если объектом специального научного анализа станет наряду с передовым и его антипод — отрицательный педагогический опыт. С гносеологической точки зрения такой подход не только правомерен, но и единственно правилен. Он отвечает известному требованию рассматривать исследуемое во всех его связях. В общем цикле научного исследования опыт стоит в его начале и в конце. Педагогический опыт, то есть практика, выступает как источник познания и как объект преобразования на основе научного обобщения образцов.

Такова типичная логика познавательного процесса, основанного на законах гносеологии. Группируя педагогический опыт по разным основаниям, И. Журавлев предлагает следующую его классификацию1: — по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Отрицательный, в свою очередь, имеет следующие разновидности — устаревший, негативный, отстающий, ошибочный; — по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый; — по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий. Для примера рассмотрим содержание классификации передового опыта по критерию новизны и значимости. Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых социально-педагогических систем, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны.

Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен и относительно легче распространяется. Одной из сложных задач исследователя всегда был и остается поиск образцов передового педагогического опыта. На этой ступени научной работы, во-первых, важно определить источники надежной информации о передовом опыте. Вслед за этим осуществляется отбор объектов изучения, оформляется определенный вид правовых связей исследователя с авторами опыта, разрабатывается программа, по которой далее действует исследователь. Во-вторых, необходимо выявить критерии отбора действительно передового опыта, то есть экспертный аппарат, позволяющий обоснованно зачислить те или иные образцы педагогического творчества в число передовых.

Естественно, что, проводя эту работу, исследователь опирается на официальные оценки опыта со стороны ученых, руководства учебных заведений, административных органов народного образования и т. Однако нередко опыт успешного решения социально-педагогических задач, особенно в микромасштабе, не попадает в поле зрения названных лиц и организаций. В этом случае исследователь, как лицо заинтересованное в выявлении передового опыта, ведет поиск самостоятельно. Обратимся к источникам изучения передового педагогического опыта и дадим их краткий обзор.

Вторая группа условий учащиеся : - уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности. Третья группа условий учебно-материальная база : - наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. Методика обобщение опыта. Выделение основной идеи опыта. Это получение выводов, в которых должны быть отражены связи между изучаемыми явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты. Описание опыта. В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система педагога. Которая включает в себя: - планирование педагогом программного материала; - набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого занятия; - целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении; - внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся; - средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи. Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для профессионального развития коллектива и совершенствования образовательного процесса ОП. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки. Подготовка объектов и субъектов к изучению опыта. Непосредственное изучение опыта: Изучение деятельности педагога, ее результатов: - общая цель ОП, конкретные педагогические задачи; - подходы к отбору содержания обучения, к организации и осуществлению ОП, конкретные педагогические задачи, дифференциация и индивидуализация ОП; - управление процессом усвоения знаний учащимися; формирование навыков компетенций ; - развитие определенны личностных качеств, формирование личностно-социальных компетенций учащихся, системы убеждений и отношений; - владение педагогом разными видами профессиональной деятельности методологической, методической, диагностической, проектировочной, коррекционной и т. Изучение деятельности учащихся, ее результатов: - мотивация учебной деятельности; - уровень владения рациональными приемами репродуктивной и поисковой познавательной деятельности; - уровень самостоятельности мышления и учебных действий; - самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; - коммуникабельность в работе; - сформированность нравственных качеств в учебно-познавательной деятельности. Первичная обработка материалов. Анализ и обобщение, вычленение главного, особенного, общего и единичного в опыте. Описание опыта. Что делается на начальном этапе? Коллективное обсуждение организационных вопросов, распределение обязанностей, определение исполнителей, сроков, методов и приемов работы. Памятка руководителю методисту по изучению опыта работы Предварительная работа с соответствующей литературой. Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы с педагогом, беседы с администрацией, руководителем методического объединения, родителями учащихся, изучение мнения коллег о данном педагоге, изучение результатов работы, знакомство с материалами профессионального портфолио при его наличии ; Посещение учебных занятий, проводимых педагогом. Определение его научно-методической основы, стиля работы. Определение личностно-профессионального воздействия педагога на своих коллег и учащихся; отношение учащихся к изучаемому предмету. Проведение контрольных работ, индивидуальны бесед с учащимися с целью определения уровня и знаний по предмету. Изучение внеурочной, внеклассной деятельности педагога: участие в работе методического формирования, тематических педсоветах, методических декад, подготовка учащихся к олимпиадам, организация факультативных занятий, руководство научно-исследовательской деятельностью школьников, оказание учащимся дополнительных образовательных услуг и др.

Деятельность учащихся: - владеют ли приёмами познавательной деятельности? Материальное оснащение деятельности учителя и учащихся. Какие наглядные пособия и ТСО использовались, рациональность их использования. Результаты обучения: - умеют ли учащиеся не только воспринимать полученные знания, но и самостоятельно их приобретать? В чём, по мнению и наблюдению учителя, проявляются положительные результаты в развитии и воспитании учащихся? Формы обобщения: - рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами; - доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени; - отчёт о педагогическом эксперименте если он ведётся ; - тематическая выставка методических материалов из опыта работы стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия ; - обобщение - описание с методическими выводами. Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта. Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению? Методы пропаганды: - устная пропаганда чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях ; - наглядная пропаганда организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий ; - письменная пропаганда методические рекомендации автора. Памятка по обобщению опыта учителя 1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (практики)

ть опыт педагогов на методических объединениях и выдвинуть на следующий год кандидатуры согласно положению по разным номинациям на конкурс педагогического мастерства. 2 Представить опыт работы учителей по данной теме на школе молодого педагога. Изучение и обобщение передового педагогического опыта – веление времени, целью которого является совершенствование содержания и повышение эффективности учебн. Задачи создания в учреждении системы обобщения и распространения передового опыта: 1. Создать в учреждении оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения передового опыта. В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта. При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты. характеристик и описаний; проблемных вопросов; язык и речь выступающего при этом должны быть максимально точными и однозначными; публичное выступление желательно подкреплять наглядно-демонстрационным материалом.

Лекция 1.7. Тема:Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта

Немного слов скажу о ФГОС ООО, качестве обучения и профессиональном стандарте педагога, кратко изложу уровни, виды и формы педагогического опыта, поделюсь собственной практикой на примере создания публикаций и в конце подведу итоги. 9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей. Педагогический опыт может быть обобщен на различном уровне. Основная часть 1. Этапы обобщения ППО методистами Основные этапы по изучению и обобщению чужого передового педагогического опыта выглядят следующим образом [2]: 1. Определение цели изучения ППО. Приемы внедрения в практику передового опыта. Смысл и цель изучения и обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы достижения мастеров педагогического труда сделать достоянием всех учителей.

Лекция 1.7. Тема:Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта

Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными. I этап - выявление опыта. На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Методы выявления: - анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников; - просмотр организованной образовательной деятельности в образовательном учреждении; -оперативный и тематический контроль; - конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары и др. В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя 1 раз в месяц Проведение консультаций по накоплению материала. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов 1 раз в месяц Коллективный просмотр с обсуждением 2-3 раза Опрос детей, беседа, проведение контрольной образовательной деятельности с детьми.

Отчёт воспитателя в ходе работы Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.

Однако немало ценнейших находок у творчески работающих педагогов исследователь может встретить благодаря личному участию в общении и беседах с ними. Наконец, третью группу источников познания передового педагогического опыта составляет непосредственная профессиональная деятельность преподавателей. Ведущим методом накопления фактов передового опыта выступает наблюдение, то есть непосредственное восприятие педагогических ситуаций. Далее необходимо определенным образом зафиксировать опыт, то есть отразить его содержание таким образом, чтобы обеспечить возможность следующего этапа работы — обработки, обобщения, интерпретации, оценки накопленных фактов. В зависимости от темы, предмета, объекта, цели конкретного исследования, чаще всего используется стенографическое отражение социально-педагогического процесса. Оно представляет собой подробную протокольную запись содержания, методов, приемов, средств, действий, операций участников процесса. При этом подлежит фиксированию не только то, что выступает собственно предметом исследования, а весь процесс, куда органически включено исследуемое явление. В ряде случаев эффективными оказываются фото и киносъемки, видеозаписи педагогических ситуаций.

Реже используется звукозапись и подготовка фонограмм. Работа исследователя по изучению опыта, освещенного в публикациях, по существу не отличается от анализа сообщений в научной печати; она заключается в конспектировании, цитировании, составлении справок, аннотировании, реферировании, использовании формально-логических моделей, матриц сопоставимых данных, ксеро- и фотокопирования. Одним из условий успеха изучения передового педагогического опыта является накопление достаточного по количеству, качеству и разнообразию записи фактов. Это касается работы над объектом любого масштаба, опыта большого числа педагогов или только одного из них, опыта, отражаемого монографически, или опыта успешного решения педагогом какой-либо конкретной задачи. За накоплением и фиксированием разнородной информации о передовом педагогическом опыте по логике научной работы следует обработка всех имеющихся в распоряжении исследователя материалов. Необходимо подчеркнуть, что данный компонент исследовательского цикла, как правило, вызывает специфический познавательный интерес, захватывает, ибо здесь исследователь непосредственно подходит к открытиям. Основная цель обработки образцов педагогического опыта заключается в том, чтобы превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности. Первым шагом по упорядочению разрозненных фактов является, как правило, их классификация. Проводится она по разным основаниям, но главным образом по принадлежности материала к тем или иным типичным педагогическим операциям, действиям, к участникам образовательного процесса, к педагогическим категориям.

Таким образом, перед исследователем стоит задача разработать удобный классификатор, который и станет инструментом обработки фактов. Наиболее распространенными видами классификаторов педагогических данных можно назвать классификаторы координатный, понятийно-смысловой и саморазвивающийся. Конструирование первого состоит в том, что исследователь строит координатную сеть, каждая клетка которой отводится для расположения в ней однородных по цели элементов опыта работы испытуемого. Классификатор удобен тем, что он позволяет достигать одновременно двух целей: упорядочения — группировки фактов, и одновременно их индексирования по горизонтальной и вертикальной осям. В результате применения метода координатного индексирования образуется матрица с наглядным изображением более или менее строго разнесенных фактов. Это позволяет получить системно-структурное изображение определенного комплекса элементов опыта и увидеть в нем целое.

В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта, Познавательные, профессиональные экскурсии.

Межшкольные научно методические обмены. Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций. Фестиваль педагогического творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа передового педагогического опыта. Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем; Б. Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах; В.

Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска; Г. Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта; Д.

Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными. Объективные предпосылки обобщения опыта: Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе. В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников. В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны. Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа. Задачи: 1. Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности. Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по обобщению и распространению передового педагогического опыта предполагает осуществление ряда последовательных этапов. I этап - выявление прогрессивного опыта. На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Очень важно на первом этапе отобрать наиболее существенное, дать предварительную оценку собранному материалу. Поэтому необходимо определить критерии оценки по показателям.

Критерии оценки опыта Показатели I Критерий - высокая эффективность Опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта II Устойчивость результатов Мгновенное улучшение или единичный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога III Сбалансированность и комплексность результатов Данный критерий позволяет установить не только слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

Для его распространения также используются методические совещания, конференции, педагогические чтения, публичные лекции, «круглые столы» по обмену опытом работы, семинары на базе школ, авторские выставки и выставки-презентации материалов, раскрывающих опыт работы педагогов-мастеров, педагогические экскурсии и другие формы работы. К нестандартным формам распространения опыта относятся видеоконференции, дистанционный сетевой семинар, защита авторских проектов и другие. Итак, определенную значимость следует придать в общеобразовательной организации процессу распространения опыта, пропаганде его ведущих идей, так как по мнению К. Ушинского [19] , передается мысль, которая выделена из опыта, а не сам опыт. Данное направление деятельности может реализовываться с помощью использования следующих форм: педагогических советов, конкурсов педагогического мастерства, мастер-классов, конференций, а также через видеоконференции, защиту авторских проектов и других. Заключение В процессе изучения 1 Передовой педагогический опыт раскрыла с двух позиций: в широком значении 2 Определила методы изучения передового педагогического опыта: наблюдение за ходом педагогического процесса, беседа с педагогами, интервьюирование, тестирование, самооценка, рейтинговая оценка, социометрия и другие; к видам обобщения опыта относятся показ, рассказ и описание, представленные в различных формах: научном, методическом и прикладном уровнях. Рассмотрела по Р. Амосову основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта. Данная работа будет успешной в том случае, если она организована систематично и идея изученного и представленного опыта осмыслена, принята другими педагогами и в течение времени отразится на качественных результатах их педагогической деятельности. Педагогические взгляды Н.

Пирогова пирогов педагогика народный образование Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. Пирогов резко выступил... Данное направление деятельности возможно реализовывать с использованием различных форм, в частности, педагогических советов, мастер-классов, научно-практических конференций, через публикации в педагогических изданиях и представление опыта на разных уровнях: районный, региональный, всероссийский. К нестандартным формам изучения или обобщения, распространения опыта можно отнести: дистанционный сетевой семинар, видеоконференции, творческий отчет, банк педагогического опыта, защита авторских проектов, методический альбом, творческая лаборатория. Бабанский, М. Барбитова, А. Барбитова, Ю. Латышев; под ред.

Бордовская, Н. Бордовская, А. Реан; под ред.

Или же переосмысливать и по-новому применять уже имеющиеся. В этом случае педагог становится уже подлинным новатором в своем деле.

Конечно, распространению и внедрению подлежит только положительный передовой опыт. Поэтому все приемы преподавателей-новаторов подвергают такому глубокому анализу и изучению. Передовой педагогический опыт - это активное освоение и дальнейшее применение специалистом на практике новаторских принципов и законов педагогики с учетом определенных особенностей, уровня развития и подготовки детей и собственной личности. Главная характеристика такого новаторского опыта - получение педагогом лучших результатов в рабочем процессе за счет усовершенствования стандартной методики образования и воспитания, оптимальной организации обучения. Критерии передового опыта Мы ознакомились с характеристикой передового педагогического опыта.

Важно теперь разобрать и критерии, которые его определяют. В данном контексте под ними понимаются конкретные признаки объекта. Меры определения выраженности общей характеристики в единичном случае. Что же касается новаторского педагогического опыта, то его определяют сразу восемь критериев. При выраженном наличии всех признаков опыт преподавателя можно считать таковым.

Соответствие тенденциям развития общества Передовой педагогический опыт всегда соответствует тенденциям развития современного социума. Педагоги-новаторы чутко реагируют на требования общества к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Исходя из этого, они отыскивают эффективные пути модернизации традиционного образовательно-воспитательного процесса. Высокие результаты Передовой педагогический опыт также характеризует высокая эффективность и результативность разработанных новаторами методик. ППО дает отличное качество знаний, ощутимые сдвиги в воспитанности обучающихся, общем и специальном развитии детей и подростков.

При этом результаты должны быть и объективными. Деятельность новатора сравнивается не с работой отдельного "традиционалиста", а с деятельностью всех педагогов, применяющих стандартную методику обучения и воспитания. Оптимальное расходование сил ППО не должен требовать от рядового учителя и воспитателя невозможного. Устойчивые положительные результаты наблюдаются при стандартной загруженности преподавателя. Также ценой за высокий уровень знаний не должна быть непосильная нагрузка на ребят.

Большое количество дополнительных занятий, трудоемкие, сложные задания рассчитаны на среднего ребенка, не ведут к перенапряжению и вреду для физического и психического здоровья.

Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др. Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни практический, научный, методический. Соотнесение уровней и формы обобщения: 1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое. Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.

Перспективность и актуальность Обоснование актуальности и перспективности ППО вытекает из пары позиций: Данный опыт способствует решению главных задач, которые поставлены перед образовательным учреждением в настоящий момент времени. Все затруднения и противоречия, которые наблюдаются при массовом применении стандартной практики, решаются именно использованием ППО. Репрезентативность Следует подробно разобрать суть данного критерия. Репрезентативность - это: Достаточная временная проверка наработанного опыта. Подтверждение положительных результатов не только в работе конкретного педагога, но и при массовом использовании другими преподавателями и воспитателями. Возможность повторения и творческого дополнения разработки, возможность сделать ее массовой. Научная обоснованность ППО, прежде всего, должен соответствовать современному развитию методики и педагогики.

Поэтому имеется возможность анализировать наработки новатора с позиции настоящих педагогических знаний. ППО - это и творческие, и теоретические, и практические поиски педагога. Но в любом из этих случаев наработки всегда имеют под собой научную основу. ППО нуждается именно в научном истолковании. Типы педагогического опыта Передовой совершенствующий опыт - это и распространенная классификация. Представим ее отдельные категории. Вот как можно поставить в соответствие типу педагогического опыта передовой: По широте содержания - комплексный и единичный. Например, объединение воспитания и обучения будет считаться комплексным ППО. В зависимости от количества авторов, разработчиков ППО - индивидуальный, групповой и коллективный.

По признаку эффективности - соответственно, дающий высокие и средние результаты. По степени новизны - исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый. Репродуктивный, к примеру, - повторение уже известных научному миру методических рекомендаций. Поисковой - внесение своего творческого элемента в распространенный опыт. По уровню научной обоснованности - эмпирический и научно-теоретический уровни передового педагогического опыта. По характеру той же научной обоснованности - практический и психолого-педагогический. По протяженности во времени - длительный и кратковременный.

Публичное представление педагогического опыта.

Для того, чтобы руководитель оказал эффективную помощь педагогам, ему необходимо знать, какой же опыт квалифицируется как передовой? Что же следует называть передовым педагогическим опытом? Передовым можно считать такой опыт, который, являясь результатом поиска, открывает новые педагогические возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых методов и приемов воспитательно-образовательной работы. В широком смысле слова - это высокое мастерство педагога, такая практика, которая дает высокий педагогический результат. В более узком смысле опыт - это такая практика, которая содержит, элементы поиска, новизны, оригинальности, то, что. Передовой опыт предполагает: - оптимальность, экономичность средств и сил, которые затрачиваются для достижения определенного педагогического результата; - устойчивость, постоянность успехов воспитательно-образовательной работы. Основным при оценке опыта является результат воспитания и обучения, который выражается в высоком уровне знаний, умений, навыков и воспитанности детей, а следовательно в эффективности используемых средств. Высоких показателей можно достигнуть разными путями. В одном случае педагог применяет в работе с детьми что- то новое, свое, и именно эти творческие элементы обеспечивают ему успех в работе.

Этот опыт можно назвать новаторским. Он особенно ценен, так как вносит в практику новое. Педагоги-новаторы направляют свои творческие усилия на создание системы работы, обеспечивающей всестороннее развитие детей в соответствии с программой. В других случаях воспитатели достигают высоких результатов благодаря творческому применению передового опыта в конкретных условиях данного учреждения. Это те педагоги, которые овладели всей суммой знаний в данной области и успешно применяют в своей работе уже разработанные наукой и апробированные опытом методы и приемы. Положительный опыт таких педагогов, которые хотя и не создали своего, оригинального, но грамотно используют передовое, также может служить образцом для тех, кто еще не достиг высокого уровня работы. Изучать и внедрять в практику следует опыт педагогов обоих направлений. Работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта должна удовлетворять следующим важнейшим требованиям: быть актуальной по направленности, объективной по содержанию, научной по характеру и методам осуществления и действенной по результатам.

Памятка по методике обобщения и внедрения передового педагогического опыта. Изучение передового опыта — это длительное наблюдение за работой педагога посещение занятий, режимных процессов и т. Обобщение передового педагогического опыта надо начинать с анализа качества знаний, владения программным материалом сознательного и прочного усвоения его , уровня воспитанности, владения навыками культурного поведения. Пример: Халиуллина Д. Качество знаний- диагностическая карта педагогов, владение программным материалом, уровень воспитанности детей- диагностика и т. Провести анализ передового педагогического опыта — это значит: - выявить способы, приемы, посредством которых достигнут положительный результат; - выделить главное; - выяснить, нет ли перегрузки детей, не достигаются ли успехи по данному вопросу за счет других; - определить, есть ли в передовом опыте истинная новизна, нет ли надуманных приемов; - определить научность методов, соответствуют ли они требованиям педагогики и психологии, учитывают ли возрастные и индивидуальные особенности детей; - выяснить, в какой степени они развивают познавательную активность и способности детей; - четко определить систему работы педагога. Этапы и методы изучения передового опыта. Определение целей и задач изучения.

Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты? Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?

Формы обобщения: - рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами; - доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени; - отчёто педагогическом эксперименте если он ведётся ; - тематическая выставка методических материалов из опыта работы стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия ; - обобщение - описание с методическими выводами. Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта. Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению? Методы пропаганды: - устная пропаганда чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях ; - наглядная пропаганда организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий ; - письменная пропаганда методические рекомендации автора. В Педагогическом энциклопедическом словаре находим толкование: «Опыт педагогический — это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки». Педагогический опыт — это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня. При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии.

Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности и эффективности опыта при решении педагогических задач. Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить: что он умеет делать лучше, чем другие предмет деятельности. Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта. Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок и отразить в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом.

В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения. Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы конспекты, сценарии, технологические карты уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы. Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта - это аналитическая деятельность.

Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства.

Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др. Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни практический, научный, методический. Соотнесение уровней и формы обобщения: 1. Практический, формы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое. Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.

В практике нашего ДОУ опыт обобщается по-разному: в виде буклетов, плакатов, докладов. На данном этапе не исключается работа самого педагога по описанию личного опыта. Формы представления опыта: Одна из самых сложных форм обобщения материала — это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: Показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта. Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления. Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала детские работы, дидактические игры и т. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека; Мастер-класс — одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей; Показ-панорама — моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей; Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала; Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта.

Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы. IV этап-распространение и организация ППО.

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта

Что такое передовой педагогический опыт? К передовому педагогическому опыту относится такая практика, которая содержит в себе элементы: •творческого поиска •новизны •оригинальности. т.е. то, что называется новаторством. Памятка педагогу по обобщению опыта. 1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составляйте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу, ведите поиск педагогических, методических идей, совпадающих с тематикой личного опыта. значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое. Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся. педагогического опыта для стилистического анализа; фрагменты статей для. чтения вслух, написанные в разных стилях речи; перечень фраз, рекомендуемых. для написания аннотации; чистые листы бумаги; маркеры.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (практики)

Структура материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала. Материал о передовом опыте включает следующие структурные элементы. Передовой педагогический опыт • Заимствование опыта – творческий процесс • Поэтому освоение опыта нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта. Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий