Формы выступления на семинаре педагогов

дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов). Современные формы демонстрации компетентности педагога. Что такое семинар-тренинг? Это особая форма обучения, которая отличается от традиционных тем, что участники учатся на своем непосредственном опыте, конечно, под «управлением» модератора, руководителя семинара. Лекция как организационная форма обучения — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Сценарий выступления на семинаре «Формы обобщения и представления педагогического опыта»

Например, найти трибуну, где это будет незаметно, взять в руку микрофон или папку с докладом. Если есть возможность, попробуйте сесть. Этот пункт возвращает нас к подготовке. Если вы хорошо знаете тему, то будете меньше волноваться. Не стоит бояться слушателей: раз они пришли, значит им чем-то интересны вы, ваша тема, ваши знания.

Постарайтесь восхитить людей и сделать так, чтобы они полюбили вас. От доклада можно отойти Я постоянно наблюдаю за реакцией людей. И если понимаю, что потерял внимание зрителя, позволяю себе отвлечься: рассказать историю, случай из жизни, задать вопрос в зал. В онлайне это сделать сложнее, но тоже можно.

Например, внимательно наблюдаю за активностью в чате. Если она падает, я прошу аудиторию поставить плюсики или лайки, ответить на мой вопрос. Это заставляет людей проснуться. И вот вы вновь поймали их внимание и можете продолжать выступление.

Вдохновляйтесь Нужно любить то выступление, которое вы планируете. Если оно будет скучным для вас, зрители сразу это поймут, и вы потеряете их внимание. Поэтому вдохновляйтесь своей темой и любите её. Можно возразить, что бывают рядовые совещания, где вам нужно просто сделать доклад.

Когда вы рассказываете о любимой работе, а значит, сможете найти какой-то интерес. И когда оратор «горит» темой, зрители тоже увлекутся ей. Улыбайтесь Улыбка хорошо помогает выступлению: она раскрепощает вас, снимает зажим. Как говорил режиссер В.

Мейерхольд, сначала вы действуете, а потом приходит эмоция или переживание. Здесь то же самое. Вы улыбнулись, и ваше настроение улучшилось. А зритель поймет, что вы хороший, позитивный, добродушный человек.

Уфа, март 2015 г. Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня квалификации педагогов работающих в современных дошкольных образовательных учреждениях. Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития. Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство. The article is devoted to the problem of raising the level of qualification of teachers working in a modern pre-school educational institution. The author has identified effective ways of working with teachers in the development mode. В современном мире на дошкольные образовательные учреждения общество возлагает очень важные задачи — воспитывать, обучать и готовить к жизни то поколение людей, от которых будет зависеть уровень развития современного российского общества в будущем. В связи с этим одной из актуальных задач в дошкольном образовательном учреждении является правильная, грамотная работа с коллективом педагогов, направленная на повышение творческого педагогического мастерства, проявление ими индивидуальности. Индивидуальность выражается в своеобразном самостоятельном видении мира, обусловливающем индивидуальное, самостоятельное отношение к нему, специфическое, избирательное восприятие действительности, специфическую, своеобразную логику своей деятельности [4, С. Существуют разнообразные современные формы работы с педагогами в режиме развития.

Консультирование — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса. Рабочая тетрадь — тетрадь, призванная активизировать учебно-познавательную деятельность педагога. Тетрадь способна обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности. Курсы повышения квалификации — способствуют обновлению знаний и навыков специалистов, имеющих профессиональное образование, для повышения уровня их квалификации.

Как свидетельствует опыт, консультации могут быть двух видов - групповые и индивидуальные.

На групповой консультации преподаватель обычно называет тему предстоящего семинарского занятия, вопросы и порядок их обсуждения; дает краткий обзор источников и раскрывает их значение для наиболее полного рассмотрения соответствующих теоретических проблем. При этом он обращает внимание на наиболее сложные вопросы, которые могут вызвать затруднения, дает советы о путях их преодоления; рекомендует наиболее целесообразные способы организации самостоятельной работы. Проведение индивидуальных консультаций проводится преподавателем в специально отведенное время. В этом случае к нему за помощью могут обратиться как те, кто испытывает трудности в изучении данной темы, так и студенты, которые хотели бы более глубоко разобраться в вопросах семинара. Начинается семинар со вступительного слова преподавателя 5-7 мин.

В нем педагог называет тему семинара, цель, замысел и задачи, обращает внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывает порядок проведения занятия. По форме вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным, обладать эмоционально-психологической действенностью. Важнейшей частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В зависимости от формы занятия преподаватель, сформулировав первый вопрос, предлагает выступить желающим или сделать сообщение фиксированное выступление , заранее подготовленное студентами. Успех семинара во многом зависит от содержания выступлений, докладов, рефератов студентов.

Поэтому преподавателю важно определить к ним требования, которые должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль обучаемых. Как показывает опыт проведения семинаров, в выступлениях студентов должны получить отражение теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов и подходов. Выдвинутые теоретические положения должны быть подкреплены фактами, примерами, иллюстрациями из жизни, из достижений науки, искусства. Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Но в любом случае необходимо создавать на нем атмосферу творческой дискуссии, живого, заинтересованного обмена мнениями.

Однако дискуссия не самоцель. Она полезна, если способствует глубокому усвоению обсуждаемого вопроса. В ходе семинара важно, чтобы студенты внимательно слушали и критически оценивали выступления товарищей. Руководителю семинара не следует сразу после выступления студента делать ему замечания. Лучше предоставить эту возможность самим участникам семинарского занятия.

В методике проведения семинаров по психологии появились некоторые новые тенденции. Сюда в первую очередь надо отнести усиление проблемности проводимых занятий, повышение роли диалога и дискуссии, более активный выход на постановку и обсуждение острых вопросов жизни, отказ все большего числа обучаемых от использования во время выступления подробных записей. Важным элементом семинара является заключительное слово преподавателя. Оно может быть общим - в конце семинара и частным -после обсуждения отдельного вопроса плана семинара. Глубокому и осмысленному усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинаре.

Дискуссия - метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Она требует от студентов напряженной самостоятельной работы, рождает у каждого из них потребность высказать собственную точку зрения, свое мнение по обсуждаемому вопросу. Дискуссия на семинаре возникает разными путями: 1 непроизвольно, стихийно, как реакция на нестрогое изложение материала, ошибочную формулировку или неоднозначное понимание обсуждаемого вопроса участниками семинара; 2 планируется и организуется преподавателем. Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Этика дискуссии предполагает, чтобы ее участники проявили принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление.

Это выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий, полноте и правильности изложения мысли оппонента при критическом анализе. В ходе семинара возможны ситуации, когда число желающих принять участие в дискуссии превышает возможности занятия. В этом случае преподавателю приходится решать вопрос о том, кому предоставить слово. Принять правильное решение преподавателю позволяет хорошее знание студентов, уровня их подготовки, активности, психологических особенностей.

Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными студентами, либо по итогам глобальных, фундаментальных частей курса. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, таких как семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги. Интерактивный метод в отличие от пассивного — лекция и активного — традиционный семинар предполагает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

В этом случае задача преподавателя заключается только в том, чтобы направлять студентов к достижению целей, но непосредственно достигается цель лишь в процессе активной взаимонаправленной деятельности самих учащихся. К интерактивным видам семинаров относятся следующие. В этом случае упор делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Особенно уместен этот вид семинара в тех случаях, когда надо познакомить студента с темами, получившими неоднозначное освещение в науке. При этом важно, чтобы источники информации, которыми пользуются студенты, были разнообразными, представляли разные точки зрения на проблему. При проведении семинара в такой форме ведущий должен максимально корректно направлять дискуссию, задавать вопросы, оживляющие её течение, направлять её в нужное русло и т. Данная форма семинара включает в себя выступление студента по заранее оговоренной теме, после которого каждый студент группы должен задать докладчику свой вопрос.

Вопросы и ответы на них составляют основную часть семинара. Формулировки вопроса являются показателем того, насколько тот или иной студент подготовился к обсуждению данной темы, изучил предложенную литературу и т. Если ответ докладчика кажется преподавателю недостаточным или поверхностным, преподаватель может попросить слушателей развить и дополнить ответ и только после этого может сам внести какие-то коррективы и дополнения. За «круглым столом» учащиеся чаще всего встречаются со специалистами, учёными, деятелями искусства, представителями общественных организаций, государственных органов и т. На таком семинаре, перед которым преподаватель поручает студентам подготовиться к обсуждению одной или нескольких связанных друг с другом проблем, идет поиск ответа на поставленные вопросы при помощи так называемого «мозгового штурма», групповой рефлексии. Для проведения такого семинара студенты должны быть достаточно подготовлены не только теоретически, но и иметь навыки командной работы, быть психологически совместимыми и т. Данный тип семинара направлен на разбор конкретной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью студента.

Задача преподавателя — максимально полно смоделировать определённую профессиональную ситуацию. Основная цель ситуационного анализа — научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения. В данном случае подразумеваются мастер-классы, которые проводятся самими студентами для других обучающихся с целью обмена опытом, повышения образовательного и профессионального уровня. Это могут быть мастер-классы, проводимые студентами старших курсов для младших или преуспевшими в овладении какими-то навыками студентами для других студентов той же группы. Ролевые и деловые игры имитируют тот или иной аспект будущей профессиональной деятельности студента. В ходе игры её участники получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в процессе игре.

Формы методической работы с педагогами

Панорама педагогических достижений школы. Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного учителями школы. Предлагается к изучению опыт двух-трех учителей. В течение недели педагоги показывают систему урочной и внеклассной предметной деятельности. Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.

Содержание педагогического опыта. Оценка опыта. В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта, Познавательные, профессиональные экскурсии. Межшкольные научно методические обмены.

Кто-то рисует поле, а кто-то натюрморт - пожалуйста! Главное пусть это будут сюжеты, просчитанные вами, опробованные и не вызывающие у вас лично никаких сложностей и вопросов. Если вы не чувствуете в себе сил работать сразу над несколькими проектами в рамках одного мастер-класса, то установите единую тему для всех учеников.

Передача навыка Это основной компонент мастер-класса, где от вас потребуется структурированная подача заготовленного материала. Далее ответьте на вопросы участников и объясните, где искать дополнительную информацию по теме. Параллельно с изложением материала желательно рассказывать о распространенных ошибках, которые допускаются во время выполнения определенного вида работы например, при обработке фотографий. За счет такого подхода участники смогут глубже проработать навык и узнать не только, как надо, но и как не надо выполнять заданное практическое упражнение. Когда все будет готово, расскажите о дополнительных сценариях, при которых можно модифицировать полученные знания и использовать полученный навык в большем количестве случаев например, в поиске информации в сети Интернет. Советы по подготовке Чтобы не выйти за рамки отведенного времени, проведите качественную подготовительную работу: составьте план выступления, отрепетируйте речь и разработайте презентацию. В презентации у вас должны отображаться все основные тезисы, по которым можно воспроизвести суть мастер-класса — это нужно, чтобы вы могли сделать рассылку и оставить участникам памятку о своем выступлении. В конце обязательно подведите итоги и выделите все ключевые мысли, озвученные на мастер-классе.

Это влияет на запоминание и стимулирует аудиторию перейти к самостоятельному изучению других ваших материалов. Дайте нужные ссылки и объясните, как они помогут развить новый навык. В общем, это время вашей рекламы самопрезентации, а может быть и стартапа, или вашего личного проекта. Консервирование новых идей До и после мастер-класса наблюдайте за аудиторией и обращайте внимание на обсуждаемые проблемы. Например, вы запланировали и провели мастер-класс по контенту для социальных сетей, а многим пользователям хотелось бы научиться выпускать ролики для ютуба. Если вы работаете с контентом, то на следующем мастер-классе можете поговорить о сильном сценарии. Чем больше болезненных проблем вы подметите, тем больше выступлений сможете организовать. В итоге вы получите статус эксперта, и завоюете благодарность аудитории, научитесь продвигать свои умения в бизнесе.

Последовательность продвижения вашей идеи мастер-класса в лицее. Продумать идею и предположить заинтересованную аудиторию 2. Пройти консультацию по предложению вашего мастер-класса 3. Подготовить предложение и выступить на заседании проектной группы 4. Определить аудиторию, сроки и формат мастер-класса 5. Провести мастер-класс 6. Получить сертификат о проведении мастер-класса Пользуйтесь предложенными рекомендациями и попробуйте подготовиться к своему первому мастер-классу. Желаем вам удачи!

Форсайт- это Форсайт англ. Форсайт — проект — обоснованное предвидение развития территорий, бизнеса, социума, общественных институтов. Форсайт-сессия — система мероприятий, обеспечивающая совместную деятельность по определению и созданию возможного будущего, достигающая целей обучения при погружении в современные методы анализа, моделирования и прогнозирования. Цель проведения Форсайт-сессии: формирование тренда, определить схематично границы, как может измениться мир. В Лицее используется Коммуникационный форсайт, легкая форма — Rapid Foresight "Скоростной Форсайт" : обсуждение заинтересованными сторонами всех факторов, оказывающих базовое влияние на формирование задачи, составление «дорожных карт», создание способов для того, чтобы добиться поставленных целей. Суть Форсайта - наличие продуманного алгоритма, по которому совершается движение к намеченной цели. Результат сессии — это составление общего коллективного мнения, который показывает: как достичь цели с точностью как в аптеке. Этапы форсайт-сессии: 1.

Участники проекта проговаривают и оценивают его, намечают на карте - схеме: тренды; технологии развития; форматы и будущие возможные события. Каждый из участников составляет и анализирует свое направление, затем представляет результаты на обсуждение. Участники проекта, разбившись по группам, анализируют ключевые рынки.

Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций. Фестиваль педагогического творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа передового педагогического опыта. Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем; Б.

Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах; В. Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска; Г. Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта; Д. Создание базы данных педагогического опыта; Е. Распространение новых полезных педагогических разработок коллег. Школа профессионального мастерства.

Такой опыт позволяет особенно эффективно формировать у студентов навыки педагогической работы, свободного выступления, ведения дискуссии. Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительно самостоятельные формы проведения семинаров, следует подчеркнуть, что они имеют и много общего.

Главное в обеих формах — в творческом обсуждении соответствующих вопросов. Разница лишь в начальном звене обсуждения. В первом случае студент не имеет предварительного поручения преподавателя на исходное выступление. Преподаватель либо предоставляет ему слово непосредственно на данном занятии, либо по его заявке, либо по вызову если этот студент не проявил активности на предыдущих семинарах. Очень важно добиваться того, чтобы каждый участник семинара был готов дать такое развернутое выступление по любому вопросу плана, которое приближалось бы по своему содержанию к заранее фиксированным докладам. Но, разумеется, как бы мы ни стремились к этому, предварительно порученные отдельным студентам доклады готовятся более основательно. В этом их преимущество. Однако, опыт показывает, что при докладной системе с большим трудом удается обеспечить подготовку всей группы по тем вопросам, которые распределены в качестве докладов.

Во избежание разночтения уместно определять освещение студентом основного вопроса семинара в ходе развернутой беседы как «исходное выступление», а при докладной системе — как «доклад», дополнения и замечания по исходному выступлению и докладу — как «выступление на семинаре», изложение письменного реферата — как «реферативный доклад». Исходные выступления и доклады носят характер краткого и вместе с тем аргументированного сообщения по определенной проблеме, в котором раскрывается ее теоретическое и практическое значение, содержится критика антинаучных толкований данной проблемы. Об этих требованиях преподаватель должен сообщать студентам уже на первом семинарском занятии. Некоторые преподаватели считают, что требование стройного и всестороннего освещения вопроса докладчиком выступающим якобы снизит активность группы. Поэтому следует, мол, давать возможность студенту просто высказывать то, что он знает по данному вопросу. Подобная практика представляется неэффективной, поскольку она не ориентирует студентов на то, чтобы они знали вопрос в целом. Активность же на семинаре обусловливается в первую очередь высокой подготовленностью не только докладчика, но и всей группы. Опыт показывает, что этого невозможно достичь, если студент, выступая первым по основному вопросу плана семинара, сообщает лишь то, что привлекло его внимание, а не то, что он должен знать в целом по данному вопросу.

Только при условии обстоятельного сообщения другие студенты смогут дополнить докладчика выступающего , верно подметить его сильные и слабые стороны. Темы докладов могут полностью совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать одну из его сторон, в частности, связанную с практическим ее значением. Нередко практикуются доклады и сообщения по какой-либо литературной новинке. В зависимости от этого меняется и характер предварительной работы преподавателя при подготовке к семинару. Если по теме, совпадающей с вопросом плана семинара, он консультирует всех студентов, то во втором и третьем случаях необходима индивидуальная работа с докладчиком, обсуждение совместно с ним плана доклада, дополнительной литературы. Обсуждение рефератов студентов. Между понятиями реферата и доклада нет существенной разницы. Обычно под рефератом понимается письменная работа, посвященная анализу того или иного произведения или какой-то проблеме на основе ряда книг, статей.

Реферат может быть публично оглашен, а может остаться в рукописи. Что касается доклада, то это, напротив, прежде всего устное сообщение, которое не обязательно пишется автором целиком. Докладчик может выступить без предварительного составления текста, имея перед собой лишь план, тезисы или конспект выступления. Кроме того, от обычных докладов реферат отличается большей самостоятельностью, углублением элементов собственного исследования, творческого поиска, научности. Хорошо, если реферат был предварительно прочитан перед семинаром остальными студентами, но практически это обеспечить затруднительно. Поэтому зачастую автор воспроизводит свой реферат в качестве устного доклада. Подготовка реферата требует длительного срока две-три недели. Содержание его должно быть связано с темой семинарских занятий.

Обычно это бывает одна из теоретических проблем, которая освещается под специальным углом зрения, связанным со специализацией студента данной группы или с текущими социально-политическими событиями. Это может быть также сообщение о результатах научных, социологических исследований, проведенных студентом под руководством преподавателя. Реферативные доклады целесообразнее всего ставить на заключительном семинаре по наиболее значимой теме, когда ее основные вопросы уже рассмотрены на предыдущих семинарах. Подготовка реферата требует значительных усилий со стороны студентов и преподавателей.

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования

После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Такие формы работы не требует значительных ресурсов, позволяет любому педагогу изучать ППО в любое время и возвращаться к нему при необходимости. Второй вариант передачи опыта предполагает теорию с практикой, обязательное участие группы людей. Основные темы раздела Методическая. 2. Анализ анкетирования педагогов Центра «Трансляция эффективного педагогического опыта как средство повышения квалификации педагога» (Люстрова Н.Ю.) 3. Открытые занятия как форма трансляциии обмена накопленным педагогическим опытом (Робашевская Е.И.). Одной из активных форм методической работы является «Аукцион идей», который может проходить частью педагогического совета или семинара. Педагоги заранее готовят для аукциона лоты-товары (сценарии, идеи, разработки и т.д.) и перед аукционом представляют их. Семинар-педагогический анализ. Эта форма семинара направлена на развитие творческого мышления педагога, его аналитических и синтетических способностей. С методической стороны это означает осмысление достижений науки и результатов педагогической деятельности.

Современные формы проведения семинаров в школе

Во многих школах действуют педагогический театры, студии, агитбригады, в которых молодые педагоги осваивают основы педагогической техники в ходе подготовки и проведения различных выступлений, концертов. Одной из активных форм методической работы является «Аукцион идей», который может проходить частью педагогического совета или семинара. Педагоги заранее готовят для аукциона лоты-товары (сценарии, идеи, разработки и т.д.) и перед аукционом представляют их. Методика оценки выступлений студентов для преподавателей. Основные функции семинара как формы обучения. Семинар — один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания.

Конкурсное задание «Методический семинар». Несколько советов от методиста

Методы и формы проведения педагогических советов • формой познания действительности самим учителем. Вспомним педагогическую структуру урока (обращение к участникам семинара). Выстраивается взаимосвязь: какова ЦЕЛЬ, такова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по её.
Методическая копилка в детском саду ДОУ по ФГОС класс "Активные формы воспитательной работы с детьми".
Современные формы проведения семинаров в школе Методика оценки выступлений студентов для преподавателей. Основные функции семинара как формы обучения. Семинар — один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания.
5 способов провести эффективный педсовет Формы методической работы с педагогами (пассивные). Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом.

Виды семинаров. Педагогика

В рамках работы методических объединений проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. Заседания регулярные , включают в себя открытые уроки, обмен опытом, изучение новинок методической литературы. На ПМ поднимались наиболее острые проблемы по преподаваемым дисциплинам. Традиционным видом методической работы стало проведение предметных недель. Кадровое обеспечение образовательного процесса: На начало учебного года школа была полностью укомплектована педагогическими кадрами. В школе 20 учителей, в филиале -трое. В первом полугодии прошлого учебного аттестовались 3 педагога начальных классов Денисова Т. Все они подтвердили и получили 1 квалификационную категорию. В данный момент аттестацию проходят 5 педагогов.

За учебный год предметные курсы повышения квалификации прошли 7 учителей: Тарасов С. Курсы повышения заместителей директоров по УР прошла Алексеева О.

Плюсом этой разновидности семинара является возможность вовлечь в обсуждение довольно большое количество студентов, хотя часть аудитории всё равно может оставаться пассивной особенно при максимальной активности своих товарищей. С другой стороны, при недостаточной проработке этого семинара может получиться так, что докладчик не осветит тему полностью, а основная аудитория не изучит вопрос, понадеявшись на докладчика. Для расширения вовлеченности студентов в процесс обсуждения методисты рекомендуют назначать не только докладчиков, содокладчиков, но и дублеров, и оппонентов, сообщения которых также должны быть подготовлены заранее. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы каждый студент был готов дополнить и проанализировать доклад своего товарища, прослушав его на занятии.

Но слабая сторона этого вида семинаров очевидно заключается в том, что значительная часть аудитории может оказаться не вовлечённой в обсуждение. Близкий по форме к обсуждению докладов или рефератов, семинар-конференция обычно проводится по итогам изучения дисциплины в целом, часто — для нескольких групп или потока в целом, по возможности — на «сдвоенном» занятии 4 академических часа. На обсуждение выносятся ключевые темы курса в целом, позволяющие закрепить представление о фундаментальных, системных вещах. Доклады не должны длиться больше 7-10 минут. Показателем эффективности подобной формы семинарского занятия является живое и заинтересованное обсуждение, превышающее время, отведённое на сам доклад. Этот вид семинара развивает у студентов навыки научного комментирования, умение находить в тексте фрагменты, нуждающиеся в комментарии, вскрывать дополнительные, внутренние слои и подтексты памятников, учитывать разные научные гипотезы и т.

Данная форма семинара актуальна главным образом для начальных курсов, позволяет студентам окунуться в атмосферу, окружавшую людей изучаемой эпохи, представить себе окружение рассматриваемых авторов и т. Основная трудность связана с тем, что время, требующееся на такого рода поездки, не укладывается в расписание занятий, так что чаще всего подобные экскурсии проводятся во внеучебное время. Основная задача письменной контрольной работы — фронтальная проверка знаний студентов во всей группе. Редко семинар целиком посвящается контрольной работе — это возможно только в том случае, когда по результатам такой контрольной работы выставляется итоговая оценка или зачёт по дисциплине в целом. Чаще всего письменная контрольная работа занимает от четверти до половины занятия, иногда — 10-15 минут в начале или в конце пары. Методисты рекомендуют проводить контрольные работы один-два раза в семестр.

Проведя контрольную работу, на следующем занятии методически правильно обсудить её результаты, заострить внимание на сделанных ошибках, уточнить понимание тех вопросов, которые по итогам контрольной работы оказались недостаточно хорошо усвоенными. Обсуждение может принимать характер «работы над ошибками», когда учащемуся в ходе обсуждения предлагается самому исправить допущенные неточности или ошибки. Коллоквиум представляет собой собеседование преподавателей со студентами. Обычно коллоквиум проводится силами всех преподавателей кафедры, ведущих данный курс а иногда привлекаются и аспиранты. В результате беседа проводится с каждым студентом и имеет своей целью не только выяснение, но и углубление знаний учащихся. Коллоквиум обычно проводят либо по самым сложным темам курса, которые обычно остаются недостаточно усвоенными студентами, либо по итогам глобальных, фундаментальных частей курса.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, таких как семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.

Сократовский метод, как известно, состоял в предъявлении ученикам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводит к истине. Проблемный вопрос обрастает большим числом мелких и частных вопросов, ведущих к общему ответу. Но ответ не формулируется — каждый участник беседы делает для себя выбор, хотя не исключено, что данный выбор обсуждается гласно. Брейн-ринг — интеллектуальная игра, способствующая развитию творческих способностей педагогов, логике мышления, популяризации знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила заимствованы из одноименной телеигры, основанной на принципах состязательности команд в сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.

Педагогическая викторина — занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности логической, хронологической и др. Вопросы обычно объединены общей темой. Викторины могут быть педагогические, психологические, методические, морально-этические и смешанные, включающие вопросы из различных областей знаний и человеческих отношений. Гостиная поэтическая, музыкальная, педагогическая… — форма занятий, способствующая объединению людей для свободного общения по интересам. Сбор гостей проходит под тихую, мелодичную музыку. Стулья ставятся так, чтобы все могли видеть друг друга.

Выбираются ведущие хозяева гостиной , которые руководят ходом мероприятия. Первый момент — представление гостей. Тематика гостиной определяет тематику высказываний, воспоминаний. Затем предлагается обмен сувенирами. В гостиных нередко звучат забавные истории, анекдоты, связанные с тематикой. По ходу обсуждаются возникающие проблемы.

Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и нам стареть не дает. Трудности закаляют на пути к счастью. Слайд 5.

Например «Слушается дело о нарушении педагогической этики» или «Здоровый педагог — здоровые дети». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующий — судья, один из педагогов защитник, воспитатели — свидетели. Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается. Педагогический совет в форме судебного заседания - Защита инноваций.

Каждой группе участников педагогического совета дается задание - предварительно подготовиться познакомиться с инновационным опытом и в лаконичной форме 2-5 мин. Группа выбирает исполнителей следующих ролей: - автор-новатор - носитель передовых идей, спикер группы; - оптимисты - защитники идеи, ее пропагандисты; - пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей; В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям, и по другим воспитанник - воспитатель - родитель, воспитатель - руководитель и др. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации. Слайд 6.

Каждый должен знать и высказывать собственное знание, умение, учится отстаивать его, доказывать свою точку зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему. В споре все равны.

Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например: "Нужны ли детскому саду стандарты? Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9.

Слайд 10. Организатор круглого стола продумывает вопросы к обсуждению. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы: - учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала; - проблемные — служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий; - организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике; - системные — это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему. Формы проведения круглого стола: - коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы; - регламентированная дискуссия или диспут — публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы; - учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы ; - учебные встречи со специалистами за круглым столом участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту.

Слайд 11. Позволяет получать большой объем сконцентрированного знания за короткое время. Обучение происходит через опыт педагога по схеме: опыт — анализ — выводы — применение. На выходе участник получает знания и навыки, которые может применять непосредственно на практике, так как обучение происходит на моделировании реальных рабочих ситуаций.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Подготовка преподавателя к семинару

Основы ИКТ технологии Работа в каких текстовых редакторах подразумевает набор текста, редактирование и форматирование? MS Word, Microsoft Publisher. В какой программе создаются презентации? Microsoft Power Point. В какой программе производится работа с электронными таблицами, в т. MS Excel. Какие образовательные сайты Вы часто используете в работе? На каких сайтах публикуетесь, участвуете в конкурсах? Поисковая система — это …?

Оцените степень необходимости сайта педагога?

Педагогам труднее исполнять роли учащихся, а не роли других членов педколлектива. Иной раз учащиеся более мобильны в решении определенных ситуаций, чем их педагоги. Этот факт свидетельствует о необходимости участия учителей в различных играх, особенно в тех, которые они планируют проводить совместно с учащимися на уроках. Следует отметить, что игровая модель учебного процесса строится на включении учителей в процесс игрового моделирования изучаемых событий, явлений, на проживании ими нового опыта в обстановке игры. Результатом этого процесса должны стать новые технологии, новые методические приемы, виды работ, которые, несомненно, обогатят всех участников игры. Урок-панорама на занятиях заседаниях проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр используется реже. Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию.

Урок-панораму следует проводить на занятиях одного методобъединения или кафедры. Механизм проведения этой формы методической работы таков: участники работают в группах по 2-3 человека или индивидуально; педагоги сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим; участники получают из библиотеки учебники и учебные программы; каждая группа либо каждый самостоятельно работающий педагог составляет план занятия, четко планируя все его этапы и использование современных традиционных и нетрадиционных методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе; игроки защищают свои варианты разработок уроков защита проводится в присутствии всех участников ; участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели образовательной, развивающей, воспитательной и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися; в роли арбитра выступает куратор-ученый, либо председатель методобъединения, либо заведующий кафедрой. Очень важно, что участие педагогов в любой игровой модели трансформирует их позицию, которая балансирует между ролью организатора, помощника, соучастника общего действия. Значительна роль этой модели занятий заседаний проблемных микрогрупп - методобъединений кафедр при заключительном ретроспективном обсуждении проигранных ситуаций, ролей и т. Несомненно, эта модель обучения обогатит педагога в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте. Следует лишь помнить, что при использовании на уроке эта форма может выродиться в иллюстративное или эмоционально-оживляющее дополнение к репродуктивному традиционному обучению учащихся. Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей. Организация лекториев учеными-дидактами, психологами, социологами, дефектологами, логопедами, врачами-педиатрами, психоневрологами и др.

Специалисты планируют тематику лекций на актуальные темы для учителей и родителей, а также проведение групповых и индивидуальных ежедневных консультаций. Программа и тематика лекций согласовывается с администрацией школы, с научно-методическим координационным Центром, информационно-аналитическим Центром и предлагается учительскому коллективу школы. Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки. Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки тот же, что и в вышеизложенном пункте. Важно заметить, что вся ответственность за реализацию этой формы работы ложится на ученых-кураторов кафедр, на научно-методический координационный Центр и информационно-аналитический Центр. Но педколлективучреждения должен отстаивать свое право решать, какие книги и статьи читать, какие новейшие технологии осваивать, какие инновации и нововведения использовать в процессе обучения и воспитания учащихся, какие эксперименты апробировать. Например, коллектив учителей начального звена школы использует технологию обучения учащихся на коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь, а учителя кафедры физики, математики и информатики гимназии успешно внедряют технологию модульного обучения учащихся. Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла Все формы методической работы проблемных микрогрупп - методобъединений, кафедр связаны с практическими умениями педагога, а это-либо открытые уроки, либо внеурочные мероприятия.

На них педагог демонстрирует коллегам апробированные им различные формы уроков, виды, приемы работ, дающие высокие конечные результаты в процессе обучения учащихся. Иногда педагог приглашает коллег и на начало эксперимента, когда у него есть лишь гипотеза, которую необходимо проверить, но он сам не предполагает, не видит результата, поэтому экспертное заключение присутствующих на уроке или внеурочном мероприятии очень важно. Следовательно, открытый урок или внеклассное мероприятие - это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия уроков смогли приглашать на них своих коллег. Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, различных мероприятий или их цикла является предметом серьезного разговора на занятиях заседаниях проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр. При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач: Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т. Умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока или мероприятия. Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися. Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.

Технология таких обсуждений выработана давно и почти не претерпевает изменений. Выставки и отчеты по самообразованию Отчеты по самообразованию учителей и воспитателей прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности как учителя, так и учащегося. Научно-практические конференции, педагогические чтения Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Темы научно-практической конференции или педагогических чтений должны быть связаны с единой методической темой школы и не носить случайный характер, а отражать опыт учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую в конце концов к положительным результатам. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами ученического труда и т. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются после того, как выступающий ответит на вопросы , часто в дискуссионной форме. Нередко практика проведения конференций и педчтений сводится к изложению выступающими публикаций из педагогической прессы и трудов ученых-дидактов.

Подобное происходит в том случае, когда не проводится достаточная работа по подбору практического и иллюстративного материала из опыта работы учителя в период подготовки и корректировки докладов выступающих членов педколлектива, когда им не оказывается грамотная методическая помощь. Уместно вспомнить в таком случае слова ученого Р. Генри Мильора, который остроумно заметил: «Неудача в подготовке - все равно что подготовка к неудаче». Естественно, что при отсутствии тщательной подготовки к проведению этих форм работы, будет зря и безрезультатно потрачено время педагога, а самое главное - это разочарование и неудовлетворенность самих участников весьма важными формами методической работы. Успех проведения конференций, предпочтений зависит от степени их подготовленности, от участия в подготовке кураторов-ученых, а также от степени развития творческого потенциала всего педагогического коллектива. Работа всех звеньев методической службы требует наглядности. Рекомендуется издавать 2 раза в течение учебного года в январе и мае научно-методический журнал. Можно назвать его «Вестник школы, сада, лицея…» или «Вести школы, детского сада…» и т.

Все вышесказанное вовсе не означает, что подразделения методической службы должны использовать все перечисленные формы в планах своей работы, но из этого спектра наименований можно выбрать те, что под силу проблемным микрогруппам - методобъединениям - кафедрам школы. Педагогические Советы В организационной структуре методической работы необходимо учитывать и такую форму работы с педагогическими кафедрами, как педагогические Советы, - это высший орган коллективного руководства школой. На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса. В условиях работы по новой модели методической службы на заседаниях педсоветов заслушиваются теоретические выступления ученых-специалистов и выступления учителей из практики своей работы, результаты их инновационных, творческих поисков.

Семинары и семинары-практикумы Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы. Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ. Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюрпризные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни. К семинару «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях экскурсиях , прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности?

Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания? В ходе проведения занятий семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем. Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем.

О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком. Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях. Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак - место его проведения. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места музей, выставочный зал, сквер и т. Третий признак - это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений.

Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта. Четвертый признак - источник получения информации. Это и слово доклады и содоклады участников , и действия выполнение на семинаре различных практических заданий , и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ. Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию. Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения.

По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов. Открытый показ У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются». Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

В процессе деловой игры происходит обучение анализу и решению сложных проблем взаимоотношений между людьми, при исследовании которых важное значение имеют как правильность решения, так и поведение участников, тон, мимика, структура отношений, интонация. Среди вариантов деловой игры есть и «мозговой штурм». Проведение педагогического совета в форме коллективного творческого дела КТД. В некоторых источниках такая форма называется культурно-творческая деятельность. Такой педсовет направлен на активизацию сотрудничества педагогов для достижения определенной цели. Использование КТД позволяет активизировать поиск и найти новые оригинальные решения теоретических и практических проблем. Под данным видом деятельности понимается такая деятельность, когда все члены коллектива принимают участие в планировании, осуществлении и анализе деятельности, которая носит характер коллективного творчества и заботы об общественном благе. Этот подход отлично зарекомендовал себя в случаях, когда требуется активизировать поиск и выявить новые оригинальные решения различных теоретических и практических проблем. В условиях современной школы педсовет в форме культурно-творческой деятельности наибольшей эффективностью обладает в следующих условиях: для обсуждения выбирается наиболее значимая образовательная или воспитательная проблема; педагоги достаточно сильно замотивированы на решение данной проблемы; у коллектива есть опыт организации культурно-творческой деятельности при работе с детьми. Преимущества применения коллективного творческого дела: частичное осуществление контроля членами общества; осознание целей как единых, которые требуют объединить усилия всех членов коллектива; деловое общение коллег, что выступает в роли важной предпосылки интереса к теме; разделение труда. Во время совместной работы между членами коллектива происходит возникновение отношений взаимозависимости. Каждая группа учителей предварительно получает задание. После подготовки она должна выступить на педсовете и представить свое решение какой-либо актуальной проблемы. При подготовке к выступлению участники группы могут играть различные роли, например, оптимистов, реалистов, пессимистов, также может присутствовать автор-новатор. После делового обсуждения весь коллектив приходит к определенному решению. Педагогический совет-диспут, дискуссия. Диспут научная полемика — форма сотрудничества, позволяющая определить разные точки зрения по конкретной проблеме для того, чтобы выявить истину. Во время педагогического совета-дискуссии предполагается возможность высказывания каждым учителем либо большинством своей точки зрения по какому-то вопросу и знакомство с точкой зрения коллег. Участникам педагогического совета-диспута, дискуссии рекомендуется сидеть лицом друг к другу, что упрощает противостояние друг другу и отстаивание противоположных позиций. При такой рассадке легче происходит процесс выработки общего мнения. Дискуссии представлены и такими формами, как «круглый стол», «философский стол» и пр. Задачей педагогического совета-консилиума является координация действий педагогов в работе с учениками определенных классов. Также он проводится для того, чтобы определить причины появившихся затруднений и найти способы их решения. В процессе педагогического консилиума знания об обучающихся приобретают разносторонний характер и объективность, а также осуществляется обмен опытом индивидуального подхода к школьникам. Педагогический совет-творческий отчет педагога либо кафедры методического объединения предназначен для обобщения передового педагогического опыта, отбора самых эффективных путей совершенствования обучения и воспитания. Все педагоги могут познакомиться и воспользоваться опытом отдельного учителя, благодаря чему происходит повышение методического уровня педагогов. Особенностью педагогического совета-презентации является официальное представление новых программ, учебных кабинетов, учебников, нового опыта по какой-либо проблеме. Целью презентации является привлечение внимания к чему-либо, знакомство с новыми начинаниями и предоставление им общественной оценки. Задачей педагогического совета-конкурса является подведение итогов конкурса мастерства в педагогическом коллективе, выделение лучших учителей. Предварительно осуществляется разработка положений, условий проведения конкурса и продумывание подведения результатов. Педагогическим советом-конференцией предполагается глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Сутью педсовета-конференции является творческий обмен опытом. Такая форма предполагает предъявление общественности определенных результатов деятельности, опыта. Во время конференции в письменном или устном виде авторы подают свои заявки на первенство, а также обмениваются информацией. Конференции обычно являются открытыми мероприятиями и предполагают обсуждение сообщений. На педагогическом совете-аукционе осуществляется рассмотрение множества представленных идей, методических приемов и методик по определенной проблеме. Учителям предлагается «купить» только те, которые им интересны, являются реальными и жизнеспособными. Проведение педагогического совета-аукциона может быть осуществлено в форме «защиты проекта», что направлено на поощрение роста инициативы учителей, их самостоятельности и творчества. Создаются неповторимый опыт, форма или прием, своя учебная или развивающая программа. Приветствуется рассадка участников «треугольником», что позволит им видеть друг друга и легко общаться между собой. Благодаря такому положению становится возможным собрать большее число участников, чем на «круглом столе», выделив при этом положение для руководителя или жюри. Особенностью педагогического совета-фестиваля является его проведение как широкого общественного смотра достижений. Это празднество, во время которого показываются методы, приемы, средства обучения, представленные в разнообразном художественном оформлении. Проблемно-деловая игра. Считается результативной формой для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за какой-то определенный период времени. Центральное место в таком совете принадлежит групповой работе, так как все участники разделяются на несколько групп. В задачи таких групп входит определение позитивных и негативных моментов в работе, выработка целей и задачей на новый период, разработка программ действий, которые затем станут основой решения педсовета. Виды педагогического совета по составу: постоянный. Участвует весь коллектив. Определение постоянного состава осуществляется на основе «Положения о педагогическом совете общеобразовательной школы»; расширенный. Участвуют родители, обучающиеся и пр. Происходит решение с другим коллективом общих проблем с обсуждением целей, содержания, форм, методов, приемов работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов проведение педсовета может быть организовано вместе с педагогическим коллективом другой школы, детского сада и т. Число участников ограничено. Предназначен для решения одной проблемы с привлечением только тех учителей, которые причастны к ним, например, учителей выпускных начальных классов и пр. Виды педсовета по месту и роли в учебно-воспитательном процессе: итоговый. На итоговом педсовете ставится цель выявления и обозначения текущих и развивающихся проблем. В этом случае под проблемой понимается разница между существующими требованиями и нормами, и реальным положением дел. Позволяет вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы для продвижения вперед и достижения успеха; четвертной.

Советы руководителю МО, который отвечает за проведение заседания

Руководитель, который организует открытый показ, ставит несколько целей: пропагандировать опыт; обучать педагогов методам и приемам работы с детьми и пр. Деловые игры — игры широко используются в методической работе, при повышении квалификации, в формах работы с кадрами, в которых цель нельзя достичь простыми и привычными способами. В методической работе деловая игра используется в качестве внешней эффектной формы. Деловая игра — один из методов имитации принятия управленческих решений в разных ситуациях, через игру по заданным или вырабатываемым правилам. Деловая игра выступает как сильный инструмент формирования личности профессионала, она активизирует участников на достижение цели. Деловые игры повышают интерес, вызывая высокую активность, совершенствуя умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Игры с многосторонним анализом конкретных ситуаций связывают теорию и практический опыт. Сущность деловых игр заключается в том, что они обладают чертами и учения, и трудовой деятельности. При этом обучению и труду свойственен совместный и коллективный характер, а также они способствуют процессу формирования профессионального творческого мышления.

Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее. Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций практических советов по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности. Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей предложений , степень самостоятельности суждений, их практическая значимость. В заключение руководитель подводит итоги игры. Тренинг Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг англ. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. Педагогический КВН Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН.

Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания в том числе "Конкурс капитанов" , непосредственно связанные с изучаемой темой. Ход игры: 1. Разминка команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений. Время на обдумывание вопроса — 1 минута. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему. Конкурс капитанов. Конкурс мудрецов.

Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы школы. Конкурс "Что бы это значило? Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор. Методический мост Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания. Мозговой штурм Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин.

Затем следует обсуждение высказанных идей. Решение педагогических задач Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы. Методический фестиваль Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно. Таким образом, проявляется дух соревнования. Учителя, в основном молодые, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать критически относиться к себе и своим коллегам.

Интерактивные формы работы с педагогами. Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос — как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений?

Разноуровневый подход в классах выравнивания. Приемы по развитию речи учащихся на уроках. Методические дни. Тематика: Система работы по ликвидации пробелов в знаниях. Приемы и методы программированного обучения на уроках. Блочно-модульное построение содержания темы. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер.

В содержании декады должна быть представлена учебная, методическая и внеклассная деятельность педагогов. Методический фестиваль. Фестиваль педагогических идей: калейдоскоп урока. Активные формы организации методической работы Деловая игра Цель — отработка определенных профессиональных навыков , педагогических технологий. Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Форма проведения — коллективная или групповая работа. Методика организации и проведения: Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

Конструирование игры: четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели: руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены; назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку; определяются время, условия и длительность игры. Ход игры. Подведение итогов, подробный ее анализ: общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины; самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности; характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры; анализ и оценка игры экспертами. Примерный порядок проведения деловой игры: Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее. Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций практических советов по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности. Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей предложений , степень самостоятельности суждений, их практическая значимость. В заключение руководитель подводит итоги игры. Тренинг Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг англ. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.

Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. Педагогический КВН Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания в том числе "Конкурс капитанов" , непосредственно связанные с изучаемой темой. Ход игры: 1. Приветствие команд, в котором учитывается: соответствие выступления заданной теме; актуальность; форма представления. Время выступления — 10 минут.

Разминка команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений. Время на обдумывание вопроса — 1 минута. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему. Конкурс капитанов. Конкурс мудрецов. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы школы. Конкурс "Что бы это значило?

Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор. Методический мост Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания. Мозговой штурм Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка.

Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей. Решение педагогических задач Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Деятельность руководителя МО, заместителя директора направлена на методическое сопровождение, например, процесса аттестации педагогов в отдельно взятом учреждении образования. Такая форма работы объединяет педагогов, которые пытаются найти пути своего профессионального и личностного роста, решить вопросы аттестации без преград. На сайте учреждения образования имеется следующая информация: нормативная правовая база, регулирующая процесс аттестации педагогических кадров; материалы описания опыта педагогической деятельности учителей, которые прошли аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории, и педагогов, прошедших аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории со сдачей квалификационного экзамена; предлагаются требования к оформлению опыта педагогической деятельности и его представлению; материалы для самообразовательной деятельности педагогов; создается возможность для получения оперативных ответов на возникающие вопросы и т. Такая форма работы позволяет: — обмениваться опытом работы, общаться с коллегами; — иллюстрировать собственный педагогический опыт; формировать культуру педагогического труда и др. Групповые формы организации методической работы Модель восприятия мира При выборе форм проведения заседания МО неплохо узнать, какую модель восприятия мира представляет каждый член объединения. Человек, который видит окружающий мир местоположение предмета, явления; его размер; образ, цвет, яркость и др. Многие люди пользуются всеми системами восприятия мира, однако какая-то из них всегда превалирует. Как определить доминирующую модель восприятия мира? Произнести, к примеру, слово гроза и предложить участникам заседания увидеть это природное явление, либо услышать его, либо почувствовать. Образ, звук, запах, вкус, другое ощущение записать на листочках бумаги разного цвета заранее оговорить сигнальный цвет образа, звука, чувства. Прикрепив листочки с записями к доске, можно отследить предпочтительную модель восприятия мира каждым членом МО: визуальная система восприятия зрение , аудиальная система слух , кинестетическая система восприятия ощущения: чувства, запах, вкус. Таким образом, если у большинства педагогов ведущей является зрительная система восприятия информации, то и форма проведения заседания должна быть основана на визуальном образе. Групповая работа Формы групповой работы, как: диспут, дискуссия, дебаты, «аквариум», взаимопосещение учебных занятий мероприятий , защита проекта, методический совет, творческая проблемная, опытно-экспериментальная группа, совет наставников, педагогический методический консилиум, педагогическая пятиминутка, педагогический клуб, профессиональная экскурсия, методический инструктаж, методическая оперативка, методическое объединение, школа молодого опытного специалиста и др. Одной из задач руководителя методического объединения является желание научить педагогов работать в парах и группах, что позволит сформировать познавательную мотивацию на совместное творчество, создать единое информационное поле, снять тревожность и напряжение. Вначале каждая пара обменивается информацией по заданной теме, затем участники внешнего круга перемещаются по часовой стрелке к следующим партнерам по коммуникации. Можно предварительно предложить педагогам подготовить вопросы по теме и провести опрос по кругу. Хорошо, если члены МО найдут ответы на следующие вопросы: Какие темы я выбрал -а? Какие темы я не затронул -а? Кто больше всего меня удивил -а и почему? Какие темы выбирали чаще всего? Технология прочтения документа. Любой документ, как бы доступно он ни был составлен, не может отразить реалии и тонкости школьной жизни. Поэтому всегда должен быть его развернутый комментарий, способствующий выработке у членов методических формирований осознанной личностной позиции. Чем больше вопросительных знаков поставят педагоги на полях, тем меньше проблемных моментов останется после групповой работы. У членов методического объединения появится возможность поработать в парах, группах сменного состава, получить ответы на волнующие вопросы. Решения чаще принимаются в процессе общения в небольших группах, поскольку вырабатываются они на основе как компромисса, так и выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-то из членов группы. Главная задача руководителя методического формирования — стимулировать постановку вопросов и гипотез Правильно ли я понял а , что... Все вопросы на заседании должны быть озвучены и обсуждены: только такая работа позволит добиться одинакового понимания присутствующими положений нормативного документа. Возникшие вопросы педагоги могут задавать руководителю, ведущему совещание, что требует от него хорошего знания данного материала, ориентации во всех нормативных правовых актах и документах, а также обеспечивает возможность получения консультации у сведущего специалиста. Эффективным приемом освоения новой информации является кластер англ, cluster — гроздь, скопление — выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила составления кластера простые. Это модель солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. В центре — звезда основная тема , вокруг нее — планеты подтемы, крупные смысловые единицы , у каждой планеты есть свои спутники более мелкие смысловые единицы , у спутников могут быть свои спутники. Наша задача — определить взаимосвязь всех компонентов кластера. Такая система позволяет охватить большее количество информации, расположить ее особым образом, привести в систему имеющиеся данные По мере прочтения документа заполняются свободные овалы, которых может быть намного больше, чем представлено на рисунке. Завершая заседание, стоит обратиться к собравшимся примерно с такими словами: «Я уверена, что с вашими способностями, при должном усердии, ответственности и внимательности вы сможете успешно выполнять подобные задания», что вселит уверенность в педагогов и будет способствовать проявлению небоязни задавать вопросы, даже самые наивные. Какой бы прием освоения информации ни был использован руководителем МО, результатом станет вовлеченность каждого учителя в коллективную мыследеятельность, так как целью проведения любого совещания является создание условий педагогам для коллективного выделения определения проблемных вопросов, их решения посредством Дни методической коррекции Эффективная форма совершенствования профессиональной компетентности всех субъектов методической деятельности. Идея проведения такой формы методической работы вызвана необходимостью оказания образовательных услуг отдельно взятым педагогам, всему методическому формированию, необходимостью организации сотрудничества на паритетных началах. Кроме этого, существуют проблемы, которые стоит решать в рамках учреждения образования: — отсутствие нормативно оформленных требований к проведению коррекционных мероприятий в сфере методической деятельности; — неразработанность четкого алгоритма изучения состояния методической работы в учреждении образования; — отсутствие готовности субъектов методической деятельности к активному взаимодействию по выявлению и решению назревших проблем; — неэффективность обратной связи между учреждением образования и структурами повышения квалификации учреждений дополнительного образования взрослых. Проведение дней методической коррекции в учреждении образования может помочь в решении названных проблем и стать фактором совершенствования профессионального мастерства субъектов методической вертикали, если: разработано положение либо другой нормативный локальный документ проведения дней методической коррекции в рамках учреждения образования; созданы организационно-методические условия для реализации модели дней методической коррекции нормативные правовые, организационно-деятельностные, информационные, кадровые, финансовые, учебно-методические и др. Такая помощь может оказываться специалистами учебно-методического кабинета, членами районного методического формирования, творческой или проблемной группой отдельного учреждения образования.

Вы точно человек?

Педагоги знакомятся с передовым педагогическим опытом, современными формами, методами организации учебной деятельности путем глубокого погружения в проблему. Педагогический совет в форме семинара. Совет-семинар считается современной интенсифицированной формой классического педагогического совета. Он обычно проводится в качестве группового занятия и направлен на повышение квалификации педагогов. Вошло в традицию докладывать педагогическому совету школы о проведенных инспекторских проверках ее работы. Обычно с таким докладом выступает инспектор или руководитель инспекторской группы. Конспект семинара-практикума для педагогов «Технология «Педагогическое колесо», проведен по технологии Активных методов обучения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий