Достоинства и недостатки индикативного подхода

Рассмотренные преимущества и недостатки в таблице 1 говорят нам о том, что преимуществ создать малое среднее предпринимательство больше чем недостатков.

Индикативный анализ в бизнесе

Индикативное управление представляет собой процесс, при котором управленческие решения при-нимаются на основе анализа складывающейся ситу-ации путем выявления ее направленности и количе-ственной оценки содержания. Использование системы индикативного планирования в общем решается по принципу: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо. При этом существует множество вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления, включающих законодательно. Такой системный подход лежит в основе антикризисного управления де-ятельностью предприятия, одним из наиболее значимых инструментов кото-рого является индикативное планирование и прогнозирование результатов его деятельности.

Применение индикативного метода для оценки инвестиционной безопасности региона

1. Базовый индикативный подход (BIA, Basic Indicator Approach). Суть данного подхода состоит в нормировании среднего показателя доли валового дохода (базового индикатора), направляемой на компенсацию общего операционного риска. Использование системы индикативного планирования в общем решается по принципу: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо. При этом существует множество вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления, включающих законодательно. индикаторы деятельности). Примеры: методы MBO, KPI, BSC, TQM, SixSigma. Формализация контроля, деперсонификация системы управления. Достоинства и особенности индикативного планирования. Снижение неопределенности при принятии управленческих решений. Индикативный подход в прогнозировании базируется на использовании особого инструмента – индикаторов. Индикатор – статистический показатель, динамика которого устойчиво отражает изменение конкретных реальных процессов. Индикативные представляют лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, организаций, домохозяйств, государства, регионов. Экономические индикаторы могут варьироваться в зависимости от условий.

Индикативная оценка: что это значит и как ею пользоваться

Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора. При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов - параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров. Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции.

Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. Такой подход к индикативному планированию нашел распространение в ряде развитых стран. Например, в Японии общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер.

В стране разрабатываются общегосударственные планы социально-экономического развития, которые формально не являются законами, а представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них необязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики.

Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции.

Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы. Многие французские экономисты считают, что переход к индикативному планированию позволил на демократической основе координировать позиции государства и частного бизнеса. Планирование, основанное на принципах консультирования и согласования, включающее участие на равноправных началах представителей различных групп - госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей, позволяет получить план в результате многоступенчатых уточнений.

В реализации такого плана заинтересованы все участники его создания. Вместе с тем плановые показатели не являются обязательными, а выступают в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры.

Перечисленные мероприятия позволяют реализовать основные задачи индикативного управления: 1 синхронизацию приоритетов деятельности участников какой-либо социально-экономической системы отрасли народного хозяйства с заданной траекторией развития системы в целом; 2 достижение соответствия между ресурсной обеспеченностью и поставленными задачами. При использовании индикативного управления необходимо учитывать ограничения данного метода: 1 рекомендательный характер разрабатываемых индикативных программ, проектов или планов; 2 обязательным условием изучаемого метода является выявление и обоснование индикаторов — укрупненных, значимых экономических характеристик, указывающих на условия развития, возможные трансформации и зависимости; 3 индикативное управление осуществляются чаще всего по приоритетным направлениям развития или «центрам ответственности». Основополагающий элемент индикативного управления — формулировку целей, целесообразно проводить с использование следующего алгоритма: 1 формирование общих типовых стратегических направлений развития социально-экономической отрасли на макроуровне; 2 выбор стратегический целей отрасли и их согласование с интересами субъектов мезоуровня; 3 декомпозиция иерархия целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне; 4 моделирование и выбор количественных значений целей в виде целевых индикаторов; 5 окончательное согласование целей микроуровня с представителями целеносителей на макро- и мезоуровне. При этом необходимо соблюдать соответствие выбранных целей следующим требованиям: 1 сочетание со стратегическими направлениями развития соответствующей отрасли народного хозяйства и интересами субъектов мезоуровня; 2 количественное описание с помощь системы индикаторов; 3 иерархическая декомпозиция на подцели более низких порядков; 4 соответствие внутренней организационной структуре и субъектам влияния; 5 совместимость и стратегическая взаимодополняемость; 6 неизменность и устойчивость необходимости реализации в среднесрочной перспективе. Таким образом, описанные элементы методологической основы индикативного управления позволяют эффективно применять изучаемый метод на уровне отрасли народного хозяйства или сложной социально-экономической системы.

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма - научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции выполнение работы или оказание услуги заданного качества в условиях планируемого периода. Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него. Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т. Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса его удельный расход на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие изменяются состав и содержание нормативной базы. Система норм и нормативов - комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Цель разработки системы норм и нормативов - обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта. Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя конкретные значения нормативных показателей, которые устанавливают соотношения между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др. В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки индексации в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы. Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок шкалы подоходного налога ; ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов; нормативы резервов по ссудам; акцизов и др. Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования и др. Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно- эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др. Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др. Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов, земель; запасов природных ресурсов и др. Нормативы льгот различных категорий населения и организаций — включают нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в бюджетном финансировании в пособиях или на цены потребляемых ими благ перекрестное субсидирование и ценовые дотации и др. Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов — включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной техникой и вооружением и др. Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации труда и др. Использование в планировании и регулировании нормативных методов госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать экономическую жизнь. Например, во второй половине 90-х годов применение ставки рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор по сравнению со спекулятивными вложениями средств , но и стремительного нарастания госдолга.

Основные принципы, на которых должна использоваться система норм и нормативов для целей индикативного планирования: Принцип прогрессивности предполагает необходимость учета в процессе разработки норм и нормативов достижений научно-технического прогресса, мероприятий по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению эффективности общественного производства и др. Принцип децентрализованности предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов при определении конкретных объемов затрат ресурсов, выпуска продукции, услуг на основе норм и нормативов задающих распределение чистого дохода, и другими нормативами, связывающими затраты и результаты хозяйственной деятельности. Прогнозы и планы своей деятельности хозяйствующие субъекты разрабатывают и реализуют самостоятельно, без вмешательства «сверху». При этом микропланы, по отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно- аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на макроуровне. Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение - при сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным поведением, то есть снижают предпринимательскую активность, вывозят капитал за рубеж и т. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами по показателям эффективности производства. При слабом государстве, хозяйствующие субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы невыполнения договорных обязательств. Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение ставок рефинансирования — отпугивает инвесторов, не верящих в способность государства обслуживать свои долги по высоким процентам. При этом следует знать, что не существует методов точного установления значений экономических нормативов, однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться. Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование — сложная задача, так как улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например, увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и «снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный лоббистский характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении. Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные — это нормы и нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано отраженные в законодательстве. Обусловленные — это нормы и нормативы, обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается ставка налога на прибыль и др. Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное развитие, то есть расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики нормирования. Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно- налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих субъектов. Чиненов, В. Семибратов, Бюджетное планирование и прогнозирование, 2008.

Система индикативного планирования

Существенным преимуществом индикативного метода считается также то, что он позволяет получить частные характеристики состояния отдельных элементов объекта оценки. Например, применение индикативного метода для оценки экономической безопасности государства предусматривает оценку состояния его банковской, финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической и некоторых других сфер. Выделение в общей интегральной оценке безопасности того или иного объекта частных характеристик безопасности его элементов имеет большое практическое значение. Мониторинг частных показателей безопасности экономической системы любого уровня позволяет выявлять наиболее неустойчивые ее элементы, в большей мере, чем прочие, подверженные негативным воздействиям внутренней и внешней среды и требующие неотложных управленческих воздействий. Таким образом, применение индикативного метода способствует оптимизации управления безопасностью экономических систем. Если обратиться к экономическому смыслу пяти индикаторов, образующих систему критериев инвестиционной безопасности региона, станет очевидно, что эти индикаторы позволяют дать оценку только двум элементам инвестиционной подсистемы региональной экономики — инвестиционным ресурсам и основным фондам. При этом только первый из них — инвестиционные ресурсы — можно рассматривать как объект непосредственного управления управляемыми параметрами в данном случае будут величина и динамика инвестиционных ресурсов. Характеристики основных фондов их наличие, износ относятся, скорее, не к управляемым параметрам, а к результатам управляющих воздействий на первый из названных элементов — инвестиционные ресурсы. В самом деле увеличение количества и повышение качества основных фондов, снижение уровня их износа можно обеспечить только путем наращивания инвестиционных вложений. Поскольку перечень элементов региональной инвестиционной сферы, подвергающихся оценке по пяти критериям инвестиционной безопасности, достаточно узок, возможности индикативного метода по выявлению слабых звеньев инвестиционного комплекса региона а значит, и по управлению его безопасностью следует считать ограниченными.

Для использования индикативного планирования требуется создать объективную систему индикаторов. В качестве индикаторов частично может быть использована система показателей уровня и качества жизни, включающая 39 показателей. Для установления индикаторов могут применяться и другие системы показателей.

Между тем каждый вид экономической безопасности хозяйственной системы того или иного уровня имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при выборе методов ее оценки. Очевидно, что внешнеэкономическая безопасность государства имеет определенные отличия от финансовой безопасности предприятия, и оценивать эти виды безопасности по единому шаблону было бы методологически некорректно. Для того чтобы получить ответ на вопрос о целесообразности применения индикативного метода для оценки региональной инвестиционной безопасности, необходимо проанализировать систему ее индикаторов, положенную в его основу, исследовать его возможности, сопоставить его преимущества и недостатки, рассмотреть влияние последних на достоверность и объективность результатов оценки региональной инвестиционной безопасности, а также способы устранения указанных недостатков и их результативность. Систему индикаторов инвестиционной безопасности образует ряд показателей табл.

Из семи показателей практическое значение для оценки инвестиционной безопасности региона имеют пять: доля инвестиций в основной капитал в ВВП для региона — в ВРП , соотношение темпов прироста инвестиций и темпов прироста ВВП для региона — ВРП , уровень обновления основного капитала путем инвестирования выбытия основных фондов, соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов, износ основных фондов. Произвести оценку региональной инвестиционной безопасности по таким показателям, как доля накопления валовых инвестиций в ВВП в ВРП и доля иностранных инвестиций в их общем объеме, нельзя, так как статистический учет валовых инвестиций в региональном разрезе в России не ведется. Таблица доступна в полной PDF - версии журнала. Индикативный метод оценки инвестиционной безопасности, основанный на применении пяти перечисленных выше показателей, безусловно, имеет ряд преимуществ, в числе которых необходимо назвать его простоту, доступность и наглядность.

Координация и оптимизация распределения ресурсов: Индикативная модель позволяет государству лучше координировать и оптимизировать распределение ресурсов в экономике. Это позволяет повысить эффективность использования ресурсов и предотвратить их избыточное использование. Развитие инфраструктуры и социальных секторов: Индикативная модель способствует развитию инфраструктуры, образования, здравоохранения и других социальных секторов. Государство направляет значительные ресурсы на эти сферы, чтобы обеспечить всеобщий доступ к социальным благам и повысить уровень жизни населения. Перспективы индикативного экономического развития Индикативная модель экономического развития имеет свои достоинства и недостатки. В настоящее время некоторые страны проводят эксперименты с гибридными моделями, комбинируя элементы индикативного и рыночного подходов.

Роль индикативного планирования в современной экономике

Индикативное планирование в государственной организации: основные принципы и структура Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.
3.4. Индикативное управление . Система государственного и муниципального управления Один из главных недостатков индикативного метода экономической безопасности связан с его ограниченной точностью. Он основывается на проведении анализа имеющихся данных, которые могут быть неполными или неактуальными.

Директивное и индикативное планирование

Ю. А. Шеховцова. Применение индикативного метода для оценки инвестиционной безопасности региона 28. Преимущества индикативного планирования планирования Осознанная, координирующая деятельность государства. 29. Негативные процессы, связанных с индикативным планированием: Олигополистическая направленность.
Индикативное планирование в государственной организации: основные принципы и структура индикаторы деятельности). Примеры: методы MBO, KPI, BSC, TQM, SixSigma. Формализация контроля, деперсонификация системы управления.

Индикативное планирование в экономике

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ - Студенческий научный форум После окончания Второй мировой войны (1939-45) в капиталистических странах пропагандировался индикативный метод планирования. Первая попытка индикативного планирования была предпринята во Франции.
Недостатки индикативной формы планирования Существуют различные подходы к индикативному планированию. Можно выделить четыре основных подхода, которые нашли применение в практике прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка.
Сущность планирования. Директивное, индикативное, стратегическое планирование, их характеристика Основными функциями индикативного плана являются определение финансового состояния предприятия, анализ динамики и изменений, разработка рекомендаций для улучшения финансово-хозяйственной деятельности, а также обоснование инвестиционных решений.

Что такое индикативный план?

Обобщен мировой и российский опыт проведения региональной политики, рассмотрены возможности и недостатки индикативного подхода как основы для построения централизованной системы управления. это метод социально-экономического планирования, состоящий из комплекса составляющих и направленный на развитие экономики. В статье рассматривается проблема применения индикативного управления, в рамках единой территориальной социально-экономической модели в прибрежных зонах страны. Индикативная оценка – это метод оценки производительности и результативности, который позволяет измерить текущее состояние и достижение целей в конкретной области. Индикативное планирование — это метод планирования, который используется для прогнозирования будущих событий на основе прошлого опыта и текущих данных. Он широко применяется в различных областях, включая бизнес, экономику, политику и технологии. В статье выделены недостатки отечественного менеджмента медицинских учреждений и обоснованы преимущества применения индикативного подхода. С помощью системного анализа составлен процесс функционирования медицинского учреждения как открытой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий