Часть выступления в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении

Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной образовательной работы обучающихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным. Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Становление древнерусской педагогики связано с принятием христианства на Руси (988), именами князей Владимира (980-1015) и Ярослава (1015-1054), которые открыли школы при церквях и в своих домах. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления.

История развития культуры речи

  • Предмет современной риторики
  • Утверждал что ораторское искусство сродни искусству военному
  • Содержание
  • Тема лекции № 1. Классическая риторика: сущность, структура, основные категории
  • Физиология центральной нервной системы

Здравствуйте!

Важной композиционной частью любой выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой прочитана лекция, суммировать наиболее важные положения, подвести итоги сказанного, сделать вывод, поставить перед студентами конкретные задачи, которые вытекают из содержания лекции. Последние слова должны усилить эффект лекции.

Главная часть. Чтобы удержать внимание аудитории и сохранить его до конца лекции, надо ответственно относитесь к главной части речи. В ней оратор излагает выдвинутые положения, доказывает их правильность, подводит слушателей к необходимым выводам. Если в выступлении нет логики изложения, последовательности развития мысли, трудно воспринимать его содержание, следить за ходом рассуждения лектора, запоминать прослушанное.

В главной части речи важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала. Кратко охарактеризуем эти методы. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему.

Ректор начинает речь с частного примера, случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному.

Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей обучающихся и т. Литература: [51]. Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий. Основное социальное назначение Л. Большинство исследователей рассматривает Л. В зависимости от уровня информативности коллективного адресата различают Л. Специфика аудитории определяет и степень популярности изложения информации.

В процессе Л. Для Л. Экстралингвистическая заданность жанра предопределяет лингвистическую природу Л. Интеллектуализированный характер содержания, публичный характер протекания речевого акта, коммуникативная интенция, односторонняя направленность речи от адресата к адресату определяют ее по преимуществу монологический характер. Монологическая речь, однако, в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической речи, что обусловлено необходимостью установления контакта с аудиторией. Наиболее важным жанрообразующим фактором является устная форма реализации текста Л. Линейно разворачиваясь в физическом времени, она создается в момент произнесения, это речь звучащая, необратимая, допускающая вследствие этого правку по ходу выступления, словесную импровизацию. Нормативными для лекционной речи считаются явления, возникающие при спонтанной реализации замысла вербальными средствами самокоррекция, ассоциативные отступления, намеренные повторы, заполнение пауз средствами, лишенными информативной значимости, и др. Фактор устности объясняет значительную опору говорящего на паралингвистические средства интонация, мимилингвистическая прагматика лингвопрагматика, прагмалингвистика ческое и пантомимическое сопровождение речи. Устная форма презентации в комбинации с другими языковыми и внеязыковыми факторами определяет состав языковых средств в Л.

Чертой Л. Лектор прибегает к тем средствам литературного языка, которые способны адекватно реализовать его коммуникативное намерение. Устная публичная речь и ее частный жанр — Л. Хлебникова Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник ЛЕКЦИЯ устный информативный публичный жанр; его главная цель — сообщение слушателям аудитории информации по определённой теме. Автор Л. В зависимости от соотношения ролей Л. Учебная Л. Эта разновидность жанра сложилась в рамках академической риторики, «шлифовалась» в практике университетского преподавания, именуется академической, или вузовской Л. Научно-популярная Л.

Научно-популярные Л. Современная научно-популярная Л. XIX в. Содержательно учебная и научно-популярная Л. Оба типа Л. История жанра Л. Первоначально Л. Так, параграф 8 устава университета 1755 г. К сер. Лектор из чтеца становится автором, а Л.

Такая Л. Язык Л. Следует отметить особый тип Л. Нобелевская Л. Содержание таких Л. Близка к ней и так называемая актовая Л. В советской общественно-языковой практике, когда культивировалась лекционная пропаганда, бытовал жанр пропагандистской Л. Её содержание — проблемы внутриполитической и международной жизни, причём важно было не столько информирование слушателей о событиях, сколько сообщение им официальных оценок. Прослушивание таких Л.

Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси.

О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой. Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» 1748 г. В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М. Сперанского, А. Никольского, И.

Риторика Сперанского была написана в 1792 г. Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи. В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. Под влиянием реформы Н. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.

Кошанского, А. Мерзлякова, А. Галича, К.

Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и необразцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи не по театральной "играющей" методике, а более формируя личный ораторский облик ученика. В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная Р. Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, напр. Профессор Московского университета А. Мерзляков в своей "Краткой риторике" 1804—1828 гг.

Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX в. Кошанского подробно разбираются: "1 словесность, 2 письмо, 3 разговоры философские, драматические и др. Во второй половине XIX в. Современная частная Р. Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной Р. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь — основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей ораторского красноречия продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей "риторики" ср. Замечательна история русской Р.

Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50—70 лет возраст человеческой жизни , включая 10—15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики. Оптимизация Р. Краткое руководство к красноречию: Полн. Три трактата об ораторском искусстве. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Специализированный проблемный журнал. Основы русской риторики.

Русская риторика: Хрестоматия. Русская риторика. Основы риторики: Мысль и слово. Уроки развивающей риторики. История русской риторики: Хрестоматия. Принципы современной риторики.

Риторика: Практикум

В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Учебное пособие «Лекция о лекции» разработано в соответствии с требованиями высшей школы к проведению лекционных занятий. Настоящее учебное пособие состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Главная часть в лекции не должна превышать 30 мин, в докладе – 20 мин, в речи – 7–8 мин. Выступающий переходит после вступления к главной части, в которой формируется основная мысль речи. Она может прозвучать в начале главной части или в конце. Традиционная риторика («наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике («науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. В отличие от поэтики в предмет риторики включалась только прозаическая речь и прозаические тексты. 3. Части речи. Повествование. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. История становления предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории.

Логика деловых отношений

Перед ними еще не разверзлась пропасть между противоречиями в суждениях в результате нелогичного их построения, что ставит под сомнение истинность вывода, и объективно противоречивым становлением и развертыванием процессов всего реально сущего. ПЛАН: 1. Становление методики преподавания литературы как научной дисциплины. 2. Этапы развития методической мысли. Становление, содержание и основные задачи предмета "Литература" в средних учебных заведениях и вузе с древнейших времен до Х1Х века. Главная особенность филологических работ Μ. Β. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Общие места (топосы) – также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Второй раздел классической риторики – диспозиция, получив в свое распоряжение уже “готовый к употреблению” предмет, превращал его в понятие и помещал в систему других понятий. Понятия становились объектом логических и аналогических процедур. Второй раздел классической риторики – диспозиция, получив в свое распоряжение уже “готовый к употреблению” предмет, превращал его в понятие и помещал в систему других понятий. Понятия становились объектом логических и аналогических процедур.

Риторика: Практикум

_. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. История становления предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории. Он колеблется в зависимости от конкретных особенностей групповых отношений и ситуации, в которой находится человек (на лекции, митинге, концерте, в театре, на стадионе). На лекции – сдержанная, корректная реакция. Диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления. Важно выбрать нужный размер наглядного пособия и исполнить его как можно красочней. Несмотря на сложные политические коллизии, Тартуская школа семиотики прошла достаточно долгий путь становления и развития, тем самым став основным центром, объединившим разнообразные подходы к изучению мировой семиотики. от личности говорящего, повествование == часть выступления, в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении. Журналистика – это исторически сложившаяся сложная специфическая форма массовой коммуникации и информационной деятельности.

Тема лекции № 1. Классическая риторика: сущность, структура, основные категории

Поскольку предметы могут осмысливаться различным образом, в языке существует полисемия — многозначность слова, синонимия — обозначение одного или сходных предметов разными словами и омонимия — обозначение различных предметов словами с одинаковым звучанием. Получается, что вещи связаны между собой словами, а слова — вещами, которые они обозначают. Номинативность позволяет говорить о предметах, которые не существуют в поле нашего восприятия, о предметах мыслимых и воображаемых, строить абстрактные представления, создавать истинные, ложные и бессмысленные высказывания, а также заменять слова другими знаками, например письменными, и использовать слова для создания новых слов и несловесных знаков — изобразительных, музыкальных, математических и других. Во-вторых, слово именует предмет определенным способом, выделяя в нем те или иные признаки или свойства. Тем самым слово содержит смысловой образ, который может быть правильным или неправильным, более удачным и менее удачным, прекрасным и безобразным.

Как всякое искусство, именование предполагает замысел и его исполнение. Именованный предмет обретает смысловую определенность. Когда мы называем некоторую вещь, даем имя человеку или кличку животному, то тем самым устанавливаем предмет именования как некий отдельный факт: мы поступаем с вещью в соответствии с тем, как мы ее назвали. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

B этой картине мира именованием определены сущность, свойства и качества живых существ и тем самым установлен образ действия с каждым видом и с каждым отдельным существом. Но в этой картине мира Адам обнаружил лакуну: не было помощника, подобного Адаму по сущности, то есть другого человека. Помощник же нужен для дела, а дело предполагает наличие замысла, о котором наш Праотец знал и который намеревался исполнить. Итак, слово-имя существует не само по себе, но в системе имен, которые в совокупности образуют картину мира и предполагают определенный образ действия в нем.

Человек окружает себя миром звуков, что-бы воспринять в себя и переработать мир вещей. Наша картина мира определяется значениями слов языка, и каждый язык своеобразен, главным образом, как система имен:. Именование отличает язык человека от коммуникативных систем животных, которые в состоянии лишь выражать те или иные чувства и подавать сигналы-команды. Не существует языков, в которых не было бы имен.

Предикативность Предикативность есть свойство языка выражать и сообщать мысли. Мысль есть представление о связях предметов или образов, содержащее суждение. В суждении имеются субъект — то, о чем мы мыслим, предикат — то, что мы мыслим о субъекте, и связка — то, как мы мыслим отношение субъекта и предиката. Например, Иван гуляет значит: Иван субъект мысли есть связка гуляющий предикат ; пойдем гулять: мы первое лицо единственного числа глагола — субъект; гулять — предикат; повелительное наклонение глагола — связка, обозначающая желательность и побуждение.

Отношения субъекта, предиката и связки выражаются в строе предложения. В предложении имеются подлежащее, обозначающее субъект мысли, и сказуемое, обозначающее предикат и связку а в некоторых случаях и субъект — морозит, темно , а также другие, так называемые второстепенные члены предложения, посредством которых выражаются сложные мысли, содержащие несколько связанных между собой суждений. Предикативность в языке — очень сложное явление. Предикативность тесно связана с именованием: мысль отличается от смутного образа тем, что в ней выделены основные составляющие — субъект, предикат и связка.

Их выделение предполагает именование — обозначение словом, устанавливающее связь представления с предметом и границы обозначаемого предмета или понятия. Таким образом, именование основано на мысли-суждении, а суждение — на именовании. Не существует языков, в которых не было бы предикативности. Членораздельность Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.

Речь предстает нам как чередование слов и пауз. Каждое слово может быть отделено говорящим от других. Слово опознается слушающим и отождествляется с уже имеющимся в сознании образом, в котором соединяются звучание и значение. На основе единства этих образов мы можем понимать слова и воспроизводить их в речи.

Слова языка частично отождествляются и с другими словами и группируются в классы: слова облако, окно, стекло, мыло частично тождественны, поскольку все они оканчиваются на — о. Это значит, что слова выделяют в себе одинаковые составные части с одинаковым значением, сочетание которых называется грамматической формой и образует классы слов. Слова разделяются на части и соединяются в словосочетания по определенным правилам или моделям. При этом для слов каждого класса характерно, что их грамматическая форма тесно связана с условиями сочетаемости: видеть облако, плыть облаком, думать об облаке, тень облака.

Слова языка образуют взаимосвязанные классы форм облако, облака, облаку и моделей сочетаний этих форм; первые называются парадигмами, а вторые — синтагмами. Членораздельность есть свойство языка образовывать систему, в которой единицы — слова выделяют в себе общие составляющие и образуют классы, выступая в качестве составляющих словосочетаний и предложений. Не существует языков, в которых не было бы грамматической формы: членораздельности и синтагматико-парадигматических классов слов. Рекурсивность Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.

Каждый раз, как мы вступаем в разговор, мы создаем новые высказывания — число предложений бесконечно велико. Создаем мы и новые слова, хотя чаще изменяем в речи значения существующих слов. И тем не менее мы понимаем друг друга. Взаимопонимание возможно, поскольку новые предложения и словосочетания состоят из знакомых слов, слова состоят из одинаковых и знакомых частей — морфем или слогов, морфемы и слоги состоят из знакомых звуков.

Каждый произносит слова и звуки по-своему, но мы опознаем слова и звуки одинаково, поскольку слышим в произносимом слове в первую очередь то, что необходимо для его опознания. B каждом языке имеется, по крайней мере, несколько тысяч корней или первообразных слов, на основе которых создаются новые слова. B каждом языке имеется несколько десятков моделей словосочетаний и предложений. Итак, из немногих десятков фонем образуется практически бесконечное число предложений: язык является многоярусной системой знаков, каждый ярус которой образуют единицы, состоящие из единиц более низких ярусов и составляющие единицы более высоких ярусов.

Нижним ярусом системы языка является фонетический ярус, поскольку фонема неразложима на составляющие, которые следовали бы друг за другом в линейном порядке. Верхним ярусом является ярус предложения — грамматически организованного сочетания слов, в котором обязательно присутствует предикативное словосочетание или слово, выражающее предикацию. Не существует языков, в которых не было бы системы ярусов, организованных таким образом, что из небольшого числа минимальных звуковых единиц может быть создано практически неограниченное число высказываний. Строение систем языков мира различно, и языки группируются в науке в зависимости от типа их устройства, но примечательно, что можно придумать значительно больше приемов выражения грамматических значений, чем их существует в действительности.

Диалогичность и монологичность речи Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым минимальным и сложным. Языковая форма минимального высказывания — предложение.

Поэтому минимальное высказывание совпадает с предложением. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме.

Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми. По форме речь подразделяется на диалогическую и монологическую. Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.

Если диалогическая речь создается путем обмена репликами, исходящими из различных источников, то монолог представляет собой завершенное высказывание, исходящее из одного источника. Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики. Монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. В условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог.

Посредством речи организуется совместная деятельность людей, составляющих общество, и виды этой деятельности соответствуют основным формам диалогической речи, которая тем самым подразделяется с точки зрения цели на: 1. Перечисленные виды диалога образуют круговорот речи, поскольку они обеспечивают этапы рече-мыслительной деятельности — последовательное решение типовых задач и переход от решенных задач к последующим. Тем самым в ходе диалога происходит воспроизведение коллективных действий, накопление опыта и знаний в обществе и выработка приемов мышления и выражения мысли в ее различных аспектах. В диалогической речи различаются повествовательные, вопросительные и побудительные реплики.

Строение первых двух категорий реплик определяет монологические формы речи. Соотношение вопросительной и повествовательной реплик-предложений образует основную единицу диалогической речи вопросо-ответ, строение которого в его ответной монологической части представляет собой важнейшую для языка рече-мыслительную операцию формообразования, результатом которой оказывается сложение так называемых композиционно-речевых форм. Вопросы бывают общими и частными. Частные вопросы подразделяются на что-вопросы, какой-вопросы, как-вопросы, почему-вопросы.

Побудительные реплики развертываются в композиционно-речевую форму побуждения, просьбы. Композиционно-речевые формы монологической речи, которые развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопросо-ответ, когда он становится единым развернутым произведением, лежат в основании строения родов и видов словесности, потому что высказывание, получившее определенную форму выражения и построения мысли, различенную с другими, становится произведением слова. Диалогическая речь обеспечивает возможность культуры как накопления и систематизации социально значимого опыта людей. Не существует языков, в которых не было бы диалогической и монологической речи и необходимых для создания диалога восклицательных, повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Общение людей непрерывно, и все человечество соединяется непрекращающейся цепью диалога. Диалогическое общение является основой общества, история которого и состоит из слов и действий; все отношения между людьми опосредованы словом. Ни одно биологическое сообщество не имеет языка, который обладал бы указанными выше свойствами, и ни один язык не проявляет эти свойства в большей или меньшей степени, — все языки мира являются языками в одинаковой степени. Это значит, что языки могут научно сопоставляться только с языками.

Возможно научное сопоставление свойств языка со свойствами коммуникативных систем животных, которое и указывает на принципиальное качественное отличие языка человека от знаковых образований, которые существуют в биологическом мире. Любые версии происхождения языка выходят за пределы научного знания о языке. Все языки мира устроены по единому принципу и представляют собой закономерно различающиеся и закономерно сходные варианты единого языка человека. Словесность Большая часть высказываний создается на случай.

Но существуют высказывания, которые в силу различных причин либо как совершенные по форме, либо как несущие ценную и общезначимую информацию, либо как уникальные сохраняются и воспроизводятся. Поскольку такие высказывания относятся к культуре, а культура есть совокупность хранимых обществом произведений, мы и будем называть их произведениями слова. Словесность есть совокупность хранимых и воспроизводимых произведений слова. Произведения слова создаются в определенном материале с помощью знакового инструментария, поэтому важным понятием теории словесности является фактура речи.

Фактура речи представляет собой орудие речи в его отношении к материалу речи. Фактура речи может быть естественной и искусственной. Естественная фактура речи — организм человека, который в ходе обучения приспосабливается для создания, получения и понимания произведений слова. Искусственные фактуры речи — рукописное письмо, печать, электронные средства создания речи.

Высказывания подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации. Устная словесность Устная речь противостоит всем остальным родам речи как естественное использование языка искусственному, поскольку и орудие и материал устной речи — человеческий организм и окружающая человека воздушная среда. Человек становится членом общества, обучаясь устной речи, которая наряду с прямо хождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т. Эти свойства устной речи неизбежно ограничивают ее сложность и объем.

Устная речь усваивается по мере произнесения и потому требует быстрой сообразительности и длительного внимания даже при относительно простом построении, а необходимость хранить информацию в условиях устного общения предполагает запоминание больших массивов устного текста, которые могут храниться только в памяти человека. Диалог, молва и фольклор Устная словесность существует в трех формах, которые обеспечивают единство и функционирование общества и развитие культуры. Диалог представляет собой обмен высказываниями, объединяющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. Молва представляет собой сообщения значимой для общества текущей новой информации по цепочке, а также объединяет речевой коллектив, поскольку постоянно поддерживает осведомленность его членов о действиях других и о текущих событиях.

Фольклор представляет собой высказывания, содержащие постоянно значимую информацию, которые сохраняются и используются по мере надобности. Из форм устной словесности к культуре относится только фольклор, поскольку в его содержание входят обобщенный опыт, нормы поведения и правила создания и использования речи: диалога, молвы и самого фольклора. Этнос народ , как культурная общность, характеризуется единой системой фольклора. Письменная словесность Письмо представляет собой искусственную графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного языка.

Различаются два основных вида письма — идеографическое иероглифическое и фонетическое. Знаки идеографического письма обозначают и воспроизводят строение и значение слова или словосочетания. Иероглиф представляет собой обозначение слова реже устойчивого словосочетания , в котором могут иметься две части — детерминатив и фонетик. Детерминатив передает общий смысл слова, обозначая смысловой класс, в который входит слово.

Смысловые классы могут быть, например, такими: пространственно-временные отношения верх, низ, единица, пара ; вещества земля, вода, дерево, металл ; элементы ландшафта гора, река, граница ; живые существа растения, морские животные, птицы ; человек u части человеческого тела; продукты материальной культуры постройки, дороги, суда, орудия и продукты труда, книги ; абстрактные понятия; социальные отношения; божества и другие. Фонетик передает примерное звучание всего слова или его частей; фонетик может быть сложным — один его элемент может обозначать слово в целом, а другие элементы — отдельные его части египетское письмо. Знаки фонетического письма обозначают и воспроизводят только звучание единиц слова звуков, слогов. Древнейшие самостоятельно сложившиеся системы письма являются идеографическими.

Они возникли в Египте и в Месопотамии в начале третьего тысячелетия до Р. Все остальные системы письма, как идеографические, так и фонетические, заимствованы от этих систем письма или образовались под их влиянием. Древнейшие силлабические системы письма — критские, так называемые линейные А и В, которые возникли в середине второго тысячелетия до Р. Это угаритское клинописное, синайско-палестинское, ханаанейское финикийское , а позднее и арамейское письмо.

Все они достаточно близки между собой по внутренней структуре и, возможно, восходят к единому западно-семитскому прототипу. Древнейшие виды несиллабического письма, кхарошти и брахми, возникли в связи с распространением буддизма в Северной Индии и прилегающих странах в IV—III веках до Р. На основе греческого письма образуются и развиваются все системы письма европейских народов. Среди ученых XIX века и значительной части XX века существовало мнение, что фонетическое письмо более совершенно, чем иероглифическое, а само развитие письма проходит стадии от идеографии к фонографии.

Это мнение не соответствует фактам. С одной стороны, иероглифические системы письма например, китайская и японская являются чрезвычайно гибкими и мощными инструментами выражения языковых значений и располагают в этом смысле средствами, недоступными фонетическому письму. Будучи сложными системами письменных знаков, иероглифические системы письма вырабатывают, причем на ранних стадиях развития, системы фонетических знаков для записи иностранных слов или простых текстов как древнеегипетские звуковые знаки, фактически образующие алфавит, или японские знаки каны. Иероглифические системы успешно используются в течение многих тысячелетий и довольно легко приспосабливаются к различного рода новым информационным технологиям в виде книгопечатания или компьютерной речи.

Это было связано со стремлением к сокращенной записи слов в текстах дорогих пергаментных книг и грамот. Подобного рода явления вторичных кодов легко можно наблюдать в любом компьютере. Смена иероглифики фонографией объясняется тем, что любая иероглифическая система письма тесно приспособлена к конкретному языку и в особенности к культуре: если бы древние евреи использовали, например, для записи Ветхого Завета египетское письмо, то им пришлось бы постоянно упоминать, изображать в тексте разнообразные египетские божества и обряды ибисов, скарабеев, крокодилов, фараонов, аспидов и т. Образование фонетического письма происходит путем отбрасывания иероглифических знаков и обычно серьезного преобразования начертаний фонетических знаков.

Древнейшие семитские алфавиты повторяют состав египетских или аккадских звуковых или слоговых знаков, но начертания семитских букв вполне самостоятельны. В систему письма входят: 1. Алфавит в общем смысле — номенклатура основных письменных знаков — имен единиц языка, которые отображаются письмом: словарь простых иероглифов, буквенный алфавит и алфавитные правила именования единиц языка. Единица алфавита, например, буква б, представляет собой имя типичного звука языка, посредством которого устанавливается связь между начертанием и произношением, а сам по себе обозначенный буквой звук помещается в ряд других звуков, выделенных в алфавите.

Алфавит является главным инструментом осмысления системы языка, потому что через систему знаков-имен основных единиц языка — слов, морфем, звуков — он позволяет вычленять и сопоставлять любые единицы языка — слова, словосочетания и предложения. Графика — система правил комбинаций письменных знаков в тексте. Каллиграфия — система норм начертания букв и буквосочетаний в рукописном тексте. Во всех развитых системах письма различаются три основных типа почерков, соответствующих русским уставу, полууставу, скорописи.

Уставные, или каллиграфические художественные, почерки используются для записи наиболее важных текстов документов, церковных богослужебных книг, светских книг — текстов, которые используются в основном как образцы и в течение долгого времени; полууставные почерки используются для записи рабочих экземпляров документов и книг; скоропись или курсив используется для записи текущих документов и книг учебного содержания, предназначенных для личного пользования. Развитие рукописного письма и образование в нем новых стилей происходит в основном в полууставных шрифтах, которые, развиваясь, выделяют из себя новые каллиграфические и скорописные варианты письма. Орфография — система альтернативных правил записи слов и словосочетаний.

История становления предмета либо как вещи, либо как мысли обычно проста для восприятия аудитории.

Обучающая функция заключается в «вооружении» учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Лекция дает целостное, систематизированное, доказательное представление о решении той или иной прикладной проблемы. Часть преподавателей-лекторов допускают большую ошибку, пересказывая в ходе лекции содержание учебника.

Главное в лекции — осветить учебный материал с учетом новейших достижений науки и постоянно изменяющихся условий окружающей действительности. Устное изложение способствует формированию у слушателей интереса к изучаемой дисциплине. Лектор раскрывает содержание науки, ее основные положения, которые затем детализируются и конкретизируются на занятиях, проводимых в других формах.

Стремление некоторых педагогов рассказать как можно больше, в том числе пересказать огромное количество юридических норм, обычно не приводит к ожидаемому результату. Любой лекционный курс призван дать слушателям знания прежде всего принципиальных положений науки, основных категорий, вооружить их методом познания правовых явлений, показать тенденции развития той или иной отрасли права и науки. Развивающая функция реализуется, если лекция ориентирована не на запоминание, дается не как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез.

То, насколько развивающая функция лекции будет реализована, зависит от методики ее изложения, от артистизма лектора. Логичное, доказательное изложение материала, стремление совместно со студентами искать пути решения юридических проблем, показывать приемы такого поиска и вместе прийти к обоснованным выводам — в этом и есть мастерство преподавателя. Воспитательная функция лекции реализуется через содержание и состоит в формировании у слушателей научно-материалистического мировоззрения, навыков самоанализа, критического оценивания своих действий.

Большое значение в этой связи имеют личность самого преподавателя, его манера общения во время лекции и в менее формальной обстановке и т. Важно также, чтобы лекции были построены как совместная работа в рамках педагогики сотрудничества. Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в процессе лекции, так и после нее.

Это особенно актуально для вводных лекций и изложения тем, при изучении которых планируется проведение семинаров. В этом случае в ходе лекции преподаватель дает список необходимой литературы, обращает внимание слушателей на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуя дальнейшую самостоятельную научную работу учащихся. Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающую форму обучения: методика ее чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала.

Принято выделять несколько видов лекций, каждому из которых присущи свои методы изложения материала табл. Вводная лекция обычно это первая лекция в курсе дисциплины призвана донести до слушателей цели и задачи курса, его структуру. На вводной лекции излагаются основные требования и даются исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний.

Одна из целей вводной лекции — заинтересовать слушателей, стимулировать их к изучению дисциплины. Установочная лекция призвана расставить некие «вешки», которые должны помочь учащимся при самостоятельном изучении тех или иных правовых вопросов, решении поставленных проблем. Цель академической лекции — дать основные, фундаментальные знания по изучаемой дисциплине.

Дословный перевод: Король не может делать поступать неправильно. Данная фраза трактовалась следующим образом: Король не может преступить закон. Еще одно, более современное толкование фразы: Король не вправе нарушать закон т. Под литературоведением понимают науку, изучающую художественную литературу и включающую теорию литературы, историю литературы и литературную критику.

Однако в Древней Греции риторика как теория и мастерство создания прозаических текстов противопоставлялась поэтике — науке о создании поэтических произведений. Исторически из античного ораторского искусства возникла проза. Важно отметить, что как предмет систематического преподавания, риторика сложилась раньше других филологических дисциплин грамматики, поэтики, стилистики и др. Классическая риторика является предшественницей культуры речи.

Новые теории, возникшие в ХХ веке вследствие развития речевых технологий, исторически восходят к риторике. Это, в частности: теория коммуникации, разрабатываемая американскими учеными, связи с общественностью, менеджмент и администрирование, которые представляют собой аналог деловой риторики, и др. Принято различать риторику для говорящего и риторику для слушающего. Риторика для говорящего учит создавать тексты.

С самого начала своего существования риторика обслуживала нужды говорящего пишущего. В отличие от наук, которые учили читать, понимать, извлекать смысл из текстов, риторика учит создавать эти тексты, учит говорить убедительно. Поэтому, как уже отмечалось выше, риторика особенно необходима для людей так называемых «говорящих профессий», «профессий повышенной речевой ответственности». Однако риторика необходима не только говорящему пишущему.

Она нужна и слушателю читателю. Риторика для слушающего имеет дело уже с созданным текстом. Известно, что оратор может проиграть свое дело не из-за того, что правда не на его стороне, а из-за обыкновенного неумения говорить убедительно. Наряду с орфографическими, пунктуационными и прочими ошибками, связанными с нарушениями норм литературного языка; наряду со стилистическими сбоями, с нарушениями норм общения, существуют и риторические ошибки.

Речь, например, может оказаться бесцветной, рыхлой по композиции, производить впечатление легковесной и т. Значение риторики — фундаментального учения о речи — связано с тем, речь — это инструмент управления обществом и общественными процессами. Конфликты пронизывают и коммуникативное пространство. Конфликт в коммуникативном пространстве представляет собой диалог, участники которого имеют нетождественные позиции и не могут или не хотят изменить их таким образом, чтобы произошло их отождествление.

Разрешение конфликта возможно только тогда, когда в результате общения появляется совместная позиция. В данном случае необходимо повышать эффективность культуры общения. Таким образом, современная риторика — это теория и мастерство эффективной целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить…Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

Но чтобы слово приобрело власть, силу, над ним нужно постоянно работать, красноречие требует огромного труда. Это прекрасно объясняет Протагор: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его любят…». Обратите внимание на то, что именно Протагору принадлежат слова «цветы красноречия», которые употребляются и сейчас; цветы красноречия — это как раз то, что делает речь особенной, совершенной, украшенной. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а поиск убедительности.

Софисты были известны прежде всего тем, что полагали, будто доказать можно все, что угодно, главное — выбрать правильные средства доказательства. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь бесконечно разнообразна и изменчива. Истина — это только субъективные суждения о ней; человек есть мера всех вещей. Нельзя говорить, что одно мнение истиннее другого, можно говорить лишь, что одно мнение убедительнее другого.

Для этого в распоряжении софистов были 2 средства диалектика — искусство рассуждать и эристика — искусство спорить. Таким образом, риторика софистов была риторикой словесного спора, состязания, борьбы. Горгий разработал множество стилевых ресурсов, которые актуальны и до сих пор. Так, Горгий первым использовал в своих речах антитезу противопоставление , оксюморон сочетание противоположных понятийоксюморон.

Горгий создал множество средств украшения речи, названных по его имени «горгиевыми фигурами». Его речи характеризуются соразмерностью частей предложений, использованием рифмованных концовок, использованием аллитераций концентрацией определенных согласных звуков и ассонансов концентрацией определенных гласных звуков. Среди первых наиболее ярких риторов-софистов, кроме Горгия, можно назвать Протагора, которого считают основоположником эристики искусства спора , а также Лисия ок. Лисий — один из 10 древнегреческих ораторов, которых во II — I вв.

Лисий был известен своей речью против Эратосфена, одного из Тридцати тиранов, которого Лисий считал виновником смерти брата. Это была первая судебная речь Лисия, и она сделала его знаменитым в Афинах, так что в последующие 20-25 лет своей жизни он написал громадное количество речей — более 400, тогда как ни у одного из других греческих ораторов число речей не превышает 100. Логографы пользовались большим уважением в Афинах. Главным делом логографа было написать речь, которую клиент выучивал наизусть и произносил на суде.

Искусство древнего логографа составлять речь так, чтобы она казалась сочиненной самим клиентом, обозначается термином «этопея». Трудность составления речи увеличивалась еще тем, что при кажущейся ее простоте она должна была содержать толкование закона. Кроме того, речи составлялись за очень короткое время. Главное достоинство речей Лисия — это уже упомянутая «этопея», то есть его речи по характеру, форме, выбору слов строго соответствовали умственному развитию и социальному положению клиента.

Надо отметить также мягкий тон, которым проникнуты его речи. В речах Лисия отсутствуют или очень умеренно употребляются риторические украшения, однако его речи отличаются чистотой языка. Помимо художественных достоинств, речи Лисия представляют для современного читателя большой исторический и культурно-бытовой интерес. Читая Лисия, мы знакомимся с юридическим строем Древних Афин, правовыми отношениями, этикой, частной жизнью.

Сократ 470 — 399 гг. Речей Сократа не сохранилось, его образ и его взгляды известны нам по диалогам Платона. Сократ считал нахождение истины основной задачей общения. Сократ отошел от монологической формы и всю свою сознательную жизнь общался в пространстве диалога.

Проекты по теме:

  • Конспект лекций по предмету "Иностранные языки и языкознание"
  • Общие места (топосы, источники изобретения)
  • Логика деловых отношений
  • Проекты по теме:
  • Тема лекции № 1. Классическая риторика: сущность, структура, основные категории

Русский язык и культура речи

индукция – логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода; выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Краткий исторический обзор становления методики развития речи как науки в России. от личности говорящего, повествование == часть выступления, в котором предмет лекции развивается в его историческом становлении. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении. 33. История становления предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для восприятия аудитории. повествование. Задание. Порядковый номер задания Тип Вес.

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция).

Переговоры представляют собой неоднородный процесс, включая несколько стадий, каждая из которых отличается своими задачами. Самая простая и содержательная модель переговорного процесса предложена М. Выделяются три стадии переговоров: 1. Подготовка к переговорам включает два основных аспекта: организационный и содержательный. Организационный аспект состоит из выбора места и времени встречи, определения повестки дня, формирования состава делегации. Содержательный аспект включает анализ проблемы и интересов сторон, включая анализ личных интересов участников переговоров, совпадение интересов сторон; а также оценку возможных альтернатив переговорному соглашению. Необходимо учитывать не только собственные альтернативы, но и попытаться предугадать альтернативы оппонента. Важным моментом является определение переговорной позиции, разработка различных вариантов решений проблемы и формирование предложений, отвечающих тому или иному варианту решений, подготовка необходимых материалов справочного характера и документов проект предложений, тексты выступлений, предполагаемые итоговые документы. Выделяют три этапа переговоров: 1.

Первый этап включает обмен информацией относительно спорных вопросов, интересов сторон и формирование атмосферы, в которой будут проходить переговоры. Второй этап наиболее трудный и ответственный. Главная задача данного этапа - выработать основные параметры совместного решения проблемы. Третий этап в качестве главной задачи декларирует разработку итоговых договоренностей. Достижение соглашений возможно на основе трех типов решений: серединного, ассиметричного, принципиально нового. Серединное решение - стороны идут на взаимные уступки. Часто уступая в моловажных вопросах выигрывают в более важных. Ассиметрическое решение - уступки одной из сторон значительно превышают уступки другой.

Принципиально новое решение - это стремление максимально удовлетворить каждую из сторон. Важным моментом в проведении переговоров является их анализ. Анализ переговоров включает следующие элементы: 1. Какие виды переговоров Вы знаете? Назовите функции переговоров?

Например, топос определение раскрывает содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение — значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи: что есть что? Пример со словом «музыка»: Музыка — искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками С. Метафорические определения: 1 Музыка — источник радости мудрых людей… Сюнь-цзы ; 2 Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ Стендаль. Топос свойства — качества — характеристика. Свойством называется неизменно присущий признак предмета или человека, оно отличается от качества, а качество от характеристики. Например, свойствами человека будет способность двигаться, думать, совершать обдуманные поступки и т. Качество предполагает включение в свойство определенной оценки. Характеристика связана с конкретным характером рассматриваемого предмета человека, явления , поэтому характеристика конкретна, выборочна, а применительно к человеку дает оценку его личности. Топос имя. Согласно теории именования, имя отражает свойства вещи, а называние вещи определенным именем предполагает дальнейшие удачные или неудачные в зависимости от того, как дано имя действия: «Ну-с, дорогие господа, друзья, товарищи — не знаю уж, как и назвать вас…» Г. Эта неопределенность показала не просто неуверенность оратора в выборе слова, а неясность, неопределенность в оценке людей и общественной ситуации в целом. Важно знать, что топосы — это мысли, которые основаны на ценностях и предпочтениях, обращаются к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам, разделяемым аудиторией. Итак, изобретение идей является центром риторики, поскольку главным в убеждении является способность развернуть доказательство, найдя уместное содержание, нужные аргументы и стиль общения с адресатом речи. Лекция 7.

В борьбе за завоевание техники и природы человечество будет делать огромные усилия, чтобы эта борьба не шла в ущерб красоте. Чувство прекрасного в его лучших и облагораживающих формах не должно будет подавляться грубыми завоеваниями культурного прогресса; и как протест против материализма, истинное искусство явится как необходимый элемент жизни, как один из насущных элементов человеческого обихода. Лучшие и наипрекраснейшие формы природы, начиная с прекрасного и нежного цветка и кончая художественным камнем, будут сливаться в общую гармоническую картину, и из самой природы и ее затейливых линий и красок будет складывать художник будущего новую прекрасную сказку. Среди изменчивых и умирающих форм живой природы вечными и незыблемыми останутся художественные достижения обработанного камня, и для искусства он явится тем основным, незаменимым и вечным материалом, из коего будут слагаться самые вековечные достижения человеческого вдохновения. В культуре будущего, в формах новых исканий камень снова вернется к тому, что составляло его красоту в Древней Греции, и снова в нем человек будет видеть высшее воплощение красот природы, к которым может прикоснуться лишь горящее священным огнем вдохновение художника. И рисуется картина из Апокалипсиса: прекрасный город из яшмы, окруженный стенами из цветного камня, горящий огнем, подобно лучшим драгоценным камням; красота и радость сделались мерилом человеческого богатства, и на новых весах переоценивается старый мир, измеряясь и взвешиваясь не по весу золота, не по длине серебряных слитков и шелка, а по глубине радости и счастья, по гармонии и мощи небывалой земной красоты... Картина нам непонятная: но разве нам понятно будущее в каких-либо иных его формах? Самоцветы России Вопросы и задания 1. В предисловии к книге лекций «Самоцветы России» А. Ферсман писал: «... На этих страницах, вне узких рамок сухих научных описаний, я хочу по возможности раскрыть этот прекрасный мир природы и влить его в серую жизнь людей». Подтвердите это анализом фрагментов речи академика А. Найдите структурные части лекции. Приведите примеры использования лектором риторических вопросов, риторических восклицаний, анафоры. Как и с какой целью используются оратором мифологические и литературные материалы? В каком значении употреблено А. Ферсманом слово «материализм» см. Как используются в тексте популярной лекции термины и цифры? Охарактеризуйте выступление ученого с точки зрения эмоциональности «сам пережил» и документальности речи «видел собственными глазами». Выделите тезисы лекции. Какова основная мысль? Возьмите на заметку! Памятка для анализа выступления 1. Раскрыта ли тема, не было ли излишеств? Каков был стиль произношения? Легко ли было уяснить главное, что мешало восприятию и что помогло? Как автор подчеркивает важность темы для себя и для присутствующих? Был ли визуальный и словесный контакт со слушателями? Задавались ли вопросы слушателями, каков был их характер?

Формулируйте вопросы так, чтобы на них можно было дать однозначные ответы — да или нет, чтобы они звучали кратко, создавали ритм, закрепляя мысль. Ускоряющий вопрос. Ускоряющие вопросы вынуждают собеседника форсировать аргументацию своего мнения. Уточняющий вопрос. Они начинаются со слов что, кто, как, почему, сколько. Например: "Чего, по вашему мнению, недостает в аргументации этого предложения? В чем опасность увлечения уточняющими вопросами? Вы, конечно же, теряете инициативу, и беседа может перейти в русло интересов и проблем собеседника. И сделает это с большим вниманием и тактом. А как мы реагируем на замечания. Становится ли это помехой в беседе, мешает ли достижению взаимопонимания? Конечно, мешает, но избежать их в споре невозможно. Какие могут встретиться замечания? Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылазили", — ответил Диоген. Впоследствии завистливый Кьярелли стал инквизитором, и по его воле тело Паганини даже после смерти долго "таскали" по всей Италии, а потом сорок лет не предавали земле. Тот ответил: "Но у нас же нет рабов". Обструкционистское громкий выкрик, истерический возглас, упрямое повторение. Необходимо убеждать" Антисфен. Тактика подразделяется на четыре вида. Не противоречить. Если собеседник пытается навязать конфронтацию не по существу, вывести вас из равновесия, направить разговор по ложному пути, то следует промолчать, оставив без внимания его замечания. Если действительность не совпадает с нашим мнением, а противник заставляет признаться в неспособности обосновать свою позицию сейчас же, можно избежать прямого ответа. Не всегда наша аргументация при обосновании является безупречной. Прикрыть слабые места ее уважительными причинами тоже можно, хотя и неэффективно. Ответ может быть дан до и после высказывания оппонента. С некоторой задержкой отсрочкой ответы можно давать, если нет подходящего материала и если немедленный ответ поставит под угрозу нормальный ход дискуссии с психологической точки зрения, то есть может последовать эмоциональный взрыв с нежелательными последствиями. Далеко не всегда надо стремиться к исчерпывающим ответам и медленно реагировать на замечания, реплики, возражения собеседников. Как правило, нейтрализация осуществляется в защиту своего тезиса и не затрагивает антитезиса оппонента. Но в ряде случаев эффект защиты проявляется в прямой критике позиции противника. Критика означает разбор, анализ рассуждений противника и состоит из двух этапов разрушения неверной аргументации его идеи. Оратор, проводя критический анализ, реализует вторую фазу — почему нет формулы конструктивной критики. Доказательство ложности или несостоятельности какоголибо тезиса называется опровержением. Факты, как говорят, упрямая вещь. Есть и другие способы опровержения. Подвергаются критике доводы, которые оппонентом выдвинуты в обоснование его тезиса. Задача заключается в том, чтобы доказать, что аргументы опровергаемого доказательства ложны или несостоятельны. Если удается это сделать, то тезис оказывается недоказанным. Говоря о критике доводов оппонента, следует заметить, что нельзя отвергать чужих аргументов без доказательства их несостоятельности ложности или сомнительности. Дело в том, что тезис вашего оппонента может иметь и более точные аргументы, чем опровергнутые. Поэтому для окончательного опровержения чужого тезиса следует доказать несостоятельность не только представленных аргументов, но и содержания самого тезиса. Доказывается, что истинность опровергаемого тезиса не вытекает из доводов, приведенных в подтверждение тезиса. Самостоятельно доказывается новый тезис, который является противоположным или противоречащим суждением по отношению к опровергаемому тезису. Этот способ опровержения встречается довольно часто. Заключается он в следующем. Допустим, что один из участников биологического кружка выставил тезис "Ни одно глубоководное морское животное не может быть ракообразным". Тезис ошибочный. Значит, действительно "некоторые глубоководные морские животные являются ракообразными". А если это истинно, то тезис "Ни одно глубоководное морское животное не может быть ракообразным" не является истинным. Затем из него выводятся следствия. Выражение reductio ad absurdum используется в тех случаях, когда оппонент сам настолько запутывается, что в результате приходит к абсурдным выводам. В общем виде опровержение может быть разделено на два этапа. Этап первый: критика несостоятельных аргументов. В дискуссии совсем необязательно предлагать острую критику. Если аргументация построена надежно, то вряд ли умный противник станет провоцировать активную защиту. Как замечал французский писатель А. Моруа, "самое трудное — не защищать свое мнение, а знать его". Какой бы объективной, спокойной, товарищеской критике мы ни подвергались, удовольствия она нам не доставляет. Мы ведь все в той или иной степени, стремимся к престижу, признанию, уважению. Некорректная, злая, торжествующая защита всегда воспринимается соперником как унижение. Так что, может быть, прав Ларошфуко, советовавший: "Если вы хотите иметь врагов, старайтесь превзойти своих друзей. Но если вы хотите иметь друзей, дайте вашим друзьям превзойти вас". Выделяют три вида спора: аподиктический, эристический и софистический. Вид спора зависит от цели, которая определяет способ и средства ее достижения. Вот лишь несколько вариантов. Первый стремится к истине аподиктический спор , второй — тоже аподиктический спор. Первый стремится к истине аподиктический спор , второй — убедить эристический спор. Оба стремятся убедить друг друга эристический спор. Оба стремятся победить друг друга софистический спор и т. Спор может быть символически представлен, как движения фигур на шахматной доске. Конь ходит посвоему, ферзь — посвоему, слон — тоже. В шахматной игре уже имеются точно просчитанные партии с названиями и возможными исходами. Их тысячи. У шахматных фигур жесткие ограничения — у людей их нет. Рассмотрим подробнее основные виды спора. Аподиктический спор. При этом умозаключения будут строиться по фигурам силлогизма. Кредо участника такого спора: "Платон мне друг, но истина дороже". В силлогизмах, как замечал К. Все это рельсовый транспорт мысли, который доставит вас к истине как к конечной станции назначения". Вся их деятельность направлена на взаимную коррекцию точек зрения. Эристический спор. Как уже было сказано, эристический спор ведется тогда, когда необходимо убедить партнера в чемлибо, перетянуть на свою сторону, сделать единомышленником. Этот вид спора ведут инициатор и сопротивляющийся ему партнер. В группах — это сторонники позиции и оппозиции. Аргументированность — логическая принудительность вывода тезиса рассуждение может казаться доказательным. Убедительность — психологическое понятие, в основе которого вера в правдивость излагаемого, связанная с определенными эмоциями слушателя. Аргументированность обеспечивает совпадение мнений, убедительность — совпадение чувств. Не волнуя, не затрагивая нервную систему людей, нельзя даже просто собрать их и направить тушить пожар. Тем более нельзя без этого "склонять"! Рассуждения спорщиков могут быть оценены таким образом: а аргументированные, но не убеждающие; б убеждающие, но не совсем аргументированные; в аргументированные и убеждающие.

Похожие презентации

  • На сайте ведутся технические работы
  • Ответы к дисциплине Русский язык и культура речи, страница 1 | EasySGA
  • Другие гуманитарные предметы
  • Общие места (топосы, источники изобретения) — КиберПедия
  • 2.1. Структура и сущность публичных выступлений | BookOnLime

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий