27 февраля 1917 установление двоевластия в стране

После победы Февральской революции в Петрограде в стране установилась уникальная ситуация, получившая в истории название «двоевластие». 27 февраля (12 марта) рано утром началось вооруженное восстание солдат Петроградского гарнизона — восстала учебная команда запасного батальона Волынского полка в числе 600 человек. 1 этап — март — начало июля 1917г.: существовало двоевластие; Временное правительство согласовало свои действия с Петроградским Советом. 2 этап — июль—25 октября 1917г.: с двоевластием покончено; установление единовластия. Сегодня мы будем говорить о двоевластии, которое возникло в стране в 1917 году. Что такое двоевластие? Это ситуация, когда в стране существуют две параллельные власти, каждая из которых претендует на право управлять государством.

Двоевластие в России (1917 г.): таблица, причины и итоги

Лениным, стали программой действий большевиков и призывали к немедленному свержению временного правительства. Июльские дни — массовые протесты и повсеместное восстание против временного правительства, поддерживаемые советами рабочих и солдатских депутатов. Октябрьская революция — вооруженное восстание большевиков, которые захватили власть и установили Советскую власть в России. Временное правительство и его проблемы После Февральской революции 1917 года, когда власть в Российской империи перешла от царя к временному правительству, столкнулось с рядом серьезных проблем. Временное правительство столкнулось с огромными ожиданиями и вызовами, и не смогло полностью удовлетворить потребности и ожидания народа. Среди ключевых проблем, с которыми столкнулось правительство, следует отметить следующие: 1. Нарастающая неудовлетворенность населения Временное правительство было создано с целью удовлетворить требования и стремления народа, но на практике оно не смогло решить многие проблемы. Нарастающая неудовлетворенность населения привела к массовым выступлениям и забастовкам, которые ослабили авторитет правительства и подорвали его легитимность. Проблемы в военном секторе Российская империя участвовала в Первой мировой войне, и временное правительство наследовало проблемы, связанные с этим конфликтом.

Народ и солдаты ожидали быстрого завершения войны, однако правительство не смогло осуществить эту задачу. Это привело к дальнейшему недовольству населения и росту антиправительственных настроений. Напряженность в обществе После Февральской революции в России возникло много различных политических, социальных и национальных групп, которые имели разные цели и интересы. Временное правительство столкнулось с трудностями в управлении этим разнообразным обществом и потеряло некоторую поддержку. Все эти проблемы в конечном итоге привели к укреплению большевистской партии и окончательному свержению временного правительства Октябрьской революцией.

Транспортная система страны абсолютно не приспособлена к военному положению, сельское хозяйство сдало свои позиции. Хозяйственные трудности увеличили внешний долг России до огромных размеров.

Намереваясь извлечь из войны максимальные выгоды, русская буржуазия начала создавать союзы и комитеты по вопросам сырья, топлива, продовольствия и т. Верная принципу пролетарского интернационализма, большевистская партия вскрыла империалистический характер войны, которая велась в интересах эксплуататорских классов, ее захватническую, грабительскую сущность. Партия стремилась направить недовольство масс в русло революционной борьбы за крушение самодержавия. В августе 1915 года образовался «Прогрессивный блок», который планировал заставить Николая II отречься от престола в пользу своего брата Михаила. Таким образом, оппозиционная буржуазия надеялась предупредить революцию и при этом сохранить монархию. Но такая схема не обеспечивала буржуазно-демократические преобразования в стране. Причинами февральской революции 1917 года явились антивоенные настроения, тяжелое положение рабочих и крестьян, политическое бесправие, спад авторитета самодержавной власти и ее неспособность провести реформы.

Движущей силой в борьбе был рабочий класс во главе с революционной большевистской партией. Союзниками рабочих выступили крестьяне, требующие передела земли. Большевики разъясняли солдатам цели и задачи борьбы. Основные события февральской революции произошли стремительно. За несколько дней в Петрограде, Москве и других городах прошла волна забастовок с лозунгами «Долой царское правительство! Расстрелы, аресты были не в состоянии остановить революционного натиска масс. Правительственные войска были приведены в боевую готовность, город Петроград был превращен в военный лагерь.

Однако Съезд принял эсеро-меньшевистскую резолюцию в редакции меньшевика Дана: полная поддержка министровсоциалистов Временного правительства, продолжение «революционной войны» на принципах отказа от аннексий и контрибуций. По итогам своей деятельности Съезд избрал свой постоянный орган, ВЦИК, в составе 320 депутатов, ставший высшим органом в системе Советов. Июньский кризис Временного правительства В мае-июне 1917 года идет подготовка к новому наступлению на Восточном фронте. Военный министр Керенский разъезжает по частям, ведя среди них агитацию, за что заслуживает прозвище «главноуговаривающего».

Временное правительство вынуждено было отправить в отставку Милюкова и военного министра А. Гучкова и согласиться на вхождение в состав правительства представителей Совета М. Скобелева, И. Церетели, В. Чернова, А. Правительство стало коалиционным. Эта коалиция стала формальным закрепление того блока буржуазии и мелкой буржуазии, который сложился в первый период революции. Против поддержки Временного правительства и за передачу всей власти Советам выступил В. Ленин, вернувшийся в Россию в начале апреля. Однако меньшевики и эсеры настаивали на продолжении коалиции с Временным правительством. С 3 по 24 июня в столице проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство имели меньшевики и эсеры 600 мест , большевиков представляли 105 делегатов. Эти пропорции сохранились в избранном съездом Всероссийском центральном исполнительном комитете. ВЦИК стал верховным постоянно действующим органом Советов рабочих и солдатских депутатов всей страны. Новое коалиционное правительство начало активную подготовку к наступлению на фронте. Оно было авантюрой, но кадеты видели в этом единственный способ расправиться с большевиками. Но в начале июля наступление провалилось. Кадеты, предвидя провал, отозвали своих представителей из правительства, поспешив передать власть в руки мелкобуржуазных партий с условием, что те примут меры к разгрому большевиков.

Февральская революция - кратко

Установление двоевластия в Таганроге. 27 февраля 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция. События, происходившие в Москве, Петрограде и других городах, находили отклики всюду в стране, в том числе и в Таганроге. В российской историографии Февральской революцией принято называть события конца февраля — начала марта 1917 года, связанные с массовыми выступлениями рабочих и солдат в Петрограде. Начало революции 23 февраля 1917г. Свершилась в Петрограде. В результате которой, в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета. Февральская революция 1917 г. (или Вторая русская революция) была вызвана отсутствием стабильности социально-экономических и политических отношений. Первая мировая война способствовала возникновению общенационального кризиса в стране.

Февральская революция 1917 года: причины, ход событий, итоги

созданы два органа власти: Петросовет (Петроградский Совет рабочих депутатов, председатель - меньшевик Чхеидзе Н.С.) и Временный комитет членов Государственной думы, председатель- октябрист Родзянко М.),то есть установилось двоевластие. 1 этап — март — начало июля 1917г.: существовало двоевластие; Временное правительство согласовало свои действия с Петроградским Советом. 2 этап — июль—25 октября 1917г.: с двоевластием покончено; установление единовластия. 28 февраля — 1 марта 1917 г. Петроград Ранним утром 28 февраля последний оплот законной власти, Адмиралтейство, где собрался отряд верных правительству войск, был осаждён революционными толпами. Вечером 27 февраля у Таврического дворца находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Думы. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы. 26 февраля 1917 года стало началом февральской революции. 27 февраля на сторону рабочих перешли солдаты Павловского, Преображенского и Волынского полков. Это решило исход борьбы: 28 февраля правительство было низложено.

Февральская революция 1917 г. и установление двоевластия

Как становится понятно из самого термина, двоевластие – это ситуация, когда в стране власть сосредоточена не в одних руках, в одном органе, в смысле его принадлежности к определенному общественному строю (монархии), а в двух одновременно. После свержения монархии в феврале 1917 года в России образовалось двоевластие: Назначенное самопровозглашенным органом Временным Комитетом Государственной Думы (ВКГД) Временное правительство (ВП). 27 февраля 1917 года сформирован Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Что такое система двоевластия в россии

27 февраля 1917 г. в Петрограде победила революция, означавшая фактическое отстранение от власти императора Николая II, который в этот же день издал Указ о роспуске. 1917 год ознаменовался новым подъемом борьбы трудящихся. В январе — феврале число бастовавших рабочих увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 1916 г. в три раза и составило, по данным фабричной инспекции, 676 286 челАвек. В феврале (марте по новому стилю) 1917 года в России возникла особая форма власти, которую Владимир Ленин называл «своеобразием нашей революции». 27 февраля в Петрограде началось вооруженное восстание – против власти выступило порядка 70 тыс. расквартированных в городе солдат. Рабочие создали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, а депутаты парламента – Временный комитет Государственной Думы.

Двоевластие (Россия, 1917)

Церетели, В. Чернова, А. Правительство стало коалиционным. Эта коалиция стала формальным закрепление того блока буржуазии и мелкой буржуазии, который сложился в первый период революции. Против поддержки Временного правительства и за передачу всей власти Советам выступил В. Ленин, вернувшийся в Россию в начале апреля. Однако меньшевики и эсеры настаивали на продолжении коалиции с Временным правительством. С 3 по 24 июня в столице проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

Большинство имели меньшевики и эсеры 600 мест , большевиков представляли 105 делегатов. Эти пропорции сохранились в избранном съездом Всероссийском центральном исполнительном комитете. ВЦИК стал верховным постоянно действующим органом Советов рабочих и солдатских депутатов всей страны. Новое коалиционное правительство начало активную подготовку к наступлению на фронте. Оно было авантюрой, но кадеты видели в этом единственный способ расправиться с большевиками. Но в начале июля наступление провалилось. Кадеты, предвидя провал, отозвали своих представителей из правительства, поспешив передать власть в руки мелкобуржуазных партий с условием, что те примут меры к разгрому большевиков.

В июле недовольные продолжающимся кризисом, на улицы Петрограда вышли рабочие. Меньшевики и кадеты оценили это событие как мятеж в тылу революции и приняли меры к разгону демонстрантов. Эти события вызвали новый кризис власти.

Формально акт был незаконен, так как нарушал Указ о престолонаследии Павла I рисунок 56. Однако, Николай, видимо, сознательно пошел на этот шаг, сохраняя право Алексея на престол в будущем. Но 3 марта от престола отрекается и Михаил, указав, что вопрос о судьбе монархии должно решить Учредительное собрание. Таким образом, отречение от престола с юридической точки зрения нельзя считать ликвидацией монархии. Номинально Россия до 1 сентября 1917 г. На нем был определен государственно-правовой статус правительства. Оно имеет всю полноту законодательной и исполнительной власти, действует временно, готовит Учредительное собрание, которое принимает новые Основные законы конституцию , определяет характер государственного строя России в будущем. Предписывалось также создание в воинских подразделениях выборных комитетов из нижних чинов, которые могли контролировать деятельность командиров. Этот приказ, с восторгом принятый солдатской массой, обеспечил Совету силовую опору, но положил начало развалу армии. Таким образом, вопрос о власти, один из ключевых в любой революции, в дни Февральской революции был решен в своеобразной форме — в виде двоевластия. Политический режим двоевластия существовал в период со 2 марта по 3 июля 1917 г. В дальнейшем, после установления единовластия Временного правительства, нарастают кризисные явления во всех сферах жизни страны. Влияние Временного правительства постепенно падает, а Советов, напротив, — растет рисунок 59. В результате в ходе Октябрьского вооруженного восстания большевики ликвидируют Временное правительство и объявят Россию республикой Советов. Временное правительство: представляло собой власть официальную.

Военный министр Керенский разъезжает по частям, ведя среди них агитацию, за что заслуживает прозвище «главноуговаривающего». Несмотря на успешные действия «ударных батальонов смерти», созданных к 1917 г. Еще страшнее были события на Северном фронте, где вторые линии наступления стреляли в спины первым «ударникам». Уже 20 июня 3 июля наступление прекращается.

ССоветы рабочих и солдатских депутатов, известные как Советы, представляли объединение рабочих и солдатских масс. Они возникли еще во время Февральской революции и были организованы для защиты интересов рабочего класса и создания социалистического общества. Основными силами в Советах были большевики, лидером которых был Владимир Ленин. Советы стремились свергнуть Временное правительство и установить диктатуру пролетариата. Противостояние двух властей привело к политической нестабильности и хаосу в стране. У Временного правительства была формальная легитимность и поддержка от западных союзников, но оно стало слабеть и действовать неэффективно. Советы, хотя и не имели формальной легитимности, пользовались все большей поддержкой среди рабочего класса и солдатских масс. Противостояние двух властей закончилось в октябре 1917 года, когда большевики под руководством Ленина свергли Временное правительство и установили Советскую власть. Это событие стало известным как Октябрьская революция и привело к началу курса на построение социализма в России. Итоги двоевластия в России 1917 года В результате двоевластия произошли существенные изменения во всех сферах жизни России. Временное правительство пыталось провести либеральные реформы и установить демократический строй, однако его действия были ослаблены отсутствием реальной власти и поддержки со стороны общества. Советы же, возникшие из низовых социальных групп, предлагали диктатуру пролетариата и рабочего класса. Одним из главных итогов двоевластия стало свержение Временного правительства и установление большевистской диктатуры.

Читайте также

  • Законодательная политика Временного правительства (март — октябрь 1917 г.)
  • Двоевластие
  • Классы и партии в период двоевластия.
  • Два двоевластия: конец февраля — начало марта 1917 г
  • Главная навигация

Февральская революция 1917 г. и установление двоевластия

Совет рабочих депутатов (Петросовет). 27 февраля считается решающим днем, когда простые волнения уже безвозвратно переходят в революцию. В этот день был создан Петроградский Совет рабочих депутатов, в состав исполкома Совета входили эсеры, меньшевики и большевики. Февральская революция 1917 г. Установление двоевластия. Февральская революция — события в Петрограде, которые привели к падению монархии. Она охватила период с 23 февраля по 2 марта 1917 г. Вечером 27 февраля у Таврического дворца находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Думы. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы. Его главой стал М. В. Родзянко. 27 февраля 1917 г. были избраны руководящие органы Совета и его Исполком. В соответствии с догматическим социал-демократическим пониманием событий февраля 1917 г. лидеры Петросовета утверждали, что в России победила буржуазно-демократическая революция. Период двоевластия — это государственное разделение в России между февральской и октябрьской революциями в 1917 году.

Падение самодержавия и установление двоевластия

В Международный женский день 23 февраля пришлось на 8 марта по старому стилю среди женщин, стоявших в мороз в очереди за хлебом, возникли беспорядки, которые на следующий день охватили свыше 200 тысяч человек. В течение нескольких дней страну захлестнула волна антивоенных митингов, демонстраций, стремительно ширилось стачечное движение. Главными лозунгами были «Долой войну! В Петрограде революционные массы были поддержаны солдатами столичного гарнизона. На этом фоне обострился затяжной политический кризис в верхах, вызванный недовольством либерально-буржуазных кругов царской политикой. Видя недееспособность самодержавия забастовщики перешли к вооружённой борьбе. Воинские части Петроградского гарнизона, поддержавшие восставших, установили контроль над важнейшими пунктами столицы и правительственными зданиями. Немногочисленные силы, остававшиеся на стороне царя, были дезорганизованы и не имели возможности остановить действия революционеров. Решающим фактором победы революции было единение рабочих и солдат.

Генералы фактически остались без армии. Лидеров партий Прогрессивного блока такое стремительное развитие событий застало врасплох. Они стремились установить контакт с царём, который пребывал в ставке в Могилёве. Царю предлагалось образовать правительство народного «доверия». Под давлением членов Временного комитета Госдумы во главе с октябристом М. Однако это вызвало общественное негодование и передача власти новому монарху так и не состоялась. Эти события положили конец правлению династии Романовых и существованию Российской империи. На тот момент представители буржуазии уже приступили к формированию Временного правительства.

Временное правительство — высший законодательный и исполнительный орган государственной власти, возглавлявший Россию с марта по октябрь 1917 г. Его первым председателем стал князь Георгий Львов. Ключевые посты в правительстве принадлежали П. Милюкову министр иностранных дел , М. Терещенко министр финансов , А. Гучкову военный министр. Временное правительство сосредоточило в своих руках как законодательную, так и исполнительную ветви власти. Члены Временного правительства обратились к народу с Декларацией «О преемственности власти и права», объявив амнистию для политических заключённых, неприкосновенность гражданских свобод, отмену сословных и национальных ограничений, роспуск полиции и замену её «народной милицией», начало реформы органов местного самоуправления и подготовке к выборам в Учредительное собрание.

Была предоставлена автономия Финляндии. Установление двоевластия. Параллельно Временному правительству, созданному представителями Прогрессивного блока, революционно-демократические силы меньшевики, эсеры ещё 27 февраля организовали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, опиравшийся на революционно настроенную часть армии и флота. Совет сразу стал действовать как официальный орган власти. Он образовал комиссию по снабжению населения продовольствием, дал указания об образовании на предприятиях рабочей милиции и др. С 1 марта Совет издал приказ по Петроградскому гарнизону, который узаконивал солдатские комитеты. В их распоряжение передавалось оружие. Объявлялось равенство всех военнослужащих.

Таким образом, возникло двоевластие, существовавшее до начала июля 1917 г.

Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Образование новых органов власти. Вечером 27 февраля у Таврического дворца находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Думы. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы.

Его главой стал М. В это же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобожденные из тюрьмы рабочие-активисты, члены социал-демократической фракции Думы, представители левой интеллигенции. Было решено создать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета Петроградского Совета избрали лидера социал-демократической фракции Думы меньшевика Н. Чхеидзе, его заместителями — трудовика ставшего вскоре эсером А.

Керенского и меньшевика М. Большинство членов Совета были меньшевиками и эсерами. В ночь с 1 на 2 марта 1917 г. Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил известный земский деятель князь Г.

Временным правительство называлось потому,что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания. Отречение Николая II. Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта. Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Н. Рузскому телеграфное сообщение.

Он просил убедить Николая II отречься от престола в пользу тринадцатилетнего сына Алексея, а регентом назначить брата — великого князя Михаила Александровича. Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая. Эта фраза фактически была подсказкой того ответа, который ожидали получить: согласиться с предложением Родзянко. Позиция высших армейских чинов потрясла Николая II. На следующий день Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.

Из Манифеста об отречении Николая II В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России… все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца… В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть.

В Москве соглашение не удалось в силу непримиримой позиции, занятой местным Обществом фабрикантов и заводчиков, хотя в ряде районов предприниматели крупные давали свое согласие на введете 8-часового рабочаго дня. В результате нормирование продолжительности дня труда стало производиться «самовольно» по отдельным предприятиям, и московскому Совету задним числом пришлось 18 марта санкционировать своим авторитетом то. Совет постановил: «признать необходимым введение 8-часового рабочаго дня по всей стране; обратиться к Временному Правительству с требованием о немедленном издании соответствующаго декрета и призвать все Советы Р. В Москве же, не дожидаясь издания такого декрета, ввести 8-часовой рабочий день, допуская сверхурочныя работы только в отраслях промышленности, работающей на оборону, производящей предметы первой необходимости и по добыче топлива».

Соответствующая волна прокатилась по всей России, причем борьба за 8-часовой рабочий день принимала либо петербургскую, либо московскую форму, т. Это бытовое двоевластие было, однако, довольно чуждо мысли самочинаго законодательства; можно сказать, что господствовала формулировка, данная на одном из Московских рабочих собраний: «Мы вводим 8-часовой рабочий день с 17 марта и требуем от Совета Р. Как же реагировала власть, которой предлагалось поставить авторитетный «штемпель» законодательной санкции к тому, что в жизни достигалось «революционным» путем? Она в сущности бездействовала. Революционный министр говорил о труде, который является «основой производительной силы страны» и от «успехов котораго зависит благополучие. Это были все общия слова, т. Правительство немедленно реагировало, и в журнале заседания того же 10 марта значится: «предоставить министру торговли и промышленности войти в обсуждение вопроса о возможности и условиях введения сокращеннаго рабочаго времени в различных местностях России по отдельным группам предприятий и представит, предположения свои на разсмотрение Временнаго Правительства».

На этом все дело и остановилось — само Правительство дальше подготовки мер к введению 8-часового рабочаго дня в предприятиях военнаго и морского ведомства не пошло. Как будто трудно последовать за воспоминаниями Керенскаго и признать, что Коновалов в согласии с фабрикантами 11 марта «ввел уже 8-часовой рабочий день на фабриках и заводах Петрограда». Очень сомнительно, чтобы в министерств торговли и промышленности «в порядке спешности» действительно разрабатывался «законопроект о 8-часовом рабочем дне», как, отвечал Исполнительный Комитет на многочисленные и настойчивые запросы из провинции, указывая, что о вступлении закона в силу будет «своевременно объявлено». Собравшееся в конце марта «Совещание Советов» не могло пройти мимо развертывавшейся борьбы за сокращение рабочаго дня. И Совещание в резолюции о введении 8-часового рабочаго дня предлагало правительству издать соответствующий декрет с оговоркой о необходимости допущения сверхурочных работ в тех отраслях промышленности, который работают на нужды обороны и связаны с продовольствием страны. Совещание правильно учитывало, что 8-часовой рабочий день не является только вопросом экономической выгоды рабочаго класса, но крайне ослабляет реалистичность своей позиции, выдвигая наряду с соображениями о необходимости участия рабочаго класса с переходом России к демократическому строю в общеполитической и культурной жизни страны, но и довольно априорныя заботы об «ослаблении кризиса в будущем», о необходимости «позаботиться о смягчении ужасов грядущей безработицы и об облегчении приискания заработка тем, которые вернутся после окончания войны из армии». Совещание поручило Исполнительному Комитету петроградскаго Совета вступить с Временным Правительством в переговоры о порядке введения 8-часового рабочаго дня 479.

В законодательном порядке дело мало подвинулось вперед 480. В итоге получилась анархия на местах, где при отсутствии указаний из центра, почти неизбежно пышным цветом расцветало «революционное правотворчество», т. Показательным примером подобнаго местнаго законодательства служит «обязательное постановление» о восьмичасовом рабочем дне и примирительных камерах, изданное Борисовским Минской губ. Исполнительным Комитетом за подписью и. Вульфиуса на исходе второго месяца революции — 26 апреля. Принципиальное решение о введении 8-час. Очевидно, не без влияния правительственнаго воззвания к рабочим, обслуживающим учреждения фронта 482 , борисовские законодатели к общему положению о 8-час.

Наконец, Исполнительный Комитет объявлял, что приостановка предприятия, чрезвычайно вредная для обороны, повлечет за собой «секвестрацию его». Все это «законодательное» творчество шло вне правительственнаго контроля. Нерешительность или медлительность Правительства сильно снижали его революционный авторитет в рабочей массе тем более, что реальная борьба за 8-часовой рабочий день сопровождалась в «буржуазной» печати довольно шумной противоположной кампанией. В ней приняли участие и марксистские экономисты, с добросовестностью догматиков доказывающие. Усвоить эту догматичность довольно трудно, ибо было слишком очевидно, что в взбудораженной атмосфере революция естественно приводит к пониженности труда; 8 часов «действительной» работы, как выражалось петербургское соглашение 10—11 марта, для народнаго хозяйства имело несравненно большее значение, чем сохранение фиктивных норм 484. Промышленники не могли не понимать этой элементарной истины. В собрании материалов «Рабочее движение в 1917 г.

Омский комитет обращался к предпринимателям с «убедительной просьбой» принять выработанныя Советом условия введения 8-часового рабочаго дня. Биржевой комитет, считая приостановку работ на оборону «преступной», выражал надежду, что промышленники «пожертвуют частью своих интересов и не явятся виновниками обострения классовой борьбы в данный исключительной важности исторический момент». И когда центральныя организации промышленников с некоторым напором оказывали воздействие на Правительство в смысле законодательнаго непринятия гибельной по своим последствиям той «временной уступки», на которую они должны были пойти, то в их формальной аргументации докладная записка в марте горнопромышленников Урала , действительно, трудно не усмотреть стремления, при неопределенности экономических перспектив лишь выиграть время, пока не выяснится, в какую сторону склонится «стрелка революционной судьбы». Такое впечатление производит, например, запоздалое в мае постановление московскаго биржевого комитета. В нем говорилось: «Вопрос о 8-часовом рабочем дне не может быть разсматриваем, как вопрос о взаимном соглашении между предпринимателями и рабочими, так как он имеет значение общегосударственное... Поэтому промышленники «не признают для себя возможным разрешать его в данный момент, как бы благожелательно ни было их отношение к интересам рабочих». В итоге в мае, когда уже существовало новое «коалиционное» правительство, лишь начали «выяснять» трудный вопрос о 8 час.

Для промышленников вопрос о продолжительности рабочаго дня главным образом являлся проблемой экономической, связанной с повышением заработной платы. За «восьмичасовой кампанией» последовала и столь же стихийно возникшая борьба за повышение тарифных ставок, не поспевавших за падением денежных ценностей и дороговизной жизни — борьба, осложненная органически связанной с переживаемым хозяйственным кризисом проблемой организации производства, как единственнаго выхода из кризиса. Эта экономическая и социальная борьба хронологически уже выходит за пределы описания мартовских дней, когда лишь намечались признаки будущей революционной конфигурации. В жизни «фактическое осуществление» социалистических постулатов в теории представлявшееся в виде «твердых шагов организованной демократии», а на практике, по характеристике «Известий» — «необузданной перестройкой» приводило к довольно уродливым формам «рабочаго контроля», требований подчас заработной платы, обезпечивающей «свободную и достойную жизнь"», но не соответствующей экономической конъюнктуре. Демагогия, вольная и невольная 485 , конечно, и здесь сыграла свою зловредную роль, парализуя трезвую оценку рабочей тактики, которую давала, например, общая резолюция по рабочему вопросу, принятая на Совещании Советов. В ней на тяжеловатом официальном языке говорилось: «... Демагогические призывы находили отзвук в массе в силу не только примитивной психологии ""неимущих».

Допустим, что довоенное процветание промышленности и ея искусственная взвинченность в первый период войны были уже в безвозвратном прошлом, что эти прибыли истощились в дни изнурительной и затяжной мировой катастрофы, и что промышленность — как доказывают некоторые экономисты — вошла в революционную полосу разстроенной и ослабленной — побороть укоренившуюся психологию нельзя было отвлеченным, научным анализом, тем более, что сведения о «колоссальных военных барышах» отдельных промышленных и банковских предприятий продолжали появляться на столбцах периодической печати и на устах авторитетных деятелей революции, не вызывая опровержений. Даже такой спокойный и по существу умеренный орган печати, как московския «Русския Ведомости», несколько позже в связи с августовским торгово-промышленным съездом, негодовал на то, что съезд «совершенно закрыл глаза на вакханалию наживы». Ненормальность положения, когда заработную плату приходилось выплачивать в счет основного капитала предприятия, как неоднократно указывали представители промышленников в совещаниях, созываемых впоследствии министерством торговли и промышленности, приводила к требованиям повышения государством цены на фабрикаты, производимые на оборону: уступки промышленников рабочим — говорил Некрасов на Московском Государственном Совещании — фактически перекладывались на государство. Последнее обращалось к главному своему ресурсу — выпуску бумажных денег. Выход из заколдованнаго круга мог быть найден только в определенной экономической политике, которой не было у Временнаго Правительства, загипнотизированнаго концепцией рисовавшагося в отдалении вершителя судеб — Учредительнаго Собрания... Только противопоставив такую определенную программу для переходнаго времени, можно было свести на землю социалистическия «утопии». Земля — народу В параллель к постановке вопроса о нормировке трудового дня можно привести иллюстрацию из области недостаточно отчетливой земельной политики Временнаго Правительства, расширявшей рамки местнаго революционнаго правотворчества и свидетельствовавшей, что у Правительства не было конкретнаго плана аграрных мероприятий временнаго характера для переходнаго периода.

В этой области положение Правительства «цензовой общественности», конечно, было особенно трудно, так как надлежало примирить не только диаметрально противоположные интересы, но и в корень расходящиеся принципы 488. При отсутствии единаго общественнаго мнения не могло быть и той самопроизвольно рождающейся директивы, которую впоследствии Временное Правительство в декларации, подводившей итоги его двухмесячной деятельности, называло «волею народа». В марте деревня не подавала еще громко своего голоса. Молчала ли деревня потому, что оставшиеся в ней «старики, больные и женщины» встретили спокойно таково было мнение, например, кирсановскаго съезда земельных собственников революцию, — обезлюдение деревни Чернов считает основным мотивом молчания деревни; молчала ли потому, что просто «еще снег не сошел с земли» мнение составителей социалистической «Хроники» ; молчала ли потому, что плохо была осведомлена о перевороте и относилась к нему в первый момент недоверчиво уполномоченные Временнаго Комитета в своих донесениях отмечали случаи — и не в каких-нибудь глухих углах обширной страны — когда в деревне, продолжавшей жить с представителями старой власти, урядниками и становыми, не знали о происшедших событиях еще в конце марта и боялись, что все может «повернуться на старое»; донесения думских уполномоченных подтверждают многочисленныя изданныя крестьянския воспоминания. Газетныя корреспонденции того времени отметят нам даже такие удивительные факты в центре России, как распространенное среди мужиков Дмитровскаго уезда Московской губ. Спокойствие в деревне нарушила волна дезертиров, пришедших с фронта и подчас — отмечает отчет Временнаго Комитета — сыгравших роль первых осведомителей о происшедшем перевороте. Военный министр в обращении к «дезертирам» 7 апреля объяснял эту утечку с фронта «распространением...

Создавалась недвусмысленная опасность, что молва о земле может сорвать фронт, и министр земледелия спешил опровергнуть циркулирующие слухи «о предстоящей в ближайшее время крупной земельной реформе вплоть до конфискации частно-владельческих земель». По существу Правительство ничего не говорило — его воззвание по «первейшему» по своему значению земельному вопросу 17 марта справедливо может быть отнесено к разряду скорее нравоучительных произведений на тему о том, что «насилие и грабеж самое дурное и опасное средство в области экономических отношений». Принятие закона о земле народными представителями невозможно без «серьезной подготовительной работы», выполнить которую Правительство «признает своим неотложным долгом». Впрочем, были приняты две решительныя меры: 12 марта были переданы в казну земли Кабинета отрекшагося Императора и 16-го конфискованы удельныя имущества. Оба правмтельственныя постановления, если и признать, что тактически они были необходимы, нарушали логику, выраженную формулой: ждать Учредительнаго Собрания. Вероятно, в рилу этого Правительство через посредство вел. Николая Михайловича прибегло к своеобразной мере получения письменных отказов членов императорской фамилии от наследственных прав на российский престол и согласия их на «отдачу» удельных земель 489.

Подводя итог наблюдений думских уполномоченных при объезде после переворота, 28 губерний Европейской России, трехмесячный отчет отдела сношений с провинцией Временнаго Комитета говорил: «для крестьян новый строй — это земля». Совершенно естественно, что уполномоченные Временнаго Комитета наблюдали «отсутствие у крестьян представления» о запутанности и трудности разрешения земельнаго вопроса. Мысль о сложности статистическаго «учета земельных запасов, распределения земельной собственности, выяснения условий и видов землепользования» и т. Он предвкушает золотой век осуществления их. Он часто далек от мысли, что все эти лозунги окажутся мыльными пузырями по той простой причине, что земли нет, что в большинстве средних губерний не только нельзя думать о трудовой норме, но и о лишних 2 десятинах». Но ведь уполномоченные интеллигенты из Петербурга, да еще облеченные званием членов Гос. Думы, которые могли заманчивыя перепективы в смысле земельных чаяний свести к реальной действительности, были случайными и редкими гостями в деревне 490.

В большинстве случаев проповедником являлся какой-нибудь солдат из столицы или партийный агитатор, не слишком сведующий и не слишком сркупулезный в своей демагогической пропаганде — в дни революции не было недостатка и в людях, одетых в интеллигентский мундир и готовых выдавать «дутые векселя». Одним обещанием «собрать материал» для Учредительнаго Собрания, представление о котором в деревне было неясно 491 , нельзя было предотвратить анархическия выступления в деревне и избегнуть самостоятельнаго «правотворчества» в сфере земельных отношений. Надо было отдать себе отчет в реальном положении и в неизбежности исхода будущей аграрной реформы в сторону интересов «трудового крестьянства». Бороться с «дутыми векселями» можно было лишь ясным и определенным заявлением, в каком именно направлении будет происходить подготовительная работа перед Учредительным Собранием, и одновременным принятием в законодательном порядке тех переходных мер, которыя подсказывала жизнь и которыя гарантировали бы в сознании массы неприкосновенность земельнаго фонда до Учредительнаго Собрания. Пешехонов «осторожный поссибилист», по выражению Чернова тогда же пытался выступить с предупреждением, что Учредительному Собранию придется «лишь оформить и санкционировать то, что будет совершено и достигнуто в процессе революционнаго строительства: отложить последнее немыслимо. Весь вопрос в том, пойдет ли он дальше анархическим путем или в организованных формах». При анархии получится не тот строй, к которому стремятся все демократическия партии.

Но и «такой строй придется санкционировать, пересилить революцию Учредительное Собрание, конечно, будет не в силах». Не имея еще собственнаго органа повседневной печати, Пешехонов выступал в с. Планомерное «революционное строительство» Пешехонов видел в организации сети земельных комитетов, задачей которых являлась бы подготовка общей реформы и разработка предварительных, неотложных временных мер. Мысль Пешехонова была освоена революционной демократией 492 и нашла конкретное себе воплощение в правительственном мероприятии, но только через месяц и без той определенности, которую вкладывал инициатор земельных комитетов. На Главный комитет возлагалась задача составления общаго проекта на основании собранных данных и соображений, которыя будут представлены местными комитетами. На местные комитеты волостные, уездные, губернские , помимо собирания сведений и составления «соображений и заключений», возлагалось приведение в исполнение постановлений центральной власти; издание местных обязательных постановлений, простановка действий частных лиц, направленных к обезценению земельных имуществ и возбуждение перед Главным Земельным комитетом вопросов об изъятия таких имуществ и о наиболее целесообразном использовании их. В воззвании, сопровождавшем опубликование закона, делался некоторый шаг вперед и говорилось, что Учредительное Собрание «найдет справедливое решение земельнаго вопроса и установит новый земельный строй».

Население вновь призывалось к воздержанию от самовольных действий в области земельных отношений и «спокойно, в сознании своей ответственности за будущее нашей родины готовиться к приходу истиннаго устроителя земли русской — народнаго Учредительнаго Собрания». И только в декларации Главнаго Земельнаго Комитета 20 мая, т. На путь известной активности побудила Правительство вступить сама жизнь — проявление в стране с большей интенсивностью в апреле аграрнаго движения. Точной статистики этого движения у нас, конечно, никогда не будет... Ведомость Главнаго Управления по делам милиции за апрель отмечает 204 случая земельных правонарушений против 17 за март 494. Статистика эта не дает полной картины уже потому, что систематическия сведения о «самоуправных действиях» на местах стали собираться лишь после циркулярной телеграммы 11 апреля министерства внутренних дел губернским и областным комиссарам. Насколько она преуменьшает действительность, можно судить по отдельному случаю...

Так в делах Главнаго Земельнаго Комитета, имеется сводка сведений к 1 августа о движении среди крестьян, составленная Орловской губернской земской управой на основании анкет министерства земледелия: для марта и ней отмечено 40 случаев проявления «движения среди крестьян», для апреля 128... Волна апрельских волнений вызвала безпокойство Временнаго Комитета Государственной Думы, обратившагося к, министру земледелия Шингареву с запросом о мероприятиях для предупреждена «аграрных безпорядков». Ответ Шингарева в конце апреля напечатан у Шляпникова. Министр земледелия отмечал, что происшедшия аграрныя волнения в некоторых местностях явились «естественным результатом переворота», когда органы новой власти не могли дать «надлежащаго отпора» стремлениям «безответственных лиц и групп населения к осуществлению своих чаяний путем захватов и насилий». Можно было ожидать, что аграрные безпорядки... Действительность не оправдала этих опасений, в полной мере», так как по имеющимся у министра сведениям «аграрныя волнения не приняли столь широких размеров»... При этом крестьяне по большей части прибегали не к безвозмездному отобранию владельческих земель, а к принудительной сдаче им в аренду по назначенной волостным комитетом «справедливой» цене, правда весьма пониженной по сравнению с существующей».

Шингарев писал, что министерство, учитывая «все серьезныя последствия» аграрных волнений в частности для «обезпечения армии и населения продовольствием. Такими средствами являлись меры двоякаго рода: 1 Прекращения безпорядков... В отношении мер перваго рода необходимо, однако, принять во внимание, что, не имея в своем распоряжении таких органов власти, какие могли бы прекратить безпорядки путем применения физической силы, находящейся в ведении министерства внутренних дел... Такого рода обращение привело в некоторых случаях к положительным результатам»... Закон 11 апреля устанавливает предоставление всех пустующих земель в распоряжение местных продовольственных комитетов с назначением последними справедливой арендной платы в пользу владельцев за занятие их земель и принятие за счет государства убытков, понесенных частными владельцами от насильственного захвата их земель, возлагая вместе с тем на виновных гражданскую и уголовную ответственность». В заключение министр выражал свое «глубокое убеждение», что при более тесном взаимодействии между центральным правительством, местными властями и общественными организациями, «дальнейшему распространению безпорядков на почве земельных отношений будет положен предел». Оптимистическое заключение министра земледелия было преждевременно, ибо такие паллиативы не могли успокоить деревню, которую, помимо реальных требований жизни, возбуждали идеологи «социальнаго радикализма» 497.

Но на первых порах правительственныя мероприятия содействовали значительному ослаблению земельных правонарушений 498 : данныя милиции снижают цифру апрельских выступлений с 204 на 81; в том же соответствии во взятом примере Орловской губ. Отчет Врем. Комитета, отмечая. Депутаты, объезжавшие провинцию. Не обобщая фактов, отметим черты, подчеркнутыя в отчете. Часто, например, владельцы и управляющие крупных имений убегали, оставляя хозяйство на произвол судьбы. Крестьяне и сама исполнительная власть затруднялись, как наступить в таком случае: помещики спешили рубить лес, распродать живой и мертвый инвентарь.

Деревенские делегаты «приходят в город за разъяснением, заходят в комитеты, к комиссару, в Советы Р. И отчет рисует бытовую сцену, как односельчане сажают в холодную вернувшагося депутата, который проездил общественныя деньги и ничего не узнал: «все забыл, что слышал; так много слышал, что... Нередки случаи, когда советския декларации принимаются за «закон» 500. Большинство уполномоченных, как утверждает отчет, вынесли «крайне мрачный» взгляд на волостные комитеты — они не имели ни «авторитета», ни «гражданской ответственности» и легко превращались в «игрушку в руках политическаго агитатора», причем выразители крайних мнений, соответствовавших «чаяниям изголодавшагося по земле народа», вызывали наибольшее доверие. Другие наблюдатели отмечали и иную сторону в скептицизме населения к волостному земству— «хорошие» крестьяне не шли на выборныя должности, не доверяя еще новым порядкам; на выборах проявился большой абсентеизм. И в то же время эти пессимистически настроенные наблюдатели должны были отметить и явление, противоречившее их заключениям — с возникновением комитетов «всякие эксцессы» в деревне прекратились. И на месте эксцессов «все более растут приемы мирнаго выживания и устранения от земли всех крупных и мелких собственников» не исключая отрубников, «повсеместную вражду» к которым отмечает отчет Временнаго Комитета; устанавливается высокая, заведомо непосильная такса на рабочия руки, особая приплата за пользование трудом пленных, просто запрещается работа у частных владельцев — «не дадим им рабочих, они тогда все, как тараканы, подохнут».

Так деревня подчас осуществляла на месте правительственный циркуляр 11-го апреля о засеве пустующих полей... Это отстояло очень далеко от той «пугачевщины», о которой, как о чем то неизбежном при революции, в последние годы стараго порядка так много говорили в самых разнообразных общественных кругах. Если этого не произошло в первый период революции, не обязана ли Россия такому исходу все же в значительной степени деятельности весьма несовершенных организаций на местах? Не только исконная тяга к помещичьей земле, не только максималистическая агитация пропагандистов «чернаго передела», но и реальныя жизненныя потребности, отмеченныя Шингаревым, приводили к местному правотворчеству, которое уже существенно расходилось с лозунгом пассивнаго ожидания Учредительнаго Собрания. Уездный раненбургский комиссар, председательствовавший в уездном исполнительном комитете, в более позднем своем уже польском докладе министру земледелия по поводу «шумихи» вокруг уезда, выступавшаго «первым» в аграрном вопросе, объяснял так причины, побудившия Исполнительный Комитет принять решительныя меры к использованию помещичьей земли для того, чтобы «не осталось не запаханнаго поля, неубраннаго хлеба». На заседание были приглашены землевладельцы. Под ужасом впечатления о гибели почти 2 мил.

Это заставило комитет пойти на компромисс: 81 марта, вопрос подвергся новому обсуждению». Постановлено было исключить всех мелких землевладельцев, в крупных экономиях ведение хозяйства оставить за владельцами, обезпечив им не менее, чем 30 дес. Постановлено было обезпечить «хозяйственно надежныя» экономии рабочими руками, оставить в силе все арендные договоры. Раненбургский уезд был особливо неблагополучен в смысле «крестьянскаго движения». Следовательно постановления уезднаго комитета носили специфический характер. Более показательны поэтому постановления общегубернскаго рязанскаго съезда «представителей губернскаго, уездных, городских, волостных комитетов, земств и городов, крестьянскаго союза, объединений кооперативов, Советов Р. Эти постановления весьма отчетливо определили направление, в котором на местах решался «земельный вопрос», и служили знаменующим перстом для политики центральнаго правительства в области временных мер.

Исходя из положения, что «земля должна принадлежать всему трудящемуся народу», и что разрешение основного вопроса о земле будет на созываемом в ближайшем будущем Учредительном Собрании, съезд «во имя спасения родины от разгрома внешним врагом и защиты молодой свободы от внутренней анархии» постановил: 1. Признать правильное и полное использование в 1917 году всех земельных угодий, независимо от того, кому они принадлежат, вопросом государственной необходимости. Временное, впредь до разрешения земельнаго вопроса на Учредительном Собрании, использование путем реквизиции всех пахотных и луговых угодий в особом «наказе» съезд пояснил, что под «всеми земельными угодиями» разумеются земли всех видов: монастырския, церковныя, удельныя, частновладельческия и крестьянския , с предоставлением всех земель, не могущих быть, по заключению местных комитетов, обработанными, обсемененными и убранными силами самих владельцев, в распоряжение местных «волостных и городских под контролем уездных исполнительных комитетов. Использование в реквизиционном порядке всех указанных земель и лугов на основании принудительной аренды с платой, проектируемой местными исп. На местные исполнительные комитеты возлагалась обязанность принять все меры к обработке земли, убора урожая и сдачи всего излишка хлеба «на условиях, объявленных в законе о государственной хлебной монополии». Вмеcте c тем съезд признал, «необходимым, чтобы Временным Правительством было издано особое распоряжение о немедленной приостановке покупок, продажи, залога и дарения земель и лесов 503. Решение съезда было сообщено в Петербург через особую делегацию.

В дни Временнаго Правительства перваго состава лишь намечалась еще та общая платформа, которая могла быть выставлена от имени организованнаго крестьянства на первом собравшемся в Петербурге 4 мая Съезде Советов Крестьянских Депутатов, и которая нашла отклик по всей России. Апрель и отчасти уже март были периодом организационным: На Совещании Советов такая платформа, объединившая разныя течения революционной демократии и противопоставленная неопределенной правительственной декларации, была, однако, уже выработана. Резолюция, принятая 3 апреля, говорила о необходимости «перестроить коренным образом» земельныя отношения: «только... Признавая, что окончательное разрешение земельнаго вопроса принадлежит Учредительному Собранию, революционная демократия, представленная на Совещании, заявила, что поддержит «самым решительным образом в Учредительном Собрании безвозмездное отчуждение всех частно-владельческих земель для передачи их трудящемуся народу, за исключением владений, не превышающих максимальных норм, каковыя будут установлены для каждой области местными демократическими комитетами». В «переходное время» Совещание считало необходимым распространить конфискацию государственной властью удельных и кабинетских земель, теперь же на церковныя и монастырския земли и издание Временным Правительством декрета о прекращении впредь до разрешения Учредительным Собранием земельнаго вопроса всякаго рода земельных сделок.. Совещание сказало и относительно создания на местах «до образования органов демократическаго самоуправления» комитетов для урегулирования заработной платы и для устранения недоразумений между частными владельцами и крестьянами. Совещание предусмотрело и закон 11 апреля о сдаче местными комитетами пустующих частновладельческих земель в аренду или обработку их наемным трудом «с помощью владельческаго инвентаря» и с оплатой «по установленным комитетами ценам».

На местные комитеты Совещание возлагало «обязанность бороться со всякими попытками самочиннаго разрешения на местах земельнаго вопроса», считая, что «всякое потрясение хозяйственной жизни в настоящее время в области земледелия может иметь для государства непоправимое бедствие. Реалистическая платформа, выработанная Совещанием, была далека от аграрнаго максимализма 504. Ахиллесовой пятой для правительства оказалось требование о прекращении земельных сделок, против чего возражал класс земельных собственников 505. Между тем, если бы сознание большинства, по крайней мере, земельных собственников с самаго начала освоило неизбежность в обстановке 17 г. Hacтpoeнiя крестьянскiя в первые месяцы революцiи были, как мы видим, скорее мiролюбивыми и соглашательскими, «случаи эксцесов» в деревне тонут в общем сознанiи «ответственности, желанiя действовать организовано и закономерно» — доносил в центр саратовскiй губернскiй комиссар, быть может, и склонный к некоторому преувеличенному, офицiальному оптимизму. Эта поправка хронологически все же должна быть отнесена не к тому времени, о котором мы говорим; тогда и будущiй «селянский министр» «мужицкий министр», как приветствовали его с мест на Государственном Совещании , не мало склонный к демагогическому разнуздыванию стихии, не был активным действующим лицом и на арене еще только появился Ленин со своей прямолинейной проповедью брать силою всю «землю», «не дожидаясь Учредительнаго Собрания» его открытое письмо делегатам майскаго крестьянскаго съезда — этим простым положением он заменил апрельский тезис о «конфискации» помещичьей земли. Та определенность в правительственной декларации, о которой мы говорим, могла усилить соглашательския настроения в деревне и содействовать миролюбивому разрешению до Учредительнаго Собрания практических вопросов, которые ставила жизнь.

Во всяком случае она могла быть противопоставлена безответственной демагогии 510. Вплоть до октябрьскаго переворота крестьянская мысль в вопросе о земле целиком не освоила упрощенную схему: грабь награбленное, как, быть может, далеко не везде особенно на первых порах освоила и «паньску затию», ждать разрешения земельнаго вопроса до созыва Учредительнаго Собрания. В дальнейшем мемуарист доходит до такого искажения действительности, что уверяет, что уже первое революционное правительство, несмотря на свое «капиталистическое» происхождение это и придает русской революции тип классически русский , выступило с инициативой радикальной земельной реформы в полном соответствии с русской революционной традицией 511. Оказывается, что проект Ленина, о котором он мечтал в Швейцарии, правительством «цензовой общественности» был принят к выполнению задолго до того, как большевики разнуздали «спустили с цепи» свою «аграрную революцию». Первое правительство демократической революции предоставило самим крестьянам выработать новый земельный порядок — только мненie земельных комитетов имело значение: все земли подлежали национализации и пользоваться ими наперед могли лишь те, кто их обрабатывал... Может быть, в дни, когда во главе коалиционнаго правительства стоял Керенский, действительность и стала только до известной степени приближаться к тому, что говорит Керенский-мемуарист. Его товарищ по партии, активный деятель Совета Крестьянских Депутатов Быховский утверждал в заседании 7 июля: «не пройдет одной недели, как станут законом все постановлены Всероссийскаго Совета Крестьянских Депутатов».

Буржуазно настроенные люди, как правило, имели большой военный и политический опыт, поэтому не устрашились даже появления некоторых элементов самоуправления красных. Мне нравится.

Двоевластие в России в 1917 году: исторический обзор и ключевые события

Львов — член Московского комитета партии прогрессистов. В состав Временного правительства вошли лидер партии кадетов П. Гучков военный и морской министр , эсер А. Керенский министр юстиции , П. Милюков министр иностранных дел , А.

Коновалов министр торговли и промышленности , М. Терещенко министр финансов. Поздним вечером 2 15 марта 1917 г. Таким образом, после свержения самодержавия в ходе Февральской революции в стране установилось двоевластие.

Первую ветвь власти — буржуазно-демократическую, представляло Временное правительство, вторую — революционно-демократическую — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Новая власть провозгласила в России политические права и свободы слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций. Были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлялась политическая амнистия, явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день. Вторая русская революция.

Первая мировая война, антивоенные настроения и дезертирство Если начало войны и вызвало подъём патриотизма, то вот её затягивание вызывало всеобщее недовольство. Государство было не готово к войне ни экономически, ни морально. Поражение в русско-японской войне 1905 года, противоречия между обществом и властью, агитационные призывы к неповиновению приводили к тому, что солдаты не понимали смысла войны, считая её прихотью царя, и не желали воевать. Значительную часть армии составляли крестьяне, которые в сложившихся экономических условиях хотели быть дома и управлять своим хозяйством. Экономический кризис В результате мобилизации большая часть работоспособного населения ушла на фронт, что сильно ударило по сельскому хозяйству. А захват немцами территорий, которые использовались под урожай, ещё больше усугубил ситуацию с продовольствием. Крестьян вынуждали продавать свою продукцию в городах, что вызывало их недовольство. Получается, они были лишены возможности самостоятельно выбирать рынки сбыта. Ресурсы отправлялись только на нужды фронта, что привело к спаду промышленного производства, транспортным проблемам и отсутствию топлива.

Нехватка топлива привела к нехватке хлеба. Пока правительство обсуждало введение карточной системы, люди скупали хлеб, что вылилось в его острый дефицит. В стране прогрессировала инфляция. Политический кризис Политические партии не сходились во мнении о необходимости войны и о самодержавном строе. По поводу войны сложились две позиции — прогерманская и проанглийская. Первая группировка выступала за прекращение войны, так как их капитал и производство были связаны с Германией. К тому же они надеялись, что Германия поможет в борьбе с революцией. Другие считали, что Англия поможет России в отношениях с Японией, не дав начаться новой войне, а союз с Англией и Францией будет способствовать усилению влияния России на Балканах. Не было единства и в вопросах государственного строя: звучали призывы как провести частичные реформы, расширить полномочия парламента, так и полностью отменить самодержавие лишить царя власти.

Недоверие к монаршей семье Николай II принял на себя командование армией и отсутствовал в Петрограде.

Чернова, А. Правительство стало коалиционным. Эта коалиция стала формальным закрепление того блока буржуазии и мелкой буржуазии, который сложился в первый период революции. Против поддержки Временного правительства и за передачу всей власти Советам выступил В. Ленин, вернувшийся в Россию в начале апреля. Однако меньшевики и эсеры настаивали на продолжении коалиции с Временным правительством. С 3 по 24 июня в столице проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство имели меньшевики и эсеры 600 мест , большевиков представляли 105 делегатов. Эти пропорции сохранились в избранном съездом Всероссийском центральном исполнительном комитете.

ВЦИК стал верховным постоянно действующим органом Советов рабочих и солдатских депутатов всей страны. Новое коалиционное правительство начало активную подготовку к наступлению на фронте. Оно было авантюрой, но кадеты видели в этом единственный способ расправиться с большевиками. Но в начале июля наступление провалилось. Кадеты, предвидя провал, отозвали своих представителей из правительства, поспешив передать власть в руки мелкобуржуазных партий с условием, что те примут меры к разгрому большевиков. В июле недовольные продолжающимся кризисом, на улицы Петрограда вышли рабочие. Меньшевики и кадеты оценили это событие как мятеж в тылу революции и приняли меры к разгону демонстрантов. Эти события вызвали новый кризис власти. Керенский стал министром-председателем правительства.

Продовольственная проблема в стране также имела место. Правительство было вынуждено пойти на непопулярную меру, начатую при императоре — продразверсткам. Крестьяне с помещиками отнеслись к данному решению крайне враждебно и оказывали жесткое сопротивление. В начале весны были введены хлебные карточки, и к осени норма хлеба на человека уменьшена вдвое. На фронтах из-за развала снабженческой системы начался голод. В промышленности также наступил глубокий кризис. Рабочие не соблюдали производственную дисциплину. Они буквально терроризировали управленческий персонал, и тот не мог их контролировать. Из-за падения производства к лету закрылись многие фабрики и заводы. Повсеместно рабочие, солдаты, почтовые служащие требовали повышения зарплаты в 3-6 раз. Временное правительство вынуждено было субсидировать некоторые предприятия и учреждения. Хаос и безвластие развивалось Поступление налогов катастрофически снизилось, государственный долг чрезвычайно вырос. Гиперинфляция прогрессировала, экономика страны стремительно падала. Все эти события усугублялись военными неудачами русской армии: в августе немцы заняли Ригу, а Финляндия, требуя независимости, продвигала свое войско в Карелию. Петроград фактически находился под угрозой вторжения противника. Обстановка в стране после Февральской революции 1917 После февральских событий в России начался сложный период, характеризовавшийся противостоянием различных политических течений: Монархические политические силы оказались разгромленными. Власть перешла к либералам и социалистам. Постепенно они вытеснялись большевиками, которые отличались от других партий жесткой централизованной организацией. Большевистская партия опиралась на рабочий класс, который, не смотря на малочисленность относительно крестьянства, отличался дисциплинированностью и организованностью. В описываемый период происходит активное, и даже стихийное формирование Советов крестьянских, рабочих, солдатских депутатов. В марте насчитывалось около 600 подобных формирований, во главе которых стоял Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Также в разных отраслях промышленности массово формировались профсоюзы. В системе образовавшихся Советов царил некий хаос. Съезды крестьянских или рабочих депутатов проводились отдельно друг от друга. В этот период существовало множество разных объединений: Советы старост, Советы безземельных крестьян, Советы трудовой интеллигенции и пр. Между собой их объединяло отсутствие в собственном составе имущих классов, из которых состояло большинство членов Госдумы. Хаос В стране царило двоевластие. Созданные Временным правительством и Советами министерства часто дублировали друг друга. При этом правительство опиралось на руководящий состав военно-морских сил и городские думы, а Петросовет — на матросов, солдат и местные Советы. Фактически Петросовет выступал теневым правительством. Данным органом была создана Контактная Комиссия, целью которой являлся контроль над деятельностью Временного правительства. Лидеры Петросовета заявляли, что Временное правительство существует только с их разрешения. В июне военный министр Керенский А. Провал этой операции еще больше дискредитировал действующее правительство. Из ссылок вернулись Троцкий Л. В июне был созван I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В июле произошла первая вооруженная демонстрация радикалов, в состав которых входили анархисты с большевиками. Данное выступление было подавлено. Ленин с другими лидерами бежал в Финляндию. В августе императора Николая II перевезли в Тобольск, в ссылку. Власть нового правительства России на время усилилась. Его возглавил Керенский. Он созвал «Московское государственное совещание», на котором звучали требования усилить дисциплину в войсках, запретить митинги в армии и распустить солдатские Советы. Большевиками данное совещание было объявлено контрреволюционным. В больших городах прошли протесты. Керенский Осенью Временным правительством созывается Предпарламент с целью укрепить свои политические позиции. Но большевики созданный орган власти бойкотируют и отказываются в нем работать. Не дожидаясь созыва Учредительного собрания, которое запланировано на 12 ноября, Временное правительство объявляет Россию республикой. Октябрьская революция 1917 года: ход событий Находясь в Финляндии, Ленин неоднократно в своих письмах указывал соратникам на необходимость начинать восстание против Временного правительства. Осенью 1917 года большевиками разворачивается активная деятельность: 10 октября было принято решение о начале восстания. Предлогом для их формирования стала оборона Петрограда. В страну нелегально вернулся Ленин, который начал руководить революционными мероприятиями. Ленин в октябре 16 октября красногвардейцам выдали винтовки. Временное правительство было осведомлено о грядущем восстании, так как слухи о нем распространялись по всему городу. Члены правительства пребывали в нерешительности, понимая, что не смогут рассчитывать на помощь военных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий