Значение стихов ольгт берггольц

16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге родилась Ольга Берггольц – известная всему миру как «блокадная Мадонна», муза осажденного Ленинграда. автобиографические тексты Ольги Берггольц практически не сопровождались научным историко-литературным комментарием. Судьба и поэзия Ольги Берггольц. Я никогда героем не была, не жаждала ни славы, ни награды. Ольги Федоровны Берггольц. К 105-летию со дня рождения Ольги Берггольц. Тулузакова Н. А.

История дневников Ольги Берггольц

Стихами Ольги Берггольц, подчёркивающими неумолимую стойкость жителей блокадного Ленинграда, зачитывались миллионы. Ольга Федоровна Берггольц, 1943 год. 1-й ведущий: Берггольц не только выступала по радио, часто вместе с бригадой артистов она выбиралась на фронт, который проходил совсем рядом с городом, читала свои стихи бойцам, защищавшим Ленинград.

Ольга Федоровна Берггольц

16 мая исполняется 110 лет со дня рождения Ольги Фёдоровны Берггольц, с чьим именем прочно связана жизнь блокадного Ленинграда, ленинградцев, для которых ожидание голоса «нашей Оли» стало не просто потребностью. «Ленин» - опубликовала заводская стенгазета завода «Красный ткач» 27 сентября 1925 года, где тогда работал в амбулатории ее папа доктор Берггольц. Это подтверждают ранние стихотворные опыты Ольги Берггольц.

Сила поэзии блокадного Ленинграда. К 105-летию со дня рождения Ольги Берггольц

Статья Г. И. Беневича посвящена исследованию духовной биографии советской писательницы и поэтессы Ольги Берггольц (1910–1975). Голос Ольги Берггольц вселял в людей веру и надежду на скорое возвращение к мирной жизни, что враг будет повержен и изгнан. Советуем почитать поэзию Ольги Берггольц: её стихи могут показаться слишком горьким лекарством, но кому-то они непременно помогут очистить душу. Выводы. Сквозной мотив поэзии Ольги Берггольц – мотив памяти (слова с семантикой «память» встречаются 45раз в проанализированных стихотворениях). Между прочим, знаменательный эпизод: ни «мастерству» как таковому, ни чистой технике стиха Ольга Берггольц никогда не станет придавать значение.

“Я отвечу, что пила, и многие захотят со мной поменяться биографией”

16 мая исполняется 110 лет со дня рождения Ольги Фёдоровны Берггольц, с чьим именем прочно связана жизнь блокадного Ленинграда, ленинградцев, для которых ожидание голоса «нашей Оли» стало не просто потребностью. Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей. автобиографические тексты Ольги Берггольц практически не сопровождались научным историко-литературным комментарием. Ольга ая подняться (из антологии Евтушенко). Ольга Берггольц: живой символ блокады Ленинграда.

Лялечка. 1923–1925

  • Судьба и поэзия Ольги Берггольц
  • Муза блокадного Ленинграда: как голос Ольги Берггольц спасал жизни — 24.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
  • Сила поэзии блокадного Ленинграда. К 105-летию со дня рождения Ольги Берггольц
  • Значение творчества Ольги Берггольц в русской литературе
  • «ПО ПРАВУ РАЗДЕЛЕННОГО СТРАДАНЬЯ…» (Ольга Берггольц)
  • А я могу любить

Исследовательская работа по теме: Муза Ленинграда Ольга Берргольц

Только бы здоровый был пупсик... Денег нет. Если человек "не проникся марксизмом"... Как ребеночек прыгает! Ирунька зеленым сходила... Как сердце болит!..

Маленькая моя, беззащитная ведь, как она кричит, когда кушать хочет... Неужели я ее перекармливаю? Она - всюду, она - в вихре, она строит коммунизм, она делает деньги. Они ей очень нужны. Развод с Борькой.

О, да, уже окончательный, рецидивов не будет. Правда, сейчас стало больнее.... Моим первым шагом было то, что я сошлась с Николаем.... Все время хотелось его ласк и поцелуев. Иногда я просто болела им.

Его брови меня мучили... Николай Молчанов - другой муж, отец другой дочери. Вместе - в университете, вместе - в Казахстане, потом - врозь, он - в армию, она - в Ленинград, потом - снова вместе. Его диссертация - "К проблеме Пушкина в 60-е годы" 1938. Из армии он принес эпилепсию, от которой - и еще от голода - погибнет в 1942-м.

Будто бы его в армии контузили ручной гранатой... Колька мой! Вот, на всю жизнь - одна любовь к тебе, и пусть не будет другой. Газеты "Власть труда" Владикавказ, 1930 , "Советская степь" Казахстан, 1931-1934 , "Электросилы" Ленинград, 1934-1937. Сборники "Годы штурма", "Ночь в Новом мире", "Книга песен" это - стихи , каждый год - книжки для детей.

Масса статей. Попытки романа. До десятка вновь начатых вещей. Много - и тяжело - работала. Около 1930 года И еще - много влюбленностей.

Много имен, они даже ставятся в очередь. Черное платье на мне и я в нем - прелестны... Два часа тому назад - звонок, Виктор. Зовет в угловое кафе. Я лечу.

Я не буду ни писателем, ни коммунистом, пока не перестану быть бабой. О, девочки, дочки мои, Ирочка и Майка, ведь вы были, были у меня, какие ручки у вас были, какие ласковые. Все другое - тлен. Как могла я уезжать от Ирины, так любившей и всегда ждавшей меня... Все мои "ошибки" и "преступления" - прах и ерунда по сравнению с этой ошибкой и преступлением.

Ее девочки 7 лет и 1 год - в 37-м их уже нет2. Тогда умирала почти половина родившихся.

Вскоре их отец ушел на Первую мировую войну, воевал сначала с немцами, потом с Врангелем. В Гражданскую он был начальником санитарного поезда "Красные орлы". Утром мы ходили с мамой на проспект и видели, как еще дымились развалины участка, а по Шлиссельбургскому мчались грузовики, в кузове которых, опираясь на ружья, стояли рабочие в кожанках и матросы, крест-накрест опоясанные пулеметными лентами, и ветер раздувал у них на груди огромные красные банты". Начало творческого пути Первые стихи 14-летней Ольги появились в 1925 году в заводской газете "Красный ткач". А в 15 лет пламенные строчки "Песни о знамени" напечатала газета для детей и подростков "Ленинские искры". Первая похвала литературному таланту Берггольц прозвучала из уст Корнея Чуковского.

Он услышал юную поэтессу на поэтическом вечере литобъединения "Смена" — Ольга декламировала свое школьное стихотворение "Каменная дудка". Какие стишки прекрасные прочитала! Товарищи, это будет со временем настоящий поэт", — отозвался Чуковский. Занятия "Смены" проходили несколько раз в неделю в Домпросвете, знаменитом Юсуповском дворце. Несмотря на похвалу Чуковского, ранние стихи Берггольц были скорее скромного таланта. Впрочем, Ольгу в "Смене" запомнили и отметили. В первую очередь ее внешность. Но и стихи с определенными оговорками были приняты.

Ей суждено будет стать его женой. Ему — ее первым мужем и отцом их дочери. Брак не продержится долго — слишком разные энергии в них бурлят, каждый из них — личность и поэт, не собирающийся быть подспорьем для второго. Но этот брак и эта первая любовь сыграют ключевую роль в судьбе Ольги Берггольц. Роковые тридцатые После окончания филфака Ленинградского университета Берггольц отправляется в Казахстан корреспондентом газеты "Советская степь". Спустя год она вернулась в родной город, где вскоре вышла замуж за своего бывшего однокурсника Николая Молчанова. Жизнь казалась прекрасной: Ольга много писала, печаталась в журнале "Чиж", издала свою первую детскую книгу — "Зима-лето-попугай". В 1932 родила еще одну дочь.

Беда пришла внезапно. В 1933 году умерла годовалая Майя. А еще спустя три года, от осложнений на сердце после перенесенной ангины, — старшая дочь Ирина. Как вспоминали близкие Берггольц, она так переживала потерю детей, что буквально находилась на грани жизни и смерти, опускаясь на дно страшной депрессии. Арест Ольги Берггольц Между тем наступил 1937 год — бывшего мужа Бориса Корнилова арестовали по подозрению в участии в антисоветской организации и расстреляли в феврале 1938. Вскоре пришли и за Берггольц. Ее задержали в ночь с 13 на 14 декабря того же года как "участницу троцкистско-зиновьевской организации" и доставили в Шпалерку — тюрьму Большого дома.

Белова, "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Завтра была война" Б. Васильева, "Васька", "Овраги" С. Антонова осветили предвоенные десятилетия с позиции тех утрат и потрясений, которые пережили советские люди в эти года- Авторы произведений сосредоточили свое пристальное внимание на трагических страницах истории. К ним они обратились по праву памяти, смело освещая противоречия в социальных процессах 20-х - 40-х годов. Тридцатые годи - наиболее сложные и драматические узлы в истории нашего общества. Рассматривая общественно-политическую жизнь 30-х годов по свидетельств« прессы тех лет, можно найти немало сообщений о значительных событиях разного масштаба, говорящих в первую очередь о победах страны. Мы имеем в виду дневники М. Пришвина "Октябрь", -1569. Берггольц "Звезда". Берггольц "Трагедия моего поколения" "Литературная газета. Поэтому сегодня настала необходимость с новых позиций осмыслить литературный процесс 30-70-х годов, определить роль отдельного художника в освещении своей эпохи, показать, как конкретное историческое время формировало не только его личность, но и - всю художественную систему, то есть проследить взаимосвязь художника и его эпохи. Новый, многомерный взгляд на историю помогает более объективно, цельно и всесторонне осмыслить путь самого писателя: как его достижения, так и оиибки. Во-первых, потому, что сейчас открылись возможности нового, реалистического освенения истории 30-х - 70-х годов, во-вторых, опубликованы дневниковые записи Берггольц, где она сама выступает не только как поэт, но и как историк своего времени, давая нелицеприятную характеристику эпохе. Перед исследователями ее творчества встала задача по-новому, с точки зрения отражения в ее произведениях сложного, противоречивого времени выявить закономерности, особенности ее поэтического мироощущения, подчеркнуть ее индивидуальность, ее отличие от других поэтов-современников, не столь остро переживших в своей судьбе переливы времени. Проблема "Художник и время" не будет полностью раскрыта без анализа таких категорий, как эволюция мировоззрения художника, особенности его поэтики, сформированные в определенную эпоху своеобразие лирического характера, особенности лирического способа отражения действительности и т. Поколение, к которому принадлежала Ольга Берггольц, испытало и светлое,и горькое в своей судьбе. Поэтесса пережила, перечувствовала самые острые периоды советской действительности - всенародный духовный подъем в начале 30-х годов, трагическое перепутье истории в конце 30-х годов, испытания Великой Отечественной войны, послевоенные сложности внутренней политики страны, "оттепель" 60-х годов. Как художник Берггольц была рождена определенной эпохой, очень точно отразила в своем творчестве все оттенки ее развития, определенное историческое время "диктовало" ей ее стихи, "меняло" формы и жанры лирики. В диссертации мы стремимся проследить концепцию "Эпохи" в суждениях самой поэтессы, так как ее публицистические высказывания и лирические произведения составляют одно целое. И в этом тоже эаклочается особенность поэтического мышления Берг- В работе рассматривается историческое и социальное время, нашедшее отражение в творчестве Берггольц. Имеется в виду конкретная историческая эпоха 30-х - 70-х годов. Об этом свидетельствуют и только что опубликованные фрагменты из второй части "Дневных звезд", по-новому освещающие истоки творчества поэтессы в конце 30-х годов. Новые публикации Берггольц говорят о том, что конкретное историческое время 3070-е года глубоко осмыслено и философски оценено ею. И закономерно, что именно в 70-е года ее поэзия обрела эпическую силу и лирическую философичность. В связи с публикациями Ольги Берггольц, появившимися в печати в 1990 году, ее творчество приобретает новый историко-литературный и общественный смысл. Она обращена к раскрытию слоеного взаимодействия между индивидуальный, творческим процессом и историческим ходом событий. Предпринята попытка увидеть "изнутри", через личностное, поэтическое восприятие, бег времени, противоречия эпохи и нравственный опыт эпохи и одновременно постичь неповторимый художественный мир О. Берггольц в ее притяжении к важнейшим вехам отечественной истории 30-70-х гг; выявить принципы трансформации ааиров ее лирических произведений на разных этапах поэтической деятельности, рассмотреть творческую эволюцию О. Берггольц с позиций отражения в ее поэтических произведениях исторического времени. Методологической основой диссертации послужили труды исследователей по проблемам теории и истории литературы Бахтина, Жирмунского, Лихачева, Храпченко, Тимофеева, Лотмана , современные теоретические работы, посвященные социальному процессу 30-70-х годов, материалы научной конференции по проблемам "Историки и писатели о литературе и истории" 1968 г. Берггольц, собрание ее сочинений, архив поэтессы, книги стихов ряда других советских поэтов, крити- ческая литература о творчестве 0. Освоение этого материала продиктовало »геобхошшость обращения к сравнительно-типологическому и содержательно-структурному методам анализа. Берггольц 30-70гг. Отсюда вытекают конкретные задачи: определить характер решений и воплощения этой проблемы в поэзии Берггольц 30-х, 40-х, 50-х, 60-70-х гг. Хотя творчество Берггольц и имело широкие отклики в печати, оно, на наш взгляд, недостаточно изучено с позиции отражения в нем конкретного исторического и социального времени, не прослежен путь поэтессы от раннего творчества к поэтическому взлету во время блокада. Работы, посвященные поэзии и прозе Берггольц, в основном созданы в 60-70-е годы и, естественно, несут на себе отпечаток своего времени, когда не была приоткрыта правда о трагедии 30-50-х годов, когда не было опубликовано хотя и частично эпистолярное наследие Берггольц, в котором виден ее провидничес-кий взгляд не только поэта, но и историка, судьи своего времени. Поэтому проблема тесного единения художника и своего конкретного исторического времени в этих работах практически не получила освещения. Определяя доминанту наследия Берггольц как проблему Памяти и Времени, автор в небольшой статье не смог подтвердить свои наблюдения анализом всего творчества поэтессы, подробно не рассмотрел этапы ее эволюции. Большинство исследователей поэзии Берггольц отметили ее "чувство времени". Для нас оно стало главным истоком и направлением анализа, обусловившим его "инструментарий" и область обобщений. Ольга Берггольц: В помощь лектору. Общество по распространению политических и научных знаний РСшСР. Стих и сердце. Очерк творчества Ольги Берггольц. Ольга Берггольц: Критико-биографи-ческий очерк. От сердца к сердцу: О жизни и творчестве Ольги Берггольц. Павловский А. Избранные произведения. Научная новизна настоящей диссертации определена как винималь-ной степенью изученности ведущей для Берггольц проблемы "Художник и Время", так и особым характером ее разрешения в ее творчестве. В диссертации прослеживается эволюция творческого пути Ольги Берггольц с начала 30-х гонов, к середине и до конца этого десятилетия равно как и каждого последующего периода ; определяются эстетические закономерности ее мироощущения и поэтики, выявляются сквозные поэтические образы "эпоха", "время", "звезда", "эхо" и т. В связи с этим по-новому уясняются достижения Берггольц, чутко слышавшей свою эпоху и верно уловившей приближающийся гул испытаний, трагизм своего времени. Проникновение в глубины художественного сознания возможно лишь при конкретном анализе самой ткани поэтических произведений. На основе такого изучения поэзии Берггольц прослеживается ряд характерных лейтмотивов ее лирики, исследуются различные жанры ее лирических произведений, созданных в разное время; определяется закономерность перехода поэтессы от стихов-зарисовок, стихов-песен, стихов-репортажей с повествовательной интонацией начала 30-х годов к стихам-монологам, к стихам-исповедям, к стихам-пророчествам к концу ЗО-х годов и, наконец, -к стихам-посланиям, к стихам-клятвам и к поэмам в военные годы , к стихам-размышлениям в 70-е годы. Анализ стихов Ольги Берггольц с позиции отражения в них конкретного исторического времени позволяет поставить вопрос о нравственных исканиях в советской поэзии, о разработке в ней проблемы гуманизма, исторической памяти, о верности и правдивости художника в освещении Времени. Новый,раскрепощенный взгляд на историю общества и на историю словесного искусства помогает нам яснее понять индивидуальный вклад Берггольц в развитие литературного процесса и ее перекличку с современниками. Научно-практическая ценность диссертации заключена в том, что содержащиеся в ней наблюдения и выводы могут быть использованы в вузовском цикле лекций по советской литературе, в подготовке спецкурсов и спецсеминаров по творчеству О. Берггольц, а также по поэзии 30-х, 40-х, 50-70-х гг. Апробация материалов диссертации осуществлялась посредством обсуждения результатов исследования на заседаниях кафедры советской литературы Московского Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного знамени Государственного педагогического института имени В. Ленина, публикации статей и литературно-критических работ по теме диссертации список прилагается. Работа строится по проблемно-хронологическому принципу: выделяются три показательных для творческих исканий О. Соответственно определена структура диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы основная часть - 195 страниц, библиография - 241 наименование. Во Введении обосновывается выбор темы и пути ее воплощения, дается обзор работ критиков и литературоведов о творчестве Берггольц, определяется место ее поэзии в литературном процессе 30-70-х подов, раскрывается актуальность, научная новизна, практическая ценность предпринятого исследования. В первой главе - "Обретение голоса. Поэзия 30-х годов" -прослеживается диалектика творческого пути Берггольц от начала к середине и концу десятилетия. Пристальное внимание обращено на стилеобразувщие элементы произведений поэтессы, их зависимость от авторского восприятия Времени формирование жанров лирических произведений, становление характера лирической героини, обретение и смена интонации. Существует спорное мнение о "неожиданности" поэтического взлета Ольги Берггольц в годы Великой Отечественной войны, впервые высказанное А. Фадеевым в 1942 году. Цель раздела - показать, что поэтический взлет Ольги Берггольц в условиях блокадного Ленинграда подготовлен всем ее предвоенным творчеством, "продиктован" ее острым ощущением конкретного исторического времени. В главе прослеживается путь поэтессы от первых "бесхарактерных", "бесстильных" стихотворений, от подражательности к выявлению собственных тем, к "прорастанию" собственного голоса, связанного прежде всего с усилением лирического переживания в ее произведениях. В главе текстуально проанализированы программные для предвоенного творчества О.

С помощью литературных работ поэтессы Ольги Берггольц мы можем не только узнать ее эмоции, переживания и отношение ко всему окружающему, но также познать отдельные детали и подробности жизни в Советском Союзе, отдельные «кадры» времен Второй мировой войны, жестокость репрессий того времени и многое другое, что не оставит равнодушным ни одного читателя. Ниже представлен список всех самых популярных стихов Ольги Берггольц.

Исследовательская работа по теме: Муза Ленинграда Ольга Берргольц

И не диво: в наше время резко возрос интерес к жизни и личности мастеров литературы и искусства. За книгой, спектаклем, фильмом читатели и зрители хотят видеть их создателей. И здесь совсем нелегко, а все же необходимо провести грань между побочными данными, преимущественно семейно-бытового порядка, и теми индивидуальными качествами, которые находят» воплощение в образной структуре и знание которых позволяет нам лучше понять смысл; очарование художественных произведений, свое обычность облика их творцов. Как часто путь, пройденный самим художником, дает основание для повествования подлинно героического! В этом ряду судьба О. Читатели находят в ее стихах и исповедь самого поэта, и ответ на свои душевные запросы. Впрочем, словечко «и» должно заменить знаком равенства: рассказывая о пережитом, делясь своими сокровенными раздумьями, надеждами, мечтами, О. Берггольц тем самым отвечает заветнейшим чаяниям своих сограждан и современников. Совершается чудо сопереживания — одно из величайших чудес поэзии. Ощущая его добрую власть, испытываешь потребность понять, осознать его природу.

И тут-то слово за исследователем-свидетелем. Уже завершая книгу, Дм: Хренков пишет о том, что в «Дневных звездах» среди прочих признаний есть одно, поразившее его своею мудростью: «Нет, не прекратилась и не умерла во мне «жажда брать», даже от прошлого, но «жажда отдавать взятое» — преобладает» стр. И, совершенно справедливо замечая, что «жажда самоотдачи это — не что иное как писательское подвижничество, умение вложить в строку как можно больше того, что могло бы пригодиться другим» стр. Соображение очень точное, меткое… И право же, заслуживающее более распространенного применения. Не только в своем отношении к собратьям-литераторам, а прежде всего и более всего в своем поэтическом и прозаическом творчестве Ольга Берггольц была неутомима в благородной и возвышенной страсти, которая здесь верно названа жаждой самоотдачи. Стоит, быть может, подчеркнуть, что надобно иметь в виду не одно лишь желание безраздельного самораскрытия, но и возможность совершения этого труднейшего творческого действия, то есть способность самоотдачи. Только она и обеспечивает плодотворность добрых намерений художника. И разумеется, подлинная суть творческого труда становится ясной, когда мы узнаем, что же именно по существу выразило слово поэта, что за истина в нем сокрыта, каковы чувства, в нем воплощенные. Вот почему обращение к творчеству и жизни Ольги Берггольц так много дает нашему уму и сердцу, расширяет наше знание не только о литературе, но и в стоящей за ней действительности, о сложнейших движениях человеческой души в «минуты роковые» нашей эпохи, на ее напряженнейших поворотах.

Ведь речь идет о поэте, который действительно вложил свою личность во всем ее объеме в стихотворные и прозаические строки и таким образом оказался достойным несравненного подвига, совершенного на невских берегах. Одновременно с книгою Дм. Хренкова вышел в Ленинграде сборник, посвященный памяти Ольги Берггольц, составленный из воспоминаний о ней и ее собственных очерков, стихотворений, писем. Эти два издания не только дополняют, но и подтверждают ценность друг друга. И страницы мемуарные, повествования аналитические, исповедальные позволяют читателю составить представление о том, как сперва готовился, а затем совершался многотрудный и победный дуть поэта. Да, это было отнюдь не складывание стихов по тому или иному поводу, а именно путь, последовательное движение, все этапы и повороты которого таено ввязаны. Хренкова воспроизведены знаменательные переклички десятилетий: к примеру, в дневнике писательницы имеются записи, датированные 1932 — 1933 годами и перечисляющие те «нагрузки», которые выполняла тогда Ольга Федоровна.

Берггольц Ольга Берггольц — великая дочь Ленинграда, первый, первый поэт блокады. Её голос, полный неподдельной любви и сострадания к ленинградцам, голос, взывающий к жизни, к борьбе. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знамением блокадного Ленинграда. Цель: показать обучающимся великий подвиг Ленинграда во время Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию обучающихся, развитию чувства национальной гордости за великий подвиг ленинградцев, познакомить с творчеством О. Оборудование: демонстрационные материалы по теме открытки, иллюстрации памятников ленинградцам, живших в дни блокады, их мужеству, стойкости , запись на доске «Никто не забыт, ничто не забыто», «Блокадный Ленинград», выставка книг по теме, аудиозаписи Седьмой симфонии Д. Шостаковича, песни Александрова «Священная война», фрагменты кинохроники. Каждый год в этот день отмечается снятие блокады. На Пискарёвское мемориальное кладбище идут жители города, люди, приехавшие со всех концов страны. Здесь похоронены те, кто умер от голода и холода во время блокады. Их помнят, им приносят в этот морозный день живые цветы. Сегодня мы хотим рассказать о ленинградской поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц, имя которой связано с Ленинградом, с периодом его самых тяжёлых испытаний. Ленинград — её город, её любовь. Она — его муза, его поэтесса. Здесь, в домике за Невской заставой, она родилась и росла. Здесь она много работала, писала стихи, пьесы Ученик. Родилась 3 16 мая 1910 в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине — Невской заставе, в семье заводского врача. В 1920-х росла и училась в трудовой школе.

Для достижения поставленной цели нами осуществлялось решение следующих задач: Выявить особенности изображения блокады посредством анализа лирических произведений. Значение блокадной поэзии Ольги Берггольц наиболее очевидно выступает при обращении к произведениям «Моя медаль», «Победа», «Ленинградская поэма», которые проанализированы нами наиболее подробно. Определить особенности творчества Ольги Берггольц периода 1941-1942 гг. Новизна нашего подхода состоит в комплексном взгляде на творчество и деятельность Ольги Берггольц как «музы блокадного Ленинграда»; выявлении особенностей изображения войны в стихах художницы. Научное значение нашей работы связано с изучением большого количества фактического материала, не только произведений О. Берггольц, но и её писем, статей, воспоминаний современников, дневников, биографических данных. Практическое применение результаты нашего исследования могут найти при подготовке уроков истории и литературы, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся. Объект исследования - творчество Ольги Бергголц блокадного периода Методы: 2. Информационно - аналитический. Творчество Ольги Берггольц в период блокады Ленинграда В самый канун войны, в мае 1941 года, уже предчувствуя и как бы въяве видя приблизившийся час испытаний, Берггольц писала: Но я живу: еще одно осталось - В бою другого грудью заслонить. Ее слово было обожжено страданием и закалено мужеством, а любовь к Родине была граждански зрячей, готовой взять на себя любую ношу. Стихотворение написано в июне 1941 г. Как и у многих поэтов тех дней, оно звучит подобно клятве, да и по существу и было именно клятвой. Берггольц выразила чувства, общие для советской поэзии тех лет: Мы предчувствовали полыханье Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье. Возьми их у меня… Поистине народное признание пришло к Ольге Федоровне Берггольц в годы войны. В окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили - в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. Часто голос радио был голосом Ольги Берггольц. Звучали стихи. Они шли от сердца к сердцу. Они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. Ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы. Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища: "Никто не забыт... Они станут своеобразным паролем нашей памяти. Они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобожденье, в Победу. В годы блокады 1941-1943 Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина. Ее «Февральский дневник» оказался гораздо сильнее фашистских снарядов, костлявой руки голода, безвозвратности потерь. Это был вечный огонь надежды, мужества, желания жить всем смертям назло. И есть высшая справедливость в том, что именно Ольга Берггольц нашла те проникновенные строки, которые переживут ее в веках. Эти шесть слов знает каждый уважающий себя человек: «Никто не забыт, ничто не забыто»… Нет слов, чтобы описать то, что Ольга Берггольц сделала для осажденного Ленинграда. Ее называли ласково и «Муза» и «Мадонна блокады», но самым дорогим подарком были для нее немудреная народная фраза: «Наша Оля»… Она умела находить сердечные слова, не мудрствуя лукаво - «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить... Ольгу Берггольц называли и называют "музой блокадного города". Это очень высокое и почетное звание. И вполне заслуженная. Блокадные стихи Берггольц появились в тоненьком сборнике "Ленинградская поэма" еще в блокаду. Именно с тех пор запечатлелись в памяти пронзительные в своей простоте строки: Был день как день. Какие ж я могла найти слова? Я тоже ленинградская вдова. Один, стуча, трудился метроном... От этих строк и сейчас мороз по коже. Все узнаваемо, все так и было - кроме одной, пожалуй, детали: метронома. Значение этой подробности блокадного быта, пожалуй, преувеличено в позднейших воспоминаниях. Никакого метронома в квартирах рядовых ленинградцев не было слышно. Большинство домашних радиоточек было реквизировано или по крайней мере отключено. Где-то они, конечно, сохранялись - в том числе, вероятно, и у постоянного сотрудника блокадного радио поэта Ольги Берггольц: это была не привилегия, а производственная необходимость. Кстати, при всем при том сами-то радиопередачи летели в эфир не напрасно: услышанное где-нибудь на работе, на дежурстве потом передавалось из уст в уста, пересказывалось, помогало жить. Стихи Берггольц тех трагических дней были строги и скупы по словам, в них не было ни особой инструментовки, ни, тем более, богатства красок, они были аскетичны и просты. Всего две краски: белая как снег и черная как дым городских пожарищ, - присутствовали в ее тогдашней лирике, а голос, прорывавшийся в дома сквозь треск радиоэфира, был почти тих, но в нем наряду с состраданием и болью, всегда звучала надежда. Нехитрыми средствами, не задумываясь о литературной технике, она добивалась главного: своим голосом, стихом-беседой, доверительным и искренним монологом-обращением сплачивала людей в некое «блокадное братство», в монолитное единство. В стихах Берггольц периода войны мы слышим не только слова утешения и сострадания, не только сдерживаемые слезы, но и жесткую, горькую, а потому агитационную в своей прямоте правду. Характерной особенностью поэтического мышления Берггольц было острое и всегда глубоко личностное переживание жизни как исторического потока. Блокаду Ленинграда она осмысляла как победоносную трагедию, как выразительную и неповторимую страницу в долгой истории Отечества. Именно чувство истории прежде всего и придало ее лирике, такой, казалось бы, непритязательной «Сядем, побеседуем вдвоем…» , отчерченной, на первый взгляд смертным кругом блокадного быта, его тягостными и немудрящими деталями коптилка, печурка, саночки, кусочек хлеба , неожиданную широту и ту символичность, какая обычно бывает сродни эпическому искусству. Берггольц вполне понимала эту свою черту и неукоснительно проводила ее едва ли не в каждом своем лирическом произведении, не впадая ни в натянутость, ни в фальшь, а просто, «без утайки» и «словесных ухищрений» рассказывая о том, что видела и переживала. В годы блокады и войны Берггольц написала не только много лирических стихов, но несколько поэм: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников», «Твой путь». Поэмы Берггольц мало чем отличаются от ее лирики, и слушатели обычно воспринимали их как лирические стихотворения, только более протяженные по времени.

В тюрьме она потеряла еще одного ребенка — ее постоянно били, требуя признаний в причастности к террористической деятельности. После этого она больше не могла стать матерью. Только в июле 1939 г. Арестованная по ложному обвинению поэтесса Фото: leningradbessmerten. Оставаясь одна дома, я вслух говорю со следователем, с комиссией, с людьми — о тюрьме, о постыдном, состряпанном «моем деле». Все отзывается тюрьмой — стихи, события, разговоры с людьми. Она стоит между мной и жизнью… Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «Живи». Пророческими оказались ее строки: А уж путь поколения.

Тайная биография Ольги Берггольц

Значение блокадной поэзии Ольги Берггольц наиболее очевидно выступает при обращении к произведениям «Моя медаль», «Победа», «Ленинградская поэма», которые проанализированы нами наиболее подробно. Запрещённые дневники Ольги Берггольц опубликованы лишь недавно. Поэтессу Ольгу Берггольц называли «блокадной музой», её горячие патриотические стихи звучали в эфире Ленинградского радио и помогали жителям осаждённого города бороться и выживать. Выводы. Сквозной мотив поэзии Ольги Берггольц – мотив памяти (слова с семантикой «память» встречаются 45раз в проанализированных стихотворениях). Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей. В тюрьме после гибели ребенка Ольга Берггольц написала великолепные стихи, а Ленинградская блокада, длившаяся 872 дня, стала ее звездным часом. У Ольги Берггольц, родившейся 16 мая 1910 года на старой питерской окраине – Невской заставе – в семье врача, было обычное дореволюционное детство, обычная для девушек тех лет комсомольская юность, первые опубликованные стихи, первая любовь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий