Выступления старообрядцев таблица 8 класс история россии

Выступление старообрядцев 8 класс история россии. Опубликовано 30.09.2017 по предмету История от Гость. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог. Районы европейского Севера России, Среднего Поволжья, Северной Украины. Старообрядцы. Восстание было подавлено, старообрядцы стали преследоваться. Таблицa по истории 8 класс Восстания в России в XVIII веке.

Народные восстания при Петре 1 (таблица)

Восстание К. Булавина 1707 гг. Причиной волнения стало желание Петра I выловить на Дону всех беглых крепостных крестьян. Выполнение задачи было поручено подполковнику князю Долгорукому, который в своём рвении допускал много жестокостей. В ответ беглецы организовались. Под руководством Булавина, дали отпор, и убили Долгорукого.

Во главе повстанцев Булавин двинулся на Азов, однако потерпел поражение от казачьего войска Максимова. Выйдя из окружения, он ушёл на Запорожскую Сечь, где поднял новое восстание. Во главе собранного войска Булавин сумел захватить ряд городов и снова пошёл на Азов. Под Азовом повстанцы потерпели поражение, а сам Булавин был убит. На какое-то время восстание возглавил Некрасов, но ненадолго.

В итоге в 1708 году бунт был подавлен. Более 2 тыс. Это народное волнение закончилось безрезультатно. Движение работных людей 1737—1769 гг. К работным людям относилось всё рабочее населения.

Сюда включались крепостные и свободные крестьяне, а также рабочие городов. Часть крестьянства было приписано к промышленным предприятиям. Плохие условия труда заставляли людей бастовать и писать челобитные на имя государя. Так поступили в 1737 году рабочие московского суконного завода. После 2 месячной забастовки им были повышены зарплаты.

Таких же успехов добились мастеровые Липецкого, Козьминского и Боринского заводов. Особой длительностью отличались волнения рабочих Урала. Временами они оказывали сопротивление местным войскам. Как правило, такие волнения приносили успех. У людей улучшались условия труда и поднимались заработные платы.

Башкирское восстание 1705—1711 гг. Причиной восстания послужило желание правительства России ввести дополнительные 72 налога. В это время шла Северная война, которая потребляла много ресурсов. Сборщики налогов привезли с собой и религиозные новшества.

Булавина; в территорию башкирского восстания. Задание 6. Сравните материал параграфа 17 с материалом параграфа 8. Составьте на их основании сравнительную таблицу, отметив черты сходства и различия народных выступлений в 17 в. Вывод: народные восстания в 17 и 18 веках во многом схожи:, причины и состав участников не изменился, так как не изменились и проблемы российского общества. Но в 18 веке их стало больше, так как добавился национальный вопрос. Задание 7. С помощью Интернета составьте библиографию художественных и научно-популярных книг, посвященных народным восстаниям петровского времени. Список книг: 1.

Работные люди протестовали против тяжелых условий работы. Самыми массовыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протестов были побеги. В основном они выступали против тяжёлых условий работы, невозможности вести собственное хозяйство, отрыва от семей и дома. Этот документ требовал относиться к рабочим достойно, регулировал оплату их труда. Слайд 56 7. Выступления против реформ. Слайд 57 Почему недовольная преобразованиями Петра аристократия стала группироваться вокруг царевича Алексея? Слайд 58 С каждым годом в верхах общества усиливалась оппозиция петровским реформам. Противники считали целесообразным следовать традициям неспешной, сбалансированной политики царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Они полагали, что России надо использовать опыт некоторых европейских стран, где монарх поставлен под контроль аристократии и выборных органов. Выступления против реформ Слайд 59 Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники. Во время расправы со стрельцами в 1698 г. Патриарх просил царя прекратить казни. Царь прогнал его со словами: Я не меньше тебя чту Бога и Его Пречистую Матерь, но мой долг — казнить злодеев, умышлявших против общего дела. Выступления против реформ Слайд 60 В оппозиции находились также наследник престола царевич Алексей Петрович.

Отказ выполнять требования. Равноправие Выступления старообрядцев на протяжении всего царствования Петра I Выступление работников мануфактур Сложные условия труда и долгие разлуки с семьями Облегчить условия труда Массовое бегство приписных крестьян и охраняющих солдатов Выступление против реформ Расхождение мнений отца и сына Отмена реформ Смерть царевича Алексея Вывод: выступления против реформ были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, но они не помешали Петру в строении великого государства.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Таблицa Общественные движения в Петровскую эпоху | История 8 класс Заполните таблицу "Народные движения." Название народного выступления. Дата восстания.
Причины восстания под руководством к а булавина 1705 1706 таблица Название восстания 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ Дата и участники Причины Основные события Итог.
Общественные движения в Петровскую эпоху | Таблицa Европа в 1848-1870 гг.
История. 8 класс Предлагаем вашему вниманию список основных народных восстаний при Петре 1 в виде таблицы. Название восстания, год.

Таблица 7 класс.выступление старообрядцев.1)участики2)итоги.напишите

Таблица 7 ление старообрядцев.1)участики2)те пожалуйста. Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. Тема урока «Народные движения 17 века» Урок проводится в 7 классе.5 Выступление старообрядцев После обсуждения причины народных выступлений школьники записывают в тетради.

Причины восстания под руководством к а булавина 1705 1706 таблица

Народные восстания при Петре 1 (таблица) Еще год назад он подготовил своих читателей к обвалу рубля и скупал доллары по 55. Сразу пояснил, почему не будет второй волны мобилизации в РФ. А сейчас он подробно объясняет, что будет уже весной с рублем и недвижимостью, и чем для мира закончатся военные конфликты.
конспект урока истории России в 8 классе "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам" Можно ли считать 17 век началом Нового времени в России?
Общество и государство. Тяготы реформ. Преображённая Россия | История 8 класс Опубликовано 30.09.2017 по предмету История от Гость. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог.
Выступление старообрядцев причины и итоги таблица Россия в эпоху преобразований Петра I - Учебник по истории России - 8 класс - Арсентьев Н. М. - Часть 1 - 2023 - Школьная история.
Выступление старообрядцев дата причины основные события итог Класс: 8 «Б». Предмет: История России XVIII в. Тип урока: комбинированный – урок повторения (ранее изученного материала) и изучения нового материала (с применением технологии критического мышления и ИКТ). Тема урока: Народные движения в первой четверти XVIII века.

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Презентация по истории России на тему «Народные движения первой четверти XVIII века» (8 класс). Удовлетворение требований восставших. Выступления старообрядцев. Всё царствование Петра I. Для старообрядцев двойные налоги, запрет быть на государственных должностях, нелепая одежда, новые реформы. Ответ на вопрос: Выступление старообрядцев, таблица 8 класс. Почему большевики победили в россии и что означала их победа. Таблица 7 ление старообрядцев.1)участики2)те пожалуйста!! спросил 03 Май, 18 от Affi000_zn (52 баллов) в категории История. Почему понадобился общий для всей России судебник?

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

Произошло Стояние на реке Угре, в котором русские войска одержали победу и было свергнуто Иго... Alinkamelnik577 26 июн. История 6 класс Агибалова? Mamasoni1 26 июн. Kamyshstas 26 июн. Что из перечисленного относится к последствиями отмены крепостного права в России? Гагра 26 июн.

В краткой биографи..

Причиной появления старообрядцев была реформа патриарха Никона в 1653 году. Он начал менять церковное устройство по греческому образцу. Для этого нужно было заменить некоторые традиции и предметы христианской церкви.

Именно Аюка сумел остановить восставших и заставил их Учитель о выступлении старообрядцев. В 1716г. Причины и повод для выступления:запрет избираться на общественные должности,непризнание браков,установленны подати в двойном размере,принуждение работать на строительстве металургических и оружейных заводах,обязательство одеваться в нелепые одежды,чтобы определить человека второго сорта. Состав участников:старообрядцы они же крестьяне. Основные события:протест в виде церковного непослушания,пропаганда других религиозных норм.

Результат:продолжаются акты самосожжения. Являлся наследником российского престола и старшим сыном Петра Первого. Матерью была первая жена монарха Евдокия Лопухина. В первые годы жизни находился на попечении Натальи Кирилловны — своей бабушки. В 6 лет царевич Алексей Петрович Романов начал учиться грамоте у простого и малообразованного Никифора Вяземского.

В 1698 г. Евдокия Лопухина была заточена в монастырь. С этого момента опеку над сыном Петра приняла Наталья Алексеевна тетка. Мальчика перевезли в Преображенский дворец. В 1699 г.

Петр, вспомнив о сыне, решил отправить его в Дрезден на учебу вместе с ген. Однако последний скончался. В качестве наставника взамен генералу пригласили саксонца Нейгебауэра из Лейпцигского университета. До 1709 г. Находившиеся при дворце люди в значительной степени влияли на личность царевича Алексея.

По его словам, они приучали его часто ездить к чернцам и попам, подпивать с ними, "ханжить Петр Первый и Алексей Петрович имели разные взгляды на жизнь и государственное устройство. Монарх требовал от наследника соответствия фамилии, но последний получил не то воспитание. В ходе продвижения шведов вглубь континента Петр поручил сыну проследить за подготовкой рекрутов и процессом строительства укреплений в Москве. Но результатом деятельности наследника отец остался крайне недоволен. Особенно разозлили сведения о том, что во время работ Алексей Петрович ездил к матери в Суздальский монастырь.

В 1709 г. По завершении курса Алексей Петрович должен был пройти экзамен в присутствии отца. Но юноша, испугавшись, что монарх заставит делать его сложный чертеж, пытался прострелить себе руку. Разгневанный отец избил его и запретил ему показываться при дворе. Однако впоследствии снял запрет.

Женился на Шарлотте Вольфенбюттельской. В браке родились дочь Наталья и сын Петр.

Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере.

Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов.

11 вопросов о старообрядцах

Никто не поспешил заседлать своего коня и присоединиться к Бирюкову. Ни один человек из всей станицы. Известно, что казаки ввели практику сопровождать и охранять своего священника при перемещении его из одного места в другое, отрядом, согласно донесениям «человек по 15». А когда явилась о. Симеону необходимость оставить территорию Войска донского внимательно, читатель, здесь необходимо читать вдумчиво , до границы Войска его сопровождал отряд в 40 вооруженных казаков!

Сопоставляя факты, можно узреть даже некоторую забавность происходившего: для поимки священника не смогли сыскать 30 казаков, а для сопровождения и охраны легко находится 40 человек. А ведь этот поход — поход полусотни казаков, по территории Войска, от станицы к станице, к его границе. И никто их не останавливает, не разоружает, не возвращает по родным куреням. Выходит так, и это подтверждается многими фактами, что на описываемое время казачий Дон был, согласно казенной формулировке, в расколе, т.

О повсеместной и всеобъемлющей поддержке старины на уровне станиц сообщает Лысогорский Н. Вероятно, поэтому действия духовной власти относительно беглых попов часто не достигали своей цели. Потворство беглым попам совершалось легко, вследствие значительнаго количества раскольников во многих станицах, где иногда даже станичные атаманы избирались из раскольников» [28]. Здесь же он отмечает, что высшее войсковое начальство всецело поддерживает духовные власти в их стремлении к искоренению раскола.

Однако он же, исходя из документов, которые некогда хранились в архиве Донской духовной консистории, пишет, что черкасское духовное правление пеняет на бездействие войскового начальства «в поимке приезжавших к раскольникам попов» [29]. Хочется уже видеть во всем этом круговую поруку, которая, безусловно, имела место быть, но все-таки, что касается высшего войскового руководства, — оно стремилось в большей мере оставаться лояльным Москве. А в том, что оно в немалой своей части состояло из старообрядцев, можно будет убедиться позже, и не один раз. Два показательных эпизода И напоследок приведем два интересных документальных эпизода о действовавших на Верхнем Дону старообрядческих священниках, с упоминанием их имен.

Оба эпизода относятся к 1799 году, оба произошли в станице Пятиизбянской, оба показательны, оба приведены Лысогорским Н. Эпизод первый: «В 1799г. Эпизод второй: «В 1799г. Попова, подполковников Денисова и Чернозубова, станичного атамана и стариков Пятиизбянской станицы.

Когда же вследствие доноса приходского священника, получился рапорт об изловлении раскольничьего попа, генерал Попов грозил священнику Яковлеву мщением за донос» [30]. Достойно внимания то, что во втором эпизоде выходит, как говорится, на сцену, элита донского казачества, исповедующая старую веру. Род Денисовых, корневой Пятиизбянский — один из знатнейших казачьих родов на Дону, давший отчизне своей двух донских войсковых атаманов, нескольких талантливых военачальников, доставивших ратную славу России. А хоронили в тот день родного брата, наиболее известного из всего рода Денисовых, — генерала от кавалерии Федора Петровича Денисова.

Известного и искусного полководца, который не проиграл ни одного сражения и многократно приумножил славу русского оружия. Этим человеком восхищался Суворов. А Екатерина II даровала ему графский титул, распространявшийся на все его потомство. От него пошел известный графский род Орловых-Денисовых.

О брате его Василии Петровиче мало сведений, но из документа известно, что умер он в генеральском чине, а это означает его безусловное включение в воинскую элиту Российской империи. А хоронил его «раскольничий поп» в присутствии еще одного генерала, двух подполковников и станичного атамана. Замечательно и то в этом эпизоде, что генерал Попов, присутствовавший на погребении, угрожал расправой никонианскому попу Яковлеву за донос. Интересно, как это выглядело… Исследуя источники по донскому старообрядчеству, пристально рассматривая изложенные в документах события тех времен, невольно начинаешь верить в существование двух реальностей.

Одна из них — государственная, принуждающая, желаемая властями, величественная, надменная и лживая. Другая реальность — народная, исконная, отстаиваемая лишениями и кровью, подвижническая, скорбная и тайная. Первая из них, с высоты своего могущества, основанного на силе, все время изворотливо врет, выдавая желаемое за действительное. Это может быть выражено так: «Около половины XVII века, когда казачество отживало и падало под властью самодержавия, является новый представитель свободы, тоже не имеющий сознания, но проповедующий и ничего не щадящий для проповеди — раскол.

Раскол был протестом не только против правительства, но и против церкви» [31]. Или так: «Настоящий труд имеет задачей изложить эпизод из истории распространения раскола в конце XVII века, когда приверженцы старой веры, скрываясь от преследования, разселялись по Московскому государству и занесли свое учение во все его обширные области» [32]. Ложь здесь состоит в том, что введенное ими же понятие — раскол показывается как некое явление и лжеучение, распространявшееся по земле русской проповедниками раскола. В подобном искажении действительности чувствуется иезуитский подход.

Именно эти ребята, таким манером, предпочитали конструировать новую, выгодную им реальность. Но правда всегда будет первенствовать над ложью. Правда — она проста и немногословна. И если первая реальность опирается на ложь, то вторая поддерживается сдержанной, народной душой и сердцем, выстраданной правдой, которая может быть выражена по-разному, например, так как выразил ее сподвижник Кондратия Булавина, атаман Никита Голый, в своем письме: «А мы стали за старою веру и за дом Пресвятыя Богородицы… и чтобы нам не впасть в ельнинскою греческую веру» [33].

Только оно способно помочь современным казакам обрести свою подлинную, историческую идентичность. Ссылки: [1]. Дружинин В. Зеньковский С.

Овсянников Е.

По-прежнему распространённым явлением были акты самосожжения — гари. Выступления старообрядцев Слайд 52 6. Выступления работников мануфактур Слайд 53 Выступления работных людей были вызваны усилением гнета в промышленности и на мануфактурах. Работные люди протестовали против тяжелых условий работы. Самыми массовыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протестов были побеги. В основном они выступали против тяжёлых условий работы, невозможности вести собственное хозяйство, отрыва от семей и дома.

Этот документ требовал относиться к рабочим достойно, регулировал оплату их труда. Слайд 56 7. Выступления против реформ. Слайд 57 Почему недовольная преобразованиями Петра аристократия стала группироваться вокруг царевича Алексея? Слайд 58 С каждым годом в верхах общества усиливалась оппозиция петровским реформам. Противники считали целесообразным следовать традициям неспешной, сбалансированной политики царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Они полагали, что России надо использовать опыт некоторых европейских стран, где монарх поставлен под контроль аристократии и выборных органов. Выступления против реформ Слайд 59 Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники.

Во время расправы со стрельцами в 1698 г.

Спали дети и подростки на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет Спартанский обед был очень простым - горох, бобы, рожь. Основным питанием взpослых воинов был "чеpный суп из мяса и кpови дикого кабана". О питании мальчиков говоpилось, что оно было настолько скудным, что им пpиходилось пpибегать к воpовству овощей с полей. Это входило в пpогpамму воспитания для pазвития ловкости и скpытности, необходимой для действий в тылу вpага. Попавшихся на воpовстве наказывали, как многокpатно подчеpкивалось - не за воpовство как таковое, так как оно было пpедусмотpено, а за то, что попались - не выполнили упpажнение.

Владельцам полей pазpешалось наказывать попавшихся так, как они считали нужным.

Несколько дней он не показывался людям и отказывался принимать пищу. В1722 г.

Петр издал указ о престолонаследии, в котором оговорил право самодержца самому назначать наследника, ведь подрастал сын царевича Алексея — Петр Алексеевич. В 1722 г. Запишите свое мнение.

Задание - Слайд 69 Они являлись единственным средством, заставлявшим власть изменять свою политику в отношении различных слоев населения. Казачьи выступления на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии. Вынуждали власть быть более гибкой в вопросах сыска беглых крестьян.

Не позволяли власти увеличивать пошлины и отработки. Национальное движение народов Поволжья заставляло считаться с национальными традициями этих народов. В 1723 г.

Значение народных выступлений Слайд 70 В целом народные движения при Петре I во многом были следствием проводимой им политики реформ. Восстания были показателем недовольства населения новыми порядками или перегибов и злоупотреблений царских чиновников. В результате восстаний правительство было вынуждено более гибко подходить к вопросам увеличения налогов, сыска беглых, к своей религиозной и культурной политике.

Итоги народных выступлений Слайд 71 Народные выступления в первой четверти 18 века Восстание К.

Народные восстания

  • Краткая история старообрядчества |
  • Выступление старообрядцев дата причины основные события итог
  • Другие вопросы:
  • Оставить отзыв о презентации

Общественные движения в Петровскую эпоху | Таблицa

дата участники причины и итог помогите. Ответы 1. Анонимный. Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Курукин 8 класс, Просвещение: Параграф 8. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Правильный ответ на вопрос«Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог » по предмету История. Выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина, дата, районы, требования, итог. Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. Историки предполагают, что организатором восстания был духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум, который каким-то образом передавал из тюрьмы письма своим единоверцам.

Выступление старообрядцев, таблица 8 класс

В XVII веке причины народных восстаний имели в основном экономический и социальный характер: -Усиление налогового и крепостного гнета. Назовите особенности Астраханского восстания? К причинам Астраханского восстания обычно относят усиление произвола и насилия со стороны местной администрации, введение новых налогов и жестокость астраханского воеводы Тимофея Ржевского. Поводом для восстания послужил царский указ, запрещавший носить бороды и русскую одежду. Особенностью Астраханского восстания можно назвать участие в нем всех слоев населения — среди зачинщиков мятежа находились и солдаты, и стрельцы, и казаки, и купцы, и рыбопромышленники, и представители городского населения самых различных профессий. За «попранную старину» поднялся весь город.

Пользуясь текстом учебника и картой, расскажите о восстании под предводительством К. Причинами восстания под предводительством К. Булавина были усиление налогового и крепостного гнета, вызвавшего массовые побеги крестьян на Дон в казачьи земли, принудительные работы на строительстве флота, крепостных сооружений Азова и Таганрога и ограничение казацких вольностей негласное правило — «с Дона выдачи нет». Поводом к восстанию стал указ Петра I о сыске беглых крестьян в донских землях и прибытие на Дон царского отряда под руководством Ю. Долгорукова для отлова крестьян.

Восстание можно разделить на три этапа. На первом этапе 9 августа 1707 года Булавин напал и уничтожил головной царский отряд Долгорукова в Шульгином городке на карте обозначен цифрой 1. По примеру Булавина донские казаки совместно с беглыми крестьянами стали нападать на солдат и убивать их. Казачьи старшины раскритиковали действия Булавина, заявив, что за бунтом последует карательная экспедиция, но это не остановило Булавина. Он собрал под своим началом около 2000 казаков и беглых крестьян.

Против повстанцев начал действовать лояльный царю донской атаман Лукьян Максимов. У городка Закотная 2 повстанцы Булавина встретились с лоялистами Максимова. Повстанцы разбежались, а сам Булавин отправился в Запорожскую Сечь, где зазимовал в городке Кодак 3. Оттуда Булавин стал слать «прелестные письма». На письма откликнулись на Украине, в Тамбовском, Воронежском и Борисоглебском уездах.

Второй этап. В начале апреля 1708 года Булавин, уклонившись от столкновения с лоялистами Максимова, отправился с войском в Пристанский городок 4 , где повстанцев встречали как друзей. Здесь у Булавина было уже около 20 тысяч повстанцев. В это же время против повстанцев был собран и отправлен 32 тысячный карательный отряд царских войск. К маю 1708 года повстанцы Булавина достигли Черкасска 5 , разбили лоялистов Максимова и захватили город.

Свою армию повстанцы разделили на 3 части. Первая армия отправилась в Поволжье, взяла город Дмитриевск и осадила Саратов 6. Осада была неудачной, отряд увернулся к городу Царицын, который пал перед повстанцами 7 июня 1708 года. Второй отряд направился на Северский Донец и Слободскую Украину. Именно этот отряд первым встретился с превосходящими силами царского карательного войска, потерпев поражение под местечком Тор 7.

Третий отряд под руководством самого Булавина отправился штурмовать Азов. Штурм Азова 8 6 июля 1708 года оказался неудачным. Воспользовавшись неудачей и опасаясь царской расправы, группа домовитых казаков составила заговор, во время которого 7 июля был убит атаман Булавин. Войско донское присягнуло царю, а предводители восстания были казнены. Третий этап.

После смерти Булавина руководство восставшими перешло к Игнату Некрасову, который оставался со своим войском в Царицыне. Он решил вернуться на Дон, оставив небольшой гарнизон в Царицыне. А 8 августа, вышедшие из Черкасска навстречу Некрасову царские войска разгромили повстанцев у Есаулова городка 10 , после чего Некрасов увел своих сторонников на принадлежащую крымским ханам Кубань. Сопротивление остатков повстанцев было подавлена лишь к ноябрю 1708 года. В чем проявилась специфика Башкирского восстания?

Причинами Башкирского восстания 1705-1711 гг. Поводом к восстанию стало прибытие в Уфу в 1704 году царских чиновников для сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения. Специфика Башкирского восстания была в стихийности и национальном характере восстания против всех русских людей. Во время восстания сотни русских деревень были разорены, а их жители проданы в рабство в Османскую империю. Объясните своими словами, с чем были прежде всего не согласны противники Петровских реформ.

Не думаю, что противники Петровских реформ были против самих реформ как таковых. Разве кто-то может возражать против усиления мощи государства, повышения боеспособности ее армии, развития промышленности и торговли. Они были против методов, которыми эти реформы претворялись в жизнь. Ведь заплатить деньгами, трудом и своими жизнями за осуществления стремлений Петра I предстояло населению России. Зачастую люди готовы приять повышение налогов и повинностей в разумных пределах, если они понимают важность стоящих перед государством задач.

Но когда эти поборы переходят грань разумного и становятся просто абсурдными, когда народ видит безумства чиновников, не удивительно, что степень протеста лишь возрастает. Также противники реформ категорически негативно восприняли введение Петром иноземных порядков. Эти порядки не только нанесли народу оскорбление, но и раскололи российское общество. Могло ли одно из описанных в параграфе восстаний окончиться победой восставших? Свой ответ обоснуйте.

Для того, чтобы восстание окончилось победой, нужны четкие и реальные цели. У всех описанных в параграфе восстаний такой цели не было.

Главной движущей силой восстания в Астрахани были стрельцы. Захватив город, они создали своё выборное правительство во главе с ярославским купцом-старообрядцем Яковом Носовым.

Заняв несколько небольших городков и станиц, тысячный отряд астраханцев отправился к Царицыну. Одновременно астраханцы послали своих представителей на Северный Кавказ к терским казакам.

В самом начале допроса Флор Иванов показывает: «родился в Пятиизбянской станице, от роду мне сколько лет — не упомню. Крещен я священником Максимом также и венчан им же в православной церкви».

Факты крещения и венчания потаенных раскольников-казаков в никонианских приходах своих станиц встречаются часто. Большинство их приходится на временной отрезок, недалеко отстающий от старообрядческих волнений и последующих жестоких гонений, подробно описываемых Дружининым в его книге «Раскол на Дону в конце XVII века» и длившихся от 1688 до 1692 годов; а также от восстания донских казаков, возглавленного Кондратием Булавиным 1707-1708 гг. Массовое крещение и венчание казаков в церквях синодальных приходятся как раз на тот временной период, когда объявлять себя старовером было крайне опасно — это грозило многими невзгодами и скорбями. Не вызывает никаких сомнений, что вооруженное выступление казаков, именуемое булавинским восстанием, было отчасти направлено и на восстановление старой веры на берегах Дона и по всей России.

Во многих так называемых прелестных письмах атамана К. Булавина «в русские города, села и деревни, к добрым начальным, торговым и черным людям» встречаются такие слова: «Ведомо вам чиним, что мы всем Войском стали единодушно вкупе в том, что стоять нам со всяким радением за дом Пресвятые Богородицы, за истинную веру христианскую…» [16]. А в своем письме кубанским казакам тем староверам, что оставили родную землю в конце XVII века от 27 мая 1708 года Булавин пишет так: «Прислали они бояре от себя к нам на реку полковника Юрья Долгорукова со многими начальными людьми для того, чтобы им старшинам з боярами всю реку разорить. И стали была бороды и усы брить, также и веру христианскую переменить, и пустынников, которыя живут в пустыни ради имени Господни, и хотели была христианскую веру ввесть в елинскою греческую веру» [17].

Хорошо известно, что разгром восставших казаков закончился кровавыми казнями и великим исходом не покорившихся казачьих родов на Кубань, в подданство крымского хана. Подавленные страхом люди, не покинувшие Дон, вынужденно крестили своих детей в приходских церквях от никоновых попов. Что же дальше показывает Флор Иванов: «В святую Троицу я верую и воплощение Сына Божия я исповедую, святыя соборныя и апостольския церкви правая ли она я не знаю, а только я верую и быти правою признаю одну ветковскую церковь. Для приношения молитвы я в церковь хаживал, впредь же ходить не желаю».

Вот это вот твёрдое и смелое «впредь же ходить не желаю» в новообрядные храмы объясняется уже созревшим в душах казаков представлением о поддержке Москвы их стремлений и надежд на возвращение старины. Это, конечно же, было их ошибкой и заблуждением — в манипуляциях человеческими судьбами высшего начальства, ради высоких государственных целей, простым людям мнилось нечто большее и ожидаемое для себя. Вынужденно крестили, также вынужденно венчали, но после этого старались до крайности сократить свое религиозное отношение с приходскими церквями, исповедующими никоновы новины. Вот как показывает на это Флор Иванов: «В исповеди и святаго причастия я у своего священника приходского никогда не бывал».

Подобный ответ встречается во многих показаниях казаков-староверов. Далее из допроса: «А точию сего 1765 года сентября месяца в первых числах, когда я привозил в Верхнюю Чирскую станицу подводы и был в доме казака Лазаря Петрова, который меня наставил пойтить в дом, в котором находился приезжий из слободы Климовой, или иной какой того не знаю, поп, в которого я по моему желанию и исповедался, а как ево звать того я не знаю, и где он ныне живет и того не знаю же. Сего 1765 года сентября… сын у меня родился и я младенца для крещения в церковь не носил и для дачи молитвы и наречения младенцу имя священника в свой дом не звал для того, что я когда был в Верхней Чирской станице и там в приезжаго из слобод попа исповедался, а оттуда возвратился в свой хутор, состоящий на речке Лиске, и он поп немного времени спустя ис той Чирской станицы выехал и по случаю ехал мимо того моего хутора тойже Верхней Чирской станицы писаря Леонтия сын, а как его зовут не знаю, которой мне объявил, что де оной поп едит позаде, котораго я к себе в хутор с прошением привел, и он моему рожденному сыну имя нарек Сергием и что подлежало все исправя переночевал одну ночь поехал куды про то я не знаю. В той Пятиизбянской станице из мирских раскольников довольно, а называющихся лжестарцами и где жительство имеющих я нигде не видел и не знаю.

В сих своих ответах сказал я самую сущую правду и более ничего объявить не имею». Приведенный допрос, как и ряд других допросов казаков-староверов, происходил в рамках работы Увещательной комиссии при Канцелярии войсковых дел в таком составе: священник Петр Федоров Волошиновский и вдовый диакон Сиротинской станицы Василий Михайлов. Деятельность данной Увещательной комиссии не была плодотворной. Никого им не удалось к «правоверию увещать».

Объясняли они это тем, что «по затверделости своей в суеверии, как и протчие прежде содержащиеся здесь под войсковым караулом раскольники, увещания не слушают, и для того до возследования о них… имеют быть содержаны здесь под караулом» [18]. И даже тех, кто, по мнению комиссии, «увольнению в дом подлежателен», оставили под стражей, дабы они своим выходом на свободу не породили в сознании остававшихся в станицах «единомудренников» мыслей о безнаказанности. На этом и закончилась работа увещательной комиссии в столице Войска донского Черкасске в 1765 году. Заслуживает внимания, как члены увещательной комиссии отзываются о тех, кого они увещевают: «они люди сложения грубова, а понятия тупова, мнят же себе за сущих христиан» [19].

Раскольничьи попы Сохранились до нашего времени имена некоторых старообрядческих священников, которые вопреки закону, с риском для себя приходили в донские станицы для проведения тайных богослужений и исправления треб в конце XVIII века. Начнем с наиболее выдающегося из них, чьё имя наиболее чаще других упоминается в исторических источниках по старообрядчеству на Дону. Это священник Семен Акиндинов Мухин. Деятельность этого человека настолько была отчетливой и значительной, что вызывала беспокойство и отклик в высших эшелонах власти империи, как светской, так и духовной.

Сам светлейший князь Потемкин обращался к Сенату с предложением обсуждения активной деятельности о. Симеона на Дону и принятия какого-то решения по возникшей проблеме. В итоге решение было принято и выражено вышедшим 27 июня 1775 г. В ходе данного исследования имя священника Акиндинова впервые было замечено в связи с событиями, произошедшими в конце 60-х годов XVIII века в станице Кагальницкой.

Там по настоятельным просьбам казаков новая станичная церковь была освящена с хождением посолонь, то есть по старому чину. Этим снисхождением, как видится, Черкасское духовное правление тщилось склонить казаков к посещению приходской церкви и к расположению к новинам. Однако же пользы от этой уступки не вышло никакой, а только привело «к большему их староверов суеверию» [21]. Казаки растолковали для себя разрешение властями освятить их станичный храм по старому чину как подтверждение истинности исповедуемой ими веры и как поддержку их высоким начальством.

Высочайшие манифесты о послаблении староверам уже вышли к тому времени. В станицах о них знали, разговор о перемене к их верованию промеж казаков велся. Конечно же, они связали в логическое звено высочайшие манифесты и позволение им от местной духовной власти освятить церковь с хождением по солнцу. Привело это к тому, что казаки-староверы стали склонять «на свою сторону как казаков, так и малороссов, пребывавших там, и перекрещивали их чрез своего беглого попа Симеона Акиндинова.

Оставшихся же верными сынами церкви порицали, как отщепенцев, и гнушались ими, как некоторую мерзостью» [22]. География деятельности о. Симеона Акиндинова — это в основном станицы среднего и верхнего Дона. Известно, что в 1766 г.

В ходе продвижения шведов вглубь континента Петр поручил сыну проследить за подготовкой рекрутов и процессом строительства укреплений в Москве. Но результатом деятельности наследника отец остался крайне недоволен. Особенно разозлили сведения о том, что во время работ Алексей Петрович ездил к матери в Суздальский монастырь. В 1709 г. По завершении курса Алексей Петрович должен был пройти экзамен в присутствии отца. Но юноша, испугавшись, что монарх заставит делать его сложный чертеж, пытался прострелить себе руку.

Разгневанный отец избил его и запретил ему показываться при дворе. Однако впоследствии снял запрет. Женился на Шарлотте Вольфенбюттельской. В браке родились дочь Наталья и сын Петр. После рождения последнего Шарлотта скончалась. Царевич Алексей Романов выбрал себе любовницу Ефросинью из крепостных Вяземского.

С ней впоследствии он ездил в Европу. Петр терзался мыслью о том, что его сын разрушит все, что было создано. Сам же он посвятил свою жизнь реформированию прежнего уклада, формированию нового государства. В своем преемнике он не видел продолжателя своей деятельности. Петр и царевич Алексей имели противоположные цели, установки, стремления, ценности, мотивы. Рождение сына и смерть супруги Алексея совпали с появлением ребенка у Петра и жены его Екатерины, который назван был также Петром.

Это событие пошатнуло положение юноши, поскольку теперь он не представлял особого интереса для своего отца даже в качестве вынужденного наследника. В день погребения Шарлотты Петр передал Алексею письмо. В нем он отчитывал наследника за отсутствие склонности к государственным делам, убеждал его исправиться, иначе лишит его всех прав. В 1716 г. Алексей направился в Польшу, формально чтобы навестить Петра, который пребывал в то время в Копенгагене. Однако из Гданьска он бежит в Вену.

Здесь он ведет переговоры с европейскими монархами, среди которых был и родственник умершей жены австрийский император Карл. Втайне австрийцы переправили сына Петра в Неаполь. На территории Римской империи он планировал дождаться кончины отца, в тот период тяжело болевшего. Затем, при поддержке австрийцев, Алексей предполагал стать русским царем. Год 1718 стал началом так называемого "кикинского розыска". Кикин являлся главным обвиняемым.

При этом в свое время он был любимцем Петра. В 1713-1716 гг.

Состав участников выступления старообрядцев?

Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Плутарх расширяет список позора и унижений: "И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан, не исключая царских. Для мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дававшей шанс на получение полного гражданства. Мальчиков в 6 или 7 лет забирали в армию Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет.

Кто такие старообрядцы и как они появились? Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола 1654 года. Хромолитография с картины Алексея Кившенко. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон 1605—1681 провел реформу Церкви о ней — ниже. Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Понятие обряда шире: к ним относятся любые ритуальные действия.. При этом епископов, которые имели право рукополагать Рукоположение — одно из семи церковных таинств, возведение лица в духовный сан. Епископ буквально возлагал на будущего священника правую руку, произнося молитву. Ее и возглавил бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий.. Впрочем, некоторые поповцы не признали иерархию, учрежденную Амвросием, и уже в советское время, в 1923 году, организовались в Русскую древлеправославную церковь РДЦ. Беспоповцы считают, что официальное священство лишено божественной благодати, поэтому необходимости в нем нет. Они придерживались безбрачия, считали, что царство Антихриста уже наступило, и, в отличие от других православных, не молились за царя. Схожие взгляды были у филипповцев, которые еще и проповедовали самосожжение ради спасения души. Самыми радикальными беспоповцами были нетовцы. Они верили, что только Иисус Христос знает, кто и как спасется, а от человека практически ничего не зависит. Поэтому у них не было ни храмов, ни обрядов даже похоронного , только таинство крещения. Как Нижегородская земля стала центром раскола Какую роль сыграли нижегородцы в церковных реформах XVII века и чем прославились местные старообрядцы 2. Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть? Спас Вседержитель. В 1653 году Русь присоединила себе Левобережную Украину, на территории которой действовал греческий обряд, распространенный также на Балканах и Ближнем Востоке. Русский обряд отличался от греческого. Например, иначе писалось имя Христа — Исус, а не Иисус, крестились двумя пальцами, а не тремя, и так далее. Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи. В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими. Во-вторых, вместо двоеперстного крестного знамения вводилось троеперстное. До середины XVII века поднятые указательный и средний пальцы означали божественную и человеческую природу Христа, а три пальца, прижатые к ладони, — Святую Троицу.

Но не все казаки были с ним согласны. Отряд во главе с Павловым решил остаться в городе. В начале августа царская армия, двигавшаяся из Атрахани, подошла к Царицыну и выбила павловцев из города. Выжившие казаки поспешили за ушедшими некрасовцами и вскоре воссоединились с ними. Северская армия под предводительством Никиты Голого также шли навстречу некрасовцам. Много казаков погибло в этом сражении. Остатки армии Некрасов увел на Кубань всего около 2000 человек. Но отряды Никиты Голого, не успевшие примкнуть к некрасовцам, оказывали отчаянное сопротивление царским войскам. Они расположились в степи между Донецким и Пристанским городками. В конце октября армия царя заняла Донецкий городок и разгромила остатки отрядов Голого. Повстанцы были взяты в плен и казнены. К началу ноября восстание было полностью подавлено. Причины поражения и итоги Анализируя ход восстания, историки называют несколько причин поражения бунта. Среди них основными являются: преданность казацких старейшин царской власти, вследствие которой выделилась группа заговорщиков, убивших главного атамана Булавина; недостаточная военная подготовка повстанцев; отсутствие определенного плана проведения боевых действий среди руководства бунта; скудная оснащенность оружием и боеприпасами по сравнению с армией царя. Итоги восстания Булавина негативно сказались на жизни казаков и крестьян. Последствия бунта оказались следующими: царская армия под руководством В. Долгорукого жестоко подавила восстание; были уничтожены все города и местечки, в которые бежали крестьяне и бедные горожане. Они насильно были возвращены своим владельцам; казацкая вольность закончилась, и Дон потерял самостоятельность; последствия восстания вынудили правительство государства обратить внимание на народные вопросы; царская власть сочла необходимым укрепить госаппарат в случаях возникновения потиворечий между правительством и народом. Отряды под командованием Некрасова, которые ушли на Кубань, впоследствии подвергались нападению царских войск во времена Анны Иоановны. Некрасовцы вынуждены были уйти на Дунай, затем во владения Турции. Но на чужой территории они смогли сохранить свои обычаи, одежду и язык. Читайте также про другие восстания: история тамбовского восстания;.

Несколько дней он не показывался людям и отказывался принимать пищу. В1722 г. Петр издал указ о престолонаследии, в котором оговорил право самодержца самому назначать наследника, ведь подрастал сын царевича Алексея — Петр Алексеевич. В 1722 г. Запишите свое мнение. Задание - Слайд 69 Они являлись единственным средством, заставлявшим власть изменять свою политику в отношении различных слоев населения. Казачьи выступления на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии. Вынуждали власть быть более гибкой в вопросах сыска беглых крестьян. Не позволяли власти увеличивать пошлины и отработки. Национальное движение народов Поволжья заставляло считаться с национальными традициями этих народов. В 1723 г. Значение народных выступлений Слайд 70 В целом народные движения при Петре I во многом были следствием проводимой им политики реформ. Восстания были показателем недовольства населения новыми порядками или перегибов и злоупотреблений царских чиновников. В результате восстаний правительство было вынуждено более гибко подходить к вопросам увеличения налогов, сыска беглых, к своей религиозной и культурной политике. Итоги народных выступлений Слайд 71 Народные выступления в первой четверти 18 века Восстание К.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий