Выступление лютера год

31 октября 1517-го года в Виттенберге монах-августинец и богослов Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в целях реформирования католической церкви.

31 октября 1517 г. в немецком городе Виттенберг учёный - богослов Мартин Лютер презентация, доклад

Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций. В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Дата и место выступления Мартин Лютера. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами состоялось 31 октября 1517 года. 13. Лютер в 1522 году переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет и Ветхий Завет. В 1517 году Мартин Лютер прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга 95 тезисов. Тесты. Ровно 500 лет назад августинский монах Мартин Лютер опубликовал свои знаменитые 95.

500 лет «лютерволюции»

При этом родоначальник протестантизма понимал, что каждое публичное выступление в. Протестантская Реформация: Мартин Лютер размещает свои 95 тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге. Мартин Лютер появился на свет 530 лет назад – 10 ноября 1483 года.

Мартин Лютер

Лютер по-прежнему настаивает на том, что индульгенции могут принести определённую пользу. Однако он утверждает, что люди должны понимать, что лучше потратить свои деньги на благотворительность в пользу бедных или на свою собственную семью. Лютер также считает, что сам Папа Римский пришёл бы в ужас от действий «ловцов индульгенций». Далее он осуждает священников, которые обсуждают индульгенции так же или даже больше, чем истинные догматы церкви. Это сокровище больше всего игнорируется. Вместо того чтобы ценить послание церкви о любви Бога к бедным и угнетённым, некоторые священники ценят индульгенции ради прибыли.

Лютер говорит, что злоупотребление индульгенциями вредит репутации Папы. В частности, он поднимает такие вопросы, как почему папа не освобождает каждую душу, находящуюся в чистилище, почему обеты молитвы за умерших продолжаются, если папа может отпустить грехи всем душам, и почему нечестивым людям разрешено покупать выход из чистилища. Лютер заключает, что обязанность священников и богословов — напоминать христианам о том, что они должны «быть уверены в том, что попадут на небеса через многие скорби, а не через ложную безопасность мира». Говоря иначе, Лютер заканчивает своё выступление утверждением, что индульгенции предлагают обманчиво лёгкий путь к спасению.

Предреформация Богословские и социальные идеи Реформации во многом были подготовлены предшествующими духовными течениями катаров , вальденсов , лоллардов , моравских братьев и теологами [ И. Таулер , Майстер Экхарт , И. Вессель 1419—1489 , И. Особую роль в концептуальной критике папства сыграли Дж. Уиклиф и Я. Гус , обозначившие многие проблемы Реформации: необходимость перевода Библии на национальные языки, упрощение культа и др. Римско-католическая церковь, осознавая необходимость реформ, пыталась решить нарастающие проблемы посредством соборов — Пизанского , Констанцского , Базельского соборов, которым, однако, не удалось изменить ситуацию: Римская курия и Церковь в целом вызывали недовольство обмирщением иерархии, невежеством и безнравственностью части клира , стремлением священнослужителей сосредоточить в одних руках несколько бенефициев , вниманием к политическим и экономическим вопросам в ущерб духовному окормлению паствы. Рост духовной и интеллектуальной потребности общества в осознанной религиозности рождал новые коллективные и индивидуальные формы церковной жизни например, движение «новое благочестие» , новый уровень религиозной полемики. Значительную роль в подготовке Реформации сыграло развитие идеологии ренессансного гуманизма , представители которого, не порывая с Церковью, отстаивали светские идеалы индивидуального достоинства. Обращение гуманистов Л. Валла , Эразм Роттердамский к ранней патристике , научное исследование библейских текстов оказали влияние на деятельность реформаторов по переводу и толкованию Библии. Немалую роль в распространении идей Реформации и Библии на национальных языках сыграло изобретение и развитие книгопечатания. Многие печатники действовали как сподвижники гуманистов и реформаторов, пропагандируя новые переводы Библии и направленную на критику католицизма литературу. Реформация Лютера Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера. Галерея старых мастеров, Дрезден. Лютера 31 октября 1517 г. Мартин Лютер размещает 95 тезисов против практики продажи индульгенций на дверях замковой церкви в Виттенберге 13 октября 1517. Stuttgart, 1830. Библиотека Конгресса, Вашингтон. Разъясняя суть тезисов, Лютер наметил основы своего учения: признание всеобщего священства, спасение только верой , приоритет Священного Писания. Лютера поддержали Ф. Меланхтон , представивший первое систематическое изложение реформационной доктрины [«Общие принципы теологии» «Loci communes rerum theologicarum» , 1521], Н. Амсдорф , Г. Спалатин 1484—1545 , И. Бугенхаген , Ю. Йонас 1493—1555 , К. Круцигер 1504—1548 и другие представители духовенства. Идеи Реформации оказались привлекательны для дворянства, заинтересованного в усилении светской власти и секуляризации церковных земель, для среднего и зажиточного бюргерства , которому были близки идеи «удешевления» Церкви, для крестьянства, получившего возможность высказать требования социального и имущественного характера. Портрет Филиппа Меланхтона. Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Галерея старых мастеров, Дрезден Германия. Радикальная часть бюргерства, плебс, беднейшее крестьянство придавали реформационным идеям не только религиозный, но и общественно-политический смысл. В программах Крестьянской войны 1524—1526 гг. Лютер сначала выказывал сочувствие восставшим и видел в них социальную опору реформационных преобразований, затем осудил крестьянские волнения и начал проводить церковные реформы в княжестве Саксония при поддержке князей Фридриха 1486—1525 , Иоганна 1525—1532 , Иоганна Фридриха 1532—1547 и городских властей. Император Карл V в 1526 г. Идея «всеобщего священства» и возможность проведения секуляризации церковных земель способствовали быстрому распространению Реформации за пределами Саксонии: в Померании , Вюртемберге , Бранденбурге , Мекленбурге , Восточной Пруссии , 51 из 65 имперских городов. Светские власти были заинтересованы в сплочении протестантов, и в 1529 г. Цвингли, которые в ходе диспута разошлись во взглядах на таинство Евхаристии. В 1530 г. Несмотря на распри между князьями и разногласия теологов, стремление императора восстановить в империи католицизм не увенчалось успехом. Аугсбургский религиозный мир признал фактическое вероисповедное разделение Германии по принципу «чья страна власть , того и вера» cuius regio, eius religio. Реформация Цвингли Реформационные настроения в немецкоязычной части Швейцарии нарастали с 1519 г. Начало Реформации в Цюрихе связано с деятельностью У. Цвингли, который в 1522—1523 гг. Ганс Аспер. Портрет Ульриха Цвингли. Винтертурский художественный музей, Винтертур Швейцария. В сочинении «Рассуждения об истинной и ложной религии» 1525 Цвингли утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не действуют на духовное начало в человеке, и требовал отмены почитания икон , культа святых. По распоряжению магистрата в 1524—1525 гг.

Сочинение разделяется на 2 части, соответствующие вынесенным в его начало и диалектически противопоставленным тезисам: 1 «христианин является свободным господином над всем и никому не подчиняется»; 2 «христианин является покорным слугою всему и всем подчиняется» Ibid. Писании, от мнимых обязанностей и ограничений, налагаемых земными авторитетами, в т. Противопоставляя жизнь внутреннюю и жизнь внешнюю, жизнь души и жизнь тела, Л. Это состояние определяется исключительно отношением души к Богу. Никакие дела не могут превратить падшего человека в истинного христианина; лишь «вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми» Ibid. Однако во 2-й части трактата Л. Человек, имеющий превратное представление о христ. Напротив, освобожденный верой человек совершает лишь те дела, которые проистекают из веры, которые являются служением ближнему и средствами выражения любви к нему, и избегает тех дел, которые никому не приносят пользы cм. Становившиеся все более резкими по тону нападки Л. Церковь в сочинениях 1520 г. Отлучение Л. Церкви готовилось с нач. Первоначально папа Римский Лев X поручил подготовку решения по делу Л. Аккольти 1455-1532 , однако после неск. К апр. Считается, что автором окончательной версии основного текста буллы был Аккольти, а присоединенный к булле список заблуждений и еретических утверждений Л. В мае 1520 г. N 1451-1492. Булла начинается с торжественных призывов к Господу и святым «восстать» на защиту католич. Церкви; учение Л. После этого приводится 41 осуждаемое положение, от к-рых Л. Положения не имеют строго систематического порядка, однако охватывают основные темы, по к-рым Л. Уже католические полемисты XVI в. После положений в булле перечисляются церковно-канонические меры, направленные против распространения учения Л. В булле перечисляются предшествующие безуспешные попытки вызвать Л. В случае отказа от явки он и все его единомышленники будут считаться известными и закоренелыми еретиками, отлученными от католич. Всем христианам предписывается при отсутствии покаяния со стороны Л. Обязанность публичного оглашения и распространения текста буллы в герм. Алеандера 1480-1542 , получивших статус специальных папских нунциев. Экк официально огласил и опубликовал буллу в 3 городах Саксонии, а также отправил ее с посыльным в Виттенберг; 11 окт. Даже после публикации буллы у покровителей и единомышленников Л. Исполняя желание курфюрста Фридриха, Л. Письмо было отправлено в Рим вместе с соч. В письме Л. Церкви окружение папы Римского, утверждает, что от имени папы действуют злодеи, главным из которых назван Экк. Едва ли Л. Почти одновременно с отправкой письма Л. В нем он сделал основным объектом нападок Экка, однако также высказывал порицания и угрозы в адрес папской курии, избрав для них уклончивую условную форму: «Я обвиняю тебя, папа Лев X, вас, господа римские кардиналы и все прочие в Риме, и вам в лицо заявляю: если эта булла издана от вашего имени и с вашего ведома, если вы признаете ее вашей, то я... В нояб. В нач. Символическим актом, засвидетельствовавшим отделение Л. Церкви, стало публичное сожжение им в Виттенберге 10 дек. Об обстоятельствах сожжения известно из опубликованного впосл. Внешним поводом стали дошедшие до Л. Объявление о планируемом сожжении вывесил Меланхтон; для участия в нем были приглашены преподаватели и студенты Виттенбергского ун-та. Первоначально планировалось сжечь вместе с буллой сочинения схоластов, Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота, а также католич. Однако профессора теологии отказались отдавать для сожжения трактаты схоластов, поэтому в костре оказались неск. В последующих сочинениях Л. Чтобы показать, что книги заслуживали сожжения, Л. С формальной т. Церкви, подчиненным ее канонам и законам. Согласно булле «Exsurge Domine», после истечения отпущенных для принесения покаяния 60 дней Л. Поскольку булла была доставлена в Виттенберг 10 окт. Карл V в переговорах с Алеандером и курфюрстом Фридрихом в дек. Однако окончательным подтверждением отлучения стала подписанная папой Римским Львом X 3 янв. В булле пересказываются обстоятельства процесса против Л. Исследователи видят в этих словах очевидный намек на курфюрста Фридриха; его имя в булле не было упомянуто, однако было объявлено об отлучении вместе с Л. Пиркгеймера 1470-1530 и Л. Шпенглера 1479-1534 , а также Гуттена. Завершается булла перечислением обычных канонических наказаний за поддержку еретика, в т. Булла с сопроводительным бреве «Alias Celsitudini» от 18 янв. Карлу V текст см. Однако, желая избежать возможных политических осложнений, связанных с тем, что в булле осуждались помимо Л. Новая версия была получена уже после завершения Вормсского рейхстага 1521 г. Еще одним офиц. Это была т. Вормсский рейхстаг 1521 В нач. Книги Л. Однако Л. Он продолжал печатную полемику с прежними католическими оппонентами и вступил в дискуссию с католич. Катарином 1484-1553; см. Полити Ланселот , к-рый опубликовал в 1520 г. Активно занимаясь библейской экзегезой, Л. Писанию, в т. Курфюрст Фридрих с янв. В ходе личных переговоров с имп. Карлом V он смог добиться от него согласия на то, чтобы Л. Противником приглашения Л. Однако Карл V был вынужден учитывать позицию князей и дворянства. Судьбу Л. О том, сколь широкой была поддержка идей Л. В такой ситуации принятие любых насильственных мер против Л. Осознавая это, имп. Карл V отклонял все просьбы Алеандера о начале реальной борьбы с Л. После продолжительных переговоров участниками рейхстага было принято компромиссное решение: Л. Император также выдал Л. Хотя виттенбергские юристы предупреждали Л. В переписке он выражал готовность идти даже на смерть ради защиты евангельской истины, однако в значительной мере это было лишь риторикой, т. По пути к кортежу присоединялись сочувствовавшие Л. С наибольшими почестями Л. В Эрфурте еще одним спутником Л. Йонас 1493-1555 , входивший в кружок эрфуртских гуманистов. Вскоре после возвращения из Вормса Йонас переселился в Виттенберг и стал одним из наиболее близких друзей и сотрудников Л. Уже на следующий день Л. В зал заседаний были внесены подобранные Алеандером книги Л. Был оглашен перечень книг; Л. Исследователи расходятся в мнениях о том, чем была мотивирована просьба Л. На состоявшемся 18 апр. Он признал, что в нек-рых книгах он мог допустить неосторожные высказывания в адрес оппонентов, однако решительно заявил, что от содержащегося в них учения он согласится отречься только после того, как ему докажут ложность высказанных им мнений. После повторного вопроса об отречении Л. Да поможет мне Бог! Позднее сложилась легенда о том, что Л. Аминь», однако в наиболее ранних и надежных источниках, содержащих речь Л. Gotha, 1896. Писание, толкуемое каждым человеком с помощью данного ему Богом разума и с использованием «очевидных разумных доводов» ratio evidens. Карл V счел нежелательными дальнейшие публичные прения на заседаниях рейхстага, однако, уступая просьбам князей и дворян, согласился не считать выраженную Л. Была образована представлявшая весь рейхстаг комиссия из князей и церковных прелатов для переговоров с Л. Эти переговоры, проходившие 24 и 25 апр. Писании положений, даже если их признает ошибочными церковный Собор подробнее см. Карл V уклонился от издания прямого распоряжения об аресте Л. После отъезда Л. Карл V распорядился ускорить подготовку указа об имперской опале Reichsacht , которым Л. Римской империи, известного также как Вормсский эдикт текст и комментарий см. Составление эдикта было поручено Алеандеру, который представил лат. Публичное оглашение эдикта перед участниками рейхстага состоялось 25 мая 1521 г. Подчеркивая, что он исполняет свою обязанность «защитника Церкви», император объявлял Л. Отдельно запрещалось издание, в т. Все покровители и последователи Л. В католических княжествах и землях эдикт впоследствии использовался как легальная основа для преследований лютеран. Протестантские князья считали эдикт не имеющим законной силы, поскольку он был принят после их отъезда из Вормса, однако при этом датирован 8 мая, что создавало ошибочное впечатление, будто он был одобрен еще во время рейхстага всеми присутствовавшими князьями. Поскольку в подавляющем большинстве случаев император никак не мог принудить князей к исполнению эдикта и даже не стремился к этому, реальное исполнение эдикта зависело исключительно от воли князей, однако формально он оставался действующим законом Свящ. Римской империи до заключения Аугсбургского религ. На судьбу Л. Лютер как юнкер Йорг. Кранах Старший Музей изобразительных искусств, Лейпцмг М. В действительности похищение было инсценировкой, организованной по указанию курфюрста Фридриха; Л. Первоначально о том, что Л. Римской империи. Решение курфюрста Фридриха укрыть Л. Карла V по аресту Л. Пребывание Л. Однако, если Л. Продолжая полемику с католич. Латома ок. Осенью 1521 г. Магдебургского Альберта, который объявил о выдаче индульгенций паломникам за посещение выставленного для поклонения в Галле собрания реликвий, а также арестовал священников, вступивших в брак. Под давлением Спалатина и др. Капито ок. Архиепископ пошел на уступки, отменил выдачу индульгенций и освободил священников. Переговоры с Л. Во время жизни в замке Вартбург Л. В вартбургский период Л. Позднее работа над нем. Ротом ок. Круцигером 1504-1548. В 1544 г. Дитрихом 1506-1549 собрание проповедей, к-рые Л. Домашняя постилла. Он рекомендовал пасторам, к-рые не имеют способностей для самостоятельной подготовки проповедей, зачитывать за богослужением народу проповеди из постилл. Еще более важное значение, чем работа над постиллами, имел начатый Л. Работу над переводом НЗ Л. В качестве языка перевода Л. Основой для перевода стало научное издание греч. Следуя схеме Вульгаты, Л. Во мн. Церкви; напр. Откровение Иоанна Богослова см. Перевод НЗ был издан в сент. Das Newe Testament Deutzsch. Wittemberg, [1522]. Работа над переводом ВЗ длилась еще десятилетие; помощь в ней Л. В 1534 г. Однако и после этой публикации Л. Wittemberg, 1545; критическое изд. WA: DB. Хотя распространенное представление о том, что перевод Л. Библия занимает исключительное и уникальное место среди литературных памятников XVI в. В отсутствие Л. Цвиллинг 1487-1558 , И. Драконитес 1494-1566 и др. Так, в соч. В 2 сочинениях Л. Первоначально Л. Лишь те добровольные ограничения, к-рые человек наложил на себя не ради буд. Выдвинутая Л. Безоговорочному осуждению Л. Учению о Евхаристии, практика совершения к-рой была реформирована в Виттенберге в кон. Основной темой критики в нем стало учение о мессе как о жертве, с к-рым Л. Хотя по большинству принципиальных вопросов позиция виттенбергских реформаторов совпадала с позицией Л. Вместе с тем, исполняя просьбу Спалатина, Л. Дело обычных христиан - обличать неправду, проповедовать Слово Божие и молиться о торжестве истины см. После того как курфюрст Фридрих несколько раз в резкой форме выразил неудовольствие той формой, к-рую реформационные процессы приняли в Виттенберге, Л. Вскоре после возвращения в Виттенберг, 9 марта 1522 г. В них Л. Поскольку внешние обряды не могут ни привести человека к вере, ни отнять ее у истинных христиан, Л. Даров в руки верующих, смущают мн. Лидер европейской Реформации 1522-1546 С 20-х гг. Формально Л. В Виттенберге вокруг Л. Бугенхаген 1485-1558 и мн. Исполняя просьбы европ. Сам Л. Лютеранство ; далее рассматриваются только частная жизнь Л. Лютер и Катарина фон Бора. Кранах Старший Гос. Долгое время Л. Брак Л. В качестве резиденции Л. Во время общих трапез Л. С 30-х гг. Застольные беседы. В Виттенберге Л. В 40-х гг. К числу наиболее крупных и богословски значимых циклов проповедей по библейским книгам относятся проповеди по Первому и Второму Посланиям Петра 1522-1533; опубл. Бытие 1523-1524; опубл. После возвращения в Виттенберг Л. Промедление было вызвано церковно-политическими причинами; он опасался, что его публичные лекции могут привести к негативным последствиям для ун-та, преподавателей и студентов, т. Однако уже в 1523 г. Второзаконие, которые проходили не в ун-те, а в мон-ре августинцев-еремитов текст см. Несмотря на авторитет Л. Хотя изредка между ними возникали трения и конфликты, Л. В 1533 г. С 1535 г. Число посещавших ун-т студентов значительно уменьшилось по сравнению с дореформационным периодом; богословский факультет фактически стал лютеран. Писанию вскоре после завершения посвященного определенной библейской книге курса издавались в виде комментариев. Предметом первого лекционного курса, прочитанного Л. При объяснении пророческих книг Л. Летом и осенью 1526 г. Из позднейших лекционных курсов наиболее объемными и важными по содержанию являются лекции 1527-1530 гг.

Лютер особенно обеспокоился в 1517 году, когда его прихожане, вернувшись после покупки индульгенций Тецеля, заявили, что им больше не нужно каяться и менять свою жизнь, чтобы получить прощение грехов. Услышав, что Тецель говорил о индульгенциях в своих проповедях, Лютер начал более тщательно изучать вопрос и связался с экспертами по этому вопросу. В 1517 году он несколько раз проповедовал о индульгенциях, объясняя, что истинное покаяние лучше покупки индульгенции. Он учил, что получение индульгенции предполагает, что кающийся исповедался и раскаялся, в противном случае это ничего не стоит. Истинно раскаивающийся грешник также не будет искать снисхождения, потому что он любит Божью праведность и желает внутреннего наказания за свой грех. Эти проповеди, похоже, прекратились с апреля по октябрь 1517 года, предположительно, когда Лютер писал Девяносто пять тезисов. Он написал «Трактат о индульгенциях», по-видимому, в начале осени 1517 года. Это осторожное и тщательное исследование предмета. Он связался с церковными лидерами по этому поводу письмом, в том числе со своим настоятелем [ де ], епископом Бранденбургским , где-то 31 октября или ранее, когда он отправил тезисы архиепископу Альберт Бранденбургский. Содержание Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Девяносто пять тезисов В культовом первом тезисе говорится: «Когда наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал:« Покайтесь «Он пожелал, чтобы вся жизнь верующих была жизнью покаяния». В первых нескольких тезисах Лютер развивает идею покаяния как внутренней борьбы христианина с грехом, а не как внешнюю систему сакраментального исповедания. Затем в тезисах 5—7 говорится, что папа может освободить людей только от наказаний, которые он сам применял или через систему покаяния церкви, но не от вины за грех. Папа может только от своего имени провозгласить Божье прощение за грех. В тезисах 14—29 Лютер бросил вызов общепринятым представлениям о чистилище. В тезисах 14—16 обсуждается идея о том, что чистилище можно сравнить со страхом и отчаянием, которые испытывают умирающие. В тезисах 17—24 он утверждает, что ничего нельзя сказать однозначно о духовном состоянии людей в чистилище. Он отрицает, что папа имеет какую-либо власть над людьми в чистилище в тезисах 25 и 26. В тезисах 27—29 он критикует идею о том, что как только произведена оплата, близкий человек плательщика освобождается из чистилища. Он видит в этом поощрение греховной жадности и говорит, что с уверенностью нельзя сказать, потому что только Бог имеет высшую силу прощать наказания в чистилище. Ксилография прощения от Христа перевешивает снисходительность папы В тезисах 30—34 говорится о ложная уверенность, которую Лютер верил в снисходительность, которую проповедники предлагали христианам. Поскольку никто не знает, действительно ли человек раскаивается, письмо, уверяющее человека в своем прощении, опасно. В тезисах 35 и 36 он критикует идею о том, что снисходительность делает покаяние ненужным. Это приводит к выводу, что истинно раскаивающийся человек, который один может извлечь выгоду из потворства своим слабостям, уже получил единственную пользу, которую дает индульгенция. По словам Лютера, истинно раскаявшиеся христиане уже прощены как за наказание, так и за грех. В тезисе 37 он утверждает, что христианам не нужны индульгенции, чтобы получить все блага, предоставленные Христом. В тезисах 39 и 40 утверждается, что индульгенции затрудняют истинное покаяние. Истинное покаяние желает Божьего наказания за грех, но индульгенции учат избегать наказания, так как это цель приобретения индульгенции. В тезисах 41—47 Лютер критикует индульгенции на том основании, что они препятствуют совершению дел милосердия своим тем, кто их покупает.

95 тезисов Мартина Лютера

Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно — без содействия папы — даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку. Лаврентий — это бедняки Церкви», но он употребил это слово по обыкновению своего времени. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа — вот то сокровище. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определенных ему случаях достаточно власти папы. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие Благовестие о славе и благодати Бога. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми. Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

Сокровища же индульгенций — это сети, коими ныне улавливаются богатства людей. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать» истинно таковы, поскольку приносят прибыль. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки. Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен.

Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины. Утверждать, что св. Петр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний — есть хула на св. Петра и папу.

Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее — как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей? Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища?

Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением. Но ещё более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки. Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен.

Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины. Утверждать, что св. Пётр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний — есть хула на св. Петра и папу.

Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее — как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава. Утверждать, что пышно водружённый крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже учёным людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей? Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища? Или: В чём состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мёртвые, до сих пор ещё оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они ещё в силе и живы? Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих? Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение? Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением? Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны? Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании — значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того — просто не существуют. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: «Мир, мир! Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: «Крест, крест!

Название «протестантизм» возникает из так называемой Шпайерской протестации. Это был протест, поданный в 1529 году шестью князьями и четырнадцатью свободными немецкими городами на рейхстаге в Шпайере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — протестантизм. Началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге, где обычно проводились торжественные университетские церемонии, свои знаменитые 95 тезисов. В них пока не было ни отрицания верховной власти римского папы и тем более объявления его Антихристом, ни вообще отрицания церковной организации и церковных таинств как необходимых посредников между Богом и человеком.

Тезисы оспаривали практику индульгенций, которая в то время особенно широко распространилась в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме. Доминиканский монах Иоганн Тецель, который был агентом по продаже папских индульгенций и который беззастенчиво ими торговал и тем самым спровоцировал Мартина Лютера, прочитав 95 тезисов, заявил: «Я добьюсь, чтобы через три недели этот еретик взошел на костер и в урне проследовал к небу». Тецель утверждал, что индульгенции имеют большую силу, чем само крещение. Про него рассказывают следующую историю: один аристократ в Лейпциге обратился к Тецелю и попросил простить ему грех, который он совершит в будущем. Тот согласился при условии немедленной оплаты индульгенции. Когда Тецель покинул город, аристократ нагнал его и побил, сказав, что именно этот грех он подразумевал. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Его отец принимал участие в прибылях, получаемых с восьми шахт и трех плавилен «огней».

В 1525 году Ганс Людер завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было приобрести поместье с пахотными землями, лугами и лесом. Вместе с тем, семья жила очень умеренно. Питание было не слишком изобильным, экономили на одежде и топливе: например, мать Лютера наравне с другими горожанками собирала зимою хворост в лесу. Родители и дети спали в одном алькове. Настоящая фамилия родоначальника Реформации — Людер Luder или Luider. Уже став монахом он много общался и переписывался с гуманистами, среди которых было принято брать себе звучные псевдонимы. Мартин в 1517 году скрепляет свои письма именем Eleutherius в переводе с древнегреческого — «Свободный» , Elutherius и, наконец, не желая далеко отходить от имени отца и деда, Luther. Первые последователи Лютера называли себя еще не лютеранами, а «мартинианами».

500 лет победе и поражению Мартина Лютера

Ключевое событие Реформации в Англии — принятие парламентом «Акта о верховенстве» «Act of Supremacy», 1534 , согласно которому король становился главой Церкви и собственником её земельных владений. В результате проведения «королевской Реформации» Церковь стала одним из институтов государства. Утверждение англиканства и основные реформационные преобразования совершились при короле Эдуарде VI 1547—1553. Под руководством и при непосредственном участии Т. Кранмера изданы «Книга общих молитв» 1549, 2-я редакция, 1552 , «Книга проповедей» 1551 , новый вероисповедный документ «42 статьи» 1551—1552 , который впоследствии переработан и принят в виде «39 статей» 1571. В Англию были приглашены видные деятели Реформации М.

Буцер, Я. Лаский, П. Вермильи и др. В связи со смертью Эдуарда VI и приходом к власти Марии Тюдор 1553—1558 католическая Церковь вернула свои позиции и началось преследование протестантов в стране. Англиканская церковь была восстановлена при Елизавете I Тюдор.

Умеренный и компромиссный характер англиканства стал причиной появления многочисленных течений, представители которых настаивали на продолжении Реформации, «очищении» Церкви от католических обрядов, упразднении иерархии пуритане , пресвитериане , конгрегационалисты , методисты , баптисты. Реформация в Скандинавских странах С 1520-х гг. Таусен в Дании, О. Петри в Швеции, П. Сяркилахти 1490—1559 в Финляндии, И.

Бугенхаген на землях Ливонской конфедерации. При широкой социальной поддержке скандинавские государи провели реформу церквей «сверху». В Швеции и входившей в её состав Финляндии на Вестеросском риксдаге 1527 г. Уппсала состоялся синод 1536 под руководством Л. Петри, лютеранство объявили официальным вероисповеданием шведов, что было подтверждено на заседании риксдага 1544.

В Дании и входивших в её состав Норвегии и Исландии по инициативе короля Кристиана III лютеранство признано государственной религией 1536 , Таусен стал одним из организаторов новой Церкви, приняв деятельное участие в подготовке реформационных актов «Церковный ордонанс», 1537; «Рибеские статьи», 1542. Датский гуманист и деятель Р. Педерсен 1480—1554 перевёл Библию на датский язык, О. Петри — на шведский язык, М. Агрикола — на финский язык.

В Норвегии и Исландии Реформация воспринималась как орудие политики иноземных датских государей, лютеранское богослужение вводилось на языке страны-сюзерена, поэтому католическому духовенству удалось организовать антипротестантские восстания. Однако к середине 16 в. После Ливонской войны 1558—1583 гг. Швеции и Дании отошла большая часть земель Ливонского ордена, где также утвердилось лютеранство. Реформация в Австрии и Венгрии В 1520—1530-х гг.

С 1555 г. В Венгрии в 1-й половине 16 в. На землях, подконтрольных Османской империи , протестантизм распространялся беспрепятственно; на территориях Габсбургов католическая власть с помощью ордена иезуитов противостояла Реформации, однако после Венского мира 1606 г. После 1626 г. Воспользовавшись этим, Фердинанд II Габсбург предписал протестантам-дворянам в течение трёхмесячного срока перейти в католичество или покинуть пределы империи.

Таким образом, католическая Церковь восстановила свои позиции. В 1562—1565 гг. В 1573 г. Радикальная Реформация Наряду с направлениями, положившими начало протестантским церквам, в ходе Реформации сложилось радикальное крыло, представители которого объединялись в общины сектантского типа. Движение антитринитариев возникло в Испании М.

Сервет , Италии Л. Социн, Ф. Социн , Б. Окино , нашло отклик в Трансильвании, Польше, Литве. Самое массовое радикальное движение 16 в.

Анабаптисты, как и антитринитарии, подвергали пересмотру догмат о Троице , отрицали действенность крещения в младенческом возрасте, считали любое социальное зло свидетельством безбожия. Распространение получили т. Мюнцер ; Мюнстерская коммуна, 1534—1535, в подавлении которой католики и протестанты выступали союзниками и мирный анабаптизм Швейцария, Южная Германия, Нидерланды. Все радикальные реформаторы осуждали сотрудничество протестантских конфессий со светскими властями.

Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей расходились по всем католическим странам. Особенной популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых таких переводов — на немецкий язык — сделал сам Лютер. В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов. Война на уничтожение Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение. Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. На картине изображена Екатерина Медичи в чёрном в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.

Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие. Когда была подготовлена папская булла с отлучением Лютера «Exsurge Domine» «Восстань, Господь…» , она была доставлена на подпись папе Льву X, охотившемуся в своем поместье на дикого кабана. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел… на дикого кабана, который опустошает виноградник Господень». Папа тем не менее подписал буллу. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, — то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье… Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне Бог! Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн — как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей. Во время немецкой Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек. Лютер решительно отверг принудительное безбрачие духовенства, в том числе и на собственном примере. В 1525 году он, бывший монах, в возрасте 42 лет женится 26-летней и тоже бывшей монахине Катарине фон Бора. В браке у них родилось шесть детей.

Добавить цитату 1517 Выступление Мартина Лютера Монах и профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер 1483—1546 стал инициатором Реформации в Германии. Он замахнулся и на догматы католической церкви. Если католицизм учил, что мирское и духовное противоположны, то Лютер утверждал, что благодать Бога приходит и в мирской жизни к человеку, если он честно трудится, исполняет свои обязанности и верен своему призванию. Всякий труд угоден Богу, а священник — это не посредник между прихожанином и Богом, а лишь примерный христианин, направляющий паству к спасению. Лютер считал, что «человек спасает душу не через Церковь, а через веру».

Мартин Лютер

Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы.

Свержение царизма Советский период 1917—1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде 1917, октябрь — 1924, январь Ленин — председатель Совнаркома 1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности 1917, 2 декабря Декларация прав народов России. Распад Российской империи 1917, 7 декабря Образование Всероссийской чрезвычайной комиссии 1918, январь Разгон Учредительного собрания 1918, февраль Декрет о социализации земли. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии 1918, октябрь Распад Австро-Венгрии 1918, ноябрь Начало революции в Германии 1918, ноябрь Адмирал Колчак — верховный правитель 1919 Неудачные наступления белых 1919, март Образование Венгерской Советской Республики 1919, 28 июня Версальский мирный договор 1920 Введение сухого закона в США 1920, апрель Образование Дальневосточной республики 1920, август Польско-советская война, «чудо на Висле» 1920, август Севрский мирный договор.

Крестьянская война была крупнейшим народным восстанием в Европе до Великой французской революции. Начало Реформации в Англии 1534 год. В 1534 году парламент издал закон, объявивший короля главой церкви в Англии. Так началась Реформация, началась не по требованию народа «снизу», как в Германии, а «сверху» по воле короля. Аугсбургский религиозный мир 1555 год Соглашение, заключённое в 1555 году на рейхстаге в Аугсбурге. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право сословий на выбор вероисповедания.

Условия договора легли в основу государственного устройства Священной Римской империи германской нации и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века.

Создание Рабоче-крестьянской Красной армии 1918, октябрь Распад Австро-Венгрии 1918, ноябрь Начало революции в Германии 1918, ноябрь Адмирал Колчак — верховный правитель 1919 Неудачные наступления белых 1919, март Образование Венгерской Советской Республики 1919, 28 июня Версальский мирный договор 1920 Введение сухого закона в США 1920, апрель Образование Дальневосточной республики 1920, август Польско-советская война, «чудо на Висле» 1920, август Севрский мирный договор. Ликвидация Османской империи 1920, ноябрь Взятие красными Крыма.

Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии-1517 год.

Так же в своем поздравлении Президент подчеркнул, что за прошедшие несколько столетий представители протестантизма и, прежде всего, старейшины евангелическо-лютеранской церкви, внесли значимый, многогранный вклад в развитие России. Кириенко От себя же лично Сергей Кириенко заверил, что органы государственной власти воспринимают российских протестантов как неотъемлемую часть традиционного религиозного сообщества многонациональной России. Также он отметил: «Мы помним, что большая часть XX века стала временем тяжелого испытания для всех верующих. Но, несмотря на это, вера не умерла. Сегодня государство делает все возможное, чтобы восстановить историческую справедливость, вернуть и восстановить разрушенные храмы, поддержать национальное духовное возрождение». Очень символично, что в честь 500-летия Реформации в собственность Евангелическо-лютеранской церкви России в Москве возвращено здание кафедрального собора святых Петра и Павла. Толстухиной Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в России Рюдигер фон Фрич со своей стороны напомнил, что Реформация и ее история в самых своих истоках теснейшим образом связаны с Германией — прежде всего в лице Мартина Лютера. Вместе с тем, религиозный подъем вышел далеко за пределы этой страны: сегодня евангелическая вера объединяет 800 миллионов христиан во всем мире. Рюдигер фон Фрич привел в своей речи два тезиса Мартина Лютера, которые только на первый взгляд противоречат друг другу. По его мнению, они демонстрируют то, на чем основано оказанное Реформацией влияние, а также то, сколь велика и по сей день ее значимость для евангелического христианства и не только для него: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому.

Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом... Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь... Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника.

Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.

Противопоставляя жизнь внутреннюю и жизнь внешнюю, жизнь души и жизнь тела, Л. Это состояние определяется исключительно отношением души к Богу. Никакие дела не могут превратить падшего человека в истинного христианина; лишь «вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми» Ibid.

Однако во 2-й части трактата Л. Человек, имеющий превратное представление о христ. Напротив, освобожденный верой человек совершает лишь те дела, которые проистекают из веры, которые являются служением ближнему и средствами выражения любви к нему, и избегает тех дел, которые никому не приносят пользы cм. Становившиеся все более резкими по тону нападки Л.

Церковь в сочинениях 1520 г. Отлучение Л. Церкви готовилось с нач. Первоначально папа Римский Лев X поручил подготовку решения по делу Л.

Аккольти 1455-1532 , однако после неск. К апр. Считается, что автором окончательной версии основного текста буллы был Аккольти, а присоединенный к булле список заблуждений и еретических утверждений Л. В мае 1520 г.

N 1451-1492. Булла начинается с торжественных призывов к Господу и святым «восстать» на защиту католич. Церкви; учение Л. После этого приводится 41 осуждаемое положение, от к-рых Л.

Положения не имеют строго систематического порядка, однако охватывают основные темы, по к-рым Л. Уже католические полемисты XVI в. После положений в булле перечисляются церковно-канонические меры, направленные против распространения учения Л. В булле перечисляются предшествующие безуспешные попытки вызвать Л.

В случае отказа от явки он и все его единомышленники будут считаться известными и закоренелыми еретиками, отлученными от католич. Всем христианам предписывается при отсутствии покаяния со стороны Л. Обязанность публичного оглашения и распространения текста буллы в герм. Алеандера 1480-1542 , получивших статус специальных папских нунциев.

Экк официально огласил и опубликовал буллу в 3 городах Саксонии, а также отправил ее с посыльным в Виттенберг; 11 окт. Даже после публикации буллы у покровителей и единомышленников Л. Исполняя желание курфюрста Фридриха, Л. Письмо было отправлено в Рим вместе с соч.

В письме Л. Церкви окружение папы Римского, утверждает, что от имени папы действуют злодеи, главным из которых назван Экк. Едва ли Л. Почти одновременно с отправкой письма Л.

В нем он сделал основным объектом нападок Экка, однако также высказывал порицания и угрозы в адрес папской курии, избрав для них уклончивую условную форму: «Я обвиняю тебя, папа Лев X, вас, господа римские кардиналы и все прочие в Риме, и вам в лицо заявляю: если эта булла издана от вашего имени и с вашего ведома, если вы признаете ее вашей, то я... В нояб. В нач. Символическим актом, засвидетельствовавшим отделение Л.

Церкви, стало публичное сожжение им в Виттенберге 10 дек. Об обстоятельствах сожжения известно из опубликованного впосл. Внешним поводом стали дошедшие до Л. Объявление о планируемом сожжении вывесил Меланхтон; для участия в нем были приглашены преподаватели и студенты Виттенбергского ун-та.

Первоначально планировалось сжечь вместе с буллой сочинения схоластов, Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота, а также католич. Однако профессора теологии отказались отдавать для сожжения трактаты схоластов, поэтому в костре оказались неск. В последующих сочинениях Л. Чтобы показать, что книги заслуживали сожжения, Л.

С формальной т. Церкви, подчиненным ее канонам и законам. Согласно булле «Exsurge Domine», после истечения отпущенных для принесения покаяния 60 дней Л. Поскольку булла была доставлена в Виттенберг 10 окт.

Карл V в переговорах с Алеандером и курфюрстом Фридрихом в дек. Однако окончательным подтверждением отлучения стала подписанная папой Римским Львом X 3 янв. В булле пересказываются обстоятельства процесса против Л. Исследователи видят в этих словах очевидный намек на курфюрста Фридриха; его имя в булле не было упомянуто, однако было объявлено об отлучении вместе с Л.

Пиркгеймера 1470-1530 и Л. Шпенглера 1479-1534 , а также Гуттена. Завершается булла перечислением обычных канонических наказаний за поддержку еретика, в т. Булла с сопроводительным бреве «Alias Celsitudini» от 18 янв.

Карлу V текст см. Однако, желая избежать возможных политических осложнений, связанных с тем, что в булле осуждались помимо Л. Новая версия была получена уже после завершения Вормсского рейхстага 1521 г. Еще одним офиц.

Это была т. Вормсский рейхстаг 1521 В нач. Книги Л. Однако Л.

Он продолжал печатную полемику с прежними католическими оппонентами и вступил в дискуссию с католич. Катарином 1484-1553; см. Полити Ланселот , к-рый опубликовал в 1520 г. Активно занимаясь библейской экзегезой, Л.

Писанию, в т. Курфюрст Фридрих с янв. В ходе личных переговоров с имп. Карлом V он смог добиться от него согласия на то, чтобы Л.

Противником приглашения Л. Однако Карл V был вынужден учитывать позицию князей и дворянства. Судьбу Л. О том, сколь широкой была поддержка идей Л.

В такой ситуации принятие любых насильственных мер против Л. Осознавая это, имп. Карл V отклонял все просьбы Алеандера о начале реальной борьбы с Л. После продолжительных переговоров участниками рейхстага было принято компромиссное решение: Л.

Император также выдал Л. Хотя виттенбергские юристы предупреждали Л. В переписке он выражал готовность идти даже на смерть ради защиты евангельской истины, однако в значительной мере это было лишь риторикой, т. По пути к кортежу присоединялись сочувствовавшие Л.

С наибольшими почестями Л. В Эрфурте еще одним спутником Л. Йонас 1493-1555 , входивший в кружок эрфуртских гуманистов. Вскоре после возвращения из Вормса Йонас переселился в Виттенберг и стал одним из наиболее близких друзей и сотрудников Л.

Уже на следующий день Л. В зал заседаний были внесены подобранные Алеандером книги Л. Был оглашен перечень книг; Л. Исследователи расходятся в мнениях о том, чем была мотивирована просьба Л.

На состоявшемся 18 апр. Он признал, что в нек-рых книгах он мог допустить неосторожные высказывания в адрес оппонентов, однако решительно заявил, что от содержащегося в них учения он согласится отречься только после того, как ему докажут ложность высказанных им мнений. После повторного вопроса об отречении Л. Да поможет мне Бог!

Позднее сложилась легенда о том, что Л. Аминь», однако в наиболее ранних и надежных источниках, содержащих речь Л. Gotha, 1896. Писание, толкуемое каждым человеком с помощью данного ему Богом разума и с использованием «очевидных разумных доводов» ratio evidens.

Карл V счел нежелательными дальнейшие публичные прения на заседаниях рейхстага, однако, уступая просьбам князей и дворян, согласился не считать выраженную Л. Была образована представлявшая весь рейхстаг комиссия из князей и церковных прелатов для переговоров с Л. Эти переговоры, проходившие 24 и 25 апр. Писании положений, даже если их признает ошибочными церковный Собор подробнее см.

Карл V уклонился от издания прямого распоряжения об аресте Л. После отъезда Л. Карл V распорядился ускорить подготовку указа об имперской опале Reichsacht , которым Л. Римской империи, известного также как Вормсский эдикт текст и комментарий см.

Составление эдикта было поручено Алеандеру, который представил лат. Публичное оглашение эдикта перед участниками рейхстага состоялось 25 мая 1521 г. Подчеркивая, что он исполняет свою обязанность «защитника Церкви», император объявлял Л. Отдельно запрещалось издание, в т.

Все покровители и последователи Л. В католических княжествах и землях эдикт впоследствии использовался как легальная основа для преследований лютеран. Протестантские князья считали эдикт не имеющим законной силы, поскольку он был принят после их отъезда из Вормса, однако при этом датирован 8 мая, что создавало ошибочное впечатление, будто он был одобрен еще во время рейхстага всеми присутствовавшими князьями. Поскольку в подавляющем большинстве случаев император никак не мог принудить князей к исполнению эдикта и даже не стремился к этому, реальное исполнение эдикта зависело исключительно от воли князей, однако формально он оставался действующим законом Свящ.

Римской империи до заключения Аугсбургского религ. На судьбу Л. Лютер как юнкер Йорг. Кранах Старший Музей изобразительных искусств, Лейпцмг М.

В действительности похищение было инсценировкой, организованной по указанию курфюрста Фридриха; Л. Первоначально о том, что Л. Римской империи. Решение курфюрста Фридриха укрыть Л.

Карла V по аресту Л. Пребывание Л. Однако, если Л. Продолжая полемику с католич.

Латома ок. Осенью 1521 г. Магдебургского Альберта, который объявил о выдаче индульгенций паломникам за посещение выставленного для поклонения в Галле собрания реликвий, а также арестовал священников, вступивших в брак. Под давлением Спалатина и др.

Капито ок. Архиепископ пошел на уступки, отменил выдачу индульгенций и освободил священников. Переговоры с Л. Во время жизни в замке Вартбург Л.

В вартбургский период Л. Позднее работа над нем. Ротом ок. Круцигером 1504-1548.

В 1544 г. Дитрихом 1506-1549 собрание проповедей, к-рые Л. Домашняя постилла. Он рекомендовал пасторам, к-рые не имеют способностей для самостоятельной подготовки проповедей, зачитывать за богослужением народу проповеди из постилл.

Еще более важное значение, чем работа над постиллами, имел начатый Л. Работу над переводом НЗ Л. В качестве языка перевода Л. Основой для перевода стало научное издание греч.

Следуя схеме Вульгаты, Л. Во мн. Церкви; напр. Откровение Иоанна Богослова см.

Перевод НЗ был издан в сент. Das Newe Testament Deutzsch. Wittemberg, [1522]. Работа над переводом ВЗ длилась еще десятилетие; помощь в ней Л.

В 1534 г. Однако и после этой публикации Л. Wittemberg, 1545; критическое изд. WA: DB.

Хотя распространенное представление о том, что перевод Л. Библия занимает исключительное и уникальное место среди литературных памятников XVI в. В отсутствие Л. Цвиллинг 1487-1558 , И.

Драконитес 1494-1566 и др. Так, в соч. В 2 сочинениях Л. Первоначально Л.

Лишь те добровольные ограничения, к-рые человек наложил на себя не ради буд. Выдвинутая Л. Безоговорочному осуждению Л. Учению о Евхаристии, практика совершения к-рой была реформирована в Виттенберге в кон.

Основной темой критики в нем стало учение о мессе как о жертве, с к-рым Л. Хотя по большинству принципиальных вопросов позиция виттенбергских реформаторов совпадала с позицией Л. Вместе с тем, исполняя просьбу Спалатина, Л. Дело обычных христиан - обличать неправду, проповедовать Слово Божие и молиться о торжестве истины см.

После того как курфюрст Фридрих несколько раз в резкой форме выразил неудовольствие той формой, к-рую реформационные процессы приняли в Виттенберге, Л. Вскоре после возвращения в Виттенберг, 9 марта 1522 г. В них Л. Поскольку внешние обряды не могут ни привести человека к вере, ни отнять ее у истинных христиан, Л.

Даров в руки верующих, смущают мн. Лидер европейской Реформации 1522-1546 С 20-х гг. Формально Л. В Виттенберге вокруг Л.

Бугенхаген 1485-1558 и мн. Исполняя просьбы европ. Сам Л. Лютеранство ; далее рассматриваются только частная жизнь Л.

Лютер и Катарина фон Бора. Кранах Старший Гос. Долгое время Л. Брак Л.

В качестве резиденции Л. Во время общих трапез Л. С 30-х гг. Застольные беседы.

В Виттенберге Л. В 40-х гг. К числу наиболее крупных и богословски значимых циклов проповедей по библейским книгам относятся проповеди по Первому и Второму Посланиям Петра 1522-1533; опубл. Бытие 1523-1524; опубл.

После возвращения в Виттенберг Л. Промедление было вызвано церковно-политическими причинами; он опасался, что его публичные лекции могут привести к негативным последствиям для ун-та, преподавателей и студентов, т. Однако уже в 1523 г. Второзаконие, которые проходили не в ун-те, а в мон-ре августинцев-еремитов текст см.

Несмотря на авторитет Л. Хотя изредка между ними возникали трения и конфликты, Л. В 1533 г. С 1535 г.

Число посещавших ун-т студентов значительно уменьшилось по сравнению с дореформационным периодом; богословский факультет фактически стал лютеран. Писанию вскоре после завершения посвященного определенной библейской книге курса издавались в виде комментариев. Предметом первого лекционного курса, прочитанного Л. При объяснении пророческих книг Л.

Летом и осенью 1526 г. Из позднейших лекционных курсов наиболее объемными и важными по содержанию являются лекции 1527-1530 гг. Бытие критическое изд. Особое место в корпусе лекций Л.

Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих не младенцев. Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения "на иных языках".

В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений. В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение — говорение "на иных языках", как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства.

Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках неохаризматах , появившихся в 1970-х годах. В это время по всему миру возникло множество новых церквей, практикующих говорение "на иных языках" и другие формы экстатических богослужений.

Как бы то ни было, в настоящее время пятидесятничество распространено по всему миру и является крупнейшей протестантской конфессией. Пятидесятническое богослужение с говорением "на иных языках" в городе Джолоу, Западная Вирджиния, США В Россию пятидесятничество проникло из Швеции и Норвегии и стало распространяться здесь с 1911 года. Чтобы отличить себя от близких к баптистам евангельских христиан, российские пятидесятники стали называть себя и до сих пор называют христианами евангельской веры или христианами веры евангельской.

Примерно в это же время распространилось и учение пятидесятников, отвергающих учение о Троице и поэтому названных пятидесятниками-единственниками. Их "официальное" название — "евангельские христиане в духе Апостольском". После 1917 года пятидесятническое движение продолжало развиваться, но в 1930-е годы и оно подверглось репрессиям.

В 1944 году часть пятидесятнических общин вошла в упоминавшийся выше Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, но их вынудили отказаться от практики говорения "на иных языках". Вскоре почти все эти общины вышли из Всесоюзного совета ЕХБ, и вплоть до конца 1980-х годов большинство пятидесятнических общин оставались незарегистрированными. Более того, пятидесятники подвергались преследованиям: их обвиняли в нарушении советского законодательства, в изуверстве и даже, что было абсолютно безосновательно, в человеческих жертвоприношениях.

В частности, этой теме был посвящен вышедший в 1960 году художественный фильм "Тучи над Борском", где среди прочих сыграли юные Инна Чурикова и Никита Михалков. В 1970—1980-е годы среди пятидесятников стали распространяться настроения в пользу эмиграции в США, и немалая их часть покинула Россию. Пятидесятническое богослужение с исцелениями в помещении цирка в Ярославле, 2002 год В конце 1980-х годов ситуация стала меняться: пятидесятнические общины были зарегистрированы, возникли общероссийские объединения пятидесятников.

Значительную роль среди быстро растущих общин стали играть харизматы. Адвентисты Еще одно многочисленное направление в рамках российского протестантизма — это адвентисты седьмого дня. Адвентизм от лат.

Баптистский проповедник Уильям Миллер 1782—1849 на основе изучения Библии сделал вывод о том, что второе пришествие произойдет в октябре 1844 года. Его проповедь имела успех среди представителей различных протестантских конфессий, но так как второе пришествие не случилось, наступило "великое разочарование" термин, употребляемый самими адвентистами. Эллен Уайт Многие из поверивших Миллеру покинули его, но некоторые, решив, что точные сроки конца света вычислить невозможно, продолжали ожидать его.

В этих кругах около 1860 года и появились адвентисты седьмого дня.

Реформация в Германии

Краткий катехизис Лютера. 95 тезисов Мартина Лютера. Мартин Лютер написал «Девяносто пять тезисов: Диспут для разъяснения силы индульгенций» в 1517 году. 1517 Выступление Мартина Лютера. Монах и профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) стал инициатором Реформации в Германии. Подтверждением тому для Лютера станет Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов — народное восстание, жестоко подавленное немецкими князьями. В истинной любви (безо всяких притязаний к собственной славе) и искренне желая выяснить истину, досточтимый отец Мартин Лютер, витенбергский августинец, магистр.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий