Во сколько лет моцарт написал свой первый концерт для клавесина

В семь лет с небольшим он стал автором своей первой симфонии, а в 12 сочинил первую оперу. Всего за свою жизнь Моцарт написал более шестисот (!) произведений.

Десять любопытных фактов о Моцарте

Музыка из этой оперы стала народной. С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана». Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро». Несмотря на успех Моцарта, его финансовое положение было не блестящим.

После смерти императора Иосифа II в 1790 году материальные проблемы Моцарта оказались настолько сложными, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. В конце сентябре 1791 года в Вене состоялась премьера оперы «Волшебная флейта» — последнего произведения великого композитора.

Будучи ребенком-чудом, Моцарт активно выступал перед аристократией, людьми высокого положения и общественностью в разных городах Европы.

Это время экскурсий и путешествий по разным странам дало ему возможность изучить разные музыкальные традиции и стили. В этот период он также общался с другими музыкантами и композиторами, что стимулировало его рост как музыканта. Однако, определить точную дату или год, когда Моцарт написал свое первое произведение для клавесина, крайне сложно.

Большинство источников указывают на 1761 год, когда ему исполнилось всего пять лет. В этом возрасте он уже был в состоянии создавать маленькие композиции, которые производились перед его аудиторией. Эти произведения были превосходными для его возраста и поразили своей технической сложностью и музыкальной красотой.

Первые произведения Моцарта для клавесина включали простые сонаты и вариации, а также небольшие фортепианные концерты.

В 1779 году Вольфганг получил место придворного органиста в Зальцбурге. Но архиепископ относился к нему как к слуге. В 1781 году композитор подал прошение об отставке и уехал в Вену. Там Моцарт зарабатывал преподаванием и надеялся стать учителем музыки принцессы Вюртембергской Элизабет, но император предпочел Антонио Сальери. В 1782 году Моцарт женился на Констанции Вебер. У пары родилось шестеро детей, но выжили только двое — Карл и Франц. В этот период композитор написал свои лучшие произведения, у него было много учеников. Тогда Моцарт подружился с известным композитором Йозефом Гайдном.

Но вскоре ситуация изменилась. Венская публика не приняла новые оперы. Констанция часто болела, много средств уходило на лечение. Годовой оклад императорского камерного композитора и музыканта составлял как гонорар за две оперы. У Моцарта накапливались долги. В этот тяжелый момент он остался без поддержки отца. Он ушел из жизни 28 мая 1787 года. Моцарт умер 5 декабря 1791 года в муках от осложнений ревматической воспалительной лихорадки. Его тело опухло, сильно болел каждый сустав.

Музыковед Борис Штейнпресс в статье «Последние страницы биографии Моцарта» приводит отчет доктора Гульднера на запрос композитора Зигизмунда фон Нойкома. Он пишет, что нет оснований не доверять опытному лечащему врачу Моцарта Клоссету, который поставил диагноз лихорадки. Нападки на Сальери, который якобы отравил Вольфганга, — клевета.

Ему было запрещено выезжать из Зальцбурга, хотя он к тому моменту был уже знаменитым композитором.

В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну , мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. А 1 мая 1786 года состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», которой сопутствовал огромный успех. Музыка из этой оперы стала народной. С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья.

Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана». Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Во сколько лет моцарт написал первое произведение для клавесина

В 1779 г. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» 1781 г. В 1786—1787 гг. В 1790 г. А в 1791 г.

Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Закончил сочинение Ф. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л.

Умер 5 декабря 1791 г. Знаменитый композитор родился в 1756-м, январем месяцем, 27 числом, в городе Зальцбург. Отец, Леопольд Моцарт, был композитором, а также виртуозно играл на скрипке. Мать, Анна Мария Моцарт, была дочерью комиссара.

Несмотря на то, что в браке было рождено семеро детей, выжили из них только двое, одним из которых был маленький Вольфганг. В возрасте трех лет ребенок учился играть на клавесине, а спустя год отец стал учить его играть на инструменте менуэты и пьески. Первые произведения будущего великого композитора датируются 1761-м. Большое влияние на ребенка оказал его отец, который обеспечил детям прекрасное семейное воспитание, а 1762-м, с его подачи, юный Вольфганг представил на суд публики свои работы, как исполнитель.

В тот год Вольфгангу было всего 6 лет, однако он был удостоен почести и восхищения от людей, слушавших его. В течении следующих 10 лет Леопольд со своими детьми совершал постоянные поездки в разные места, с целью показать талант отпрысков. Вольфганг, прославившийся своим виртуозным исполнением, по несколько часов в день отыгрывал музыкальные творения, однако это негативно сказывалось на его здоровье. В то время путь юному дарованию могло обеспечить покровительство влиятельных господ, поэтому от приглашений дворян исполнить музыку семейство не отказывалось.

Вскоре ребенок слег со скарлатиной, а когда он выздоровел, аристократы, боящиеся подхватить от него заразу, перестали присылать приглашения в свои дома.

После двух жарких споров с архиепископом и «пинков» со стороны эмиссара его графа, шеф-повара князя-архиепископа Карла Йозефа Марии Графа Арко [8] — о «пинках» графа сообщает сам Моцарт в своих письмах [3] — произошел окончательный разрыв. Моцарт покинул Зальцбург 8 июня 1781 года, поселился в Вене и в течение следующих нескольких лет зарабатывал там на жизнь, давая концерты в частных и государственных академиях. Свободный композитор в Вене 1781—1791 В Вене независимый композитор и преподаватель музыки, постоянно искавший клиентов и учеников-фортепианистов, создал великие оперы и большое количество фортепианных концертов, которые он обычно исполнял сам. В последующие годы Моцарт занимался сочинением и исполнением фортепианных концертов, его труд хорошо оплачивался. Барон Готтфрид ван Свитен. Портрет работы К. Клавиро Леопольд Моцарт. Портрет работы Пьетро Антонио Лоренцони Примерно в 1782-1783 году в Вене Моцарт встретил Готфрида ван Свитена , известного любителя музыки и префекта императорской библиотеки, ныне Австрийской национальной библиотеки. На регулярных воскресных концертах в комнатах ван Свитена в императорской библиотеке Готфрид познакомил Вольфганга с рукописями Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя , которые он собрал в Берлине.

Произведения этих композиторов эпохи барокко произвели глубокое впечатление на Моцарта и сразу же оказали большое влияние на его сочинения [9]. Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Моцарт встретил свою жену тремя годами ранее в Мангейме. Леопольд Моцарт, которого Вольфганг в последний раз посетил в Зальцбурге во время своего пребывания в Вене в 1783 году [10] и который переехал жить к нему в Вену в 1785 году, умер 28 мая 1787 года. Первым издателем Моцарта был Генрих Филипп Босслер, один из самых важных музыкальных издателей своего времени. Еще в 1784 году Босслер, лично знавший Моцарта, сделал гравюру под названием «Синьор Моцарт» [11]. Спектаклем «Свадьба Фигаро» в 1786 году, одобренным Иосифом II, Моцарт так ошеломил венскую публику, что она от него отвернулась. Его экономическое положение ухудшилось. Несмотря на свое прежнее благосостояние, он не накопил никаких сбережений и ему приходилось занимать деньги у друзей. Но поездки в Берлин в 1789 году и во Франкфурт в 1790 году не помогли ему вернуть былое благосостояние.

В Берлине он не получил ни дохода, ни работы. Опера «Так поступают все женщины», заказанная императором, была встречена лишь умеренно хорошо, как и постановка во Франкфурте-на-Майне и премьера «Милосердие Тита» в Праге. Только широкое признание «Волшебной флейты» обещало улучшение экономического положения, но она нашла отклик не у знати, а у «более простого» населения. Последние работы и ранняя смерть После премьеры «Милосердия Тита» в Праге Моцарт вернулся в Вену в середине сентября 1791 года и сразу же с головой погрузился в работу над премьерой «Волшебной флейты» KV 620 , которая состоялась через две недели — наконец, с успехом. В это же время он разработал мотет Ave verum corpus KV 618 и приступил к написанию Реквиема KV 626 , который, однако, уже не смог завершить. Через несколько недель после премьеры «Волшебной флейты» в 1791 году Моцарт оказался прикованным к постели. Ему не было и 36 лет. В доме, в котором свои последние дни провел великий композитор, установлена мемориальная доска, где указано, что Моцарт умер там 5 декабря 1791 года [14]. Причиной смерти назвали «горячую лихорадку Фризеля» скорее всего, «сочетание сильно лихорадочного течения заболевания с видимой кожной сыпью». Позже были рассмотрены и другие причины смерти: с одной стороны, различные вирусные, бактериальные и паразитарные инфекционные заболевания, такие как сифилис, и, возможно, в связи с употреблением ртути, которое было обычным явлением в то время [15] , трихинеллез , фарингит или стрептококковая инфекция.

Это привело к перекрестной реакции антистрептококковых антител против внутренних оболочек и клапанов сердца, так называемой ревматической лихорадке, которая затем привела к развитию недостаточности аортального клапана , которая может привести к смерти [16] [17]. Кроме того, упоминаются такие заболевания, как пурпура Геноха-Шенлейна, почечная недостаточность , сердечная недостаточность или последствия кровопускания, проведенного несколько раз, последний раз — 3 декабря. Сам Моцарт был убежден, что его отравили, и говорил об этом Констанце за несколько недель до смерти во время посещения Пратера : «Конечно, мне дали яд». Деятели культуры, искусствоведы, исследователи до сих пор выдвигают свои версии, однако установить точную причину смерти Моцарта уже невозможно [18]. После того, как его тело несколько часов пролежало в квартире [19] , Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Св. Похороны организовал Готфрид ван Свитен [15]. Вдова Моцарта впервые сходила на могилу мужа 17 лет спустя. В 1855 г. Позднее могила была перенесена в группу захоронений почетных музыкантов на Центральном кладбище 32 А-32.

Важно Вернувшись на Родину, композитор пытался ужиться с деспотичным и своенравным архиепископом в Зальцбурге.

Все его усилия оказались тщетными, и в 1781-м переехал в Вену, где начал давать свои выступления. В этот период он много творил, в том числе сочинил очередную оперу «Похищение из сераля». Тем более, в восемнадцатом столетии пошла мода на все турецкое, в особенности — на музыку. Это был в действительности самый счастливый период жизни гениального музыканта. Кроме того, в эти времена он познакомился с Йозефом Гайдном. Оба композитора стали друзьями. А Вольфганг в свое время и вовсе посвятил своему другу целых 6 шесть струнных квартетов. Немаловажно и то обстоятельство, что Моцарт сыграл свадьбу с Констанцией Вебер. Композитор искренне любил ее. И его музыка в этот период была насыщена соответствующим чувством.

Знаковые оперы Через несколько лет композитор создал оперу «Свадьба Фигаро». Первоисточником была одноименная пьеса Бомарше. В те времена произведение считалось революционным. И на родине драматурга, во Франции, его даже запрещали. Но в Австрии Моцарт и его друзья смогли объяснить венценосным особам, что ряд опасных мест из постановки изъяли, а вот сама музыка очень легкая и веселая. В итоге опера имела необычайный успех, и на следующий день мелодии Моцарта уже распевала вся столица. Благодаря популярности «Фигаро» композитор получил предложение поработать в Праге. В этом городе он представил свое новое произведение — оперу «Дон Жуан». И, как всегда, постановка имела огромный успех. Позднее этим творением восхищались такие музыканты, как Бетховен, Гуно и Вагнер.

Тяжелое время Вернувшись в Вену, Моцарт начал замечать, что интерес к его творчеству угасает. Публика отнеслась к «Дон Жуану» более чем спокойно, а «Похищение из сераля» и вовсе было снято из репертуара. Но композитор продолжал сочинять. Он был готов представить еще пятнадцать симфонических концертов и три симфонии. Эти произведения уже вошли в сокровищницу мировой музыки. Кроме того, с каждым днем его материальное положение становилось хуже. Жалование было очень скромным, а творения, как говорилось, не пользовались успехом. В результате Моцарт был вынужден стать частным преподавателем. Он учил музыке детей. Такая ситуация угнетала, и его силы были на пределе.

Но все-таки композитор смог создать еще одну, совершенно отдельную оперу. Это была довольно необычная сказка. Она называлась «Волшебная флейта». Произведение было очень хорошо воспринято слушателями. Последний заказ После триумфа последней оперы Моцарт, интересные факты из жизни и творчества которого мы рассматриваем, начал плотно работать над «Реквиемом». Его заказал таинственный и странный незнакомец. К этому времени композитор уже был тяжело болен, но при этом продолжал писать. К сожалению, закончить это произведение ему было не суждено. В декабре 1791-го тридцатипятилетнего Моцарта не стало. Точный диагноз до сих пор неизвестен.

А оживленные дискуссии вокруг обстоятельств кончины гениального композитора не утихают и поныне. А работа над «Реквиемом» была все-таки продолжена. Завершил его ученик Моцарта. Его звали Франц Зюсмайер. В свое время он принимал некоторое участие в написании одной из опер Вольфганга. Наследники После смерти композитора остались два его сына. Старшим был Карл Томас — талантливый пианист, позднее ставший чиновником. Его младший брат — Франц Ксавер. Он очень долго жил во Львове, организовал хоровое городское общество, давал уроки детям игры на фортепиано. Нередко сам концертировал и дирижировал одним из оркестров.

Кроме того, Франц сочинил ряд пьес на мотивы народных песен Украины. Между прочим, в консерватории Львова до сих пор звучит его музыка. К сожалению, ни Карл, ни Франц не имели детей. Соответственно, с их смертью прямая линия гениального композитора окончательно пресеклась. Легенда об отравлении А мы продолжаем говорить об интересных фактах из жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Известная история об отравлении Моцарта придворным композитором Сальери до сих пор поддерживается рядом музыковедов. Правда, убедительных доказательств в подтверждение этой версии вообще нет. Наверное, именно поэтому в 1997-м суд в очередной раз рассмотрел дело Сальери, связанное с обвинением в убийстве Вольфганга. Придворного композитора, наконец-то, оправдали. Так, в столице Великобритании малолетний Моцарт был настоящим объектом научных исследований.

В детстве Моцарт панически боялся отдельного исполнения на трубе. Но в оркестре он абсолютно спокойно относился к этому инструменту. Как-то маленький Вольфганг сказал юной герцогине Марии-Антуанетте, что он намерен на ней жениться. Папа композитора отправил своего сына-подростка в Академию, что в Болонье. Принимали туда с 26-летнего возраста. Для Моцарта решили сделать исключение. В результате, Вольфганг стал четырнадцатилетним академиком. После одного концерта к юному композитору подошел подросток, являвшийся почитателем таланта Моцарта. Этим поклонником был Гете. Когда Вольфганг искал вдохновение, он всегда слушал пение своего ручного скворца.

Композитор получал весьма неплохие гонорары за свои концерты, но практически всегда оставался без денег. Причина была одна — музыкант обожал игру в бильярд. Он старался ставить довольно большие суммы, но зачастую проигрывал. Моцарт был масоном и присоединился к ним в 1784-м. Он даже сочинил музыку для соответствующих ритуалов. Композитор мог оказаться в России. Посол Разумовский в своих письмах к Потемкину говорил о том, что Моцарт из-за безденежья согласится приехать в страну. Предложение было аннулировано вследствие кончины Вольфганга и князя Таврического. Они умерли в том же 1791-м. Музыка композитора очень полезна.

Во всяком случае, в клиниках Швеции её включают младенцам. Ученые считают, что благодаря произведениям Моцарта снизился показатель детской смертности в этом государстве. Мы рассмотрели самые интересные факты из жизни Моцарта для детей и взрослых. Вот такая вот любопытная личность навсегда вошла в историю. По крайней мере, своими произведениями. Однако вряд ли кто-то всерьез задавался вопросами о том, каким был Моцарт в реальной жизни. А ведь известно, что умер он рано, жил бедно и вообще имел довольно много даже обычных бытовых нужд. Предлагаем вашему вниманию краткое воспоминание о нем его жены Констанции, и одно из его писем к ней. Вольфганг Амадей и Констанция Моцарт Вообще любые истории из жизни великих людей безумно интересны. Особенно же, если речь идет о таких масштабных личностях, как Вольфганг Моцарт.

Итак, фрагмент воспоминаний Констанции Моцарт: Совет Он Моцарт имел обыкновение по утрам около пяти часов, в одиночку если его жена была больна или беременна , отправляться на прогулку верхом, но прежде, чем уйти, всегда оставлял у ее постели записку, похожую на рецепт. В ней содержались следующие, полные нежности распоряжения, вроде этих: «Доброе утро, милая женушка! Желаю, чтобы ты хорошо выспалась, чтобы тебя ничего не тревожило, чтобы ты встала не с левой ноги, чтобы не простудилась, со служанкой не разругалась, не споткнулась о порог в соседней комнате. Прибереги домашние неприятности до моего возвращения. Только бы с тобой ничего не случилось! Я буду около NN часов». А вот одно из писем Моцарта к жене: Дорогая моя женушка! Покуда князь договаривается о лошадях, я с радостью спешу воспользоваться этой возможностью, дабы написать тебе, сердечко мое, хоть несколько слов. Как ты поживаешь? Так же ли часто ты вспоминаешь обо мне, как я о тебе?

Во всякое время я глаз не могу оторвать от твоего портрета, и плачу — одновременно и от радости, и от горя.

Его невероятный талант уже при жизни был оценен достаточно высоко. Мы сделали подборку интересных фактов о Моцарте Поделиться Десять любопытных фактов о Моцарте 1. Моцарта считали ребенком-вундеркиндом. К примеру, в Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для него было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало Божий перст. Чудо-ребенок с раннего возраста разъезжал с отцом по концертам и удивлял публику. Чтобы выступления были более зрелищными, отец завязывал Моцарту глаза, перед тем как тот начинал играть на клавире. Также платном накрывали и клавиатуру. Однако это не мешало одаренному ребенку развлекать музыкой великосветскую публику. На одном из концертов Моцарта-ребенка на сцену выбежала кошка.

Когда мальчик увидел животное, он с восторгом бросился к нему, забыв о зрителях и о том, что он играет концерт. Рассерженный отец призывал сына вернуться к инструменту.

Детские годы.

  • Популярные статьи:
  • Жизненный и творческий путь
  • Моцарт Вольфганг Амадей
  • Детство Моцарта: как формировался гений. Моцарт краткая информация
  • Биография Вольфганга Амадея Моцарта
  • Вольфганг Амадей Моцарт: короткая жизнь вундеркинда

Где родился Моцарт и какие произведения написал: биография композитора

вершина творчества Моцарта. «Моцарт писал свой «Реквием», упоминавшийся выше, в твердой уверенности, что этот шедевр его гения сочинялся для него самого и что в первый раз он будет исполнен только после его смерти. В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11—25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера. Вольфганг Амадей Моцарт. В три года мальчик уже находил на клавесине консонирующие интервалы, в четыре года он повторял за старшей сестрой Анной-Марией маленькие пьесы, моментально их запоминая. Любовь к музыке Леопольд Моцарт привил и своим детям — дочери Марии Анне Вальбурге Игнатии (она отлично играла на клавесине и фортепиано) и сыну (он начал изучать азы игры на клавесине в 3 года, а позже освоил также скрипку и орган). Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. С трёх лет Моцарт учился игре на клавесине, позже на органе и скрипке. В четырёхлетнем возрасте сочинил концерт для клавесина, в 6 лет исполнял сложные произведения. Четырех лет он повторял за старшей сестрой Анной-Марией, тоже одаренной музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. В четыре года Вольфганг пытается сочинять концерт для клавесина.

Вольфганг Моцарт

Уже в 1763 году были изданы его первые сонаты. Моцарту было всего 13 лет, когда он всерьез увлекся работами таких выдающихся мастеров, как Гендель, Дуранте, Страделла. Особенно плодотворным оказался период его пребывания в Италии, с 1770 по 1774 гг. Примерно в это же время Моцарт знакомится с Гайдном, у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов (англ.)русск., написанных в 1783—1785 годах. В начале 1780-х гг. Моцарт переселился в Вену. Огромный успех имела его опера "Похищение из Сераля" (1782), он много выступал с концертами для фортепьяно и вскоре стал самым популярным музыкантом города. Вольфганг Амадей Моцарт. С ранних лет ребёнок проявлял неодолимую тягу к музыке: в четыре года он пытался написать концерт для клавесина, а в возрасте шести лет удачно выступал с популярными концертами по Европе.

Детство и юность

  • В. А Моцарт- жизненный и творческий путь
  • В каком возрасте Моцарт начал заниматься музыкой
  • Вольфганг Амадей Моцарт: короткая жизнь вундеркинда
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Моцарт, Вольфганг Амадей — Википедия

Какие есть интересные факты из жизни Моцарта?

Примерно в это же время Моцарт знакомится с Гайдном, у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов (англ.)русск., написанных в 1783—1785 годах. Музицировать виртуоз и композитор стал, едва ему исполнилось 6. Примерно в то же время мальчик начал писать свои первые самостоятельные произведения. Примерно в это же время Моцарт знакомится с Гайдном, у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов (англ.)русск., написанных в 1783—1785 годах.

Учебник музыки. Биография Моцарта

В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу. Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Два сочинения, написанных Вольфгангом Амадеем Моцартом в возрасте 7-8 лет, были исполнены в первые выходные августа на его родине, в Зальцбурге. Первые произведения Вольфганга, которые записал отец, датированы 1761 годом. Мальчику тогда было 5 лет. Через два года он написал четыре сонаты для клавесина и скрипки, которые отец отдал в печать. Однако, определить точную дату или год, когда Моцарт написал свое первое произведение для клавесина, крайне сложно. Большинство источников указывают на 1761 год, когда ему исполнилось всего пять лет. Две последующие четырехручные сонаты — D-dur (К. 381) и B-dur (К. 358) — Моцарт тоже предназначил для себя и сестры. Первая написана, вероятно, в 1772 году.

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!..»

Полное имя композитора – Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия), в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта и его супруги Анны Марии Моцарт (до замужества Пертль). В течение 1775-1777 годов, вновь проведенных в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, и серенад для бытового музицирования в частных домах, написал большое количество сольных концертов. МОЦАРТ, ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (Mozart, Wolfgang Amadeus) (1756–1791), европейский композитор 18 в., один из величайших музыкальных гениев человечества. В начале 1780-х гг. Моцарт переселился в Вену. Огромный успех имела его опера "Похищение из Сераля" (1782), он много выступал с концертами для фортепьяно и вскоре стал самым популярным музыкантом города. МОЦАРТ, ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (Mozart, Wolfgang Amadeus) (1756–1791), европейский композитор 18 в., один из величайших музыкальных гениев человечества. Моцарты вновь собираются в дорогу. В 1767 г. в Вене Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», но уже в 1768-м ощущает горький вкус интриги. Особенно горький в двенадцать лет.

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!..»

Он включает более 200 часов музыки. Моцарт написал больше музыки в своей короткой карьере, чем многие другие композиторы, которые прожили намного дольше. Отношения с архиепископом Зальцбургским закончились, когда его секретарь дал Моцарту пинок в спину. Из биографии Моцарта мы узнаём, что в путешествиях гениальный композитор провел в общей сложности 14 из 35 лет. Леопольд Моцарт описал рождение сына как «чудо от Бога», потому что тот казался слишком маленьким и слабым, чтобы выжить. Термин «ухо Моцарта» описывает дефект уха.

Исследователи полагают, что у Моцарта и его сына, Франца, был врожденный дефект уха. Композитор обладал феноменальным слухом и памятью, даже в детстве мог с одного прослушивания запомнить сложное по форме и гармонии произведение, и затем записать его без единой ошибки. В 1950-х годах французский врач-фониатр Альфред Томатис проводил научные эксперименты, в ходе которых доказал, что прослушивание музыки Моцарта может улучшить IQ человека, ему принадлежит термин «Эффект Моцарта»; ее также признали оказывающей терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии, аутизме и многих неврологических заболеваниях, это научно доказано. Второе имя Вольфганга Моцарта, Феофил, означает «любимый Богом» по-гречески. Влияние Моцарта на западную музыку глубоко.

Джозеф Хейдон отметил, что «потомство не увидит такой талант даже через 100 лет». Моцарт написал свою первую симфонию, когда ему было всего 8 лет, а оперу — в 12. Отец запрещал Вольфгангу жениться на Констанце Вебер, подозревая корыстный интерес ее семьи к делающему первые уверенные шаги в Вене Моцарту. Но тот не послушался впервые в жизни, и вопреки воле отца женился в августе 1782. Некоторые ученые изображают ее как непостоянную, другие смотрят на нее с большей симпатией.

Через восемнадцать лет после смерти Вольфганга она снова вышла замуж и помогла своему новому мужу написать книгу о Моцарте. Известное партнерство Моцарта с Лоренцо да Понте привело к созданию оперы «Свадьба Фигаро», основанной на пьесе Бомарше. Их сотрудничество является одним из самых известных в истории музыки; Однажды в Вене маленький Вольфганг выступал во дворце для императрицы Марии Терезии. После выступления он играл с ее дочерьми, одна из которых отнеслась к нему особенно нежно. Вольфганг на полном серьезе стал тогда просить ее руки.

Это была Мария-Антуанетта, будущая королева Франции. Моцарт состоял в масонской ложе, это было тайное общество, объединяющее наиболее прогрессивных людей своего времени. Со временем Вольфганг стал отдаляться от идей братьев, в основном, из-за религиозных противоречий. Последнее слово композитора Густава Малера 1860-1911 перед смертью было «Моцарт». В 1801 году могильщик Джозеф Ротмайер якобы выкопал череп Моцарта с кладбища в Вене.

Тем не менее, даже после различных испытаний, остается неизвестным, принадлежал ли череп, по сути, Моцарту.

Предоставив сыну возможность немного отдохнуть, Леопольд Моцарт вскоре стал готовить его к новым выступлениям. Наряду с этим, Вольфганг усиленно занимался историей, географией, рисованием, арифметикой, изучал французский, английский, латинский и итальянский языки. К маленькому гению продолжали поступать и заказы на новые произведения, он наравне со взрослыми сочинял музыку. Так, венский оперный театр заказал ему комическую оперу «Мнимая простушка», и он благополучно справился с таким сложным жанром. Однако данное произведение по ряду причин не попало на венскую сцену, несмотря на все хлопоты старшего Моцарта. Эту неудачу мальчика обусловило неблагожелательное отношение профессиональных музыкантов к своему маленькому сопернику, которому в ту пору было всего 12 лет. Видя, что обстоятельства складываются не совсем удачно, отец решил везти Вольфганга в Италию. Он был уверен, что, покорив своим необыкновенным талантом итальянцев, его сын завоюет себе достойное место в жизни.

В результате отец и сын отправились в Италию вдвоем. Везде концерты четырнадцатилетнего необыкновенно талантливого музыканта проходили с потрясающим успехом. Вновь он выступал как клавесинист-виртуоз особенно изумляла всех необычайная подвижность его левой руки и аккомпаниатор, как скрипач и органист, а также как дирижер и певец-импровизатор. Причем иногда программа концерта состояла целиком из произведений, созданных самим исполнителем. Миланский оперный театр, славившийся на весь мир своими певцами и музыкантами, заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Понтийский». Вольфганг справился с этим заданием всего за полгода, и его опера вошла в число самых популярных произведений того времени. Выше уже говорилось, что Вольфганг Амадей обладал чрезвычайно тонким слухом и гениальной памятью.

По-видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии — вплоть до патологической, остроумие он безжалостно передразнивал окружающих , высокая нравственность хотя он не слишком жаловал церковь , рационализм, реалистический взгляд на жизнь.

Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. Отец однажды написал ему: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины», прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком снисходителен, либо — временами — слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. И по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть. Оба занимались музыкой, старшего Гайдн отправил учиться в миланскую консерваторию к знаменитому теоретику Б. Азиоли; однако Карл Томас все же не был прирожденным музыкантом и в конце концов стал чиновником. У младшего сына были музыкальные способности Гайдн даже представил его публике в благотворительном концерте, который проводился в Вене в пользу Констанцы , и он создал ряд вполне профессиональных инструментальных произведений. Даже Бетховен не может сравниться с Моцартом в исключительной яркости оперных образов что касается Фиделио, то это, скорее, монументальное исключение в творчестве Бетховена. Моцарт не был новатором, как Гайдн, но у него встречаются смелые прорывы в области обновления гармонического языка например, известная Маленькая жига соль мажор, К.

Оркестровое письмо Моцарта не столь поразительно ново, как письмо Гайдна, но безупречность и совершенство моцартовского оркестра — постоянный предмет восхищения как музыкантов, так и профанов, которые, говоря словами самого композитора, «наслаждаются, не давая себе отчета, чем именно». Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве где было сильно влияние Михаэля Гайдна, брата Йозефа , глубокое и продолжительное воздействие оказали на него впечатления от многочисленных путешествий, совершенных в детстве. Самое значительное из таких впечатлений связано с Иоганном Кристианом Бахом девятым, младшим сыном Иоганна Себастьяна. Моцарт познакомился с искусством «английского Баха» в Лондоне, и сила и изящество его партитур оставили незабываемый след в сознании юного Вольфганга. Позже большую роль сыграла Италия где Моцарт побывал трижды : там он воспринял основы драматургии и музыкального языка оперного жанра. А затем Моцарт стал близким другом и почитателем Й. Гайдна и был покорен гайдновской глубоко осмысленной трактовкой сонатной формы. Но вообще в венский период Моцарт создал собственный, исключительно самобытный стиль.

И только в 20 в. В былые времена только Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки, ныне же многие музыканты и любители музыки считают, что это искусство нашло свое самое совершенное выражение в творениях Моцарта. Наверняка все знают только одно: он — гений. Кому-то он кажется ангелом, сошедшим с небес. Кто-то, следуя поэтической выдумке Пушкина, представляет его как жертву завистливого Сальери. Есть еще симпатичный анекдот про нового русского, считающего, что Моцарт — это «тот самый крутой чувак, который пишет музыку для мобил». И это тоже Моцарт. Все эти представления одновременно верны и ложны.

Возможно, наиболее подходящим для Моцарта определением является слово «ангельский». Да, ангельский, и именно поэтому чрезвычайно трудный для понимания. За внешним обаянием скрывается глубокая тайна. Как сказано у Рильке, «каждый ангел ужасен». Оливье Мессиан Моцарт был разноухий: с длинным и коротким ухом и с несхожими извилинами раковин… Если верить дошедшим до нас его портретам, маска Моцарта маловыразительна для его гениальности, так же как она невыразительна и у Рафаэля в его автопортрете, где глаза мастера были заняты изображением этих же глаз и утратили свою экспрессивную сущность на холсте. Кузьма Петров-Водкин Однажды я услышал, что Моцарт, будучи ребенком, тихо спрашивал, когда короли и княгини благосклонно ему внимали и одаривали его: «Ты меня вправду любишь, очень, очень любишь? Из вздорных филистерских легенд о Моцарте, возникших в не понимавшем его XIX столетии, три легенды наиболее распространены, вздорны и вредны и требуют особо энергичного отпора: 1 Моцарт — «Рококо», 2 Моцарт — «солнечный юноша» якобы сын солнца, радостный, идеальный и 3 Моцарт — «итальянец». Георгий Чичерин Я уверен, что Моцарт, казавшийся Сальери «гулякой праздным», в действительности над своим гениальным даром много работал.

Ведь что такое работа? В Москве, правда, думают и говорят, что работа — это сталелитейное усердие и что поэтому Глинка, например, был помещик и дармоед... Работа Моцарта, конечно, другого порядка. Это вечная пытливость к звуку, неустанная тревога гармонии, беспрерывная проверка своего внутреннего камертона... Педант Сальери негодует, что Моцарт, будто бы забавляясь, слушает, как слепой скрипач в трактире играет моцартовское творение. Маляр негодный ему пачкает «Мадонну» Рафаэля. Фигляр пародией бесчестит Алигьери... А гению Моцарту это было «забавно» — потому что, слушая убогого музыканта, он работал.

Уж наверное, он чему-нибудь научится, даже на пачкотне маляра, даже на пародии фигляра... Федор Шаляпин Утверждение, что Моцарт был гостем на нашей земле, в какой-то мере справедливо как в самом высоком, духовном смысле, так и в обычном, житейском. Никогда и нигде Моцарт не чувствовал себя дома. Ни в Зальцбурге, где он родился, ни в Вене, где он умер. А между Зальцбургом и Веной пролегли годы, в которые Моцарт объездил чуть не всю Европу, и на эти разъезды ушла большая часть его жизни. Впрочем, тягу к странствиям Моцарт испытывал постоянно, а вот к оседлому образу жизни он возвращался всегда неохотно и по принуждению. У Моцарта — как это замечали многие — почти не было друзей среди музыкантов, во всяком случае близких. Моцарт вовсе не был образцовым коллегой.

Как часто мы удивляемся, а бывает, и огорчаемся, когда в письмах его — пусть даже частных — мы натыкаемся на самые безжалостные суждения о современных ему музыкантах. О Французской революции — а Моцарт дожил до ее начала — мы и слова не найдем ни в его письмах, ни в воспоминаниях о нем. Революция не интересовала Моцарта. Моцарт жил в самый разгар «Бури и натиска», в эпоху сентиментализма, в эпоху Жан-Жака Руссо. Но он нигде и никогда не упоминает о Руссо, хотя написал оперу на сюжет его «Деревенского колдуна» и хотя имя Руссо достаточно часто должно было звучать в ушах композитора в бытность его в Париже. Он, видимо, был вполне безразличен к женевскому философу и дилетантствующему музыканту, чей призыв «Назад к природе» мало что ему говорил. Моцарт явно принадлежит к партии Вольтера, несмотря на злые слова, которыми в качестве некролога сопроводил его кончину. Альфред Эйнштейн Этот маленький, бодрый Моцарт, всегда готовый к самым грубым шуткам, человек, который охотно пил вино, играл на биллиарде, был хорошим мужем и в то же время не оставался равнодушным к прелестям хорошеньких девушек, был странным, таинственным существом.

Таким он и умер… И, потрясенные, мы вспоминаем стихи Гете: И нас покинул он, вдали сверкнув кометой, И свет его слился с небесным вечным светом. Рождение ребенка едва не стоило жизни его матери Анне-Марии: она смогла оправиться после тяжелых родов лишь спустя несколько месяцев. Из семерых детей Анны-Марии и Леопольда Моцартов пятеро умерли в младенчестве, выжили только Вольфганг и его старшая сестра Мария-Анна, которую в семье называли Наннерль. Леопольд Моцарт был незаурядным музыкантом и великолепным педагогом, достаточно сказать, что его труд под названием Опыт основательной скрипичной школы, вышедший в 1756 году, прослужил в качестве учебного пособия около 90 лет. Заметив несомненные признаки музыкальной одаренности шестилетней Наннерль, он взялся заниматься с ней на клавире. И эти занятия страшно заинтересовали трехлетнего Вольфганга. Он усаживался у клавира и целыми часами с упоением подбирал терции, приходя в восторг, если ему удавалось найти верные созвучия. Когда ему исполнилось 4 года, Леопольд, как бы играя, начал разучивать с ним небольшие пьесы.

Вскоре мальчик начал сочинять сам, а поскольку писать он еще не умел и тем более не знал нотной грамоты, он проигрывал их отцу и просил записать. Комната, где родился композитор Свидетелем зарождающегося чуда был Иоганн Андреас Шахтнер, придворный скрипач и друг Леопольда Моцарта. Он вспоминал потом, что даже обычные детские игры становились для Вольфганга интересными только тогда, когда они сопровождались музыкой: Если мы несли для забавы игрушки из одной комнаты в другую, то всякий раз тот из нас, кто шел с пустыми руками, должен был по этому случаю петь и играть на скрипке какой-нибудь марш. Вольфганг обожал своего отца и был готов учиться чему угодно и сколько угодно, только чтобы доставить ему удовольствие. Как писал Шахтнер, он всегда настолько целиком отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всем, даже о музыке; например, когда он учился считать, то стол, стулья, стены, даже пол были покрыты цифрами, написанными мелом… Однажды Шахтнер вместе с Леопольдом Моцартом застали четырехлетнего Вольфганга за работой: он старательно покрывал нотную бумагу корявыми нотными знаками вперемешку с кляксами. Что ты делаешь? Я пишу концерт для клавира, — серьезно ответил малыш, — первая часть скоро будет готова. Ну и хорош, должно быть, этот концерт!

Заранее улыбаясь, он взял перепачканный чернилами лист, и вскоре его улыбка исчезла, он сделался очень задумчив, а потом вдруг прослезился. Смотрите, господин Шахтнер, — произнес он, — как все сочинено верно и по правилам! Только это нельзя использовать, ибо сие столь исключительно трудно, что ни один человек не был бы в состоянии сыграть оное. Ничего подобного! Например, я. Только надо упражняться до тех пор, пока не получится. И он действительно сумел сыграть часть этого небольшого концерта. Игра вслепую ЛЕОПОЛЬД Моцарт считал своей миссией познакомить мир со своими необыкновенными детьми, и в январе 1762 года началось триумфальное путешествие длиною в десять лет.

В Вене Вольфганг и Наннерль выступали перед императором Иосифом. Император не слишком разбирался в музыке и обращался с Вольфгангом как с маленьким чародеем: кроме игры на клавире он желал от него всякого рода кунштюков вроде игры вслепую — на закрытой платком клавиатуре. Детская непосредственность Вольфганга в сочетании с необыкновенным талантом приводила в восторг августейших особ. Разбежавшись на натертом паркете императорского дворца, он поскользнулся и упал. Юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, будущая королева Франции, помогла ему подняться. Вы славная, — доверительно сообщил ей Вольфганг, — я на вас женюсь. Император подарил ему сшитый для эрцгерцога Максимилиана лиловый костюмчик с широким золотым позументом. Маленький человечек в придворном камзоле, с треуголкой под мышкой смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал изящные поклоны… Восторженные приемы во дворцах, в великосветских салонах, покровительство знати, общение с выдающимися людьми искусства и науки, шквал оваций, похвал и подарков — все это придает детским путешествиям Моцарта по Европе сказочно-феерический характер.

Но на самом деле это был тяжкий, зачастую просто непосильный для маленького ребенка труд. В 1763 году, когда Моцарты только вернулись из Вены, к ним пришли два отменных скрипача — Шахтнер и Венцль, чтобы сыграть несколько новых трио с Леопольдом. Вольфганг принес свою скрипочку, полученную в подарок, и попросил позволения сыграть вторую скрипку. Леопольд сделал ему строгий выговор за его дурацкую просьбу, поскольку, по мнению строгого родителя, Вольфганг не умел еще как следует играть на скрипке. Шахтнер заступился за него, и тогда Леопольд сдался. И вот Вольфганг заиграл на скрипке вместе со мной. Вскоре я заметил с изумлением, что я здесь совсем лишний, — вспоминал Шахтнер. Мельхиор Гримм, австрийский посланник в Париже, писал о юном Моцарте: Это феномен столь необычайный, что, глядя и слушая его, не веришь глазам и ушам своим.

Он не только исполняет с безупречной чистотой труднейшие пьесы своими ручонками, едва могущими взять сексту, но еще — и это всего невероятнее — импровизирует целыми часами, повинуясь влечению своего гения. Самый опытный музыкант не может обладать более глубокими познаниями в гармонии и в модуляциях, чем те, с помощью которых этот ребенок открывает новые пути, вполне согласные, однако, со строгими правилами искусства… Я боюсь, что у меня голова закружится, если я еще буду его слушать… я теперь понимаю, что можно сойти с ума от созерцания чуда». Например, он писал в одном из писем матери: Любимейшая мама! Мне так весело в этом путешествии, потому что тепло в карете и наш кучер — храбрый малый, если позволяет дорога, едет так быстро! Сама его музыка говорит о том, что угрюмым гением Моцарт никогда не был. И недаром о нем сохранилось столько забавных историй, даже если они придуманы, они неспроста придуманы именно о нем. Рассказывали, например, что однажды некий высокопоставленный сановник решил побеседовать с маленьким Моцартом, уже снискавшим мировую славу. Но вот как обратиться к мальчику?

Сказать Моцарту ты — неудобно, слишком велика его слава, а сказать вы — слишком много чести для такого малыша… Поразмыслив, важный господин умильно и ласково спросил: Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? Вольфганг ответил: Я-то там бывал, сударь, но вот вас, признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не видел! В двадцать шесть лет вопреки протестам своей семьи композитор женился на Констанце Вебер, дочери суфлера мангеймского оперного театра. От их счастливого брака появилось двое детей, которых Моцарт нежно любил. Конечно, повзрослевший Моцарт был уже другим человеком, но все же что-то в его характере оставалось от прежнего маленького гения. И свою Констанцу он полюбил именно потому, что они были в чем-то очень похожи: оба отличались легким и радостным отношением к жизни и постоянной готовностью к веселью. Однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: оказалось, таким образом супруги пытались согреться, поскольку денег на дрова у них не было… Не всякая жена способна танцевать в такой ситуации.

Рассказывают, что как-то летним вечером Моцарт с женой вышли на прогулку. Констанца обратила внимание на восхитительно одетую молодую венку. Какая нарядная! Какое счастье, — жизнерадостно отозвался Вольфганг, — что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег… Крик души В 30 ЛЕТ он написал оперу Свадьба Фигаро, которая имела такой успех, что завистники получили возможность говорить, мол, бесконечные повторения арий на бис слишком изнуряют певцов. Следующей была опера Дон Жуан — истинное совершенство. Но венские аристократы посчитали оперу очень сложной, а император Иосиф II сказал: Дорогой Моцарт, слишком много нот! Гениальная музыка переросла своих слушателей.

Заказов на произведения почти не поступало, концертов становилось все меньше, и никто не спешил предложить Моцарту постоянное место службы. Жить стало практически не на что. Единственным, кто пытался помочь Моцарту, был Йозеф Гайдн: О, если бы только я мог объяснить всем неподражаемое искусство Моцарта, глубину и величие его чувств и уникальность музыкальных идей… Сама мысль о том, что несравненный Моцарт до сих пор не приглашен ни к королевскому, ни к императорскому двору, приводит меня в ярость. Простите мне этот крик души — я слишком люблю этого человека. Вся жизнь — между восторгом высокого творчества, неподражаемого жизнелюбия и отчаянием безысходности. Автор: Геннадий Смолин Статья: Гений и злодейство Разумеется, отец по наследству передал свой музыкальный талант сыну и во многом дочери, однако не стоит умалять здесь и вклада матери, поскольку она была тоже из музыкальной семьи. Справедливо указать и на то, что юмор, жизнерадостность и общительность Вольфганг унаследовал, скорее, от горячо любимой матушки, нежели от автократически патриархального Леопольда Моцарта. Анна Мария Моцарт — важное лицо уважаемого музыкального рода Пертль — в противоположность характеру своего мужа предстает душевной, доброй, неунывающей, искренней и участливой милой женщиной.

Музей Моцарта, Аугсбург Так или иначе, авторитет отца в семье был непререкаем. Его мастерство, совместные занятия музыкой немало способствовали созданию атмосферы непосредственного общения, взаимного доверия, как это часто бывает в музыкальных семьях, да и вообще в семьях, где у детей и взрослых есть какое-то общее дело. Кроме того, Моцарты действительно беспрецедентно много странствовали. Что также необыкновенно сближает, сплачивает семейный круг до состояния некоего вневозрастного братства. Ведь одно дело, скажем, отец, или брат, или сестра, и совсем другое — товарищи, с которыми делишь как все тяготы, так и все приятные впечатления от путешествия; совместно переживаешь как все недоразумения и неудачи, так и приобретения и успех. А Леопольд не щадил ни сил ни времени в стремлении добиться успеха, дать почувствовать своим «чудо-детям» вкус настоящей творческой победы.

Карта Европы, на которой показаны маршруты поездок Моцарта. Некоторые из них сохранились и занимают достойное место в педагогическом репертуаре, переиздаются в наши дни. Маленький Моцарт, играющий на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 г. Дворец Шёнбрунн, Вена Итак, в 1761-м, шести лет от роду, юный Моцарт его сестре к тому времени исполнилось десять выступает перед курфюрстом Баварии и австрийской императрицей. Окрыленный успехом, в 1763 г. Леопольд предпринимает трехлетнее путешествие по странам Европы.

С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические дома Парижа и Лондона. В этой поездке происходит встреча будущего композитора с «лондонским» Бахом. Иоганн Кристиан, сын великого Иоганна Себастьяна, по слухам, дал юному Моцарту несколько уроков композиции. Отметим, лондонский Бах не пропагандировал творчество своего выдающегося отца; с его наследием Моцарт познакомился много позже. Предметом же обучения являлся так называемый галантный стиль инструментальной музыки, столь популярный в европейских столицах того времени. Церемония английского чаепития в Салоне четырех зеркал в Париже в 1764 г.

Замок Версаль и Трианон, Версаль, Париж 1766 год. К этому времени 10-летний Моцарт уже вовсю сочиняет, осваивает скрипку, а на клавесине играет просто-таки с феноменальным блеском. Этот день отмечен легендарной встречей юного музыканта со столь же юным 14-летним Гёте. Ни тот ни другой не забыли о встрече, бережно сохранили ее в памяти. Иоганн Кристиан Бах. Музыкальный лицей, Болонья К этому времени написаны уже десятки сочинений: пьес для клавесина, сонат для скрипки и клавесина, флейты и клавесина, трио-сонат, вариаций, мотетов, хоров, арий и пять так называемых симфоний Моцарта.

Почему же «так называемых»? Да потому, что это еще не были симфонии в известном нам классическом духе, скорее дивертисменты для сравнительно большого состава исполнителей. Использование самого этого термина симфония — латинское слово, которое переводится как «созвучие» в то время не накладывало на автора никаких требований относительно организации музыкального материала. Галантный стиль предполагал оптимизм, разнообразие, умеренную аффектацию, даже изобретательность, но, по возможности, без умствований и полифонических завихрений. Легко представить себе Леопольда, расхаживающего вместе с детьми по парковым дорожкам летней резиденции какого-нибудь высокопоставленного вельможи в ожидании аудиенции и примеряющего репертуар вечернего представления к особенностям ансамбля усадьбы, быть может, характеру ландшафтной картины. Что они обсуждали?

О чем говорили? Давайте пофантазируем. Какой богатый парк. И какой большой! Что скажете, дети? Вы обратили внимание, что в нише оркестра оставили довольно приличные литавры.

К чему бы это? Вольфганг Амадей. Наверное, будить гостей, что разбрелись по парку и дремлют себе в тенечке. Не так ли, отец? Мария Анна. Как вот тот — смотрите, отец, вон там — с виду такой важный пожилой господин… Леопольд.

Только не надо показывать пальцем. В обществе это не принято… А я, пожалуй, соглашусь с тобой, сынок. Публика разбредется, и кое-кто может и вовсе не услышать твою симфонию. Тогда разрешите, отец, я буду бить в литавры. И все подумают, что началась война или пожар, и соберутся у эстрады, вот тогда-то мы и начнем… Мария Анна. Ну это, право, как-то совсем по-детски… Леопольд.

Да, это не совсем прилично. Но, пожалуй, можно дописать несколько тактов вступления, слегка усилить первую часть партией литавр… Вольфганг Амадей. И верно! Пусть поработают королевские музыканты, а я, как взрослый, буду руководить ими, сидя за клавесином, словно я тут и ни при чем… Леопольд. Вот и славно! Теперь твоего выступления никто не пропустит.

Наннерль, где же наши ноты? И действительно, в каждой из первых двух дюжин моцартовских симфоний — дивертисментов нас непременно подстерегает внушительное вступление с расширенной партией литавр. Если же оркестр располагал еще и хорошими трубачами, то медные для него прописывались настолько убедительно, что пропустить вступление, не заметить его или не придать ему значения не было ни малейшей возможности. Как только вступал оркестр, все головы одновременно поворачивались в одну и ту же сторону. И Леопольду это, несомненно, очень нравилось. Короткая передышка в провинциальном Зальцбурге, премьера первого театрального произведения 10-летнего композитора, — интермеццо «Аполлон и Гиацинт» в Зальцбургском университете, и… Моцарты вновь собираются в дорогу.

В 1767 г. Особенно горький в двенадцать лет. Постановка срывается, оперный триумф откладывается, и Леопольд решает, что место для триумфа было выбрано не вполне подходящее. В 1770—1772 гг. Моцарты трижды выезжают в Италию. Митридат, царь Понта.

Автограф страницы партитуры. Теперь даже сверхтребовательный Леопольд полагает, что образование сына завершено и для решающего венского триумфа наконец всё готово. Увы, Леопольд раздражал многих из артистического и великосветского окружения: больно уж «носился» со своими «чудо-детьми», до небес превозносил талант сына! О нем зачастую говорили как о человеке навязчивом, отчасти бестактном и, повторимся, меркантильном. Но, получив за короткое выступление в Лондоне 100 гиней! Мы можем, пожалуй, предположить, что Леопольд был все-таки выдающимся отцом.

А следовательно, самим своим существованием олицетворял живой упрек в адрес всех окружающих его отцов, не столь заботливых, — от придворного трубача до курфюрста. Вот и считали они его занудой из ревности к его отцовским талантам и всечасному самопожертвованию. Увы, так бывает… Так какого же триумфа жаждал Леопольд? Мечтал ли он о том, что сын его станет гением?..

Биография Вольфганга Амадея Моцарта

Как звали отца великого композитора? Сколько лет было Моцарту, когда он пытался сочинить концерт для клавесина? Какие города посетил маленький Моцарт в своем первом концертном путешествии? На каких инструментах, кроме клавесина, играл Моцарт на своих первых гастролях?

Биография, факты из жизни Моцарта Где родился Моцарт?

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет 27 января 1756 года в Зальцбурге Австрия , который тогда был столицей Зальцбургского архиепископства Священной Римской империи. Из четырех имен, которые дали младенцу при крещении, сам Моцарт предпочитал имя Вольфганг, отмечает музыковед Герман Аберт. Отец Леопольд Моцарт — скрипач и композитор придворной капеллы графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Мать Анна Мария Моцарт — дочь попечителя богадельни.

Из семерых детей пары выжило только двое — дочь Мария Анна, которую родные чаще звали Наннерль, и Вольфганг. С раннего возраста выяснилось, что дети Моцартов имеют незаурядные способности к музыке. В 7 лет отец начал учить Наннерль играть на клавесине. А трехлетний Вольфганг мог проиграть кусочки услышанных пьес.

В 4 года он уже исполнял на клавесине менуэты и небольшие пьесы, в 5 лет сам их сочинял. В 6 лет почти самостоятельно научился играть на скрипке. Отец дал детям хорошее домашнее образование. Вольфганг увлекался всем, чем занимался.

Когда мальчик учился считать, в доме цифрами были исписаны стены, стулья, пол, пишет Герман Аберт. Отец хотел, чтобы сын стал композитором, приобрел богатого покровителя. Для этого надо было представить его перед знатью виртуозным исполнителем. На первые гастроли в Мюнхен Вольфганг отправился в 6 лет.

Дети успешно выступили перед курфюрстом Баварии Максимилианом. В Вене играли перед императрицей Марией Терезией. Вскоре о маленьком виртуозе говорила вся венская аристократия, описывает успех доктор искусствоведения Елена Черная в книге «Моцарт — жизнь и творчество».

Его концерты проходили с потрясающим успехом. Поражали сложность и разнообразие этих выступлений. Вновь он выступал как клавесинист-виртуоз особенно изумляла всех необычайная подвижность его левой руки и аккомпаниатор, как скрипач и органист. Кроме того, Моцарт играл на органе в церквях, монастырях, соборах. Его концерты собирали такое огромное число слушателей, что к месту концертов ему помогали прокладывать дорогу силой. К этому прибавились выступления в качестве дирижера, певца-импровизатора. Программа концертов бывала зачастую целиком составлена из произведений самого исполнителя.

Миланский оперный театр, крупнейший театр мира, известный своими замечательными, прославленными певцами, заказал Моцарту оперу "Митридат, царь Понтийский". За полгода Вольфганг написал это сложное произведение, блестяще справившись со своей задачей. Опера шла двадцать раз подряд с неослабевающим успехом и привела к новому взрыву восхищения и удивления гениальным мальчиком. Моцарт получил заказы на новую оперу "Люций Сулла" и другие произведения. Поразили итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя домой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом сурового наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил! Избрание Вольфганга в члены Болонской академии было еще более необычным фактом.

Его недолгие занятия с известным итальянским теоретиком и композитором падре Мартини привели к поразительным результатам. За полчаса гениальный мальчик написал очень трудное многоголосное сочинение. Впервые в истории Академии ее членом стал столь юный композитор. Талант Моцарта одержал еще одну блестящую победу. За время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Особенно часто он посещал оперы, концерты, народные празднества, тщательно Изучал манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные в Италии и позже, свидетельствуют о глубоком проникновении юного композитора в характер и склад итальянской музыки. Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование.

Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены. Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии были безуспешны. Гениального юношу, как когда-то и чудо-ребенка, никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов. Пришлось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. Только что пережитая слава делала обратный путь еще более безрадостным. Забава надоела, увлечение прошло. Моцарт был скоро забыт. В Италии он уже больше никогда не был.

Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд. Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо- К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим отлучкам Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте, которого он назначил дирижером своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Поэтому он пользовался любым поводом, чтобы обидеть юношу. От своих слуг, кем был в его глазах Моцарт, Колоредо требовал полного подчинения. Старый Моцарт, видя безвыходность положения, уговаривал сына смириться и покориться. Вольфганг не мог этого сделать. Положение слуги его оскорбляло.

А сочинение церковной музыки, которую особенно любил граф, мелких развлекательных произведений его не удовлетворяло. Он мечтал о сочинении оперы, о жизни, насыщенной интересной, серьезной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях. С величайшим трудом, получив отпуск, Вольфганг едет вместе с матерью в Париж. Ему уже 22 года. Неужели и во Франции не захотят вспомнить чудо-ребенка? Тем более за эти годы так вырос и окреп его талант. Им написано уже около трехсот произведений в самых различных жанрах. Он заслужил признание в самой Италии! Но и в Париже не нашлось места для Моцарта. Его попытки устроить концерт или получить заказ на оперу остались без результата.

Он жил в скромном номере гостиницы и зарабатывал на жизнь, давая за гроши уроки музыки. В довершение ко всему, не перенеся лишений, заболела и умерла его мать.

Гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров исполнялось в Ватикане всего один раз в год. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского. Когда об этом прослышали в Ватикане, Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта вышеупомянутым орденом. Как то раз, когда Вольфганг Амадей Моцарт оформлял бумагу со сведениями о своих доходах, к записи о жаловании придворного композитора императора Иосифа он сделал приписку, в которой содержалось следующее: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать». Моцарт мог оказаться и творить в России.

Об этом свидетельствет история о том, как однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, будто бы нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт без заработка и путешествия в Россию. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Во Львове он написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен.

Где родился Моцарт и какие произведения написал: биография композитора

И когда встал вопрос о похоронах, оказалось, что денег у семьи на это нет. Полностью оплатил похороны барон ван Свитен, он дал сумму, достаточную на погребение по 3-му разряду — в отдельном гробу, но в общей могиле. Тогда это была распространенная практика, ничего странного в этом не было. Кроме одного — даже место захоронения величайшего сына человеческого не сохранилось. Тогда погребальные памятники ставили за оградой кладбища. Интересные факты о Моцарте Половину от общего количества симфоний Моцарт написал в возрасте от 8 до 19 лет.

В 2002 году, в годовщину 11 сентября, по всей планете хоры исполняли "Реквием" Моцарта в течение суток, дабы почтить память погибших. В крупнейшем в истории проекте записей, посвященных одиночеству, Philips Classic в 1991 году выпустил 180 компакт-дисков, содержащих полный набор аутентичных работ Моцарта. Он включает более 200 часов музыки. Моцарт написал больше музыки в своей короткой карьере, чем многие другие композиторы, которые прожили намного дольше. Отношения с архиепископом Зальцбургским закончились, когда его секретарь дал Моцарту пинок в спину.

Из биографии Моцарта мы узнаём, что в путешествиях гениальный композитор провел в общей сложности 14 из 35 лет. Леопольд Моцарт описал рождение сына как "чудо от Бога", потому что тот казался слишком маленьким и слабым, чтобы выжить. Термин "ухо Моцарта" описывает дефект уха. Исследователи полагают, что у Моцарта и его сына, Франца, был врожденный дефект уха. Композитор обладал феноменальным слухом и памятью, даже в детстве мог с одного прослушивания запомнить сложное по форме и гармонии произведение, и затем записать его без единой ошибки.

В 1950-х годах французский врач-фониатр Альфред Томатис проводил научные эксперименты, в ходе которых доказал, что прослушивание музыки Моцарта может улучшить IQ человека, ему принадлежит термин "Эффект Моцарта"; ее также признали оказывающей терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии, аутизме и многих неврологических заболеваниях, это научно доказано. Второе имя Вольфганга Моцарта, Феофил, означает "любимый Богом" по-гречески. Влияние Моцарта на западную музыку глубоко. Джозеф Хейдон отметил, что "потомство не увидит такой талант даже через 100 лет". Моцарт написал свою первую симфонию, когда ему было всего 8 лет, а оперу — в 12.

Отец запрещал Вольфгангу жениться на Констанце Вебер, подозревая корыстный интерес ее семьи к делающему первые уверенные шаги в Вене Моцарту. Но тот не послушался впервые в жизни, и вопреки воле отца женился в августе 1782. Некоторые ученые изображают ее как непостоянную, другие смотрят на нее с большей симпатией. Через восемнадцать лет после смерти Вольфганга она снова вышла замуж и помогла своему новому мужу написать книгу о Моцарте. Известное партнерство Моцарта с Лоренцо да Понте привело к созданию оперы "Свадьба Фигаро", основанной на пьесе Бомарше.

Их сотрудничество является одним из самых известных в истории музыки; Однажды в Вене маленький Вольфганг выступал во дворце для императрицы Марии Терезии. После выступления он играл с ее дочерьми, одна из которых отнеслась к нему особенно нежно. Вольфганг на полном серьезе стал тогда просить ее руки. Это была Мария-Антуанетта, будущая королева Франции. Моцарт состоял в масонской ложе, это было тайное общество, объединяющее наиболее прогрессивных людей своего времени.

Со временем Вольфганг стал отдаляться от идей братьев, в основном, из-за религиозных противоречий. Последнее слово композитора Густава Малера 1860-1911 перед смертью было "Моцарт". В 1801 году могильщик Джозеф Ротмайер якобы выкопал череп Моцарта с кладбища в Вене. Тем не менее, даже после различных испытаний, остается неизвестным, принадлежал ли череп, по сути, Моцарту. В настоящее время он заперт в Фонде Моцартеум в Зальцбурге, Австрия; Барон ван Свитен дал на похороны Моцарта 8 флоринов 56 крейцеров — именно это сумму когда-то потратил Вольфганг на шутливые похороны своего скворца.

Моцарт был похоронен в "братской могиле" на Кладбище св. Одно из главных отличий состоит в том, что через 10 лет общие могилы подвергались раскопкам, а могил аристократов — нет. Исследователи выдвинули в качестве гипотезы по меньшей мере 118 причин смерти Моцарта, включая ревматическую лихорадку, грипп, трихинеллез, отравление ртутью, почечную недостаточность и стрептококковую инфекцию. По мнению нескольких биографов, Моцарт был маленьким человеком с сильными глазами. В детстве Вольфганг переболел оспой, которая оставила на лице шрамы.

Он был худой и бледный с прекрасными волосами и любил элегантную одежду. Согласно утверждениям жены Моцарта, Констанцы, в конце жизни Моцарт считал, что его отравили, и что он сочинял свой "Реквием" для себя. Считается, что в "Реквиеме" он успел написать только первые 7 частей, а остальное дописал его ученик Франц Ксавер Зюсмайр. Но есть версия, по которой Вольфганг мог завершить "Реквием" несколькими годами ранее. Ученые все еще спорят о том, какие части Моцарт действительно написал.

У Моцарта и его жены было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество.

В том же году на родине Моцарта ставится его первая пьеса «Мнимая простушка». Через год он едет с гастролями в Италию, здесь ему сопутствует шумный успех. В возрасте 17 лет композитор был вынужден немного отойти от оперной музыки и по приказанию архиепископа писать много церковной хоровой музыки. Ему было запрещено выезжать из Зальцбурга, хотя он к тому моменту был уже знаменитым композитором. В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. А 1 мая 1786 года состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», которой сопутствовал огромный успех. Музыка из этой оперы стала народной.

Отец гения оказался не промах и поспешил сообщить о таланте своих детей всему миру. Плюс ко всему он также искал финансового покровителя, который бы обеспечил его отпрысков постоянной работой. Говоря простым языком, Леопольд находился в поиске продюсера.

В первое мини-турне Моцарт отправился с семьей в шесть лет. К этому времени он уже самостоятельно без помощи взрослых освоил игру на скрипке. Но на выступлениях Моцарт был все-таки за клавишника, а его десятилетняя сестра пела.

Дуэт юных талантливых музыкантов восхищал европейскую аристократию. Для пущего развлечения публики маленький Моцарт играл одним пальцем или с закрытыми глазами. Как видите, детский труд прогрессировал еще тогда.

Но старания брата и сестры окупались, они потихоньку становились все более популярными, но не богатыми. Семья Моцарта то и дело испытывала финансовые проблемы. Музыкальные скитания детей продолжались около десяти лет.

Когда брат и сестра повзрослели, им пришлось двигаться отдельно друг от друга, так как придирчивому истеблишменту быстро наскучили «возмужавшие» Моцарты. Еще в первых путешествиях он сочинил свои первые более-менее серьезные работы. Например, в Париже Моцарт создал несколько сонат для клавесина и скрипки.

В Лондоне ему довелось познакомиться с сыном Баха и получить от него парочку учебных советов.

Всегда ли мы так же внимательно и с уважением относимся к творчеству наших детей? К первой встрече ребёнка с музыкой? Всегда ли поддерживаем его? Иногда интерес малыша к музыке, к первому посещению концерта кажется нам несущественным. И тогда мы проходим мимо этого.

Сходив на один концерт, не думаем о регулярном продолжении знакомства ребёнка с миром прекрасного. Сами того не осознавая, мы зарываем в землю первый интерес, а, может, и талант ребёнка.

Из семи детей в семье Моцартов выжили только двое

  • Моцарт, биография, музыка, mp3
  • Вольфганг Амадей Моцарт — биография
  • Строка навигации
  • Интересные факты из жизни В.А.Моцарта - музыка, презентации
  • Концерты для фортепиано
  • Моцарт Вольфган Амадей

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий