Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и великий князь

Избрание Михаила Романова царем в 1613 году знаменовало начало новой эры в России. Он стал основателем династии Романовых, которая правила страной на протяжении более двух столетий. В год 6707 (1199) месяца апреля в 30, на память святого апостола Иакова, ходил благоверный и христолюбивый князь великий Всеволод Юрьевич, внук Владимиров, Мономаха, на половцев с сыном своим Константином. В день 4 апреля свершил Бог великое спасение, а на врагов наших дал нам победу великую.

Новый летописец (XVIII)

Когда же приспело время божественной литургии, великий государь, отслушав святую службу, пошел со своею братиею, и боярами, и со всеми воеводы на свой двор и сидел на своем месте; а братия его, и бояре, и воеводы, и князи смоленские и бояре по чину здравствовали ему; а князь великий им в ответ слово свое о здравии молвил да велел им сесть. И князь великий позвал к себе гостей и бояр смоленских и мещан, и говорил им уставную свою речь и совершенное свое прощение, и дал им воеводу и наместника боярина своего и воеводу князя Василия Васильевича Шуйского, и звал их к себе есть; и ели у великого князя. А после того начал их жаловать шкурами собольими, и бархатами, и аксамитами, и камками, и атласами золотыми, денежным жалованием, каждому по его достоянию; а также и детей боярских, и служивых людей, и мещан, каждому по его пригожеству; также и гетманов жолнерских и жолнеров жаловал; а королевского наместника пана Юрия Салагубовича отпустил к его государю королю и проводить его велел до Орши. Война к Мстиславлю. Мстиславль отдался.

Михаил Мстиславский. Того ж августа в 7 день послал князь великий боярина своего и воеводу князя Михаила Даниловича Щенятева, да князя Ивана Михаиловича Воротынского, и иных своих воевод, да князей и бояр смоленских со многими людьми к Мстиславлю на князя Михаила Мстиславльского. И князь Михаил, прослышав о великого князя воеводах, их встретил и бил челом, чтобы государь князь великий пожаловал, взял его к себе в службу и с вотчиною, да и крест воеводам на том целовал со всеми своими людьми, и к великому князю с воеводами поехал. И великий государь пожаловал князя Михаила, к себе в службу и с его вотчиною принял, и жаловал его шкурами и деньгами и его бояр и детей боярских, и в вотчину его к Мстиславлю отпустил.

Глинский изменил. Глинский взят. Того ж месяца в 13 день к великому князю приехали из Кричева, из Дубровны мещане и черные люди, чтобы государь князь великий пожаловал, велел им служить, а города Кричев и Дубровна перед государем. И князь великий пожаловал, взял их в свое имя и в крестное целованье велел их привести.

Тогда же князь великий послал слугу своего князя Михаила Глинского со многими людьми беречь свою вотчину град Смоленск и иных грады от своего недруга Сигизмунда, короля польского; а в Борисове, и к Минску, и на Друцких полях стояли великого ж князя воеводы, боярин и воевода князь Михаил Иванович Булгаков, да брат его князь Дмитрий Иванович Булгаков, и иные воеводы с людьми. Князь же Михаил Глинский, забыв Бога и своей правды и преступив крестное целование, государю великому князю изменил да начал обмениваться сообщениями с королем и со всеми панами с ляцкими и с литовскими и их наводить на великого князя людей, а сам хотел бежать к королю. Воеводы ж великого князя князь Михаил Булгаков с товарищами прослышали про Глинского измену, что с королем и с панами его сообщениями обменивается и наводит их на великого князя людей, а сам хочет бежать, и они его, изловив, послали к великому князю. И князь великий послал на Друцкие поля с князем Михаилом сняться боярина своего Григория Федоровича, да боярина конюшего своего Ивана Андреевича, и иных своих воевод своего дела беречь.

Русские побиты. Воеводы пленены. Владыка взят. Поляки к Смоленску.

Прочь пошли. Ижеславский изменил со Мстиславлем. Сентября в 10 день в воскресенье князь великий Василий Иоаннович всея Руси устроив свою вотчину град Смоленск, как есть по достоинству его государству, оставил в нем воеводу и наместника боярина своего князь Василия Васильевича Шуйского и иных многих воевод со многими людьми на сохранение града Смоленска, а сам пошел из Смоленска на Москву; а к воеводам своим, к князю Михаилу Булгакову и иным своим воеводам, послал, велел им идти за собою к Москве. Воеводы ж великого князя поотстали, ожидая тех людей, которые были от них посланы на Друцкие поля, и к Борисову, и к Минску, у реки Днепра.

И в ту пору по того изменника князя Михаила Глинского ссылке королевские воеводы ляцкие и литовские со многими людьми, внезапно придя, напали на великого князя воевод. И воеводы великого князя с ними бились крепко, и у них многих людей, и воевод ляцких и литовских, и польских детей и княжат побили; а великого князя воеводы князь Михаил Иванович Булгаков, да брат его князь Дмитрий Булгаков, да Иван Андреевич и иные воеводы за грехи в литовские руки попали. Епископ же Варсонофий смоленский, презрев божественный суд, и поправ своего святительства совет, и преступив свое обещание, и клятву, и крестное целование, изменил к государю великому князю и послал к королю племянника своего Васька Ходыкина с писанием, говоря: «Если ныне пойдешь сам к граду Смоленску или воевод своих со многими людьми пошлешь, можешь ныне град без труда взять». Князи же и бояре смоленские и мещане сведали про владыки смоленского измену и крестное преступление к государю и великому князю и возвестили сие все великого князя боярину и наместнику смоленскому князю Василию Васильевичу Шуйскому, по крестному целованию правду выискав.

Князь же Василий Васильевич, слышав от князей и бояр смоленских и от мещан про их розыск и владыки Варсонофия измену, что он на православного государя вотчину наводит латинство, о том розыске великую похвалу воздал, а владыку Варсонофия послал из Смоленска к государю великому князю на Москву. Не после многих же дней после владычней присылки пришли к граду Смоленску литовские воеводы, князь Константин Острожский и иные воеводы, со многими людьми, и многие сообщения и грамоты во град смоленчанам послали, и приступы к граду частые творили, но Божиею помощию и пречистой Богоматери князи и бояре смоленские и все люди града с великого князя воеводами и со всеми их людьми единодушно и крепко против литовских людей стояли, из града почасту исходили и с ними крепко бились. Безбожный же Острожский, государский изменник, у града Смоленска не преуспел нисколько, возвратился с великим срамом; как только же от града пошли, многие люди москвичи и смоленчане погнались за ними и многих людей литовских побили, а иных панских детей и гетманов взяли; и князь Константин побежал, многие возы и телеги со скарбом оставив. Тогда же и князь Михаил Ижеславский изменил, к государю великому князю преступил крестное целование и отступил от православного великого государя и со Мстиславлем к литовскому королю Сигизмунду.

Так же сотворили кричевляне и дубровляне, изменили великому государю и крестное целование преступили, отступили к королю. Посол цесарский. Декабря в 1 день пришел на Москву великого князя посол Дмитрий Ласкарев да Елизар Суков, что посылал их князь великий к избранному цесарю Максимилиану и наивысшему королю римскому о братстве, и о дружбе, и о вечном докончании; и грамоту цесареву докончанную привезли к великому князю, а цесарь Максимилиан перед великого князя послами крест целовал на том, что ему великому князю брату своему по той грамоте править во всем и до конца своей жизни. Да с ними пришел вместе к великому князю Василию Иоанновичу всея Руси на Москву от избранного цесаря Максимилиана и наивысшего короля римского его посол, именем Яков доктор, да Маврец о дружбе и о любви.

Иосиф смоленский. Февраля в 15 день повелением Василия, Божиею милостию государя и самодержца всея Руси и великого князя, поставлен был епископ во град Смоленский Иосиф, архимандрит монастыря Михаилова Чуда, который внутри града на Москве, преосвященным Варлаамом, митрополитом всея Руси; и отпустил его князь великий с Москвы в свою вотчину во град Смоленск марта в неделю 4 поста. Посол в Турки Коробов. Марта в 15 день князь великий Василий Иоаннович всея Руси отпустил турецкого посла султанова князя Кемала; а с ним вместе послал князь великий в Цареград посольством к турецкому Салим-Шаг султану своего человека ближнего Василия сына Андрея Коробова, а во Святую гору Афонскую князь великий послал с милостынею Василия Копыла Спячего да Ивана Варавина.

В апреле великий государь Василий Иоаннович всея Руси отпустил Максимилианова цесарева посла Иакова доктора и Мавреца к его государю; да с ним вместе послал к брату своему римскому кесарю Максимилиану своего посла Алексея сына Григория Заболоцкого да дьяка Алексея Малого; а к датскому королю Кристерну князь великий послал Ивана сына Микулы Ярого да дьяка дворцового Василия Белого.

Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман.

Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога".

Раздались восклицания: "Волим под царя восточного! Тогда переяславский полковник начал обходить казаков и спрашивал: - Все ли тако соизволяете? Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля приблизительно в границах Зборовского договора, занимавшая нынешние губернии: Полтавскую, Киевскую, Черниговскую, большую часть Волынской и Подольской , присоединялась под именем Малой России к Московскому государству, с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань налоги государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков. Число реестровых увеличивалось до шестидесяти тысяч, но дозволялось иметь и более охочих казаков. Когда приходилось присягать, гетман и казацкие старшины домогались, чтобы московские послы присягнули за своего государя так, как всегда делали польские короли при избрании своем на престол.

Но московские послы уперлись, приводя, что "польские короли неверные, несамодержавные, не хранят своей присяги, а слово государево не бывает переменно", и не присягнули. Когда, после того, послы и приехавшие с ними стольники и стряпчие поехали по городам для приведения к присяге жителей, малороссийское духовенство неохотно соглашалось поступать под власть московского государя.

И начаша бояре говорити: «и наперед того за грехи наши попущал Бог бесерменство на христианство; цари под Москвою стаивали, а великия князи в городе не сиживали». Господи от таковы беды защити и помилуй! А с малыми государи, не умыслив места, как ими промышляти?

Положити Влкого князя на Бога, и на Пречистую Его Матерь и на чудотворцов Петра и Алексия, а те о Русской Земле и о наших государех попечение имеют, а отец его князь Великий Василей тем чюдотворцем Петру и Алексею сына своего Великого князя ивана и на руки дал». И бояре съшди все на одну речь: что с малыми государи вскоре лихо промышляти, быти великому князю в городе…» и князь Велики, выслушав речи и отца своего Иасафа митрополита и у бояр, и призвал к себе прикащики городовые и велел запасы градские запасы, пушки и пищали по местам ставити, и по воротом и по по стрелницам и по стенам люди росписати, и у посада по улицам надолобы делали; людие же градские с Великим хотением начаша прилежно делети, а меж себя завещеше за святые церкви, и за государя великого князя и за свои домы крепко стояти и головы своя класти. Князь же Великий вскоре посылает… диака своего ивана Федорова, чтобы за православное христианство крепко пострадали, а розни бы меж ими не было послужили бы Великому князю все заодин, поберегли бы того накрепко,… «а перелезет царь за реку, и вы бы за святые церкви и за христианство крепко пострадали, с царем дело делали сколко вам Бог поможет, а яз не токмо вас рад жаловати, но и детей ваших; а которого вас Бог возмет, и аз того велю в книги животныа написати, а жены и дети жаловати». Въеводы же прочет грамоту Великого князя, начят с слезами благ съет съвбтовати: «писал к нам государь нан князь Велики Иван, чтобы меж нами розни не было, а нам бы ему послужити и за хрестианство пострадати; мы же, братие укрепимся мкж себя любовию и помянем жалование отца его Великого князя Василия, а государя нашего Великого князя Ивана не бе еще пришло время самому въоружатися и против царей стояти: не съвершем еще леты; послужим государю малу, а от Великого честь примем, а по нас и дети наши; постражем за государя и за Веру христианскую а нечто хотение наше Бог съвершит, и мы не токмо зде славы улучим, но и в далных странах, а не бесмертны есмя смертны; а кому лучится за Веру и за государя до смерти пострадати, ино у Бога незабвено будет, а детем нашим от государя въздание будет». А которым въеводам меж себя и роскол был, и начаша с смирением и с слезами прощатися и о Христе целование подпвати, и совъкупитися любовию вси единомыслено страдати за государя и за христианство.

Воеводы же слышавше от Великого князя войска что хотят государю крепко служити и за православную Веру головы свои класти, и обрадовашася радостию великою, и обретоша словеса их яко некое сокровище». А велел у него быти бояром иным и дворецкому и детем быти бояром иным и дворецкому и детем боярским дворовым не отцовским. К Новгор. При сем архиепископе Феодосии был князь Великий Иван Васильевич в Великом Новеграде, с братом своим князем Георгием и с Володимиром Андреевичем; а приехал в Великий Новград лета 7055 1547 , месяца наября в 14 день в неделю, на память святого апостла Филипа, и стоял в Новеграде 10 дний и в 11 день, в среду, поехал во Псков, а обедни слушал на Владычне дворе на сенек у Евдиния преподобного; а брат его благоверный князь Георгий Васильевич поехал совладычня двора во Псков после Великого князя на третий день, в пяток, обедни слушал на владычне дворе на сенех у Рождества Христова. Новгородская 2-я летопись, с.

Того же лета 7050 поставлен бысть архиепископом Новугороду и Пскову игумен от Спаса с Хутыни именем Феодосий, а поставил его митрополит Макарей. При сем архиепископе, Феодосии был князь Великий Иван Васильевич в Великом Новегороде, с братом своим благоверным князем Георгием и с другим братом своим с Володимером Андреевичем. Новгород 2-я летопись В лето 7050, месяца июня в 8 день, на память святаго Великаго мученика Прокопия, покрывали церковь святое Благовещение новым тесом, и потоки новый, повелением Великого князя Ивана Васильевича. Марта 16, в четверток 4 недели святого поста возведен на двор митрополичь, а поставлен на высокий престол первосвятительства Великия Росия на митрополию того же месяца 19, в неделю 4 святого поста. И оттоле был во своих селех в Слободе и в Олешне и в Озерецком, а на Москву приехал октября 17, вторник.

А на Москву приехал того же месяца 20, в среду. И бояре с том вознегодовали на князя Ивана и на митрополита и начаша злосоветовати, своими советниками, а со князем Иваном Шуйским обсылатися в Володимер… … и был мятеж велик в то время на Москве, и государя в страхование учиниша; митрополита сослаша в Кирилов монастырь… без великого князя ведома, боярким самовольством князя Ивана Бельского убили. Того же месяца 9 в четверток приехал к Великому князю на Москву богомолец его архиепископ Макарей Великого Новаграда и Пскова. По благодати Святого Духа, избранием святительским, позволением Великого князя Ивана Васильевича Всея Русии наречен на митрополию Макарей, архиепископ Великого Новаграда Пскова марта в 16, в четверток 4 недели святого поста, возведен га двор да митрополитии, а поставлен на высокий престол тожо то месяца в 19 день. Того же месяца в 25 день послал князь Велики Иван Васильевич Всея Русии попов своих в Литву к королю Жигимонту боярина своего Василия Григорьевича Морозова да дворецкого углецкого и колужского Феолора Семеновича Воронцова, да дьяка Постника Гувина з грамотами с перемирными, на которых королю и королевичу крест целовали.

В Государеве младости и Великий Государь велел поймати первосоветника их князя Андрея Шуйского и велел его предати псарем. И псари взыша и убиша его влекуше к тюрмам притиву Ворот Ризноположенских в граде. А советников его разослал, князя Федора Шуйского, князя Юрья Темлина, Фому Головина и иных, и от тех мест начали бояре боятися от Государя страх имети и послушание. А оттоле на Волок и в Можяеек, а на Мосвку приехал ноября 30 дня , во вторник. ЧТЦ, т.

И Великий Государь велел поймати первого советника их князя Ондрея Шюйского и велел предати псарем. И псари взяша и убиша его влекуще к тюрьмам против ворот Ризположенских в городе. Холмагорская летопись, т. Тое же зимы князь Великий послал воевод своих к Казани. И едва у них митрополит умолити от убийства.

Тоя же зимы декабря в 29 день князь Велики Иван Васильевич Всея Руии, не мого терпети, что бояре бесчиние и самовольство чинят без Великого князя веления своим советом единомысленных своих советников, многия убийства сотвориша своим хотением и многие неправды земле учиниша в государевой младости, и Великий государь велел поимати первого советника их князя Андрея Шуйского и велел его предати псарем. ЛНЛ, т. И молився Князь Великий и удоволив игумени и братию милостынею и кормом довольно, и оттоле поехал на свою государскую потеху в Заболотие на медведи, а оттоле к Живоначальной Троицы в Сергиев монастырь, а на Москву приехал того же месяца 18 во вторник. И Князь Великий велел его, поимав, сослати в Переславль и посадити за сторожи и со княгинею, а посадиша его на княже Андреевских детей Углецкого дворе, где они сидели. Мазуринский летописец,с.

Князь Андрей Шуйский да Кубенские и иные их советникы изымаша Феодора Семенова Воронцова биша его по ланитами и платы на нем ободраша и хотеша его убити и едва митрополит умоли их. Они же с сеней Великого князя биюще и биюще тако же и иных. Великий князь первое начат казнити их и предати псарем. Псаре же емше его и влекуше к тюрьмам, убиша, асоветников его разосла по градам по тюрьмам. И от тех мест бояре начаша боятися Великаго князя и страх имети.

И Государь воевод и детей боярских жаловал Великим своим жалованием: хто о чем бил челом, тех всех по их челобитию жаловал, и у самого бо благородственное хотение за православие страдати. И оттоле начаша рознь быть в Казани, царь почал на князей неверку держати «Вы деи приводили воевод великого князя», и чнал их убивати. И они поехали многие на Казани к Великому Князю, а иные по иным землям. НЦТ, т. И Государь воевод и детей боярских жяловал Великим своим жяловагием, хто о чем бил челом, тех Всех по их челобитию пожаловал.

И у самого благородственное хотение за православие страдати. И оттоле начаша рознь быти в Казани, царь почал на князей неверку держяти: «Вы, де, приводили воевод Великиго князя», и чиял их убивати. И они поехали многие на Казани к Великому князю, а иные по иным землым. И у праздника Живонялныя Троицы слушав всенощного и заутрени и в трапезе удоволив игумена и братию кормом и милостынею довольно. И от Троицы поехал со чюдотворцем молитися в Переславль и с Переславля отпустил братию свою к Москве, а сам поехал в Ростов и в Ярославль и на Белоозера.

И во всех тех монастырех кормил и милостынею удоволил, а на Москву приехал месяца июля в 7 день. АНЛ стр. И слушав Князь Велики всеношного и и заутренни и молебна и литоргии и учредив игумена и братию кормом и милостынею довольно. И оттоле поехал князь Велики з братом своим на свою царскую потеху в слободу. А из слободы велел князь Велики ехати брату своему князю Юрью в Можяеск, а сам князь Великий поехал на Москву октября 5 и положил опалу на бояр своих за их неправду на Шюйского и на князя Александра Горбатого и на Федора на Воронцова и на князя Димитрия в Можайск того же месяца октября 9, а на Москву приехал князь Велики ноября 14.

Тоя же осени декабря пожяловал князь Велики бояр своих князя Ивана Кубенскаго и иных. АНЛ: стр. Постниковский л-ц, т. А изо Тфери на подводах гонял, был в Новгороде в Великом да во Пскове, да во Псковском же уезде у Пречистые в печерах. И даде к Пречистой в Печеры 90 деревень.

А от Пречистые от Тихвинские прамо на Волочек. И пригнал на Москву на подводах декабря в 10 день в третьем часу нощи с суботы на неделю безвестно. От пречистыя от Тихвинские к Москве в пол — 4 дни перегнал для того, что чаяли по полоняниковым вестем крымского царя или царевичев к Москве. Да и того дня. И князь Великий прислал бы с ним своих людей.

А велит им князь Велики поймав царя к себе прислати. И оне пришлют. А велит его в Казани убити, и они его убьют. А князь Великий все гонял на меках; а христианам много протор и и волокнок учинили. Постниковский л-ц.

И советовал о том со отцом своим Макарием, митрополитом Всея русии.

Лета 7145-го году совершена бысть церковь по конец Никольскаго мосту во имя пречистые Богородицы Казанские. Т ого же числа наречен на царство сын ево, благоверный государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Росии. Т ого же году бысть по всей Руской земля мор велик. Лета 7167-го году была Конотопская служба. Лета 7170-го году был бунт на Москве, Чернь и посацкие всякие гулящие люда громили на Москве гостей Василья Шорина с товарищи. И громя после того пошли в Коломенское к царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Росии самодержцу и прошали бояр. Лета 7176-го году августа в 22 день горел на Москве Китай город весь дочиста. Лета 7179-го году великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Росии венчался царским вторым венцом, а понял за себя Нарышкиных родов царицу [153] Наталию Кириловну. Лета 7180-го году родися на Москве благоверный царевич и великий князь Петр Алексеевич всеа Росии.

Лета 7184-го году генваря в 30 день в 3-м часу нощи преставись на Москве благоверный государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Росии. А всего жития ево было 46 лет, 6 месяцев, 20 дней. Т ого ж числа наречен на царство благоверный государь царь и великий князь Феодор Алексеевич. Т ого ж году горело на Москве в Белом городе и в Земляном стрелецкие слободы. И тем много людей згорело, 377 человек, а иных неведомо сколько без вести пропало. Лета 7186-го году была Чигиринская служба. Лета 7190-го году апреля з 27 день во 2-м часу дни преставись на Москве благоверный государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Росии. А царства его было 6 лет и 3 месяца. Того ж году марта в 15 день, по смерти ево, великого государя, был на Москве бунт от служилых людей от стрельцов. Лета 7196-го гиду был доход в Крым.

Того ж году августа ж в 28 день горел на Москве Посольской двор, и в Китае-городе дворы, и в Белом города, и в Земляном, и перекинуло за Якузу в Рогожную слободу. Лета 7202-го году была Азовская служба. Лета 7204-го году генваря в 21 день в 3-м часу дни престави я благочестивей государь царь и великий князь Иоанн Алексеевич всеа Росии. А царства его было 13 лет, 9 месяцев. Того ж году октября против 21-го числа в нощи был гром, и молния, и дождь велик. Лета 7206-го сентября в 30 день приходили стрельцы ис под Азова В тексте ошибка: "Озозва" , я стояли под Воскресенским монастырем, и хотели итти к Москве для бунтовства. Лета 7208-го году сентября в 30 день бысть на небеси знамение от шестаго часа до десятаго: половина солнца во тьму преложися в шестом часу дни. Видимо бысть всему народному множеству людей. Конец и слава" л. Летописец Московской, написан от Сотворения мира, что учинилось в Московском государстве в прошлые времена и в нынешныя учинилось что.

От Адама до Потопа 2242 лета. А от Потопа до разделения язык 503 лета. А от разделения язык до Авраама 555 лет. А от Авраама до исхода Израилева 552 лета. А от исхода Израилева до Давыда царя 48 лет.

Выбери тест

  • Урок 22 >> Задание 22.1
  • Прочтите отрывок из документа и укажите годы, в которые происходили описываемые события
  • Связанных вопросов не найдено
  • 13. Текст —Каталог задач по ЕГЭ - История — Школково

Остались вопросы?

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева меньшого царевича и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. Того же году апреля в 13 день, в суботу на другой Недели по пасце, в 10-й час дни преставися царь Борис Федоровичь всеа Русии изволеньем божиим в чернцех, и в схиме наречен бысть Боголеп, и положен бысть в церкви у архангела Михаила в пределе у Ивана Списателя. 1. Укажите год, пропущенный в тексте. Назовите царя, о венчании на царство которого идёт речь. Назовите государя, который следующим после этого царя венчался на царство. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились».

Какие проблемы достались в наследство царю федору используйте отрывок

Князь Долгорукой, выйдя из дворца, сел на белого персидского коня, на котором блистал шитый золотом чепрак [22] из алого бархата. Объехав ряды стрельцов, он приказал стоять вольно. Полковники, подполковники, пятисотенные, сотники и пятидесятники вложили сабли в ножны, а стрельцы составили ружья в пирамиды и, не сходя с мест своих, начали разговаривать между собою и с толпящимся на площади народом. Да сердце не утерпело! Хочется проститься с батюшкой-царем. Мне сказали, что всех пускать будут. Царица Марфа Матвеевна приказала. Я думаю, скоро пустят. Теперь патриарх служит панихиду. Служба уж довольно давно началась. Завтра в пятом часу дня назначено погребение в Соборной церкви Архангела Божия Михаила.

Добрый и милостивый был царь!.. Чай, плачет царица? Легко ли, Андрей Матвеевич, через два месяца после венца овдоветь! А кто наследник-то по царе? Говорят разно. Недавно видел я обоих царевичей в селе Коломенском, на соколиной охоте. Старший-то такой бледный и задумчивый. Глазки все в землю потуплять изволит. А младший — настоящий сокол! На обоих я вдоволь насмотрелся.

Я, слышь ты, узнал, что в Коломенском будет соколиная охота, встал до заутрени и поехал с приятелями в село, к знакомому подсокольнику. Он сказал мне, что охота будет на поле, неподалеку от Коломенского, подле березовой рощи. Мы туда! Вошли в рощу, и лишь только принялись за пирог, который я взял на дорогу, как вдруг затрубили в рога и послышался конский топот. Мы все бегом на край рощи и влезли на высокие березы. Ты ведь знаешь, что никому не велено смотреть на соколиную охоту. Царевичи остановились неподалеку от березы, на которой я сидел. Подсокольничие [23] пустили журавля. Длинноногий полетел! Выше, выше, выше!

Чуть из глаз не ушел. Тогда сокольничий спустил кречета.

И Великая Государыня, благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, по многом отрицании, к прошению Братии Своей, Великих Государей и благословению о Святом Духе отца своего и богомольца, великого Господина, святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России, и всего Освященного Собора, склоняясь, и на челобитье Бояр, и Окольничих, и Думных и всего Московского Государства всяких чинов всенародного множества людей милостиво призирая, и желая Российское Царствие в державе Братии Своей Великих Государей соблюдаемо быть во всяком богоугодном устроении, правление восприять изволила.

И по Своей Государственной богоподражательной ревности и милосердому нраву, изволила всякие Государственные дела управлять Своим Государским, Богом дарованным, высоким рассуждением, и для того указала Она, Великая Государыня, благородная Царевна, Боярам и Окольничим и Думным людям видать всегда Свои Государские пресветлые очи, и о всяких Государственных делах докладывать Себя Государыне, и за теми делами изволила Она Государыня сидеть с Боярами в Палате.

Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича. И крест ему, государю, целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие. Кто был участником выступления?

В чём была основная причина волнений? Кто стал жертвой выступления? Укажите не менее трёх положений. Из записок Е.

Дашковой 21. Какие качества личности правителя отмечены в тексте документа? Укажите не менее двух положительных и не менее двух отрицательных качеств. Положительные качества: 3.

Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом. Используя текст документа и знания по истории, приведите не менее трёх положений, раскрывающих сущность и цель издания документа. Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы… И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить: 1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?

Что он сам взял казанного… и в которое время? Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время? В чём обвиняли исторического деятеля приведите не менее 3 обвинений? Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено,.

Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе укажите одно любое новшество? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа? Цель введения - для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень 3.

Из закона о порядке наследования престола 5 апреля 1797 г. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сёмроде,новженскомпоколениипоследнеецарствовавшего,каквближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать томужепорядку,предпочитаямужскоелицоженскому;однакоздесьприметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло. В чём император видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола?

Укажите не менее двух аргументов. Лорис-Меликовым: «Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Следует остановиться на учреждении в С. Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшей волею царем лица из представителей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний.

Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра. Работа не только подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное. Лорис-Меликов предлагает создать временные подготовительные комиссии для разработки законопроектов — далее предлагается создать выборный орган при царе из представителей земств и городов общая комиссия — как подготовительные, так и общая комиссии должны были иметь законосовещательный характер деятельности Из исторического источника «Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола!

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян …. Дайте право приобретать землю кому угодно …. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору?

Укажите не менее четырех. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести неприятелю хоть какой-то вред; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно 21. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите не менее четырех причин поражения России. Из официального документа XIX в.

Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го [т. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали, и патриарши, и митрополичьи, и владычни, и дети боярские, и монастырьских вотчин приказщики и слушки на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, из-за них выбежав, живут до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, государю не бивали челом, — и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити.

Презентация, доклад на тему Подготовка к ВПР_История_7 класс_работа с историческим источником

В 7150 (1641) году октября в двадцать восьмой день приехали к государю царю и великому князю всея Руси Михаилу Феодоровичу на Москву с Дона из Азова-города донские казаки: атаман казачий Наум Васильев да есаул Федор Иванов. Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Мая в 3 день послал князь великий Василий Иоаннович всея Руси в Волохи чрез Крым к Петру, волошскому воеводе, подьячего Ивашку сына Елизара Сергиева. Июня в 22 день преставился Иосиф, епископ смоленский, и положен был в Смоленске. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь. Того же году апреля в 13 день, в суботу на другой Недели по пасце, в 10-й час дни преставися царь Борис Федоровичь всеа Русии изволеньем божиим в чернцех, и в схиме наречен бысть Боголеп, и положен бысть в церкви у архангела Михаила в пределе у Ивана Списателя.

Информация

Преста вися князь Ярославъ черни говьскый. Того же лета, месяця и улия, въ 15, на память святаго мученика Кюрика и Улиты, за ложи благоверный князь ве церковь камену во имя свято е Богородици Успенья в мана стыри княгинине при блаже немь епископе Иоане. Той же зимой принесена была доска из Солуни гробная святого Дмитрия, месяца января в 10 день, на память святого отца Григория Нисского. В год 6706 1198 преставился князь Давид Смоленский, и постригся он, и в схиме был. И сел племянник его Мстислав в Смоленске.

В том же году послал благоверный и христолюбивый князь Всеволод Юрьевич Павла на епископство в Русский Переяславль. В том же году родился сын у благоверного князя Всеволода Юрьевича месяца августа в 28 день, на память святого отца Моисея Эфиопа, и наречен был в святом крещении Иоанн. В год 6707 1199 месяца апреля в 30, на память святого апостола Иакова, ходил благоверный и христолюбивый князь великий Всеволод Юрьевич, внук Владимиров, Мономаха, на половцев с сыном своим Константином. По- ловцы же, услышав о походе его, бежали и с вежами к морю.

Князь же великий ходил по зимовьям их и дальше возле Дона, когда эти безбожные убежали прочь.

А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. Определите, какое историческое событие упоминается в этом отрывке. Прочитайте отрывок из исторического источника 2. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет. Определите, что это за документ и о чем идет речь в этой статье. Что такое «урочные лета»? Когда они были введены. Для ответа на вопрос необходимо пройти авторизацию или регистрацию.

Ответы 1 Leha5655 17 июн. О богохульниках и церковных мятежниках 2 Соборное Уложения глава 11. Суд о крестьянах 3 1597 - указ Федора Ивановича "об урочных летах" введение 5 - летнего сыска беглых крестьян. Makaolimpia 22 янв. Ляпунов D патриарх Гермоген. Хас9887 27 янв. Ответьте на вопросы, каким образом автор обосн овывает свое право на престол и в чем ограничевается его власть. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет".

Покинули половцы и обоз свой, который взяли русские воины месяца августа в 12-й день, и вернулись русские восвояси с победой великой. Святополк же пришел в Печерский монастырь на заутреню на Успенье святой Богородицы, и братия приветствовала его с радостью великою, говоря, что враги наши побеждены были молитвами святой Богородицы и святого отца нашего Феодосия. Такое обыкновение имел Святополк: когда шел на войну или куда-нибудь, то сперва поклонившись гробу Феодосиеву и молитву взяв у игумена Печерского, только тогда уже отправлялся в путь свой. В тот же год преставилась княгиня, мать Святополка, месяца января в 4-й день. В том же году, в том же месяце, пошел Владимир, и Давыд, и Олег к Аепе и ко другому Аепе и сотворили мир. А февраля 5-го тряслася земля ночью перед рассветом. В год 6616 1108. Заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля. И закончили трапезницу Печерского монастыря при Феоктисте игумене, который ее и заложил по повелению Глеба на его пожертвования. В тот же год вода была велика в Днепре, и в Десне, и в Припяти. В том же году вложил Бог в сердце Феоктисту, игумену Печерскому, и стал говорить князю Святополку, чтобы вписал Феодосия в синодик. И тот, обрадовавшись, обещал и исполнил, повелел митрополиту вписать его в синодик. И повелел вписывать его по всем епископиям, и все епископы с радостью вписали, и повелел поминать его на всех соборах. В тот же год преставилась Екатерина, дочь Всеволода, месяца июля в 11-й день. В тот же год кончили верх святой Богородицы на Клове, заложенной Стефаном, игуменом Печерским. Закрыть Как отключить рекламу? В год 6617 1109. Преставилась Евпраксия, дочь Всеволода, месяца июля в 10-й день, и положена была в Печерском монастыре у дверей, которые к югу. И сделали над ней божницу, там, где лежит тело ее. В тот же год месяца декабря во 2-й день Дмитр Иворович захватил вежи половецкие у Дона.

Раздел II. О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать. Статья 1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию. Раздел IX.

Прочтите отрывок из документа и укажите годы, в которые происходили описываемые события

Из исторического документа. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. В 7150 (1641) году октября в двадцать восьмой день приехали к государю царю и великому князю всея Руси Михаилу Феодоровичу на Москву с Дона из Азова-города донские казаки: атаман казачий Наум Васильев да есаул Федор Иванов. В год 6615 (1107) индикта, круга луны 4-й год, а солнечного круга 8-й год. В этот же год преставилась жена Владимирова месяца мая в 7-й день. В том же месяце воевал Боняк и захватил коней у Переяславля. (Проверено 1 февраля 2019) — Диалектологическая риска шестнадцатилетнего языка (под просьбой П Ивича) девять дней хворал иванушка на десятый день преставился. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Петра Великого?

401. О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр.

  • Читать книгу: «Стрельцы»
  • История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ
  • Определите, из какого документа взят приведенный ниже отрывок
  • Из сочинения французского историка Анри Труайя.
  • Презентация, доклад на тему Подготовка к ВПР_История_7 класс_работа с историческим источником
  • Выбери тест

Читать книгу: «Стрельцы»

6 апреля (27 марта) была издана жалованная грамота о принятии Области войска Запорожского в российское подданство. Территория Украины, присоединенная к России во второй половине XVII века. "1 января прибыл в Переяславль гетман. Петра Великого? Избрание Михаила Романова царем в 1613 году знаменовало начало новой эры в России. Он стал основателем династии Романовых, которая правила страной на протяжении более двух столетий. В год 6615 (1107) индикта, круга луны 4-й год, а солнечного круга 8-й год. В этот же год преставилась жена Владимирова месяца мая в 7-й день. В том же месяце воевал Боняк и захватил коней у Переяславля. [1] В лето 7156, Июня в 16 день, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец в двадесятое лето возраста Своего, в третие лето Богом хранимые Своея державы, советовал с отцем Своим и Богомольцом, Святейшим Иосифом. во 7157-м году государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры.

21. Работа с письменными историческими источниками

3. унификация делопроизводства в целях централизации управления. Из исторического документа. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. «Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и вели кий князь Фёдор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Задание №2568. Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в. «Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и вели кий князь Фёдор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец.

Из сочинения французского историка Анри Труайя.

В Сергиев Монастырь к чюдотворцовой памяти Сергееве помолитися, а с ним брат его Князь Юрьи Васильевич… А на Москву приехал того же месяца 29, в неделю. Октября князь великий Иван Васильевич велел казнити смертною казнию диака своего Феодора Мишурина, у тюрем головы съсечи. Тоя же зимы князь великий Иван Васильевич сослал Даниила митрополита с митрополии и послал его в Осифов манастырь. Тоя же зимы поставлен на митрополию Иосафь, игумен Троецкой, Скрыпицын, из Сергиево манастыря. НТЦ, т. Пискаревский летописец, с. И встретоша чюдотворныя иконы со кресты преосвященный Иосаф митрополит со всем свещенным собором, и князь Велики иван Васильевич Всея Русии з братом своим со князем Юрьем, и з боляры, и со всем народом близ Новаго манастыря митрополича. И повеле князь велики на том месте храм поставити во имя Пречистыя Богородицы. Февраля в 3 день принесены быша омо Ржевы на Москву две иконы чюдотворные, образ Пречистые Одигитрие, а другая икона Крест Честный. И сретоша чюдотворные иконы со священным собором и Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии з братом своим со князем Юрием и з бояры и со Всем народом близ Нового монастыря митрополича. И повеле князь Великий на том месте церковь поставити во имя Пречистыя Богородицы.

Да устроити попов и диаконов, а с образов тех чюдотворных повеле писати таковы же иконы и поставити в храме том. А на Москву приехал того же месяца 15 во вторник четвертыя недели Петрова поста. И слушав Князь Великий у чюдотворца Всенащнаго и заутрени и молебна и литугрии, и приговорил и пировал в трапезе з братом и з бояры,и приехал в свое село Воздвиженское, и на Москву приехал того же месяца 29, в среду. Псковская л. Помиловала еси прадеда нашего Великого князя Василия от нахождения поганых, от безбожнаго Темир-Аксака. Тако и ныне пошли милость твою на нас, на чада их, и избави нас и весь род християнский от безбожнаго царя Сафа-Кирея, прийде на мя и на всю Русскую землю похваляся. Пошли, царица, милость свою, да не ркут погании: «Где есть Бог их, на него же уповают? Призри на нас сирых. Осталися есми от позухи отца своего и от чресл матери своея млады, неоткуду себе на земли утехи не имеем. И ныне прииде на нас Великая натуга от Бусурменства.

И тебе подобает о нас молитися! А вжегтя Бог, нам светлую свещу, и постави на свещницы. Тебя даровал Бог роду нашему и Всему православному Хритианству крепкого стражаЮ не остави нас во время скорби нашея. Помоли о нас Бога и о Всем роде христианстем, да избави нас от поганых. И иде в церковь и начат со слезами молитися, и прикладыватися к святым иконам. И благословение Взем и отца своего Иосафа митрополита. И поиде на свой двор. А отцу своему Иосафу митрополиту повеле с собою идти. И прииде в полату и деже с бояры сидяще. И рече отцу своему Иосафу митрополиту: «Веси, отче.

Настоящую сию беду на ны, яко царь крымский приде на землю нашу, к Оке реке на берег. Многие орды с собою совокупи. И ты посоветуй о нас з бояры: зде ли нам. В городе быти или выйти? Что с малыми государи вскоре лихо промышляти, быти Великому князю в городе. И князь Велики, выслушав речь у митрополита и у Бояр. И призвал к себе прикащики городовые, и велел запасы городские запасати… …люди же градские с великим хотением начаша прилежно делати, а меж себя совещаша за святыя церкви и за государя Великого князя и за свои домы крепко стояти. И головы своя класти… Воеводы же, прочев грамоту Великого князя. Начат благ совет советовати: «Писал к нам государь наш князь Великий Иван, чтоб меж нами розни не было, а нам бы ему послужити и христианство пострадати. Мы же, братие, укрепимся меж себя любовию и помянем жалование отца его Великого князя Василья.

А государя нашего Великого князя Ивана не бе ешо пришло время самому вооружатися и против царей стояти, не свершен еще леты; послужим государю малу, а от Великого честь принесем, а по нас и дети наши. Постражден за государя и за веру христианскую! А нечто хотенье наше Бог совершит, и мы не токмо зде славы улучив, но и в дальных странах; а не бесмертны есмя, смертны, а кому лучится за веру и государя до смерти пострадати, ино у Бога незабвенно будем, а детем нашим от государя воздаяние будет. Покажи милость на роде христианском! Помиловала еси прадеда нашего Великого князя Василия от нахождения поганых, от безбожнаго царя Темир Аксака, тако и ныне пошли милость свою на нас на чада их, и избавити нас и весь род христианский от безбожнаго царя Сафа Кирея, прийде на мя и на Всю Русскую землю похваляся; пошли Царици милость свою да не ркут погани: гле есть Бог их, на него же уповают? Призри на нас сирых; осталися есми от пазухи отца своего и от чресл матере своея млады, ни откуды себе на земле утехи не имеем; и ныне прииде на нас великая натуга от бесерменства, и тебе подобает о нас молитися, а вжет тя Бог нам светлую свещу поставити на свещницы, тобя даровал Бог роду нашему и всему православному христианству крепкого стража, не остави нас в время скорби нашея, помоли о нас Бога и о всем роде христианстем, да избавит нас от поганых». И иде в церковь и начат с слезами молитися и прикладыватися к святым иконам, и благословение взем у отца своего Иасафа митрополита и поиде на свой двор, а отцу своему Асафу митрополиту повеле с собою идти. И прииде в полату идеже з бояры сидяше, и рече отцу своему Асафу митрополиту: «Веси, отче, настоащую сию беду на ны, яко царь Крымской прииде на землю нашу к Оке реке на берег, многие орды с собою совокупи; и ты посоветуй о нас з бояры: зде ли нам в городе быти или выйти? И начаша бояре говорити: «и наперед того за грехи наши попущал Бог бесерменство на христианство; цари под Москвою стаивали, а великия князи в городе не сиживали». Господи от таковы беды защити и помилуй!

А с малыми государи, не умыслив места, как ими промышляти? Положити Влкого князя на Бога, и на Пречистую Его Матерь и на чудотворцов Петра и Алексия, а те о Русской Земле и о наших государех попечение имеют, а отец его князь Великий Василей тем чюдотворцем Петру и Алексею сына своего Великого князя ивана и на руки дал». И бояре съшди все на одну речь: что с малыми государи вскоре лихо промышляти, быти великому князю в городе…» и князь Велики, выслушав речи и отца своего Иасафа митрополита и у бояр, и призвал к себе прикащики городовые и велел запасы градские запасы, пушки и пищали по местам ставити, и по воротом и по по стрелницам и по стенам люди росписати, и у посада по улицам надолобы делали; людие же градские с Великим хотением начаша прилежно делети, а меж себя завещеше за святые церкви, и за государя великого князя и за свои домы крепко стояти и головы своя класти. Князь же Великий вскоре посылает… диака своего ивана Федорова, чтобы за православное христианство крепко пострадали, а розни бы меж ими не было послужили бы Великому князю все заодин, поберегли бы того накрепко,… «а перелезет царь за реку, и вы бы за святые церкви и за христианство крепко пострадали, с царем дело делали сколко вам Бог поможет, а яз не токмо вас рад жаловати, но и детей ваших; а которого вас Бог возмет, и аз того велю в книги животныа написати, а жены и дети жаловати». Въеводы же прочет грамоту Великого князя, начят с слезами благ съет съвбтовати: «писал к нам государь нан князь Велики Иван, чтобы меж нами розни не было, а нам бы ему послужити и за хрестианство пострадати; мы же, братие укрепимся мкж себя любовию и помянем жалование отца его Великого князя Василия, а государя нашего Великого князя Ивана не бе еще пришло время самому въоружатися и против царей стояти: не съвершем еще леты; послужим государю малу, а от Великого честь примем, а по нас и дети наши; постражем за государя и за Веру христианскую а нечто хотение наше Бог съвершит, и мы не токмо зде славы улучим, но и в далных странах, а не бесмертны есмя смертны; а кому лучится за Веру и за государя до смерти пострадати, ино у Бога незабвено будет, а детем нашим от государя въздание будет». А которым въеводам меж себя и роскол был, и начаша с смирением и с слезами прощатися и о Христе целование подпвати, и совъкупитися любовию вси единомыслено страдати за государя и за христианство. Воеводы же слышавше от Великого князя войска что хотят государю крепко служити и за православную Веру головы свои класти, и обрадовашася радостию великою, и обретоша словеса их яко некое сокровище». А велел у него быти бояром иным и дворецкому и детем быти бояром иным и дворецкому и детем боярским дворовым не отцовским. К Новгор. При сем архиепископе Феодосии был князь Великий Иван Васильевич в Великом Новеграде, с братом своим князем Георгием и с Володимиром Андреевичем; а приехал в Великий Новград лета 7055 1547 , месяца наября в 14 день в неделю, на память святого апостла Филипа, и стоял в Новеграде 10 дний и в 11 день, в среду, поехал во Псков, а обедни слушал на Владычне дворе на сенек у Евдиния преподобного; а брат его благоверный князь Георгий Васильевич поехал совладычня двора во Псков после Великого князя на третий день, в пяток, обедни слушал на владычне дворе на сенех у Рождества Христова.

Новгородская 2-я летопись, с. Того же лета 7050 поставлен бысть архиепископом Новугороду и Пскову игумен от Спаса с Хутыни именем Феодосий, а поставил его митрополит Макарей. При сем архиепископе, Феодосии был князь Великий Иван Васильевич в Великом Новегороде, с братом своим благоверным князем Георгием и с другим братом своим с Володимером Андреевичем. Новгород 2-я летопись В лето 7050, месяца июня в 8 день, на память святаго Великаго мученика Прокопия, покрывали церковь святое Благовещение новым тесом, и потоки новый, повелением Великого князя Ивана Васильевича. Марта 16, в четверток 4 недели святого поста возведен на двор митрополичь, а поставлен на высокий престол первосвятительства Великия Росия на митрополию того же месяца 19, в неделю 4 святого поста. И оттоле был во своих селех в Слободе и в Олешне и в Озерецком, а на Москву приехал октября 17, вторник. А на Москву приехал того же месяца 20, в среду. И бояре с том вознегодовали на князя Ивана и на митрополита и начаша злосоветовати, своими советниками, а со князем Иваном Шуйским обсылатися в Володимер… … и был мятеж велик в то время на Москве, и государя в страхование учиниша; митрополита сослаша в Кирилов монастырь… без великого князя ведома, боярким самовольством князя Ивана Бельского убили. Того же месяца 9 в четверток приехал к Великому князю на Москву богомолец его архиепископ Макарей Великого Новаграда и Пскова. По благодати Святого Духа, избранием святительским, позволением Великого князя Ивана Васильевича Всея Русии наречен на митрополию Макарей, архиепископ Великого Новаграда Пскова марта в 16, в четверток 4 недели святого поста, возведен га двор да митрополитии, а поставлен на высокий престол тожо то месяца в 19 день.

Того же месяца в 25 день послал князь Велики Иван Васильевич Всея Русии попов своих в Литву к королю Жигимонту боярина своего Василия Григорьевича Морозова да дворецкого углецкого и колужского Феолора Семеновича Воронцова, да дьяка Постника Гувина з грамотами с перемирными, на которых королю и королевичу крест целовали. В Государеве младости и Великий Государь велел поймати первосоветника их князя Андрея Шуйского и велел его предати псарем. И псари взыша и убиша его влекуше к тюрмам притиву Ворот Ризноположенских в граде.

Той же зимой принесена была доска из Солуни гробная святого Дмитрия, месяца января в 10 день, на память святого отца Григория Нисского. В год 6706 1198 преставился князь Давид Смоленский, и постригся он, и в схиме был. И сел племянник его Мстислав в Смоленске. В том же году послал благоверный и христолюбивый князь Всеволод Юрьевич Павла на епископство в Русский Переяславль. В том же году родился сын у благоверного князя Всеволода Юрьевича месяца августа в 28 день, на память святого отца Моисея Эфиопа, и наречен был в святом крещении Иоанн. В год 6707 1199 месяца апреля в 30, на память святого апостола Иакова, ходил благоверный и христолюбивый князь великий Всеволод Юрьевич, внук Владимиров, Мономаха, на половцев с сыном своим Константином. По- ловцы же, услышав о походе его, бежали и с вежами к морю.

Князь же великий ходил по зимовьям их и дальше возле Дона, когда эти безбожные убежали прочь. Князь же великий возвратился во Владимир и вошел месяца июня в 6 день, на память святого мученика Дорофея епископа, в день субботний, и была радость великая в городе Владимире. В том же году преставился Ярослав Мстиславич в Русском Переяславле.

С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла». Задача 10 76695 Из воспоминаний очевидцев событий X I X в. Душой этой мысли был В. Корнилов; того же мнения держался П.

Горячее желание моряков померяться с врагами, собравшими все усилия против России, не исполнилось. Но князь Меншиков! Где были его проницательность и предусмотрительность? Обстоятельства дают ему год времени... Между тем общих изменений во флоте нельзя было сделать: заменить паруса винтами было неоткуда». С необыкновенным воодушевлением были приняты слова Корнилова. Мы, офицеры, не только любили и уважали их, но мы с ними сроднились...

Они, видя весь ужас положения, страдали тою же сердечною скорбью об исходе осады, как и мы. Задача 11 76693 Из речи российского императора «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более губительным.

Да им же дворянам и детям боярским указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки». Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий