Советская власть 20 января 1918 г своей политикой в отношениях государства и церкви провозглашала

Советское государство и Церковь. Одной из важный "кампаний" гражданской войны в России был конфликт Советской власти с Церковью. Этот конфликт вплоть до стабилизации государства в середине 20-х годов носил исключительно острый, сложный и тяжелый характер. Тем более, что в недрах новоявленного советского правительства, получившего дикое для русского слуха наименование "Совнарком", уже родилась идея своей, богоборческой "анафемы" — отделения Церкви от государства.

Когда церкви грозил хаос

Смелость Тихона поубавилась, когда он уже понял, что советская власть — всерьёз и надолго. Буквально через несколько месяцев он уже меняет позицию: «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Одной из важный «кампаний» гражданской войны в России был конфликт Советской власти с Церковью. Этот конфликт вплоть до стабилизации государства в середине 20-х годов носил исключительно острый, сложный и тяжелый характер. Мероприятия советской власти в отношении Русской православной церкви (1918-1920 гг.) Знаком отметьте мероприятия, которые, на ваш взгляд, стали наибольшим потрясением для верующих. Постановленіе Священнаго Собора отъ 22 января 1918 г. Священный Соборъ Всероссійской Церкви съ любовію привѣтствуетъ послаеіе Святѣйшаго Патріарха Тихона, карающее злыхъ лиходѣевъ и обличающее враговъ Церкви Христовой. Послание Патриарха Тихона было одобрено Поместным Собором на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер противоборства действиям властей и защиты Церкви.

Церковь и государство в России 1917-1920-х гг.

Таким образом, новая власть разрывала связь между гражданами и церковью, укрепляя собственный авторитет в глазах общества. Гарцева указывает, что главной особенностью семейного союза до возникновения Российской империи было подчинение его нормам церковного права. Именно церковь регулировала процедуры заключения, расторжения брака, а также внутрисемейные отношения. В период же Российской империи законодательство, регулирующее отношение в семейной сфере, приобретало статус светского [15, С. С этим утверждением сложно не согласиться. Тем не менее, в церкви проводились обряды венчания, крещения, отпевания и др. Таким образом, советская власть фактически разрушала не только православные традиции, она шла на разрушение многовековой русской цивилизации, глубоко связанной с РПЦ, в том виде, в каком эта цивилизация существовала. Советская власть стремилась ликвидировать связь церкви и школы. Таким образом, из образования исключалась религиозная составляющая.

Влияние церкви на учащуюся молодёжь должно было в полной мере исключиться. Советская власть исключала РПЦ из высшего образования. В сентябре 1920 г. Естественно ни о каком преподавании в советских вузах богословских дисциплин речь не шла. Советская власть вполне могла бы не разрушать церковное образование. Однако церковь не нужна была Ленину и партийной элите ни как социальный институт, ни, тем более, как сила, способная влиять на власть и, хотя бы отчасти, определять её позицию. Хотя в Российской империи церковь, управлявшаяся Синодом, была тесно связана с самодержавной властью. Козлов отмечает, что для целенаправленной подготовки и переподготовки партийных и советских работников были открыты советско-партийные школы СПШ , где «Антирелигиозная пропаганда» как подтема преподавалась в курсах «Политпросветработа» и «История ВКП б » [4, c.

Постановлением от 12 декабря 1930 г. Это бывшие землевладельцы, купцы, кулаки, дворяне, полицейские, чиновники, члены оппозиционных политических партий, белые офицеры, «спецы», представители духовенства и т. На этих граждан распространялись дискриминационные меры по лишению продовольственных карточек, прав на жильё и медицинское обслуживание. Юридически категория лишенцев перестала существовать в 1936 г. Таким образом, советская власть шла в наступление на права Русской православной церкви. Мало того, что власть фактически лишила церковь возможности участвовать в духовной жизни верующих и брачно-семейных отношениях, так её ещё и полностью исключили из образования. Однако возникал вопрос, как быть с религиозными образовательными учреждениями? Этот вопрос был решён кардинально, путём закрытия таких учреждений.

Однако процесс закрытия каждого религиозного образовательного учреждения имел свои особенности в разных регионах. Так, например, в 1918 г. Однако, несмотря на официальное закрытие [17], училище продолжало действовать, как образовательное учреждение [19, Л. Это училище было фактически закрыто только в 1919 г. В Петрозаводском училище правление было не согласно с деятельностью народного комиссара по официальному закрытию этого училища. Поэтому часть членов правления сразу же была уволена. Это училище было закрыто 11 мая 1918 г. Хотя, как утверждали члены правления, народный комиссар по закону не имел власти над училищем [22, C.

Почему же Алатырское духовное училище продолжило работу после официального закрытия, а Петрозаводское духовное училище было закрыто сразу? Дело в том, что в 1918 г. Не мог не сыграть негативной роли и личный конфликт членов правления Петрозаводского духовного училища с народным комиссаром. Советская власть закрывала храмы и монастыри. Закрытие этих религиозных учреждений проходило по всей территории СССР. Часть культовых зданий была закрыта уже в начале существования советской власти. Культовое имущество передавалось группам верующих. Проскурина отмечает, что религиозное общество, количеством не менее 20 человек старше 18 лет, могло получить в пользование храм и культовые предметы [23].

Это имущество передавалось верующим по договорам. Так, в пользование верующим были переданы храмы и церковное имущество в сёлах Пильнинского района Нижегородского края бывшего Курмышского уезда Симбирской губернии. Религиозные общины получали церковное имущество по договорам в качестве народного достояния на безвозмездной основе. Они обязывались беречь переданное им имущество и пользоваться этим имуществом исключительно по его назначению, принимая на себя всю ответственность за его целостность и сохранность [24, Л. Меры по закрытию духовных учреждений, храмов и монастырей были направлены на полную ликвидацию влияния РПЦ на население регионов. Местные власти стремились реализовать Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Передача оставшегося церковного имущества религиозным общинам осуществлялась без участия церкви. Советская власть не могла сразу закрыть все православные храмы.

Однако, закрыв часть храмов, советы могли лучше контролировать деятельность, происходившую в оставшихся культовых учреждениях. Цыков отмечает, что осенью 1920 г. Ещё одной действенной мерой советской власти против РПЦ была антирелигиозная пропаганда. Она осуществлялась через прессу. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды провозглашалась в ст. Большое значение для развития антирелигиозной пропаганды имела деятельность «Союза безбожников» [29, C. Эта организация занималась пропагандой атеизма, созданием музеев и выставок, выпуском литературы в т. Так, например, в 1926 г.

В 1929 г. Профессор А. Худобородов и М. Яшина отмечают, что в 1920-х годах всё духовенство и члены их семей были лишены избирательных прав и фактически поставлены вне закона [1, C. Таким образом, эта категория граждан вычёркивалась из числа избирателей. Эта была значимая мера советской власти по дискриминации духовенства. Репрессии затрагивали не только простых священников и монахов, они касались и высшего духовенства.

В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются, Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

На местах от имени Совета действовали его уполномоченные, назначаемые и финансируемые местными органами власти. Несмотря на формальную подотчётность уполномоченных Совету, они фактически подчинялись местным властям. Сам Совет находился в подчинении сначала... Состоит из ряда религиозных групп — общин и церквей, вышедших по тем или иным причинам из АСД. Акт о единообразии общественных молитв, совершения таинств, других обрядов и церемоний, а также об установлении формы посвящения епископов, священников и диаконов в Англиканской церкви англ. Не следует путать с Богослужебным уставом. Нацизм и религия — явление, при котором фашистский, в частности, национал-социалистический режим, обосновывал своё отношение в том или ином государстве к религии и церкви. Многое зависело от того, насколько режим был связан с традиционными структурами. Закон о молитвенных собраниях швед. Konventikelplakatet — закон, принятый в Швеции 12 января 1726 года, который запрещал молитвенные собрания в частных домах вне зданий, принадлежащих Церкви Швеции. В домашней обстановке разрешалось лишь проведение семейной молитвы. Был направлен в первую очередь против пиетистских движений для обеспечения «единства религии». За нарушение полагалась суровое наказание. Права человека в СССР — комплекс вопросов реализации прав человека основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах в СССР. Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью при полном его подчинении власти монарха. Подробнее: Духовный Регламент 1721 года «Культуркампф » нем. Kulturkampf — «борьба за культуру» — период жёсткой борьбы правительства Германской империи во главе с канцлером Отто фон Бисмарком за установление государственного контроля над Римско-католической церковью. Православные братства Церковные братства — форма добровольного объединения православных мирян при приходских или монастырских храмах. Целями объединений обычно является попечение о храме, защита интересов православия, а также благотворительная и просветительская деятельность. Православие в понимании термина государственными органами и религиоведами в России представлено Русской православной церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических альтернативных православных организаций русской традиции. Национальные имущества фр. Biens nationaux — в революционной Франции конфискованные, в силу постановлений Национального собрания и Конвента, и объявленные национальной собственностью имущества церкви и эмигрантов.

Оказывается, может. В ней же мы читаем призыв убрать высказывания о насилии в адрес Церкви. А потом мы видим резкие высказывания периода голода в Поволжье и сопротивления изъятию церковных ценностей. Или, например, Карловацкий собор принимает решение о том, что нужно свергнуть правительство Ленина и назначить руководителем патриарха. Как должна была реагировать советская власть на структуру, заграничная часть которой считает, что государственный аппарат должен возглавить патриарх? Хотя тяга к европейской модели отделения Церкви от государства такого рода была, в 1918 году Россия к этому, конечно же, была не готова. И декрет фактически провоцировал негативное отношение людей к Церкви. Решение это было быстрое, спонтанное, и непонятно, зачем вообще оно было принято: оно никак не способствовало реализации других процессов, в том числе и революционных. Поэтому для России декрет стал скорее негативным явлением — притом что сама тенденция к созданию полностью светского государства имеет право на существование. Но для этого должно было пройти некоторое время. Нельзя же менять уклад жизни, который создавался веками, вот так — за один день или год! Образовался определенный духовный разрыв. Сегодняшние тенденции, безусловно, придают Церкви куда большее значение, чем это соответствует нашей Конституции и нашим законам. Но самое неприятное в другом: поскольку государство формально является светским, а в России традиционно доминирует многоконфессиональная модель, непонятно, как в каком-то единстве с Церковью осуществлять принятие решений. Поэтому сегодня Церковь, безусловно, должна быть отделена от государства. Это не значит, что кто-то отрицает желание верующих верить а атеистов — не верить , но от принятия решений о судьбах государства Церковь должна быть отделена. Михаил Одинцов, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории В ноябре 1917 года активное участие в подготовке декрета об отделении Церкви от государства принял священник Михаил Галкин. Сохранились даже документы, свидетельствующие о том, что ему выписали за это премию. Церковь к этому, конечно же, готова не была: свое отношение она выразила в начале декабря 1917 года, когда Поместным собором было принято определение о правовом положении Церкви в Российском государстве. Церковь не мыслила себя без исторически обусловленной связи с государством и среди религиозных организаций страны считала себя главной: только ей одной подобают всякого рода почести и преференции, и ни о каком отделении она не помышляла и не могла помышлять. А инициатива священника Галкина — это его личная инициатива. Были и другие священники разного уровня, которые приняли идею отделения и участвовали потом ревностно в этом деле. Сам декрет продержался до 1991 года — в перечне документов, утративших свою правовую силу после распада СССР, есть и этот документ. Хотя если посмотреть на сегодняшнюю Конституцию и действующий закон «О свободе совести», то мы отчетливо увидим, что все 13 пунктов ленинского декрета присутствуют и в них, подтверждая неизбежность и необходимость принятия Россией нового пути отношений между государством и религиозными организациями. Государство должно было быть светским, оно к этому шло, как и прочие европейские и мировые государства. О сегодняшней ситуации нельзя ставить вопрос, ближе она к декрету или тому, что видел Собор: просто в декрете зафиксированы положения, которые уже были приняты целым рядом европейских и американских государств. Это стратегический путь отношений между государством и Церковью в условиях светского государства, а не конфессионального, которым была Российская империя. В новом государстве, о котором с начала XIX столетия думали, о котором грезили ученые, общественные деятели, партии, религия становилась частным делом. Поэтому нельзя ставить вопрос, к какому из вариантов ближе нынешняя ситуация. Мне представляется, что нужно задаться вопросом: насколько нынешние законодательство и система отношений отвечают принципам светского государства в мировоззренчески плюралистическом обществе? К сожалению, не отвечают. Алексей Беглов, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Церковь в 1917 году была готова воспринимать себя вне государства — собственно, она себя так и воспринимала.

1922 – Расправа с церковью

Безбожная пятилетка 15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью И. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка» , поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Должны были быть закрыты все культовые учреждения на территории страны. Значительная часть православного духовенства и верующих в СССР вплоть до средины 1940 -х годов стояла на антисоветских позициях и примыкала к подпольным церковным группам.

Первым известным православным диссидентом был Краснов. Левитин, который начиная с 1958 года издавал в самиздате статьи, описывающие преследования и притеснения верующих в СССР. Диссидентские настроения, после 1920 -х, были весьма распространены среди баптистов; многие баптистские лидеры и активисты были приговорены к наказаниям в виде лишения свободы.

Сборник документов. Части 1-2. Следующие постановления Советской власти еще более усугубили дискриминацию РПЦ. Многих прав лишались и дети духовенства в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения.

Более того, настоятель теперь был поставлен под контроль мирян, на которых, как надеялись большевики, им будет легче воздействовать. Эти постановления подвели первые итоги большевистского законодательства в области религии и определили позицию коммунистического государства по отношению к РПЦ вплоть до падения Советской власти. Следует отметить, что даже это дискриминационное законодательство постоянно не выполнялось. После опубликования этих документов, советское правительство решило образовать специальное учреждение, которое непосредственно занималось бы решением связанных с Церковью вопросов или, точнее говоря, осуществляло бы руководство в борьбе с ней.

Из названия этого отдела видно, что большевики рассчитывали на быстрое отмирание религии в новом обществе. Собор принял постановление, угрожавшее анафемой всем, кто принял бы участие в реализации декрета от 23 января, так как этот декрет есть «акт открытого против Церкви гонения». Собор принял постановление, направленное на предотвращение грабежа церковного имущества. В соответствии с ним на местах для этой цели предлагалось создать союзы из прихожан.

Разумеется, защита осуществлялась мирными средствами и в условиях беззакония была неэффективна. Одновременно с государственными мероприятиями законодательного характера, по стране проходили массовые репрессии против РПЦ, санкционированные властью. В связи с этим 26 марта 1918 г. Предполагалось вести учет репрессированным и помогать их семьям, что на практике оказалось неосуществимым.

В той ситуации это было открытое осуждение гонений богоборческой власти. В соответствии с ним церковным наказаниям подвергались те члены Церкви, которые не повинуются священноначалию и идут на сотрудничество с богоборческой властью. Изъятие церковных ценностей во время голода 1921-1922 гг.

В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Наиболее кровавый характер приобрели события в городе Шуя, во время которых было ранено 10 человек и 4 человека убито. Ленин использовал эти события для нанесения церкви решающего удара. В апреле — мае 1922 г. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму. В то же время внутри самой православной церкви произошел раскол, спровоцированный властями.

Часть молодых церковнослужителей объявили в мае 1922 г. Советская власть взяла новую церковь под свою опеку. Усилилась и антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим.

Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.

Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что патриархом Тихоном при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади. Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей — православной. Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны. О накале обстановки свидетельствует и тот факт, что на заседаниях Политбюро Ц К РКП б за год было рассмотрено 34 вопроса о Русской православной церкви. Основным исполнителем решений Политбюро по религиозным вопросам стало Главное политическое управление ГПУ , в котором этими проблемами непосредственно занималось VI отделение Секретного отдела, возглавляемого Е.

В 1923 г. В ходе изъятий религиозные организации лишились имущества и драгоценностей на сумму в 7 миллиардов 150 миллионов золотых рублей.

Советское государство и Церковь

6. III Всероссийский съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении. В них непременно рассматривались и сюжеты, связанные с реакцией Поместного собора Православной Российской Церкви на большевистскую политику и практику в отношении религиозных организаций. Одной из важный «кампаний» гражданской войны в России был конфликт Советской власти с Церковью. Этот конфликт вплоть до стабилизации государства в середине 20‑х годов носил исключительно острый, сложный и тяжелый характер. От 20 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отделение церкви от государства, свободу исповедания любой религии, предал ведение актов гражданского состояния государству, отделил школу от церкви, запретил религиозное воспитание в школе. 16 января 1918 г. было объявлено ликвидации института духовников в Вооруженных Силах. 20 января 1918 г. большевики издали Указ СНК о свободе совести церковных и религиозных обществ, согласно которому РПЦ утратила свой привилегированный статус.

ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА

Во времена Петра I была учреждена должность обер-прокурора Синода, этому чиновнику надлежало быть «оком государя и стряпчим по делам государственным». В личные документы подданных Российской империи вносились отметки о вероисповедании — по понятным причинам не всегда совпадавшие с мировоззренческими установками конкретного частного лица. При этом свобода религиозного самоопределения была провозглашена в России только при Временном правительстве, с принятием 14 июля 1917 г. Среди прочего, этот закон давал возможность самостоятельно выбирать религиозную принадлежность или отсутствие таковой по достижении 14-летия.

Тем самым ее упразднением нарушалась стройная система функционирования сложного церковного организма. Пензенская епархия во главе с епископом Иоанном встала перед необходимостью создания новых органов управления и их регистрации в Коллегии по отделению Церкви от Государства. Однако процесс создания новых структур управления осложнялся той внутрицерковной обстановкой, которая сложилась благодаря раскольнической деятельности изверженного из сана бывшего Архиепископа Владимира Пу-тяты. Провозглашенная Свободная Народная Церковь была создана исключительно с целью удержания им церковной власти и поставлена в оппозицию легитимной и канонической Русской Православной Церкви.

Ставка была сделана на лояльность и угодничество советской власти, Путята рисковал и шел ва-банк, не гнушаясь никакими средствами. Стратегия обновленцев при создании собственной системы управления прослеживается в докладе заведующего отделом юстиции Пензенского Губис-полкома П. Пугул заведующему 8-м отделом НКЮ тов. Завладев таким образом несколькими церквями, Владимировцы повели усиленную организационную работу. Прежде всего, они не сопротивлялись Советской власти и по требованию Комиссариата по Отделению Церкви от Государства сразу сдавали все метрические книги и описи имущества церквей. Сдав книги и представив опись имущества, они быстро сорганизовалицерковноеобществоиихзарегистриро-вали. Все эти организации руководители Владимирского движения, согласно требованию Комиссариата, вовремя зарегистрировали и начали настаивать на роспуске старых Иоанновских учреждений» [13].

Сыграв на лояльности к советской власти, обновленцы с легкостью прошли процедуру регистрации своих образований, создав параллельную структуру церковного управления во главе с бывшим архиепископом Владимиром. Препятствия со стороны советской власти в признании каноничной церковной власти в лице епископа Иоанна и епархиальных структур были ожидаемы и объяснимы. Существование организационно сильной и поддерживаемой большинством верующего населения епархиальной власти шло вразрез с целями и задачами Советского государства. Так, 11 апреля 1918 г. При этом сообщается, что отдел по отделению Церкви от Государства Устав бывшего епархиального Управления не рассматривал и ответа ему не давал» [12]. Еще ранее, 27 июня 1918 г. Комиссариат прини-маетрешениеподвергнутьарестучленовЕпархиально-го Управления: «Священники Архангельский, Пуль-хритудов, Медведев, Лентовский и секретарь б.

Консистории Беренский арестованы как пособники Епископу Иоанну; эти лица, став во главе Епархиального управления, направили свою деятельность к тому, чтобы не дать возможности Комиссариату по Церковным делам проводить в жизнь декрет Народных Комиссаров об отделении Церкви от Государства. К тому же эти лица при ликвидации местной Консистории выдалинезаконно жалование служащим Консистории за полгода с той целью, чтобы чинов- ники бывшей Консистории не работали с Советской Властью; за такое незаконное действие эти лица предаются суду Военно-Революционного Трибунала как устроители саботажа» [8]. Попытки поддержания организационной жизни в Епархии вменялись в вину членам епархиального управления как саботаж. Таким образом, своим отказом в регистрации каноничных епархиальных органов управления во главе с назначенным патриархом Тихоном епископом Иоанном, а также арестом его членов, Комиссариат по Отделению Церкви от Г осударства фактически и юридически поставил всю систему управления Епархией вне закона. Закономерен тот факт, что активное и непосредственное участие в расшатывании церковной Епархи-альнойструктурыоказалопензенскоеобновленчество во главе с Владимиром Путятой. Так, 15 июня 1918 г. Архивные данные содержат обращение Христианского Союза в Совет Комиссаров с просьбой «напечатать в советской газете «Известия» объявление о создавшемся зарегистрированном и легализованном временном впредь до созыва Епархиального Съезда - Собора Епархиальном Управлении на выборных началах и о передаче ему всех религиозных дел православных общин епархии вместо упраздненных Консистории и Епархиального Совета, доныне продолжающих, несмотряназапрет, свою подпольнуюде-ятельность под именем «Пензенского Епархиального Управления» [10].

Попытки завладеть с помощью местной власти всеми делами епархии со стороны раскольников продолжаются и после ареста членов Епархиального Управления. Об этом свидетельствует заявление обновленческого Совета Пензенского Епархиального Управления в отдел Управления Пензенским Губи-сполкомом 17 декабря 1919 г. Прибывшие встретили сопротивление со стороны членов упраздненного Совета. Считая [необходимым -К. Итак, любые попытки каноничной епархиальной власти во главе с епископом Иоанном вести теку- щие дела епархии встречали яростное сопротивление не только со стороны Комиссариата по отделению Церкви от Государства, но и со стороны стихийно возникшего и входящего в силу пензенского обновленчества во главе с бывшим архиепископом Владимиром. Подобная борьба за власть узаконенных гражданской властью раскольнических структур под предводительством Владимира Путяты ослабляла и расшатывала и без того подорванный советской властью церковный организм. На данном этапе сохранение каноничного епархиального управления в условиях его отрицания советской властью стало возможным только благодаря самоотверженной деятельности епископа Иоанна, сосредоточившего в своих руках всю полноту канонической церковной власти.

Попыткисозданияпараллельныхоргановуправ-ления Пензенской епархией и роль в этом процессе государственных органов власти уже на этом этапе послужили предпосылкой создания обновленческих структур в общероссийском масштабе. Еще одним важным направлением удара власти по церковной организации явилось разрушение и подчинение основной структурной единицы Церкви - при-хода. До изменений структура основной единицы церковного управления - прихода, была закреплена Постановлением Поместного Собора 1918 г. Избрание и назначение на священнослужительские должности при-надлежитепархиальномуархиерею,который при этом принимает во внимание и кандидатов, о коих ходатайствует приходское собрание». Органами управления прихода являлось приходское собрание и приходской совет: «В состав приходского совета входят все члены причта, церковный староста или его помощник, миряне обоего пола, избираемые из лиц, имеющих право участия в приходском собрании в определенном приходским собранием числе, сроком на три года» [18]. Существовалсвоегородапаритет:мирянвприходском совете должно было быть не меньше, чем священников и псаломщиков, хотя председателем приходского собрания и приходского совета автоматически являлся настоятель. Таким образом, управление РПЦ, согласно решению Поместного Собора, имело четкую и эффективную в управлении структуру: каждый священник назначался правящим архиереем с учетом мнения прихода, являлся при этом главой органов управления прихода - приходского собрания и приходского совета.

Таким образом, существовала стройная система церковного управления, соответственно чтобы ее нарушить, требовалось либо нарушить центральное управление, что было проблематично, либо разрушить основную единицу управления - приход.

Церковь отделяется от государства… 3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… 5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка… 9. Школа отделяется от церкви… 12.

Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием…» История России. Мазур и др. Екатеринбург, 1993.

Самсонова председателю ВЧК Ф. Дзержинскому 1920 г. Лацис глубоко прав, когда говорит, что Коммунизм и Религия взаимно исключаются, а также глубоко прав и в том, что религию не сможет разрушить никакой другой аппарат, кроме аппарата ВЧК». Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Документы и фотоматериалы.

Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий. Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем так называемых «мощей» в музеи…, или путем захоронения. Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Троцкого в Политбюро март 1922 г. Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей.

Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием… 4. Необходимо разъяснить, чтобы члены прихода, церковные старосты и сторожа… не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций»… Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно увозите в Германию не вами накопленное золото… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду… Вы обещали свободу… Все проявления как истинно гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно…».

Задание с вопросами и тексты документов учащиеся получают до начала самостоятельной работы. Проверка выполнения задания выступления представителей рабочих групп, беседа с классом. Ученическое сообщение по теме «Разделение Православной Церкви. Подготовка активного восприятия ученического сообщения. Задание классу: 1. В чем причины разделения РПЦ? Какую роль в разделении РПЦ сыграла советская власть? Кто такие «обновленцы»?

Можно ли процесс разделения РПЦ в 20-е гг. XX века назвать «церковным расколом»? Выскажите свое мнение. Беседу с классом по вопросам необходимо дополнить информацией о событиях 17 мая 2007 года. Подведение итогов урока. Сравнение гипотез, высказанных учащимися в начале урока с новыми знаниями, полученными в ходе изучения новой темы. Церковь отделяется от государства… 3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… 5.

Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка… 9. Школа отделяется от церкви… 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием…» История России. Мазур и др. Екатеринбург, 1993. Самсонова председателю ВЧК Ф.

1922 – Расправа с церковью

Совет по делам Русской православной церкви — государственный орган при Правительстве СССР, занимавшийся вопросами Русской православной церкви в период с 1943 по 1965 годы. Без согласия Совета местные власти не имели права закрывать церкви. 1. Назовите первые декреты, постановления советской власти, укажите их основные задачи. Декрет о мире провозгласил выход России из войны. В этот день, 105 лет назад, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля по нов. ст.) 1918 года Декрет о светском государстве опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства», после чего вступил в силу.

Глава 2. Большевики и Православная церковь

Новая советская власть, установившаяся в октябре 1917 г., начала проводить политику, направленную не только на полное отделение Церкви от государства и школы от Церкви, но и на противодействие любой религиозной идеологии. 20 января 1918 года был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». подтверждал верность принципиальным положениям «церковной политики» Советского государства, проводимой с Октября 1917 г. характеризуется. Заботу об учебных заведениях взяло на себя государство. Декретом правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятому 20 января 1918 г., духовные учебные заведения были закрыты и было запрещено преподавание Закона Божия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий