Социальное обеспечение можно охарактеризовать как порядок исчисления пенсий

Субъекты права социального обеспечения делятся на две группы: 1) лица-получатели благ по соцобеспечению – правомочный субъект; 2) лица-представители благ (как правило, государство в лице уполномоченных органов и организаций) – обязанный субъект. В статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения как формы социальной защиты. Дается понятие пенсий и виды пенсий, законодательное закрепление основных условий и характеристик для назначения и получения пенсионных выплат.

Чистополь – 2014

  • К-метод права СО.doc
  • Глава 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения в России
  • Понятие и виды пенсий по государственному социальному обеспечению
  • Комментарии

Лекция «Виды и формы социального обеспечения»

Виды пенсий в России: какие бывают и условия их назначения Если кратко охарактеризовать социальное обеспечение, то под ним понимаются различные формы помощи общества своим членам. Главным из видов социальной помощи являются социальные пенсии.
Понятие и система органов социальной защиты населения. Билет 3. Структура пенсионного обеспечения. Пенсионная система в РФ – это совокупность создаваемых правовых экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.
Социальные пенсии Социальное обеспечение можно охарактеризовать как Общий принцип гуманитарной помощи для граждан Общую, особенную и специальную часть права социального обеспечения Порядок исчисления пенсий, пособий.
Виды социальных пенсий Вопрос 1. Вопросы социального обеспечения по Конституции Российской Федерации относятся к предмету.
Пенсионное обеспечение рассмотрение порядка исчисления размеров социальных пенсий. 1 Понятие социальных пенсий. Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества.

Социальные пенсии по законодательству Российской Федерации

Пенсионное обеспечение — это всегда денежное содержание нуждающихся граждан, и таковым качеством оно отличается от всех иных видов социального обеспечения, в связи с чем субъект пенсионного права — пенсионер — это лицо, находящееся на денежном содержании государства[107]. Содержанием, предоставляемым в натуральной форме, является социальное обслуживание. Это — второй из двух видов содержания нуждающихся граждан, и они разнятся не только формой социальных предоставлений. Суть этого отличия состоит в том, что денежные средства в виде пенсии предоставляются в «свободное распоряжение» гражданину и он по своему усмотрению удовлетворяет социальную или естественно-физиологическую потребность, которую сочтет нужной. При социальном обслуживании также удовлетворяются жизненно важные потребности человека в жилище, одежде, пище, досуге, но по номенклатуре, определяемой не усмотрением нуждающегося лица, а в рамках разработанных программ, рекомендаций, исходящих от органов государства. Таким образом, специфика пенсионера как субъекта социально-обеспечительных отношений состоит в том, что им является нуждающееся лицо, находящееся на денежном содержании государства, которое в рамках предоставленных ему средств содержит себя по собственному усмотрению.

В тех случаях, когда пенсионер утрачивает способность к самосодержанию за счет средств, выделенных ему в виде пенсии, он становится клиентом социальных служб. Все иные субъекты социально-обеспечительных отношений получают за счет общественных средств лишь помощь в денежной или натуральной форме в виде пособий, компенсаций жильем, одеждой, продуктами питания, медицинским обслуживанием и т. При рассмотрении вопроса об особенностях пенсионных отношений и их субъекта характеризуется предмет правового регулирования как ведущий системообразующий фактор, позволяющий выделить эти отношения из числа других социально-обеспечительных отношений и отстоять мнение об относительной самостоятельности пенсионного права в качестве подотрасли, а не рядового института права социального обеспечения. Пенсионные отношения — однородны, поскольку все возникающие связи между их субъектами подчинены единой цели, и одновременно они весьма многообразны, о чем свидетельствует хотя бы изложенная в предыдущем разделе классификация пенсий. А если к разнообразию материальных отношений добавить их обязательный атрибут — отношения процедурные[108], представляющие собой отношения по поводу порядка реализации права на пенсию, то это многообразие становится более очевидным.

Таким многообразием общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, не обладает ни один другой институт права социального обеспечения. Полагаем, что это обстоятельство также следует иметь в виду при качественной характеристике предмета пенсионного права, ибо известно, что количество перерастает в новое качество либо является одним из побудителей к такому преобразованию. Но пенсионные отношения — это объект правового воздействия, а не сам механизм этого воздействия. Механизм правового регулирования также свидетельствует о специфике юридических норм, сгруппированных в определенную общность, и позволяет судить о том, насколько эта общность обладает спецификой, позволяющей считать ее относительно самостоятельным структурно-правовым образованием. Однако прежде чем перейти к характеристике этого механизма, следует определиться в том, какие еще факторы, не входящие в состав сугубо правового инструментария, влияют на формирование и обособление той или иной общности юридических норм.

Решающее значение в этом вопросе имеет, по нашему мнению, заинтересованность государства и его соответствующая нормативно-правовая политика. Общественные отношения могут существовать вне правового пространства и до тех пор, пока они не окажутся в поле зрения государства, они функционируют на основе иных, не правовых норм. К таким отношениям можно отнести фактические брачные отношения см. Причем интересно отметить, что нередко такие отношения по своим признакам не отличаются от тех отношений, которые уже стали объектом правового воздействия. Таких примеров практика правового регулирования социально-обеспечительных отношений знает немало.

В нашем государстве всегда были граждане, не принимавшие участия в урегулированной и признаваемой им общественно полезной деятельности. Это не только те граждане, которых в настоящее время принято именовать лицами без определенного места жительства, это и женщины, посвятившие себя исключительно интересам семьи и воспитанию детей, это беженцы и вынужденные переселенцы, это, пусть даже в недавнем прошлом, тунеядцы, с которыми государство даже вело борьбу, а также некооперированные владельцы хозяйств, живущие на собственные доходы, лица, не могущие найти работу по специальности в месте постоянного проживания, даже инвалиды III группы, если они были колхозниками. Многие из них фактически являлись, но юридически не были признаны субъектами социально-обеспечительных отношений, ибо состояние нуждаемости этих людей как специфический признак этих отношений было достаточно очевидным. Стало быть, с отношениями нуждаемости, урегулированными правом социального обеспечения, параллельно существовали аналогичные отношения нуждаемости, на которые государство не реагировало позитивно. Лишь с течением времени, когда наше государство в Конституции РФ признало себя правовым и социальным, оно «проявило интерес» к этой категории лиц и выработало специальный правовой механизм оказания им помощи.

В результате пенсионное право было дополнено институтом социальных пенсий, а институт трудового стажа был существенным образом изменен и расширен за счет включения в понятие общественно полезной деятельности периодов ухода за малолетними детьми, проживания одного из супругов за границей, а для супругов военнослужащих — проживания в местности, где отсутствует возможность трудоустройства, появился институт пособий по безработице и т. Таким образом, существовали отношения нуждаемости, более того, государство располагало уже готовым механизмом правового воздействия на аналогичные отношения, но по политическим, идеологическим, экономическим и иным причинам не превращало эти отношения в предмет правового регулирования. Поэтому существующие в реальной жизни фактические взаимосвязи людей, иначе — общественные отношения, становятся предметом правового регулирования только в том случае, если в этом будет заинтересовано государство. Эти отношения при наличии государственного интереса создают предпосылки к формированию соответствующего правового инструментария, конструированию его составляющих элементов либо к приспособлению к ним уже имеющегося в арсенале государства набора комплекта правовых средств. Следовательно, импульс и решающее значение в обособлении определенной общности юридических норм имеет «объективно обусловленный интерес государства в самостоятельном регулировании данного комплекса общественных отношений»[109], а затем на этой основе с учетом специфики подлежащих урегулированию общественных отношений разрабатывается либо приспосабливается к ним определенный комплекс средств юридического воздействия.

С этих позиций мы позволим себе не согласиться с мнением С. Алексеева, который, обоснованно доказывая примат предмета над методом правового регулирования[110], признает за последним качество классификационного основания для отраслевого деления права, но с определенными уточнениями, что методы используются как второочередные основания классификации[111] и что их нельзя сводить только к совокупности приемов воздействия на поведение субъектов, а следует рассматривать как: а единый способ юридического воздействия… выражающийся в статусе субъектов правоотношений; б юридический инструментарий, определяющий формы и способы возникновения прав и обязанностей, способ защиты, процедурно-процессуальные формы и т. Несмотря на то, что все эти элементы правовой надстройки, именуемой С. Алексеевым «юридическим режимом», имеют важное значение для уяснения сущности права, они в своей совокупности и каждый в отдельности в плоскости рассматриваемого вопроса могут быть охарактеризованы как следствие, а не причина основание обособления определенной общности юридических норм. И законодательство, и правовые принципы, и метод правового регулирования в узком смысле этого слова , и другой юридический инструментарий приспосабливаются не ко всей совокупности существующих отношений, а к их определенной области, группе, части и таким образом способствуют функционированию и развитию этих отношений в направлении, отвечающем государственным интересам.

Следовательно, обусловленная спецификой тех или иных отношений воля законодателя первична; она определяет структуру нормативных актов для урегулирования соответствующих отношений, а в них, в свою очередь, находят свое закрепление правовые принципы, наиболее приемлемый способ воздействия на поведение субъектов и другой юридический инструментарий. В связи с этим мы солидаризуемся с мнением ученых, которые исключают метод правового регулирования из числа системообразующих факторов[113] и рассматривают его в качестве характеристики правового положения субъектов правоотношений[114]. Но тем не менее все указанные С. Алексеевым элементы юридического режима имеют важное значение для определения «самобытности» определенной общности юридических норм, в том числе и норм пенсионного права, которая, по мнению Д. Керимова, должна характеризоваться устойчивостью и автономностью функционирования[115].

Устойчивость системы нормативно-правовых предписаний означает, что она занимает свою нишу в правовой системе государства, независимо от его внутренней и внешней политики, от его политического режима, господствующей в обществе идеологии, в том числе религиозной, и в целом от характера тех отношений, которые складываются на конкретном историческом этапе развития общества. Автономность функционирования предполагает такое свойство системы, при котором она, будучи «включенной» в систему более высокого порядка, в состоянии реализовать возложенные на нее задачи даже в том случае, если в функционировании иных элементов этой более общей системы имеют место различного рода приостановки, неритмичность и даже прекращение их существования. Иными словами, качество и состояние иных элементов общей правовой системы может отражаться на содержании определенного блока нормативно-правовых актов, может оказывать на него прямое или косвенное влияние, но не предрешает его судьбы. Пенсионное законодательство существовало, существует и будет существовать обособленно постольку, поскольку в нашем государстве всегда были, есть и будут нуждающиеся граждане дети, пожилые люди, инвалиды , которых оно обязано содержать для обеспечения собственного существования. С этих позиций следует посмотреть на пенсионное право и пенсионное законодательство, ибо последнее, и в этом отношении мы полностью разделяем мнение С.

Алексеева, входит составной частью в понятие «юридический режим», специфирующий определенную общность правовых норм. Пенсионное законодательство, пожалуй, имеет более глубокую историю, чем иные блоки законодательства о социальном обеспечении, и сам по себе этот факт свидетельствует об устойчивости пенсионной системы — признаке, обособляющем эту правовую общность от иных. Законодательство о пенсиях представляет собой, как и пенсионные отношения, наиболее объемный пласт в системе нормативно-правовых актов о социальном обеспечении и занимает в ней доминирующее положение. Оно обширно и многообразно, и одной из его особенностей является то, что законом, как ведущим нормативно-правовым актом, регулируются наиболее важные, принципиальные положения о пенсионном обеспечении, а основную «нагрузку» берут на себя подзаконные акты органов исполнительной власти. К примеру, из 134 статей Закона от 20 ноября 1990 г.

Значительными полномочиями федеральные органы исполнительной власти наделены и действующим пенсионным законодательством. Так, в силу п.

Регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения возможно и на индивидуальном уровне. Условия о предоставлении тех или иных дополнительных льгот в сфере социального обеспечения пенсии, пособия и т. Кроме того, любой гражданин может заключать различные индивидуальные договоры в сфере социального обеспечения: с муниципальным центром социального обслуживания на предоставление услуг по социальному обслуживанию на дому; с негосударственным пенсионным фондом о дополнительном пенсионном обеспечении и т. Методу права социального обеспечения присущ специфический порядок установления прав и обязанностей субъектов — способы определения содержания правоотношений договорной, недоговорной. В большинстве случаев для правоотношений в сфере социального обеспечения характерен недоговорной порядок определения содержания правоотношений.

Объясняется это преобладанием централизованного регулирования в данной сфере: виды пенсий, пособий, компенсаций и т. Однако, как уже было сказано выше, права и обязанности субъектов в этой отрасли а значит, и содержание правоотношений могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретной организации. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством надбавки к пенсиям, досрочный выход на пенсию и т. Согласно ст. Если такие условия включены в коллективный или трудовой договор, они не могут применяться. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения сторон договора.

В праве социального обеспечения отражена специфика положения взаимоотношения субъектов правоотношений координация, субординация. Традиционно в теории права различают два вида взаимосвязей между субъектами правоотношений: координация и субординация. При отношениях координации стороны равны между собой; при отношениях субординации одна из сторон подчиняется другой стороне, то есть это отношения власти — подчинения. Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические понятия о равенстве или подчиненности сторон. Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга6.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Ее назначают нетрудоспособным членам семьи умершего человека, которых он обеспечивал. Эта пенсия полагается, если умерший или пропавший без вести официально отработал хотя бы один день. То, как велика будет выплата, зависит от суммы пенсионных баллов человека, но ее размер не может быть ниже фиксированной выплаты. Ребенок может пользоваться такой пенсией до 18 лет или до 23 лет, если получает очное образование. Фиксированная выплата после этого достигла 6 401 рубля 10 копеек в 2021-м она равнялась 6 044 рублям 48 копейкам. Затем пенсию решили поднять выше уровня инфляции - не на 5,9, а на 8,6 процента. Итоговая прибавка к страховым пенсиям неработающих пенсионеров составила около 1 400 рублей. Пенсии по государственному обеспечению социальные и другие Пенсий по государственному обеспечению в России пять: Пенсия за выслугу лет. Она положена военным, космонавтам, летчикам и другим членам летных команд выслуга минимум 20 лет для женщин и 25 для мужчин и федеральным чиновникам при стаже от 15 лет. Государственная пенсия для людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Государственная пенсия по инвалидности назначается военным, космонавтам, людям, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф к примеру, в результате аварии на Чернобыльской АЭС , ветеранам Великой Отечественной и блокадникам. Государственная пенсия по случаю потери кормильца. Она предназначена нетрудоспособным членам семей погибших военных, космонавтов, людей, потерявших кормильца в результате радиационных или техногенных катастроф.

Денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически как правило, ежемесячно или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи, — это … Пособия 16. Для зачисления в страховой стаж трудоспособного лица периода его ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшем 80 лет, требуется, чтобы ему предшествовала либо за ним следовала работа … Независимо от её продолжительности — достаточно 1 дня Продолжительностью не менее 3 месяцев Продолжительностью не менее года 17. Для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее … страхового стажа 5 лет 12 лет 15 лет 18.

Правоотношения по обеспечению социальными пенсиями

Страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее … страхового стажа.

Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также эвакуированным из зоны отчуждения, возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на … 2 года 5 лет 10 лет 14. Граждане из состава малочисленных северных народов, которые не получили права на трудовую пенсию, получают право на назначение социальной пенсии по достижении возраста соответственно мужчины и женщины … 50 и 45 лет 55 и 50 лет 60 и 55 лет 15.

Денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически как правило, ежемесячно или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи, — это … Пособия 16.

Страховые пенсии делятся на три вида: Страховая пенсия по старости назначается россиянам чаще всего. Право на нее есть у мужчин от 65 лет и женщин от 60 лет, если у них хватает страхового стажа и есть минимально необходимая сумма пенсионных баллов некоторые специалисты имеет право на раннюю пенсию. За год можно накопить до десяти баллов, их стоимость меняется из года в года, к примеру, сейчас стоимость одного балла равна 107,36 рубля при назначении пенсии с 1 января 2022-го. При выходе на пенсию все заработанные баллы умножаются на стоимость одного балла в году назначения выплат. Если пенсионеру не хватает страхового стажа или пенсионных баллов, ему назначают социальную пенсию. Страховая пенсия по инвалидности назначается людям с I, II или III группами инвалидности, если у них есть страховой стаж его длительность не важна. Эти выплаты назначают вне зависимости о того, работает ли человек в момент, когда он обратился за пенсией. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Ее назначают нетрудоспособным членам семьи умершего человека, которых он обеспечивал.

Эта пенсия полагается, если умерший или пропавший без вести официально отработал хотя бы один день. То, как велика будет выплата, зависит от суммы пенсионных баллов человека, но ее размер не может быть ниже фиксированной выплаты. Ребенок может пользоваться такой пенсией до 18 лет или до 23 лет, если получает очное образование. Фиксированная выплата после этого достигла 6 401 рубля 10 копеек в 2021-м она равнялась 6 044 рублям 48 копейкам. Затем пенсию решили поднять выше уровня инфляции - не на 5,9, а на 8,6 процента.

На рубеже веков аналогичное законодательство появилось и в других европейских странах Англии, Франции, России, Швеции и др. Указанные законы имели ограниченную сферу действия, устанавливали крайне низкие размеры выплат, но они заложили основу для создания государственной системы социального обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры. Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств социальных внебюджетных и федерального бюджета в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с другими членами общества. В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты пенсии, пособии, компенсации , бесплатные или частично платные услуги.

Шпаргалка: Пенсионное право

имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца независимо от наличия или отсутствия источника средств к существованию. Основные положения порядка исчисления страхового стажа изложены в Федерального Закона «О страховых пенсиях». 26% от фонда оплаты труда, в том числе 20% - на пенсионное обеспечение. Эти деньги делятся на три части и идут на формирование трудовой пенсии. Размеры пенсий всегда ниже[22] заработной платы и, как правило, устанавливаются в процентном к ней отношении. Это свидетельствует о примате оплаты труда над пенсией и одновременно о различных основании и цели их установления. СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ.1 Понятие и виды социальных пенсий. Как уже было сказано ранее, социальное обеспечение является важным для любого общества как с материальной, так и с моральной точки зрения. Ответ: правоотношение по определению права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения о назначении пенсии, пособия или услуги.

Кораблева Ю.В. Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

1. Социальное обеспечение можно охарактеризовать как ::ответы:: 2. Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является ::ответы:: 3. На территории. Задачами реферата является изучение: понятия «социальная пенсия», видов социальных пенсий, категории граждан, имеющих право на получение социальных пенсий, размеров социальных пенсий и оснований для её установления. Другими словами, содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых источников определяется императивным путем. документами территориальных органов Пенсионного фонда РФ. Размах социального обеспечения в нашей стране огромен. В табл. приведена динамика расходов на социальное обеспечение и числа лиц, обеспечиваемых пенсиями и пособиями за 1960—1980 гг.

курсовая работа по ПСО.doc

  • Социальное страхование и обеспечение
  • Понятие пенсии по старости
  • Социальные пенсии.doc
  • Право социального обеспечения. Ответы на тест Синергия. - Право и юриспруденция, Ответы на вопросы
  • курсовая работа по ПСО.doc

Право социального обеспечения – Ответы на тест Синергия

Социальное обеспечение | это Что такое Социальное обеспечение? Пенсионное обеспечение. В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения: Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета.
Краткий курс лекций по праву социального обеспечения - Право - [HOST] Социальное обеспечение можно охарактеризовать как.
Пенсионное право России. Понятие пенсии как вида социального обеспечения (В. С. Аракчеев, 2003) Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Правоотношения по обеспечению социальными пенсиями

Порядок и правила обращения за назначением пенсии............................................................................................ Документы, необходимые для назначения пенсии...... Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой....... Перерасчет размера страховой пенсии.........................

Корректировка размера страховой пенсии................. Индексация размера страховой пенсии....................... Перевод с одного вида пенсии на другой...................

Общие правила выплаты пенсий. Выплата сумм, недополученных в связи со смертью пенсионера.................... Основания и сроки приостановления выплаты страховых пенсий...................................................................

Основания прекращения выплаты страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению........................................................................... Наследование средств, накопительной пенсии.......... Основания удержания из страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению..........................................................................

Выплата пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы России. Негосударственное пенсионное обеспечение........... Пособия по социальному обеспечению.....................

Пособие по временной нетрудоспособности.............. Пособие по безработице............................................... Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей...........................................................................

Пособия гражданам, имеющих детей.......................... Компенсационные выплаты гражданам, имеющим детей...................................................................... Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат, ежемесячных денежных выплат ЕДВ и дополнительного материального обеспечения ДМО по системе социального обеспечения....

Компенсационные выплаты......................................... Ежемесячные денежные выплаты ЕДВ по системе социального обеспечения.................................. Медико-социальное обслуживание............................

Медицинское страхование........................................... Социальное обслуживание........................................... Международно-правовое регулирование социального обеспечения...........................................................

Продолжает динамично формироваться новая государствен- ная система социального обеспечения. Данное обстоятельство вы- звало необходимость подготовить настоящее учебное пособие, которое отражает новейшие положения законодательства в области социального обеспечения. В настоящем курсе лекций информативно и доходчиво излага- ется материал по дисциплине «Право социального обеспечения», ко- торый подготовлен в соответствие с учебной программой дисциплины «Право социального обеспечения» ОЧУ ВО «Еврей- ский университет» и состоит из трех частей: 1 общей, 2 особенной и 3 специальной.

В общей части подробно рассмотрено понятие, принципы, пред- мет, метод и система права социального обеспечения, а также си- стема правоотношений, возникающих в социальном обеспечении. В особенной части значительное место уделено практическим особенностям видов и значений трудового стажа, круга лиц, имею- щих право на назначение страховых пенсий по старости, инвалид- ности, по случаю потери кормильца и порядка определения размера пенсий. Обращено внимание на особенности некоторых положений закона о государственном пенсионном обеспечении и социальных пенсий.

Также хорошо представлены вопросы назначения и вы- платы пособий по социальному обеспечению и ежемесячных денеж- ных выплат. В специальной части представлено международно-правовое ре- гулирование социального обеспечения. В пособии раскрываются правовые основы социального обеспе- чения в Российской Федерации, содержание различных видов стра- хования, вопросы, возникающие в связи с определением стажа, назначением и выплатой пенсий, пособий, основы социальной за- щиты отдельных категорий граждан и другие вопросы.

Сформули- рованы основные принципы и понятия новых пенсионных законов. Основная задача настоящего пособия заключается в ознакомлении студентов высших и средних специальных учебных заведений с правовым регулированием отношений по социальному обеспечению в современных условиях. Параллельно с данным пособием стр.

Данное пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но окажет существенную помощь для успешной сдачи экзаменов. Используя данное пособие при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины «Право социального обеспечения». Пособие будет полезно аспирантам, преподавателям юридических ВУЗов и факультетов, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работникам органов социальной защиты и отделений пенсионного фонда, а также широкому кругу граждан, интересующихся социальным обеспечением, для которых в сборник включены перечни различных категорий лиц, пользующихся гарантиями, льготами, компенсациями.

Понятие и система органов социальной защиты населения Социальное обеспечение занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.

Денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически как правило, ежемесячно или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи, — это … Пособия 16. Для зачисления в страховой стаж трудоспособного лица периода его ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшем 80 лет, требуется, чтобы ему предшествовала либо за ним следовала работа … Независимо от её продолжительности — достаточно 1 дня Продолжительностью не менее 3 месяцев Продолжительностью не менее года 17. Для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее … страхового стажа 5 лет 12 лет 15 лет 18.

При рассмотрении оснований выплаты пенсий и заработной платы усматривается и еще одно достаточно серьезное различие. Уже отмечалось, что общество, в том числе организованное на государственном уровне, обязано индивиду, ибо нет первого без последнего.

Общество, утрачивающее интерес к индивиду, перестает быть сообществом цивилизованных сограждан. Общество обязано всем без исключения, а не только тем, кто был или является для него полезным на текущий момент. Поэтому обязанность по выплате пенсии основывается не только на факте участия индивидуума в общественно полезной деятельности. Основание предоставления пенсии предполагает, наряду с оценкой трудового вклада человека, исполнение перед ним встречной обязанности общества за факт своего существования. Под этим углом зрения основание пенсионного обеспечения шире основания выплаты заработной платы, в связи с чем правом на пенсию обладают не только лица, участвующие своим трудом в решении общезначимых задач, но и такие граждане, которые никогда не трудились, их поведение не было социально значимым, а в ряде случаев это поведение было даже наказано в уголовно-правовом порядке [26]. Итак, пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату и является разновидностью существующих в современном обществе платежных денежных обязательств.

Она — не просто платеж, а именно платежное обязательство, которое должно быть исполнено государством. Она устанавливается централизованно и выплачивается исключительно в денежной форме. В отличие от этого оплата труда по письменному заявлению работника может производиться в неденежной форме, за исключением случаев, указанных в ч. Если же работник в процессе наемного труда освобождается от исполнения трудовых обязанностей для исполнения государственных и общественных обязанностей, то ему производится выплата компенсации. Эта компенсация осуществляется государственным органом или общественным объединением и, по своей сути, также является правовой формой оплаты живого труда такого работника. И, наконец, пенсия выплачивается не в виде единовременного платежа, не эпизодически, а только ежемесячно с тем, чтобы служить для нуждающихся граждан постоянным источником средств к существованию.

Конечно, с принятием новых федеральных пенсионных законов и Трудового кодекса РФ вопрос о соотношении понятий «пенсия» и «заработная плата» несколько утратил свою остроту, теоретическую и практическую значимость. На первый взгляд их содержание дает достаточно однозначный ответ: пенсия — это не заработная плата, а лишь ее компенсатор, т. Следовательно, заработная плата во времени всегда предшествует пенсии и служит основой для исчисления размера последней. Поэтому, несмотря на то, что оба рассматриваемых правовых средства являются денежной формой исключительной для пенсии и преимущественной для заработной платы имеющих место в обществе платежных обязательств, они существенно отличаются друг от друга. Но тем не менее считать рассматриваемый вопрос окончательно разрешенным, по нашему мнению, не следует, он продолжает сохранять свое значение, но уже с иной точки зрения. Дело в том, что в обеих из рассматриваемых нормативно закрепленных дефиниций содержится указание на компенсации.

Пенсия предоставляется с целью компенсации заработной платы, а последняя, в свою очередь, включает в себя выплаты компенсационного характера. Мы не будем касаться вопроса об обоснованности включения в понятие заработной платы компенсационных выплат, отметим лишь, что предоставление права на их получение может быть вообще не связано с оценкой количественных и качественных трудовых затрат лиц наемного труда например, коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по компенсации затрат, связанных с проведением оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей, по погашению стоимости коммунальных услуг и т. Считать такого рода платежи заработной платой, несмотря на их формальную к ней принадлежность, было бы не совсем правильным даже потому, что это может привести к нарушению основополагающего принципа правового регулирования оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством. Включение в легальное определение указания о том, что и государственные, и трудовые пенсии предоставляются с целью компенсации заработка или иного дохода, ставит перед исследователями по меньшей мере два вопроса, которые объективно не были предметом обсуждений до момента принятия соответствующих федеральных законов. Прежде всего, любая компенсация предполагает, в какой-то степени, уравновешенное возмещение утраченного, в нашем случае — заработка или дохода. Но любое возмещение имеет определенный верхний предел, ибо компенсация по своему предназначению должна быть соразмерной, эквивалентной утраченному и, во всяком случае, не превышать его размеров.

Разумеется, законодатель это обстоятельство учитывает при установлении пенсий в размерах ниже утраченной заработной платы. Но одновременно им закреплено, что пенсии по возрасту и за выслугу лет назначаются пожизненно ст. Это значит, что в определенных ситуациях размер компенсации в виде пенсии может превышать размеры полученного на день выхода на пенсию заработка. Проиллюстрируем сказанное на следующем примере. Военнослужащий выходит в отставку с учетом льготного исчисления выслуги лет в достаточно молодом или среднем возрасте. Продолжительность получения им пенсии может значительно превышать продолжительность его выслуги лет, и, как следствие, суммарный размер пенсии может, в конечном счете, превысить размер денежного довольствия, которое он получил от государства за весь период своей службы.

Из рассмотренной ситуации видно, что пенсия, выполнив свою компенсационную функцию, продолжает выполнять другую задачу, которая в ее легальном определении не просматривается. Приведем другой, прямо противоположный пример ситуации, имеющей значительно большее распространение в современной нам действительности. С этой целью обратимся к показателям, которые наиболее часто фигурируют на страницах печати для характеристики так называемой социальной обстановки в стране: средняя продолжительность жизни граждан России, их среднемесячная заработная плата, средний размер пенсий и размер тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ [28]. Эти данные необходимы для того, чтобы определить продолжительность срока, в течение которого среднестатистическому пенсионеру будет компенсирован его заработок, перечисленный в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Приведем эти показатели в их абсолютном выражении и сопоставим их на основе простых арифметических действий. Среднемесячная заработная плата в России на октябрь 2002 г.

В среднем, исходя из этих данных, каждый гражданин недополучает в связи с уплатой взносов в Пенсионный фонд ежегодно 12 876 рублей 3700 руб. Полученную сумму умножим для мужчин на 25 лет, то есть на продолжительность требуемого трудового стажа с учетом конвертации — стажа уплаты страховых взносов для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту в полном в нашем случае — среднестатистическом размере. В результате получается, что за этот период 25 лет 12 876 руб. Размер средней пенсии, получаемой в течение одного года, равняется 18 600 рублям. И последняя операция: общую сумму пенсионных отчислений делим на размер ежегодной пенсии, в результате чего приходим к выводу, что среднестатистический пенсионер-мужчина получает полную компенсацию своих страховых отчислений, то есть внесенную в Пенсионный фонд часть своего заработка, лишь по истечении 17 лет 323 тысячи — 18 600 руб. Полагаем, что сопоставление 17-летнего периода, в течение которого происходит компенсация внесенной в Пенсионный фонд в виде страховых платежей заработной платы, со средней продолжительностью жизни мужской части населения нашей страны 57 лет не требует особых комментариев и является наглядным подтверждением тому, как и насколько в действительности трудовая пенсия служит цели компенсации заработной платы застрахованных лиц.

Таким образом, первый из вышеперечисленных примеров свидетельствует, что пенсия выполняет не только цель компенсации денежного довольствия военнослужащих, а второй — о том, что она не достигает той цели, ради которой она существует в качестве специфической правовой формы денежных платежей и обязательств. Понятие пенсии образует не один, а определенный набор признаков. Поэтому для получения более полного представления об этом виде ежемесячной денежной выплаты обратимся к характеристике иных признаков, образующих соответствующее понятие. С учетом того, что большинство из признаков, включаемых в определение пенсий, уже достаточно обстоятельно исследованы в юридической литературе, мы лишь ограничимся высказыванием своего отношения к ним, с одной стороны, и рассмотрим целесообразность их включения в это понятие — с другой. В легальном и во многих определениях пенсий, предлагаемых на страницах юридической печати, содержатся указания на основания их предоставления, каковыми являются возраст старость , выслуга лет как разновидность специального трудового стажа, инвалидность и смерть кормильца [33]. Мы считаем излишним включение этого признака в определение пенсии по двум причинам.

Во-первых, перечисление всех оснований пенсионного обеспечения усложняет соответствующее понятие, лишает его лаконичности. Во-вторых, оно не идентифицирует пенсии как особый вид денежных платежных обязательств потому, что все они основания , вместе взятые, или каждый в отдельности служат основой возникновения иных правоотношений не только в сфере социального обеспечения, но и в других областях правового регулирования. Например, достижение гражданином определенного возраста порождает у него право на пенсию и одновременно право на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания. Аналогичные последствия вытекают и из факта признания гражданина инвалидом, кроме того, если будет установлена причинно-следственная связь между инвалидностью и несчастным случаем на производстве работе , то у гражданина возникнет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью, по нормам гражданского права. С длительной трудовой деятельностью, особенно профессиональной, подлежащей включению в специальный трудовой стаж, в законодательстве связывается возникновение различного рода субъективных прав — это и право на пенсию, и право на установление надбавок к ней, и право пользования ведомственными учреждениями здравоохранения, санаториями, курортами, принадлежащими организациям, и право на получение премий и так называемых стажевых надбавок к заработной плате и др. На основании изложенного мы предлагаем не исключить рассматриваемый признак, а заменить его формулировку на более лаконичную: пенсия устанавливается на основаниях, закрепленных действующим законодательством.

Перечисленные основания пенсионного обеспечения сложились исторически, устойчивы и проверены временем. Но не исключена возможность их изменения, в сторону как сокращения, так и увеличения, но от этого не должна страдать стабильность дефиниции, иначе с изменением правовой политики всякий раз вслед за изменениями в законодательстве возникнет необходимость в изменении родового понятия пенсии. Например, в настоящее время число указанных оснований пополнилось договором с негосударственными пенсионными фондами, в связи с чем предлагаемые ранее и существующие в законодательстве и современной юридической литературе определения оказались неполными. Этого недостатка можно будет избежать и не «подправлять» базовую категорию пенсионного права, если наше предложение будет воспринято в научном мире и нормотворцем, ведущим в последние годы большую работу по новации этого элемента права социального обеспечения. В этом отношении более предпочтительным представляется легальное определение трудовых пенсий, которое не перегружено перечислением категорий пенсионеров, оснований и условий, порождающих право на получение пенсии, что имеет место в определении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Последнее определение вряд ли с полным основанием можно рассматривать в качестве дефиниции от латинского definitio — краткое определение , отражающей наиболее существенные признаки предмета или явления, так как таким качеством оно не обладает.

Легальное закрепление главной цели пенсионного обеспечения и, одновременно с этим, его основного содержания, отражающего сущность пенсии как исполнения обязательства по компенсации заработка или дохода гражданина, имеет неоспоримое значение для дальнейшего совершенствования законодательства и развития научной мысли. Разумеется, на настоящий момент мы еще не располагаем исследованиями специалистов-теоретиков по этому вопросу, но, тем не менее, соответствующие взгляды ученых прошлых лет могут быть весьма интересными и полезными для современных ученых. В связи с этим отметим, что хотя в советской юридической литературе этот вопрос и не ставился прямо в такой плоскости, но, тем не менее, в предлагаемых определениях понятия «пенсия» он так или иначе находил свое отражение. В одних исследованиях соответствующий признак проявляется через один из принципов права социального обеспечения, который формулировался учеными по-разному — от обеспечения в размерах, соответствующих уровню удовлетворения потребностей граждан, сложившемуся на данном этапе развития общества [34] , до высокого уровня пенсионного обеспечения [35]. В других — он включается непосредственно в определение пенсий, но так же, как и соответствующий принцип, формулируется различно. Например, в определении пенсии, предлагаемом В.

Шайхатдиновым, содержится указание на то, что пенсия является источником средств существования пенсионера [36]. Зайкин, М. Федорова уточняют это указание и считают, что пенсия — это не простой и любой источник средств существования пенсионеров, а именно основной источник средств к их жизнесуществованию [37]. В отдельных исследованиях [38] , в частности в более поздних работах В. Андреева, [39] говорится о том, что пенсия — это платеж, носящий характер содержания. Однако при дальнейшем изложении вопроса этот признак рассматривался им не в качестве самостоятельного элемента понятия пенсии, а через характеристику иных признаков, таких как связь размеров пенсий с заработком гражданина и ее гарантированные минимальные пределы, что выплата пенсий осуществляется за счет средств специально созданных финансовых структур, имеющих строго целевое назначение, что пенсия, как и все социальное обеспечение, является выплатой алиментарного характера.

В результате термин «содержание человека», ради чего собственно, создавалось и существует пенсионное право и законодательство, ни в одном нормативном акте в любом качестве будь то цели и задачи, способ обеспечения или элемент понятийного аппарата не фигурирует.

Так в п. В этот стаж засчитывается суммарная продолжительность периодов работы, определенных в отдельных пунктах и подпунктах ст. Проанализировав содержание данных статей, можно сделать вывод, что специальный трудовой стаж — это продолжительность работы в определенных условиях труда тяжелых, вредных и т. Специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, а также стаж в связи с определенными природно-климатическими условиями является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по старости на льготных основаниях. Наличие данного специального стажа установленной продолжительности с учетом или без учета общего трудового стажа приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию. В Законе от 17. Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий: - выполнение этой работы или иной деятельности на территории РФ; - уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Если же работа или иная деятельность протекала за пределами РФ, то они включаются в страховой стаж только в случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Причем все вышеперечисленные периоды засчитываются в страховой стаж при обязательном условии — им должна предшествовать либо за ними следовать работа независимо от ее продолжительности — достаточно 1 дня. В Общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав застрахованных лиц то есть при определении размера страховой части трудовой пенсии включаются следующие периоды п. Отличия страхового стажа от общего трудового стажа: Основные отличия страхового стажа от общего трудового стажа заключаются в следующем: 1. Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа. Порядок исчисления страхового стажа: Основные положения порядка исчисления страхового стажа изложены в ст. Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, то есть только в календарном порядке без применения льготного исчисления , а при совпадении по времени нескольких периодов например, работа и одновременный уход за ребенком-инвалидом , учитывается один из таких периодов. Льготный порядок исчисления страхового стажа предусмотрен только для двух категорий: работников, отработавших полный навигационный период и работников сезонных отраслей промышленности, отработавших в течение полного сезона. Им при подсчете страхового, общего трудового и специального стажа эти периоды исчисляются в льготном порядке: полный навигационный период на водном транспорте или полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности — за 1 год работы.

Право социального обеспечения (Синергия) Ответы на тест 2023

Пенсионное право России. Понятие пенсии как вида социального обеспечения (Виктор Аракчеев, ) В исследованном зарубежном законодательстве отсутствуют общие нор-мы, прямо предусматривающие возможность или невозможность уменьшения уровня пенсионного обеспечения путем изменения порядка исчисления страхо-вого (трудового) стажа.
Пенсионное право России это самостоятельная и важная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере материального обеспечения граждан.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления.
Право социального обеспечения В России существует несколько видов социальных пенсий, эти выплаты получают около четырех миллионов человек. «Рамблер» узнал, какие еще виды пенсий выплачивают в России, и выяснил условия их назначения.
Пенсионное и социальное обеспечение СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ.1 Понятие и виды социальных пенсий. Как уже было сказано ранее, социальное обеспечение является важным для любого общества как с материальной, так и с моральной точки зрения.

Понятие и система органов социальной защиты населения.

26% от фонда оплаты труда, в том числе 20% - на пенсионное обеспечение. Эти деньги делятся на три части и идут на формирование трудовой пенсии. 1. Социальное обеспечение можно охарактеризовать как ::ответы:: 2. Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является ::ответы:: 3. На территории. В данной статье мы расскажем о том, что такое социальная пенсия, сколько на 2023 – 2024 год составляют социальные выплаты в Москве и России, и как ее получить. имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца независимо от наличия или отсутствия источника средств к существованию. Основные положения порядка исчисления страхового стажа изложены в Федерального Закона «О страховых пенсиях». Размеры пенсий всегда ниже[22] заработной платы и, как правило, устанавливаются в процентном к ней отношении. Это свидетельствует о примате оплаты труда над пенсией и одновременно о различных основании и цели их установления. изучение категории граждан, имеющих право на получение социальных пенсий; - рассмотрение порядка исчисления размеров социальных пенсий.

Лекция «Виды и формы социального обеспечения»

Социальное пенсионное обеспечение имеет свои признаки, которые можно разделить на общие и специфические. Общие признаки социального пенсионного обеспечения. Пенсия является денежной выплатой, которую получают граждане, имеющие на это право. общий принцип гуманитарной помощи для граждан. общую, особенную и специальную часть права социального обеспечения. Социальное обеспечение можно охарактеризовать как. это обобщающее понятие, совокупность предоставляемых материальных благ, которые являются различными видами социального обеспечения. • Все виды социального обеспечения можно разделить на две группы. Социальное обеспечение можно охарактеризовать как порядок исчисления пенсий, пособий, льгот и выплат некоторым категориям граждан. форму распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий