Социализация прекращается с выходом человека на пенсию

Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого. До сих пор широко распространён подход, согласно которому социализация распространяется на периоды детства, отрочества, юности. В статье рассмотрены основные особенности процесса социализации пенсионеров, разработаны рекомендации по улучшению процесса социализации в современном обществе. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию).

Социальная адаптация пожилых граждан к статусу пенсионера

С 1913 г. В деревне нет ни радио, ни телевидения, ни телефона, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунктах это все есть. В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в психологической литературе называют социализацией. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Существует очень много «авторских» определений понятия социализации. Например, согласно А. Реану, социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Бронфенбреннер: социализация — совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Шибутани: социализация — процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Согласно наиболее распространенному определению, социализация — это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Парсонс др. В частности, Г.

Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, то есть социализации. В работах Т. Парсонса процесс объясняется несколько иначе. Он полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них. Если взять общую схему социализации, то можно сделать вывод, что в основе теорий лежат классическая формула бихевиоризма «S-R» и теория Л. Выготского об интериоризации внешнего опыта превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Социальные условия развития личности.

Понятие социальной ситуации развития личности. Формирование и развитие личности определяется совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность всегда продукт своей эпохи и жизни страны. В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни — комплекс взаимодействующих обстоятельств экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и т. В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребностей, социальные инстанции, СМИ и сами люди, объединенные в различные общества. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляют т. С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономической, правовой и политической позиции, рода занятий, образования и т.

Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение материального и культурного уровня жизни семьи, то это непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В этом случае создается жизненный стереотип того или и. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преимущественно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, то есть через подражание взрослым в раннем детстве. Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следующую структуру: 1 содержание т. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры , с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации в которой она оказывается: материальных условий или, например, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может лишь внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонений от правил игры, предписываемых норм придется платить. Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т.

Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общих взглядов. Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. Семья как важнейший микрофактор социализации личности Семья является важнейшим институтом социализации личности. Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Кроме того, при рассмотрении содержания социализации большую роль играет и локус контроля лат. Существует два крайних типа данного понятия, предложенного американским психологом Д.

Культурная социализация Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка.

Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе дискриминации и способах справляться с ними [ Aldoney D. Репрессивная социализация Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения. Партисипативная социализация Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение. Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс. Теории социализации В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации.

О них и пойдет речь далее. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми. Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке. Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.

По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [ Rousseau N. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал. Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается в первую очередь родителям , имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа. Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители.

Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом [ Mead G. По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [ Белик А. Их формирование происходит в детском возрасте. Ид — бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго или социальное сознание развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, то есть через социализацию.

Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им. По мнению Фрейда, цель Супер-эго — улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений. Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [ Freud S. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует [ Erikson E. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним прикосновения, слушание, видение. Вторая стадия — предоперационная 2-7 лет. Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов.

Однако процесс старения - это естественный природный процесс, закономерность раз-вития не только человека, но и всего социума. Степень участия пожилых людей в структуре общества и государства - это один из показателей старения общества, он обычно представ-лен в процентах. Следует заметить, что людьми старшего возраста принято считать лиц 60 -65 лет. Если началом старости считать 65 лет, то, по данным ООН, возрастную градацию насе-ления можно обозначить четырьмя фазами. События последних лет и статистика заставляют ломать установленные рамки и требуют внести в таблицы еще одну фазу - глубокой демографической старости. Дело в том, что во многих странах доля пожилых людей в возрасте 60-ти лет и старше давно превысила установленные 10 процентов! Какова же ситуация в России? Последние исследования подтверждают неблагоприятную демографическую тенденцию. С одной стороны, происходит сокращение численности российского населения, с другой - стремительное его старение.

Если сравнить статистические данные 60-летней давности, то доля пожилых людей в социальной структуре российского общества сегодня увеличилась в три раза, тогда как число детей за этот же период уменьшилось вдвое. Если принять во внимание классификацию ООН, то Россия принадлежит к категории «старых» государств. И это верно, потому что каждый пятый житель нашей страны относится к пожилым людям, а в некоторых областях пожилое население составляет почти треть. Ну а если наша страна попала в категорию «старых», есть смысл пересмотреть на государственном уровне те направления деятельности, которые напрямую связаны с профилактической работой, с социальной работой в соответствующих возрастных группах. Многие пожилые люди очень болезненно переживают выход на пенсию, они не хотят смириться с вынужденным бездельем. Фразы «заслуженный отдых», «отдыхайте, вы это заслужили» часто трактуется - «уходите прочь, без вас обойдемся». Поэтому выход на пенсию стоит воспринимать как возможность заняться чем-то интересным, на что всегда не хватало времени: внуками, цветочными клумбами, творчеством - от вязания до пения в хоре. Социальная активность пожилых людей для общества неоценима. Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации.

В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно. Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями. Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество. Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике. Особенностью социальной адаптации является то, что субъект социальной адаптации не только приспосабливается к данным природным и социальным условиям, но и изменяет, приспосабливает к себе эти условия, преобразует свою реальность в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования и деятельности человека. Трансформационные процессы во всех сферах российского общества изменили образ жизни всего населения, существенно увеличили адаптационную нагрузку всех социальных групп. Значительное увеличение доли пожилых людей в составе населения остро ставит вопрос о том, как проходит процесс их адаптации к современным российским условиям, какие факторы и в какой степени определяют данный процесс. В связи с этим исследования, касающиеся социальной адаптации людей пожилого возраста, становятся все более актуальным направлением современной социологии. Понимание обществом специфики протекания процесса старения, включенности пожилых людей в общественные отношения, применения их опыта и профессионализма в социальной практике является одним из условий успешных взаимоотношений между представителями различных поколений.

Адаптационные стратегии пожилых людей и их формирование зависят от системы социокультурных норм, правил, ценностей, обычаев, традиций, сложившихся в данном обществе, и в процессе социальной деятельности индивиды группы людей воспроизводят характерные для данного общества практики, которые общепризнаны, привычны, стали образцом в результате многочисленного повторения и одобрения представителями различных поколений. В условиях нестабильности и неопределенности развития социальных отношений и со-циальной реальности в целом адаптационные стратегии и адаптивные возможности индиви-дов в основном зависят от наличия или отсутствия адаптационных ресурсов и накопленного социального капитала. На успешность социальной адаптации, на социальное поведение пожилого человека большое влияние оказывает то, как общество относится к старшему поколению, какие в нем существуют взгляды, мнения, стереотипы старости. Стереотип старости - это образ старости и отражение положения пожилых людей в общественном сознании: в обыденных представлениях людей, в средствах массовой информации и т. Существует два стереотипа старости: негативный, когда старость рассматривается как немощность, соответственно бесполезность, и позитивный: старость - мудрость, опыт, духовное богатство, важный ресурс общественного развития. Мы придерживаемся того мнения, что старость следует рассматривать как продолжаю-щееся движение человека вперед, как развитие, а не закат жизни. Старость представляет со-бой очередной этап развития человека.

Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. В отечественной социальной психологии развивался социологический подход. Примером социологического подхода является точка зрения Г. Андреевой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Социализация, или Как стать человеком, а не Маугли

Социализация – это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Социализация – это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями.

Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни ещё и тем, что роли пожилых людей чётко не определены. Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Лигостаев Александр Георгиевич

Социологи называют этот процесс социализацией личности, его переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Статус пожилых людей в современном обществе зависит от множества факторов: уровня образования, семейного положения, размера дохода, места жительства, места, занимаемого в социально-профессиональной структуре до выхода на пенсию и т.д. 2. Социализация человека на различных возрастных этапах и их учет в социально-педагогической работе специалиста. 3. Социализация, десоциализация и ресоциализация в обеспечении исправления человека в центре воспитания. Темы для докладов и рефератов. Раскройте суть понятия «социализация личности». Аргументируйте утверждение: « социализация прекращается с выходом человека на пенсию.». Агенты социализации – это люди, которые на данном жизненном этапе отвечают за обучение индивида. Институты социализации – различные учреждения, которые оказывают влияние на направление социального развития человека.

Мнение пожилых людей о проблемах, связанных с выходом на пенсию

Иногда авторы говорят о том, что проблема пожилого возраста в настоящее время — это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных социально-организованных форм социализации пожилых людей, адаптации к старости. До сих пор широко распространён подход, согласно которому социализация распространяется на периоды детства, отрочества, юности. Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Выход на пенсию изменяет роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Стадии социализации

У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки.

Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет. В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается. Какой бывает социализация человека: формы Важно знать, в каких формах бывает социализация человека. Вообще, выделяется две основные. Формирование личности осуществляется стихийно, когда на человека воздействует ближайшая социальная среда. Тогда у человека появляются определенные качества. Потому она и является стихийной.

При этом окружением являются родственники, друзья и коллеги. В этом случае предусматривается специальная методика воздействия, то есть людям специально привязываются какие-то ценности и качества, которые важны для общества. В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе. Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека. Какие факторы социализации человека известны? Факторы социализации Существуют определенные факторы, с помощью которых проходит социализация человека.

Они делятся на несколько больших групп. Давайте поговорим о каждой подробно. Макрофакторы Они оказывают влияние либо на все человечество, либо на какую-то его большую часть. К примеру, это общество в пределах одной страны. То есть, макрофакторами можно назвать Вселенную, космос, планету, все человеческое общество и, конечно, страну. Например, отдельное государство имеет свои законы, моральные нормы и устои. У каждого из них они отличаются. Кроме того, на общество в целом могут влиять экологические, демографические, экономические и военно-политические проблемы. Мезофакторы В данном случае имеются ввиду условия внутри групп, которые объединены, например, по национальности, месту проживания, объединенные посредством определенного средства коммуникации.

Этнические особенности, касающиеся социализации, могут быть ментальными или духовными, а также жизненно важными и касаться, к примеру, здоровья или физического развития. Что касается места проживания, то это может быть отдельный город или село. То есть, в пределах одного населенного пункта проживает конкретное общества. Потребность в общении заставляет нас пользоваться средствами массовой коммуникации. С их помощью люди образовывают конкретные группы, которые помогают развиваться и вливаться в общество. Микрофакторы К таковым относятся небольшие группы людей, например, это может быть семья, рабочий коллектив или класс в школе. Так, в процессе жизни человеку приходится проходить через несколько различных институтов социализации. Как фобии мешают социализации человека? Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен.

При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия. Это ничто иное, как боязнь общества. Соответственно, когда человек попадает в любой коллектив, то ему становится дискомфортно. Есть и другие фобии. К примеру, демофобия является боязнью толпы, а антрофобия является общим понятием боязни людей. В последнем случае человеку плохо даже не то что в обществе нескольких людей, но даже один человек уже вызывает не лучшие эмоции. Каждая из этих фобий может привести к тому, что социализация человека будет проходить с проблемами. Он закроется и постепенно растеряет все навыки общения.

Для него любой выход в общественное место будет считаться большой проблемой, но вот только без общения полноценно жить не получается. Так, каждый человек не должен бояться выражать собственное мнение и негатив, который может быть в итоге на него оказан.

Эриксон, автор теории стадиального формирования психосоциальной группой идентичности, выделил восемь стадий развития личности на протяжении всей жизни, для каждой из которых сформулирована своя задача. Восьмую стадию старость ученый подразделяет еще на четыре: 1 пожилой предпенсионный возраст, 2 период выхода на пенсию, 3 период стабильной старости, 4 долгожительство.

Это разбиение на возрастные стадии условно и может дифференцироваться и уточняться в процессе развития общества. Согласно его кризисной теории личность проходит по жизни восемь психофизиологических и социальных кризисов. Переход в новую стадию своего качественного развития сопровождается изменением социальной среды, а соответственно новыми требованиями и установками. Это требует от личности усилий и работы над собой для усвоения новых правил жизни, идет осмысление и переделывание себя под условия социальной среды с целью полноценной идентификации с новым окружением для дальнейшей самореализации.

В нашем подходе к периоду социализации старшего поколения при изучении процесса старения учитываются социальные характеристики личности до наступления пенсионного возраста, что необходимо для анализа ее стартовых возможностей и успешной адаптации к новым социальным условиям жизни после выхода на пенсию. Поэтому, вслед за Э. Эриксоном, временной отрезок позднего зрелого возраста от 50 лет и старше мы делим на следующие стадии: 1 ранняя старость, которой соответствует поздний зрелый возраст от 50 до 60 лет; 2 стадия средней старости — ранний пенсионный возраст от 60 до 70 лет; 3 стадия поздней старости — зрелый пенсионный возраст от 70 до 90 лет; 4 стадия долгожителей — поздний пенсионный возраст от 90 лет и старше. В рамках социологического подхода нам предстоит выяснить, какие факторы влияют на успешность социализации зрелой личности при переходе в статус пенсионера.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В соответствии со ст. Так ли это на самом деле?

Состояние политической системы, уровень реальной демократии в обществе влияют на курс выбранной стратегии во внутренней и внешней политике государства. При многопартийной системе важно, какой вектор социальной направленности в отношении лиц старшего возраста будет приоритетным: сохранение или негласное уничтожение. Если учесть, что в результате последних выборов партия «Единая Россия» набрала большинство голосов в Государственной думе, она будет определять основные направления социально-экономического развития страны. Если акцент будет сделан на экономический рост страны с восстановлением ее мирового значения, это повлечет за собой восстановление государственного сектора экономики, даст выход из финансового кризиса, появится возможность к восстановлению и созданию производственной инфраструктуры, поднятию сельского хозяйства, открытию рабочих мест не только для молодежи, но и для желающих и способных к труду пенсионеров.

При этом удастся возродить социальную значимость их опыта для молодого поколения, сберечь от разрушения духовное национальное единство, исторически созданную национальную самобытность и целостность России от внешнего воздействия. При другом акценте, ориентированном на создание государства благоденствия для избранных, где государством управляют банки, мы можем потерять не только старшее поколение, но и Россию вообще. Состояние экономики влияет на уровень материальной обеспеченности, определяющей готовность к переходу в пожилой возраст. Экономическое благополучие общества, семьи, отдельной личности — это гарантии достойного уровня жизни старшей возрастной группы.

Проанализируем, насколько пенсионное обеспечение является гарантом спокойствия и благополучия на завершающем этапе жизни. По данным Пенсионного фонда РФ по Свердловской области общая численность пенсионеров неуклонно растет с 1 207 120 чел. По заявлению главы государства, главной задачей в отношении материального обеспечения лиц пенсионного возраста является задача увеличения минимального размера пенсии до прожиточного минимума. Чем хорош данный показатель?

Государство использует величину прожиточного минимума черта бедности для оценки уровня жизни населения с целью оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, чей среднедушевой доход ниже данного критерия. На 01. Надо заметить, что при расчете пенсий в развитых странах при расчете пенсии учитываются значительный процент страховой части, добровольно-накопительная часть, сделанная будущим пенсионером, и государственный вклад в размере гарантированного прожиточного минимума. В России при расчете пенсии по новому пенсионному законодательству учитываются пенсионный капитал, рассчитанный с учетом стажа и заработка до пенсионной реформы, страховая часть работника, накопленная за счет страховых взносов с 01.

Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития.

Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология изучение старения живых организмов, в т.

Социализация — это активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей. Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в... С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства.

Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с позиций которого стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Однако, реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, который учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет.

Вследствие этого можно выделить — первичную, — маргинальную, — устойчивую социализацию, а также — стадию, обусловленную необходимостью адаптации к новой ситуации, например в связи с выходом человека на пенсию и другими обстоятельствами. Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждениям З. Фрейда, распадается на оральную от рождения до 2 лет , когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную от 2 до 3 лет , в течение которой ребенку прививают навыки гигиены.

По мнению З. Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую от 4 до 5 лет. На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола.

Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом у мальчиков и комплексом Электры у девочек. Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристик формируются на этих стадиях.

В то же время, учитывая роль бессознательного в процессе социализации личности, нельзя забывать, что решающее значение здесь имеют процессы познания и овладения ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. В качестве подтверждения названных факторов можно привести пример семьи, где родились девочки-близняшки. Одна из них, появившаяся на свет на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими последствиями.

К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе и по уходу за младшей сестрой. Маргинальная промежуточная, псевдоустойчивая социализация — социализация подростка. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности.

Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни. Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.

Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковую религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах.

Совершенно по особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности , то есть стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т. Человек может внешне демонстрировать свою социализированность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированности личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентичность групповая и общечеловеческая.

Виды отклоняющегося поведения...

Отечественная психология, видя в человеке существо биосоциальное, придает решающее значение в социализации личности социальным факторам. Все внутреннее проявляется и реализуется только посредством внешнего — материального и социального.

Социальные факторы принято разделять на макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности, в том числе качество жизни, определяемое состоянием экономики, экологическую обстановку, наличие экстремальных и иных социальных обстоятельств. Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации личности, обусловленные её проживанием в составе больших социальных общностей. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

К макрофакторам относится также культура как система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую еда, сон, отдых и т. Мезофакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные её проживанием в составе общностей средней величины.

К ним относится этнос нация исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей обладающая единым языком, общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием, то есть сознанием своего единства и отличия от других. Принадлежность к той или иной нации, её традиции во многом определяет специфику социализации личности. Оказывают влияние на процесс социализации человека и ретиональные условия его проживания, которые зависят от конкретной части страны, где он живет, и вносят свою специфику в его образ жизни, обычаи, привычки, традиции.

При анализе процесса социализации нельзя не учитывать социально-экономические различия города и деревни, поэтому тип поселения село, поселок, город-мегаполис также придает определенное своеобразие социализации людей, в них проживающих. Микрофакторы — это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах семье, трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении и т. Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, оказывают воздействие на личность на всех стадиях её социализации.

Такое воздействие осуществляется или непосредственно например, через средства массовой информации , или через группу, к которой принадлежит человек, через её нормы и ценности. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. На дотрудовой стадии социализации её институтами являются семья и дошкольные детские учреждения.

Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации.

Бесплатые презентации Powerpoint

  • Лекция 8(социализация) — Стр 2
  • Интегрированный урок "Социализация личности". й класс
  • Социализация прекращается с выходом человека на пенсию эссе
  • Мнение пожилых людей о проблемах, связанных с выходом на пенсию

Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире

Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствие выхода человека на пенсию. Обычно процесс социализации никогда не прекращается и протекает на протяжении всей жизни человека. Однако чаще всего его относят к периоду раннего становление в детском и юношеском возрасте. Социализация личности как психологическая проблема. Раскройте суть понятия «социализация личности». Выскажите свое мнение по поводу данного утверждения: « социализация прекращается с выходом человека на пенсию.» Раскройте роль СМИ в процессе социализации подростка. Он напомнил, что с выходом на пенсию у многих появляется время пожить именно для себя, но на пути к счастью встает неуверенность в себе и страх перед общением с незнакомцами. «Работа с любыми страхами строится на постепенном привыкании к ситуации. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Особенности социализации людей старшего возраста (пожилых)

Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.

В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковую религию, культуру, социальное положение.

Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах. Совершенно по особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов.

Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств. Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности , то есть стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т.

Человек может внешне демонстрировать свою социализированность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированности личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентичность групповая и общечеловеческая. Виды отклоняющегося поведения...

Кравченко, 1998. ГЛАВА 2. Множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том...

Главным критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности. Основная цель социализации личности заключается в удовлетворении «потребности в самореализации» А. Маслоу и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.

В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я». Однако, если опираться на мнение Э. Фромма, то актуализация «Я», раскрытие потенциалов личности, ее возможностей возможны только при настоящей демократии.

В тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях возможны такие формы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм. Мазохизм — стремление к подчинению, моральное унижение.

Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других. Деструкция — один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э.

Фромм, разрушение мира для человека — последняя, отчаянная попытка в их противоборстве. Конформизм от лат conformis — подобный в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота, подмену истинной личности псевдоличностью отсутствие собственных позиций, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» «массовый» человек «человек организации» , «извне автоматически ориентированная личность».

Автором данной концепции является Г. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира сугубо потребительская ориентация, унификация «Я» приведение «Я» к единой системе, единообразие. Лекция 8 социализация — Стр 2 2.

Понятие асоциализации, десоциализации и ресоциализации личности. Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи. Если сущность процесса социализации в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей и ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые приводят к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация». Социальная дезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания бродяжничество , ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Очень близким является понятие «десоциализация», которое означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние стихийное или целенаправленное отрицательной микросреды — дворовая компания сверстников, преступной группы и т. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает иную грань этого процесса.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную. Первичная социализация Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация — самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя.

А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы. Рекомендуем: В чем выражается боязнь ветра и как ее побороть?

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы.

В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы. В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение.

Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации. Вторичная или повторная социализация Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу.

Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог.

Эти группы неодинаковы по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для пожилых людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности мотивационных составляющих; наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологической адаптации и связанный с этим психологический дискомфорт. Для представителей второй группы на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода. Методологическая неопределенность понятия адаптация требует его более подробного описания. Тот смысл, в котором термин адаптация используется в современной психологии, восходит к общеупотребительному латинскому adaptio — приспособление. Однако предложенные различными психологическими школами определения адаптации отличаются друг от друга.

С точки зрения социальной психологии, помимо биологической адаптации у человека вырабатывается адаптация, основанная, прежде всего, на перестройке социальных отношений между людьми: социально-политических, морально-психологических, экономических и демографических. Такого рода приспособление можно назвать социальной адаптацией, так как в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде. Иными словами, в основе социальной адаптации лежит соотношение индивида и социальной среды. При этом социальная адаптация определяется как индивидуально-групповой процесс. Его функциональное назначение — отражение межличностных связей и отношений в процессе жизнедеятельности людей с позиции самосохранения как личности, так и среды; установление соответствия между потребностями ценностные ориентиры личности и возможностями среды. Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М. Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу и как общество приспосабливает старых людей к себе. Некоторые авторы называют старость "возрастом плохой адаптации", которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке».

Панина , изучая проблемы адаптации пожилых людей к статусу пенсионера при помощи личностно-ролевого подхода, предположила, что социальная адаптация пожилых заключается в освоении ими ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется двумя компонентами: социальным — ролями, соотносящимися с данным статусом нормативные модели поведения , и личностным — деятельностью индивида по выполнению этих ролей. Роли, соотносящиеся с данным статусом нормативные модели поведения , зависят от конвенциональных ожиданий, т. Изменяются не только нормативные параметры ролей, но и сам круг определенных ролей, соотносящихся с данным возрастом и социальным статусом. На уровень конвенциональных ожиданий, предъявляемых к роли в социальной микросреде, оказывают влияние общекультурные нормы и ценности, характерные для конкретной общественной системы, а также нормы и требования малых социальных групп коллектива, семьи, групп общения. В период, когда статус индивида стабилен, ожидания в большинстве случаев приведены в соответствие с результатами деятельности — индивид находится в состоянии психосоциального баланса — адаптивности. При изменении статуса может наблюдаться дезадаптация. Рассматривая процесс подготовки индивидов к усвоению или оставлению ролей, нужно иметь в виду, что принятие на каждом этапе жизненного пути новых и оставление старых ролей, равно как и адаптация к изменению их содержания и соотношения, требуют от индивида соответствующей подготовки, т.

При этом ролевую определенность можно рассматривать только в качестве фактора адаптации, поскольку ее значение для успешности ориентации в социальном пространстве довольно велико. Таким образом, ролевая адаптация является только одной из составляющих социальной адаптации личности.

Социальная адаптация пожилых граждан к статусу пенсионера

Социализация для молодых, физически крепких является процессом накопления знаний, навыков, жизненного опыта для предстоящей отдачи при вхождении в самостоятельную взрослую жизнь. В отличие от них старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, являющееся хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема приспособления и принятия норм и требований, предъявляемых рыночной экономикой, идущей вразрез с установками и правилами поведения, выработанными в ходе социализации этих людей на предыдущих ее этапах. Поэтому в обществе складывается стереотип старшего поколения, не способного в полную силу участвовать в трудовой деятельности, активно вступать в общественные отношения с другими социальными слоями общества и его социальными институтами и влиять на ход развития общественных процессов. В этой связи некоторые ученые А. Петровский, Н. Андренкова , занимающиеся проблемой социализации личности, изучая временные ее периоды и качественные признаки ее разных этапов, не рассматривают процесс социализации лиц старшего возраста. Андреенкова считает, что «социализация индивида как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для устойчивой интернализации комплекса норм, ролей, для выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т. Другие специалисты Г. Андреева, А.

Гилинский, И. Солодовникова, В. Соколова акцентируют свое внимание на социализации лиц старшего возраста, выделяя наряду с дотрудовым трудовой и послетрудовой этапы. Последний этап представители данного подхода называют также десоциализацией, считая его с момента прекращения трудовой деятельности. Сущность этого этапа авторы видят в том, что в этот период наблюдается свертывание выполняемых социальных функций и переход в пенсионный статус [см. Среди российских ученых делается попытка анализа социализации на послетрудовом этапе как позитивного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, отмечают среди лиц старшего поколения совпадение наступления пенсионного возраста с наивысшим уровнем профессионализма и опыта Л. Солдатова, Д. Владимирова, М.

Елютина, М. Краснова, Н. Ковалева и др. В отличие от рассмотренных позиций, американский психолог Э. Эриксон, автор теории стадиального формирования психосоциальной группой идентичности, выделил восемь стадий развития личности на протяжении всей жизни, для каждой из которых сформулирована своя задача. Восьмую стадию старость ученый подразделяет еще на четыре: 1 пожилой предпенсионный возраст, 2 период выхода на пенсию, 3 период стабильной старости, 4 долгожительство. Это разбиение на возрастные стадии условно и может дифференцироваться и уточняться в процессе развития общества. Согласно его кризисной теории личность проходит по жизни восемь психофизиологических и социальных кризисов. Переход в новую стадию своего качественного развития сопровождается изменением социальной среды, а соответственно новыми требованиями и установками.

Это требует от личности усилий и работы над собой для усвоения новых правил жизни, идет осмысление и переделывание себя под условия социальной среды с целью полноценной идентификации с новым окружением для дальнейшей самореализации. В нашем подходе к периоду социализации старшего поколения при изучении процесса старения учитываются социальные характеристики личности до наступления пенсионного возраста, что необходимо для анализа ее стартовых возможностей и успешной адаптации к новым социальным условиям жизни после выхода на пенсию.

В экстремальной ситуации взросление наступает рано, в спокойное время растягивается.

Верхняя граница обозначена выходом на пенсию - 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин. Главный критерий зрелости: самостоятельность. Умение распоряжаться деньгами независимо от других,Самостоятельность в выборе образа жизни.

Проживание независимо от родителей. Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение большого количества социальных ролей в реальной жизни. Зрелость - самый активный творческий возраст.

Старость - это период человеческой жизни, который наступает после зрелого возраста и делится на несколько циклов: до 71 года - преклонный возраст; с 71 года до 90 - старческий; возраст человека свыше 90 лет принять считать возрастом долгожительства. Старость - это физическое состояние, для которого характерно постепенное угасание всех жизненных функций. Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями.

Прежде всего и самое главное — пожилых ждет выход на пенсию. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.

Стадии социализации по А. В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено огромное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью.

Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии, в отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве, остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы. На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации.

Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах.

Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.

Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека.

Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивно-активной позиции индивида. Пассивной - когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношении; активной - когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивной - когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения. Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз.

Факторы социализации. Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три — это макрофакторы космос, планета, страна, общество, государство , мезофакторы этнос, тип поселения, СМИ и микрофакторы семья, группы сверстников, организации.

Механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Тарду 1843-1904 существуют следующие механизмы социализации: - Закон подражания повторения : дети подражают взрослым, подчиненные — руководителям.

Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль. Сорокину механизмами социализации являются: 1 имитация; 2 идентификация осознание принадлежности к той или иной общности ; 3 стыд индивидуальный контроль ; 4 вина социальный контроль. Также выделяют следующие группы механизмов социализации: 1.

Социально-психологические механизмы- Импринтинг запечатление — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Тема 12. Социальная установка Цель:сформировать представления студентов о сущности и роли социальных установок в регуляции поведения личности и возможности их изменения. Формы изучения:лекция, практическое, СРС Основные понятия:аттитюд, сет, социальная установка, предрассудок, убеждение, диспозиция, роль, социальный сценарии, стереотип.

План Лекции 1. Исследования социальной установки в общей психологии 2. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии 3. Иерархическая структура диспозиций личности 4.

Изменение социальных установок Тезисы лекции Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии Дэвис, 1972. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин "аттитюд", который в литературе на русском языке переводится либо как "социальная установка", либо употребляется как калька с английского без перевода "аттитюд". Эту оговорку необходимо сделать потому, что для термина "установка" в том смысле, который ему придавался в школе Д. Узнадзе существует другое обозначение в английском языке — "set".

В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода: 1 от введения этого термина в 1918 г. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при "встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для того чтобы теперь нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек рис. Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения.

Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу Магун, 1983. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок.

Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Ядов Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации — бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений. В бихевиористски ориентированной социальной психологии исследования социальных установок К. Ховланда в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки.

Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии "включения" социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному "подкреплению".

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайдер, Т.

Эти люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность "через силу" - постоянная подпитка внешними действиями.

Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил.

Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда с переносом этого отношения на весь мир. Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и презирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств.

Люди этого типа хорошо осознают факты старения, но они не завидуют молодым. Они не бунтуют против собственной старости, а лишь безропотно принимают все, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий