Результаты реализации национальных проектов на 2024 год

Описание целей, которые заложены в национальные проекты Российской Федерации до 2024 года. А также раскладка по цифрам бюджета, который предусмотрен на их реализацию. Президент России Владимир Путин заявил, что на реализацию нацпроектов до 2024 года будет выделена рекордная сумма – 28 трлн рублей. На днях проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов поступит на рассмотрение в Госдуму.

Инфографика по Национальным проектам

Пять лет — не предел Подходит к концу 2023 г. Согласно результатам опроса, за последние три года выросли средний уровень знания о нацпроектах и заметность вклада государства в реализацию отдельных направлений по ним. Другими словами, за непродолжительный период времени национальные проекты стали ближе и понятнее большинству россиян, о чем также свидетельствует общественный запрос на продолжение их реализации. Какие нацпроекты у россиян на слуху?

Необходимо привлечение дополнительных сотрудников необходимой квалификации, которым затруднительно обеспечить конкурентный уровень заработной платы в бюджетной сфере. Основной вызов при планировании мероприятий в рамках реализации Федеральных проектов — поиск оптимального баланса между сокращением сроков, количеством административных процедур и удовлетворением интересов заявителей. Регистрация интеллектуальной собственности — сложный процесс. Роспатенту необходимо провести глубокую экспертизу документов, а заявителю должна быть предоставлена возможность вносить в них изменения и уточнения. Совершенствование государственных услуг, в том числе внедрение необходимых информационных систем, будет производиться Роспатентом в объеме имеющегося финансирования. Несмотря на трудности, благодаря слаженной работе всех служб удалось реализовать все запланированные на 2022 год мероприятия. Необходимо отметить максимальную вовлеченность в реализацию проектов Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Роспатент провел масштабную работу по обеспечению беспрепятственного и комфортного доступа граждан к информации о существующих объектах интеллектуальной собственности. ИС Поисковая платформа Роспатента предоставляет доступ к мировым массивами патентной информации — это более 158 миллионов единиц. Главная инновация — граждане и предприятия могут оценить мировую новизну собственной разработки. Платформа работает с использованием нейросетей, что позволило расширить инструментарий для поиска, а также повысить его качество и удобство использования. Платформа доступна в онлайн режиме в любое время. Использование платформы для всех клиентов осуществляется бесплатно. Круг пользователей сервисов Роспатента весьма широк - это ученые, 3 университеты, органы власти, патентные поверенные, МСП и крупный корпоративный бизнес, а также любые юридические и физические лица. Лучшую оценку нашим усилиям дают сами пользователи - еженедельно на ИС Поисковая платформа Роспатента поступает примерно 6,7 миллионов запросов. Эта цифра постоянно увеличивается. Ежегодно Роспатент принимает заявки на десятки тысяч перспективных разработок в самых разных сферах.

Создавая комфортную систему коммуникаций, мы пробуждаем интерес у людей к патентной активности. В рамках исполнения задачи по достижению технологического суверенитета, поставленной Президентом России, Роспатент проводил работу по совершенствованию регуляторной среды для развития оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданию благоприятного налогового режима для компаний, которые вкладываются в сектор исследований и разработок. Такая работа проводилась в рамках реализации «дорожной карты» «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность» совместно с деловым сообществом, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфином России, Минобрнауки России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Результатом этой работы в 2022 году стало принятие 7 федеральных законов, 2 актов Правительства Российской Федерации, 2 ведомственных актов. В частности, внесены изменения в Налоговый кодекс, которые позволяют установить специальный режим налогообложения в регионах от коммерциализации разработок — это снижение ставки по налогу на прибыль от лицензирования прав на результаты интеллектуальной деятельности. С ее помощью компаниям, которые вкладываются в высокие технологии, будет выгодней реализовать инновационную деятельность на территории России. В качестве стимулирующей меры введена безналоговая инвентаризация 4 РИД. Если компания провела инвентаризацию, выявила разработки, оформила свои интеллектуальные права и поставила на баланс, то в этом случае она освобождается от возникающего налога на прибыль. Для субъектов МСП льгота будет доступна до конца 2026 года, для остальных российских налогоплательщиков — до конца 2024 года.

Две серьезные позиции — увеличение средней продолжительности жизни населения до 78 лет и снижение уровня бедности в два раза — есть в обоих документах. Существенная разница — в сроках: они сдвигаются с 2024 на 2030 год. По сути, эта цель уже достигнута: по данным на 2018 год, Россия находится на шестом месте в рейтинге Всемирного Банка. Коронавирус все спишет Отказ от амбиций стать одной из пяти крупнейших экономик мира уже прокомментировал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он назвал главной причиной этого решения неблагоприятную конъюнктуру, вероятно, имея в виду кризис из-за пандемии коронавируса. На ремарку журналистов о том, что этот кризис затронул развитие всех ведущих стран мира, Песков ответил, что линейный подход тут неприменим. Он также пояснил, что достижение целей по продолжительности жизни и уменьшению бедности перенесено по тем же причинам. По данным Счетной палаты , коронавирус действительно может оказать негативное влияние на продолжительность жизни россиян, которая до кризиса показывала положительную динамику, увеличившись с 72,9 до 73,3 лет. Что же касается процента неимущих, то здесь ситуация несколько иная.

Целей этих пять и все благие: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация. В документе также содержатся поручения правительству привести в соответствие с новым документом майский указ от 2018 года о национальных целях и стратегических задачах развития. Если говорить о ключевых отличиях июльского указа от майского, обращает на себя внимание исчезновение такой важной для экономики цели как повышение производительности труда. Две серьезные позиции — увеличение средней продолжительности жизни населения до 78 лет и снижение уровня бедности в два раза — есть в обоих документах. Существенная разница — в сроках: они сдвигаются с 2024 на 2030 год. По сути, эта цель уже достигнута: по данным на 2018 год, Россия находится на шестом месте в рейтинге Всемирного Банка. Коронавирус все спишет Отказ от амбиций стать одной из пяти крупнейших экономик мира уже прокомментировал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он назвал главной причиной этого решения неблагоприятную конъюнктуру, вероятно, имея в виду кризис из-за пандемии коронавируса. На ремарку журналистов о том, что этот кризис затронул развитие всех ведущих стран мира, Песков ответил, что линейный подход тут неприменим.

Инфографика по Национальным проектам

Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. Финансирование нацпроектов в 2023 году сократится на 240 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета, которую проанализировали «Известия». Всего в следующем году на достижение наццелей направят 2,86 трлн рублей. «Федеральным законом»О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов«на реализацию национальных проектов в 2024 году предусмотрено 3 008,4 млрд рублей. Национальные проекты — главная идея президентского срока до 2024 года, но до сих пор, на июль 2019 года, оперативные данные о расходах на нацпроекты недоступны обществу, власти не публикуют регулярных данных об их исполнении.

Майский расчёт: расходы России на нацпроекты составят более 25 трлн рублей

Подведены итоги реализации национальных проектов Российской Федерации за 2022 год. Мониторинг по результатам первого квартала 2022 года представил аппарат правительства РФ. Расходы федерального бюджета РФ на реализацию нацпроектов в 2024 году составят 3,008 трлн рублей, наибольший объем ассигнований запланирован для нацпроектов «Демография», «Безопасные качественные дороги», а также «Здравоохранение» и «Образование».

Национальным проектам ищут впечатляющие результаты

Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации 1. Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» 1. Наумова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, М. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, субъекты Российской Федерации 1. Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Н.

От грамотного использования инноваций технологий, материалов, инструментов, подходов, методов существенно зависит качество реализации, затратность и продолжительность инновационных проектов. При этом недостаточно изученными остаются вопросы осуществления мониторинга как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов [8]. В связи с этим, возрастает актуальность и практическое значение исследования возможностей повышения эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга.

Целью исследования является анализ процедуры мониторинга как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов в системе вызовов и угроз экономической безопасности РФ. Научная новизна исследования заключается в том, что проанализированы перспективы повышения эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга, представлены направления совершенствования работ по реализации национальных проектов. Гипотеза исследования предполагает наличие зависимости между эффективностью реализации приоритетных национальных проектов и процедурой проведения мониторинга.

В качестве инструментария исследования использовались: системный, логико-структурный и сравнительный анализ. Материалами для исследования послужили: материалы Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Счетной палаты РФ, портала «Национальные проекты России», а также Единой межведомственной информационно-статистической системы. Это позволит привлечь представителей бизнеса для реализации проектов данного типа на постоянной, регулярной и системной основе.

Сущность и цели проектного управления в органах государственной власти. В соответствии с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве РФ» под проектной деятельностью понимается деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов [1]. В данном случае термин «проектное управление» можно определить как проектную деятельность.

Цели проектного управления закреплены в методических рекомендациях по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденных распоряжением Министерства экономического развития РФ [2]. Основными целями проектного управления являются: — повышение качества результатов, запланированных в проекте; — повышение эффективности межведомственного взаимодействия. Для достижения цели по повышению качества жизни населения требуется совершенствование различных сфер жизнедеятельности человека, таких как: медицина и здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, электронная среда, качественные и безопасные дороги и др.

Непременным элементом системы совершенствования управления качеством жизни населения выступает реализация приоритетных национальных проектов. В рамках данных проектов разрабатываются «дорожные карты», которые предоставляют всем заинтересованным в реализации проектов лицам возможность планирования мероприятий с учетом имеющихся финансовых, временных, трудовых, информационных и иных видов ресурсов. Для того чтобы осуществлять управление национальными проектами с использованием «дорожных карт», требуется применение двух взаимосвязанных инструментов: разработка критериев эффективности приоритетных национальных проектов и осуществление мониторинга реализации проектов.

Национальные проекты как объекты мониторинга. На сегодняшний день реализуется 15 национальных проектов, цели которых охватывают все важнейшие социально-экономические сферы: повышение качества жизни населения, совершенствование управления и развитие человеческих ресурсов, а также обеспечение устойчивого экономического роста. Мониторинг реализации проектов представляет собой систему мероприятий по измерению фактических значений параметров проектов, расчету отклонения фактических значений параметров проектов от их плановых значений, определенных в паспортах соответствующих проектов [1].

Процедура мониторинга позволяет определять целесообразность расходования средств, отслеживать направления их использования, выявлять нецелевые расходы, тем самым, препятствует некорректному использованию выделяемых на национальные проекты средств и способствует улучшению эффективности реализации национальных проектов [6]. Объектами мониторинга национальных проектов являются: — целевые показатели; — перечень федеральных проектов, реализуемых для достижения целей нацпроекта; — задачи каждого федерального проекта; — проверка соответствия объемов предоставленных бюджетных средств запланированным средствам. Следовательно, мониторинг реализации национальных проектов — это непрерывный, регламентированный процесс сбора, анализа и представления информации о факторах, способных снизить уровень качества или эффективности выполнения проектов в заданном объеме и в заданные сроки [18].

Рассмотрим процедуру мониторинга, как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов, на примере национального проекта «Безопасные качественные дороги», который реализуется в 84 субъектах РФ. После переформатирования в 2021 г. Региональная и местная дорожная сеть; 2.

Общесистемные меры развития дорожного хозяйства; 3. Безопасность дорожного движения; 4. Автомобильные дороги Минобороны России; 5.

Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях; 6. Развитие федеральной магистральной сети. Мониторинг реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Данный национальный проект является одним из самых дорогостоящих бюджет на 2019-2024 гг. Рисунок 1. Финансовое обеспечение национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2021-2024 гг.

В июне 2019 недовольство темпами выполнения нацпроектов в России выразил в ходе «прямой линии» президент Владимир Путин, заявив, что чиновники будут нести за это персональную ответственность. После критики президента о проблемах заговорил и Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост премьер-министра. Он также потребовал наказания чиновников за срыв национальных проектов. О каких-либо серьезных мерах, принятых к госслужащим, с тех пор не сообщалось, но освоение средств на национальные проекты все-таки ускорилось. Впрочем, в 2020 году темпы исполнения бюджетов снова замедлились. В конце июня Минфин заявил о планах корректировки бюджета нацпроектов в 2021-2022 годах.

На 7 млрд рублей планировали урезать бюджет нацпроекта по поддержке малого бизнеса. Кто должен нести ответственность в случае срыва реализации нацпроектов?

В Минфине сообщили, что расходы на поддержку промышленности гражданского назначения составят более 2,7 триллиона рублей. При этом значительное финансирование получат проекты по строительству дорожной сети, обновлению инфраструктуры наземного электрического транспорта. Выделят деньги и на развитие региональных аэропортов.

Кампусы мирового уровня построят в Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, а также с использованием механизма государственного частного партнёрства в Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, Сахалине, Томске. Если говорить о строительстве дорог, то к наиболее крупным объектам можно отнести такие новые проекты, как Джубга — Сочи, новые участки автомобильных дорог Казань — Екатеринбург, М12, автомобильную дорогу Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк, а также целый ряд других дорог, которые важны для связи регионов. Обновление инфраструктуры наземного электрического транспорта и закупка электрического транспорта затронут десять российских городов. Основные направления финансирования в сфере социальной политики. При этом траты возрастут во многом за счёт увеличения финансирования мер по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию. На этот момент обратил внимание экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.

Национальным проектам ищут впечатляющие результаты

Изменилось и общее количество нацпроектов: изначально было утверждено 13 нацпроектов и инфраструктурный план, но весной 2021-го к ним присоединился еще один нацпроект в сфере туризма. Старт проектов получился довольно вялым. У некоторых проектов, как констатировала Счетная палата СП , бюджетное исполнение составляло всего несколько десятков процентов см. С сентября 2020 года СП вообще пересмотрела мониторинг исполнения нацпроектов в связи, как говорится на ее сайте, с корректировкой наццелей и нацпроектов в соответствии с подписанным 21 июля 2020 года указом президента.

На заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию национальных проектов, которое премьер-министр Михаил Мишустин провел 31 мая, отмечалось, что на реализацию 15 нацпроектов в 2021 году было предусмотрено 2,6 трлн руб. В ответ на запрос сетевого издания «Майский указ» Минэкономразвития заверило, что решений и поручений насчет корректировки наццелей и нацпроектов не поступало. Вместе с тем в ведомстве уточнили, что, поскольку достижение целей увязано с текущими внешними и внутренними факторами, сразу после стабилизации текущей ситуации возможна корректировка показателей на 2022—2023 годы, поэтому сейчас ответственные госструктуры активно проводят инвентаризацию параметров национальных и федеральных проектов в условиях геополитического и санкционного давления недружественных стран».

Ведомствам приходится учитывать в своих прежних планах и пессимистические сценарии. Минстрой, например, в проекте стратегии развития строительной отрасли до 2030 года добавил якобы пессимистичный сценарий, по которому к концу срока ежегодно будет вводиться не 120 млн кв. Курирующий в правительстве сразу несколько нацпроектов вице-премьер Марат Хуснуллин накануне рассказал, как в этом году россияне голосовали по проектам благоустройства.

По его словам, в этот раз участниками голосования стали 10,7 млн человек, на 1 млн больше по сравнению с прошлым годом. Интерес к голосованию в этом году вырос за счет того, что кроме выбора дизайн-проектов для благоустройства парков, скверов и набережных на рассмотрение граждан выставили и дворовые территории. Из 5 тыс.

Детские и спортивные площадки стали наглядным примером реализации планов власти. В частности, к 2024 году планируем завершить 10 крупных медицинских объектов, в том числе детских. Среди них и возведение двух федеральных детских реабилитационных центров мирового уровня в Новосибирской области и в Евпатории.

Строительство этих объектов стартовало по поручению президента России Владимира Путина в 2022 году», — заявил вице-премьер Хуснуллин.

Анализируя запланированные мероприятия по реализации национальных проектов, стоит отметить, что в большинстве они затрагивают социальную и экономическую сферу жизни государства и населения, что благоприятно скажется на комфорте жизни населения, уровне благосостояния граждан и государства в целом. В рамках каждого национального проекта разрабатывается его паспорт, в котором закрепляются основные положения, цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта, структура национального проекта, задачи и результаты национального проекта, финансовое обеспечение реализации национального проекта, перечень методик расчета целевых и дополнительных показателей национального проекта, дополнительная информация [2]. Однако в процессе подготовки каждого национального проекта и его последующей реализации на разных стадиях могут возникать различные сложности. К ним могут относиться: низкий уровень разработанности и вовлеченности в глубину решаемой проблемы, недостаточная проработка бюджета проекта, в связи с чем необходимо было досоставлять сметы, искать дополнительные бюджетные средства, временные потери, связанные с процедурой торгов и тендеров. Все вышеперечисленные факторы могут привести к затянутой реализации проекта или его отмены в целом.

Также анализируя уже реализованные и планируемые национальные проекты, выделил следующие проблемы. В рамках планирования национального проекта устанавливаются планируемые показатели, к которым стремятся по итогам реализации проекта. Нередко возникают случаи, когда показатели изначально завышены, в результате чего проект по итогам реализации считается неуспешным или реализованным в убыток. Путем решения данной проблемы считаю возможным разработать индивидуальных подход в каждому проекту, анализ конкретного региона, где будет реализован проект, в рамках которого следует устанавливать реальные показатели успешности проекта, при этом важно учитывать немаловажные второстепенные факторы пандемия, специальная военная операция и прочее.

Они должны обеспечить прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысить уровень жизни каждого гражданина, а также создать возможности для его самореализации. Паспорта каждого направления утверждены 24 декабря прошлого года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. Приоритетными направлениями выбраны: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Проекты разбиты на три большие группы — «Человеческий капитал», «Комфортная для жизни среда» и «Экономический рост». В каждый входят несколько, от трех до 11 федеральных проектов. Безопасные и качественные автомобильные дороги Это самый крупный по финансированию проект, часть группы «Комфортная для жизни среда». На него направят 4,8 трлн рублей. Из них большая часть — 4438,7 млрд рублей пойдут на развитие дорожной сети. Еще 279,5 млрд рублей направят на общесистемные меры развития дорожного хозяйства, 55,9 млрд рублей — на безопасность дорожного движения, а оставшиеся 5,6 млрд рублей — на автомобильные дороги Минобороны России. Средства на реализацию направления предоставят регионы — из бюджетов субъектов федерации поступит 4139,1 млрд рублей. На долю федерального бюджета придется почти в десять раз меньше — 440,9 млрд рублей. Остальные средства, это почти 200 млрд рублей, обеспечат внебюджетные источники финансирования. За шесть лет реализация этого проекта должна привести к достижению семи целей. Количество мест концентрации ДТП снизится в два раза. Смертность в результате ДТП снизится в 3,5 раза, до уровня не выше 4 человека на 100 тыс. К 2030 году предполагается довести уровень до нуля. Экология На улучшение экологической ситуации в стране потратят 4041 млрд рублей. Этот проект включает в себя создание комплексной системы обращения с ТБО и инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов опасности, улучшение качества воздуха и воды, оздоровление Волги и сохранение Байкала и озера Телецкое, сохранение лесов и биологического разнообразия будут созданы не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий , создание уникальных водных объектов, развитие экотуризма. Более половины средств — 2427,3 млрд рублей — придется на внедрение наилучших из доступных технологий. Большую часть средств для этого проекта изыщут из внебюджетных источников — это 3206,1 млрд рублей.

Всего за время реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни» по всей стране открыто уже более 300 современных спортивных объектов — крытых катков, ледовых арен, дворцов спорта, физкультурно-оздоровительных комплексов, легкоатлетических манежей, стадионов, в которых можно круглый год заниматься спортом под руководством компетентных тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта. Национальный проект «Экология» В 2021 году в рамках акции «Сохраним лес» силами волонтеров и местных жителей высажено более 70,4 миллионов деревьев в 85 регионах страны. В мероприятиях приняло участие 1,3 млн человек, что на 200 тыс. Ущерб от лесных пожаров составил 10,6 млрд рублей план — не более 17 млрд рублей , при этом в 11 регионах страны пожаров удалось не допустить вообще, а еще в 22 — гасить их в первые сутки. Во Всероссийской акции «Вода России» приняло участие рекордное количество волонтеров — миллион человек, было очищено более 24 тыс. В дальнейшем это число будет только расти. В 2021 году для создания и реконструкции туристской инфраструктуры выбрано 22 национальных парка. Всего за период реализации нацпроекта «Экология» на создание и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры за счет средств федерального бюджета выделено около 600 млн рублей. Большого успеха удалось добиться в деле сохранения популяции самого редкого в мире дальневосточного леопарда. Отечественные производители уверенно выходят на иностранные торговые площадки. Об этом свидетельствует их активное участие во Всероссийском конкурсе «Экспортер года», который проводится по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». В этом году заявки на участие подали более 1,8 тыс. В сентябре 2021 году Россия опередила Швейцарию и заняла десятое место в мире по экспорту шоколада в годовом выражении. Одним из важнейших каналов развития экспорта являются международные маркетплейсы. В рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» на платформе «Мой экспорт» для бизнеса появился новый сервис по поиску маркетплейсов. Российские предприниматели могут получить список зарубежных и международных электронных торговых площадок, подходящих для их продукции, а также индивидуальные рекомендации по повышению готовности к экспорту по онлайн-каналам. Национальный проект «Цифровая экономика» Важнейшим конкурентным преимуществом в современном мире является доступ к цифровым услугам. Повысить их доступность для россиян призван нацпроект «Цифровая экономика». К началу 2022 года все социально значимые объекты России получили доступ к интернету.

Правительство РФ опубликовало параметры национальных проектов

Национальные проекты — главная идея президентского срока до 2024 года, но до сих пор, на июль 2019 года, оперативные данные о расходах на нацпроекты недоступны обществу, власти не публикуют регулярных данных об их исполнении. Новости национальных проектов России. Национальные проекты — 2023: итоги и ожидания. Мониторинг по результатам первого квартала 2022 года представил аппарат правительства РФ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий