Пушкин а.с и музыка

Но основная причина малого использования композиторами пушкинских текстов — это, несомненно, огромная трудность музыкального воссоздания стихов Пушкина, их «всеобъемлющей мудрости», простоты и ясности, в соединении с «музыкой слова». Один – наш земляк М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки, другой — А.С. Пушкин, основоположник литературного русского языка.

Александр Сергеевич Пушкин о музыке

Пушкин Уже почти два столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова.

Его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни.

Со времени первых его биографов известно о том, что няня Пушкина — Арина Родионовна — вводила поэта в русский сказочный мир, подарила ему жемчужины русской речи, расцвеченной поговорками, пословицами, меткими словечками, которые не сходили у нее с языка, а былины и песни, которых так много знала и пела она, должны были иметь и «музыкальное» воздействие на разносторонне впечатлительного и восприимчивого мальчика. Поняв это, мы с иным чувством воспримем стихотворение «Наперсница волшебной старины», где Пушкин поэтически свободно объединил образ няни с обобщенным образом Музы: … в вечерней тишине И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила… Серьезный интерес к народному пению становился все сильнее и глубже. На ярмарке, возле Михайловского, Пушкин слушает народное пение нищих, поет вместе с простым народом, заказывает для себя песни. Впоследствии мы узнаем о записанных им нескольких десятках песен. Обращает на себя также внимание и инициатива, проявленная Пушкиным в этом деле.

Записывал он их песни в подлинном «бытии» - в пении; равнодушия к звуку, к музыке, к рисунку мелодии здесь быть не могло. Для того времени при отсутствии научных традиций это была очень самостоятельная работа. Наибольшее место в смысле отражения музыкальных впечатлений уделено в его поэзии песне. Русская песня входит в большинство поэм Пушкина, в его драматические и другие произведения. Читатель пленит не только песня девушек в «Евгении Онегине» или пение Баяна в «Руслане и Людмиле», но и черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабынь в «Бахчисарайском фонтане», шотландская народная песня в трагедии «Пир во время чумы», подлинно народные песни в «Русалке». Поэт часто обращается в своей поэзии к фольклору.

Пушкин пишет Вяземскому из Михайловского: «Покамест я один-одинешенек… Слушаю старые сказки да песни. Я, молча, жадно, Буду слушать голос твой… Пой Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?

Уникальна судьба пьесы Пушкина «Борис Годунов». Эта трагедия шекспировского масштаба практически не находила дороги к театральной сцене. Редкие постановки большим успехом не пользовались. Новую жизнь вдохнула в нее музыка М.

Мусоргского, сочинившего оперу под тем же названием. Парадоксально, но эта опера получила большую популярность, чем пушкинский оригинал. И она прочно вошла в репертуар оперных театров не только в России, но и во всем мире. Та же судьба постигла и оперу М. Глинки «Руслан и Людмила», оперу «Русалка» А. Все они, благодаря музыке, опять же получили большую и лучшую сценическую историю, чем пушкинские оригиналы, на тексты которых они созданы.

С балетами Пушкину повезло меньше, чем с операми. Невозможно понять, почему такие композиторы, как Чайковский, Глинка или Мусоргский проходили мимо пушкинских сюжетов. Наверное, наиболее значительным событием в этом плане стали балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Медный всадник» Глиэра. В последние годы были также написаны и поставлены балеты «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения, создавать особый ритм произведению. Неслучайно его творения пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов. Композиторы 20 века, оценивая наследие великого Пушкина, его патриотизм, яркую национальную окраску, богатство русского языка, создали более 500 романсов большое количество опер, балетов, музыки к спектаклям и кинофильмам. Среди композиторов можно назвать такие имена как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Шварц. Свиридова к повести А. Нет другого такого поэта, так вдохновлявшего композиторов!

Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А. Пушкина, положенные на музыку. Пушкинская поэзия на все времена. Каждое поколение видит себя в ней как в зеркале. Пушкин бесконечно разнообразен и в жанрах, и в стиле, но в любом произведении он глубоко проницателен. Кристалл Пушкина многогранен, и все грани таланта сверкают ослепительно ярко.

Его муза четко откликается на все порывы человеческого сердца. Как вечны понятия чести и совести, добра и любви, стыда и милосердия, так вечна поэзия Пушкина, правдиво раскрывающая эти понятия. Именно поэтому, композиторам всех времен легко было, есть и будет черпать из огромной золотой чаши Александра Сергеевича Пушкина. Русская музыка являются неоплатными должниками Пушкина. Нет в мире писателя, который бы дал музыке столько тем, сколько дал Пушкин. В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина.

Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты. А замечательный русский композитор А. Лядов говорил: «О, Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник … Вот перед кем я могу стоять на коленях!

Подобно Пушкину, он вобрал в себя все лучшее, что было до него в русской музыкальной культуре. И на этой прочной основе — народной и профессиональной — создал новую музыку. Творчество Глинки явилось для русской музыки вершиной ее расцвета и вместе с тем — основой, почвой, на которой развивалось творчество русских композиторов XIX века и композиторов нашего времени. Александр Сергеевич Даргомыжский 1813-1869 — младший современник и преемник Глинки, с творчеством которого в русскую музыку вошли новые художественные образы, идеи. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного ему общества. И в том — его историческая заслуга. Опера Даргомыжского «Русалка», впервые прозвучавшая в мае 1856 года, открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых опер Глинки. Модест Петрович Мусоргский 1839-1881 — великий русский композитор. Огромную самобытность Мусоргского определила одаренность в сочетании с широтой интересов и той подлинной народностью, которая стала основной чертой его творческой натуры. Он явился наиболее убежденным, наиболее последовательным выразителем нового демократического направления в музыке. Ибо стремился приобщить музыку к окружающей действительности, подчинить ее насущным интересам общества, сделать ее необходимой народу. Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 — выдающийся русский композитор, педагог, дирижер. Занимался музыкой под руководством М. Балакирева, примкнул к творческому содружеству Могучей кучке. Римским-Корсаковым создано 15 опер. В атмосфере революционно-освободительных настроений русского общества на рубеже ХХ века оперы-сказки Римского-Корсакова приобрели новую идейную направленность. В них явственно звучит ирония в изображении незадачливого царя «Сказка о царе Салтане» , острая сатира на самодержавие «Золотой петушок». Петр Ильич Чайковский 1840-1893 — великий русский композитор, педагог. Расцвет его творчества ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама». Георгий Васильевич Свиридов 1915-1998.

Пушкин в музыке: краткое содержание, описание и аннотация

  • Оперы на сюжеты А.С. Пушкина
  • Оставить отзыв о презентации
  • ПУШКИН | МУЗЫКА | МИХАЙЛОВСКОЕ
  • Первый слайд презентации: Пушкин и музыка
  • Ведущие фестиваля

«Пушкин в музыке»

Музыка, которую, возможно, слышал Александр Сергеевич Пушкин, а также песни и романсы, связанные с судьбой и творчеством великого русского поэта сегодня на светлом радио. «А.С. Пушкин и музыка». А.С. Пушкина считают новатором в литературе, гениальным русским поэтом, который известен далеко за пределами России. Владимирцы вновь станут участниками поистине чудесного музыкального праздника, посвященного творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин был предельно музыкален в своих произведениях. Наша сегодняшняя тема называется «Пушкин и Музыка» и прямо относится к общему направлению моих концерт-бесед о творческом сочетании поэзии и музыки. музыкальный руководитель МКДОУ детский сад №1 “Сказка” р.п. Коченево Новосибирская область. Музыкально-литературная гостиная для детей и родителей подготовительной группы «Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке русских композиторов».

Пушкин, Содружество Поэзии и Музыки

Пушкин-Музыка-Эпоха И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми музыкальными образами, навеянными произведениями Пушкина.
"Пушкин и музыка" Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до.
"Пушкин и музыка" музыкальный руководитель МКДОУ детский сад №1 “Сказка” р.п. Коченево Новосибирская область. Музыкально-литературная гостиная для детей и родителей подготовительной группы «Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке русских композиторов».

Музыкальные предпочтения Александра Пушкина: Моцарт и русский фольклор

9 февраля в Заводоуковской детской школе искусств на отделении музыкального искусства состоялся классный час «А. С. Пушкин и музыка», посвященный Дню памяти поэта. В 1846 году князь Григорий Кугушев сделал инсценировку романа – «драматическое представление в 3 действиях, 4 отделениях, переделанное из романа А.С. Пушкина с сохранением многих стихов его». Музыку к спектаклю написал Алексей Верстовский. Интересно свидетельство В. А. Нащокиной, весьма показательно характеризующее обостренность музыкального восприятия Пушкина, когда ему трудно было отвлечься от назойливо звучащей музыки.

Пушкин и музыка презентация, доклад

Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, В. Гаврилин и другие композиторы, перечислить которых не представляется возможным, поскольку любой музыкант находит в творчестве поэта свои темы, свои, близкие ему образы, определённый поэтический настрой. Поэтому конкурсная тема «Пушкинские образы в музыке» может быть представлена очень разнообразно, с охватом ведущих музыкальных жанров, с множеством разнохарактерных интересных заданий и безусловно будет полезной для обучающихся на разных этапах музыкального и общего образования.

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина А. В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Метель», в которой сплелись роковые обстоятельства и судьбы обычных людей.

В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по мотивам этой повести кинофильм. В результате музыка получилась столь образной и эффектной, что критики назвали её музыкальной версией литературного произведения. В 1973 году композитор отредактировал партитуру для кинофильма и объединил музыкальные фрагменты в оркестровую сюиту. Композитор назвал сюиту «музыкальными иллюстрациями» к повести А.

Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы Слайд 6 И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод… Слайд 7 И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.

Слайд 8 Пастораль- в переводе с латинского означает пастушеский. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» А. Слайд 9 « Ярмарочное гулянье» В пяти километрах от села Михайловского расположился поселок Святые горы. Слайд 10 П.

И все время, пока Абай переводил грустные излияния Татьяны, в его сердце приглушенно звучали и их прощальные слова. Сами собой они находили себе место в слагаемых им строках. Поэтому-то он и решил перевести письмо Татьяны. Последние два дня он помогал ей заговорить на чужом ей казахском языке. Чем дальше, тем больше слов находит его Татьяна в мягком, побеждающе-нежном напеве. Все благороднее в своей грусти, все красноречивее становилась эта девушка, покорившая его. Он сравнивает казахское письмо Татьяны с письмом, написанным по-русски. Порой не так, как у Пушкина: Татьяна говорит иногда слишком обычными словами. Но это — невольная дань ее новым слушателям…" А после того, как Татьяна заговорила по-казахски, она запела. И обрела новое, сильное и глубоко драматичное звучание благодаря исполнению Айгерим, второй жены Абая - редкостно одаренной певицы. Вот как пишет об этом Мухтар Ауэзов: Абай был поражен: Айгерим никогда не пела при нем «Письма Татьяны», да и он сам ни разу не просил ее об этом. А между тем она, оказывается, знала каждое слово и каждый едва уловимый оттенок напева". При первых же звуках голоса молодой женщины все замерли". Первый раз ее пел Мухамеджан в самый день ее создания, и тогда Абай с волнением прислушивался к своим же словам и напеву, вызывавшим в нем восторг. Сейчас он слушал ее второй раз — и с изумлением чувствовал, что снова поддается ее чарам. Зимой все певцы разъехались из Акшокы, так что Абай изредка слышал только мелодию песни, исполняемую кем-нибудь на домбре. Сейчас Айгерим вдохнула новую жизнь в слова Татьяны — и песня, обновленная и чудесная, возродилась перед своим же творцом".

Е Соколова - Пушкин в музыке

Концертный зал им. Танеева Владимирцы вновь станут участниками поистине чудесного музыкального праздника, посвященного творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Таково творческое приношение Владимирской областной филармонии к 224-летию Пушкина, отмечаемому в этот день.

В результате музыка получилась столь образной и эффектной, что критики назвали её музыкальной версией литературного произведения. В 1973 году композитор отредактировал партитуру для кинофильма и объединил музыкальные фрагменты в оркестровую сюиту. Композитор назвал сюиту «музыкальными иллюстрациями» к повести А. Пушкина «Метель». Так зародился новый музыкальный жанр — музыкальные иллюстрации. Благодаря удивительной музыке Г.

Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю. История создания сюиты «Метель» Режиссёр В.

В стихотворении «19 октября» поэт, как никто другой, превозносит дружбу и вспоминает своих друзей — лицеистов. Михаил Иванович вспоминал: «Около этого же времени я часто встречался с известнейшим поэтом нашим — Александром Сергеевичем Пушкиным, который: хаживал и прежде того к нам в пансион, к брату своему и пользовался его знакомством до самой его кончины». В апреле 1835 года М.

Глинка работал над оперой «Иван Сусанин» и друзья постоянно интересовались его работой, неоднократно обсуждался сценарий. Пушкин, безусловно, был в курсе глинковского замысла. Первый, кто высказал мысль о «пушкинском» происхождении «Ивана Сусанина» Глинки, был Стасов. Глинки «Жизнь за царя». На завтраке в доме А.

Всеволжского друзья чествовали М. Глинку, тогда был сочинён канон в его честь и А. Пушкин выступил со словами: «Слушая сию новинку, зависть, злобой омрачась, пусть скрежещет, но уж Глинку, затоптать не может в грязь». Посмотрите, пожалуйста, самый известный и яркий отрывок из оперы «Жизнь за царя» — «Плясовая».

Некоторые страницы вызывают улыбку, другие — чувство досады, но многие восхищают. Не знаю, кем и чем был Серапин, сколько ему было лет, является ли его книга первым торопливым опытом или плодом долгого размышления и долгой работы. Но не сомневаюсь, что Россия потеряла в его лице настоящего писателя. Книга его напомнила мне другую, давно вышедшую книгу, тоже о музыке. О ней мне хочется вкратце рассказать читателю.

У Розанова в «Уединенном» или «Опавших листьях» есть приблизительно такая запись: он Розанов, считает себя на редкость умным человеком, и ему никогда в жизни не приходилось встречать людей умнее себя. Несколько исключений он тут же называет. Кажется, это — Константин Леонтьев, священник П. Флоренский и кто-то еще, чуть ли не Победоносцев. Розанов добавляет, что «необычайно умным» показался ему некий Ф. Тигранов, автор книги о Вагнере, но что при личной встрече он в нем разочаровался… В то время, когда я читал розановские заметки, Вагнер владел моим воображением всецело. В непогрешимости розановского чутья — особенно насчет различения «умного» от «глупого» — я был убежден глубоко. Поэтому я немедленно принялся разыскивать книгу Тигранова «Кольцо Нибелунгов». Помню, что найти ее мне удалось не сразу.

Никто не знал ее, у Вольфа отвечали обычным и неизменным «распродано», хотя ни в коем случае книга эта распродана быть не могла. Она меня глубоко поразила. Теперь, через пятнадцать лет, я не могу отдать себе ясный отчет, действительно ли тиграновское «Кольцо Нибелунгов» столь необычайно, как мне тогда показалось.

А.С. Пушкин стихи про музыку - подтемы:

  • issledovatelskaya_rabota_pushkin_v_muzyke.doc
  • Е Соколова - Пушкин в музыке краткое содержание
  • ЗАВОДОУКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
  • « Пушкина в музыке» | Авторская платформа

Презентация, доклад на тему Проект А.С.Пушкин и музыка

ь истории создания музыкальных произведений по мотивам стихотворений а и средства воплощения пушкинских стихотворений в музыке. Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки. Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Опера «Золотой петушок» В своих операх композитор Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь.

А. С. Пушкин в музыке

Другой вопрос: всё ли мы знаем о Пушкине? И надо ли знать всё? Всё, видимо, не надо, да и практически невозможно. А надо ли знать о Пушкине больше?

Пожалуй, надо. По двум причинам, о которых я говорил выше. А почему нам не рассказывали больше?

Главным образом потому, что боялись бросить даже малейшую тень на поэта, объявленного партийно-советской властью в своих политических целях идолом и национальным героем. Нам давали только дозированные знания угодные власти, при которой мы с вами «имели счастье» жить. Потому что все виды искусства: музыка, поэзия, изобразительное искусство и т.

Допускалось только то, что способствовало «скорейшему построению коммунизма». И нигде не допускалось никакого инакомыслия, для этого существовала сверху донизу гигантская сеть идеологических органов власти. А если они не справлялись, то существовали органы и покрепче.

Всё это для обеспечения существования этой самой власти. Можно только удивляться как существуют без идеологических органов Соединённые Штаты Америки. Так как же это всё относится к замечательнейшему поэту Александру Сергеевичу Пушкину?

Нам, например, ни в коем случае не рассказывали ни устно ни письменно, что и в пушкинские и в более поздние времена существовали отрицательные характеристики его творчества и негативные замечания относительно его характера. Чтобы ни в коем случае не бросить и малейшей тени на лучшего из лучших, кем он и на самом деле был. Как такие действия властей правильно сформулировать?

А вот и ответ: партийно-советская власть создала и поддерживала культ Пушкина. По мнению серьезных постсоветских исследователей, с 1937 года в СССР официальная идеология насаждала культ Пушкина; с этого времени «культ Пушкина становится частью культа Сталина ». Существует обоснованное мнение, что «чисто коммунистический культ Пушкина возводился по точно такой же модели, как культы Ленина и Сталина ».

На заседании Пушкинского комитета в Большом театре 10 февраля 1937 года председатель всесоюзного Пушкинского комитета А. Вот цитата из очерка А. Мы теперь все знаем, где горел этот угль, и посейчас горит, — он был помещен в революцию и вспыхнул в груди Ленина.

Народ никогда еще не иссякал до того, чтобы из его огня осталось одно тление. И то, что «угль» перенесен из литературы в революцию, доказывает лишь истинность Пушкина и великой русской литературы…» Для чего же понадобился культ Пушкина? Довольно правдоподобное, на мой взгляд, объяснение есть в исследовательском материале «Сталин как читатель», опубликованном Василием Бондаренко на сайте Library.

Хотя, думается, Сталин сделал Пушкина официальным кумиром совершенно сознательно. Для русского народа Пушкин — не просто гениальный писатель, он… можно сказать, символ нации. Славя его, Сталин идеологически укреплял режим, завоевывая симпатии русского народа и его интеллигенции» Р.

Медведев, с. К тому же Пушкин с его юношеским свободомыслием шиш проклятому царизму и поздним «государственничеством» см. Письмо Чаадаеву удивительно точно соответствовал идеологической кальке советской империи, которая отрицала империю царскую, но все больше перенимала идеологию и пышные причиндалы своей предшественницы.

В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипение морского прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, «птичьи в горле переливы» сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню.

По словам М.

Горького, «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая... В 1899 году к столетию со дня рождения Пушкина Н. Римский-Корсаков создает оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Либретто к этой опере написал В. Вельский, сохранив по возможности пушкинский текст и сюжет.

Музыка Римского-Корсакова замечательно передает неторопливый стиль повествования, нарочитую медлительность в развитии действия, свойственные пушкинскому произведению. Очень живописны симфонические антракты: знаменитые «Три чуда», «Полет шмеля» и другие. В опере, как и в сказке Пушкина, намечены две линии—реально-бытовая и фантастическая. Римский-Корсаков писал, что «Салтан» сочинялся в смешанной манере... Вся фантастическая часть скорее подходит под первую, реальная же — под вторую».

Мягкий, шутливый тон этого произведения подчеркивается близостью некоторых музыкальных эпизодов к частушке. В музыке часто звучат подлинно народные песни и песни, созданные композитором в духе народного фольклора. Первая постановка оперы состоялась в октябре 1900 года в Москве и прошла с шумным успехом. Восторг зрителей был вызван как прекрасной музыкой, так и блестящим оформлением спектакля, которое принадлежало кисти замечательного русского художника М. С тех пор «Сказка о царе Салтане» прочно вошла в оперный репертуар русского театра.

Чудеса пушкинской сказки переданы Римским-Корсаковым в большой симфонической картине. Каждому «чуду» предшествует фанфара, которая, по словам Римского-Корсакова, имеет значение «зазыва к слушанью или смотренью начинающегося за ней действия». Волшебный город Леденец рисуется мерцающим перезвоном хрустальных колоколов. Эту тему Леденца сменяет песенка «Во саду ли, в огороде», которую поет в сказке Пушкина «затейница-белка». Снова раздаются звуки фанфары.

Это проходят тридцать три богатыря. Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. Опять звучат фанфары и появляется чарующая мелодия — плывет Лебедь-птица. Ее изящная тема постепенно переходит в широкую распевную мелодию—гимн доброй и прекрасной царевне, от которой Не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает , Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Сюжет этого произведения лег в основу последней оперы Н.

Либретто, написанное В. Вельским, во многом углубляет злой сатирический тон пушкинского произведения, вводит много новых ситуаций, раскрывающих главную идею оперы —-высмеивание самодержавия. В центре оперы гротескный образ тупицы царя, желающего править народом, «лежа на боку», сроду не слышавшего слова «закон». Единственная радость, счастье для Додона — вкусная пища да мирный сон. Под стать царю-батюшке и его приближенные: воевода Полкан, который говорит, словно лает» сыновья Гвидон и Афрон — один другого глупее.

Мир красоты, утонченности, мечтательности олицетворяет прекрасная Шемаханская царица, которая противопоставляется в опере грубому, низменному царству Додона. Эта опера с антисамодержавным замыслом писалась Римским-Корсаковым в 1907 году, в период царской реакции после революции 1905 года. Понятно, что цензура не пропускала оперу, требовала изменений. Композитор с горечью писал: «Так, «Петушок» в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен».

Опера появилась на частной сцене 14 сентября 1909 года в Москве, через год после смерти ее создателя, и была тепло принята слушателями. В советское время опера «Золотой петушок» идет во многих театрах без сокращений, так, как мечтал ее увидеть Римский-Корсаков. Ария Шемаханской царицы является одним из выдающихся созданий Римского-Корсакова. Удивительное сочетание простоты, изысканности и изящной напевности, присущее этой арии, рисует нам пленительный образ молодой красавицы. Практическая часть В качестве продукта проекта разработана брошюра «Опера «Евгений Онегин»- музыкальное воплощение великого произведения», в брошюре описываются интересные факты из истории создании оперы, так же показана интерпретация романа Пушкина в музыкальном произведение, показано что нового принесли композиторы, как отличается сюжет, сюжетные линии и т.

Сохранив первозданные характеристики главных персонажей, композитор несколько иначе изобразил их. Так, оперный облик Ленского становится воспроизведением искренности и восторженности чувств, объединяясь в душевном родстве с образом Татьяны. Общие характеристики лирических персонажей, а также их судьбы тесно переплетены в этой драме. Сцены органично изображают душевные переживания лирических героев, подчеркивают глубину их чувств и эмоций. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев.

Необходимо сказать, что оперная интерпретация пушкинского романа буквально очаровала публику и положила начало нового этапа в жанре лирической оперы. Краткое содержание «Евгения Онегина» События начинаются в поместье Лариных. Здесь слышны девичьи напевы юных прелестниц — Татьяны и Ольги. Мать девушек и няня Филипповна с ностальгией вспоминают свои молодые годы. С песнями и дарами по случаю окончания жатвы к поместью подходят крестьяне.

К дому Лариных подъезжает соседский юноша и воздыхатель Ольги, Ленский. Гостя сопровождает его друг, Онегин, приехавший из столицы. Свободолюбивый парень ощущает ужасную скуку в глуши и не знает чем развлечься. Сентиментальная Татьяна влюбляется в манерного Онегина с первого взгляда. После знакомства с Онегиным Татьяна не находит покоя.

Стараясь отвлечься, девушка просит няню поведать ей что-нибудь о своих юных годах. Однако беседа с Филипповной не приносит успокоения, и Татьяна решается написать письмо своему возлюбленному. Всю ночь Ларина описывает свои чувства и к утру просит няню тайно доставить любовное послание. Татьяна с волнением ждет ответа от своего возлюбленного. Девушка надеется на взаимность, но ответ Онегина разочаровал ее.

Молодой человек благодарит свою поклонницу за искренность, но сдержанно сообщает, что не готов к серьезным отношением и брачным узам. Нравоучения светского гостя оставляют горький осадок в душе Татьяны. Именины Татьяны. Гости веселятся и поздравляют виновницу торжества, среди них — Ленский и Онегин. Гость из Петербурга ужасно скучает, ему чужды провинциальные сплетни и пустые разговоры на балу.

Чтобы развеять тоску и отомстить Ленскому за скучный вечер, Онегин решил ухаживать за Ольгой. Легкомысленная кокетка принимает ухаживания, и весь вечер танцует с другом воздыхателя. Ленский обижен действиями невесты и товарища. Во время очередного танца друзья ссорятся и Ленский в порыве гнева вызывает Онегина на дуэль. Никакие уговоры не усмиряют молодых людей.

Вызов принят.

Грибоедова и П. Чин чин а почитай.

Я бы и для Россини не пошевелился" ft, с-5? Дружеские отношении с Г лМыкоЙ. Верстовскнй, братьями В не ль горскими, Михаилом Яковлевым, Владимиром Одоевским, Дельвигом, Грибоедовым не могли не повлиять ну эти взгляды: уже через два-три пода Пушкин говори л иное о союзе музыки и поэзии, более того, шел навстречу композиторам в их поиске.

В данной статье речь пойдет о музыкальном воплощении лишь нескольких стихотворений потга. Композиторы разных эпох, обращаясь к пушкинскому слову, стиху, стараясь донести до публики всю его глубину я прелесть, не являются, конечно, копиистами-и л. Каждое талантливое гронз-веденне музыкальной пушкинианы - это и творческое лицо композитора, вносящего в прочтение Пуш-киЕ а что-то снос.

Пушкинская поэзия, например, сыграла немалую роль в развитии жанра русской музыкальной элегии. Особенно у композиторов-романтиков. Стихотворение "Певец" 1816 уже в 1920-х гг.

Алябьева, А. Верстоеского, Н. До сих пор в концертной практике встречается романс A.

Алябьева 1821 , В его музыке отчетливо усиливаются настроение душевного смятения, нелегкого размышления и интонации вопроса. Элегия композитора явно драматизирует намеченное поэтом. Антон Рубинштейн известен как "лермонтовский" композитор.

Но и как "пушкинский" композитор он внес достойную лепту в русское искусство. Достаточно вспомнить его "Узника" и "Ночь". Ко это -уже произведения зрелого, сложившегося хуложнн ка.

А начинал он свою музыкальную пушкиниану романсом "Певец" 1849. Композитор, которому тогда не было полных двадцати, в нем идет в русле исканий раннего русского музыкального романтизма. Но все-таки уже не повторяет прежде найденное Алябьевым.

Музыкальный рисунок строже, образ обретает более мужественные черты Обращает па себя внимание и такая деталь. Ученик и не скрывас; того, что следует учителю, продолжает намеченное им. Оба "Певца" возникают на стыке искусства романтизма и сентиментализма.

Но долгое время в му-чыкс акцентировался лишь романтический момент пушкинского1 Певца. Следует напомнить, что "Певец" Пушкина, спустя мною лет. О некоторых страницах музыкальной пушкинианы 1879 П.

Чайковского как дуэт Татьяны и Ольги, кугорый открывает первое действие. Волею композитора и его либреттиста К. Итак, обратимся к статье А.

Климо-вицкого: "... И вот в письме Чай инк кого Николаю Рубинштейну появляются примечательные слона: "Мне кажется, что не лишек некоторой звуковой пикантности 1-й номер, когда две девицы ноют за стеной сентиментальный дуэт, а две старухи под эту мушку болтают на сцене". Конечно же, "сентиментальный" в словах Чайковс-ного - это определение минутного душевного состояния.

VI сентиментальное у Чайковского есть предчувствие слова, определяющего это понятие: это явление купыуры. Показательно, что и современники композитора абсолютно адекватно расслышали особенность этого его творческого замысла. Проницательный Ларош писал: ,.

Очаровательный дуэт в стиле Алябьева. Геништы или раннего Глинки. Замысел композитора встретил понимание аудиторий" [2.

Ларошем, не следует понимать буквально. Это, скорее, добрая улыбка автора над прошлым, он бесконечно влюблен и в "двух девиц" Татьяну и Ольгу , к в "двух, старух" Ларину-мать и няню Филильевну , С музыкальной же точки зрения, прочтение Чайковским "Певиа" - едва ли не лучшее н русской музыке. И музыкально и сценически звучание этих стихов оттеняет в начальной сцене "Онегина" колорит изображаемой эпохи.

Пушкин Романсы

Цитата № 455162 - Александр Сергеевич Пушкин о музыке. Лучшие высказывания автора А. С. Пушкин в музыке.
Пушкин в музыке [Е. А. Соколов] (fb2) читать онлайн Поэзия Пушкина в музыке. Фирма Мелодия обновил плейлист 6 июня 2022 года.
Е Соколова: Пушкин в музыке читать онлайн бесплатно Знал Пушкин и профессиональное музыкальное искусство, встречался с композиторами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий