Почему представители уш жуз с января 1918 года стали поддерживать большевиков

Решительный переход ушжузовцев на сторону Советской власти наметился сразу же после избрания Тогусова председателем партии. В январе 1918 г. в постановлении ЦК партии «Уш-Жуз» прямо указано, что они поддержали программу большевиков й левых эсеров. партия «Уш-Жуз», Казахская социалистическая партия. На практике ее активное политическое развитие шло в сторону консолидации с большевиками и к июню 1918 г. большинство “Уш жуз” приняло сторону большевиков и партия распалась. Членами “Уш жуз” были часть мелких чиновников, кустарей, учителей, фельдшеров, учащихся. 94 года назад, в период выборов делегатов на Всероссийское учредительное собрание, появились первые казахские партии – «Алаш» и «Уш жуз». Однако в борьбе друг с другом они не заметили то, что найдут погибель от большевиков. 15 мapтa 1918 гoдa Пeтpoпaвлoвcкий coвдeп, пo пpeдлoжeнию бoльшeвикoв, пpинял peшeниe выдeлить финaнcoвyю пoддepжкy в paзмepe 5 тыcяч pyблeй Цeнтpaльнoмy кoмитeтy «Уш-Жyз» c ycлoвиeм выдaчи cpeдcтв пo мepe нeoбxoдимocти.

сравнительная характеристика Алаш и Уш жуз

При поддержке большевиков партия «Уш жуз» получила два места на III съезд Западносибирского совета рабочих и солдатских депутатов, который проходил со 2 по 10 декабря 1917 года в Омске. В этом яростном противостоянии весной 1918 года партия «Уш жуз» добилась временного успеха: партия «Алаш» была объявлена контрреволюционной организацией, ее областные комитеты распущены, печатные органы закрыты. федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-фз «о свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший закон рсфср от 25 октября 1990 года № 267-i «о свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в россии»[1]. После отставки М. Айтпенова и с приходом к руководству партией Кольбая Тогусова, представлявшего непримиримое левое крыло "Уш-Жуз", к весне 1918 года партия приняла сторону большевиков.

сравнительная характеристика Алаш и Уш жуз

С конца октября 1917 г. В основной массе аулов и сел КЗа процесс установления советской власти продолжался вплоть до начала гражданской войны. Наиболее активное участие в этом принимали А. Жангильдин, С. Сейфуллин, К.

Сугюшев, А. Асылбеков, Б. Серикбабаев, А. Майкутов, И.

Дубынин, К. Шугаев, Я. Ушанов, С. Шиллинг, А.

Иманов, Т. Рыскулов, П. Виноградов, Т. Бокин, Л.

Хмелев, Т. Утепов, А.

Бейсембиев характеризует как процесс «полевения» этой партии, как «признак сдвига в сторону рабочего класса». На самом же деле этот переход следует рассматривать как качественный перелом, отражающий ход исторических событий, настроение казахского народа. В этот период партия «Уш жуз» получила два места на III съезде Советов Западной Сибири 2 — 10 декабря 1917 года , принявшем решение об установлении власти Советов на всей территории региона. Ряд деятелей был рекомендован на ответственные посты в аппараты исполкомов Западносибирского, Петропавловского, Семипалатинского Советов. Орды, протестовавшая против покибиточной подати». Добавить комментарий Ваш адрес email не будет опубликован.

С января 1918 года в истории Казахской социалистической партии «Уш жуз» начинается новый этап, когда эта партия под руководством К. Тогусова твердо встала на платформу Советской власти. С приходом к руководству Казахской социалистической партии Кульбая Тогусова политические принципы «Уш жуз» претерпели существенные изменения. Если в начале своей политической деятельности представители партии «Уш жуз» поддерживали курс на союз с партией эсеров, то с января 1918 года они активно включились в работу по организации и укреплению Советской власти на местах. Переход с января 1917 года ушжузовцев и их лидера К. Тогусова на политическую платформу партии большевиков исследователь К. Бейсембиев характеризует как процесс «полевения» этой партии, как «признак сдвига в сторону рабочего класса».

Именно от Казахской ССР мы унаследовали наши современные границы и территорию. Поэтому роль Октябрьской революции для Казахской государственности просто неоценима. А Ленин, как идеолог революции, считал, что сложились необходимые условия для революции. А это: Участие страны в первой мировой войне, Тяжелое экономическое положение, Угнетенный рабочий класс, и крестьянство, которое только недавно освободилось от рабство, Национальные меньшинства с их проблемами и так далее и так далее Согласно этой теории, там, где есть слабое звено, может произойти разрыв, революция или переворот. Ленин предполагал использовать этот разрыв для перехода к другому социально-экономическому строю. Так что именно советская власть, Октябрьская революция, заложили основы суверенного Казахстана. Казахское ханство исчезло, добровольно войдя в 1730 году по инициативе хана Младшего жуза, и в 1741 году по инициативе хана Среднего жуза, в состав Российской империи. А ханство Старшего жуза было в те же времена завоёвано Кокандским ханством и стало зависимой от нее территорией.

Выполняя волю народа

С этого момента политическая ориентация ЦК партии «Уш-жуз» изменилась. Здесь следует подчеркнуть гибкую, целеустремленную политику большевиков по отношению к той части мелкобуржуазной демократии, которая перешла в лагерь революции и выразила готовность участвовать в социалистическом переустройстве общества. Такая политика исходила из ленинской установки, определившей тактическую линию большевистской партии относительно непролетарских трудящихся масс. Ленин,— в момент завоевания власти и создания Советской республики, большевизм оказался единым, он привлек к себе все лучшее из близких ему течений социалистической мысли, он объединил вокруг себя весь авангард пролетариата и гигантское большинство трудящихся».

Эта политика большевиков имела исключительно важное значение в позитивном изменении внутри партии «Уш-жуз». По архивным данным, в начале января 1918 г. Тогусова «О текущем моменте» принимается важное решение.

По количеству присутствующих 200 чел. А в решении ЦК партии подчеркивается, что при создавшейся в стране политической обстановке, когда внутренние и внешние враги революции, объединившись, развязали войну против Советской власти, ушжузовцы решительно осуждают эти действия контрреволюционных сил и заявляют о своей твердой решимости выступить на стороне революционного народа. Они признают, что вследствие наступления германских империалистов и «разного рода контрреволюционных генералов, дворян, священников и других буржуазных классов», над революционной Россией нависла серьезная опасность.

В связи с этим ЦК партии «Уш-жуз» объявляет о желании казахской демократии быть в такой критический момент «рядом с русской революционной демократией на страже и окончательно подавить контрреволюционные наступления врагов народа. В этом документе ушжузовцы разоблачают действия алашордынцев, которые продолжали хозяйничать в казахском областном комитете Акмолинской области, созданном еще при Временном правительстве, и использовали его в контрреволюционных целях. ЦК партии «Уш-жуз» принимает решение о ликвидации этого комитета как орудия контрреволюции и посылает группу членов ЦК Ш.

Альжанова, Е. Токпаева, К. Мусина, А.

Клычбаева и др. Этим членам ЦК вменяется в обязанность «работать рука об руку с русской революционной демократией в лице демократических Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их исполнительных органов, созданных в результате Октябрьской революции». Необходимо так же указать на еще один важный момент, свидетельствующий о повороте партии «Уш-жуз» влево.

ЦК партии «Уш-жуз», выступая от имени трудящихся крестьян, казахской бедноты, заявлял о полной поддержке Обращения, так как видел, что оно направлено на защиту интересов трудового народа. Ведь до сих пор никогда ни русская, ни европейская власть не говорили с нами таким языком. Ведь до сих пор никакие общественные группы Европы не смотрели на мусульман такими глазами».

Значение этой резолюции «Уш-жуз» состоит в том, что она распространила правду о политике Советской власти в отношении угнетенных народов Востока. Ведь в то время алашордынцы всячески обливали грязью этот документ и «доказывали»: «большевики собираются растоптать вероисповедания мусульман, выгонять их на пески и пустыни». В противовес им ушжузовцы заявляли, что только благодаря заботе большевистской партии и советской власти трудящиеся мусульмане освободились от колониального ига, от угрозы империализма, «чего мы, мусульмане, не видели ни у правительства Львова, ни у правительства Керенского».

ЦК партии «Уш-жуз» выражает полное доверие Советской власти, готовность совместно работать в местных Советах и с этой целью посылает в них своих представителей. При этом следует отметить, что большевики Казахстана в борьбе за победу Советской власти шли на временные соглашения с поддержавшими власть Советов мелкобуржуазными партиями, группами, в том числе с партией «Уш-жуз». Согласно данной установке большевиков ЦК партии «Уш-жуз» в своем решении записал: «Объявить Совету Народных Комиссаров в центре и Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах полное доверие и делегированных членов партии оставить в Советах, огласив настоящее постановление на страницах «Революционной мысли».

Первые декреты Советской власти — о мире, земле хлебе — были горячо поддержаны ЦК партии «Уш-жуз», о чем свидетельствует приветственная телеграмма руководства этой партии от 12 марта 1918 г. В телеграмме сказано: «Центральный Комитет социалистической Казахской партии «Уш-жуз» и Казахский областком именем восьмимиллионной казахской демократии приветствует Всероссийский съезд, шлет горячие пожелания плодотворной работы. Перед съездом стоит огромная задача решить вопрос о мире.

Казахская демократия глубоко и твердо верит, что съезд сумеет решить этот вопрос согласно желаниям и интересам демократии и закрепит за собой завоевания социальной Октябрьской революции». Телеграмма ЦК партии «Уш-жуз», оглашенная на съезде, произвела большое впечатление на его участников. Как уже отмечалось, партия «Уш-жуз» с самого начала выступила против планов казахских националистов отторгнуть Казахстан от революционной России путем создания так называемой «Алашской автономии».

С первых дней Октябрьской революции буржуазные националисты вместе с другими контрреволюционными силами открыто встали на путь борьбы с Советской властью. Они, как было сказано выше, объявили в Туркестане «Кокандскую автономию» наряду с «Алашской автономией» в Казахстане. Выдавая эти «автономии» за волеизъявление местного населения, националистические элементы добивались их признания со стороны Советского государства.

Ушжузовцы разоблачали эти политические махинации врагов революции и предпринимали активные действия для срыва коварных планов буржуазных националистов. В апреле 1918 г. Ленину, раскрывая истинные цели националистов и необходимость их политической изоляции.

В телеграмме па имя председателя Совета Народных Комиссаров В. Ленина от 21 апреля 1918 г. Тогусов сообщает: «В Западной Сибири и Степном крае наряду с Казахской социалистической партией «Уш-жуз», стоящей на платформе Советской власти и идущей рука об руку с ней, существует другая —буржуазная партия «Алаш», во главе которой стоит известный кадет А.

Букейханов и другие. До сведения моего, председателя партии «Уш-жуз», дошло, что А. Букейханов имел с вами разговор по прямому проводу об автономии казахов.

Довожу до сведения, что партия «Алаш» разогнана, члены ее арестованы, А. Букейханов, один из видных активных участников выступления Дутова, разыскивается». Далее К.

Тогусов пишет, что, по имеющимся газетным сведениям, видный член партии «Алаш» X. Габбасов, прибывший в Москву, имел с В. Лениным свидание.

Он просит сделать распоряжение об аресте Габбасова и выслать в Омск, как уличенного в контрреволюционном выступлении и подлежащего преданию суду революционного трибунала. Излагая свои взгляды по вопросам политического устройства страны, ушжузовцы раскрывали социальную сущность и подчеркивали нереальность так называемой алашской автономии. Видный представитель партии «Уш-жуз» Н.

Кульжанов в этой связи указывал, во-первых, на совершенную утопичность образования в данный момент алашского государства, отторгнутого от России, так как его территория не определена, а казахи живут в различных районах Средней Азии и русских губерниях, во-вторых, на то, что вместе с казахами в степи живет немало русского населения. Без его согласия провозгласить самостоятельное государство казахов было бы чревато опасными последствиями. И, в-третьих, при сплошной неграмотности населения, отсутствии необходимых кадров интеллигенции и специалистов, без поддержки русского народа в Казахстане невозможно осуществить функцию суверенного государства.

Отвергая алашордынский план отторжения Казахстана от революционной России, партия «Уш-жуз», как говорилось выше, предложила создание федерации Средней Азии и Казахстана в составе Советской России, призвала «казахскую демократию идти нога в ногу с русской революционной демократией и беспощадно бороться с буржуазией. Новое государственное образование, по мнению уш-жузовцев, должно опираться на тесный союз с русским" пролетариатом и трудовым крестьянством. Тогусов,— то к этой революции должен присоединиться казахский народ.

Теперь наступил момент образования федерации. Для этого мы должны действовать совместно с русскими рабочими, солдатами и крестьянами и использовать их надежную защиту. Ушжузовцы строили планы развития Казахстана по пути прогресс.

Кульжанов,— кругом бедны и по части образования, науки… Только вчера они освободились от двухсотлетнего ига Царской России». Поэтому он призвал казахов «приобщиться к жизни культурного народа, учиться у них науке, искусству», имея в виду русский народ. Ушжузовцы занимали довольно реалистическую позицию в решении вопроса о дружбе народов, в частности о дружбе казахского народа с русским трудящимся населением.

В первые, особенно трудные месяцы после победы Октябрьской революции, русские великодержавные шовинисты и буржуазные националисты всячески старались натравить один народ на другой. В это время газета «Уш-жуз» опубликовала передовую статью «Сак-тан «Берегись» , в которой указывалось на общность интересов русских и казахских трудящихся масс и утверждалось, что «рядовые русские-казахи, живущие рядом с нами как добрые соседи в течение многих веков и ставшие нам родными и близкими, надеемся, не последуют бесстыдным советам провокаторов». Статья разоблачила попытку врагов народа «поссорить» русского с казахом и призывала: «подвергавшиеся в течение нескольких столетий угнетению трудящихся в поте лица русские-казаки, надеемся, подадут руку помощи казахскому народу, который, так же как и они только что освободился от рабства, и скажут» провокаторам, казачьим атаманам «нечистым»: «Руки прочь, злобный враг!

Этого мы ожидаем от тех казаков-русских, которые угнетались, как мы... Эта позиция ушжузовцев, естественно, была не по душе алашордынцам. Алашордынцы на страницах своих газет «Казах» и «Сары-Арка» обрушились с бранью на большевиков и ушжузовцев.

В лице ушжузовцев они видели распространителей «большевистской заразы» в казахских аулах. Когда на голову казахского народа обрушились тяжелые испытания, когда он старается найти пути спасения от разгрома большевиков, у себя в стране появились враги народа — большевики… в Омске партия «Уш-жуз» поддержала большевиков, снюхалась с большевиками и посадила двух своих представителей в Комиссариате. Если казахские большевики сразу же не прекратят преступную поддержку русских большевиков, тогда, признав казахских большевиков врагами партии «Алаш», выгоним из среды казахского народа».

Отвечая на нападки буржуазных националистов, К. Тогусов в своей статье «Ответ газете «Казах» открытое письмо, опубликованное в газете «Революционная мысль» разоблачает их как преданных слуг богачей, «Алаш» он называет «партией кучки богатых, жирных, интеллигентных, реакционных людей». Тогусов,— чтобы в корне подавить молодую казахскую демократию… старается всеми темными и грязными силами дискредитировать в глазах русского общества партию «Уш-жуз», единственнную опору казахской революционной демократии».

Решительно отметая клевету алашординцев, разоблачая их, лидер ушжузовцев выражает свою непримиримость к защитникам старого строя. Он называет их «жалкими трусами, старыми могильщиками казахского народа, а путь, избранный ими, «лживым и позорным». Он заканчивает статью словами: «Прочь, вон с пути казахского пролетариата!

Вы хотите опять схватить своими «жирными» руками за горло казахскую демократию, но этого не будет потому, что она просыпается и имеет в своем распоряжении «боевой штаб» в лице Центрального комитета социалистической Казахской партии «Уш-жуз». Вы можете подойти к молодой казахской демократии, перешагнув мой труп и трупы моих товарищей. Я призываю вас на открытый бой, идите в честную рукопашную схватку».

Итак, важнейшие документы партии «Уш-жуз» и публичные выступления членов ЦК в печати свидетельствуют о том, что в условиях ожесточенной классовой борьбы ушжузовцы стояли на стороне трудящихся масс, выступали против баев и феодалов и их агентуры — алашордынцев. Эти факты свидетельствуют о крупных переменах в партии «Уш-жуз», существенном повороте влево в ее идейно-политической ориентации. Если в ноябре 1917 г.

С конца декабря 1917 г. При этом они недвумысленно заявляли: «Программа большевиков и «левых» эсеров и это наш идеал».

После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде 21-28 июля 1917 года в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции. Партию «Алаш» возглавили — Алихан Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.

Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «читсого ислам2 «Шуро — и — Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана.

Ответ разместил: WoudBack1 Основная причина - усталость от войны и не Временного правительства организовать хотя бы какой-нибудь порядок. Нужно признать, на том этапе большевики сумели выдвинуть привлекательные для большинства населения лозунги: "землю - крестьянам, фабрики - рабочим, мир - народам". А что могло предложить Временное правительство?

Войну до победного конца с неясными перспективами созыва Учредительного собрания. Вопреки распространенному мнению, советская власть установилась на значительной части бывшей Российской Империи без серьезного кровопролития. Но, получив власть, большевики совершенно не представляли, что делать дальше.

Создалась ситуация, когда узкий слой интеллигенции и верхушечных казахских элементов мог только некоторое время опираться на народные массы: «То, что часть масс все же поддерживала движение, объяснялось моментом чисто национальным: лозунг автономии, независимости от ненавистных угнетателей не мог не захватить и не увлечь в борьбу часть масс». Недовольство усилилось отходом от заявленного в программе партии «Алаш» принципа взимания налогов по степени имущественного состояния: «богатый платит больше, бедный — меньше».

Постановлением «Алаш-Орды» от 11—24 июня 1918 г. С января 1918 года в истории Казахской социалистической партии «Уш жуз» начинается новый этап, когда эта партия под руководством К. Тогусова твердо встала на платформу Советской власти. С приходом к руководству Казахской социалистической партии Кульбая Тогусова политические принципы «Уш жуз» претерпели существенные изменения.

Сравнительная характеристика Алаш и Уш жуз

В-пятых, серьезной неудачей деятелей «Алаш» явилась неспособность политически интегрировать интересы казахской нации. Сфера ее представительства не была широкой, не охватывала все группы казахской интеллигенции. Создалась ситуация, когда узкий слой интеллигенции и верхушечных казахских элементов мог только некоторое время опираться на народные массы: «То, что часть масс все же поддерживала движение, объяснялось моментом чисто национальным: лозунг автономии, независимости от ненавистных угнетателей не мог не захватить и не увлечь в борьбу часть масс». Недовольство усилилось отходом от заявленного в программе партии «Алаш» принципа взимания налогов по степени имущественного состояния: «богатый платит больше, бедный — меньше». Постановлением «Алаш-Орды» от 11—24 июня 1918 г. С января 1918 года в истории Казахской социалистической партии «Уш жуз» начинается новый этап, когда эта партия под руководством К.

Партия распалась, но часть ее активных сторонников вступили в партию большевиков. Партия «Уш-жуз» вместо «автономии» партии «Алаш-Орда» предлагала Казахстанско-Среднеазиатскую автономию в составе России, т. Туркестанскую Федерацию.

Партия «Уш-жуз» требовала наделения казахских крестьян землей, говорила о необходимости перехода к оседлому образу жизни. Она считала своей обязанностью заступиться в меру сил за слабых, помогать сиротам, обездоленным и по возможности не допускать в дальнейшем «съедания бедных бессердечными хищниками».

Недовольство усилилось отходом от заявленного в программе партии «Алаш» принципа взимания налогов по степени имущественного состояния: «богатый платит больше, бедный — меньше». Постановлением «Алаш-Орды» от 11—24 июня 1918 г. С января 1918 года в истории Казахской социалистической партии «Уш жуз» начинается новый этап, когда эта партия под руководством К. Тогусова твердо встала на платформу Советской власти. С приходом к руководству Казахской социалистической партии Кульбая Тогусова политические принципы «Уш жуз» претерпели существенные изменения. Если в начале своей политической деятельности представители партии «Уш жуз» поддерживали курс на союз с партией эсеров, то с января 1918 года они активно включились в работу по организации и укреплению Советской власти на местах.

С приходом к руководству Казахской социалистической партии Кульбая Тогусова политические принципы «Уш жуз» претерпели существенные изменения. Если в начале своей политической деятельности представители партии «Уш жуз» поддерживали курс на союз с партией эсеров, то с января 1918 года они активно включились в работу по организации и укреплению Советской власти на местах. Переход с января 1917 года ушжузовцев и их лидера К. Тогусова на политическую платформу партии большевиков исследователь К. Бейсембиев характеризует как процесс «полевения» этой партии, как «признак сдвига в сторону рабочего класса». На самом же деле этот переход следует рассматривать как качественный перелом, отражающий ход исторических событий, настроение казахского народа.

Политические партии «Алаш» и «Уш-Жуз»

Решительный переход ушжузовцев на сторону Советской власти наметился сразу же после избрания Тогусова председателем партии. В январе 1918 г. В докладе Тогусова на заседании ЦК «О текущем моменте» присутствовало на заседании 200 человек ЦК объявляет о желании казахской демократии быть в такой критический момент «рядом с русской революционной демократией». Под казахской демократией сам Тогусов подразумевал все массы народа, то есть рабочих, полупролетариев, мелких собственников казахской степи. Партия «Уш-Жуз» просуществовала полгода. Причины распада: организационная разобщенность, идейная неустойчивость многих членов партии, Слабая дисциплина, постоянная внутриполитическая борьба. Так, определенной части партий удалось выдвинуть обвинение против Тогусова в различных служебных злоупотреблениях, якобы выразившихся в незаконном сборе налогов с богатых элементов в пользу партии.

Даже по признанию самого Президиума Западно-Сибирского комитета Советов от 11 мая 1918 г. Но вторично Западно-Сибирский Совет не успел разобраться. Вскоре власть была захвачена контрреволюцией, которая, объявив К, Тогусова «советским деятелем», в марте 1919 г. Но какая бы ни была расстановка политических сил в Казахстане в эти сложные годы, все они внесли свой вклад в создание казахской государственности.

Досмухамедов, X. Досмухамедов Западный Казахстан , М. Тынышпаев Семиречье , М. Чокаев, С. Асфенди-яров Туркестанский край. Среди кандидатов были также русский ученый Г. Потанин и политический деятель В. Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям. Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию «Алаш». Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Карашев, С. Торайгыров, X. Габбасов, А. Ермеков, Ж. Досмухамедовы и др. Абсолютное большинство из них в условиях лета1917 г. Они объединилисьпод лозунгом: «Освобождение казахского народа из-под колониального ига! Осенью 1917 г. Ее лидером был Кольбай Тогусов. Партия придерживалась пробольшевистской ориентации и выступала главным оппонентом партии «Алаш» по многим вопросам общественно-политической жизни Казахстана. В конце лета — начале осени 1917 г. В связи с этим, большевистская партия снова выдвинула лозунг: «Вся власть Советам! Теперь этот лозунг означал призыв к вооруженному восстанию и свержению Временного правительства, к установлению диктатуры пролетариата. На другой день восставшие рабочие, солдаты и матросы захватили важнейшие объекты столицы. Утром 25 октября 7 ноября Военно-революционный комитет объявил о том, что Временное правительство низложено. Однако установление советской власти в Казахстане растянулось на четыре месяца — с конца 1917 г. Иначе обстояло дело в Тургайской, Уральской, Семипалатинской и частично в Семиреченской областях, где сторонники Временного правительства имели значительные силы. С конца октября 1917 г. Наиболее активное участие в этом принимали А. Джангильдин, С. Сейфуллин, К. Сутюшев, А. Асылбеков, Б. Серикба-ев, А. Майкутов, И. Дубынин, К. Шугаев, Я. Ушанов, С. Цвиллинг, А. Иманов, Т. Рыскулов, П. Виноградов, Т. Бокин, Л. Емелев, Т. Утепов, А. Розыбакиев и др. Были осуществлены первые шаги по претворению в жизнь Декрета о земле, принятого на II Всероссийском съезде Советов. При поддержке В. В постановлениях советских органов, областных и уездных съездов Советов Декрет о земле дополнялся и развивался с учетом местных условий и инициативы самих крестьян. С победой Октябрьской революции острее стали обсуждаться национальные проблемы, в первую очередь вопросы национально-государственного строительства. Большевистские организации, Советы Казахстана и Туркестана начали подготовку к созыву Всеказахского и всетуркестанского съездов Советов. Подготовительные работы к созыву Всеказахского съезда Советов шли одновременно с процессом упрочения советской власти. Проект программы состоял из десяти пунктов. Наиболее существенные из них следующие: «I. Государственное устройство. Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей,населенных ими, и составляет часть Российской Федеративной Республики. Партия «Алаш» является сторонником справедливости,для нес бедные — товарищи, мироеды — враги. Основное право. В Российской Республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола.

Оплотом большевиков в то время были, прежде всего, крупные города, которые нужно было кормить. Но экономические связи между селом и городом к тому моменту были окончательно порушены. Так наступила эпоха, получившая название "военный коммунизм". Новая политика советской власти на селе была воспринята, мягко говоря, неоднозначно. И с весны 1918 года в России началась полноценная гражданская война. О причинах поражения Белого движения можно рассуждать много.

Партия "Уш жуз", превратив борьбу с партией "Алаш" в свою главную цель, постепенно сблизилась с большевиками. Кольбай Тогисов, по предложению большевиков избранный в состав исполнительного комитета Омского губернского совета и в дальнейшем работавший на разных должностях, приложил все силы для роспуска партии "Алаш". Несколько членов партии арестованы. Букейханов объявлен в розыск. В номере газеты "Известия" от 23 апреля, издававшейся в Омске, Кольбай Тогисов объявил, что за поимку Алихана Букейханова будет выдано 10 тысяч рублей, за Ахмета Байтурсынова — три тысячи рублей. Кольбай Тогисов не остановился на этом. Услышав о проведенных переговорах лидеров партии "Алаш" с Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным, он 21 апреля 1918 года направил телеграмму, в которой дал знать, что есть казахская социалистическая партия "Уш жуз", созданная в противовес буржуазной партии "Алаш", возглавляемой кадетом Букейхановым. Тогисов, проведя переговоры со Сталиным по телеграфу, попросил оказать партии "Уш жуз" поддержку в борьбе с "Алашем". Сталин просьбу удовлетворил и дал соответствующее указание лидеру казахских большевиков Алиби Джангильдину. Через некоторое время на внеочередном собрании партии "Уш жуз" против Кольбая Тогисова, пришедшего на место председателя партии Мукана Айтпенова, было выдвинуто обвинение. В апреле 1918 года он был арестован эсеровцами, созданной ими правительством Западной Сибири. Светлана Смагулова, доктор исторических наук. Алматы, 21 ноября 2011 года. Однако партия "Алаш" объявила, что оставляет судьбу его уголовного дела на милость судебных властей и объявила, что "в связи с причиненным им вредом всему казахско-киргизскому народу" простить Кольбая Тогисова не могут. В 1919 году Кольбай Тогисов погибает, но уже от рук правительства Колчака в городе Омске. Партия "Уш жуз", с самого начала стремившаяся создать "тюрко-татарскую" федерацию, но после Октябрьского переворота поддержавшая большевиков, ушла с политической арены летом 1918 года. Через несколько лет и партия "Алаш" была вынуждена признать власть большевиков.

Политические партии в Казахстане 1917-1920 года

Если в начале Уш Жуз поддерживал линию на союз с партией социалистов-революционеров, то с января 1918 года она активно стала проводить политическую и организационную работу по укреплению Советской власти в Казахстане. В сентябре 1841 г. на курултае представителей всех казахских жузов Кенесары был провозглашен ханом, казахское ханство было восстановлено. Кенесары хан был сторонником централизованной власти, строгой дисциплины. меди методом механического легирования началось с 1998 года. эта операция требует большой точности, так как от полученной шихты зависят и свойства прутков.

Остались вопросы?

Мукан Айтматов. Центральный печатный орган партии - газета ” Уш жуз ”. С приходом к руководству партии ва после Октябрьского переворота в Петрограде-стали союзниками большевиков. На практике ее активное политическое развитие шло в сторону консолидации с большевиками и к июню 1918 г. большинство “Уш жуз” приняло сторону большевиков и партия распалась. Членами “Уш жуз” были часть мелких чиновников, кустарей, учителей, фельдшеров, учащихся. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. 15 мapтa 1918 гoдa Пeтpoпaвлoвcкий coвдeп, пo пpeдлoжeнию бoльшeвикoв, пpинял peшeниe выдeлить финaнcoвyю пoддepжкy в paзмepe 5 тыcяч pyблeй Цeнтpaльнoмy кoмитeтy «Уш-Жyз» c ycлoвиeм выдaчи cpeдcтв пo мepe нeoбxoдимocти.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий