Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты если он

Даже если в выступлении нет жестов, которые можно воспринять двояко, проследите за тем, чтобы не слишком часто использовать одни и те же движения во время выступления. Иначе можно утомить публику. жесты, с помощью которых оратор привлекает к себе внимание, заводит аудиторию, отсекает неправильные версии, одобряет правильное направление мыслей Жесты, которые позволяют общаться с аудиторией без слов!

Как правильно применять ораторские жесты. Развитие жестикуляции

  • Навигация по записям
  • Вы точно человек?
  • «Ораторский образ: невербальная компонента»
  • Подготовка оратора и техника его речи
  • «Ораторский образ: невербальная компонента»
  • Выступление перед публикой. Позы, жесты, мимика

Как управлять жестами и мимикой во время выступления?

Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания от общения и повести его уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации. Таким образом, учитывать аудиторию на этапе Произнесения означает в случае ее несовпадения с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели систему аргументов, композицию, языковые средства , тональность и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах. Наиболее важным элементом взаимодействия оратора и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Петровская, - можно понимать информацию, исходящую от объекта воздействия, воспринимаемую носителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия.

Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция. Поэтому не совсем правы те, кто рекомендует выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать все именно ему. Посмотрим, как решает эту проблему уже упоминавшийся герой А. Крона профессор Юдин: "Я оглядел зал. По опыту лектора я знал, что надо отыскать в первых рядах несколько внимательных и симпатичных лиц и время от времени посматривать на них. Я сразу нашел глазами своих восточноевропейских коллег, милый Блажевич смотрел на меня дружески и поощрительно. Но я тут же понял, что на этот раз мне следует поискать более точный контрольный прибор. Передо мной была типичная парижская аудитория, отзывчивая и капризная, с незапамятных времен избалованная красноречием всех оттенков.

Эта аудитория не простит мне ни скуки, ни неловкости, ее надо сразу брать за рога. Поэтому надо смотреть не на Блажевича, а на коллегу Дени, наблюдающего за мной с веселым любопытством. Его ноздри слегка раздуты, полуоткрытый рот готов и засмеяться, и деликатно зевнуть. Или на ту кислолицую лимонноволосую даму в золотых очках с квадратными стеклами и тянущимся из уха тонким проводочком слухового аппарата, по виду англичанку или скандинавку. Она глуховата и французский язык для нее неродной - достаточно, чтобы перестать слушать, если начало ее не заинтересует. Восприятие оратора аудиторией Есть известная поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают». Если бы это было всегда так... Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является.

Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора. Что надо знать о первом впечатлении? Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается, ему хочется поддаться. Во-вторых, первое впечатление может быть далеко от истины, ошибочно. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

Ораторская индивидуальность Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор — понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности. Риторические позиции оратора в ходе выступления В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию — то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

Позиция информатора Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. Позиция комментатора Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок. Позиция собеседника Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы. Позиция советчика Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты». Позиция эмоционального лидера Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением.

В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства , которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника оратор нравоучителен, категоричен ; позиция трибуна преувеличенный пафос , позиция просителя «потерпите, я скоро закончу». Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал. Внешний вид оратора Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу. Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным.

Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов записи, торчащие карандаши и ручки, газеты. Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию. Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды кружева, воланчики и др. Повышают доверие очки в темной оправе. Манера выступления П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности.

Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». Физическая бодрость, подвижность Уверенный внешний вид Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги...

Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Дружеский, интимный тон Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие». Расположение в аудитории Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден.

Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее. Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Движение Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него.

Установление контакта оратора со слушателями Важнейший фактор любой публичной речи — установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует. Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание — единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики. Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек. Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи.

Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий: искренне заинтересован предметом повествования; убежден в достоверности, важности излагаемой информации; уважает слушателей, признает в них партнеров. Можно легко установить степень контакта — насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей. В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза обычно она бывает сосредоточенной. В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом. Как добиться взаимопонимания со слушателями К основным факторам взаимопонимания относят: реакция слушателей на речь оратора смех, возгласы, аплодисменты ; уверенность оратора в собственной речи умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно ; актуальность преподносимой информации ее новизна, понятность, важность, интерес ; личность говорящего имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он. Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала.

Если аудитория заскучает в начале речи, то, скорее всего, оратор вообще не дождется внимания. Последнее предложение существенно влияет на впечатление, которое оратор оставит от своей речи. Даже отличное выступление может быть перечеркнуто неудачным завершением. Великие ораторы всегда заучивали эти два предложения наизусть, а новичкам тем более не следует пренебрегать этим советом.

Для этого не нужно перегружать его числами и непонятными терминами. Если вы хотите впечатлить слушателей количеством или размером чего-либо, то лучше использовать яркое сравнение, которое тут же в мыслях каждого, сидящего в аудитории, «нарисует» картинку. Информация, представленная таким образом, легче воспринимается и производит гораздо большее впечатление, чем вскользь упомянутая цифра. Допустим, оратор великолепно подготовился к выступлению, изучил тему, сделал все, чтобы слушателям было интересно и понятно — половина успеха у него уже есть. Оставшуюся часть обеспечит правильная манера поведения перед аудиторией. Как же нужно говорить со слушателями, как себя вести на трибуне? Аудитория почувствует фальшь в выступлении, и часто те жесты, которые естественно выглядят у одного оратора, другого сделают нелепым.

Главное — максимальная раскованность и естественность. Если выступающий уверен в своих знаниях, ему интересна тема , о которой он говорит, то его жесты придут сами собой, они будут естественны и непринужденны. Публика почувствует откровенность, уверенность оратора , его настроение и интерес к теме передастся слушателям. Даже если оратор испытывает чувство волнения, слушатели ни в коем случае не должны этого видеть. Руки, нервно сжимающие листочки, тут же выдадут аудитории всю неуверенность выступающего. Кроме того, лишние движения отвлекают внимание слушателей, поэтому выходить на трибуну лучше вообще без записей. Выступление может быть эмоциональным или же спокойным, однако любые эмоции должны быть умеренными.

Не нужно смотреть на стену или потолок. Неплохой вариант — беседа с аудиторией. В этом случае выступающий ставит вопросы и сам на них отвечает. Если в большой конференц-зал придут всего 10-15 человек и сядут в разные части помещения, то оратору будет тяжело с ними контактировать. В таком случае лучше попросить людей сесть поближе или перейти в небольшую аудиторию. Если люди сидят близко друг к другу, то заинтересованность или иные эмоции одного человека распространяются на остальных. Ведь часто в наполненном зале шквал аплодисментов начинается с хлопков одного человека.

В тоже время в полупустом помещении аплодисменты одного редко подхватывают остальные слушатели. Кроме того, если число слушателей невелико, оратор может построить свое выступление как доверительную беседу. Для этого ему лучше будет спуститься с трибуны и находиться на одном уровне с аудиторией. И еще одно важнейшее правило: как бы ни складывалось выступление, оратор ни в коем случае не должен извиняться и тем более начинать свою речь словами «Я не готовился». На самом деле, ничего страшного в публичных выступлениях нет. Главное — побороть волнение, которое чаще всего исчезает, когда произнесены первые несколько фраз выступления, а дальше успех зависит только от самого оратора. Желаю удачи.

Прежде чем начать речь, оратор должен сделать небольшую паузу 5-10 секунд , чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Вот как объясняет необходимость этого действия герой романа А. Крона «Бессонница» профессор Юдин, который вышел произнести речь на международном симпозиуме: "Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, и прежде чем начать слушать, любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма. Второе и несомненно важнейшее дело оратора во время непосредственного общения - сопоставить аудиторию, сидящую в зале конкретную , с той, которая предполагалась во время подготовки выступления реальной.

А что делать, если мы поняли, что перед нами совсем "не та" аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания от общения и повести его уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации.

Таким образом, учитывать аудиторию на этапе Произнесения означает в случае ее несовпадения с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели систему аргументов, композицию, языковые средства , тональность и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах. Наиболее важным элементом взаимодействия оратора и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Петровская, - можно понимать информацию, исходящую от объекта воздействия, воспринимаемую носителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия. Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция. Поэтому не совсем правы те, кто рекомендует выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать все именно ему. Посмотрим, как решает эту проблему уже упоминавшийся герой А.

Крона профессор Юдин: "Я оглядел зал. По опыту лектора я знал, что надо отыскать в первых рядах несколько внимательных и симпатичных лиц и время от времени посматривать на них. Я сразу нашел глазами своих восточноевропейских коллег, милый Блажевич смотрел на меня дружески и поощрительно. Но я тут же понял, что на этот раз мне следует поискать более точный контрольный прибор. Передо мной была типичная парижская аудитория, отзывчивая и капризная, с незапамятных времен избалованная красноречием всех оттенков. Эта аудитория не простит мне ни скуки, ни неловкости, ее надо сразу брать за рога. Поэтому надо смотреть не на Блажевича, а на коллегу Дени, наблюдающего за мной с веселым любопытством.

Его ноздри слегка раздуты, полуоткрытый рот готов и засмеяться, и деликатно зевнуть. Или на ту кислолицую лимонноволосую даму в золотых очках с квадратными стеклами и тянущимся из уха тонким проводочком слухового аппарата, по виду англичанку или скандинавку. Она глуховата и французский язык для нее неродной - достаточно, чтобы перестать слушать, если начало ее не заинтересует. Восприятие оратора аудиторией Есть известная поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают». Если бы это было всегда так... Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является. Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора.

Что надо знать о первом впечатлении? Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается, ему хочется поддаться. Во-вторых, первое впечатление может быть далеко от истины, ошибочно. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

Ораторская индивидуальность Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор — понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности. Риторические позиции оратора в ходе выступления В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию — то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать.

Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые. Позиция информатора Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. Позиция комментатора Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок. Позиция собеседника Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы. Позиция советчика Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области.

Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты». Позиция эмоционального лидера Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением.

Согнутые в коленях ноги чаще всего являются свидетельством неуверенности в себе; именно поэтому колени должны быть прямыми и немного пружинящими. Однако, следите за тем, чтобы колени не были излишне напряжены — в противном случае вы устанете через считаные минуты. Поставьте одну ногу слегка впереди другой. Таким образом оратор приближается к своим слушателям. Перенос веса тела, напротив, отстраняет оратора от его аудитории, создавая между ними барьеры восприятия. Стоит отметить, что принимать подобную позу можно, слушая вопросы, но тело, тем не менее, все же должно быть обращено в сторону слушателей. Глядя на тело оратора, вы смоете с легкостью определить, где именно находится центр движения и куда оно направлено. У мужчин он чаще всего приходится на область таза, из-за чего он нередко заметно выпячивается вперед.

А также — от груди вниз; в этом случае оратор выглядит зажатым и сутулым. Следите за осанкой! Для того, чтобы принять правильную позу, представьте, что к вашей макушке привязана нить, тянущая вас вверх. Тело должно быть выпрямлено, подбородок приподнят, а взгляд направлен параллельно полу. Расправьте плечи.

Выступление перед публикой. Позы, жесты, мимика

трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. Этот незримый образ аудитории оратор держит в своей памяти, когда формулирует тему, отбирает материал и языковые средства для выражения мыслей, обдумывает композицию выступления, пытается предвидеть реакцию слушателей. 5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. жесты, с помощью которых оратор привлекает к себе внимание, заводит аудиторию, отсекает неправильные версии, одобряет правильное направление мыслей Жесты, которые позволяют общаться с аудиторией без слов!

Секреты успешного публичного выступления

Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, отрепетируйте заранее не только сам текст, но и позу, жесты. Помните, что ваши жесты должны быть более выражены, чем в обычной жизни. Во-первых, жесты в публичных выступлениях обеспечивают оратору состояние уверенности. Если ваши локти буквально “прилипают” к бокам, то язык тела транслирует зрителю, что вы боитесь или слишком волнуетесь. это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей выступающего. Это по сути и проявления его настроения и мыслей.

7 ошибок языка тела: секреты ораторского мастерства

Жесты, которых надо избегать во время публичных выступлений или жесты – паразиты: 1. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Создаётся впечатление будто человек что-то прячет за спиной. Такие жесты говорят о том, что выступающий закрыт, скован. следующим этажам или ступеням здания, называемого устной речью, то своеобразным его завершением нужно считать публичное выступление, издавна называемое ораторским искусством. И если оратор их не использует или ведет себя как «стойкий оловянный солдатик», то восприятие его падает в разы. Нет подкрепления информации визуальными образами. Жесты – это задача номер один, если вы решили овладеть ораторским мастерством. Основная поза оратора. Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Какая должна быть реакция оратора на несправедливую, по его мнению, критику Такую критику следует не заметить и спокойно продолжать выступление. Какова должна быть поза и жесты оратора во время выступления? Чтобы игроки его заметили, он использует широкие жесты, подходящие для этой ситуации. Как оратору выбрать размер жеста? Жесты, эффективные для одной аудитории, могут оказаться неэффективными для другой.

Сергей Шипунов Харизматичный оратор. 4Глава Секреты эффективного обучения

Продавец понимающе улыбается, разводит руками и кивает, показывая, что готов сбросить цену. Соглашение достигнуто, они расстаются довольные друг другом. При этом ни одно из сказанных каждым слов не было понято другим. Все решили жесты, выражение лица, интонация. Подобных примеров можно привести тысячи: постукивание по запястью «Который час? Сопровождаемые нужным взглядом и выражением лица, жесты бывают намного красноречивее слов.

Невербальные жесты Соответствие жестов и внутренних состояний Почему же невербальное общение — более информативное средство, чем вербальное? Секрет прост: в большинстве случаев оно непроизвольно и соответствует внутреннему состоянию говорящего, передает его истинное отношение, эмоцию. Мы нахмуриваем лоб, когда задумываемся, брезгливо морщимся при виде неприятного насекомого, расплываемся в улыбке, когда смотрим на любимого человека. Мы прикладываем ладонь к заболевшей части тела, скрещиваем руки на груди, когда замерзли или хотим «закрыться», нервно поправляем волосы в момент волнения. Невербальные жесты красноречивы.

Но, несмотря на их непроизвольный характер, можно научиться управлять ими. Тогда для говорящего они станут верным помощником. Представьте дирижера, оперирующего с помощью тонкой палочки целым оркестром, или регулировщика, направляющего жезлом мощный поток машин. Своими движениями любой сможет так же управлять аудиторией. Есть и обратная сторона.

Умело расшифровывая язык тела, удастся лучше понимать значение реакции окружающих. У собеседника дернулось веко, аудитория начала вертеться, любимый человек нервно сглотнул, когда вы задали ему невинный вопрос? Такое поведение — проявление внутренних состояний. Какие жесты и позы уместны в презентации Поговорим подробнее, какую позицию должно занимать тело, как правильно жестикулировать и какое выражение уместно придать лицу во время публичного выступления. Если все сделать правильно, то получится прочно завладеть вниманием публики, поддерживать ее интерес в процессе произнесения речи и надолго запомниться после.

Видео: эффективная поза оратора Положение тела В психологии публичных выступлений огромную роль играет поза. С ее помощью умелый оратор демонстрирует открытость, уверенность и доброжелательность. Самые неудачные варианты поз — закрытые перекрещенные ноги, сложенные на груди руки. Неблагоприятное впечатление складывается, если спикер неуверенно топчется, переминается с ноги на ногу. Другая крайность: оратор стоит как часовой по стойке смирно, практически не шевелясь, ноги словно склеенные, а руки неподвижны.

Зритель быстро устанет от такого выступающего и переключится на свои мысли или дела. Произнося речь, рекомендуется стоять лицом к зрителю. Ноги можно расставить, но лишь слегка. Слишком широкая постановка выражает надменность и агрессию. Лучше слегка развести носки, плотно упираясь обеими ногами в пол.

Правильно, галерка и фланги, однако существуют индивидуальные предпочтения оратора, например выпадать могут также женщины в центре. Некоторые смотрят выборочно только на знакомых или на поддерживающие лица; слабый пол чаще смотрит на мужскую часть аудитории, сильный — на женскую. Итак, важно охватывать взглядом ВСЮ аудиторию, чтобы среди слушателей не было «любимчиков» и «изгоев». А также важно распределять внимание равномерно по времени, т. Длительность контакта Сколько же по времени тогда смотреть на одного слушателя в зале и когда переключать внимание? Обычно аудитория дает самые разные ответы, однако средняя длительность контакта с одним человеком — 2—3 секунды. Ключевым параметром является фраза «смотрим до контакта», т. Смотрим хаотически Иногда, понимая, что необходимо охватить взглядом всех, оратор начинает «расстрел» зала: стреляет глазами справа-налево и наоборот. Первый — пошел, второй — пошел… Нет, так не пойдет, это странновато и неестественно, а публика между тем вычисляет «схему» взаимодействия и начинает засыпать то в одном, то в другом конце зала. Естественным является хаотическое переключение внимания — ведь тогда сложно угадать, на кого в следующий момент посмотрит оратор.

От сердца к сердцу На тренинге я провожу интересный эксперимент: внезапно перестаю двигать телом и головой и задействую ТОЛЬКО контакт глаз, т. Слушатели сразу замечают такое поведение и оценивают его как «неискреннее, холодное, безразличное» и т. А один молодой человек, сидевший на тренинге без очков, вообще терялся, на него ли я смотрю или нет. Затем я подключаю поворот головы, но публику не устраивает и это. И в итоге я начинаю разворачиваться всем корпусом — слегка влево или вправо при контакте глаз со слушателем. Тогда публика замирает: так вот в чем дело-то! А молодой человек, забывший очки, улыбается: «Теперь-то я вижу, когда ты смотришь на меня». Итак, используем контакт от сердца к сердцу, чтобы еще эффективнее взаимодействовать со слушателями! Усиливаем контакт Как сделать контакт глаз еще более запоминающимся? Добавляем следующие параметры: Смотрим на человека и делаем жест в его сторону.

Приблизиться к той или иной части аудитории, контактируя с ней глазами. Задаем вопрос в зал, при этом глядя на одного из слушателей. Особые случаи Отвечая на вопросы, смотрим на всех! Помните: отвечая на вопрос одного, мы с вами даем интересную информацию и другим. В зале большой начальник? Чуть больше внимания ему. Без лести. По ситуации. Большая аудитория в 100, 200, 1000 человек? Делим ее на сектора и хаотично переключаем внимание, охватывая весь зал!

И наконец, движения по залу — основа основ при произведении эффекта на публике.

Что входит в это понятие? Термин английского происхождения означает «образ» — целостное восприятие личности и ее «послания» аудиторией. Во многом оно зависит от внешнего вида, что связано с интересной чертой человеческой психики. Идентифицируя новый, незнакомый объект или человека, мы бессознательно сравниваем его с чем-то или кем-то уже знакомым, перенося уже сложившееся мнение на неизвестную фигуру. Впечатление формируется за первые две минуты общения с человеком.

Мозг участников дискуссии за это время успевает оценить оратора по 70 параметрам. Поэтому при формировании имиджа важен внешний вид выступающего. Если он связан с «позитивными» аспектами — уверенностью, значимостью, респектабельностью и так далее — аудитория с большим желанием воспринимает информацию и изначально настроена благожелательнее. Оратору, чей образ вызывает недоверие, труднее наладить продуктивный контакт со слушателями, они бессознательно «закрываются» и даже полезная, ценная информация проблематичнее проникает через неосязаемый, но прочный барьер. Продуманный, подобранный под тему, место, обстановку внешний вид помогает выступающему еще до того, как человек начинает говорить. Но имидж складывается и из других моментов: речевых навыков — знания стилей и умения использовать их, владения интонацией, голосом ; невербальной стороны общения — жестов, положения тела, выражения лица, позы; умения «держать» внимание аудитории и владеть словом — кругозора, остроумия, понимания «места и времени» и так далее.

Как внешний вид влияет на образ оратора Обязательное условие верно выстроенного образа — гармоничное соответствие внешнего вида со внутренним ощущением и осознание своей привлекательности.

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать изредка и ненамного. В начале они заставляют прислушаться к речи, в конце — усилить влияние сказанного.

А сейчас мы знаем о так называемом эффекте края. Этот феномен доказывает, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце речи. Значит, в этих частях нужно размещать самые сильные моменты, которые должна запомнить аудитория. Искренность Проявляя искренность, мы предрасполагаем к себе аудиторию.

Проверенный прием — начать речь с фразы: «Я очень волнуюсь, так как хочу, чтобы вы прониклись этой темой также как и я». Так вы сразу расположите к себе аудиторию. Движущая сила исполнения — душа. Цицерон Повторы и сравнения для усиления эмоционального напряжения В знаменитой обвинительной речи против Катилины римский оратор говорил: «О времена!

О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует! И сейчас повторы часто используются в выступлениях и рекламе. К примеру, слоган из рекламного ролика: «Майский чай — любимый чай!

Либо повторяющаяся фраза из знаменитой стэнфордской речи Стива Джобса: «Будьте голодными!

Язык жестов (невербальное общение с аудиторией)

  • Внешний вид оратора, стиль, манеры, жесты, мимика
  • Ошибка №1. Оратор создает невербальный барьер.
  • Как научиться ораторскому искусству: 10 главных правил
  • Основы успешного публичного выступления. Часть 6
  • Мимика оратора

Вы точно человек?

Мы нахмуриваем лоб, когда задумываемся, брезгливо морщимся при виде неприятного насекомого, расплываемся в улыбке, когда смотрим на любимого человека. Мы прикладываем ладонь к заболевшей части тела, скрещиваем руки на груди, когда замерзли или хотим «закрыться», нервно поправляем волосы в момент волнения. Невербальные жесты красноречивы. Но, несмотря на их непроизвольный характер, можно научиться управлять ими.

Тогда для говорящего они станут верным помощником. Представьте дирижера, оперирующего с помощью тонкой палочки целым оркестром, или регулировщика, направляющего жезлом мощный поток машин. Своими движениями любой сможет так же управлять аудиторией.

Есть и обратная сторона. Умело расшифровывая язык тела, удастся лучше понимать значение реакции окружающих. У собеседника дернулось веко, аудитория начала вертеться, любимый человек нервно сглотнул, когда вы задали ему невинный вопрос?

Такое поведение — проявление внутренних состояний. Какие жесты и позы уместны в презентации Поговорим подробнее, какую позицию должно занимать тело, как правильно жестикулировать и какое выражение уместно придать лицу во время публичного выступления. Если все сделать правильно, то получится прочно завладеть вниманием публики, поддерживать ее интерес в процессе произнесения речи и надолго запомниться после.

Видео: эффективная поза оратора Положение тела В психологии публичных выступлений огромную роль играет поза. С ее помощью умелый оратор демонстрирует открытость, уверенность и доброжелательность. Самые неудачные варианты поз — закрытые перекрещенные ноги, сложенные на груди руки.

Неблагоприятное впечатление складывается, если спикер неуверенно топчется, переминается с ноги на ногу. Другая крайность: оратор стоит как часовой по стойке смирно, практически не шевелясь, ноги словно склеенные, а руки неподвижны. Зритель быстро устанет от такого выступающего и переключится на свои мысли или дела.

Произнося речь, рекомендуется стоять лицом к зрителю. Ноги можно расставить, но лишь слегка. Слишком широкая постановка выражает надменность и агрессию.

Лучше слегка развести носки, плотно упираясь обеими ногами в пол. Другой удачный вариант — слегка выставить одну стопу вперед, перенеся вес тела чуть назад или подать тело немного вперед. Такая поза демонстрирует непринужденность и спокойную уверенность.

Главное, не переборщить. Другой полезный совет: голову держать прямо, а грудь слегка выставлять вперед. Эта невербальная поза показывает открытость и уверенность, позволяет лучше контролировать дыхание.

И еще: если показываете что-то на экране, подойдет «египетский разворот»: голова развернута в профиль к зрителю, а корпус — анфас. Боком к зрительному залу вставать не следует, спиной тем более. Случаются ситуации, когда спикер выступает сидя.

Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту. Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.

Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность. Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами: а Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

Сдержанный, но качественный джемпер или женственная блуза под классическим костюмом создают уважительно-дружеское «настроение». Женщинам выглядеть презентабельно и уместно даже сложнее, чем мужчинам. Многообразие предметов современного женского гардероба «размывает» представление об убедительном ораторе. Ключевое правило — безукоризненно аккуратный внешний вид, ни малейшей неряшливости даже в скромной casual-одежде, лаконичной прическе, сдержанном макияже. Ораторская речь и манеры как часть образа Для имиджа важна правильная речь, поэтому при подготовке к выступлениям посещают занятия по ораторскому мастерству и «ставят» голос. Произнося речь, вы привлекаете внимание манерой говорить и удерживаете его качеством текста и грамотной подачей. Поэтому для создания образа оратору требуется: следить за отчетливостью при произношении речи; окрашивать речь эмоционально с помощью интонаций, изменения громкости голоса, темпа говорения; помнить о стиле изложения. Различают несколько стилей ораторской речи. Деловой оптимален при доведении до аудитории структурированной информации, академический, научный создает впечатление истинности и неопровержимости фактов. Художественный стиль изложения подчеркнет эстетическую сторону текста, разговорный уместен при неформальном общении с аудиторией. В специфических случаях нужны специальные виды речи — политический, судебный и так далее. Манеры выступающего не менее важны, чем одежда и речь и тесно связаны с ними.

Вместе с обучающий образовательным порталом «Явкурсе» Светлана подготовила для Вас обучающий видеокурс о том, как работать со своими жестами и позами выступающему оратору!

Жесты оратора

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя жестикуляция не украшает говорящего и вызывает неприязнь и не интерес к информации, которую подает докладчик. От жестов необходимых, которые способствуют успеху речи, надо отличать бессмысленные, механические встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др. В ораторском искусстве используются: Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Эмоциональные жесты. Передают оттенки чувств сжатый кулак, овальное движение руки , «отрубающая» фразу рука. Указательные жесты. Рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие , на которые можно указать. Изобразительные жесты.

Наглядно представляют предмет, показывают его. Символические жесты. Несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности отмашка кистью правой руки , жест противопоставления кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь» , жест разъединения ладони раскрываются в разные стороны , жест обобщения овальное движение двумя руками одновременно , жест объединения пальцы или ладони рук соединяются. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица.

Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". К этой группе относятся жест категоричности сабельная отмашка кистью правой руки , жест противопоставления кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь" , жест разъединения ладони раскрываются в разные стороны , жест обобщения овальное движение двумя руками одновременно , жест объединения пальцы или ладони рук соединяются.

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость.... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Кони: "Лицо говорит вместе с языком".

Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону. Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг. Жесты Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета.

Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание.

При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту. Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное, и даже дружественное отношение, а не сердитое. После ораторского выступления необходим анализ, вывод. Таким образом, обобщая можно сказать, что жестикуляция, мимика и позы важны во время выступления, но перебарщивать не стоит, докладчик будет выглядеть нелепо и не заинтересует публику. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. Таким образом, нельзя не согласиться, что проблема общения людей является актуальной. Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Публикации из раздела "Ораторское искусство"

  • Подготовка оратора и техника его речи
  • Жесты в выступлении оратора. Упражнения для развития свободного жеста
  • Жесты в выступлении оратора. Упражнения для развития свободного жеста
  • 7 ошибок языка тела: секреты ораторского мастерства
  • Читайте также
  • Секреты успешного публичного выступления

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий