Операции искра в январе 1943 года

Прорыв блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов в результате операции «Искра» произошел 18 января 1943 года в районе рабочих поселков вблизи Синявинских высот.

Операция "Искра"

Одну из Кобоны до станции Ладожское озеро уже к тому времени начали строить на деревянных сваях, вбитых в дно озера, а вторую — узкоколейку — только еще собирались проложить прямо по льду». Ставка одобрила второй вариант причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург» , но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга — Ленинград. А дальше — вообще очистить от немцев Неву. В таком виде план операции и был утвержден. Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов.

Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие.

Позиции немцев почти два с половиной часа методично утюжат из сотен сухопутных и корабельных стволов, по штабам и опорным пунктам массированно бьет авиация. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов.

Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки врага. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем.

Тяжелых и средних танков у наступающих нет - их не выдержал бы тонкий лед, поэтому приходится довольствоваться поддержкой легких Т-60, БТ-5, Т-26 и бронеавтомобилями. Они, словно картонные, вспыхивают под ударами бронебойных снарядов противотанковых пушек гитлеровцев. Вскоре наступление 67-й армии захлебывается, к концу дня удается вклиниться в оборону противника всего на три километра.

Темпы прорыва снижают торфяники и минные поля. Не легче обстановка и с внешней стороны кольца, в полосе атаки 2-й ударной, идущей с востока. На левом фланге наступают части 8-й армии.

Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на шесть километров к западу. Вскоре бойцы 327-й стрелковой овладели особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев - рощей «Круглая». Это первый существенный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе.

Понимая опасность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями. Начинаются бесконечные изматывающие контратаки. Под угрозой окружения некоторые прорвавшиеся части 67-й армии откатываются назад.

Примечательно, что именно здесь, в ходе операции «Искра» под Ленинградом, советские войска впервые подбили и захватили новейшие немецкие тяжелые танки Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 - легендарные «Тигры», которые затем тщательно изучат специалисты в Кубинке.

Ими были не только военнослужащие Красной Армии, но и простые горожане. В нечеловеческих условиях они поддерживали жизнь в городе, отдавая взамен свою, чтобы отстоять Северную столицу и не отдать ее врагу.

Мы чтим героизм наших предков. Память об их Подвиге навсегда останется в наших сердцах, передаваясь из поколения в поколение.

В октябре и ноябре осуществить прорыв блокады пытались войска Ленинградского фронта — и вновь безуспешно. В течение 1942 года были проведены Любавинская, Старопановская, Ям-Ижорская и Синявинская наступательные операции, которые также окончились неудачей. Но их опыт был учтен при разработке операции «Искра». Название операции предложил Сталин, объяснив это тем, что поскольку предыдущие попытки прорвать блокаду города на Неве закончились неудачей, то на этот раз из «искры» наконец должно возгореться «пламя» победы. Главный удар решено было нанести там, где расстояние между войсками Ленинградского фронта генерала Говорова и Волховского фронта генерала Мерецкова было кратчайшим.

Повышенное внимание уделялось авиации, которой предстояло действовать челночным образом — самолеты взлетали с аэродромов своего фронта, а сбросив бомбы садились на аэродромах соседнего фронта, получали новые боеприпасы и летели обратно. На помощь войскам были подтянуты партизаны Ленинградской и Псковской областей.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

В начале декабря 1942 года штаб командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова разработал план операции, получившей название «Искра». Наступление советских дивизий продолжалось семь суток, бои велись и днём, и ночью. День за днём красноармейцы освобождали от нацистов по два километра советской земли. Благодаря успеху в кратчайшие сроки удалось построить для соединения Ленинграда с остальной страной автомобильную и железнодорожные трассы для улучшения снабжения горожан и войск всем необходимым. Однако немецкие войска всё ещё оставались вблизи города. После изменения стратегической ситуации на советско-германском фронте и победы на Курской дуге началась подготовка к Ленинградско-Новгородской операции по полному разгрому немецких войск под Ленинградом и снятию блокады.

Использовались знания и наших физиков из Физико-технического института имени Иоффе — они выезжали, смотрели, промеряли лед, советовали, как его можно нарастить — это была уникальная операция". Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск.

И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена. Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником. В таких условиях начинать наступление было рискованно. Эта просьба была удовлетворена Ставкой, и старт операции "Искра" назначили на 12 января 1943 года. ТАСС вспоминала, что когда приехала к деду как раз в момент подготовки операции, то спросила его: Леня, а что будет, если операция… ну, не удастся? Ведь уже столько попыток было… А он говорит: Лида, тогда мне остается только одно — головой в прорубь", — рассказал Алексей Говоров.

По его мнению, генерал здесь не имел в виду страх перед Сталиным или что-то подобное — он просто понимал, что права на ошибку у него нет, Говоров очень любил Ленинград и очень глубоко и лично воспринимал трагедию людей, трагедию города. Музей блокады Ленинграда представил новые экспонаты об операции "Искра" Прорвать блокаду планировалось на мгинско-шлиссельбургском выступе, в районе Шлиссельбург — Синявино на южном берегу Ладожского озера. Этот участок немецкой обороны шириной 15 км называли бутылочным горлышком. В районе прорыва на каждый километр фронта 18-я армия немецкой группы армий "Север" под командованием генерал-полковника Линдемана имела свыше 20 прочных огневых точек, каждый участок оборонялся большими силами пехоты, на каждом квадратном метре было сосредоточено 12 станковых и 20 ручных пулеметов. Нанести решающие удары было приказано усиленным 67-й армии Ленфронта и 2-й ударной армии Волховского фронта. Для обеспечения их действий были выделены силы 13-й и 14-й воздушных армий, часть артиллерии Балтфлота и Ладожской военной флотилии. Наступление началось утром 12 января. Температура воздуха в тот день опустилась до 23 градусов ниже нуля.

Погодные условия вынудили отказаться от массированного использования авиации, однако боевые вылеты совершали небольшие группы штурмовиков.

Немецкие войска, усиленные спешно переброшенными резервами, продолжали прочно удерживать опорные пункты. Войска 67-й армии в ходе второго дня операции имели незначительное продвижение. Советские войска продолжали медленно продвигаться навстречу друг другу. Вечером того же дня частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады Ленинградского фронта был освобождён Шлиссельбург. В этот же день войска 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта взяли Липки.

Таким образом, к вечеру 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а все южное побережье Ладожского озера очищено от немецких войск. Но значимых успехов наступающим советским частям добиться не удалось. Немецкое командование перебросило в район Синявино 5 дополнительных дивизий, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Неудачи конца января вынудили Ставку ВГК скорректировать план наступления. Согласно новому плану к операции подключались 55-я армия Ленинградского фронта и 54-я армия Волховского фронта, которые встречным ударом в направлении Тосно должны были отсечь мгинско-синявинскую группировку противника от основных сил. Две недели советские войска пытались взломать оборонительные позиции противника, но серьезных успехов атакующим войскам добиться не удалось.

Немецкое командование, умело маневрируя резервами, надежно удерживало занимаемые позиции. К концу февраля 1943 года стало понятно, что без серьезной подготовки выполнить все поставленные задачи не удастся.

В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров оккупированной земли, вдоль и поперек перепаханной немецкими траншеями и противотанковыми рвами. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов - с запада и с востока. За годы блокады вермахт успел здесь основательно окопаться. Так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой мощный укрепрайон, удерживаемый пятью прекрасно вооруженными и укомплектованными дивизиями группы армий «Север».

Опасаясь прорыва, противник стянул сюда 700 орудий и минометов, а также до полусотни танков. Оборону в районе держал 26-й армейский корпус генерала Лейзера и части 54-го корпуса. Многочисленные дзоты, опорные пункты и закопанные в грунт трофейные советские танки соединялись широкими валами из бревен и земли. Политые водой, валы схватывались на морозе и становились прочными, как бетон. Пространство между узлами сопротивления было перетянуто колючей проволокой, плотно заминировано и простреливалось перекрестным огнем. Сверху все это хозяйство прикрывали «Юнкерсы» и «Мессершмиты» первого воздушного флота люфтваффе.

Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные кулаки под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й и 14-й воздушных армий. С моря - корабли Балтийского флота. Если бы одна из сторон вышла туда раньше другой, то следовало прорываться дальше, до встречи со своими. Чтобы скрыть от противника подготовку наступления, технику и личный состав перемещали только ночью или в нелетную погоду, все обсуждения и совещания проходили в условиях абсолютной секретности.

Историки отмечают, что полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек. Это помогло - немцы чувствовали неладное, но до последнего не знали, когда и куда именно ударят русские. Усиленные для прорыва 2-я ударная армия генерал-лейтенанта Романовского и 67-я армия генерал-майора Духанова были готовы к бою еще 1 января 1943 года, но в планы военных вмешалась погода.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. 79 лет назад в этот день, 18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, державшее в своих оковах город на Неве. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и миномётов (калибром 76-мм и выше), более 600 танков и 809 самолётов. 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Красная армия собиралась прорубить дорогу в страдающий от голода город – в первую очередь надо было спасать жителей. Операция «Искра» началась 12 января 1943 года. И только 27 января 1944 года блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня, была полностью снята. Ленинград — единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Операция «Искра»

Восемьдесят лет назад, 18 января 1943 года, советские войска прорвали блокаду северной столицы. Операция "Искра", проведенная с 12 по 30 января, стала первой крупной победой Красной армии на Ленинградском направлении. Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» (12-30 января) составили 115 082 человек (33 940 – безвозвратно), при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека (12 320 – безвозвратно), а Волховский – 73 818 человек (21 620 – безвозвратно). 79 лет назад в этот день, 18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, державшее. 12 января 1943 года после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. Наступательная операция "Искра", благодаря которой в сердцах защитников блокадного Ленинграда затеплилась надежда, проходило с 12 по 30 января 1943 года. В день 80-летия прорыва блокады мы решили вспомнить и рассказать о событиях этих важных дней.

Операция Искра

На карте № 1 показано положение сторон под Ленинградом к концу 1942 года. Учитывая сложившуюся обстановку Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Операция получила название «Искра». Голод, холод и непрекращающиеся обстрелы врага – таким страшным испытаниям подвергались ленинградцы на протяжении 872 дней. Операция по освобождению города «Искра» началась утром 12 января 1943 года. Известно, что план будущей операции «Искра» разрабатывался в конце осени – начале зимы 1942 года. Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов около Рабочего поселка №5 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция «Искра»). Январь 1943 г. Советские артиллеристы ведут огонь из 122-мм гаубицы образца 1938 года (М-30). Дата, которую отмечаем сегодня, изменила ход Второй мировой войны. Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра».

Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»

Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно.

С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей.

Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.

Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г.

У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки.

Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен.

Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы.

Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко.

Оборонительные линии были насыщены узлами сопротивления, имели развитую сеть окопов, укрытий, блиндажей, средствами огневого поражения. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район. Ситуация для атакующей стороны усугублялась лесисто-болотистой местностью в этом районе. К тому же здесь располагалась большая территория синявинских торфоразработок, которые были изрезаны глубокими канавами. Территория была малопроходимой для бронетехники и тяжёлой артиллерии, а они были нужны для разрушения вражеских укреплений. Для преодоления такой обороны требовались мощные средства подавления и разрушения, огромное напряжение сил и средств наступающей стороны. Ударные группировки советской армии Ещё в ноябре 1942 года командование ЛФ представило Верховному Главнокомандующему свои предложения по подготовке нового наступления под Ленинградом.

Планировалось в декабре 1942 года — феврале 1943 года провести две операции. В ходе «Шлиссельбургской операции» предлагалось силами ЛФ совместно с войсками Волховского фронта прорвать блокаду города и построить железную дорогу вдоль Ладожского озера. В ходе «Урицкой операции» собирались пробить сухопутный коридор к Ораниенбаумскому плацдарму. Операция получила кодовое название «Искра», войска были должны быть в полной боевой готовности к 1 января 1943 года. К концу января 1943 года Красная Армия должна была выйти на линию река Мойка — Михайловский — Тортолово. Директива также сообщала о проведении «Мгинской операции» в феврале с целью разгрома немецкой группировки в районе Мги и обеспечения прочной железнодорожной связи Ленинграда со страной. Координация действий фронтов возлагалась на маршала Климента Ворошилова. На подготовку операции был отведён почти месяц. Большое внимание было уделено взаимодействию между войсками двух фронтов. В тылу были созданы учебные поля и специальные городки для отработки наступательных действий соединений в лесисто-болотистой местности и штурма эшелонированной обороны противника.

Соединения 67-й армии отрабатывали методы форсирования Невы по льду и наведения переправы для танков и артиллерии. В ЛФ по указанию Говорова были сформированы артиллерийские группы: дальнего действия, особого назначения, контрминометная и отдельная группа гвардейских минометных подразделений. К началу операции благодаря усилиям разведки командование смогло составить довольно хорошее представление о немецкой обороне. В декабре произошла оттепель, поэтому лёд на Неве был слабым, а болотистая местность — труднодоступной, поэтому, Ставка по предложению командующего ЛФ перенесла начало операции на 12 января 1943 года. Для проведения операции в составе ЛФ и ВФ фронтов были сформированы ударные группировки, которые усилили бронетанковыми, артиллерийскими и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки. На Волховском фронте основу ударной группы составила 2-я ударная армия Романовского. В её составе, включая резерв армии, было 12 стрелковых дивизий, 4 танковые, 1 стрелковая и 3 лыжные бригады, гвардейский танковый полк прорыва, 4 отдельных танковых батальона: 165 тыс. С воздуха армию поддерживали около 400 самолётов. Кроме того, войска 8-й армии: 2 стрелковых дивизии, бригада морской пехоты, отдельный танковый полк и 2 отдельных танковых батальона, наносили вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский. Наступление 2-й ударной и 8-й армии поддерживало около 2885 орудий и минометов.

Со стороны ЛФ главную роль должна была сыграть 67-я армия Духанова. В её составе было 7 стрелковых дивизий одна гвардейская , 6 стрелковых, 3 танковые и 2 лыжные бригады, 2 отдельных танковых батальона. Поддерживали наступление артиллерия армии, фронта, Балтфлота 88 орудий калибром 130—406 мм — около 1900 стволов, 13-я воздушная армия и морская авиация — около 450 самолётов и около 200 танков. Части 67-й армии должны были форсировать Неву на 12 км участке между «Невским пятачком» и Шлиссельбургом, сосредоточив главные усилия в направлении Марьино, Синявино. Обе ударные группировки насчитывали около 300 тыс. Саперы Волховского фронта красноармеец А. Зубакин и сержант М. Каменский справа делают проходы в проволочном заграждении в районе Синявино. Блокадный Ленинград.

Дивизия, а затем корпус были задействованы во всех крупных операциях на наиболее ответственных участках фронта. Симоняка называли «генералом прорыва». В экспозиции представлены фуражка и погоны героя. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение. Среди авиационных предметов — контрольный щиток из кабины истребителя полковника П.

Подготовка Известно, что план будущей операции «Искра» разрабатывался в конце осени — начале зимы 1942 года. В это время инициатива в войне медленно начала переходить к Советскому Союзу. Правда, на всём северо-западном направлении после боёв сентября—октября 1942 года установилось очень шаткое равновесие, которое могло быть нарушено в любой момент. Нельзя сказать, что немцы не собирались воспользоваться этим моментом. Однако маятник уже качнулся в другую сторону. Сначала немецкое высшее командование решило использовать 11-ю армию Эриха Манштейна не под Ленинградом, а на южном фланге группы армий «Север». Это разом лишило 18-ю армию под Ленинградом нескольких испытанных в бою соединений. А потом и Красная армия перешла в общее контрнаступление. Самым важным эпизодом этих грандиозных событий стала Сталинградская битва , безусловно, повлиявшая на ситуацию под Ленинградом. Командующий Ленинградским фронтом Леонид Александрович Говоров Но были и другие события, которые непосредственно подготовили почву для успеха Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года. Например, наступление 1-й ударной и 11-й армий Северо-Западного фронта, начавшееся 28 ноября 1942 года. Его целью было перерезание «Рамушевского коридора». Казалось бы, причем здесь Ленинград? Да, событие относительно далёкое, но из-за него командующий 16-й армией Эрнст Буш требовал резервы, источником которых стала блокировавшая город 18-я армия. В результате к концу 1942 года командующий 18-й армией Георг Линдеманн оставался без армейского резерва. Взамен испытанных в бою соединений Линдеманн получил авиаполевые дивизии, ставить которые на наиболее угрожаемые участки было просто опасно. С грехом пополам он смог усилить только войска в Южном Приладожье. Результат попыток прорыва блокады по-прежнему зависел от того, насколько быстро и оперативно группа армий «Север» успеет получить свежие силы, и за счёт качества этих сил.

Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо

  • Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
  • «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском
  • Взаимодействие со СМИ
  • Как освободили Ленинград от блокады
  • Как высекали «Искру» и спасали Ленинград
  • Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда - Знаменательное событие

Операция "Искра"

В этих условиях Ставкой был разработан план новой операции, который получил название «Искра». 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут более 4,5 тысяч орудий и минометов двух фронтов и Краснознаменного Балтийского флота обрушили свой удар по позициям противника. 80 лет назад в 1943 году началась наступательная операция "Искра", результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Суть операции состояла в том, чтобы встречными ударами Ленинградского фронта – с запада, и Волховского фронта – с востока разбить группировку. Старший лейтенант Г. Воробьев, помпотех командира роты 98-й танковой бригады: «В боях по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года наша 98-я отдельная танковая бригада была придана 18-й стрелковой дивизии.

Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.

Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя.

И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады. Это была операция «Искра». Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову.

Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до её начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона.

Тяжелейшие бои по расширению и углублению вклинения проходили до конца февраля 1943 года. Однако прорваться на Мгу или завершить окружение остатков немецкой обороны в роще Круглая тогда так и не удалось. Что же случилось в перерыве между 4 и 7 марта 1943 года? В течение шестичасового боя им сначала удалось расчленить части, оборонявшие «мешок», отрезать их по линии дороги Синявино - Гонтовая Липка от основных сил, а затем подавить отчаянное сопротивление окружённых в «котле» наших частей. Немцы решили, что постоянно наступавшие наши дивизии, сидевшие в «мешке», уже выдохлись. Наши оборонительные сооружения не оценивались немцами как надёжные. Немцы считали, что в основном советские части использовали их старые бункеры. Операция предполагала действия четырёх штурмовых групп.

Две из них, батальонной силы, должны были глубокими узкими ударами пронзить русскую оборону в «мешке» вплоть до дороги Синявино-Гонтовая Липка. Две других ротных штурмовых группы, усиленные сапёрами, должны были с двух сторон наступать в створе этой дороги, отрезая от тылов нашу группировку в «мешке». Всем штурмовым группам давались самоходные орудия. Операция началась внезапно в предрассветных сумерках после короткого огневого удара, и, вследствие 45-минутного молчания нашей артиллерии, немцам сопутствовал успех. Бой 6 марта 1943 года, конечно, не был для немцев лёгким. Были у противника трудности с переходом через тракт из-за того, что запоздал подход «тигров».

Далее Л.

Говоров отмечал: "Не зная действительной обстановки и, следовательно, положения своих войск и войск противника, они лишают себя возможностей организовывать последующие этапы боя, пуская тем самым дело на пагубный самотек". Осенью 1942г. Поэтому подготовка новой наступательной операции по прорыву блокады велась задолго до ее начала. Командующим был назначен генерал-майор М. Враг продолжал варварские артобстрелы и бомбардировки города. В 1942г. Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта.

Еще в середине ноября 1942г. Приступая к планированию операции по прорыву блокады Ленинграда, командующие фронтами должны были лично определить это место. В конце октября в Ленинград вместе с начальником штаба и другими должностными лицами прибыл генерал армии К. На заданный Л. Говорову вопрос: "Какое участие Вы сможете принять в предстоящей операции? На глубокую операцию у нас сил не хватит". Уже тогда стало ясно, что прорывать блокаду придется где-то возле Ладоги.

Безусловно, перед Волховским фронтом ставились сложные задачи, которые связывались с особенностями шлиссельбургско-синявинского выступа. Но где? Самым коротким являлось 12- километровая полоса между Шлиссельбургом и Липками — по шесть километров каждому из фронтов. Тогда же была разработана наступательная операция Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота. Замысел состоял в том, чтобы встречными ударами двух фронтов при участии авиации, артиллерии и флота разгромить группировку противника в районе шлиссельбургско-синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера, прорвав кольцо блокады. Эти предложения и были направлены в ставку ВГК. Очень беспокоил "прыжок" через Неву.

Конечно, зимой форсировать реку проще, чем летом. В связи с этим возник вопрос, сможет ли лёд выдержать переправу войск и вооружения. Если гитлеровцы до переправы войск через Неву или во время самого броска взорвут прибрежную ледяную полосу, атака, не начавшись, может захлебнуться. Руководствуясь этими обстоятельствами, командование Ленинградского фронта попросило сроки проведения операции приурочить ко времени, когда установится прочный ледяной покров на Неве и торфяники на ее левом берегу станут надежными для прохода танков и артиллерии, т. Значительным препятствием для наступающих явилась лесисто-болотистая местность и широкая река Нева. Враг заминировал ее левый обрывистый берег, скаты которого были политы водой и превращены в ледяные горки. Каждый километр берега находился под прицелом 25-27 орудий и минометов и 30-40 огневых точек.

Бойцы Ленинградского фронта называли левый берег Невы "Невским Измаилом". Не менее мощный оборонительный рубеж был создан немцами и перед Волховским фронтом. На болотистых участках немцы построили деревянно-земляные и снежно-ледяные валы и заборы толщиной и высотой от 1,5 до 2-х метров. Для укрепления полосы обороны немцы использовали наши танки, которые были подбиты во время сентябрьских боев 1942 года. Они превратили их в неподвижные огневые точки, которые окаймляли Синявинские высоты и рощу "Круглая". В полосе прорыва 2-й Ударной армии их насчитывалось до 40 штук, они были малоуязвимы для артиллерии. Рассмотрев все вопросы и предложения фронтов, ставка ВГК наметила сроки проведения операции с кодовым наименованием "Искра" и усилила оба фронта артиллерийскими, минометными и танковыми соединениями.

Волховский фронт из резерва Ставки получил пять стрелковых дивизий, одну инженерно-саперную бригаду, три лыжно-стрелковых бригады и четыре аэросанных батальона. Фронтом было сформировано четыре зенитно-артиллерийских дивизиона, десять минометных полков, два полка реактивной артиллерии и танковый полк. Ленинградский фронт был усилен одной стрелковой дивизией, пятью стрелковыми бригадами, одной зенитно-артиллерийской дивизией и тремя аэродесантными батальонами. Кроме того, на Ленинградском фронте были вновь сформированы: артиллерийская дивизия и бригада, три артиллерийских и минометных полка, пять дивизионов реактивной артиллерии, танковый полк и четыре танковых батальона. К началу операции наши войска на участке прорыва превосходили противника в пехоте в 4,5 раза, по артиллерии в 6-7 раз, по танкам в 10 раз, по самолетам в 2 раза. С воздуха войска Ленинградского фронта поддерживала 13-я воздушная армия генерал-майора С. Рыбальченко, боевые действия Волховского фронта обеспечивала 14-я воздушная армия генерал-майора И.

К участию в операции привлекалась авиация дальнего действия, авиация КБФ, а также береговая и корабельная артиллерия Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской флотилии.

Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки. В ночь на 11 января 1943 года войска заняли исходные позиции. Масштабы сражений и перелом фронта Захваченные после прорыва трофеи. На кону у Красной армии стоял не только крупнейший советский город, но и честь всего фронта. Нельзя было сдаваться и немцам.

После сложнейших атак и неимоверных потерь в полночь 18 января радиодиктор объявил, что военная блокада прорвана. Ленинградские улицы и проспекты накрыло всеобщее ликование. Не сдерживая эмоций, ленинградцы неустанно благодарили военных за прорыв блокады. Конечно, достигнутый результат в общевоенных масштабах выглядел достаточно скромно, ведь ширина образованного коридора составляла от силы 11 км. Основная суть заключалась в символическом значении прорыва. Улучшилось и материально-техническое снабжение города. Оперативно были проложены новая железнодорожная линия, автомагистраль и несколько переправ через Неву.

Уже 7 февраля Финляндский вокзал встретил первый поезд с так называемой «Большой Земли». В Ленинграде стали действовать общегосударственные нормы продовольственного снабжения, что резко улучшило жизнь ленинградцев и положение войск по Ленинградскому фронту.

Прорыв - дело чести

  • Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
  • Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
  • Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда • Николай Стариков
  • 80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
  • Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий